Правописание приставок и предлогов. Раздельное написание предлогов, слитное – приставок Правописание приставок и предлогов примеры

Солнце за тучку за шло.

Упражнение 41. Объясните, какое новое значение придают слову приставки.

1. Шёл (по дороге), дошёл (до школы), пришёл (в класс), вышел (из дома), перешёл (через речку), зашёл (за товарищем), сошёл (с крыльца), обошёл (весь сад), ушёл (в лес), пошёл (в сельсовет).

раз дать до дать пере дать при дать
от дать вы дать из дать с дать

3. Говор, раз говор, у говор, вы говор, пере говоры, при говор, за говор, по говорка.

Упражнение 42. От данных слов образуйте новые слова, используя, где возможно, приставки: при-, под-, от-, в-, с-, про-, пере-, об-, на-.

Летит, гонит, делай, горит, плывём, идём, возит, учить.

6. Правописание приставок
в-, над-, об-, от-, под-, пред-.

Упражнение 43. Спишите; укажите в данных словах приставки и объясните их написание.

Вбили, впустите, отколи, подпиши, отдохну, надстроили, подкрался, отдай, подпрыгнул, вбежали, встали, отдали, отстали, подсади, подбили, подстрелил, обстригли, обрубили, обсудим, подсыпать, вскочил, подхватил, предвидел, представьте.

Упражнение 44. Добавьте одну из приставок от-, под-, над- , какая подойдёт, к следующим словам:

ставка, стройка, сказал, ступили, пишите, деление, думали, держите, толкнул, пилите, катим, вязал, рубите, бросил.

Упражнение 45. Прибавьте к данным словам приставки и составьте с этими словами предложения:

учил, бил, пустил (с приставкой под- или от- );
ехали, ужинали, толкнули (с приставкой от- );
жечь, думать, рубить (с приставкой об- ).

Приставка с-.



Упражнение 46. Спишите предложения; подчеркните слова с приставкой с-.

1. Раньше встанешь, больше сделаешь. 2. Рожь уже сжата. 3. Сбор винограда закончился. 4. Сгоряча я не почувствовала боли. 5. Мы сговорились идти завтра в музей. 6. Сзади пруда сгорел сарай. 7. С горы сбегает ручеёк. 8. Путники сбились с дороги. 9. Вот здесь мы срубили берёзку. 10. Дети с криком сбежали с крыльца. 11. Лошадка еле сдвинула воз с места.

Упражнение 47. Спишите предложения и подчеркните в словах приставку с- и следующие за ней буквы (б, г, д, ж ).

1. Тучи сгустились и повисли над землёй. 2. Крестьянин сжалился над птичкой и впустил её в избу. 3. Охотник крепко сжимает ружьё. 4. Дрова сгорели, и костёр погас. 5. Пассажир сдал вещи в багаж. 6. Мы сговорились навестить больного учителя. 7. Девушки дружно принялись сгребать сено в копны. 8. Пенёк старой сосны сгнил и почернел. 9. Костя купил сборник стихотворений Некрасова.

Упражнение 48. Составьте по два предложения со словами здесь, здание, здоровье.

Упражнение 49. Спишите предложения, вставляя вместо точек приставку с-.

1. Задумала старуха падчерицу со света...жить. 2. Не...держать коня лихого. 3. ...бил, ...колотил - вот и колесо. 4. Змеи весной...вбрасывают кожу. 5. Собак...бежалось с полсотни. 6. Льдины то расходились, то...ближались. 7. Храни свои...бережения в...берегательной кассе. 8. Хлеб уже...жали и...везли с полей.

Правописание приставок на з - с.

Из- воз- раз- без-

Ис- вос- рас- бес-

Упражнение 50. из- или ис- буквы з и с подчеркните.



Брать - портить, жарить - сохнуть, бежал - тратил, водить-пытать, жить - пробовать, режьте - тратьте.

Упражнение 51. воз- или вос- ;буквы з и с подчеркните.

Ход - дух, наградить - питать, ненавидеть - кликнуть, водить - становить.

Упражнение 52. Напишите данные слова с приставкой раз- или рас- , буквы з и с подчеркните.

Храбриться, думать, стрелять, влечение, тащить, цветут, спросите, дать, смотрим, двинулись, красьте, колите, скажем, решили, пустить, водить, продали, работали, вести, кроить, кинулись, вернёмся, хвалят, ставить, чесать, ломаем, мешали.

Упражнение 53. Данные слова напишите с приставкой без- или бес- ;буквы з и с подчеркните.

Вредный, полезный, людный, покойный, жизненный, сильный, страшный, честный, хозяйственный, водный, шумный, партийный, грамотный, дымный.

Упражнение 54. Каждые два выделенных слова соединяйте в одно; предлог обращайте в приставку.

Образец: Степь без воды. - Безводная степь.

1. Герой без страха . 2. Мотор без шума . 3. Дело без пользы . 4. Зима без снега. 5. Человек без силы . 6. Дорога без конца . 7. Глубина без меры . 8. Подарок без цены . 9. Ночь без сна . 10. Даль без предела . 11. Местность без леса . 12. Работа без ошибки . 13. Небо без облаков . 14. Время без забот .

Упражнение 55. Перепишите статью и вместо точек вставьте букву з или с .

НАСТУПЛЕНИЕ.

Командир отдал ра...поряжение наступать. Наша пехота бе...страшно бросилась в атаку ра...вёрнутым строем. Ряды неприятеля ра...строились. Бе...прерывно гремели пушки. Снаряды в...рывали землю. Враг был ра...громлен. Отступая, он ра...рушил мост и в бе...порядке ра...сыпался по лесу.

Упражнение 56. Такое же задание, как в упражнении 55.

Не успел ра...сказчик произнести последние слова, как обе собаки поднялись и и...чезли во мраке. Послышалась беспокойная беготня ра...тревоженного табуна. Лай замолк. Голос Павла принёсся уже и...далека. Внезапно ра...дался топот скачущей лошади, и опять всё смолкло.

Упражнение 57. Прочитайте статью и выделите слова с приставками раз-(рас-), без- (бес-) и с- и объясните их написание.

Рассвет начинается. Я вышел из дома и направился к лесу. Река сбрасывала с себя дымку тумана. Кругом расстилаются безбрежные колхозные поля. Жаворонки вьются в беспредельной высоте и рассыпают свои радостные песни. Раскалённое солнце разбрасывает свои лучи на необъятные просторы земли. Вот вошёл я в лес. Воздух здесь наполнен запахом расцветающих цветов. Узкая расчищенная дорожка вела в глубину леса.

Упражнение 58. Спишите статью и вставьте в приставках пропущенные буквы з или с .

Моросит мелкий дождь. Он идёт с ра...света и льёт бе...престанно тонкими струйками. Без устали дует ветер, далеко ра...нося семена деревьев и трав. Первая ра...пустилась берёза, и она первая пожелтела. Осина ра...цветилась красными листьями. Но порывистый ветер...брасывает и это последнее убранство. Кружатся в воздухе и...сохшие листья и ра...стилаются по мокрой земле. Цветы и...чезли. И...мокшие заборы смотрят уныло. Галки стаями усаживаются на крышах и...пихивают одна другую. Всё позже во...ходит солнышко, все раньше заходит оно.

Упражнение 59. Спишите статью и подчеркните слова с приставками раз---рас-, без-- бес- ; объясните их написание.

ГРОЗА В ЛЕСУ.

Летнее солнце беспощадно жгло землю. В раскалённом небе начали сгущаться облака. Лес наполнился тревожным птичьим криком. Воздух прозрачен; можно рассмотреть самую дальнюю сосну.
Небо стало чёрным. Отяжелевшая туча не двигалась. Послышался шум. Лес принял беспорядочный вид. Ломались сучья, трещали деревья. Стала распространяться тьма. Вдруг всю местность осветила яркая молния. Разъярённым зверем заревел гром. Начался ливень с градом. По небу беспрестанно летали стрелы молний. Наконец небо начало расчищаться. Блеснул солнечный луч.

Упражнение 60. Спишите статью и подчеркните слова с приставками.

В МОСКВЕ.

Когда Ваня приехал в Москву, красная столица произвела на него огромное впечатление. На улицах возвышаются гигантские здания. Бесконечная вереница трамваев, автомобилей и автобусов с шумом и звоном проносится по широким улицам и площадям. С восхищением рассматривал Ваня подземные дворцы и чудесные поезда московского метро.

Ъ после приставок.

Упражнение 61. Спишите предложения и подчеркните ъ с приставками.

1. Мальчик съел свой завтрак. 2. Подъём на гору был труден, а съехали мы легко. 3. Эти грибы не съедобны. 4. Мой брат объехал много стран. 5. Собачка съёжилась от холода. 6. Учитель объяснил, как высчитать объём ящика. 7. Лучше знаешь - объясни другим. 8. Кустари объединились в артель. 9. Часовой требует предъявить пропуск. 10. Всех нас объединяет любовь к родной земле.

Вопросы для повторения.

1. Что называется корнем слова?
2. Какие слова называются однокоренными?
3. Что называется приставкой? На какие две группы делятся приставки?
Укажите приставки в словах:
находка, прекрасный, собрание, поход, перелёт.

4. Объясните на данных примерах, как следует писать приставки, оканчивающиеся на з - с:

избрать - испытать вознаградить - воспитать
раздать - растаять безвредный - бесснежный

Как пишется приставка с- ? Объясните это на примерах:
сбить, сдать, скрыть, сжать, сгладить, складывать.

5. Назовите пять слов с ъ после приставки.
6. Что называется суффиксом?
7. Образуйте имена существительные с суффиксами -ок или -ик от слов: стол, дуб, лес, дом, кнут, шнур . Какой оттенок значения вносят в слова эти суффиксы?
8. Как называется изменяемая часть в слове?
9. Назовите слова, которые состоят только из корня или из корня и окончания.
10. Назовите слова, которые состоят из приставки, корня и окончания.
11. Назовите слова, которые состоят из корня, суффикса и окончания.
12. Назовите слова, которые состоят из приставки, корня, суффикса и окончания.

10. Повествовательные, вопросительные и
восклицательные предложения.

Что называется вопросительным предложением? Приведите несколько примеров. Какой знак ставят в конце вопросительных предложений?
Какие предложения называются восклицательными? Какой знак ставят в конце их? Придумайте несколько восклицательных предложений и укажите, что они обозначают (приказание, просьбу, приветствие, радость и т. д.).
Что называется повествовательным предложением? Какой знак ставят в конце его? Приведите 4-5 примеров повествовательных предложений.

Упражнение 62. Прочитайте и укажите в данных текстах повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения.

1. Я живу в деревне. Наша деревня называется Александрово. Она расположена на берегу реки Истры. Мои родители тоже живут в деревне. Они работают в колхозе. Наш колхоз называется „Ударник".

2. Чьи это широкие, бескрайние поля?
Чья это такая богатая земля?
Это всё наши колхозные поля!
Это всё наша Советская земля!

3. Трудитесь, дети! Упорно и неутомимо трудитесь! Ведь и великие люди вот так же сидели на школьной скамье и учились, как вы.

Упражнение 63. Прочитайте выразительно данный текст вслух, выделяя голосом вопросительные и повествовательные предложения.

Упражнение 64. Выпишите восклицательные предложения.

1. Как хороша страна родная! Как любим мы свой край родной! 2. Что же ты, соловушка, корму не клюёшь, вешаешь головушку, песен не поёшь? 3. Спи, моя радость, усни! 4. Кто при звёздах и при луне так поздно едет на коне? 5. Как хорошо стало после дождя! 6. Как не любить родной Москвы! 7. Слава тем, кто великую службу сослужил для отчизны своей! 8. Да здравствует созданный волей народов единый, могучий Советский Союз!

Упражнение 65. Спишите примеры и расставьте нужные знаки препинания в конце предложений.

1. Когда ж опять увижу я мою реку, леса, поля 2. Голубушка, как хороша Ну, что за шейка, что за глазки Рассказывать, так, право, сказки Какие перышки Какой носок 3. Кумушка, мне странно это Да работала ль ты в лето 4. О, будь всегда, будь сердцу мил, мой край родной 5. Чей это конь неутомимый бежит в степи необозримой 6. Здравствуй, солнце да утро весёлое

I квант. Уметь дифференцировать разные части речи (прежде всего, гл., сущ., прил. (см. правило «Мягкий знак (ь ) на конце имен существительных после шипящих»).

II квант. Уметь быстро производить морфемный анализ слова: «видеть» морфемный состав слова (прежде всего приставку и корень).

А. Работа с корнем (уметь подбирать однокоренные слова, уметь объяснить лексическое значение) – см. предыдущие правила.

Б. Работа с приставкой .

Грамматическая сказка «Новые друзья корней» .

Правописание наиболее употребимых приставок: по-, под-, от-, с-, из- (ис-), пере-, при- (пре-), на- (над-), без- (бес-), о- (об-) и др.

Правописание приставок. Теперь занятия начинаются не только с корня и однокоренных слов, но и с приставки или пары приставок.

Например, правописание приставок рас- (раз-).

Образец работы из книги Л.Г. Парамоновой :

Перед глухими согласными

Мы пишем РАС-,

А перед звонкими и перед гласными

Игры и упражнения: «Поймай приставку», «4-й лишний», эстафеты, лото.

III квант. Уметь дифференцировать предлоги и приставки.

А. Комментированное объяснение (может служить алгоритм ом – использовать предметные картинки).

За за дом.

С с горы.

От бежать от лестницы.

По по дороге.

На на берег.

Детям разрешается схематично вместо существительного, которое следует за предлогом, рисовать рисунок.

Например:

Гриша сидит на …

Жук ползет по …

В … лежат игрушки.

Б. Игры и упражнения : «Раскрой скобки», «Подбери к схеме», «Подбери пару», «Вставь букву».

Написание суффиксов и стыков морфем



Кванты с I по VII повторяются на протяжении всего периода коррекционной работы.

VIII квант. Уметь находить суффикс слова .

А теперь на занятии вместе с корнем и вместо приставки рассматривается суффикс. Работа проводится аналогично кванту II в правиле «Раздельное написание предлогов, слитное – приставок» (см. выше).

А. Понятие суффикса .

Грамматическая сказка В.В. Волиной .

Б. Правописание наиболее употребимых суффиксов: -ев- (-ив-), -ств-(еств-), -ени-, -к-, -ышк- (-ишк-), -ик-, -чик- (-щик-), -иц-(-ец-), -тель и др.

Работа ведется аналогично, как и с приставками (каждое занятие).

В. Игры и упражнения.

Разделительный мягкий знак (ь)

Подготовительная работа (кванты I и II ) проводилась и раньше.

III квант. Уметь дифференцировать оппозиционные звуки по твердости-мягкости .

Дети затрудняются в различении бинарных оппозиций по твердости-мягкости (тренировочные упражнения по развитию фонематического слуха).

А. Грамматическая сказка «О мягком знаке и его родном брате» В.В. Волина.

Мягкий знак (ь) в слове выполняет роль трамплина на горке: как будто буквы легко скользили, на мягком знаке подпрыгнули и опять гладко поехали (уль и , пь ю , чь и , вь ю н и т.д.)

Картинка:

Б. Игры и упражнения .

Написание удвоенной согласной в корне

Кванты с I по III повторяются в предыдущих правилах.

А. Грамматическая сказка В. Волиной «Про девочку Аллу» .

Б. Игры и упражнения .

12. Мягкий знак (ь ) на конце имен существительных

После шипящих

I квант. Уметь дифференцировать слова по родам (мужской, женский, средний).

Для наглядного изображения использовались картинки мальчика, девочки, солнышка, а позже их схемы. Прием достаточно известный и очень продуктивный в логопедической работе.

ОН ОНА ОНО

Рис. 1

Предлагается задание разложить картинки под символами:

а) картинки с явным отождествлением рода (кот – м.р., лиса – ж.р. и т.д.), используются картинки животных;

б) слова м.р. без окончаний (стул, пол, рот),

ж.р. с окончанием «а» (радуга, майка, рука);

в) картинки на трудные слова:

м.р. – конь, тополь, меч, шалаш

ж.р. – глушь, брешь, молодежь

Слова ср. р.

II квант. Уметь дифференцировать части речи .

Детям предлагается:

а) разложить предметные картинки и картинки-дейст-вия в два столбика;

б) записать слова в два столбика: 1 – имена существительные, 2 – глаголы. Среди имен существительных обязательно предлагаются слова, оканчивающиеся на шипящий (рожь, брошь, тишь, паж и др.).

Можно нарисовать красивую картинку с богатырем и мечом и даму с экстравагантной брошью в форме Ь, а затем воспользоваться их схематичным изображением (рис. 2). При объяснении правила также применяется прием постепенного усложнения материала: сначала предъявляется картинка, затем – схема. Детям предлагаются картинки и слова мужского и женского рода, оканчивающиеся на шипящий. Они записывают их в тетради и на доске, ориентируясь на схему. Для закрепления правила, кроме упражнений, необходимо записать все слова, которые подчиняются данному правилу, в словарик. Таких слов не так уж и много, а дети познакомятся с малоупотребляемыми в их речи словами, такими как: молодежь, брешь, глушь, сушь и т.д., одновременно найдут применение изученному правилу.


Сильным муж чинам Ь не нужен Слабым жен щинам Ь

необходим

Рис. 2

III квант. Уметь дифференцировать шипящие согласные (реализуется в процессе закрепления правила).

Сказка «Шипящие» (из книги В.А. Ивановой, З.А. Потихи, Д.Э. Розенталя ).

Детям предлагается записать слова в два столбика.

IV квант. Уметь быстро находить и выделять корневую морфему в слове (мягкий знак пишется на конце, т.е. в корне слова).

Овладение этой ступенью подготавливается в процессе всего курса занятий: каждое занятие начинается с подбора однокоренных слов по заданному логопедом корню. Во время объяснения данной темы на занятии также дается корень, который соответствует изучаемой теме. Например, МО ЛО Д : мо ло дой, мо ло дость, молодежь , молодка, молодильные (яблочки), молодчик, молодец, молодить, молодеть, молодцеватый и т.д.

Рассмотрим, как часто повторяются в каждом правиле ступени знаний (кванты) необходимые для овладения тем или иным орфографическим навыком.

1. Уметь быстро находить и выделять корневую морфему в слове :

Безударные гласные в корне слова;

Звонкие и глухие согласные в корне слова;

Непроизносимые согласные в корне слова;

Разделительный твердый знак (ъ);

Правописание гласного в окончаниях словоформ;

Перенос слов;

Не с глаголами;

Раздельное написание предлогов, слитное – приставок;

Написание суффиксов на стыке морфем;

Разделительный мягкий знак (ь);

Написание удвоенной согласной в корне слова.

Анализ показывает, что в основных грамматических (орфографических) правилах понятие корня является необходимым, ключевым. Дети должны владеть умением легко выделять данную морфему (корень) в структуре слова, чтобы в последующих операциях суметь применить алгоритм правила. В формулировке орфографических правил имеется фраза: «…в корне слова». Без умения обнаруживать корневую морфему применение правила становится невозможным. Мы выделяем центральное («корневое») место в работе с этой морфемой.

Следующие три кванта соотносятся с предыдущим и являются необходимыми в основных правилах по орфографии.

Приставка - это часть слова, которая служит для образования новых слов, она пишется со словом слитно, а предлог - это отдельное слово, поэтому предлоги пишутся с другими словами раздельно. Предлоги служат для связи слов в словосочетании и в предложении.

В одной сказке жили-были в стране Грамматика предлоги и приставки. У предлогов были свои домики, в которых они жили отдельно от других слов. Предлоги гордились тем, что были самостоятельными.

Кроме того, предлоги всегда указывали: где нужно находиться (в, на, под, над, за, у ) или куда нужно двигаться (из, в, через, по, к, от, до ).

А приставки своих домиков не имели. Они образовывали новые слова (например, напишу, подпишу, выпишу, припишу).

Но многие приставки и предлоги были похожи друг на друга, как две капли воды. Стали ученики их путать. Царица Грамматика предложила предлогам отодвинуться от слова, с которым они стоят, а слова-признаки должны встать между ними. Своего значения предлоги не потеряют, а от приставок отличаться будут. Предлоги так и сделали.

Чтобы отличить приставку от предлога, попробуй в том месте, где возник вопрос, вставить другое слово. Можно вставить слово, значит, это предлог, пишется раздельно. Нельзя вставить слово, значит, это приставка, пишется со словом слитно.

Помни! При глаголах предлогов не бывает. Предлоги употребляются с именами существительными и местоимениями.

Потренируемся в написании предлогов и приставок.

(С)крыши (с)бросили снег.

Поставим вопрос к слову, чтобы узнать, какая это часть речи.

Крыша - что?, имя существительное.

С железной крыши, можно вставить слово, значит, с - это предлог, пишется раздельно.

Сбросили - что сделали?, это глагол. При глаголах предлогов не бывает. Значит, с — приставка, пишется вместе со словом.

Правильный ответ: С крыши сбросили снег.

Ребята (про)пели песню (про)школу.

Пропели - что сделали?, глагол. При глаголах предлогов не бывает. Значит, про - это приставка, пишется со словом слитно.

Школа - что?, имя существительное. Про любимую школу, можно вставить слово. Значит, про - это предлог, пишется раздельно.

Правильный ответ: Ребята пропели песню про школу.

Сравните слова:

под берёзой - подберёзовик

без радости - безрадостный

на берегу - набережная

на стене - настенный

Это однокоренные слова с одинаковыми предлогами и приставками. Значение у них одно и то же. Между предлогом и существительным можно поставить вопрос или вставить слово.

под (какой?) кудрявой берёзой

без (какой?) особой радости

на (каком?) морском берегу

на (какой?) высокой стене

Подберём к прилагательным однокоренные существительные с предлогом.

нагрудный (значок) - на груди (предлог на)

заработная (плата) - за работу (предлог за)

довоенные (годы) - до войны (предлог до)

подводные (камни) - под водой (предлог под)

Прочитаем стихотворение-шутку. Докажем, в каком слове от - приставка, а где - предлог.

1. Веснушки.

Я, не жалея мыла,

Нос терпеливо мыла, —

Зависело б (от) мыла,

Веснушки я б (от) мыла. (Я. Козловский)

Зададим вопрос к слову, чтобы узнать, какая это часть речи.

Я (что сделала?) отмыла - это глагол, от - приставка, пишется слитно.

Зависело от (какого?) душистого мыла. Мыло — что?, имя существительное, от - это предлог, пишется раздельно.

Правильный ответ:

Зависело б от мыла,

Веснушки я б отмыла.

2. Солнце ещё облаков не (за) дело,

Трава на лугу ещё росы пила,

А плотник проснулся и взялся (за) дело,

Слышится, как зазвенела пила. (Я Козловский)

Солнце (что сделало?) задело, это глагол, задеть, задевать, корень заде-.

Взялся за (какое?) трудное дело. Дело - что?, имя существительное, за - предлог, пишется раздельно.

Правильный ответ:

Солнце ещё облаков не задело,

Трава на лугу ещё росы пила,

А плотник проснулся и взялся за дело,

Слышится, как зазвенела пила.

Секрет употребления предлогов

Чтобы не допустить ошибок в выборе предлогов, сначала узнай о секрете их употребления. Нельзя говорить, например: вернулся со школы, с магазина, с армии. Правильно: из школы, из магазина, из армии.

Если человек идёт (куда?) в школу, в театр, в магазин, в библиотеку, в армию, если он едет в Крым, в Белоруссию, в Москву, то он должен возвратиться (откуда?) из школы, из театра, из магазина, из библиотеки, из армии, из Крыма, из Белоруссии, из Москвы.

И напротив, если человек ушел на работу, на речку, на каток или отправился на рыбалку, то он должен возвратиться с работы, с речки, с катка, с рыбалки.

Если при ответе на вопрос куда? используется предлог В, то при ответе на вопрос откуда? нужен предлог ИЗ.

Если при ответе на вопрос куда? используется предлог НА, от при ответе на вопрос откуда? нужен предлог С.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Давайте поговорим о правописании различных слов и правилах русского языка - и простых, и коварных. Сегодня разберем такое правило, как слитное написание приставок и раздельное написание предлогов.

Приставка - что это?

Прежде чем пытаться понять, как правильно писать приставку, давайте вспомним, что это такое. Приставка (в научной терминологии - префикс) - которая находится перед корнем и служит для образования новых слов: плыть - уплыть, приплыть, заплыть.

Есть в русском языке слово, в котором приставка находится в нетипичном месте - между корнями. Это слово "миро-воз-зрение". Но это уже тонкости морфемики, в этой статье мы не будем их касаться. Темой данного обзора станет слитное написание приставок и случаи постановки дефиса между приставкой и корнем.

Приставка и предлог

Приставка не может существовать отдельно от слова. В таком случае это уже предлог. Как мы помним, предлог - это не морфема, а часть речи, которая связывает слова в словосочетания. А вот писаться через дефис приставка может! И у каждой есть свои случаи такого написания и способы, как следует отличать приставку от предлога. Большинство из них кому-то покажутся знакомыми еще со школьной скамьи, а какие-то, возможно, станут открытием.

Слитное написание приставок и раздельное написание предлогов - правило грамматики, которое считается одним из основных. Уметь правильно писать приставки в словах очень важно, дабы не прослыть безграмотным. Так давайте же учиться!

Интересная наука этимология, изучающая историю слов, утверждает, что большинство приставок произошли от предлогов. В современном языке этим приставкам соответствует по смыслу аналогичный предлог: безрадостный - без радости, заречный - за рекой. Но есть и такие, у которых нет аналогичного предлога. Например, воз-, пра-, пере-, раз- и другие.

Приставки, которые всегда пишутся слитно

Слитное написание приставок для русского языка считается нормой (в том случае, если мы выяснили, что это именно приставка, а не предлог).

Пишутся слитно со словами русские приставки без-, на-, пред-, о-, обо-, с-, из-, рас-, вос-, низ-, сверх-, меж-, чрез-, под-, над-, в-, при-, пре-, про-, пра -, редкая приставка па- (например в слове пасынок ) и многие другие. Примеры: безрадостный, бессердечный, предыстория, сделать, израсходовать, источник, преогромный, приземистый, прочерк, распаковать, огорошить, обозвать и так далее.

Некоторые слова имеют иноязычные приставки, большинство из которых тоже полагается писать слитно. Это приставки анти-, архи-, а-, дез-, ир-, транс- и некоторые другие: алогичный, трансконтинентальный, иррациональный, дезинформация.

Есть русские приставки, которые могут в определенных случаях писаться через дефис. Это по-, в- (во-), кое- . Им будут посвящены отдельные разделы статьи.

Случаи, которые следует запомнить

Среди приставок иностранного происхождения есть такие, написание которых следует запомнить.

  • Приставка экс- в значении "бывший, прошлый" пишется через дефис: экс-президент, экс-лидер, экс-фаворит.
  • Приставка контр- пишется через дефис в слове контр-адмирал . Другие слова с такой приставкой полагается писать слитно: контрагент, контрнаступление.

При написании слов иноязычного происхождения или содержащих части иноязычного происхождения лучше обращаться к словарю, так как они могут не подчиняться правилам русского языка.

Разминка: глагол и приставка

Начнем с этого, пожалуй, самого простого правила: как определить, приставка перед нами или предлог, если дело касается глагола? Ответ может быть только один: это приставка. В каком слове? В любом! Если слово - глагол, то перед ним никогда не может стоять предлог. А значит, то, что вызвало наше затруднение, - это именно приставка, и писать ее нужно слито. Забежал за дерево, прочитал про море и т. д. Исключений нет. Попробуйте так, чтобы перед глаголом находился предлог. Не выходит? Вот и вся история! Слитное написание приставок в глаголе является правилом без исключений.

Не забываем о коварном слове "не", которое может ввести в заблуждение и показаться предлогом. НЕ - это не предлог, НЕ - это частица, потому что она не служит для связи слов, а вносит отрицательный оттенок значения. И пишется частица конечно же, раздельно (кроме тех слов, которые без нее не употребляются и в которых это самое НЕ является, скорее всего, частью корня).

Правописание приставок - самостоятельных частей речи

Школьная программа отводит многие часы на изучение написания приставок. Слитное написание приставок и раздельное написание предлогов (5 класс, 6 и 7 классы) объясняется на протяжении многих уроков при изучении практически всех частей речи.

Хоть правило и не считается самым сложным, но все же именно в правописании приставок очень часто возникают ошибки. Не только школьники, но и взрослые нередко ломают голову над тем, писать слово слитно или раздельно, предлог перед ним или приставка. Чтобы не ломать голову, нужно просто понять и запомнить несколько простых правил, которым подчиняется слитное написание приставок. Примеры рассмотрим в следующих разделах статьи, уделим внимание каждой части речи отдельно.

Приставки существительных и прилагательных

Это правило тоже не из самых сложных. Слитное написание приставок (3 класс уже посвящает уроки этому правилу) существительных и прилагательных очень просто проверить. Между приставкой и словом нельзя поставить другое слово или смысловой вопрос, а между предлогом и словом - можно: прибрежный - при (каком?) дворе, проказник - про (интересную) историю.

Напомним, что предлог может относиться только к существительному, даже если между ними и "вклинивается" прилагательное.

Коварное наречие

С этой частью речи дела обстоят сложнее. В данном случае легко определить, приставка перед нами или предлог (перед наречием, как и перед глаголом, предлог стоять не может). Сложность в том, что приставка с наречием пишется не только слитно, но и через дефис. Слитное написание приставок в наречиях, правила постановки дефиса - это все заслуживает пристального внимания.

Итак, первая часть правила: приставки с наречиями пишутся слитно в большинстве случаев (кроме тех, которые требуют дефиса, но о них речь пойдет ниже). Впустую, испуганно, наголо, побоку и т. д.

Вторая часть правила касается нескольких приставок, которые в наречиях могут писаться через дефис. Им посвящен следующий раздел статьи.

Правописание приставок наречий через дефис

Когда речь идет о наречиях, слитное написание приставок - правило с некоторой оговоркой, ведь в этой части речи приставки часто пишутся и через дефис. Случаев постановки не очень много, и данный раздел статьи потребует лишь пары-тройки пунктов. Итак, приставки в наречиях пишутся через дефис, если:

  1. Это приставка по-, и у наречия есть суффиксы -ому или -ему: по-хорошему, по-деловому.
  2. Это приставка по-, и у наречия есть суффикс -и: по-братски, по-арабски.
  3. Это приставка во- (в-), и у наречия есть суффиксы -ых или -их: в-десятых, во-первых, в-четвертых и т. д. Такие слова образованы от порядковых числительных, а в предложении чаще всего выполняют роль вводных слов.

Приставка прилагательными и наречиями

Правописание приставки НЕ с различными словами всегда стоит особняком в числе других правил. Очень уж непростая это приставка, с каждой частью речи и в каждом случае ведет себя по-разному. Но есть несколько общих правил для существительных, прилагательных и наречий, которые позволяют отличить приставку НЕ от отрицательной частицы НЕ.

  • Если слово с НЕ можно заменить аналогичным по значению, то НЕ является приставкой: негромкий - тихий, неяркий - тусклый, недружелюбие - враждебность.
  • Если у слова с НЕ в предложении есть или имеется в виду противопоставление, то НЕ является частицей и пишется раздельно: не глубоко, а мелко; не приятный, а отталкивающий; не лампа, а торшер; он мне не муж (подразумевается, что кто-то другой).
  • В словах, которые не употребляются без НЕ (таких как неряха, небрежный, нелепость, нельзя и других) НЕ - это не приставка, а часть корня. В таких словах бывает трудно правильно выделить морфемы, если не знать их этимологию (т.е. происхождение).

Местоимения и приставки

Местоимения - это особая группа слов, которые ничего не обозначают, а лишь указывают на предмет или признак. Их тоже нетипичный. Как правило, это короткие односложные или двусложные слова: ты, они, такой, как и т. д. В местоимениях слитное написание приставок, примеры которых последуют далее, - это довольно интересное, но легкое правило.

Пожалуй, единственная приставка, которая может быть у местоимений - это приставка НЕ. Встречается она у отрицательных местоимений и пишется с ними слитно, если между приставкой и словом нет предлога. Некого - не у кого, некем - не с кем, некогда, негде, незачем.

Напомним, что в отрицательных местоимениях приставка НЕ бывает только под ударением. Если же ударение падает на другую часть слова, то следует писать НИ. К нам подошел некто - никто не хотел уходить; некем восхищаться - никем не любуюсь; не с кем прогуляться - ни с кем не разговариваю; несколько писем - нисколько не жалею.

Есть приставка, которая бывает только у местоимений и пишется через дефис. Это приставка кое-: кое-как, кое-кто, кое-где. Отрывается от слова, т.е. пишется с ним раздельно, эта приставка в том случае, если "вклинивается" любой предлог: кое у кого, кое для чего, кое о чем.

Хитрые приставки пол- и полу-

Приставка пол- обычно встречается у существительных, и коварство ее в том, что пишется она то слитно, то через дефис. Когда же нужно ставить дефис?

  1. Если после приставки следует любой гласный звук: пол-яблока, пол-арбуза, пол-Архангельска.
  2. Если после приставки - заглавная буква: пол-Сочи, пол-Парижа, пол-Калининграда.
  3. Если после приставки находится согласный -л-: пол-лайма, пол-ладони, пол-Лондона.

В остальных случаях приставка пол- пишется слитно: полкласса, полдома, полгорода, полдеревни и так далее.

С приставкой полу- все гораздо проще: она всегда пишется слитно, к какой бы части речи ни относилось слово: полушубок, полуготовый, полуграмотно.

Слитное написание приставок пол- и полу- и случаи постановки дефиса - одно из самых легко запоминающихся правил из этой темы.

Редкие приставки

Продолжаем изучать слитное написание приставок. Примеры разнообразия приставок русского языка безграничны. Кто бы мог подумать, что есть в русском языке, например, приставка ю-, и встречается она лишь в одном слове - юродивый (ее аналог - современная приставка у-, к примеру, в слове урод).

Приставка вза- встречается всего в нескольких словах: взаймы, взапуски, взатяжку и некоторых других.

Приставка испод-, пожалуй, попадется нам лишь в двух словах: исподволь и исподтишка.

Ку- встречается в словах кумекать, скукожиться и некоторых других. Считается, что она же есть и в слове кудри.

Па- в современном языке можно встретить только в трех словах: падчерица, пасынок и паводок . Как видим, такая приставка бывает только под ударением.

Вот такие интересные префиксы встречаются в словах русского языка. И не всегда сразу можно понять, что это именно приставка!

Подведем итоги

Итак, что же мы узнали в ходе чтения статьи? Во-первых, что фраза "слитное и раздельное написание приставок" ошибочна: приставки могут писаться только слитно (в редких случаях - через дефис), а если пишутся отдельно от слова, то это уже предлог.

Во-вторых, мы узнали (а может быть, просто вспомнили), как отличить приставку от предлога. Каждой части речи свойственны свои правила, которые должен знать каждый грамотный человек, так как умение отличить приставку от предлога - это азы грамматики.

Почти каждой приставке соответствует похожий по смыслу предлог, и лишь несколько приставок таковых не имеют.

Приставка НЕ имеет аналогом не предлог, а частицу. Различение приставки и частицы НЕ - это особое правило, считающееся одним из самых сложных в орфографии. Для каждой есть свои нюансы.

Через дефис могут писаться приставки только в наречиях или местоимениях, а также приставка пол- в именах существительных. Таких приставок очень мало, выучить их очень легко. У наречий это приставки по-, во-, в- (при наличии определенных суффиксов), у местоимений - приставка кое- (при отсутствии предлога между ней и словом).

Особого внимания требуют приставки пол- и полу-. Они пишутся в соответствии с четким правилом: пол- может писаться и слитно, и через дефис, а полу- - только слитно.

Обязательно помним самое главное правило различения предлога и приставки: приставку нельзя "оторвать" от слова вопросом или уточняющим словом, тогда как предлог от слова отделяется очень легко.

Мы изучили слитное написание приставок, примеры постановки дефиса, и надеемся, что затруднений это правило больше ни у кого не вызовет. Давайте же писать грамотно!

Упражнение 41. Объясните, какое новое значение придают слову приставки.

1. Шёл (по дороге), дошёл (до школы), пришёл (в класс), вышел (из дома), перешёл (через речку), зашёл (за товарищем), сошёл (с крыльца), обошёл (весь сад), ушёл (в лес), пошёл (в сельсовет).

раз дать до дать пере дать при дать
от дать вы дать из дать с дать

3. Говор, раз говор, у говор, вы говор, пере говоры, при говор, за говор,по говорка.

Упражнение 42. От данных слов образуйте новые слова, используя, где возможно, приставки: при-, под-, от-, в-, с-, про-, пере-, об-, на-.

Летит, гонит, делай, горит, плывём, идём, возит, учить.

6. Правописание приставок
в-, над-, об-, от-, под-, пред-.

Упражнение 43. Спишите; укажите в данных словах приставки и объясните их написание.

Вбили, впустите, отколи, подпиши, отдохну, надстроили, подкрался, отдай, подпрыгнул, вбежали, встали, отдали, отстали, подсади, подбили, подстрелил, обстригли, обрубили, обсудим, подсыпать, вскочил, подхватил, предвидел, представьте.

Упражнение 44. Добавьте одну из приставок от-, под-, над- , какая подойдёт, к следующим словам:

ставка, стройка, сказал, ступили, пишите, деление, думали, держите, толкнул, пилите, катим, вязал, рубите, бросил.

Упражнение 45. Прибавьте к данным словам приставки и составьте с этими словами предложения:

учил, бил, пустил (с приставкой под- или от- );
ехали, ужинали, толкнули (с приставкой от- );
жечь, думать, рубить (с приставкой об- ).

Приставка с-.

Упражнение 46. Спишите предложения; подчеркните слова с приставкой с-.

1. Раньше встанешь, больше сделаешь. 2. Рожь уже сжата. 3. Сбор винограда закончился. 4. Сгоряча я не почувствовала боли. 5. Мы сговорились идти завтра в музей. 6. Сзади пруда сгорел сарай. 7. С горы сбегает ручеёк. 8. Путники сбились с дороги. 9. Вот здесь мы срубили берёзку. 10. Дети с криком сбежали с крыльца. 11. Лошадка еле сдвинула воз с места.

Упражнение 47. Спишите предложения и подчеркните в словах приставку с- и следующие за ней буквы (б, г, д, ж ).

1. Тучи сгустились и повисли над землёй. 2. Крестьянин сжалился над птичкой и впустил её в избу. 3. Охотник крепко сжимает ружьё. 4. Дрова сгорели, и костёр погас. 5. Пассажир сдал вещи в багаж. 6. Мы сговорились навестить больного учителя. 7. Девушки дружно принялись сгребать сено в копны. 8. Пенёк старой сосны сгнил и почернел. 9. Костя купил сборник стихотворений Некрасова.

Упражнение 48. Составьте по два предложения со словами здесь, здание, здоровье.

Упражнение 49. Спишите предложения, вставляя вместо точек приставку с-.

1. Задумала старуха падчерицу со света...жить. 2. Не...держать коня лихого. 3. ...бил, ...колотил - вот и колесо. 4. Змеи весной...вбрасывают кожу. 5. Собак...бежалось с полсотни. 6. Льдины то расходились, то...ближались. 7. Храни свои...бережения в...берегательной кассе. 8. Хлеб уже...жали и...везли с полей.