Корыстолюбие al p. Что такое Корыстолюбие? Значение и толкование слова korystoljubie, определение термина

Стремление к достижению поставленных жизненных целей свойственно любому человеку, но часто оно превращается в самую настоящую корысть. Удивительно, но даже психологи иногда считают ее полезной для развития человека, поднимающегося вверх по карьерной лестнице.

Что такое корысть?

В зависимости от того, какой наукой трактуется понятие, оно приобретает новые грани. Если абстрагироваться от изначально отрицательного подтекста, корысть – это не только негативное явление. Его можно раскрыть в одном из следующих аспектов:

  1. Стремление к наживе и собственной выгоде. Социология, как сфера знаний о процессах в обществе, не одобряет такое страстное желание, поставленное выше моральных ценностей.
  2. Неумение или нежелание делать добро просто так, без материального вознаграждения. Корысть тесно связана со снижением потребности в моральном удовлетворении от одобрения и устной благодарности.
  3. Мотив для совершения преступления – кражи, убийства, мошенничества.

Корысть – психология

Наука, раскрывающая механизмы работы человеческого сознания, называет корысть высшей формой , потому что хотя бы раз в жизни каждая личность испытывает такие побуждения. Корыстный человек – это человек, который регулярно становится жертвой своих низменных желаний заработать побольше и поскорее. Психология не может бороться с расчетливостью, но эта наука способна дать человеку мотивацию на ее подавление в своем характере.

Как понять корыстные цели?

Уголовное право и психология – две отрасли науки, которые знают ответ на вопрос о том, как распознать корыстные цели. Специалистам причины, позволяющие их отличить, помогают осуществлять свою работу. Взаимоотношения между людьми не всегда бывают честными, равно как и корыстный мотив может стать поводом для беседы с психологом или тюремного наказания. Понять, был ли корыстным человек во время того или иного поступка, помогут три фактора:

  • его личное отношение к событию;
  • побуждения, толкнувшие его на деяние;
  • отношения с объектом.

Как распознать корысть?

Почувствовать расчетливость собеседника или родственника поможет интуиция и жизненный опыт. Корыстный человек хоть и вынужден общаться с тем, благодаря которому он хотел бы чего-то достичь, но поскольку не испытывает никакого удовольствия от этого контакта, будет допускать промашки:

  • резкие перепады настроения;
  • нежелание идти на тактильный контакт;
  • избыток комплиментов и откровенной лести.

Корысть в браке

Чем сложнее жизненная ситуация, тем активнее человек стремится поправить ее как можно скорее. Брак с богатым или влиятельным партнером – один из легких инструментов для обретения финансовой свободы, хоть и в ущерб собственным чувствам. Корыстный человек может быть как мужчиной, так и женщиной, но прекрасный пол чаще обвиняют в расчетливости при создании семьи. Ожидаемо, что в таком браке двумя главными проблемами станут:

  1. Совместный досуг . Когда супругов связывают лишь деньги, они не смогут смириться с музыкальными предпочтениями, хобби и взглядами на жизнь друг друга.
  2. Сексуальные отношения . Корыстный умысел не заставит партнеров испытать страсть и удовлетворение в постели.

Корысть в православии

Христианская религия называет грех сребролюбия одним из самых распространенных и . Священники считают, что общество отравлено культурой потребления, поэтому входящие в него люди не видят, что ими движет культ денег и собственной значимости. Корыстолюбие препятствует спасению души, поэтому православие советует бороться с ним следующими способами:

  1. Аскетичный образ жизни . Скромность в одежде, пище и развлечениях поможет не только сэкономить деньги, но и усмирить вызванные их избытком страсти.
  2. Формирование у детей верных ценностных ориентиров . Чтобы дети не были также несчастны, как родители, привившие им любовь к успеху и богатству, нужно переориентировать их на уважение и милосердие.
  3. Беседы со служителями религии . Общение со священником и единомышленниками по вере даст чувство единения и поддержки.

Корыстолюбие подразумевает алчное желание заполучить какой-либо предмет или человека и как можно дольше им владеть. Корыстолюбивый человек стремится подчинить все своим интересам - время и пространство, товары и деньги, движимое и недвижимое имущество, одним словом, стремится разбогатеть. Если его действия продиктованы судорожным желанием собственника любыми средствами сохранить свое имущество, то правомерно вести речь о скупости.

Классический пример корыстолюбия мы находим в комедии Мольера «Скупой». Для отвратительного Гарпагона содержимое кошелька имеет большее значение, чем счастье собственных детей. Действительно, для скупых людей весь смысл существования сосредоточен в их имуществе. Зачастую к скупости присоединяется возрастающий до размеров мании страх перед ограблением. Следовательно, имеет смысл рассматривать метаморфозы скупости как особый путь развития страсти, подобно метаморфозам ревности и зависти. В данном случае патология указывает на возможные последствия преувеличенной зависимости от материальных благ. Индивид пытается «инвестировать» денежный капитал в чувство собственного достоинства. Если человек страдает от низкой самооценки, то материальные блага оказываются для него незыблемой ценностью. Стоит ему лишиться ценной вещи, как он понимает, что потерял все. В психологическом контексте это объясняется тем, что индивид не склонен давать себе как субъекту удовлетворительную оценку, поэтому его чувство собственного достоинства напрямую зависит от размеров капитала и в случае потери последнего исчезает единственная ценность, единственный фактор его психологического равновесия. Имущество символизирует истинные ценности: чувства уверенности, защищенности и безопасности, которые первоначально внушала индивиду мать.

В том случае, если ребенок испытывал недостаток в подобных чувствах, то в дальнейшем он будет стремиться его компенсировать. Например, не добившись от окружающих взаимной любви, человек постарается возместить данное чувство в воображении, стимулируя фантазии театральными постановками, кинофильмами и телевизионными передачами.

Психоанализ подобных людей свидетельствует о том, что развитие их приостановилось. Они испытывают ярко выраженную психологическую зависимость от вещей, которая в полном соответствии с нашим определением страсти отнимает у них крайне много сил и времени. Человек, страстно «делающий» деньги, коллекционирующий ювелирные изделия, драгоценные камни, монеты или произведения античного искусства и получающий от поисков, собирательства, владения и хранения вещей несоразмерное этому занятию удовлетворение, живет за счет других чувств. Эта однобокая и непреодолимая страсть обходится ценой не только иных чувств, но и межличностных отношений, поскольку отношения подразумевают способность отдавать, которой лишены люди, желающие только получать. Желание заполучить человека и владеть им исключает возможность вступить с ним в нормальные отношения. Отношения нельзя приобрести и превратить в частную собственность. Характерной особенностью отношений является способность воспринимать визави таким, каков он есть, и отказ от желания им владеть и распоряжаться.

Если человек ощущает, что его используют как объект, который можно приобрести и затем уверенно владеть приобретением, он постарается избежать подобных отношений. Тем не менее мотив собственничества весьма распространен. Психологическое развитие многих людей приостанавливается на той стадии, которая в рамках психоанализа описывается непопулярным термином «анальная». Основой чувства собственничества служит первичное желание ребенка не расставаться с собственными экскрементами, которые в его глазах равноценны настоящим сокровищам. Отдать их - большая потеря для ребенка, а удержать значит получить прибыль. Эта закономерность особенно отчетливо проявляется в том случае, если ребенок страдает от недостатка нежности со стороны главного участника отношений. В этой ситуации объект, представляющий собой производное самого ребенка, оценивается чрезвычайно высоко, что было бы исключено, если бы окружающие более заботливо и внимательно относились к ребенку.

Однако и забота поощряет развитие только при условии того, что она лишена эгоизма. Если родители заботятся о ребенке как о своей собственности, которую следует хранить как зеницу ока, то ни о каком поощрении развития не может быть и речи. В рамках психоанализа существуют понятия «экспроприативной» любви, «посессивного» (эгоцентричного) отношения. Подобное отношение наносит вред созревающему детскому Эго, способно притормозить развитие ребенка и сеет зерна, из которых в дальнейшем может прорасти психоз. Любовь должна быть неназойливой, достаточно нежной, но не утрированно нежной. Назойливая, экспроприативная любовь закладывает основу неврозов и психозов, а также равнодушия и бессердечности. Родительская любовь - чувство, которому необходимо учиться.

Корыстолюбие отнимает у людей самые заветные чувства — любовь к отечеству, любовь семейную, любовь к добродетели и чистоте.

Большое зло — корыстолюбие. Корыстолюбивый не может быть ни правдивым, ни принципиальным, ни мужественным, ни верным своему долгу. С малых лет учись жить бескорыстно.

Корысть редко приносит успех

Лучше избирай наказание, нежели гнусную корысть: ибо первое огорчит на один раз, а второе на всегда.

С разбором выбирай друзей, когда корысть себя личиной дружбы кроет — она тебе лишь яму роет.

Корыстолюбие как качество личности – склонность идеализировать выгоду, использовать других в своих целях.

В «Нефритовых четках» герой Б. Акунина говорит, что причинами любого преступления служат «либо асть, либо ысть, либо есть, либо ость», то есть, должна присутствовать страсть, корысть, месть или опасность. И он, безусловно, прав, потому что мотивом многих убийств, ограблений, краж, обмана, насилия и коварства как раз является корыстолюбие. Это качество личности рождает бесчеловечность, жестокость, огрубление сердца, зависть, вероломство и расчетливость.

Материальный мир, в котором мы живем, — мир корыстолюбия, в котором большинство людей потребляет других, общаются с другими людьми лишь потому, что от них что-то можно получить для себя. В корыстолюбии реализуется основной закон материального мира. Корыстолюбивый человек в принципе не может обрести настоящее счастье. Его доля — иллюзия счастья.

Суть данного качества проявляется в порабощении воли и неодолимом стремлении извлечь из всего максимум прибыли, выгоды, преимуществ, дивидендов и льгот. Акцент делается на какие-то будущие преимущества: получить одобрение, повышение по службе, словом, извлечь какую-либо материальную или иную выгоду. Иными словами, корыстолюбие по своей природе целенаправленно, активно и предприимчиво. Как голодная собака ищет кость, корыстолюбие выискивает во всем возможность поживиться. Жажда наживы, выгода для корыстолюбия и бог и царь. Ей оно придает избыточное значение и важность. Все прочее уходит на задний план, становится второстепенным или малозначимым.

Для людей, живущих под влиянием страсти или невежества, корыстолюбие вполне приемлемое, по их разумению, качество личности. Корыстолюбие – это думающая, элитная, предприимчивая жадность. Множество положительных качеств личности в связке с корыстолюбием пышно расцветают и реализуются в достижении своих целей, успешном бизнесе, творческой работе и научных открытиях. При этом нивелируется такая отрицательная сторона корыстолюбия как вред для других людей. Предприниматель или ученый начинают накапливать свои достижения и успехи. Корыстолюбие придает этому накопительству силу намерения, твердость духа и упорство. Оно подгоняет их: «Надо опередить конкурентов. Опоздаем, будем вторыми. Упустим выгоду. Надо дерзать». На австралийском гербе присутствует кенгуру как символ прогресса. Это животное не умеет прыгать назад, только вперед. Взгляд корыстолюбия всегда устремлен в будущее. Поэтому из чувства справедливости на гербе корыстолюбия следует сделать почетную надпись: «Вперед в будущее».

Множество наших поступков корыстны. Мы работаем ради зарплаты. Субботник – это бескорыстный труд. Вспомним строки В. Маяковского: «Работа трудна, работа томит. За нее никаких копеек. Но мы работаем, будто мы делаем величайшую эпопею». Если мы делаем что-то для других, не ожидая одобрения, почестей и выгоды, значит, наши действия носят бескорыстный характер. Мать накормила грудного ребенка или приготовила мужу ужин просто из чувства любви, не ожидая одобрения или какой-то компенсации. Корыстолюбие оскверняет и разрушает межличностные отношения. Как только в семье воцаряется корысть, наступает постепенный разлад отношений. Каждый эксплуатирует другого, ты мне – я тебе, но сначала ты мне должен дать, а я потом, если не забуду.

Для материального мира в обычной человеческой корысти нет ничего противоестественного. Мужчина знакомится с женщиной, кто-то устраивается на работу. Во всем этом присутствует корысть и для мира страсти это нормально. Другое дело, когда для повышения по службе человек не брезгует никакими средствами – подсиживает, кляузничает и подставляет конкурентов, то есть подличает. Все его неблаговидные поступки продиктованы жаждой выгоды, которую он извлечет от новой должности. Нет ничего плохого в желании карьерного роста. Но когда корысти придается избыточное значение, когда от нее страдают другие люди, когда ее любят (корыстолюбие), значит, мы имеем дело с пагубной страстью. Если в слове «корыстолюбие» убрать букву «с», мы получим суть этого понятия – дорваться до корыта и никогда от него не отрываться.

Корыстолюбие охватывает как приходные, так и расходные операции, то есть распространяется и на накопление и на потребление. На минусе тоже можно извлечь выгоду. Например, коллекционер выкупил весь тысячный тираж марок, сжег его, оставив одну единственную марку. Другим коллекционерам нанесен вред – они уже никогда не смогут собрать полную коллекцию марок по этой тематике. В то же время корыстолюбец, владея уникальной маркой, может получить за нее денежный эквивалент, гораздо превышающий стоимость всего тиража. Или такой пример. Землевладелец собрал урожай хлеба и, несмотря на голод, выжидает, когда цены подскочат. Корыстолюбие не интересуют страдания людей, главное для него – получить сверхприбыль.

Корыстолюбие – это всегда действие или бездействие, направленное на получение выгоды. Пожелание смерти родственнику для получения наследства корыстолюбием не является, потому что отсутствуют конкретные действия по ускорению кончины. Анекдот в тему. В семье умирает теща и вдруг говорит: «Смотрите, муха по потолку ползет». На что зять ласково так замечает: — Мама, не отвлекайтесь, пожалуйста!» Желание зятя – это только желание и все. Другое дело, когда зять держит тещу над балконом тринадцатого этажа и говорит: «Другой бы на моем месте тебя застрелил или задушил, а я тебя просто отпускаю». Вот это корысть в чистом виде.

Корыстолюбие – это жажда иметь, стяжать блага под видом пользы, чтобы сказать о них: мои. Под влиянием тщеславия корыстолюбие становится пышным, от гордости и властолюбия – оборотистым, от безумия – скупым. Оно всегда беспокойно и тревожно, шага не сделает без выгоды. Каждый жест, слово или мысль корыстолюбия должны приносить дань. Оно, как царь Мидас, возжелало, чтобы все, к чему оно прикасалось, превращалось в золото. Но корыстолюбие не глупо, как Мидас. Когда Дионис ушел, Мидас решил проверить, как исполняется его желание на счет золота. Он помчался по дворцу, касаясь всего, мимо чего проходил. Сорвет зеленую ветвь с дуба – в золотую превращается ветвь в его руках. Сорвет в поле колосья – золотыми становятся они, и золотые в них зерна. Сорвет яблоко – яблоко обращается в золотое, словно оно из садов Гесперид. Когда он мыл руки в придорожном источнике, вода стекала с них золотыми каплями. Все, к чему прикасался Мидас, тотчас обращалось в золото. Превращать все в выгоду – голубая мечта безумного корыстолюбия — алчности.

Между алчностью и корыстолюбием разница лишь в степени овладения личностью. Алчность – это безумное корыстолюбие. Она направлена получить как можно больше, только к этому домешивается патология, маниакальная страсть. Скупость отличается от алчности и корыстолюбия способом достижения результата. Она мечтает вообще ничего не тратить. Девиз скупости – владеть, но не пользоваться. Скупость сходит с ума по-своему – не от накопления, как алчность, а от не потребления. Жадность, как и корыстолюбие, охватывает обе стороны жизни – и накопление и потребление, на то она и жадность. Идеализация владения или потребления составляет суть этого понятия. В отличие от корыстолюбия жадность, зачастую, бесцельна, примитивна, мелочна, упряма, не предприимчива и глупа.

Жадности не дано проанализировать возможные сценарии действий соперников и конкурентов, просчитать на несколько шагов вперед ход развития событий. Жадность, как ребенок, у которого забирают его игрушку, говорит: «Не дам. Это мое». Жадность из-за своей глупости, консервативности и мелочности упустит выгоду там, где корыстолюбие многоходовой комбинацией вычислит ее. Если корыстолюбие направлено на извлечение личной выгоды во вред другим, то жадность из-за своей никчемности и безрассудности, обычно, приносит вред самой себе. Когда жадность стоит под закрытыми дверями «МММ», его сотрудники говорят: «Наши клиенты — глупые и жадные. Глупые — потому что отдали нам деньги, а жадные — потому что требуют их обратно».