Нельзя делать евреям. Что можно, а чего нельзя делать в субботу? Кто может считать себя евреем

На одном дыхании Вс-вышний воскликнул: «Храни и помни Шабат»!

Любить Б-га, проводить время с семьёй, быть в мире с друзьями и с самим собой - это и есть исполнение заповеди «помни» Шабат .

Но эти прекрасные повеления лишь тогда имеют силу, когда выстроены на твёрдом основании. Только в плодородной почве эти идеи, подобно ростку, могут выстоять, укорениться и зацвести.

Таким крепким фундаментом является повеление «хранить» Шабат , как мы учим в Ѓ алахе , еврейском Законе.

Но слово « הֲלָכָה » не переводится, как понятие «закон», ибо происходит от корня « הלך », что означает «ходить», «идти». Ѓ алаха - это «путь к действию», это «руководство». Не холодный список повелений и запретов, но руководство, как жить. Когда одно установление учит глубокой букве Закона, а другое - открывает красоту и изящество еврейской жизни, то Ѓ алаха из сухого указания, или ограничения, или запрета, - превращается в направление, указывающее верный путь. «Храни» в сочетании с красивым «помни» отворяет перед нами не мир ограничений, а мир безграничности с его бездонной глубиной и возможностями самоусовершенствования.

Два изречения, два установления - «храни» и «помни» - были произнесены Создателем на одном дыхании, ибо одно без другого не существует и окутывается пустотой.

Наверняка каждый из нас испытывал чувство любви и слышал хотя бы раз в жизни три магических слова: «Я тебя люблю». Но представьте, если бы эти слова остались всего лишь словами, не подкреплялись бы при этом никакими действиями и никакой заботой о любимом человеке, а все попытки «добиться» настоящей любви - остались тщетными. Разве это была бы настоящая любовь? Слова без дел - мертвы, они навечно остаются только пустыми звуками.

Если же вы желаете показать на самом деле, что Б-г для вас - это ваш Творец и Создатель, то вы должны перестать заниматься делами или работой. В противном случае, эта красивая идея так и останется пустой теорией.

Шабат - это венец творения. Абсолютно всё в нём уже завершено. Я завершён. Ты, мы, они… Шабат - это напоминание нам о полноте завершения творения мироздания. Мы должны помнить об этом, а единственный способ осуществить свое намерение - жить, подражая Творцу.

Когда Б-г говорит: «Шесть дней работай и делай всякие дела свои», Он говорит не только о тех сроках, когда мы должны закончить свою работу в офисе. Он проявляет о нас заботу, подготавливает почву, где мы готовы работать над собой.

Шабат находится там, куда нас должно тянуть: к самопознанию, природе, исключительности, полноте и совершенству. Идеи не находятся вне досягаемости; осознать их и воплотить в жизнь, - это и есть движение в верном русле. Ибо движение и путь - это и есть Закон, Ѓ алаха .

Начнём с азов. Откуда берутся все эти законы Шабата ?

Вспомните эпизод из фильма «Десять заповедей», когда еврейский народ покидает Египет и начинает странствие по пустыне. В какой-то момент Б-г поручает им построить Мишкан . Это переносной Храм, Святилище, в котором, помимо всего прочего, должны храниться скрижали с Десятью Заповедями. Еврейский народ обязуется беречь и носить Мишкан на протяжении всего своего странствования.


Наша традиция гласит, что в концепции Мишкана сокрыта идея Шабата .

Мишкан - это центр присутствия Б-га среди людей. В нём Б-жественная Шхина заполняет весь наш мир. Любая деятельность, используемая в созидании Б-жьего дома, становится как бы частью акта творения.

В Шабат мы стремимся привнести ощущение Б-жественного присутствия в наши дома и окружающий нас мир. Мы запрещаем себе трудиться ради созидания, чтобы показать воочию и подтвердить, что не мы являемся хозяевами нашей жизни , что есть Кто-то, Кто превыше нас самих.

Чтобы узнать, что считается «созиданием» или «творением», мы должны изучить принципы действий и работ, использованных для построения Мишкана . Наша традиция знакомит нас с 39 видами работ.

На эту тему существует множество книг, где подробно описываются все законы Шабата . Они охватывают почти все возможные случаи, которые могут произойти в Шабат, и поясняют нам, что нужно делать в определённых обстоятельствах, а чего делать - нельзя. (Например, такая ситуация: «Картина в рамке падает со стены. Позволяется ли в Шабат вернуть ее на стену или можно перевесить?»)

При этом, существуют общепринятые нормы и установления Закона, разъясняющие все, что можно делать в Шабат , а что делать — нельзя (если только вы не находитесь на необитаемом острове или не плывете на корабле в море).

Приготовление пищи в Шабат


Нам запрещено подвергать воздействию тепла различные вещи, которые в процессе нагревания могут изменить свои первоначальные свойства и качества. Тесто для приготовления хлеба заранее замесили и испекли для Мишкана ; таким образом, и нам нужно воздерживаться от приготовления пищи в Шабат .

Как этого достичь? Здесь речь пойдёт в основном о заблаговременном приготовлении еды с последующим поддержанием и сохранением ее теплой . Для этой цели используются как специальные жаропрочные листы на поверхности кухонной плиты, так и медленноварка. Для того, чтобы вода оставалась горячей, перед Шабатом её следует поместить в специальный термос, приспособленный для хранения тепла. Чтобы верно соблюсти этот важный элемент Шабата , требуется тщательное изучение всех деталей Закона.

Вождение автомобиля в Шабат


Нельзя разжигать или тушить огонь в Шабат . Вождение автомобиля (где применяется искровой электрический заряд) относится к этой категории.

Как этого достичь: Гуляйте! Нет большего наслаждения, чем простая прогулка . Это всеобщее «замедление», жизнь без колес, откроет вам время для размышления, даст возможность оглянуться вокруг, насладиться природой, задышать глубоко. Если бы вы только знали, чего лишали себя прежде, проводя все дни шабата за рулём автомобиля! Автомобиль, безусловно, расширяет кругозор, но сокращает наслаждение жизнью. Сделайте перерыв в стремлении бежать впереди паровоза и получите удовольствие от простого наслаждения жизнью.

Если ваша синагога далеко от вас и дойти до нее - это настоящий пеший поход, вы можете поехать туда на машине в пятницу вечером до наступления Шабата и припарковаться там до его завершения. Вечером в пятницу вы вернётесь домой только пешком. Какое же это удовольствие осуществлять пешие прогулки до синагоги!

Запланируйте посетить друзей и соседей, живущих поблизости, организуйте встречу с ними по дороге в синагогу или днём в Шабат .

Использование денежных средств в Шабат


В Шабат мы не делаем того, что обычно проходит в течение недели. Это может быть шоппинг или что-то другое, потому что деньги - это мукце . Деньги относятся к такого рода финансовым операциям, которые не имеют никакого смысла и цели в Шабат и с которыми нельзя иметь дело. Счета (которые не могут быть оплачены в день шабата ) тоже являются мукце .

Как этого достичь: Отложите все кошельки, сумочки, бумажники, кредитные карточки до наступления Шабата .

Использование телефона в Шабат


Есть определённый запрет на использование в Шабат предметов, связанных с электрическим током, или электронных приспособлений, таких, как телефоны, радио и телевизоры. Здесь мы также видим один из приятных аспектов святого дня. Островок мира, которого мы желаем достичь в Шабат , получится лишь в том случае, когда его наполнит чарующая тишина и покой без постороннего шума.

Как этого достичь: Сообщите заблаговременно родственникам и друзьям о том, что в Шабат вы будете недоступны по телефону. Понимающие люди быстро улавливают суть и создают благоприятную атмосферу для соблюдения Шабата , а потому могут подождать решения своих проблем до окончания этого дня и связаться с вами по телефону вечером. Если вы действительно хотите ощутить настоящую атмосферу Шабата , отключите телефоны, чтобы вас не беспокоили звонки.

Электричество в Шабат


Освещение внутри дома происходит за счёт генерирования электроэнергии, использование которой в Шабат запрещено.

Как этого достичь: Решите для себя, какое освещение вы можете оставить до наступления Шабата . Возможно, вам захочется использовать свет, например, в ванной комнате или в других местах, где освещение особенно важно. (Использование ванной комнаты или туалета посреди ночи часто заканчивается тем, что мы автоматически нажимаем на выключатель!)

Допускается использование таймеров для автоматического включения и выключения света во время Шабата, если их установить заранее.

Туалетная бумага


Те виды предметов, части которых могут быть скреплены, склеены, сшиты, или которые можно легко разорвать, не должны использоваться в Шабат. То, что имеет некую целостную структуру, а впоследствии разрывается или расщепляется с целью использования, определяется как «сделанное». Бумажные полотенца или туалетная бумага относятся к данной категории.

Как этого достичь: Заблаговременно, перед Шабатом, подобрать разрезанную на требуемые части туалетную бумагу или бумажные полотенца или использовать полотенца на тканной основе. Вместо бумажных полотенец, если они предварительно не разделены на части, можно использовать тканевые салфетки.

Поливка растений или сбор цветов в Шабат


Если с началом Шабата завершаются всевозможные дела, то и мы должны вести себя подобно «властелину мира», который, постоянно что-то творя или созидая, наконец-то завершил рабочую неделю, (за исключением случаев, когда нашей жизни или чьей-либо другой угрожает опасность или смерть). Как только начинается Шабат , мы не поливаем растения и не помещаем в воду срезанные цветы.

Как этого достичь: Убедитесь, что цветы уже стоят в воде перед Шабатом, а все растения заранее политы. Если кто-то ненароком вам все же подарил живые, срезанные цветы после наступления святого дня, поблагодарите этого человека и поставьте цветы в вазу без воды. С некоторыми видами цветов ничего не произойдёт во время Шабата , а после завершения субботнего дня долейте в сосуд с цветами воды.

Написание, стирание, разрывание букв в Шабат


Нам запрещено писать, рисовать, стирать и даже разрывать буквы на упаковке в Шабат . Ручки, карандаши, резинки, ластики, фломастеры и т. д. попадают под категорию мукце .

Как этого достичь: Уберите с глаз долой все карандаши, маркеры, ручки и т. д., во избежание их случайного использования. Любые упаковки, крышки от бутылок, которые должны будут использоваться в Шабат , необходимо предварительно приоткрыть или распечатать упаковки полностью, чтобы не повредить буквы случайно.

Важное примечание: когда дело касается человеческой жизни, мы должны сделать всё необходимое для её спасения и сохранения. В Шабат, если ситуация чрезвычайна, можно поехать, чтобы отвезти человека в больницу; также можно позвонить в Шабат, если кому-то срочно потребуется помощь. Законы Шабата можно нарушить во имя сохранения человеческой жизни .

Многих интересуют вопросы: «Как правильно соблюдать субботу?», «Можно ли работать в шаббат?», «Какие блюда можно кушать?» и «Как себя вести в этот день?». Как мы уже говорили, в последнее время многие люди хотят присоединиться к соблюдению еврейских традиций. Все подобные желания достойны только одобрения и уважения. Ведь еврейская культура передавалась из поколения в поколение многими праведниками евреями по повелению Всевышнего, который является любящим Отцом, создавшим всё человечество.

Мудрецы говорят, что достичь полного понимания шаббата можно только при систематическом изучении законов Торы. Священный шаббат в Торе описывается, как день отдыха, и всякий труд или работа в этот день запрещаются. Более того, в шаббат евреям предстоит не только отдыхать, но и воздерживаться от всяких будничных бесед, мыслей, например, о бизнесе. Ведь, если человек продолжает бежать в направлении служения своим амбициям, которые возникают от осмысления собственных способностей, то он только порабощается такой гонкой. Также есть некоторые предостережения: человеку нельзя ощущать в священный шаббат свою безграничность, ведь тогда теряется всякое понимание важности Всевышнего в этот день.

- Можно ли в шаббат одеваться как в будние дни? - Нет, всё должно напоминать о празднике и одежда, и даже походка. Субботние указания делятся на две группы. В одной описывается то, что можно делать, согласно заповедям, а в другой - чего делать нельзя. «Шаббат» - перевод этого сова с иврита означает суббота, корень «швт» - «покой», «прекращение», «воздержание». В Торе шаббат, священная суббота , называется выражением «йом менуха», день покоя. А значит необходимо отстранится от всех своих проблем, переживаний и войти в покой Всевышнего. Ведь этот день в вечности является прообразом будущего мира, где и тела, и души будут ощущать вечное наслаждение и находится в особой близости со Всевышним. Но для того, чтобы попасть в этот мир, необходимо соблюдать шаббат в нашем мире.

На шаббат евреи едят халу (мучная выпечка круглой или продолговатой формы). В Торе очень интересно описывается тот момент, когда евреи блуждали по пустыне и Всевышний посылал им «ман», манну с небес, которая собиралась по числу человек в семьях. Запрещалось набирать сверх нормы, так как к вечеру в этом продукте заводились черви. Но перед субботой, в пятницу, евреи собирали двойную норму, чтобы в шаббат отдыхать. Поэтому в шаббат на стол ставят именно две халы, накрывая их салфеткой белого цвета, чтобы всегда вспоминать об этом. В шаббат поётся известная песня «Шаббат шалом» , на это пожелание все должны мысленно произнести: «Шаббат шалом умеворах» - мира в благословенной субботе.

И я также хочу пожелать вам успехов в ваших начинаниях соблюдать субботу. И, как говорили наши мудрецы, «тяжелы все начинания», но со временем, когда начинаешь больше вникать в суть и интересоваться, становиться легче. И тогда шаббат действительно начинает приносить удовольствие, положительные эмоции, радость и вдохновение. А все трудности, неприятности и проблемы уходят. И жить становится намного легче, чего и вам желаю.

Суббота — это знак союза между Творцом и еврейским народом. Заповедь её соблюдения не возложена на другие народы. Однако во многих случаях, когда нееврей делает работу для еврея в субботу, еврей может нарушить следующие запреты:

  1. запрет просить нееврея совершить работу;
  2. запрет пользоваться результатом такой работы

В некоторых случаях следует остановить нееврея, чтобы он не сделал работу для еврея в субботу.

Ниже приводятся основные разрешения и запреты.

  1. Еврею запрещено даже в будний день просить нееврея сделать для него работу в субботу. Если нееврей работает в доме еврея за почасовую плату, ему нельзя в субботу делать для еврея ничего, даже если еврей его не просит что-то сделать.
  1. Разрешено в будний день попросить нееврея выполнить работу, даже если он будет делать её в субботу, в следующих случаях:
    1. Если есть договорённость об оплате всей работы целиком, независимо от времени её выполнения.
    1. Если работу можно закончить до субботы.
    1. Ашкеназам можно передать работу нееврею во все будние дни, кроме пятницы, даже если нееврей не завершит работу до субботы. Сефардам это не разрешено.

При этом должны быть соблюдены следующие условия:

i. Нельзя просить нееврея сделать работу в субботу, а также нельзя говорить: «Мне нужно, чтобы это было сделано до исхода субботы» (если понятно, что нет времени закончить работу до субботы).

ii. Нельзя, чтобы нееврей делал работу в доме еврея, и его даже следует остановить, чтобы не делал эту работу.

iii. Работу можно делать только в таком месте, где этого не увидят — чтобы не знали, что это делается для еврея.

Ниже приводятся случаи, когда запрещено/разрешено пользоваться результатами работы, совершённой в шабат.

  1. Общее правило: результатами работы нееврея, которую он сделал для еврея, даже без его просьбы, запрещено пользоваться всем до исхода субботы. После исхода субботы также разрешено пользоваться не сразу, а когда пройдёт время, необходимое для совершения этой работы. Например, если нееврей сорвал для еврея плоды с дерева и для совершения этой работы требуется полчаса, то плоды можно есть через полчаса после исхода субботы.
  1. Даже если нееврей сделал работу для себя, но существует опасение, что он сделал больше, чем нужно ему самому, чтобы «хватило» и еврею, результатами работы запрещено пользоваться до исхода субботы, но добавлять к этому время на совершение работы не нужно. Но если точно известно, что нееврей сделал лишнюю работу для еврея, то результатами этой работы нельзя пользоваться до исхода субботы плюс время, затраченное на совершение работы. Например, если нееврей вскипятил воду для себя, еврею нельзя пользоваться этой водой из опасения: нееврей вскипятил больше, чем надо ему самому, чтобы хватило еврею.
  1. Если нет опасения, что нееврей, делая работу для себя, делает больше, чем ему надо, чтобы хватило и еврею, результатами его работы можно пользоваться. Например, если нееврей зажёг для себя свечу в шабат, её светом можно пользоваться, поскольку она одинаково светит и одному, и многим.
  1. Если техническая возможность сделать «лишнюю» работу для еврея существует, как в случае с нагреванием воды, но нееврей не знаком с евреем, пользующимся результатами этой работы, то опасения, что нееврей сделал работу для еврея (вскипятил больше воды), не существует. Поэтому результатами работы (кипятком) можно пользоваться.
  1. Если нееврей сделал работу для еврея, но была возможность обойтись, пусть даже с трудом, без результатов этой работы, ими можно пользоваться. Например, если нееврей зажёг свечу для еврея в помещении, где было слабое освещение, можно пользоваться «добавочным» светом, пока первый источник света продолжает действовать. Если Вы внимательно читали, то поняли: если нееврей зажёг свечу для еврея там, где было совершенно темно, её светом пользоваться запрещено. Ещё пример: если подниматься/спускаться по лестнице можно без освещения вообще, то можно подниматься/спускаться, если нееврей зажёг свет на лестничной клетке.
  1. В некоторых ситуациях результат работы не расценивается как прямой, непосредственный её результат. Например, если нееврей потушил свет, чтобы еврей мог заснуть, в этом помещении можно спать, потому что нееврей устранил то, что мешало еврею — это не расценивается как прямой результат совершённой работы. Эти случаи — особые, поэтому рекомендуется в похожих ситуациях спрашивать раввина.
  1. Если нееврей делает работу в доме еврея, пользуясь инструментами еврея, его нужно остановить. И даже если он совершает работу, пользуясь своими инструментами, но при этом выполняет то, о чём еврей попросил его в будний день, его также следует остановить — даже если договорились об оплате всей работы. Например, заказали ему сшить одежду и договорились об оплате. Всё равно его останавливают, чтобы люди не сказали: он работает в субботу по просьбе еврея.
  1. Нужно ли останавливать нееврея, когда он совершает для еврея работу, результатом которой можно пользоваться? Мнения галахистов разделились. Например, как следует поступать в ситуации, когда в помещении было слабое освещение и нееврей зажёг дополнительную свечу?

Согласно одному мнению, можно намекнуть нееврею, чтобы он сделал работу, результатами которой можно пользоваться в субботу, например, добавил свечу или выключил свет, который мешает спать. Намекать на то, что нееврей «обязан» это делать, нельзя. Например, нельзя говорить: «Почему ты не выключил свет в прошлую субботу?». Из этого можно понять, что от него требуют выключать свет. Намекать на «обязанность» нельзя также движением руки или головы. Разрешено намекнуть, например, так: «Тяжело заснуть, когда горит свет!» или «Тяжело читать при слабом освещении!».

Сегодня есть авторитетные раввины, которые полагают, что нееврея и в этом случае следует остановить. В соответствии с этим мнением будет запрещено даже намекнуть нееврею, чтобы он сделал работу, результатами которой разрешено пользоваться в субботу.

В субботу можно намекнуть нееврею, чтобы он сделал работу после субботы, даже в «обязующей» форме. И в будний день можно намекнуть в «обязующей» форме, чтобы сделал работу в субботу: «Почему ты не выключил свет в прошлую субботу?». В данном случае это разрешено.

Некоторые раввины полагают, что само приглашение нееврея в дом, чтобы он там что-то сделал, является намёком в «обязующей» форме. «Правильный» намёк звучит, например, так: «Я не могу спать в комнате». Согласно этому мнению, намёки, приведённые выше, разрешены, когда нееврей уже находится в доме.

Случаи, в которых можно попросить нееврея в субботу сделать что-то для еврея:

1. Можно попросить нееврея сделать то, что евреям запрещено мудрецами, для нужд человека, который болен не тяжело, для предотвращения большого материального ущерба или для того, чтобы выполнить заповедь.

Человек, который болен не тяжело — у которого болит или поранена часть тела, но никакой опасности для этой части тела не существует. Несмотря на боль, он продолжает обычные занятия, т.е. не ослабел в целом и не слёг в постель. Например, у него лёгкий ушиб, царапины от падения, тяжёлый насморк, не приводящий к ослаблению всего тела. В этом случае можно попросить нееврея закапать капли или наложить повязку на рану.

Если человек болен более серьёзно, но заболевание не представляет опасности для жизни, можно попросить нееврея сделать даже вещи, которые запрещены евреям Торой. Таковы случаи, когда человек слёг в постель из-за болезни; когда испытывает сильные боли, которые ослабляют всё тело, даже если не слёг в постель, например, мигрень; когда у него не очень высокая температура, при которой обычно остаются дома; когда он может слечь, если не примет лекарства, например, при астме, воспалении суставов; когда абсолютно ясно, что развитие заболевания не представляет опасности для жизни, но может привести к потере органа. Можно попросить нееврея сделать вещи, запрещённые евреям Торой, для нужд больных с неострыми видами воспалений глаз; для нужд роженицы в период от недели до месяца после родов; для нужд ребёнка и т.д.

Пример ситуации, когда можно попросить нееврея сделать то, что евреям запрещено мудрецами, ради выполнения заповеди. Можно попросить перенести в субботу еду для субботней трапезы из одного дома в другой через улицу, которая не достигает в ширину 8 метров — поскольку это делается ради выполнения заповеди субботней трапезы, а переносить вещи в таком месте запрещено мудрецами, а не Торой.

2. Можно попросить нееврея сделать то, что евреям запрещено мудрецами (а не Торой) в том случае, если у еврея есть какая-то, пусть даже ограниченная, возможность сделать это самому. Например, можно попросить нееврея забрать инструмент, который обычно используют при работе, запрещённой в субботу (например, молоток), с места, где его могут украсть, потому что еврей сам может в определённых ситуациях переносить его — например, чтобы колоть орехи или использовать место, где он лежал.

3. Можно попросить нееврея сделать действие, в результате которого будет совершена запрещённая работа — потому что во время этого действия не было намерения совершить работу. Это разрешено даже в том случае, когда в результате такого действия работа обязательно будет совершена. Например, можно попросить нееврея положить еду в холодильник, хотя при открывании холодильника обязательно зажжётся лампочка. Лампочка неизбежно загорится, но еврей, прося положить продукты в холодильник, не намеревался добиться этого результата. Ещё пример. Можно попросить нееврея подмести пол, даже земляной, хотя в результате будут сглажены неровности земляного пола. Действие — подметание, результат — «разравнивание» пола. Еврей был заинтересован не в этом результате, а в том, чтобы пол был чистый.

Всё приведённое выше — только краткое общее описание основных законов. Но и этого достаточно, чтобы понять, как серьёзно нужно обдумывать каждый поступок и каждое слово. И, что особенно важно в вопросах, касающихся этой темы, — всегда лучше посоветоваться с раввином.

Девятое ава (ивр. תִּשְׁעָה בְּאָב ‎ Тиш’а бе-ав) —

национальный день траура еврейского народа — день,

когда были разрушены Первый и Второй Иерусалимские храмы.


В нынешнем 5755/2015 году день 9 ава выпадает на Шаббат. Такое бывает раз в несколько лет. Поскольку в Шаббат нельзя ни поститься, ни проявлять какие-либо признаки траура, то все законы и обычаи 9-го ава исполняются на следующий день - в воскресенье, 10 ава. В подобной ситуации имеются свои особенности, о которых стоит вспомнить.

Ашер РОХБЕРГЕР

Прежде всего, ближайший шаббат 25 июля, называемый также Шаббат Хазон по соответствующему отрывку из пророков, читаемому в этот день, ничем не отличается от любого другого Шаббата. Можно есть мясо и пить вино, петь шаббатные песни (все это, включая третью трапезу) (Шульхан Арух 554, 19). В этом отличие от случаев, когда канун 9 ава выпадает на будний день.

В средние века в некоторых ашкеназских общинах Европы было принято не надевать в этот день шаббатную одежду, но под давлением большинства галахических авторитетов этот обычай исчез уже много сот лет тому назад.

Перед наступлением Шаббата можно также мыться теплой водой с мылом, шампунями и всем остальным, как принято обычно. В этом отношении ашкеназам тоже нет причин волноваться. Во-первых, они могут полагаться на обычаи своих сефардских братьев, которые больше подходят нашему средиземноморскому климату, чем обычаи ашкеназов центральной Европы. Во-вторых, как известно, рабби Йосеф Каро с его трудом «Шульхан Арух» признан галахическим авторитетом для всех евреев, проживающих в Земле Израиля. В-третьих, это подпадает под определения, связанные с проявлением уважения к Шаббату и получением удовольствия в Шаббат (кавод вэонэг шаббат), а эти заповеди никто не отменял.

Для тех, кто бреется перед шаббатом, есть как облегчающие, так и устрожающие мнения, и сегодня принято облегчать по всем вышеуказанным причинам. Тот, кто устрожает, должен знать, что это устрожение, а не галаха, которая разрешает.

В случае, если на этот Шаббат выпадает брит-мила или бар-мицва, то они проводятся точно так же, как если бы они проводились в любой другой Шаббат.

Относительно изучения Торы в этот Шаббат существуют разные мнения. Есть те, кто разрешает учить только те разделы Торы, что были разрешены для изучения 9 ава (Кицур Шульхан Арух 125, 4). По мнению Бен Иш Хай, Тору можно учить до полудня без каких либо ограничений. Но и после полудня, он считает, есть место для облегчения в этом вопросе.

Переход от шаббата к соблюдению траурных обычаев . Третью трапезу необходимо закончить до захода солнца. В обычной ситуации между заходом солнца и выходом звезд существует период времени, о статусе которого есть галахический спор. В шаббат к этому времени добавляется еще некоторое время, которое определяется, как дополнительная святость. В обычные Шаббаты в течение всего этого времени запрещено выполнять работы, запрещенные в Шаббат. В этот Шаббат, помимо этих работ, запрещено проявление каких-либо траурных обычаев. Поэтому до обычного времени окончания Шаббата продолжают носить шаббатную одежду и кожаную обувь.

После окончания Шаббата необходимо произнести благословление БАРУХ АМАВДИЛЬ БЕЙН КОДЕШ ЛЕХОЛЬ (Благословен разделяющий между святостью и буднями), после чего надо сменить одежду и обувь (в случае, если в шаббат носили кожаную). Также перестают сидеть на стульях, в креслах и.т.п. и говорить друг другу «шалом».

На исходе Шаббата принято задерживать вечернюю молитву на какое-то время, чтобы дать возможность молящимся переодеться дома и прийти в синагогу в одежде и обуви, соответствующим этому дню. Подробности вы узнаете в своей синагоге.

Что делать с обрядом авдала? Ведь с исходом Шаббата начинается пост и, соответственно, нельзя пить вино. Мы это откладываем до окончания поста в воскресенье вечером. Тем не менее, мы отделяем Шаббат от будней как обычно, в дополнении к четвертому благословению в молитве Амида. Поэтому рекомендуется, чтобы женщины, даже те, которые обычно не произносят вечернюю молитву, в этот раз её прочли, дабы отделить Шаббат от будней (не говоря уж о том, что молиться вообще хорошо). Если по какой-то причине женщина все же не смогла помолиться, достаточно того, что она произнесет благословение «Благословен разделяющий между святостью и буднями», после этого она может выполнять любые виды работы.

Совершают благословление на свечу, т.к оно не связанно с вином, а является нашей благодарностью за сотворение огня для Адама на исходе первого Шаббата. Принято произносить это благословление после окончание вечерней молитвы, перед чтением свитка Эйха. Если по какой -то причине кто- то не успел это сделать сразу после молитвы, то может сделать это в течение всей ночи.

После окончания поста, перед началом еды, а главное, питья, совершают обряд «авдала» на вино и произносят два соответствующих благословления: на вино и на разделение между святостью и буднями. Ни на исходе Шаббата, ни на исходе поста не произносят благословения на благовония.

Если человеку по медицинским показаниям запрещено поститься, включая пост 9 ава (и принимает об этом решение исключительно врач-специалист, а не сам человек с его субъективными ощущениями), то обряд авдалы делается как обычно, на исходе Шаббата. По мнению комментария «Каф аХаим» (556-9) предпочтительнее делать авдалу не на вино или сок, а на другие напитки.

Если человек все же делает авдалу на вино или сок, и при этом есть возможность дать выпить вино (а лучше сок) маленькому ребенку, то это предпочтительный вариант, но если такой возможности нет, то человек может сам выпить около 40 миллилитров. Нет необходимости проводить обряд авдалы для маленьких детей, которые, естественно, едят в этот день.

Поскольку данный материал могут читать люди, находящиеся в разных часовых поясах, то я не указываю времени исхода шаббата и поста, и каждый должен проверить их в соответствии с местом своего проживания. Это так же легко проверить с помощью соответствующих программ в интернете.

Дай Бог, чтобы все вышесказанное стало неактуальным, и еще до конца недели пришел Машиах, но если это в силу наших грехов не произойдет, то тогда, чтобы сбылось сказанное в ВТ трактат Таанит(30, 2), что каждый скорбящий об Иерусалиме удостоится увидеть его в радости, а также увидит исполнение пророчества Зехарии о том, что все дни общественных постов станут праздниками .

Фото: Чтение кинот у Западной Стены в Иерусалиме | בית השלום,