Праздник труб. Происхождение названий месяцев Праздник очищения

Продолжаем развивать свою эрудицию. В данной статье я поведаю Вам о происхождении названий месяцев. Названия эти повторяются из года в год, но не все знают почему январь назван январем, а август назван августом. Пришло время приоткрыть завесу тайны и узнать почему те или иные месяцы названы именно так. Также рассмотрим древнеславянские названия месяцев, которые использовались нашими предками до введения римского календаря.

Итак, давным давно в Древнем Риме был разработан солнечный календарь, который состоял из названий, связанных с римскими богами, императорами и просто числами. Именно он и был принят за основу и вытеснил древнеславянский календарь, которым пользовались наши предки много столетий. Существуют разные версии почему это произошло, но основная из них – религиозная. Православная церковь стремилась всеми средствами искоренить язычничество и это сказалось на календаре, а поскольку Русь в те времена тесно контактировала с Византией, то и римский календарь, который она унаследовала от Западной Римской Империи пришелся весьма кстати. Однако, рассмотрим сами месяцы и их названия.

По сути основа календаря, состоящая из 12 месяцев сохранилась, единственное изменение коснулось начало года. У древних римлян первым месяцем был Март.

Март – происхождение названия

Март (лат. Martius) получил свое название в честь римского бога Марса – бога войны. Римляне почитали данного бога и с приходом теплых весенних дней видимо планировались военные походы, отсюда и название.

Апрель – происхождение названия

Название Апрель происходит от латинского слова Aprilis – раскрытие. В этом месяце раскрывались почки на деревьях. Также существует другая версия происхождения апреля, от лат. apricus – согреваемый солнцем, солнечный. Впрочем, суть от этого практически не меняется.

Май – происхождение названия

Месяц май (Majus) назван в честь римской богини весны Майи. Римляне отождествляли Майю с италийской богиней Майестой, покровительницей плодоносной земли. В этом месяце данной богине приносили разнообразные жертвоприношения.

Июнь происхождение названия

Июнь (Junius) – назван в честь богини Юноны. Покровительницы женщин и супруги Юпитера. Хотя бытует мнение, что название Июнь связано с первым римским консулом Юнием Брутом.

Июль происхождение названия

Месяц июль (Julius) – назван в честь известного полководца и политика Юлия Цезаря, в принципе он и затеял реформу календаря. До этого месяц назывался “Квинтилис”, что значит “Пятый”.

Август происхождение названия

Август (Augustus) свое название получил в честь императора Августа, который внес свои поправки в календарь. До этого месяц назывался “Секстилис”, что значит “Шестой”.

Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь происхождение названия

Здесь все просто. Данные месяцы просто соответствуют своему порядковому номеру в списке месяцев.

Сентябрь от лат. septem – седьмой
Октябрь от лат. octo – восьмой
Ноябрь от лат. novem – девятый
Декабрь от лат. decem – десятый

Хотя следует заметить, что попытки придать номерам именные названия совершались неоднократно. Многие императоры стремились увековечить свои имена в названиях месяцев. Какое-то время существовали месяцы Tiberius, Antonius и так далее, однако они не прижились и со временем были преданы забвению.

Январь происхождение названия

Январь (Januarius) назван в честь римского бога Януса. Да-да, тот самый двуликий Янус, бог всяких начинаний, соединявшим прошлое и будущее, хранитель входов и выходов. Янус был также покровителем путников и хранителем дорог, и почитался среди италийских моряков, веривших, что именно он научил людей строить первые корабли.

Февраль происхождение названия

Февраль (Februarius) от лат. Februa «праздник очищения». В данный месяц проводился обряд очищения, искупления грехов. Также название месяца связывают с этрусским богом подземного царства Фебрууса.

Это краткая информация для общего развития, если у кого-то есть желание более детально изучить данный вопрос – могу порекомендовать воспользоваться википедией и узнать о происхождении месяцев более подробно.

Что же касается древнеславянского календаря, то наши предки использовали следующие названия месяцев:

Сечень – от слова “сечь” – рубить лес. Обычно рубка леса для подготовки новых посевных площадей и его заготовки для строительства производилась зимой. Месяц назывался также “Просинец”, по появлению синего неба после долгой облачности.

Лютый – Месяц метелей и морозов.

Березень – время сжигания срубленных зимой деревьев, в основном березы, на уголь. Назывался также “Сухий”, по времени просыхания срубленного леса или просыхания земли.

Цветень – месяц цветения.

Травень – месяц роста трав.

Червень – от слова “червь”. Месяц собирания в садах и огородах насекомых-вредителей, в южных местностях время покраснения вишни.

Липень – месяц цветения липы.

Серпень – от слова “серп”. Время жатвы.

Вересень – месяц цветения вереска.

Листопад – время пожелтения и начала опадания листвы.

Грудень – от слова”груда” - мерзлая колея на дороге.

Студень – название говорит само за себя.

День очищения

День очищения (евр. йом хаккиппурим, новоевр. йом киппур - буквально: "день покрытия (грехов)" ).

I.
Десятый день седьмого месяца (тишри = сентябрь-октябрь), согл. Закону, был днем праздничного собрания, поста (см. Покаяние, каяться) и отдыха от работы (Лев 16:29,31; 23:27-32; Чис 29:7) , в к-рый см. Первосвященник совершал перед Господом полное очищение (см. Примирять) своих грехов и грехов всего народа (Лев 16:17,30,33,34; 23:28) . Это был единств. в году день, когда Законом предписывался пост и когда первосвященник мог войти в Святое Святых скинии и храма (Лев 16:2 и след.; Евр 9:7) . (О "жертве за грех, приносимой в день очищения", Чис 29:11; ср. Лев 16 см. Жертва , III и см. Азазель ; кр. того, в Д.О. совершались и иные жертвоприношения, Чис 29:7-11 ). Особое значение Д.О. имел в каждом 50-м году, когда после семи субботних лет (см. Субботний год) он открывал собой см. Юбилейный год .
II:

1) Д.О. был учрежден после того, как два сына Аарона (Лев 16:1 и след.) погибли при попытке принести Господу жертву каждения, к-рую Бог не велел им приносить (Лев 10:1 и след.) . Помимо излож. в Законе предписаний, этот день в ВЗ нигде больше не упоминается. Что касается НЗ, то в книге Деяний он упоминается как день поста (Деян 27:9) , а в Послании к евреям содержатся ссылки на него по разным поводам (см. ниже, III). Талмуд содержит подробные сведения о том, как первосвященник должен готовиться к Д.О. и проводить различные обрядовые действия при жертвоприношении. О Д.О. раввины говорили след.: он искупает грехи против Бога, но грехи, что были совершены против ближнего, искупает лишь в том случае, если до этого дня состоялось примирение с тем, против кого было совершено прегрешение;
2) нек-рые исследователи пытались истолковать отсутствие в ВЗ сведений о праздновании Д.О. в период после его учреждения как доказат-во того, что этот праздник был введен лишь после вавил. плена, а соотв. разделы Закона возникли лишь к этому времени (см. Пятикнижие Моисея). Но тогда невозможно объяснить, как жертвоприношения Д.О. оказались единств., непосредственно связ. с ковчегом завета (см. Ковчег завета), к-рого после плена уже не было.

III.
Д.О. как сердцевина и кульминация ветхозаветного богослужения был упразднен жертв. смертью Иисуса на кресте. На место постоянно повторяющегося "однажды в год" (Евр 9:7,25) очищения, совершаемого ветхозаветным первосвященником, к-рый сам нуждался в очищении (Евр 7:27) , теперь пришло очищение, соверш. однажды и навечно (Евр 9:12,26,28; 10:12,14,18) безгрешным, святым и вечным Первосвященником Иисусом Христом (Евр 7:26,28) , когда Он со Своей собств. кровью вошел на небо, чтобы предстать за нас пред лице Божие (Евр 9:24; ср. 7:25) .


Библейская энциклопедия Брокгауза . Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .

Смотреть что такое "День очищения" в других словарях:

    День очищ’ения девятый (десятый) день (см.) седьмого месяца еврейского священного календаря, в который по закону полагалось очищать народ израильский от всех его грехов и приносить специальные жертвы (Лев.16; Чис.29:7 11). В этот день… …

    день\ очищения - день очищ’ения девятый (десятый) день (см.) седьмого месяца еврейского священного календаря, в который по закону полагалось очищать народ израильский от всех его грехов и приносить специальные жертвы (·Лев.16; Чис.29:7 11). В этот день… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

    День очищения - - евр. йом кипур День очищения (Лев. 16). Десятый день 7 го месяца должен был быть священным днем покоя, подобно субботе; в этот день не позволялось делать никакой работы. Весь народ должен был «смирять свои души», т. е. соблюдать строгий пост; за… … Словарь библейских имен

    См. Дни очищения … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (Лев.16:2 ,34, Лев.23:26 ,32) 10 й день седьмого месяца (по нашему счислению 10 сентября, соединявшийся у Евреев с постом и сокрушением о грехах. В этот день первосвященник приносил жертву за себя, поставив пред Скиниею двух козлов, и по жребию… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

День очищения

В Книге Левит указывается, как очиститься от греха, а также от нечистого. Грех - это нарушение запретов Бога, что влечет за собой отлучение от Бога. Так, Адам и Ева совершили «первородный грех», съев запретный плод. Очищение от греха в соответствии с предписанным ритуалом - это возвращение себя Богу, вновь слияние с ним воедино. Поэтому грешник должен искупить грех, произвести искупление.

Первосвященник может произвести искупление для всего народа с помощью определенного ритуала, проведенного в особый день:

Лев., 23: 27. …в десятый день седьмого месяца сего будет день очищения… смиряйте души ваши.

«День очищения» - это перевод еврейского «Йом Киппур» («Yom Kippur»), Йом Киппур - это самый святой день в еврейском календаре, в течение которого соблюдается строгий пост («смиряйте души ваши»). Однако нет никаких сведений о том, что этот религиозный праздник соблюдался до вавилонского пленения.

Из книги Зороастрийцы. Верования и обычаи автора Бойс Мэри

Из книги В начале было Слово… Изложение основных Библейских доктрин автора Автор неизвестен

2. Прообраз высшего очищения. Ногоомовение не просто очистило от пыли ноги учеников. Смысл его был очень глубок: оно говорило о высшем очищении - очищении сердца. Когда Петр попросил Иисуса омыть его всего, Иисус сказал: «Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист

Из книги Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД Том 12 автора Церковь христиан адвентистов седьмого дня

В. Суд Христа: День очищения 1. День очищения в Послании к Евреям В Послании к Евреям есть несколько ясных ссылок на израильский День очищения. В Евр. 9:25, 26 и 10:1–10 жертва Христа противопоставляется тем, которые приносились в этот день. Жертва Христа описывается как

Из книги Мировые культы и ритуалы. Могущество и сила древних автора Матюхина Юлия Алексеевна

1. День очищения в Послании к Евреям В Послании к Евреям есть несколько ясных ссылок на израильский День очищения. В Евр. 9:25, 26 и 10:1–10 жертва Христа противопоставляется тем, которые приносились в этот день. Жертва Христа описывается как единократная, а Его кровь - как

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

2. День очищения в Книге Даниила Акцентируя наше внимание на очищении, суде и оправдании, апокалиптические видения Даниила проецируют образы Дня очищения на самый конец земной истории. Очищение непосредственно связывается с небесным святилищем и служением Мессии как

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Обряды очищения Символические ритуалы очищения были развиты у большинства народов нашей планеты, но проявлялись по-разному. Смысл этих обрядов состоял в освобождении человека от всякой скверны, от вины и нравственного греха. Чаще всего обряд очищения состоял в

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

День очищения После смерти двух сыновей Аарона (те погибли, когда предстали пред Господом с чуждым огнем) говорил Господь с Моисеем 2 и поручил ему: «Скажи брату твоему Аарону, чтобы не во всякое время входил он за завесу в Святилище, к златому Покрову примирения, тому, что

Из книги Книга Левит из Торы автора Мельников Илья

День очищения 26 Господь сказал Моисею: 27 «А десятый день того же седьмого месяца будет у вас Днем очищения, и вновь у вас по этому случаю должно быть священное собрание, когда вам следует смирять себя и принести дар Господу. 28 В этот день вы не должны заниматься никакой

Из книги автора

День очищения 7 И в десятый день седьмого месяца вы должны проводить священное собрание, смирять свои души в этот день и не работать. 8 Во всесожжение Господу, в приятное для Него благоухание, вам следует принести в жертву одного молодого быка, одного барана и семь

Из книги автора

Жертвоприношения в День очищения 1 Вечный говорил с Мусой после смерти двух сыновей Харуна, которые умерли, приблизившись к Вечному с чуждым огнём. 2 Вечный сказал Мусе:- Скажи своему брату Харуну, чтобы он не во всякое время приходил в Святое Святых за завесу, перед

Из книги автора

Вода очищения 1 Вечный сказал Мусе и Харуну:2 - Вот установление Закона, который вам дал Я, Вечный: Скажи исраильтянам привести к тебе рыжую телицу без изъяна, которая никогда не ходила под ярмом. 3 Отдай её священнослужителю Элеазару. Потом пусть её выведут за лагерь и

Из книги автора

День очищения (Лев. 23:26–32)7 В десятый день седьмого месяца созывайте священное собрание. Смиряйте себя постом a и не занимайтесь никакими делами. 8 Приносите как благоухание, приятное Вечному, всесожжение из одного молодого быка, одного барана и семи годовалых ягнят без

Из книги автора

Вода очищения 1 Господь сказал Моисею и Аарону:2 - Вот установление Закона, который дал Господь: Скажи израильтянам привести к тебе рыжую телицу без изъяна, которая никогда не ходила под ярмом. 3 Отдайте ее священнику Элеазару. Потом пусть ее выведут за лагерь и заколят в

Из книги автора

День очищения В Книге Левит указывается, как очиститься от греха, а также от нечистого. Грех - это нарушение запретов Бога, что влечет за собой отлучение от Бога. Так, Адам и Ева совершили «первородный грех», съев запретный плод. Очищение от греха в соответствии с

Из книги автора

Закон очищения Интерес представляет глава 16-я, в которой дан Закон очищения или искупления.Среди праздников, ежегодно справлявшихся израильским народом, был день поста, который соответствовал Дню очищения. Главной целью церемоний Дня очищения было очистить святилище от

Йом Кипур — "День искупления" или "Судный день", иудеи всего мира отмечают в десятый день месяца тишрей, первого месяца еврейского календаря. В 2019 году праздник выпадает на 19 сентября, но, как и все иудейские праздники он начинается накануне с заходом солнца.

Это самый важный праздник в иудаизме, день поста, покаяния и отпущения грехов, который завершает десять дней покаяния. Эти дни отсчитываются от еврейского Нового года — Рош а-Шана, который в этом году наступил 2 октября с заходом солнца.

В Йом Кипур евреи, забывая о земных делах, полностью посвящают себя искуплению и очищению от совершенных грехов. Чтобы прийти к Судному дню внутренне подготовленным, человек анализирует прошедший год, вспоминает свои прегрешения перед людьми и Богом.

Тора называет Йом Кипур субботой суббот.

История

Праздник напоминает о событиях, которые произошли 33 века назад, во время пребывания еврейского народа в Синайской пустыне. Тогда евреи тяжко согрешили, создав золотого идола и поклоняясь ему. Бог разгневался, хотел истребить еврейский народ и создать новый от Моисея.

Тогда Моисей снова поднялся на гору Синай и молитвой упросил Бога отменить приговор своему народу. В день Йом Кипур он вернулся, принес новые каменные Скрижали Завета (две каменные плиты, на которых были начертаны Десять заповедей) и радостную весть: "Простил Я по слову твоему!".

С тех пор Йом Кипур стал днем прощения: "И да будет сие для вас вечным постановлением…"

В древности, когда в Иерусалиме еще стоял Храм, в Судный день первосвященник совершал процедуру самоочищения, входил в храм, готовил жертву для заклания и приносил ее во искупление грехов всего народа Израилева.

Некоторым подобием этого обычая является сохранившийся по сей день ритуал "капарот" (обряд искупления), приношение в жертву петуха (для мужчин) или курицы (для женщин). Его совершают накануне Судного дня многие верующие.

Сегодня суть обрядовых действий перешла из Храма в синагогу, а место жертвоприношения заняли молитвы.

Традиции и обычаи

Йом Кипур считается наиболее святым и торжественным днем в году, его основная тема — искупление и примирение, поэтому евреям нужно соблюдать определенные традиции.

В Судный день запрещена любая работа — в Израиле в этот день прекращается воздушное и морское сообщение с внешним миром. Внутри страны не работают учреждения и предприятия, магазины и рестораны, останавливается транспорт, включая частный, местные радио- и телеканалы прерывают трансляции.

Согласно религиозным предписаниям, в этот день запрещено также тратить деньги, носить кожаную обувь, пользоваться косметикой, умываться и вступать в супружеские отношения.

Пост — полный отказ от еды и питья, обычно начинается за полчаса до захода солнца в канун праздника и заканчивается с наступлением вечера через сутки, примерно 25 часов.

Постятся все, кроме беременных женщин, больных и детей до 12-13 лет (девочки начинают поститься с 12 лет). Все одеваются в белое — символ чистоты.

Пост в Йом Кипур соблюдают также многие светские евреи, обычно не соблюдающие другие религиозные законы.

В канун праздника принято окунаться в микву (ритуальный бассейн) и давать пожертвования на благотворительные цели.

Среди традиций Йом Кипура — желать друг другу "хорошей записи" (в Книге Жизни) — "гмар хатима това", а также "цом каль" — пожелание "легкого поста", и обычай просить прощения у всех.

Перед Йом Кипуром принято просить прощения у друзей и знакомых, если случилось обидеть их словом или делом. Обычай предписывает просить прощения сначала у людей, а затем у Бога, ибо человек не может быть прощен Богом, пока он не прощен людьми.

Накануне Йом Кипура, примерно за час до захода солнца, устраивают последнюю перед постом обильную трапезу, она называется "сеуда мафсекет", что в переводе значит "завершающая трапеза". Традиционным элементом трапезы является бульон с "креплах" (пельмени), символизирующими приношения в Иерусалимском Храме.

За 18 минут до захода солнца хозяйки зажигают в домах свечи.

В первый вечер и почти весь последующий день евреи собираются в синагогах, где произносятся молитвы, специально созданные для этого дня.

В синагоге проводится пять служб. Вечером — маарив (вечерняя), которая продолжается около двух часов. На следующей день проходит четыре службы, которые переходят одна в другую почти без перерыва. Утром — шахрит (утренняя), затем, до полудня — мусаф (дополнительная), во второй половине дня — минха (послеполуденная) и перед заходом солнца — неила (предвечерняя, произносимая только в Йом Кипур). Буквальный перевод слова "неила" — "закрытие", то есть завершение всего процесса очищения и исправления.

После нее трубят в шофар (духовой музыкальный инструмент из бараньего рога) и молящиеся восклицают: "В будущем году в Иерусалиме!".

После этого желают друг другу счастливого года и возвращаются домой. Дома совершают краткую молитву — "гавдала", разделяющую святое и будничное, и устраивают праздничную трапезу, радуясь и веселясь прощению.

Блюда подготавливают за день до Йом Кипура, чтобы они были готовы к концу поста и началу праздника. На стол подают различные салаты из овощей, жаркое из мяса или домашней птицы, сладкие цимесы (десертное блюдо еврейской кухни), компот, медовый пирог и свежие фрукты.

Многие стараются сразу же начать исполнять заповедь строительства Сукки, если это не мешает соседям.

В дни между Йом Кипуром и праздником Суккот, который в 2018 году выпадает на 23 сентября, запрещено поститься.

Праздник шалашей

В Израиле Суккот — праздник шалашей или кущей, начинается на 15-й день нового года по еврейскому календарю и длится семь дней. В 2018 году праздник начнется 23 сентября после захода солнца.

Сукка — это шалаш, в котором жили евреи в пустыне. По традиции в период празднования Суккот следует покидать свой дом и жить на улице в шатре, куще, как воспоминание о сорокалетнем странствовании еврейского народа по пустыне после исхода их из Египта.

В Суккот выполняется особый ритуал — "вознесение лулава". Во время ритуала принято поднимать и говорить благословения четырем видам растений — этрогу, листу финиковой пальмы, мирту и иве — каждое из которых соответствует определенному типу еврейского народа, а вместе они символизируют единство нации.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

День очищения
[Еврейское йом хаккиппурим , новоеврейское йом киппур – буквально: «день покрытия (грехов)]

I. Десятый день седьмого месяца (тишри = сентябрь-октябрь), согласно Закону, был днем праздничного собрания, поста (→ ) и отдыха от работы (Лев 16:29,31 ; Лев 23:27-32 ; Чис 29:7 ), в который → совершал перед Господом полное очищение (→ ) своих грехов и грехов всего народа (Лев 16:17,30,33,34 ; Лев 23:28 ). Это был единственный в году день, когда Законом предписывался пост и когда первосвященник мог войти в Святое Святых скинии и храма (Лев 16:2 и следующие; Евр 9:7 ). (О «жертве за грех, приносимой в день очищения», Чис 29:11 ; сравните Лев 16:1 → , III и → ; кроме того, в день очищения совершались и иные жертвоприношения, Чис 29:7-11 ). Особое значение день очищения имел в каждом 50-м году, когда после семи субботних лет (→ ) он открывал собой → .

II: 1) День очищения был учрежден после того, как два сына Аарона (Лев 16:1 и следующие) погибли при попытке принести Господу жертву каждения, которую Бог не велел им приносить (Лев 10:1 и следующие). Помимо изложенный в Законе предписаний, этот день в ВЗ нигде больше не упоминается. Что касается НЗ, то в книге Деяний он упоминается как день поста (Деян 27:9 ), а в Послании к евреям содержатся ссылки на него по разным поводам (смотрите ниже, III). Талмуд содержит подробные сведения о том, как первосвященник должен готовиться к дню очищения и проводить различные обрядовые действия при жертвоприношении. О дне очищения раввины говорили следующее: он искупает грехи против Бога, но грехи, что были совершены против ближнего, искупает лишь в том случае, если до этого дня состоялось примирение с тем, против кого было совершено прегрешение;
2) Некоторые исследователи пытались истолковать отсутствие в ВЗ сведений о праздновании дня очищения в период после его учреждения как доказательство того, что этот праздник был введен лишь после вавилонского плена, а соответственно разделы Закона возникли лишь к этому времени (→ ). Но тогда невозможно объяснить, как жертвоприношения дня очищения оказались единственными, непосредственно связанными с ковчегом завета, которого после плена уже не было.

III. День очищения как сердцевина и кульминация ветхозаветного богослужения был упразднен жертвенной смертью Иисуса на кресте. На место постоянно повторяющегося «однажды в год» (Евр 9:7,25 ) очищения, совершаемого ветхозаветным первосвященником, который сам нуждался в очищении (Евр 7:27 ), теперь пришло очищение, совершенное однажды и навечно (Евр 9:12,26,28 ; Евр 10:12,14,18 ) безгрешным, святым и вечным Первосвященником Иисусом Христом (Евр 7:26,28 ), когда Он со Своей собственной кровью вошел на небо, чтобы предстать за нас пред лице Божие (Евр 9:24 ; сравните с Евр 7:25 ).