Значение речи в жизни человека. Доклад на тему: «Речь детей и факторы ее развития Краткое сообщение на тему язык и речь
>Рефераты по русскому языку
Язык и речь
Основные вопросы в лингвистике связаны с устройством и функционированием языка. На протяжении многих столетий эта наука пытается в полной мере объяснить, что же такое язык, как он развивается, что такое речь и т.д. Несмотря на свое стремительное развитие, лингвистика не смогла до конца изучить и решить вопросы, связанные с языком. По общепринятому определению язык – это система знаков, соотносящая написание и смысловое содержание. В свою очередь, речь – это исторически сложившаяся форма общения между людьми.
Одним из первых ученых, заложивших основы общей теории языка, был Фердинанд де Соссюр. Он назвал все процессы говорения и слушания одним общим терминов – речевая деятельность. В совокупности речевых процессов он выделил два полярных аспекта: язык и речь. По его мнению, основной частью речевой деятельности является язык. Несмотря на то, что он представлен лишь необходимыми условностями, принятыми в обществе, без языка речевая деятельность была бы невозможна. Язык – это как словарь, без овладения которым речевое общение становится невозможным.
Язык является лексической и грамматической системой, которая существует в сознании людей, принадлежащих к одной общности. Речь, в свою очередь, это акт использования языка человеком для выражения своих мыслей. Язык и речь тесно взаимосвязаны. С одной стороны, язык необходим, что речь была внятной. С другой стороны, исторически сложилось так, что речь всегда предшествовала языку. Из этого следует, что развитие языка отражается в речи, а живая речь это и есть форма существования и развития речи. Несмотря на это, Фердинанд де Соссюр отмечал, что язык и речь понятия различные.
Наиболее существенные противопоставления языка и речи:
Язык – это социальное явление, а речь – психическое
Язык – это общее явление, а речь – индивидуальное
Язык ахроничен и внеисторичен, а речь исторична
Язык стремится к статичности, а речь подвижна
Язык – это абстрактная система, а речи свойственна материальность
Язык подвержен лингвистическим закономерностям, а речь – нет.
Таким образом, язык и речь – это явления сложные и взаимозависимые. Эти понятия зачастую используются как синонимы. Однако необходимо их разграничивать, так как язык – это упорядоченная система знаков, а речь – использование языка в устной деятельности. Благодаря языку человеческое общество может развиваться. Именно язык помогает накапливать и передавать информацию из поколения в поколение.
Доклад на тему: « Речь детей и факторы ееразвития».
Подготовили:
Воспитатели группы № 5
Максименко Г.Б., Мартыненко Н. В.
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать, а усвоение этих знаний должно быть не механическим, а осмысленным. Поэтому созданы новые программы подготовки детей в детских садах.
Всякая задержка в ходе развития речи (плохое понимание того, что говорят окружающие люди, бедный запас слов- понятий) затрудняет общение ребенка с другими детьми или взрослыми. Что же следует сделать для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос существом социальным?..
Прежде всего благодаря речи люди получают очень широкие возможности общения. Она объединяет людей в их деятельности, помогает понять друг друга, формирует общие взгляды, убеждения. Эту роль речи очень образно охарактеризовал М.В. Ломоносов: «Если бы каждый член человеческого рода не мог изъяснить другому своих понятий, то бы не токмо лишены мы были согласного общих дел течения, которое соединением разных мыслей управляется, но и едва ли не хуже ли мы были диких зверей, рассыпанных по лесам и пустыням!»
Речь помогает нам и в позиции окружающего мира. В общественной практике благодаря слову возникли общие понятия времени, пространства, причинности и т.д. Это дало возможность человеку понять сущность явлений природы, разобраться в событиях общественной жизни, позволило создать науку.
Очень рано ознакомление с окружающим миром у малышей начинает осуществляться посредством слова. Животное, наоборот, может научиться чему-нибудь лишь на основе того, что оно видело, слышало, чувствовало, много раз проделало.
Речь- это прежде всего результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Так называемые артикуляторные органы лишь выполняют приказы, поступающие из мозга. Различают речь сенсорную- понимание того, что говорят другие, и моторную – произнесение звуков речи самим человеком.
Дети до известной степени иностранцы в нашей взрослой среде- они должны усвоить не только требуемые формы поведения, но и наш язык. Взрослые не всегда оценивают всю сложность этой задачи. Иногда маленькие дети понимают взрослого буквально, не улавливая того, что некоторые слова взрослых- просто образное выражение.
В начале второго года жизни ребенок начинает усваивать названия многих предметов, т.е. слова становятся для него условными знаками, сигналами соответствующих предметов. Это- киса, это- ложка, это- стул. Ребенок узнает и названия действий: дай, возьми, покажи, иди и т.д. В речи детей первых лет жизни слова связываются в очень простые и короткие предложения. Нужно отметить, что усвоение слов и их использование у маленьких детей происходит очень избирательно и зависит от их потребностей, желаний, аффективных состояний. Так, ребенок усваивает прежде всего названия тех объектов, которые его привлекают, к которым он стремится или которые ему неприятны, пугают и т.д., а также названия действий с этими объектами: «Мама иди!» (сюда), «Дай кису!», «Идем сюда!», «Не хочу супа!», «Убери, бяка!»
Много важных событий происходит во второй половине второго года жизни ребенка. Одним из них является то, что малыш учится связывать два слова в фразу. «Мама, ди!» (иди) – сказала в 1 год 6 месяцев Ляля И.; «Мама, дай!»- совершенно четко произнесла в 1 год 6 месяцев Ира П.; первая фраза Игорька К. в 1 год 8 месяцев была: «Баба, катяй!» (качай).
Соединение двух слов в фразу- очень большое усложнение в деятельности мозга: на каждое слово («мама», «иди», «дай» и т.д.) была уже выработана система условных связей, а теперь происходит объединение таких систем в более сложные- это более высокий уровень деятельности мозга, которую физиологи называют синтезом.
У девочек соединение слов в фразы происходит несколько раньше, у мальчиков на два- три месяца позже, но ход процесса совершенно одинаков. Как в усвоении первых слов, так и в их объединении в фразы очень большую роль играют потребности, желания ребенка. Он зовет мать, просит еду или какой-то привлекающий его предмет, т.е. формирование первых фраз имеет ярко выраженную эмоциональную основу. Несколько позже, обычно в 2 года- в 2 года 3 месяца, появляются фразы с отрицательным значением. Мариша К. в 2 года сказала: «Ам-ам не!» - отстраняя при этом от себя тарелку с кашей. Сережа П. в 2 года 2 месяца отказывался пить рыбий жир: «Котю не! Котю не!» (не хочу). До двух лет отказ есть, принимать лекарство, что-то делать осуществляется только с помощью жестов, но после двух лет к отрицательным реакциям, выражаемым жестами, присоединяется и слово. Наблюдая детей первых лет жизни, вы можете убедиться в том, какая у них жажда узнавать новые и новые названия для каждого предмета. Они так хотят знать больше названий- вы только скажите им! Именно это и обеспечивает развитие у маленьких детей все более высоких степеней обобщения при помощи слов. Но и это скоро перестает удовлетворять малышей: вот бежит собака, а как ее зовут? А вон идут девочки- а как из зовут? Иначе говоря, от общих понятий- собака, девочка, птица – ребенок переходит к конкретизации, уточнению своих знаний. Еще И.М. Сеченов подчеркивал, что чем больше «отдельностей» представляет мир для ребенка, тем глубже и шире его знания.
У маленьких детей, как указывает А.Н. Гвоздев, очень часто наблюдается употребление прошедшего времени глаголов только в женском роде (с окончанием на «а»). «Я попила чай», «Я пошла» и тому подобное говорят и мальчики. Причина этой очень частой ошибки неясна; возможно, она лежит в большей легкости артикуляции.
Все наблюдавшие за развитием детей очень хорошо знают, что малыш выражает свои мысли громкой речью. Увидев привлекательный или неприятный для него предмет, ребенок сразу заявляет об этом во весь голос. Увидев мать, он кричит: «Ма- ма!»; при виде кошки громко восклицает: « Киса! Хочу кису!» Когда ему подносят ложку с горьким лекарством, он бурно выражает протест: « Не надо! Не хочу!». Только на четвертом году появляется шепотная речь, а около пяти лет- речь «про себя», когда ребенок начинает думать словами беззвучно. Это и называется внутренней речью. На первых порах допустимы звукоподражательные простые слова: «авка», «киса» и другие. Очень важно следить за тем, чтобы все произносимые взрослыми звуки были четкими, а ритм речи не слишком быстрым: ведь мать, отец, работники детского учреждения не просто говорят- они дают детям материал для подражания. Если речь кого- то из ухаживающих лиц имеет дефекты (картавость, шепелявость, заикание), то эти дефекты станут воспроизводиться и ребенком, избавиться от них в дальнейшем будет очень трудно. Поэтому ухаживающие за детьми люди должны постараться избавиться от недостатков своей речи. Когда вы разговариваете с ребенком, не говорите зря. Сплошь и рядом приходится наблюдать, что мама или бабушка непрерывно говорят с малышом, и, конечно, он устает от этого и уже не слушает. Речь взрослого в таком случае становится чем-то вроде звуков постоянно включенного радио- их уже не замечают. Итак, в разные периоды развития ребенка перед родителями и воспитателями стоят разные задачи. Давайте очень коротко подведем итог. На любой стадии развития речи ребенок нуждается во внимании и помощи взрослых. На самом раннем этапе главное, в чем должно заключаться участие взрослых,- это создание положительного эмоционального фона. Далее необходимо несколько раз в день по 3-5 минут разговаривать с малышом, соблюдая следующие условия: ребенок должен видеть лицо говорящего, взрослый говорит четко и не быстро, говорит, наконец, о том, что сейчас привлекло внимание ребенка, что он делает.
Раньше считалось, что главное, от чего зависит развитие речи, - это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми: слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он научается артикулировать слоги. Поэтому родители обычно получают совет больше разговаривать с ребенком. Они удваивают свои усилия, стараясь говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.
Оказывается, степень речевого общения со взрослыми не играет такой уж большой роли, как предполагалось. Конечно, это необходимое условие для того, чтобы ребенок заговорил, но, очевидно, нужно учесть и еще какие-то условия. Какие же? Это надо было выяснить. Здесь невольно приходит на память шуточная загадка: «Когда черной кошке легче всего пробраться в дом?» Обычно отвечают, что в темноте, но правильный ответ другой: когда дверь открыта. Эта загадка рассчитана на некоторую шаблонность нашего мышления: ответ как бы подсказывается указанием на черный цвет кошки. Однако если все двери закрыты, то и темнота не поможет кошке проникнуть в дом. Поэтому в поисках того, что может помочь в развитии речи ребенка, прежде всего возникала мысль об использовании речевого аппарата. Но как их вызывать? Мы уже знаем, что у маленьких детей звукоподражание возникает только в том случае, если ребенок видит мимику взрослого и воспроизводит ее.
Если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает- отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше. Проверка на большом количестве детей показывает, что это не случайность, а закономерность. Сейчас для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни проводят такой опыт: просят ребенка показать один пальчик, два пальчика и три (« сделай вот так» - и показывают, как это надо делать). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев,- говорящие дети; если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые («ватные») и не дают изолированных движений, то это неговорящие дети. Таким образом, не услышав от ребенка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.
Пальцы помогают говорить.
Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией. Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте 6- 7 месяцев. В этот период полезно делать массаж кистей рук- поглаживать их, слегка надавливая, в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем проделывать движения пальцами ребенка- взрослый берет каждый пальчик ребенка в свои пальцы и сгибает и разгибает его. Делать так надо 2-3 минуты ежедневно. Многие приемы из наиболее простых оказываются очень эффективными. Например, можно давать малышам катать шарики из пластилина (при этом участвуют все пальцы и требуется значительное усилие), рвать на мелкие куски газету (любую бумагу)- малыши делают это с удовольствием по несколько минут; здесь также участвуют почти все пальцы, и движения энергичны. Нужно, конечно, следить, чтобы ребенок не ел пластилин или обрывки бумаги. Можно давать детям перебирать крупные деревянные бусы (они продаются в магазинах игрушек), складывать деревянные пирамидки, играть во вкладыши. (Вкладыши- полые кубики разной величины, которые можно вкладывать один в другой). Нанизывание колец пирамидок- также хорошая тренировка, но при этом движения совершаются с меньшими усилиями и осуществляются двумя- тремя пальцами. Подойдут любые аналогичные игры. Начиная с полутора лет детям даются более сложные задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев (здесь уже не так существенны силовые отношения). Это застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.
Какие недостатки речи должны вас беспокоить
Если ребенок в 2-2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов, это обычно вызывает тревогу родителей, и они обращаются к врачу.
Можно выделить четыре основные группы речевых расстройств:
1. Нарушения звукопроизношения.
2. Нарушения ритма и темпа речи.
3. Расстройства речи, связанные с нарушениями слуха.
4. Недоразвитие речи или утрата ранее имевшейся речи.
Пальчиковый игротренинг.
Для получения максимального «коэффициента полезного действия» упражнения должны быть построены таким образом, чтобы:
Сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти;
Использовались изолированные движения каждого из пальцев;
По этим принципам построена программа «Пальчиковый игротренинг», основой которой стали пальчиковые игры различных времен и народов. С народными пальчиковыми играми ребенок встречался уже в колыбели, вернее, не в колыбели, а на коленях у мамы, бабушки или няни. Строго говоря, это были еще не игры, а потешки и пестушки- забавы взрослого с ребенком. Нынче таких забав осталось совсем мало, да и те, что есть, часто усечены. Мало кто знает, что любимая всеми «Сорока-ворона» не заканчивалась покачиванием бездельника- мизинца:
«Ты дров не носил,
воды не носил».
Игра имела продолжение. Взрослый говорил:
«Знай наперед:
Здесь водичка холодненька»
(и поглаживал ребенка у запястья).
«Здесь тепленька»
(поглаживал у локтя);
«Здесь горяченька»
(поглаживал у плеча);
«А здесь- кипяток, кипяток!»
(щекотал ребенка под мышкой).
Еще вариант:
«Знай наперед,
Здесь двор,
Здесь криница,
Здесь холодная водица!»
Ведь не только в развитии мелкой моторики смысл этой потешки. Она дает ребенку ощутить радость телесного контакта, прочувствовать свои пальцы, ладонь, локоть, плечо; осознать себя в системе телесных координат, в конечном счете- сформировать схему тела. Это предотвращает возможность возникновения многих неврозов в дальнейшем, дает человеку чувство самообладания.
Что касается признания пальчиковых игр официальной педагогикой, то приоритет в этой области принадлежит немецким специалистам. Еще в 1873г. Выдающийся немецкий педагог Фридрих Фребель выделил воспитательное значение пальчиковых игр и включил их в учебный план созданных им детских садов. Фребель высказал предположение, что именно ассоциация звука и смысла слов с собственным телом ребенка наилучшим образом подходит для стиля обучения маленьких детей. В те времена не могло существовать теоретического обоснования этого способа, Фребель делал заключения на основе собственных наблюдений и интуиции. Его философия далеко опережала время.
Используемая литература:
«Ребенок учиться говорить. Пальчиковый игротренинг» М.М. Кольцова, М.С. Рузина
23.03.2015Снежана Иванова
Речь в жизни человека занимает существенную позицию: она определяет возможность любого взаимодействия и сопровождает его во всякой деятельности...
Трудно представить себе условия современной действительности без речи. Любое действие, требующее контакта с другими людьми, мы сопровождаем словами. Ежедневно на нас обрушивается огромный поток информации, из которой каждый выбирает для себя то, что подходит лично ему. Речь в жизни человека занимает существенную позицию: она определяет возможность любого взаимодействия и сопровождает его во всякой деятельности. Насколько бедной была бы наша жизнь без возможности облечь мысль в словесную форму! Эволюция речи человека происходила постепенно: от древности до настоящего времени она развивалась, появлялись новые значения, обогащался словарный запас. Если в прежние времена можно было заменить речь жестами, изображениями, просто взглядом, то теперь практически любая профессия требует от человека владение языком на высшем уровне. В 21 веке необходимо уметь не только грамотно и точно излагать свои мысли, но и формулировать намерения, направленные на достижение лучших результатов. Все это невозможно без речевой деятельности.
Структура речи
Речь, как и всякий другой вид деятельности, состоит из нескольких элементов.
Мотивация – важный структурный компонент, без которого никакое взаимодействие между людьми не состоялось бы. Прежде, чем совершить какое – то действие, связанное с общением, личность должна испытывать потребность во взаимодействии. Мотивация может касаться как личностных (внутренних) запросов отдельного индивида, так и выходить за рамки его потребностей.
Планирование – второй элемент в структуре речи. Здесь на первый план выходит способность к прогнозированию и ожидаемый результат. Личностные интересы человека участвуют в процессе распределения своих ресурсов и возможностей. Грамотное планирование обязательно включает в себя самоанализ и рефлексию. Человек должен знать, зачем он собирается расходовать свой ресурс, чего хочет достичь.
Реализация – это процесс, направленный на достижение поставленной цели. Когда сформулирована задача, личность обладает высокой мотивацией и осуществляет грамотный подход к пошаговым действиям. С помощью речи информация передается от одного лица другому.
Контроль – неотъемлемая составляющая любой успешной деятельности, и речь не является исключением. Чтобы понять, правильно ли решена задача, необходимо периодически отслеживать результат. Мы можем провести объемный семинар по какому – то вопросу, дать людям интересную информацию, но этого не достаточно, если имеется стремление к большим достижениям. Крайне важно получить обратную связь от участников, услышать их мнение, убедиться в своей полезности.
Функции речи
Современная психологическая наука определяет речь как высшую психическую функцию, существенный механизм в образовании интеллектуальной деятельности, процесс передачи и обмена информацией. Как всякая деятельность, она выполняет ряд важных задач.
Номинативная функция заключается в необходимости называть, обозначать предмет словом. Благодаря этому, каждый способен понять своего оппонента и не путаться в понятиях. Общение между людьми основывается по заранее созданной модели, которая существенно упрощает процесс понимания.
Обобщающая функция служит для выявления общих признаков, свойств предметов для дальнейшей классификации по группам. Слово уже обозначает не один предмет, а называет целую группу свойств или явлений. Здесь проявляется сильнейшая связь речи с мышлением, так как подобные операции требуют напряженной мыслительной деятельности.
Коммуникативная функция представляет собой этап передачи информации от одного лица другому. Данная функция может быть проявлена как в устной, так и в письменной форме.
Виды речи
В психологической науке выделяют два способа проявления речи: внешний (разговор при контакте двух и более людей друг с другом) и внутренний.
Внутренняя речь представляет собой особую форму выражения мыслей. В отличие от внешней, она характеризуется обрывочностью и фрагментарностью, нередко хаотичностью и непоследовательностью. Такой внутренний диалог происходит в сознании человека, нередко он и не выходит за его пределы. При желании им можно управлять и контролировать его. Однако сложность заключается в том, что внутренняя речь очень сильно связана с эмоциями и чувствами человека.
Особенности речи человека
Выражение эмоциональной составляющей
То, как человек говорит, оказывает существенное влияние на восприятие его слов собеседниками. Тембр голоса, интонация, паузы во время произношения, скорость придают звучащей речи своеобразную окраску, индивидуальность и неповторимость. Согласитесь, гораздо приятнее слушать человека с мягким тембром голоса, плавной интонацией и, вдобавок, интересной темой. В таком случае возникает большая заинтересованность в том материале, который преподносится.
Речь поможет личности отстоять свою позицию в споре, проявить симпатию к понравившемуся человеку, раскрыть эмоциональную составляющую. К примеру, если тема в достаточной степени по нраву личности, то, без сомнения, она будет стремиться продолжить общение.
Передача накопленного опыта
Ребенок познает окружающую реальность с помощью звучащей речи. Сначала родитель показывает ему предметы и называет их. Затем малыш растет, начинает взаимодействовать с другими людьми, узнает от них много для себя интересного и важного. Без слов было бы невозможно ни ребенку усвоить новую информацию, ни взрослому ее передать. Многое здесь, конечно, зависит от качества подачи самого материала, но значение речи является определяющим фактором.
Передача знаний и навыков, достижений современной науки является неотъемлемым звеном в применении речи. Без нее преподавательская деятельность сделалась бы невозможной. Труд писателя, мыслителя, исследователя не мог бы найти своего применения. Только благодаря живому языку, письменной и устной речи мы читаем книги, слушаем лекции, имеем возможность делиться собственным опытом с другими.
Значение речи в жизни человека
Способность к обучению
Читая книги, человек совершенствуется, расширяет свое представление о мире и о себе самом. Изучая какой – либо предмет, он так же накапливает знания. Речь при этом имеет определяющее значение: ведь не зная языка, не умея общаться, усваивать материал, личность не имела бы возможности выйти на новый уровень развития и образования. Без речи невозможно представить себе ни одной работы, ни одного исследователя, психолога, учителя или политика. Даже тот, кто считает себя в достаточной степени овладевшим родным языком и речью, должен постоянно учиться для того, чтобы достичь высоких результатов.
Способность к обучению – важная составляющая любой деятельности, если она стремиться к преуспеванию. Только постоянно узнавая новое, совершенствуя имеющиеся навыки можно выйти к успешному продвижению. Речь применяется везде, во всех сферах жизни. Куда бы человек ни отправился, с кем бы ни вступал в контакт, ему потребуется знание языка как инструмента взаимодействия.
Самосовершенствование
Иногда у человека возникает желание исправить ошибки прошлого, получить новый опыт, существенно изменить свою жизнь. Такие порывы обычно продиктованы стремлением к самореализации. В этом случае речь может пригодиться ему в качестве надежного вспомогательного средства. Изучение необходимого материала, чтение книг, проведение семинаров или тренингов – все это требует определенной подготовки и моральных сил. То, насколько личность оказывается готова приложить определенные усилия к реализации своего намерения, настолько полностью в этой непростой задаче задействована речь. Устная, письменная, обращенная вовне и внутрь себя — она ведет человека к новым свершениям, помогает ему добиться поставленной цели.
Таким образом, роль речи в жизни человека огромна, имеет первостепенное, главное значение. Речевая деятельность применима повсюду: в общении с друзьями и близкими, в сфере образования, преподавательском труде, торговле, в любой профессии, требующей контакта с людьми. Языковая культура тесным образом связана с современной психологической наукой. Если человек хочет приобрести навык эффективного общения, прослыть в своих кругах интеллигентом, культурной и образованной личностью, он должен много работать над собой, достаточно времени уделять развитию речи, правильному произношению слов и построению сложных семантических конструкций.
Проявления языковой деятельности неоднородны. Их можно разделить и классифицировать по отдельным признакам.
Устная речь . Это - основная разновидность речи. Это - звуковая речь, которая воспринимается другими на слух. Устная речь подразделяется на диалогическую и монологическую.
Диалогической называют речь двух или нескольких собеседников, которые меняются ролями, то есть попеременно бывают пассивными или активными собеседниками.
Разделение на "активного" и "пассивного" участников разговора относительное, поскольку и тот, кто говорит, и тот, кто слушает, проявляют активность, хотя и разную. Уровень знания языка, его лексического богатства, грамматического строения и фразеологии, практика пользования языком играют важную роль в функционировании диалогической формы речи.
Диалогическая речь тесно связана с ситуацией, в которой ведется разговор, и потому ее называют ситуативной. Одновременно она и более контекстуальная, поскольку каждое высказывание в значительной мере обусловлено предыдущим высказыванием, поскольку осуществляется как определенная деятельность двух или нескольких лиц.
Диалогическая речь недостаточно организована грамматически и стилистически. Как правило, она осуществляется при помощи простых языковых конструкций, которые обусловлены контекстом, предыдущими высказываниями. Большую роль в этой речи играют привычные соединения слов, реплики, шаблоны, идиоматические выражения, например: "так сказать", "вот", "и кто бы мог подумать" и т. п.
Монологическая речь - это такая речь, когда говорит одно лицо, а остальные слушают, воспринимают его речь.
Примеры монологической речи - доклад, лекция, выступление на собрании, объяснение преподавателем нового материала и т.п.
Это относительно развернутая разновидность речи. В ней сравнительно мало используется внеязыковая информация, которая возникает в разговорной ситуации. В сравнении с диалогической, монологическая речь - более активная или произвольная разновидность речи.
Так, для того чтобы объявить монологической акт речи, тот, кто говорит, должен осознавать полное содержание своей мысли и уметь произвольно построить на основании этого содержания высказывание или выстроить ряд высказываний.
Монологическая речь - организованная разновидность речи. Тот, кто говорит, заранее планирует или программирует не только отдельное слово, предложение, но и весь процесс речи, весь монолог в целом, иногда мысленно, а нередко в виде плана или конспекта.
Монологическая речь в своих развернутых формах нуждается в определенной подготовке, которая состоит в предварительном отборе содержания, четком планировании и соответствующем словесном оформлении.
Письменная речь . Письменная речь - это особая разновидность языкового процесса, дающая возможность общаться с отсутствующими собеседниками, которые являются не только современниками того, кто пишет, но будут жить и после него. Письменная речь - разновидность монологической речи, но она произносится как чтение написанных письменных знаков (слов). Исторически письменная речь возникла позже устной и на ее основе.
По сравнению с устной речью, письменная речь имеет ряд специфических психологических особенностей. Прежде всего, она осуществляется без непосредственного контакта с собеседником, а потому исключает из своего содержания интонацию, мимику и жесты, восприятие реакции читателя, его реплики, которые имеют важное значение для устного языка.
В письменной речи и содержание, и свое отношение к нему нужно выразить на бумаге. Поэтому текст более развернут, чем устная монологическая речь. В создаваемом тексте нужно принимать во внимание будущего читателя, заботиться о том, чтобы письменные знаки были понятны предполагаемому читателю.
Поэтому структурная сложность письменной речи по сравнению с устной увеличивается: она выдвигает большие требования к пишущему, нуждается в более развернутом, расчлененном, последовательном, полном изложении мыслей, более строгого соблюдения правил грамматики, подбора слов и выражений.
Если в устной речи пропуск отдельных слов можно заполнить определенными выразительными способами, то такие пропуски делают письменную речь непонятной.
Письменная речь - это наиболее произвольная разновидность речи.
Для успешного использование письменной речи нужно овладеть способами создания текста. В процессе индивидуального развития человек учится письму и чтению значительно позже, чем устной речи. Но между устной и письменной речью существует тесная взаимосвязь. Так, овладение письмом, чтением художественной литературы способствуют дальнейшему развитию устной речи человека, обогащению его активного словаря и осознанию грамматического строения.
Письменная речь опирается на устную, не только дополняет, но и приводит ее к определенной перестройке. Для большинства людей, в зависимости от их образования и содержания деятельности, письменное изложение мыслей более сложно, чем устное. Поэтому обучение организованной культурной речи должно включать обучение письменной речи.
Внутренняя речь . Устная и письменная речь могут выражаться в диалогической и монологической форме и поэтому являются формами внешней речи.
Еще одна разновидность речи - внутренняя речь. Как говорит само название, внутренняя речь не направлена на общение с другими людьми. Человек пользуется внутренней речью, когда обдумывает что-то, планирует свои действия, не выражая их вслух и не записывая на бумаге, не входит в контакт с людьми.
Главным показателем внутренней речи является ее беззвучность, хотя она нередко проявляется в форме шепота, а иногда и начинает звучать, переходя в разговор с самим собой. Это случается в случаях большого напряжения мысли, которое сопровождается выразительными эмоциями.
Внутренняя речь отличается по своей структуре от внешней речи тем, что она сильно сокращена, отрывочна, в ней опускается большинство второстепенных членов предложения. Вследствие этого она создает впечатления несвязности и непонятности. Нередко в предложении остается только подлежащее или сказуемое, являющиеся центром мысли, вокруг которой объединяются образы.
Возможность сокращения операций с мыслями, образами и словами во внутренней речи связанно с тем, что думающему человеку хорошо известно, о чем речь идет. Поэтому отпадает необходимость разворачивания мыслей для самого себя. Навык думать таким "сокращенным" способом имеет и свои минусы.
Нередко, мысль полностью понятна во внутренней речи, в ее упрощенной форме и синтаксической структуре, но оказывается далеко не такой понятной, когда необходимо "переводить" ее содержание другим людям: отдельные моменты мысли неясны, мысль не аргументирована, логически непоследовательна.
Известны случаи, когда хорошо понятую мысль передать в связной речи устно или письменно невозможно.
Внутренняя речь возникла в процессе речевого общения людей в связи с усложнением заданий и содержания деятельности. Она порождена потребностью выразить что-то устно или письменно, спланировать, очертить главные контуры, построить выражение, схему действий, перед тем, как реализовать их практически.
Внешняя или внутренняя речь человека находятся в тесной взаимосвязи и в постоянных взаимных переходах. Легкость и скорость таких переходов зависят от разных условий, а именно содержания, сложности и новизны мыслительной деятельности, языкового опыта и индивидуальных особенностей человека.
Речь у разных людей имеет индивидуальные особенности, проявляющиеся в темпе, ритме, эмоциональности, выразительности, точности, плавности, громкости, логической последовательности, образности высказывания мыслей.
Психоаналитическая трактовка речи . Классический, и в особенности структурный психоанализ рассматривают речь субъекта как полную репрезентацию личности. Согласно новейшим постмодернистским представлениям о природе человека и специфике детерминации активности личности, функционирование последней в универсуме культуры есть непрерывный процесс производства дискурса. Дискурс как "речь, погруженная в жизнь", речь, рассматриваемая в совокупности с ее экстралингвистическими характеристиками, является коренным феноменом человеческого существования. Наиболее сильное влияние постмодернистские идеи об универсальной природе феноменов речи и языка оказали на европейские школы глубинной психологии.
Все формы активной жизнедеятельности индивида в обществе и культуре можно рассматривать как систему дискурсивных практик, к числу которых относятся, например, политика, религия, идеология, педагогика, право и т.д. Институциализиро-ванные формы речевых практик составляют основу теоретического знания в любой области науки, а легитимирующ им мета-дискурс в отношении своей истинности есть методология конкретной научной дисциплины. Семиотический принцип "жизнь как текст" все шире используется в практике современной психотерапии, а наиболее радикально этим положением в своей работе руководствуются Ж.Лакан, ЖДелез, Ф.Гваттари. Ю.Кристева и другие представители европейской психологической мысли.
Основные понятия: язык, языковые уровни, речь, функции языка и речи, речевая деятельность, речевое поведение, речевая ситуация, речевой акт, речевой паспорт, устная и письменная формы речи, текст, смысл текста, виды текстов: повествование, рассуждение, описание, коммуникативная компетенция.
Язык – система знаковых единиц в отвлечении от отдельных высказываний конкретных людей.
Речь – последовательность знаковых единиц языка, организованная по его законам и в соответствии с потребностями выражаемой информации.
Язык и речь – две стороны одного и того же явления. Язык присущ любому человеку, а речь – конкретному человеку.
Речь и язык можно сравнить с ручкой и текстом. Язык – ручка, а речь – текст, который записан этой ручкой.
Противопоставление языка и речи :
Язык – это |
Речь – это |
Парадигма (вертикаль) |
Синтагма (горизонталь) |
Система средств общения |
Реализация данной системы |
Динамика |
|
Абстрактное |
Конкретное |
Узуальное (обычное) |
Окказиональное (случайное) |
Устойчивое, инвариантное |
Переменное, вариантное |
Социальное, коллективное |
Индивидуальное |
Функции языка и речи: коммуникативная (общения), информативная (сообщения), воздействия, волюнтативная (выражение воли), эмотивная (выражение эмоций), когнитивная (познавательная), кумулятивная (накопление знаний), фатическая (контактоустанавливающая) и др.
Речевая деятельность –
совокупность психических и физиологических работ человеческого организма, необходимых для производства и восприятия речи;
производство и восприятие текстов; обмен текстами, ощущение.
Общаясь, действуя с помощью языка, каждый из коммуникативных партнеров осуществляет ту или иную речевую деятельность. Что же можно назвать речевой деятельностью? Это деятельность, орудием которой является язык и у которой есть свой мотив, цель, конечный результат. Человек действует, когда говорит, пишет и читает, когда слушает другого. Таким образом, различают четыре вида речевой деятельности:
по производству текста
1)говорение (вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное общение);
2) письмо (вид речевой деятельности, в процессе которого содержание высказывания передается с помощью графических знаков).
по восприятию текста
3)чтение (вид речевой деятельности, основанный на восприятии и осмыслении письменного текста)
4)слушание (вид речевой деятельности, в основе которого лежит восприятие и осмысление звучащих текстов)
Виды общения:
- по форме (устное, письменное);
- по виду текста (монологическое, диалогическое);
- по количеству общающихся (межличностное (один-один), массовое (один-много);
- по обстановке (официальное, неофициальное);
- по наличию – отсутствию посредника (опосредованное, т.е. через бумагу, непосредственное);
- по расстоянию (контактное, дистантное).
Речевое поведение – это свойства и особенности, которыми отличаются речь и речевые реакции одного из участников общения.
Речевая ситуация – это совокупность внешних условий общения и внутренних реакций общающихся, необходимая для возникновения речи
внутренние условия: причины, цели, тема (если она обусловлена внутренними причинами).
Коммуникативная ситуация имеет определённую структуру:
говорящий (адресат),
слушающий (адресант),
отношения между говорящими,
тональность общения (официальная, нейтральная, дружелюбная),
средство общения (литературный язык или подсистема: жаргон, диалект, просторечие),
способ общения (устное, письменное, дистантное, контактное),
место общения.
Речевой акт – конкретные речевые действия говорящего в рамках той или иной коммуникативной ситуации. В речевом акте создаётся текст. Лингвисты обозначают этим термином не только записанный, зафиксированный так или иначе текст, но и любое кем-то созданное (всё равно - описанное или только произнесённое) «речевое произведение» любой протяжённости - от однословной реплики до целого рассказа, поэмы или книги. Во внутренней речи создастся «внутренний текст», то есть речевое произведение, сложившееся «в уме», но не воплотившееся устно или письменно.
Коммуникативная компетенция – владение носителем языка «ситуативной грамматикой», которая предписывает использовать язык не только в соответствии со смыслом лексических единиц и правилами их сочетания в предложении, но и в зависимости от характера отношений между говорящими, от целей общения и других факторов.
Речевой паспорт – определённые характеристики, автоматически передаваемые через речь человека:
- национальность, географическое «происхождение»,
- уровень образования, воспитания, культуры,
- пол,
- возраст,
- принадлежность к профессии,
- эмоциональное состояние, настроение (болен, устал, весел, печален и др.),
- некоторые черты характера (замкнутость, общительность и т.д.),
- действие, сопровождающее речь (идёт, бежит, засыпает и др.).
Языковая личность – 1. (по мнению Ю.Н. Караулова) совокупность способностей и характеристик человека, обуславливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), различающихся степенью сложности, глубиной и точностью отражения действительности, целенаправленностью.
2. Носитель языка, который охарактеризован на основе анализа сделанных им текстов с точки зрения применения в этих текстах системных средств этого языка, чтобы представить его видение окружающей действительности и возможно для достижения каких-то его целей.
Любая личность проявляет себя и свою субъектность не только через предметную деятельность, но и через общение, которое немыслимо без языка и речи. Речь человека с неизбежностью отражает его внутренний мир, служит источником знания о его личности.