Марина Шаповалова: Все, что мог произвести из себя этот народ, он уже произвёл.

Меня давно волнует вопрос: предположим писатель хочет написать очень откровенную и честную книгу. Как далеко он может зайти, собирая материал для этой книги? Я имею в виду чисто этическую сторону вопроса.
Вот вам интересный с моей точки зрения пример:
Несколько лет назад на форуме Альдебаран произошла неприятная история: Марина Шаповалова, позиционирующая себя там как литератор, была поймана на том, что читала чужие лички. Шаповалову публично выпороли и удалили с форума.
Я недаром начала с рассказа о Шаповаловой. Дело в том, что она подсматривала в замочные скважины чужих аккаунтов не из простого бабского любопытства, а с казалось бы благородной целью - написать книгу о сетевых взаимоотношениях (своё "Одиночество в сети").
Она создала аккаунт на форуме Альдебаран, общалась с форумчанами, провоцируя их на активное проявление эмоций и т.д.. Затем подружилась с одним из админов сайта, с его помощью вскрывала чужие аккаунты и читала личные послания альдовцев. Была поймана с поличным и забанена на сайте.
История закончилось для неё двойным провалом и позором.
Написанная по следам этого скандала книга была отклонена всеми издательствами, в которые обращалась Шаповалова. Я думаю, что с книгой произошло то же самое, что бывает с каждым из нас: когда мы спим и видим сон - мучительный, на пределе эмоций,- он кажется нам ужасно интересным и, проснувшись, мы начинаем рассказывать его, а слушателям скучны наши сонные триллеры. Марина, будучи героиней многих альдовских скандалов, остро их переживала и ей казалось, что всех должно волновать содержимое личных писем форумчан, но посудите сами: какое дело редактору издательства(читателю) до того, что именно некая виртуальная Бифогми писала Аристарху и что он писал ей в ответ? Для человека, лично не вовлечённого в конкретные сетевые интриги, всё это сплошная скукотища.
Вопрос для меня вот в чём: а если бы Шаповалова оказалась более талантливым человеком и ей удалось бы написать интересную книгу? Это оправдало бы её интерес к содержимому чужих писем?

Сохранено

Меня давно волнует вопрос: предположим писатель хочет написать очень откровенную и честную книгу. Как далеко он может зайти, собирая материал для этой книги? Я имею в виду чисто этическую сторону вопроса. Вот вам интересный с моей точки зрения...

"/>
"Из чего выросла эта народная мифология, в которой у одних сплошной кошмар, голод и унижения, а для некоторых Гайдар с Чубайсом погубили людей больше, чем Сталин?

Понятно, что отчасти она подпитывается пропагандистскими внушениями о прелестях путинской стабильности. По духу - отсылкой к спокойным брежневским временам, когда для многих "трава была зеленее", а 5-го и 20-го выдавали аванс и зарплату за то, что ходишь на работу.

Как теперь видится, важно, что о будущем тогда можно было не волноваться. О нём вообще не нужно было думать: чего тут думать, когда колея от школы или института до пенсии известна, включая получение квартиры и покупок холодильников-телевизоров, в премиальном варианте - машины. Кого колея не прельщала, те как-то "крутились" и находили из чего извлекать "нетрудовые доходы". Большинство таких называло "дельцами" и, завидуя, втайне желало им нарваться на ОБХСС.

При этом все хотели бы жить "как на западе". О чём теперь вспоминают с горькой усмешкой. Их обманули!

А в чём? И кто?

Кто мог обмануть людей, до сих пор уверенных, что они при "развитом социализме" что-то такое производили, за что им кто-то должен платить?

80% городского населения в стране не могло обеспечить себя потребительскими товарами - что они все делали, и куда всё это сделанное шло?

В СССР была промышленность, работали заводы! - говорят они, имея в виду свои зарплаты, которых лишились в 90-х. Только свои зарплаты - не продукцию же!

Люди шили одежду и обувь, которую сами не хотели носить. Производили колбасу, которую не всегда можно было съесть даже с отвращением. И автомобили наши годились только до сравнения с иномарками. А кому нужно было столько плохих комбайнов? А столько чугуна и стали?..

К распаду СССР на вооружении состояло 63 900 танков (сотни их и останков до сих пор ржавеют кое-где в бывших союзных республиках) - сколько миллиардов рублей зарплат государство за их производство заплатило рабочим и инженерам? Прибавьте сюда крылатые ракеты, подлодки, БМП, БТРы и прочие прекрасные смертоносные штуки, заказом на которые "встающая с колен" страна сегодня снова радует отечественного производителя.

А в 90-е - вот беда! - людям сказали, что столько танков никому не нужно. Вообще они не нужны - не пригодятся. И крылатых ракет уже хватит. Государство больше не хочет оплачивать их производство, да и нечем. А значит, не нужны тысячи инженеров ВПК. Не нужны рабочие. Не нужно столько чугуна и стали. И уголь лишний. И ещё много чего лишнего, что из других отраслей шло только на производство угрозы.

Людям сказали: вы свободны! Делайте что-то такое, что купят ваши соседи и земляки. Ещё лучше - если иностранцы купят. Но этого вы не умеете, понятно, да и не на чем - нет в стране ни одного завода, пригодного для производства конкурентной продукции. Увы, такая была страна: главным образом работала на создание орудий убийства, почти весь ваш труд, весь труд ваших родителей пошёл на это. Больше ничего у нас нет, только ненужные танки и ракеты. Постараемся их хоть на металлолом продать...

Но теперь будет иначе! Теперь делайте, что хотите! Что можете сами. Пирожки пеките. Товар любой привозите из других стран. Огурцы выращивайте, цветы или свинью на домашнюю колбасу - это нужно всем и всегда. Комбайны можно попробовать делать маленькие, для приусадебных хозяйств. Из металла - кастрюли и сковородки. Продадите - у вас будут деньги на жизнь...

Вот такое страшное горе случилось у населения постсоветской России в 90-х. Не у всех - у тех, кто хотел только честно заработанной на заводе пенсии. Их не расстреляли и не отправили в лагеря валить для родины лес. Им предложили самим себя обеспечивать. Просто ужас: нужно было научиться делать полезные для жизни вещи и продукты. А не отбывать время на госпредприятии и не участвовать в производстве избыточного количества орудий убийства.

Они так страдали, что теперь с радостью возвращаются к прежним занятиям: государство снова готово оплачивать потенциальную смерть. Не в тех масштабах, но уже хоть что-то.

И гордиться заодно можно. Это же вам не тапочки какие-то шить на дому. И не табуретки строгать".


Зато теперь у РФ снова лучшие в мире атомные подлодки, да-да-да...

Хотя, судя по космосу и всему остальному, во всём этом немало очковтирательства. Удивило, что "Тайфуны" до сих пор в море ходят - они на этом ролике видны на заднем плане. Меня как любителя подлодок (один из детских фетишей) всегда поражало разнообразие и мощь советского подводного флота. Сколько же народных денег было зря угрохано в это дело, в игры так и не повзрослевших подростков... Интересно, что лет в 10 мне приснилась уменьшенная копия "Тайфуна" - один в один, именно с таким дизайном рубки. Хотя увидеть эту лодку на фото или по ТВ я никак не мог.

С удовольствием представляю своим читателям нового (в этом ЖЖ) автора, писателя и просто очаровательную женщину Марину Шаповалову.
Вот ее сайт,
http://mshapovalova.ru/
заходите, знакомьтесь, читайте. У нее в активе романы, повести, рассказы и эссе. Есть также и политические статьи, которые она размещает в своем блоге на ФБ и на персональной странице. Но мне кажется, что свое знакомство с ней можно начать и со статьи, которую я разместил у себя. ИМХО, хорошая статья, хотя не злая, как сейчас модно, а горькая. Понимание причин происходящего сегодня между Россией и её соседями, бывшими союзниками, вряд ли добавляет оптимизма. "Кто умножает познания свои, тот умножает скорбь".
По сложившейся традиции приглашаю Марину в комментарии, а вот захочет она с вами беседовать или нет - это ее выбор. Моё дело всего-навсего предоставить ей трибуну.

Вам когда-нибудь ваша бабушка говорила: "Ой, нет, не надо мне менять телефон, я не запомню как им пользоваться"? Или: "Забери эту штуку, я лучше по-старинке, как привыкла"?

Или, может, вы сами что-то такое говорили, если уже дожили до того возраста бабушки, когда она вам казалась смешной. Напрягаетесь при смене дизайна главной на знакомом ресурсе? Не хотите изучать возможности нового девайса? Удивляетесь, как молодёжь может слушать эту ужасную музыку?..

Ужасно сложно стало жить, раньше всё было проще. Посудомойка не нужна - лучше руками. Новая стиралка - это вообще ужас: мигает, непонятно, как к ней подступиться; то ли дело была старая, 75-го года - там всё просто...

Кому незнакомо то, о чём я сказала, тот меня, наверно, сейчас не поймёт.

Фирс не хотел никаких реформенных перемен. Сколько лет прошло, а он отмену крепостного права вспоминает как катастрофу. Жили-жили, и тут вдруг - на тебе! Старый порядок отменили, пришлось к новому привыкать. А как? - его же сначала понять нужно. Самому. А потом самому же решать, что делать. А прежде всё так понятно было.

А Раневской в Париже лучше. И даже её лакею. Они и уехали.

Народ России - такой ментальный старик. Он отторгает всё новое, как чужое. И хочет по-старому - "как до катастрофы".

Я не знаю, как и почему стареют этносы. Но они стареют и умирают. Наверно, тут дело не в возрасте - не во временном его измерении тысячелетиями или веками. Скорее, в деменцию впадают этносы не повзрослевшие, толком не сложившиеся. Ведь в так называемом русском народе образованная страта - всегда чужеродная, "страшно далёкая" по мировоззрению. Причём, уже столетия подряд, начиная с Петра, она - вестернизированная.

Уже с 19 века русский аристократ - европеец. Он тяготеет к европейскому образу жизни и часто уезжает туда жить, навсегда исключая свои гены из народного генофонда. Появившиеся разночинцы не могли исправить положенние. Во-первых, их было мало - доступ к образованию был ограничен. А, во-вторых, они тоже часто уезжали, поскольку плохо вписывались в российскую действительность, а главное - не имели никаких надежд её изменить.

Отдельная тема - купечество. Вот уж оно было плоть от плоти народа - самая оборотистая и смекалистая его часть. Они не вестернизировались образованием, разве что - во втором-третьем поколениях, да и то с сохранением традиционного быта в семье. Над купцами подтрунивали аристократы и образованцы, а вот простой народ, что интересно, этих "мироедов" считал вполне своими. Барин - чужак. С барином - даже нищим народником, который, всё равно, барин - крестьянин разговаривать не мог: легче дурачком прикинуться. С купцом-"мильонщиком" крестьянин разговаривал на одном языке.

Только класс купечества мог бы развиться в национальную элиту. Но сто лет назад процесс был прерван насильственно: сельских "начинающих капиталистов" истребили под корень, а выжившим городским пришлось вынужденно вестернизироваться уже за пределами страны.

Советский период не мог произвести настоящую национальную элиту. Сейчас принято сравнивать коллективизацию с крепостным правом, но на самом деле она была гораздо хуже. Крепостной в РИ мог стать предпринимателем, перейти в другое сословие и разбогатеть. Колхозник, сбежав от колхозного рабства, мог стать только рабочим в городе, то есть - маргиналом, частично утратившим крестьянскую культуру и не приобщившимся вообще ни к какой. В лучшем случае мог выбиться в "прослойку", получив образование. Но "прослойка", далёкая по своим качествам даже от былого разночинства, не то что от аристократии, всё же, снова неизбежно вестернизировалась. И, по-возможности, утекала из страны. Потому что европейский по менталитету человек стремится жить в среде, которая ему соответствует. Исключением не стали даже потомки партийных руководителей.

Весь 20 век бывшая Россия обогащала лучшей частью своего генофонда другие страны и континенты. Если не закапывала её в землю. Короткие периоды оттепелей-перестроек не смогли переломить тенденцию.

Сегодняшний самозваный гебешный "царёк" её многократно усилил. Границы открыты. Всем, кто чувствует себя европейцем, позволено уезжать. В стране ускоренными темпами создаются условия, вытесняющие всех, кто не то что перемен каких-то желает, а вообще хочет хоть что-то делать. Кто хочет учиться, лечиться, повышать качество жизни - здесь ничего этого не будет. Нет запроса. "Царёк" действует в полном согласии с желанием подавляющего большинства народа, который хочет жить "как до катастрофы" 1861 года.

Народ без национальной элиты - состарившийся младенец. Этот неестественно постаревший, проскочивший свою зрелость, народ ничего не хочет. Кроме - делать, что скажут, за получку. Результат работы его не интересует - это пусть начальство думает. Он ненавидит "умников", как и 150 лет назад - они ему чужие, они его презирают, а это неприятно. Ненавидит всех иностранцев - за то же самое.

От самих иностранцев ему тоже ничего не нужно. Никаких интернетов и айфонов не надо, без них хорошо. Без них даже лучше - проще. Сыр ихний? - фу, гадость! Жратвы навалом, картоха с огурчиками - лучший закусон. Тюльпаны? - это вообще оборжаться! Тюльпаны им! Обойдёмся, не баре.

Все, что мог произвести из себя этот народ, он уже произвёл. И подарил миру - другим народам. Себе не оставил ничего, кроме пустой породы.

Пока есть нефть, они будут пить водку и закусывать китайской картохой. Потом просто вымрут. За два-три поколения. Конечно, если им не позволят уничтожить весь этот отвратительный мир.

Марина Шаповалова,
писатель