Сочинения. Сочинения Жюльен ламетри философия

Биография

Родился в богатой семье торговца тканями. Изучал богословские науки, физику и медицину. В Лейдене занимался под руководством врача, ботаника и химика Г. Бургаве . В 1742 году возвращается в Париж . В -1744 году участвует в Войне за австрийское наследство в армии герцога де Граммона. Был полковым врачом. Заболев горячкой , на основе наблюдений за своей болезнью пришёл к выводу, что духовная деятельность человека определяется его телесной организацией. Эта идея легла в основу его первого философского сочинения «Естественная история души» („Histoire naturelle de l"âme“ , , иначе «Трактат о душе»), вызвавшего озлобление в среде духовенства и сожжённого по приговору суда, как и его сатирическое произведение Politique du Medecin de Machiavel , направленное против злоупотреблений, невежества и самомнения его коллег-врачей.

Несмотря на то, что оба запрещённых трактата вышли из печати анонимно, Ламетри был вынужден эмигрировать в Голландию , оставив семью во Франции. Здесь он также анонимно опубликовал сочинение «Человек-машина» („L"homme machine“ , , русский перевод ), которое также было публично сожжено (но доставило ему широкую известность). В 1748 году по приглашению прусского короля Фридриха II переехал в Берлин , где состоял членом Академии наук, личным врачом короля и получил возможность беспрепятственно издавать свои труды, среди прочих - «Человек-растение» (), «Человек больше, чем машина» () и «Система Эпикура» (). Однако вскоре и в Сан-Суси у учёного возникает конфликт с двором, он принужден выставлять себя чудаком и придворным шутом. Умер Ламетри, по преданию, отравившись паштетом. Согласно указаниям самого Ламетри, оставленным в его последних сочинениях, учёный был отравлен. Смерть Ламетри так никогда и не была расследована.

Творчество

Ламетри первым во Франции дал последовательное изложение системы механистического материализма . Согласно Ламетри , существует лишь единая материальная субстанция; присущие ей способности ощущать и мыслить обнаруживаются в «организованных телах»; состояние тела всецело обусловливает состояние души через посредство чувственных восприятий. Ламетри отрицал мнение Р. Декарта о животных как о простых автоматах, лишённых способности ощущения. Согласно Ламетри, человек и животные созданы природой из одной и той же «глины» и человека отличает от животных лишь большее количество потребностей и, следовательно, большее количество ума, ибо Ламетри признавал потребности тела «мерилом ума». Человеческий организм Ламетри рассматривает как самостоятельно заводящуюся машину, подобную часовому механизму.

В своих последних работах Ламетри подошёл к идеям эволюции , высказывая мысли о единстве происхождения растительного и животного мира, о постепенном совершенствовании материи и животного царства. Ламетри выдвинул предположение о существовании зоофитов - растений-животных, впоследствии подтвержденное наукой. Развивая точку зрения сенсуализма , Ламетри считал, что внешний мир отражается на «мозговом экране». В этике , исходя из позиций гедонизма , отводил в то же время значительную роль общественному интересу. Согласно его идеям, развитие общества определяется деятельностью выдающихся людей и успехами просвещения; Ламетри был сторонником просвещённого абсолютизма , его философские идеи оказали значительное влияние на Д. Дидро , П. Гольбаха , К. Гельвеция .

Сочинения

  • «Естественная история души»
  • «Ceuvres philosophiques», v. 1-3, P., ;
  • «Textes choisis…», P., ; в рус. пер. - Избр. соч., М. - Л., ;
  • «Человек-машина» (L’homme machine ) ;

Издания на русском

  • Отрывки из произведения Ламетри в книге «Французские просветители XVIII в. о религии», М., ;
  • Ламетри Ж. О. Сочинения. М.: Мысль, 1976.
  • Ламетри Ж. О. Человек-машина // Ламетри Ж.О. Сочинения М. Мысль, 1976
  • Ламетри Ж. О. Человек-растение // Ламетри Ж.О. Сочинения М. Мысль, 1976

Литература

  • Сережников В. К. Ламетри. - М., ;
  • История философии. Т. 1. - М., . - С. 539-542.
  • Богуславский В. М. Ламетри. - М.: Мысль, 1977. - 160 с. - (Мыслители прошлого). - 50 000 экз.
  • Леденева Е. В. Человек-машина (между Ламетри и Декартом) /Credonew, СПб, 2010, №3 .
  • Du Bois-Reymond E., «La Mettrie», B., ;
  • Poritzky J. F., «J. О. de Lamettrie. Sein Leben und seine Werke», B., ;
  • Boissier R., «La Mettrie…», P., ;
  • Lemée P., «Julien Offray de La Mettrie», P., ;
  • Nedeljkovic D., «Lametri», Zagreb, ;
  • Mendel L., «La Mettrie…», Lpz., .

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 25 декабря
  • Родившиеся в 1709 году
  • Умершие 11 ноября
  • Умершие в 1751 году
  • Философы Франции
  • Философы XVIII века
  • Родившиеся в Сен-Мало
  • Умершие в Берлине
  • Убитые писатели
  • Умершие от отравления
  • Медики XVIII века

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Ататюрк, Мустафа Кемаль
  • Клит (офицер)

Смотреть что такое "Ламетри, Жюльен Офре де" в других словарях:

    Ламетри, Жюльен Офре

    Ламетри Жюльен Офре - Жюльен Офре де Ламетри (фр. Julien Offroy de La Mettrie; Lamettrie; 25 декабря 1709, Сен Мало, Бретань 11 ноября 1751, Берлин) французский врач и философ материалист, был сперва богословом, затем изучал медицину в Лейдене у Бургаве. Содержание 1 … Википедия

    Ламетри Жюльен Офре де - Жюльен Офре де Ламетри (фр. Julien Offroy de La Mettrie; Lamettrie; 25 декабря 1709, Сен Мало, Бретань 11 ноября 1751, Берлин) французский врач и философ материалист, был сперва богословом, затем изучал медицину в Лейдене у Бургаве. Содержание 1 … Википедия

    Ламетри Жюльен Офре де - (Lamettrie, La Mettrie) (1709 1751), французский философ, врач; первым во Франции изложил систему механистического материализма и сенсуализма. В сочинении «Человек машина» (1747) рассматривал человеческий организм как самозаводящуюся машину,… … Энциклопедический словарь

    Ламетри Жюльен Офре Де - (1709 1751) французский философ материалист, врач, развивавший представления о необходимости эмпирического исследования психической жизни. Предлагал материалистическое решение психофизической проблемы, в соответствии с которым психические функции … Психологический словарь

    ЛАМЕТРИ ЖЮЛЬЕН ОФРЕ ДЕ - (Lamettrie, 1709 1751) фр. философ материалист, врач. Придерживался позиции эмпирического исследования психики, решая психофизическую проблему в материалистическом духе (психические функции определяются особенностями мозговой и шире телесной… … Большая психологическая энциклопедия

    Ламетри Жюльен Офре де - Ламетри и его труд Человек машина Сенсуализм Кондильяка не тождественен материализму, а философы умеренного направления Вольтер, Д Аламбер и даже Мопертюи с осмотрительностью, обусловленной их идеалом только описывающего факты разума, не… … Западная философия от истоков до наших дней

    ЛАМЕТРИ Жюльен Офре - ЛАМЕТРИ (Lamettrie La Mettrie) Жюльен Офре де (1709 51), французский философ, врач; первым во Франции изложил систему механистического материализма и сенсуализма. В сочинении Человек машина (1747) рассматривал человеческий организм как… … Большой Энциклопедический словарь

    ЛАМЕТРИ Жюльен Офре де - (La Mettrie, Julien Offroy de) (1709 1751), французский философ и медик, представитель французского материализма и атеизма 18 в. Родился в Сен Мало 25 декабря 1709. Изучал теологию в Париже и, казалось, был предназначен судьбой для того, чтобы… … Энциклопедия Кольера

    Ламетри, Жюльен-Офре де / La Mettrie, Julien Offroy de - (1709 1751). Ламетри рассматривал человека как машину, что обеспечило ему место в истории бихевиоризма. В более поздний период деятельности он разрабатывал доктрину гедонизма, доказывая, что удовольствие есть единственная цель жизни и что вся… … Психологическая энциклопедия

Большая советская энциклопедия: Ламетри (Lamettrie, La Mettrie) Жюльен Офре де (25.12.1709, Сен-Мало, Бретань, - 11.11.1751, Берлин), французский философ-материалист. Родился в богатой купеческой семье. Изучал богословские науки, физику и медицину; в Лейдене занимался под руководством врача Г. Бургаве. Был полковым врачом; заболев горячкой, на основе наблюдений за своей болезнью пришел к выводу, что духовная деятельность человека определяется его телесной организацией. Эта идея легла в основу его первого философского сочинения «Естественная история души» (1745, или, иначе, «Трактат о душе»), вызвавшего озлобление в среде духовенства и сожженного по приказу парламента. Л. был вынужден эмигрировать в Голландию. Здесь он анонимно опубликовал сочинение «Человек-машина» (1747, новое издание 1960, русский перевод 1911), которое также было публично сожжено. В 1748 по приглашению прусского короля Фридриха II переехал в Берлин, где состоял членом АН и издал свои работы «Человек-растение» (1748), «Человек больше, чем машина» (1748) и «Система Эпикура» (1751). Умер во время испытания на себе нового метода лечения.
Л. первым во Франции дал последовательное изложение системы механистического материализма. Согласно Л., существует лишь единая материальная субстанция; присущие ей способности ощущать и мыслить обнаруживаются в «организованных телах»; состояние тела всецело обусловливает состояние души через посредство чувственных восприятий. Л. отрицал мнение Р. Декарта о животных как о простых автоматах, лишенных способности ощущения. По Л., человек и животные созданы природой из одной и той же «глины» и человека отличает от животных лишь большее количество потребностей и, следовательно, большее количество ума, ибо Л. признавал потребности тела «мерилом ума». Человеческий организм Л. рассматривает как самостоятельно заводящуюся машину, подобную часовому механизму. В своих последних работах Л. подошел к идеям эволюции, высказывая мысли о единстве происхождения растительного и животного мира, о постепенном совершенствовании материи и животного царства. Л. выдвинул предположение о существовании зоофитов - растений-животных, впоследствии подтвержденное наукой. Развивая точку зрения сенсуализма, Л. считал, что внешний мир отражается на «мозговом экране». В этике, исходя из позиций гедонизма, отводил в то же время значительную роль общественному интересу. Развитие общества определяется, по Л., деятельностью выдающихся людей и успехами просвещения; Л. был сторонником просвещенного абсолютизма, философские идеи Л. оказали значительное влияние на Д. Дидро, П. Гольбаха, К. Гельвеция.


Ламетри и его труд "Человек-машина"
Сенсуализм Кондильяка не тождественен материализму, а философы умеренного направления - Вольтер, Д"Аламбер и даже Мопертюи - с осмотрительностью, обусловленной их идеалом только описывающего факты разума, не углубляющегося в неподконтрольные метафизические теории, не допускали и мысли о том, что умственная деятельность (или душа, или дух) может зависеть причинным образом от материи. Однако если у Дидро материализм еще является программой исследований, у Ламетри, Гельвеция и Гольбаха он предстает как теория, претендующая на истинность, поскольку она основательно подкрепляется успехами наук и, в особенности, достижениями медицины. Таким образом, Декартова res cogitans теряет свою независимость, растворяясь в res extensa, вследствие чего механицизм Декарта преобразуется в метафизический материализм.
Жюльен Офре де Ламетри родился в 1709 г. в Сен-Мало. Учился в Кане, затем Париже, где защитил диссертацию и получил степень доктора медицины. Позднее он отправился в Лейден, в Голландию, где в 1733-34 гг. стажируется у прославленного врача, химика и ботаника Германа Бургаве (1668-1738), известного атеиста и спинозиста, утверждавшего, что жизненные процессы можно свести к формулам и выразить химическими терминами. В 1745 г. Ламетри публикует работу "Естественная история души" ("Трактат о душе"). Во "Вступительном слове" он утверждает: "Все, что не добыто из лона самой природы, все, что не является феноменом, причиной, следствием - одним словом, наукой о вещах, - никакого отношения к философии не имеет и происходит из чуждого ей источника". Поэтому "писать для философа означает... учить материализму!" Ламетри отмечает, что материализм в его дни считается большим злом. Он задает риторический вопрос: "А если материализм хорошо обоснован, если он является очевидным результатом всех наблюдений и опыта самых крупных философов и медиков, если эта система была объявлена только после внимательного изучения природы, тщательнейшего обследования животного мира и глубокого исследования человека во всех его состояниях и на протяжении всей жизни? [...] Стоя перед самой истиной, неужели мы не пожелаем, сделав усилие, нагнуться и поднять ее?" Мы не слишком далеко продвинулись в уяснении сути "души": "Ни Аристотель, ни Платон, ни Декарт, ни Мальбранш не могут объяснить нам, что такое душа. Вы напрасно будете мучиться в поисках познания ее природы; вопреки своему тщеславию и своей нетерпимости вы будете вынуждены покориться незнанию и вере. Природа души и человека, и животных есть и навсегда останется такой же непознанной, как и природа материи и тел. Скажу больше: душа, абстрактно отделенная от тела, подобна материи, рассматриваемой без учета всякой формы: ее невозможно воспринять". "Какими анти-стоиками мы себя чувствуем! Насколько они ригористичны, печальны, тверды, настолько же мы хотим быть радостными, уступчивыми и приятными. Целиком из души, они абстрагируются от тел; полностью телесные, мы абстрагируемся от души".
За свои материалистические и атеистические взгляды Ламетри подвергался гонениям и преследованиям со стороны теологов, идеалистов, врачей старой школы и французской королевской власти. В 1746 г. Ламетри был изгнан из Франции и вынужден эмигрировать в Голландию. Там он анонимно опубликовал труд "Человек-машина" (1748) - самое знаменитое из его сочинений. Однако по постановлению Лейденского магистрата книга была сожжена палачом. Скрываясь от голландских реакционеров, Ламетри находит убежище в Германии, у Фридриха II, короля Пруссии, который, помимо назначения ученому пенсии, способствует его вступлению в Берлинскую академию наук. За период пребывания в Берлине выходят следующие публикации: "Человек-растение" (1748), "Анти-Сенека, или Рассуждение о счастье" (1750), "Животные - большее, чем машины" (1750), "Искусство наслаждаться" (1751) и "Физическая красота, или Опыт о происхождении человеческой души" (1751). В работе "Человек-машина" Ламетри излагает свои взгляды: "Человек - настолько сложная машина, что невозможно сразу составить о нем ясное представление и суметь его определить. Поэтому все априорные исследования крупных философов, при всей изобретательности ума, были напрасными. Только апостериорно можно, не говоря пока о раскрытии самой природы человека, добиться более высокого уровня понимания данного вопроса". Из этого следует, что надо вооружиться "тростью (т.е. поддержкой) опыта" и отбросить "пустую болтовню философов". Можно восхищаться исследованиями великих гениев (Декарта, Мальбранша, Лейбница, Вольфа и др.), но скажите мне, какую пользу они извлекли из своих глубоких размышлений?"
Вернемся, однако, к эмпирическим фактам. "Во время болезней душа пребывает иногда как бы в затмении и ничем себя не проявляет; иной раз она словно раздваивается, раздираемая на части гневом или яростью; порой ее слабость исчезает, и благодаря выздоровлению из глупца рождается талантливый человек. И наоборот, может случиться, что самый великий талант, вдруг отупев, станет неузнаваемым". Кроме того: "Душа и тело вместе погружаются в сон. [...]. Тело - это машина, сама по себе заводящая пружины, которые приводят ее в движение. [...] Питание восстанавливает то, что растрачивает сильное возбуждение. [...]. Какая мощь таится в хорошей пище! [...] Мы мыслим и даже совершаем нравственные поступки, так же как чувствуем радость или прилив отваги; все зависит от способа, каким настроена и подготовлена наша машина [...]. Для тог, чтобы засвидетельствовать неизбежное влияние возраста на рассудок, достаточно просто видеть. Душа испытывает влияние воспитания и образования и ощущает изменения состояния тела. [...] Воздействие климата настолько велико, что человек, меняющий климатические условия своей жизни, вопреки своему желанию, сильно это чувствует. Он чувствует себя как растение, переносящее себя на новую почву". Человек - всего лишь машина: "Различные состояния души [...] всегда соотносятся с состоянием тела. Но поскольку все способности души зависят исключительно от особенностей устройства мозга и всего тела, они должны отождествляться с этим устройством. Вот и получилась высокоинтеллектуальная машина!"
Ламетри высказывает суждение, что в действительности "душа - всего лишь пустое слово, которому не соответствует никакого понятия и которым разумный человек должен пользоваться только для обозначения нашего мыслящего начала. Одушевленные тела имеют все необходимое для движения, чувств, мышления, раскаяния - одним словом, могут вести как физическую, так и зависящую от нее этическую жизнь..." Вывод Ааметри однозначен: "Человек - это машина, и во всей вселенной существует только единственная субстанция в разных формах". Это "не плод предположений или предрассудков; я бы пренебрег этим, если бы мои чувства, просвещая мой разум, не заставляли меня ему следовать. Значит, опыт говорил мне через разум: таким образом я принимал в расчет оба [фактора]". Что могут сделать против этой теории - "могучего крепкого дуба" - "слабые тростинки теологии и метафизики?" Ламетри приходит к мысли о постепенном совершенствовании органических (одушевленных) существ, в духе теории эволюции. Между человеком и животным он видел только количественное различие: человек обладает большей степенью чувственности. "Но я не подвергаю сомнению существование высшего существа; напротив, я считаю это фактом высокой степени вероятности". "Не стоит мучиться из-за проблем теологии, поскольку нет достаточно убедительных доводов ни "за", ни "против"; тем не менее мир не будет счастлив до тех пор, пока не станет атеистическим. [...] Если бы атеизм был распространен повсюду, то все религиозные конфессии развалились бы до основания, не стало бы теологических войн и борцов за религию. Освобожденная от страшного яда природа снова обретает свою чистоту и свои права. [...] Каждый, кто воздвигает в своей душе алтари суевериям, обречен обожать идолов, а не почитать добродетель" .

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от, проверенной 20 января 2018; проверки требуют.

Жюлье́н Офре́ де Ламеттри́ (фр. Julien Offray de La Mettrie ; Lamettrie ; 25 декабря , Сен-Мало , Бретань - 11 ноября , Берлин) - французский врач и философ-материалист, был сперва богословом, затем изучал медицину в Лейдене у Бургаве.

Родился в богатой семье торговца тканями. Изучал богословские науки, физику и медицину. В Лейдене занимался под руководством врача, ботаника и химика Г. Бургаве . В 1742 году возвращается в Париж . В -1744 году участвует в Войне за австрийское наследство в армии герцога де Граммона. Был полковым врачом. Заболев горячкой , на основе наблюдений за своей болезнью пришёл к выводу, что духовная деятельность человека определяется его телесной организацией. Эта идея легла в основу его первого философского сочинения «Естественная история души» („Histoire naturelle de l"âme“ , , иначе «Трактат о душе»), вызвавшего озлобление в среде духовенства и сожжённого по приговору суда, как и его сатирическое произведение Politique du Medecin de Machiavel , направленное против злоупотреблений, невежества и самомнения его коллег-врачей.

Несмотря на то, что оба запрещённых трактата вышли из печати анонимно, Ламеттри был вынужден эмигрировать в Голландию , оставив семью во Франции. Здесь он также анонимно опубликовал сочинение «Человек-машина» („L"homme machine“ , , русский перевод ), которое также было публично сожжено (но доставило ему широкую известность). В 1748 году по приглашению прусского короля Фридриха II переехал в Берлин , где состоял членом Академии наук, личным врачом короля и получил возможность беспрепятственно издавать свои труды, среди прочих - «Человек-растение» (), «Человек больше, чем машина» () и «Система Эпикура» (). Однако вскоре и в Сан-Суси у учёного возникает конфликт с двором, он принужден выставлять себя чудаком и придворным шутом. Умер Ламеттри, по преданию, отравившись большим количеством трюфельного паштета на обеде у французского посла Тирконнеля. Согласно указаниям самого Ламеттри, оставленным в его последних сочинениях, учёный был отравлен. Также существует версия, что философ скончался от острого аппендицита. Смерть Ламеттри так никогда и не была расследована.

Ламеттри первым во Франции дал последовательное изложение системы механистического материализма . Согласно Ламеттри, существует лишь единая материальная субстанция; присущие ей способности ощущать и мыслить обнаруживаются в «организованных телах»; состояние тела всецело обусловливает состояние души через посредство чувственных восприятий. Ламеттри отрицал мнение Р. Декарта о животных как о простых автоматах, лишённых способности ощущения. Согласно Ламеттри, человек и животные созданы природой из одной и той же «глины» и человека отличает от животных лишь большее количество потребностей и, следовательно, большее количество ума, ибо Ламеттри признавал потребности тела «мерилом ума». Человеческий организм Ламеттри рассматривает как самостоятельно заводящуюся машину, подобную часовому механизму.

) - французский врач и философ-материалист, был сперва богословом, затем изучал медицину в Лейдене у Бургаве.

Жюльен Офре де Ламеттри
фр. Julien Offray de La Mettrie
Дата рождения 25 декабря (1709-12-25 )
Место рождения Сен-Мало Бретань
Дата смерти 11 ноября (1751-11-11 ) (41 год)
Место смерти Берлин
Страна
Научная сфера богословие , философия , медицина
Альма-матер
  • Университет Ренна [d]
Научный руководитель Г. Бургаве
Цитаты в Викицитатнике
Жюльен Офре де Ламеттри на Викискладе

Биография

Родился в богатой семье торговца тканями. Изучал богословские науки, физику и медицину. В Лейдене занимался под руководством врача, ботаника и химика Г. Бургаве . В 1742 году возвращается в Париж . В -1744 году участвует в Войне за австрийское наследство в армии герцога де Граммона. Был полковым врачом. Заболев горячкой , на основе наблюдений за своей болезнью пришёл к выводу, что духовная деятельность человека определяется его телесной организацией. Эта идея легла в основу его первого философского сочинения «Естественная история души» („Histoire naturelle de l"âme“ , , иначе «Трактат о душе»), вызвавшего озлобление в среде духовенства и сожжённого по приговору суда, как и его сатирическое произведение Politique du Medecin de Machiavel , направленное против злоупотреблений, невежества и самомнения его коллег-врачей.

Несмотря на то, что оба запрещённых трактата вышли из печати анонимно, Ламеттри был вынужден эмигрировать в Голландию , оставив семью во Франции. Здесь он также анонимно опубликовал сочинение «Человек-машина» („L"homme machine“ , , русский перевод ), которое также было публично сожжено (но доставило ему широкую известность). В 1748 году по приглашению прусского короля Фридриха II переехал в Берлин , где состоял членом Академии наук, личным врачом короля и получил возможность беспрепятственно издавать свои труды, среди прочих - «Человек-растение» (), «Человек больше, чем машина» () и «Система Эпикура» (). Однако вскоре и в Сан-Суси у учёного возникает конфликт с двором, он принужден выставлять себя чудаком и придворным шутом. Умер Ламеттри, по преданию, отравившись большим количеством трюфельного паштета на обеде у французского посла Тирконнеля. Согласно указаниям самого Ламеттри, оставленным в его последних сочинениях, учёный был отравлен. Также существует версия, что философ скончался от острого аппендицита. Смерть Ламеттри так никогда и не была расследована.