Уроки вероники калачевой. "Акварель для начинающих" в Школе Вероники Калачевой

Первые занятия по рисованию художница Вероника Калачева проводила в подвале магазина для художников, а учеников набирала через свой блог. Хотя уроки были недорогими, группа быстро развалилась: у курса не было программы, начала и конца. Спустя четыре года Калачева с мужем перезапустили занятия в арендованном помещении, повысили цену в четыре раза, придумали курс обучения и позвали новых преподавателей, потратив только свои деньги. Также супруги запустили занятия по рисованию онлайн - и оборот школы вырос в пять раз. Теперь рисоваться в Школе Калачевой - модно, а за четыре с половиной года программу прошли более 20 тыс. человек. Inc. узнал у основателей, как зарабатывать на бесплатных марафонах, почему люди охотнее учатся, если платят больше, и как объединить консервативное рисование и прогрессивные технологии.

Создать школу рисования «Колонки и белки» художница-фрилансер Вероника Калачева решила в сентябре 2009 года, когда число подписчиков у нее в ЖЖ выросло до 3 тыс. человек. Калачева зарабатывала на индивидуальных занятиях по рисованию и решила, что если так много людей интересуется ее блогом, имеет смысл масштабироваться. Проводить занятия решили в магазине для художников «Цветные понедельники», принадлежавшем мужу Вероники, Матвею Калачеву. Но затея провалилась. Поначалу на занятия записались 12 человек, но через месяц остались только пятеро. Не удержала сбежавших даже невысокая цена уроков - 3,5 тыс. за

8 занятий. У курса не было начала и конца, в группу приходили новые студенты, когда занятия уже запустились, и в результате одни зевали от скуки, пока другие пытались нагнать материал.

Курсы в подвале просуществовали около полугода, когда стало понятно, что идея была не слишком удачной и пора закрываться. Кроме того, Вероника была в положении и в какой-то момент врачи просто запретили ей вести занятия, предписали беречь себя. Магазин «Цветные понедельники» тоже стагнировал. В этот бизнес нужно было вкладывать много оборотных средств, вспоминает Матвей Калачев, чтобы держать товар на складе.

Спустя три года после неудачной попытки обучать рисованию Матвей Калачев решил открыть школу в новом формате. Летом 2013 года Матвей создал простую страницу школы на LPGenerator . На сайте ЦИАН супруги нашли студию в Доме художника - 70 кв. м за 80 тыс. рублей в месяц. В помещении были большие окна, которые располагали к рисованию. Основатели решили радикально все поменять и начали с того, что подняли стоимость обучения за те же 8 занятий по 2,5 часа с 3,5 тыс. рублей до 20 тыс. рублей. Вероника написала в своем блоге анонс о наборе на курс акварели с сентября, а потом пара уехала отдыхать, чтобы перестать переживать, что с бизнесом ничего не получится.

Курсы продвигали только через ЖЖ, и к осени собралась группа из 12 человек. Аренду оплатили за два месяца вперед, купили мебель (всего потратили на это 25-30 тыс. рублей). Краски и бумага остались еще со времен художественного магазина.

У Калачевых так и не было бизнес-плана, но было ощущение, что на школе можно заработать 200-300 тыс. рублей в месяц. Чтобы масштабировать бизнес, надо было искать преподавателей, и Вероника Калачева стала писать знакомым художникам. До конца 2013 года в школе появились еще четыре преподавателя. Школа запустила курсы по истории искусств, детские группы и занятия по разным стилям рисования.

Спустя два года, в 2015 году, на Калачевых вышел Марат Нигаметзянов, бывший дизайнер «Студии Артемия Лебедева», автор платформы Getcourse для онлайн-обучения широкого круга клиентов - среди проектов есть школа Александра Васильева , курсы по нейл-арту, стилю и даже сексу.

«В момент знакомства с Вероникой и Матвеем мы сразу договорились сделать курс - и сделали его за месяц. Мы продали первый поток за 1,5 млн рублей. У Вероники была программа обучения, мы сделали лендинг, переложили ее в онлайн. Мы стартовали в сентябре 2015 года», - рассказал Марат Нигаметзянов.

Добавили занятия онлайн: увеличили оборот в пять раз

Мы выяснили, что заниматься онлайн - эффективнее. Кто-то опоздал на занятие, кто-то долго раскачивался, кто-то стесняется задать вопрос. Есть активные студенты, а есть те, кто только в конце занятия получает вдохновение.

На онлайн-уроках мы разбиваем процесс на мелкие детальки, чтобы ученики шаг за шагом осваивали самые простые вещи. Например, надо сделать заливку в акварели. Все думают, что это очень просто, всем хочется сразу Нотр-Дам де Пари нарисовать. Но мы выстраиваем обучающий процесс по-своему.

Наше конкурентное преимущество в том, мы предлагаем индивидуальный подход - у студента есть ощущение, что он с педагогом один на один. На Coursera никто не занимается индивидуально с учениками. А у нас 30 преподавателей, которые проверяют работы на онлайн-курсах.

Онлайн-занятия хороши тем, что один педагог может вести 100-150 человек. Если только по 5 минут на человека тратить, только один комментарий оставлять, то получается 12 часов работы. Это выгодно с точки зрения бизнеса и комфортно для учеников. После запуска онлайн-занятий оборот школы вырос в пять раз.

Экономика Школы Вероники Калачевой

млн рублей - оборот в 2017 году (рост 14% по сравнению с 2016 годом).

млн рублей - прибыль до выплаты налогов в 2017 году.

оборота тратится на раскрутку.

Открыли вторую студию: поток клиентов вырос в 1,5 раза

В январе-феврале 2015 года нам пришлось снять вторую студию - было много желающих заниматься вечером. В месяц шло 6-7 курсов, и их тяжело было разместить в одной студии. Тем более, на Академическую с севера Москвы никто не поедет, как бы он ни любил Веронику. Мы посмотрели три помещения и выбрали одно на Новослободской (35-40 кв. метров), рядом с метро, за 80 тыс. рублей в месяц.

Базовый курс рассчитан на новичков - это большая аудитория, возможно, со средним доходом. В fashion-дизайне наша аудитория - профессионалы, которые хотят работать например именно с Аленой Лавдовской , они готовы больше заплатить. Например, она вела экстрим во время Недели моды и учила рисовать образ сразу с живого человека. Группа рисовала на показе Kenzo. Там было около 1 тыс. человек - это все равно что битком набитый клуб на рок-концерте.

Рекламируемся только в соцсетях: привлечение клиентов окупается через 3-4 месяца

Социальные сети - самый эффективный канал привлечения клиентов. Он дает конверсию 41% из посетителей в регистрацию. Сколько в покупку - мы не мерили. Из поиска - 10%, из рекламных систем - 2,4%. Мы считаем, что это высокая конверсия, но работаем над ее увеличением. Увеличение на 1% может дать рост в 1 тыс. заказов.

Вероника Калачева. Фото: Никита Бережной / Inc.

новогодние праздники для тех, кто не хотел в салате лежать лицом. Стоила реклама 800 тыс. рублей - ротация была каждый день. Также было часовое интервью с Вероникой. Но мы любим рекламу, которую можно через метрику померить.

Мы хотим, чтобы каждая собака узнавала нашу школу. У нас в базе сейчас 400 тыс. человек, а должно быть - 140 млн (население России - Inc ). Каждый человек должен попробовать рисовать, и каждый - должен учиться у нас. Мы планируем рост продаж на 40% за год, но как мы будем это делать, мы не можем рассказать.

Вложили в офлайн-мероприятия: база клиентов выросла на 250%

Чтобы привлечь людей, мы придумали свой формат для продвижения - онлайн-марафон «Экстрим». Суть в том, что участники должны выйти на улицу и рисовать, причем делать это надо быстро. Всего таких марафонов прошло уже девять, на первый записалось больше 100 тыс. участников, но участвовали 20 тыс. Те, кто пригласил трех участников, проходили марафон бесплатно. Те, кто не смог привлечь знакомых, участвовать не могли. После первого экстрима база выросла с 80 тыс. до 200 тыс. человек.

Для повышения узнаваемости в октябре 2017 года мы провели Московский фестиваль акварели в помещении Центрального Телеграфа (DI). Туда приехали 19 иностранных художников из Великобритании, Франции, США, Китая, Италии, Турции, Индии. Все они известны в большом мире акварели, дают мастер-классы, делают выставки. Некоторых мы знали, за некоторыми следили в социальных сетях. Некоторые отказывались или не отвечали, но те, кто нужны были, все приехали.

Основные расходы на мероприятие такого уровня - гонорары и аренда. Мы оплатили приглашенным художникам

Матвей Калачев. Фото: Никита Бережной / Inc.

расходы на гостиницу и перелеты, а гонорар за каждый мастер-класс составил больше $1 тыс. На подготовку ушло 9 месяцев и 5 млн рублей, а сам фестиваль длился 3 дня. Мы провели 22 мастер-класса по 2,5-3,5 часа, участие в которых стоило 2 тыс.-4,5 тыс. рублей. Просто вход на фестиваль стоил 300 рублей. Можно было посетить выставку работ этих художников и некоторых преподавателей Школы - они привезли 96 работ и еще было около 10 работ наших преподавателей.

Нам удалось продать все билеты и выйти в ноль благодаря продвижению через рассылки. Но повторять этот опыт больше не рискнем - все-таки это очень дорого. Но нам удалось познакомиться с иностранцами из большого мира акварели, и теперь привозим их вне фестиваля на мастер-классы. Участие в них стоит от 7 тыс. рублей.

У Вероники Калачевой kalacheva . Меня уже неоднократно спрашивали о впечатлениях, да и сама я обещала написать отчет, так что вот он)
если коротко - мне очень понравилось)) если же подробней

как построено само обучение:
сам курс состоит из 50 (примерно) видеоуроков. почти к каждому (кроме нескольких первых, вводных) есть задания, их нужно выполнить и прикрепить результат, который Вероника проверяет, пишет свои комментарии или замечания. можно посмотреть выполненные задания от однокурсников и замечания/комментарии к ним - очень, кстати, полезно - есть возможность учиться не только на своих ошибках, но и на чужих) ну и наоборот, видеть работы, до уровня которых можно попытаться дотянуться.
пока не приняты задания за предыдущие уроки, нельзя перейти к следующим - даже просто посмотреть. меня это ужасно интриговало, тк я всегда тороплюсь забежать вперед.

обучение началось с самых основ. поначалу, увидев названия первых уроков, я несколько заскучала. эти основы я проходила давным-давно еще в художке, позже читала о них в разных книгах и мне показалось это скучным топтанием на месте - в то время как ужасно хотелось поскорее перейти к интересным, творческим заданиям)
но делать нечего - пришлось смотреть и выполнять. и уже на этапе просмотра видео я поняла, насколько необоснованной была моя самоуверенность. мне только казалось, что я это знаю. на самом деле я, во-первых, знала далеко не все. даже более того - оказалось, я знала очень и очень мало. а во-вторых, знать - и понимать, уметь применить - это совсем разные вещи.и применять сознательно теорию я не умела совершенно. отсюда растут ноги моих серьезных проблемы с цветом.
а уж когда начались задания более сложные.. вокруг некоторых я по два дня ходила кругами - страшно было взяться. зато результат несказанно радовал - покажи мне или работы несколько месяцев назад - ни за что бы не поверила, что я так могу)

вообще говоря, я очень не люблю получать информацию посредством видео. это кажется мне жутко медленным и неэффективным,мне гораздо удобнее прочитать текст - это займет куда меньше времени.
но акварель - такая вещь, которую в картинках не покажешь, и на словах не объяснишь - тут очень важен процесс. а наблюдать за процессом работы такой замечательной акварелистки - одно удовольствие) а Вероника каждое свое действие поясняет - причем не просто говорит, что именно она делает - а как делает, почему именно так и что должно получиться в итоге.
в ее исполнении даже самые сложные задания кажутся простыми и легкими. насколько обманчива эта легкость,мы все прочувствовали на собственной шкуре, просидев над некоторыми акварелями по три-четыре часа) но то, что эта легкость - не только знания и умения, а еще и огромный опыт - я уже успела прочувствовать, тк мой качественный рост после окончания курса не закончился, а продолжается, и то, что в процессе учебы казалось сложным и трудоемким, после нескольких повторений становится обычным и привычным.

так что всем, кто хочет научиться акварели, настоятельно рекомендую)
сразу предупреждаю - времени и сил на курс уйдет много. возможно, какие-то задания придется повторять несколько раз - до победы. но здесь, как и во многих других сферах, результат будет прямо пропорционален затраченному времени и усилиям.
а я с конца ноября пойду к Веронике на Онлайн-курс fashion-иллюстрации)


ну и картинка - как без картинки-то) накупила много новой разной бумаги, провожу пробы с целью "найти свою". пока в любимых Huhnemuhle allegretto, но не нравится, что она тонкая (175г).
это Huhnemuhle без названия, 300г. не нравится)

В октябре 2015 записалась на онлайн-курс в школу Вероники Калачевой. Впечатлений много, поэтому для торопящихся сразу напишу выводы, а для остальных после выводов опишу свои впечатления от занятий.

ВЫВОДЫ
Крепкий добротный гармоничный курс для начала. Он не требует никаких первичных навыков или знаний. Грамотно разбит на уроки. Чередование практики и теории не дает заскучать. Четкие сроки окончания курса и наличие стоп уроков заставляет приучать себя к регулярному рисованию, что в итоге заметно сказывается на уровне рисования. Интересные, увлекательные задания.
Если не рассчитываете на быструю проверку работ и вдумчивое общение с педагогом, а бюджет позволяет, то курсы на твердые 4+.
В итоге - полный пересмотр своих способностей, появление новых целей и неплохое подспорье из учебных работ для времени сомнений:-).

Не надейтесь отделаться парой взмахов кистью. Чтобы пройти курс надо будет поработать. Конечно не каждый день, но каждый второй точно придется браться за рисование. Но ведь в этом то и весь смысл, не так ли?

А теперь все по-порядку.
Я попала на курс не умея рисовать вообще. У меня не было ни художественной школы за плечами, ни даже более-менее внятных занятий рисованием в школе. Именно этот курс выбрала пройдя длинную цепочку отзывов о разных оффлайн и онлайн занятиях.

ПЛЮСЫ (по которым выбирала курс и которые увидела в процессе обучения)
1. Онлайн формат (я могу заниматься развлечениями только ночью, уложив всех детей спать).
2. Наличие внятного описания курса, его задач, нужных материалов. Подробный перечень уроков с пояснениями что на них надо будет сделать.
3. Уроков много, каждый посвящен небольшой теме, теоретическому вопросу или технике, курс состоит из более чем 50-ти занятий.


4. Очень подробные и понятные объяснения Вероники в видео. Для меня важно, чтобы речь педагога была не только грамотной и внятной (без беканий и меканий), но и доходчивой:-). Такие мелочи как темп, иногда даже тембр речи, могут сделать ее либо мгновенно понятной, либо занудно проходящей мимо сознания.
5. Достаточно, но не излишне упражнений на технику и объяснений теории. Даже на известные каждому вещи я стала смотреть иначе.


6. Комментарии работ от куратора и возможность посмотреть работы других участников. Это и стимул для совершенствования, и возможность не совершить сделанные другим ошибки.
7. Стоп уроки, которые заставляют идти последовательно, выполняя все задания.
8. Интересные задания, которые сразу цепляют взгляд. Примерно по поводу половины из них я была уверена что никогда так нарисовать не смогу : кисти, флакон, тарталетка, машина... Что-то конечно не получилось - не хватило времени отработать-переделать, но многое удалось.

МИНУСЫ (не претендую на истину в последней инстанции, это лично мое мнение)
1. Стоимость курса. Когда я училась (а это было всего 4 месяца назад) для учеников школы этот курс стоил 12тыс, сейчас же он стоит 20тыс без скидок для учеников. Рост весьма внушительный, при том что курс уже вроде записан и по сути не меняется от потока к потоку.
2. Работы проверяет и комментирует уже не сама Вероника, а ее ученики. Вариант приемлемый, но не за такие деньги.
3. Безумное количество учеников, которое теперь набирается на поток. Я не возражаю против 70-80 человек, но, опять же, не за такие деньги.
4. После окончания курса доступ к урокам и комментариям был закрыт. Сейчас комментарии открыли для просмотра, даже в уже закончившихся курсах. Наличие доступа к урокам было для меня актуально где-то месяц после окончания, сейчас они уже не нужны.

Лично мне немного дала проверка заданий в акварели. По большей части уже сразу после фотографирования все ошибки видны. Скорее педагог нужен для того, чтобы подсказать как эти ошибки исправить, а вот это не всегда удается. С таким количеством учеников банально не хватает времени, сил, а иногда и опыта преподавания. Часть своих ошибок я исправляла уже по другим мастер-классам у других художников. Например, реалистичный баклажан и яблоки у меня начали получаться (и стало понятно что я делала неправильно) только после Ботанической иллюстрации Тани Ширбидовой, скетч с табаско на предыдущем рисунке удался благодаря Марьяне Брюхановой и ее Веселому скетчеру. А на тот момент у меня получилось вот такое чудо

Впрочем, повторюсь, для начинающего - это практически единственные курсы доступные в онлайне, которые мне удалось найти после продолжительных поисков. Качество высокое, цена тоже.

19.06.2016

Я занимаюсь графическим дизайном уже несколько лет, и вот захотелось порисовать не только на компьютере, но и на бумаге, руками. Освоить какую-нибудь новую технику, познать что-то интересное.

Как вы знаете, мысли материальны. Стоило только об этом подумать, как в Фейсбуке замаячила некая Школа рисования Вероники Калачевой с обширной программой онлайн и оффлайн курсов.
Сначала я не обратила особого внимания, думаю, реклама, все понятно...
Но потом меня что-то зацепило. Это был не просто стандартный текст "приходите, научим". В каждом посте чувствовались искренняя любовь к своему делу и желание научить других, полезные советы, работы учеников, подталкивание заниматься творчеством. Меня зацепило!

Я залезла на их сайт , он оказался легкий и симпатичный. Мне понравился. Информации по каждому разделу тоже вполне достаточно.
Цены показались высокими, но я готова была рискнуть и попробовать. Больше всего меня устроило то, что есть онлайн курсы , потому что в декрете у меня не было возможности посещать занятия в режиме реального времени.

Как проходит обучение

Покажу на примере вебинара с Анной Эгидой (она так же проводит дистанционные курсы по скетчингу, например, "Герои в городе"). Сначала техническая часть - оплата курса (Вы можете узнать на сайте как это сделать), регистрация в системе.
Пока курс не начался, Вы можете прочитать на сайте, или узнать у администраторов, какие материалы Вам понадобятся. Обычно первый урок из курса тоже посвящен материалам и их свойствам. Преподаватели расскажут Вам какими инструментами они работают, предпочтения и пожелания.

Из плюсов. При онлайн обучении ты не привязан к часам в сутках, можешь проходить уроки когда тебе удобно. Видео каждого урока открывается поэтапно. Пока не выполнишь домашнее задание, не сможешь посмотреть следующий урок. Вот тебе и мотивация:)
Имейте в виду, что преподаватель просматривает и комментирует каждую работу, и на это может уйти какое-то время. Пока учитель не посмотрит Вашу работу, и не даст добро, Вы должны будете отрабатывать этот урок снова и снова. Но не подумайте, что Вас будут все время гнобить и не давать учиться дальше! Нет. Ваш гуру укажет на основные недочеты, тем самым поднимет Ваш уровень мастерства.

Единственный минус , если ты не успел пройти все задания в положенный срок (например, за 2 недели), доступ закрывается. Хочешь дойти до конца, доплати еще энную сумму, и тебе снова выделят временной промежуток и внимание преподавателя. Но в этом есть и плюс , опять же стимул заниматься и не халтурить.

Все предыдущие уроки можно пересматривать заново в установленный курсом срок.

О преподавателе . Анна Эгида мне понравилась. Она дает четкие структурированные знания, все раскладывает по полочкам. Казалось бы рисуешь каляки-маляки, а с помощью Анны они превращаются в хороший скетч. Хорошая дикция, понятные объяснения. Думаю, и этот курс я тоже пройду, потому что хочу научиться делать быстрые и качественные зарисовки в любой точке мира, скетчить не только в "мультяшном стиле" (который я обожаю), но и более реалистично. Хочу одним-двумя движениями линера создавать понятные силуэты и очертания.

Вот так выглядит панель управления видео:


Если Вы попытались посмотреть следующий урок, не выполнив задание из предыдущего:


Расписание:


После того, как Вы прошли обучение, Вам высылают сертификат либо на электронную почту, либо по почте, если попросите об этом администраторов.

Так же у Вас появляется множество бонусов . А именно - дополнительные бесплатные уроки и мастер-классы, рассылка с полезной инфомацией, конкурсы, скидки на дальнейшее обучение. Подписавшись на страничку школы в соцсетях, Вы тоже будете отслеживать новости и хорошие предложения. Таким образом я регулярно пополняю копилочку бесплатно пройденных занятий;) Ведь даже на таких мастер-классах и вебинарах преподаватели делятся своими фишечками, которые обязательно Вам пригодятся.

Мои впечатления о пройденных курсах

Прошлым летом я решилась на дистанционное обучение. Выбирала междукурсом скетчинга с Аней Расторгуевой и Пастелью для начинающих" с Еленой Таткиной.

Выбрала Пастель, поскольку это совершенно новый для меня материал, я никогда раньше не рисовала пастелью.

Забегая немного вперед скажу, что я чуть-чуть, самую малость, пожалела об этом, потому что на уроках Елены Таткиной мы много рисовали натюрморты, а я их просто ненавижу:) И по духу и стилю мне больше нравится Аня Расторгуева. Но это я поняла уже после, когда посмотрела ее мастер-классы.

А в целом обучение мне очень понравилось. Елена грамотный и толковый преподаватель. Пастель - классный материал.
Я использовала Koh-i-Noor (36 оттенков), не пожалела, сочетание цена-качество хорошие. Бумагу нужно покупать получше, иначе Ваши мелки не будут работать в полную мощь. Мне подошел усредненный вариант - Canson. Бумагу использовали разных оттенков для разных работ. А так же Елена Таткина показала нам технику рисования на наждачной бумаге. Эффект бархата, мне тоже понравилось.

Рисовали, как я уже сказала, натюрморты, пейзажи, животных. Осваивали технику рисования стекла и металла. Ставили руку, изучали палитры и сочетания цветов. Людей, к сожалению, не рисовали. Немного однообразно было работать в приглушенной палитре (в ней работает Елена Таткина), и лично мне не хватало ярких красок. Тем, кто любит такие тона, классические натюрморты и пейзажи этот курс подойдет как нельзя лучше! Рекомендую!

Теперь я очень хочу пройти курс скетчинга с Аней Расторгуевой сначала для

Во время своей последней поездки в Москву мне посчастливилось познакомиться с Вероникой Калачевой — вдохновляющей художницей, за творчеством которой я наблюдаю довольно давно. Вероника осенью открыла свою школу и именно там мы с ней встретились для интервью.

Расскажи, пожалуйста, где ты училась рисовать, как ты к этому пришла?

— Поскольку я жила в военном городке, у нас было не так много разных студий и школ. Была музыкальная школа, в которую я ходила, а художественной школы не было. Но одна знакомая мамы, художница, решила поучить детей рисовать и собрала свою студию. Это, конечно, было мало похоже на школу, она была одна, там преподавался рисунок и живопись. Именно там я получила первые азы, а потом, собственно, был институт. А начала рисовать я с маминой подачи, родители меня поддерживали, говорили, что хорошо получается и нужно продолжать, именно их я считаю своими учителями — родителей, которые не помешали.

А какой институт?

— МПГУ, художественно-графический факультет. Никогда не думала, что мне пригодится педагогическое образование, если честно, но оно нужно регулярно. Оно помогает и в школе, и в жизни, общении. Так или иначе приходится что-то кому-то объяснять, даже своему ребенку, чему-то учить, знать как правильно донести свою мысль. Мне кажется, это очень важно.

Расскажи про свою школу, какие занятия тут проходят? Как вообще пришла эта идея?

— На самом деле, идея была моего мужа. Это наш совместный, семейный проект. Муж взялся за это дело со стороны финансовой, а я со стороны творческой. У меня раньше был такой опыт, я вела студию, но тогда я была одна и у меня не было такого цельного виденья и потому, наверное, занятия и прекратились. То есть ко мне приходили люди, которые хотели заниматься, они видели где они начинают заниматься, но где конец у этого они не видели. Так или иначе, часть людей теряла какой-то запал, это была одна из ошибок. Второй момент — «тупое» рисование натюрмортов. Я, конечно, и сейчас иногда прибегаю к этому, но в целом я считаю, что первая задача — это не загубить интерес. Человек когда хочет рисовать, он не имеет в виду, что он хочет рисовать натюрморты, у него какие-то другие задачи в голове.

Какие особенности преподавания в твоей школе, подход, я правильно понимаю, что он не классический?

— Я это называю таким «творческим пинком». Потому что когда ты приходишь в школу и понимаешь, что там всего лишь 8 занятий, это своеобразный «пинок». Понятно, что за 8 занятий в принципе невозможно научить прекрасно владеть акварелью, но напичкать знаниями, какими-то приемами, тезисами, которые ты потом, уйдя отсюда, будешь обдумывать — это реально. Именно на это расчет. То есть человек приходит сюда, я ему рассказываю много теории, рассказываю какие стоит делать упражнения, потом мы делаем итоговое задание. Как правило происходит такое чередование: просто-сложное, теория-практика, чтоб не было такого, как у нас в ВУЗе — педагог поставит натюрморт и уходит курить на все занятие, а потом приходит и «ах, вы не умеете ничего делать и зачем вы вообще сюда поступили». Поскольку у меня был именно такой опыт обучения, мне хочется сделать все иначе. Чтобы сюда люди приходили и видели энтузиазм у педагогов (не только у меня, я и педагогов с тем же расчетом подбираю в свою школу) и мне очень важно, чтоб они доносили информацию.
Когда говорят, что рисование это «дано» или «не дано», я категорически не согласна. Мне кажется, что когда ты преподаешь с душой и энтузиазмом и рассказываешь о вещах, вообще можешь это выразить словами, то тогда до человека доходит. А с таким вот снобизмом делать вид, что дескать «ты этому не научишься, потому что тебе этого не дано» — это в общем не наш подход.

Расскажи про акварель, почему именно она, как складывались с ней отношения?

— Это вообще странная история, я никогда об этом не задумывалась, не выбирала специально, никем не вдохновлялась. Когда в институте мы начали работать маслом — я рисовала, делала все что мне говорили. Но вдруг заскучала, поняла что это не мое, не нравится, я просто не получаю от этого удовольствия. Я даже начала рисовать маслом как график — мне нравилось, чтоб были лессировки, все текло, просвечивалось и т.д. И поняла, что просто подменяю одно другим. Спросила у педагога нельзя ли мне рисовать задания акварелью, он сказал, что требование одно — большой формат. И я стала рисовать акварелью. Я не знаю почему, это был просто зов души.

Что тебя вообще вдохновляет — рисовать, творить? Где черпаешь темы, вдохновение?

— Ну в воздухе, как обычно это бывает 🙂
Идешь таким вот прекрасным солнечным днем, красивые тени, узоры веток на небе. Все это как-то — раз! — и складывается в одну картинку и ты понимаешь, что это красиво.

Ты рисуешь с натуры?

— По разному. И с натуры и нет, с натуры очень люблю рисовать. Но иногда это просто невозможно, потому что куда-то торопишься или стесняешься по какой-то причине. Иногда это неуместно, как в театре например, там ведь не разложишь акварель. Хотя наброски, конечно, можно делать, у меня есть целая серия такая.

А наброски как самостоятельные вещи или как эскизы к последующим работам?

— Ну я рисую сначала то, что мне самой нравится, то, что меня вдохновило, а потом оно может во что-то вырасти, так бывает. А может так и осесть в виде набросков в скетчбуках.

Что ты можешь посоветовать людям, которые только начинают рисовать, которые боятся это делать? С чего им начать?

— Ну первое, это не бояться. А чего бояться? Это вот ты, лист, краски. Если то, что сделал кажется тебе не очень симпатичным — ну возьми другой лист и сделай заново. Кстати, это очень забавная вещь — у меня иногда спрашивают: «а у тебя бывает такое, что у тебя не получаются работы?». Я вообще не знаю откуда этот миф берется у людей, что у профессиональных художников все получается с первого раза и всегда. С акварелью это вообще нормальная история — купить пачку бумаги и листы бумаги летят только так, и только один из них получается хороший.

Просто многие боятся испортить материалы, относятся к ним как к чему-то «святому»

— Ну тут есть экономия, я всегда советую купить какой-то рулон бумаги, вообще забыть сколько он стоит (а стоить он может дорого) или попросить его в подарок. А потом отрезать оттуда листы и вообще не думать об этом.

— Я помню один ключевой момент, когда я в первый раз устроилась на работу иллюстратором. То есть это был первый раз когда я как художник получала деньги — просто сижу, рисую и зарабатываю. Во-первых это было само по себе шикарно, мне казалось, что такого не бывает. Но мне давали некие задания, я не могла с ними справиться и очень переживала по этому поводу. Я могла неделями сидеть с утра до вечера, все уже уходят, а я сижу, переживаю. И я поняла, что не так делала — мне казалось, что я должна взять и сходу родить какую-то идею и быстро ее выполнить. Не понимала, что для того, чтоб сделать хороший результат, нужно пройти несколько этапов, обязательно. Насытиться идеей, собрать материал, посидеть просто побездельничать в парке, подумать, сделать эскизы, выбрать лучший и так далее. Мне казалось, что все эти этапы — это и так понятно, но тратить на них большой кусок времени — это бессмысленно. А сейчас я понимаю, что в этом залог успеха. Я могу сидеть весь день смотреть картинки в интернете, но только если у тебя есть какая-то определенная цель, ты что-то ищешь. Ты не тратишь время, ты вкладываешь в себя. А потом за час все сделать классно. Раньше же я пыталась сразу быстренько нахватать каких-то идей за 5 минут и сидела их развивала. И не понимала, почему у меня не получается, я могла неделями один и тот же рисунок «ворочать» и не быть довольной.
Подготовка — очень важно, для меня такое было открытие. Не знаю, может все и так об этом знают 🙂

Ну, мне кажется, что нет. Многие очень стесняются скачивать картинки в интернете и использовать их для вдохновения. Вообще, что рисовать нужно из головы — какое-то повсеместное заблуждение, я сама этим тоже страдаю 🙂

— Я в принципе отношусь нормально даже к рисованию с фотографии, но при условии, что ты не полностью копируешь оттуда, а берешь что-то, перерабатываешь, добавляешь свои какие-то элементы.

Вероника, спасибо за интервью! Желаю тебе море вдохновения и энтузиазма! Твои работы очень вдохновляют 🙂