Система вокализма русских говоров. Типы вокализма

Она представлена двумя основными типами: оканьем и аканьем.

Определяется теми изменениями, которые испытывают, претерпевают гласные неверхнего подъёма, т.е. -а-, -о-, --, -Э-, --.

Аканьем называется неразличение гласных фонем неверхнего подъёма в безударных слогах. Их совпадение в одном звуке так определяется - аканье в широком смысле, противопоставленное понятию оканье . Аканье в широком смысле включает в себя разные виды неразличения гласных фонем неверхнего подъёма после мягких согласных в безударных слогах, так называемое еканье, яканье, иканье.

Оканье определяется как различение гласных фонем неверхнего подъёма в безударных слогах.

аканье: [трава], [дама], [стаит], при фонеме <о>;

оканье: [трава], [дома], [стоит], при фонеме <о>.

Как и аканье, оканье в широком понимании включает в себя полное или частичное различение в безударных слогах гласных неверхнего подъёма, т.е. ёканье. Таким образом, безударный вокализм русских говоров определяется следующими условиями:

  • положение гласных по отношению к ударению;
  • положение безударных гласных после твердых, мягких, шипящих, т.е. характером предшествующего согласного.

Кроме широкого значения аканье и оканье в диалектной литературе выступают в собственном значении термина, обозначая неразличение гласных фонем неверхнего подъёма в первом предударном слоге после твердых согласных или совпадение их в [а] - аканье; и различение соответствующих фонем в первом предударном слоге после твердых согласных - оканье:

оканье [а] - <а> - [а] - аканье

[о] - <о> - [а]

- < > - [а]

Различение фонем следует понимать как реализацию этих фонем с своём конкретном, отличающимся от варианта, другом звуке, т.е. <а> выступает в виде варианта [а], <о> - [о].

И оканье, и аканье неоднородны по своему характеру в русском языке. Так аканье делится на Сильное (недиссимилятивное) и слабое (диссимилятивное). При сильном аканьи наблюдается совпадение гласных фонем неверхнего подъёма в первом предударном слоге в [а] всегда, слабое аканье характеризуется зависимостью гласных первого предударного слога от гласного, стоящего под ударением.

<а> - [а] -а

<о> - [а] - а

< > - [а] - а

Различают две основных разновидности аканья: диссимилятивное и недиссимилятивное. Принцип первого прост: звучит всегда нормально. Принцип второго следующий: гласные фонемы неверхнего подъёма после твердых согласных совпадают, выступая в одном общем варианте [а], если под ударением любой гласный кроме - а-. Если под ударением - а- , то в первом слоге фонемы неверхнего подъёма реализуются в общем варианте [ъ] или [ы]:

[трава] недиссимил. [дыма] или [дъма] диссимил.

[дамой] нет условий для диссимиляции

[трыва] диссимил. траве [трав"э]

Звук, отличный от [а], в котором совпадают гласные фонемы неверхнего подъёма, при ударенном [а], по своему качеству неодинаков по разным говорам, а также и в одном говоре в разных фонетических условиях. Диапазон этого звука от широкого отодвинутого назад [э] до гласного верхнего узкого [ы]. Чаще же всего здесь выступает звук средний по подъёму между [э] и [а] - в «э».

Оканье делится на две разновидности: полное и неполное.

Полное оканье - это различение (несовпадение) гласных фонем неверхнего подъёма во всех безударных слогах.

[борода] [молодой] [табаком] [дома] [выдала]

Полное оканье - характерная черта северного наречия.

Неполное оканье - это различение фонем неверхнего подъёма только в первом предударном слоге. В других безударных слогах они совпадают в общем варианте [ъ].

[бърода] [мълодой] [тъбаком] [домъ] [выдълъ].

Неполное оканье характеризует окающие среднерусские переходные говоры (Владимиро-Поволжская группа говоров).

Р.И. Аванесов сказал: «Аканье связано с редукцией безударных гласных, оно вторично по отношению к оканью, возникло во второй половине 12 - первой половине 13 вв.на территории бассейна Верхней и Средней Оки и междуречья Оки и Сейма, оттуда постепенно распространялось на Запад, Северо-Запад и Север.» Аканье в широком смысле слова как неразличение гласных фонем неверхнего подъёма в безударных слогах включает в себя яканье, иканье, еканье.

Яканье - тип безударного вокализма русских говоров, который характеризуется совпадением гласных фонем неверхнего подъёма в первом предударном слоге в звуке [а] после мягких согласных.

нясла, вяду, в лясу, рябяты, пятак.

Яканье характеризует Южные районы страны - южно-великорусское наречие. Выделяют три типа яканья: сильное, умеренное и диссимилятивное.

Принцип диссимилятивного яканья тот же, что и диссимилятивного аканья: [н"су] [н"ас"и] Но! [н"исла].

При диссимилятивном яканьи в в первом предударном слоге [и] гласный, реже [э].

Умеренное яканье характеризуется зависимостью гласного первого предударного слога от качества последующего согласного. А именно перед твердым согласным произносится [а], перед мягким - [и] или [э]:

[нясу], [нясла], Но! [н"эс"и].

Сильное яканье - совпадение гласных фонем в первом предударном слоге неверхнего подъёма в звуке [а] после мягких согласных независимо от каких-либо фонологических условий.

Еканье и иканье - разновидности безударного вокализма после мягких согласных, характеризуются совпадением гласных фонем неверхнего подъёма либо в [э], либо в [и]:

[э] - <е>; [э] - <е>; [э] - <"а>; [и] - <е>; [и] - <е>; [и] - <"а>.

еканье иканье

неси, в лесу, петак ниси, в лису, питак.

Еканье представлено главным образом в среднерусских акающих говорах и в части северных окающих. В своё время (в 19в.) еканье было нормой литературного языка. Позже проникает иканье.

Ёканье следует понимать как термин, означающий произношение гласного [о] в первом предударном слоге после мягкого согласного в соответствии <о> и следовательно характеризующий систему различения гласных фонем <о> и <э>в этом положении.

Структурно выделяют две разновидности ёканья, характерные для двух типов окающих говоров: окающих среднерусских и говоров северного наречия.

Первая разновидность представлена во всех группах слов.

сёстра, нёсла, бёру, смётана, свёкровь.

Вторая разновидность - ёканье во всех группах слов кроме личных форм глагола.

нести, печь и подобные, сёстра, смётана, Но! беру, несу.

Первая разновидность территориально и структурно связана со средними окающими говорами и представлена в северных новгородских говорах.

Вторая разновидность характерна для северного наречия.

В северных говорах предударные слоги короче, чем ударные, большая краткость предударного слога была препятствием последовательному проведению перехода -э- в -о- лабиализации, т.е. она осуществлялась с меньшей недостаточностью или не охватила словоформ глагольного происхождения.

Вокализация

Вокализа́ция I ж.

Пение на одних гласных звуках.


II ж.

Процесс постепенного замещения согласного звука близким по артикуляции гласным, проходящий в каком-либо языке в определённый исторический период (в сербском: [л] -> [о], в украинском: [в] -> [у] ) (в лингвистике ) .


Толковый словарь Ефремовой . Т. Ф. Ефремова. 2000 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Вокализация" в других словарях:

    - (франц. vocalisation, от лат. vox, vocis голос). Упражнение в пении для обработки голоса, состоящее в вытягивании голосом гласной буквы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ВОКАЛИЗАЦИЯ особый способ… … Словарь иностранных слов русского языка

    вокализация - и, ж. vocalisation f. 1. Упражнения в пении по нотам, без текста, для обработки и развития голоса. Уш. 1935. Пение на одних гласных звуках. БАС 2. Ни чудный голос Патти, ни небывалая вокализация, ни блестящее исполнение последней арии, ни весь… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    ВОКАЛИЗАЦИЯ, вокализации, мн. нет, жен. (от лат. vocalis голосовой). 1. Упражнения в пении по нотам без текста, для обработки и развития голоса (муз.). 2. Переход согласного звука в гласный (линг.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935… … Толковый словарь Ушакова

    Сущ., кол во синонимов: 1 пение (42) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    - (от лат. vox голос) первоначальная обработка голосадля пений. При вокализации поют целые упражнения не на слова, а на одиниз гласных звуков (а или е). Благодаря этому упражнению, голосприобретает ровность, подвижность и вообще развивается.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Пение на гласных звуках. Простейший вид В. распевание какой либо гласной или слога поэтического текста двумя или более звуками, вплоть до колоратурных пассажей. Встречаются целые произведения или их части, где от начала до конца… … Большая советская энциклопедия

    - (от лат. vox голос) первоначальная обработка голоса для пения. При вокализации поют целые упражнения не на слова, а на один из гласных звуков (а или е). Благодаря этому упражнению голос приобретает ровность, подвижность и вообще развивается.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (франц. vocalisation, итал. vocalizzazione) пение на гласных звуках. Простейшим видом В. является распевание к. л. гласной или слога поэтич. текста двумя и более звуками, вплоть до колоратурных пассажей. Такая В. очень распространена в… … Музыкальная энциклопедия

    Вокализация, вокализации, вокализации, вокализаций, вокализации, вокализациям, вокализацию, вокализации, вокализацией, вокализациею, вокализациями, вокализации, вокализациях (

Невербальная коммуникация

Невербальную коммуникацию по средствам предъявления информации подразделяют на кинестетику, пара- и экстралингвистику, проксемику и «контакт глаз» (визуальное общение).

Кинестетика - один из видов невербальной коммуникации, основанный на восприятии общей моторики человеческого тела: рук (жестикуляция, язык жестов), мускулов лица (мимика), выразительных движений всего тела (пантомимика). Некоторые психологи называют этот вид информации оптико-кинетической системой знаков. Такое название одного из главных видов невербальной коммуникации некорректно, так как слово «кинетика» применяется в механике и физике. Кинетический - относящийся к движению механических частей, к энергии механического движения. Более правильно называть этот вид невербальной коммуникации именно кинестетикой, так как в основе этого слова заложено понятие «кинестезическое ощущение» - ощущение движений, положений частей собственного тела индивида и прилагаемых им мышечных усилий. Кинестезическая чувствительность легко вступает в связь с другими видами чувствительности - кожной, вестибулярной, слуховой и зрительной.

Общая моторика различных частей тела (жесты, мимика, пантомимика) отображает эмоциональные реакции человека. Следует иметь в виду, что одни и те же кинестетические приемы (жесты, позы, выражения лица) в разных культурах могут быть истолкованы по-разному. К примеру, V-образный знак пальцами рук во многих странах означает цифру 2. В большинстве стран Европы этот знак означает «Победа». Но вот в Англии и Австралии этот знак приобретает различную интерпретацию в зависимости от того, какой стороной кисть руки говорящего повернута к себе. Если тыльной стороной, это означает «Победа», если же кисть руки повернута ладонью к говорящему (тыльной стороной ладони к зрителю), то жест приобретает оскорбительное значение: «заткнись». Таких примеров различного толкования жестов в разных национальных культурах можно привести множество. Правомерна русская пословица. «Со своим уставом в чужой монастырь не ходят.

Экстралингвистика - это система, включающая темп речи и «добавки» к вербальной информации (паузы, покашливание, плач, смех и т. п.).

Проксемика - это область пространственной и временной организации общения. Психологами предложена методика оценки интимности общения на основе изучения организации пространства. Так, размеры личной пространственной территории человека (имеются в виду нормы сближения человека с партнером по общению) в среднем составляют: интимная зона - 15-46 см, личная зона - 46-120 см, социальная зона - 1,2-3,6 м, общественная зона - более 3,6 м.



Визуальное общение («контакт глаз») представляет собой систему невербальной информации на основе движений глаз. Изучается частота обмена взглядами, их длительность, смена статики и динамики взгляда, его избегание и т. п. Данный вид общения является дополнением к вербальной коммуникации (сообщает о готовности поддерживать коммуникацию или о необходимости прекратить ее, поощряет партнера на продолжение диалога и т. д.). Изучение этого вида коммуникации представляет несомненный интерес для медицинского персонала, педагогов, практических и клинических психологов, предпринимателей, имеющих отношение к проблемам руководства.

К особому виду невербальной коммуникации следует отнести и мимико-жестовую речь. Это форма общения глухих, представляющая собой сочетание естественных и условных жестов с мимикой. Отнесение этого вида коммуникации к невербальной чисто условно. Он может быть отнесен и к вербальной коммуникации, так как фактически это речь. Мимико-жестовая речь основана на системе жестов, каждый из которых имеет свое значение, и на своеобразном синтаксисе (в предложениях сначала обозначается предмет, потом - его качества; действие обозначается после объекта, на который оно направлено; отрицание следует за глаголом и т. д.).

Вторым важным изменением, затронувшим сонорный звук [r], стала его вокализация. В среднеанглийский период [r] был более раскатистым звуком и по своему звучанию больше походил на русский [р], чем современный английский [r]. Изменение в произношении звука [r] было отмечено известным драматургом и грамматистом Б.Джонсоном в начале 17 в., который писал, что [r] “звучит твердо в начале слов, в то время как в середине и на конце слов он становится более “расплывчатым” В ранненовоанглийский период[r] после гласного, в конечной позиции или перед другим согласным изменился в звук [ә], который становился глайдом к предыдущему гласному, таким образом, вместе они создавали дифтонг или долгий монофтонг. Результаты вокализации приведены в следующей таблице, предложенной Т.А. Расторгуевой:

Характер изменения Примеры
После кратких гласных После долгих гласных MidE EModE MidE EModE
o + r a + r i + r e + r u + r ә + r . i: +r e: + r ɛ: + r a: + r o: + r ᴐ: + r o:+r u: + r o: a: ɜ: ә aiә iә iә, ɛә ɛә ᴐ: ᴐ: uә auә for /for/ thorn /Ɵorn/ bar/bar/ dark /dark/ first /first/ serven /servәn/ fur /fur/ brother /broðәr/ shire /ʃi:rә/ beer /be:r/ ere /ɛ: r (ә)/ beren /bɛ:rәn/ hare /ha:re/ floor /flo:r/ more /m ᴐ:r/ moor/mo:r/ flour /flu:r/ for /fo:/ thorn /Ɵо:n/ bar /ba:/ dark /da:k/ first /fɜ:st/ serve /sɜ:v/ fur /fɜ:/ brother /’brᴧðә / shire /ʃaiә/ beer /biә/ ear /iә/ v. bear/bɛә/ hare /h ɛә/ floor /fl ᴐ: / more /m ᴐ:/ moor /muә/ flour/flauә/

Сонорный [r] способствовал расширению предшествующего гласного, тогда как при Великом сдвиге гласный становился более узким. Таким образом, эти два явления носят противоположный характер.

Как правило, вокализация [r] после долгих гласных происходила после их изменений по Великому сдвигу, но в двух случаях сдвиг и вокализация происходили одновременно. В сочетании ɛ: + r вокализация происходила на стадии ɛ: > e: + r > ɛә. Отсюда произношение "bear, to tear". В других случаях вокализация в сочетании ɛ: + r прошла после Великого сдвига гласных: ɛ: > e: > i: + r > iә, и соответственно появилось произношение "tear(N), fear, hear, beard".



Долгий монофтонг /a:/ имел несколько промежуточных стадий в ходе Сдвига гласных и вокализация [r] здесь могла происходить на одной из этих промежуточных стадий:

a: > æ: > ɛ: > e: > ei "fare, care, mare .

Поскольку процесс вокализации /r/ длился несколько веков, это был поступательный процесс и звук [r] перестал звучать не сразу. В американском английском он звучит в ослабленном виде после гласной, так как произносился ранними колонистами из Британии.

Вокализация [r] пополнила систему английских гласных новыми дифтонгами: , , [ɛә] и новым долгим монофтонгом [ɜ:].

Трифтонги /aiә/, /аuә/ рассматриваются большинством ученых как бифонемные сочетания соответствующих дифтонгов с нейтральным звуком.

В отличие от литературного языка количество фонем в говорах может быть разным: кроме /а/, /о/, /у /, /и/, /е/, встречаются также закрытые напряженные, средневерхнего образования /о/, /е/.

Функционально слабой фонемой системы литературного языка является /ы/ (не встречается в начале слова), иногда ее вообще признают за оттенок фонемы /и/, однако в севернорусских говорах /ы/ определенно является самостоятельной фонемой.

В прошлом почти все говоры имели фонему /0/, которая сохранилась только в архаичных говорах Севера, где в сильной позиции она противопоставлена фонеме /0/: [сошка – (сохu), nере[во]m - [во]р, сб[род] - сб[рбд]у, на[воз] - на[влз] , [Со]ня - [со]ня "сонный", [мо]г - [мо]х, [во]т - [во]д, [во]н (местоимение) - [во]н "наружу", [по]д - [по]m, [во]йлок - [во]йско; ср. и формы Р. женского рода как[ой], дурн[ой] с формой И. п. мужского рода как(ой), дурн[ой]. Фонема /0/ возникла на месте исконного [о] под восходящей интонацией, а /0/ - из исконного [о] под нисходящей интонацией и из /ъ/. Следовательно, всякое исконное [о] под ударением после твердого согласного не в начале слова представляет собой один из оттенков /0/. в первом же слоге слова /0/ закономерно является в тех случаях, где нет оттяжки ударения на предлог: на сm[о]л, на в[о]лю , но на дом-, на воду (т.е. д[о]м-, в[о]ду) или ударение на начальном слоге вторично: сm[о]л, к[о]нь при ударении сmoла, коня показывает, что исконными были формы сmолъ", конь" . В остальных положениях исконным является /0/.

В отличие от литературного языка диалектные системы различаются разной степенью редукции безударных гласных (южнорусские и среднерусские говоры) или ее отсутствием (севернорусскиеговоры), а также различным соотношением между гласными в сильной позиции.

В зависимости от окружающих звуков в потоке речи видоизменяется характерная часть гласного с уменьшением или увеличениемего длительности. Это чисто фонетические различия. Гласный между твердыми согласными всегда короче гласных между мягкими согласными. В севернорусских говорах гласные не изменяются в зависимости от ударения, а в южнорусских и среднерусских говорахи в литературной речи под ударением всегда выделяются как гласные сильной позиции и изменяются в безударных слогах. Противопоставленность гласных под ударением гласным без ударения образует первую системную позицию различения или неразличения гласных, выделяя позиционные оттенки фонем. В литературном языке, а также в южнорусских и среднерусских говорах возможны три позиции: под ударением (сильная), в первом предударном слоге (полуслабая) и в остальных безударных слогах (слабая). На конце слова перед паузой произношение гласных иногда совпадает с полуслабой позицией: [гърадок] "городок" , но [многа] или [многъ] . В севернорусских говорах гласные по позициям не различались и во всех слогах произносились почти одинаково: [она сама поймала сома]; в остальных говорах утрачивалось противопоставление гласных в слабых позициях: [ана сама паймала сама]. Изменения гласных в зависимости от позиции иногда называют нейтрализацией фонологического противопоставления, в морфологическом смысле они образуют пересекающиеся (непараллельные) ряды чередований гласных:

Вторая позиция связана с последующим согласным. Во всех говорах, в том числе и в севернорусских, гласные изменяют свое звучание в следующих положениях:

1) в начале слова перед твердыми согласными: [ат] - [от] - [ус);

2) в начале слова перед мягкими согласными: [а"т"] - [о"т"] - [у"с"];

3) между твердыми согласными: [мат] - [тот] - [тут];

4) после твердого перед мягким согласным: [ма"т"] - [то"т"] ;

5) после мягкого перед твердым согласным: [м"ат] - [т"от] ;

6) между мягкими согласными: [м"ат"] - [т"от")я - [т"ут"]а.

Произношение гласных на конце слова совпадает с одним из перечисленных в зависимости от того, каким звуком начинается следующее слово. Перед паузой гласные произносятся так же, как и перед твердыми согласными.

Гласные [а], [о], [у] имеют полный набор из четырех комбинаторных вариантов: передне-верхнего [а], переднего [а], среднего [а], сдвинутого назад (а). Положение между двумя мягкими согласными оказывается наиболее критическим, а положение в начале с:лова перед твердым согласным - наиболее «свободным» для всех гласных. В начале слова не употребляется [ы], а также диалектные [о], [е]; употребление [е], [и] различается по говорам: в одних (на севере) возможно произношение типа [эс"л"и], [ива], в других - перед гласным обязательно появляется j: [йес"л"и], [йива]. Таким произношением раньше различались и разные варианты литературной речи: старомосковское произношение требовало йотации, петербургское - нет (в основе расхождения лежит различие между севернорусскими и южнорусскими говорами).

Распределением позиционных и комбинаторных оттенков фонем определяются сильные и слабые позиции гласных фонем. В севернорусских говорах сильная позиция гласного - в начале слова перед твердым согласным; в южнорусских говорах сильная позиция гласного - под ударением; среднерусские говоры и литературный язык совместили оба принципа, в них сильная позиция гласного – под ударением перед твердым согласным. Таким образом, литературный язык уже в позиционном распределении фонем осуществляет общерусский принцип выделения значимых звуковых единиц.

Системность в распределении оттенков фонем (звуков, звучания гласных) по позициям способствует четкому и последовательному выделению системы гласных фонем в том или ином наречии. Отмечено, что в окающих говорах с фонемами /е/, /о/ гласный [а] - более верхнего и более заднего образования, чем в литературном языке; против, в говорах с редукцией гласные верхнего подъема более нижнего образования, чем в литературном языке. Таким образом, и сама система гласных определяет основные варианты фонем, фонетические возможности их произношения, никогда не допуская смешения фонологически важных единиц.

Подъем

Литературный

язык

Севернорусские

говоры

Южнорусские и среднерусские

говоры

Средне-верхний

Средне-нижний

В диалектных системах очень развито стремление к компактности, здесь нет резких разрывов в подъеме гласных. Из трех различительных признаков гласных, свойственных русскому языку (лабиализованность, подъем и ряд), в литературном языке важны два первых, а признак ряда используется для различения комбинаторных оттенков фонем. Это усиливает противопоставление гласных по подъему и исключает фонему /ы/ из системы.

В севернорусских говорах, наоборот, противопоставление по ряду являеся самым выразительным, ни один гласный переднего ряда не может заменяться гласным непереднего ряда; например, нет «перехода» /е > о/ ([м"еот) "мёд", с фонетическим огублением гласного (е), нет изменения [а> а) (происходит совпадение с (е); ср. литер. (з"ат") и" диал. [з"ет") "зять").

Отличие системы южнорусских и среднерусских говоров от системы литературного языка незначнтельно; и здесь важными являются противопоставления по подъему и лабиализации, но в некоторых положениях последняя может утрачиваться. Наличие сильной редукции безударных гласных противопоставляет первый предударный слог остальным безударным, в которых возможна только одна степень подъема, поскольку (ъ), ("ь) являются оттенками фонемы /и/ (/ы/). Распределение гласных в слабых позициях влияет на качество гласных в сильных позициях и способствует усилению компактности всей системы; и под ударением эти гласные более напряженны, чем в литературном языке.

Если позиционное и комбинаторное распределение гласных определяется соседними звуками, т.е. синтагматично, то системное соотношение вокализма в сильной позиции в границах каждого отдельного наречия называется парадигматическим: гласныефонемы говоров в их отношении друг к другу противопоставлены по различительным признакам, а не определяются соседними звуками в речевой цепи. Системные отношения этих двух типов определяюткаждую конкретную систему говора и обязательно описываются при изучении данного говора.

Таким образом, противопоставление наречий и говоров друг другу и литературному языку определяется: либо составом гласныхфонем , либо разными пpизнаками выделения этих фонем (система фонем), либо фонетическими модификациями в их выражении (система оттенков).

Модификации гласных в зависимости от окружающих согласных определяются системой фонем и являются общими для всех говоров. Изменение гласных в зависимости от ударения, кроме литературного языка, свойственно также южнорусским и среднерусским говорам. Теоретическое истолкование таких изменений очень сложно (чрезвычайная дробность типов), но в практическом отношении употребление безударных гласных очень просто, поскольку всегда подчиняется четким системным различиям по следующим признакам:

1) отношение к ударному гласному выделяет разные степени редукции, которые варьируются по говорам; например, по соотношению степеней длительности второго предударного, первого предударного, ударного и заударного слогов могут различаться как

2 - 2 - "3 - 1 для окающих говоров без редукции; как 1 - 3 - " 2 – 1 для окающих говоров с редукцией; как 1 - 2 - "3 - 1 для акающих говоров и для литературного языка; первый предударный слог всегда выделяется из числа прочих безударных слогов;

2) положение перед определенным ударным гласным: перед верхними или напряженными /и/, /ы/, /у/, /е/, /0/, с одной стороны, и перед неверхними /о/, /е/, /а/ - с другой;

3) следование после твердых или мягких согласных выделяет разные по качеству безударные гласные, которые изменяются: /о/, /а/ после твердых, /е/, /е/, /а/ - после мягких согласных;

4) положение перед твердыми или мягкими согласным и выделяет разную степень зависимости от следующего слога: перед мягкими согласными гласные, как правило, не изменяются, ибо в системе русского языка мягкие согласные являются сильным элементом системы.

По этим признакам можно описать пять противопоставлений, на основе которых и строится типология русского безударного вокализма:

1) предударные гласные после твердых согласных – предударные гласные после мягких согласных;

2) предударные гласные перед /а/ - предударные гласные перед прочими гласными;

3) предударные гласные после мягких согласных перед верхними - они же перед неверхними гласными;

4) предударные гласные после мягких согласных перед последующим гласным - они же перед последующим согласным; .

5) предударные гласные противопоставлены гласным во всех остальных позициях.

В результате первого противопоставления выявляется положение предударного гласного после твердых согласных, котороеобразует оканье и аканье.

Различение гласных неверхнего подъема /о/ и /а/ в безударных слогах, характерное для всех севернорусских говоров, условно называют оканьем : [хорошо говор"ит бабус"а). Аканьем в узком смысле слова называют неразличение /о/ и /а/ в безударных слогах: (харашо гавар"ит бабус"а). Аканьем в широком смысле обозначается всякое неразличение гласных в безударных слогах, т.е. также и после мягких согласных - яканье , и даже редукция гласных разного качества. Различные типы аканья характерны для среднерусских и южнорусских говоров и для литературного языка.

Общее фонетическое отличие окающих говоров от акающих заключается в отсутствии напряженности в произношении гласного что приводит к некоторому ослаблению заударного гласного, особенно в закрытом слоге. Даже в Поморской и Вологодско-Вятской группах говоров редукция заударных гласных является теперь обычной: [хл"ебъм] "хлебом" (бабъм) "бабам". Поскольку такая редукция происходит лишь после некоторых согласных (например, после губных), ее нельзя подвести под понятие «неполное оканье».

Полное оканье , т.е. различение двух гласных во всех безударных слогах, свойственно всем севернорусским говорам, кроме владимиро-поволжских, в которых распространено неполное оканье с редукцией безударных гласных, кроме первого предударного слога: произношение противопоставлено произношению с ровным тоном [го-во-р"ят хо-ро-шо] остальных севернорусских говоров. Большая полновесность предударного слога определяется характерной интонацией, свойственной владимиро-поволжским говopaм а это объясняет сильную редукцию остальных безударных гласных.

Окающие говоры делят на три типа:

1)собственно севернорусские говоры Олонецкой, Поморской, Вологодско-Вятской групп с произношением очень открытого [о] (похожего на [а]);

2)говоры новгородские с отчетливым выделением огубленного [о] и

3)говоры владимиро-поволжские с очень закрытым [а] и редукцией не в первом предударном слоге.

Различное качество /0/ во всех случаях соответствует общей системе диалектного вокализма.

Наиболее древним типом оканья является первый – с нечеткой лабиальной артикуляцией гласного. Характерная особенность этого типа оканья состоит в различных вариантах гласного после определенных групп согласных. После заднеязычных и губных, изредка после плавных происходит смещение артикуляции вверх, в результате чего вместо [ба]лда, [бо]лоmо произносится [бо]лда, [бу]лоmо . Наоборот, после остальных согласных происходит смещение артикуляции гласного вниз: [до]рак "дурак", [сон]дук "сундук", (позаову) "позову", но [дал], (са)рай, [тол]сmой, [соро]ка. Такое последовательное «перетекание» гласных, изменение оттенков в зависимостиот подъема характерно для большинства севернорусских говоров, распространяясь и на ударный слог. Отсутствие четкого противопоставления гласных по подъему - важная особенность диалектных систем, в которых сохранились следы противопоставления слогов вцелом.

В результате второго противопоставления гласных выявляется положение предударного [о] или [а] после твердых согласных перед разными ударными гласными. В отличие от оканья, при котором гласные не изменяются, аканье представлено двумя типами: диссимилятивным и сильным (недиссимилятивным).

При диссимилятивном аканье в первом предударном слоге на месте /а/, /о/ употребляется гласный средне-нижнего подъема среднего ряда, мало отличающийся от [а], но более высокий по образованию. В зависимости от последующего ударного гласного этот гласный произносится то как [ъ] (перед ударным [а]), то как (а) (в остальных случаях): [въда], но [вады], [вадой], [ваду]. Диссимилятивное аканье распространено в западных говорах южнорусского наречия.

Возможно, что в прошлом существовало несколько типов диссимилятивного аканья.

При - сильном аканье в предударном слоге на месте /о/, /а/ употребляется гласный типа [аЪ], Т.е. произносится [ваЪда] как [ваъдыI], [ваЪдой], [ваЪду]. Сильное аканье характерно для восточных говоров южнорусского наречия. Западная граница их распространения, теперь проходящая по восточным районам Калужской, Орловской, Курской областей, постоянно отодвигается к западу.

В результате третьего противопоставления гласных выявляется положение предударного гласного после мягких согласных перед различными ударными гласными, которое формирует диссимилятивное, ассимилятивно-диссимилятивное и сильное яканье. Таким образом, в большинстве южнорусских говоров аканье сопровождается яканьем, т.е. неразличением /е/, /е/, /а/ в этой позиции.

Диссимилятивный принцип яканья состоит в том, что перед ударным /а/ в предударном слоге произносится «не-а» (гласный ("и) или ["е]), а перед ударным гласным верхнего подъема - [а].

Типы диссимилятивного яканья определяются составом ударных гласных верхнего и неверхнего подъема, свойственных говору к моменту возникновения данного типа диссимилятивного яканья.

а) Самым архаичным является обоянское яканье: перед гласными, восходящими к фонемам /и/, /ы/, /у/, /о/, /е/, в предударном слоге произносится ("а); перед гласными, восходящими к фонемам /е/, /о/, /а/, произносится ["и];

ср.: [р"а]ки, [н"а]си, [п"а]mниmь, [ст"а]ны, [с"а]стры, но [р"и]ка, ] сmра , [п"и]mна, [с"и]лом. Таковы говоры некоторых районов Орловской, Курской, Воронежской и Белгородской областей.

б) Задонский тип яканья до недавнего времени был распространен в северных районах Воронежской области; от обоянского он отличается только тем, что в предударном слоге произносят ["е] в тех случаях, когда в обоянском наблюдается ["и]: [р"е]ка, [с"е]стра.

в) Щигровский тип яканья отличается от обоянского тем, что ударного [о] двух типов тут нет (и /о/ и /о/ одинаково выступают как гласные верхнего подъема), тогда как различение /е/ и /е/ еще сохраняется: [р"а]ки, [ст"а]ны, [р"а]ку, [р"а]кою , но и [с"а]лом, [п"а]сок , хотя перед /е/ - [д"и]ревня , так же и [н"и]сём при сохранении произношения в [р"а]ке, (с"а)стре (где [е] < /е/).

г) в отличие от щигровского типа яканья в старобузском (иначе - дмитровском ) типе отход от обоянского яканья состоит в совпадении не /о/ и /о/, а /е/ и /е/ , тогда как различение гласных перед /о/ разного происхождения продолжает сохраняться. Таким образом, в предударном слоге ["и], если под ударением /а/, /о/ (из /ъ/, /е/, /ь/. /о / под нисходящим ударением): (п"и)сок, [р"и]бой, [т"и]лёнок , но [п"а]ро, [р"а]бого .

д) Суджанский тип яканья - самый распространенный; от щигровского он отличается только тем, что /е/ и /е/ совпали в одной фонеме /е/ , но на гласный предшествующего слога они воздействуют как гласные нижнего подъема, т.е. перед ними произносится ("и): (ра)кой, (са)строй, но (си)стре, (ни)сём.

е) Жиздринский тип яканья также распространен и не различает /е/ и /о/, но они, как и /е/, /о/ (с которыми совпали /е/, /о /) воздействуют на гласный предшествующего слога как гласные верхнего подъема, т.е. в предударном слоге произносится ["а]. Такимобразом, здесь лишь перед ударным /а/ произносится ("и), а во всехдругих случаях - ["а]: [н"и]сла, [с"и]сmра, [р"и]ка , но (c"a)cmpy, (с"а)стре, "[с"а]строй . Только «один шаг» отсюда до полного яканья; для этого необходимо, чтобы и перед ударным /а/ по принципу ассимилятивности в первом предударном слоге произносилось ("а).

ж) Противоположен жиздринскому донской тип яканья , распространенный в русских говорах по Дону. Фонемы /е/, /о / здесь также совпали с /е/, /о /, но по воздействию на предшествующий гласный они совпадают с /а/, т.е. ["а] в предударном слоге произносится только перед ударными [иl, [у], [ы], в остальных положениях произносится ["и]. Функционально этот тип «сильнее» жиздринского, потому что ближе к литературному иканью.

Ассимилятивно - Диссимилятивное яканье распространено в восточных говорах южнорусского наречия, т.е. там, где отсутствует переход /е> "о/ перед твердыми согласными, а в системах вокализма могут различаться /е/ и /е/ , /о/ и /о/. В этих же говорах в виде остатков сохраняются цоканье, ассимилятивное смягчение согласных, произношение типа /гр"ес"/ "грязь" .