Дунул ветер все дрогнуло ожило. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении


, (как), (как), (как).

Запомните: : , (как) _и (как).

, (как) _и ().

^ Практическая часть

Расставить знаки препинания, определить тип придаточных предложений и тип их подчинения:


  1. При этом, рассказывая, она нещадно курила, старалась напоминать Фаину Раневскую из фильма «Свадьба» и пряталась от заведующей которая курильщиков гоняла и строгим голосом говорила что «медицинский работник не может себе позволить такие безобразия».

  2. Вечером как только темнота скрыла картину мира и толчки волн стали ощущаться сильнее и резче пассажиры разбрелись по каютам.

  3. Если б он был чуть побольше то услышал бы что бабкины руки пахнут дымом (В. Белов).

  4. Девушка то морщилась то улыбалась и показывала что готова мужественно терпеть лишь бы никого собой не обременять.

  5. Федор понял его слова так что если ничего не выйдет ему придется за свой поступок отвечать по всей строгости.

  6. Катерина не могла понять, почему после школы надо идти собирать макулатуру и зачем им с сестрой наизусть заучивать обязанности дневального по роте.

  7. Если внимательно прислушаться то можно услышать отдалённые раскаты которые говорят о приближении грозы.

  8. Флористка из Таллинна сказала что у Виктории идеальное чувство гармонии и она может составлять любые букеты.

  9. Федор понимал что когда те двое выскочат из подъезда ему настанет конец.

  10. Когда он наконец вышел на улицу последний туман который держался до обеда рассеялся.

  11. Она не помнила как поднялась от речки в гору как вошла в осиротевший дом как присела на ступеньки

  12. Всё время ему казалось что он уже опоздал что концерт сейчас окончится.
Тест № 1

  1. Каменные дорожки (1) извилистые линии (2) которых (3) символизируют поток энергии (4) приобретают особое значение в японском саду.
1) 1, 3 2) 1, 4 3) 2, 3, 4 4) 2, 4

  1. Мышление (1) обеспечивает способность человека правильно реагировать на новую ситуацию (2) для разрешения (3) которой (4) нет готового рецепта.
1) 1, 3 2) 2 3) 3 4) 2, 4

  1. Иногда (1) в экспериментах используются задачи (2) логическая структура (3) которых (4) не имеет аналогов в реальной жизни.
1) 1, 3 2) 2 3) 3 4) 2, 4

  1. Каждый писатель является психологом (1) в задачи (2) которого (3) входит понимание мотивов поступков героя и раскрытие его души.
1) 1; 2) 2; 3) 2, 3; 4) 1, 3

  1. На конкурсе музыканты должны были играть (1) фортепьянную пьесу Прокофьева (2) последняя часть (3) которой (4) считается очень трудной для исполнения.
1) 1, 2, 4; 2) 2; 3) 2, 3; 4) 2, 4

  1. Наше внимание (1) привлекла стройная башенка (2) на верхушке которой (3) развевался синий флаг.
1) 1, 2, 3 2) 2, 3 3) 3 4) 2

  1. Проза Мопассана, Бунина (1) и особенно Чехова (2) чьи рассказы исчисляются сотнями (3) по некоторым качествам (4) похожа на произведения поэтов-лириков.
1) 1, 3 2) 2, 4 3) 3 4) 2, 3

  1. Государственная Третьяковская галерея основателем которой был московский купец Павел Михайлович Третьяков в наши дни признана музеем русского искусства с мировым значением.
1)1,4 2)2 3)1,3 4)2,4

  1. В Киеве на высокой горе на берегу Днепра установлен памятник (1) князю Владимиру (2) во времена княжения (3) которого (4) состоялось крещение Руси.
1)1,2 2)2 3)3,4 4)1,2,3,4

  1. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Есть великие, рядом с которыми все кажутся мелкими, однако поистине велик тот, с кем каждый чувствует себя великим.

2) Полковник открыл футляр и достал две одинаковые шпаги, клинки которых сверкнули на солнце лучами белого огня.

3) Песчаное дно сплошь усеяно маленькими обломками камней, между которыми слабо колыхались в такт еле заметным движениям моря перепутанные водоросли.

4) В какую сторону идти никто из нас не знал, поэтому решили дожидаться рассвета, когда можно будет сориентироваться по карте.
Тест № 2

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?


  1. Снег засыпал танки (1) и (2) когда танкисты выбирались из башни подышать (3) он мгновенно покрывал их разгорячённые лица (4) как будто пытался охладить их.
1) 1, 3 2) 2, 3 3) 1, 4 4) 1, 2, 3, 4

  1. К вечеру пошёл дождь (1) и (2) пока мы ехали по просёлку (3) лошади еле переступали (4) будто потеряли последние силы.
1) 1, 3 2) 2, 3 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4

  1. Прямо над головой вспыхнула запоздалая молния (1) и (2) пока она светила (3) я увидел (4) как мерцает какая-то белая точка на берегу.
1) 1, 3, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 2, 4 4) 1, 3

  1. Все меня любили (1) и (2) хотя я безмерно шалил (3) мне прощалось всё (4) что бы я ни сделал.
1) 1, 3, 4 2) 2, 3 3) 1, 2, 4 4) 1, 2, 3, 4

  1. Мы знаем, что Санкт-Петербург иногда называют Северной Пальмирой, но (1) если спросить (2) что же это за Пальмира, с которой сравнивают Петербург (3) то (4) не каждый сможет ответить на этот вопрос.
1) 1, 2, 3 2) 2, 4 3) 1, 3 4) 2, 3

  1. Брат со смехом говорил, что ему (1) если в чём-либо повезёт (2) то сейчас же в чём-нибудь другом не повезёт (3) так (4) что становилось хуже, чем до того (5) как повезло.
1) 1, 2, 4 2) 2, 3, 5 3) 1, 3, 5 4) 1, 2, 3, 4

  1. О настоящем поэте нельзя судить по одному стихотворению (1) потому (2) что (3) как бы оно ни было совершенно (4) его смысл полностью раскрывается только в контексте той обладающей внутренним единством книги (5) которая вмещает в себя всю лирику поэта.
1) 1, 2, 3, 5 2) 2, 4, 5 3) 1, 3, 4, 5 4) 1, 2, 3, 4, 5

  1. Район (2) где мы жили (2) был далеко от реки (3) и (4) чтобы добраться до пляжа (5) нам приходилось тащиться через весь город в переполненном трамвае.
1, 2, 3, 4, 5 2) 2, 4, 5 3) 1, 3, 4 4) 1, 2, 3, 5

  1. По ночам к реке подвозили лес (1) и (2) когда белый туман закутывал берега (3) все восемь рот настилали доски (4) на обломки мостов.
1)1,3,4 2)1,4 3)2,3 4)1,2,3

  1. Дверь подъезда внезапно распахнулась (1) и на улицу выскочил крепкий молодой человек (2) который (3) если бы Алексей не успел в последний момент посторониться (4) наверняка налетел бы прямо на него.
1)1,2,3,4 2)2,3 3)1,4 4)2,4

Расставьте знаки препинания:

К тому времени как появилась издалека пугающая туча с дымящимися краями и накрыла бор и дунул ветер Иван почувствовал что обессилел и поняв что с заявлением ему не совладать он не стал поднимать разлетевшихся листов и тихо и горько заплакал.

Добродушная фельдшерица Прасковья Фёдоровна навестила поэта во время грозы встревожилась видя что он плачет закрыла штору чтобы молнии не пугали больного листки подняла с полу и с ними побежала за врачом. Тот явился сделал укол в руку Ивана и уверил его что он плакать больше не будет что теперь всё пройдёт всё изменится и всё забудется.

Врач оказался прав. Вскоре заречный бор стал прежним. Он вырисовался до последнего дерева под небом расчистившимся до полной голубизны а река успокоилась. Тоска начала покидать Ивана тотчас после укола и теперь поэт лежал спокойно и глядел на радугу раскинувшуюся по небу.

Так продолжалось до вечера и он даже не заметил как радуга растаяла и как загрустило и полиняло небо как почернел бор.

Дом скорби засыпал. В тихих коридорах потухли матовые белые лампы и вместо них здесь зажглись слабые голубые ночнички и всё реже и реже за дверьми слышались осторожные шажки фельдшериц. (М.А. Булгаков)

Зачёт №10

^ ДВОЕТОЧИЕ И ТИРЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Двоеточие в сложном бессоюзном предложении ставится в следующих случаях:

1) Второе простое предложение поясняет смысл первого. Перед вторым предложением можно поставить слова а именно, то есть .

^ Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями…

2) Второе простое предложение дополняет содержание первого (дополнительные отношения). Перед вторым предложением можно вставить союз что .

^ Всем ясно: нужно продолжать начатую работу. Я взглянул в окно: в безоблачном небе разгорались звёзды. (и увидел, что)

3) Второе простое предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом предложении (причинные отношения). Перед вторым предложением можно вставить причинный союз потому что .

Надо возвращаться домой: уже поздно.
^ Тире в сложном бессоюзном предложении ставится в следующих случаях:

1. В первом предложении есть значение времени или условия. Перед первой частью можно поставить союзы когда, если.

^ Дунул ветер –всё дрогнуло, ожило и засмеялось (М.Г.)Поспешишь – людей насмешишь (пословица).

2. Второе предложение содержит следствие, результат, вывод. Между частями можно вставить слова поэтому, тогда, в результате.

^ Я бы в летчики пошёл – пусть меня научат (Маяковский).

3. Во втором предложении сложного бессоюзного предложения выражено противопоставление. Между простыми предложениями можно вставить союзы а, но.

^ Служить бы рад – прислуживаться тошно (Грибоедов).

4. Во втором предложении содержится сравнение. Между простыми предложениями можно поставить союзы будто, словно.

^ Молвит слово – соловей поёт (Лермонтов).

5. Второе простое предложение содержит неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий. Перед вторым предложением можно вставить слова и вдруг, и неожиданно, и внезапно, и сразу:

^ Сыр выпал – с ним была плутовка такова (Крылов).

Практическая часть

Тест №1

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении


  1. Укажите номер предложения, в котором на месте пропуска ставится двоеточие.
1) Дунул ветер_ все дрогнуло, ожило и зашумело.

2) Прошел дождь_ зашумели деревья в лесу.

3) Я взглянул в окно_ на безоблачном небе разгорались звезды.

4) Хвалы приманчивы_ как их не пожелать?


  1. Укажите номер предложения, в котором на месте пропуска ставится тире.
1) Знайте_ он опасный человек.

2) Любишь кататься_ люби и саночки возить.

3) Заранее предупреждаю_ удобств на пути не будет.

4) Я тебе определенно скажу_ у тебя есть талант.


  1. В каком предложении на месте пропуска ставится тире?
1) Не сули журавля в небе_ дай синицу в руку.

2) Доверие_ всегда самый дорогой подарок.

3) Так хотелось бы знать_ куда еще занесет судьба?


  1. В каком предложении нужно поставить двоеточие (знаки препинания в предложениях не расставлены)?
1) Мой костер в тумане светит искры гаснут на лету.

2) Со мной был чугунный чайник единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу.

3) Море порт город гора все превратилось в глухую порывистую от ветра тьму.

4) Люди вели себя по-разному одни беспокойно оглядывались другие словно застыли.


  1. В каком предложении на месте пропуска нужно поставить тире?
1) Я доверяю любящим_ они великодушны.

2) Земля кругла_ на ней не скроешь тайны.

3) Люблю веселое искусство природы_ цветы, бабочек, тропические растения, водопады, фонтаны.

4) Слышу я_ звенит синица средь желтеющих полей.


  1. Укажите полное и правильное объяснение пунктуации в предложении.
Снег был глубокий (1) но твердый (2) лыжи не проваливались.

1) Предложение сложное, состоит из двух частей. Между частями сложного предложения ставится запятая (2).

2) Предложение сложное, бессоюзное. Между частями предложения ставится тире (2). В первой части имеются однородные определения, между которыми ставится запятая (1).

3) Предложение сложное, бессоюзное, между частями предложения ставится двоеточие. В первой части имеются однородные определения, между которыми ставится запятая.

4) Предложение сложное, бессоюзное. Тире (1) ставится между частями предложения, так как содержание одной противопоставляется другой. Запятая (2) отделяет уточняющий член предложения.


  1. Какое предложение является сложным бессоюзным?
1) Перед грозой в лесу бывает так хорошо, точно все кругом курится благовонными испарениями.

2) Небо с закатного края прояснилось, выглянуло солнце.

3) Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.

4) По последним метеорологическим данным ожидается потепление.


  1. Укажите верное утверждение о предложении.
Странный старичок заговорил очень протяжно, звук его голоса также изумил меня.

1) Предложение сложносочиненное;

2) Предложение сложноподчиненное;

3) Предложение бессоюзное сложное;

4) Предложение простое, осложнено однородными сказуемыми заговорил и изумил.


  1. Как объяснить постановку тире в предложении?
Огромный купол створки разомкнул - и небом вечность в башню заглянула.

2) Предложение простое неполное.

3) Вторая часть сложносочинённого предложения содержит указание на резкую смену событий.

4) Вторая часть сложносочинённого предложения содержит следствие.


  1. Объясните постановку двоеточия в данном предложении.
Не копай другому ямы: сам в неё и свалишься.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена второй части.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условия совершения действия, обозначенного во второй части.
Тест №2


  1. В каком предложении не должно ставиться тире? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Нидерланды государство на северо-западе Европы часто называемое Голландией.

2) На востоке страна граничит с Германией на юге с Бельгией.

3) В средние века считалось, что бордосская сталь самая надёжная в мире.

4) Один из самых ярких признаков нашего отдаления от народа то, что мы почти совсем перестали петь хором.


У Плещеева озера под Переславлем-Залесским два совершенно разных по своим очертаниям берега: один – древний, высокий, изрезанный оврагами и потоками, другой – низкий, пологий, болотистый у воды.

1)Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

2)Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чем говорится во второй части.

3)Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

4)Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.


  1. Какой знак препинания и почему ставится на месте скобок в предложении:
«Хорошо» сочинять стихи и «правильно» их сочинять () вещи различные.

1) Ставится двоеточие: вторая часть предложения поясняет содержание первой части.

2) Ставится двоеточие: при однородных членах с обобщающим словом.

3) Ставится тире: при однородных членах с обобщающим словом.

4) Ставится тире: между подлежащим и сказуемым, выраженным существительным с прилагательным.


  1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают.

1)Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2)Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

3)Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится в первой части.

4)Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.


  1. В каком примере недостаёт второго тире?
1) «Здесь всякий может дурачиться как хочет, жить и умереть чудаком», - писал в 1811 году поэт К.Н.Батюшков, характеризуя тогдашнюю Москву.

2) «Я пришёл сюда, - начал Шубин, потому что мне дома было очень грустно».

3) Нидерланды – государство на северо-западе Европы, часто называемое Голландией.

4) На востоке страна граничит с Германией, на юге – с Бельгией.


  1. Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении.
Я пытался поймать такси () не тут-то было.

1)Ставится двоеточие, вторая часть бессоюзного предложения имеет причинное значение.

2)Ставится тире, содержание второй части противопоставляется содержанию первой.

3)Ставится тире, вторая часть имеет значение вывода.

4)Ставится двоеточие, вторая часть уточняет содержание первой.


  1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
В портрете воссоздаётся облик человеческой индивидуальности: вместе с внешним сходством художник запечатлевает духовный мир изображаемого человека.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена первой части.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.


  1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Стекло всё шире входит в нашу жизнь: оно в предметах быта и в колоннах метрополитена, оно защищает наши квартиры от холода и превращается в эластичную ткань, которая служит людям.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время того, о чём говорится во второй части.


  1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Музыка П.И. Чайковского волнует слушателей: композитор с мастерством психолога проникает в сложный и противоречивый внутренний мир человека и средствами своего искусства раскрывает духовно-эмоциональную жизнь людей.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.


  1. Как объяснить постановку тире в данном предложении?
Понадобится помощь при строительстве или какой-нибудь инструмент – обращайтесь ко мне, не стесняясь.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время или условие того, о чём говорится во второй части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.

Приложение 2

Основные задачи курса русского языка в старших класса сводятся к следующему:


  • закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;

  • обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;

  • правильно и осознанно отбирать необходимые языковые средства, для оформления высказывания;

  • совершенствовать написанное;

  • обеспечить подготовку учащихся для выполнения заданий повышенной трудности в рамках ЕГЭ.

Определение темы и главной мысли

Тема - это предмет речи, то, о чем говорится в тексте, вопрос, который требуется раскрыть в высказывании: «Разрешение темы, ответ на проблему, на поставленный вопрос - это и есть идея произведения» - так определяет основную мысль текста Н.Г.Леонтьев

Умение правильно определять тему и идею есть наипервейшее условие правильного и полноценного понимания того или иного высказывания. Анализируя текст, выделяя в нем различные структурные элементы (абзацы, предложения, слова, словоформы), объясняя их смысловую и эмоциональную функцию, мы глубже и полнее понимаем идейное содержание текста.

Определение темы обычно не вызывает затруднения, а вот понять, что хотел сказать автор того или иного текста, удается не каждому, поэтому необходимо перечитать текст несколько раз, вспомнить, что для текста характерна смысловая цельность.

Смысловая цельность текста заключается в единстве предмета речи - темы высказывания. Любой текст содержит информацию. И.Р.Гальперин предлагает различать два вида информации: фактуальную и концептуальную.

Фактуальная - описание фактов, событий, места действия и времени протекания этого действия, рассуждения автора, движение сюжета.

Концептуальная - это выражение системы взглядов автора основной мысли, идеи произведения.

Эти две разновидности информации – о чем говорится и что говорится - называют темой и главной мыслью.

В некоторых публицистических текстах главная мысль может быть выражено прямо, непосредственно авторским высказыванием или репликой персонажа.

Но чаще всего главная мысль не сформулирована «черным по белому», она лишь вытекает из системы образов, и для того чтобы ее понять, необходимо не просто «вчитаться» в текст; но и проанализировать его.

Известный писатель С.Антонов очень точно раскрыл сущность идеи в художественном произведении: «Ясно, конечно, что отношение к изображенному, идея вещи не есть какой-то довесок, существующий помимо изображения, не есть комментарий, вынесенный за скобки или даже за золоченую раму, в название.

Нет, идея вещи живет внутри изображения. Если художник глубоко взволнован, идея, отношение творца, его авторский комментарий одухотворяют изображение, проникают во все элементы, проявляются в каждом ударе кисти, и эти удары будут индивидуальны, как отпечатки пальцев».

Ключевые слова.

Целостность текста предполагает, что в основе высказывания должно лежать смысловое единство, «семантическая программа», которая может быть передана через ключевые слова и сформулирована в идейно-тематическом (содержательном) плане.

И.Н.Горелов и К.Ф.Седов в учебном пособии «Основы психолингвистики» выделяют некоторые определяющие признаки ключевых слов:


  • повторяемость в тексте;

  • способность знака свертывать информацию, выраженную целым текстом;

  • соотнесение двух содержательных уровней текста: собственно фактологического и концептуального.
Все эти признаки неоднозначны, так как далеко не всегда одновременно присутствуют во всех ключевых словах и не всегда являются вообще обязательными. Кроме того, среди ученых до сих пор нет единого взгляда на категориальные признаки ключевых слов.

В школьной практике ключевыми словами считаются слова, имеющие наибольшее значение для воплощения авторской мысли, определяющие смысловой и эмоциональный фон текста (т.е. как понятийно-логические, так и оценочные или экспрессивные слова).

Понятийно-логические ключевые слова связаны с названием основных образов, объектов (предметов, явлений, действий) или понятий текста и сжато передают тема-рематическое (тема - данное, рема - новое в речевой ситуации) движение объективной информации в данном тексте. Такие ключевые слова, как отмечают многие авторы, помогают более точно определить тему текста.

Оценочные, или экспрессивные (субъективные), ключевые слова выражают преобладающую в тексте авторскую оценку - сенсорную (сенсорно-оценочные), эмоциональную (эмоционально-оценочные), рациональную (рационально-оценочные). Такие ключевые слова в наибольшей степени помогают понять авторскую позицию, идею текста.

Во многих текстах, особенно художественных, понятийно-логические и экспрессивные функции нередко объединяются в одном слове или словосочетании, поэтому строгое разграничение названных видов ключевых слов далеко не обязательно и не всегда доступно. Однако понимание этих функций и выделение их необходимо для более точного постижения идейно-тематического зерна текста, его содержательного замысла.

Итак, мы видим, что ключевые слова, рассмотренные в определенной системе, действительно дают ключ к пониманию текста и выражают его целостность. Следовательно, чтобы в достаточной мере постичь идейно-тематическое зерно текста, необходимо научиться точно определять в нем ключевые слова. И наоборот, чтобы создать текст, нужно уметь выбирать соответствующие замыслу ключевые слова.

Н.И. Жинкин отмечал: «При понимании читаемого или слышимого текста процесс начинается от слов, воспринимаемых читателем или слушателем; при составлении же собственного текста ход процесса обратный - от предмета изложения к словам».

Значит, только вдумчивая работа со словом, умение слышать и понимать сказанное откроют нам всю глубину и сложность авторской мысли.

Упражнение 1.

Я ц..ню книгу. Без книги (не)мыслю н.. жизни н.. работы. Каждая прочита(н,нн)ая кгина непр..сенно дает толч..к для работы раздумий оставляет след в душе. Это одна из форм разговора с умным человеком когда р..ждаются новые мысли, очень важные, пр..ясняющие некоторые вопросы над которыми мучаеш..ся и как писатель и как человек. Потому что чтение для меня (не)обходимо имеет просто практическое значение. Писатель для меня- это собеседник, в споре ли,в согласи.. с которым пр..ясняются собстве(н,нн)ые мысли, занов.. раждаются и углубляются.

(Ф.Абрамов)


  1. О чем говорится в тексте?

  2. Выделите ключевые слова.

  3. Каким чувством наполнены слова в этом тексте.

  4. Какую главную мысль выражает автор.

  5. Напишите текст по клише.
«Книга- это волшебница».

«Книга преобразила мир» - вот слова известного ученого Морозова. И действительно, сколько пословиц, стихотворений, высказываний посвящено_______________________________________________.

Но странное дело, каждый, кто обращается к этой теме, находит свои___________слова, чтобы высказать (безграничную, глубокую, верную, горячую) любовь и преданность к________________________________________.

Упражнение 2.


  1. «_________________________________________?» - эти вопросы ставит (на эти вопросы ищет ответ) автор в своем тексте.

  2. В своем тексте автор ставит (в-1; острую, злободневную, важную, актуальную.) проблему-________________________________.

  3. «_________________________________________» - так можно сформулировать главную мысль этого текста.

  4. На первый взгляд, эта бесхитростная история лишена глубокого смысла… Но за этой простотой скрывается искреннее и глубокое чувство автора, благодаря чему рассказ обретает удивительную художественную силу (но этот внешне незатейливый рассказ содержит в себе картину огромной обобщающей силы).

  5. ______________! Сколько написано об этом! Но этой, казалось бы, избитой теме автор придает новое звучание.

  6. Автор рассказывает (показывает нам; раскрывает перед нами; погружает нас) о (в)_________________

  7. _________________________________ - этот призыв, обращенный к сердцу читателя, звучит в тексте.

  8. Автор не обличает, не критикует, не высмеивает, он терпеливо просит нас беречь то, что нам передали наши отцы.

  9. Далеко не сразу понимаешь, что это не просто живописная картина, а страстное воззвание к нашей душе, к нашей совести.

Укажите речевые клише, которые можно использовать для формулирования

А) темы_____________________________________________

Б) главной мысли_____________________________________

Упражнение 3.

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

Земля на которой мы выр..стаем основа всех начал и всех понятий. (Какое слово является главным в первом предложении? Подчеркните его). Крепко связа(н,нн)ы мы с землей вск..рмившей нас и если по каким(то) причинам связь эта нарушае(т,ть)ся то на душу л..жи(т,ть)ся т..жкий камень ибо нет (н..) чего страшнее чем тоска по Родине. (Объясните смысл метафоры «земля, вскормившая нас». Какие ассоциации рождает она в нашем сознании? С каким образом соотносится родная земля? Какой идейный смысл имеет гиперболический оборот «нет (н..) чего страшнее…?).

Размышляя таким образом (не) вольно задумываеш..ся о том всегда (ли) мы относ..мся сердечно к тому что окружает нас и понимаеш.. что к сож..лению (не) всегда…(Какой новый поворот в развитии темы намечается в этом абзаце? Какую функцию имеет антитеза «всегда»- не всегда»? какое авторское чувство выражает вводное слово?).

Нельзя потребительски думать что пр..дет новое утро и земля будет так(же) прекрас..на. ведь только от нас завис..т сохр..нение ее первозда(н,нн)ой красоты. (Какую мысль автор выражает в последнем абзаце? Подчерните слово (слова), эмоционально и лексически связанные со словом «красота». В чьих руках находится судьба красоты?).

Используя речевые клише, сформулируйте основную тему и главную мысль этого текста.

Способы и средства связи предложений в тексте

Связанность текста - это третий важный признак текста, это категория, характеризующая особенности соединения внутри речевого произведения его элементов; предложений, абзацев, сверхфразовых единств и т.п.

Итак связанность текста - это результат связи предложений.

В каждом последующем предложении повторяется часть информации из предыдущего и содержится новая.

Повторяющаяся или известная информация называется темой , новая – ремой .

Новая информация развивает и обогащает мысль, повторение обеспечивает связность высказывания.

Связь предложений может быть последовательной, или цепной, когда новая информация (рема) первого предложения становится повторением(темой) второго.

Т 2 (=Р 1) Р 2

Т 3 (=Р 2) Р 3

Например: ^ Я не раз дивился проницательному нахальству ворон. Они как бы шутя не однажды надували меня (А.Платонов).

Наряду с последовательным существует параллельное соединение предложений в тексте: относительно известная информация первого предложения проходит через ряд других и объединяет их, являясь сквозной темой, а новая - возникает и развивается параллельно ей в этих же предложениях.

Например:^ Я люблю гостей. Я люблю посмеяться .

Я очень люблю стоять позади автомобиля, когда он фырчит, нюхать бензин.

Я много чего люблю. (В.Драгунский)

При параллельной связи предложения (кроме первого) можно поменять местами, а также одно из предложений можно даже исключить.

Часто при сохранении параллельного соединения предложений отсутствует сквозная тема. Связь текста осуществляется благодаря общей задаче высказывания. В предложениях не выделяется известная и новая информация. Каждое предложение несет новую информацию, они объединяются порядком слов, одинаковыми видовременными глагольными формами и другие. Такое построение текста используется обычно в описания природы.

Например: Снег таял кругом - дружно, но тихо; везде сочилась вода; в рыхлом воздухе бродил беззвучный ветер. Один и тот же ровный, молочный цвет обливал землю и небо; тумана не было - но не было и света.

(И.С.Тургенев)

Средства связи

Лингвистическими средствами связанности предложений в тексте могут быть лексические средства :

слова одной тематической группы - Зима…мороз…снежок…сугробы…иней…

лексический повтор - Судьба Пушкина - и отдельная судьба , и судьба народная.

синонимы (в том числе контекстуальные) - Мимо плыли полянки… Убегали овраги…

антонимы (в том числе контекстуальные) - И ненавидим мы, и любим мы случайно. Ничем не жертвуя ни злобе , ни любви. (М.Лермонтов)

описательный оборот - Над головой раздался стук дятла . Лесной доктор обследовал больное дерево.

морфологические средства:

союзы, союзные слова, частицы - Он сказал, что после признаний на суде он так поступать не может. Ведь обращение о помиловании требует признания вины. А он за собой вины не признает и постоянных слов писать не может.

местоимения (личные, указательные) - ^ Такие поэты, как Ахматова просто рождаются. Они приходят в мир с уже неповторимым строем души.

наречия - Сегодня кольцо во многих местах разорвано. До сорок первого года оно было сплошным, с тремя воротами (В.Песков).

единство временных форм глагола - ^ Вдруг наступит мертвая тишина.

Ничто не стукнет, не шелохнется.

Ветер листком не шевельнет.

степени сравнения - Хороша была Танюша.

Краше не было в селе.

синтаксические средства:

порядок слов = интонация - Я никак не мог уснуть. О ней все думал.

синтаксический параллелизм - Но в камине дозвенели угольки.

^ За окошком догорели огоньки.

парцелляция - У него очень запоминающееся лицо. Худощавое. Волевое. Умное.

неполные предложения - О чем мы говорили? О разном.

Особую группу языковых средств связи частей текста составляют клише . Они используются в частности:


    1. в рассуждении о содержании текста:

  1. текст… посвящен рассмотрению вопроса (проблемы, темы)…

  2. текст написан на актуальную тему…

  3. в тексте поднимается актуальная проблема…

  4. в тексте затрагивается вопрос (тема, проблема)…

  5. в тексте изложены взгляды автора на…

  6. автор решает задачу, затрагивает проблему, говорит о…

  7. автору удалось убедить, доказать, убедительно показать…

  8. все в повествовании (рассказе, очерке) автора помогает понять (осознать, убедиться, поверить)…

  9. особо хочется отметить (сказать, подчеркнуть, выделить)…

  10. наконец, можно еще отметить (добавить, подчеркнуть)…;

    1. в анализе, языковых средств:

  1. чтобы убедить в своей правоте, автор использует…

  2. для текста характерны следующие средства выразительности…

  3. в тексте автор использует такие языковые средства выразительности…;

    1. при выражении собственной позиции и ее аргументации:

  1. мне близки (не близки) мысли (позиция, идеи, убеждения) автора…

  2. я разделяю мнение (позицию, убеждения, мысли, идеи) автора…

  3. хочется поспорить с высказыванием (мыслью, идеей автора)…

  4. не во всем, как мне кажется, автор прав…

  5. не могу во всем согласиться с автором…

  6. несмотря на убедительность доводов (слов, мнения) автора, не могу с ним согласиться…

  7. позиция (мнение, слова) автора заставляет задуматься…
При работе с клише необходимо особо остановиться на следующем:

  • данные клише - семантически опустошенные речевые обороты, это связки, помогающие неопытному автору соединить предложения в единое речевое произведение; используя их поначалу, необходимо с приобретением опыта написания подобных текстов по возможности от них избавиться или свести их к минимуму;

  • речевые клише третьей группы необходимо использовать с вводными конструкциями (по моему мнению, как мне кажется, наверное, к сожалению и др.), которые позволяют смягчить возможное негативное отношение учащегося к мнению, позиции автора, устранить некорректность высказывания ученика по отношению к автору текста.
Учебно-тренировочные упражнения

Упражнение 1.

Выберите из предложенных подходящие по смыслу клише и включите их в данный текст на места пропусков.

Клише.^ В тексте затрагивается вопрос; текст написан на актуальную тему; в тексте изложены взгляды автора ;

…………о роли красоты в жизни каждого человека и общества в целом. Сухомлинский ………….. в наше время тему. Действительно красота- это радость нашей жизни, глубоко человеческое. …………: человека от других живых существ отличает способность постигать красоту, эта способность сделала человека человеком, поэтому необходимо бережно относиться к красоте, дарующей нам радость жизни.

Упражнение 2.

Укажите средства связи между предложениями А и Б.


  1. А) Невзначай узнав, что дочь хочет напечатать подборку стихов в столичном журнале, отец потребовал, чтобы она взяла псевдоним и не позорила славную фамилию. Б) Дочь повиновалась, и в русскую литературу вместо Анны Горенко вошла Анна Ахматова.
а) союз; б) антоним; в) лексический повтор; г) местоимение.

  1. А) Такие поэты, как Ахматова, просто рождаются. Б) Они приходят в мир с уже сложившейся дикцией и неповторимым строем души.
а) союз; б) лексический повтор; в) синоним; г) личное местоимение.

  1. А) Ни для кого не является секретом, что здоровье закладывается с детства. Б) Стало быть, огромное значение имеет правильное воспитание молодого поколения.
а) вводное слово; б) союз; в) антоним; г) местоимение.

Упражнение 3.

Вставьте пропущенные буквы и расставьте недостающие знаки препинания.

Однажды осенью я ехал на лодке по Прорве. Был полдень. Низкое солнце висело на юге. Его косой свет падал на темную воду и отр..жался от нее. Полосы солнечных отблесков от волн поднятых веслами мерно бежали по берегам поднимаясь от воды и потухая в вершинах деревьев.

Полосы света проникали в гущу трав и кустарников и на одно мгновенье берега вспыхивали сотнями красок будто солнечный луч ударял в ро(с,сс)ыпи разноцветной руды. Свет открывал то черные бл..стящие стебли травы с оранжевыми засохшими ягодами то огненные шапки мухоморов ка(будто) забрызга(н,нн)ые мелом то слитки слежавшихся дубовых листьев и красные спинки божьих коровок.

(К.Паустовский)


  1. С помощью каких грамматических средств осуществляется связь между предложениями?

  2. Выпишите слова тематической группы свет. Какова ее роль в тексте?
Упражнение 4.

В данном ниже тексте найдите основную мысль. Объясните, почему текст членится на абзацы (для этого проследите, какая мысль раскрывается в каждом из них). При помощи каких языковых средств осуществляется связь между абзацами?

Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, - с придачей некоторого количества новых – будут служить многие столетия после нас для выражения неизвестных нам идей и мыслей, для создания новых, не поддающихся нашему предвидению поэтических творений.

^ И мы должны быть глубоко благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие - образный, емкий, умный язык.

В нем самом есть уже все элементы искусства: и стройная синтаксическая архитектура, и музыка слова, и словесная живопись.

(С.Я.Маршак)

Определение типа текста.

Особую важность на этом этапе имеет теоретический материал по определению типов речи, так как учащиеся в среднем звене обучения получили общее представление о повествовании, описании и рассуждении.

Основная цель: учебно-тренировочные упражнения на определение характерных для разных типов речи композиционных особенностей –совершенствование речевой компетенции учащихся.

Любой текст имеет композицию, т.е. построен по определенному плану-схеме:


    1. Мир в покое

    2. Мир в движении

    3. Мир в причинно- следственных связях.
В первом случае высказывание реализуется в форме описания, во втором- повествования, в третьем- рассуждения.

Суть текста-описания заключается в том, что предмет (его часть или явление) нужно охарактеризовать, сообщить о его признаках. Таким образом, описание- это словесное изображение какого-либо явления действительности путем перечисления его характерных признаков, отобранных автором в зависимости от цели высказывания (передать информацию, убедить (разубедить), развлечь и т.д.). Данный тип речи служит для воссоздания мира предметов и установления связей между ними.

Развитие мысли происходит за счет того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному новые признаки. Так строится описание как одушевленного, так и неодушевленного предмета.

С точки зрения объекта описания, выделяют следующие типы: бытовое, портретное, интерьерное, пейзажное, научно- техническое, описание положения дел, действия и трудовых процессов, местности, описание скульптурного произведения или картины, описание по личным впечатлениям и др.

У Разумовской разновидности описания:

предмета

места

Описание состояние среды

состояние человека

В зависимости от функционального стиля различают научное описание- точное, логически последовательное; художественное- субъективное, лирическое, не всегда полное; деловое- точное, сухое.

С лингвистической точки зрения следует отметить различия:


  1. лексическая наполняемость (в зависимости от жанра);

  2. перечислительная структура изложения информации;

  3. почти полное отсутствие динамики;

  4. обилие прилагательных разных разрядов;

  5. использование глаголов совершенного и несовершенного вида и т.д.

В бессоюзном сложном предложении ставится;

Запятая, если части невелики и тесно связаны по смыслу (Раздался звонок, поезд тронулся, станция ос­талась позади.);

Точка с запятой, если части или одна из них распространены (Ребята, утомленные дорогой, распо­ложились у костра; закипела вода, застучали приго­товленные котелки.);

Двоеточие, если вторая часть

а) раскрывает содержание первой (= а именно) (Лицо его приняло странное выражение: оно выражало не то удивление, не то злорадство.);

б) раскрывает причину потому что); (Мы реши­ли не ходить на вечер: было плохое настро­ение.);

в) дополняет (- что) (Я чувствую: кто-то крадется за мной.)

Тире, если указывается на

а) время (= когда) (Настанет утро - двинемся в путь.);

б) условие (- если) (Будет хорошая погода - поедем на дачу.);

в) следствие, вывод (- поэтому) (Книга подобна во­де - дорогу пробьет везде.);

г) быструю смену событий (Еще взмах весла - мы у цели.);

д) противопоставление (Совесть потеряешь - дру­гой не купишь (Пословица).)

Укажите бессоюзные предложения, в которых меж­ду частями ставится тире.

а) ... хватила топором вышел нос хватила в другой вышли губы... (Н. Гоголь)

б) Старший сержант молчал не надо мешать коман­диру принимать решение (Л. Соболев).

в) Картина была чудесная около огней дрожало и как будто замирало упираясь в темноту круглое красноватое отражение... (И. Тургенев)

г) Сыр выпал с ним была плутовка такова (Посло­вица).

Укажите бессоюзные предложения, в которых меж­ду частями ставится двоеточие.

а) И вдруг слышу доносится чей-то шепот.

б) Дунул ветер все ожило.

в) Смелые побеждают трусливые погибают (Посло­вица).

г) У него на все был готов ответ нужно сделать так- то и никак иначе.

3. Укажите бессоюзные сложные предложения, в ко­торых ставится точка с запятой.

а) Мальчик прислушался над озером стояла такая же мертвая тишина как в лесу.

б) Ночь в лесу как всегда ползла снизу из-под корней деревьев с застывших облаков еще не слинял за­катный румянец на дороге едва-едва различишь собственные сапоги (В. Тендряков).

в) Чиста небесная лазурь теплей и ярче солнце стало пора метелей злых и бурь опять надолго миновала (А. Плещеев)

г) В продолжение утра и середины дня Оленин весь был погружен в арифметические расчеты сколько он проехал верст сколько остается до первой стан­ции (JI. Толстой)

4. Укажите предложения, в которых допущены пунк­туационные ошибки.

а) Дунул ветер, все вокруг дрогнуло, ожило, засме­ялось (М. Горький).

б) Варвара прислушалась - донесся шум вечернего поезда (А. Чехов).

в) Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая (И. Никитин).

г) Вдруг позади нас в овраге раздался какой-то шум: кто-то спускался к источнику (И. С. Тургенев).

Еще по теме ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ:

  1. § 207. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Тест по теме: «Пунктуация».

Инструкция

Каждое тестовое задание содержит условие (вопрос) и четыре варианта ответа к нему, среди которых только один правильный.

Знаки препинания в сложном предложении.

Задание 1

Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится двоеточие.

1) Дунул ветер_ все дрогнуло, ожило и зашумело.
2) Прошел дождь_ зашумели деревья в лесу.
3) Я взглянул в окно_ на безоблачном небе разгорались звезды.
4) Хвалы приманчивы_ как их не пожелать?

Задание 2

Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится тире.

1) Знайте_ он опасный человек.
2) Любишь кататься_ люби и саночки возить.
3) Заранее предупреждаю_ удобств на пути не будет.
4) Я тебе определенно скажу_ у тебя есть талант.

Задание 3

В каком предложении на месте пропуска ставится тире?

1) Не сули журавля в небе_ дай синицу в руку.
2) Доверие_ всегда самый дорогой подарок.
3) Так хотелось бы знать_ куда еще занесет судьба?
4) Я советую читать и изучать классиков_ Пушкина, Тургенева, Толстого.

Задание 4

В каком предложении нужно поставить двоеточие (знаки препинания в предложениях не расставлены)?

1) Мой костер в тумане светит искры гаснут на лету.
2) Со мной был чугунный чайник единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу.
3) Море порт город гора все превратилось в глухую порывистую от ветра тьму.
4) Люди вели себя по-разному одни беспокойно оглядывались другие словно застыли.

Задание 5

В каком предложении на месте пропуска нужно поставить тире?

1) Я доверяю любящим_ они великодушны.
2) Земля кругла_ на ней не скроешь тайны.
3) Люблю веселое искусство природы_ цветы, бабочек, тропические растения, водопады, фонтаны.
4) Слышу я звенит синица средь желтеющих полей.

Задание 6

Теперь (1) когда машины повернули к перевалу (2) море осталось позади.

1) Предложение сложное, сложноподчиненное. Запятая (2) ставится между частями сложного предложения.
2) Предложение сложное, сложноподчиненное. Придаточное предложение выделяется запятыми (1) и (2).
3) Предложение простое, имеет уточняющее обстоятельство времени, которое выделяется запятыми (1) и (2).
4) Предложение простое, осложнено однородными членами, между которыми ставится запятая (2).

Задание 7

Укажите полное и правильное объяснение пунктуации в предложении.

Сонечка писала (1) что настроение тяжелое (2) но чтобы он о них не беспокоился.

1) Предложение сложное, сложноподчиненное, состоит из трех частей. Запятые (1) и (2) ставятся между частями сложного предложения.
2) Предложение сложное, состоит из двух частей, запятая ставится между частями сложного предложения.
3) Предложение сложное, состоит из двух частей, запятая (1) ставится между частями сложного предложения. Запятая (2) ставится между однородными членами, которые имеются в придаточном.
4) Предложение сложное, состоит из двух частей. Запятые (1) и (2) выделяют с двух сторон придаточное изъяснительное, которое находится внутри главного.

Задание 8

Укажите полное и правильное объяснение пунктуации в предложении.

Снег был глубокий (1) но твердый (2) лыжи не проваливались.

1) Предложение сложное, состоит из двух частей. Между частями сложного предложения ставится запятая (2).
2) Предложение сложное, бессоюзное. Между частями предложения ставится тире (2). В первой части имеются однородные определения, между которыми ставится запятая (1).
3) Предложение сложное, бессоюзное, между частями предложения ставится двоеточие. В первой части имеются однородные определения, между которыми ставится запятая.
4) Предложение сложное, бессоюзное. Тире (1) ставится между частями предложения, так как содержание одной противопоставляется другой. Запятая (2) отделяет уточняющий член предложения.

Задание 9

ставится запятая.

1) Когда началась гроза, игра прекратилась_ и дети бросились бежать домой.
2) В такую бурю волк не рыщет_ и медведь не вылезает из берлоги.
3) От долгого сидения у него затекли ноги_ и заболела спина.
4) Воздух легок и чист_ и замерзла река.

Задание 10

не ставится.

1) Солнце пекло невыносимо_ и дул теплый ветер.
2) Кто из нас не был молод_ и кто не увлекался?
3) Странный старичок заговорил очень протяжно_ звуки его голоса также изумили меня.
4) В доме все окна были закрыты_ дверь же была распахнута настежь.

Задание 11

Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится запятая.

1) Она сказала ему, что_ если он болен, то надо лечиться.
2) Он раздражителен_ и когда здоров, и когда болен.
3) Надвигалась гроза, и_ когда тучи заволокли небо, стало темно, как в сумерки.
4) Яков встал рано утром, когда солнце не палило так жарко_ и с моря веяло бодрой свежестью.

Задание 12

Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска запятая не ставится.

1) Чтобы отбить, отбросить вражий вал_ такие вынес город испытания, каких еще ни разу не знавал за двести сорок лет существования.
2) У костра остался проводник, который_ пока путешественники охотились, приготовил ужин.
3) Пушкин не скрывал, что_ если бы во время восстания он находился в Петербурге, то был бы вместе с декабристами.
4) Луна светила ему прямо в лицо_ и я видел ужасные гримасы, которые появлялись то и дело на его лице.

Задание 13

1) Кругом стало совершенно темно – луна зашла за облака.
2) Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды.
3) Стояла невыносимая жара – улицы были пустынны.
4) Наша задача – не отразить атаку, а уничтожить ядро армии.

Задание 14

Отметьте номер предложений с пунктуационной ошибкой.

1) После завтрака экскурсанты пошли к морю, которое, хотя ветра не было, гулко шумело и плескалось.
2) Так как приближалась ночь, мы остались в селении, которое находилось в пятнадцати километрах от железной дороги.
3) В жизни каждого человека бывают случаи, которые никогда потом не забываются, и надолго определяют его биографию.
4) Мне выслали какие-то книги, но какие именно – не знаю.

Задание 15

Отметьте номер предложения с пунктуационной ошибкой.

1) Неприятель решил, что здесь нет защитников, и полез выше в гору.
2) Вечером, когда немного утихло, мы пошли на мол, чтобы посмотреть, как придет пароход.
3) Поздно вечером раздался протяжный свисток и показался сияющий огнями паровоз.
4) Река еще не замерзла и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах.

Задание 16

Чаадаев без посторонних рассуждений просто сравнил (1) то (2) что есть в России (3) с тем (4) что есть в Европе (5) и это как раз потрясло больше всего.

1) 2, 3, 4;
2) 2, 4, 5;
3) 1, 3, 5;
4) 2, 3, 4, 5.

Задание 17

Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?

1) 1, 2, 4;
2) 1, 4;
3) 1, 3, 4;
4) 1, 2, 3, 4.

Задание 18

Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?

Я совершенно уверен (1) что у этого лорда есть что-то очень смешное (2) чего он стыдится (3) что тайно мучает его (4) и (5) отчего он так злобно пишет свои книги.

1) 1, 2, 3, 4;
2) 2, 3, 4, 5;
3) 1, 2, 3;
4) 1, 3, 4.

Задание 19

Какой вариант ответа показывает правильную расстановку знаков препинания в предложении?

Прирученные и специально обученные беркуты ловят на охоте зайцев (1) ломают спину лисицам (2) и (3) если с малолетства приучить (4) даже и волка останавливают.

1) 1, 2;
2) 1, 3, 4;
3) 1, 2, 3;
4) 1, 2, 3, 4.

Задание 20

Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?

Я люблю подмосковные леса (1) и (2) когда они весело шелестят при летнем ветерке (3) и (4) когда они (5) заснеженные (6) спокойно спят под холодным светом луны.

1) 1, 3;
2) 2, 4, 5;
3) 1, 3, 5;
4) 3, 5, 6.

Ответы на тест по теме «Знаки препинания в сложном предложении».

вопроса

Ответ

1

4

2

2

3

3

4

2

5

2

6

1

7

1

8

3

9

1

10

4

11

4

12

2

13

2

14

3

15

1

16

1

17

1

18

4

19

4

20

В бессоюзном сложном предложении тире между частями обычно ставится в тех случаях, когда основная часть высказывания (соответствующая иногда главной части сложноподчиненного предложения) содержится во второй части сложного предложения, а первая часть (соответствующая придаточной части) имеет подчиненное по смыслу значение, указывая время или условие совершения действия, о котором идет речь во второй части, иногда причину, уступку и т. д. [Условия постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении см. § 44 ,]

Ср.: Выйти невозможно: на улице проливной дождь — основное содержание заключено в первой части, во второй указывается причина; На улице проливной дождь — выйти невозможно — причина указывается в первой части, во второй приводится следствие, вывод, что составляет основу высказывания;

Молодёжь ушла: на вечере стало скучно — ‘ушла, потому: что стало скучно’; Молодёжь ушла — на вечере стало скучно — ‘ушла, поэтому стало скучно’.

При равноправных смысловых отношениях между частями предложения они имеют значение сопоставления, противопоставления и т. д.

1. В бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, перед второй частью ставится тире , если в ней содержится неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий: Прошла неделя, другая — вдруг въезжает ко мне на двор коляска (П.); Сыр выпал — с ним была плутовка такова (Кр.); Иван Иванович подошёл к воротам, загремел щеколдой — изнутри поднялся собачий лай (Г.); Дайте ему только нож да пустите его на большую дорогу — зарежет, за копейку зарежет (Г.); Вы проходите мимо дерева — оно не шелохнётся, оно нежится (Т.); Вдруг мужики с топорами явились — лес зазвенел, застонал, затрещал (Н.); Игнат спустил курок — ружьё дало осечку (Ч.); Упадёт луч солнца на траву — вспыхнет трава изумрудом и жемчугом (М. Г.); Дунул ветер — всё дрогнуло, ожило и засмеялось (М. Г.); Метелица был уже совсем близко от костра — вдруг конское ржанье раздалось во тьме (Ф.); В полдень пройти по мёртвой улице — человека не встретишь (Ш); Не успело солнце пригреть землю — загудело всё небо (Буб.) [ср. с союзным предложением: Не успел я расплатиться со старым моим ямщиком, как Дуня возвратилась с самоваром (П.)].

2. Перед второй частью бессоюзного сложного предложения ставится тире, если в ней выражено противопоставление по отношению к содержанию первой части (между частями можно вставить союз но или а ): Служить бы рад — прислуживаться тошно (Гр.); Чин следовал ему — он службу вдруг оставил (Гр.); Шить сядет — не умеет взять иголку; её бранят — она себе молчит (П.); Прошла неделя, месяц — он к себе домой не возвращался (П.); Я хвать за пояс — пистолета нет (Л.); Я стал звать хозяина — молчат; стучу — молчат (Л.); До десяти часов шныряли мы по камышам и по лесу — нет зверя (Л.); Дуб держится — к земле тростиночка припала (Кр.); Он мучительно провёл глазами по потолку, хотел сойти с места, бежать — ноги не повиновались (Гонч.); В то время вы уже встречаете во Франции класс людей, который при общей потере приобретает: дворянство лишается прав — они усугубляют свои; народ умирает с голоду — они сыты; народ вооружается и идёт громить врагов — он выгодно поставляет сукна, провиант (Герц.); Шестнадцать лет служу — такого со мной не было (Л. Т.); Косили версту — выкосили грош (М. Г.); Ввысь взлетает Сокол — жмётся Уж к земле (М. Г.); Брался Пика за шитво — нитки путались и рвались; садился в шашки играть — проигрывал (Ф.); В сказках Андерсена обретают дар речи не только цветы, ветры, деревья — в них оживает и домашний мир вещей и игрушек (Пауст.); Не сумку у Мишки украли — последнюю надежду похитили (Нев.); Это не усталый, больной солдат шёл с фронта — это шёл строитель (Горб.); Он гость — я хозяин (Багр.); Бой не нашею волей начат — нашей славой закончим его (Ас.); Не раны, не больное лёгкое мучило его — раздражало сознание ненужности (Павл.); Я за свечку — свечка в печку (Чук.); Смелые побеждают — трусливые погибают (Посл.); Лето припасает — зима поедает (Посл.); Была не была — пойду; Стучи не стучи — не отворят; Плачь не плачь — потерянного не воротишь; Умру — не скажу.

3. Перед второй частью бессоюзного сложного предложения ставится тире , если в ней содержится следствие, результат либо вывод из того, о чем говорится в первой части (между частями можно вставить слова поэтому, тогда и т. п.): Я умираю — мне не к чему лгать (Т.); Вы раздвинете мокрый куст — вас так и обдаст накопившимся тёплым запахом ночи (Т.); Не было никакой возможности уйти незаметно — он вышел открыто, будто идёт на двор, и шмыгнул в огород (Ф.); Я бы в лётчики пошёл — пусть меня научат (М.); Достав из кармана одновременно и спички, и зажигалку, Крайнев зажёг шнуры — они вспыхнули (Пап.); Наше жильё — нам и беречь; Ставят самовар в сенцах — запах дыма разносится вокруг; За ночь все отдохнули — можно снова приниматься за прерванную работу; Ключ потерян — ломайте дверь.

Примечания: 1. Если значение следствия интонационно не подчеркивается, то вместо тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая : …Я допрошу его осторожно, он и не заметит (Ч.); Человек не иголка, найдём (Ч.).

2. В произведениях писателей-классиков вместо тире в рассматриваемом случае встречается двоеточие : Делать было нечего: Марья Ивановна села в карету и поехала во дворец (П.); Мы ехали сзади: никто не видел (Л.); Мелкий дождик сеет с утра: выйти невозможно (Т.); Заботы, огорчения, неудачи измучили бедного батюшку до крайности: он стал недоверчив, желчен (Дост.).

4. Перед второй частью бессоюзного сложного предложения ставится тире , если в первой части указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части (в начале первой части можно добавить союз когда ): Победим — каменный дом построишь (А. Т.); Ехал сюда — рожь начинала желтеть. Теперь уезжаю обратно — эту рожь люди едят (Пришв.); Впереди пробирался старшой, подавал команду осторожным движением руки: поднимет руку над головой — все тотчас останавливались и замирали; вытянет руку в сторону с наклоном к земле — все в ту же секунду быстро и бесшумно ложились; махнёт рукой вперёд — все двигались вперёд; покажет назад — все медленно пятились назад (Кат.); Пашню пашут — руками не машут (Посл.).

5. Перед второй частью бессоюзного сложного предложения ставится тире , если в первой части обозначается условие совершения действия, о котором говорится во второй части (в начале первой части можно добавить союз если ): Будет дождик — будут и грибки; будут грибки — будет и кузов (П.); Пройдёт молодец — приосанится, пройдёт девица — пригорюнится, а пройдут гусляры — споют песенку (Л.) — совмещаются значения условия и времени; Что нужно будет — скажите Павлу или Татьяне (Т.); Придумано — сделано (Т.); Пропади ты совсем — плакать о тебе мы не будем (Ч.); …Случится грех — не проси милости (Ч.); На глаз поверишь — криво отмеришь (М. Г.); Не будут отдавать — выкради! (М. Г.); …Меньше знаешь — крепче спишь (М. Г.); Ругаться будут — не бойся (Гл.); Нравится рисовать — рисуй на здоровье, никто не запрещает (Пан.); Приказано — повезёшь (А. Т.). Ср. в пословицах: Назвался груздём — полезай в кузов; Любишь кататься — люби и саночки возить; Упустишь огонь — не потушишь; Взялся за гуж — не говори, что не дюж; Волков бояться — в лес не ходить; Пожалеешь лычка — отдашь ремешок; Глубже пахать — больше хлеба видать; Смерти бояться — на свете не жить и др.

Примечание. Если вторая часть бессоюзного сложного предложения этого типа начинается частицей так, то после первой части со значением условия вместо тире ставится запятая : Всякому давать на водку, так самому скоро придётся голодать (П.); Смотреть, так выйдешь из терпенья! (Кр.); Всё к сердцу-то принимать, так в чахотку скоро попадёшь (Остр.).

6. Перед второй частью бессоюзного сложного предложения ставится тире , если в ней содержится сравнение с тем, о чем говорится в первой части (перед второй частью можно добавить союз словно или будто ): …Посмотрит — рублём подарит (Н.).

7. Перед второй частью бессоюзного сложного предложения ставится тире , если она (нередко — неполное предложение) имеет изъяснительное значение (перед ней можно вставить союз что ), причем в первой части не содержится интонационного предупреждения о последующем изложении какого-либо факта: Овца же говорит — она всю ночь спала (Кр.); Иногда мне думается — надо убежать (М. Г.); …Слышит — за кустами бузины девушка хохочет (М. Г.); Тишина была такой полной и угрюмой, а небо таким душным, что мальчику казалось — раздайся хоть один только резкий звук, и в природе произойдёт что-то страшное (Кат.); Вчера на соседнем зимовье рассказывали — медведь человека задрал (Арб.); Слышу — опять стонет (Пауст.); Движение приостановлено, будем надеяться — ненадолго; Кто-то скребётся, мне показалось — мышь; Но вижу — не слушает она меня; Пишут, чтобы мы обязательно приезжали — будут встречать; Они знали — будет буря; Отстань, не видишь — я занят. [Ср. § 44, п. 3. ]

8. Тире ставится перед местоименными словами так, такой, таков, начинающими собой присоединительное предложение, входящее в состав бессоюзного сложного предложения: Приказ есть приказ — так его воспитал фронт (Вор.); Кривые улицы, маленькие деревянные дома — такой была значительная часть Москвы в начале XX века. Идти вперёд или погибнуть — таков был выбор у партизанского отряда;

В этих предложениях выражены суждения, субъект которых назван в первой части, а предикат образует вторую часть. Если логические отношения между обеими частями носят другой характер, то между ними ставятся запятая и тире : Загрязнение окружающей среды угрожает жизни на Земле, — так дальше продолжаться не может (Газ.). [См. § 46, п. 2. ]

9. Если вторая часть бессоюзного сложного предложения представляет собой присоединительное предложение, перед ней ставится тире (возможно вставить слово это, которое иногда имеется в самом предложении): На стене ни одного образа — дурной знак (Л.); Души у вас нет, у вас самолюбие вместо души — вот что я вам скажу (Аж.); Инга была возбуждена, Левшин наблюдал за ней слишком пристально — это бросалось Клебе в глаза (Фед.); Идёт большая вода — это всего интереснее (Горб.); Он всегда любил поболтать — это было мне отлично известно (Кав.); Они расстанутся, они уже расстались — эта мысль ошеломила обоих (Гран.) .

Примечание. Часто при наличии перед присоединительным предложением слова это между частями бессоюзного сложного предложения ставятся запятая и тире: Русская интеллигенция росла и развивалась в условиях совершенно зверских, — это неоспоримо (М. Г.). [См. § 46, п. 1. ]

Запятая и тире могут ставиться также перед присоединительным предложением, содержащим дополнительное замечание: Посёлок Первомайский был самым старым шахтёрским посёлком в этом районе, — от него, собственно, и начался город (Ф.).

См.: Иванчикова Е. А: О развитии синтаксиса русского языка в советскую эпоху // Развитие синтаксиса современного русского языка. М., 1966 (оттуда заимствованы и некоторые примеры).

В зависимости от значения, смысловых отношений между простыми предложениями в бессоюзных сложных предложениях используются следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире. Для проверки значения бессоюзного сложного предложения можно использовать синонимичные конструкции сложносочинённых или сложноподчинённых предложений.

Запятая в бессоюзном сложном предложении ставится в том случае, если простые предложения связаны отношениями перечисления (одновременности и последовательности). Между простыми предложениями можно вставить союз и .

Ср.: Метель не утихала , небо не прояснялось (Пушкин). - Метель не утихала, и небо не прояснялось; Поезд пошёл быстро, его огни скоро исчезли , через минуту уже не было слышно шума (Чехов). - Поезд пошёл быстро, и его огни скоро исчезли, и через минуту уже не было слышно шума.

Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении ставится в том случае, если простые предложения связаны отношениями перечисления, но отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены:

Налево чернело глубокое ущелье ; / 1 за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохраняющем последний отблеск зари / 2 (Лермонтов).

Двоеточие в бессоюзном сложном

1. Второе простое предложение поясняет смысл первого (отношения пояснения). Перед вторым предложением можно поставить слова а именно, то есть .

Ср.: Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников (Пушкин). - Страшная мысль мелькнула в уме моём, а именно: я вообразил её в руках разбойников.

Обратите внимание!

Двоеточие ставится обязательно, если в первом предложении бессоюзного сложного предложения есть слова так, таков, такой, одно и т.п., конкретное содержание которых раскрывается во втором предложении.

Обычай мой такой : подписано, так с плеч долой (Грибоедов); Я вам скажу только одно : нельзя сидеть сложа руки (Чехов).

2. Второе простое предложение дополняет содержание первого (дополнительные отношения). Перед вторым предложением можно вставить союз что .

Ср.: Я знал : удар судьбы меня не обойдёт (Лермонтов). - Я знал, что удар судьбы меня не обойдёт.

Обратите внимание!

Иногда в первом предложении есть глаголы выглянуть, оглянуться, прислушаться и др.; словосочетания поднять глаза, поднять голову и др., предупреждающие о дальнейшем изложении. В этом случае между частями бессоюзного предложения можно вставить не просто союз что , а сочетание слов: и увидел, что; и услышал, что; и почувствовал, что и т.п.

Ср.: Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь (Пушкин). - Я выглянул из кибитки и увидел, что всё было мрак и вихорь; Он подумал , понюхал : пахнет мёдом (Чехов). - Он подумал, понюхал и почувствовал, что пахнет мёдом.

3. Второе простое предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом предложении (причинные отношения). Перед вторым предложением можно вставить причинный союз потому что .

Ср.: Теперь все в доме имели суровое выражение : землетрясение было не к добру (Тынянов). - Теперь все в доме имели суровое выражение, потому что землетрясение было не к добру; Птиц не было слышно : они не поют в часы зноя (Тургенев). - Птиц не было слышно, потому что они не поют в часы зноя .

Тире в бессоюзном сложном предложении ставится в следующих случаях:

1. Второе простое предложение содержит неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий. Перед вторым предложением можно вставить слова и вдруг, и неожиданно, и внезапно, и сразу :

Сыр выпал - с ним была плутовка такова (Крылов). - Сыр выпал, и неожиданно с ним была плутовка такова; Дунул ветер - всё дрогнуло , ожило , засмеялось (М. Горький). - Дунул ветер, и сразу всё дрогнуло, ожило, засмеялось.

2. Во втором предложении сложного бессоюзного предложения выражено противопоставление. Между простыми предложениями можно вставить союзы а, но .

Ср.: Служить бы рад - прислуживаться тошно (Грибоедов). - Служить бы рад, а прислуживаться тошно; Он гость - я хозяин (Багрицкий). - Он гость, а я хозяин.

3. Второе предложение содержит следствие, результат, вывод. Между частями можно вставить слова поэтому, тогда, в результате .

Ср.: Я умираю - мне не к чему лгать (Тургенев). - Я умираю, поэтому мне не к чему лгать; Я бы в летчики пошёл - пусть меня научат (Маяковский). - Я бы в летчики пошёл, поэтому пусть меня научат.

Примечание. Если значение следствия не выражено интонационно, вместо тире ставится запятая, например: Человек не иголка, найдём (Чехов).

4. В первом предложении есть значение времени или условия. Перед первой частью можно поставить союзы когда, если .

Ср.: Кошки грызутся - мышам приволье (пословица). - Когда кошки грызутся, мышам приволье; Будет дождик - будут и грибки (Пушкин). - Если будет дождик, будут и грибки.

Примечание Если второе предложение в бессоюзном сложном предложении начинается с частицы так , то вместо тире ставится запятая, например: Всякому давать на водку, так самому скоро придётся голодать (Пушкин).

5. Во втором предложении содержится сравнение. Между простыми предложениями можно поставить союзы будто, словно .

Ср.: Молвит слово - соловей поёт (Лермонтов). - Молвит слово, будто соловей поёт.

6. Второе предложение в сложном бессоюзном предложении имеет присоединительное значение и начинается словами так, такой, таков :

Приказ есть приказ - так его воспитали (Воробьёв).

Второе предложение имеет присоединительное значение и перед ним можно поставить слово это (иногда слово это имеется в самом предложении):

План разбора бессоюзного сложного предложения

  1. Указать тип сложного предложения (бессоюзное сложное предложение).
  2. Указать, из скольких частей состоит бессоюзное сложное предложение (выделить грамматические основы).
  3. Указать значение (смысловые отношения) между частями бессоюзного предложения. Обосновать постановку знака препинания (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире).
  4. Построить схему бессоюзного сложного предложения.

Образец разбора

Дуб держится - к земле тростиночка припала (Крылов).

Бессоюзное сложное предложение; состоит из двух простых частей: 1) дуб держится ; 2) к земле тростиночка припала ; грамматические основы: 1) дуб держится ; 2) тростиночка припала . Второе предложение содержит противопоставление (между частями можно вставить союз а : Дуб держится , а к земле тростиночка припала ). Поэтому между частями сложного бессоюзного предложения ставится тире.

- .
противоп.