Почему нельзя пить перед причастием. Можно ли чистить зубы, целовать иконы и родных? Почему после Причастия нельзя работать в земле



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Смысл причастия

Первым делом, в подготовке к причастию будет осознание смысла в причащении, так многие идут в церковь потому, что это модно и можно было сказать, что вы причащались и исповедались, но на самом деле такое причащение грех. Подготавливаясь к причастию, необходимо понимать, что в церковь к священнику вы идете, в первую очередь, для сближения к Господу Богу и расскаивании в своих грехах, а не устроить праздник и лишний повод, чтобы попить и поесть. При этом идти причащаться лишь потому, что вас заставили, не есть хорошо, на это таинство необходимо ходить по желанию, очищая свою душу от грехов.

Итак, желающий достойно причаститься Святых Христовых Таин, должен за два-три дня молитвенно подготовить себя к этому: молиться дома утром и вечером, посещать церковные богослужения. Перед днем причащения надо обязательно быть на вечерней службе. К домашним вечерним молитвам добавляется (из молитвослова) правило ко Святому Причащению.

Главное дело – живая вера сердца и теплота раскаяния во грехах.

С молитвой соединяется воздержание от скоромной пищи – мяса, яиц, молока и молочных продуктов, при строгом посте и от рыбы. В остальной пище надо соблюдать умеренность.

Желающий причаститься должен, лучше всего накануне, до или после вечернего богослужения, принести искреннее раскаяние в своих грехах перед священником, чистосердечно раскрывая свою душу и не утаивая ни одного греха. Перед исповедью нужно непременно примириться как со своими обидчиками, так и с теми, кого обидел сам. На исповеди лучше не дожидаться вопросов священника, а рассказывать ему все, что есть на совести, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вину на других. Ни в коем случае нельзя на исповеди осуждать кого-либо или рассказывать о чужих грехах. Если нет возможности исповедаться вечером, нужно сделать это до начала литургии, в крайнем случае – до Херувимской песни. Без исповеди никто, кроме младенцев до семи лет, не может быть допущен к Святому Причащению. После полуночи запрещается есть и пить, к Причастию нужно приходить строго натощак. К воздержанию от пищи и пития перед Святым Причащением надо приучать и детей.

Как подготовиться к причастию?

Дни говения длятся обычно неделю, в крайнем случае – три дня. В эти дни предписывается пост. Из рациона исключается скоромная пища – мясные, молочные продукты, яйца, а в дни строгих постов – и рыба. Супруги воздерживаются от физической близости. Семья отказывается от развлечений и просмотра телепередач. Если позволяют обстоятельства, в эти дни следует посещать богослужения в;храме. Более прилежно выполняются утреннее и вечернее молитвенные правила, с добавлением к ним чтения Покаянного канона.

Независимо от того, когда в храме совершается Таинство Исповеди – вечером или утром, необходимо накануне причащения посетить вечернюю службу. Вечером, перед чтением молитв на сон грядущим читается три канона: Покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, Богородице, Ангелу хранителю. Можно читать каждый канон отдельно, либо пользоваться молитвословами, где эти три канона объединены. Затем читается канон ко Святому Причащению до молитв ко Святому Причащению, которые читаются утром. Тем, кому трудно совершать такое молитвенное правило в один день, берут благословение у священника прочитать три канона заранее в течение дней говения.

Детям довольно трудно соблюсти все молитвенные правила подготовки ко причастию. Родителям необходимо вместе с духовником выбрать оптимальное количество молитв, которое будет по силам ребенку, затем постепенно увеличивать число нужных молитв, необходимых для подготовки к причастию, вплоть до полного молитвенного правила к Святому Причащению.

Для некоторых составляет большую трудность прочтение необходимых канонов и молитв. По этой причине иные годами не исповедуются и не причащаются. Многие путают подготовку к исповеди (при которой не требуется столь большой объем прочитанных молитв) и подготовку к причастию. Таким можно рекомендовать приступать к Таинствам Исповеди и Причастия поэтапно. Сначала нужно должным образом подготовиться к исповеди и при исповедании грехов попросить у духовника совета. Нужно молиться Господу, чтобы Он помог преодолеть трудности и дал силы достойно приготовиться к Таинству Причащения.

Поскольку принято приступать к Таинству Причащения натощак, с двенадцати часов ночи уже не едят и не пьют (курящие – не курят). Исключение составляют младенцы (дети до семи лет). Но и детей с определенного возраста (начиная с 5–6 лет, а если возможно и ранее) необходимо приучать к существующему правилу.

Утром также ничего не едят и не пьют и, естественно, не курят, можно только почистить зубы. После прочтения утренних молитв читаются молитвы ко Святому Причащению. Если утром чтение молитв к Святому Причащению затруднительно, то нужно взять благословение у священника прочитать их вечером накануне. Если в храме исповедь совершается утром, необходимо прийти вовремя, до начала исповеди. Если исповедь была совершена накануне вечером, то исповедующийся приходит к началу службы и молится со всеми.

Пост перед исповедью

Людям, впервые прибегающим к Причащению святых Таинств Христовых, нужно неделю постится, тем, кто реже двух раз в месяц причащается, или не соблюдает среду и пятницу посты, или часто многодневные посты не очень то соблюдает, – три дня перед причастием постится. Не есть животную пищу, не употреблять алкоголь. Да и постной пищей не объедаться, а есть в меру необходимости для насыщения и только. А вот кто каждое воскресенье (как и положено хорошему христианину) прибегает к Таинствам, можно поститься только среду и пятницу, как обычно. Некоторые еще добавляют – и хотя бы в субботу вечером, или в субботу – не есть мясного. Перед причастием с 24 часов уже не есть, и ничего не пить. В положенные дни поста употреблять только растительного происхождения пищу.

Также очень важно в эти дни удерживать себя от злобы, зависти, осуждения, пустых разговоров и телесного общения между супругами, а также в ночь после причастия тоже. Деткам до 7 лет не нужно ни поститься, ни исповедоваться.

Также, если первый раз человек идет к причастию, нужно постараться вычитать все правило, прочесть все каноны (в лавке можно специальную книжечку купить, называется «Правило ко Святому Причащению» или «Молитвослов с правилом ко причастию», там все понятно). Чтобы не было так сложно, можно это сделать, разделив на несколько дней чтение этого правила.

Чистое тело

Помните, что в храм ходить грязным не разрешается, если конечно того не требует жизненная ситуация. Поэтому подготовка к причастию подразумевает, то, что в день, когда вы идете на таинство причастия, вы должны вымыть свое тело от физической грязи, то есть принять ванну, душ или сходить в баню.

Подготовка к исповеди

Перед самой же исповедью, которая является отдельным таинством, (не обязательно после нее должно следовать Причастие, но желательно), можно пост не держать. Исповедоваться человек может в любое время, когда ощутит в сердце своем, что ему нужно покаяться, исповедовать грехи и как можно быстрее, чтобы душу не отягчали. А причаститься, должным образом подготовившись, можно и позже. В идеале, если получится, то хорошо бы и вечернюю службу посетить, и особенно перед праздниками или днем ангела своего.

Абсолютно не допустимо держать пост в еде, но никак не поменять течение своей жизни: продолжать ходить на увеселительные мероприятия, в кино на очередной блокбастер, в гости, просиживать весь день за компьютерными игрушками и т. д. Главное в дни подготовке к Причастию – прожить их отлично от других дней повседневности, потрудиться не много для Господа. Поговорить со своей душой, почувствовать почему она духовно соскучилась. И сделать, то, что давно откладывали. Почитать Евангелие или духовную книжку; навестить любимых, но забытых нами людей; попросить прощение у того, у кого было стыдно его просить и мы откладывали на потом; попробовать в эти дни отказаться от многочисленных привязанностей и вредных привычек. Проще говоря, в эти дни надо быть смелее быть лучше, чем обычно.

Причащение в Церкви

Само Таинство Причастия происходит в Церкви на богослужении, которое называется литургия . Как правило, литургия совершается в первой половине дня; точное время начала богослужений и дни их совершения следует узнавать непосредственно в том храме, в который вы собираетесь пойти. Обычно службы начинаются в интервале от семи до десяти часов утра; продолжительность литургии в зависимости от характера службы и отчасти от количества причастников от полутора до четырех-пяти часов. В соборах и монастырях литургии служатся ежедневно; в приходских храмах по воскресным дням и в церковные праздники. Готовящимся к Причастию желательно присутствовать на службе с ее начала (ибо это единое духовное действо), а также накануне быть на вечернем богослужении, которое является молитвенной подготовкой к литургии и Евхаристии.

Во время литургии нужно безвыходно пребывать в храме, молитвенно участвуя в службе до тех пор, пока священник выйдет из алтаря с чашей и провозгласит: «Со страхом Божиим и верою приступите». Тогда причастники выстраиваются один за другим перед амвоном (сначала дети и немощные, затем мужчины и за ними женщины). Руки должны быть сложены крестообразно на груди; перед чашей креститься не положено. Когда подойдет очередь, нужно стать перед священником, назвать свое имя и открыть рот так, чтобы можно было вложить лжицу с частицей Тела и Крови Христовых. Лжицу нужно тщательно облизать губами, и после того, как промокнут губы платом, с благоговением поцеловать край чаши. Затем, не прикладываясь к иконам и не разговаривая, нужно отойти от амвона и принять «запивку» – св. воду с вином и частицу просфоры (таким образом как бы омывается полость рта, дабы мельчайшие частицы Даров случайно не исторгнуть из себя, например, при чихании). После причастия нужно прочитать (или выслушать в Церкви) благодарственные молитвы и в дальнейшем тщательно хранить душу свою от грехов и страстей.

Как подходить к Святой Чаше?

Каждому причастнику нужно хорошо знать, как следует подходить к Святой Чаше, чтобы причащение происходило чинно и без суеты.

Перед тем как подходить к Чаше надо сделать земной поклон. Если причастников много, то, чтобы не мешать окружающим, поклониться нужно заранее. Когда отверзаются царские врата, надо перекреститься и сложить руки крестообразно на груди, правую руку поверх левой, и с таким сложением рук причащаться; отходить от Чаши нужно не разнимая рук. Подходить надо с правой стороны храма, а левую оставлять свободной. Первыми причащаются служители алтаря, затем монахи, дети и только потом все остальные. Нужно уступать ближним дорогу, ни в коем случае не толкаться. Женщинам перед причастием нужно стереть губную помаду. Подходить к причастию женщинам с покрытой головой.

Подойдя к Чаше, следует громко и отчетливо назвать свое имя, принять Святые Дары, разжевать (если это необходимо) и немедленно проглотить Их, а нижний край Чаши поцеловать как ребро Христово. Нельзя трогать Чашу руками и целовать руку священника. У Чаши креститься запрещено! Поднимая руку для крестного знамения, можно случайно толкнуть священника и разлить Святые Дары. Отойдя к столику с запивкой, надо съесть антидор или просфору выпить теплоту. Только после этого можно прикладываться к иконам.

Если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, принимать их можно только из одной. Нельзя причащаться дважды в день. В день Причастия не принято вставать на колени, за исключением поклонов Великим постом при чтении молитвы Ефрема Сирина, поклонов перед Плащаницей Христовой в Великую Субботу и коленопреклонных молитв в день Святой Троицы. Придя домой, следует, прежде всего, прочитать благодарственные молитвы по Святом Причащении; если их читают в храме по окончании службы, надо прослушать молитвы там. После причащения до утра не следует также ничего выплевывать и прополаскивать уста. Причастники должны стараться хранить себя от праздных разговоров, особенно от осуждения, а чтобы праздных разговоров не было, надо читать Евангелие, молитву Иисусову, акафисты, Священное Писание.

Здравствуйте, батюшка! Скажите можно пить что либо перед причастием чай,кофе,воду,святую воду?

Ответ:
Приветствую, Михаил.
Перед причащением Святых Христовых Таин следует воздерживаться от принятия какой-либо пищи или жидкости минимум за 6-8 часов.
Исключение может делаться лишь для крайне больных людей, для принятия ими необходимых для жизни лекарственных средств, либо для младенцев.
Храни Вас Господь.
04 августа 2012 г. Наталья

Батюшка, здравствуйте!
На днях состоялась моя первая исповедь и причастие. Какая это огромная и неожиданная радость, в сравнение приходит только одно – в душе расцвел сад. Дай Бог каждому испытать это! Хочется любить весь мир, пропала постоянная раздражительность (хотя поводов предостаточно), никого не хочется осуждать и главное - хочется общаться с Богом.
Долго ли продлится это состояние? Будет ли повторяться это после каждой исповеди и причастия? Как сделать так, что бы это стало нормой жизни?

Ответ:
Приветствую, Наталия.
Слава Богу, что подобное Вы ощутили. Однако должны помнить и то, что жизнь наша сложна, что будут впереди искушения, которые следует преодолевать. Поэтому подобные моменты мы слагаем в своем сердце, чтобы в трудные времена помнить о них, о том тепле, что мы получили, когда Господь коснулся нас, и тогда нам не так будет одиноко и страшно в этой жизни. Помним и то, что Бог всегда рядом с нами, Он не отдаляется не уходит никуда, Он всегда рядом - в радостях и невзгодах, в мире и жизненных трудностях. Всегда! Помним это и молимся Ему, чтобы Он почаще даровал те состояния блаженства, которые мы испытываем, когда сердце наше открывается Ему безраздельно.
Храни Вас Господь.
03 августа 2012 г. Наталия

Здравствуйте, батюшка. У меня сразу несколько вопросов о подготовке к Причастию.
1.Как нужно читать каноны перед Причастием? Все три канона в течение трех дней или по одному канону в день?
2.Предполагает ли пост перед Причастием отказ только от мяса,молока, яиц, но также и от рыбы?
3. Как готовиться к Причастию в понедельник? Не грех ли поститься в воскресенье - ведь праздник, малая Пасха?

Понимаю, что, как говорит Господь, "суббота для человека, а не человек для субботы". Но тем не менее при подготовке к Причастию приходится решать эти вопросы.

Заранее благодарна за ответы.

Наталия.

Ответ:
Приветствую, Наталия.
1. Как Вам будет удобно, так и поступайте. Однако Последование ко святому Причащению лучше прочитать именно накануне Причастия.
2. Всегда помним, что главная задача поста - не отказ от каких-либо видов пищи, а воздержание сердца и мыслей. Поэтому, если вкушение рыбы Вас не смущает - можете ее есть.
3. Поститься перед Святым Причастием никогда грехом не считалось.
Храни Вас Господь.
01 июня 2012 г. Анастасия

здравствуйте! простите за может быть неуместный вопрос. я беременна, как говорится "на сносях". хочу причаститься, но не знаю можно ли: потому что у меня идет отделение кровянистой слизистой пробки(перед родами). во время месячных очищений женщинам причащаться нельзя...как же быть мне?

Ответ:
Приветствую, Анастасия!
Причащайтесь и пусть Вас не смущает ничего.
Благослови Господь Вас и Ваше будущее чадо.
09 апреля 2012 г. Татьяна

Здравствуйте,батюшка!После причастия читаются благодарственные молитвы и в конце читают Тропарь.Как определить,кому в этот день читать: Иоанну Златоусту, Василию Великому(который читается 10 раз в году, тогда в какие дни?) или Григорию Двоеслову?Как разобраться? Помогите.

Ответ:
Приветствую, Татьяна!
Со святителем Григорием Двоесловом, папой Римским все достаточно просто - он поминается только в Великий пост на Литургии Преждеосвященных Даров. В нашем храме это определить просто - у нас указывается данная Литургия в расписании.
А вообще, Вы можете определить авторство той или иной Литургии, не вдаваясь в литургические подробности следующим образом:
в конце любой службы, Литургии в частности, священник произносит отпуст, который обычно начинается словами "Христос истинный Бог наш..." или "Воскресый из мертвых Христос истинный Бог наш..." и т.п. в зависимости от праздника или дня недели. Вот на этом отпусте, если он завершает Божественную Литургию, по Уставу всегда поминается составитель чина Литургии, которая служилась в этот день. Это или "иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константина града Златоустого..." или "иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кессарии Каппадокийския..." или "иже во святых отца нашего Григория Двоеслова, папы Римского...".
Храни Господь.

В евхаристической традиции Русской Православной Церкви содержится представление о посте перед принятием Святых Даров. Общепринятым считается, что пост начинается с полуночи и продолжается до самого Таинства. Исключение делается для младенцев и тяжелоболящих, умирающих людей.
Однако, у многих людей возникает проблема в проведении такого поста в связи с необходимостью приема лекарств натощак. Как быть в такой ситуации? Можно ли причащаться или лучше оставить Таинство до выздоровления? Для ответа на эти вопросы предлагаем коснуться церковной истории.

В первые века христианской Церкви выражением любви и христианского единения в вере были так называемые вечери любви или агапы. На них члены Церкви собирались для совершения Евхаристии, молитвы и общей трапезы. Для нас интересен тот факт, что на таких собраниях христиане сначала вкушали пищу — общий обед, — а только потом в завершении Трапезы принимали Святые Дары.

То есть, причащение после обеда было для христиан обычным делом.
Такая практика продолжалась бы и сейчас, если бы не частые злоупотребления со стороны недобросовестных христиан. Случилось так, что более богатые члены общины стали жадничать и избегать того, чтобы угостить бедных собратьев. Осуждение этого порока мы встречаем у св. Апостола Павла, который говорит: «Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить?» ().

В ходе дальнейшей истории злоупотребления только усиливались, и уже было трудно сохранять чистоту Таинства Евхаристии. Поэтому причастие было перенесено на начало проведения агап, а обед на второе место. С этого времени берет начало евхаристический пост. Вскоре агапы исчезли из церковного употребления, а Евхаристия стала самостоятельным богослужением. По этому поводу были изданы церковно-канонические документы, которые посвящались обоснованию постов перед причащением и запрещению совершать агапы.

Таким образом, становится понятно, что запрет принимать пищу перед причастием не имеет абсолютного характера.

Из фотоальбома священника Константина Пархоменко

В современной церковной практике согласно недавно изданному положению о Евхаристии, тяжелобольным людям разрешается употребление необходимых лекарственных средств перед причастием. Потому как лекарства это не еда.

К сожалению, наши болезни зачастую становятся хроническими. Мы постоянно ищем источники здоровья и долголетия для себя и своих близких. Сегодня существует множество лечебных схем, в основе которых лежит прием лекарственных средств натощак. Это могут быть различные травяные настои или же, например, доказанный китайский способ очищения крови посредством приема тертого зубчика чеснока натощак.

Можно ли причащаться тем, кто придерживается данных лечебных курсов?
На мой взгляд, в ситуации, не требующей срочного введения лекарственных средств в организм, можно воздержаться от сопутствующих лечению профилактических или общеукрепляющих мер. Наверное, иногда можно позволить Господу посетить и исцелить нас. Ведь причащаемся мы не только во оставление грехов, но и для исцеления. Редкий прихожанин имеет возможность причащаться часто. Думаю, стоит в эти святые дни сочетания со Христом оставить место для нашей веры и для посещения нас Богом.

С другой стороны, каждый христианин считает своим долгом каждый день принимать часть святой просфоры и святой воды. Как быть с сочетанием приема лекарственных средств натощак?
В такой ситуации имеет смысл разделить во времени прием лекарств и святых просфоры и воды.
В любом случае, будет полезно посоветоваться с духовником по этому поводу, который даст индивидуальные советы и рекомендации.

Священник Александр Денисов

Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным).

Мы продолжаем разговор о Святом Причастии. За прошедшую неделю пришло очень много вопросов на эту тему, что закономерно, потому что Великий пост - время наиболее благоприятное для Причастия, молитвы, покаяния. Телезрительница спрашивает: «Пошла к Причастию в первый раз и ожидала, что сразу исцелюсь, а этого не произошло. Либо я плохо причастилась, либо Причастие было не такое. Что со мной произошло?».

Вопрос этот очень непростой и касается не только Причастия, но также молитвы, исповеди, святых паломничеств и в целом общего настроя нашей духовной христианской жизни. Существует обывательское мнение, что христианство и все, что связано с духовной жизнью (православная молитва, Причастие, пост) - это некая волшебная палочка, с помощью которой решатся все проблемы. Мы должны настраивать себя более глубоко, более духовно, православно. Вспомним искушение Христа: «Сделай, чтобы камни сии сделались хлебами, и народ за Тобою пойдет». Христос отвечает: « Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.” Искуситель говорит: «…бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя» . Иисус же говорит: «не искушай Господа Бога твоего» . (Матф.4:3-7) . Христос не пришел привлекать людей чудесами, исцелениями. Да, они были, но чудеса и исцеления не главное в христианской жизни. Главное чудо, которое должно произойти - это наше изменение: должно произойти наше уподобление Христу. Ради этого Он пришел, а не для того, чтобы сделать нас атлетами, не подверженными никаким болезням. Он пришел не для того, чтобы нас напоить, накормить и дать каждому по отдельной квартире. Когда происходили исцеления или чудеса, Христос просил никому не говорить об этом, в Священном Писании об этом упоминается несколько раз. А в другом случае, наоборот, говорит: «Иди и расскажи о том, что сотворил с Тобою Господь» . У него был разных подход. Но самое главное - Господь пришел не избавить нас от бед, а дать нам такое устроение ума и души, чтобы мы были выше всех проблем, болезней, потерь и даже выше самой смерти.

Святитель Григорий Богослов однажды сказал: «До Христа не было ничего немощнее нас и сильнее смерти. После Христа нет ничего сильнее нас и немощнее смерти». Кто-то из святых отцов сказал: «Бог не обещал нам безбедного плавания, но всем нам обещал тихую пристань». Святитель Григорий Нисский говорил, что парусу нашей души иногда нужны ветры искушений и скорбей, чтобы они управили нас в тихую пристань. Потому что корабль, стоящий на одном месте, никуда не приплывет. Есть мудрое выражение: «Попутного ветра не бывает тому, кто никуда не плывет».

Поэтому, совершенно неправильным является такое отношение к Святому Причастию - «я молилась, я просила, я ожидала, и ничего не случилось». Надо просить самого главного - чтобы произошло изменение в твоей душе, чтобы укрепилась вера, доверие Богу, потому что Он Сам знает время, полезность болезни. Нужно просить у Бога терпения и мудрости, как правильно пережить эти обстоятельства жизни. Блез Паскаль однажды сказал: «Если бы Бог по временам не укладывал нас на лопатки, нам бы некогда было посмотреть на небо». Святитель Иоанн Златоуст говорит: «У Бога пользы больше, чем наказания». Иногда полезно оказаться именно в этих обстоятельствах, это твоя жизнь, твоя судьба. Человек через скорби вдруг приходит к вере.

Кто-то из мудрых людей сказал, что Бог разговаривает с нами на разных языках, с некоторыми Он разговаривает языком любви, и мало кто слышит. Ведь сама жизнь, то, что Господь дал нам ее и поддерживает - это чудо. Мы должны искать самого главного чуда - плодов веры в исцелении нашей души. Апостол Павел говорит: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Те, кто Христовы, плоть распяли со страстями и похотями» (Гал., 5:22-24).

Когда я учился в семинарии, мне рассказали такую историю: у Святейшего Патриарха Алексия I как-то спросили, почему он рукополагает в основном старых людей, из тех, кто вернулся после войны, был алтарником или просто благочестивым прихожанином, но не рукополагает молодых, здоровых, полных сил. И он ответил замечательной фразой: «Богу нужны не атлеты, а молитвенники». Вспоминаю слова мудрого человека: «Богу не нужно наше благополучие, Ему нужна наша вера, если эта вера достигается через разрушение благополучия». Бог разговаривает с нами на языке любви, но мало кто Его слышит. Когда Бог начинает разговаривать языком скорбей, мы начинаем слышать чуть больше, а когда языком болезней и испытаний, тогда слышим еще больше.

Одни мои знакомые пришли к банкиру по поводу помощи храму и спросили у него: «А Вы Богу молитесь?», на что банкир ответил: «Зачем? У меняи так все в порядке». Спрашивается, неужели человеку нужно, чтобы все было плохо, чтобы обратиться к Богу? Как в русской пословице «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Благодари Бога за радости и радости умножатся, благодари Бога за скорби и скорби минуют, благодари Бога за всё».

Неправильный подход, когда человек говорит: «Неправильное Причастие, я не так подготовилась, не так исповедовалась, меня Бог не слышит». Бог слышит всех, но Ему ведомо время, день, час, когда исполнить твою просьбу или не исполнить. Сам Христос, молясь в Гефсиманском саду, говорил: «Да минует Меня чаша сия, впрочем не Моя воля, но Твоя, Господи, да будет». Так и всякий человек: хочешь - хоти, добиваешься - добивайся, но помни слова Христа «не моя воля, но Твоя, Господи, да будет». Доверие Богу дает человеку ощущение защищенности, счастья, благополучия. Человек должен быть готов все от Бога принять. Как говорил праведный Иов: «Доброе мы приняли от Господа, неужели злого не примем? Нагим вышел я из чрева матери моей, нагим и отыду. Бог дал, Бог и взял. Да будет Имя Господне благословенно отныне и до века!» - вот пример, урок отношения к жизни.

Мы все когда-нибудь будем переходить определенный порог своей жизни: из земной жизни - в вечность, от худшего - к лучшему, от временного - к вечному, от тленного - к нетленному. Мы саму смерть должны воспринять. А как мы сделаем это без веры и доверия к Богу? Правильное осмысление мы находим у святых отцов: «Скорбь прекращается тогда, когда человек до конца принимает ее». Это моя жизнь, моя судьба, моя болезнь, моя скорбь. Хуже, когда человек думает: «А почему мне? Почему я? Может, ошибка, может, не вовремя, наговор, сглаз, врачи ошиблись и диагноз неправильный, и так далее». Все - правильно. Такова наша жизнь. Вечных людей нет.

О здоровье люди задают очень много практических вопросов. К примеру, при сахарном диабете или другой болезни по утрам человек должен обязательно принимать лекарства. Можно ли приступать к Таинству Причащения не натощак?

Есть церковная практика: мы не едим перед Святым Причастием, а принимаем Святые Тело и Кровь Господа натощак. Но лекарства не являются едой. Поэтому лекарство не должно быть препятствием для соединения с Христом. В данном случае это человеческая необходимость. Другое дело, когда человеку приписаны витамины, без них можно обойтись, так же, как и без других корректирующих лекарств. Бывают ситуации, когда человек старый или больной готовился к Причастию, отстоял вечернюю службу, а наутро проснулся с высоким давлением. Что ему делать - выпить таблетку или причаститься? Конечно, нужно принять лекарство, а потом пойти и причаститься, даже если таблетку пришлось запить водой, в этом ничего страшного нет. Соединение с Богом - это не формализм. Когда у человека просто жажда - это одно, а когда он пьет воду для принятия лекарства - это другое. Нужно к этому относиться с рассуждением. Разные обстоятельства бывают в жизни: беременные женщины, многодетные матери, нельзя всех подогнать под одну гребенку. Когда человек злоупотребляет этим просто по лени, по нерадению - это совсем другое. Роль духовника и священника - в этом разбираться. Крайности - они бесовские: причащаться без всякой подготовки, без страха Божия, без всякого благоговения - одна крайность, другая - требовать от всех подряд, чтобы все были на вечернем богослужении, а того, кто не был, не допускать к причастию. Нет однозначного подхода: в каждом случае надо разбираться индивидуально, идти по пути милосердия, снисхождения, делая человеку наставления.

Великим постом есть ограничения в причащении младенцев: в среду и пятницу, когда совершается Литургия Преждеосвященных Даров, младенцы не допускаются к Святому Причастию. Так ли это?

В Литургию Преждеосвященных Даров (в среду и пятницу) заранее заготавливается Тело Христово, уже напоенное Кровью Христовой, и в Чаше находится вино, но не Кровь Спасителя. Твердой частицей младенца причастить мы не можем, а если мы зачерпнули просто из Чаши, то это не Кровь Христа. Младенцев же причащают Кровью Христа. Поэтому их на Литургии Преждеосвященных Даров не причащают, а причащают в субботу и воскресенье за Литургией святителя Иоанна Златоуста или святого Василия Великого, когда в Чаше под видом вина находится Кровь Христа.

Я интересовался вопросом, с какого возраста детей можно причащать под двумя видами - и Тела и Крови Христа. Иногда наблюдал такую практику, когда годовалому младенцу или 3-хлетнему ребенку пытаются давать твердую частичку. В книге священнослужителя протоиерея Булгакова нашел следующее: несмотря на слезные уговоры родителей, младенцев и детей до семи лет нужно причащать Кровью Христа во избежание случаев, которые могут произойти, потому что ребенок еще не понимает, что он вкусил. Но на практике встречается, когда священнослужители причащают ребенка твердыми частицами в тех случаях, когда священник знает ребенка, когда тот давно ходит в храм, и его причащают с младенческих лет. С другой стороны, нельзя, чтобы такое распространялось на младенцев-грудничков, когда священник под видом благочестия пытается давать младенцу твердую частичку. Оптинские старцы говорили: края - бесовские, поэтому нужно поступать без крайностей.

Руководствуясь этим, в среду и в пятницу, когда нет Крови Христа в Чаше, младенцы не причащаются, а должны дожидаться субботней или воскресной Литургии. О таких особенностях богослужений христиане должны знать.

- Пост для младенцев - как к этому относится Церковь?

Сложилась такая практика (возможно, есть и иная), что младенцев до трех лет разрешается кормить перед Святым Причастием. Нужно стараться быть с младенцами на ранних Литургиях, потому что обычно бывает так, что младенец не спал, голоден, а его приносят на позднюю Литургию. Какие-то минимальные послабления позволительны до трехлетнего возраста, но во всем нужен индивидуальный подход. С трехлетнего возраста необходимо приучать ребенка не кушать перед Причастием.

Эти вопросы на первый взгляд могут показаться не серьезными, но на самом деле они очень серьезные. Я родилась и жила на Пятницкой улице Москвы, где совсем рядом находится Храм Климента, Папы Римского. Могу представить, как жили мои предки: мама могла постоять на Литургии, причаститься, потом вернуться из храма за младенцем, что было минутным делом. Так люди и жили: приход от слова «прихожу», когда храм находится в шаговой доступности. И тогда все легко встраивается в повседневную жизнь. Сейчас ситуация другая: для многих храмы находятся далеко - приходится ездить.

Даже внутри одного района до храма приходится добираться на транспорте, потому что районы очень большие. Но милостью Божией храмы строятся не только в Москве, но и по всей России, по всей Русской Православной Церкви.

Центральным Таинством всякого храма является Божественная Литургия. Крестимся мы один раз в жизни, миропомазание совершается один раз, в священники рукополагают один раз, а Святое Причастие - это и есть тот самый хлеб жизни, который нам оставил и заповедал Христос: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк, 22:19); «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь смерти не увидит вовек». Вот смысл Святого Причащения - мы приобщаемся вечной жизни через Кровь и Тело Христовы, и это установление совершаем в память о Господе, Который Сам установил это великое Таинство жизни.

Ведущая: Любовь Акелина
Расшифровка: Нина Кирсанова

Многие православные верующие задают вопрос батюшкам очно, через интернет или интересуются у родных: можно ли чистить зубы перед причастием? Но это далеко не единственное, что могут спросить не только новички. Очень много вопросов появляется у воцерковленных. Стоит отметить, что существует огромное количество околоцерковных мифов, заблуждений. В этой статье кратко пересказаны ответы опытных и благочестивых священников, даны рекомендации и полезные советы начинающим.

Что такое Причастие?

Как говорит Христос в Евангелии о Причастии? Накануне страшной смерти на кресте Он собирает вместе своих учеников и готовит трапезу. На столе хлеб и вино. Христос говорит, что в память о Нем будут пить вино и вкушать хлеб, так как это - символы Его крови и тела.

По настоящее время в храмах совершается литургия и готовится святое Причастие с использованием хлеба и вина. Священники молятся вместе с прихожанами со словами «О предложенных Честных Дарах Господу помолимся».

Что же на самом деле подразумевается под хлебом и вином в Святой Чаше? Молитвы, читаемые перед Причастием дома, так же нужны христианину, как и церковные. Зачем нужна молитва? Потому что Господь соединяется именно с тем человеком, который его к себе призывает.

Что собой представляет Причастие?

Существует несколько свидетельств того, как на самом деле готовится Причастие и что под ним скрывается от людских глаз. Однажды в храм зашел некий человек. в храме были открыты. Священники стояли у алтаря. Вдруг зашедший человек увидел, как священник пронзает младенца копием. Он закричал на весь храм: «Зачем младенца убиваешь?» Все стоявшие в храме люди обернулись. Никто не мог понять, о каком младенце идет речь. На самом деле у священника в руках была просфора (маленький хлебушек из пшеничной муки и воды).

Господь невидимо и бесконечно отдает себя в жертву ради людей, но не материально, а духовно. По-настоящему Его распятие видели почти 2000 лет назад на Голгофе в Иерусалиме.

Давайте вернемся к Евангелию и к тем строкам, где Господь находится на тайной вечере. Он ведь говорил: «Отныне будете пить мою кровь (вино) и вкушать мое тело (хлеб) в память обо Мне». Но как это будет происходить, не знали даже апостолы. Тем более не дано знать и нам. Это Божественная тайна. Нам остается только принимать это серьезно, и так как есть, Поэтому молитвы, читаемые перед Причастием, очень нужны, в первую очередь для самого причащающегося.

Еще одно живое свидетельство

В городе Ланчано (Италия) по сей день существует истинное доказательство того, что Причастие - это не просто хлеб и вино. В католической церкви Сен-Легоций в 8 веке один священник засомневался, что Причастие - это чудо. Когда он взял в руки кусочек хлеба, то увидел что-то похожее на мышечную ткань. Он посмотрел в Чашу и увидел - вместо вина там кровь. Священник закричал от ужаса. Тогда он понял, что сомневаться нельзя. Господь доказал ему, что все по-настоящему. По сей день данное чудо находится в Ланчано. Многие паломники приезжают, чтобы помолиться возле такой святыни.

Что нужно перед причастием христианину? Конечно же, в первую очередь вера в то, что ему дадут вкусить не просто хлеб и вино, а тело Христово. Разумеется, такая трапеза - это чудо. Господь дарит частичку себя грешному человеку. Поэтому к Причастию надо приступать не только со страхом, но и верой. Просто так причащаться нельзя.

Как относиться?

Выше мы рассмотрели два свидетельства чуда Божия. Стоит отметить, что в алтаре во время Литургии находится не только Иисус Христос, но и Божия Матерь, Архангелы, святые.

Недаром святые отцы говорили, что ангелы скорбят оттого, что не удостаиваются причастия. Ведь у них нет тела, нет необходимости. Они и так с Богом. А человеку Господь дал такой великий дар - соединяться с Собой во время Причастия. Пусть и невидимо.

  • канон покаянный Спасителю;
  • канон молебный Божией Матери;
  • канон Ангелу-Хранителю;
  • последование ко Святому Причащению.

Именно все эти молитвы, песнопения, кондаки помогут подготовиться правильно к тому, чтобы принять Святые Дары так, как полагается.

Посты и исповедь

Священники говорят о том, что нужно поститься как минимум 3 дня. Если человек невоцерковленный, редко посещает храм, грешит, то ему нужно готовиться практически неделю. Вот почему оптимальный вариант для таких людей - это Великий, а также Петров и Успенский. Но не нужно именно поэтому выбирать периоды многодневных постов. Ведь важнее - это примирение с Богом, а не удобство.

Что делать перед Причастием тому, кто редко ходит в храм? Во-первых, обязательно нужно подойти к священнику на исповедь. Когда батюшка принимает кающихся, вы можете узнать в храме, который ближе к вашему дому или который хотите посетить. Будьте готовы к тому, что священник после исповеди может не допустить к Причастию. На это может быть масса причин. Нередко, чтобы допуститься до причащения, нужно поститься, каяться, посещать храм много раз. Обязательно нужно после исповеди спрашивать у батюшки о том, благословляет он подходить к Святой Чаше или нет. Нередко сами священники настаивают, чтобы исповедник причастился. Нужно принять такой совет.

Какой пост перед причащением?

Если вы новичок или давно не были в храме, то обязательно подойдите к священнику на исповедь. Обычно во время этого таинства решаются многие духовные вопросы. Батюшка вам разъяснит, что делать, чего остерегаться, когда можно причащаться.

Что же подразумевается под постом? Мясо, молоко нельзя кушать, яйца тоже. Кроме того, не потребляются в пищу блюда, изделия, напитки, в которых содержатся вышеперечисленные продукты. Помните, что пост должен носить духовный характер. Пищи употребляйте немного. Например, на завтрак - чай с овсяным печеньем или геркулесовую кашу на воде, в обед - суп на овощном бульоне, за ужином - овощной салат и рис/картофель.

Пить перед причастием, как и во время поста, алкогольные напитки запрещено. От кофе тоже рекомендуется отказаться. Ведь тело должно быть храмом души, спокойным «домом», трезвым и бодрым. (не постная), кофе и алкоголь никак не могут настроить на молитвы.

Духовная сторона

Продолжим наш разговор о посте. С пищей мы разобрались. Что касается развлечений, просмотров фильмов, то нужно отложить все это. Любые неважные дела нужно заменять молитвами к Богу, Пресвятой Богородице, своему Ангелу-хранителю и святым.

Давайте поговорим о том, что читать перед Причастием. Выше мы упоминали каноны и последование ко Святому Причащению. Помимо них, советуют читать Евангелие, святых отцов. Опасайтесь брать околоцерковную литературу или ту, которая относится ко лжехристианской.

Не нужно во время поста суетиться. Если есть возможность, то отложите дела на потом. Они могут подождать. Ведь земная жизнь скоропроходящая, а постнику нужно думать о вечности.

Почему такие ограничения?

Во время Литургии, перед выносом Святой Чаши, хор поет о том, что мы (прихожане) оставляем всю земную суету. Далеко не каждый (тем более современный) человек понимает, что рано или поздно земная жизнь закончится и все то, над чем он так трудился, уйдет в небытие. Ведь он не сможет вместе с собой в загробную жизнь забрать паспорт или любимую работу, банковские счета или компьютер с ценной информацией. Он перед Богом предстанет со своей совестью, с грехами и добродетелями. Господь не спросит, были ли вы генеральным директором, Он попросит ответить за то, что обидели бабушку-клиентку. Богу все равно, был ли у вас "Лексус". Он спросит, подвозили ли вы немощных, слабых, не взяв с них денег.

Почему же ограничения в посте по отношению к развлечениям? Настала пора сесть за стол или встать перед иконами и подумать: что же вы сделали плохого за всю жизнь, за данный период. Чиста ли совесть? Важнее для христианина знать не о том, например, можно ли чистить зубы перед Причастием, а о том, какие грехи есть на самом деле и что такое покаяние, как не грешить. Господь огорчается, когда человек совершает грех даже мысленно. Только подумайте: вы мысленно рассердились, даже сердце онемело. Это тоже грех. Нужно покаяться искренне.

Когда не допускают причащаться?

А вы знаете, что нужно избавляться от своих грехов? Если вы покаялись, то должны стараться избегать прегрешений. Чтобы священник допустил до Причастия, нужно каждую субботу присутствовать на вечерней службе, затем утром на Литургии. То же самое следует делать в большие церковные праздники. Нужно дома читать утренние и по Молитвослову. Разумеется, времени это занимает по 20-30 минут. Если не успеваете, то можно читать Серафимово правило: трижды «Отче наш», три раза «Богородице…» и один раз «Символ веры». Но при этом в течение дня нужно про себя молиться Богу, святым. Это самые важные правила.

Могут не допустить до Причастия в таких случаях, например:

  • убийство, аборт;
  • ворожба, гадание, экстрасенсорика, спиритизм, астрология;
  • другая вера, еретические взгляды;
  • сожительство вне брака, разврат, гомосексуализм, наркомания и алкоголизм и так далее.

Священнику нужно во время исповеди говорить всю правду, не скрывать никакой грех. Господь стоит рядом невидимо, Он все знает, только ждет покаяния сердечного. Если что скроете, то это будет еще большим грехом. Нужно полностью очистить свою душу перед Причастием. Что говорят святые отцы и священники? Душа человеческая должна быть чистой, светлой, с надеждой на исправление и на изменение жизни к лучшему. Не стоит идти к Чаше, если вы не уверены, что хотите жить с Богом.

Если батюшка благословил

Когда священник дает благословение, то следует принять это серьезно. Вам следует прочитать не только канон Богородице перед Причастием, но и каноны Спасителю, Ангелу-Хранителю, а также Последование. Все это есть в Православных молитвословах.

Объем для чтения очень большой. Поэтому каноны можно прочитать дня за 2-3 до причащения, а вот Последование читается только накануне вечером, после прихода из храма с вечерней службы.

Нужно сделать так, чтобы вас никто не отвлекал. Если вы причащаетесь вместе с семьей, друзьями, паломниками, то читайте по очереди, молитесь.

Утро перед Причастием

Как известно, православным христианам, ничего кушать нельзя утром перед Причастием. Даже лекарства пить не разрешается. Но можно ли чистить зубы перед Причастием? Запрета на это нет. Если вы уверены, что не проглотите случайно воду или пасту, то можете почистить зубы.

Если желудок больной, нет возможности долго ждать до полудня, то лучше пойти на раннюю службу. В небольших городах и в селах Литургию служат рано, а в мегаполисах - в 7 утра или в 9-10 часов.

Ради соединения с Богом можно потерпеть. Стоит читать про себя молитвы.

Утро перед Причастием всегда волнительное. Нужно морально готовиться. Прочитав утреннее правило, идите в храм хотя бы за полчаса до Литургии, чтобы спокойно подать записки, поставить свечи, подойти к любимым святым.

Перед самим Причащением

На службе следует внимательно слушать молитвы. Когда священники готовят Причастие, молитесь о том, чтобы принять Кровь и Тело Христовы достойно. При этом благочестивый человек искренне должен считать себя недостойным такого Дара.

Вспомните Канон Богородице перед Причастием: нужно молиться, чтобы Матерь Божия заступилась за нас, грешников. А канон Иисусу Христу о чем говорит? Каемся Господу в грехах своих. Об этом и помните, когда ждете Причастия.

Самый момент Причастия

Когда открываются Царские врата и священник выходит с Чашей, нужно сделать земной поклон. Затем встать в очередь, скрестив руки на груди. Когда подходите к Чаше, нужно назвать батюшке свое православное имя и широко открыть рот. Причастие следует проглотить сразу, чтобы частичка не застряла в зубах. Примите теплоту и просфору.

Многие люди спрашивают: «Можно ли есть перед Причастием?» Знаете, почему ответ - нет? Потому что первым в тело христианина должен войти Господь. Ведь для нас важнее Бог, а не пища.

Вот мы и поговорили о том, можно ли чистить зубы перед Причастием, как готовиться, что читать, привели примеры свидетельств истинной веры. Нужно помнить, что Богу нужны наши молитвы и покаяние, а не суета земная.