Слова исключения после ц. Буквы И– Ы после Ц

Цели урока:

    познакомить с новым опознавательным признаком – наличием [ц] перед гласными, с правописанием ы-и после ц;

    учить правильно обозначать орфограмму;

    повторить правописание о-е после шипящих в корне слова, безударных гласных корня,

    развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать, прививать любовь к русскому слову.

Оборудование: карточки для самопроверки и проверки изученного материала, плакат с алгоритмом, таблица.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Фонетическая зарядка.

    Отгадайте звук по «паспорту»: [?]- согласный глухой непарный, твердый непарный. [ц]

    Этот звук особый, он будет сегодня гостем нашего урока, а пока повторим изученное. К доске пойдет 1 ученик для работы по карточке, а мы проверим домашнее задание (упр. 165).

3. Проверка домашней работы с использованием сигнальных карточек е-о.

Объясняется правописание слов, в которых дети допустили ошибки. Обращаем внимание на произношение слова шофёр- шофёры.

Слова для проверки: решётка, щётка, шофёр, шоссе, шоколад, чёрные, жёлтые, шорох, щёки, чёлн.

4. Опрос работающего у доски по карточке.

Карточка:

Вставить пропущенные буквы и объяснить их правописание.

С…дел на ж…рдочке, р…сток крыж…вника, ш…пот, ра…ч…тливый, (з,с)бежать, (з,с)доровье, выр…сло р…стение, в….дыхать, бе…цельный.

5. Лексическая работа: (включить элемент неожиданности: появление Незнайки).

Игра «Корректор» или «Исправь ошибку».

Незнайка дал лексическое значение словам, правильно ли он выполнил задание? Исправьте его ошибки.

Хоккей – профессиональный праздник на скачках, бегах.

Жонглер – актер цирка, который искусно и ловко подбрасывает и ловит одновременно несколько предметов.

Жернов – мельничный каменный круг для размола зерна в муку.

6. Физминутка.

7. Изучение нового материала.

Создание проблемной ситуации.

Переходим к изучению новой темы . Для этого обратимся к материалу для наблюдений и определим тему урока.

(Материал для наблюдений на доске пока закрыт).

Учитель читатет стихотворение:

Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал
Где пишут ЦИ, где ЦЫ?

(Цимбал-музыкальный инструмент ввиде плоского ящика с металлическими струннами, по которым играя, ударяют молоточками)

Открывается запись на доске:

Стан ция

огур цы

Ци рк

Сини цын

цы пленок

А посмотрите, как написано? (Цы и ци.)

- «Првописание ы-и после ц»

Учитель записывает тему урока на доске, дети – в тетрадях.

Учитель: По правилам грамматики в именах существительных после Ц пишется И:

1) в словах на -ция: лекция, секция, революция, документация (примеры устно);
2) в корнях слов (циркуль, цирк).

Случаи написания Ы после Ц:

    в окончаниях слов (синицы, птицы, молодицы)

    в суффиксах –ын-. Например: сестрицын, курицын.

А почему же цыпленок через ы?

Потому что цыпленок одно из тех слов, которые надо запомнить: цыган, цыпленок, цыпочки, цыц.

Во всех этих словах пишется Ы после Ц. Запомнили?

А чтобы не забыли, я прочитаю вам небольшое стихотворение, в которое входят все эти четыре слова. А вы внимательно слушайте, какого слова из четырех нет.

Цыган цыпленка увидал,
Заиграл на скрипочке,
А цыпленок услыхал –
Станцевал на цыпочках.

Какое слово отсутствует?
- Да, цыц. Сейчас оно будет.

Цыц, ребята, не шуметь,
А то цыган собьется,
Перестанет скрипка петь,
Наш урок сорвется.

Ну что, цыплята, вам все понятно?...

Прозвучал для вас, ребята,
Наш урок про ци и цы.
Кто не понял, те цыплята,
Кто запомнил, молодцы!

8. Чтение теоретических сведений (стр.85).

9. Закрепление изученного.

1. Комментированное письмо.

Задание: спишите, обозначая условия выбора буквы Ы или И.

Ц__трусовый, ц_ганка, ц_фердлат,ц_корий, с улиц_, сестриц_н, для куниц_, ножниц_, ц-нковый, акац_я, из-за дверц_, лекц_я, сверстниц_,

2. Задание: от существительных куница, львица, тигрица образовать прилагательные, обозначить в них суффикс –ын- (дети записывают только прилагательные)

- Запомните , что в фамилиях, образованных так же, как данные прилагательные, после ц пишется тоже ы: Курицын, Лисицын, Кормилицын,Турицын, Синицын.

3 . Самостоятельная работа по упр. 185 с последующей проверкой.

Учитель объясняет лексическое значение слов, непонятных ребятам.

Например:

Делегация – несколько выбранных представителей от какого-нибудь коллектива.

Конференция – собрание, совещание предстваителей какого-нибудь государства, учебной организации (научного общества).

Иллюминация – яркое освещение, устраиваемое на улицах по случаю каких-нибудь торжеств, праздников.

Циклевать – выравнивать, обрабатывать деревянную поверхность специальным инструментом.

Падчерицын – неродная дочь одному из супругов, приходящаяся родной другому.

Дикция – ясность и отчетливость в произношении слов, слогов.

4. Осложненное списывание.

Задание 1. Вставить пропущенные буквы, закончить предложения.

Сели птиц… на страницу…
Знают быль и ….. (небылицы)
Поселились мудрец…
В застекленные ….. (дворцы).

Задание 2.

Вставить пропущенные буквы, рассказать о связи предложений.

Однажды летом дедушка принес ц…плят. Живые ж….лтые комочки громко и тр…вожно попискивали.

9. Итог работы.

Что нового и интересного вы узнали на уроке?
- Как будем узнавать новую орфограмму? Каков опознавательный признак изученной орфограммы?
- Что нужно знать, чтобы правильно писать Ы или И после Ц?

10. Задание на дом: стр.85-86, упр. 183

Тема: Буквы Ы –И после Ц

Цель: 1) закрепить навыки правописания Ы-И после Ц;

2) развивать внимание, логическое мышление, речевой слух у обучающихся, навык графического обозначения данной орфограммы;

3) воспитать любовь к русскому языку, воспитать сознательную дисциплину, формировать навыки контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе.

Планируемые реультаты

  1. Предметные УУД

Познакомить обучающихся с орфограммой «Буквы ы-и после ц»

Формировать умение применять орфограмму в зависимости от морфемы

Развивать орфографическую зоркость

Формировать умение находить информацию в тексте

Учить анализировать, сравнивать и обобщать на основе фактов

Учить представлять информацию в сжатом и развернутом виде

3. Личностные УУД

Строить отношения с людьми

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы учащихся: фронтальные, групповые, индивидуальные

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор,

Структура и ход урока

Добрый день, ребята! Начинаем наш урок. Пожелайте себе успехов и скажите: «Я буду внимательным. У меня всё получится! Я справлюсь со всеми заданиями на уроке»

  1. Повторение изученного материала- проверка домашнего задания.

Орфографическая пятиминутка с последующей самопроверкой (Слайд № 1)

  1. Вставить пропущенные буквы и графически обозначить условия выбора орфограммы.

Работа с карточками Слайд№1

Образуйте новые слова, добавляя нужные суффиксыОбразуйте новые слова, добавляя нужные суффиксы

Машина, учить, барабан,

Заяц, водить, палец,

снег, кот, гвоздь, дом

Самопроверка Слайд №2

Машинист, учитель, барабанщик, зайчонок,

водитель, пальчик, снежок, котенок, гвоздик, домик

  1. Изучение нового материала

Цели: учащиеся должны

Знать условия выбора написания букв И-Ы после Ц;

Уметь владеть способом действия при выборе букв и-ы после ц в однокоренных словах.

1.Подготовительный этап (А сейчас я прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте)

Учитель читает стихотворение: слайд №4

Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал
Где пишут ЦИ, где ЦЫ?

Цыпленок не знал. А вы знаете?

Словарная работа Слайд №3

(Цимбал-музыкальный инструмент в виде плоского ящика с металлическими струннами, по которым играя, ударяют молоточками)

Цилиндр- геометрическое тело образованное вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон.

Открывается запись на доске:

Учитель произносит слова еще раз.

Какие звуки слышатся во всех словах? (цы)

А посмотрите, как написаны слова, обратите внимание на морфемы? (Цы и ци.)

Наша задача – разобраться, когда после ц нужно писать ы, а когда – и.

Какова же тема урока? Сформулируйте ее.

- «Правописание ы-и после ц»

/Учитель пишет на доске, а дети в тетрадях/.

- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему ./ Познакомиться с правилом написания букв И-Ы после Ц/

2. Работа с опорным конспектом слайд№ 5

В словах после Ц пишется

2.на –ция 2.□

- Посмотрите на опорный конспект и расскажите об условиях написания буквы И-Ы после Ц.

Давайте посмотрим, верно ли мы сформулировали правило.

Работа с электронным учебником(чтение правила с электронного учебника)

Что нового узнали? / Есть слова-исключения: цыган, цыплёнок, цыпочки, цыц, цыкнуть /

Запомните предложение! Цыган встал на цыпочки и цыкнул на цыплёнка: «Цыц!» / Слайд № 6 /

Ф и з м и н у т к а «Чудесное дерево»: сорвать чудесный плод, прочитать вслух слово, объяснить, какую орфограмму нужно вставить и почему. (каждый ученик встаёт и выходит к доске, на котором « чудесное» дерево).\(С,с)очи, (Р,р)оссия, ол(и, е)мпиада, (а,о)гонь,г(о,а)ра,феврал(ь),з(а,о)лотая медаль

Учитель: Ребята, какими событиями связаны эти слова?(зимняя олимпиада в Сочи).Правильно. Ребята в России не только проводится зимняя олимпиада, она богата своими культурными ценностями. К сожалению, эти ценности годами теряются, но мы должны эти культурные ценности сохранять. Недаром 2014 год объявлен годом культуры. Слайд № 7

VI. Закрепление учебного материала .

Цели: закрепить изученное правило; запомнить способ определения написания букв И-Ы после Ц.

1.Объяснительное письмо. / Слайд №8 /

Спишите, объясняя написание в данных словах орфограммы и-ы после ц

Ц..фра, ц..ркуль, ц..рк, ц..ган, ц..трусовый, авиац..я, традиц..я, сестриц..н, птиц.., пальц.., круглолиц..й, куниц..н.

2. Буквенный диктант. /Слайды №9,10/

1) птиц…н, дворц…, лекц…я

2) ц…плёнок, ц…линдр, овц….

3) ц…клон, ц…клоп, ц….ферблат

4)секц…я, полиц…я, ц…кнуть

3.Тестовый контроль по теме «Буквы И-Ы после Ц» / Слайд №11/

1) В каком слове на месте пропуска пишется Ы?

Б) куц…й хвост

в) черепаший панц..рь

г) акац..я

2) В каком слове на месте пропуска пишется И?

А) светлолиц..й юноша

Б) громко ц..кнуть

в) солёные огурц..

г) нефтяная ц..стерна

3) В каком слове на месте пропуска пишется Ы?

а) ц..ферблат

Б) новый ц..линдр

в) ц..рковое представление

г) пушистый ц..плёнок

4) В каком слове на месте пропуска пишется И?

а) вакц..на против гриппа

Б) птиц..но перо

в) мелкие крупиц..

г) встать на ц..почки

5) В каком слове на месте пропуска не пишется Ы?

а) строительство гостиниц..

Б) ц..гейковая шуба

в) красавиц..

«Минута редактора»(карточки)

Письмо Незнайки профессору Спицину.

Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятная: цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых, попались даже цыкады. Птици мешают в работе.

Работа с учебником (Выполнение упражнения №355-учебник под ред. Шакровой)

V . Подведение итогов.

  • Какое правило, мы сегодня изучили?
  • Вспомните способ определения написания букв и-ы после ц.
  • Какие слова-исключения из этого правила вы должны запомнить?

VI. Задание на дом.

  1. Выучить изученную на уроке орфограмму «И-Ы после Ц»
  2. Выполнить упражнение № 354, зад. к упр.

Рефлексия.

Цимбал-музыкальный инструмент в виде плоского ящика с металлическими струнами, по которым играя, ударяют молоточками. Цилиндр-геометрическое тело, образованное вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон.

Цыпленок в цирке выступал, Играл он на цимбалах, На мотоцикле разъезжал, И цифр он знал немало. Он из цилиндра доставал Морковь и огурцы И только одного не знал Где пишут ЦИ, где ЦЫ?

В словах после Ц пишется И Ы 1.͡ 1.^ 2. на – ция 2. □

Запомните предложение! Цыган встал на цыпочки и цыкнул на цыплёнка: « Цыц»

Владимир Путин подписал Указ «О проведении в Российской Федерации Года культуры». Культура Татарстана, воплощая богатые традиции и духовную самобытность народов, проживающих на территории республики, одновременно олицетворяет общечеловеческие ценности и является частью мирового культурного наследия. Уникальность объектов культурного наследия Татарстана подтверждена включением в 2000 году историко-культурного комплекса Казанского Кремля в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. В этот же Список номинированы Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник и Свияжский историко-архитектурный и природно-ландшафтный комплекс

Объяснительное письмо. Спешите, объясняя написание в данных словах орфограммы ы-и после ц Ц..фра, ц.. ркуль, ц.. рк, ц.. ган, ц.. трусовый, авиац..я, традиц..я, сестриц..н, птиц.., пальц.., круглолиц..й, куниц..н.

Буквенный диктант И или Ы 1) птиц…н, дворц …, лекц …я 2) ц…плёнок, ц… линдр, овц …. 3) ц…клон, ц…клоп, ц…. ферблат 4) секц …я, полиц …я, ц… кнуть

Ответы 1. Ы Ы И 2. Ы И Ы 3. И И И 4. И И Ы

Тестовый контроль по теме «Буквы И-Ы после Ц» В каком слове на месте пропуска пишется Ы? а) ц.. нк б) куц…й хвост в) черепаший панц.. г) акац..я 2) В каком слове на месте пропуска пишется И? а) светлолиц..й юноша б) громко ц.. кнуть в) солёные огурц.. г) нефтяная ц.. стерна 3) В каком слове на месте пропуска пишется Ы? а) ц.. ферблат б) новый ц.. линдр в) ц.. рковое представление г) пушистый ц..плёнок 4) В каком слове на месте пропуска пишется И? а) вакц..на против гриппа б) птиц..но перо в) мелкие крупиц.. г) встать на ц..почки 5) В каком слове на месте пропуска не пишется Ы? а) строительство гостиниц.. б) ц.. гейковая шуба в) красавиц.. г) щипц..

Словарно-смысловой диктант 1)Встать на кончики пальцев 2)Род перчаток с отделением для большого пальца 3)Систематизированное собрание каких-либо предметов

Спасибо за внимание!


Сегодня мы ответим на такие вопросы.

· Когда после ц пишется и?

· Когда после ц пишется ы?

· От чего зависит написание и - ы после ц?

Мы помним, что существуют всегда твёрдые и всегда мягкие звуки. Мы уже говорили о том, что звуки [ж] и [ш] – всегда твёрдые. А [ч] и [щ] – всегда мягкие. И есть ещё всегда твёрдый звук [ц]. У этих звуков, в сущности, одна проблема: некоторые гласные звуки после них не различаются.

Так, после буквы ц любые гласные произносятся твёрдо.

Например, цена, овация, акцент .

И получается, что буквы и и ы после ц произносятся одинаково. Мы можем употребить букву и или ы. Но читается это сочетание как [цы].

Мотоц…кл. Индейц…. Ц…плёнок. Репетиц…я.

Как же нам написать эти слова? Мы слышим в них неизменное [цы].

Прежде всего, нужно выяснить, к какой морфеме относится гласная после ц.

В корне слова после ц пишется и.

Гиацинт, пациент, циркуль, цифра . Во всех этих словах и после ц стоит в корне слова.

Однако в этом правиле есть и исключения . Это слова цыц, цыпочки, цыкнуть, цыплёнок, цыган .

Во всех этих словах пишется ы в корне. Их нужно запомнить .

А для запоминания мы можем изобрести такую фразу: «Цыган на цыпочках цыкнул цыплёнку: «Цыц!»»

Мы можем даже нарисовать эту картину: так запоминать будет ещё легче.


Некоторые слова, которые образовались от исключений, тоже будут писаться через ы.

Например, прилагательное цыганский . Или слово цыпки , обозначающее сыпь на руках. Цыпочка . И даже название танца – цыганочка.

А если нужная нам гласная стоит не в корне?

В суффиксах после ц пишется ы.

Например: сестрицын, лисицын, куницын .

Во всех этих словах ы находится в суффиксе.

Если точнее, то речь идёт всего об одном суффиксе - -цын-. Прилагательных с таким суффиксом совсем немного.

А вот ы после ц в окончаниях встречается чаще.

Молодцы. Борцы. Ы после ц пишется в окончаниях.

Круглолицый. Куцый . Ы опять входит в состав окончания.

Как мы видим, ы после ц появляется в окончаниях существительных и прилагательных.

Буква и после ц пишется в корне.

А в суффиксах и окончаниях после ц пишется ы.

Но что это? Кажется, нас за такое правило собирается арестовать орфографическая полиция!

Прислушаемся к тому, что доносится до нас по громкоговорителю:

Но разве мы что-нибудь забыли? Посмотрите, во всех этих словах пишется и после ц. И у всех этих слов есть кое-что общее: в начальной форме они заканчиваются на -ция.

Значит, нам нужно добавить в наше правило ещё один пункт.

Буква и после ц пишется в словах на -ция.

Это такие слова, как секция, акция, дикция, пунктуация . И так далее. Мы не уточняем, в какую морфему входит и в этом случае. Проще запомнить, что слова оканчиваются именно на -ция.

А теперь вернёмся к знакомым нам словам. Как же мы их напишем теперь?

Прежде всего зададим себе вопрос: к какой морфеме относится нужная нам гласная?

Мотоцикл . Гласная входит в корень. После ц мы напишем и.

Индейцы . Гласная является окончанием. Значит, после ц пишем ы.

Цыплёнок . Гласная находится в корне. Но перед нами исключение, которое нужно запомнить. Пишем ы.

Репетиция . Слово оканчивается на –ция, поэтому мы сразу же пишем и.

Интересно, что в других языках это правило не является настолько сложным. Например, в белорусском языке после ц пишется только ы.


Но в русском языке существует правило, которое нам нужно запомнить.


Чтобы лучше запомнить все пункты этого правила, можно составить фразы для запоминания .


И, конечно, нужно помнить нашу фразу, которая содержит все исключения: Цыган на цыпочках цыкнул цыплёнку: «Цыц!»

§13

После ж, ш, ч, щ, ц пишутся буквы а, у (и не пишутся я, ю ),

напр.: жаль, Жанна, межа; шар, лапша; час, свеча, молчащий; площадка, плаща; цапля, отца; жуткий, скажу; шум, Шура, большущий; чувство, молчу; щука, прощу; цугом, отцу .

Примечание 1. В нескольких иноязычных нарицательных существительных после ж, ш пишется буква ю : жюри, жюльен, брошюра, парашют и некоторые другие, более редкие.

Примечание 2. В некоторых иноязычных собственных именах, этнических названиях после ж, ш, ц пишутся буквы я, ю , напр.: Жямайтская возвышенность, Жюль, Сен Жюст, Жюрайтис, Шяуляй, Цюрих, Коцюбинский, Цюрупа, Цюй Юань, Цявловский, Цяньцзян, цян (народность). В этих случаях звуки, передаваемые буквами ж, ш, ц , нередко произносятся мягко.

Буквы ю и я пишутся по традиции после ч в некоторых фамилиях (ю – преимущественно в литовских), напр.: Чюрленис, Степонавичюс, Мкртчян, Чюмина.

Буквы и , ы

§14

После ж, ш, ч, щ пишется буква и (и не пишется ы ),

напр.: жир, рыжик, межиздательский, скажи, шить, камыши, чистый, лучи, щит, ищи .

§15

После ц пишется буква и или ы .

Буква ы пишется в следующих случаях.

1. В корнях слов: цыган, цыплёнок, цыпка, цыпки, на цыпочки, на цыпочках, цып цып, цыц, цыкать, цыркать (и в производных словах, напр.: цыганка, цыганский, выцыганить, цыплёночек, цыпонька, зацыкать, цыкнуть, цыркнуть ).

2. В окончаниях существительных и прилагательных, напр.: огурцы, стрельцы, столицы, Клинцы, Люберцы; куцый, бледнолицых, узколицыми .

3. В суффиксе прилагательных −ын , напр.: сестрицын, лисицын, царицын, Троицын день . Так же пишутся географические названия на −цын, −цыно , напр.: Царицын, Голицыно .

§16

Во всех остальных случаях после ц пишется буква и , а именно:

а) в корнях слов, в том числе иноязычных собственных имен, напр.: цирк, цикл, цилиндр, цигейка, цинга, циновка, цифра, панцирь, цивилизация, специфика, циклон, цирюльник, вакцина, революция, цуцик; Цицерон, Цирцея, Циммервальд, Цинциннати ;

б) в суффиксах иноязычного происхождения, напр.: организация, электрифицировать, медицина, кальцит, публицист, скептицизм ;

в) после первых частей сложных и сложносокращенных слов и в звуковых аббревиатурах, напр.: блицинтервью, специнтернат, ЦИК .

Буквы о , ё , е после шипящих

Буквы о , ё , е на месте ударных гласных

§17

После ж, ч, ш, щ э пишется буква е ,

напр.: жесть, качели, шелест, женьшень, щебет, же (название буквы), на меже, о свече, душе, праще; Женя, Джек, Шеннон .

§18

После ж, ч, ш, щ для передачи ударного гласного о пишется буква о или ё .

Буква о пишется в следующих случаях.

1. В окончаниях имен существительных и прилагательных, а также в суффиксе наречий −о , напр.: плечо, ножом, плечом, Ильичом, шалашом, плащом; межой, вожжой, свечой, душой, пращой; чужой, большой, чужому, большому; свежо, горячо, хорошо, общо (краткие формы среднего рода прилагательных и наречия).

2. В суффиксах имен существительных:

  • ок , напр.: кружок, крючок, петушок, борщок, прыжок, толчок , и в производных от таких слов: кружочек, крючочек, прыжочек и т. п.;
  • онок и −чонок , напр.: медвежонок, мышонок, галчонок, бочонок, арапчонок ;
  • оныш: ужоныш ;
  • онк (а) и −онк (и), напр.: книжонка, ручонка, рубашонка, распашонка, деньжонки, брючонки, стишонки ;
  • овк (а) (в отыменных производных словах), напр.: чижовка (самка чижа), мышовка (грызун), хрычовка, мелочовка ;
  • об (а): чащоба, чищоба (лесная вырубка); то же в слове трущоба , где суффикс в современном языке не выделяется, и в созданном по его образцу ироническом образовании хрущоба . Исключение: в слове учёба пишется ё ;
  • отк (а): трещотка ;
  • овщин (а): поножовщина .

3. В суффиксе имен прилагательных −ов , напр.: ежовый, парчовый, грошовый, холщовый , а также в существительных на −овка, −овник , производных от прилагательных с суффиксом −ов (−ев ): грушовка и грушовник (ср. грушевый ), ножовка (ср. ножевой и вариант ножовый ), алычовка (алычовый ), гужовка (гужевой ), пуншовка (пуншевый ), клещовка ‘цапля с клещеобразным клювом’ (клещевой ), драчовка (драчовый , от драч ‘род рубанка’), плащовка (плащевой ), речовка (речевой ), борщовник (борщовый ), ужовник (ужовый ). Так же пишется слово крыжовник , где суффикс в современном языке не выделяется.

4. В суффиксе прилагательных и наречий −охоньк , напр.: свежохонький, хорошохонько .

5. На месте беглого гласного о в именах существительных и прилагательных, напр.: жор, обжора, прожорливый (ср. жрать ), жом (ср. жму ), ожог, поджог, пережог, изжога (ср. жгу, жгла ); рожон (ср. род. п. рожна ), шов (шва ); княжон (род. п. мн. ч. от княжна ), ножо́н (род. п. от ножны ́ – устар. вариант слова но́жны ), мошон, мошонка (род. п. мн. ч. и уменьш. от мошна ), кишок, кишочки (род. п. и уменьш. от кишки ), квашонка (уменьш. от квашня ), кошомка и кошомный (от кошма ), очочки (от очки ), очочко (от очко ), смешон (краткая форма муж. рода от смешной ); сюда же относятся слова с суффиксом −ок: крючок, прыжок (род. п. крючка, прыжка ) и т. п. (см. выше, п. 2). Однако в словах учёт, зачёт, начёт, счёт, расчёт (ср. учту, зачту, начту, сочту, разочту ) пишется буква ё (см. § 19, п. 7).

6. В тех корнях русских слов, где гласный о после шипящих всегда ударный и не чередуется с э (на письме е ): жолкнуть пожолкнуть ), жостер, жох, зажор (и вариант зажора ), ужо; чокаться, чокнутый, чомга, чопорный, чох, чохом; шоркать, шорох, шоры шорный, шорник ).

Так же пишется слово вечо́р вечо́рошний ), хотя оно родственно слову вечер вечерний ) (ср. § 19, п. 7).

С буквой о пишутся некоторые русские собственные имена, напр.: Жора, Жостово, Печора (река), Печоры (город), Шолохов .

7. В корнях заимствованных (иноязычных) слов. Перечень основных слов: боржом, джокер, джонка, джоуль, мажор, пижон, тамбурмажор, форс мажор; анчоус, харчо, чокер; капюшон, корнишон, крюшон, офшор, торшон, шок, шомпол, шоп, шорты, шорцы, шоу ; то же в собственных именах, напр.: Джон, Жорж, Джойс, Чосер, Шоу, Щорс .

§19

Во всех остальных случаях для передачи ударного гласного о после ж, ч, ш, щ пишется буква ё , а именно:

1. В глагольных окончаниях −ёшь, −ёт, −ём, −ёте , напр.: лжёшь, стрижёт, печём, толчёте .

2. В глаголах несовершенного вида на −ёвывать и отглагольных существительных на −ёвывание , напр.: размежёвывать, выкорчёвывать, перекочёвывать, затушёвывать; размежёвывание, выкорчёвывание, затушёвывание ; в страдательных причастиях на −ёванный , напр.: размежёванный, раскорчёванный, затушёванный .

3. В отглагольных существительных на −ёвка , напр.: ночёвка (от ночевать ), корчёвка, перекочёвка, размежёвка, ретушёвка (от ретушировать ), лущёвка (от лущить ).

4. В суффиксе существительных −ёр , напр.: дирижёр, ретушёр, стажёр, ухажёр, тренажёр, массажёр .

5. В суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных −ённ и −ён , напр.: напряжённый напряжён ), прожжённый, пропечённый, размягчённый, отрешённый, упрощённый; гружёный, жжёный, печёный, учёный, тушёный, вощёный ; то же в словах, производных от таких причастий и прилагательных, напр.: напряжённость, отрешённость, упрощённость, учёность, напряжённо, отрешённо, упрощённо, напряженка, жжёнка, тушёнка, сгущёнка .

6. На месте беглого о в глагольных формах прошедшего времени муж. рода: жёг и приставочных (зажёг, обжёг, сжёг, пережёг, поджёг и др.; то же в причастиях: поджёгший и др.; ср. зажгу, зажгла ), −чёл (прочёл, учёл и др., ср. прочла, учла ), шёл и приставочных (пришёл, ушёл и др., ср. шла, пришла, ушла ). При этом написание глагольных форм с корнем жёг противопоставлено написанию однокоренных существительных с буквой о : ожог, поджог, пережог (см. § 18, п. 5).

7. В тех корнях русских слов, где ударному звуку о соответствует в других однокоренных словах или формах гласный (ударный или безударный), передаваемый буквой е . Далее приводится перечень основных слов с такими корнями (в скобках указываются однокоренные слова или формы с буквой е после ж, ч, ш, щ ).

Корни с сочетанием жё :

  • жёваный (жевать ),
  • жёлоб (желоба, желобок, желобчатый ),
  • жёлтый (желта, желтоватый, желтеть, желток ),
  • жёлудь (желудей, желудо́к ‘маленький желудь’, желудёвый ),
  • жёлчь, жёлчный (ср. варианты желчь, же́лчный; желчевой, желчевик ),
  • жёны, жёнушка, жёнка, молодожён (жена, женин, женщина, женский, женится, жениться ),
  • жёрдочка (жердь, жердей, жердяной ),
  • жёрнов (жернова, жерновой ),
  • жёсткий, жёсткость (жестка, жестковатый ),
  • сажёнки (са́жень и саже́нь ),
  • тяжелый (тяжелее, тяжелеть , устар. тяже́ле ).

Корни с сочетанием чё :

  • бечёвка (бечева, бечевой ),
  • вечёрка (вечер, вечерний ),
  • печёнка, печёночный (печень ),
  • почёт, почётный (честь ),
  • пчелы, пчёлка (пчела, пчельник ),
  • счёт, начёт, зачёт, отчёт, учёт, счётчик, счётный, зачётный, учётный, наперечёт, чётный, нечётный, чёт, чётки (счесть, перечесть, начесть, зачесть, учесть, вычет, счета́, счетовод, не́чет ),
  • чёботы (чеботарь ),
  • чёлка, чёлочка, чёла (мн. ч.) (чело, челобитье, очелье ),
  • чёлн (челны, челнок ),
  • чёркать, вычёркивать, зачёркивать, отчёркивать, перечёркивать, подчёркивать (ср. вариант че́ркать; черкнуть, вычеркнуть, зачеркнуть, отчеркнуть, перечеркнуть, подчеркнуть ),
  • чёрный (черна, чернеть, чернь, чернота, черноватый ),
  • чёрствый, чёрствость (черства, черстветь ),
  • чёрт, чёртов, чёртушка (че́рти, чертей, чертовка, чертёнок, чертовский, чертовщина ),
  • чёрточка (черта, черт, че́ртит, чертить, чертёж ),
  • чёс, чёска, чёсанки, чёсаный, зачёс, начёс, очёски, причёска, расчёска, причёсывать, расчёсывать (чесать, чешет, расчешет, причешет ),
  • чёткий, чёткость, отчётливый (четка́ ),
  • чечётка (че́чет ).

Корни с сочетанием шё :

  • дешёвый, дешёвка (дёшев, дешева, дешевле, дешеветь ),
  • кошёвка (кошева́ ),
  • кошёлка (кошель, кошелёк ),
  • пшённый, пшёнка (пшено ),
  • решётка, решёта (мн. ч.), решётчатый (вариант: решётчатый; решето, решетник ),
  • шёлк, шёлковый (шелка, шелковистый ),
  • шёпот, перешёптываться (шепоток, шептать, шепчет ),
  • шёрстка, длинношёрстный, короткошёрстный (шерсть, шерстяной, шерстить ).
  • Корни с сочетанием щё :
  • щеголь (щегольской, щеголеватый, щеголять, щегольнуть ),
  • щёки, щёчка, пощёчина, защёчный (щека, щекастый ),
  • щёкот (щекотать, щекотка ),
  • щёлка, щёлочка (щель, щелей ),
  • щёлкать, щёлкнуть (щелкун, щелчок ),
  • щёлок, щёлочь (щелочей, щелочной ),
  • щённая (щениться, щенок ),
  • щётка (щетина ).

8. В предл. п. местоимения что: о чём, на чём , а также в словах почём, нипочём, причём ; в слове ещё .

9. В некоторых заимствованных словах, где буквой ё передается под ударением особый, отличный от русского о , гласный звук языка источника, напр. жён премьер, Шёнбрунн, Шёнберг .

Буквы о , е на месте безударных гласных

§20

В безударном положении после ж, ч, ш, щ пишется буква е э (на письме е ), так и с ударным о (на письме о или ё ).

Это относится и к корням, и к суффиксам, и к окончаниям. Примеры: а) жестя́нка (ср. жесть ), чепе́ц (че́пчик ), шенкеля́ (ше́нкель ), гла́жение (уже́ние ), ту́че (свече́ ); б) желте́ть (ср. жёлтый ), шепта́ть (шёпот ), горо́шек (петушо́к ), пу́ншевый, плащево́й (грошо́вый, борщо́вый ), сто́рожем (чижо́м ), бо́льшего (ср. большо́го ), ры́жему (чужо́му ), могу́че (горячо́ ). Некоторые написания с е после шипящих не проверяются ударной позицией, напр.: желать, желудок, желатин, чердак, шевелить, шепелявый, шероховатый, щеколда .

§21

В ряде слов иноязычного происхождения после ж, ч, ш в безударном положении пишется буква о .

Перечень основных слов: джонатан, жокей, жонглёр, мажордом, мажоритарный, банджо, флажолет; чонгури, лечо, пончо, ранчо, каприччо (ср. вариант каприччио ); шовинизм, шоколад, шоссе, шофёр ; собственные имена, напр.: Шотландия, Жорес, Шопен, Шостакович, Боккаччо . Так же пишутся производные от слов иноязычного происхождения с ударным о после шипящих (см. § 18, п. 7) и формы таких слов, где гласный после шипящего безударен, напр.: шокировать (от шок ), торшонировать (от торшо́н ), чокеровка (от чо́кер ), шомпола́ (мн. ч. от шомпол ).

Буквы о и е после ц

§22

После ц для передачи ударного гласного о пишется буква о , для передачи ударного э – буква е , напр.: цокать, цоколь, танцор, танцовщица, вытанцовывать, облицовка, пунцовый, лицо, лицом, огурцом, огурцов, овцой; ценный, целый, це (название буквы), цеце (муха), овце, об отце .

§23

В безударном положении после ц пишется буква е – в соответствии как с ударным э , так и с ударным о , напр.: а) цена́ (ср. це́ны ), цеди́ть (це́дит ), цензу́ра (це́нзор ), пти́це (пыльце́ ); б) танцева́ть (ср. танцо́вщик ), пунцеве́ть (пунцо́вый ), си́тцевый (перцо́вый ), боло́тце (крыльцо́ ), пти́цей (пыльцо́й ), па́льцев (мудрецо́в ), ку́цего (ср. большо́го ), ку́це (ср. хорошо́ ). Некоторые написания с е не проверяются ударной позицией, напр.: целовать, целлофан .

§24

В некоторых словах иноязычного происхождения в безударном положении после ц пишется буква о : герцог, интермеццо, меццо, палаццо, скерцо, канцонетта, цоизит (минерал), пуццоланы (горные породы). Так же пишется слово цокотать и производные от него цокотанье, цокотуха (ср. цо́кот ).

Буква э после шипящих и ц

§25

Буква э пишется после букв ж, ч, ш, ц только в следующих особых случаях.

1. В аббревиатурах, напр.: ЖЭА (жилищно эксплуатационная контора), ЖЭС (железнодорожная электростанция), ЧЭЗ (частотное электромагнитное зондирование), ЦЭЛТ (цветная электронно лучевая трубка), ЦЭМ (Центроэлектромонтаж – название треста).

2. После приставки меж , первых частей сложных и сложносокращенных слов в начале корней, начинающихся с буквы э , напр.: межэтажный, межэтнический, Внешэкономбанк, блицэмиссия, спецэкспортё’р, спецэффект, спецэлектрод .

3. При передаче некоторых китайских слов, напр.: шэ (народность в Китае), жэнь (основное понятие конфуцианской философии), Лао Шэ (китайский писатель), Чэнду, Шэньян (города), Чжэцзян (провинция), Шэньчжэнь (промышленная зона в Китае).

После ц под ударением, если произносится звук о , пишется буква о ; без ударения пишется е , например: цó коль, цó кольный; пальтецó , огурцó м (но плáтьице , гóрце м ); льстецó в (но привéрженце в); танцó р, облицó вка, образцó вый (но гля́нце вый), облицó вывать (но облице вáть).

Примечание.

В безударном положении о пишется после ц только в слове цо котýха (от цó кот ) и в некоторых иноязычных словах, например: палáццо (дворец), скéрцо (музыкальная пьеса в оживленном, быстром темпе). Буква ё после ц не пишется.

Е после шипящих под ударением

В корнях слов после шипящих под ударением, если произносится звук о , он обычно обозначается буквой е (ё) . При образовании родственных слов или изменении слова, в этих случаях бывает чередовании е с ё , например: шё пот - ше пчет, чё рточка - че ртит, жё рдочка - же рдь, кошё лка - коше ль, щё лка - ще ль .

Только в небольшом количестве слов в корне после шипящих в соответствии с произношением пишется о , например: мажó рный, обжó ра, прожó рливый, чó каться, чó порный, шó в, шó мпол, шó рты, шó рох и т. п. В этих случаях не бывает чередования о с е , например: чó порный - чó порность, прожó рливый - прожó рливость, шó рох - шó рохи .

Примечания:

1. Следует запомнить написание слов с затемненным составом или непродуктивными суффиксами, где о или е пишется по традиции, например: 1) крыжó вник, трущó ба, чащó ба, трещó тка ; 2) учё ба (ср. учé ние ), решё тка (ср. решé тчатый ), бечё вка (ср. бече вá ), дешё вый (ср. бече вá ), дешё вый (ср. дешé вле ).

2. Для различения на письме смысла слов буква о пишется в наречии вечó р - «вчера вечером» (в отличие от вé чер ; вечё рка - «вечерняя газета»); в существительных поджó г, ожó г - в отличие от глаголов поджё г (солому) , ожё г (руку): изжó га .

3. В некоторых иноязычных словах буква о после шипящих пишется и в безударном положении, например: жо кéй, жо нглёр, шо колáд, шо ссé, шо фёр, шо вини́зм .

О после шипящих под ударением

После шипящих под ударением в соответствии с произношением пишется о :

  1. в окончаниях
    • существительных: свечó й, плащó м, вожжó й, душó й ;
    • прилагательных: большó го, большó му ;
  2. в суффиксах
    • существительных: -ок- , -онк- , -онок- и -он- (с беглым о ): скачó к, петушó к, ручó нка, медвежó нок, княжó н (княжны);
    • прилагательных: -ов- и -он- (с беглым о ): холщó вый, парчó вый, смешó н;
    • наречий: горячó , общó (но: ещё ).

В остальных случаях под ударением после шипящих пишется е (ё) . Сюда относятся:

  • окончания глаголов: печё шь, печё т, печё м ;
  • суффиксы страдательных причастий -ённ- , -ён- (а также суффикс -ён- в прилагательных, образованных от глаголов): вооружё нный, вооружё н; печё ный;
  • суффиксы глаголов (и существительных, образованных от этих глаголов): размежё вывать (размежё вка ), а также суффикс -ёр (стажё р ).

(2 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

Правило

К формулировке правила 1956 года почти нечего и добавить: "После Ц буква Ы пишется в окончаниях и в суффиксе -ын , например: птицы, о́вцы и овцы́, огурцы, белолицый, сестрицын, лисицын, а также в словах цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц (междометие) и в других словах того же корня.В остальных случаях после Ц пишется всегда И , например: станция, цибик, циновка, цимбалы, цинк, медицина."

История правила

Вся история этого правила - история постепенного отказа от старых исключений и поиск новых.

Николай Греч писал о выборе И и Ы так (см. п. 2):

При попытках сформулировать правило в конце 19 - начале 20 века исследователи приводят разные перечни исключений.

Даль использует слово цыркать .

Грот приводит в качестве исключений цыбик, цырюльник, цынга, цыфирь, панцырь, цыплёнок, цыган, цыкать.

Ушаков цыбик, панцырь, цынга, цыган, цыплёнок (цифирь , цирюльник у него с И).

В 1956 году уменьшено число слов-исключений с Ы в корне (убраны цыбик, цыновка, цырюльник, цынга, цыфирь, панцырь ). Слово цыркать в этом списке не упоминается.

В 1963 году комиссия Виноградова предлагает изменить правило и после Ц всегда писать И, даже в окончаниях. Это предложение не проходит.

В 2007 году добавлено Лопатиным добавлено слово цыркать в исключения.

На что нужно обратить внимание

  • Слова, оканчивающиеся на -ция , пишутся с буквой И после Ц, хотя строго говоря буква в окончании: нация, полиция, станция, квитанция.
  • К правилу не имеют отношения слова, в которых после Ц пишется Е . Правописание таких слов надо проверять или запоминать: цемент, цена, цепочка и т. д.
  • Современные исключения легко запомнить так: "Цыц, цыган на цыпочках цыплёночка несёт"

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Правописание Ы и И после Ц

Чтобы безошибочно выбрать букву Ы или И после Ц, необходимо определить, в какой части слова находится сомнительная гласная.
1. В корнях слов после Ц следует писать букву И (например: ЦИРК, ЦИТАТА) во всех словах, кроме слов-исключений: ЦЫГАН, ЦЫПОЧКИ, ЦЫПЛЕНОК, ЦЫКНУТЬ, ЦЫЦ.
2. В окончаниях и суффиксах после Ц пишется Ы (например: БОЙЦ-Ы, ОГУРЦ-Ы, СЕСТРИЦ-ЫН, ЦАРИЦ-ЫН-О). Исключениями здесь являются глагол МУЗИЦИРОВАТЬ, а также все существительные, которые в именительном падеже оканчиваются на – ЦИЯ (например: СТАНЦИЯ, ПОЗИЦИЯ, АКЦИЯ).

1. – Прошу немножко повременить, – произнес чиновник, ставя одною рукою ц _ фру на бумаге и передвигая пальцами левой руки два очка на счетах. (Н. Гоголь)

2. Стыла кровь у всех, кто этот волчиц _ н плач слышал, и безумный, смертный страх, отнимая разум, гнал их в щели, в самые глубокие и тесные норы. (Р. Крапп)

3. – Где это ты, зверь, отрезал нос? – закричала она с гневом. – Мошенник! пьяница! Я сама на тебя донесу полиц _ и. Разбойник какой! (Н. Гоголь)

4. Степан Трофимович нарочно глупейшим образом переводил иногда русские пословиц _ и коренные поговорки на французский язык, без сомнения, умея и понять и перевести лучше; но это он делывал из особого рода шику и находил его остроумным. (Ф. Достоевский)

5. Газета может потерять репутац _ ю. Если всякий начнет писать, что у него сбежал нос, то. И так уже говорят, что печатается много несообразностей и ложных слухов. (Н. Гоголь)

6. Частный был большой поощритель всех искусств и мануфактурностей, но государственную ассигнац _ ю предпочитал всему. «Это вещь, – обыкновенно говорил он, – уж нет ничего лучше этой вещи: есть не просит, места займет немного, в кармане всегда поместится, уронишь – не расшибется». (Н. Гоголь)

7. В это время выглянул в дверь ц _ рюльник Иван Яковлевич, но так боязливо, как кошка, которую только что высекли за кражу сала. (Н. Гоголь)

8. Мотор поц _ кал и смолк. (В. Набоков)

9. …Это был молчаливый белолиц _ й человек, со стоявшими дыбом короткими жесткими волосами на кубическом черепe и рыбьим взглядом холодных глаз, – по специальности латинист, а впоследствии довольно видный советский чиновник. (В. Набоков)

10. Я всегда хотел найти верного друга, мы бы с ним музиц _ ровали, он бы в наследство мне оставил дом и цветник. (В. Набоков)

11. Помнишь, мы как-то завтракали в ему принадлежавшей гостинице, на роскошной, многоярусной границе Италии, где асфальт без конца умножается на глиц _ нии и воздух пахнет резиной и раем? (В. Набоков)

12. Все психические заболевания объяснимы подсознательной памятью о несчастьях предков пац _ ента, и если больной страдает, скажем, мегаломанией, то для полного его излечения стоит лишь установить, кто из его прадедов был властолюбивым неудачником. (В. Набоков)

13. Диссертац _ я эта ловко и больно уколола тогдашних славянофилов и разом доставила ему между ними многочисленных и разъяренных врагов. (Ф. Достоевский)

14. Осклабясь, он скинул свой куц _ й пиджак, снял через голову мохнатую темную фуфайку. (В. Набоков)

15. Но он тогда самбиц _ озничал и с особенною поспешностью распорядился уверить себя раз навсегда, что карьера его разбита на всю его жизнь «вихрем обстоятельств». (Ф. Достоевский.)

16. Мысль ц _ ническая; но ведь возвышенность организации даже иногда способствует наклонности к ц _ ническим мыслям, уже по одной только многосторонности развития. (Ф. Достоевский)

17. Это была одна галлюц _ нац _ я пред болезнью, тем более, что в ту же ночь он и вправду заболел на целых две недели. (Ф. Достоевский)

19. За границей Шатов радикально изменил некоторые из прежних соц _ алистических своих убеждений и перескочил в противоположную крайность. (Ф. Достоевский)

20. Нац _ ональность, если хотите, никогда и не являлась у нас иначе как в виде клубной барской затеи, и в добавок еще московской. (Ф. Достоевский)

21. В ожидании же устроили почтенному и обиженному Петру Павловичу целую овац _ ю: обнимали и целовали его; весь город перебывал у него с визитом. (Ф. Достоевский)

22. Ощупью направился он влево, к кухонной двери, отыскал ее, прошел сенц _ и спустился по лестнице. (Ф. Достоевский)

23. По-прежнему приятели, по-прежнему попойки, клуб и карты, и репутац _ я атеиста. Мне эта репутация не нравится, Степан Трофимович. (Ф. Достоевский)

24. Даже гулять выходил, для необходимого моц _ ону, только в полные сумерки, когда уже совершенно темнело. (Ф. Достоевский)

25. Все наши еще с самого начала были офиц _ ально предуведомлены о том, что Степан Трофимович некоторое время принимать не будет и просит оставить его в совершенном покое. (Ф. Достоевский)

26. — Алексей Нилыч сами только что из-за границ _ , после четырехлетнего отсутствия, – подхватил Липутин, – ездили для усовершенствования себя в своей спец _ альности. (Ф. Достоевский)

27. Они только наблюдения собирают, а до сущности вопроса или, так сказать, до нравственной его стороны совсем не прикасаются, и даже самую нравственность совсем отвергают, а держатся новейшего принц _ па всеобщего разрушения для добрых окончательных целей. (Ф. Достоевский)

28. Издается в России множество столичных и провинц _ альных газет и других журналов, и в них ежедневно сообщается о множестве происшествий. (Ф. Достоевский)

29. Кстати: здесь скопц _ есть в уезде, любопытный народ. (Ф. Достоевский)

30. Дочь у ней куда-то в Турц _ ю муж завез, и двенадцать лет ни слуху ни духу. (Ф. Достоевский)

31. Она простояла над ним минуты три, едва переводя дыхание, и вдруг ее обнял страх; она вышла на ц _ почках, приостановилась в дверях, наскоро перекрестила его и удалилась незамеченная, с новым тяжелым ощущением и с новою тоской. (Ф. Достоевский)

32. При входе на нашу огромную рыночную площадь находится ветхая церковь Рождества Богородиц _ , составляющая замечательную древность в нашем древнем городе. (Ф. Достоевский)

33. Проснувшись на завтра, свежий как яблоко, тотчас же отправился в ц _ ганский табор, помещавшийся за рекой в слободке, о котором услыхал вчера в клубе, и в гостиницу не являлся два дня. (Ф. Достоевский)

34. – Как так, вы разве пошли бы в пятерку, если б я вам предложил? – брякнул вдруг Верховенский и положил ножниц _ на стол. (Ф. Достоевский)

35. Он решился отнестись прямо в газетную экспедиц _ ю и заблаговременно сделать публикац _ ю с обстоятельным описанием всех качеств, дабы всякий, встретивший его, мог в ту же минуту его представить к нему или, по крайней мере, дать знать о месте пребывания. (Н. Гоголь)

36. Не стану описывать в подробности картину пожара: кто ее на Руси не знает? В ближайших проулках от пылавшей улиц _ суета и теснота стояли непомерные. (Ф. Достоевский)

37. Оказалось, что одна помещица, Надежда Егоровна Светлиц _ на, велела ей еще вчера поджидать себя в Хатове и обещалась довезти до Спасова, да вот и не приехала. (Ф. Достоевский)

38. Варвара Петровна схватила ее за руку, как коршун ц _ пленка, и стремительно потащила к Степану Трофимовичу. (Ф. Достоевский)

39. Главное томило всех то, что из всей представлявшейся путаниц _ ничего нельзя было извлечь общего и связующего. (Ф. Достоевский)

40. Вода лизала низкий берег, покрытый тростниками, нарц _ ссами и напряженной плотью нераспустившихся ирисов. (Дж. Апдайк)

41. Самое благородное и безупречное негодование загорелось в душе ее, когда, надевая шаль, она поймала на себе смущенный и недоверчивый взгляд своей воспитанниц _ . (Ф. Достоевский)

42. Был, например, один момент в «Раковом корпусе» у Солжениц _ на, когда русская проза, а с нею и сам писатель, подошли на расстояние двух или трех абзацев к решающему прорыву. (И. Бродский)

43. Потому что – потерпите, дети, страдать осталось всего семь минут – хотя потенц _ ально каждая клетка в отдельности бессмертна, но, добровольно приняв на себя дифференцированную функцию внутри организованного содружества клеток, она попадает в неблагоприятную среду.(Дж. Апдайк)

44. Туша бронтозавра весила тридцать тонн, а мозг – всего две унц _ и. (Дж. Апдайк)

45. Но подобно тому, как на листе бумаги, заштрихованном черным карандашом, проступают стершиеся, давным-давно закрашенные на крышке парты иниц _ алы и надписи, эта картинка снова оживила во мне тоску и страх за отца. (Дж. Апдайк)

46. Мальчик хотел стать доктором медиц _ ны, но не доучился и вот стал живодером. (Дж. Апдайк)

47. Утки и лягушки наперебой хрипло и ликующе кричали на заболоченном озере, проглядывавшем сквозь заросли вишен, лип, акац _ й и диких яблонь. (Дж. Апдайк)

48. Я всегда пил здесь лимонад, как бы прощаясь с ц _ вилизац _ ей перед тем, как нырнуть в ту темную глушь, которая по какой-то нелепой ошибке стала нашим домом. (Дж. Апдайк)

Буквы И, Ы после Ц в разных частях слова. Урок русского языка в 5-м классе

Тип – урок открытия нового знания.

Цели урока:

  • организация работы для открытия и закрепления нового знания;
  • развитие интереса к словарному богатству русского языка;
  • сохранение и развитие умения слушать и слышать.
  • Задачи урока:

    • обеспечение формирования культуроведческой компетентности и целостной системы ведущих знаний по теме «Буквы И, Ы после Ц в разных частях слова»;
    • целенаправленное развитие речевой активности и зрительной орфографической памяти;
    • развитие умения связно излагать мысли;
    • извлечение новой информации, преобразование и применение её.
    • Планируемые результаты:

      • ученики сформируют систему правил о том, как пишутся слова с буквами и, ы после ц ;
      • смогут на практике применять теоретические знания: грамотно писать слова с данной орфограммой, видеть её в тексте и слышать в устной речи.
      • Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, слайдовая презентация, иллюстрации, учебник, словари.

        Этапы и ход урока

        Психологический настрой учащихся.

        Улыбнитесь, дети! Вспомнив текст домашнего задания, пожмите друг другу руку. Садитесь, девочки, а теперь – мальчики.

        Так же, как обменялись рукопожатиями, предложите свою работу товарищу для проверки. Выступая в роли учителя, не забывайте наше «мозаичное» правило: Я зык мой – друг мой. (Не вредить самому себе и окружающим неосторожными высказываниями, привычкой говорить лишнее, не подумав). (Слайд 1)

        1. Мобилизующий этап.

        Учитель. Дети, сегодня мы посетим театр, не выходя из класса. Вы будете играть разные роли, то есть применять “мозаичное” правило: И швец, и жнец, и на дуде игрец. (Качественно и ответственно выполнять разнообразные обязанности в семье и школе).

        Доброжелательными учителями вы поработали: тактичная взаимопроверка закончена, аргументированные оценки поставлены. А сейчас вы – детективы из агентства «Зоркий глаз». У каждого настоящего детектива есть заветная записная книжка. У вас – это тетрадь. Открываем её, пишем – Двенадцатое октября. Классная работа.

        По имеющимся приметам звука необходимо найти в стихотворении О. Кургузовой букву и выписать слова с ней, распределив их по каким-то признакам в два столбика. Итак, две задачи: найти и оформить!

        Приметы – «согласный; глухой непарный; твёрдый непарный». (Слайд 2)

        Учитель. Докладывайте, детективы!

        Ученики. Это буква Цэ . Слов с этой буквой найдено двенадцать. Распределены по следующим признакам: Ы после Ц – И после Ц

        Учитель. Молодцы, детективы! Запишем эти слова в столбики на доске. (Дети записывают слова, выходя по одному к доске). Следующая задача: выяснить, в каких частях слова стоят И, Ы после Ц?

        Ученики. Данные буквы замечены в корнях (например, цыплёнок, циркуль .), суффиксах (например, львицын, у медведицыной .); в окончаниях (например, из больницы, у львицы. ); в словах на -ция (например, ситуация, на станцию .)

        2. Формулирование темы и целей урока.

        Учитель. Как вы считаете, уважаемые детективы, о чём пойдёт в дальнейшем речь?

        Ученики. Мы отыскали букву по её характерным звуковым признакам. Слова с ней распределили, учитывая гласные, стоящие после неё.

        Вывод: речь пойдёт о написании букв И, Ы после Ц. Значит, тема урока «Буквы И, Ы после Ц в разных частях слова».

        Учитель. Исходя из темы урока, сформулируйте его цели. Используйте для этого запись

        Цели (Слайд 3):

        1) запомнить условия, при которых. ;

        2) отрабатывать навык написания, обосновывая выбор. ;

        3) повторить изученный материал: . после шипящих и. гласные в корне слова; разбор слова. ; . разбор простого предложения;

        4) продолжить «Путешествие по. тропе».

        1) запомнить условия, при которых пишутся и, ы после ц ;

        2) отрабатывать навык написания, обосновывая выбор и, ы ;

        3) повторить изученный материал: гласные после шипящих и безударные гласные в корне слова; разбор слова по составу ; синтаксический разбор простого предложения;

        4) продолжить «Путешествие по этимологической тропе». (Слайд 4 появляется после выступлений учеников)

        3. Изучение нового материала.

        Учитель. Какие же вы умные детективы! А теперь приступим к реализации целей урока. Я прочитаю несколько слов, а вы внимательно послушайте и ответьте на вопрос: какие повторяющиеся звуки слышатся во всех словах? Читаю: цирк, цифровой, циркуль, лекция, бледнолицый, цыплёнок, львицын, птицы

        Учитель. А посмотрите, как написано на доске. (Доска сначала закрыта)

        Звук один, но пишутся разные буквы, и наша с вами задача – разобраться, в каких случаях после «ц» пишется «и» , а в каких – «ы».

        Слова первого столбика прочитайте внимательно, обратите внимание на то, в какой части слова находится орфограмма? А какое слово лишнее? (Если сбиваются, то нужно вывести на подобные слова с «-ция» : конференция, авиация, милиция)

        Ученики. Орфограмма находится в корне, а лишнее слово «лекция».

        Учитель. Верно! В русском языке есть слова, которые заканчиваются на -ция , и все они пишутся с буквой и . Итак, буква и пишется после ц в двух случаях. В каких?

        Ученики. И после ц пишем в корне и на -ция .

        Учитель. Теперь переходим к словам второго столбика. Уважаемые детективы, в какой части слова обнаружена искомая орфограмма и нет ли лишнего?

        Ученики. Проведя расследование, выявили места нахождения и, ы после ц в корне, суффиксе и окончании. Но так как мы только что сделали вывод о написании и после ц , то слово цыплёнок исключается из второго столбика.

        Учитель. Правильно, всеведущие детективы! В слове цыплёнок орфограмма находится в корне и, согласно первому правилу, мы должны были написать и, а не ы. Но ни одно правило не обходится без исключений. Написание ци в корне – историческое явление. Слова с таким буквосочетанием являются обычно иноязычными, например: слово цивилизация из лат. сivilis, слово цитата – лат. citatum. В русском же языке буква ц передает твердый звук, после которого может произноситься только [ы] , но не [и] . Поскольку заимствованных слов с ци в корне подавляющее большинство, то русские слова с цы в корне (цыган, на цыпочках, цыпленок, цыкнуть, цыц) попали в исключения. (Слайд 5)

        Учитель. Итак, юные детективы, в каких случаях пишем ы после ц ?

        Ученики. После ц пишется ы: в окончаниях существительных и прилагательных; в суффиксе имён прилагательных -ын-; в исключениях цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыц, цыкать и в словах, от них образованных, например, цыганский, цып-цып, цыплячий.

        4. Актуализация знаний учеников.

        Учитель. Благодарю вас, уважаемые детективы, за профессиональное расследование! А так как сбором, хранением и обработкой информационного материала занимается информатика, то сейчас, дети, вам поручается роль ведущих программистов из группы «Монитор» . Вы обработаете собранную информацию и сохраните её в виде опорной схемы. Прочитайте правила учебника, а затем положения текста оформите в стратегии граф.

        Ученики читают правило в учебнике на стр.39 и оформляют граф.(Слайд 6)

        Учитель. В компьютерном варианте это можно сделать в виде графической схемы, которая даёт представление об алгоритме применения орфографического правила.

        5. Закрепление изученного.

        Учитель. Прекрасно справились с работой умные программисты! При выполнении последующих заданий нам поможет стратегия граф . Дорогие артисты, у вас роли внимательных писарей из бюро «Грамотей».

        Ученики выполняют упражнение 462 – комментированное письмо.

        Учитель. Молодцы, дети! А сейчас вы должны войти в роль точных ловцов спецгруппы «Острый слух». Хоть и говорят, что слово не воробей, вылетит – не поймаешь, но ваша задача – поймать и поместить в своеобразные корзинки «И» – «Ы» слова. Какие, как вы считаете, бывшие детективы?

        Ученики. Слова на букву «Цэ».

        Учитель. Верно. Итак, в роли чтецов выступают (имена 2-3 учеников).

        Чтецы зачитывают предложения из упражнения 463.

        Учитель. Проверка – сколько слов в корзине И? А в корзине Ы? Зачитывает ловец, у которого слов больше. За слово – балл. Не то слово в нужной корзине – снять балл.

        Учитель. Релаксация. А сейчас – антракт! (Звучит спокойная музыка, показываются фотографии цветов, растущих в родной сторонке).

        Для вас, талантливых актёров, эти прекрасные цветы!

        И сейчас вы можете превратиться в них. Давайте попробуем! Сядьте на корточки, опустите голову и руки. Представьте, что вы маленькое семечко, из которого вырастет большой и красивый цветок. Представили? Отлично! Теперь тёплый-тёплый луч солнца достиг земли и согрел вас. Тогда проклюнулся росток. И вот из ростка стал вырастать прекрасный цветок. Стали расти вы! Начинайте медленно вставать. Расти-расти. и вот вы уже какие большие! Теперь разведите руки в стороны. Вы нежитесь на солнышке, подставляете теплу и свету каждый лепесток. Улыбнитесь, приподнимите подбородок, представьте, что вы смотрите на солнышко, медленно поворачивайте голову вправо-влево. Вам спокойно, приятно. Вам очень хорошо.

        Теперь соедините свои ладони. Пусть это будет бутон. На него дует ветерок – подуйте на свои ладошки. Бутон не раскрывается. А ветер всё продолжает дуть. Он усиливается. Дуйте на ладони всё сильней и сильней!

        Но вот выглянуло солнышко, ветер стих. Согрейте своим дыханием ладошки. Стало тепло и хорошо. Бутон начал раскрываться. Начинайте медленно разводить свои пальчики в сторону. Бутон раскрылся! Улыбнитесь ему!

        И роли прекрасных цветов сыграны на «бис»! А знаете, мои славные артисты, К.Ушинский утверждал, что «всякий шаг вперёд должен опираться на повторение прежнего». Пора, уважаемые актёры, сыграть роли мудрых археологов экспедиции «Из глубины веков» . (Слайд 7) Ваша задача – работая в группах, представить текст в полном объёме. Занимаясь раскопками и восстановлением письменного объекта, не забывайте вспомнить прежде изученное и воспользоваться знаниями.

        Ученики сначала читают текст с доски, затем списывают, распределив в группе, абзацы.

        Учитель. Уважаемые археологи, представьте свои находки, объясняя орфограммы.

        – Есть ли в тексте предложение, соответствующее схеме А: «П!»

        – Произведите выборочное комментированное письмо слов с орфограммой «Гласные после шипящих».

        – Синтаксический разбор последнего предложения в тексте.

        – Какие орфограммы, уважаемые археологи, вы ещё обнаружили при восстановлении объекта?

        Ученики выполняют задания.

        Учитель. Благодарю за умелое использование знаний, мудрые археологи! А сейчас, дети, вы продолжите играть свою давнюю роль любознательных почемучек, но будете при этом и рассудительными толкователями сообщества «Почемучляндия». Отгадав загадку, узнаете слово, значение которого надо растолковать:

        Ученики. Это цифры.

        Учитель. Измените, уважаемые толкователи, число этого существительного и поработайте со словарём.

        Ученики из толкового словаря делают выписки.

        Учитель. Вот ещё одно слово для толкования – гостинец. Измените число и этого существительного. Можете сказать, не заглядывая в словарь, что значит гостинец ?

        А вот интересно, почему мы так говорим: цифра, гостинцы?! (Слайд 8).

        Учитель. Сейчас у вас будут роли словообразователей. Вы поработаете в офисе «Слово». Я читаю толкование, а вы хором дружно произносите, а потом записываете его одним словом. Отмечаете орфограмму, которую мы поместили в стратегии «граф».

        Массовое шествие (демонстрация);устное изложение какой-нибудь темы (лекция);

        стриженый и крашеный мех овцы (цигейка);знак, обозначающий количество (цифра);артист цирка (циркач);массы ветра, несущие осадки (циклон);ребёнок курочки-рябы (цыплёнок);учебная принадлежность для черчения кругов (циркуль);высокая твёрдая шляпа с небольшими полями (цилиндр);апельсины, мандарины, лимоны (цитрусы);в древнегреческой мифологии одноглазый великан (циклоп);два кольца, два конца, посредине гвоздик (ножницы);музыкальный струнный инструмент с деревянными молоточками (цимбалы).

        Цыплёнок в цирке выступал,
        Играл он на цимбалах,
        На мотоцикле разъезжал,
        И цифр он знал немало.
        Он из цилиндра доставал
        Морковь и огурцы,
        И только одного не знал:
        Где после Цэ – и , где ы . (Слайд 9)

        А вы, дорогие артисты, теперь знаете? Сейчас проверим!

        Минутки отдыха. У нас в классе тихий разговор «По секрету всему свету» – расскажите, пожалуйста, друг другу правило написания И, Ы после Ц и поделитесь впечатлениями от вашей артистической игры – какая роль вам пришлась больше по душе.

        Подготовленный ученик. (После разговора читает шуточное стихотворение, а дети, слыша И после Ц поднимают руки вверх, а Ы после Ц – руки не поднимают, кулачки сжимают.) (Слайд 10)

        Учитель. Открою вам ещё один секрет!

        На доске написаны слова

        [э ] [ы ] – звуки записываются позже

        Слово «цепь» состоит из одного слога, и, естественно, что ударение падает именно на него. Какой звук вы слышите в этом слове после буквы Цэ ? ([э])

        А если мы образуем от этого слова другое, родственное, например, «цепочка» , где ударение падает не на первый слог, тогда какой звук вы услышите после Цэ ? ([ы])

        Правильно, уважаемые артисты! В слове цепь мы слышали [э] , во втором – цепочка [ы] , хотя буква после ц пишется одна – е ! Дело в том, что в безударном положении гласная после ц слышится не очень отчётливо, не в полную силу. Но стоит поставить её под ударение, то мы услышим звук [э] , слово цепочка проверяем однокоренным цепь. А в словах циркуль или цыплёнок этого сделать нельзя, так как звуки, которые обозначают буквы и, ы не зависят от ударения. Услышали секрет?

        А теперь для вас роль адекватного и справедливого критика : поставьте себе оценку, проанализировав свою артистическую работу. Можно воспользоваться таким началом:

        • «Оказывается. «
        • «Я понял, что. «
        • «Никогда не думал, что. «
        • «Меня обрадовало, что. «

        А закончить работу так:

        Решите, какая оценка пойдёт в журнал: ваша или та, что поставил одноклассник за домашнее задание. Пользуйтесь нашим «мозаичным» советом: С емь раз примерь – один отрежь. (Тщательно всё обдумать и предусмотреть перед началом серьёзного дела).

        Ученики пишут, потом зачитывают. Оценки учитель ставит в журнал.

        Учитель . Выполнять домашнее задание, юные актёры, вы будете в роли опытных путешественников. Вам выдаётся карта с текстом. У вас есть компас-граф и компас-словарь. Удачи на этимологической тропе! (Слайд 11)

        Ц..плята весь день на ц..новке л..жали.
        Ц..плята ц..нгою ужасно страдали.
        Ц..ган их (на) ц..почках водит (в) б..льницу.
        Велел им там доктор ц..булей лечит(ь?)ся.
        Был доктор (в) халате, как в панц..ре жук.
        «Ц..буля, – ск..зал, – не микстура, а лук!»
        Ю.Халфин.

        1. Вставить пропущенные буквы и раскрыть скобки.

        2. Растолковать слова «циновка», «цинга», «панцирь», «микстура».

        3. Приветствуется использование «мозаичного» правила: Я – последняя буква в алфавите, да аз – первая. (Я – талант. Реализовать способности.»Аз» и «я»– личные местоимения первого лица единственного числа – являются синонимами). Желающие могут написать стихи, используя слова на изученное правило.

        Пожмите, дети, руки друг другу, поблагодарив и пожелав добра и успехов! Сердечное спасибо вам, мои любознательные ученики-артисты, за мой лучший урок!

        Деятельность педагога: создание положительной мотивации; целевая установка; управление процессом осознания, познания и приобретения знаний, умений и навыков; организация самостоятельной, творческой деятельности учеников и анализ их действий; организация доброжелательной атмосферы «включённости» каждого пятиклассника в учебную работу; оказание помощи детям, не успевающим за темпом работы класса; техническое обслуживание; ответы на вопросы детей; подведение итогов; аргументированная оценка деятельности каждого ученика.

        Деятельность обучающихся: восприятие, приобретение и систематизация новых знаний, умений и навыков; практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем; продумывание ответов (припоминание, сравнение, анализ, синтез); слуховое восприятие (слушание) и осмысление материала; чтение и осмысление текста; выполнение заданий (выделение нужного, воспроизведение, ответы на вопросы); зрительное восприятие (рассматривание, анализ, обобщение); упражнения (по письменной инструкции, под руководством учителя, по алгоритму, самостоятельно); самоконтроль, самоанализ (самооценка) и взаимопроверка достижений.

        xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

        Правило и или ы после буквы ц

        § 14. После ж, ш, ч, щ пишется буква и (и не пишется ы), напр.: жир, рыжик, межиздательский, скажи, шить, камыши, чистый, лучи, щит, ищи.

        Примечание. В некоторых иноязычных собственных именах после ч пишется буква ы, напр.: Чыонг Тинь (вьетнамское собственное имя).

        § 15. После ц пишется буква и или ы.

        Буква ы пишется в следующих случаях.

        1. В корнях слов: цыган, цыплёнок, цыпка, цыпки, на цыпочки, на цыпочках, цып-цып, цыц, цыкать, цыркать (и в производных словах, напр.: цыганка, цыганский, выцыганить, цыплёночек, цыпонька, зацыкать, цыкнуть, цыркнуть).

        2. В окончаниях существительных и прилагательных, напр.: огурцы, стрельцы, столицы, Клинцы, Люберцы; куцый, бледнолицых, узколицыми.

        3. В суффиксе прилагательных -ын, напр.: сестрицын, Лисицын, царицын, Троицын день. Так же пишутся географические названия на -цын, -цыно, напр.: Царицын, Голицыно.

        Примечание. В русских фамилиях после ц пишется буква и или ы в соответствии с традицией и с регистрацией в официальных документах, напр.: Ципко, но Цыбин; Куницын, Курицын, Синицын, Скобельцын, Солженицын, но Вицин, Ельцин, Цицин.

        § 16. Во всех остальных случаях после ц пишется буква и, а именно: а) в корнях слов, в том числе иноязычных собственных имен, напр.: цирк, цикл, цилиндр, цигейка, цинга, циновка, цифра, панцирь, цивилизация, специфика, циклон, цирюльник, вакцина, революция, иуцик; Цицерон, Цирцея, Циммервальд, Цинциннати; б) в суффиксах иноязычного происхождения, напр.: организация, электрифицировать, медицина, кальцит, публицист, скептицизм; в) после первых частей сложных и сложносокращенных слов и в звуковых аббревиатурах, напр.: блицинтервью, специнтернат, ЦИК.

        Правописание «Ы» и «И» после «Ц» в словах

        Буква «и» после «ц»

        Буква «и» после «ц» пишет­ся в сле­ду­ю­щих слу­ча­ях:

        Большинство слов рус­ско­го язы­ка пишут­ся с бук­вой «и» после «ц» в корне.

        Исключением явля­ют­ся сло­ва, в корне кото­рых после «ц» пишет­ся бук­ва «ы» :

        Это напи­са­ние сохра­ня­ют про­из­вод­ные от них лек­се­мы, при­над­ле­жа­щие к раз­ным частям речи.

        Понаблюдаем:

      • ц ы ган­ский табор;
      • смуг­лая ц ы ган­ка;
      • весе­лый ц ы ганё­нок;
      • петь по-ц ы ган­ски;
      • ц ы пля­чий пух;
      • наша ц ы плят­ни­ца;
      • гром­ко ц ы кнуть;
      • не надо ц ы кать и др.
      • Указанные слова-исключения из орфо­гра­фи­че­ско­го пра­ви­ла лег­ко запом­нить, если их объ­еди­нить в одну фра­зу:

        Цыган встал на цыпоч­ки и ска­зал цып­лён­ку: «Цыц»!

        2. Буква «и» пишет­ся в заим­ство­ван­ных сло­вах, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -ция :

        Буква «ы» после «ц»

        Выбор бук­вы «и» или «ы» после «ц» зави­сит от места в сло­ве и от фор­мы лек­се­мы. Буква «ы» пишет­ся в основ­ном после «ц» не в корне, а в дру­гих мор­фе­мах:

        1. в окон­ча­ни­ях слов:

        а) у суще­стви­тель­ных в фор­мах един­ствен­но­го чис­ла роди­тель­но­го паде­жа и мно­же­ствен­но­го чис­ла:


  1. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.
  2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.
  3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. – М.: Дрофа, 2012.

Домашнее задание

Вставьте пропущенные буквы в словах и распределите эти слова по колонкам таблицы.

Авиац..я, ц..ганский, пословиц. сестриц..н, смуглолиц..й, ц..клон, мотоц..кл, птиц..н, станц..я, ц..плёнок, панц..рь, пуговиц.

К какой категории тяжести преступления относится грабеж и разбой. тяжкие или особо тяжкие и какой по ним срок давности Грабеж - ст. 161 УК РФ: ч. 1 - средней тяжести - срок давности 6 лет […]

  • Отстранение от работы: по требованию органов и должностных лиц По состоянию на: 08.04.2010Журнал: Справочник кадровикаГод: 2010
  • Увольнение по сокращению работников предпенсионного возраста Вопрос: Правомерно ли сокращение сотрудника, которому осталось год до пенсии? Если да, то какая должна быть компенсация при […]
  • Налог на недвижимость. Часть 2 Статьи по теме eщё 312 материалов по теме Часть 1. Часть 2. Основные изменения, внесенные в исчисление налога на добавленную стоимость с 1 января 2015 г.* […]
  • Опубликование уголовного закона это Законы Ману - древнеиндийский сборник предписаний религиозного, морально-нравственного и общественного долга (дхармы), называемый также "закон ариев" […]
  • О борьбе с коррупцией Закон Республики Казахстан от 2 июля 1998 года N 267. Утратил силу Законом Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года № 410-V ЗРК Текст Официальная публикация […]