Инфографика в печатных сми. Особенности использования инфографики в деловой прессе: жанровый аспект

В статье речь идет об инфографике как об одном из современных методов визуализации и ее распространении в средствах массовой информации разного типа. Проводится классификация видов инфографики и анализируется их использование в мультимедийном языке СМИ.

Ключевые слова: инфографика, визуализация данных, средства массовой информации, графический дизайн

Введение

В современных условиях роста объема данных, увеличения ско­рости передачи информации и стремления СМИ оптимизировать восприятие контекста возрастает потребность в качественной ви­зуализации. Известно, что психическая деятельность - не созна­тельная, а бессознательная [Лэнгтон, 2009, с. 40], и визуальнообраз­ная информация воздействуют на подсознание, способствуя более острому восприятию данных. Именно инфографика (наглядное представление больших массивов информации с использованием компьютерной графики) позволяет СМИ решить поставленные задачи: адаптировать данные под потребности и ожидания целе­вой аудитории с точки зрения как содержания, так и технологий.

Искусствовед Е. Лаврентьева справедливо отмечает: «Наш век часто называют веком информации, вне зависимости от вида и формы коммуникации в ее основе лежит текст. Считывание и пе­реработка информации, производство текстов стало массовым. <...> Встает проблема выбора и грамотного использования худо­жественных средств, созвучных времени и смыслу информации» [Лаврентьева, 2008, с. 6]. Иллюстрирование становится элементом текстообразования. Все изобразительные средства интегрируются в единое текстуальное пространство СМИ, превращая его в само­стоятельную знаковую систему. По словам арт-директора «National Georgaphic» Хуана Веласко, «информация в большинстве случаев измерима и поддается подсчету. Вполне естественно, что мы пыта­емся организовать потоки информации, отфильтровать и предста­вить ее в удобоваримом виде» . Таким способом организации данных и их визуализации становится инфографика. Она делает информа­цию более понятной и наглядной для читателя, а это решает одну из основных задач любого СМИ - эффективность подачи мате­риала, максимально точное донесение смысла до целевой аудито­рии. Инфографика в СМИ появляется не случайно, напротив, она становится трендом, отвечающим требованиям современной жур­налистики - оперативной, насыщенной различными видами дан­ных, мультимедийной. Об этом пишет Михаил Концевой: «...Фено­мен инфографики фактически является суперпозицией ключевых трансформаций информационной среды, социальных и психоло­гических перемен в целевой аудитории СМИ и, соответственно, итоговым воплощением всех основных тенденций развития современной журналистики» .

Инфографика - это разновидность креолизованного текста, смысл которого заложен одновременно в двух плоскостях - вер­бальной и невербальной. И здесь визуализация играет решающее значение: дизайнер использует те изобразительные компоненты, которые помогают правильной интерпретации текста (компози­ция, форма и контрформа, цвет, шрифт и др.).

Сегодня в России инфографику активно используют не только в печатных СМИ - газетах («Ведомости», «Деловой Петербург», «Аргументы и факты», «Вечерняя Москва», «Комсомольская прав­да» и др.) и журналах («Русский репортер», «Вокруг света», «Экс­перт», «Секрет фирмы»), но и в онлайн-изданиях («Газета.ру», «Маркер»), В информационных агентствах созданы отделы инфо­графики, в которых работают команды дизайнеров, иллюстраторов, редакторов (ИТАР-ТАСС, РИА Новости, МИА «Россия сегодня»). Развивается и инфографика телевизионных каналов («Москва-24»), Инфографика носит образовательный и просветительский харак­тер, благодаря информационной насыщенности и грамотной гра­фической подаче она способна донести до реципиента сложные журналистские материалы. С помощью программного инструмен­тария инфографика становится динамической, интерактивной, мультимедийной, в ней одновременно присутствуют и автор, и читатель.

В работах исследователей инфографики рассматривалась исто­рия этого метода визуализации и приводились примеры ее наиболее удачного использования. В основном это издания иностранных специалистов, что легко объяснить более ранним появлением ин­фографики в СМИ за рубежом (с 1970-х гг. в США этот метод ви­зуализации появляется в «Sunday Times», «USA Today», «United States»). Неслучайно именно инфографика европейских стран (Испания - «Е1 Mundo», Германия - «Die Zeit» и др.) и США («The New York Times», «Boston Globe», «National Geographic») удо­стаивается первых мест на международных конкурсах инфографи­ки, как, например, «Malofiej», и служит примером для российских дизайнеров.

Одна из самых известных практико-теоретических работ - «Ви­зуальное представление количественной информации» Эдварда Тафти . Это одно из первых изданий по визуализации данных - классическое пособие по созданию графиков, диаграмм, таблиц, в котором сочетаются теория и качественный иллюстра­тивный ряд. Отдельный пласт литературы по инфографике - ил­люстрированные издания с примерами работ дизайнеров различ­ных стран . Интерес по данной теме представляют также и статьи на интернет-порталах, посвя­щенных инфографике, таких, как Infographer.ru . Схожая пробле­матика рассматривается на сайте SND (Society of News Design) .

Однако в данных работах не учтена взаимосвязь типологии СМИ и инфографики, в то время как этот вопрос заслуживает внимания. При создании инфографики важно работать не только с текущим материалом, но и ориентироваться на тип СМИ, графическую мо­дель издания, его знаковую систему. Характер визуализации зави­сит от целевой аудитории, способа изложения материала.

В нашем исследовании мы использовали уже известные подходы к типологии СМИ [Шостак, 2007; Шкондин, 2002; Шкондин, Реснянская, 2007; Щепилова, 2010].

Методология

Для того чтобы показать взаимосвязь инфографики и типоло­гии СМИ, в данной работе мы анализируем графические средства визуализации, использованные в инфографике. Нами были выбра­ны издания разного типа, составлена карта анализа инфографики, которая позволяет подробно описать визуализацию данных в кон­кретном СМИ и прийти к изложенным ниже результатам исследо­вания.

Для анализа взаимосвязи типологии и дизайна инфографики мы отобрали следующий эмпирический материал:

Общественно-политические и новостные издания:

Ежедневная качественная газета «Московские новости» (пе­чатная и электронная версии);

Еженедельный качественный журнал «Русский репортер» ;

Массовая еженедельная газета «Аргументы и факты» (печат­ная и электронная версии);

Деловые качественные издания:

Ежедневная газета «Ведомости» ;

Ежемесячный журнал «Секрет фирмы» ;

Еженедельный журнал «Эксперт» ;

Научно-популярные и познавательные журналы:

Нишевые издания:

Качественный ежемесячный мужской журнал «Esquire» ;

Новостные агентства:

Эти СМИ отражают общую для современного медиарынка тен­денцию - стремление к лаконичной и структурированной подаче данных в виде качественной инфографики. В условиях «информа­ционной избыточности» такой визуализации требует технологи­чески оснащенный, активный адресат СМИ.

Результаты исследования

Информация носит разный характер: текстовые и числовые дан­ные, материалы, требующие синтеза различных способов иллю­стрирования, в связи с этим в популярных российских и зарубеж­ных СМИ представлены различные виды инфографики.

Наиболее распространенные из них:

Статистика и отчеты: данные за определенный период времени сводятся воедино.

Справочная информация: дополнение к основному материа­лу, подробно поясняющее показатели, процесс, хронологию и т.д.

Иллюстрации: они выступают не столько как эстетическая со­ставляющая, сколько как точное отображение информации путем графического изображения, которое упрощает процесс восприятия.

Анимация и видео: возникает возможность передачи движе­ния, интерактивного общения с пользователем.

Чертежи и схемы: представление сложных структур нагляд­ным способом.

Картография: помогает сориентировать читателя или зрителя и географически привязать данные.

Статистика и отчеты. Этот вид инфографики среди анализи­руемых нами СМИ используется в качественных деловых и обще­ственно-политических и новостных изданиях, таких, как «Ведомо­сти», «Эксперт», «Секрет фирмы», «Русский репортер», в массовой газете «Аргументы и факты», в научно-популярном издании «По­пулярная механика». Инфографика представлена в виде графиков (гистограмм, столбиковых графиков, линейных графиков), диа­грамм, таблиц. Такая визуализация адресована читателю, способ­ному к аналитическому и вдумчивому восприятию данных. Функции статистики здесь - разъяснение и сравнение, аналитика данных. Инфографика упрощает презентацию экономических материалов, больших объемов цифр. Графические средства в «Популярной ме­ханике», «Аргументах и фактах» более разнообразны, чем в других изданиях. Это связано и с характером публикаций, их тематикой. В деловых газетах и журналах визуализация ограничена шаблонами с лаконичной подачей цифр и использованием линеек разной тол­щины и цвета, в то время как в массовых и популярных изданиях графики, диаграммы и таблицы иллюстрированы фотографиями и пиктограммами.

Справочная информация представлена временными шкалами с показателями роста индексов («Секрет фирмы») или «Хроникой борьбы с сахаром» («Вокруг света») в виде ряда текстов, разме­щенных на плашках; хронологией выпуска «Документальных филь­мов, которые изменили мир» с указанием дат выхода и кратким содержанием кино («Русский репортер»); поясняющая основной материал инфографика с изображением передвижения космиче­ского самолета, не нуждающегося в ракете-носителе («Популяр­ная механика»). Потребность в такой инфографике возникает в сложных многополосных материалах, когда необходимо разно­образить текстовый ритм и привлечь внимания читателя к увлека­тельным иллюстрированным фактам.

Иллюстрации. Здесь представляет интерес инфографика, кото­рая является сложной иллюстрированной схемой, заключающей в себе рассказ о событии или описание предмета. Такие работы публикуются в следующих изданиях: «Московские новости», «Рус­ский репортер», «Популярная механика», «Аргументы и факты», «Вокруг Света». Эту многокомпонентную инфографику коллектив дизайнеров и журналистов чаще всего создает в еженедельных и ежемесячных СМИ, так как работа требует много времени, сбора и анализа большого объема данных. Здесь, помимо простейших диаграмм и графиков, мы можем увидеть карты, потоковые диа­граммы (в которых в виде соединяющихся и разветвляющихся ли­ний показываются взаимосвязи), блок-схемы и т.д.

Одна из наиболее эффектных работ - инфографика «Москов­ских новостей» «Марсоход Curiosity: путешествие с Земли на Марс» (рис. 1). В 2013 г. она была отмечена серебряной наградой на меж­дународном конкурсе «Malofiej 21», который проходил в рамках Всемирного инфографического саммита (Infographics World Summit). Работа интересна своей композицией, позволившей авторам умес­тить в рамки одного проекта большое количество данных: исто­рию удачных и неудачных запусков марсоходов, схему посадки марсохода на Марс, сравнение пробега марсоходов и их габаритов и т.д. Центральная часть инфографики представлена 3D-рисунком самого марсохода (за счет сочетания линий различной толщины он напоминает инженерный чертеж). Выдержанная цветовая па­литра (черный, насыщенный желто-оранжевый, красный, желтый и белый цвета) соответствует теме публикации и делает ее стиль­ной, привлекающей внимание. В целом, для инфографики «Мос­ковских новостей» характерны белый фон, изящная графика и обилие тонких линий, за счет этого в работах данного издания создается эффект наполненности «воздухом».

Если говорить о высоком уровне дизайна как «Московских но­востей», так и других качественных СМИ («Русский репортер», «Секрет фирмы», «Вокруг света», «Популярная механика», «Es­quire»), то следует отметить точность и чистоту отрисовки иконок- символов, которые являются неотъемлемой частью графики фак­тически любого современного издания. Пиктограммы способны сделать инфографику понятной на любом языке при условии точ­ной передачи смысла в небольшом схематичном изображении. Изображение может быть цветным или черно-белым, объемным или плоскостным, но оно должно оставаться ясным.

Анимация и видео активно используются в «РИА Новости». Ак­тивное использование этого вида инфографики информационным агентством связано с характером самого СМИ. Задача агентства - адресация реципиенту максимально точных и лаконичных сооб­щений. Анимация в данном случае помогает в рамках одной инфографики представить вниманию пользователя сложное интерактивное повествование.

Характерный пример работы агентства «РИА Новости» - «Ти­таник» снаружи и внутри: виртуальный тур по знаменитому лайне­ру» (рис. 2) 22 . Информационным поводом для инфографики слу­жит годовщина гибели лайнера. Для работы выбрана эффектная тема, которая может привлечь внимание широкой аудитории. Ин­фографика состоит из нескольких планов, которые разворачива­ются перед читателем один за другим. Это вид «Титаника» снару­жи, продольный срез лайнера и интерьер корабля. Таким образом, авторы этого мультимедийного проекта показывают масштаб вели­колепия самого дорогого лайнера того времени. В работе исполь­зованы как трехмерные, так и плоскостные изображения, за счет смещения камеры вдоль корпуса корабля происходит имитация его движения по воде. Создана анимация для иконок-ссылок на срезе «Титаника», что придает динамичность изображению и при­влекает внимание зрителя.

Благодаря продуманной визуализации смысл сообщения легко передается аудитории:

Композиция сюжета: лайнер находится по центру каждой из сцен, создавая смысловую целостность композиции, при этом осу­ществляется переход между подвижным объемным Зс1-изображе- нием, статичным 2-d изображением и трехмерной навигацией по интерьеру, воссозданному при помощи фотографии;

Цветовая схема: использованы приглушенные оттенки крас­ного, серого, желтого и черного цветов, соответствующие гамме богатых интерьеров корабля;

Шрифтовой набор: присутствует имитация объема шрифта, будто переливающегося оттенками золотого. Текст на выносках, появляющихся после нажатия на иконки, обрамлен рамкой из тонких линий, создающих декоративный эффект.

Приведенный пример - кропотливая и трудоемкая работа кол­лектива инфографов, которая не часто встречается в российских СМИ и является, скорее, исключением из правил . Напротив, чаще как офлайн- и онлайн-издания используют разработанные шаблоны для создания несложной инфографики, те. фирменный стиль (шрифт, цвет, отступы, линейки и стрелки, графическое ре­шение для карт и т.д.), существующий в рамках знаковой системы всего издания.

Чертежи и схемы способны показать самую сложную структу­ру, однако в инфографике они должны быть понятны любому чи­тателю. «Популярная механика», «РИА Новости», «Московские новости» активно используют этот вид инфографики в виде как плоскостных, так и объемных изображений. В плоскостной гра­фике прослеживается общая тенденция, характерная для стандарта чертежей в целом: сочетание линий большей толщины для контура предмета и тонких линий для внутренних деталей. Такая графика создает эффект объема.

Картография. Один из наиболее интересных и древнейших ви­дов инфографики. Карты встречаются во всех анализируемых нами СМИ, но они различаются своей графикой и используются дизайнерами для различных целей. Карты могут быть простейшим географическим ориентиром, как в журнале «Русский репортер», когда рядом с фотографией на карте указана точка, где был сделан кадр. В «Вокруг света» карта мира вынесена в содержание номера и на ней отмечены цифрами те страны, о которых пойдет речь внутри. Карта на развороте в «Московских новостях» становится основой в «Рейтинге регионов России по качеству жизни - 2013» (градацией оттенков синего показаны успешные и отстающие ре­гионы страны). В «Эксперте» карта может быть дополнительной информацией к основному материалу о строительстве линий элек­тропередач (на контур России здесь нанесены стрелки, указываю­щие географическое положение строек), к материалу об отноше­ниях Евросоюза и Молдавии (фрагмент карты, на которой цветом выделена Молдавия и район Приднестровья и Гагаузии). Схожая карта опубликована на сайте ИТАР-ТАСС: в инфографике «Офшор­ные банковские центры и банковская тайна» на карте с помощью линий и подписей к географическим объектам отображено внедре­ние международного налогового стандарта. Отметим, что карты в инфографике этого информационного агентства разнообразны, здесь нет единого шаблона: изображение страны или мира может быть контурным или с заливкой, насыщенным (если это самостоя­тельный объект) или подложкой для основного текста. Отличаются и точки-маркеры (буллиты), наносимые на карту, и графика стре­лок и линий. В картографии «Аргументов и фактов» единство стиля создается за счет нескольких используемых дизайнерами плоскост­ных изображений карт, шрифтового начертания для заголовков и основного текста, цветового решения подложки и графики линеек и стрелок.

Выводы

От типа средства массовой информации зависит графическая модель издания в целом и дизайн инфографики в частности. Воз­раст аудитории издания, ее интересы, образ жизни влияют на ви­зуальный ряд конкретной публикации. Читатель газеты, как пра­вило, располагает большим количеством времени для прочтения материала, нежели читатель онлайн-издания и тем более новост­ного агентства. Для пользователя интернет-СМИ важны такие ка­чества информации, как оперативность и интерактивность инфор­мации. Так, читатель «Популярной механики» будет вдумчиво рассматривать замысловатые схемы в инфографике о космическом корабле, в то время как пользователь, «заглянувший» на ленту «РИА Новости», предпочтет быстро просмотреть динамичную флеш- анимацию.

Тип СМИ, его задачи, технологические возможности редакции, наличие мобильной и интернет-версии, география распростране­ния - все это влияет на способы подачи инфографики, ее виды, графические средства. В инфографике для веб-пространства поль­зователь имеет возможность прокрутки материала по вертикали и горизонтали, использует гиперссылки, что, конечно, расширяет границы инфографического поля и позволяет создавать сложные истории с интерактивным участием аудитории. У отдела инфогра­фики ежемесячного журнала есть время для поиска, сбора и обра­ботки интересного материала, который будет интересен читателю. Ежедневная газета и новостное агентство стремятся к введению шаблонов для увеличения скорости работы над инфографикой и экономии времени. Обилие повторяющихся по форме данных (цифры, даты, экономические показатели, курс валют) в деловых и специализированных СМИ требует разработки фирменного стиля для графиков, диаграмм, карт в рамках строгого макета. Качествен­ные общественно-политические и массовые СМИ располагают большей свободой в визуализации, их цель - привлечение внима­ния читателя к материалу, ясность и убедительность цифр и фактов. Шаблоны здесь не обязательны, что делает инфографику более разнообразной. В массовых изданиях фирменный стиль в инфо­графике практически не прослеживается: здесь не ограничена цве­товая палитра, не разработан дизайн для отдельных элементов.

В заключение стоит отметить, что все большее количество СМИ внедряет в свою графическую модель такой метод визуализации, как инфографика, что говорит о ее эффективности. Как результат, иллюстрирование становится более качественным. Издания пере­стают использовать инфографику лишь как броский элемент, мод­ный тренд и стремятся к осмысленной визуализации, высокому уровню в этой области дизайна.

Список литературы

Веласко X. «Национальная инфографика» Хуана Веласко. URL: http:// www. design-management. га/ articles/ articles/? id=313

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Инфографика как средство визуальной коммуникации в современной деловой прессе. Специфика деловой прессы. Жанровая система деловой прессы. Анализ инфографики в газетах "Биржа" и "Коммерсантъ". Графическое представление больших массивов информации.

    дипломная работа , добавлен 11.07.2014

    Инфографика как средство визуальной коммуникации. Основные требования проектирования графического способа подачи информации. Особенность создания многостраничного издания. Анализ подготовки макета и верстки. Проведение работы над зрительными разворотами.

    дипломная работа , добавлен 29.08.2017

    Особенности прессы как основного средства рекламы, ее достоинства и недостатки. Характеристика региональных печатных изданий. Реклама в прессе на алкогольную продукцию компании "Довгань". Анализ ежедневного журнала деловой прессы "КоммерсантЪ".

    курсовая работа , добавлен 13.06.2009

    История возникновения и развития деловой прессы в России. Типология деловых изданий, жанры деловой журналистики. Анализ развития современной деловой прессы России (на примере газеты "Коммерсантъ"). Концепция газеты "Коммерсант", основные рубрики, дизайн.

    курсовая работа , добавлен 13.04.2012

    Интервью как жанр периодической печати, его разновидности. Этапы работы над интервью. Критерии оценки качества (особенности интервью в деловой прессе). Рекомендации по повышению эффективности интервью в газетах "Бизнес курс", "Коммерческие вести".

    курсовая работа , добавлен 01.04.2009

    Жанровые формы промышленной публицистики. Зарождение и развитие деловой журналистики. Раскрытия темы промышленности в региональных печатных СМИ на примере общественно-политической газеты "Новый мир". Деловые издания Европы: история и современность.

    дипломная работа , добавлен 20.12.2012

    Основные способы обогащения лексического запаса языка. Неологизмы, их понятие, способы образования, особенности использования в прессе, классификация и взаимосвязь с варваризмами и заимствованными словами. Стилистические особенности современной прессы.

    курсовая работа , добавлен 20.11.2009

Вестник Челябинского государственного университета.

2017. № 6 (402). Филологические науки. Вып. 106. С. 91-99.

ИНСТРУМЕНТЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ В СМИ: ИНФОГРАФИКА

С. И. Симакова

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

В статье рассматривается один из инструментов визуализации информации в средствах массовой информации. Цель статьи - систематизация данных об инфографике как перспективном инструменте репрезентации информации в современных массмедиа; конкретизация представлений о сферах использования инфографики в СМИ, ее основных видах и формах, этапах развития. Автор акцентирует внимание на визуальном повороте в массмедиа, обращается к анализу существующих определений инфографики, истории ее развития, приводит примеры применения в СМИ.

Ключевые слова: визуальный поворот, визуализация, инфографика, медиа, СМИ, информация.

Медийное пространство сегодня невозможно представить без визуальных сообщений, кодов и историй. Визуальность является одной из важнейших черт современной цивилизации, культуры и, конечно, средств массовой коммуникации, активно трансформирующих актуальную реальность и при этом кардинально изменяющих в этом процессе самих себя. Мы становимся свидетелями масштабного «визуального/ иконического поворота», который зачастую называют «массмедийным». В восприятии аудитории визуальный контент выигрывает у текстового с огромным преимуществом, форма зачастую становится важнее содержания. В связи с чем актуальность нашей статьи не вызывает сомнений. Настоящая статья является результатом исследования, выполненного с целью систематизации данных об инфографике как перспективном инструменте репрезентации информации в современных массмедиа; конкретизации представлений о сферах использования инфографики в СМИ, ее основных видах и формах, этапах развития. Нами были проанализированы 35 журналистских материалов, содержащих инфографи-ческий контент и опубликованных на страницах сайта еженедельника «Аргументы и факты» (А1Е ги) за март 2017 г.

При подготовке данной работы нам показались полезными замечания и выводы, сформулированные в статьях и монографиях, посвященных визуализации как магистральной тенденции в развитии современной медиасферы, таких исследователей, как А. А. Амзин , И. С. Герасимова , А. А. Градюшко , А. И. Шакиров , В. Э. Шевченко , Т. В. Шмелева ; публикации, рассматривающие инфографику как

один из перспективных инструментов обработки и трансляции медиаинформации, ее историю, типы, ключевые особенности и связь с «визуальным поворотом» в современных масс-медиа, следующих специалистов: В. А. Бейненсон , А. А. Бузинова , Е. С. Золотова , Э. Констан-тарас , Я. В. Лайкова , С. Э. Некляев , Е. А. Смирнова , Ю. В. Соколова , С. Б. Юфкина . Данная тема является продолжением исследований автора по данной проблеме. Соответственно, в данной статье использованы замечания и выводы, сделанные нами ранее .

Как мы видим, теме инфографики в современных СМИ посвящено достаточно представительное количество исследований, это направление в области визуальной журналистики является, несомненно, перспективными. В последнее время данный медиафеномен все чаще становится объектом научного интереса, появляются монографии на русском языке, диссертации и программные статьи, в которых делаются попытки системного осмысления этого явления.

В процессе работы нами широко использовались общенаучные методы исследования: анализ, синтез, описание, наблюдение, сравнение, обобщение, прогнозирование и так далее.

Общепризнанным является тот факт, что визуальные образы запоминаются быстрее, чем тексты. Кроме того, их гораздо лучше сохраняет человеческая память. Визуализация - это наглядность, доказательность и убедительность. Именно поэтому зрительные образы обрабатываются нашим мозгом как приоритетные - четкие, ясные и конкретные. Рассматривая ситуацию применительно к журналистике, можно констатировать,

что визуализация является для аудитории «ярким фантиком» вкусной конфеты, так как она способна привлечь внимание к журналистскому материалу (выделив его из множества подобных), более того, она «улучшает понимание, запоминание и принятие решений, поскольку использует понятные и простые для восприятия формы. Делая данные доступными и привлекательными, визуализация расширяет читательскую аудиторию» . Наконец, «интерпретация сложных данных становится возможной после ее визуализации, через визуализацию информация становится более содержательной, эмоциональной, детализированной и прочно закрепляется в памяти» .

Визуализация изменяет традиционную журналистику, вооружая ее новыми возможностями и инструментами представления данных. Потенциал этого инструментария давно осознан профессионалами медиасферы. Подтверждением тому являются рекомендации редакторов и ме-диапрактиков по созданию журналистских материалов. Сегодня они в большинстве своем имеют пункты, требующие включать в журналистские произведения визуальные компоненты. В частности, преподаватель кафедры новых медиа и теории коммуникации МГУ, а также автор нескольких учебников А. А. Амзин, описывая эффективные материалы, которые лучше других потребляются и распространяются, пишет, что они должны быть: а) «хорошо структурированными» («10 советов ипотечным заемщикам», «Рейтинг лучших актеров Голливуда» и так далее.); б) содержащими полезные сведения, к которым можно вернуться (каталоги, подборки и проч.); в) «привлекательными вне зависимости от количества опциональных элементов на устройстве» (например, вынос наиболее важного в первые два-три скролла); г) «осмысленно иллюстрированными» .

И вовсе не обязательно, что эта иллюстративность должна быть легкой, то есть содержащей веселые шаржи, комиксы или фотографии «котиков». В корне неверно приравнивать визуализацию к упрощению. Благодаря визуализации можно раскрыть темы, которые считаются действительно сложными. Например, созданная в русле дата-журналистики инфографика, обобщающая цифры, сводки, статистику, делает информацию не столько проще, сколько доступнее, понятнее и привлекательнее для аудитории, заставляя ее разбираться, размышлять и в конечном счете соз-

давать свой собственный контент. Исследователь дата-журналистики Э. Константара задается вопросом, почему обязательна визуализация журналистики данных, и сама себе на него отвечает следующим образом: «Человеческий мозг любит визуальный контент; с помощью визуализации данные легче понять и сравнить; это привлекает внимание аудитории; читатели могут изучить данные самостоятельно; визуализация "рассказывает" данные» . Кроме того, мы бы добавили к этому списку высокую скорость считывания визуальных медиасообщений. Этот пункт немаловажен и в контексте борьбы массмедиа за реципиента, который сегодня привык ценить свое время, и в плане быстрого понимания медиакон-тента, возможности «схватить» самое важное.

Но дата-журналистский контекст - далеко не единственный пригодный для визуализации. Визуализировать можно все что угодно: экономические кризисы и политические пертурбации, криминальную статистику и показатели в сферах образования и здравоохранения, спортивные итоги и результаты научных исследований, ЧП и аварии, карты и инструкции. Визуализации помогают реконструировать ход событий (если, например, видео отсутствует), наглядно показать тенденции и объяснить самые запутанные ситуации.

Различные темы визуализаций, а также цели и задачи журналистских материалов определяют выбор способа визуализации контента: «понимание форм позволяет выбрать средство, наиболее точно выражающее поставленную задачу. Журналисты и дизайнеры ищут новые формы представления информации, от простейших, подобных детским рисункам, до сложнейших конструкций» . Это творческая и весьма нетривиальная задача, особенно с учетом того факта, что типы визуализации многообразны. В частности, по мнению С. Б. Юфкиной, «формами визуализации являются графические символы, фотографии, рисунки, типографика, а также инфографика» . И. Герасимова в попытке структурировать форматы визуализации медийного контента насчитывает «около 9 типов и более 100 подтипов представления информации» и называет в качестве укрупненных типологических единиц такие формы репрезентации медийной информации, как «инфографика, рисунки, фотографии, видео, анимация, карты, принт-скрины (printscreen), а также облако тегов» . Анализируя функционирование белорусских интернет-СМИ, А. А. Градюшко к основным

средствам визуализации контента относит «фотографии, инфографику, видесюжеты» и отмечает, что в последнее время «в социальных медиа получили распространение мемы, коубы (зацикленные видео длиной до 10 секунд), анимиро-ванные фотографии». «Среди гибридных способов представления контента» он выделяет мультимедийные статьи (лонгриды), а также отмечает «распространение технологии представления информации с использованием интерактивных карт» .

С нашей точки зрения, наибольшим потенциалом среди приведенных выше типов визуализации обладает инфографика.

Медийная инфографика практически в одночасье завоевала отечественное инфопростран-ство. Если еще в конце нулевых использование инфографики было единичным и вызывало вау-эффект, то уже в начале десятых последняя из новинки и маркетинговой находки превратилась в часть рутинного функционирования российских средств массовой информации, более того, в обязательную ее часть. Процесс мгновенного увеличения интереса к инфографике наглядно продемонстрирован в исследовании журнала «Infographer.ru», которое зафиксировало «рост количества запросов в интернете по слову "инфографика" в 8 раз в период с 2008 по 2011 г.» .

На протяжении последних лет идет активное наращивание площадей, занимаемых инфогра-фикой, оптимизируются процессы ее создания, шлифуются наиболее успешные способы репрезентации инфографических сообщений, инфо-графика активно включается в сложные синтетические жанры журналистской информации (мультимедийные истории). И, конечно, в научном процессе идет активное осмысление практики функционирования инфографики. Можно сказать, что инфографика сегодня находится на пике научной моды. Трактовки термина (и осмысление феномена) предлагают ученые, исследующие различные области знания: педагогику, археологию, биологию, медицину, математику и др. Активный терминологический поиск в этом направлении ведется также и в журналистике. Авторские определения инфографики можно встретить практически в каждой научной статье. По нашему мнению, инфографика - «это альтернативный способ подачи информации, данных и знаний. Говоря об инфографике, подразумевают визуальное представление информации,

данных и знаний. Это такие графики, в которых используется комплексная информация, необходимая для быстрого представления большого ко -личества данных» . Е. С. Золотова понимает под медийной инфографикой «способ подачи информации в журналистском материале, основанный на контаминации вербального и визуального кодов с целью наглядного представления статистических и цифровых данных» . Близкий подход демонстрируют В. А. Бейненсон и Е. А. Карпухина, которые добавляют трактовке «объема», предлагая рассматривать инфографи-ку в качестве «визуального формата представления информации, основанного на синтезе графических и текстовых элементов, наглядно демонстрирующего закономерности изменения данных (чаще всего количественных) во времени и/или пространстве» . По мнению еще одного исследователя медиасферы Ю. В Соколовой, «инфографика - это продукт графического дизайна, содержащий набор графических и текстовых элементов и связей между ними, используемый для передачи информации, раскрывающий причины и цели этих связей в контексте передаваемого знания» . Если в предыдущем определении для детализации понятия вводятся категории пространства-времени, то последнее акцентирует причинно-следственные связи, а также рассматривает искомую дефиницию в русле графического дизайна. Однако очевидно, что кардинальных отличий в подходах нет, и мы можем говорить о том, что инфографика описывается учеными в близких категориях: как сочетание текста и изображения, созданного при помощи дизайн-графики, с целью трансляции каких-либо смыслов. Интересную трактовку понятия предлагает Я. В. Лайкова, которая в своем диссертационном исследовании вводит термин «медиаинфографика» и описывает его как «синкретичный формат медиатекста, объединяющего различные жанры журналистики и наглядное изображение, созданное при помощи дизайн-средств» .

Говоря об инфографике, исследователи зачастую начинают отсчет ее истории с наскальной живописи, которую относят к праинфогра-фическим формам. Далее, как правило, описывается вклад в графический дизайн Леонардо да Винчи, оставившего множество снабженных текстом рисунков, объясняющих анатомию человека, устройство машин, военных изобретений и проч. Ну и, наконец, конкретизируя историю

инфографики применительно к журналистике, вспоминают о том, что 11 марта 1702 г. в английской «Daily Courant» появился материал о визите испанского короля Филиппа V в бухту Кадиз, ко -торый создавший его журналист сопроводил географической картой, «при этом карта с помощью литер указывала не столько на географические объекты, сколько на места и встречи испанского короля. Спецификой этой карты стало то, что все отметки были сделаны журналистом, а не географом. Этот день считается рождением вспомогательной инфографики в газете» . Но нужно понимать, что технические возможности журналистики в тот момент были еще очень не совершенными. И полноценная, качественно созданная, многообразная инфографика, воплощенная не в уникальных образцах, а в масшаб-ном направлении, изменившем медиамир в контексте визуализации информации, - прерогатива XX-XXI вв.

Узнаваемый стиль инфографика приобретает с появлением в 1982 г. газеты «USA Today», завоевавшей популярность благодаря ставке на качественно прорисованные картинки, сопровождаемые поясняющими комментариями. «Американские читатели быстро поняли и приняли преимущества такого способа передачи информации: инфографика передавала сообщение быстрее, чем текст (один качественно сделанный рисунок заменял несколько страниц текста) и подробнее, чем стандартная иллюстрация (благодаря детальности рисунка и точным тезисным комментариям). Со временем выяснилось, что инфографика - это не только технология, не только бизнес, но и искусство. При этом степень владения этим искусством напрямую влияет на доходность издательского бизнеса» .

Современная инфографика представляет собой универсальный инструмент репрезентации информации в перегруженном медиамире. Она повышает эффективность восприятия за счет своей структурированности и функциональной целостности, дает возможность сделать наглядной сложную для восприятия информацию, обобщает тенденции, факты, процессы, демонстрирует связи между объектами и их соотношения, временные шкалы и их изменения, при этом оставаясь гораздо более визуально привлекательной, чем текст. «В инфографике умение журналиста совмещается с навыками дизайнера. Инфографика должна визуально представить самую суть информации, рассказать визуальную историю» , дать

сознанию и подсознанию пищу для размышлений в виде простых для запоминания символов. «Инфографика - это визуальный конспект. С его помощью можно донести информацию с высоким вирусным потенциалом просто, ярко и красиво. Большие объемы данных сжимаются и трансформируются в графические схемы. Сочетание текста, картинки и дизайна помогает запоминать термины или понятия, которые обычно с трудом воспринимаются в сплошном тексте» .

Чтобы инфографика оказалась состоятельной, нужно помнить о том, что эстетическая составляющая в ней не первична, она является следствием качественно сделанного инфографического сообщения. До создания материала должна быть четко поставлена цель, собраны данные и проведена аналитическая работа. И уже тогда должен решаться вопрос о методах визуализации уже практически готовой истории. По мнению исследователей, готовая инфографика должна опираться на следующие принципы: системность, лаконичность, структурированность и логичность организации информации, образность, и, наконец, эстетическая привлекательность . Важными моментами, с нашей точки зрения, являются отсутствие дублирования текста картинкой (и наоборот), а также декодируемость символического ряда в инфографическом сообщении.

Тематически применение инфографики в СМИ не ограничено. С одинаковым успехом может быть визуализирован материал о спортивных победах фигуристов, о массовых самоубийствах китов или о деятельности пенсионного фонда. При этом существует целый ряд закономерностей, заставляющих применять этот формат подачи данных чаще. Итак, на практике инфографика применяется прежде всего в тех случаях, «когда необходимо: представить сложную статистическую информацию; визуализировать событие и показать процесс развития действия во времени; организовать работу с большим объемом данных; соотнести географические показатели и социологические данные; представить социально-ориентированную информацию; связать графику с объектом повествования; сделать акцент на материале; добавить полезной информационной нагрузки; предложить читателю внятное и осмысленное представление темы» .

В этом контексте не удивляет многообразие видов инфографики, применяемых в средствах массовой информации. Различные концепции, творческие замыслы журналистов, их задачи, на-

значение материалов определяют разные форматы функционирования инфографики. Эти форматы могут быть классифицированы по принципу визуализации контента на две большие группы: «а) количественная визуализация, использующаяся для организации представления количественных (числовых) данных (графики, диаграммы, гистограммы и номограммы, которые, в свою очередь, подразделяются на подгруппы: точечные, линейные, круговые и т. п.); б) качественная визуализация для организации представления совокупности (например, иерархий) объектов и качественных данных (организационные диаграммы; диаграммы трендов; планы-графики, технологические диаграммы; рисунки и схемы, реконструкции; ментальные карты знаний, процессов, сущностей; миниатюры-пиктограммы, иконки, указатели и др.)» . Выбор способа/формата визуализации медийной истории напрямую коррелирует с ее содержанием. И зависит от автора-создателя инфографическо-го сообщения.

Подводя итог, еще раз отметим, что в XXI в. медийный мир изменился до неузнаваемости, он стал более чем визуальным. «Однако изменение типа медийных контактов не снимает с повестки дня проблему развития критического мышления и компетентности <...> по отношению к медиа-текстам различных видов и жанров» . С нашей точки зрения, до определенной степени вернуть интерес к тексту, не опускаясь при этом на уровень желтой журналистики, могут именно визуальные способы подачи информации, прежде всего инфографика.

В качестве примера использования инфографики в СМИ рассмотрим инфографические материалы на сайте AIF.ru. Сайт «AIF.ru» был создан в 1997 г. на базе газеты «Аргументы и факты». Быстро завоевал аудиторию и, пережив перезапуск с новым дизайном и техническим оснащением в 2013 г., в настоящий момент ежемесячно аккумулирует «более 15 млн пользователей (данные за февраль 2014 г.)» и «входит в ТОП-10 самых популярных интернет-СМИ Рунета, по данным Liveinternet и TNS Web Index» .

Инфографика - важный элемент информационной политики «AIF.ru». Для работы над материалами такого рода в редакции «Аргументов и фактов» сформирован специальный отдел. При этом в онлайн-СМИ публикуется инфографика, созданная как для печатной версии газеты, так и для электронной.

Анализируя инфографический контент в «AIF. ru», прежде всего мы отмечаем его многочисленность. Так, по нашим подсчетам в марте 2017 г. на сайте было опубликовано 35 журналистских материалов, содержащих инфографику, среди которых один спецпроект. В некоторые дни на сайте появлялось до четырех образцов инфографики.

Поскольку «AIF.ru» является общественно-политическим качественно-массовым изданием и охватывает широкий круг тем, то и инфографика на сайте политематична и иллюстрирует журналистские материалы, посвященные экономике, политике, военному делу, медицине, законотворчеству, спорту и т. п. На сайте регулярно появляются материалы так называемого общего интереса, которые популярны всегда, независимо от информационного контекста и происходящих в мире событий. Таким образом, сайт интернет-издания выглядит привлекательным для самых разных слоев населения: от школьников до пенсионеров, от бизнесменов до клерков, от милитаристски настроенных до пацифистов и т. п. Помимо тематического многообразия, веб-ресурс демонстрирует широкий спектр различных видов инфогра-фики, включенных в журналистские материалы. На «АиФ.ги» наиболее часто можно встретить карты, графики, секторные диаграммы, например, «Куда переводят деньги из России» (http://www.aif.ru/dontknows/infographics/kuda_ perevodyat_dengi_iz_rossii_infografika), схемы - «Тактический ракетный комплекс "Точка-У"» (http://www.aif.ru/dontknows/infographics/ takticheskiy_raketnyy_kompleks_tochka-u_ infografika), таймлайны - «Эволюция носителей информации» (http://www.aif.ru/dontknows/ infographics/evolyuciya_nositeley_informacii_ infografika), визуализированные таблицы - «Кандидаты в президенты Франции» (http:// www.aif.ru/dontknows/infographics/kandidaty_v_ prezidenty_francii_infografika), структурированные списки - «Пора выбирать. Как бесплатно поехать в детские лагеря и санатории» (http:// www.aif.ru/money/mymoney/pora_vybirat_kak_ besplatno_poehat_v_detskie_lagerya_i_sanatorii), древовидные диаграммы - «Семейное древо "Крестного отца" Корлеоне» (http://www. aif.ru/dontknows/infographics/semeynoe_drevo_ krestnogo_otca_korleone_infografika), столбиковые диаграммы - «Внешняя торговля России: импорт и экспорт»: «столбики» присутствуют здесь наряду с уже отмеченными секторной диаграммой и списком (http://www.aif.ru/dontknows/

infographics/vneshnyaya_torgovlya_rossii_ import_i_eksport_infografika). Причем инфогра-фика может быть представлена в журналистском тексте только картой или схемой (то есть быть од-нокомпонентной), иллюстрирующей конкретный фрагмент журналистского произведения, как, например, график «Россия: иммиграция и эмиграция за последние 15 лет» в материале «Почему уехавшие в Европу возвращаются?» (http://www.aif. ru/society/opinion/pochemu_uehavshie_v_evropu_ vozvrashchayutsya), а может быть многосоставной, включающей целый набор инфографиче-ских сегментов. Такая инфографика выполняет роль смыслового ядра материала. В качестве примера можно привести статью «Днепровская гидроэлектростанция (ДнепроГЭС)» (http:// www.aif.ru/dontknows/infographics/dneprovskaya_ gidroelektrostanciya_dneproges_infografika), где короткий текст, предваряющий инфографику, актуализирует контент (рассказывая, что 90 лет назад, в 1927 г., в Запорожье началось строительство ДнепроГЭС) и дает краткую справочную информацию о станции. В то время как яркая и красочная инфографика описывает в таймлайне этапы строительства, демонстрирует схему плотины, отмечает местоположение станции на карте и списком дает состав основных сооружений ДнепроГЭС (то есть включает в себя четыре ин-фографических единицы).

Таким образом, можно констатировать, что на сайте «AIF.ru» представлены разнообразные политематические журналистские материалы,

содержащие инфографику, отличающуюся вариативностью видов репрезентации контента. Вместе с тем следует отметить, что инфографика на «AIF.ru» имеет огромные резервы для совершенствования. В частности, не все сообщения, названные инфографикой, можно отнести к таковой. С одной стороны, это не недостаток, но с другой ошибочность в маркировании вводит в заблуждение потенциальную аудиторию, что несолидно для серьезного издания. Впрочем, плюсов инфографики на сайте все же гораздо больше. А минусы открывают прекрасный потенциал для роста качества инфографики.

В заключение стоит отметить, что сегодня средства массовой информации переживают явление так называемого «визуального поворота», когда доминирование визуальной информации оказывает содержательное и структурное воздействие на все уровни медиатекста, на психологию журналистского творчества и медиапотребления. Визуализация медиаконтента привлекает внимание к журналистскому материалу, делает его более доступным пониманию и привлекательным с точки зрения формы, расширяет читательскую аудиторию, увеличивает эмоциональную нагру-женность медиасообщения. Сегодня существует огромное количество форм визуализации журналистского контента (рисунки, фотографии, видео, анимация, карты, принтскрины, облако тэгов и др.), одной из наиболее перспективных среди них представляется инфографика.

Список литературы

1. Амзин, А. А. Адаптивные стратегии медиапроизводства / А. А. Амзин // Как новые медиа изменили журналистику. 2012-2016 / под ред. С. Балмаевой, М. Лукиной. - Екатеринбург, 2016. - С. 101-115.

2. Бейненсон, В. А. Инфографика как форма визуализации информации в современной отечественной онлайн-журналистике / В. А. Бейненсон, Е. А. Карпухина // Визуальная коммуникация в социокультурной динамике: сб. ст. / под ред. Н. Ф. Федотовой. - Казань, 2016. - С. 306-311.

3. Бузинова, А. А. Инфографика в визуальных PR-текстах: типология, приемы проектирования / А. А. Бузинова // Вестн. Санкт-Петерб. гос. ун-та. Сер. 9: Филология. Востоковедение. Журналистика. - 2014. - Вып. 2. - С. 189-199.

4. Герасимова, И. С. Зарубежный опыт визуализации научной информации в массмедиа / И. С. Герасимова // Медиаскоп. - 2016. - Вып. 4. - URL: http://www.mediascope.ru/node/2185. - Дата обращения: 02.04.2017.

5. Горяйнова, А. В. Инфографика - современный подход к визуализации журналистских материалов / А. В. Горяйнова, С. И. Симакова // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2010. - № 2 (5). - С. 68-73.

6. Градюшко, А. А. Белорусская интернет-журналистика в условиях «визуального поворота» / А. А. Гра-дюшко // Дискурс современных масс-медиа в перспективе теории, социальной практики и образования: сб. науч. работ / под ред. Е. А. Кожемякина, А. В. Полонского. - Белгород, 2016. - С. 224-230.

7. Зачем вашему лендингу инфографика // Конструктор Landing Page. 27.04.2015. - URL: http:// lptrend.com/blog//. - Дата обращения: 12.04.2017.

8. Золотова, Е. С. Инфографика как способ повышения эффективности деловых интернет-СМИ / Е. С. Золотова // Изв. Урал. федерал. ун-та. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. - 2015. - № 4 (144). - С. 27-32.

9. Константарас, Э. Думай как дата-журналист: учеб. пособие по дата-журналистике / Э. Констан-тарас // Региональный центр ПРООН для Европы и стран СНГ. - URL: http://www.odecanet.org/data-journalism-manual/. - Дата обращения: 04.04.2017.

10. Лайкова, Я. В. Медиаинфографика как формат медиатекста в российских онлайн-СМИ: дис. ... канд. филол. наук / Я. В. Лайкова. - М., 2016. - 211 с.

11. Некляев, С. Э. Инфографика: принципы визуальной журналистики / С. Э. Некляев // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. - 2010. - № 4. - C. 53-66.

12. Симакова, С. И. Влияние новых технологий на визуальный контент журналистских материалов / С. И. Симакова // Вестн. Челяб. гос. ун-та. - 2015. - № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. - С. 163-169.

13. Симакова, С. И. Инфографика как способ передачи экономической информации / С. И. Симакова // Изв. высш. учеб. заведений. Урал. регион. - 2014. - № 4. - С. 114-119.

14. Симакова, С. И. Инфографика как средство визуализации экономической информации в СМИ / С. И. Симакова // Вестн. Челяб. гос. ун-та. - 2014. - № 23 (352). Филология. Искусствоведение. Вып. 92. - С. 77-83.

15. Симакова, С. И. Инфографика: прошлое, настоящее, будущее / С. И. Симакова, В. В. Федотов-ский // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2016. - № 3 (20). - С. 13-25.

16. Смирнова, Е. А. Инфографика в системе журналистских жанров / Е. А. Смирнова // Вестн. Волгоград. гос. ун-та. Сер. 8: Литературоведение. Журналистика. - 2012. - Вып. 11. - С. 92-95.

17. Соколова, Ю. В. Инфографика как продукт графического дизайна: проблема определения понятия / Ю. В. Соколова // Культурологические чтения - 2016: материалы международных научно-практических конференций (Екатеринбург, УрФУ, 16-19 марта). - Екатеринбург, 2016. - С. 254-261.

18. Федоров, А. В. Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям / А. В. Федоров // Инновации в образовании. - 2007. - № 10. - C. 75-108.

19. Шакиров, А. И. Трансформация журналистики в условиях «визуального поворота» / А. И. Шаки-ров, Г. Р. Сафиуллина // Вестн. Челяб. гос. ун-та. - 2015. - № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. - С. 425-431.

20. Шевченко, В. Э. Визуальные коммуникации: тенденции форм и технологий передачи информации / В. Э. Шевченко // Вестн. Челяб. гос. ун-та. - 2015. - № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. - С. 189-195.

21. Шмелева, Т. В. Язык медиасферы: визуальная составляющая / А. А. Веселова, Т. В. Шмелева // Учен. зап. Новгород. гос. ун-та имени Ярослава Мудрого. - 2015. - № 2. - URL: http://www.novsu.ru/ file/1166002. - Дата обращения: 04.04.2017.

22. Юфкина, С. Б. Инфографика как конвергентный жанр в современных СМИ / С. Б. Юфкина // Огарев-online. - 2015. - № 19. - URL: http://journal.mrsu.ru/wp-content/uploads/2015/07/yufkina_-sta-tya.pdf. - Дата обращения: 04.04.2017.

Симакова Светлана Ивановна - кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой журналистики и массовых коммуникаций, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. [email protected]

Bulletin of Chelyabinsk State University.

2017. No. 6 (402). Philology Sciences. Iss. 106. Pp. 91-99.

TOOLS OF INFORMATION VISUALIZATION IN THE MEDIA: INFOGRAPHIC

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. [email protected]

The article considers one of the tools for visualizing information in the media. Having formulated the goal of the work: the systematization of data on infographics as a promising tool for the representation of information in modern mass media; Concretization of ideas about the use of infographics in the media, its main types and forms, stages of development, the author focuses on the visual turn in mass media, addresses the analysis of existing definitions of infographics, the history of its development, gives examples of applications in the media.

Keywords: visual turn, visualization, infographic, media, information.

1. Amzin A.A. Adaptivnye strategii mediaproizvodstva . Balmae-va S., Lukina M. (eds.). Kak novye media izmenili zhurnalistiku . Ekaterinburg, 2016. Pp. 101-115. (In Russ.).

2. Beinenson V.A., Karpukhina E.A. Infografika v vizual"nyh PR-tekstah: tipologija, priemy proektirovanija . Fedotova N.F. (ed.). Vizual"naja kommunikacija v sociokul"turnoj dinamike . Kazan, 2016. Pp. 306-311. (In Russ.).

3. Buzinova A.A. Infografika v vizual"nyh PR-tekstah: tipologija, priemy proektirovanija . Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 9: Filologija. Vostokovedenie. Zhurnalistika , 2014, iss. 2, pp. 189-199. (In Russ.).

4. Gerasimova I.S. Zarubezhnyj opyt vizualizacii nauchnoj informacii v massmedia . Mediaskop , 2016, vol. 4. Available at: http://www.mediascope.ru/node/2185, accessed 02.04.2017. (In Russ.).

5. Goryainova A.V., Simakova S.I. Infografika - sovremennyj podhod k vizualizacii zhurnalistskih materi-alov . Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija , 2010, no. 2 (5), pp. 68-73. (In Russ.).

6. Gradyushko A.A. Belorusskaja internet-zhurnalistika v uslovijah «vizual"nogo povorota» . Kozhemyakina E.A., Polonsky A.V. (eds.). Diskurs sovre-mennyh mass-media v perspektive teorii, social"nojpraktiki i obrazovanija . Belgorod, 2016. Pp. 224-230. (In Russ.).

7. Zachem vashemu lendingu infografika . Konstruktor Landing Page. 27.04.2015 . Available at: http://lptrend.com/blog//, accessed 12.04.2017. (In Russ.).

8. Zolotova E.S. Infografika kak sposob povyshenija jeffektivnosti delovyh internet-SMI . Izvestija Ural"skogo federal"nogo universiteta. Ser. 1. Problemy obrazovanija, nauki i kul"tury , 2015, no. 4 (144), pp. 27-32. (In Russ.).

9. Konstantaras E. Dumaj kak data-zhurnalist: ucheb. posobie po data-zhurnalistike . Regional"nyj centr PROON dlja Evropy i stran SNG . Available at: http://www.odecanet.org/data-journalism-manual/, accessed 04.04.2017. (In Russ.).

10. Lyakova Ya.V. Mediainfografika kak format mediateksta v rossijskih onlajn-SMI . Moscow, 2016. 211 p. (In Russ.).

11. Neklyaev S.E. Infografika: principy vizual"noj zhurnalistiki . VestnikMoskovskogo universiteta. Ser. 10: Zhurnalistika , 2010, no. 4, pp. 53-66. (In Russ.).

12. Simakova S.I. Vlijanie novyh tehnologij na vizual"nyj kontent zhurnalistskih materialov . Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta , 2015, no. 5 (360), iss. 94, pp. 163-169. (In Russ.).

13. Simakova S.I. Infografika kak sposob peredachi jekonomicheskoj informacii . Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Ural"skij region , 2014, no. 4, pp. 114-119. (In Russ.).

14. Simakova S.I. Infografika kak sredstvo vizualizacii jekonomicheskoj informacii v SMI . Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta , 2014, no. 23 (352), iss. 92, pp. 77-83. (In Russ.).

15. Simakova S.I., Fedotovsky V.V. Infografika: proshloe, nastojashhee, budushhee . Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija , 2016, no. 3 (20), pp. 13-25. (In Russ.).

16. Smirnova E.A. Infografika v sisteme zhurnalistskih zhanrov . Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 8: Literaturovedenie. Zhurnalistika , 2012, iss. 11, pp. 92-95. (In Russ.).

17. Sokolova Yu.V. Infografika kak produkt graficheskogo dizajna: problema opredelenija ponjatija . Kul"turologicheskie chteni-ja - 2016 . Ekaterinburg, 2016. Pp. 254-261. (In Russ.).

18. Fedorov A.V. Mediakompetentnost" lichnosti: ot terminologii k pokazateljam . Innovacii v obrazovanii , 2007, no. 10, pp. 75-108. (In Russ.).

19. Shakirov A.I. Safiullina G.R. Transformacija zhurnalistiki v uslovijah «vizual"nogo povorota» . Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta , 2015, no. 5 (360), iss. 94, pp. 425-431. (In Russ.).

20. Shevchenko V.E. Vizual"nye kommunikacii: tendencii form i tehnologij peredachi informacii . Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta , 2015, no. 5 (360), iss. 94, pp. 189195. (In Russ.).

21. Shmeleva T.V. Jazyk mediasfery: vizual"naja sostavljajushhaja . Uchenye zapiski Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta imeni JaroslavaMudrogo , 2015, no. 2. Available at: http:// www.novsu.ru/file/1166002, accessed_04.04.2017. (In Russ.).

22. Yufkina S.B. Infografika kak konvergentnyj zhanr v sovremennyh SMI . Ogarev-online , 2015, no. 19. Available at: http://journal.mrsu.ru/wp-content/uploads/2015/07/yufkina_-statya.pdf, accessed_04.04.2017. (In Russ.).

Галина Концевая, доцент, кандидат филологических наук, доцент

Михаил Концевой, научный сотрудник

Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина, Белоруссия

Участник конференции

В докладе рассматривается использование мультимедийной интерактивной инфографики в современной журналистике. Анализируются проблемы и возможности журналистской инфографики в контексте становления визуальной культуры.

Ключевые слова: инфографика, мультимедиа, интерактивность, семантика, лингвистика

The report examines the use of multimedia interactive infographics in modern journalism. Analyzes the challenges and opportunities of journalistic infographics in the context of developing visual culture.

Keywords: infografika, multimedia, interactivity, semantics, linguistics.

Устойчивой и набирающей силу тенденцией в современных СМИ стало возрастание роли и значения инфографики, позволяющей в условиях информационной перенасыщенности максимально лаконично и быстро донести до пользователя большой массив данных. Феномен инфографики требует не только оперативного практического освоения журналистами, но и теоретического осмысления. Последнее особенно важно в связи с тем, что феномен инфографики фактически является суперпозицией ключевых трансформаций информационной среды, социальных и психологических перемен в целевой аудитории СМИ и, соответственно, итоговым воплощением всех основных тенденций развития современной журналистики.

Журналистская инфографика является конечным ответом на то, что современный адресат масс-медиа:

· иначе смотрит и видит в привычной для него ситуации перенасыщенности наглядными визуальными образами;

· иначе читает, с трудом удерживая внимание в пределах однородного информационного ряда, но легко и привычно переключая его; как никогда, становится способным к многозадачности и гештальту;

· динамичен, мобилен, технологически оснащен и, располагая мощными информационно-поисковыми инструментами, в условиях открытости информационной среды легко преодолевает зависимость от конкретных СМИ в удовлетворении своих информационных потребностей (новостных, аналитических, литературно-художественных);

· отнюдь не испытывает информационного голода, наоборот, живет в условиях информационной избыточности, что при постоянном дефиците времени делает его внимание важнейшим ограниченным и невосполнимым ресурсом, за который идет решительная борьба между многочисленными СМИ;

· более не является пассивным потребителем профессионального контента, обретает свой голос в медиа и возможность сформировать и высказать свое, пусть даже некомпетентное мнение и т.д.

Широко распространено противопоставление инфографики как графического способа подачи информации данных и знаний тексту, что может иметь место в технических рабочих определениях. Но для понимания сути феномена такое противопоставление неприемлемо и непродуктивно, так как, например, игнорирует существование типографической инфографики, когда только информация передается визуальным образом, представленным исключительно словами, но с использованием визуальных возможностей шрифта (цвет, кегль, начертание) и композиции. Онлайновый сервис Wordle - это инструмент по созданию «карт текста». Wordle анализирует предложенный пользователем текст, формирует его частотный словарь и отображает наиболее весомые лексемы в виде типографической инфографики по принципу «чем больше частотность слова, тем больше кегль шрифта, которым оно изображено». Результатом является наглядное красочное изображение, которое позволяет одним взглядом оценить семантику текста.

Вместе с тем, ошибочное противопоставление инфографики тексту ценно тем, что позволяет идентифицировать причину ошибки, а именно: лингвистический подход к осмыслению феномена инфографики, когда текст понимается только как последовательность вербальных (словесных) знаков. При таком подходе мы в связи решаемыми задачами абстрагируемся от изобразительной ипостаси письменного текста, и шрифтовая графика становится для лингвиста самым невидимым из искусств (хороший шрифт тот, который незаметен сам, но эффективно позволяет воспринимать читателю семантическую часть информационного сообщения). Для журналистской инфографики, развивающейся в контексте конвергенции различных технологий и знаковых систем, требуется более широкий, семиотический подход к ее описанию. Именно семиотическое понимание текста (как связной и цельной последовательности знаковых единиц произвольной природы) открывает возможности для адекватного изучения и оценки феномена инфографики. С другой стороны, семиотическая парадигмапозволяет сохранить для инфографики значимость лингвистических наработок, делает востребованным потенциал лингвистической науки и ее исследовательский инструментарий, преодолевая попытки к их отторжению и умалению в перспективе становления некой «визуальной культуры».

Инфографика символизирует собой не отказ от вербального текста, но интеграцию его в более сложные гетерогенные знаковые системы. Каждый компонент таких систем находится в сложном взаимодействии со всем остальными. Таким образом, вербальный текст не только не утрачивает своей роли, но обретает множество новых ролей в формировании становящегося изобразительного языка. И все, что относится к искусству владения словом (на уровне стилистики, риторики, прагматики, семантики), в инфографике не просто остается востребованным, а обретает дополнительные значения и ценность. Не случайно то, что в истоке современной инфографики лежит созданный Отто Нойратом (Otto Neurath) язык Isotype (International System of Typographic Picture Education). Что же касается становления «визуальной культуры», которая будто бы приходит на смену культуре Слова, что знаменуется исчезновением Номо Legens (человека читающего), то очевидно, что такая перемена действительно происходит, но не имеет всеобщего характера и затрагивает только отдельные, пусть и широкие, социальные слои. Возможно, что культура языка, письма, слова, чтения вновь станет элитарной культурой для немногих, но серьезно говорить о вытеснении ее чем-либо другим в культурной матрице современной цивилизации можно только на основании очень наивных представлений о ней. Роль фундаментальной языковой подготовки в квалификационных характеристиках журналиста только возрастает.

Качество инфографики СМИ определяются многими факторами, среди которых существенную роль играют знания, талант и труд ее создателей. Однако коэффициент полезного действия конвертации труда, таланта и знаний в простоту и наглядность инфографического решения в значительной степени определяется уровнем современной информационно-технологической оснащенности и компетентности журналиста, особенно в том случае, если предметом его рассмотрения и анализа является сложное, многоплановое и развивающееся явление.

Современная информационная реальность стремительно усложняется и расширяется. По данным IDC (International Data Corporation - аналитическая компания, исследующая рынки информационных технологий), в 2011 общий размер информации, хранящейся на электронных носителях, достиг 1,8 зеттабайт (милиларда терабайт), что в 30 миллионов раз больше объема информации, содержащейся в книгах, написанных за весь период существования человечества. В цифровой вселенной к началу 2012 года насчитывалось более 500 квадриллионов файлов . Это, разумеется, исключительно технические характеристики информационных объемов, а вовсе не семантического разнообразия информации, ведь, по различным оценкам, более 90% новостей в интернет-сми является копипастом. Вместе с тем, переход на цифровые носители и технологии явно коррелирует с непосредственно семантическим аспектом информации, в очередной раз подтверждая тезис М. Маклюэна о том, что медиа и есть сообщение . В рассматриваемом контексте эта корреляция выражается в том, что в современных журналистских материалах фактологическое изложение начинает все более доминировать над оценочными суждениями и рефлексией. Наиболее ярким проявление этой тенденции стало бурное развитие Database journalism (журналистики баз данных) , в которой центральная роль отводится высокотехнологичной исследовательской работе, когда после обработки больших массивов структурированной информации делаются выводы, серьёзно влияющие на понимание широкой аудиторией экономических и социальных процессов и явлений. Подобные исследования определяют тенденцию расширения использования в журналистской инфографике целого арсенала специализированных инфографических и аналитических программных средств (Business intelligence, Data Mining), позволяющих находить, собирать, фильтровать данные и соответствующим образом анализировать и обрабатывать их. Перспективы развития «журналистики баз данных» видятся уже не столько в создании законченных информационных продуктов, сколько в организации предоставления читателям особой информационной среды, в которой они, без специальных навыков, смогут формировать информационный продукт и выбирать для него ту форму представления, которые сочтут нужными.

Развитие мультимедийных технологий позволяет журналисту на качественно новом уровне адаптировать конечный информационный продукт под потребности, возможности и ожидания целевой аудитории. Тенденция вытеснения традиционных печатных СМИ электронными сопровождается переходом от статичной и константной инфографики к инфографике мультимедийной, динамической, интерактивной, что также требует использования специального программного инструментария.

Онлайновые издания позволяют предложить своим читателям качественно новый уровень представления информации, когда:

· структурированная в системах баз данных информации скрыта от пользователя на стороне сервера,

· на основе технологии mashup (веб-технология объединения данных нескольких источников в один интегрированный инструмент) на одной странице сводятся данные разного типа и из разных источников с возможностью для пользователя выбора формы их представления (текстовая, списочная, табличная, графическая, гетерогенная),

· пользователю представляется простой в восприятии, но обогащенный (интерактивными картами, видеоматериалами и т.п.) репортаж с возможностью ведения поиска, получения дополнительных справочных данных, фильтрации контента и выражения собственного мнения через голосование, отзывы, комментарии, рекомендации.

Здесь речь идет уже об интеграции собственно журналистской инфографики и UI (user interface, пользовательский интерфейс) новыми интерфейсами доступа к информации. Удачных примеров увлекательной подачи финансовой информации с возможностью интуитивного обеспечения пользовательской интерактивности является Mint.com .

В журналистике важнейшее значение имеет актуальность темы и оперативность ее освещения непосредственным свидетелем или участником, что вступает в явное противоречие с необходимостью использовать сложный программно-аппаратный инструментарий в длительном многоэтапном процессе создания эффективной инфографики. Выход из данного противоречия найден в использовании SaaS(software as a service, программное обеспечение как услуга) - модели доступа к программному обеспечению, при которой поставщик разрабатывает веб-приложение, предоставляющее заказчикам возможность использовать программное обеспечение через Интернет. Решения SaaS, включают готовые профессиональные разработки инфографических шаблонов, которые не только делают доступным необходимый инструментарий создания интерактивной графики для мобильного журналиста в любом месте и в любое время (при наличии доступа к Интернет), но, в ряде случаев, позволяют ему осуществлять визуализацию данных в реальном времени.

Для журналистского освещения событий, происходящих непосредственно в Интернете, открываются дополнительные возможности отслеживать процессы, происходящие в текущий момент времени, и получать актуальную социальную аналитику (непосредственная динамика социального присутствия в социальных сетях, популярные в текущий момент времени обсуждения и др.).

Современная интерактивная мультимедийная инфографика может быть создана с помощью ряда специализированных сетевых сервисов. Популярны бесплатные онлайн-сервисы для создания инфографики: StatPlanet , Creately , Many Eyes , Google public data explorer и др. Все они имеют достаточно богатый функционал и возможности использования собственных данных для подстановки в готовые шаблоны с целью мгновенного получения профессиональной инфографики. Стандартный функционал дает возможность визуально исследовать экономику, образование, окружающую среду, здравоохранение и т.д. Данные сервисы используются для создания интерактивных карт и диаграмм многими ведущими организациями и компаниями мира, в том числе: ЮНЕСКО, ПРООН, Global 500, NASA, Dell, Siemens, Samsung и др.

Стандартные правила использования рассмотрим на примере ManyEyes. Для начала полноценной работы с сервисом необходимо зарегистроваться, указав e-mail (на который придёт письмо со ссылкой для подтверждения), и ввести капчу. Перейдя по ссылке в письме, нужно задать пароль. Первый шаг в работе с ManyEyes - загрузка неформатированных табличных данных, сразу же появляющихся в обработанной таблице, для которой нужно указать, какие данные являются текстом, а какие - числами. Затем указывается название, описание и теги для созданной базы данных, но можно ограничиться только одним названием (обязательно на английском). Для визуализации данных нужно воспользоваться инструментами меню Visualize. Например, инструмент Word Cloud Generator создаёт нужное «облако из слов». Регулируя настройки, можно изменять внешний вид графиков и диаграмм - цвет, положение слов, шрифт и пр. Сервис ManyEyes позволяет создавать следующие типы визуализации данных: взаимосвязь и корреляция, позиционное сравнение, временное, количественные данные на картах, карты мира и разных стран (включая Беларусь), инструменты для анализа текста (дерево слов, облако тегов, сеть из фраз, облако слов).

Важно отметить, что многие сервисы имеют ограничения в области поддержки различных языков и кодировок, что в существенно затрудняет использование белорусского языка в инфографических материалах.

В контексте развития web-журналистики для мобильных пользователей утрачивает значение интерактивная инфографика, построенная на флеш-технологиях, которая доминировала до настоящего времени. Именно она позволила журналистам, разработчикам и дизайнерам визуализировать многочисленные слои данных в едином интерфейсе, а пользователям - взаимодействовать с данными. Однако широкое распространение мобильных устройств доступа в Интернет послужило толчком к развитию онлайнового инструментария, позволяющего разрабатывать адаптированную к их возможностям интерактивную инфографику. Наиболее перспективными технологиями являются HTML5, CSS3 и XML.

Примером мультимедийной интерактивной инфографики, построенной на HTML5, является визуализированная история развития технологий и программ для просмотра веб-страниц . Эта инфографика разработана к третьей годовщине браузера Chrome компанией Google с участием компаний Hyperakt, Vizzuality, mgmt design и GOOD. В ней в хронологическом порядке отражены основные версии, внешний вид и функционал популярных браузеров, Chrome OS, ключевые языки программирования, методы и программные решения. Характерно, что, хотя Google Chrome и Chrome OS - самые молодые продукты из показанных в инфографике, виток развития браузера Google Chrome содержит наибольшую концентрацию событий, чем инфографика ненавязчиво подсказывает нам об их перспективности.

Данный пример наглядно демонстрирует, что высокотехнологичная интерактивная инфографика воплощает глобальную тенденцию замещения функции отражения функцией формирования реальности. Инфографика не просто сохраняет способность журналистики в актуализации заданных мировоззренческихконстант социальных групп средствами подбора фактов и обработки данных, но и позволяет делать это латентно, без явных оценок и комментариев, при условии реальной пользовательской активности в работе с информационным ресурсом. Все это свидетельствует о новых возможностях манипулирования целевой аудиторией со стороны цифровых СМИ и актуализирует проблематику информационной безопасности в контексте современного инфографического инструментария. Не только читатель (зритель) определенного информационного продукта попадает под воздействие предварительно заданных в нем (отбором данных, их структуризацией и способом оформления) интенций и оценок, но и пользующийся внешним инфографическим сервисом журналист может стать невольным заложником скрытого семантического послания. Такое послание может быть организовано не только на уровне фактического материала или коннотаций, но и на основе самой тематизации информационного сообщения. В современной информационной среде в условиях дефицита внимания выдвижение на первый план той или иной тематики журналистского сообщения является сильнейшим средством манипуляции целевой аудиторией. Конкретные позиции читателя (зрителя) по отношению к поднимаемым в определенной теме вопросам часто имеют совершенно незначительное значение в сравнении с самим фактом обращенности аудитории именно к данной теме и, соответственно, игнорирования в данный момент любой другой. Именно поэтому ведущие мировые СМИ и агентства новостей стремятся создать собственные онлайновые инфографические сервисы.

Проблематика и программный инструментарий мультимедийной журналистской инфографики изучается в Брестском университете имени А.С. Пушкина в рамках курса «Программное обеспечение мультимедиа-технологий» для студентов специальности «Журналистика».

Инфографика из инструмента контент-маркетинга превратилась в инструмент PR. Компании все чаще представляют новости, информацию о себе, итоговые отчеты не в текстовом формате, а в виде инфографики, которую потом отправляют в СМИ, размещают на своих сайтах или в блогах. The London School of Public Relations выделила 9 типов инфографики. А мы в расскажем о том, для каких PR-целей лучше подойдет тот или иной тип инфографики. И в качестве бонуса - лучшие для создания инфографики.

Один из самых распространенных видов инфографики - статистическая. Она хорошо работает, если вы сделали какое-нибудь уникальное отраслевое исследование, что само по себе отличный информационный повод.

Это, строго говоря, не сервис для создания инфографики, а каталог готовых темплейтов, которые нужно скачивать и потом адаптировать под свои цели в Photoshop или Adobe Illustrator. Тому, кто хорошо ориентируется в этих программах, возможно, такое решение покажется более удобным, чем конструировать инфографику в различных сервисах. Поэтому мы подумали, что будет полезно включить сайт в наш список. Тем более, что мы и сами им с удовольствием пользуемся.

Не все темплейты бесплатны - ищите те, на которых стоит значок Free. Помимо собственно инфографики на сайте можно скачать готовые иконки, лого и даже шаблоны для создания дизайна надписи на пакетах. Все бесплатные темплейты собраны в

Для любых предложений по сайту: [email protected]