Черноморская флотилия. Черноморский флот российской федерации
Оперативно-стратегическое объединение ВМФ РФ на Чёрном море. Подчиняется южному военному округу. Зачеркнутым текстом обозначены корабли/катера находящиеся на ремонте.
30-я дивизия надводных кораблей (г. Севастополь)
«Москва» гвардейский ракетный крейсер проекта 1164. Бортовой номер 121.
«Адмирал флота Советского Союза Горшков» фрегат проекта 22350. Бортовой номер 417 (принятие на вооружение в 2016 году).
«Адмирал флота Касатонов» фрегат проекта 22350 (принятие на вооружение в 2017 году).
«Адмирал Григорович» — сторожевой корабль проекта 11356. Бортовой номер 494.
«Адмирал Эссен» — сторожевой корабль проекта 11356. Бортовой номер 751.
«Адмирал Макаров» — сторожевой корабль проекта 11356. Бортовой номер 799 (принятие на вооружение в 2016 году).
«Сметливый» сторожевой корабль проекта 01090. Бортовой номер 810.
«Ладный» сторожевой корабль проекта 1135. Бортовой номер 861.
«Пытливый» сторожевой корабль проекта 1135М. Бортовой номер 868.
РК-1078 — рейдовый катер.
РК-1210 — рейдовый катер.
РК-1287 — рейдовый катер.
РК-1414 — рейдовый катер.
РК-1676 — рейдовый катер.
РБК-1299 — рейдовый баркас.
Крымская военно-морская база (г. Севастополь)
197-я бригада десантных кораблей (Крымская военно-морская база, Севастополь):
«Николай Фильченков» большой десантный корабль проекта 1171. Бортовой номер 152.
БДК-65 «Саратов» большой десантный корабль проекта 1171. Бортовой номер 150.
БДК-69 «Орск» большой десантный корабль проекта 1171. Бортовой номер 148.
БДК-46 «Новочеркасск» большой десантный корабль проекта 775. Бортовой номер 142.
БДК-54 «Азов» гвардейский большой десантный корабль проекта 775М. Бортовой номер 151.
БДК-64 «Цезарь Куников» большой десантный корабль проекта 775. Бортовой номер 158.
БДК-67 «Ямал» большой десантный корабль проекта 775. Бортовой номер 156.
68-я бригада кораблей охраны водного района (г. Севастополь):
149-я тактическая группа:
МПК-49 «Александровец» малый противолодочный корабль проекта 1124. Бортовой номер 059.
МПК-118 «Суздалец» малый противолодочный корабль проекта 1124М. Бортовой номер 071.
МПК-134 «Муромец» малый противолодочный корабль проекта 1124М. Бортовой номер 064.
150-я тактическая группа:
«Иван Голубец» морской тральщик проекта 266М. Бортовой номер 911.
«Вице-адмирал Жуков» морской тральщик проекта 266М. Бортовой номер 909.
«Турбинист» морской тральщик проекта 266М. Бортовой номер 912.
«Ковровец» морской тральщик проекта 266М. Бортовой номер 913.
41-я бригада ракетных катеров (Севастополь):
166-й дивизион МРК (Севастополь):
«Бора» ракетный корабль на воздушной подушке проекта 1239. Бортовой номер 615.
«Самум» ракетный корабль на воздушной подушке проекта 1239. Бортовой номер 616.
«Мираж» малый ракетный корабль проекта 12341. Бортовой номер 617.
«Штиль» малый ракетный корабль проекта 12341. Бортовой номер 620.
«Вышний Волочёк» малый ракетный корабль проекта 21631 (принятие на вооружение в 2017 году).
295-й Сулинский дивизион ракетных катеров:
Р-60 «Буря» ракетный катер проекта 12411. Бортовой номер 955.
Р-71 «Шуя» ракетный катер проекта 12417. Бортовой номер 962.
Р-109 «Бриз» ракетный катер проекта 12411. Бортовой номер 952.
Р-239 «Гроза» ракетный катер проекта 12411. Бортовой номер 953.
Р-334 «Ивановец» ракетный катер проекта 12411М. Бортовой номер 954.
102-й отряд специального назначения по борьбе с ПДСС, в/ч 27203 (Севастополь,): 60 чел. На вооружении: береговые самоходные бомбометные комплексы ДП-62 «Дамба», противодиверсионные катера П-424, П-331, П-355, П-407, П-424, П-834, П-835, П-845.
Новороссийская военно-морская база (Краснодарский край, г. Новороссийск)
184-я бригада охраны водного района (Краснодарский край, г. Новороссийск):
181-й дивизион противолодочных кораблей:
МПК «Поворино» малый противолодочный корабль проекта 1124М. Бортовой номер 053.
МПК «Ейск» малый противолодочный корабль проекта 1124М. Бортовой номер 054.
МПК «Касимов» малый противолодочный корабль проекта 1124М. Бортовой номер 055.
170-й дивизион тральщиков:
МТЩ «Железняков» морской тральщик проекта 12660. Бортовой номер 901.
МТЩ «Валентин Пикуль» морской тральщик проекта 266МЭ. Бортовой номер 770.
МТЩ «Вице-адмирал Захарьин» — морской тральщик проекта 02668. Бортовой номер 908.
БТЩ «Минеральные Воды» базовый тральщик проекта 12650. Бортовой номер 426.
БТЩ «Лейтенант Ильин» базовый тральщик проекта 12650. Бортовой номер 438.
РТ-46 рейдовый тральщик проекта 1258. Бортовой номер 201.
РТ-278 — рейдовый тральщик проекта 12592.
Д 144 — десантный катер.
Д 106 — десантный катер.
Д-199 — десантный катер.
4-я отдельная бригада подводных лодок (Краснодарский край, Новороссийск):
Б-237 «Ростов-на-Дону» дизельная подводная лодка проекта 06363.
Б-261 «Новороссийск» дизельная подводная лодка проекта 06363.
Б-262 «Старый Оскол» дизельная подводная лодка проекта 06363.
Б-265 «Краснодар» дизельная подводная лодка проекта 06363.
Б-268 «Великий Новгород» дизельная подводная лодка проекта 06363.
Б-271 «Колпино» дизельная подводная лодка проекта 06363 (принятие на вооружение в 2016 году).
Б-871 «Алроса» дизельная подводная лодка проекта 877В.
ПЗС-50 — дизельная подводная лодка проекта 633РВ.
УТС-247 — дизельная подводная лодка проекта В613.
ТЛ-997 — катер-торпедолов проекта 368Т.
ТЛ-1539 — катер-торпедолов проекта 1288.
ВМ-122 водолазное морское судно.
314-й отряд аварийно-спасательных судов (г. Новороссийск):
ПЖК 58 — пожарный катер.
ВМ 86 — водолазное судно проекта 522.
ВМ 108 — водолазное судно проекта 522.
ВМ 159 — водолазное судно проекта 535.
СБ 4 — морской буксир проекта 733.
ВМ 66 — водолазное судно проекта 522.
Орион — морской буксир проекта 733.
РВК-764 рейдовый катер проекта 23040.
РВК-762 рейдовый катер проекта 23040.
РВК-767 рейдовый катер проекта 23040.
РВК-771 рейдовый катер проекта 23040.
«Профессор Николай Муру» — спасательное буксирное судно проекта 22870.
136-й отряд специального назначения по борьбе с ПДСС, в/ч 75976 (г. Новороссийск): 60 чел. На вооружении: противодиверсионные катера П-191, П-349, П-350, П-274, П-275, П-276, П-356.
отдельная рота охраны, в/ч 70118 (Краснодарский край, г.Новороссийск, с. Мысхако).
63-я бригада ремонтируемых кораблей (Севастополь).
145-й аварийно спасательный отряд (Севастополь,):
«ЭПРОН» спасательное судно проекта 527М.
РВК-1112 — рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения.
СМК-2094 — спасательный многофункциональный катер.
1-я группа спасательных судов (Севастополь):
«Коммуна» спасательное судно.
«Шахтер» спасательный буксир проекта 712.
СБ-5 морской буксир проекта 733.
СБ-36 морской буксир проекта 714.
МБ 304 морской буксир проекта 745.
2-я группа спасательных судов (Севастополь):
СН 126 санитарный катер.
ВМ 154 — водолазное судно проекта 535.
РВК 449 водолазный катер проекта 376.
РВК 860 водолазный катер проекта 376.
ПЖК 37 — пожарный катер.
ПЖК 45 — пожарный катер.
ВМ 125 — водолазное судно проекта 522.
ПЖС-123 пожарный корабль проекта 1893.
ВМ 9 — водолазное судно проекта 522.
519-й отдельный дивизион разведывательных кораблей (Севастополь):
«Приазовье» средний разведывательный корабль проекта 864.
«Экватор» малый разведывательный корабль проекта 861М.
«Кильдин» малый разведывательный корабль проекта 861М.
«Лиман» малый разведывательный корабль проекта 861М.
97-й отдельный дивизион надводных кораблей (Краснодарский край, Темрюк):
СХЗ-18 — судно хранилище проекта 08142.
РК-249 — водолазный катер проекта 376.
Селигер — опытовое судно проекта 11982.
РБ 45 — рейдовый буксир проекта 90600.
176-й дивизион гидрографических судов (Севастополь):
«Донузлав» гидрографическое судно проекта 862.
«Челекен» гидрографическое судно проекта 861.
«Створ» гидрографическое судно проекта 862.
МГК 476 малый гидрографический катер проекта 16830.
БГК-2150 большой гидрографический катер.
47-й гидрографический район (Севастополь):
ГС-86 малое гидрографическое судно проекта 872.
БГК-22 большой гидрографический катер.
БГК-889 большой гидрографический катер проекта 1896.
МГК-352 малый гидрографический катер проекта 1403.
МГК-675 малый гидрографический катер проекта 727М.
МГК-1002 малый гидрографический катер проекта 1403.
МГК-1099 малый гидрографический катер проекта 1403.
80-й район гидрографической службы (Краснодарский край, Новороссийск):
БГК 244 большой гидрографический катер проекта 1896.
55-й отдельный дивизион гидрографических судов 80-го района гидрографической службы (Новороссийск):
ГС-103 малое гидрографическое судно проекта 870.
ГС-402 малое гидрографическое судно проекта 872.
МГК-500 малый гидрографический катер проекта 1403.
МГК-614 малый гидрографический катер проекта 16830.
МГК-1792 малый гидрографический катер проекта 16830.
МГК-1914 малый гидрографический катер.
17-й гидрограф участок (Ростовская обл, Таганрог)
115-я комендатура охраны и обслуживания (г. Севастополь):
РК 1529 — рейдовый катер проекта 1415.
СН 726 — санитарный катер.
КСВ-1404 — катер связи.
КСВ-1754 — катер связи.
205-й отряд судов обеспечения (Севастополь):
КСВ-2155 — катер связи проекта проекта 1388Н
1-я группа (Севастополь):
МБ 23 — морской буксир проекта 773.
МБ 173 — морской буксир проекта 773
МБ 174 — морской буксир проекта 733.
ПМ 56 — плавучая мастерская проекта 304.
ПМ 138 — плавучая мастерская проекта 304.
РБ 50 — рейдовый буксир проекта 737Л.
РБ 136 — рейдовый буксир проекта 192.
ПК-3100 — плавучий кран проекта 605-ПК.
ПК-32050 — морской самоходный плавкран проекта 1505.
ПК-128035 — плавучий кран В-02.
СПК-46150 — самоходный плавучий кран проекта 02690.
РБ 244 — рейдовый буксир проекта 737К.
РБ 247 — рейдовый буксир проекта 737К.
РБ 296 — рейдовый буксир проекта 737М.
Енисей — госпитальное судно проекта 320.
РБ 389 — рейдовый буксир проекта 90600.
РБ-365 — рейдовый буксир проекта 90600.
2-я группа (Севастополь):
КИЛ-158 — килекторное судно проекта 141.
Иван Бубнов — большой морской танкер проекта 1599В.
Генерал Рябиков — морской транспорт вооружения проекта 323В.
ВТР 94 — морской транспорт вооружений проекта 1823.
Сетунь — кабельное судно проекта 1112.
Петр Градов — судно экологического контроля проекта 872Э.
СР 939 — судно размагничивания проекта 130.
СР 26 — судно размагничивания проекта 17994.
СР 137 — судно размагничивания проекта 130.
СФП 183 — судно контроля физических полей проекта 18061.
Иман — средний морской танкер проекта 6404.
СР 541 — судно размагничивания проекта 130.
3-я группа (Севастополь):
Дон — малый морской танкер проекта 1852.
Индига — малый морской танкер проекта 437Н.
МУС-589 — судно-нефтемусоросборщик проекта 1515.
Истра — малый морской танкер.
БНС-16500 — базовое наливное судно проекта 445Р.
МУС-229 — судно-нефтемусоросборщик проекта 14630.
МУС-586 — судно-нефтемусоросборщик проекта 25505.
БНН-226800 — рейдовая несамоходная наливная баржа.
ВТН 99 — малый морской танкер проекта 1844.
ВТН-73 — малый морской танкер проекта 03180.
4-я группа (Севастополь):
БУК-49 — буксирный катер проекта 05Т.
БУК-533 — буксирный катер проекта 05Т.
ПСК-537 — пассажирский катер проекта 722.
РК-340 — рейдовый катер проекта 1415.
РК-1573 — рейдовый катер.
РК 25 — рейдовый катер.
«Афалина» — рейдовый катер проекта 16609.
«Двиница-50» — военный транспорт (экс турецкий сухогруз Alican Deval).
«Вологда-50» — военный транспорт (экс турецкий сухогруз Dadali).
«Кызыл-60» — военный транспорт (экс турецкий сухогруз Smyrna).
«Казань-60» — военный транспорт.
58-я группа судов обеспечения (Феодосия):
КИЛ-25 — килекторное судно проекта 419.
МБ 31 — морской буксир проекта 745.
СР 344 — судно размагничивания проекта 17992.
ВМ 911 — водолазное морское судно проекта 535.
РБ 44 — рейдовый буксир проекта 737Л.
РБ 237 — рейдовый буксир проекта 737К.
БГК 774 — большой гидрографический катер проекта 1896.
СР 59 — судно размагничивания проекта 130.
МУС-491 — судно-нефтемусоросборщик проекта 1515.
ОС-114 — опытовое судно проекта 1824.
ОС-138 — опытовое судно проекта 1236.
МГК 620 — малый гидрографический катер проекта 16380.
РК-253 — водолазный катер проекта 376.
РК-267 — водолазный катер проекта 376.
РК-1677 — рейдовый катер проекта 371У.
ПМР-71 — рейдовая плавучая мастерская проекта 889А.
БНН-667085 — рейдовая несамоходная наливная баржа проекта 435Р.
Койда — средний морской танкер проекта 577.
ТЛ 278 — катер-торпедолов проекта 1388.
ТЛ 1133 — катер-торпедолов проекта 1388.
61-я группа судов обеспечения (Новороссийск):
РБ 398 — рейдовый буксир проекта 90600.
МУС-760 — судно-нефтемусоросборщик проекта 1515.
КСВ-67 — катер связи проекта 1388Н.
ВТН 96 — малый морской танкер проекта 1844Д.
СХЗ-20 — плавучий склад проекта 08142.
ПСК-1321 — пассажирский катер проекта СК620.
РБ-18 — рейдовый буксир проекта 14970.
РБ-209 — рейдовый буксир проекта 1496.
РК-955 — рейдовый катер проекта 371У.
РК-1745 — рейдовый катер проекта 371У.
БКЩ-28 — большой корабельный щит.
РБ 193 — рейдовый буксир проекта 737К.
РБ 199 — рейдовый буксир проекта 737К.
ВТН 76 — малый морской танкер проекта 1844Д.
РБ 43 — рейдовый буксир проекта 90600.
РБ 391 — рейдовый буксир проекта 90600.
РБ 392 — рейдовый буксир проекта 90600.
280-я щитовая станция 4 судна-мишени (Севастополь):
РК-621 рейдовый катер.
РБК-76 рейдовый баркас.
СМ-69 — морской рефрижераторный транспорт.
СМ-377 — судно-мишень проекта 1784Б.
130-я щитовая станция (Феодосия):
СМ-178 — судно-мишень проекта 1784Б.
СМ-294 — судно-мишень проекта 1784М.
720-й пункт материально-технического обеспечения (г. Тартус, Сирия).
758-й центр материально-технического обеспечения, в/ч 63876 (г. Севастополь).
3824-я комплексная база МТО, в/ч 96144 (Краснодарский край, Крымск).
17-й арсенал, в/ч 13189 (Севастополь, Сухарная балка).
133-я отдельная бригада МТО, в/ч 73998 (Крым, Бахчисарай р-н).
126-я отдельная бригада береговой обороны, в/ч 12676 (Крым, Перевальное)
810-я отдельная бригада морской пехоты, в/ч 13140 (Севастополь, бух Казачья)
388-й морской разведывательный пункт, в/ч 43071 (г. Севастополь)
127-я отдельная разведывательная бригада, в/ч 67606 (Крым, с. Парголово)
11-я береговая ракетно-артиллерийская бригада, в/ч 00916 (Краснодарский край, г. Анапа, пос. Уташ)
15-я отдельная береговая ракетно-артиллерийская бригада, в\ч 80365 (г. Севастополь)
8-й отдельный артиллерийский полк, в/ч 87714 (г. Симферополь и Перевальное)
1096-й отдельный зенитный ракетный полк (г. Севастополь)
68-й отдельный морской инженерный полк, в/ч 86863, (г. Евпатория)
47-й отдельный морской инженерный батальон, в/ч 83382 (г. Крымск Новороссийской ВМБ).
4-й отдельный полк РХБЗ, в/ч 86862 (г. Севастополь)
224-й отдельный батальон управления, в/ч 83526 (Севастополь).
529-й Краснознаменный Узел связи, в/ч 40136 (Севастополь).
475-й отдельный центр РЭБ, в/ч 60135 (Отрадное, Севастополь)
Центр радиоэлектронной разведки (Севастополь).
17-я Военно-морская школа младших специалистов (Севастополь):
ВМ 34 — водолазный морской бот проекта 522.
РВК-156 — рейдовый водолазный катер проекта РВ376У.
РВК-438 — рейдовый водолазный катер проекта РВ376У.
РВК-617 — рейдовый водолазный катер проекта РВ376У.
РВК-659 — рейдовый водолазный катер проекта РВ376У.
СМК-2094 — спасательный многофункциональный катер проекта 23370.
РВК-1045 — рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040.
318-й смешанный авиационный полк, в/ч 49311 (г. Севастополь, п. Кача, аэродром Кача)
43-й морской штурмовой авиационный полк, в/ч 76410 (Крым, г. Саки, аэродром Саки)
Черноморский флот — оперативно-стратегическое объединение Военно-морского флота РФ на Черном море, имеет в своем составе дизельные подводные лодки, надводные корабли для действий в океанской и ближней морской зонах, морскую ракетоносную, противолодочную и истребительную авиацию, части береговых войск.
История зарождения и становления Черноморского флота ведет свое начало со второй половины ХVIII века, когда Россия добилась крупных успехов в борьбе за выход к морям и утвердилась на берегах Азовского и Черного морей. Моряки Черноморского флота приняли активное участие в революционных событиях 1917 года, а с весны 1918 года участвовали в борьбе с наступающими силами германских войск. В ходе Великой Отечественной войны Черноморский флот оборонял базы и побережье, защищал свои коммуникации, действовал на коммуникациях противника, наносил авиационные удары по его береговым объектам. В последующее время, восстановив инфраструктуру, разрушенную войной, Черноморский флот выполнял задачи по защите южных рубежей страны.
После распада СССР с августа 1992 года Черноморский флот существовал как объединенный (РФ и Украины). Согласно двухсторонним соглашениям по ЧФ 1995 и 1997 годов на его основе были созданы ЧФ РФ и ВМС Украины с раздельным базированием, определен статус российского флота на территории Украины.
12 июня 1997 года на кораблях российского Черноморского флота был вновь поднят исторический Андреевский флаг, под которым черноморцы возобновили участие сил в дальних походах не только в Средиземном море, но и в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах. В 2010 году Черноморский флот организационно вошел в состав Южного военного округа.
2 апреля 2014 года в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя президентом России был подписан Федеральный закон "О прекращении действия соглашений, касающихся пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины". После этого началось обновление корабельного состава, авиации и техники береговых войск ЧФ.
Черноморский флот защищает экономические интересы России в регионе, обеспечивает безопасность судоходства, выполняет внешнеполитические акции правительства в экономически важных районах Мирового океана (визиты, деловые заходы, совместные учения, действия в составе миротворческих сил и др.). В период проведения операции Воздушно-космических сил России в Сирии силы флота из состава постоянной группировки ВМФ в Средиземном море осуществляли прикрытие с морских направлений действий авиации с авиабазы Хмеймим.
После событий 2014 года Крым снова привлек внимание не только россиян, но и, пожалуй, всего мира. И дело здесь не только в политическом скандале между двумя государствами - Россией и Украиной. И не в том, с какой стремительностью была проведена Россией Крымская операция. А в том, что после возвращения Крыма Черноморский обрел вторую жизнь.
Не секрет, что за годы владения Украиной крымскими берегами развитие Крыма сильно затормозилось, и денежных ресурсов из казны на содержание полуострова выделялось крайне мало. Это коснулось и военно-морских баз Крымского полуострова. В статье постараемся наиболее полно описать, какими перспективами обладает Россия по развитию Черноморского флота на Крымском полуострове.
Балаклавская бухта. Немного истории
Из истории известно, что поле того как Крым перешел под владение России, именно в Балаклавской бухте были размещены корабли Черноморского флота России. С 1776 года в этом месте был расположен Балаклавский греческий пехотный батальон. Основу этого батальона составляли эмигранты, участники противоосманского восстания на островах Эгейского моря. Надо отметить, что самой царицей Екатериной Великой было отмечено своё благоволение бравых эллинов.
С 1853 по 1856 год, в период Крымской войны, Балаклава и бухта были захвачены британскими войсками. Они превратили Балаклавскую бухту в военную базу и, собственно, уже оттуда производились штурмы, и была военная поддержка при осаде Севастополя.
При разделе флота между Украиной и Россией по данным на август 1994 года Черноморский флот в Крыму имел в своем составе 153-ю и 155-ю бригады 14-й дивизии.
При этом 475-й дивизион обладал 14-ю большими и 9-ю средними субмаринами и плавучей базой ПЛ.
Но надо сказать, что субмарина "Запорожье" (проект 641), переданная Украине при разделе флота, по техническим параметрам оказалась для этой базы неподходящей.
И после раздела флотов ее отправили в доки на ремонт, который до сих пор пытаются провести ВМС Украины.
После того как в 1995 году российские военные моряки окончательно покинули воды Украины, Балаклавская база оказалась заброшенной. И ее фактическими "владельцами" стали охотники за цветными и черными металлами, так как база обладала огромными запасами оборудования и станков.
И уже после недолгого периода времени, когда Черноморский флот России покинул территориальные воды Украины, Балаклавская база представляла собой душераздирающее зрелище.
Также объектом экскурсий по городу и бухте стал подземный завод по восстановлению и ремонту подводных лодок ЧФ. Сверхсекретная база активно использовалась Советским Союзом во времена холодной войны и как склад ядерного вооружения.
Лучшего применения секретной базы, кроме как проводить экскурсии туристов по военной подводной базе, украинские власти не нашли.
Как делили Черноморский флот
Соглашение о порядке и условиях нахождения Черноморского флота России в территориальных водах и портах Украины было подписано в Киеве 28 мая 1997 года, по итогам межправительственного соглашения. Также были оговорены условия разделения ЧФ и взаиморасчеты, связанные с таким разделением. Эти документы были ратифицированы Государственной думой и Украинским парламентом в 1999 г.
Подписанное соглашение давало возможность разделить ЧФ России и ВМС Украины. Основную базу и штаб было решено оставить в Севастополе. А имущественные разногласия должны были быть учтены договоренностью о разделе имущества. России при этом отошло 87,7%, а Украине - 12,3% всех судов.
Весь этот период согласования правового статуса ЧФ и его дальнейшей судьбы, конечно, негативным образом сказался на его боеспособности. Многими с 1991 по 1997 гг. происходящее воспринималось как то, что Черноморский флот ВМФ России медленно, но верно погибает.
Черноморский флот в цифрах
Сравнение численного состава за этот период не могло укрепить боевой дух личного состава.
Итак, сравним цифры.
1. Черноморский флот на 1991 год:
Личный состав - 100 тыс. чел.
Численность кораблей - 835 всех существующих классов:
- подлодок - 28;
- ракетных крейсеров - 6;
- противолодочных крейсеров - 2;
- БПК II ранга, эсминцев и сторожевых кораблей II ранга - 20;
- СКР - 40 единиц;
- малых и кораблей - 30;
- тральщиков - 70;
- десантных кораблей - 50;
- морской авиации - более четырехсот единиц.
2.Черноморский флот России на 1997 год:
- Численность личного состава - 25 тыс. чел. (в том числе 2 тыс. человек в ударной авиации и морской пехоте).
- Численность кораблей и судов - 33.
- Летательных аппаратов в составе флота - 106 (из которых 22 боевых).
- Бронемашин - 132.
- Командных пунктов - 16 (было 80).
- Объектов связи - 11 (из 39).
- Объектов радиотехнической службы - 11 (было 40).
- Объектов тыла - 9 (из 50).
- Судоремонтных объектов - 3 (из 7).
По разделу 1997 года ВМС Украины составляло:
- Боевые корабли - 30.
- Подводные лодки - 1.
- Боевые самолеты - 90.
- Корабли специального назначения - 6.
- Суда обеспечения - 28 единиц.
Современное состояние ЧФ
Черноморский России всегда был и остается одним из главных факторов стабильности и безопасности на южных мореходных направлениях. Боевые суда ЧФ как раз и делают всё возможное, чтобы обеспечить эти задачи на рубежах Черного и Средиземного морей.
Но Черноморский флот в состоянии выполнять боевые задачи также и в разных районах Мирового океана.
Корабли Черноморского флота России успешно выполняют задачи в Японском море, взаимодействуя с Балтийским флотом. Суда из команды этого флота участвовали в операции сопровождения транспорта по транспортировке сирийского химического оружия в акватории Средиземного моря.
На постоянной основе корабли обеспечения ЧФ успешно выполняют задачи по противодействию пиратству.
Повышение боевого уровня
Возврат Крыма в структуру России, несомненно, улучшил боевую эффективность Черноморского флота. РФ на плановой основе получила возможность должным образом развивать ВМФ на Крымском полуострове.
Военно-морские силы будут располагать в Крыму комплексной системой, в которую включены и наземные базы. Черноморский флот России приобрёл главную базу для размещения судов - Севастополь.
Основные принципы размещения систем базирования и инфраструктуры флота - самодостаточность и функциональность. Необходимо будет заново оснащать места базирования надводных и подводных кораблей, береговых войск всем необходимым для обеспечения полноценной службы и жизнедеятельности.
Перечень судов ЧФ
В справочниках представлены подробные данные, по которым можно оценить, каков Черноморский флот России сегодня.
Списочный состав надводных кораблей тридцатой дивизии:
- Гвардейский
- "Керчь" - большой противолодочный корабль.
- Сторожевой
- Сторожевой корабль "Ладный".
- Сторожевой корабль "Пытливый".
Состав десантных кораблей 197-й бригады:
Большие десантные корабли:
- "Николай Фильченков".
- "Орск".
- "Саратов".
- "Азов".
- "Новочеркасск".
- "Цезарь Куников".
- "Ямал".
Состав 68-й бригады кораблей охраны:
Малые противолодочные корабли:
- "Александровец".
- "Муромец".
- "Суздалец".
Морские тральщики:
- "Ковровец".
- "Иван Голубец".
- "Турбинист".
- "Вице-адмирал Жуков".
Подводные лодки:
- "Ростов-на-Дону" - Б237.
- "Новороссийск" - Б261.
- (экс-"Запорожье") - Б435.
- "Алроса" - Б871.
Ракетные катера 41-й бригады:
- "Бора".
- "Самум".
- "Штиль".
- "Мираж".
Состав 295-го Сулинского дивизиона:
Ракетные катера:
- "Р-60".
- "Р-71".
- "Р-109".
- "Р-239".
- "Ивановец".
Состав 184-й бригады (Новороссийск):
Противолодочные корабли:
- "Поворино".
- "Ейск".
- "Касимов".
Тральщики:
- "Железняков".
- "Валентин Пикуль".
- "Вице-адмирал Захарьин".
- "Минеральные Воды".
- "Лейтенант Ильин".
- "РТ-46".
- "РТ-278".
- "Д-144".
- "Д-199".
- "Д-106".
Не пришлось долго подыскивать участок, где будет размещен штаб Черноморского флота России. Севастополь оказался наиболее подходящим для этого (в том же месте, где до 19 марта 2014 г. был размещен и штаб ВМС Украины).
Перспективы развития подводного флота
После раздела судов у черноморцев на вооружении находится одна подлодка - дизельная "Алроса".
На сегодняшний день у России существует программа по поэтапному наращиванию подводных вооруженных сил ЧФ. Отдачу от выполнения этих усилий подводный Черноморский флот России увидит уже в 2016 году.
К этому времени ожидается пополнение шестью новыми дизельными подводными лодками. Такое пополнение подводного флота в корне изменит расклад сил на Черном море.
ЧФ теперь будет в состоянии решать разнообразные задачи на подводных глубинах и создаст группировки для достижения боевых целей.
Предположительные сроки ввода подводных кораблей разные. Так, например, уже 22 августа 2015 г. в Санкт-Петербурге был поднят Андреевский флаг на дизель-электрической подлодке "Новороссийск". После полномасштабных испытаний на морском полигоне Северного флота она, несомненно, будет направлена к месту долговременного базирования.
Третья подлодка из серии судов для Черноморского флота программы 636 - "Старый Оскол" - была спущена на воду 28 августа 2015 г. После комплекса ходовых и государственных испытаний займет свое место в составе ЧФ.
Но и это еще не всё. Продолжается достройка корпуса подлодки "Краснодар" и достраивается спущенная на воду "Ростов-на-Дону".
Будут заложены еще две подлодки из проекта по усилению подводного Черноморского флота - "Колпино" и "Великий Новгород".
Все 6 подлодок программы "636 дизель" - электрические, и до 2016 года они будут переданы в Черноморский флот России. Состав экипажей для этих подлодок сформирован и проходит обучение в учебных центрах ВМФ.
Палубная авиация
Конечно, Черноморский флот обязан обладать полноценной палубной авиацией. Теперь появилась возможность для наращивания темпов обновления парка морской авиации. Планируется смена самолётов Су-24 на новые Су-30 МС.
Также важно не забывать, что именно в Крыму находится уникальный комплекс НИТКА. Много лет самолеты палубной авиации Северного флота в Крыму оттачивали свои навыки на этом уникальном комплексе.
Также наращиваются темпы по ремонту уже имеющегося у ЧФ авиапарка. Все это позволит достичь заданного уровня и обеспечит авиацией Черноморский флот России. Состав авиатехники, готовой к выполнению боевых задач, будет в пределах 80% от нужного количества.
Воссоздание системы базирования
Предполагается воссоздать на крымском полуострове такую систему базирования, которая будет отвечать всем требованиям для выполнения боевых задач в регионе.
Главная база дислоцируется в городе Севастополе, там же будут размещены пункты для дислокации Черноморского флота.
Главным требованием к размещению систем базирования является их полноценная независимость по принципу обеспечения функциональности и самодостаточности. Этот порт, где будет размещаться Черноморский флот России, состав кораблей, как надводных, так и подводных, будет обеспечен всем необходимым для несения полноценной службы и жизнедеятельности.
Так, на заводах в Крыму в кратчайшие сроки будут созданы такие участки производства, которые отвечали бы современным требованиям и технологиям. Для того чтобы обслуживать новейшие корабли, которые поступают на Черноморский флот России, начинается поэтапная замена станочного оборудования новым.
Теперь федеральное унитарное предприятие в Севастополе буквально ожило. Уже был произведен ремонт двух больших противолодочных кораблей Северного флота (они входят в состав оперативного соединения ВМФ в Средиземном море).
Также на заводе проходят работы по ремонту "Алроса". К тому же надо заметить, что зарплата рабочих была доведена до общероссийского уровня.
Теперь Черноморский флот России в Севастополе получил современную ремонтную базу.
Такие же работы ведутся в Новороссийске по федеральной целевой программе, которая рассчитана до 2020 года. В рамках этой программы предусматривается строительство в Новороссийске места дислокации сил Черноморского флота. Точно так же, как и Севастополь, этот порт с его редким оградительным молом, несомненно, будет еще одним боевым местом размещения российских кораблей и подводных лодок.
Суда оснащения для Черноморского флота
Для обеспечения безопасности судоходства в регионе Черного моря гидрографам ЧФ предстоит большой комплекс работ. Необходимо будет провести комплексные исследования прибрежных акваторий, что приведет к корректировке навигационных карт. Гидрографические суда ЧФ проверяют работу радионавигационных систем с последующим ремонтом и модернизацией.
Весь этот комплекс работ существенно скажется на безопасности судоходства в этом регионе, что, в свою очередь, обезопасит Черноморский флот России, состав кораблей которого постоянно пополняется.
Так, в целях комплексного оснащения подводных субмарин и надводных судов ЧФ будет пополнен еще шестью судами, что, несомненно, положительно скажется на обороноспособности и позволит выполнять задачи не только в зоне ответственности, которую обеспечивает Черноморский флот, но также и за ее пределами.
История
История до 1917 года
Черноморский флот был основан в 1783 году после присоединения к России Крыма . Первым пунктом его базирования стала Ахтиарская бухта , расположенная на юго-западном берегу Крымского полуострова . Здесь был заложен город Севастополь .
Флот развивался и рос быстрыми темпами, и уже в 1787 году насчитывал в своем составе 3 линейных корабля, 12 фрегатов, 3 бомбардирских корабля, 28 других военных судов. Управляло флотом Черноморское адмиралтейство.
Согласно двусторонним соглашениям о временном (до 28 мая 2017 года) пребывании Черноморского флота (ЧФ) РФ на Украине от 1995 года и 1997 года , на основе Черноморского флота были созданы Черноморский флот РФ и ВМС Украины с раздельным базированием на территории Украины.
70 % всей инфраструктуры российского ЧФ находится на территории Крыма . 25-тысячный личный состав флота размещён в трёх пунктах базирования: в Севастополе (бухты Севастопольская, Южная, Карантинная, Казачья), Феодосии , Новороссийске и временно - в Николаеве , где идёт постройка и ремонт российских судов.
По Соглашению между Украиной и Российской Федерацией о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 31 мая 1997 года , в украинских территориальных водах и на суше может находиться группировка российских кораблей и судов численностью до 388 единиц (из них 14 подводных дизельных лодок). На арендуемых аэродромах в Гвардейском и Севастополе (Каче) может быть размещён 161 летательный аппарат. Это вполне сопоставимо с мощью военно-морской группировки Турции . Указанное Соглашение заключено на 20 лет. Срок действия Соглашения будет автоматически продлеваться на последующие пятилетние периоды, если ни одна из Сторон не уведомит письменно другую Сторону о прекращении действия Соглашения не позднее чем за один год до истечения срока его действия.
Несмотря на это, например, по сообщению интернет-портала Flot.com от 26.03.2009 г.:
«Модернизация корабельного состава Черноморского флота России на территории Крыма возможна только с согласия Украины. Об этом 25 марта заявил пресс-секретарь МИД Украины Василий Кирилич в ответ на появившиеся в СМИ сообщения о том, что ВМФ РФ намерен передать Черноморскому флоту подводные лодки.
Замена вооружений Черноморского флота должна происходить только с согласия Украины, что предусмотрено соглашением о разделе ЧФ от 1997 года , и только после подписания обеими сторонами регламентирующих документов, уточнил Кирилич.
Украинская сторона против пополнения Черноморского флота на территории Украины боевыми единицами, замена же должна осуществляться адекватно, в соответствии с типом и классом заменяемых кораблей. Этот вопрос не нов и позиция Украины по нему хорошо известна российской стороне, добавил Кирилич.
Ранее заместитель начальника главного штаба ВМФ РФ вице-адмирал Олег Бурцев заявил, что Черноморский флот должен иметь в составе не менее 8-10 подводных лодок и будет ими пополнен. Украина рассматривает это не как обновление флота, а как поставку на вооружение нового вида оружия, - прокомментировал он заявление украинской стороны».
Хроника политического противостояния
По мнению руководства РФ, обострение отношений между Украиной и РФ было вызвано избранием в 2004 году нового Президента Украины Виктора Ющенко , который, являясь гарантом Конституции Украины, обязан гарантировать выполнение требований части 7 статьи 17 Конституции Украины, где записано, что «на территории Украины не допускается размещение иностранных военных баз», а также пункта 14 Переходных положений Конституции Украины, где указано, что «использование существующих военных баз на территории Украины для временного пребывания иностранных военных формирований возможно на условиях аренды в порядке, определенном международными договорами Украины, ратифицированными Верховной Радой Украины».
В ночь с 18 на 19 января командование ЧФ блокирует въезд техники на крымский маяк «Сарыч», разместив на его территории бронетранспортёр . Кроме того, командование вводит на четыре главных крымских маяка - «Айтодорский», «Евпаторийский», «Тарханкутский» и «Сарыч» - вооружённые подразделения морских пехотинцев . В связи с несанкционированной передислокацией военной техники на мыс Сарыч МИД Украины направляет России ноту протеста .
Развитие событий напоминает о похожем российско-украинском противостоянии 2003 года , когда спор из-за нескольких островов Тузлинской косы в Керченском проливе , общая площадь которых около 3 км², едва не перерос в военное столкновение. В декабре 2003 года потребовалось «вмешательство» российского президента, чтобы разрешить кризис вокруг Тузлинской косы совместно с украинским президентом.
Представители националистических организаций Украины постоянно пикетируют объекты флота России в Крыму, требуя «прекратить оккупацию Украины».
Корабли Черноморского флота ВМФ России.
В декабре были преданы огласке планы Минобороны Украины по передислокации войск к украинско-российской границе , однако после решения проблем с транзитом газа через территорию Украины и ценой на газ для Украины эти планы были забыты.
23 июня украинские милиционеры задержали служебный автобус Черноморского флота с 30 матросами, которые следовали на гору Опук к месту обучения морпехов. Проверка документов продолжалась более 20 часов и завершилась составлением протоколов об административном правонарушении по статье «Нарушение иностранцами и лицами без гражданства правил пребывания на Украине» и попаданием одного из военнослужащих в военный госпиталь с тепловым ударом . До этого подобные случаи также имели место . Сотрудники украинской милиции ссылались на выполнение ими указа президента Украины № 705/2008 от 13 августа 2008 года «О ситуации вокруг перемещений, связанных с деятельностью военных формирований Черноморского флота Российской Федерации вне мест их дислокации на территории Украины». При этом командование флота направило протест в Управление МВД Украины в Севастополе. В документе ЧФ РФ требует от милиции «немедленно прекратить противоправные действия» в отношении моряков-черноморцев .
В июне 2009 года председатель СБУ Валентин Наливайченко заявил, что сотрудники ФСБ должны покинуть территорию Украины, сославшись на то, что протокол между ФСБ и СБУ, подписанный 25 января 2000 года , нарушает законодательство Украины . 10 декабря 2009 года было сообщено, что все сотрудники военной контрразведки ФСБ РФ, работавшие в Севастополе на Черноморском флоте России, покинули территорию Украины , выполнив требование СБУ.
2010 2011
Согласно постановлению Хозяйственного суда Крыма от 2 августа этого года, маяки Черноморского флота России должны были изъять украинские судебные исполнители. В частности, судебные исполнители должны были вернуть Украине две станции радионавигационной системы РС-10, расположенные в Евпатории и на территории Тарханкутского маяка, также изъятию подлежат 6 маяков, 9 навигационных знаков и другое оборудование, расположенное вдоль крымского побережья .
21 августа активисты молодежной организации «Студенческое братство» начали гражданскую акцию с целью активизации деятельности исполнительной службы по возвращению Украине крымских маяков: они проникли на территорию маяка «Сарыч», срезали колючую проволоку и вывесили таблички «Объект министерства инфраструктуры Украины» . 8 человек были задержаны моряками Черноморского флота и переданы в руки прибывшей украинской милиции . 23 августа активисты той же молодежной организации выставили пикеты в Севастополе у маяка Черноморского флота «Херсонесский» с требованием его передачи Украине . В МИД Украины отметили, что негативно относятся к попыткам представителей общественных организаций проникнуть на территорию ЧФ России в Крыму, поскольку это может привести к трагическим последствиям .
19 октября Россия и Украина не смогли подписать соглашение о замене кораблей Черноморского флота РФ на новые . Украинская сторона выдвинула условия, по которым Россия была должна согласовывать с ней каждый шаг по замене кораблей, предоставлять полный перечень вооружения новых кораблей, заключить контракты на их обслуживание с украинскими судоремонтными предприятиями. То же касается наземной техники, береговых систем, авиации .
6 марта министр обороны Российской Федерации Анатолий Сердюков попросил взять на баланс Севастополя 440 квартир Черноморского флота РФ. Причиной была заявлена высокая цена на газ.
20 апреля российская сторона попросила Украину упразднить 15 000 000 долларов налогов на грузы поступающее в страну для Черноморского флота РФ. При этом Россия обещает направить освободившееся средства на содействие социально-экономическому развитию Севастополя и других населённых пунктов, где дислоцируется Черноморский флот РФ.
Командующие флотом
Здесь указаны командующие Черноморским флотом РФ. Списки командующих Черноморским флотом Российской империи и Черноморским флотом ВМФ СССР - см. в соответствующих статьях.
Современное состояние
Списочный состав Краснознамённого Черноморского флота (2011)
Тип | Название | Изготовитель | Бортовой № | Дата закладки | Спуск на воду | Ввод в строй | Состояние | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Крейсера - 1 | ||||||||
Ракетный крейсер проекта 1164, тип «Атлант» | «Москва» | Завод имени 61 коммунара (г. Николаев) | 121 | 05.11.1976 | 27.07.1979 | 30.12.1982 | В строю.
Флагман флота. В 1991-1999 гг. прошел капитальный ремонт с модернизацией. Перевооружен с ПКРК «Базальт» на ПКРК «Вулкан» 11-я бригада противолодочных кораблей Базируется в Севастополе. Включает в себя флагман Черноморского флота гвардейский ракетный крейсер «Москва» (проект 1164), два больших противолодочных корабля проекта 1134 «Керчь» и «Очаков» (последний не в строю) и сторожевые корабли «Сметливый» (проект 61М), «Ладный» и «Пытливый» (оба - проект 1135). 197-я бригада десантных кораблей Базируется в Севастополе. Включает в себя большие десантные корабли проекта 1171 «Николай Фильченков», «Орск» (не в строю) и «Саратов», а также проекта 775 и 775М «Азов», «Новочеркасск», «Цезарь Куников» и «Ямал». 166-й дивизион малых ракетных кораблей Базируется в Севастополе (бухта Куриная). Состоит из ракетных кораблей на воздушной подушке проекта 1239 «Бора» и «Самум», а также малых ракетных кораблей проекта 12341 «Мираж» и «Штиль». 295-й дивизион ракетных катеров Базируется в Севастополе (бухта Карантинная). Включает в себя ракетные катера Р-71 (проект 12411Р), Р-109, Р-239, Р-60 и Р-334-Ивановец (проект 12411).247-й отдельный дивизион подводных лодок Базируется в Севастополе. Состоит из двух дизельных подводных лодок: Б-871 «Алроса» и Б-380 «Святой князь Георгий» (последняя - в ремонте). 68-я бригада кораблей охраны водного района 400-й дивизион противолодочных кораблей Базируется в Севастополе. Включает в себя четыре малых противолодочных кораблей: МПК-49 «Александровец» (проект 1124), МПК-118 «Суздалец» и МПК-134 «Муромец» (проект 1124М), МПК-220 «Владимирец» (проект 11451). 418-й дивизион тральщиков Базируется в Севастополе. Включает в себя четыре морских тральщика проекта 266М: «Иван Голубец», «Вице-адмирал Жуков», «Турбинист» и «Ковровец».422 отдельный дивизион гидрографических судов ГС ЧФ Базируется в Севастополе, б. Южная. Суда пр.861 (гс «Челекен»),862/II (ГС «Створ» и гс «Донузлав»),872/II (мгс «ГС-402»), плюс большие и малые гидрографические катера. Последний командир дивизиона - капитан 2 ранга Чижов Дмитрий Иванович. В феврале 2012 года в связи с проводимыми в ВС РФ оргштатными мероприятиями, 422 однгс перестал существовать. Вместо него создана группа судов, групповым капитаном которой назначен Погребняков Алексей Васильевич - http://www.kvvmku.ru/forum/profile.php?mode=viewprofile&u=2087&sid=. Кроме того, управление лсужбы ОАО "Славянка" выгнала из здания по Суворова,4. Теперь они ютятся по Гоголя,37. Береговые войска ЧФ11-я отдельная береговая ракетно-артиллерийская бригада ЧФ РФ Базируется в Анапе. 810-я бригада морской пехоты ЧФ РФ Базируется в Севастополе. Базируется в Темрюке. 1096-й отдельный зенитный ракетный полк ЧФ РФ Базируется в Севастополе. 431-й морской разведывательный пункт Базируется в Туапсе Морская Авиация ЧФ7057-я смешанная авиабаза ЧФ РФ Базируется аэродром Кача. Штурмовая эскадрилья 7057 АвБ ЧФ РФ Базируется аэродром Гвардейское . Учения Черноморского флотаБоевые операции ЧФ РФБазирование ЧФ на УкраинеРоссия арендует большую часть причальных стенок порта Севастополь для стоянки более 30 боевых кораблей и судов. В Севастополе также базируется штаб ЧФ, центральный узел связи, военно-морской госпиталь, 1096-й зенитный ракетный полк, 810-й отдельный полк морской пехоты, 17-й арсенал, яхт-клуб. Общая численность ЧФ в Крыму - около 14 000 чел. В марте 2005 министр обороны РФ Сергей Иванов заявил, что Севастополь останется главной военно-морской базой Черноморского флота России как минимум до 2017 года . Несмотря на строительство военно-морской базы в Новороссийске , переводить туда штаб ЧФ и корабельный состав не планируется. В 2010 году между Россией и Украиной были подписаны так называемые Харьковские соглашения , по которым базовое соглашение об аренде мест базирования кораблей в Севастополе продлено до 2042 года с правом дальнейшего продления ещё на 5 лет. Аренда военно-морской базы в Севастополе обходится России в $98 млн в год и оплачивается поставками российского газа. Ввод в строй новых кораблей15 мая 2012 г. В Новороссийске состоялась торжественная церемония подъема военно-морского флага на катере специального назначения «Грачонок» проекта 21980. 2011 г.
См. также
Ссылки
Примечания
|
Андрей ФЕДОРОВЫХ - аспирант Института российской истории РАН
Научный анализ событий, связанных с распадом Российской империи и СССР, особенно остро проявивших себя в регионе Черного моря, имеет важное теоретическое и практическое значение. В частности, проблема статуса Черноморского флота бывшего СССР и его главной военно-морской базы - города Севастополя на сегодняшний день, пожалуй, является наименее изученной, несмотря на активное обсуждение данных вопросов на межгосударственном и общественном уровнях и, как следствие, наличие большого количества различной литературы на эту тему.
В соответствие с Морской Доктриной РФ, утвержденной Президентом России В.В. Путиным, защита территории РФ с морских направлений, ее суверенитета на внутренние морские воды, территориальное море, включая регион Черного моря, «относится к категории высших государственных приоритетов»1. При этом в документе поставлена задача сохранить базирование Черноморского флота в Севастополе на длительную перспективу. По итогам Совещания по военно-дипломатическим вопросам Азово-Черноморского региона 17 сентября 2003 года Президент РФ подчеркнул, что это зона стратегических интересов России, которая «обеспечивает прямой выход России к важнейшим глобальным транспортным маршрутам, в том числе энергетическим». В то же время реальными вызовами безопасности Россий¬ской Федерации в Азово-Черноморском регионе являются активность террористических структур, этническая преступность и нелегальная иммиграция. С целью укрепления позиций Российской Федерации в регионе принято решение о создании дополнительно пункта базирования Черноморского флота в Новороссийске. В то же время подчеркивалось, что решение о развитии системы базирования Черноморского флота на Кавказском побережье России «не значит, что мы будем оставлять нашу основную базу в Севастополе»2. Проблема Черноморского флота и Севастополя стала одним из наиболее сложных последствий распада СССР. Однако возможность ее возникновения около сорока лет таилась в решении высшего руководства СССР в 1954 году о передаче Крымской области из РСФСР в состав УССР. Это решение означало «разрыв исторической преемственности государственно-территориального устройства»3 Российской Федерации, без учета интересов и мнения ее многонационального народа. Представления о незыблемости СССР, недооценка внутренних противоречий советской федерации и роли национального фактора обусловили забвение исторического опыта во многом аналогичных событий периода распада Российской Империи, сопровождавшихся острой борьбой за Черноморский флот, Севастополь и Крым. После распада СССР военно-политическая проблема Черноморского флота оказалась неразрывно связанной с территорией его Главной базы - городом Севастополем - и потенциально конфликтной этнополитической ситуацией в Крыму, где большинство населения вы¬ступало за воссоединение с Россией. Это обстоятельство обусловило особую сложность ситуации и поиска политических путей ее решения. От выбора политического пути решения проблемы Черноморского флота и Севастополя в немалой степени зависели стабильность и межнациональное согласие в целом в регионе Черного моря и на Кавказе. По оценке одного из авторитетных специалистов в данной области В.А. Печенева, Черноморский флот всегда был и остается «важнейшей составной частью единой системы обеспечения стратегических интересов России во всем Черномор¬ско-Каспийском регионе»4. Проблема Черноморского флота и Севастополя оказалась настолько сложной, что на высшем государственном уровне временами представлялась практически неразрешимой. Достижение в конечном итоге компромиссных политико-правовых решений по проблеме Черноморского флота и Севастополя приобретает особую актуальность в контексте заинтересованности Российской Федерации сохранить свое военно-морское присутствие в Севастополе и в Крыму после 2017 года - крайнего срока присутствия ЧФ в Севастополе и Крыму, согласно достигнутым в 1997 г. договоренностям с украинской стороной.
Хронологически проблема статуса ЧФ охватывает период с конца 1991 - начала 1992 года, когда этот вопрос впервые возник на межгосударственном уровне, что сразу же привело к конфронтации и последующему затяжному кризису в российско-украинских отношениях - по 2000 года, когда был в основном завершен процесс раздела наследства бывшего Краснознаменного Черноморского флота СССР и на его базе окончательно сформировались Военно-морские силы Украины и Черноморский флот Российской Федерации. К этому времени была также формально разрешена проблема статуса Севастополя, как основной военно-морской базы двух флотов на Черном море. Промежуточной датой является 28 мая 1997 года, когда в рамках подготовки к подписанию «Большого договора» о дружбе и сотрудничестве между РФ и Украиной были подписаны три межправительственных Соглашения по Черноморскому флоту. Тем самым был формально завершен «процесс определения судьбы» ЧФ бывшего СССР. Таким образом, в истории проблемы ЧФ можно выделить два больших хронологических отрезка - первый - с 1992-го по 1997 год - период трудных переговоров на межгосударственном и межведомственном уровне в условиях постоянно возникавших конфликтных ситуаций и кризисных явлений в отношениях между Россией и Украиной. Следующий период (июнь 1997-го - конец 2000 года) олицетворяет собой не менее сложный процесс наполнения конкретным содержанием основных положений достигнутых на межгосударственном уровне договоренностей.
В судьбе Вооруженных сил бывшего СССР определяющее значение имели события 1991 года, когда наряду с «парадом суверенитетов» бывших советских республик начал неукоснительно проводиться в жизнь принцип «новым независимым государствам - собственные вооруженные формирования». Наиболее болезненно процесс раздела и определения статуса совет¬ского наследства проходил в Украине. Опасность создавшейся ситуации во многом была обусловлена тем, что после распада Союза на ее территории оказалась большая часть вооружения и объектов Краснознаменного Черноморского флота - крупнейшей, более чем 100-тысячной стратегической группировки бывшего единого ВМФ СССР с неопределенным статусом.
С распадом Союза Черноморский флот оказался в крайне сложном положении. Ситуация складывалась следующим образом. 24 августа 1991 г. Украина согласно Акту о провозглашении независимости и результатам проведенного всеукраинского референдума начала строить суверенное независимое государство, гарантом безопасности и территориальной целостности которого должны были стать собственные вооруженные силы5 . В соответствии с постановлением Верховного Совета Украины «О воинских формированиях на Украине» все воинские формирования, дислоцированные на ее территории, были формально подчинены Верховному Совету Украины было создано Министерство обороны Украины. 6 декабря 1991 года Верховный Совет Украины принял закон «О Вооруженных силах» и «Об обороне», официально провозгласив создание своих национальных вооруженных сил на базе объ¬единений, соединений и частей ВС СССР, которые дислоцировались на ее территории. 8 декабря в Беловежской пуще руководители России, Украины и Белоруссии подписали Соглашение о Содружестве Независимых Государств6. СССР окончательно прекратил свое существование. Этому предшествовало совещание в союзном министерстве, на котором министры обороны суверенных государств, еще входивших в состав СССР, договорились о долевом участии в формировании военного бюджета страны. Уже тогда Украина твердо заявила о намерении создать свою собственную армию. Не были разрешены и другие проблемы, в целом не позволившие прийти к единому мнению по вопросам обороны и безопасности. С образованием СНГ любые попытки помешать разделу Вооруженных Сил украинскими лидерами рассматривались как нарушение законов Украины и вмешательство в ее внутренние дела.
Ясность в сложившуюся ситуацию в определенной мере внесла встреча глав государств Содружества, состоявшаяся 30 декабря 1991 г. в Минске, в ходе которой страны - участницы СНГ подписали ряд документов по военным вопросам, в соответствии с которыми Министерство обороны бывшего Союза подлежало ликвидации, а вместо него создавалось Главное командование Вооруженных сил Содружества Независимых Государств. Государства СНГ получили право создавать собственные вооруженные силы на базе частей и подразделений Вооруженных сил СССР, которые дислоцировались на территории этих государств, за исключением тех из них, которые признавались «стратегическими силами» и должны были остаться под объединенным командованием СНГ7. Однако дальнейшие события показали, что у лидеров, подписавших пакет военных документов, не было единого представления ни о том, что входит в понимание «стратегические силы», ни о том, каков должен быть статус и условия размещения этих сил на территории новых государств.
Флот имел статус оперативно-стратегического объединения. Однако именно этот статус, реализация которого возможна только при сохранении единства флота во всей взаимосвязи его структуры как объединения, политическим руководством Украины и ее министерством обороны был подвергнут ревизии. Основа их позиции заключалась в иной трактовке достигнутых в Минске соглашений. По сути, Украина изначально взяла курс на раздел ЧФ. Естественно, с этим не могло согласиться руководство России, фактически правопреемницы Союза, личный состав и командование Черноморского флота и в основном пророссийски настроенное население Крыма и Севастополя. Началось противостояние, продлившееся в общей сложности более пяти лет, во время которого стороны несколько раз оказывались на пороге открытой конфронтации.
События вокруг Черноморского флота после распада СССР развивались следующим образом.
В октябре 1991 года Верховный Совет Украины принял решение о подчинении Украине Черноморского флота. 5 апреля 1992 года президент Украины Леонид Кравчук подписал Указ «О переходе Черноморского флота в административное подчинение Министерству обороны Украины».
7 апреля 1992 года президент Российской Федерации Борис Ельцин издал Указ «О переходе под юрисдикцию Российской Федерации Черноморского флота».
«Война указов» завершилась встречей 23 июня 1992 года в Дагомысе Бориса Ельцина и Леонида Кравчука. Подписано соглашение о дальнейшем развитии межгосударственных отношений, в котором указывается на необходимость продолжения переговорного процесса по созданию ВМФ России и ВМС Украины на базе Черноморского флота.
3 августа 1992 года в Мухалатке близ Ялты состоялись российско-украинские переговоры на высшем уровне. Президенты России и Украины подписали соглашение о принципах формирования ВМФ России и ВМС Украины на базе Черноморского флота бывшего СССР, согласно которому Черноморский флот становится Объединенным флотом России и Украины с объединенным командованием. Стороны договорились, что в течение трех лет вопрос о разделе Черноморского флота будет решен. Таким образом был разрешен первый затяжной кризис в межгосударственных отношениях.
17 июня 1993 года в Подмосковье состоялись переговоры Бориса Ельцина и Леонида Кравчука. Подписано соглашение о формировании флотов двух государств на базе Черноморского флота.
3 сентября 1993 года в Массандре (Крым) на рабочей встрече президентов России и Украины подписан протокол, в соответствии с которым Черноморский флот со всей его инфраструктурой в Крыму будет использоваться Россией.
15 апреля 1994 года в Москве президенты России и Украины подписали соглашение о поэтапном урегулировании проблемы Черноморского флота, по которому ВМС Украины и Черноморский флот РФ базируются раздельно. В соответствии с соглашением Украине должно перейти до 20% судов ЧФ.
7–8 февраля 1995 года в Киеве была достигнута договоренность о базировании Черноморского флота России в Севастополе.
9 июня 1995 года в Сочи состоялась встреча Бориса Ельцина и нового президента Украины Леонида Кучмы. Подписано соглашение, согласно которому Черноморский флот России и Военно-морские силы Украины базируются раздельно; основная база и штаб флота находятся в городе Севастополь; имущественные вопросы должны быть урегулированы с учетом ранее достигнутой договоренности о разделе имущества пополам. России передается 81,7%, Украине - 18,3% судов.
28 мая 1997 года в Киеве были подписаны итоговые межправительственные соглашения о статусе и условиях пребывания Черноморского флота России на территории Украины, о параметрах деления ЧФ, о взаиморасчетах, связанных с разделом флота и пребыванием Черноморского флота РФ на украинской территории8. Украинский парламент ратифицировал эти документы 24 марта 1999 года. Государственная Дума ратифицировала 18 июня 1999 года.
Графически процесс раздела кораблей и судов Черноморского флота можно изобразить так: (см. Приложение 1 на с. 104).
Сохранявшаяся в течение более пяти лет ситуация неопределенности правового статуса и дальнейшей судьбы ЧФ крайне неблагоприятным образом сказывалась на его боеспособности. Происходившее с Черноморским флотом в период с 1991-го по 1997 год многими воспринималось как процесс его гибели. Действительно, если подходить с формальной точки зрения, ЧФ 1991 г. не сравним с ЧФ 1997 г. К такому выводу можно прийти, сопоставив данные на момент заключения российско-украинских соглашений:
В 1991 г. Черноморский флот насчитывал около 100 тысяч человек личного состава и 60 тысяч рабочих и служащих, включал в себя 835 кораблей и судов практически всех существующих классов. В том числе: 28 подлодок, 2 противолодочных крейсера, 6 ракетных крейсеров и больших противолодочных кораблей I ранга, 20 БПК II ранга, эсминцев и сторожевых кораблей II ранга, около 40 СКР, 30 малых ракетных кораблей и катеров, около 70 тральщиков, 50 десантных кораблей и катеров, более 400 единиц морской авиации. В оргструктуру флота входили 2 дивизии кораблей (противолодочных и десантных), 1 дивизия подводных лодок, 2 дивизии авиации (истребительная и морских ударных ракетоносцев), 1 дивизия береговой обороны, десятки бригад, отдельных дивизионов, полков, частей. В постоянной боевой готовности находились силы Средиземноморской эскадры. Ежегодно через Черноморские проливы выходило в мировой океан до ста боевых кораблей и судов. Флот имел разветвленную сеть базирования от Измаила до Батуми (Измаил, Одесса, Николаев, Очаков, Киев, Черноморское, Донузлав, Севастополь, Феодосия, Керчь, Новороссийск, Поти и др.), его части дислоцировались на территории Украины, Крыма, Молдавии, России, Грузии, северокавказских автономий. По оценкам экспертов Международного института стратегических исследований, к началу 1992г. стоимость всего имущества ЧФ, включая боевые корабли, превышала 80 млрд. долларов США.
Наиболее полные данные по количественному и качественному составу ЧФ в 1992–1993 гг. приводит в своих публикациях Д.Кларк, эксперт по военным вопросам аналитического журнала RFE/RL Re¬search Report. Согласно его оценке «Не смотря на то, что Черноморский флот подобно Балтийскому меньше чем Тихоокеанский и Северный флоты бывшего СССР, он представляет все еще грозную силу, большую, чем большинство других флотов мира, включая членов НАТО, кроме США. Согласно данным Международного Института Стратегических исследований9 (IISS), он обладает более чем 400 кораблями, из которых 45 относятся к ударным надводным силам, из которых наиболее значительны морские военные корабли, включая два ракетных авианосных крейсера “Москва” и “Ленинград”, три ракетоносца с ядерным оружием, десять ракетоносцев поражения и тридцать ракетоносных фрегатов. Слабой частью Флота является его подводный компонент, который состоит из 26 в большинстве своем устаревших дизельных подводных лодок... Сила флотской авиации наземного базирования, однако, более чем компенсирует эту слабость. Согласно оценке IISS, этот компонент включает 151 боевой самолет и 85 вертолетов. Отдельные русские источники утверждают, что их даже больше, приблизительно около 400 единиц, включая 140 способных нести ядерное оружие и решать задачи на больших дистанциях... Флот также включает бригаду морской пехоты, базирующуюся в Севастополе, и части береговой обороны - моторизованную стрелковую дивизию в Симферополе». Вероятную численность личного состава Д. Кларк определил как 75 000 офицеров и матросов.
В ноябре 1996 г. в составе ЧФ было 383 боевых надводных корабля, 56 боевых катеров, 49 кораблей специального назначения, 272 катера и рейдовых судна, 190 судов обеспечения, 5 подводных лодок, всего - 655 единиц. В состав ВМС Украины входило 80 кораблей и судов различных классов.
По результатам Киевских соглашений от 28 мая 1997 г. ЧФ РФ состоит из 338 кораблей и судов. Численность личного состава не может превышать 25 тысяч человек, в том числе 2 тысячи в морской пехоте и ударной авиации. В состав флота входит 106 летательных аппаратов, из которых не может быть больше 22 боевых самолетов. Россия не может иметь больше 24 артиллерийских систем калибром более 100 мм; 132 бронемашин. Из 80 командных пунктов объединений и соединений флота за ЧФ РФ остается 16 (20 %), из 39 объектов связи - 11 (28%), из 40 объектов радио-технической службы - 11 (27 %), из 50 объектов тыла - 9 (18 %), из 16 объектов обеспечения ракетно-артиллерийским и минно-торпедным вооружением - 5 (31 %), из 7 объектов судоремонта- 3 (42 %).
ВМС Украины получили 30 боевых кораблей и катеров, одну подводную лодку, 90 боевых самолетов, 6 кораблей специального назначения, а также 28 судов обеспечения.
Таким образом, после раздела ЧФ соотношение боевых кораблей в бассейне Черного моря стало 1:2,5 в пользу Турции.
У России осталось три пункта базирования корабельного состава - Севастополь, Феодосия и временно - Николаев; одно место дислокации береговых войск (Севастополь). В Севастополе Россия может использовать три из пяти основных бухт: Севастопольскую, Южную, Карантинную, а также Казачью для дислокации бригады морской пехоты ЧФ. Бухта Стрелецкая будет использоваться ЧФ РФ и ВМСУ совместно. Также ЧФ РФ может использовать два основных аэродрома в Гвардейском и в Каче (Севастополь), два запасных аэродрома в Севастополе (м. Херсонес, Южный), военный санаторий в Ялте, пост связи и испытательный центр в Феодосии и некоторые другие объекты за пределами Севастополя. Аренда Россией объектов и баз обходится ей в 97,75 млн долларов в год, которые списываются в счет погашения долга Украины. Россия обязуется не размещать в Украине ядерное оружие в составе ЧФ РФ, кроме того, порядок использования большинства флотских объектов устанавливает Киев. Маршруты передвижения личного состава и боевой техники ЧФ также определяется местными властями. Согласно российской военной доктрине, силы ЧФ должны состоять из двух оперативно-тактических группировок - Восточной с базой в Новороссий¬ске и Западной с базой в Севастополе, за которым оставался статус главной базы Флота10.
Согласно данным, опубликованным в начале 2002 г., в состав Черноморского флота Российской Федерации входит более 50 боевых кораблей, свыше 120 вспомогательных судов, около 430 единиц боевой техники и вооружения. Авиация ЧФ насчитывает около 90 самолетов и вертолетов. В соответствии с соглашениями о размещении ЧФ на территории Украины в Крыму находится воинская группировка не менее 25 000 человек, 24 артсистем калибром более 100 мм, 132 бронемашин, 22 боевых самолетов. Данная численность сохраняется без особых изменений по сей день. ВМС Украины насчитывают около 40 боевых кораблей и катеров и около 80 вспомогательных судов. Следует отметить, что к этому времени командованию обоих флотов в целом удалось после почти десятилетней конфронтации наладить конструктивное сотрудничество. Это стало возможным во многом потому, что, несмотря на все сложности, на межгосударственном уровне было принято политическое решение, поставившее точку в процесс определения судьбы ЧФ бывшего СССР. Начиная с 1999г. ЧФ и ВМСУ проводят ежегодные совместные учения в рамках программы «Фарватер мира» и решают общие задачи в бассейне Черного моря. Тем не менее и по сей день остаются достаточно сложные спорные вопросы, связанные с базированием обоих контингентов, военными доктринами двух стран, статусом главной базы ЧФ - г. Севастополя, отношением к партнерству с НАТО и т.д., а значит, точка в переговорном процессе по проблеме ЧФ все еще не поставлена11.
Подводя итог более чем десятилетней дискуссии по проблеме ЧФ, следует сказать, что в ходе многолетних политических баталий из-за Черноморского флота ни одна из конфликтующих сторон - ни Россия, ни Украина - не достигла изначально поставленных целей. Первоначально (после распада СССР) российское политическое руководство, по всей видимости, стремилось не вмешиваться в ход «объективного процесса» перехода ЧФ под юрисдикцию нового независимого украинского государства. Однако принципиальная позиция, занятая командованием Черноморского флота и его личным составом, несмотря на возрастающее давление со стороны украинских властей и различных политических сил Украины, направленная на то, чтобы вынудить политиков двух государств начать переговорный процесс по проблеме статуса этой части бывшего ВМФ СССР–СНГ с целью принятия окончательного политического решения по этому вопросу, заставила руководство двух стран вступить в диалог на межгосударственном уровне, который продолжался много лет и нередко ставил обе стороны на порог открытой конфронтации. В ходе многолетнего переговорного процесса российская сторона стремилась оставить Черноморский флот за собой как за преемницей СССР, а также серьезно укрепиться на берегу, переведя под свою юрисдикцию бoльшую часть инфраструктуры ЧФ вместе с его главной военно-морской базой - городом Севастополем. При этом в ходе переговоров по проблеме ЧФ действия России были крайне непоследовательными, ввиду сложной внутриполитической и экономической ситуации в стране и явного нежелания высшего политического руководства идти на серьезные шаги, способные ухудшить и без того сложные отношения с Украиной и тем самым подтолкнуть ее в орбиту влияния стран Запада, и прежде всего США и блока НАТО. Это выразилось в готовности российской стороны идти на серьезные уступки в ходе подготовки и подписания основополагающих межгосударственных соглашений, которые вследствие этого несли на себе следы спешки и правовой небрежности, во многом не отвечали реалиям и, следовательно, не способствовали скорейшему разрешению сложившейся вокруг Черномор¬ского флота опасной политической и экономической ситуации. Эта политика была ошибочной и не оправдала себя. В результате более чем десятилетнего переговорного процесса по проблеме статуса ЧФ на территории другого государства и его раздела между двумя странами, сопровождавшегося его резким количественным сокращением, Российская Федерация, формально оставаясь правопреемницей Советского Союза, получила лишь небольшую часть ЧФ бывшего СССР. При этом россий¬ская сторона не смогла отстоять свое видение статуса Севастополя как главной базы своего ЧФ, статуса ЧФ как единого оперативно-стратегического соединения ВМФ СНГ, а также принцип раздельного базирования флотов, и вследствие этого получила в свое распоряжение не весь плавсостав ЧФ и около 5% территории базы и объектов инфраструктуры Флота на крайне невыгодных условиях аренды. В результате Россия фактически потеряла колоссальную часть собственности бывшего СССР, на которую имела полное право претендовать, а также значительно ослабила свое влияние в Черноморском регионе и Средиземноморье.
Украинская сторона, заявляя о своих правах на Черноморский флот, стремилась перевести под свою юрисдикцию это военно-морское соединение если не целиком, то его лучшую часть, а также все объекты инфраструктуры ЧФ, находящиеся на ее территории, действуя при этом зачастую неправовыми, насильственными методами, путем захвата и переподчинения военных объектов ЧФ, и создания явочным порядком структур ВМСУ, нарушая при этом достигнутые на межгосударственном уровне договоренности по разделу Флота, чему в немалой степени способствовала политика уступок Украине, проводимая политическим руководством РФ, а также заинтересованность западных стран в ослаблении влияния России в Черноморском регионе. При этом украинское политическое и военное руководство, получая всестороннюю финансовую и политическую поддержку со стороны блока НАТО, заинтересованного в минимизации российского влияния в стратегически важном Черноморском регионе, взяло курс на фактическое уничтожение ЧФ, официально провозглашая намерение создать небольшие военно-морские силы для охраны границ независимого государства и стремясь при этом подчинить как можно большее количество объектов инфраструктуры и кораблей ЧФ себе, не имея возможности в то же время содержать их в надлежащей боеготовности по экономическим и организационно-техническим причинам. Именно эти действия украинской стороны, в совокупности с преступным безразличием тогдашних властей РФ, вызвали резкое неприятие у командования и личного состава ЧФ, что сделало невозможным реализацию Украиной и ее западными «союзниками» своих намерений относительно Черноморского флота. В течение пятнадцати лет своей независимости Украине так и не удалось создать на Черном море полноценные военно-морские силы, способные влиять на ситуацию в регионе. Тем не менее украинской стороне удалось переподчинить себе бoльшую часть объектов инфраструктуры ЧФ, формально подтвердить свою юрисдикцию над Севастополем, а также заставить российскую сторону подписать крупный межгосударственный договор на крайне выгодных для себя условиях. Однако России, в свою очередь, удалось оставить за собой пусть даже небольшую, но наиболее боеспособную часть ЧФ, его основу, а также отстоять и т.н. «пакетный» подход к достигнутым договоренностям и будущим пе¬реговорам с Украиной по вопросу о пролонгации соглашений по Черноморскому флоту, согласно которому все без исключения переговоры российская сторона намерена вести строго на основе принципов Договора о друж¬бе, сотрудничестве и партнерстве от 31 мая 1997 года и в неразрывной связи с Базовыми Согла¬шениями по флоту от 28 мая 1997 года, не допуская их пересмотра или вольного толкования со стороны Украины, в частности, под угрозой предъявления в противном случае территориальных претензий и т.п.
В целом, говоря об итогах своеобразного противостояния между Украиной и Россией, следует отметить, что российская сторона выиграла сражение за корабли, но за Украиной осталась «суша», то есть Севастополь и бoльшая часть береговой инфраструктуры. Однако это лишь видимые результаты, за которыми несомненно стоит более глубокая проблема: весь десятилетний конфликт между двумя государствами, связанный с проблемой ЧФ, сводился к одному принципиальному вопросу: останется ли самостоятельная Украина в орбите военно-политического влияния России или обретет независимость от него, то есть войдет в какую-либо другую глобальную военно-политическую систему. Спор вокруг ЧФ был лишь одним из аспектов этой проблемы и во многом свидетельством ее обсуждения и решения. Результаты этого спора можно определить следующим образом: России, безусловно, удалось в какой-то мере сохранить свое присутствие в Крыму и мощный рычаг воздействия на ситуацию в Черноморском регионе. Сохранение ЧФ с главной базой в Севастополе свидетельствует о том, что Украина по-прежнему остается в орбите российской военно-политической стратегии, однако при этом Украина, оставив за собой весьма серьезные позиции, превратилась из простого объекта российской политики в серьезный фактор, влияющий на эту политику, без учета которого довольно трудно представить сохранение в будущем «статус кво» в регионе. Превратятся ли существующие на сегодняшний день отношения между Россией и Украиной со временем в подлинное партнерство, или по истечении двадцатилетнего срока аренды споры вокруг будущей судьбы Флота вспыхнут с новой силой (что кажется весьма вероятным в свете последних событий на Украине) - покажет время.
1 Морская Доктрина Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Президентом РФ В.В. Путиным 27 июля 2001 года // Морской сборник., 2001. № 9. С. 5.
3 Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России., М., С. 12.
4 Печенев В.А. Кому выгодно вернуть Россию в допетровские времена. // Российская газета. 1996 г., 24 сентября.
5 Россия-Украина (1990–2000) Документы и материалы. Т. 1. М., 2001. С. 18–24.
6 Там же. С. 33–37.
7 Несокрушимая и легендарная» в огне политических баталий 1985–1993 гг. М., 1994. С. 265–271; Шапошников Е.И. Выбор. М., 1995. С. 143–144.
8 См.: Россия-Украина (1990–2000) Документы и материалы. Т.2. С. 125–142.
10 Горбачев С.П. Пессимистическая трагедия... С. 26–27; Крымская Правда. 1992. №5. 9 января; Мяло К.Г. Указ. соч. С. 144; D.L. Clarck. The Saga of Black Sea Fleet... p. 45; Зеркало Недели. 1997 31 мая; Трагедия Черноморского Флота (1990–1997).//Москва-Крым. Вып. №2. М., 2000; http://legion.wplus.net/guide/navy/flots/cher_l.shtml; http://www.janes.com; http:// www.Sevastopol.org.
11 Остров Крым. 1999. №2; Мальгин А. Указ. соч. С. 48; Коммерсант-Власть. 2002. №17–18.