О Винсенте Ван Гоге и его картине «Море в Сент-Мари» - Заметки искусство_еда. Сми сша предрекли гибель вмс украины в азовском море за минуты Морской пейзаж в сент мари ван гог
Винсент Ван Гог. Море в Сент-Мари. 1888. Холст, масло. 44х53. Москва, ГМИИ им. А.С.Пушкина
Многие произведения станковой живописи являют нам не только собственный образ, но так или иначе отражают образ своего создателя. В автопортрете непосредственно виден его внешний облик, то раскрывающий, то заслоняющий собою внутренний мир, но всегда намеренно представленный зрителю. Однако чаще художник проявляется в произведениях не столь явно. Его может обнаружить выбор сюжетов, характеристика персонажей, какой-то инойракурс авторской точки зрения. В ряду этих зримых, но неявных присутствий особенно заметно личность художника может выразить его обостренная чувствительность кформе.
Это редкое качество подчас ошибочно смешивают с так называемым «авторским почерком», которым обладают многие мастера и который, как правило, отражает лишь сложившуюся художественную манеру автора. Однако, сверхчувствительность к форме, и прежде всего, когда это качество начинает доминировать в художнике, превращает его неповторимо-индивидуальную выразительность в одно из основных содержаний картины. И это уже не почерк, не привычная авторская позиция или поза. Это какое-то предельное погружение в форму, в язык искусства и выражение своего восприятия жизни в этом, по сути, экстремальном состоянии.
Наверное, самым поразительным примером такого самовоплощения в живописи стало творчество Винсента Ван Гога. Известно, как полно и глубоко свидетельствуют о жизни этого художника его знаменитые письма. Но даже если бы они не дошли до нас, всеобъемлющий портрет Ван Гога остался бы запечатленным в его картинах. Всматриваясь в них сегодня и представляя себе тот путь формального экспериментаторства, на который изобразительное искусство устремилось в самом начале 20 века, можно ясно увидеть, насколько живопись Ван Гога оставалась в рамках натурной традиции. И дело даже не в том, что основным мотивом его картин была жизнь природы и человека. Главное, что каждая из них переполнена непосредственными впечатлениями от натуры.
Два подсолнуха. 1887. Музей Метрополитан, Нью-Йорк
Но, в отличие от импрессионистов, его восприятие явно не было настроено на объективно-описательный лад. С самых ранних работ Ван Гог драматизирует натуру, наделяет ее какой-то внутренней сюжетностью, характерностью. Можно сказать, что зримая реальность одушевляется в мировосприятии Ван Гога. И в его живописи это находит не внешнее символическое выражение, а прежде всего изменяет структуру изобразительной формы, именно ее наполняя метафоричностью. Метафоры здесь рождаются в усилении цветовых контрастов, нагнетаются форсированной пластикой и арабесками линий, становятся почти осязаемыми в необычайно динамичной разработке фактуры.
Терраса кафе на площади Форум в Арле ночью. 1888. Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло
При этом Ван Гог не «размышляет с кистью в руке» подобно Сезанну, который длительно, шаг за шагом исследовал пути гармонии в композиции. Ван Гог стремительно атакует натуру на полном накале поэтического вдохновения и выражает ее «в соответствии со своим собственным характером и темпераментом». Так возникает на его холстах сплав натуры природной и натуры самого Ван Гога. Сплав, рожденный необузданностью романтического мироощущения и предельным обострением его художественных способностей - чувствительности к форме и воли к ее организации.
Последнее качество в наибольшей степени отражает интеллект живописца. Удивительно, но Ван Гога в этом аспекте обычно не рассматривают, хотя и отдают дань широте его взглядов и интересов в общечеловеческом плане. Наверное, это объясняется тем, что традиционно всякого художника воспринимают и осознают по «основному» содержанию его произведений. Если он создает образы, уже на первый взгляд отстраненные, аналитические, как тот же Сезанн, - его определяют в художники-интеллектуалы, зачастую проходя мимо напряженной эмоциональности, которая остается в глубине его живописи. С Ван Гогом происходит ровно наоборот. Здесь зрителя захватывает авторская страстность, и потому он уже не обращает внимания на то, как Ван Гогу удается добиться чисто живописной гармонии, композиционно уравновесить всю эту безудержную динамику форм, сохранить декоративную целостность картины. Но все это, конечно, реализуется не само собой и не за счет какой-то всеобъемлющей интуиции. Собирает произведение разум мастера. И чем более выразительны малейшие оттенки его изобразительного языка, тем больше интеллектуальных усилий требует их организация. Осознать это можно, лишь погружаясь вслед за создателем произведения в глубины формотворчества. Только тогда проявляются и подлинный масштаб его личности, и вся полнота художественного образа.
Но каждое такое погружение становится испытанием для нашего восприятия. По-существу, здесь нет установленных правил и четких ориентиров. Можно опираться лишь на собственный зрительный опыт, который никогда не бывает достаточным при встрече с серьезным произведением и всегда готов превратиться в инерцию старых впечатлений.
Порой картина просто захватывает нас своим настроением, как вангоговское «Море в Сент-Мари». Однако восприятие рано или поздно пресыщается подобным состоянием безотчетного наслаждения и начинает «проскальзывать» по поверхности образа. Движение вглубь требует отстраненности от этих первых впечатлений. Мы еще вернемся к ним, но пока лучше немного отступить и взглянуть на картину более широким взглядом.
Берег Шевенингена в шторм. 1882. Музей Ван Гога, Амстердам
К примеру, можно обнаружить, что среди многочисленных пейзажей Ван Гога крайне редко встречаются морские виды. Первые из них относятся к совсем раннему этапу его творческого развития, а в период расцвета он лишь однажды обратился к этой теме, в июне 1888 года, спустя несколько месяцев после переезда из Парижа в Арль. Это были, наверное, самые многообещающие и счастливые месяцы в драматической жизни Ван Гога. Свершилось то, к чему он стремился все последние годы: в Париже он окончательно сформировался как художник и попал в среду настоящего, хотя пока и далекого от признания искусства. Материальная поддержка брата дает ему теперь возможность переехать сюда, на юг Франции и писать ослепительную природу Прованса. Как-то раз Ван Гог выбирается в рыбацкую деревушку Сент-Мари-де-ла-Мер, чтобы увидеть Средиземное море и пишет здесь несколько пейзажей, в том числе и рассматриваемый сейчас нами.
С первого взгляда на «Море в Сент-Мари» может показаться, что морская стихия - это идеальная тема для живописи Ван Гога с ее бурной выразительностью и романтическим одушевлением натуры. И тем интереснее становится тот факт, что морской мотив остался лишь кратким эпизодом в его пейзажном творчестве. Объясним ли он только стечением жизненных обстоятельств, или за ним открывается нечто, уточняющее художественную позицию Ван Гога? Последний вопрос особенно важен, хотя и требует некоторого возврата в русло общих рассуждений.
Как уже отмечалось, несмотря на всю вольность его изобразительного языка, это был язык предметной живописи, который не только отражал или преображал натуру, но и во многом развивался из ее форм. Как истинный голландец, Ван Гог видит и мыслит предметно, а потому он не склонен ни к существенному абстрагированию от натуры, ни тем более к полному отрыву от нее. И именно в этом отношении «Море в Сент-Мари» отличается особенным для него сочетанием зрительной иллюзии и декоративной зрелищности: краски то пропадают «в белой рьяности волн», то проявляются в какой-то роскошной вещественной хаотичности. Вблизи, на переднем плане (который охватывает больше половины холста) море, как будто, само затягивает взгляд в пучину беспредметного, и из нее выступает отвлеченное, почти абстрактное красочное месиво. В этом ощущаются какие-то необычные для Ван Гога безмятежность и эстетство.
Контрастом для подобных декоративных «вольностей», их художественной компенсацией в этом пейзаже становится усиление внешней романтизации образа. Гибкие, упругие линии ближайших лодок, их заостренные, словно акульи плавники режущие пространство паруса - вся эта небольшая, но очень собранная, жесткая форма создает противостояние грандиозной и аморфной массе моря. И в образе этого смелого противостояния человеческого дела бессознательному движению стихии присутствует столь явный романтический пафос, что на память приходят сюжеты так восхищавшего Ван Гога Делакруа.
Конечно, рассмотренным сопоставлением данный пейзаж далеко не исчерпывается. В нем есть и совсем иная по характеру череда парусников, растянувшаяся по всей линии горизонта. Она написана легкими, почти бесплотными касаниями кисти по неподвижной синеве морских далей. Этот план утончен и мечтателен, но такое состояние достигается уже не с помощью внутренних или внешних живописных метафор, а средствами прямого предметного повествования.
Так или несколько иначе может быть увиден этот морской пейзаж. Он не просто сюжетно исключителен для творчества Ван Гога. Он очень интересен своим художественным разнообразием, что, несомненно, говорит о его экспериментальном характере. Своеобразие натуры, состояние душевного подъема и свободы не могли не отразиться на холсте. «Море в Сент-Мари» стало одной из самых внутренне безмятежных и романтически-мечтательных картин художника и, кроме всего, очень близко подвело его к границам беспредметной живописи. Но ни тот, ни другой путь не соответствовали магистральным направлениям развития его искусства. По-видимому, и морской мотив как таковой не вызвал продолжительного интереса у Ван Гога, который в ином случае мог бы им воспользоваться по памяти (как он это делал не раз). Можно предполагать, что безбрежная масса воды показалась ему слишком податливым, неопределенным материалом. Что для его динамичной разработки формы нужна была более устойчивая, архитектоничная среда. Или, быть может, он увидел предметно-повествовательную ограниченность морского пейзажа… И каждое из этих предположений даст нашему взгляду какую-то новую, дополнительную точку зрения на творчество художника, а поиски ответов расширят восприятие формы и образа его картины, все далее углубляя нас в познание живописи.
Максим Тавьев, 2004
|
Comments {15}
(no subject)
from:
dadaha
date:
Aug. 11th, 2008 07:26 pm (UTC)
Да, я заметила это. У меня пока нет четкого мнения об этом, Максим. И Меламеду я то же самое говорила. Что до его идеи благодати, то я не могу позволить себе утверждать, где больше, где меньше божественного (безусловно гармоничного) в том или ином произведении. Боюсь, у меня вкус все еще недоразвит (увы, в мои-то лета!). А что касается "манеры", авторского стиля, то, я думаю, на нее влияет целая гамма разных факторов (в этом согласна с Вашим ответом ему), и еще огромную роль играет угол зрения на мир в целом. Взгляд на мир под каким-то особым углом, и в этот взгляд укладывается все: ощущение жизни, отношение к людям, к материи, к Богу. Чем богаче личность художника, чем она тоньше и чувствительнее - тем четче и оригинальнее (и при этом разнообразнее) будет этот его взгляд. Ван Гог тому хороший пример. Его письма к Тео пронизаны всеми теми чувствами, которые охватывают нас, когда мы смотрим на его картины: в них какой-то трепет, пульсация, порыв, при этом сумасшедшая любовь к миру, попытка проникнуть в него на уровне клетки, волокна материи... Попытка настроиться на одну волну с целым мирозданием, слиться с миром в каком-то родственном объятии. Вот так пафосно я вижу Ван Гога и обожаю, естественно:))))))
Камарг - это природный парк в регионе Прованс. Там, на самом юге Франции, река Рона при впадении в Средиземное море образует обширнейшую дельту. Природные условия обусловили здесь уникальную экосистему: это мир заболоченных лагун, солончаков и широких песчаных побережий. В Камарге гнездится более 300 видов перелетных птиц и это единственное место в Европе, которое облюбовали для гнездования розовые фламинго. Пляжи здесь широки и практически безлюдны, стоит лишь отойти за несколько сот метров от городка Сент-Мари-де-ла-Мер. А ещё Камарг славится своими полудикими лошадьми особой местной породы, которых называют "лошадь Камаргу".
Словом, мы остались весьма довольны, что выбрали для отдыха на море именно это место...
Природный мир Камарга разнообразен и удивителен.
Дельта Роны тоже занимает огромную площадь, здесь почти нет поселений, а тростниковые болота ближе к побережью сменяются солончаками и песками морских лагун.
Солончаки.
Пески тут не классические белые, а чуть сероватые. И пальм нет:))
Но зато тут много личного пространства и нет крикливых торговцев с их пахлавой и чурчхелой.
Море здесь открытое, часто дуют ветра, рай для серфингистов. Но из-за открытости и ветров водичка может слегка бодрить. Нам в этом отношении повезло.
Это удивительное место вдохновляло многих творческих людей, в числе которых — Пикассо, Хемингуэй, Ван Гог и Боб Дилан.
За пляжами, среди болотистых лугов и солончаков текут ярко зелёные реки.
Кажется, что из них вот-вот покажется раззявленная крокодилья пасть и схватит несчастную жертву.
Мутные рукава Роны кишмя кишили рыбой. Рыба была приличных размеров, мы определили её как кефаль. Рыбы было столько, что казалось, что её можно поймать голыми руками. Однако мы ни разу не видели, чтобы рыбакам с их навороченными удочками и спинингами удалось вытащить хоть одну рыбешку. Крабов тоже было полно, но мы не рискнули их ловить на еду, мутная вода в рукавах Роны не внушала оптимизма.
В Камарге настоящий рай для орнитологов. Кого тут только нет: от традиционных чаек, лебедей и цапель до экзотических фламинго .
Мы гонялись за фламинго как маньяки. Но птички они осторожные, а фототехника у нас давно уже требует замены, поэтому фламинго на снимках вышли, мягко говоря, не очень.
Камарговские фламинго оказались совсем не розовыми, а скорее белыми. Но стоило им расправить крылья, как они становились похожи на ярких бабочек. Прекрасные создания, хоть и малость вонючие.
Кроме фламинго мы видели много неопознанных птиц. Вот, например, белая цапля, она меньше по размеру обычной серой цапли раза в два.
Или, вот эта, с длинным клювом, немного напоминающая вальдшнепа. Очень беспокойная и крикливая.
Вот такая пигалица на тонких ножках, тоже не знаю кто. Буду крайне признательна за помощь в определении всех этих птиц.
А это вполне себе традиционная цапля. Сидела и позировала:)
В четырех километрах от Сент-Мари-де-ла-Мер находится Орнитологический парк и будь у нас побольше времени, мы бы туда обязательно сходили. Хотя в принципе птиц тут хватает и без парка.
Другим символом Камарга, помимо фламинго, являются дикие лошади особой, камарговской, породы .
Это одна из старейших в мире пород, она известна с доисторических времен.
До сих пор они пасутся сами по себе..
Любопытно, что эти лошади рождаются вороными или гнедыми, а потом под действием жаркого солнца и морской студёной воды становятся белыми.
Другой особенностью этих коней являются широкие копыта, которые позволяют им ходить по болотистой местности.
Когда едешь в Камарг со стороны Арля - то видишь вдоль дороги ранчо с оседланными лошадьми. На них можно отправиться на прогулку и, надо сказать, что конных туристов здесь едва ли не больше, чем автомобилей.
А вот столица Камарга, приморский городок Сент-Мари-дэ-ла-Мер (Saintes-Maries-de-la-Mer) нам не понравился совсем. В конце июня на узких улочках этого курортного города было не протолкнуться. Везде магазины, лавки, кафе, продукты, шмотки, сувениры, жесть. Любопытно, что в магазинах широко представлены ковбойские шляпы, сапоги и другие предметы ковбойской тематики, как где-нибудь в штате на Диком Западе.
Сент-Мари-де-ла-Мер примечателен одноименной церковью. Это старейшее здание Сент-Мари-де-ла-Мер и главная достопримечательность города. Церковь, построенная в 11-12 веке, является архитектурной доминантой и главным символом Сент-Мари-де-ла-Мер. Ее башня видна практически со всех частей города. Вход в собор - бесплатный.
Интересно, что церковь имеет вид небольшого форта. Здание могло выполнять не только религиозные функции, но и предназначалось для обороны.
По преданию, в первой половине первого века семерых христиан бросили в утлую лодчонку без руля и весел, не дали с собой пищи и оттолкнули от берега. Семеро эти были: Максимин, Лазарь, Мария Магдалина, Марта, Мария Саломея, мать апостолов Иоанна и Иакова, Мария Иаковлева, сестра Девы, и служанка Сара.
Вскоре волны вынесли лодку на берег именно здесь в Сент-Мари. Не все участники плаванья остались на побережье - Максимин ушел проповедовать в Тараскон, Лазарь и Марта - в Экс-ан-Прованс, а Мария Магдалина - в Марсель. Две Марии и их служанка Сара (Сара была цыганка) остались на месте. Здесь они и прожили остаток своей жизни, занимаясь благими делами. Похоронили трех женщин в построенной ими же часовне, теперь храме.
Сейчас Сент-Мари-де-ла-Мер - “мекка” цыган. Сюда они приезжают поклониться Саре и дважды в год, 24 мая и 22 октября, пройти крестным ходом вслед за фигурами трёх святых по улицам города.
А еще в 30-ти километрах от побережья находится античный город Арль, а в 60-ти Ним и Авиньон, но это уже совсем другая история...
Чудесное место Камарг, одно из лучших мест на море, где приходилось бывать.
Военно-морской флот России способен уничтожить корабли украинских Военно-морских сил «в считанные минуты». Такое мнение высказано в статье, опубликованной журналом The American Conservative.
«Те немногие военные корабли, которыми Украина располагает в Азовском море и с помощью которых надеется дать ответ России, будут быстро затоплены, а новая база ВМС — моментально уничтожена»,
Журналист ставит вопрос, целесообразно ли для Вашингтона отправлять на помощь Украине ВМС США, если учесть, что «Черное море для России — как Чесапикский залив для США» (на берегу залива располагается столица США. — «Газета.Ru»). Кроме того, говорится в статье, США неразумно распоряжаются «плодами победы Рейгана в холодной войне».
«Большевизм, может быть, и помер, но русский национализм, пробужденный наступлением на восток, жив и здоров»,
— подчеркнул Бьюкенен. При этом он ставит под сомнение, что США могут оставаться уверенными в том, что постоянные визиты американского флота в Черное море будут всегда оставаться без ответа со стороны России.
Наконец, в статье говорится, что США уже пытались создать противовес России на ее границах, накачивая деньгами и оружием Грузию. И в 2008 году, после вторжения Тбилиси в Южную Осетию и Абхазию, российские военные разгромили грузинский флот и сухопутные войска в течение 48 часов. И ровно то же самое может произойти и с Украиной, добавил Бьюкенен.
Киев сообщил о начале создания новой военно-морской базы ВСУ в Азовском море в первые дни осени. Причина такого внезапного усиления военного присутствия ВСУ в регионе — выполнение украинскими военными распоряжения Совета нацбезопасности и обороны (СНБО) Украины. Согласно заявлению членов СНБО и президента Украины , необходимо усилить военное присутствие на юге страны.
«Азовское море неглубокое, оно не предназначено для создания военных баз, туда не могут зайти суда с осадкой больше 9 м. А военные суда — они с большой осадкой, как правило. Поэтому это провокация, то, что Украина планирует создать базу в Бердянске. Что это будет, как оно будет функционировать? Другое дело, что это делается против России, против ДНР и ЛНР. Они как встали на тропу войны, так ее и придерживаются»,
— подчеркнул сенатор Цеков.
Кроме усиления дислоцированных в Приазовье группировок ВСУ, в 2018 году планируется создать военно-морскую базу военно-морских сил Украины в Азовском море. Командование собирается сформировать и развернуть там бронекатерный дивизион. Береговую линию украинского Приазовья планируется укрепить ракетными бункерами и артиллерийскими системами.
Наконец, командование ВСУ собирается регулярно проводить в районе Азовского моря общевойсковые учения, задействуя в маневрах как сухопутные, так и военно-воздушные силы для отработки «вероятного вторжения российского десанта с моря».
В Киеве регулярно говорят о якобы готовящихся в Азовском море актах «российской агрессии». В конце мая бывший заместитель министра обороны Украины, адмирал запаса заявил, что в Азовском море возникла «гибридная угроза вторжения» — ВМФ России якобы проводит военные учения на море «крайне близко» к украинским берегам.
Ранее вице-адмирал ВМС ВСУ неоднократно предлагал использовать радикальные методы для «сдерживания российской агрессии». В конце июля экс-командующий ВМС Украины предложил обезопасить побережье Украины, заминировав Азовское море. Он заявил, что украинской территории может угрожать потенциальный десант российских солдат с моря и деятельность военных кораблей ВМФ России.
В ответ на слова Гайдука член комитета по обороне и безопасности заявил, что тому следует восстанавливать «беззубый» украинский флот, а не предлагать минировать Азовскую акваторию. Сенатор предположил, что вице-адмирал Сергей Гайдук «отчаянно нуждается во внимании и востребованности» и старается угодить в русло общей русофобской повестки.
Камарг: в краю белых лошадей и розовых фламинго frosya_hod wrote in September 24th, 2018
Камарг - это природный парк в регионе Прованс. Там, на самом юге Франции, река Рона при впадении в Средиземное море образует обширнейшую дельту. Природные условия обусловили здесь уникальную экосистему: это мир заболоченных лагун, солончаков и широких песчаных побережий. В Камарге гнездится более 300 видов перелетных птиц и это единственное место в Европе, которое облюбовали для гнездования розовые фламинго. Пляжи здесь широки и практически безлюдны, стоит лишь отойти за несколько сот метров от городка Сент-Мари-де-ла-Мер. А ещё Камарг славится своими полудикими лошадьми особой местной породы, которых называют «лошадь Камаргу».
Словом, мы остались весьма довольны, что выбрали для отдыха на море именно это место...
Природный мир Камарга разнообразен и удивителен.
Дельта Роны тоже занимает огромную площадь, здесь почти нет поселений, а тростниковые болота ближе к побережью сменяются солончаками и песками морских лагун.
Солончаки.
Пески тут не классические белые, а чуть сероватые. И пальм нет:))
Но зато тут много личного пространства и нет крикливых торговцев с их пахлавой и чурчхелой.
Море здесь открытое, часто дуют ветра, рай для серфингистов. Но из-за открытости и ветров водичка может слегка бодрить. Нам в этом отношении повезло.
Это удивительное место вдохновляло многих творческих людей, в числе которых — Пикассо, Хемингуэй, Ван Гог и Боб Дилан.
За пляжами, среди болотистых лугов и солончаков текут ярко зелёные реки.
Кажется, что из них вот-вот покажется раззявленная крокодилья пасть и схватит несчастную жертву.
Мутные рукава Роны кишмя кишили рыбой. Рыба была приличных размеров, мы определили её как кефаль. Рыбы было столько, что казалось, что её можно поймать голыми руками. Однако мы ни разу не видели, чтобы рыбакам с их навороченными удочками и спинингами удалось вытащить хоть одну рыбешку. Крабов тоже было полно, но мы не рискнули их ловить на еду, мутная вода в рукавах Роны не внушала оптимизма.
В Камарге настоящий рай для орнитологов. Кого тут только нет: от традиционных чаек, лебедей и цапель до экзотических фламинго .
Мы гонялись за фламинго как маньяки. Но птички они осторожные, а фототехника у нас давно уже требует замены, поэтому фламинго на снимках вышли, мягко говоря, не очень.
Камарговские фламинго оказались совсем не розовыми, а скорее белыми. Но стоило им расправить крылья, как они становились похожи на ярких бабочек. Прекрасные создания, хоть и малость вонючие.
Кроме фламинго мы видели много неопознанных птиц. Вот, например, белая цапля, она меньше по размеру обычной серой цапли раза в два.
Или, вот эта, с длинным клювом, немного напоминающая вальдшнепа. Очень беспокойная и крикливая.
Вот такая пигалица на тонких ножках, тоже не знаю кто. Буду крайне признательна за помощь в определении всех этих птиц.
А это вполне себе традиционная цапля. Сидела и позировала:)
В четырех километрах от Сент-Мари-де-ла-Мер находится Орнитологический парк и будь у нас побольше времени, мы бы туда обязательно сходили. Хотя в принципе птиц тут хватает и без парка.
Другим символом Камарга, помимо фламинго, являются дикие лошади особой, камарговской, породы .
Это одна из старейших в мире пород, она известна с доисторических времен.
До сих пор они пасутся сами по себе..
Любопытно, что эти лошади рождаются вороными или гнедыми, а потом под действием жаркого солнца и морской студёной воды становятся белыми.
Другой особенностью этих коней являются широкие копыта, которые позволяют им ходить по болотистой местности.
Когда едешь в Камарг со стороны Арля - то видишь вдоль дороги ранчо с оседланными лошадьми. На них можно отправиться на прогулку и, надо сказать, что конных туристов здесь едва ли не больше, чем автомобилей.
А вот столица Камарга, приморский городок Сент-Мари-дэ-ла-Мер (Saintes-Maries-de-la-Mer) нам не понравился совсем. В конце июня на узких улочках этого курортного города было не протолкнуться. Везде магазины, лавки, кафе, продукты, шмотки, сувениры, жесть. Любопытно, что в магазинах широко представлены ковбойские шляпы, сапоги и другие предметы ковбойской тематики, как где-нибудь в штате Вайоминг на Диком Западе.
Сент-Мари-де-ла-Мер примечателен одноименной церковью. Это старейшее здание Сент-Мари-де-ла-Мер и главная достопримечательность города. Церковь, построенная в 11-12 веке, является архитектурной доминантой и главным символом Сент-Мари-де-ла-Мер. Ее башня видна практически со всех частей города. Вход в собор - бесплатный.
Интересно, что церковь имеет вид небольшого форта. Здание могло выполнять не только религиозные функции, но и предназначалось для обороны.
По преданию, в первой половине первого века семерых христиан бросили в утлую лодчонку без руля и весел, не дали с собой пищи и оттолкнули от берега. Семеро эти были: Максимин, Лазарь, Мария Магдалина, Марта, Мария Саломея, мать апостолов Иоанна и Иакова, Мария Иаковлева, сестра Девы, и служанка Сара.
Вскоре волны вынесли лодку на берег именно здесь в Сент-Мари. Не все участники плаванья остались на побережье - Максимин ушел проповедовать в Тараскон, Лазарь и Марта - в Экс-ан-Прованс, а Мария Магдалина - в Марсель. Две Марии и их служанка Сара (Сара была цыганка) остались на месте. Здесь они и прожили остаток своей жизни, занимаясь благими делами. Похоронили трех женщин в построенной ими же часовне, теперь храме.
Сейчас Сент-Мари-де-ла-Мер - “мекка” цыган. Сюда они приезжают поклониться Саре и дважды в год, 24 мая и 22 октября, пройти крестным ходом вслед за фигурами трёх святых по улицам города.
А еще в 30-ти километрах от побережья находится античный город Арль, а в 60-ти Ним и Авиньон, но это уже совсем другая история...
Чудесное место Камарг, одно из лучших мест на море, где приходилось бывать.