Вот опять окно где не спят цветаева. Вот опять окно

1916 год выдался непростым для Цветаевой, что хорошо заметно в стихах поэтессы, где доминирует печаль и грусть. В этом году Марина расстаётся с Софией Парнок и без надежды на лучшее возвращается к Эфрону, своему мужу. Былая страсть к Софье улеглась, но оставила на сердце немало шрамов, а муж занимает в жизни не более места, чем платяной шкаф – надежды на возвращение былых отношений автор строк не питает.

Не забываем, что внутренний излом в душе Цветаевой происходит на фоне безумия гражданской войны, что только сгущает краски душевных страданий и способствует замыканию в себе.

Надежда освящённого окна

Стихотворение «Вот опять окно» входит в цикл стихов «Бессонница» и написано на излёте 1916 года, как бы подводя итог тяжёлых 12 месяцев. На фоне тоски и печали в стихе есть и надежда – это освещённое в ночи окно, где:

Может - пьют вино,
Может - так сидят.

Начало произведения показывает, что это не первые душевные страдания поэтессы:

Вот опять окно.

То есть оно уже было, похожие страдания уже оставляли рубцы на душе и снова всё повторяется. И-за этого повтора и сквозит между строк равнодушие к окружающему, как тут не вспомнить библейские строки, выбитые у царя Соломона на кольце:

Всё пройдёт, и это тоже пройдёт.

Когда пройдёт боль

В таком состоянии Цветаевой сложно найти опору и заново поверить в жизнь, но она понимает, что боль будет уходить, а когда уйдёт, то её место долго не будет пустым – такова жизнь.

Тяжёлое душевное состояние поэтессы вызывает бессонницу, на её фоне свет в чужих окнах выглядит маняще, но не настолько, чтобы подойти и постучать в освещённые ставни.

Крик разлук и встреч -

Ты, окно в ночи!

Окно – это жизнь со своими встречами и разлуками, а Марина Андреевна сейчас устала и сторонится первого и второго – ей нужно время, чтобы зарубцевались раны. В строках Цветаева чётком показывает, что она умеет видеть жизнь и принимает её, но сейчас моральное состояние таково, что лишь бессонница и воспоминания имеют над поэтессой власть.

Призыв к неизвестному другу

Примечательна концовка стихотворения, где автор обращается к неизвестному другу (может, к нам с вами?):

Помолись, дружок, за бессонный дом,
За окно с огнем!

Она призывает молиться за это окно, ведь оно символизирует жизнь, со всеми её взлётами и падениями. Пока в окне будет гореть свет, в мире будет жизнь, а значит остаётся надежда. Вокруг мрак безнадёжности и смерти, но свет в окне является маяком и на него надо лететь подобно мотылькам. Жаль, что от чужого огня часто сгорают крылья…

Давайте внемлем призыву Цветаевой и помолимся за дом, в котором правит бал бессонница, где не спят и зажгли свечи, чтобы мы не заблудились в жизни…

Стихотворение

Вот опять окно,
Где опять не спят.
Может - пьют вино,
Может - так сидят.
Или просто - рук
Не разнимут двое.
В каждом доме, друг,
Есть окно такое.

Крик разлук и встреч -
Ты, окно в ночи!
Может - сотни свеч,
Может - три свечи…
Нет и нет уму
Моему - покоя.
И в моем дому
Завелось такое.

Вот опять окно,
Где опять не спят.
Может — пьют вино,
Может — так сидят.
Или просто — рук
Не разнимут двое.
В каждом доме, друг,
Есть окно такое.

Не от свеч, от ламп темнота зажглась:
От бессонных глаз!

Крик разлук и встреч —
Ты, окно в ночи!
Может — сотни свеч,
Может — три свечи…
Нет и нет уму
Моему покоя.
И в моем дому
Завелось такое.

Помолись, дружок, за бессонный дом,
За окно с огнем!

Анализ стихотворения «Вот опять окно, где опять не спят…» Цветаевой

После того как М. Цветаева рассталась с С. Парнок, она вернулась к своему мужу. Поэтесса не строила иллюзий насчет возвращения к спокойной семейной жизни. Между супругами пролегла широкая трещина. Цветаева не могла успокоиться, предаваясь мучительным размышлениям. Результатом этого стал поэтический цикл «Бессонница», включающий в себя стихотворение «Вот опять окно…».

Испытав на себе тяжесть бессонных ночей, поэтесса обращается к символу такого состояния — освещенному в ночи окну. Случайные прохожие редко обращают внимание на горящие во тьме окна домов. А ведь за каждым из них скрывается чья-то огромная боль или великая радость. Люди, ведущие спокойную и размеренную жизнь, по ночам спят. Лишь экстраординарные события вызывают бессонницу. Возможно, за освещенным окном «пьют вино», заливая им свое горе или тоску. Либо всю ночь при свете «рук не разнимут двое» влюбленных. Утверждая, что в любом доме есть такое окно, поэтесса имеет в виду, что в жизни каждого человека случается событие, заставляющее его не спать ночью.

Цветаева утверждает, что символическое окно освещается не столько физическим источником света, сколько «бессонными глазами». Поэтесса верила в существование духовного мира, поэтому для нее излучаемая возбужденным человеком энергия имела первостепенное значение. Если бы люди обладали особым зрением, то вместо света от ламп и свечей, они бы видели мощные потоки самых разнообразных чувств, превращающих ночь в кошмар или праздник. Окно в этом смысле становится границей между двумя мирами: внешним равнодушием и замкнутым в узком пространстве целым спектром эмоций. В спящем городе никогда не затихает скрытая от окружающих тайная ночная жизнь.

Испытывая страдания от мучительных мыслей, поэтесса с грустью признается, что и в ее доме появилось освещенное по ночам окно. Обращаясь к неизвестному собеседнику, она призывает его помолиться «за бессонный дом». Ведь ни один человек не может быть уверен, что у него не появится такое же «окно с огнем».

Превращая окно в символ бессонницы, Цветаева как бы ищет поддержки у всех людей, разделяющих ее чувства и переживания. Ощущение духовной близости с такими же мучениками облегчает ее боль, дает надежду на скорое избавление и обретение душевного равновесия.


Стихотворение «Вот опять окно», вошедшее в поэтический цикл «Бессонница» Марина Цветаева написала в 1916 году в весьма непростой для себя период. В это время она вернулась к супругу, Сергею Эфрону, после бурного романа с Софией Парнок. Поэтесса понимала, что счастливым её брак больше не будет, её душу терзали сомнения и переживания. Стихи этого периода – попытка смириться с несовершенством мира и найти в себе силы, чтобы жить всё тоже радостной и безмятежной жизнью.

Вот опять окно,
Где опять не спят.
Может - пьют вино,
Может - так сидят.
Или просто - рук
Не разнимут двое.
В каждом доме, друг,
Есть окно такое.

Крик разлук и встреч -
Ты, окно в ночи!
Может - сотни свеч,
Может - три свечи...
Нет и нет уму
Моему - покоя.
И в моем дому
Завелось такое.

Помолись, дружок, за бессонный дом,
За окно с огнем!

Через много лет стихи Цветаевой положили на музыку. И они прозвучали в исполнении Елены Камбуровой

Поклонникам поэзии серебряного века интересно будет увидеть - от беззаботности до обреченности.

#Х3м, #Х3мжб, #Ам42жм, #Ам4342жм, #Я42мд

ТРИ ПЕСНИ
на стихи Марины Цветаевой


Музыка Бориса Тищенко

1. ОКНО

Вот опять окно,
Где опять не спят.
Может – пьют вино,
Может – так сидят.

Или просто – рук
Не разнимут двое.
В каждом доме, друг,
Есть окно такое.

Крик разлук и встреч -
Ты, окно в ночи!
Может – сотни свеч,
Может – три свечи...

Нет и нет уму
Моему покоя.
И в моем дому
Завелось такое.

Помолись, дружок,
За бессонный дом,
За окно с огнем!

2. ОСЫПАЛИСЬ ЛИСТЬЯ

Осыпались листья над вашей могилой,
И пахнет зимой.
Послушайте, милый, послушайте, милый:
Вы все-таки мой.

Смеетесь! - В блаженной крылатке дорожной!
Луна высока.
Мой – так несомненно и так непреложно,
Как эта рука.

Опять подойду с узелком утром рано
К больничным дверям.
Вы просто уехали в жаркие страны,
К великим морям.

Я вас целовала! Я вам колдовала!
Смеюсь над загробною тьмой!
Я смерти не верю! Я жду вас с вокзала -
Домой!

Пусть листья осыпались, смыты и стерты
На траурных лентах слова.
И если для целого мира вы мертвы,
Я тоже мертва... тоже мертва... мертва.

Я вижу, я чувствую, - чую вас всюду, -
Что ленты от ваших венков! -
Я вас не забыла и вас не забуду
Во веки веков.

Таких обещаний я знаю бесцельность,
Я знаю тщету. -
Письмо в бесконечность, - Письмо в беспредельность. -
Письмо в пустоту.














3. ЗЕРКАЛО

Хочу у зеркала, где муть
И сон туманящий
Я выпытать – куда вам путь
И где пристанище.

Я вижу: мачта корабля,
И вы – на палубе...
Вы – в дыме поезда... Поля
В вечерней жалобе...

Вечерние поля в росе,
Над ними – вороны...
- Благославляю вас на все
Четыре стороны!
- Благославляю вас на все
Четыре стороны!
- Благославляю вас на все
Четыре стороны!






На третье стихотворение ("Хочу у зеркала, где муть...") есть также известный романс Микаэла Таривердиева , написанный для кинофильма Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром» (1975).

Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Вот опять окно…»

Вот опять окно,
Где опять не спят.
Может - пьют вино,
Может - так сидят.
Или просто - рук
Не разнимут двое.
В каждом доме, друг,
Есть окно такое.

Не от свеч, от ламп темнота зажглась:
От бессонных глаз!

Крик разлук и встреч -
Ты, окно в ночи!
Может - сотни свеч,
Может - три свечи…
Нет и нет уму
Моему покоя.
И в моем дому
Завелось такое.

Помолись, дружок, за бессонный дом,
За окно с огнем!

Стихотворение Марины Цветаевой «Вот опять окно…» входит в цикл «Бессонница» и, пожалуй, является центральным. В нём отражены душевные страдания поэта, чувство сопричастности ко всему, что происходит с людьми.

Ключевое слово «окно» лишено конкретности, это своеобразный символ человеческой жизни, то тревожной, то радостной. «Окно в ночи», его свет – это сигнал о непокое, история разных судеб:

Может – пьют вино,

Может – так сидят,

Или просто рук

Не разнимут двое.

Цветаева с помощью определённо-личных предложений со значением обобщённого лица подчёркивает, что всем, живущим на земле, суждена бессонница, и не только от горя, но и от радости:

В каждом доме, друг,

Есть окно такое.

И так будет повторяться вечно. Это подтверждается с помощью лексического повтора слова «опять»:

Вот опять окно,

Где опять не спят.

Для Цветаевой важны именно горящие в ночи окна, для неё погасшие – это не жизнь, а существование без чувств и души или же безысходное одиночество, когда не для кого зажигать лампу. Там, где светится окно, обязательно двое, если и не вместе, то в мыслях:

Крик разлук и встреч –

Ты, окно в ночи!

Горящее окно – это праздник, радость встречи – «может, сотни свеч», это и разлука, а может быть, и смерть – «три свечи» ставят у гроба. Поэт мастерски передаёт состояние души, когда от счастья словно зажигается иллюминация, вспыхивает фейерверк, а от горя всё меркнет, погружается во тьму.

И если в первой строфе поэт спокойно, философски говорит о светящихся окнах, увиденных взглядом стороннего наблюдателя, что отражено в размеренной, неспешной интонации, то во второй строфе интонация становится беспокойной, напряжённой, нервной:

Нет и нет уму

Моему – покоя.

И это потому, что и самой лирической героине довелось испытать боль и потом мучиться от бессонницы: «и в моём дому завелось такое». Метафора «крик разлук и встреч» говорит о силе чувства обретения и потерь, это крик души и героини, и всех тех, кто любит и ждёт. Как заклинание звучит обращение «помолись, дружок». Всем страдающим, всем одиноким, разлучённым так нужна искренняя, от сердца идущая молитва близкого человека, его сочувствие. Но есть вещи, о которых трудно говорить открыто, поэтому Цветаева несколько раз использует фигуру умолчания:

Может – сотни свеч,

Может – три свечи…

Неполные предложения позволяют читателю самому домыслить эти загадочные строки. Поэт искренне признаётся читателю: «и в моём дому завелось такое». Что скрывается за местоимением «такое»? Его можно заменить целым рядом слов: горе, любовь, разлука, страдание. Но мы понимаем: это нечто, причиняющее боль, лишающее сна и покоя. Это ещё одно бессонное окно в ночи, где страдает, любит и надеется человек.

Для любых предложений по сайту: [email protected]