Библейский персонаж праведник 3 буквы.

Иов 17:9 ...Но праведник будет крепко держаться пути своего,..
Иов 23:7 ...Тогда праведник мог бы состязаться с Ним, –..
Иов 27:17 ...то он наготовит, а одеваться будет праведник ,..
Пс 10:3 ...Когда разрушены основания, что сделает праведник ?..
Пс 31:6 ...За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное,..
Пс 36:21 ...а праведник милует и дает,..
Пс 57:11 ...Возрадуется праведник , когда увидит отмщение;..
Пс 63:11 ...А праведник возвеселится о Господе и будет уповать на Него;..
Пс 71:7 ...во дни его процветет праведник ,..
Пс 91:13 ...Праведник цветет, как пальма,..
Пс 111:6 ...в вечной памяти будет праведник ...
Пс 140:5 ...Пусть наказывает меня праведник : это милость;..
Притч 10:25 ...а праведник – на вечном основании...
Притч 10:30 ...Праведник во веки не поколеблется,..
Притч 11:8 ...Праведник спасается от беды,..
Притч 12:13 ...но праведник выйдет из беды...
Притч 12:26 ...Праведник указывает ближнему своему путь,..
Притч 13:5 ...Праведник ненавидит ложное слово,..
Притч 13:26 ...Праведник ест до сытости,..
Притч 18:11 ...убегает в нее праведник – и безопасен...
Притч 20:7 ...Праведник ходит в своей непорочности:..
Притч 21:12 ...Праведник наблюдает за домом нечестивого:..
Притч 21:26 ...а праведник дает и не жалеет...
Притч 24:16 ...ибо семь раз упадет праведник , и встанет;..
Притч 25:26 ...то праведник , падающий пред нечестивым...
Притч 28:1 ...а праведник смел, как лев...
Притч 29:6 ...а праведник веселится и радуется...
Притч 29:7 ...Праведник тщательно вникает в тяжбу бедных,..
Еккл 7:15 ...праведник гибнет в праведности своей;..
Ис 53:11 ...чрез познание Его Он, Праведник , Раб Мой,..
Ис 57:1 ...Праведник умирает,..
Ис 57:1 ...и никто не помыслит, что праведник восхищается от зла...
Иез 3:20 ...И если праведник отступит от правды своей и поступит беззаконно,..
Иез 3:21 ...чтобы праведник не согрешил, и он не согрешит,..
Иез 18:9 ...то он праведник , он непременно будет жив, говорит Господь Бог...
Иез 18:24 ...И праведник , если отступит от правды своей...
Иез 18:26 ...Если праведник отступает от правды своей...
Иез 33:12 ...равно как и праведник в день согрешения своего...
Иез 33:18 ...Когда праведник отступил от праведности своей...

Лк 23:47 ...и сказал: истинно человек этот был праведник ...
1Пет 3:18 ...однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных,..
1Пет 4:18 ...И если праведник едва спасается,..
2Пет 2:8 ...(ибо сей праведник , живя между ними,..
1Ин 2:29 ...Если вы знаете, что Он праведник ,..

Прем 2:18 ...ибо если этот праведник есть сын Божий,..
Прем 4:7 ...А праведник , если и рановременно умрет, будет в покое,..
Прем 4:16 ...Праведник , умирая, осудит живых нечестивых,..
Прем 5:1 ...Тогда праведник с великим дерзновением станет пред лицем тех,..
Сир 16:3 ...Лучше один праведник , нежели тысяча грешников

ИОВ (еврейский איוב, греческий ‘Ιώβ, латинский lob) Многострадальный, библейский праведник, главное действующее лицо одноимённой ветхозаветной книги.

Книга Иова состоит из 2 частей: прозаическая повествовательного обрамления (пролог - главы 1-2; эпилог - глава 42, стихи 7-17) и ритмизированных поэтических глав. В прологе описывается непорочный, честный и богобоязненный житель земли Уц Иов, которого с дозволения Бога испытывает сатана, пришедший предстать пред Господом между «сынами Божиими» (Иов. 1:6). Праведный Иов обрекается на горе и страдание: гибнут его 10 детей и всё имущество, сам он поражён мучительной болезнью (1:13-2:10). При этом сатана выступает не как противник Бога, а как враг и обвинитель человека. Он заявляет, что Иов чтит Бога не бескорыстно, а лишь потому, что Бог помогает ему (1:9-10), стоит отнять у праведника имущество, детей и здоровье, и он проклянёт Бога (1:11, 2:5). В поэтической части книги представлены дискуссия Иова с друзьями и ответ ему Бога. Иов жалуется на свою участь, обвиняет друзей в недостаточном сочувствии к его страданиям (6:14-30, 16:1-5), утверждает свою непорочность (главы 23, 27, 31), требует суда с Богом (9:29-35, 16:21-22). Он обвиняет Господа в несправедливости Его кар (глава 10), теряет веру в воздаяние за добродетель (глава 21) и в справедливость установленного Богом порядка вещей (глава 24). Друзья Иова утверждают принцип высшей справедливости: Бог наказывает грешников и вознаграждает праведников (4:7-9). Страдания Иова и его нежелание признать свою неправоту склоняют друзей к мысли, что сам Иов - великий грешник (глава 22). Бог, вступивший в спор, не объясняет Иову причину его бедствий, но показывает несоизмеримость человеческого страдания и величия Творца мира, частью которого является человек (главы 38-41). Иов берёт назад свой вызов, «отрекается и раскаивается в прахе и пепле» (42:6). В прозаическом эпилоге книги Бог сторицей вознаграждает Иова за стойкость в страданиях (42:10-17) и порицает его друзей за то, что те говорили о Нём «не так верно, как раб... Иов» (42:7). Иов упоминается также в других книгах Библии (Иез. 14:14; Иак. 5:11 и др.) и в Коране (суры 6:84, 21:83, 38:41-43). Имя Иова встречается в апокрифическом «Апокалипсисе Павла» (главы 27, 49). Существует также апокрифическое «Завещание Иова», написанное на греческом языке.

День памяти в Русской православной церкви - 6(19) мая, в Римско-католической церкви - 10 мая.

Прозаические и поэтические части Книги Иова представляют собой, по заключению современных исследователей, независимые, но инкорпорированные одно в другое, литературные произведения. Особенностью книги являются слова (свыше 100), встречающиеся только в ней. С одной стороны, язык книги (особенно в диалогическом дискурсе) демонстрирует значительное влияние арамейского языка, что позволяет говорить о составлении повествования на севере Палестины или даже о его переводном характере. С другой стороны, имена друзей Иова, отражающие их происхождение, - Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин, Софар Наамитянин - могут указывать на связь поэтической сюжетной основы с Эдомом (территория к югу, юго-востоку от Мёртвого моря). Земля Уц отождествляется с Эдомом также в Плаче Иеремии (4:21). Ключевые сюжетные звенья Книги Иова демонстрируют влияние древнеперсидской (сюжет о сатане), а также древнеегипетской и вавилонской литературных традиций (фигура праведника, сюжет испытания праведника). Большинство современных исследователей датирует прозаическую часть Книги Иова временем до 6 века до нашей эры, поэтический текст - между 6-4 веками до нашей эры. Главы 28 и 32-37, возможно, являются позднейшими вставками.

Книгу Иова комментировали и исследовали ещё в древности; к ней обращались богословы, философы, писатели (Ефрем Сирин, Григорий I Великий, Августин Блаженный, И. В. Гёте, А. С. Пушкин, С. Кьеркегор, Н. А. Бердяев, М. Бубер и др.). Насчитывают свыше 30 интерпретаций только основной темы этой книги, среди которых: судьба Иова - пример терпения для всех страдающих, особенно невинно; страдание праведника является средством очищения души; праведник страдает за коллективный грех всего народа; оправдание Бога (теодицея); указание на то, что Бог стоит выше любой этики; Бог испытывает людей, чтобы дать возможность им проявить себя, а затем воздать им; утверждение существования провидения и предопределения; описание духовной эволюции через физическое и интеллектуальное страдание в новую идентичность личности; аллегория страданий еврейского народа в египетском плену; судьба Иова как прообраз страданий и воскресения Иисуса Христа и т.д.


Иконография
. Наиболее ранние изображения Иова встречаются в росписях синагоги в Дура-Европос (245-256). В дальнейшем история Иова, провозвестника воскресения, служившего образцом веры и терпения, иллюстрировалась во всех видах христианского изобразительного искусства: в скульптуре (саркофаг Юния Басса, 359, музеи Ватикана; фасад северного трансепта собора в Шартре, начало 13 века), в миниатюре (Евангелие Раввулы, 586, Библиотека Лауренциана, Флоренция; «Слово Григория Назианзина», 880-883, Национальная библиотека, Париж; «Иов и утешители», миниатюра «Часослова Этьена Шевалье» Ж. Фуке, 1452-60), в монументальной живописи (фреска Николо-Дворищенского собора в Великом Новгороде, 1125, витражи капеллы Сент-Шапель в Париже, 1239-1248, и Руанского собора, 13 век). Обычно Иова изображают сидящим на гноище, с обнажённым телом, покрытым язвами, в окружении троих друзей, упрекающих его. Сцены из жизни Иова включались в ветхозаветные циклы росписей (фрески Бартоло ди Фреди в Колледжата, СанДжиминьяно, 1367). История Иова представлена Т. Гадди в пизанском Кампосанто (середина 14 века). Икона Иова начиная с 17 века встречается в праотеческом ряду русских высоких иконостасов (иконостас Троицкого собора Ипатьевского монастыря, 1652). Согласно иконописному подлиннику 17 века, Иов был «сед, брада Николина. На главе шапка... а шуба на нём княжеска». Житийные иконы Иова крайне редки («Житие праведного Иова», 19 в., ГИМ). В эпоху Возрождения Иов среди других святых предстоит Богоматери [алтарь церкви Сан-Джоббе Джованни Беллини (смотри Беллини, семья), около 1480, галерея Академии, Венеция; «Мадонна с Младенцем и предстоящими Святым Иоанном Крестителем и Иовом» Франчабиджо, 1516, галерея Уффици, Флоренция]. В 15-16 веках Иов почитался в Западной Европе и как покровитель музыки и изображался в компании музыкантов, утешающих его своей игрой («Алтарь Иова» А. Дюрера, 1504, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне, Музей Вальраф-Рихард-Людвиг, Кёльн); согласно легенде, он расплатился с ними кусочком своей кожи, который чудесным образом превратился в золотую монету (миниатюра, иллюстрирующая поэму «Девять чтений из Иова» П. Нессона, 15 век, Национальная библиотека, Париж). В 17 веке сюжеты из жизни Иова были популярны в живописи барокко: картины «Многострадальный Иов» Х. Сегерса (1-я половина 17 века, Национальная галерея, Прага); «Жена, насмехающаяся над Иовом» (Ж. де Латура, около 1635, Департаментский музей Вогезов, Эпиналь) и др. Романтичным пафосом проникнуты иллюстрации к Книге Иова У. Блейка (1818-25, акварель).

Лит.: Meyer К. St. Job as а patron of music // The Art Bulletin. 1954. Vol. 36; Terrien S. Iconography of Job through the centuries. Pensylvannia, 1996.

И. Л. Бусева-Давыдова, О. А. Назарова (иконография).