Литературный урок по произведению Родари Дж. Литература и средства обучения - основная образовательная программа начального общего образования
Родари родился 23 октября 1920 г. в маленьком городке Оменья (северная Италия). Его отец, булочник по профессии, умер, когда Джанни было только десять лет. Болезненный и слабый с детства мальчик увлекался музыкой (брал уроки игры на скрипке) и книгами (прочитал Ницше, Шопенгауэра, Ленина и Троцкого). После трёх лет учёбы в семинарии Родари получил диплом учителя и в возрасте 17 лет начал преподавать в начальных классах местных сельских школ. В 1939 г. некоторое время посещал филологический факультет Миланского университета.
Во время Второй мировой войны Родари был освобожден от службы из-за плохого здоровья. После смерти двух близких друзей и заключения брата Чезаре в концентрационном лагере стал участником Движения Сопротивления и в 1944 году вступил в Итальянскую коммунистическую партию.
В 1948 г. Родари стал журналистом в коммунистической газете «Унита» (L’Unita) и начал писать книжки для детей. В 1950 г. партия назначила его редактором только что созданного еженедельного журнала для детей, Il Pioniere, в Риме. В 1951 г. Родари опубликовал первый сборник стихов, «Книжка весёлых стихов», и своё известнейшее произведение «Приключения Чиполлино» (русский перевод увидел свет в 1953 г.). Это произведение получило особенно широкую популярность в СССР.
В 1952 г. впервые поехал в СССР, где затем бывал неоднократно.
В 1953 г. женился на Марии Терезе Феретти, которая через четыре года родила ему дочь, Паолу. В 1957 г. Родари сдал экзамен на звание профессионального журналиста. В 1966—1969 г. Родари не публиковал книг и лишь работал над проектами с детьми.
В 1970 г. писатель получил престижную премию Ганса Христиана Андерсена, которая помогла ему приобрести всемирную известность.
Также писал стихи, дошедшие до русского читателя в переводах Самуила Маршака.
_____________________________________________________________________________
Точильщик
На педаль нажимая ногою,
Он вращал колесо ремешком.
Колесо он носил за спиною,
А ходил по дорогам пешком.
Дж. Родари в переводе Маршака
Трамвай
Не будит меня на рассвете петух:
Сигналы трамвая тревожат мне слух.
Одеты в спецовки свои темно-синие,
Рабочие первыми едут по линии.
За ними в вагоне второго трамвая
Чиновники едут, газеты читая.
А в третьем трамвае возня, суета:
Ватага ребят занимает места.
Они повторяют во время движенья
Сложенье, деленье, склоненье, спряженье.
Дж. Родари в переводе Маршака
"Старье берем!"
Эй, старичок — "Старье берем!"
Что ты несешь в мешке своем?
— Несу башмак без каблука,
Один рукав без пиджака,
Смычок без скрипки и ошейник,
Безносый чайник и кофейник,
Да котелок из чугуна,
Насквозь проржавленный, без дна.
Несу министра без портфеля.
Он правил без году неделю
И призывал страну к войне.
Он у меня на самом дне!
Дж. Родари в переводе Маршака
Стишок про лудильщика
Стишок про лудильщика, парня веселого,
Он плавит свинец в блестящее олово.
Он варит лекарства в походной аптеке
Больной сковородке, кастрюле-калеке.
Он чайник исправит — и чайник здоров.
Он врач сковородок, профессор котлов.
Он лечит кофейнику носик и донце,
И старый кофейник сверкает, как солнце.
Больница его на камнях мостовой,
И солнце горит над его головой.
Дж. Родари в переводе Маршака
Неаполь без солнца
В Неаполе — в городе яркого света —
Есть переулочек Паллонетто.
Кривой переулок тёмен и тесен —
Без неба, без солнца, без моря, без песен.
А будет ли песня кем-нибудь спета
Для тебя, мой Неаполь, без неба, без света?
Дж. Родари в переводе Маршака
Венеция
Глядит в лагуну старый мост,
И так вода ясна.
Что в ней встаёт такой же мост.
Такая же луна.
Светла, как небо, глубина.
Полна таких же звёзд.
Где ж настоящая луна?
Где настоящий мост?
Дж. Родари в переводе Маршака
Детская железная дорога
Есть такая страна на свете,
Где в своих поездах разъезжают дети.
В поездах настоящих — с дымом, паром,
С машинистом, кондуктором и кочегаром.
По настоящим рельсам и шпалам
Поезд идёт к настоящим вокзалам.
Начальник станции — с вершок,
Чуть-чуть побольше, чем свисток.
Помощница на полвершка
Короче своего флажка.
Кондуктор главный молод тоже,
А контролёр ещё моложе.
Места для едущих ребят —
Пред окнами вагона.
В окошки путники глядят
Во время перегона.
Берёт при входе пассажир
Билет перед посадкою.
Над кассой вывесил кассир
Такую надпись краткую:
«Родителям, желающим
В ребячий сесть вагон,
С лицом сопровождающим
Являться на перрон!»
Дж. Родари в переводе Маршака
Лежебока
В понедельник
Я проснулся,
А во вторник
Я зевнул,
В среду
Сладко потянулся,
А в четверг
Опять заснул.
Спал я в пятницу,
В субботу
Не ходил я
На работу,
Но зато уж в воскресенье
Спал весь день без пробужденья!
Дж. Родари в переводе Маршака
Чтение книги "Обучение в 1 классе по учебнику «Литературное чтение»: программа. Методические рекомендации. Тематическое планирование" (страница 4)
Стихотворный ритм (хорей)
В первом классе учащиеся получают представление о двусложном стихотворном размере (хорей, ямб). Термины не вводятся. Решается задача развития чувства ритма, ритмического слуха.
Этой теме посвящается один или два урока.
Если материал укладывается в один урок, то возможны два варианта его проведения: 1) читаются английские народные песенки; 2) изучается стихотворение Дж. Родари «Лежебока».
Если учитель работает с этой темой 2 часа, то на втором уроке рассматривается стихотворение В. Лифшица «Тимоша».
1-й урок (Вариант 1)
После словарной разминки дети возвращаются в атмосферу игры. Они узнают о любимой игре Фюся и Каркузябры.
После прочтения текста ученики читают и прохлопывают в ладоши стихотворную строчку, состоящую из одинаковых слогов. Ударение делается на нечётных слогах.
ТА ТА ТА ТА ТА ТА ТА ТА
При прохлопывании ритма ребёнок должен работать лишь кистями рук. Сильный хлопок – ладони ударяют друг друга, слабый хлопок – пальцы кисти правой руки ударяют по ладони левой.
После этого прохлопываются двустишия.
Народную английскую песенку «Ну и соня…» сначала читает учитель. В интонации передаётся укоризненно-доброжелательное отношение к сыну Джону.
Вслед за преподавателем дети читают стихотворение про себя, затем вслух по «цепочке» – каждый по одной строчке. После этого хором вместе с педагогом перечитывают стихотворение и прохлопывают ладонями его ритм. Затем находят в словаре учебника значение слова «соня» и рассказывают, каким был мальчик Джон. В ответах ребят могут появиться слова: «ленивый», «неаккуратный», «грязнуля», более эмоциональные оценочные характеристики: «противный», «смешной» и др. В отдельных случаях учитель просит ученика объяснить его позицию.
Второе стихотворение дети читают сразу по «цепочке», каждый по одной строке. Прохлопывают его ритм и перечитывают произведение хором вместе с педагогом. Если остаётся время, первоклассники читают известные им веселые стихи или поют смешные песенки.
К прохлопыванию ритма в первом классе учитель обращается несколько раз, но не отрабатывает этот навык, лишь закрепляет представление детей о ритмической основе стихотворной речи.
1-й урок (Вариант 2)
Вместо одной или двух английских песенок можно включить в работу стихотворение Дж. Родари «Лежебока». Чтению стихотворения предшествует словарная разминка и поиск в словаре значения слов «лежебока» и «равнодушный», одно из которых дети встретят в названии произведения, другое они должны использовать в оценке героя.
Последовательность работы со стихотворением «Лежебока» такая же, как и с английской народной песенкой «Ну и соня…»
После прочтения стихотворения ученики характеризуют героя произведения, выбирая слова из предложенного списка, и объясняют сделанный ими выбор (2).
В конце урока первоклассники работают в парах, рассказывая друг другу о том, что они любят делать в воскресенье (3).
Учитель, обходя класс, следит за тем, чтобы в работе участвовали оба партнёра. Он может сам выделить двух-трёх человек, которые выступят перед классом.
2-й урок
На втором уроке по данной теме в более подготовленном классе педагог включает в работу стихотворение В. Лифшица «Тимоша».
В процессе словарной разминки внимание детей обращается на многозначность слова «привязаться», значение которого они находят в словаре. Преподаватель предупреждает ребят о том, что им придётся определить, какой смысл имеет это слово в стихотворении, внимательно прослушав его. После прочтения стихотворения учителем учащиеся решают, в каком значении использовано слово «привязаться» поэтом (3).
Затем дети читают стихотворение по «цепочке», каждый по одной строчке. При фронтальной работе первоклассники читают по одной строфе.
Постоянное внимание уделяется умению выдерживать указанные в тексте паузы. Для прохлопывания можно использовать одну или две строфы стихотворения. Сначала дети прохлопывают ритм вместе с педагогом, затем самостоятельно, каждый по одной строке.
Из предложенных заданий трудным является вопрос (5): «Каким был мальчик, который рассказал о Тимоше: фантазёром, мечтателем, добрым, злым, весёлым, печальным?» Ученикам несложно выбрать нужные слова из предложенного списка. Затруднение вызывает объяснение сделанного выбора.
Учитель помогает первоклассникам, обращая внимание на слова, которые использует мальчик для характеристики кита: «Хороший, очень добрый, да и назвал он его не Тимофей, а Тимоша». Делается вывод о том, что так может говорить добрый, ласковый человек и т. д.
Дети, выбравшие задание (6, б) работают в парах. Они рассказывают друг другу, какое животное каждый из них хотел бы завести. Ребята, выбравшие задание (6, в), рисуют своё любимое животное. После выполнения заданий желающие выступают перед классом.
Стихотворный ритм (ямб)
Работа по этой теме строится в той же логике, что и на уроках, посвящённых хорею. Учитель также может посвятить ей один или два урока.
1-й урок (Вариант 1)
Дети сначала вместе с педагогом, затем самостоятельно прохлопывают ритм строчки из одинаковых слогов. Ударение делается на чётных слогах:
ТА ТА ТА ТА ТА ТА ТА ТА
Затем ученики читают про себя стихотворения о лягушке и мартышке. После этого читают их вместе с учителем и прохлопывают.
Чтению шотландской народной песенки «Купите лук, зелёный лук…» предшествует словарная разминка. Обращается внимание на многозначность слова «петрушка» и выбор его конкретного значения для определённого контекста. Дети ищут в словаре значение слова «петрушка».
Стихотворение сначала читает преподаватель. Интонация лукавая и одновременно доброжелательная. Читает не торопясь, выдерживая паузы, которые помогают передать скрытую улыбку автора.
Задания к шотландской песенке учат детей соотносить характеристику, данную человеку, с его поведением (1): «Как ты думаешь, почему девочку называют шалуньей и плутовкой?» Учитель побуждает ребят к импровизации, рассказу о поведении девочки в выдуманных ими ситуациях.
Задание (2) сложное, педагог обращает внимание первоклассников на истинное отношение одних людей к другим: «Как, по-твоему, относятся к девочке люди, которые сочинили эту песенку: сердито, ласково, нежно, грубо, зло?» Преподаватель помогает детям в размышлении над этим вопросом. Он обращает внимание на эмоциональное и смысловое значение слов: «Люди, создавшие песню, говорят не о «девчонке», а о «девочке», называют её не «хулиганкой», «злодейкой», а «шалуньей» и, в конце концов, оказывается, что нужна им «только девочка – шалунья и плутовка».
1-й урок (Вариант 2)
Вместо шотландской песенки «Купите лук, зелёный лук…» учащиеся читают стихотворение В. Левина «Обыкновенная история». Чтению стихотворения предшествует словарная разминка и поиск значения слова «обыкновенный». К предложенным в словаре значениям «привычный, постоянный, всегдашний» учитель добавляет: «Это то, что повторяется всегда, в одно и то же время».
Сначала стихотворение читает педагог. В каждой строке первой строфы он интонационно выделяет слова, несущие основную смысловую нагрузку, читает не торопясь, выдерживая паузы, как бы наблюдая за гуляющим по улице щенком.
Гулял по улице щенок -
Не то Пушок , не то Дружок .
Гулял в метель и солнцепёк ,
И под дождём гулял и мок,
И если даже шёл снежок ,
Гулял по улице щенок.
Во второй строфе повторяющееся слово «гулял», написанное на отдельных строчках, читается с усилением голоса:
Гулял,
Гулял,
ГУЛЯЛ
и вырос.
Удивление повествователя достигает кульминации на третьем слове «ГУЛЯЛ», написанном большими буквами.
Последняя строка «и вырос» читается на выдохе (всё завершилось спокойным, естественным итогом).
После прочтения стихотворения учителем дети читают его друг за другом по одной строчке. Педагог обращает их внимание на смысловые акценты и умение выдерживать паузы, указанные в тексте. Выясняется, почему последний раз слово «гулял» написано большими буквами. Обычно первоклассники отвечают: «Так поэт показал, что щенок стал большущим».
К размышлению над прочитанным и поиску в нём нужных слов побуждает задание (2): «В какую погоду гулял щенок? Выбери из текста нужные слова и прочитай их».
Прежде чем ребята начнут размышлять над вопросом о смысле названия стихотворения «Обыкновенная история» (3), учитель может обратиться к жизненному опыту первоклассников, выяснив, у кого из них есть собака, в каком возрасте взяли её к себе в дом, как часто гуляли с ней и в какую погоду, как быстро выросла собака и т. д.
Ученики по-разному объясняют смысл названия стихотворения. Каждое из объяснений доброжелательно принимается преподавателем.
Варианты ответов детей:
Собаки гуляют в разную погоду, всегда.
Обыкновенно, что щенок вырос. Он же должен был вырасти.
Если бы щенок не гулял, он бы, может быть, и не вырос. Так бывает…
Творческое задание (4, а) не только побуждает к актуализации жизненного опыта ребёнка, но и требует вычленения обычно повторяющихся действий и событий.
Учитель помогает учащимся, предлагая разделить определённое временное пространство (сутки, год…) на конкретные части и рассказать, что обычно, постоянно, всегда происходит утром, днём, вечером, ночью или зимой, весной и т. д.:
– выводят во двор собаку, гуляют с ней в одном и том же месте;
– кормят котёнка в одном углу из одной и той же миски;
– мама не разрешает долго смотреть телевизор и ругается, когда он долго включён;
– снег зимой покрывает улицы, и дворники убирают его с тротуаров и др.
Творческое задание (4, б) «Придумай и расскажи необыкновенную историю, которая случилась с тобой или твоей любимой игрушкой» рассчитано на развитие воображения. Желающие выполнить его объединяются в пары и рассказывают друг другу свои истории.
Некоторых первоклассников пугает «рассказывание», они могут выполнить творческое задание (4, в), не требующее «говорения»: дети рисуют иллюстрацию к придуманной ими обыкновенной или необыкновенной истории. Затем они достаточно свободно объясняют смысл своего рисунка. Таким образом, учитель добивается от ученика желаемого действия – ребёнок начинает «оформлять словами» результаты работы своего воображения.
2-й урок
В более подготовленном классе педагог может поработать со стихотворением И. Токмаковой «Пряничные человечки». Урок начинается со словарной разминки. Из предложенной «цепочки» слов учитель выделяет слова «подсластить» и «сладковатый». Дети объясняют их смысл: подсластить – прибавить сахара, сладковатый – не очень сладкий, немножко сладкий.
В словаре учащиеся находят объяснение словосочетания «горячий привет». Но прежде, чем обратиться к словарю, они пытаются объяснить эти слова самостоятельно.
Стихотворение сначала читает преподаватель. Затем ребята перечитывают его про себя. После этого стихотворение читается вслух по «цепочке», каждый по две строчки (законченные смысловые фрагменты).
Первую строфу учащиеся читают и прохлопывают её ритм вместе с учителем. Следующие строфы они читают хором и прохлопывают их ритм самостоятельно.
Продолжается работа по развитию умения выделять необходимые фрагменты текста для ответа на поставленный вопрос (1): «Прочитай, как выглядят пряничные человечки».
Ответ (фрагменты стихотворения): у них «рубашки сладкие и сладкие штаны», «глаза-изюминки и шапки набекрень».
Продолжается работа с многозначными словами и словосочетаниями. Первоклассники узнают о том, что в стихотворении значение словосочетания «горячий привет» приобретает буквальный смысл: этот привет передаёт пряничный козлик, сидящий в горячей печке. Ученики, отвечая на вопрос (2), могут по-разному определить смысл этого словосочетания. Учитель должен помочь учащимся разобраться с этим вопросом.
Учебник для 1класса, – М., АСТ, Астрель,2010г;
Э.Э. Кац. «Литературное чтение» 1 класс, Рабочая тетрадь
Для учителя:
Программы общеобразовательных учреждений.Начальная школа. 1 – 4 – й классы. Учебно – методический комплект «Планета знаний» М.:АСТ Астрель, 2009г.
Э.Э. Кац. Обучение в 1 классе по учебнику «Литературное чтение» Методическое пособие. - М., АСТ, Астрель, 2010г.
РАЗВЕРНУТЫЙ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
№ |
тема раздела, урока (тип урока)
|
Кол-во часов |
обязательные элементы содержания |
требования к уровню подготовки учащихся |
вид контроля, измери тели
|
дата |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
1 |
Знакомство с учебником (уипзз) |
1 |
Формирование представления об информационном пространстве учебника |
Уметь соотносить новую информацию с прошлым опытом общ. с книгой | |||
2 |
Игра с буквами (укиз) |
1 |
Обогащение словаря. Развитие творческого воображения. Формирование умения работать со словарём |
Развитие ассоциативного мышления. Формирование коммуникативных умений |
Самостоятельное чтение | ||
3 |
С.Михалков «Азбука» (уипзз)
|
1 |
Обогащение словаря, совершенствование техники чтения. Заучивание наизусть |
Развитие внимания к собственным переживаниям |
Чтение стихотворения наизусть выразительно | ||
4 |
Фантастические существа (узнзву) |
1 |
Формирование культуры чтения стихотворений. Развитие внимания к звуковому образу слова |
Формирование умения актуализировать жизненный опыт |
Самосто ятельное чтение
| ||
5 |
В.Левин, К.Чуковский «Храбрецы» (уосз) |
2 |
Формирование культуры чтения стихотворений. Развитие представления о связи интонации и смысла речи |
Формирование умения актуализировать жизненный опыт. Закрепление коммуникативных умений |
Самоконт роль
| ||
6 |
Стихотворный ритм (хорей) Дж.Родари «Лежебока», В.Лифшиц «Тимоша» (уипзз) |
1 |
Закрепление умения выдерживать паузу при чтении. Формирование представления о ритме. представления внимания к многозн. слова |
Развитие чувства ритма. Формирование интереса к информационному поиску |
Самосто ятельное чтение
| ||
7 |
Стихотворный ритм (ямб) В.Левин «Купите лук», И.Токмакова «Пряничные человечки» (уипзз) |
1 |
Развитие внимания к ритмичности стихотворной речи. Развитие творческого воображения Развитие внимания к интонации и её смысловому наполнению |
Развитие интереса к отношению людей друг к другу и способам его выражения | |||
8 |
Освоение рифмы. К.Чуковский «Тараканище», «Скрюченная песенка», М.Карем (уосз)
|
2 |
Обогащение словаря. Формирование умения выделить рифмующиеся слова. Формирование умения передавать в устной речи собственный вымысел |
Развитие творческого воображения | |||
9 |
Считалки (упокз) |
1 |
Слововое вдумчивое чтение, совершенствование навыка смыслового чтения. Лексическая работа |
Актуализация игрового опыта. Развитие навыков общения |
Текущий (тест) | ||
10 |
Ю.Тувим «Чудеса», Д.Самойлов «Сказка», Б.Заходер (уипзз) |
1 |
Развитие умения включать новые слова в речь |
Обогащение знаний об окр. мире |
Тематический (выборочное чтение) | ||
11 |
Неживое становится живым. О.Мандельштам «Телефон», Ю.Тувим «Пляска» (узнзву) |
1 |
Упражнение в интонационно-выразительном чтении. Обучение сравнению героев разных произведений |
Развитие внимания к переживаниям других и его возможным причинам |
Выразительное чтение текста | ||
12 |
Загадки (узнзву) |
1 |
Обогащение словаря. Сочинение загадок |
Развитие наблюдательности |
Индивидуальный | ||
13 |
Звучащий мир в поэзии. В.Лунин «Жук»,Н.Матвеева «Груши», «Было тихо» (уипзз) |
1 |
Формирование умения создавать рассказ по картинкам |
Формирование внимания к звучащему миру |
Текущий | ||
14 |
Народные сказки. «Лиса и рак» (укиз) |
1 |
Формирование умения читать литер. текст по ролям, пересказывать сюжет сказки |
Актуализация читательского опыта |
Текущий | ||
15 |
«Лиса и тетерев" (узнзву) |
1 |
|
Развитие интереса к внутреннему состоянию человека и животного |
Текущий | ||
16 |
«Лисичка-сестричка и волк» (уипзз) |
3 |
Пробный пересказ текста. Смысловое чтение. лексическая работа |
Развитие творческого воображения, навыков коллективной деятельности |
Текущий | ||
17 |
«Конь и лиса». «Как кролик взял койота на испуг», «Гиена и черепаха» (уосз) |
1 |
Обогащение словаря. Упражнение в интонационно-выразительном чтении |
Обогащение знаний о нравственной оценке поступков |
Самоконтроль | ||
18 |
Авторские сказки. К.Ушинский «Лиса и козёл» (уипзз) |
1 |
Актуализация прошлого читательского опыта. Умение читать по ролям |
Формирование умения сравнивать |
Взаимоконтроль | ||
19 |
Дж.Харрис «Сказки дядюшки Римуса» (уипзз)
|
2 |
Обогащение словаря, обозначающего внутренние переживания. Закрепление умения передавать при чтении состояние героя |
Формирование умения объяснять сделанные выводы |
Текущий | ||
20 |
Н.Заболоцкий «Как мыши с котом воевали» (уипзз) |
2 |
Обогащение словаря, определяющего отношение читателя к героям. Развитие умения рассказывать о герое по предложенному плану |
Знакомство со сторонами народного быта |
Тематический (сам. работа) | ||
21 |
Д.Биссет «Роджер и зеркало» (уипзз) |
2 |
Умение озаглавливать части рассказа. Смысловое чтение |
Умение обосновывать свою позицию | |||
22 |
А.Усачёв «Пятно» (уипзз) |
1 |
Пересказ текста |
Обучение сравнению собственного отношения к разным объектам |
Подробный пересказ текста | ||
23 |
Б.Сергуненков «Сладкая трава» (уипзз) |
1 |
Работа над содержанием произведений; анализирование; ответы на вопросы |
Обогащение представлений о нравственной оценке поступков |
Индивидуальный | ||
24 |
Природа и мы. Г.Балл «Кружавинка» (уипзз) |
1 |
Совершенствование навыка смыслового чтения |
Обогащение представлений о крестьянском быте | |||
25 |
М.Пришвин «Осеннее утро» (узнзву) |
1 |
Пересказ текста |
Обогащение знаний о живой природе |
Взаимоконтроль | ||
26 |
А.Блок «Зайчик» (упокз) |
1 |
Работа над содержанием |
Развитие внимания к жизни природе |
Текущий | ||
27 |
Н.Рубцов «Воробей» (узнзву) |
1 |
Обогащение словаря. Развитие умения выразить собственные переживания. Тренировка в заучивании наизусть |
Актуализация жизненных впечатлений |
Чтение стихотворения наизусть вырази тельно
| ||
28 |
Л.Толстой «Орёл» (уипзз)
|
1 |
Развитие умения определять и передавать в процессе чтения своё отношение к изображаемым событиям |
Знакомство с негативными проявлениями человеческой природы |
Текущий | ||
29 |
Е.Чарушин «Как Томка научился плавать» (уипзз)
|
1 |
Герои произведения. Пересказ текста |
Обогащение представлений о нравственной оценке различных поступков |
Текущий | ||
30 |
А.Барто Думают ли звери» (уипзз)
|
1 |
Развитие умения понимать чувства и мысли повествователя. Умение оценивать чтение товарища |
Закрепление умения актуализировать жизненные наблюдения, опыт читателя, зрителя |
Текущий | ||
31 |
М.Пришвин «Черёмуха» (узнзву) |
1 |
Обогащение словаря. Развитие умения рассказывать о явлениях природы |
Развитие эстетического чувства |
Выразительное чтение текста | ||
32 |
В.Жуковский «Жаворонок» (уосз) |
1 |
Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст |
Обогащение знаний о природе |
Текущий Техника чтения
| ||
33 |
Л.Толстой «Какая бывает роса на траве» (упокз) |
1 |
Пересказ текста. Формирование умения рассказывать о зрительных впечатлениях |
Развитие умений устанавливать причинно-следственные связи в окр. мире |
Тематический (письмен ная работа). Итоговый за 1 класс
|
РУССКИЙ ЯЗЫК
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе:
Федерального компонента государственного стандарта общего
образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от
09.03.2004 г.;
Федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего
образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03.2004 r.;
Министерством образования к использованию в образовательном процессе
в образовательных учреждениях, реализующих образовательные
программы общего образования на 2010-2011 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 3,"9 от 09.12.2008 г.;
Письма Минобрнауки России от 01.04.05 г. № 03-417 «О перечне
учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»;
Образовательной программы МОУ «Верховской ООШ»
- «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 – 4 – й классы. Учебно – методический комплект «Планета знаний» М.:АСТ Астрель, 2009г.
Примерной программы по предмету «Русский язык», рекомендованной Министерством образования РФ, программыТ.М.Андриановой, В.А.Илюхиной и рассчитана в 1классе на 42 часа.
Программма по русскому языку составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых Государственным стандартом содержания начального образования II поколения и отражённых в его примерной (базисной) программе курса русского языка.
Общая характеристика учебного предмета.
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурные цели:
познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;
социокультурная цель включает формирование:
а)коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи);
б)
навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Особенность курса в том, что он представляет собой первоначальный этап изучения системы родного языка. В этот переод осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-7 лет.
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс.
Задачи и направления изучения русского языка в начальной школе:
развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;
освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка ;
овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
воспитание позитивного эмоционально- ценносного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.
Познавательно-коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих интересам, психологическим особенностям учащихся начальной школы.
Культурологическая (язык и общество) компетенция – систематизация знаний о языке, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу, умения пользоваться различными словарями,а так же осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Информационная компетенция , обеспечивающая расширение общего языкового информационного пространства через освоение обучающимися основных источников и каналов информации о русском языке (в том числе удиовизуальных, компьютерных, текстовых и др).
осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Деятельностная компетенция, позволяющая обучающимся использовать преобретённые знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в устной и письменной речи, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно-нравственным и эстетическим кретериям.
Актуальными при работе с языковым материалом становятся принци:пы :
- семиотический – помогающий детям осмыслить двусторонность основных единиц языка, осознавать родной язык как особую знаковую систему в контексте национальной и общечеловеческой культуры;
- системно-функциональный – способствующий осмыслению структуры родногоязыка и предназначенности его основных средств для решения речевых задач;
- этико-эстетический- направленный на осознание изобразительныхсвойств языка, на освоение культурыречевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в исползовании языковых средств. При составлении программмы были учтены принципы развития, вариативности и спиралевидности (концентричности), рекомендованные в «концепции содержания неприрывного образования» и документах Госстандартов.
В целом начальный курс русского языка представлен как савокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.
«Русский язык»
В соответствии с требованиями к содержанию и результативности обучения русскому языку в начальной школе в программах курсов каждого года обучения выделяются два раздела: «Речевое общение» и «Язык как средство общения».Приоритетным в начальном обучении признаётся формирование важнейших коммуникативно-речевых умений младших школьников: читать и писать, понимать смысл обращённой к ним устной и письменной речи (заданий, вопросов, правил, определений и т.п.), отвечать на вопросы, вступать в диалоги, составлять несложные монологические высказывания.К этому же разряду относятся и умения этического характера.
Система упражнений для уроков составлена в деятельностном ключе и стимулирует учащихся к формированию как регулятивных действий (целеполагания, планирования, ориентировки, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки), так и общеучебных действий («чтение» текстов, схем, таблиц, моделей и т.п.,выбор рациональных способов решения языковых задач, использование разных способов поиска информации в лингвистических словарях и справочниках, структурирование материала в таблицы, плакаты и пр.).
Данный курс имеет позавательно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи.
В позавательно-коммуникативной направленности курса явственно проступает воспитательная сила предмета: дети учатся культуре речевого поведения, общения, обращения с родным языком как действующим средством, как живым средством духовного богатства народа, создающего язык.
Программа Русский язык рассчитана на 42 часа
Формы организации образовательного процесса:
Индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные, внеклассные.
Вариативная часть программы предполагает работу в парах. На уроках русского языка возможны следующие парные виды работ:
Взаимопроверка;
Взаимодиктовка;
Взаимоопрос.
Для формирования различных учебных навыков в учебнике есть задания разные по уровню сложности:
дифференцированные задания,
интеллектуальный марафон,
творческие работы,
информационный поиск,
проверочные и тренинговые работы,
проектная деятельность.
Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков, умений: самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно планировать свою деятельность, самостоятельно приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач; способствует практической реализации познавательной деятельности ребенка и развивает его индивидуальные интересы.
Проекты
выполняются учащимися на добровольной основе.
Типы уроков
(и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании):
Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-практикум, урок- игра- импровизация.
урок изучения и первичного закрепления знаний – уипзз;
урок закрепления новых знаний и выработка умений – узнзву;
урок обобщения и систематизации знаний – уосз;
Урок комплексного использования знаний – укиз;
Урок проверки, оценки и контроля знаний – упокз.
Технологии обучения:
- технология развивающего обучения;
Технология проблемного обучения;
Игровая технология;
Здоровьесберегающие технологии;
Проектная технология;
Технология разноуровнего обучения;
Информационные технологии.
Виды и формы контроля:
Текущий, письмо под диктовку, самостоятельная работа, диктант, самооценка, взаимооценка.
Виды письменных работ, которые используются в 1 классе:
диктанты: тематический, контрольный, словарный, выборочный, зрительный, предупредительный, объяснительный;
контрольное списывание;
письмо по памяти;
творческие работы: изложение, сочинение; диктанты(свободный и творческий);
тесты.
Проверочные задания направлены на закрепление и проверку знаний учащихся, сформированности у них общеучебных умений и навыков в соответствии с требованиями государственного стандарта.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Синтаксис и пунктуация
Речь устная и письменная. Речь, текст, предложение. Предложение, его смысловая и интонационная законченность. Связь слов в предложении. Оформление предложения на письме. Знаки препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки).
Фонетика и графика
Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки.
Ударение. Ударные и безударные гласные звуки, их произношение и обозначение на письме.
Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь.
Согласные звуки звонкие и глухие, парные и непарные. Произношение и обозначение на письме парных согласных звуков в конце слова и перед буквами гласных звуков. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк – чн.
Деление слов на слоги и для переноса.
Звуко-буквенный анализ слов.
Алфавит.
Слово и его значение
Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки.
Предлоги. Имена собственные. Слова близкие и противоположные по значению. Многозначность слов.
Прямое и переносное значение слов.
Родственные слова. Слово и его значение. Словари.
Предложение и текст
Отличие слова и предложения. Предложение как высказывание. Составление предложений из набора слов. На определённую тему. Правильное их оформление в устной и письменной речи.
Орфография
Ознакомление с правилами правописания и их применение на практике:
- обозначение гласных после шипящих (жи – ши , ча – ща, чу – щу, чк – чн;
Раздельное написание слов;
Перенос слов по слогам без стечения согласных;
Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных и отдельных географических названиях (стран, рек, населённых пунктов);
Написание слов из словаря;
Большая буква в начале предложения, знаки препинания в конце.
Словарь:
берёза, ветер, воробей, ворона, девочка, заяц, медведь, мороз, Москва, ребята, Россия, русский, собака, сорока, тетрадь, ученик, фамилия, хороший, язык.
Учебно-тематический план.
№ раздела
|
Раздел |
Количество часов |
Систематический курс русского языка Речевое общение |
||
1. |
Язык как средство общения Фонетика, орфоэпия и графика |
18 ч
|
2. |
Слово и его значение (лексика) |
7 ч |
3. |
Предложение и текст |
4 ч |
4. |
Орфография |
9 ч |
5. |
Повторение изученного в течение года |
4ч |
Итого: |
42ч |
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся
В результате изучения русского языка в 1 классе
обучающиеся должны знать:
звуки и буквы русского алфавита;
алфавит;
гласные и согласные звуки;
гласные звуки ударные и безударные;
согласные звуки твердые и мягкие;
согласные звуки звонкие и глухие;
правила правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн;
правила переноса слов;
правила написания большой буквы в фамилиях, именах, отчествах, кличках животных и отдельных географических названиях;
правила оформления предложения на письме.
различать гласные и согласные звуки; твердые и мягкие (парные и непарные), звонкие и глухие (парные и непарные) согласные звуки;
вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
распределять слова по алфавиту;
вычленять из текста предложения, из предложения – слова, а из слов – слоги;
делить слова на слоги и для переноса;
определять в слове ударение;
передавать различную интонацию предложения в устной речи ;
правильно оформлять предложения: большая буква в начале предложения, знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
правильно списывать слова, предложения и текст (как рукописный, так и печатный варианты), проверять написанное, сверяя с образцом;
отвечать на вопросы словами текста, устно составлять 3-5 предложений на заданную тему;
соотносить число букв с числом звуков в словах ;
обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью букв и, е, ё, ю, я, ь ;
писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн;
использовать большую букву в написании имен собственных;
писать слова с непроверяемыми орфограммами, предназначенными для заучивания (словарь);
знать гигиенические правила письма;
четко, без искажений писать строчные и прописные буквы, соединения, слова;
соблюдать письмо букв в связке, безотрывно (1-2 буквы);
соблюдать пробел между отдельными словами (должна свободно вписываться буква и );
соблюдать красную строку (отступ 2 см от края строки);
удерживать заданный отступ от края каждой следующей строки (5мм);
писать под диктовку текст (15-18 слов) с изученными орфограммами;
списывать текст (13-15 слов);
правила проверки безударного гласного звука;
правила оформления текста;
более широкий спектр (по сравнению с представленным в учебнике) географических названий и правило их написания с большой буквы ;
находить в двусложных словах безударный гласный звук, требующий проверки;
переносить с удвоенными буквами согласных звуков;
находить родственные слова и обозначать их общую часть;
распределять слова по алфавиту в более сложных случаях (с ориентированием на вторую, третью букву в слове);
ставить самостоятельно вопросы к словам, обозначающим предметы, действия предметов, признаки предметов;
записывать слова с предлогами;
составлять небольшой текст (3-4 предложения) на заданную тему и записывать их самостоятельно.
для обучающихся:
Учебник.. - М., АСТ, Астрель.
Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина. Русский язык. 1 класс.
для учителя:
Программы общеобразовательных учреждений.
Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина. Обучение в 1 классе по учебнику «Русский язык». - М., АСТ, Астрель.
Литературный урок по произведению Дж. Родари «Сказки по телефону». Учитель фантазии Цель мероприятия: познакомиться с биографией Джанни Родари, событиями, повлиявшими на его творчество; чтение и анализ некоторых произведений книги «Сказки по телефону»;...
Литературный урок по произведению Дж. Родари «Сказки по телефону». Учитель фантазии Цель мероприятия: познакомиться с биографией Джанни Родари, событиями, повлиявшими на его творчество; чтение и анализ некоторых произведений книги «Сказки по телефону»; расширение читательского кругозора; развитие умения давать собственную оценку литературному произведению. ХОД МЕРОПРИЯТИЯ I этап. Знакомство с биографией автора. На севере Италии, у самого подножия Альп есть озеро д’Орта. Около этого озера очень удобно расположился небольшой городок Оменья, узкие улочки и низкие дома которого утопают в зелени и цветах. Именно там 23 октября 1920 года и родился Джанни Родари. Отец мальчика, Джузеппе Родари, был булочником - владельцем небольшой пекарни и магазинчика “Хлебобулочные изделия и продовольственные товары”. В детстве Джанни Родари много болел, был очень слабым ребенком. Несмотря на это учился играть на скрипке, сочинял стихи, с удовольствием рисовал и мечтал стать знаменитым художником. Когда ма
Литературный урок по произведению Дж. Родари «Сказки по телефону». Учитель фантазии Цель мероприятия: познакомиться с биографией Джанни Родари, событиями, повлиявшими на его творчество; чтение и анализ некоторых произведений книги «Сказки по телефону»; расширение читательского кругозора; развитие умения давать собственную оценку литературному произведению. ХОД МЕРОПРИЯТИЯ I этап. Знакомство с биографией автора. На севере Италии, у самого подножия Альп есть озеро д’Орта. Около этого озера очень удобно расположился небольшой городок Оменья, узкие улочки и низкие дома которого утопают в зелени и цветах. Именно там 23 октября 1920 года и родился Джанни Родари. Отец мальчика, Джузеппе Родари, был булочником - владельцем небольшой пекарни и магазинчика “Хлебобулочные изделия и продовольственные товары”. В детстве Джанни Родари много болел, был очень слабым ребенком. Несмотря на это учился играть на скрипке, сочинял стихи, с удовольствием рисовал и мечтал стать знаменитым художником. Когда мальчику исполнилось 9 лет, умер отец. В семье настали трудные дни. Чтобы прокормить семью (у Джанни было еще два брата – Чезаре и Марио), мать устроилась работать служанкой в богатый дом. Учиться Джанни Родари пришлось в духовной семинарии - там не только учили детей бедняков, но еще и бесплатно кормили и одевали. Окончив семинарию в 1937 году, он был вынужден идти работать, чтобы помогать семье. Родари стал учителем в начальной школе и одновременно посещал лекции на филологическом факультете Миланского университета. Джанни Родари нравилось работать с детьми, он придумывал для своих учеников забавные и поучительные истории. Его воспитанники строили домики из букв, вместе с учителем сочиняли сказки. Многие его сказки рождались прямо на школьных уроках: «Путешествие Голубой стрелы», «Джип в телевизоре», «Джельсомино в стране лгунов», «Сказки по телефону». А потом Родари решил записать эти истории и продолжал их записывать и тогда, когда перешел на другую работу, в газету. Когда о стихах и сказках узнали издатели, они с удовольствием стали печатать их в газетах, детских журналах, издавать отдельными книгами. Некоторые сказки автора рассказывают о войне. И это не случайно: с 1939 по 1945 годы Родари сражается с нацистами, участвует в движении Сопротивления. Своими глазами он видит, что такое война и не хочет её повторения. Джанни Родари ненавидел ложь и лицемерие, тому же он учил и своих читателей: "Мне кажется, что самые опасные враги человечества - это лжецы… Я очень верю в силу правды… Правда похожа на голос певца - тот голос, от которого дрожат оконные стекла.". В борьбе за правду оружие писателя слово. И этим словом Родари владел мастерски. О правде и справедливости он говорил во многих своих произведениях. Вот некоторые из них: Сборник «Книжка весёлых стихов» (1950) «Наставление пионеру», (1951) «Приключения Чиполлино», (1951) Сборник стихов «Поезд стихов» (1952) «Джельсомино в стране лжецов» (1959) Сборник «Стихи в небе и на земле» (1960) Сборник «Сказки по телефону» (1960) «Джип в телевизоре» (1962) «Планета новогодних ёлок» (1962) «Путешествие Голубой Стрелы» (1964) «Какие бывают ошибки» (1964) Сборник «Торт в небе» (1966) «Как путешествовал Джованнино по прозванию Бездельник» (1973) «Грамматика фантазии» (1973) «Жил-был дважды барон Ламберто» (1978) «Бродяжки» (1980) В Италии Джанни Родари долгое время оставался неизвестен как писатель, да и сам себя он воспринимал только как журналиста. Его имя стало популярным прежде всего благодаря
многочисленным переводам на русский язык. Лучшие переводы стихов Родари принадлежат Самуилу Маршаку. Только после того, как в 1953 году “Приключения Чиполлино” были переведены на русский язык, началось триумфальное шествие произведений Джанни Родари по всему миру. Со временем и на родине писателя - в Италии стихи и сказки Родари стали включать в школьные учебники. За три десятилетия литературной работы Джанни Родари выпустил в свет более дюжины книжек для детей - в стихах и прозе. Книги Джанни Родари переведены на десятки языков и известны во всем мире. В 1970 году писатель был удостоен самой почетной международной премии в области детской литературы - Медали Ханса Кристиана Андерсена. Получая награду, писатель сказал: “Думаю, что сказки - старые и современные - помогают развивать ум. В сказках хранятся тысячи гипотез. Сказки могут дать нам ключи, чтобы войти в действительность новыми путями. Они открывают ребенку мир и учат, как преобразовывать его…” Стихи его могли быть весёлыми, задорными, а могли и заставить задуматься. Лежебока В понедельник Я проснулся, А во вторник Я зевнул, В среду Сладко потянулся, А в четверг Опять заснул. Спал я в пятницу, В субботу Не ходил я На работу, Но зато уж в воскресенье Спал весь день без пробужденья! ВСЕМИРНЫЙ ХОРОВОД Стихи для ребят Всех народов и стран: Для абиссинцев И англичан; Для итальянских детей И для русских, Шведских, Турецких, Немецких, Французских, Негров, чья родина Африки берег; Для краснокожих Обеих Америк; Для желтокожих, Которым вставать Надо, Когда мы ложимся в кровать; Для эскимосов, Что в стужу и снег Лезут В мешок меховой На ночлег; Для детворы Из тропических стран, Где на деревьях Не счесть обезьян; Для ребятишек Одетых и голых Тех, что живут В городах или в сёлах. Весь этот шумный,
Задорный народ Пусть соберётся В один хоровод. Север планеты Пусть встретится с Югом Запад С Востоком, А дети Друг с другом! II этап. Чтение и анализ произведений из сборника «Сказки по телефону» (выборочно) Давайте прочитаем эпиграф к сказке. О чём он нам говорит? Почему сказки такие короткие? Сказки Джанни Родари разные: и весёлые, и грустные; глубокие и очень жизненные. Давайте перечитаем некоторые произведения из сборника и постараемся выяснить, какой смысл заложил в них автор. А) «Война колоколов» (читает учитель). - как описывает войну автор в начале произведения? -что придумал Сверхгенерал для победы? - чем закончился бой? - почему колокола отказались воевать? - о чём хотел сказать автор своим читателям? Б) «Один и семеро» (читает учитель) - как звали мальчиков? Где они жили? - как вы понимаете строку: «…мальчиков семеро, но всё равно это один и тот же мальчик.» - найдите главную мысль в тексте сказки. (Последний абзац сказки) в) «Перекормитное воспаление» (читает учитель) - как болеет девочка? - кто «лечит» кукол? - опишите «лечение» дедушки? Что вам показалось удивительным? - как дедушка определял, что внучка поправилась? - в чём смысл сказки? Какой был дедушка? Почему? III этап. Самый внимательный читатель. А сейчас проведём конкурс на самого внимательного читателя. Вам предлагается разгадать кроссворд по сказкам Джанни Родари. Побеждает тот, кто ответит на большее количество вопросов и отгадает как можно больше слов. ВОПРОСЫ: ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 2. Какое слово рассматривали дети в Музее Прошлого, где собраны вещи, которые уже никому не нужны? (ПЛАКАТЬ) 4. Какой предмет отнёс Ромолетто к звёздам? (ЛИФТ) 5. Какой предмет помог детям из Чезенатико отправиться в космическое путешествие? (КАРУСЕЛЬ) 7. Из чего была сделана телега, которую съели три брата? (ПЕЧЕНЬЕ) 9. Люди очень радовались сильному дождю в Пьомбино, так как с неба сыпались... (КОНФЕТЫ) ПО ВЕРТИКАЛИ: 1. Как называется предмет, который использовали вместо дома люди, сделанные из масла? (ХОЛОДИЛЬНИК) 3. Какой предмет превращался в коня, верблюда, автомобиль? (ПАЛКА) 6. Что лучше всего на свете умела делать Аполлония даже из крапивы и каштановой скорлупы? (ВАРЕНЬЕ)
8. За какую часть тела Джованнино-Бездельник потрогал короля? (НОС) 10. Что придавало ума великану? (ВОЛОСЫ) 1 х о л о д 4 л и ф т 3 п л 2 п л а к а т ь л н 6 в 8 н 10 в к и а о о а 5 к а р у с е л ь е о 7 п е ч е н ь е с ь ы 9 к о н ф е т ы IV этап. Подведение итогов. Джанни Родари – фантазёр и выдумщик. У него в запасе ещё много интересных историй и приключений. И если вы любите путешествовать по Вообразилии, то его книги всегда откроют для вас свои страницы.
1 4 3 2 6 8 10 5 7 9 1 4 3 2 6 8 10 5 7 9
Жил в одной деревне крестьянин по имени Бастиано. И была у него жена, ленивая-преленивая.
Однажды утром собрался Бастиано в лес дров нарубить и говорит ей:
– Лина, я знаю, ты не очень-то любишь работать, но уж посмотри, пожалуйста, чтобы куры не склевали зерно.
– Не беспокойся, муженёк. Я этих кур и близко к полю не подпущу.
Лина и в самом деле поудобнее устроилась на краю поля под фиговым деревом и стала глядеть в оба. Но куры и не думали подходить к полю. Солнце припекало всё сильнее, и Лина решила, что ничего плохого не случится, если она подремлет минутку. Всего одну минутку. Только она успела так подумать, как уже заснула.
Тут цикада, сидевшая на фиговом дереве, запела:
– Лина, Лина, Следи за полем. Если не уследишь, Куры поклюют зерно. Вернётся Бастиано, Достанется тебе.
Но Лина видела чудесные сны и, понятно, не знала, что куры забрались в поле и жадно клюют зерно. Когда же она наконец проснулась, куры до того наелись, что и шагу не могли сделать.
– Ах, ах, пропал весь урожай! – в отчаянии закричала Лина. Но быстро утешилась: – Зато теперь куры у меня будут большие, жирные.
Она загнала кур в курятник и снова улеглась спать под фиговым деревом.
И опять запела цикада:
– Лина, Лина, следи за курами. Если не уследишь, их съест лиса. Вернётся Бастиано, достанется тебе.
Но Лина устала после тяжёлой работы – шутка ли: загнать всех кур в курятник, – она спала крепким сном и ничего не слышала. Зато, когда проснулась, сразу побежала к курятнику. И что же увидела! Лиса доедала крылышко последней курицы.
– Ах ты, рыжая воровка! – крикнула Лина и мгновенно захлопнула окошко, через которое лиса пролезла в курятник.
Дела мои не так уж плохи, – подумала Лина. – Правда, лиса съела кур.
Но когда я продам красивую лисью шкуру, то смогу купить молоденьких цыплят.
Да ещё двух-трёх гусей в придачу. Даже хорошо, что всё так получилось.
Вскоре она совсем успокоилась и вернулась к своему любимому фиговому дереву, улеглась в тени и тут же заснула.
И опять запела неугомонная цикада:
– Лина, Лина, следи за лисой. Если не уследишь, Её разорвёт собака. Вернётся Бастиано, Достанется тебе.
Но Лине снилось, что она покупает на рынке цыплят, и она ничего не слышала.
осказках.ру - сайт
Разбудил её ужасный шум, доносившийся из курятника. Она со всех ног бросилась туда. Подбежала, заглянула в окошко и видит: большой серый пёс гоняется за лисой. Пока Лина спала, собака, учуяв лисий запах, подкралась к курятнику, прорыла лапами ход и забралась внутрь.
Ну погоди же, скверный пёс! – подумала Лина, тихонько отперла дверь и... хвать собаку за шиворот. Лиса, понятно, времени даром терять не стала, шмыгнула в открытую дверь и была такова. Но Лина и теперь не слишком-то огорчилась. ,Ничего, пойдёт муж с этой собакой на охоту, не одну, а десяток лисиц подстрелит.
Лина привязала собаку к забору и как ни в чём не бывало улеглась под фиговым деревом.
И снова запела цикада:
– Лина, Лина, Следи за собакой. Если не уследишь, мальчишки её утащат.
Вернётся Бастиано, достанется тебе.
Только зря она пела: Лина крепко спала и ничего не слышала.
Наконец вернулся из лесу Бастиано. Лина встретила его радостная, довольная.
– Ну как, жёнушка, цела пшеница у нас на поле?
– Понимаешь, муженёк, я только на секунду отвернулась, а эти противные куры поклевали всё зерно. Зато они стали большими и жирными.
– Ничего не поделаешь, – вздохнул Бастиано, – придётся продать кур и купить зерна.
– Милый муженёк, кур уже нет. Их съела лиса. Но, знаешь, я поймала разбойницу и заперла её в курятнике.
– Ну что ж, тогда продадим лисью шкуру, – сказал Бастиано.
– Конечно, мы бы её обязательно продали, да только лиса убежала. В курятник забралась большая собака и чуть её не загрызла. Всю шкуру ей попортила!
Но ты не огорчайся, зато я поймала собаку. Сходишь с ней на охоту, много лисиц настреляешь.
– Уж ладно, пойдём посмотрим на твою собаку.
Пришли они – нету собаки. Пока Лина крепко спала, устроившись под фиговым деревом, проходившие мимо мальчишки отвязали её и убежали вместе с ней.
Только их и видели.
Что же тут сделал Бастиано? Не догадываетесь?! Так вот, Бастиано очень рассердился!
Добавить сказку в Facebook, Вконтакте, Одноклассники, Мой Мир, Твиттер или в Закладки