Старожилы о странноприимных домах киевского михайловского монастыря. Михайловский Златоверхий собор (Киев)

Побывав в Софийском соборе нельзя не посетить и Михайловский Златоверхий собор. Он сверкает позолоченными куполами напротив Софии:

К сожалению, древний собор не сохранился, и тот, который мы сейчас видим, отстроен практически заново и открыт в 1999 году.

В рассказе я буду использовать материалы сайта " ", относящиеся к Михаловскому собору, помечая их италиком и ссылками на страницы сайта.

С древних времен св. Михаила принято считать патроном украинской столицы.
Михайловский собор не является самым первым храмом, посвященным этому святому. Он появился в XII веке.
Основан внуком Ярослава Мудрого князем Святополком Изяславичем. «Повесть временных лет» датирует начало строительства храма 1108 годом.
Строительство длилось пять лет и завершилось в 1113 году. Михайловский Златоверхий собор был одной из трех церквей, входивших в состав Свято-Дмитриевского монастыря. Со временем святая обитель стала называться по имени своего главного храма - Михайловским Златоверхим монастырем.
()

Строили его по византийской традиции и по византийской же украшали – богатыми мозаиками и фресками. Жена Святополка – византийская принцесса Варвара – привезла в Киев в приданое мощи Великомученицы Варвары. Местом хранения святыни избрали Михайловский храм.
С самого начала Михайловская церковь была однокупольной и среди других церквей Киева выделялась тем, что купол был позолочен. Отсюда и название собора и монастыря – Золотоверхий. Забегая наперед, скажем, что семикупольным, таким, как мы его знаем сегодня, собор стал только в XVIII веке.
(Собор-феникс)

В XVII ст. Киевский митрополит и игумен монастыря Иов Борецкий превращает монастырь в резиденцию митрополита, оставляет в наследство средства для строительства колокольни, появившейся в начале XVIII ст. Монастырю покровительствовали Петр Могила, гетманы Иван Выговский, Демьян Многогрешный и Иван Мазепа, давший средства на серебрянную с позолотой раку для мощей Варвары. А Иван Скоропадский пожертвовал резной с позолотой иконостас и позолоченный горельеф Архистратига Михаила, который установили на фронтоне собора. В дальнейшем на средства российских вельмож и лично Петра I построили Катерининский придел и возвели шесть куполов. (Собор-феникс)

Площадь перед въездом в Михайловский монастырь стала называться Михайловской. В современных размерах она сформировалась в первой половине XIX века в процессе генеральной реконструкции Киева, а после возведения в 1854--1857 годах Присутственных мест окончательно отделилась от Софийской площади.
Советская власть переименовала Михайловскую площадь в Правительственную – согласно тогдашним амбициозным градостроительным планам, ей предстояло стать площадью №1 в Украине. Ради этой затеи снесли Михайловский Златоверхий собор, а также стоявшую неподалеку Трехсвятительскую церковь, на месте которой возвели полукруглое здание – нынешнюю резиденцию МИД Украины.
(Михайловские церкви и монастырь)

Однако, сменив вереницу названий, главной площадью страны Михайловская так и не стала. В 1992 году ей вернули историческое название. (Михайловские церкви и монастырь)

Так выглядел Михайловский собор после того, как в 1937 году его разрушили (на фото подпись сайта, с которого оно взято):

А так собор выглядит сегодня:

Купола собора действительно ярко горят на солнце:

Как раз в наш приезд был праздник Святой Троицы. Собор в отличие от московских храмов, которые украшают березовыми ветками, был украшен кленовыми. Фоторафировать внутри собора нельзя, к тому же шла служба. Можно посмотреть вход:

Рядом находится трапезная с церковью Иоанна Богослова (1713 год)

По всей видимости это - Андрей Первозванный, который по легенде в 1-ом веке прошел через киевские земли, поставил крест на одном из холмов и предсказал появление Киева:

Территория монастыря:

Славу Михайловскому Златоверхому собору принесли его мозаики и фрески. По мнению искусствоведов, они открыли новый тип в эволюции живописи Древней Руси. "Мерцающей живописью" называют мозаики Михайловского собора - они, словно маревом, обволакивали все пространство храма своим то затухающим, то вспыхивающим с новой силой сиянием.
Чрезвычайно утонченные и яркие, мозаики Михайловского собора являлись выдающимся произведением древнерусской живописи.
(Туристический сайт)

Когда рушили собор, то большинство фресок и мозаик было вывезено из Киева. Сейчас их можно найти в Москве, Петербурге и некорых других городах. В 2000-х годах Украине вернули часть фресок общим числом 11. Чтобы хотя бы немного представить как выглядели мозаики собора я покажу копии, находящиеся сейчас в Черниговском музее. Вот Св. Стефан:

Борис и Глеб:

В это может и не копия, а подлинная мозаика из Михайловского собора:

Вход в монастырь украшен фресками. Вот одна из них:

Рядом расположен памятник голодомору 30-х годов:

На площади перед собором стоит памятник княгине Ольге:

Она первая приняла христианство еще до крещения Руси. Памятник был открыт в 1911 году на том месте, где прогрессивная общественность Киева хотела поставить памятник Тарасу Шевченко. "Кавалер должен уступить место даме", - шутил тогда городской голова Ипполит Дьяков. В середине скульптурной группы стоит Ольга:

А по бокам от нее Андрей Первозванный, указывающий на "святые горы киевские" и славянские просветители Кирилл и Мефодий:

Автором памятника является известный скульптор Кавлеридзе. В Киеве мы часто слышали эту фамилию.
Первоначально памятник был сделан из бетона.
Несмотря на то, что открытие памятника было посвящено пребыванию в Киеве царского двора, оно прошло без надлежащей праздничности из-за покушения на Столыпина, произошедшего на днях. Да и "жить" тому монументу суждено было недолго. Фигуру Ольги демонтировали через семь лет и закопали здесь же, в сквере. Что касается боковых скульптур, то их закрыли досками. Вскоре, возобновляя историческую справедливость, на пустом центральном постаменте поставили бюст Шевченко. Однако после того как доски со стоящих рядом фигур народ растянул на дрова, общая композиция оказалась, мягко говоря, странной, и памятник сняли полностью.
Ныне скульптуры княгини Ольги, просветителей Кирилла и Мефодия, а также Андрея Первозванного живут второй жизнью. В мае 1996 года на Михайловской площади открылась белоснежная мраморная копия памятника, восстановленного по фото и воспоминаниям старожилов.
(

Церковь архангела Михаила, соборный храм одноименного Михайловского монастрыря . Всемирно известный памятник архитектуры и искусства XII-XVIII вв. Храм разрушен в 1936 г. На протяжении 1997-99 гг. на том же самом месте сооружена его копия (Трехсвятительская, 6).

Собор заложен 11 июля 1108 г. князем Святополком-Михаилом Изяславичем, который здесь же и похоронен в 1113 г. По древней монастырской легенде, женой Святополка была дочь византийского императора по имени Варвара, которая будто бы привезла в киевский храм мощи одноименной себе святой великомученицы Варвары. Несмотря на то, что первые упоминания о них появляются лишь в конце XVI в., мощи св.Варвары доныне остаются одной из важнейших киевских реликвий. Считают, что Михайловский собор в древнерусские времена относился к Дмитриевскому монастырю , однако прямых свидетельств этому нет.

Первоначально Михайловский собор представлял собой храм крестово-купольного типа с центральным куполом, опиравшимся на четыре столба, тремя апсидами на востоке и нартексом на западе. Архитектурными формами он напоминал несколько уменьшенную копию Успенского собора . В северное членение нартекса была встроена винтовая лестница, ведущая на хоры, а в южное - аркосолий для княжеского саркофага. Собор имел длину 28,6 м и ширину 19,4 м. К юго-западному углу была пристроена четырехстолпная трехапсидная церковь - придел, посвященная Входу Господнему в Иерусалим (10,5 на 8,7 м), а перед западными и северными дверями - небольшие наружные притворы. Как снаружи, так и внутри храм был роскошно декорирован. Купол Михайловского собора был впервые в Киеве покрыт золотом, поэтому он получил название Златоверхого. Фасады имели сплошную штукатурку и фресковую роспись, имитировавшую кладку из мраморных блоков. В интерьере наряду с фресковой росписью было применено дорогое мозаичное оформление главного алтаря и центрального купола. Пол храма также был инкрустирован мозаикой, предалтарная ограда и сень-киворий над престолом опирались на мраморные колонны.

Монгольское нашествие не нанесло Михайловскому собору значительного ущерба, хотя он, конечно, был ограблен и некоторое время пребывал в запустении. Анализ письменных источников позволяет утверждать, что храм периодически реставрировали начиная с XIV в., когда при нем возобновился монастырь. Следы многочисленных ремонтов разного времени были заметны на сводах собора вплоть до его разрушения. Известно, что в конце XVI в. купол собора еще сохранял остатки позолоты.

Капитальную реставрацию Михайловского храма осуществил в 1620-х годах игумен Иов Борецкий, в свое время избранный киевским православным митрополитом. В боковых апсидах Борецкий устроил приделы св.Варвары и Введения Богородицы в Храм. Тогда же возведена новая крыша с тремя фронтонами в стиле барокко и дополнительный купол над нартексом. Автором этой перестройки вероятно был "каменщик Петр Немец, обыватель киевский", с которым позднее Борецкий заключил соглашение на постройку колокольни. Новые иконостасы выполнил киевский резчик Роман. Тогда же была постороена и колокольня .

В 1655-56 гг. игумен Феодосий Софонович заменил деревянную кровлю на железную, а главный купол на средства Богдана Хмельницкого был заново покрыт медью и позолочен. Монастырская легенда о том, что по воле гетмана на кресте главного купола установили двуглавого орла, не отвечает действительности.

Между 1688-90 гг. на средства генерального судьи Михаила Вуяхевича к северной стене собора пристроен новый каменный придел св.Варвары. В 1712-15 гг. его коренным образом перестроили по заказу Дмитрия Голицына. Симметричный придел св.Екатерины пристроен с юга между 1721-31 гг. При этом был разобран древний Входо-Иерусалимский храмик, а в стенах первоначального ядра прорезаны широкие арки. Эти перестройки были осуществлены под руководством московского строителя Ивана Матвеевича.

Иконостас главного храма, сооруженный в 1718 г. на средства гетмана Ивана Самойловича, имел пять ярусов и считался одним из лучших во всем Киеве. Авторами этого произведения были черниговский резчик Григорий Петров и иконописец Стефан Лубенский.

Перестройки первой трети XVIII в. были неудачными с технической стороны и едва не послужили причиной гибели храма. Уже в 1740-х годах новые приделы осели настолько, что собор буквально раскололся пополам. Высказывались даже предложения вообще его разобрать. Однако с 1746 г. началась коренная реконструкция собора, после которой он приобрел почти окончательный вид. Постройка с трех сторон была укреплена массивными аркбутанами, храм стал семиглавым. Барокковая декорация фасадов стала чрезвычайно пышной. Западный фасад украсила композиция из трех фронтонов изысканной формы, причем над средним фронтоном установили выкованную из меди позолоченную фигуру архангела Михаила. Торцы аркбутанов оформлены полуколоннами и завершены маленькими фронтончиками. Порталы, окна и фронтоны обильно украшены лепкой растительного и рокайлевого характера. Документально подтверждена причастность к этой реконструкции выдающегося архитектора Ивана Мичурина.

В Михайловском Златоверхом соборе, каким он предстал после реставрации XVIII в., украинская архитектура барокко достигла своего наиболее полного воплощения. Образовалась одна из наиболее сложных и развитых композиций в тогдашнем зодчестве. Последовательно воплощенный принцип пирамидального построения придал храму особенную гармоничность.

В 1806-08 гг. интерьер собора покрыт новыми настенными росписями, еще сохранявшими традиционные черты староукраинской живописи. Среди икон чрезвычайной ценностью отличался храмовый образ архистратига Михаила, подаренный императором Александром I в 1817 г. Он представлял из себя уменьшенную копию картины Рафаэля и был написан на золотой пластине, закрепленной поверх серебряной доски массой 4 кг. Ризу иконы украшали 3000 бриллиантов и 16 хризолитов.

Мощи святой Варвары были наиболее прославленной святыней Михайловского храма. Вначале они сохранялись в кипарисовом гробу, а с 1701 г. в серебряной раке, подаренной гетманом Мазепой. Рака массой 32 кг была обильно покрыта кованным растительным орнаментом и представляла собой шедевр украинского ювелирного искусства. В 1847 г. графиня Анна Орлова-Чесменская пожертвовала для мощей великомученицы новую серебряную позолоченную раку, весившую вместе с балдахином 400 кг. Старую мазепинскую раку тогда же перенесли в Екатерининский придел, положив в нее части мощей свв.Харлампия, Пантелеймона и Спиридона. Во время уничтожения собора все изделия из ценных материалов были изъяты и, очевидно, погибли. Мощи св.Варвары несколько раз переносились и сейчас хранятся во Владимирском соборе .

Основательная реконструкция Михайловского собора была осуществлена в 1888 г. архитектором Владимиром Николаевым. Под полом проложены каналы калориферного отопления, между аркбутанами встроены тамбуры входов. Одновременно под руководством профессора Адриана Прахова реставрируются древнерусские мозаики и фрески. Чтобы открыть их для осмотра, верхние ярусы барочного иконостаса были разобраны.

Перенос в Киев столицы Советской Украины предусматривал создание нового правительственного центра, который должен был расположиться прямо на месте Михайловского Златоверхого монастыря . На протяжении 1934 г. со стен обреченного собора специалисты снимали древние мозаики и фрески. Весной 1935 г. начали разбирать боковые купола, а в следующем году остатки сооружения взорваны динамитом. В конце концов этот акт вандализма оказался напрасным - правительственное здание на месте собора так и не было сооружено.

Решение о воссоздании Михайловского храма было принято на уровне Президента независимой Украины. В связи с этим в 1994-98 гг. проведены археологические исследования остатков собора. Раскопки позволили ответить на множество спорных вопросов, связанных со строительной историей памятника. На протяжении 1998 г. на месте собора возведена его копия (главный архитектор Юрий Лосицкий).

Побывав в Киеве нельзя не посетить и Михайловский Златоверхий собор. Он сверкает позолоченными куполами напротив Софийского собора. В настоящее время Михайловский собор – один из главных храмов Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата.

2.К сожалению, древний собор не сохранился, и тот, который мы сейчас видим отстроен практически заново и открыт в 1999 году.

С древних времен св. Михаила принято считать патроном украинской столицы.
Михайловский собор не является самым первым храмом, посвященным этому святому. Он появился в XII веке.
Основан внуком Ярослава Мудрого князем Святополком Изяславичем. «Повесть временных лет» датирует начало строительства храма 1108 годом.
Строительство длилось пять лет и завершилось в 1113 году. Михайловский Златоверхий собор был одной из трех церквей, входивших в состав Свято-Дмитриевского монастыря. Со временем святая обитель стала называться по имени своего главного храма – Михайловским Златоверхим монастырем. (Михайловские церкви и монастырь)

3.Строили его по византийской традиции и по византийской же украшали – богатыми мозаиками и фресками. Жена Святополка – византийская принцесса Варвара – привезла в в приданое мощи Великомученицы Варвары. Местом хранения святыни избрали Михайловский храм.

С самого начала Михайловская церковь была однокупольной и среди других церквей Киева выделялась тем, что купол был позолочен. Отсюда и название собора и монастыря – Золотоверхий. Забегая наперед, скажем, что семикупольным, таким, как мы его знаем сегодня, собор стал только в XVIII веке. (Собор-феникс)

4.В XVII ст. Киевский митрополит и игумен монастыря Иов Борецкий превращает монастырь в резиденцию митрополита, оставляет в наследство средства для строительства колокольни, появившейся в начале XVIII ст. Монастырю покровительствовали Петр Могила, гетманы Иван Выговский, Демьян Многогрешный и Иван Мазепа, давший средства на серебрянную с позолотой раку для мощей Варвары. А Иван Скоропадский пожертвовал резной с позолотой иконостас и позолоченный горельеф Архистратига Михаила, который установили на фронтоне собора. В дальнейшем на средства российских вельмож и лично Петра I построили Катерининский придел и возвели шесть куполов. (Собор-феникс)

5.Площадь перед въездом в Михайловский монастырь стала называться Михайловской. В современных размерах она сформировалась в первой половине XIX века в процессе генеральной реконструкции Киева, а после возведения в 1854–1857 годах Присутственных мест окончательно отделилась от Софийской площади.

Советская власть переименовала Михайловскую площадь в Правительственную – согласно тогдашним амбициозным градостроительным планам, ей предстояло стать площадью №1 в Украине. Ради этой затеи снесли Михайловский Златоверхий собор, а также стоявшую неподалеку Трехсвятительскую церковь, на месте которой возвели полукруглое здание – нынешнюю резиденцию МИД Украины. (Михайловские церкви и монастырь)

6.Однако, сменив вереницу названий, главной площадью страны Михайловская так и не стала. В 1992 году ей вернули историческое название.(Михайловские и монастырь)

Так выглядел Михайловский собор после того, как в 1937 году его разрушили (на фото подпись сайта, с которого оно взято)

7.А так собор выглядит сегодня

8.Купола собора действительно ярко горят на солнце

10.Как раз в наш приезд был праздник Святой Троицы. Собор в отличие от московских храмов, которые украшают березовыми ветками, был украшен кленовыми. Фоторафировать внутри собора нельзя, к тому же шла служба. Можно посмотреть вход

11.Рядом находится трапезная с церковью Иоанна Богослова (1713 год)

12.По всей видимости это – Андрей Первозванный, который по легенде в 1-ом веке прошел через киевские земли, поставил крест на одном из холмов и предсказал появление Киева

13.Территория монастыря

14.Славу Михайловскому Златоверхому собору принесли его мозаики и фрески. По мнению искусствоведов, они открыли новый тип в эволюции живописи Древней Руси. “Мерцающей живописью” называют мозаики Михайловского собора – они, словно маревом, обволакивали все пространство храма своим то затухающим, то вспыхивающим с новой силой сиянием.

Чрезвычайно утонченные и яркие, мозаики Михайловского собора являлись выдающимся произведением древнерусской живописи. (Туристический сайт)

Когда рушили собор, то большинство фресок и мозаик было вывезено из Киева. Сейчас их можно найти в Москве, Петербурге и некорых других городах. В 2000-х годах Украине вернули часть фресок общим числом 11. Чтобы хотя бы немного представить как выглядели мозаики собора я покажу копии, находящиеся сейчас в Черниговском музее. Вот Св. Стефан

15.Борис и Глеб

16.В это может и не копия, а подлинная мозаика из Михайловского собора

17.Вход в монастырь украшен фресками. Вот одна из них

18.Рядом расположен памятник голодомору 30-х годов

19.На площади перед собором стоит памятник княгине Ольге:

20.Она первая приняла христианство еще до крещения Руси. Памятник был открыт в 1911 году на том месте, где прогрессивная общественность Киева хотела поставить памятник Тарасу Шевченко. “Кавалер должен уступить место даме”, - шутил тогда городской голова Ипполит Дьяков. В середине скульптурной группы стоит Ольга:

21.А по бокам от нее Андрей Первозванный, указывающий на “святые горы киевские” и славянские просветители Кирилл и Мефодий

22.Автором памятника является известный скульптор Кавлеридзе. В Киеве мы часто слышали эту фамилию.
Первоначально памятник был сделан из бетона.
Несмотря на то, что открытие памятника было посвящено пребыванию в Киеве царского двора, оно прошло без надлежащей праздничности из-за покушения на Столыпина, произошедшего на днях. Да и “жить” тому монументу суждено было недолго. Фигуру Ольги демонтировали через семь лет и закопали здесь же, в сквере. Что касается боковых скульптур, то их закрыли досками. Вскоре, возобновляя историческую справедливость, на пустом центральном постаменте поставили бюст Шевченко. Однако после того как доски со стоящих рядом фигур народ растянул на дрова, общая композиция оказалась, мягко говоря, странной, и памятник сняли полностью.
Ныне скульптуры княгини Ольги, просветителей Кирилла и Мефодия, а также Андрея Первозванного живут второй жизнью. В мае 1996 года на Михайловской площади открылась белоснежная мраморная копия памятника, восстановленного по фото и воспоминаниям старожилов. (Как Шевченко уступил место Книягине Ольге)

В 1108 году два брата, сыновья киевского князя Изяслава Ярославича - Петр-Ярополк и Михаил-Святополк - основали в Киеве, на месте древнего Дмитриевского монастыря, Михайловский монастырь. В этом же году, в память победы русских над половцами, началось строительство главного собора новой обители - собора во имя Михаила Архангела, предводителя небесного воинства. В 1113 году собор был освящен.

Михайловский собор был поставлен на обрыве Старокиевской горы, над древним Боричевым взвозом - спуском к Днепру. Трехнефный крестовокупольный храм с одним куполом, схожий с Успенским собором в Печерской лавре, был построен в технике смешанной кладки, в которой чередовались ряды камня и плоского кирпича - плинфы. Впервые в практике русского каменного зодчества купол собора был позолочен, за что он и получил наименование от восхищенных киевлян - Златоверхий. С запада к храму примыкали круглая лестничная башня и маленький храм-крещальня.

Собор стал местом захоронения нескольких поколений киевских князей. В 1240 году его разграбила и сильно повредила орда Батыя.

В XVII и XVIII столетиях собор неоднократно перестраивался. Вместо одного у него появилось семь куполов. С трех сторон собор окружили пристройки, а стены укрепили контрфорсами. Фасады храма были украшены лепными украшениями - наличниками и орнаментом - выполненными известным киевским архитектором И. Григоровичем-Барским. Фризы барабанов были украшены оригинальными майоликовыми розетками, сверкавшими на солнце, подобно драгоценным камням.

Непреходящую славу Михайловскому Златоверхому собору принесли его мозаики и фрески. По мнению искусствоведов, они открыли новый тип в эволюции живописи Древней Руси. "Мерцающей живописью" называют мозаики Михайловского собора - они, словно маревом, обволакивали все пространство храма своим то затухающим, то вспыхивающим с новой силой сиянием. Чрезвычайно утонченные и яркие, мозаики Михайловского собора являлись выдающимся произведением древнерусской живописи и убедительно свидетельствовали о том, что в Киевской Руси того времени уже сложилась национальная школа изобразительного искусства, свободная от влияния Византии. Зарождение этой школы связано, прежде всего с именем древнерусского художника, инока Киево-Печерского монастыря Алимпия, мастера "мерцающей живописи", имя которого еще при жизни было окружено легендами.

Житие преподобного Алимпия включено в текст Киево-Печерского патерика. В ранней молодости, "во дни благоверного князя Всеволода Ярославича" (сына Ярослава Мудрого), родители отдали его "на учение иконного писания" кому-то из греческих иконописцев, работавших в Киеве над украшением алтаря Успенского собора Киево-Печерского монастыря. Учась и работая над созданием фресковых и мозаичных композиций в Софийском соборе и в других киевских церквях, Алимпий "добре извык хитрости иконной, иконы писать хитр бе зело". В искусстве Алимпия заметна его близость к традициям константинопольской художественной школы. Но он выработал свой собственный художественный язык, в котором преобладает чисто русское народное начало. Как доказали исследования ученых, всемирно известные мозаики Михайловского собора принадлежат работе Алимпия.

В эпоху разробленности, на закате могущества Киевской Руси, искусство "мерцающей живописи" угасло - для удельных князей мозаика оказалась слишком дорогостоящей. Таким образом, мозаики Михайловского Златоверхого собора, стали вершиной древнерусского мозаичного мастерства.

Часть мозаик Михайловского собора - "Евхаристия", "Благовещение", изображения архидьяконов Стефана и Фаддея и ряд других - была перенесена в Софийский собор. Мозаику "Дмитрий Солунский", ставшую ныне хрестоматийной и вошедшей во все издания, посвященные древнерусскому искусству, можно сегодня увидеть в Третьяковской галерее, а верхнюю часть фресковой фигуры "Святой Самуил" - в Русском музее в Петербурге. Всего сохранилось 45 квадратных метров мозаик, некогда сплошь покрывавших стены собора.

Из убранства храма уцелели еще и две шиферных плиты с рельефными изображениями скачущих всадников. Одного из них считают Святым Георгием, другого - Святым Дмитрием. Некоторые из исследователей считают, что это портретные изображения князей или княжеских дружинников, а некоторые ищут корни этих рельефов в искусстве Древнего Ирана. Происхождение этих рельефов остается загадкой, а их тематика - неясной.

Во времена князя Владимира Крестителя на месте современного Михайловского собора находилось капище самых известных языческих божеств – Перуна, Хорса, Даждьбога, Сварога, Мокоши и Стрибога. После уничтожения пантеона место пустовало, но, как говорится в одной поговорке, такое явление не могло долго продолжаться, и в начале 11 столетия первый киевский митрополит Михаил закладывает тут церковь в честь своего святого. Первая церковь Михаила была сделана из дерева, и только через много лет, в 1108 году, князь Святополк-Михаил на месте деревянной закладывает каменное сооружение.

“…А особливо церковь и монастырь знаменито прославил сей князь великий чудотворными святыя великомученицы Варвары мощами, из Царяграда привезенными, у приданное супруги ево царя греческого Алексея Комнина дочере благоверной Варваре Алексеевне данными и доныне нетленно почивающими и чудодействующими» – говорится в «Историческом и топографическом описании Киева» от 20 января 1787 года. Но, как свидетельствуют исторические источники, у Алексея Комнина никогда не было дочери Варвары. Первая жена Святополка была родом из Византии и носила имя Варвара. То есть, возможно, именно она привезла мощи в Киев. Это торжественное событие могло состояться между 1065 - 1075 годами.

Рака святой Варвары находилась в центре церкви. Сначала мощи хранились в кипарисовом гробу, украшенном тонкой материей и серебром. В 1694 году на средства Ивана Мазепы была изготовлена серебряная рака, которая представляла собой настоящий шедевр ювелирного мастерства. Но время – главный враг шедевров – сделало свое дело, и в XIX веке возникла необходимость в новом пристанище для мощей Варвары. В 1847 году на средства Анны Алексеевны Орловой-Чесменской петербургским мастером Андреевым создается новая рака из чистого серебра, украшенная изображениями религиозных сцен, которые показывали пытки и мученическую смерть святой.

К другим святыням собора принадлежали 15 перстней утонченной ювелирной работы, кресты с бриллиантами, иконы архистратига Михаила и святой Варвары, в 1888 году во время раскопок под несколькими слоями грунта были найдены реликвии – фрески XI века, иконостас церкви сделан мастером-резчиком Григорием Петровым на средства гетмана Ивана Скоропадского.

Во время монголо-татарского нашествия Михайловский Златоверхий не познал особенных разрушений, но в течение очень долгого времени он находился в состоянии полного запустения и представлял собой страшное зрелище. На полную реставрацию, в 1620 году, отваживается игумен Иов Борецкий. В скором времени собор возвращает себе былое величие. В начале XVIII века в результате, зачастую, необдуманных надстроек или перестройки храм едва не раскололся пополам. Окончательный вид архитектурный шедевр приобрел после реконструкции 1746 года – собор становится семикупольным.

26 июня 1934 года некоторые киевляне могли видеть страшную картину – под управлением ленинградского профессора Фролова группа работников начала демонтаж фресок и мозаик собора. Множество произведений искусства в период 1934 – 1936 годов были вывезены в Россию, или проданы за бесценок иностранным государствам. Иконостас храма был уничтожен, такая же судьба была уготовлена и для раки Варвары. Мощи святой, к счастью, уцелели. Их перенесли сначала в Десятинную церковь, а, позднее, во Владимирский собор.

Согласно решению политбюро ЦК Компартии УССР Михайловский Златоверхий собор был разобран и взорван в 1930-х годах. Перед этим наиболее ценные произведения искусства, в частности, фрески, были демонтированы и переданы в музеи Киева. В годы Второй мировой войны фрески были вывезены в Германию, откуда они попали в Эрмитаж.

Восстановлен в 2000 году. Росписи Михайловского Собора, а это сюжеты из святого писания, выполнены по всем канонам древнерусской храмовой живописи. Химический состав красок, колорит цветовой палитры подобраны так, чтобы в течение долгих лет, многочисленных зрителей не покидало возвышенное впечатление свежести и новизны росписей. При воссоздании таинственного блеска мозаичных композиций, также применяются техника и методы помогающие достичь максимального воздействия на зрителя.

С весны 2000 года открыта для богослужения и посещения центральная часть Михайловского Златоверхого собора, а с начала 2001 - Варваринский и Екатерининский приделы.



Киево-Михайловский Златоверхий монастырь, 1 класса, в Киеве, на окраине Старо-Киевской горы, по Трехсвятительской улице. Основание его относят ко времени первого Киевского митрополита святого Михаила (см. 30 сентября). Главный храм во имя Архангела Михаила построен в 1108 году великим князем Киевским Святополком Изяславичем, названным при крещении Михаилом, который скончался в 1118 году и погребен в церкви святого Михаила. В 1240 году Михайловский монастырь был опустошен монголами, но древний храм его уцелел от разрушения варваров и существует до нашего времени. В XIV веке монастырь попал под власть литовских князей и пришел в запустение; в XVI веке был восстановлен и обновлен. Иконостас соборного Михайловского храма сооружен гетманом Иваном Скоропадским. Храмовый образ Архангела Михаила, подаренный императором Александром I в 1817 году, сделан на доске из чистого золота, весом около 10 фунтов, и осыпан бриллиантами и другими драгоценными камнями. В главном алтаре сохранилось древнее мозаическое изображение Тайной Вечери, а на столбах, составляющих основание алтарной арки, изображения пророков Захария, Самуила и др. Изображения эти уцелели от XII века, а открыты в 1889 году под слоями позднейшей масляной живописи. На столпе за правым клиросом находится весьма чтимый список с Новгородской иконы Богоматери. В придельном храме в честь святой великомученицы Варвары открыто почивают ее святые мощи (см. 4 декабря) перед царскими воротами посреди церкви, на главном амвоне, в богатейшей по ценности и высоко-художественной по исполнению серебряной гробнице, под роскошным по рисунку и работе балдахином; эти рака и сень были пожертвованы в 1847 году графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской. К святым мощам ежегодно притекают тысячи поклонников. Ежегодно мощи святой великомученицы Варвары 4 декабря (в память чудесного избавления всех живущих в монастыре от моровой язвы в 1710 году и 1770 - 1771 годах и холеры в 1830 и 1847 годах) и 11 июля (в воспоминание о торжественном праздновании в 1908 году 800-летия положения в монастырь мощей святой великомученицы) обносятся вокруг монастыря при многочисленном стечении народа. Кроме того, в монастыре, в приделе святой великомученицы Екатерины, находятся еще частицы мощей святых Харлампия, Пантелеймона, Фоки, митрополита Макария, великомученика Дмитрия мироточивого, Спиридона, преподобного Ефрема Сирина и др. В монастырской ризницы хранится гроб, в котором была погребена (более 1500 лет тому назад) великомученица Варвара. В монастыре погребены: два правнука великого князя Святополка, митрополит Киевский Иов Борецкий и др. Венчающие монастырь 7 куполов покрыты червонным листовым золотом; при чем на кресте среднего купола укреплен золотой двуглавый орел, поставленный Богданом Хмельницким в память возвращения России Киева. При монастыре имеются: больница с бесплатным лечением для бедных богомольцев; странноприимный дом с выдачею горячей пищи для бедных богомольцев; церковно-приходская школа, в которой бесплатно обучаются и содержаться дети бедных родителей, преимущественно податного сословия; школа грамоты для мальчиков - сирот и детей бедных родителей духовного звания, пользующихся полным содержанием от монастыря; общежитие для 20 учеников духовного училища и 10 учеников семинарии с полным содержанием от монастыря; читальня с монастырской библиотекой. К монастырю причислен - Феофания скит, в 7 верстах от Киева, в урочище «Лазаревщина», названном так потому, что здесь жил когда-то благочестивый старец пасечник, по имени Лазарь. За несколько столетий урочище переменило несколько владельцев, принадлежа то Печерскому монастырю, то митрополичьей кафедре, то даже частным лицам. В 1776 году оно перешло в казну. В 1800 году отведено было под загородную дачу викарию Киевскому Феофану (Шиянову), устроившему здесь в 1803 году дом с церковью в воспоминание чуда Архистратига Михаила (6 сентября) и назвавшему свою дачу Феофанией. Викарий Серафим в 1861 году устроил здесь скит, который в 1901 году стал общежительным. Он служит местом погребения для братии Михайловского монастыря. В этом скиту установлено неугосимое горение елея в лампадах и неусыпное чтение Псалтири. При нем имеются архирейские покои для Чигиринских викариев и странноприимница.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

Михайловский златоверхий собор

Набег на днепровские страны весной 1096 года стал последней крупной кампанией половцев. Однако война с переменой союзников и ратной удачи продолжалась все следующее десятилетие, пока не завершилась славной победой сумевших объединиться русских князей. По убеждению летописцев, решающую роль в победе сыграла не воинская доблесть, а «усердие к святым местам и упование на всевышнюю помощь». Благолепие в те годы являлось непреложным законом, нарушать который не решался ни один правитель. После каждого удачного похода князья старались возвести храм - «чудотворную церковь» - как благодарение Богу за успехи в ратном деле.

Максим Берлинский назвал последние годы правления Святополка II «счастливым для российских княжений временем, ознаменованным многими достопамятными событиями». Действительно, с 1108 года после многих лет кровопролития, грабежей и разрухи наступила пора созидания. «Великий князь, - отмечено в трудах украинского историка, - нареченный во святом крещении Михаилом, соорудил в монастыре вместо ветхой деревянной каменную архистратига Михаила церковь, внутри украсил ее муссиею (мозаикой) и всякой утварью, а верхи покрыл золотом, от чего сей монастырь слывет Золотоверхим Михайловским».

Старая деревянная часовня стояла на обрыве Старокиевской горы, на месте, где свершилось поругание над Перуном. Митрополит князя Владимира определил к храму двух греческих иноков, положив начало фамильному монастырю. Появлением «отчих обителей» характеризуется начало новой эпохи в истории Руси.

Древнерусское государство еще не утратило мощи, но Киев постепенно терял значение политического центра, и снижение его влияния на удельных князей стало слишком заметным. С ослаблением светской власти усиливалась власть духовная. Являясь носителем признанной идеи, священники могли воздействовать на общество, хотя не старались приблизиться к народу и не выражали его интересов. Сила во многом зависела от взаимоотношений с церковью, поэтому князья не жалели средств на ее благополучие.

Михайловский Златоверхий собор

Одной из форм благотворительности были фамильные монастыри, которые занимали обширные угодья, постоянно отстраивались и украшались, не испытывая недостатка в деньгах. Собор «отчей обители», как правило, служил усыпальницей членов княжеского рода. Нечто подобное произошло и с Дмитриевским монастырем, основание которого является заслугой сына Ярослава Мудрого Изяслава (христианское имя Дмитрий), а процветание стало заботой его потомков. В 1060-х годах великий князь выстроил здесь большой собор в честь своего покровителя святого Дмитрия. Ярополк Изяславич (после крещения - Пётр) едва добыл денег на скромную церковь, по традиции посвятив ее своему небесному патрону - святому Петру. Святополк (христианское имя - Михаил) приказал возвести огромный каменный храм, который, в отличие от остальных построек, не смогли разрушить кочевники.

Не существующий ныне Михайловский Златоверхий собор получил второе название благодаря позолоченным кровлям куполов. Изначально он представлял собой шестистолпное крестовокупольное здание с тремя нефами. Внутри башни была устроена крутая лестница, ведущая на хоры. С противоположной стороны находилась небольшая четырехстолпная крещальня. Судя по технике возведения и отделки, создатели Михайловского храма использовали приемы, типичные для своего времени и места: смешанную кладку с плинфой, арочные завершения фасадов, круглые барабаны под куполами, скромный декор в виде плоских лопаток, золочение, резьбу, меандровые орнаменты.

«Для вящего благолепия» освятить новую церковь прибыл из Константинополя митрополит Никифор, который преподнес киевлянам мощи святой великомученицы Варвары. В синопсисе дар византийского гостя назван приданным греческой царевны, неизвестно когда и где обвенчавшейся со Святополком. Впрочем, это свидетельство вызывает сомнение, поскольку, согласно всем остальным источникам, киевский князь венчался один раз, а именно в 1094 году, взяв в жены дочь половца Тугоркана.

К XVII веку собор обветшал и уже не соответствовал высокому статусу. В течение всего столетия его переделывали, дополняли пристройками, украшали деталями в неоклассическом стиле. К западной части храма, около входа, пристроили два двухэтажных объема с коринфскими колоннами и разнообразными по форме картушами, в обрамлении которых поместили живописные композиции. Модная отделка в виде лепного орнамента, картушей, фигурных щипцов и фронтонов, коринфских колонн свидетельствует о том, что реставрацией здания занимался специалист, возможно выпускник Петербургской академии художеств. Лепнина, наличники окон, капители и скульптурные орнаменты исполнены знаменитым киевским зодчим И. Г. Григоровичем-Барским.

Святой Георгий, поражающий змия. Рельеф Михайловского Златоверхого собора

Тем не менее главным украшением Михайловского Златоверхого собора всегда были иконы, фрески и мозаики. Произведения неизвестных мастеров, сегодня отнесенные к лучшим образцам древнерусского искусства, не решились уничтожить вместе со стенами.

При разборке здания часть убранства была перенесена в Софийский собор, где благополучно сохранилась до наших дней. Великолепная мозаика с изображением Дмитрия Солунского ныне украшает зал Третьяковской галереи. В Киеве остались мозаичная композиция «Евхаристия», изображения архидиакона Стефана и Фаддея, фрески с ликами святого Николая, первосвященника Захария, сцены «Благовещение» и фрагменты нескольких росписей.

Художественное оформление Михайловского храма наглядно свидетельствует о развитии русской живописи, ее постепенном освобождении от византийских канонов. Если в росписях Софии русские мастера участвовали в качестве помощников, то в украшении Михайловского Златоверхого собора они работали с греками на равных. Стиль фресок и мозаик отражает первые самостоятельные замыслы и решения киевских художников, что заметно по свободным позам, разнообразным и глубоко индивидуальным жестам, по стройным, чуть удлиненным фигурам, окутанным изящными драпировками. Не принятая в религиозной живописи динамика отличает михайловские фрески от статичных композиций Софийского собора. Живопись киевского храма создавалась всего на 85 лет раньше, но различие стилей производит впечатление того, что прошли века.

Михайловский художник очертил овалы лиц темным контуром. Оттененные тонкими линиями, выразительные и глубоко индивидуальные лики апостолов представляют собой законченные портреты. Волосы святых трактованы орнаментально, зато красиво и разнообразно. С удивительным для того времени мастерством написаны отдельные фигуры и вся сцена в целом.

Особенно привлекает декоративная трактовка образа Стефана, одетого в белый плащ с ниспадающими складками. Представленный на золотистом фоне, он смотрит прямо на зрителя. Эту мозаику отличает гармония холодных, мерцающих на свету белых тонов с теплыми охристо-зелеными бликами в тенях.

Мозаики с изображениями Фаддея и Стефана построены на контрастном сочетании цвета. Иначе решен образ Дмитрия Солунского - небесного покровителя князя Изяслава. Здесь в цветовой композиции преобладает охристый тон, подчеркнувший нежность голубых, розовых, красных и фиолетовых оттенков. Создатель наделил своих героев слегка раскосыми глазами, с особой тщательностью выписал руки с тонкими изящными кистями. Поразительное сходство всех главных персонажей определяют плотные насыщенные краски, широкие золотые пробелы, скрытая динамика фигур.

Архидиакон Стефан. Мозаика Михайловского Златоверхого собора

В творчестве создателей михайловских фресок выразилось народное самосознание, моральные и эстетические идеалы передовой в отношении искусства эпохи, предшествующей татаро-монгольскому игу. В пору правления Святополка Киев перестал быть столицей единого государства, но утрата политического значения не привела к упадку в культуре. В городе работали иконописные мастерские, возводились каменные храмы, которые, однако, во многом уступали монументальным сооружениям времен Ярослава.

После смерти Святополка к Владимиру Всеволодовичу (1053–1125) прибыли послы от киевских бояр, чтобы просить черниговского князя принять киевский стол: «Поиди в Киев! Если же не придешь, то знай, что великое зло воздвигнется… и будешь ответ иметь, если разграбят из-за тебя монастыри».

Архангел Гавриил. Фреска Михайловского Златоверхого собора

Сын Всеволода I и дочери византийского императора Константина Мономаха оставил после себя громкую славу и добрую память.

В пору черниговского княжения он успешно боролся с половцами, вятичами, торками, князьями-изгоями Ростиславичами, сохранял верность Святополку, не принимая во внимание неприязнь к нему киевлян. Не желая пользоваться своим положением, после смерти отца он не занял Киев, а пригласил на великокняжеский стол двоюродного брата, уважая его старшинство по возрасту и положению в семье.

Владимир торжественно въехал в Киев 20 апреля 1113 года. Его благоразумная политика сдерживала ссоры удельных князей, которые хотя и вынужденно, но все же примирились между собой. По замечанию Берлинского, «чужестранные государи его почитали, половцы не смели и подумать о том, чтобы беспокоить российские пределы, усмиренные волжские булгары соглашались на всякие предписания. Даже император греческий Алексей Комнин искал у великого князя защиты от крестоносцев и турков».

Подробного жизнеописания Владимира не существует, но некоторые факты его биографии отражены в преданиях. В одном из них рассказано о походе в Тавриду, где князь убил в поединке генуэзского князя, за что получил прозвище Мономах, то есть «единоборец». К полулегендарным сведениям относится история его венчания на царство, устроенного византийским императором.

Константинопольский посланец митрополит Неофит привез Владимиру бармы и шапку деда Константина Мономаха, вручив князю царские регалии во время торжества в Софийском соборе. Впоследствии все московские государи при венчании на царство покрывали голову шапкой Мономаха.

Княжение Владимира стало эпохой расцвета русской культуры. При нем в Киеве строились каменные палаты, церкви с прекрасной живописью и фресками. Именно тогда на Руси появился первый фундаментальный мост, соединивший берега Днепра.

Мономах щедро одаривал духовенство, помня о том, что священники помогли ему занять киевский престол. Последние годы жизни князь провел «у милой своему сердцу церкви, на реке Альте».

К старости он стал слезлив и богобоязнен. Жалкий, постоянно молившийся старец мало напоминал отважного красавца, воина, каким Владимир был в молодости. Незадолго до его смерти в Киеве случилось землетрясение. В древности это бедствие не являлось чем-то исключительным, и его последствия были не так страшны, как случившийся вскоре пожар, погубивший весь Подол и большую часть города. На фоне великих несчастий смерть князя уже не выглядела трагедией. «Украшенного достоинствами, славного победами, известного во всех землях» владыку помянули добрым словом и с почестями похоронили в Софийском соборе.

Из книги Энциклопедический словарь (М) автора Брокгауз Ф. А.

Михайловский Николай Константинович Михайловский (Николай Константинович) – выдающийся публицист, социолог и критик. Род. 15 ноября 1842 г. в Мещовске, Калужской губ., в бедной дворянской семье. Учился в горном корпусе, где дошел до специальных классов. Уже в 18 лет выступил на

Из книги 100 великих дворцов мира автора Ионина Надежда

МИХАЙЛОВСКИЙ ЗАМОК Опала и отчуждение были уделом будущего российского императора Павла I при жизни его матери, императрицы Екатерины II. Отсюда и развилось его нетерпимое отношение ко всему «екатерининскому»: наследник российского престола не любил Царское Село, часто

Из книги 100 великих замков автора Ионина Надежда

МИХАЙЛОВСКИЙ ЗАМОК Недолгое пребывание Мальтийского ордена в России сопровождалось передачей рыцарям ряда зданий в Санкт-Петербурге и его окрестностях. Иоаннитам отдали церковь Рождества Иоанна Предтечи, выстроенную архитектором Ю. Фельтеном на Каменном острове: в

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МИ) автора БСЭ

Из книги Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов автора Ерофеев Алексей

автора

МИХАЙЛОВСКИЙ ПЕРЕУЛОК Переулок проходит от Балтийской улицы до улицы Швецова в Кировском районе. Его название известно с 1910 года.Поскольку несколько соседних проездов носили или носят имена в честь русских писателей и поэтов – Лермонтовский, Тургеневский переулки,

Из книги автора

МИХАЙЛОВСКИЙ ПРОЕЗД Этот проезд находится в Апраксином дворе, он начинается от Чернышевского проезда и выходит к Апраксину переулку между домами № 16 и 18. Название возникло после реконструкции Апраксина двора после страшного пожара 1862 года и происходит, по-видимому, от

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Михайловский проезд Этот проезд находится в Апраксином дворе, он начинается от Чернышёвского проезда и выходит к Апраксину переулку между домами № 16 и 18. Название возникло после реконструкции Апраксина двора после страшного пожара 1862 года и происходит, по-видимому, от

Из книги автора

ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ НИКОЛАЙ ГЕОРГИЕВИЧ Николай Георгиевич Гарин-Михайловский (1852–1906) (псевдоним Гарин). Русский писатель. Автор тетралогии «Детство Темы», «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры»; пьес «Орхидея», «Деревенская драма», «Зора»; сборника «Корейские сказки»;