Милая мне скоро стукнет десять. «Коль гореть, так уж гореть, сгорая»(из коллекции книжных знаков Э.Д

Рейтинг: / 0
Просмотров: 1530

«Коль гореть, так уж гореть, сгорая»
(из коллекции книжных знаков Э.Д. Гетманского)

Сергей Есенин писал стихи по призванию, только потому, что он родился поэтом со своей темой, которая полностью срослась с его душевным настроем, его поэтикой, созвучной русской душе. Литературовед Н.М. Кравченко писала: «О Есенине написаны горы воспоминаний. Во многих из них он предстаёт хулиганом, пьяницей, скандалистом. Многое в этих мемуарах житейская правда. Но никакие самые правдивые факты жизни поэта не силах развенчать в наших глазах светоносную есенинскую легенду. Ни его хулиганству, ни дебошам не поверили. Поверили голубым глазам, льняным кудрям, горячему сердцу. Светлый отрок, инок, златокудрый Лель, Садко - таким он вошёл в русскую поэзию, в национальную историю». В отечественном искусстве есенинская тема активно разрабатывается, появляются новые фильмы и театральные постановки о Сергее Есенине. Сотни новых книжных знаков, создают художники-графики в постсоветский период. Есенинская тема, как и в бывшем Советском Союзе, продолжает увлекать лучших из лучших художников-экслибрисистов.
Минский график Г.С. Грак в начале ХХI века подарил экслибрис члену международного есенинского общества «Радуница», члену Союза писателей Беларуси П.И. Радечко. На этой графической миниатюре, выполненной в цвете, художник дал портрет Сергея Есенина и привёл строки из стихотворения поэта «Гори, звезда моря, не падай…» , написанного поэтом в августе 1925 года:

Гори, звезда моя, не падай.
Роняй холодные лучи.
Ведь за кладбищенской оградой
Живое сердце не стучит.

Ты светишь августом и рожью
И наполняешь тишь полей
Такой рыдалистою дрожью
Неотлетевших журавлей.

И, голову вздымая выше,
Не то за рощей - за холмом
Я снова чью-то песню слышу
Про отчий край и отчий дом.

И золотеющая осень,
В березах убавляя сок,
За всех, кого любил и бросил,
Листвою плачет на песок.

Я знаю, знаю. Скоро, скоро
Ни по моей, ни чьей вине
Под низким траурным забором
Лежать придется так же мне.

Погаснет ласковое пламя,
И сердце превратится в прах.
Друзья поставят серый камень
С веселой надписью в стихах.

Но, погребальной грусти внемля,
Я для себя сложил бы так:
Любил он родину и землю,
Как любит пьяница кабак.

Это стихотворение Сергея Есенина - образец поздней философской лирики поэта, раздумья поэта о жизни и смерти, о месте человека в мире, о ценности земной жизни, вечности и грустной русской душе.
В 1974 году свердловский график Р.В. Копылов выгравировал на оргстекле книжный знак для домашней библиотеки ростовского инженера-строителя Б.И. Горцева, на нём изображены деревенские дома и клин, пролетающих над ними, гусей. Сельскую тему в есенинских экслибрисах часто можно увидеть, она активно разрабатывается в сюжетных экслибрисах, посвящённых поэту. Так на экслибрисе, выполненного в технике гравюры на линолеуме, черниговского графика В.Ф. Леоненко «Есениниана Виктора Ивановича Манжуло», датированного 1989 годом, художник показал у открытого окна цветущую черёмуху, а вдали сруб деревенского дома. Знаковладелец этой графической миниатюры В.М. Манжуло - почётный железнодорожник СССР, директор железнодорожного музея в Вильнюсе. На книжном знаке киевского графика К.С. Козловского для книжного собрания учителя из Луганска А.П. Мальцева художник показал коней в ночном на водопое, вдали при лунном свете видны дети у горящего костра. Эта графическая миниатюра выполнена в технике ксилографии (гравюры на дереве).
Пожалуй, тульский график В.Н. Чекарьков выполнил больше всех из отечественных художников книжных знаков по есенинской теме. Один из них в цвете он подарил рязанскому инженеру-химику А.И. Гаврилкину. Это сюжетный экслибрис, на нём видна одинокая лошадь, березы, стога в поле, над которыми пролетают журавли.
Экслибрисная Есениниана бакинской художницы Е.Н. Шалыгиной весьма обширна. В 1985 году она подарила рисованный экслибрис московскому коллекционеру есенинских книжных знаков, певцу хора Большого театра СССР В.М. Бакуменко. На этой графической миниатюре нарисован портрет Сергея Есенина на фоне девушки, играющей на зурне, а также книга с надписью «Саади». На знаке также можно увидеть орнамент с надписью «90 лет» и павлина. Из всех восточных поэтов Есенин больше всех симпатизировал персидскому гению Абу Мухаммад Муслих ад-Дин ибн Абд Аллах Саади Ширази. Он был уроженцем города Шираз, где в 1203 году появился на свет в семействе муллы. Саади написал много стихотворных и прозаических произведений, причём в качестве поучительных примеров очень часто пользовался личными воспоминаниями из своей скитальческой жизни. Его стихи полны доброты и юмора, ему была известна тайна создания поэтической ткани на века. Есенину очень хотелось узнать эту тайну. Поэт задумал создать «Персидские мотивы» давно, по-видимому, ещё в те времена, когда наблюдал и сам испытывал тревожное волнение от встречи с персидской классикой. Мысль о таком цикле стихотворений возникла вместе с мечтой о Персии. Есенин верил в то, что этот цикл будет вершиной его творчества, он был уверен в том, что она ещё не достигнута. В «Персидских мотивах» у Есенина раскрывается тайное искусство любви, он пишет стихи об умении любить, об угадывании желаний. На тональность «Персидских мотивов» повлияла любовная лирика персидских поэтов, вслед за ними лирический герой Есенина подмечает в любовных отношениях тончайшие нюансы. Поэт упоминает о Саади, который создал образ турчанки, затмившей красотой всех и вся. Он дает прекрасному образу множество названий: «дыханье ранней весны», «мускус и амбра», взгляд ее хмельней багряного вина, и «тускнеет пред нею свет, которым весь мир озарен». Саади говорил, что женщина сотворена Богом для любви и ласки, она надежда Земли и человечества, а мужчина является Светом, то есть Солнцем этого мира. О Саади и милой Шаганэ Есенин 19 декабря 1924 года написал стихотворение «Ты сказала, что Саади…» :

Ты сказала, что Саади
Целовал лишь только в грудь.
Подожди ты, Бога ради,
Обучусь когда-нибудь!

Ты пропела: «За Ефратом
Розы лучше смертных дев».
Если был бы я богатым,
То другой сложил напев.

Я б порезал розы эти,
Ведь одна отрада мне -
Чтобы не было на свете
Лучше милой Шаганэ.

И не мучь меня заветом,
У меня заветов нет.
Коль родился я поэтом,
То целуюсь, как поэт.


Томский художник, проживавший в Ганновере (Германия), В.А. Марьин нарисовал иконографический книжный знак, на котором дал красивый портрет Сергея Есенина на фоне пасущихся на берегу реки коней. Этот экслибрис выполнен для книжного собрания организатора общественного музея С. Есенина в городе Вязьме Смоленской области почётного гражданина города Вязьмы П.Н. Пропалова . Музей ведёт свою историю с 6 апреля 1986 года. Экспонаты коллекции собирались долго - около 50 лет. Хранились они в собственной квартире этого увлечённого человека, в бытность, когда он работал фрезеровщиком на Вяземском машиностроительном заводе. В музее хранится 28 из 30 прижизненных изданий С. Есенина, в том числе и первый сборник стихов поэта «Радуница», вышедший в феврале 1916 года. Эту книгу держал в руках Сергей Есенин, так как она отмечена его автографом поэту и критику З.Д. Бухаровой (1876-1942). Есенин оставил на книге автограф «Дорогой Зое Дмитриевне Бухаровой с любовью и искренним расположением. Сергей Есенин. 31 января 1916 года. Петроград».
Ленинградский художник Н.Г. Стрижак в 1971 году нарисовал книжный знак «Есениниана А.А.Певнева». Предназначался он для книг домашней библиотеки по есенинской теме луганского врача А.А. Певнева. На нём изображена скорбящая обнажённая женщина на фоне кирпичной стены.

В коллекции отечественного книжного знака есть графические миниатюры, на которых можно увидеть портрет знаковладельца. Один из таких экслибрисов выполнил художник из Выборга Ленинградской области В.М. Шпигов для библиотеки инженера-строителя из Ростова-на-Дону Л.Ф.Тартынского. На этой линогравюре художник изобразил знаковладельца на фоне книжных полок, на которых можно увидеть книги Есенина, Надсона, Лермонтова, Блока, Пушкина, Шекспира, Данте, Гёте, Гейне и Гомера. Другой книжный знак выполнил гомельский график А.К. Мельянец для коллекционера экслибрисной Есенинианы из подмосковной Черноголовки В.В. Меркулова. На этом экслибрисе художник нарисовал портрет знаковладельца на фоне книг и горящего факела. На одной из книг написано «С.Есенин», а на другой «А.Пушкин».
В 1972 году киевский художник А.С. Мистецкий выгравировал на линолеуме книжный знак для есенинского раздела личной библиотеки военнослужащего из Москвы С.П. Юрчука, на нём Сергей Есенин изображён на фоне берёз.
Сочинский художник М.А. Паньков активно работал над есенинским экслибрисом. Один из таких знаков он нарисовал в 1968 году для врача из Новокузнецка Кемеровской области П.Ф. Сизикова, на нём изображён барельефный портрет Есенина с факсимиле «С.Есенин» на фоне деревенских домов и берёзовой ветки.
Художник из подмосковной Черноголовки Л.Н. Распопов в 1995 году нарисовал книжный знак для своего земляка, доктора физико-математических наук, профессора А.Н. Дрёмина. На нём изображён Сергей Есенин, а также силуэт девушки у берёзы на берегу озера и пролетающий в небе клин журавлей. Есенин писал о нежной красоте берёзы в стихотворении «Ты запой мне ту песню, что прежде…» (Сестре Шуре):

Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан…

Берёза может прожить до 150 лет. Сам термин «берёза» появился очень давно. Ещё в VIII веке н. э. можно было услышать слово «bersa», прообраз слова «берёза». Берёза - дерево сердечное, даже листья у неё сердцевидной формы. Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений. Нет дерева в России, которому так повезло бы и в фольклоре, и в литературе, и в живописи, и в музыке. Раскудрявая красавица берёза - символ России, единственное в мире дерево с белым станом. Киевская художница Я.А. Мацеевская в 1985 году нарисовала автоэкслибрис
«Есениниана Я.А.Мацеевской». На нём показан вид на реку Оку близ села Константиново , что в Рыбновском районе Рязанской области. Родное село Сергея Есенина расположено в 43 километрах к северо-западу от Рязани на высоком живописном берегу Оки, отсюда открывается необъятный простор заливных лугов, утопающих в цветах, поблескивающая гладь луговых озер и Старицы, затерявшейся в камышовых зарослях, убегающие вдаль перелески, а у самого горизонта - синяя дымка лесов Мещеры. Есенин вспоминает родные с детства места в своём раннем стихотворении «Синее небо, цветная дуга…» :

Синее небо, цветная дуга,
Тихо степные бегут берега,
Тянется дым, у малиновых сел
Свадьба ворон облегла частокол.

Снова я вижу знакомый обрыв
С красною глиной и сучьями ив,
Грезит над озером рыжий овес,
Пахнет ромашкой и медом от ос.

Связь Есенина с родиной настолько прочна и органична, что порой не знаешь, где родина, где сам поэт. Он объединяет людей поэтическим словом. На любви к Есенину сходятся люди самых разных взглядов, вкусов, возрастов, профессий. Стихи Есенина, стали душой нации, душой народа, потому и трогают они так наши сердца.

Эдуард Гетманский

Немного найдется в мире поэтов, чья слава бесконечно долго живет и после их смерти. Один из них – великий русский поэт прошлого века Сергей Есенин. Интерес к его личности, к его творчеству и сегодня достаточно высок. Учитывая это, «Хроники» периодически публикуют материалы на эту тему, которые, как правило, хорошо воспринимаются читателями. В частности, широкий резонанс нашла
публикация о женах и детях поэта. Правда, по этому поводу была и просьба со стороны читателей: дать более подробную информацию о последней, четвертой, жене поэта Софье Толстой. Что мы и делаем с удовольствием. Тем более, что для этого есть хороший повод – 25 апреля у Софьи Андреевны день рождения

Софья Толстая – последняя любовь Сергея Есенина

25 апреля исполняется 117 лет со дня рождения внучки великого русского писателя Льва Толстого и последней жены великого русского поэта Сергея Есенина. Софья Андреевна Толстая-Есенина - женщина удивительной судьбы, в которой были и счастливое детство, и три брака, и война, и, конечно же, огромная любовь к очень яркому, сложному человеку, мужчине всей её жизни Сергею Есенину. О жизни Софьи Толстой-Есениной рассказывает Оксана Суховичева, старший научный сотрудник отдела стационарных выставок музея-усадьбы «Ясная Поляна».

Софья родилась 12 (25) апреля 1900 года в Ясной Поляне, в доме Льва Толстого. Отец Сони - Андрей Львович Толстой, мать - Ольга Константиновна Дитерихс, дочь отставного генерала, участника Кавказской войны. Девочку назвали в честь бабушки, так Сонечка стала полной её тёзкой - Софьей Андреевной Толстой.

Дедушка Лев Николаевич и бабушка Софья Андреевна девочку обожали. Бабушка даже стала её крёстной.

Первые четыре месяца жизни Сонечка провела в Ясной Поляне. Затем Андрей Львович продал земли в Самарской губернии, которые достались ему, брату Михаилу и сестре Александре по разделу родового имущества в 1884 г., и купил усадьбу Топтыково в 15 верстах от Ясной Поляны (до наших дней не сохранилась).

Ольге Константиновне Топтыково очень нравилось - это была маленькая копия Ясной Поляны, с усадьбой, полями, садами. Андрей, Ольга и маленькая Соня переехали туда и зажили дружно и счастливо. Через три года в семье родился второй ребёнок - сын Илья. Но вскоре всё разладилось… Как говорил Лев Толстой о сыне, тот начал вести «барский образ жизни». В усадьбе часто гостили его друзья, Андрей начал уезжать из дома… А однажды молодой граф признался жене, что изменил ей. Ольга не простила мужа и по совету Льва Николаевича уехала с детьми в Англию, к сестре.

Из воспоминаний Софьи Анд¬реевны: «Первые четыре года своей жизни я провела в Ясной Поляне, в Топтыкове, Гаспре. Постоянно видела деда, но, уехав в Англию, не сохранила о нём никакого ясного, определённого воспоминания. Было только ощущение его существа, и очень хорошее… От окружающих я начинала понимать, что мой дедушка - это что-то замечательно хорошее и большое. Но что именно и чем он такой особенно хороший - не знала…».

Андрей Толстой женился второй раз, в браке родилась дочка Маша. Ольга замуж больше не вышла, посвятила себя воспитанию детей.

Из Англии Сонечка писала бабушке и дедушке. Сохранилось много писем-открыточек, рисунков. Бабушка тоже много ей писала.

Вот такую открытку прислала 6-летняя Сонечка Толстая своей бабушке в Ясную Поляну из Англии. С выставки «Коль гореть, так уж гореть, сгорая…» в галерее «Ясная Поляна».

Вот отрывок из письма 1904 г.: «Милая Сонюшка. Благодарю тебя за твоё письмо и милую тётю Галю, что она водила твою ручку. Я часто о тебе вспоминаю и скучаю. Теперь тут живут во флигеле дети дяди Миши… Я думаю, что ваш Илюша теперь вырос и хорошо ходит и скоро будет говорить, и тебе с ним будет веселей. Поцелуй от меня маму и тётю Галю… А я тебя, мою милую внучку, нежно обнимаю, и тоже Илюшка. Не забывай любящую тебя бабушку Софью Андреевну».

«…Через несколько дней меня послали одну в ЯП. Там, после общего завтрака, меня оставили в доме, чтобы посидеть с дедом, пока он будет завтракать. Я сидела на кончике стула и замирала от робости. Смотрела, как он выпускал в овсянку яйца всмятку… Он ел, жевал, и у него ужасно смешно и мило поднимался нос. Он о чём-то расспрашивал меня, очень просто и ласково, и у меня стал проходить страх, и я что-то ему отвечала…»

Лев Николаевич очень любил внучку. 15 июля 1909 года он специально для неё написал «Молитву внучке Сонечке»: «Богом велено всем людям одно дело, то, чтобы они любили друг друга. Делу этому надо учиться. А чтобы учиться этому делу, надо первое: не позволять себе думать дурное о ком бы то ни было, второе: не говорить ни о ком дурного и третье: не делать другому того, чего себе не хочешь. Кто научится этому, узнает самую большую радость на свете - радость любви».

Вскоре Ольга Константиновна купила для себя и детей квартиру в Москве, в Померанцевом переулке. В ней до сих пор живут потомки Толстых.

Соня выросла очень открытой, умной, увлекающейся девушкой. Она получила хорошее образование, свободно владела иностранными языками. По характеру была похожа не на спокойную аристократичную мать, а на отца - была такая же эмоциональная, активная, энергичная, она очень любила жизнь.

Софья поступила в Московский университет, но не проучилась там и года - у девушки было слабое здоровье, она часто болела. Позднее Толстая успешно окончит московский Институт живого слова. А пока тётушка Татьяна Львовна пригласила её пожить и подлечиться в Ясной Поляне.

В то время, в 1921 году, комендантом в Ясной Поляне работал Сергей Михайлович Сухотин, приёмный сын Татьяны Львовны. Сергей и Софья приглянулись друг другу, начали писать письма, встречаться. А осенью поженились. Сергей был старше Софьи на 13 лет! За его плечами уже был один неудачный брак, война и тюрьма. Его даже приговорили к расстрелу за экономические преступления, но амнистировали. Видимо, эти события жизни наложили отпечаток на его здоровье - в январе 1922 года у 35-летнего Сергея Сухотина случился апоплексический удар, весной 1923 года - ещё один. Паралич разбил мужа Софьи окончательно. Было принято решение отправить его лечиться во Францию.

А уже совсем скоро Софья Андреевна встретила самую большую и главную любовь всей своей жизни. Из её воспоминаний: «Однажды я была со своими литературными друзьями в «Стойле Пегаса». Тогда об этом литературном кафе имажинистов много говорили… Нам явно повезло: вскоре после нашего прихода стихи начал читать Есенин. О Есенине, вокруг имени которого уже в те годы стали складываться самые разноречивые «легенды», я слышала до этого. Попадались мне и отдельные его стихи. Но видела я Есенина впервые. Какие он тогда читал стихи, мне трудно сейчас вспомнить. Да и не хочу я фантазировать. К чему это? Память моя навсегда сохраняет с той поры другое: предельную обнажённость души Есенина, незащищённость его сердца… Но личное моё знакомство с ним произошло позднее…»

А вот запись Софьи Андреевны в её настольном календаре 1925 года:

Софья Андреевна вспоминает: «На квартире у Гали Бени¬славской, в Брюсовском переулке, где одно время жили Есенин и его сестра Катя, как-то собрались писатели, друзья и товарищи Сергея и Гали. Был приглашён и Борис Пильняк, вместе с ним пришла я. Нас познакомили… Чувствовала я себя весь вечер как-то особенно радостно и легко… Наконец я стала собираться. Было очень поздно. Решили, что Есенин пойдёт меня провожать. Мы вышли с ним вместе на улицу и долго бродили по ночной Москве… Эта встреча и решила мою судьбу…».

Софья Андреевна влюбилась в Есенина сразу, окончательно и бесповоротно. Поэт часто приходил в квартиру Толстых в Померанцевом переулке. Они практически не расставались. Уже в июне 1925 г. Есенин переезжает к своей избраннице.

«Попугаево кольцо», которое всю жизнь носила Софья Андреевна. До 15 мая 2016 г. можно увидеть на выставке «Коль гореть, так уже гореть, сгорая…» в галерее «Ясная Поляна».

Однажды во время одной из прогулок Софья и Сергей по¬встречали на бульваре цыганку с попугаем. Дали ей на гаданье мелочь, и попугай вытащил большое медное кольцо для Есенина. Цыганка надела это кольцо Сергею Александровичу, а он вскоре подарил его Соне. Она поджала кольцо под свой размер и носила его потом всю жизнь между двумя другими своими кольцами.

Видно, так заведено навеки,

К тридцати годам перебесясь,

Всё сильней прожжённые калеки,

С жизнью мы удерживаем связь.

Милая, мне скоро стукнет тридцать.

И земля милей мне с каждым днём.

От того и сердцу стало сниться,

Что горю я розовым огнём.

Коль гореть, так уж гореть, сгорая.

И не даром в липовую цветь

Вынул я кольцо у попугая, -

Знак того, что вместе нам гореть.

То кольцо надела мне цыганка,

Сняв с руки, я дал его тебе.

И теперь, когда грустит шарманка,

Не могу не думать, не робеть.

В голове болотный бродит омут.

И на сердце изморозь и мгла.

Может быть, кому-нибудь другому

Ты его со смехом отдала.

Может быть, целуясь до рассвета,

Он тебя расспрашивает сам,

Как смешного, глупого поэта

Привела ты к чувственным стихам.

Ну и что ж! Пройдет и эта рана.

Только горько видеть жизни край,

В первый раз такого хулигана

Обманул проклятый попугай.

Когда Есенин сделал ей предложение, Софья была на седьмом небе от счастья. 2 июля 1925 г. она писала другу Толстых Анатолию Кони: «За это время у меня произошли большие перемены - я выхожу замуж. Сейчас ведётся дело моего развода, и к середине месяца я выхожу замуж за другого… Мой жених поэт Сергей Есенин. Я очень счастлива и очень люблю». Есенин тоже с гордостью говорил друзьям, что его невеста - внучка Толстого.

Жизнь с поэтом назвать сладкой и безоблачной никак нельзя. Все родственники сочувствовали Софье, потому что понимали, как ей сложно с Есениным. Постоянные пьянки, сборища, уходы из дома, загулы, врачи… Она пыталась его спасать.

Осенью 1925 г. поэт ушёл в страшный запой, который закончился месячным лечением в психиатрической больнице Ганнушкина. Софья Андреевна понимала, что теряет его. 18 декабря 1925 г. она писала маме и брату:

«…Потом я встретила Сергея. И я поняла, что это очень большое и роковое. Это не было ни чувственностью, ни страстью. Как любовник он мне совсем не был нужен. Я просто полюбила его всего. Остальное пришло потом. Я знала, что иду на крест, и шла сознательно… Я хотела жить только для него.

Я себя всю отдала ему. Совсем оглохла и ослепла, есть только он один. Теперь я ему больше не нужна, и у меня ничего не остаётся.

Если вы любите меня, то я прошу ни в мыслях, ни в словах никогда Сергея не осуждать и ни в чём не винить. Что из того, что он пил и пьяным мучил меня? Он любил меня, и его любовь всё покрывала. И я была счастлива, безумно счастлива… Он дал мне счастье любить его. А носить в себе такую любовь, какую он, душа его, родили во мне, - это бесконечное счастье…»

Смерть Есенина 28 декабря 1925 г. Софья Андреевна перенесла очень тяжело. Её спасло то, что она сразу погрузилась в работу. Начала собирать воспоминания о Есенине, рукописи, фотографии, его вещи. Уже в декабре 1926 г. при Союзе писателей открыли выставку, посвящённую Есенину. А ещё через год - музей Есенина. Софья Андреевна занималась публикацией стихов, проводила литературные вечера его памяти. С 1928 г. начала работать в Государственном музее Толстого в Москве сначала в качестве научного сотрудника, а с 1933 г. - учёного секретаря.

В 1941 г. она становится директором объединённых толстовских музеев. В первые месяцы войны, когда над Ясной Поляной нависла угроза оккупации, Софья Андреевна организовала эвакуацию экспонатов дома Толстого, завершившуюся за две недели до вторжения немецких войск в толстовский музей.

13 октября 1941 г. 110 ящиков с экспонатами были отправлены сначала в Москву, а затем в Томск. Лишь через три с половиной года они вернулись на прежнее место. 24 мая 1945 г. Софья Андреевна официально в торжественной обстановке снова открыла музей. После отделения Ясной Поляны от других толстовских музеев Толстая-Есенина продолжала занимать пост директора Государственного музея Л. Н. Толстого в Москве.

В 1947 году в Ясную Поляну пришёл работать 32-летний красавец Александр Тимрот. И Софья Андреевна снова влюбилась… В 1948 г. они поженились.

Последние годы Толстая-Есенина провела в квартире в Померанцевом переулке. За несколько недель до её смерти в Москву приезжал сын Сергея Есенина Александр (родился в 1924 г. от поэтессы Надежды Вольпин). Но она отказалась с ним встретиться - не хотела, чтобы он видел её в таком состоянии. Умерла Софья Андреевна 29 июня 1957 г. в Москве, похоронена близ Ясной Поляны на кладбище в Кочаках, в семейном некрополе Толстых. https://myslo.ru

Жены и подруги Сергея Есенина

«Много женщин меня любило, Да и сам я любил не одну», - писал Есенин Сколько их было – женщин, деливших с Есениным радости любви? Ответ на этот вопрос поэт унес с собой в могилу. Нам же известны лишь немногие, избранные им.

Анна ИЗРЯДНОВА. Она была гражданской женой Сергея Есенина. Они познакомились в типографии Сытина в 1913 году. Сняли квартиру в Москве, а через год у них родился сын Юрий. Его судьба сложилась трагично. В 22 года Юрий был расстрелян в подвалах Лубянки.

Зинаида РАЙХ. Paйx стала законней женой поэта. Их встреча произошла благодаря другу Есенина Алексею Ганину, который пригласил тогда еще не знакомых Зинаиду и Сергея провести несколько дней у себя на родине. В поезде Есенин признался Райх в любви, они вышли на безымянной станции под Вологдой и обвенчались в сельской церкви. Зинаида Райх родила поэту двоих детей Татьяну и Константина.

Айседора ДУНКАН. Самый громкий и самый яркий роман Есенина. Они поняли друг друга с первой же встречи без слов. Есенин не знал иностранных языков, и Айседора не говорила по-русски, но сразу всей душой полюбила Сергея. Даже огромная разница в возрасте им была нипочем: Дункан была старше Есенина на 17 лет и 8 месяцев. Они расписались в Москве 10 мая 1922 года и уехали за границу. Но в 1924 году их отношения закончились.

Софья ТОЛСТАЯ. Внучка Льва Толстого стала женой поэта в конце июля 1925 года, хотя Есенин еще не был разведен с Дункан.

Галина БЕНИСЛАВСКАЯ. Подруга поэта делила с ним кров в последние месяцы его жизни. Её муж не пережил измены и застрелился. А сама Галя покончила жизнь самоубийством на могиле Есенина 3 декабря 1926 года.

Надежда ВОЛЬПИН. Она занимала особое место в жизни Есенина. Помните последние строчки из «Шаганэ…»?

«Там на севере девушка тоже.

На тебя она страшно похожа.

Может, думает обо мне…»

Это как раз о ней.

Знакомство. Первая встреча Надежды Вольпин с Сергеем Есениным произошла в 1919 году в кафе на Тверской в Москве. По случаю второй годовщины Октября здесь собрались поэты и читали стихи. Должен был выступать и Есенин, но на приглашение конферансье выйти на сцену поэт ответил: «Heoхота». Тут Вольпин, страстная поклонница его творчества, подошла к Сергею и попросил прочитать стихи. Есенин встал, учтиво поклонился и сказал: «Для вас – с удовольствием». С тех пор они часто встречались в этом литературном кафе. Есенин часто провожал Надю до дома, они говорили о поэзии. Первую подаренную Вольпин книгу Есенин подписал так: «Надежде Вольпин с надеждой».

Завоевание. «Вчера я отбила еще одну яростную атаку Есенина», - пишет Вольпинв книге воспоминаний о поэте спустя много лет. Страсть Сергея Есенина не находила ответа в душе Надежды почти три года. Она отдалась ему только весной 1922. Позже в пьяных компаниях повеса-поэт будет рассказывать, как ли¬шил неприступную Надежду девственности. Вот один из застольных разговоров:

Есенин: Этот персик я раздавил!

Вольпин: Раздавить персик недолго, а вы зубами косточку разгрызите!

Есенин: И всегда-то она так - ершистая! Вот лишил девушку невинности и не могу изжить нежности к ней.

Размолвки. Они часто ссорились из-за литературных пристрастий. Подумывая жениться на Вольпин, Есенин ставил ей непременное условие: она должна была бросить писать стихи. Однажды на вечеринке скульптора Коненкова Сергей признался Надежде:

Мы так редко вместе. В этом только твоя вина. Да и боюсь я тебя, Надя! Знаю: я могу раскачаться к тебе большой страстью!

Сын. «Я сказала Сергею, что будет ребенок. Это его не порадовало, ведь у него уже есть дети. Хотя в разговоре я дала ему понять, что не рассчитываю на брачные узы», - вспоминала Надежда Вольпин.

Их сын, Александр Сергеевич Есенин, родился 12 мая 1924 года в Ленинграде. Отцу и сыну не суждено было встретиться. Мать не хотела показывать ребенка Есенину. Хотя он постоянно спрашивал о нем у знакомых.

Есенин: Какой у меня сын?

Сахаров (друг Вольпин): Как ты в детском возрасте, точный твой портрет.

Есенин: Так и должно быть - эта женщина очень меня любила!

Воспоминания о Надежде Вольпин. Надежда Вольпин умерла 9 сентября 1998 года, не дожив всего двух лет до своего столетнего юбилея.

Сергей Александрович Есенин

Видно, так заведено навеки —
К тридцати годам перебесясь,
Всё сильней, прожженные калеки,
С жизнью мы удерживаем связь.

Милая, мне скоро стукнет тридцать,
И земля милей мне с каждым днем.
Оттого и сердцу стало сниться,
Что горю я розовым огнем.

Коль гореть, так уж гореть сгорая,
И недаром в липовую цветь
Вынул я кольцо у попугая —
Знак того, что вместе нам сгореть.

То кольцо надела мне цыганка.
Сняв с руки, я дал его тебе,
И теперь, когда грустит шарманка,
Не могу не думать, не робеть.

В голове болотный бродит омут,
И на сердце изморозь и мгла:
Может быть, кому-нибудь другому
Ты его со смехом отдала?

Может быть, целуясь до рассвета,
Он тебя расспрашивает сам,
Как смешного, глупого поэта
Привела ты к чувственным стихам.

Ну, и что ж! Пройдет и эта рана.
Только горько видеть жизни край.
В первый раз такого хулигана
Обманул проклятый попугай.

Произведение, созданное в середине лета 1925 г., воспроизводит реальный случай из есенинской биографии. «Попугаево» кольцо, которое теперь принадлежит музейной коллекции, бережно хранила последняя супруга поэта Софья Толстая.

«Попугаево кольцо», которое всю жизнь носила Софья Андреевна

Именно она была участницей сцены, описанной в стихотворении, и прототипом его лирической героини.

Сергей Есенин и Софья Толстая

Зачин открывается сообщением о возрасте лирического субъекта, и конкретная цифра упоминается во втором четверостишии. Временная отметка символизирует период сомнений и переоценки ценностей, который современные психологи называют кризисом среднего возраста. Какие чувства овладевают лирическим «я» на этапе жизненной зрелости? Он ощущает себя иным, чем в молодости, — спокойным, мудрым, готовым принять несовершенства окружающего мира. Умиротворенное состояние души метафорически уподобляется «розовому огню».

Упомянутый выше троп основан на ассоциации эмоционального портрета личности с пламенем. Он является частью оригинального иносказательного ряда, объединенного общей семантикой. Герой называет своих ровесников, познавших житейские невзгоды, «прожженными калеками». С огнем отождествляется и новая любовь. Характеристика искреннего и мощного чувства выражена афоризмом «гореть сгорая».

Появление кольца, символа гармоничного брака, не случайно: в глазах героя оно выступает гарантом грядущего счастья. Однако заунывная мелодия шарманки вселяет сомнения, для изображения которых поэт привлекает природные образы болота, мглы и изморози.

Передача кольца сопернику предваряет воображаемую картину измены. Доминантой эпизода становится издевательский смех, а ключевым определением — эпитет «смешной», примененный для самохарактеристики лирического «я».

Предположение, что любовь оказалась очередной иллюзией, не в состоянии удручить субъекта речи. Он смиряется с неверностью и насмешками, испытывая только горечь разочарования. В финальном двустишии возрастают иронические интонации: герой досадует на попугая, ловко обманувшего завзятого хулигана.

В поздних есенинских стихотворениях набирает силу мотив стоицизма. Предательство близких и одиночество не приводят к озлоблению. Субъект речи, «безжалостно привыкший» к жизненным диссонансам, благодарит судьбу за светлые минуты. Новый девиз остепенившегося хулигана — жить «легче» и «проще», смиряясь с недостатками земного бытия.

"Видно, так заведено навеки..."

Видно, так заведено навеки -
К тридцати годам перебесясь,
Всё сильней, прожженные калеки,
С жизнью мы удерживаем связь.

Милая, мне скоро стукнет тридцать,
И земля милей мне с каждым днем.
Оттого и сердцу стало сниться,
Что горю я розовым огнем.

Коль гореть, так уж гореть сгорая,
И недаром в липовую цветь
Вынул я кольцо у попугая -
Знак того, что вместе нам сгореть.

То кольцо надела мне цыганка.
Сняв с руки, я дал его тебе,
И теперь, когда грустит шарманка,
Не могу не думать, не робеть.

В голове болотный бродит омут,
И на сердце изморозь и мгла:
Может быть, кому-нибудь другому
Ты его со смехом отдала?

Может быть, целуясь до рассвета,
Он тебя расспрашивает сам,
Как смешного, глупого поэта
Привела ты к чувственным стихам.

Ну, и что ж! Пройдет и эта рана.
Только горько видеть жизни край.
В первый раз такого хулигана
Обманул проклятый попугай.

Стихотворение Есенина С.А. - Видно, так заведено навеки...

См. также Сергей Есенин - стихи (Есенин С. А.) :

Вижу сон. Дорога чёрная...
Вижу сон. Дорога чёрная. Белый конь. Стопа упорная. И на этом на коне...

Для любых предложений по сайту: [email protected]