Морской словарь. Морской словарь Такелажные гаки

Рулевое устройство должно иметь два привода: главный и вспомогательный. Главный рулевой привод - это механизмы, исполнительные приводы пере- кладки руля, силовые агрегаты рулевого привода, а также вспомогательное обору- дование и средства приложения крутящего момента к баллеру (например, румпель или сектор), необходимые для перекладки руля с целью управления судном в нор- мальных условиях эксплуатации. Вспомогательный рулевой привод - это оборудование необходимое для управления судном в случае выхода из строя главного рулевого привода, за исклю- чением румпеля, сектора или других элементов, предназначенных для той же цели. Главный рулевой привод должен обеспечивать перекладку руля с 35 0 одного борта на 35 0 другого борта при максимальной эксплуатационной осадке и скорости переднего хода судна не более чем за 28 секунд. Вспомогательный рулевой привод должен обеспечивать перекладку руля с 15 0 одного борта на 15 0 другого борта не более чем за 60 секунд при максимальной эксплуатационной осадке судна и скорости, равной половине его максимальной эксплуатационной скорости переднего хода. Управление вспомогательным рулевым приводом должно быть предусмот- рено из румпельного отделения. Переход с главного на вспомогательный привод должен выполняться за время, не превышающее 2 минуты. Руль - основная часть рулевого устройства. Он располагается в кормовой ча- сти и действует только на ходу судна. Основной элемент руля - перо, которое по форме может быть плоским (пластинчатым) или обтекаемым (профилированным). По положению пера руля относительно оси вращения баллера различают (рис. 6.2): - обыкновенный руль - плоскость пера руля расположена за осью вращения; - полубалансирный руль - только большая часть пера руля находится позади оси вращения, за счет чего возникает уменьшенный момент вращения при перекладке руля; - балансирный руль - перо руля так расположено по обеим сторонам оси вра- щения, что при перекладке руля не возникают какие-либо значительные мо- менты.

Активный руль - это руль с установленным на нем вспомогательным винтом, расположенным на задней кромке пера руля (рис. 6.3). В перо руля встроен элек- тродвигатель, приводящий во вращение гребной винт, который для защиты от по- вреждений помещен в насадку. За счет поворота пера руля вместе с гребным вин- том на определенный угол возникает поперечный упор, обусловливающий поворот судна. Активный руль используется на малых скоростях до 5 узлов. При маневри- ровании на стесненных акваториях активный руль может использоваться в каче- стве основного движителя, что обеспечивает высокие маневренные качества судна. При больших скоростях винт активного руля отключается, и перекладка руля осу- ществляется в обычном режиме. Раздельные поворотные насадки (рис. 6.4). Поворотная насадка - это сталь- ное кольцо, профиль которого представляет элемент крыла. Площадь входного от- верстия насадки больше площади выходного. Гребной винт располагается в наибо- лее узком ее сечении. Поворотная насадка устанавливается на баллере и поворачи- вается до 40° на каждый борт, заменяя руль. Раздельные поворотные насадки уста- новлены на многих транспортных судах, главным образом речных и смешанного плавания, и обеспечивают их высокие маневренные характеристики.

Перед каждым выходом в море рулевое готовят к работе устройство: тщательно осматрива- ют все детали, устраняют обнаруженные неисправ- ности, трущиеся части очищают от старой смазки и смазывают вновь. Затем под руководством вахтен- ного помощника капитана проверяют исправность рулевого устройства в действии путем пробной пе- рекладки руля. Перед перекладкой надо убедиться, что под кормой чисто и никакие плавсредства и посторонние предметы не мешают повороту пера руля. Одновременно проверяют легкость вращения руля и отсут- ствие даже незначительных заеданий. Во всех положениях пера руля сличается со- ответствие показаний рулевых указателей и время, затрачиваемое на перекладку. Румпельное отделение всегда должно быть на замке. Ключи от" него хранятся в штурманской рубке и в машинном отделении на специально отведенных посто- янных местах, аварийный ключ - у входа в румпельное отделение в запертом шкафчике с застекленной дверцей. Между ходовым мостиком и румпельным отделением должны быть установ- лены две независимо действующие линии связи. По прибытии в порт и по окончании швартовки руль ставят в прямое поло- жение, выключают энергию на рулевой двигатель, осматривают рулевой привод и если все найдено в должном порядке, закрывают румпельное отделение.

Гаки, их устройство, виды. Определение грузоподъемности гака. Как закладывается гак за обух? При каких дефектах недопустимо использование гака?

Такелажные гаки - стальные кованые крюки, используемые для крепления тросов, цепей, закладывания блоков, стропов и т.д. Состоит от обуха с проушиной, спинки, носка..

Гаки бывают: простой, складной, вертлюжный, кат-гак, пентер-гак и кранный гак.

- Простой - употребляется почти везде в вооружении корабля.

- Складной - на шлюпках и вообще в тех случаях, когда надо, чтобы гак не мог зацепиться за что-нибудь носком.

- Вертлюжный- может поворачиваться кругом в своей планке и весьма удобен там, где снасть или тали приходится раскручивать, не выкладывая гак из обуха, в который он заложен.

- Кат-гак -гак нижнего кат-блока; этим гаком кат закладывается в скобу якоря.

- Пентер-гак - гак на конце фиша, которым якорь поднимается за матку.

- Кранный - особенной крепости, имеет форму якоря и делается на конце кранных гиней (толстые тали); служит для поднятия тяжестей, напр. мачт, паровых котлов и т. п.

Рис.1 Такелажные гаки.

По форме обыкновенные гаки бывают простыми (рис.1,а) , если плоскость обуха 2 перпендикулярна плоскости спинки и повернутыми (рис.1,б) , если обух, спинка и носок лежат в одной плоскости. Посредством обуха гак заделывают в огон троса или крепят в подвеске конструкции. Разновидностью обыкновенных гаков является пентер-гак (рис.1,в) . В нижней части спинки он имеет обушок для крепления оттяжки. Для грузовых шкентелей применяют повернутые гаки особой конструкции. Этот гак, называемый грузовым, или шкентель-гаком (рис.1,г ), имеет загнутый внутрь носок, прикрытый сверху специальным приливом. Такое устройство гака исключает его зацепление за выступающие части корпуса судна и грузового люка при подъеме груза.

Вертлюжный гак (рис.1,д) имеет вместо обуха шейку, которая обеспечивает закрепление гака и его свободное вращение в оковке блока или другой подвеске. Вертлюжные гаки применяют для предотвращения перекручивания тросов.

Глаголь-гак (рис.1,е) состоит из собственно гака с удлиненным откидным носком и обухом (2) в виде проушины, круглого крепежного звена (3), удлиненного звена (4) и соединенных с ним стопорного (5) и соединительного (6) звеньев. Последнее заложено в обух, приваренный к палубе или надстройке. Размеры стопорного звена позволяют надеть его на прижатый к удлиненному звену носок гака после того, как огон троса или звено такелажной цепи заложены на гак. При напряженном состоянии заложенных на гак снастей самопроизвольная отдача их исключается, но если сбить стопорное звено с носка гака, снасти быстро освобождаются.

Храпцы (рис.1,ж) представляют собой складной гак, образованный двумя простыми гаками. При складывании гаков образуется как бы замкнутое кольцо, которое, будучи закаболенным, обеспечивает надежное закрепление стропа или огона троса.

Гаки испытывают напряжение в основном на изгиб. Их прочность значительно меньше прочности такелажных скоб.

На гаке выбит номер, соответствующий его грузоподъемности. Рабочая крепость Р=0,6d 2 (кг), d- диаметр спинки в мм. Гаки закладываются за обухи, рамы, стропы так, чтобы носки смотрели вверх (напряжение принимает спинка)

Обух (рис.2) - стальной болт, у которого вместо головки в верхней части сделано кольцо или специальная поковка с проушиной. Обухи служат для крепления снастей стоячего такелажа к корпусу корабля, блоков подъемных устройств и переносных цепных стопоров якорной цепи к палубе, а также для других целей.


Рис. 2. Закладывание гаков за обухи и рымы:

Гаки систематически осматривают с целью обнаружения трещин, раковин и других дефектов и смазывают трущиеся поверхности. Вертлюжные гаки периодически расхаживают. Недопустимо использование гака при наличии трещин, разогнутых или сработанных обухов и спинок. Сработанных шеек или головок вертлюжных гаков (>10% толщины)

Предметами и приспособлениями такелажного снаряжения являются цепи, скобы, гаки, обухи, рымы, коуши и другие дельные вещи.

Такелажные цепи в 3 раза прочнее стальных тросов такого же диаметра и более долговечны, однако они почти в 5 раз тяжелее равных им по прочности стальных тросов.

Такелажные цепи используются для поддержания в фиксированном положении различных судовых конструкций, изготовление стопоров, штуртросов, лееров, крепление палубного груза и т.д. Они состоят из стальных звеньев, соединённых посредством сварки. Применяются также литые и штампованные цепи. По форме звеньев цепи бывают круглыми и овальными (коротко- и длиннозвенными). Толщина, или калибр, такелажной цепи измеряется в миллиметрах диаметра круглой стали, из которой изготовлены звенья.

При приёмке такелажных цепей проверяют, нет ли на звеньях трещин, расслоений и других дефектов. Такелажные цепи, подлежащие хранению, покрывают антикоррозионным смазочным материалом и подвешивают в сухом помещении. Цепи, не испытывающие трения в процессе эксплуатации, окрашивают, а цепи находящиеся в движении, регулярно смазывают.

Цепи не обладают эластичностью, но вследствие притирания звеньев под нагрузкой на растяжение новые цепи удлиняются на 3-4%. При низких температурах цепи плохо выносят ударные нагрузки. Если толщина звеньев уменьшилась на 10% их первоначальной толщины, цепь считается непригодной для дальнейшей эксплуатации.

Такелажные скобы применятся в качестве элементов оснастки и различных судовых устройств. Скоба состоит из спинки, лапок с проушинами и штыря. Штырь в скобе удерживается посредством нарезки на конце штыря и в одной из проушин либо шплинтом, вставляемым в отверстия в лапке и штыре. При резьбовом соединении головка штыря имеет небольшой обух, в который для завинчивания и отвинчивания штыря закладывают свайку. Резьбовое соединение позволяет быстро закрепить или отдать снасть такелажа, стопор, блок, соединить или разъединить такелажные цепи и тросы.

По форме спинки скобы бывают прямыми (для любых тросов) и закруглёнными (для растительных и синтетических тросов).

Размер скобы определяется диаметром её спинки и хар-ся номером, который соответствует допустимому рабочему усилию на скобу.

К эксплуатации допускаются только исправные скобы, не имеющие трещин, раковин, заусенец и других дефектов. Использование скоб с износом 10% первоначальной толщины не допускается.

Такелажные гаки – стальные кованные крюки. Различают обыкновенные (простые, если плоскость обуха перпендикулярна плоскости спинки и повёрнутые, если обух, спинка и носок лежат в одной плоскости), вертлюжные, глаголь-гаки и храпцы.

Обух – приспособление для надёжного крепления тросов к судовым конструкциям. Снасть крепят к обуху обычно посредством такелажной скобы, которую закладывают в обух штырём. Обух значительно прочнее скобы со спинкой такого же диаметра.

Рым – металлическое кольцо, вставленное в обух. Служит для пропускания троса и более удобного его крепления. Он намного слабее обуха, поэтому за него нельзя закреплять тросы, испытывающие большое напряжение.

Коуш – металлическое поковочное изделие в виде кольца, сердцевидного овала или треугольника с желобом для троса. Коуши заделывают в огоны тросов, они служат для предохранения последних от перетирания при креплении к обухам, рымам, скобам и т.д. Номер скобы должен соответствовать номеру коуша. Не допускается использование коушей, имеющих трещины, расслоения, раковины, заусенцы и другие дефекты.

Утки – деревянные или металлические двурогие планки, жёстко укреплённые на фальшборте, мачте, надстройках и других конструкциях. Они служат для крепления ходовых концов тросов, сигнальных флагов и других снастей.

Нагели – деревянные или металлические стержни, предназначенные для тех же целей, что и утки. Их широко используют на парусных судах для крепления снастей бегучего такелажа.

Раксы – металлические кольца или полукольца, используемые для крепления и растягивания треугольных парусов – кливеров и стакселей.

Бугели – металлические кольца с обухами или без них, цельные или разъёмные. Они применяются для прочности судовых конструкций, а также для закрепления блоков и тросов различного назначения.

Талрепы служат для обтягивания судовых снастей, а также для надёжного крепления по-походному различных предметов и грузов. Талрепы бывают:

· Простые . Их основывают обычно из простых или синтетических тросов, которые проводят несколько раз между 2-мя рымами, коушами треугольной формы или скобами и соединяют между собой ходовым концом того же троса. Используют для обтягивания несильно напряжённых тросов и для крепления небольших грузовых мест.

· Для крепления снастей, испытывающих большие напряжения, используют винтовые талрепы. На судах применяются в основном двухвинтовые и вертлюжные талрепы.

=Морская практика для матроса (стр.26)=

Блоки и тали.

Блоки.

Блоки используют для изменения направления тяги при подъёме и перемещении небольших тяжестей или при обтягивании снасти, а также для основывания талей. Блок состоит из деревянного, металлического или литого пластмассового корпуса, внутри которого на оси, называемой нагелем, насажены свободно 1 или несколько металлических шкивов. Блоки бывают 1-, 2-, 3- и многошкивные. Корпус блока имеет перегородки, которыми 1 шкив отделён от другого. Наружные поверхности крайних перегородок – щёки.

Простейшим по конструкции является одношкивный блок. Трос, пропущенный через одношкивный блок – гордень (рис.1). Он позволяет при подъёме и перемещении груза изменять направление тяги, но не даёт выигрыша в силе, поэтому его используют для подъёма флагов и вымпелов, сигнальных огней и знаков. Деревянные и пластмассовые блоки применяются только при работе с растительными и синтетическими тросами. В большинстве судовых работ используются металлические блоки.

Двухшкивный металлический блок (рис.2,а) состоит из корпуса 3, двух стальных или чугунных шкивов 4, втулки 5 с канавкой для смазки или с подшипником, нагеля 6, оковки 7, крепёжных болтов 1 и подвески 2.

Для оснастки блока трос должен быть пропущен между щеками блока и заложен в кип шкива. Оснастка простого блока неудобна, т.к. надо продевать трос с конца. Поэтому на судах применяют одношкивные блоки с откидной щекой – канифас-блоки (рис.2,б). Откидная щека позволяет заводить в такой блок середину троса.

Блоки надо периодически разбирать, очищать от грязи и ржавчины, смазывать трущиеся части. Блок следует заменить, если замечены трещины, значительный износ нагеля или шкива. Блоки, не находящиеся в эксплуатации, нужно тщательно смазать и хранить в сухом помещении в подвешенном состоянии.

=Учебное пособие для матроса и боцмана (стр.21), Морская практика для матроса (стр.13)=

Тали.

Тали (обыкновенные и механические) – устройства, позволяющие не только изменить направление тяги, но и получить выигрыш в силе при подъёме и перемещении тяжестей, при обтягивании снастей и в других случаях.

Обыкновенные тали состоят из 2-х блоков, через шкивы которых пропущен трос, называется лопарём. Один конец лопаря, закрепляемый за блок, называется коренным, другой, выходящий из блока, к которому прилагается внешнее тяговое усилие, - ходовым. Один блок талей, неподвижный, через подвеску закрепляется на месте. Другой блок называется подвижным, так как при работе он поднимается вместе с грузом или перемещается по направлению обтягивания снастей. По числу шкивов в обоих блоках тали разделяют на двух-, трех-, четырех- и многошкивные.

Простейшими являются двухшкивные тали, основанные лопарем между двумя одношкивными блоками. Такие тали могут быть основаны двояко: ходовой конец лопаря сходит с неподвижного (рис.3,а) или с подвижного (рис.3,б) блока.

На судах применяются обыкновенные тали различных конструкций и грузоподъёмности. Для обтягивания снастей используют 3-хшкивные хват-тали (рис.4,а). На ряду с ними применяют тали, основанные между 2-мя блоками с одинаковым числом шкивов, - гинцы (рис.4,б). В вооружение тяжеловесных стрел входят многошкивные тали, имеющие блоки со шкивами на шарикоподшипниках, - гини (рис.4,б).

Способы основывания талей зависят от числа шкивов в блоках (рис.5). Основывают всегда коренным концом лопаря по часовой стрелке при тросах правого спуска и против часовой стрелки при тросах левого спуска. Основывают тали на палубе, положив один блок напротив другого на некотором расстоянии подвесками наружу. Для основывания двушкивных талей (рис.5,а) за неподвижный блок принимают тот, который имеет приспособление для крепления коренного конца лопаря. Коренной конец проводят через шкив неподвижного блока, затем через шкив подвижного и крепят к неподвижному блоку.

При основывании трехшкивных талей (рис.5,б) за неподвижный блок принимают двухшкивный, а за подвижный – одношкивный. Коренной конец проводят через нижний (ближайший к палубе) шкив двухшкивного блока, через шкив одношкивного, затем через верхний шкив двухшкивного и крепят к одношкивному блоку.

При основывании четырехшкивных талей (рис.5,в), состоящих из двух двухшкивных блоков, коренной конец проводят последовательно сначала через нижние шкивы неподвижного и подвижного блоков, затем через верхние шкивы этих блоков, после чего коренной конец подводят к неподвижному блоку и закрепляют на нем.

Основывание между двумя трехшкивными блоками шестишкивных гиней (рис.5,г) осуществляют коренным концом лопаря по схеме: средний шкив неподвижного блока – нижний шкив подвижного – средний шкив подвижного – верхний шкив неподвижного – верхний шкив подвижного – к месту крепления на неподвижном блоке. Такая схема проводки коренного конца лопаря предупреждает перекос блоков во время подъема груза.

Во всех случаях после проводки коренного конца лопаря через все шкивы обоих блоков его заделывают огоном с коушем, которым он присоединяется к обушку на соответствующем блоке.

Обыкновенные тали, не находящиеся в эксплуатации, хранят в сухом проветриваемом помещении в подвешенном состоянии. Все трущиеся части блоков хорошо смазывают. После окончания работ с переносными талями их аккуратно складывают, не допуская спутывания лопаря. При работе с обыкновенными талями стараются избегать резких рывков, которые могут привести к обрыву лопаря или повреждению блоков. Если при осмотре блоков обнаружится значительный износ нагелей, гаков, скоб или обухов, такие блоки заменяют и основывают тали заново.

Механические тали позволяют получать многократный выигрыш в силе, возможность плавно поднимать груз и держать его автоматически застопорённым в любом положении.

Широкое применение на судах нашли механические дифференциальные тали (рис.6). В подвеске таких талей помещена обойма неподвижного блока, который состоит из 2-х жёстко соединённых шкивов разного диаметра с соотношением диаметра 7:8 или 11:12. Подвеска с блоком прикреплена к неподвижной опоре или к траверсе тележки, передвигаемой по подвешенному рельсу. Нижний 1-шкивный блок также помещён в обойму, имеющую гак для подвешивания груза. Замкнутая рабочая цепь охватывает последовательно малый шкив неподвижного блока, шкив подвижного и большой шкив неподвижного блока, шкив подвижного и большой шкив неподвижного блоков. Подъём груза обеспечивается поворотом большого шкива неподвижного блока путём приложения тягового усилия к ветви рабочей цепи, сбегающей с этого шкива.

Механические тали содержат в чистоте, регулярно смазывают трущиеся части, следят за их исправностью.

=Учебное пособие для матроса и боцмана (стр.24)=

Такелажные гаки.

Такелажные гаки – стальные кованные крюки, употребляемые для подъема груза, крепления снастей и различных деталей такелажа к рангоуту и корпусу судна.

Верхнюю часть гака называют обухом , который имеет проушину , среднюю часть – спинкой и открытую выступающую часть – носком .

Различают следующие гаки:

· По форме обыкновенные гаки бывают простыми (рис.1,а), если плоскость обуха 2 перпендикулярна плоскости спинки 1 и повернутыми (рис.1,б), если обух, спинка и носок лежат в одной плоскости. Посредством обуха гак заделывают в огон троса или крепят в подвеске конструкции. Разновидностью обыкновенных гаков является пентер-гак (рис.1,в). В нижней части спинки он имеет обушок для крепления оттяжки. Для грузовых шкентелей применяют повернутые гаки особой конструкции. Этот гак, называемый грузовым , или шкентель-гаком (рис.1,г), имеет загнутый внутрь носок, прикрытый сверху специальным приливом. Такое устройство гака исключает его зацепление за выступающие части корпуса судна и грузового люка при подъеме груза.

· Вертлюжный гак (рис.2,а) – имеет вместо обуха шейку, которая обеспечивает закрепление гака и его свободное вращение в оковке блока или другой подвеске. Также применяются двойные вертлюжные гаки (рис.2,б) Их применяют для предотвращения перекручивания тросов (их периодически расхаживают).

· Глаголь-гак (рис.3) состоит из собственно гака с удлинённым откидным носком 1 и обухом 2 в виде проушины, круглого крепёжного звена 3, удлинённого звена 4 и соединительных с ним стопорного 5 и соединительного 6 звеньев. Последнее заложено в обух, приваренный к палубе или надстройке. Размеры стопорного звена позволяют надеть его на прижатый к удлиненному звену носок гака после того, как огон троса или звено такелажной цепи заложены на гак. При напряженном состоянии заложенных на гак снастей самопроизвольная отдача их исключается, но если сбить стопорное звено с носка гака, снасти быстро освобождаются.

· Храпцы – складной гак, образованный 2-мя простыми гаками. При складывании гаков образуется как бы кольцо, которое, будучи закаболенным, обеспечивает надежное закрепление стропа или огона троса. Применяется в местах, где требуется быстрая отдача снасти.

Гаки испытывают напряжение в основном на изгиб. Их прочность значительно меньше прочности такелажных скоб. На гаке выбит номер, соответствующий его грузоподъёмности.

Гаки систематически осматривают с целью обнаружения трещин, раковин и других дефектов и смазывают трущиеся поверхности. Гаки со средним износом 10% их первоначальной толщины к эксплуатации не допускаются.

ПЕНТЕР-ГАК

ПЕНТЕР-ГАК

Гак особого вида, ввязываемый в строп нижнего блока фиш-талей. Он закладывается за лапу якоря при подъеме последнего на рустов.

П.-Г. бывают однорогие и двурогие .

Самойлов К. И. Морской словарь. - М.-Л.: Государственное Военно-морское Издательство НКВМФ Союза ССР , 1941


Смотреть что такое "ПЕНТЕР-ГАК" в других словарях:

    Пентер гак, пентер гака … Орфографический словарь-справочник

    Железный крюк особой формы, употребляемый на судах для закладывания блоков или снастей в обухи, роллы и проч. Части гака: обух, носок и спинка. Гаки бывают: простой, складной, вертлюжный, кат гак, пентер гак и кранный гак. Простой Г.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (Fish) одна из снастей, с помощью которых убирается якорь на судне. Ф. состоит из фиш шкентеля и талей. Фиш шкентель сплеснем вокруг коуша пентер гака проходит в блок на фиш балке и тянется по палубе талями через канифас блок. Если Ф. имеет… … Морской словарь

    Штерт, взятый за пентер гак. Этот штерт служит для закладывания пентер гака за якорь. Однорогий пентер гак имеет один Ф. Ш., двурогий два. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь


Предметами и приспособлениями такелажного снаряжения являются цепи, скобы, гаки, обухи, рымы, коуши и другие дельные вещи.

Такелажные цепи в 3 раза прочнее стальных тросов такого же диаметра и более долговечны, однако они почти в 5 раз тяжелее равных им по прочности стальных тросов.

Такелажные цепи используются для поддержания в фиксированном положении различных судовых конструкций, изготовление стопоров, штуртросов, лееров, крепление палубного груза и т.д. Они состоят из стальных звеньев, соединённых посредством сварки. Применяются также литые и штампованные цепи. По форме звеньев цепи бывают круглыми и овальными (коротко- и длиннозвенными). Толщина, или калибр, такелажной цепи измеряется в миллиметрах диаметра круглой стали, из которой изготовлены звенья.

При приёмке такелажных цепей проверяют, нет ли на звеньях трещин, расслоений и других дефектов. Такелажные цепи, подлежащие хранению, покрывают антикоррозионным смазочным материалом и подвешивают в сухом помещении. Цепи, не испытывающие трения в процессе эксплуатации, окрашивают, а цепи находящиеся в движении, регулярно смазывают.

Цепи не обладают эластичностью, но вследствие притирания звеньев под нагрузкой на растяжение новые цепи удлиняются на 3-4%. При низких температурах цепи плохо выносят ударные нагрузки. Если толщина звеньев уменьшилась на 10% их первоначальной толщины, цепь считается непригодной для дальнейшей эксплуатации.

Такелажные скобы применятся в качестве элементов оснастки и различных судовых устройств. Скоба состоит из спинки, лапок с проушинами и штыря. Штырь в скобе удерживается посредством нарезки на конце штыря и в одной из проушин либо шплинтом, вставляемым в отверстия в лапке и штыре. При резьбовом соединении головка штыря имеет небольшой обух, в который для завинчивания и отвинчивания штыря закладывают свайку. Резьбовое соединение позволяет быстро закрепить или отдать снасть такелажа, стопор, блок, соединить или разъединить такелажные цепи и тросы.

По форме спинки скобы бывают прямыми (для любых тросов) и закруглёнными (для растительных и синтетических тросов).

Размер скобы определяется диаметром её спинки и хар-ся номером, который соответствует допустимому рабочему усилию на скобу.

К эксплуатации допускаются только исправные скобы, не имеющие трещин, раковин, заусенец и других дефектов. Использование скоб с износом 10% первоначальной толщины не допускается.

Такелажные гаки – стальные кованные крюки. Различают обыкновенные (простые, если плоскость обуха перпендикулярна плоскости спинки и повёрнутые, если обух, спинка и носок лежат в одной плоскости), вертлюжные, глаголь-гаки и храпцы.

Обух – приспособление для надёжного крепления тросов к судовым конструкциям. Снасть крепят к обуху обычно посредством такелажной скобы, которую закладывают в обух штырём. Обух значительно прочнее скобы со спинкой такого же диаметра.

Рым – металлическое кольцо, вставленное в обух. Служит для пропускания троса и более удобного его крепления. Он намного слабее обуха, поэтому за него нельзя закреплять тросы, испытывающие большое напряжение.

Коуш – металлическое поковочное изделие в виде кольца, сердцевидного овала или треугольника с желобом для троса. Коуши заделывают в огоны тросов, они служат для предохранения последних от перетирания при креплении к обухам, рымам, скобам и т.д. Номер скобы должен соответствовать номеру коуша. Не допускается использование коушей, имеющих трещины, расслоения, раковины, заусенцы и другие дефекты.

Утки – деревянные или металлические двурогие планки, жёстко укреплённые на фальшборте, мачте, надстройках и других конструкциях. Они служат для крепления ходовых концов тросов, сигнальных флагов и других снастей.

Нагели – деревянные или металлические стержни, предназначенные для тех же целей, что и утки. Их широко используют на парусных судах для крепления снастей бегучего такелажа.

Раксы – металлические кольца или полукольца, используемые для крепления и растягивания треугольных парусов – кливеров и стакселей.

Бугели – металлические кольца с обухами или без них, цельные или разъёмные. Они применяются для прочности судовых конструкций, а также для закрепления блоков и тросов различного назначения.

Талрепы служат для обтягивания судовых снастей, а также для надёжного крепления по-походному различных предметов и грузов. Талрепы бывают:

· Простые . Их основывают обычно из простых или синтетических тросов, которые проводят несколько раз между 2-мя рымами, коушами треугольной формы или скобами и соединяют между собой ходовым концом того же троса. Используют для обтягивания несильно напряжённых тросов и для крепления небольших грузовых мест.

· Для крепления снастей, испытывающих большие напряжения, используют винтовые талрепы. На судах применяются в основном двухвинтовые и вертлюжные талрепы.

=Морская практика для матроса (стр.26)=

Гаками называются кованые крюки из мягкой стали. Они применяются для закладывания за стропы поднимаемого груза, для крепления стоячего такелажа и т. д.

О б ы к н о в е н н ы й г а к (рис. 5.4) бывает простой (плоскость обуха перпендикулярна к плоскости спинки) и повернутый (обух, спинка и носок расположены в одной плоскости).

Рис. 5.4. Обыкновенный гак:
а - простой; б - повернутый; 1 - обух; 2 - спинка; 3 - носок; 4 - проушина


Гаки изготовляются 22 номеров: от № 0,1 до № 75. Номер означает грузоподъемность гака в тоннах.

С к л а д н о й г а к - х р а п ц ы (рис. 5.5) - используется для того, чтобы снасть не могла самопроизвольно выложиться. Храпцы состоят из двух простых гаков, надетых проушинами на коуш. Одна сторона гаков плоская. Этой стороной они плотно прилегают один к другому, образуя замкнутое кольцо. Для надежности при использовании храпцы закаболиваются ворсой.


Рис. 5.5. Храпцы


Г л а г о л ь - г а к (рис. 5.6) применяется там, где нужно быстро выложить гак под нагрузкой, на цепных стопорах, шлюпочных найтовых, жвака-галсах, на концах стоячего такелажа и винтовых талрепах.

Рис. 5.6. Глаголь-гак:
1 - увеличенное звено; 2 - стопорное звено; 3 - откидной гак


П е н т е р - г а к (рис. 5.7) применяется для постановки и уборки тяжелых деталей тралов. Он представляет собой простой гак, на спинке которого имеется обушок для крепления оттяжки. Оттяжка позволяет выложить гак из обуха отводителя трала или буя, вынесенного за борт или корму тралбалкой или краном, под нагрузкой.


Рис. 5.7. Пентер-гак


В е р т л ю ж н ы й г а к (рис. 5.8) применяется на канифас-блоках, нижних блоках шлюпочных талей и в качестве грузовых гаков. Вертлюжный гак может вращаться в отверстии серьги, что предотвращает перекручивание лопарей талей и подъемных шкентелей.

Рис. 5.8. Вертлюжный гак


Д в о й н о й в е р т л ю ж н ы й г а к (рис. 5.9) от вертлюжного отличается тем, что, вращаясь вокруг оси шейки, может качаться на оси серьги. Применяется в блоках больших грузовых кранов.

Рис. 5.9. Двойной вертлюжный гак


Г р у з о в о й г а к - ш к е н т е л ь - г а к (рис. 5.10) - применяется на шкентелях грузовых стрел. Носок гака загнут внутрь, что исключает его задевание за выступающие части борта.


Рис. 5.10. Грузовой гак (шкентель-гак)


Д в у р о г и й г а к применяется на стрелах и кранах.

Уход за гаками. Каждый гак испытывается на нагрузку, превышающую на 25% его грузоподъемность, не менее 10 мин. Грузоподъемность гака в тоннах выбивается на его спинке.

Гаки с трещинами, разогнутыми или сработанными обухами и спинками к эксплуатации не допускаются и подлежат замене. Трущиеся части вертлюжных гаков смазываются пушечным салом. Старая смазка подлежит периодической замене. Заржавевшие вертлюжные гаки расхаживаются, промываются керосином, очищаются от ржавчины, а затем смазываются.