Как сделать ковшик из дерева своими руками. Ковш для бани: виды, изготовление и особенности использования

Каждая баня для проведения банных процедур должна быть оснащена необходимыми аксессуарами. Но не все знают, на чем остановить свой выбор — металлический, пластмассовый или ковш для бани из дерева будет лучше всего? Этот вопрос мы и рассмотрим подробно.

Зависимость выбора

Выбор предметов оснащения широк, но он продиктован различными потребностями ().

На процесс выбора влияют следующие факторы:

  1. площадь самой бани;
  2. наличие в ней моечного отделения;
  3. наличие водопровода;
  4. вид котла.

Выбор по назначению

Для чего нужны ковшики и черпаки в парной и моечном отделении? Естественно, для того, чтобы черпать ими воду.

По назначению они разделяются следующим образом:

  1. черпак объемом от 1 литра и выше с длинной вертикальной ручкой, применяется для набора горячей воды из котла в тазы и бадейки;
  2. аналогичный банный ковш, но для набора холодной воды из бочки;
  3. ковшики для обливания с короткой ручкой, объема примерно 0,4 – 1 л, их должно быть несколько, не меньше, чем число одновременно моющихся в бане людей;
  4. емкость для подачи пара объемом примерно 0,2-0,3 л, с длинной ручкой.

Первый и второй варианты актуальны только, если отсутствует водопровод. При наличии кранов горячей и холодной воды, а также смесителей, необходимость в таких изделиях отпадает.

Выбор по материалам

Предложений на рынке по аксессуарам для парной великое множество. Каждый производитель хвалит свое изделие. Но необходимо понимать, из каких материалов должны быть изготовлены эти аксессуары, ведь они должны выдерживать достаточно высокие температурные нагрузки ().

Хорошим черпакам не страшен постоянный контакт с холодной и горячей водой, а также значительные перепады температур. Не каждый материал способен справиться с такими нагрузками.

Дерево

Традиционные аксессуары для использования в бане издавна изготавливались из дерева. Русские крестьяне даже после появления металлической утвари предпочитали пользоваться деревянной, которую часто и изготавливали своими руками, особенно резную или долбленую.

Деревянные аксессуары для бани могли быть трех видов, разделяемых по принципу изготовления:

  1. бондарные , когда сама емкость состоит из отдельных дощечек, которые скреплены между собой металлическими обручами;
  2. резные , когда изделие вырезается полностью из куска дерева;
  3. долбленые , чаши выдалбливались из цельного куска дерева.

Изготавливались различные деревянные предметы для осуществления банных процедур:

  1. черпаки и ковши;
  2. ведра;
  3. шайки;
  4. лохани;
  5. ушата;
  6. корыта;
  7. бочки.

Большинство этих предметов производилось в бондарных мастерских. Сегодня, когда в обиходе присутствует множество изделий из металла и пластмассы, изделия из дерева так и не потеряли свою привлекательность.

Произведения старинных народных промыслов не утратили актуальности и в наши дни. Всемерное поддержание традиций производства национальной русской утвари продолжается на небольших предприятиях и в частных мастерских.

Преимущество деревянных изделий состоит в их экологической чистоте.

Сегодня можно приобрести весь набор для оборудования бани из разных видов древесины:

  1. алтайского кедра;
  2. дуба;
  3. осины;
  4. лиственницы;
  5. липы.

Цена на бондарный ковш из липы будет в два раза меньше, чем на аналогичный ковш из кедра. Но изделия из кедра более долговечны. Однако, при правильном уходе за бондарными изделиями, можно значительно продлить их срок службы.

Инструкция по уходу за бондарными черпаками для бани:

  1. перед первым применением опустите ковшик в бочку с водой и подержите так в течение часа;
  2. помните, что изделие должно все время находиться во влажном состоянии;
  3. черпаки нельзя держать без воды на солнце или рядом с обогревательными приборами;
  4. не допускается чистка ковшиков химическими средствами.

Металл

Еще один подходящий материал для изготовления ковшей – это металл. Главное достоинство металлических изделий заключается в длительном сроке службы.

Но есть один минус. Металлические ковшики сильно нагреваются.

Избежать ожогов можно в том случае, если этот аксессуар будет комбинированным:

  1. металлическая емкость с деревянной ручкой;
  2. деревянный черпак со вставкой из металла.

Для изготовления банных аксессуаров выбирают металл, который не подвержен коррозии:

  1. латунь;
  2. медь;
  3. оцинкованная сталь;
  4. алюминий.

Самым удобным, практичным и эстетичным считается вариант сочетания деревянного бондарного ковша с металлической вставкой. Такой черпак не протекает, ведь металл не рассыхается. Нет опасности, прикоснувшись к нему, получить ожог.

Пластик

Емкости из пластмассы используются в бане только в отделении для мытья. Обычно, они выпускаются с небольшой ручкой и служат для обливания теплой или холодной водой.

Важно. Применение пластмассовых ковшиков в парной нежелательно, так как от высоких температур изделие может расплавиться. Помимо этого, в условиях повышенной температуры пластмассой могут выделяться вредные вещества.

Современные технологии не стоят на месте, появляются виды пластмасс, которые обладают термостойкостью и не выделяют вредных веществ. Одним из таких новых материалов является поликарбонат, который сочетает в себе уникальную прочность с высокой термостойкостью.

На фото — шайка и ковшик из поликарбоната с березовыми ручками.

Важно. Хранить ковшики и другие изделия из поликарбоната необходимо при комнатной температуре без воды, насухо протерев полотенцем.

Резюме

В представленном видео в этой статье вы найдете дополнительную информацию по данной теме.

Выставки русской деревянной ложки в ВМДПНИ. Посмотрим же на эти изделия подробнее. Далее — фото и тексты непосредственно с самой выставки.

Ложки-черпаки
Якутия, Сунтарский улус, с. Тойбохой, начало XX в.
Дерево, кап берёзы, долбление, резьба

Ложка — один из тех предметов, который сопровождает человека практически с самого рождения и до конца дней. Сколько пословиц, поверий с ней связано! Однако так ли часто мы задумываемся, всегда ли она была такой, какой мы привыкли её видеть?..



Ложка шаманская
Якутия, Сунтарский улус, с. Тойбохой, конец XIX в.
Дерево, долбление, резьба

Мы рады представить Вам выставочный проект, в котором постарались показать всё многообразие привычной нам деревянной ложки . И действительно, сложно порой представить, что ковш-черпак может достигать в длину полутора метров, а некоторые ложки становятся поистине магическими предметами, являясь верными спутниками шамана.



Сверху вниз: Ковш

Кап, долбление, резьба. Коллекция В. Б. Карпова
Ложка
Хабаровский край, мастера-нивхи, 2006 г.
Дерево (грецкий орех), резьба, тонировка. Коллекция В. Б. Карпова
Детские нанайские ложки
В. Донкан, 1974 г.
Хабаровский край, с. Сикачи-алян
Дерево, резьба, цветная гравировка

Представленные на выставке ложки из музейного собрания — от ковшей XIX века до авторских ложек конца 1960-х годов — органично дополняет коллекция современных резных ложек Виктора Борисовича Карпова, собранная им в разных уголках нашей страны. Предметы из неё, выполненные из разных пород древесины, необыкновенно передают красоту текстуры натурального дерева.



Слева: Черпак для медвежьего мяса
Диди Черуль, 1890-е гг.
Хабаровский край, с. Койма. Дерево, резьба
Справа: Лоток
Диди Черуль, 1890-е гг.
Хабаровский край, с. Койма
Дерево, долбление, резьба, подкраска
Ложки нивхские для медвежьего праздника
Хабаровский край, дер. Ухта, с. Романовка, первая четверть XX
Дерево, резьба, подкраска
Ниже: Ложка
2013 г., приобретена в Москве
Дерево (орех), резьба. Коллекция В. Б. Карпова

История изготовления ложки насчитывает не одно тысячелетие. Так, по свидетельствам археологических раскопок, уже пять тысяч лет назад в Древнем Египте пользовались ложками из камня и дерева, а в Греции — особыми ракушками.



Ложка нанайского шамана
Хабаровский край, 2006 г.
Дерево (ольха), резьба. Коллекция В. Б. Карпова

В повседневный обиход в Европе ложки вошли в Средние века и были в основном деревянными и роговыми. А на Руси ложка была известна уже в X веке, во времена князя Владимира — упоминания об этом можно найти в «Повести временных лет». Знакомая нам овальная форма ложки с длинным черенком получила особое распространение к середине XVIII века.



Композиция из трёх ложек 2015 г., приобретена в Москве
Кап ореха, резьба, тонировка. Коллекция В.Б. Карпова

Для простого крестьянина ложка была одной из немногих личных вещей, и «свою» ложку часто помечали особым образом. Но, как многие предметы традиционной культуры, ложка была не просто частью повседневного быта. Она играла важную роль в обрядах, олицетворяя члена семьи; молодожёнам на свадьбу обязательно дарили деревянную расписную ложку; она была также необходимым атрибутом некоторых святочных гаданий.



Ложка удегейская (юга) . Дерево, резьба

Кроме того, ложка стала одним из любимых русских народных музыкальных инструментов. Ложку украшали искусной резьбой, красочной росписью, а иногда даже инкрустировали перламутром или металлом.


На нашей выставке представлено более 120 ложек из самых разных регионов России — от Архангельска до Якутии. Многообразный предметный ряд дополняют графические зарисовки из экспедиций НИИХП 1960-х годов, а также редкие фотографии и эскизы из архивов В.М. Вишневской, В.А. Барадулина и других.



Справа вверху: Сувенирные черпаки
Карачаево-Черкесское объединение художественных промыслов и производства сувениров, 1977 г.

Справа внизу: Ковш
Ессентуки, 2001 г.
Красное дерево (тис, топляк), долбление, резьба, коллекция В. Б. Карпова
Ложка
Дерево (грецкий орех), резьба Молдавия, 2003 г., коллекция В. Б. Карпова
Слева внизу: Композиция из ковша и трёх ложек
Ессентуки, 2001 г.
Софора (кавказская акация), резьба, коллекция В.Б. Карпова
Слева внизу в углу: Ложка-змейка 2004 г., приобретена в Москве
Дерево (можжевельник), резьба, коллекция В.Б. Карпова
Слева вверху снизу вверх: Ложечка декоративная 2000 г., приобретена в Москве
Красное дерево, резьба, коллекция В. Б. Карпова
Ложка-совок
Дерево (розовая акация), резьба. Молдавия, 2003 г., коллекция В. Б. Карпова
Ложка-черпачок
Дерево (корень вишни), резьба. Молдавия, 2003 г., коллекция В.Б. Карпова

Самые ранние из представленных предметов — ковши, изготовленные в XIX веке на Русском Севере и в Поволжье. Среди других — ложки Сергиево-Посадского региона рубежа XIX-XX веков, в том числе ложки И.С. Хрустачева со сценами из жития Сергия Радонежского, поражающие своей тончайшей миниатюрной резьбой.



Зарисовки ковша и ложки . Из альбома «Художественная обработка дерева в Западной Сибири».
А. Артемов, г. Москва, НИИХП, 1972 г. Картон, акварель, карандаш.

Особое место на выставке занимают декоративные ковши, выполненные в русском стиле выдающимся мастером В.П. Ворносковым в мастерских села Кудрина и А.П. Зиновьевым в Талашкине.



Ложки . Казахстан. Дерево, резьба, выжигание.

Ну и, конечно, на выставке невозможно было обойтись без знаменитых хохломских ложек, изготовленных в нижегородских селе Сёмине и городе Семёнове, который нередко называют «ложкарной столицей».



Слева ниже: Ложка разливная
Дагестан, с. Кумух, начало XX в.
Дерево (акация), долбление, резьба
Слева в центре: Черпак «Гель»
Г.Г. Газимагомедов, 1990 г., Дагестан, с. Унцукуль
Дерево (абрикос), мельхиор, резьба, насечка, лак
Слева вверху: Поставец для столовых приборов с ложками
Г.Г. Газимагомедов, 1989 г., Дагестан, с. Унцукуль
Дерево (абрикос), металл, резьба, точение, насечка, лак; дерево (абрикос), резьба, лак


Слева: Ложки ладьеобразные
Дагестан, начало XX в.
Дерево (самшит; горный дуб), резьба, тонировка, графическая вязь
Справа: Ложка на длинном черенке для размешивания праздничной халвы — бяхух
Дагестан, с. Куяд, первая треть XX в.
Дерево (дуб), резьба
Привезена из экспедиции Е.М. Шиллинга 1944 г.

Уже в конце XIX века изделия местных мастеров пользовались заслуженным успехом на Нижегородской ярмарке. Мы же представляем в этом разделе выставки наиболее ценные образцы 1920-х — 1960-х годов, которые редко покидают музейные фонды.


Среди ложек из других регионов — привезённые из экспедиций в Дагестан 1944-1946 гг. знаменитым этнографом-кавказоведом Е.М. Шиллингом, а также необыкновенные работы из аварского села Унцукуль. Оно знаменито своим промыслом насечки по дереву, который соединяет различные виды декоративно-прикладного искусства — резьбу по дереву и ювелирное дело. В комплексе, посвящённом Дальнему Востоку и Якутии, вы увидите нивхские ложки для медвежьего праздника и редкую шаманскую ложку.


Эскиз ложки и совка с хохломской росписью .
1950-е — первая половина 1980-х гг. Бумага, акварель


Рисунок. Ложки из собрания ГИМ. 1950-е — первая половина 1980-х гг. Бумага, акварель

В коллекции представлены декоративные неокрашенные ложки, изготовленные из различных пород деревьев.



Ложки и черпаки с росписью хохломского типа
Нижегородская обл., 1920-е — 1960-е гг., Дерево, резьба, роспись

Для изготовления декоративных ложек мастера используют древесину почти всех пород, кроме сосны и ели. Заготовка для будущей ложки называется «баклуша». Она должна быть предварительно хорошо просушена, чтобы ложку не «повело» при изготовлении. Естественная сушка занимает до полугода, но сейчас мастера всё чаще используют для этого специальные печи.



Художницы артели «Хохломская роспись» М.М. Артамонова и Ф.Ф. Сиротина, 1959

Выражение «бить баклуши» возникло в связи с тем, что начальные этапы изготовления деревянных ложек — раскалывание чурбанов на баклуши, обтёсывание баклуши вчерне, раньше проводились не мастером, а помощником-подмастерьем. Первоначально выражение имело смысл «делать очень несложное дело», а позже приобрело иной смысл — «бездельничать, праздно проводить время».



Ложки
Горьковская обл., с.Полховский Майдан, 1960—1970-е гг.
Дерево, резьба, роспись, лак

При работе над ложкой мастер учитывает тип и фактуру дерева. Самая мягкая и податливая для обработки древесина у липы, ольхи, осины, поэтому эти породы пользуются у мастеров наибольшей популярностью. Структура древесины у таких ложек однотонная и не яркая.


Н.Г.Подогов и Ф.А.Бедин

Берёза и дуб более твёрдые и имеют выраженную красивую структуру.


Ковши
Архангельская губ., XIX в.; Вологодская губ., дер. Шевелевская, конец XIX — начало XX вв.
Дерево, долбление, резьба



У плодовых деревьев (яблоня, груша, слива, черешня, персик) древесина ещё более твёрдая и красочная, с узорной структурой. Наиболее интересные рисунки на ложках даёт груша, причем вид узоров в сильной степени зависит от грунта, на котором росло дерево. Используют мастера и «тёмную» древесину, например, хурму, ореховые породы.



Ковш
А.П. Зиновьев, 1900-е гг.
Смоленская губ., Талашкино
Дерево, долбление, резьба, тонировка, подкраска, вощение

Умение мастера состоит в том, чтобы «угадать» внутреннюю красоту узора дерева и наиболее интересно показать её в форме готового изделия, что хорошо видно в представленных экспонатах.



Ковш; ковш-черпак
А.П. Зиновьев, 1900-е гг.
Смоленская губ., Талашкино, Талашкинские художественные мастерские
Дерево, медь, речной камень, монеты; долбление, резьба, выжигание, тонировка, подкраска, вощение, чеканка


Миниатюрные ковшики
В.П. Ворносков, 1902-1910 гг.
Московская губ., Дмитровский у. , дер. Кудрино
Дерево, долбление, резьба, тонировка, лак


Ковш декоративный
В.П. Ворносков, 1905-1910 гг.

Дерево, резьба, тонировка, лак



Ковш

Московская губ., Дмитровский у., дер. Кудрино

Происходит из собрания М.О.



Ковш-черпак
В.П. Ворносков, 1900-1905 гг.
Московская губ., Дмитровский у., дер. Кудрино
Дерево, долбление, резьба, тонировка, подкраска, лак
Происходит из собрания М.О.



Ковш-черпак
В.П. Ворносков, 1902-1905 гг.
Московская губ., Дмитровский у., дер. Кудрино
Дерево, долбление, резьба, тонировка, подкраска, лак
Происходит из собрания М.О.




Вверху: Ложки
г. Загорск, 1920-е гг.
Дерево, резьба, роспись, лак
Внизу: Ложка с черенком в виде дракона
Россия (?), начало XX в.
Дерево, резьба, тонировка






Слева: Ложка для сметаны (для правой руки)
Нижегородская губ., дер. Медведево, 1930-е гг.
Дерево, резьба
Справа: Черпаки и ложки с костяными, перламутровыми и бисерными вставками
Нижегородская губ. и г. Сергиевский Посад, первая треть XX в.



Ложки-рыбки
Приобретены в Москве, 2000 г.
Дерево (дуб), резьба коллекция В. Б. Карпова



Ложки со сценами жития св. Сергия Радонежского
Московская губерния, г. Сергиевский посад, 2 пол. XIX в. — нач. XX вв.
Дерево (кипарис), резьба
«св. Сергий Радонежский»
«Явление Богоматери св. Сергию»
«св. Сергий Радонежский и медведь» (резчик И. С. Хрустачев)
«св. Сергий перед усопшими родителями»



Ложки с жестом благословения
Нижегородская губ., дер. Медведево, начало XX в.
Дерево, резьба, инкрустация (бисер, перламутр), тонировка



Жест благословения с ложек вблизи


Из альбома А. А. Бобринский «Народные русские деревянные изделия. Предметы домашнего, хозяйственного и отчасти церковного обихода».


Зарисовки ковшей
Из альбома «Народная резьба по дереву Ярославской области XVII-XX вв.»
Л.Б. Музалевский, 1971 г. Картон, бумага, гуашь, карандаш
Из альбома «Народное декоративное искусство по коллекциям музеев Новгорода, Пскова, Углича».
В.М. Вишневская, г. Москва, НИИХП, 1962 г. Картон, бумага, акварель



Вблизи: Ковши-черпаки козьмодемьянского типа
Вологодская губ. (?), Поволжье XIX в.
Дерево, долбление, резьба
Происходит из собрания Музея образцов Кустарного музея Московского губернского земства
Вдали: Ковшик
г. Вологда, 2005 г.
Дерево (ольха), резьба, тонировка, коллекция В.Б.Карпова
Ковш
г. Углич, 2009 г.
Дерево (осина), резьба, тонировка, коллекция В.Б.Карпова



Рисунок. Две ложки и солонка
1950-е — 1980-е гг.
Бумага, акварель


Слева: Ковш-налевка
Вологодская губ. (?), XVIII в. (?)
Дерево, долбление, резьба
Справа: Ковш-налевка
Вологодская губ., XIX в.
Дерево, долбление, резьба
Происходит из собрания Музея образцов Кустарного музея Московского губернского земства



Ковш
Русский Север (?), начало XX в.
Дерево, долбление, резьба, раскраска
Происходит из собрания МО



Ковш
Северная Двина, вторая половина XIX в.
Дерево, долбление, резьба, роспись



Внизу: Ложка «Валаам» , 2004 г.
Дерево (можжевельник), резьба, коллекция В. Б. Карпова
Вверху: Ложка
Нижегородская губ. (?), 1920-е гг.
Дерево, резьба, роспись



Ложки с росписью пижемского типа
М.Т. Чупров, П.Я. Мяндин, 1960-е гг.
Респ. Коми, Усть-Цилемский p-н. с. Пижма, дер. Замежная
Дерево, резьба, роспись


Из альбома А. А. Бобринский «Народные русские деревянные изделия. Предметы домашнего, хозяйственного и отчасти церковного обихода».

В статье использованы материалы с выставки «Ложка деревянная» в ВМДПНИ .

В творчестве русских мастеров-резчиков по дереву традиционно присутствует стилизованное изображение головы коня. Концы охлупня, ковши-скобкари, разливные ковши, ковши-черпаки, а также многие другие предметы различного назначения народные мастера украшали изображением красавца коня.

Резной ковш из дерева вырезан из двух осиновых заготовок - чурбака 0150 мм (для чаши) и обрезка доски 200x150x20 мм(для ручки). При таком раскрое не будет торцевых срезов, а следовательно и трещин на стенках чаши, кроме того облегчается процесс нанесения резного узора Высота стенок чаши - 55 мм, основание чаши имеет 090 мм.

Вся работа выполнена вручную стамесками и ножом, но саму чашу можно выточить на токарном станке перед этим посмотрев hobby-country.ru . При изготовлении чаши и ручки лучше выдерживать приведенные размеры и пропорции, они оказались наиболее удачными как в композиционном плане, так и в технологическом.

Не стоит забывать, что при изготовлении даже декоративного изделия его форма резного ковша из дерева должна соответствовать настоящему ковшу для питья. Рука средних размеров должна плотно охватывать шею-ручку этого ковша для удобства пользования сосудом для питья.

Ковш украшен трехгранно выемчатой резьбой со следующими элементами: змейка из сколышков, сияние в круге, фрагменты сияния и соты. Большой набор элементов резьбы - не желателен.

Разметку элементов резьбы по стенкам резнова ковша следует начинать с сияния в круге Надо подобрать диаметр сияний в орнаментальной ленте так, чтобы окружности (ограничивающие лучи сияний) соприкасались друг с другом в одной точке или, в крайнем случае, между ними оставляют зазор не более 1 мм.

Змейку размечают, используя осевые линии сияний в круге. По средней линии змейки делают резьбу двугранной выемки.

Рисунок будущей резьбы на шее-ручке начинают с разметки элемента змейка по периметру детали. При этом следует отступить от кромки заготовки не менее, чем на 3 мм. Так вы убережетесь от сколов при выполнении резьбы Закончив разметку змейки, вписывают окружности для сияний. Количество их может быть и более четырех, это на вкус резчика.

На кромке шеи-ручки (плоскость «гривы») размечают узор из нескольких соприкасающихся змеек или соприкасающихся ромбовидных сотов. Затем «накладывают» уздечку, выполненную из элемента соты.

Резьбу выполняют до склеивания деталей. Можно разметить весь узор, а затем проводить резьбу или, разметив и вырезав элемент, переходить к следующему.

После того, как выполнена вся резьба, детали ковша тонируют морилкой, дают высохнуть и шлифовальной бумагой «проявляют» рельефность резьбы.

Склеив чашу и ручку, готовый ковш устанавливают на приготовленное для него место.

С. Дементьев
По материалам журнала «САМ»

Когда на территории России началось изготовление деревянной резной посуды, сказать трудно. Самая ранняя находка ковша датируется II тысячелетием до н. э. Археологические раскопки на территории Киевской Руси и Новгорода Великого указывают на то, что производство деревянной посуды было развито уже в X – XII веках. В XVI – XVII веках посуду из дерева делали крепостные помещичьи и монастырские крестьяне или стрельцы. Широкое развитие производство деревянной посуды и ложек получило в XVII веке, когда спрос на них возрос как в городе, так и в деревне. В XIX веке с развитием промышленности и появлением металлической, фарфоровой, фаянсовой и стеклянной посуды резко сокращается необходимость в посуде деревянной. Ее производство сохраняется в основном в промысловых районах Поволжья.

В настоящее время ковши-черпаки и настольные ковши являются одним из излюбленных видовхудожественных изделий из дерева. Архангельские мастера, сохраняя традиционную основу северорусского ковша, предпочитают не лакировать бархатистую, чуть тонированную в серебристые или светло-коричневые тона поверхность древесины.

Ендова – невысокая чаша с носком для слива. Большие ендовы вмещали до ведра жидкости. Известны тверские и северодвинские их варианты. Лучшие тверские ендовы вырезаны из капа. Они представляют собой чашу на поддоне овальной или кубической формы с носком-сливом в виде желоба и рукояткой. Ендова северодвинского типа имеет форму круглой чаши на низком поддоне, со слегка отогнутыми краями, с полуоткрытым носком в виде желобка, иногда фигурно вырезанного. Рукоятка встречается очень редко. Первоначальная обработка описанных предметов производилась топором, глубину сосуда выдалбливали (выбирали) теслом, затем выравнивали скобелем. Окончательную внешнюю обработку производили резцом и ножом.

На Русском Севере из корня дерева вырезали ковши-скопкари . Скопкарь представляет собой ладьевидный сосуд, подобный ковшу, но имеющий две рукояти, одна из которых обязательно в виде головки птицы или коня. По бытовому назначению скопкари делятся на большие, средние и малые. Большие и средние – для подачи напитков на стол, малые – для индивидуального пользования, подобно малым чаркам.

Ковши ярославско-костромской группы имеют глубокую округлую, иногда сплюснутую ладьевидную чашу, края которой немного загнуты внутрь. В более ранних ковшах чаша поднята на невысокий поддон. Рукояти их вырезаны в виде фигурной петли, носик – в виде петушиной головки с острым клювом и бородкой.

Козьмодемьянские ковши долбили из липы. Форма их ладьевидная и очень близкая к форме московских ковшей, но они значительно глубже и больше по объему. Некоторые из них достигали вместимости двух-трех, а иногда и четырех ведер. Рукоять плоская горизонтальная с конструктивным дополнением сугубо местного характера – прорезной петлей внизу.

Для московских ковшей, изготовлявшихся из капа с красивым рисунком текстуры, характерны чаши четкой, даже изысканной ладьевидной формы с плоским дном, заостренным носиком и короткой горизонтальной рукоятью. Благодаря плотности и прочности материала стенки подобных сосудов часто были толщиной с ореховую скорлупу. Каповую посуду нередко делали в серебряной оправе. Известны ковши XVIII в., достигающие в диаметре 60 см.

Тверские ковши заметно отличаются от московских и Козьмодемьянских. Своеобразие их заключается уже в том, что они выдолблены из корня дерева. Сохраняя в основном форму ладьи, они больше вытянуты в ширину, чем в длину, из-за чего кажутся сплющенными. Носовая часть ковша, как обычно у ладьевидных сосудов, поднята кверху и заканчивается двумя-тремя конскими головками, за что тверские ковши и получили название «конюхи». Рукоять ковша прямая граненая, верхняя грань, как правило, украшена орнаментальной резьбой.

Этот урок нам предоставил МАСТЕР из г. Сызрань В нем подробно рассказано (и показано - пока самый большой на сайте мастер-класс - больше 30 фотографий), как изготовить из полена красивый ковш-кружку.

Итак, для начала берем полено и распускаем его на кряжи необходимой длины. Делать это удобно с помощью бензо- или электропилы.

Раскалываем его на две "равные семядоли".
Выводим топориком рабочую плоскость, если это, конечно, надо, Наносим на нее контуры будущей посудины и им же начинаем удалять излишки материала, сначала грубо.

Можно (и нужно) в некоторых местах например, с торцов, воспользоваться ножовкой, лобзиком, а лучше ленточной пилой (если есть - у нас пока нету)

Ручку надпиливаем, оставляя припуск и скалываем топором. Опасный момент! Если волокна пойдут не прямо можно и пол черпака сколоть!

Более тонкое удаление материала идет с помощью полукруглых стамесок.

На получившемся боковом профиле наносим контуры ручки и черпака.

И еще один кадр, иллюстрирующий обе проекции.

Переходим к обработке ручки. Теми же стамесками грубо убираем материал, подгоняя его под контур.

выбираем отверстие с помощью клюкарзы

что не удобно срезать стамеской, убираем с помощью ножа

теперь необходимо соединить контуры на дне и корпусе. Для этого наносим еще один контур сужения дна.

сделал это топором, можно ножом или стамеской, не принципиально

Острым ножом убираем все неровности, угловатости и пр, закругляя формы.

Делаем это примерно до такого внешнего вида.

Переходим к выборе чаши. Для ускорения процесса воспользуемся на 35 мм. Тут главное не просверлить насквозь.

Далее силовой стамеской с киянкой скалываем основную массу внутри. Стамеска, как и многие мои инструменты, самопальная. Отковал её из рессоры закалил, вот так и использую. Вполне рабочая

Постепенно убираем материал из черпака.

Берем более узкую стамеску и продолжаем работу.

клюкарзой углубляемся в дно, срезая плоскую часть, образованную фрезой.

Равномерно выбираем материал до вот такого состояния: стенки немного просвечивают, толщину надо оставлять примерно 5-6 мм с припуском на дальнейшую шлифовку

Вот общий вид промежуточного изделия.

Переворачиваем ковш и на донышке выбираем =углубление, что бы он не качался на столе.

Убираем всё лишнее и вот что имеем в конце первой части. СРОЧНО заворачиваем в газеты и пакет, а то треснет!!! Пусть сохнет. Потом будет шлифовка.

Всё, сушка завершена. Приступаем к шлифовке

Начнём шлифовать внутреннюю часть вот такой самопальной приспособой.

Вот так стало после 7-10 минут работы, в процессе два раза поменял наждачный кружок. Но ручками работать всё равно нужно!

Теперь шлифуем снаружи. Ленточная шлифовальная машина очень облегчает жизнь!

Прогоняем ковш со всех доступных сторон, с лентой до 80.

после обработки 80-й лентой получается вот так.

Теперь ручками! Наждачкой такой же зернистости выравниваем остатки и потом более мелкой зачищаем до гладкого состояния.

Затем мочим водой. Поднимаем ворс и снова шлифуем постепенно уменьшая зернистость

Удобно для этого пользоваться вот такой губкой. Я повторял процесс раза 4, результат устроил. Можно больше, шкуркой ковшик не испортишь!

Теперь пропитка. Я пользуюсь обычной льнянкой из аптеки. Некоторые рекомендуют специальное отбеленное льняное масло, я не пробовал пока. Сначала наливаем его внутрь.

На торцах проступает масло буквально на глазах! Далее густо смазываю всю поверхность и оставляю на солнце до впитывания, потом повторяю процесс.

Пропитывал три раза. Потом растапливаю воск на водяной бане и кистью наношу. Затем прогреваю кружку (без фанатизма!!!) для впитывания воска, протираю сухой тряпочкой и всё. (бурные аплодисменты, переходящие в овации)