Украинские переселенцы на дальний восток. Дальневосточная украина

Украинцы сыграли важную роль в освоении и индустриализации России. Самые крупные потоки переселенцев из Малороссии направлялись в первую очередь в восточные регионы. Так, Приморье в начале XIX века называли второй Украиной.

Первая волна. Ссыльные националисты

Хотя с самого присоединения Сибири к России украинцы служили там в крепостях, первый крупный поток поселенцев с Украины пошел во второй половине XVII века, после ее присоединения к России.

В Сибирь ссылались разные деятели, выступавшие против Москвы, люди, подозревавшиеся или уличенные в измене. Например, в 1650-х годах это были среди прочих сторонники гетмана Выговского, в 1660-х годах - противники гетмана Брюховецкого и т.д. После Полтавской битвы, конечно, все единомышленники Мазепы, после ликвидации Запорожской сечи – казачьи старшины, а также участники гайдамакского движения.

Вторая волна. Аграрное освоение

Это был стопроцентно аграрный период колонизации региона, очень успешный. Плодородные сибирские почвы позволяли собирать хороший урожай, несмотря даже на суровый континентальный климат. В конце XVII века крестьян в регионе было не более 20 тысяч, в конце XVIII века – уже полмиллиона, к середине XIX века - 1,5 млн.

К началу XVIII века Сибирь полностью обеспечивала себя хлебом и начала торговлю с Азией и Европой. В этот период в Сибири поселились не только казенные, но и в значительно большем числе беглые крепостные крестьяне, которым в итоге дали право на поселение. По данным одного из ведущих исследователей освоения Сибири, доктора исторических наук Тамары Мамсик, в процентном отношении украинские губернии дали чуть ли не 40% переселенцев.

В ходе Столыпинской реформы на земли в Сибири и на Дальнем Востоке переселились тысячи украинских семей. Были образованы компактные поселения, многие топонимы напоминают об Украине: Новокиевка, Харьковка, Полтавка. До сих пор в ряде районов Тюменской области есть села, в которых проживают потомки тех переселенцев. В соседней Омской области есть районы, например, Киевский, Полтавский, которые были заселены в конце XIX – начале XX века выходцами с Украины.

Третья волна. Столыпинская реформа

Приамурский генерал-губернатор Унтербергер писал, что переселенцы для дальневосточных областей выбирались из Малороссии, «ими предполагалось создать на месте стойкий кадр русских землепашцев, как оплот против распространения желтой расы». В Приморье с 1868 года по 1914 год прибыло 22 122 крестьянских семьи, из них 69,95% составляли выходцы из Украины.

Этот период некоторые склонны разбивать на несколько: раскулачивание, бегство от голода, осужденные националисты, военная эвакуация, но в целом поток был постоянный и устойчивый, так что дробить этот этап нет особого смысла.

Более полумиллиона украинцев были отправлены в Сибирь по линии ГУЛАГа, миллион – эвакуированы. Именно украинские националисты составляли большинство в норильском Горлаге, где они подняли восстание в 1953 году. Значительная часть из этой категории переселенцев вернулась на родину, но очень многие остались.

Пятая волна. Оргнабор

Для обеспечения сибирских индустриальных объектов рабочими руками в СССР работала система организованного набора рабочих. В 1960-е годы из какой-либо союзной республики с избыточными трудовыми ресурсами отправляли людей в конкретное место.

Так, в Сибирь и на Дальний Восток направлялись сотрудники на производства лесной и рыбной промышленности, на стройки с Украины. План межреспубликанского обмена утверждался ежегодно Советом Министров.

За все время существования оргнабора с 1930-х по 1970-е годы в Сибирь было переселено не менее 5 миллионов украинцев. По данным переписи 1989 года только в Тюменской области проживали более 600 000 этнических украинцев – это около трети населения области на тот момент. В Тюмени даже открыто Генеральное консульство Украины, действует Национально-куль­турная автономия украинцев.

Шестая волна. Обратная

В постсоветский период число украинцев в населении Сибири сокращается во всех регионах, и значительно. В первую очередь, в северных областях. Более чем в 3 раза - в Читинской области, почти вдвое - в Иркутской области, Бурятии, Якутии, Красноярском крае, Кемеровской области.

На юго-западе Сибири сокращение было менее значительным, примерно на треть. На Дальнем востоке, по сравнению с 1989 годом, численность украинцев сократилась в два раза. Надо подчеркнуть, что это волна – не только центробежная, но и, если можно так выразиться, внутренняя: просто украинцы в новых поколениях не считают себя украинцами, многие утратили знание языка и украинской идентичности.

По материалам научно-практической конференции «Многонациональное Приморье: история и современность».

Хотя перепись населения, проведенная в 1989 г., зафиксировала в Приморье 185 тыс. украинцев, что составляет всего 8,2% населения, тем не менее, они являются второй по численности этнической группой в крае. Однако, в общественном сознании приморцев бытует иное представление о доле украинцев в состава населения края и особенно - сельской местности. Многие полагают, что их здесь никак не менее половины населения. И такое мнение неслучайно. Трудно, наверное, найти коренного приморца, у которого хотя бы по одной линии не было украинских предков. Это определено особенностями освоения и исторического развития края.

О том, когда первые украинцы появились в Приморье, достоверно судить трудно, но не исключено, что они могли находиться и среди членов отряда О.Степанова , проникшего на р. Уссури еще в 1655 г., и в составе экипажа транспорта "Манджур", и в составе команды прапорщика Комарова , основавших в 1860 г. пост Владивосток, и среди переселенцев, основавших первые поселения на территории края еще в 1850-60-е гг.

Массовое же переселение украинцев на территорию бывшего Южно-Уссурийского края начинается с 1883 г., когда было налажено регулярное массовое переселение крестьян морским путем из Одессы во Владивосток на пароходах Доброфлота. Известно, что 13 апреля 1883 г. во Владивосток прибыл первый пароход, на борту которого находилось 724 переселенца из Черниговской губернии (1).

Как известно, украинское крестьянство было одним из ведущих колонизационных элементов, заселявших и осваивавших территорию нынешнего Приморского края, которую украинские переселенцы называли Зеленым Клином. Всего за период с 1883 по 1917 г. в тогдашнюю Приморскую область прибыло 179757 переселенцев из Украины, которые и стали ядром сельского населения Приморья (2). По статистическим данным начала ХХ в., украинцы составляли 81,26% всех переселенцев в Южно-Уссурийский край (3).

В условиях жесткой ассимиляторской, русификаторской политики, проводившейся царским правительством в отношении национальных меньшинств, когда жестким цензурным запретам и гонениям подвергался даже украинский язык и не признавалось само существование украинского народа, украинцы, оказавшись в новом крае, за тысячи верст от родной земли, не имея национальных школ, церкви, печатного слова, были обречены на ассимиляцию и утрату этнической самобытности. В результате, несмотря на высокий естественный прирост, по переписи 1923 г. в Приморской губернии проживало только 219462 тыс. украинцев (и 223018 русских) (4).

В этих условиях для украинцев Российской империи на протяжении ряда десятилетий единственной легальной формой национальной общественной деятельности оставался театр. Поэтому толчком для пробуждения украинцев к национальной общественной деятельности и на Зеленом Клине послужил приезд и деятельность здесь на рубеже ХIХ-ХХ вв. первых украинских театральных трупп. Результатом этих гастролей стало возникновение любительских театральных кружков, которые объединяли, главным образом, представителей украинской интеллигенции, военных, служащих. Деятельность этих кружков способствовала развитию национального самосознания, сохранению родного языка. В частности, такие кружки активно работали среди моряков Владивостока (5).

Либерализация режима в царской России вследствие революции 1905 г., привела к появлению в Приморье первой легальной украинской организации - Владивостокской студенческой Украинской Громады, объединившей студентов-украинцев Восточного института, которая была создана в октябре 1907 г. Правда, она просуществовала недолго и уже в 1909 г. была запрещена в соответствии с приказом министра народного просвещения. Однако именно с ее созданием связано начало организованной украинской деятельности не только на территории Приморья, но и всего Дальнего Востока (6).

После роспуска студенческой Громады во Владивостоке при Народном Доме образовался полулегальный украинский кружок, главной своей задачей члены которого видели содействие национальному просвещению украинских масс посредством устраивавшихся украинских спектаклей и распространения в крае украинской литературы. Начиная с 1909 г. украинской общественностью Владивостока ежегодно устраивались "Шевченковские Свята", посвященные памяти великого украинского поэта, другие литературно-музыкальные мероприятия, концерты, спектакли, в которых участвовали лучшие артистические силы города.

В феврале 1910 г. была сделана попытка зарегистрировать устав возникшего в Никольске-Уссурийском украинского культурно-просветительного общества "Просвита", но в связи с возобладавшими в данный период во внутренней политике царизма реакционными тенденциями, в ее регистрации было отказано (7). В последующий период, в связи с началом первой мировой войны и дальнейшим ужесточением внутриполитического курса, украинская общественная деятельность приходит в упадок и проявляется, главным образом, только в театральной деятельности. На Дальнем Востоке, в частности, в эти годы активно гастролировала украинская труппа К.Кармелюка-Каменского , выступавшая также в Японии и Китае.

Февральская революция, свергнувшая царизм, ликвидировала существовавшие в России многочисленные ограничения национальных прав различных народов и этнических групп, положив начало бурному развитию украинской общественной жизни и на Дальнем Востоке, что проявилось в создании здесь целой сети украинских национальных организаций. Их основной формой стали украинские громады, объединявшие самые широкие слои украинского населения, независимо от социального положения, рода занятий или политических взглядов. Они призваны были отстаивать общенациональные интересы украинского населения, добиваясь реализации его прав как этнической общности. Во Владивостоке Громада была создана уже 26 марта 1917 г. и к лету того же года она объединяла около трех тысяч членов (8). Вскоре Украинские Громады были созданы в Никольске-Уссурийском, Имане, Спасске, Посьете, Кневичах, Новокиевске, на ст.Муравьева-Амурского, селах Осиновка, Монастырище, Михайловка, Григорьевка, Ольгинское, Феодосьевка, Новопокровка, Зеньковка, Авдеевка, Гончаровка, Уссурийское, Дроздовское, Виноградовка и др (9).

Однако, кроме Громад возникают и более узкие по своему составу и задачам национальные организации - профессиональные (объединения украинских учителей, артистов, железнодорожников, почтово-телеграфных служащих), политические (летом 1917 г. во Владивостоке были создана организации украинских партий социал-демократов и эсеров, объединявшие соответственно около 200 и 150 членов (10).

Активную культурно-просветительную деятельность вели общества "Просвита", существовавшие во Владивостоке (с филиалами в Кипарисово, Осиновке, Владимиро-Александровском, Гродеково, Хороле, Спасске и на о.Русском) и Никольске-Уссурийском (11). Нужно отметить, что в период 1917-1922 гг. в Приморье выходило 6 украинских газет (4 - во Владивостоке и 2 - в Никольске-Уссурийском), существовало два украинских издательства. Широкое развитие получило украинское кооперативное движение, во главе которого стоял краевой украинский кооператив "Чумак".

По инициативе Дальневосточного украинского учительского союза в июне 1917 г. в Никольске-Уссурийском был созван 1 Дальневосточный украинский съезд, на котором были представлены свыше 20 украинских организаций Дальнего Востока. Съездом был намечен план деятельности по развитию сети украинских национальных организаций, созданию национальной школы, библиотек и т.д., имевших целью национальное просвещение украинского народа. Съезд предложил разработать проект устава Дальневосточной Украинской Рады как центрального административного, политического и общественного центра украинцев Зеленого Клина. Для руководства текущей деятельностью до созыва следующего съезда был избран Временный исполнительный комитет в составе А.Ступака, П.Василенко, Н.Прокопца, И.Игнатенко и А.Попович (12).

В соответствии с решениями III-го Украинского Дальневосточного съезда, состоявшегося в апреле 1918 г. в Хабаровске, на территории Приморья были созданы Владивостокская, Никольск-Уссурийская и Иманская Украинские Окружные Рады, объединившие местные украинские организации, существовавшие соответственно на территории Ольгинского, Никольск-Уссурийского и Иманского уездов. Представители Окружных Рад образовывали Краевую Раду, на сессиях которой принимались решения по наиболее важным вопросам, касающимся жизни украинского населения Дальнего Востока. Исполнительным органом Краевой Рады стал избираемый на ее сессиях Секретариат (13).

После IV-го (Чрезвычайного) Украинского Дальневосточного съезда, проходившего в конце октября 1918 г. во Владивостоке, избранный на нем Украинский Дальневосточный Секретариат, который возглавил бывший до того председателем владивостокской "Просвиты" и Владивостокской Окружной Рады Ю.Глушко-Мова , размещается во Владивостоке, который отныне становится подлинным центром украинской общественной жизни Дальнего Востока.

На упомянутом IV-м съезде был выработан проект Конституции национально-культурной автономии украинцев Дальнего Востока, который был принят на второй сессии Украинской Дальневосточной Краевой Рады в мае 1919 г. (14) Окончательное утверждение Конституции должно было произойти на V-м Украинском Дальневосточном съезде, созыв которого дважды назначался, но он так и не состоялся в связи со сложившейся в тот период неблагоприятной политической обстановкой. С принятием Конституции украинцы Дальнего Востока пытались, по сути, де-факто реализовать принцип национально-культурной автономии - наиболее демократичный принцип решения национального вопроса, гарантирующий соблюдение национальных прав различных этнических групп, в особенности - расселенных дисперсно.

Национально-культурная автономия должна была обеспечить наиболее благоприятные условия для развития самобытной национальной культуры украинского народа на Дальнем Востоке. Это была та цель, к которой стремились в своей деятельности украинские организации Дальнего Востока в тот период, деятельность которых была направлена, в первую очередь, на защиту интересов украинского населения Дальнего Востока. В связи с этим они стремились не связывать себя с теми или иными политическими силами, противоборствующими в гражданской войне, разгоревшейся в России. В различных документах дальневосточного украинского национального движения неоднократно подчеркивалось, что украинцы признают и поддержат только ту местную власть, которая признает своим особым актом национальные права украинского населения и выделит в своем составе места для его представителей (15). Однако в этих своих стремлениях украинцы не находили взаимопонимания и поддержки со стороны часто сменявших друг друга местных властей различной политической окраски и подвергались репрессиям как со стороны белых (правительство Алексеевского в Амурской области, Розанова - в Приморской), так и со стороны красных. И только в ДВР украинцы нашли взаимопонимание, прежде всего, со стороны меньшевиков, возглавлявших Министерство по национальным делам.

Законодательство ДВР, регулировавшее межнациональные отношения, было одним из самых демократичных для своего времени. Конституция ДВР и разработанный в Республике "Закон о национально-культурной автономии" гарантировали широкие права для национальных меньшинств, ее населявших. Именно в ДВР впервые на Дальнем Востоке создается сеть украинских школ (16).

Но пришел 1922 г., ДВР была ликвидирована, с установлением в Приморье советской власти все украинские организации были ликвидированы, их руководители и активисты арестованы, а имущество, созданное кропотливым трудом, конфисковано. Тем самым организованная украинская общественная жизнь на Дальнем Востоке была прекращена. Репрессии против украинского общественного движения показали украинскому населению, что украинство новой властью не приветствуется, что это попросту опасно, тем более, если учесть, что арестовывались не только общественные деятели, но даже учителя украинских школ, возникших в ДВР.

Поэтому в последующий период, в 1920-е гг., местные функционеры на запросы из Москвы о работе среди нацменьшинств со спокойной совестью отвечали, что украинцы почти полностью обрусели и ничего не хотят. Тем не менее, местные власти вынуждены были считаться с партийным курсом в области национальной политики и в 1931 г. на Дальнем Востоке начинает осуществляться политика "украинизации", в ходе которой Черниговский, Ханкайский, Спасский, Калининский районы, с наиболее высокой долей украинского населения, были преобразованы в украинские национальные районы, в которых все делопроизводство и система культпросветучреждений, включая систему образования, переводились на украинский язык. Еще в четырех районах - Ивановском, Шмаковском, Яковлевском и Михайловском должны были быть созданы условия для обслуживания украинского населения на родном языке (17). В Спасске был создан украинский педтехникум, который предполагалось преобразовать в украинский пединститут. Спасск же должен был стать и постоянной базой для Украинского краевого передвижного театра, созданного в те годы.

Но период "украинизации" оказался непродолжительным. Уже в декабре 1932 г. специальным распоряжением ЦК ВКП(б) все украинские культурно-просветительные учреждения на территории РСФСР ликвидировались. С этого периода в Приморье окончательно исчезают украинские школы, газеты, проблемой стало найти на Зеленом Клине, который осваивали и заселяли украинские крестьяне, украинскую книгу. Следствием этого стало неуклонное сокращение как доли украинцев в населении Приморского края, так и их абсолютной численности. И это, несмотря на постоянный приток украинцев в Приморье, продолжавшийся на всем протяжении 1920-80-х гг.

Они прибывали сюда и как военнослужащие, и как молодые специалисты по распределению по окончании вузов, и как переселенцы (в сельскую местность), и по оргнаборам для работы, в первую очередь, в рыбной промышленности, и просто - в поисках романтики либо высоких заработков. Но постоянно прибывавшие сюда все новые поколения украинцев неуклонно русифицировались, их дети, родившиеся здесь, в большинстве становились "русскими". Кроме того, в советский период имели место и факты целенаправленной замены соответствующими органами национальности (украинской на русскую), осуществлявшейся обычно при замене паспортов, без согласия самих граждан.

Но в период существования СССР потери от ассимиляции восполнялись притоком все новых мигрантов из УССР. С прекращением этого притока после ликвидации СССР и создания независимого украинского государства, при сохраняющихся ассимиляционных тенденциях, приходится констатировать угрозу быстрого и полного исчезновения украинской диаспоры в Приморье. Таким образом, ставится под вопрос будущее украинской культуры и само существование украинского этноса в крае.

Этому способствуют причины как объективного (близость культур, языка, религии русских и украинцев), так и субъективного характера. К последним следует отнести как отсутствие соответствующих институтов этнизации (национальных школ, прессы, профессиональных учреждений культуры), так и многолетнюю политику борьбы с так называемым национализмом, когда любые проявления национальной самобытности были чреваты для граждан самыми тяжкими последствиями.

В современных условиях, когда основополагающими проблемами значительной части населения являются проблемы физического выживания, когда в обществе ведущими становятся меркантильные и узко утилитаристские тенденции, проблема сохранения национальных культур приобретает еще большую актуальность. Размыванию национальных культур способствует и получившая широчайшее распространение так называемая массовая культура с ее унифицированными и примитивизированными ценностями и стандартами. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что если еще в 1970-е гг. трудно было найти в Приморье семью или компанию, где бы не пели украинские песни, то сейчас это уже в прошлом, даже в сельской местности трудно встретить, например, в застолье человека, который мог бы исполнить больше одного-двух куплетов какой-либо популярной украинской песни. В особенности это касается среднего и младшего поколения.

Особую проблему представляет существующий вакуум объективной информации об Украине. В Приморье множество граждан, в силу указанных исторических причин, имеют тесные родственные, культурные, исторические и иные связи с Украиной и заинтересованы в получении правдивой и достоверной информации о процессах там происходящих.

Российская диаспора в Украине имеет возможность по украинскому телевидению и радио ежедневно получать информацию о жизни России, смотреть и слушать отдельные передачи и целые российские каналы. Кроме того, существуют и местные, украинские русскоязычные теле- и радиоканалы. В Украине существует масса русскоязычных периодических изданий, выходит (и завозится из России) огромное количество литературы на русском языке. Всего этого лишены украинцы в России. На сей день в России практически невозможно выписать украинскую периодику, не говоря уже о приобретении украинской литературы. Волны же антиукраинской пропаганды, периодически изливаемые российскими средствами массовой информации и временами переходящие в истерию (связанные, в первую очередь, с проблемами Крыма, Черноморского флота и т.п.), мало способствуют созданию в российском обществе атмосферы, благоприятствующей сохранению украинской идентичности.

На протяжении многих лет тоненькие связи, еще существующие между Приморьем и Украиной, поддерживаются только между близкими родственниками и базируются в основном на людях старшего поколения, которые родились и выросли на Украине. Большинство из них уже вышло из сферы деловой активности и не играют заметной роли в жизни общества. А с их смертью и эти контакты обрываются. Младшее же поколение, в большинстве родившееся и выросшее в Приморье, не вадеет языком, не знакомо с национальной культурой и не имеет достаточной мотивации для поддержания контактов с исторической родиной.

Указанные условия не способствуют сохранению украинской диаспоры в Приморье. В ближайшие годы число украинцев (а это преимущественно люди среднего и старшего поколения) будет сокращаться в десятки раз. Это и определит катастрофическое уменьшение численности украинского населения.

Что можно противопоставить этим разрушительным тенденциям? Наши финансовые возможности не позволяют сегодня иметь свои печатные издания, иметь на коммерческих началах эфирное время на радио и телевидении с целью распространения информации о деятельности нашей организации, пропаганды лучших достижений национальной культуры. Поэтому необходима разработка и создание, при поддержке государства, механизма по сохранению и развитию национальных культур в Приморье, включая и украинскую культуру. Сохранение национальной культуры будет способствовать и сохранению диаспоры. При этом необходимо шире использовать возможности, предоставляемые федеральным законом о национально-культурной автономии, в соответствии с которым государство берет на себя определенные обязательства по содействию в сохранении и развитии национальных культур народов России. А для того, чтобы этот закон заработал, необходима, в первую очередь, регистрация национально-культурных автономий, в связи с чем возникают определенные трудности и выделение соответствующих средств.

Необходимо установление оперативной связи с соответствующими институтами в Украине и внутри украинской диаспоры, расширение сети центров национальной культуры, активное информирование об их деятельности максимально широкого круга украинского населения. При этом активнее необходимо использовать новые информационные возможности, которые предоставляет сеть Интернет.

Сохранение культуры предполагает, в первую очередь, ее изучение. В настоящее время для самых широких кругов населения Приморья характерна ужасающая безграмотность в вопросах украинской истории и культуры, что способствует распространению в обществе негативных стереотипов в отношении Украины и украинцев. Зачастую даже среди представителей местной интеллигенции украинство ассоциируется только с "салом и горилкой", в лучшем случае - с "варениками и шароварами". В то время, как в местных учебных заведениях изучаются истории, культуры и языки самых различных народов Азии и Европы, история, культура и язык народа, который принимал активнейшее участие в заселении и освоении края и потомки которого составляют весьма значительную долю в его современном населении, практически преданы забвению, почти полностью отсутствуют специалисты в этой области. Та деятельность, которая ведется в этом направлении силами Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН и энтузиастами нашего общества явно недостаточна. В связи с этим представляется необходимым создание, в первую очередь, научных структур, призванных сконцентрировать исследования в области украиноведческой проблематики, а также организация преподавания украинистики в местных вузах.

Еще одна проблема - школа. Школа - это судьба диаспоры, ее будущее. Если на Украине на государственные средства содержатся тысячи русских школ, то последние украинские школы в Приморье в частности, были ликвидированы еще в конце 1932 г. Главная проблема - в самом принципе, что такие школы должны быть в России. Далее уже можно было бы говорить о формах организации учебного процесса в них. Но дело в том, что таких школ вообще нет и их появление весьма проблематично в условиях кризиса, поразившего бюджетную сферу России. Сегодня главная проблема отечественной системы образования в том, чтобы хотя бы погасить долги по зарплате учителям. Вся проблема решена на сто лет вперед...

Но чтобы проблема начала решаться, ее сначала нужно поставить, она должна стать известной, она должна стать предметом общественного обсуждения. Еще в 1991 г., когда было создано Общество украинской культуры Приморского края, мы выступали за то, чтобы государство и местные органы власти повернулись лицом к проблемам национально-культурного развития, мы ставили вопросы о необходимость разработки в России и в Приморском крае собственной концепции национальной политики. Сейчас мы имеем достаточно разработанное законодательство, включая весьма демократичный закон о национально-культурной автономии, имеем структуру государственных органов как на федеральном, так и на региональном уровнях, призванных претворять эту национальную политику в жизнь. Со своей стороны, мы выступаем за тесное, конструктивное сотрудничество с этими органами, поскольку возрождение самобытных национальных культур народов, населяющих Россию и Приморье в частности, - в наших общих интересах, так как будет способствовать духовному обогащению и моральному оздоровлению всего нашего общества. Люди должны помнить о своем происхождении, ибо тем самым закладываются зачатки общей культуры, культурности. Возрождение России, о котором все сейчас так много говорят, может начаться только с духовного возрождения общества, а оно, в свою очередь, немыслимо без обращения людей к своим корням, к бесценным духовным сокровищам национальной культуры. Для многих же приморцев такой культурой является культура украинская.

Следует отметить также, что, кроме этических мотивов в пользу сохранения диаспор говорит еще и тот факт, что Россия, как страна, провозгласившая своей целью построение демократического общества, должна придерживаться международных норм в сфере обеспечения прав национальных меньшинств. Кроме того, наличие диаспор играет стабилизирующую роль в межгосударственных отношениях. Исчезновение диаспор, то есть людей кровно связанных с другой страной (в данном случае - Украиной) может способствовать усилению тенденций конфронтации во взаимоотношениях между двумя странами.

Как известно, парламент России ратифицировал так называемый "большой договор" между Россией и Украиной, который, помимо прочего, предусматривает и гарантию широких прав для национально-культурного развития украинцев в России, аналогичных тем правам, которые имеют русские на Украине. Договор призван обеспечить нормальные, дружественные отношения между двумя государствами, способствовать налаживанию отношений сотрудничества, мостов дружбы и взаимопонимания.

Перечисленные выше проблемы - это проблемы, которые нужно решать немедленно, а по-хорошему - еще вчера. Если откладывать решение этих проблем до лучших времен, то в недалеком будущем они исчезнут, исходя из пресловутого принципа "нет народа и нет проблем". Если не изменятся указанные выше тенденции, нас завтра, как диаспоры, уже не будет и в указанных выше мостах отпадет сама необходимость, поскольку по ним уже некому будет двигаться. Кто от этого выиграет и выиграет ли кто-либо от этого - вот вопрос на который нужно ответить...

Вячеслав ЧЕРНОМАЗ

Владивосток

П Р И М Е Ч А Н И Я.

1. Буссе Ф.Ф. Переселение крестьян морем в Южно-Уссурийский край. СПб, 1896. С.46.

2. Подсчитано по: Кабузан В.М. Переселення украiнцiв у Далекосхiдний край // Украiнський iсторичний журнал. 1971. № 2.

3. Аргудяева Ю.В. Крестьянская семья украинцев в Приморье (80-е гг.ХIХ - начало ХХ вв). М., 1993. С.32.

4. Экономическая жизнь Приморья. 1924 г. № 6-7. С.48.

5. Свит И.В. Украинский Дальний Восток. Харбин, 1934. С.16-17.

6. Там же.

7. РГИА ДВ. Ф.1. Оп.2. Д.2053. Л.8.

8. Украiнець на Зеленому Клинi. Владивосток. 1917. 27 серпня.

9. Свит И.В. Украинский Дальний Восток. Харбин. 1934. С.19.

11. Л-ко М. Украiнство на Далекому Сходi // Календар на рiк 1921. Владивосток. 1921.

12. ЦДАВО Украiни. Ф.3696. Оп.2. Д.381. Л.213-214.

13. Там же. Л.214об.

14. Там же. Л.219.

16. Львова Э.Л., Нам И.В., Наумова Н.И. Национально-персональная автономия: идея и воплощения.//Полис. 1993. N 2.

17. Районы Дальневосточного края (Материалы Энциклопедии Дальневосточного края). Хабаровск, 1931. С.ХСV.

Название Зелёный Клин появилось в конце XIX - начале XX веков благодаря массовому переселению украинцев на юг дальневосточного региона Российской империи. Ранее также существовало другое украинское название этого региона - Закитайщина. Первоначально под Зелёным Клином подразумевалась территория Приамурья и Уссурийского края, ставшая основным объектом переселения украинцев на Дальнем Востоке во второй половине XIX - начале XX веков.

По данным Переписи населения Российской империи 1897 года, из 223 тысяч жителей Приморской области 33 тысячи (15 % населения) указали малорусский язык в качестве родного. По данным советского историка В. М. Кабузана, в 1883-1905 годах на Дальний Восток переселилось 172 876 человек, из малороссийских губерний - 109 510 человек, или 63,4 % переселенцев. С продолжением переселения на Дальний Восток к 1912 году, по данным русского исследователя А. Меньшикова, из 22 122 семей, переселившихся в 1858-1914 годах в Приморскую область, 15 475 (70 %) были с Украины. По данным Всесоюзной переписи населения 1926 года, на территории Дальневосточного края 315 203 человек указали себя украинцами, что составило 18,1 % населения региона.

Один из корреспондентов того времени, И. Иллич-Свитыч так описывал, например, город Уссурийск в 1905 году:

Это большое малорусское село. Главная и самая старая улица - Никольская. Вдоль всей улицы, по обеим сторонам, вытянулись белые мазанки, местами и теперь ещё крытые соломой. В конце города, при слиянии Раковки с Супутинкой, как часто и на коренной Украине, устроен «ставок», подле которого живописно приютился «млынок», так что получалась бы вполне та картина, в которой «старый дид» в одной песне смущает «молоду дивчину» - «и ставок, и млынок, и вишневенький садок», если бы этот последний был налицо. Среди русского населения, не считая казаков, малороссы настолько преобладают, что сельских жителей городской, так называемый интеллигентный, называет не иначе, как «хохлами». И действительно, среди полтавцев, черниговцев, киевских, волынских и других украинцев переселенцы из великорусских губерний совершенно теряются, являясь как бы вкраплением в основной малорусский элемент. Базар в торговый день, например, в Никольске-Уссурийском весьма напоминает какое-нибудь местечко в Украине; та же масса круторогих волов, лениво пережёвывающих жвачку подле возов, наполненных мешками муки, крупы, сала, свиных туш и т. п.; та же украинская одежда на людях. Повсюду слышится весёлый, бойкий, оживлённый малорусский говор, и в жаркий летний день можно подумать, что находишься где-нибудь в Миргороде, Решетиловке или Сорочинцах времён Гоголя.

Дальневосточная Украина.

Украинская деревня начала XX века.

Век назад украинцы составляли две трети населения Дальнего Востока, и в годы Гражданской они совершили безуспешную попытку создания там собственной государственности.

В конце XIX столетия первыми крестьянами, поселившимися в Приморье, стали выходцы из Черниговской и Полтавской губерний. Накануне 1917 года украинские села окружали Владивосток, переписи показывали в регионе 83% украинского населения. В годы революции и Гражданской войны наряду с белыми, красными и разнообразными интервентами здесь возникли и украинские части-«курени». Но после создания СССР все украинцы Приморья быстро стали русскими.

«Приморщина»

Когда в 1858-60 годах Российская империя отняла северный берег Амура и Приморье у Цинской империи, эти земли были не заселены и оставались таковыми первую четверть века российского владычества. Владивосток являлся небольшой базой флота посреди безлюдных пространств. Только 13 и 20 апреля 1883 года сюда из Одессы прибыли два первых пассажирских парохода «Россия» и «Петербург», на борту которых находились 1504 крестьянина-переселенца из Черниговской губернии. Ими на юге Приморья были основаны первые девять сел.

Именно с 1883 года заработал маршрут грузопассажирских пароходов из Одессы во Владивосток. До завершения строительства транссибирской железнодорожной магистрали оставалось еще 20 лет. И долгий, на полтора месяца, маршрут из Одессы, через Бофор и Суэцкий канал, мимо Индии, Китая, Кореи и Японии во Владивосток оставался куда более быстрым, легким и дешевым, чем девять тысяч верст грунтового Сибирского тракта и забайкальского бездорожья.

Одесса долгое время была главным связующим звеном с русским Дальним Востоком. Поэтому не удивительно, что среди переселенцев преобладали выходцы с Украины. В дальние края переселялись прежде всего безземельные крестьяне. Ближайшими к Одессе губерниями с наибольшим «аграрным перенаселением» были Черниговская и Полтавская. Именно они и дали основной поток первых колонистов в далекое Приморье.

На Дальнем Востоке крестьянам бесплатно предоставлялся 100-десятинный надел земли (109 га). Для сравнения, в центральной России средний крестьянский надел составлял 3,3 десятины, а в Черниговской губернии - 8 десятин. Но крестьянам из России было сложнее добраться до Одессы, чем жителям сел из ближайших украинских губерний. К тому же на Украине не существовало общинного землевладения, поэтому местным крестьянам было легче продать свои индивидуальные наделы и отправиться в дальний путь. Крестьяне же в российских губерниях этой возможности были лишены вплоть до столыпинских агарных реформ.

Поэтому за первое десятилетие российской колонизации Приморья, с 1883 по 1892 годы, выходцы с Украины составили 89,2% всех переселенцев. Из них 74% - крестьяне из Черниговской губернии, остальные - из Полтавской и Харьковской.

К началу XX века переселение украинцев в Приморье приобретает еще более массовый характер. С 1892 по 1901 годы сюда приехало свыше 40 тысяч украинских крестьян, которые составили 91,8% всех колонистов Приморья. Усилению такой миграции способствовал голод, охвативший северные губернии Украины в 1891-1892 годах.

В 1903 году заработала Транссибирская железная дорога, соединившая центральную Россию с Дальним Востоком. Это открыло новый этап заселения Приморья и разделило все населения края на «сторожильческое» - тех кто прибыл сюда на пароходах из Одессы, и «новосёлов», приехавших уже по железной дороге.

К 1909 году «старожильческое» население Приморской области начитывало 110 448 человек, из них украинцев 81,4%, русских - 9,5%, выходцев из белорусских губерний - 5,6%.

За последнее десятилетие перед 1917 годом в Приморье переселилось 167 547 человек. Но даже после создания Транссиба и столыпинских агарных реформ, отменивших общинное землевладение в российских губерниях, свыше 76% переселенцев составляли украинские крестьяне. Из них почти треть переселенцев дала Черниговская губерния, пятую часть Киевская и десятую - Полтавская.

Всего по данным статистики, с 1883 по 1916 годы в Приморье и Приамурье с Украины переселилось свыше 276 тысяч человек, 57% всех переселенцев. Украинские крестьяне заселяли Юг Приморья и Зейскую долину у Амура, которые по природе и ландшафту очень напоминали лесостепные районы Черниговщины и Полтавщины. В более северных таежных районах края они почти не селились.

Прибытие переселенцев в Благовещенск, 1905-1910 года. Источник: pastvu.com

В итоге космополитический Владивосток начала ХХ века окружали сплошь украинские села, и по свидетельству очевидцев, всех сельских жителей края горожане называли «не иначе, как хохлами». Украинцы породили в Приморье массу географических названий в честь городов и местностей Украины - река и село Киевка, поселки Черниговка, Чугуевка, Славянка, Хороль и другие.

Территории Приморской и Амурской областей, наиболее компактно заселенные выходцами с Украины, в украинском этническом сознании запомнились под именем «Зеленый Клин». Происхождение этого названия связывается с буйной зеленью растительности Приморья, а также географическим положением Южно-Уссурийского края, «клином» втиснувшегося между Китаем и Японским морем. Также слово «клин» использовалось в значении определенной части земной поверхности, земельных угодий («земельный клин»), ведь именно здесь украинский крестьянин получал в свое владение огромные по европейским меркам наделы.

В отношении украинских поселенческих земель на юге Дальнего Востока наряду с названием «Зеленый Клин» использовались также наименования «Новая Украина», «Дальневосточная Украина», «Зеленая Украина». В краеведческой литературе использование названия «Дальневосточная Украина» зафиксировано уже в 1905 году, применительно к южной части Уссурийского края.

Сами украинские крестьяне-колонисты в окрестностях Владивостока, по свидетельству этнографов, называли свой новый край «Приморщина» - по аналогии с Черниговщиной и Полтавщиной.

«Руськi»" и «мазепианцы» Дальнего Востока

Большинство этнических украинцев Приморья уже во втором поколении считали себя русскими. Так, по данным переписи населения Российской империи 1897 года из 223 тысяч жителей Приморской области лишь 33 тысячи, 15% от всего населения, указали «малорусский» в качестве родного языка, хотя люди украинского происхождения составляли более половины населения Приморья и разговаривали на русско-украинской смеси. Одновременно этнографы тех лет отмечали, что русские и украинские села сосуществовали друг с другом, не смешиваясь, минимум первые два-три поколения переселенцев. А украинский говор господствовал здесь в селах вплоть до конца 30-х годов XX века.

Современник так описывает села вокруг Владивостока век назад: «Мазаные хаты, садки, цветники и огороды возле хат, планировку улиц, внутреннее убранство хат, хозяйственное и домашнее имущество, инвентарь, а кое-где одежда - все это как будто целиком перенесено с Украины... Базар в торговый день, например, в Никольске-Уссурийском весьма напоминает какое-нибудь местечко в Украине; та же масса круторогих волов, та же украинская одежда на людях. Повсюду слышится веселый, бойкий, оживленный малорусский говор, и в жаркий летний день можно подумать, что находишься где-нибудь в Миргороде, Решетиловке или Сорочинцах времен Гоголя».

Картину «Дальневосточной Украины» завершали повсеместные подсолнухи возле сельских домов, непременные признаки украинских сел, и преимущественное использование в качестве тягловой силы характерных для Украины волов, а не более привычных для российских сел лошадей. Как писал дальневосточный этнограф тех лет В. А. Лопатин, украинцы «перенесли с собой Малороссию на Дальний Восток».

Среди украинцев Приморья в начале XX века бытовало самоназвание «руськi», которое отделялось и не смешивалось с этнонимом «русские». А в самом Приморье в начале XX века ситуация была аналогична собственно Украине - русскоязычные многонациональные города в окружении украинских сел. В этом плане Владивосток не сильно отличался от Киева.

Украинская деревня начала XX века. Фото: Сергей Прокудин-Горский / Library of Congress

Согласно официальным данным переписи 1897 года, уровень грамотности у украинцев в Приморье составлял 26,9% у мужчин и 2,7% у женщин, тогда как у русских - 47,1% у мужчин и 19,1% у женщин. Это объяснялось тем, что украинские переселенцы были почти все из сел, в то время как среди русских переселенцев доля выходцев из городов была значительно выше.

С 1863-го и до 1905 года в Российской империи на законодательном уровне было запрещено издание на украинском языке школьных учебников и любой иной литературы, даже религиозного характера. Указом Александра II от 1876 года украинский язык разрешался только в театральных постановках и пьесах «из прошлого малороссийской жизни».

Поэтому легальные украинские национальные организации появляются на Дальнем Востоке только после революции 1905 года. Но первая на Дальнем Востоке украинская организация была создана за пределами России - в Шанхае. Здесь в 1905 году возникла «Шанхайская Украинская Громада», объединившая украинцев из числа предпринимателей и служащих различных российских учреждений в Шанхае. Сведения о деятельности Шанхайской Громады весьма скудны, имеется лишь информация о том, что ею было собрано 400 рублей, которые были отправлены в Петербург для издания Евангелия на украинском языке.

На территории же российского Дальнего Востока или собственно «Зеленого Клина» первой украинской организацией, получившей право на легальную деятельность, стала «Владивостокская студенческая Украинская Громада», образованная в октябре 1907 года студентами-украинцами местного Восточного института, готовившего знатоков китайского и японского языков. «Громада» - по-украински означает общество, причем, так же, как и на русском, и общество, как некое объединение лиц, и общество в социальном смысле.

Любопытно, что кроме собственно студентов украинского происхождения в числе первых дальневосточных украинофилов, создателей владивостокской «Громады», был поручик Трофим фон Виккен, происходивший из рода немецких дворян, получивших поместья в Полтавской губернии. Поручик изучал японский язык, до 1917 года был офицером российской разведки в Японии, а после революции работал в японской фирме «Судзуки», а затем преподавал русский язык в японской военной академии. Активно сотрудничая в 1930-40-е годы с японскими и германскими спецслужбами, Трофим фон Виккен до конца жизни оставался еще и завзятым украинским националистом.

Но вернемся в эпоху первой русской революции. 7 декабря 1905 года в Харбине был создан Украинский клуб - первая в Маньчжурии украинская организация. Официальное открытие клуба состоялось 20 января 1908 года, после регистрации его устава местными властями. При этом харбинский клуб стал первым Украинским клубом в Российской империи, получившим официальное разрешение на свою деятельность. Второй подобный клуб возник несколько позже в Петербурге и только третий в апреле 1908 года был создан в Киеве. Деятельности Украинского клуба в Харбине покровительствовал управляющий КВЖД генерал Дмитрий Хорват, считавший себя украинцем потомок сербских дворян, еще при Екатерине II поселившихся в Херсонской губернии.

Вообще в Харбине и на контролируемых Россией станциях КВЖД в китайской Маньчжурии работало и проживало немало украинцев, почти 22 тысячи человек, треть от всего российского населения в этом регионе.

В связи с поражением революции 1905-1907 годов и началом реакции легальные украинские общественные организации на Дальнем Востоке просуществовали недолго. Уже в 1909 году распоряжением министра народного просвещения «Владивостокская студенческая Громада» была закрыта. Полиция получила задание установить надзор не только за революционерами, но и за «мазепианцами». Однако, как отмечалось в полицейском рапорте губернатору Приморской области за 1913 год, «связей с какими либо украинскими организациями в Европейской России или заграницей с целью объединения малороссов во Владивостоке пока не обнаружено».

До 1917 года «украинская» деятельность на Дальнем Востоке ограничивалась культурными мероприятиями, малороссийскими песнями и «шевченковскими вечерами». Любопытно, что во Владивостоке в театре «Золотой Рог» 25 февраля 1914 года торжественно отмечалось 100-летие со дня рождения Т. Г. Шевченко, в то время как проведение подобных мероприятий в Киеве было запрещено властями.

Несостоявшиеся «курени» Владивостока

Революция 1917 года привела к всплеску украинского движения не только в Киеве, но и на Дальнем Востоке.

26 марта 1917 года на митинге украинцы Владивостока и окрестностей создали «Владивостокскую Украинскую Громаду». Первым председателем Громады стал бывший политический ссыльный, социал-демократ, журналист из Полтавы Николай Новицкий. Уже в мае 1917 года «левый» Новицкий перешел на работу во Владивостокский Совет и пост председателя Громады занял заместитель военного прокурора Владивостока (а «для души» музыкальный критик) подполковник Федор Стешко, уроженец Черниговской губернии.

Позже Новицкий станет «красным» и в 30-е годы будет крупным чином в прессе УССР, а его коллега по «украинству» Стешко станет «белым», в 1920 году вокруг земного шара доберется до Украины в целях установления связей «Зеленого Клина» с петлюровцами. Новицкого расстреляют в 1938 году вместе с иными «украинизаторами» УССР, а Стешко умрет в эмиграции в Праге.

Русские викинги.Кем были хлыновские ушкуйники и как они основали Вятку.

Весной 1917 года почти во всех городах Дальнего Востока были основаны аналогичные «Украинские Громады». Они возникли в Хабаровске, Благовещенске, Никольске-Уссурийском (ныне Уссурийск), Имане (ныне Дальнореченск), Свободном, Николаевске-на-Амуре, Петропавловске-Камчатском, Чите, Харбине, на многих железнодорожных станциях и в селах российского Дальнего Востока и Маньчжурии. В этот период все дальневосточные украинские организации выступали за автономию Украины в составе «федеративного демократического Российского государства».

В ряде городов Дальнего Востока «Громады» просуществовали практически до их роспуска большевиками в ноябре 1922 года. Некоторые из них были весьма многочисленными и влиятельными - так, в Украинской Громаде Хабаровска к 1921 году было зарегистрировано свыше 940 семей (более 3000 человек). Усилиями этих «громад» организовывались украинские школы, кооперативы, велась активная просветительская и издательская деятельность.

В 1917 году на Дальнем Востоке появляются газеты на украинском языке - «Українець на Зеленому Клині» (Владивосток), «Українська Амурська справа» (Благовещенск), «Хвилі України» (Хабаровск), «Вісти Українського клубу» (Харбин). Всероссийская сельскохозяйственная перепись населения, проведенная летом 1917 года, зафиксировала здесь 421 тысячи украинцев, что составляло 39,9% всего населения региона.

Летом 1917 года на Дальнем востоке возник целый ряд «Окружных Рад» - аналогов революционных Советов, но построенных по этническому принципу. Эти «Окружные Рады» уже претендовали не только на общественную деятельность, но и на политическое руководство местными украинцами. Например, с 1917 года и до начала 20-х годов активно действовала Маньчжурская Окружная Рада с центром в Харбине. С 1918 года эта рада выдавала дальневосточным украинцам паспорта граждан «самостийной» Украины (при этом текст таких документов печатался на трех языках - украинском, русском и английском).

После Брестского мира советская Москва некоторое время даже признавала дальневосточные Окружные Рады как консульства независимой Украины. Но с 1922 года, когда большевики создали на Дальнем востоке буферную Дальневосточную Республику, они отказались признавать Рады и выданные ими «украинские паспорта». Сами же Благовещенская и Хабаровская Окружные Рады получили статус органов национально-культурной автономии в составе ДВР.

В 1917-1919 года во Владивостоке прошло несколько общих съездов украинцев Дальнего Востока. На третьем таком съезде в апреле 1918 года избрали «Украинский Дальневосточный Секретариат», претендовавший на статус правительства «Дальневосточной Украины». Однако, это «правительство» не имело ни средств, ни массовой поддержки, после того как оно попыталось занять нейтральную позицию в разгоравшейся гражданской войне. Тем не менее, Секретариат действовал вплоть до ареста его членов советскими властями в ноябре 1922 года.

Кроме общественных «громад» и претендовавших на статус местной власти «окружных рад», на Дальнем Востоке с лета 1917 года активно действовали, как минимум, две украинских политических партии - Украинская социал-демократическая рабочая партия (УСДРП) и Украинская партия социалистов-революционеров. Владивостокское отделение УСДРП тут же встало в оппозицию к «буржуазной» Владивостокской Громаде.

На выборах в Учредительное собрание, состоявшихся в ноябре 1917 года, «Амурская Областная Украинская Рада» выдвинула свой список кандидатов. В предвыборной агитации эти кандидаты определялись, как «украинские трудовики-эсеры». Они должны были отстаивать в Учредительном собрании «Землю и Волю трудового народа, восьмичасовой рабочий день и Федеративную Демократическую Российскую Республику».

Но, несмотря на то, что список «Амурской Украинкой Областной Рады» был поддержан всеми украинскими организациями Дальнего Востока, он собрал всего 3265 голосов (1,4%). Соответственно провести украинского кандидата от Дальнего Востока в Учредительное собрание не удалось - дальневосточные украинцы отдали предпочтение кандидатам общероссийских партий.

В марте 1920 года владивостокская организация УСДРП объявила о «признании советской власти», но с оговоркой о самостоятельности советской Украины и «необходимости обеспечения национально-культурных прав украинского народа на Дальнем Востоке». Фактически, к 1920 году все украинские социалисты «Дальневосточной Украины» влились в состав большевистской коалиции.

В период Гражданской войны, естественно, главную роль играли военные организации. Еще в июле 1917 года Временное правительство, уступив требованиям киевской Центральной Рады, согласилось на создание в рамках российской армии отдельных украинских частей. В итоге летом 1917 года во Владивостокском гарнизоне были создано 8 «украинских рот». Хотя гарнизон Владивостока на две трети состоял из украинцев и лиц украинского происхождения, идея «украинского войска» на Дальнем Востоке не набрала большой популярности.

Однако в конце 1918 года идея украинских войск стала более популярной, но по вполне «пацифистской» причине. Когда Сибирское временное правительство попыталось начать мобилизацию украинцев Амура и Приморья на фронт для войны с большевиками, местные «малороссы» стали отказываться под предлогом того, что желают воевать только в национальных украинских частях.

Созданное в Омске на штыках чехословацкого легиона «Всероссийское Временное правительство» 4 ноября 1918 года выпустило отдельную декларацию о создании украинских воинских частей в составе «белых» армий. Во Владивостоке был организован украинский штаб по формированию украинских частей. Его начальником стал некий есаул Харченко, а затем генерал Хрещатицкий, бывший командир Уссурийской казачьей дивизии. Планы были наполеоновские - создать 40-тысячный украинский корпус «вольного казачества».

Но все эти попытки погрязли в интригах и склоках различных властных структур белых, а главное, не нашли единодушной поддержки иностранных хозяев - если глава военной миссии Антанты в Сибири французский генерал Жанен был благосклонен к идее «дальневосточного украинского войска», то японцы категорически выступили против.

В итоге 15 мая 1919 года последовало указание адмирала Колчака, уже ставшего «Верховным Правителем», о недопустимости формирования украинских частей. Только что созданный во Владивостоке «1-й Ново-Запорожский Добровольческий пластунский курень» (батальон) был арестован белой контрразведкой в полном составе под предлогом «пробольшевистских настроений».

Украинские националисты вновь попытались создать свои войска в январе 1920 года, когда во Владивостоке была свергнута развалившаяся под ударами красных власть Колчака. «Украинский Дальневосточный Секретариат» даже обратился за помощью в этом деле к большевикам, но большевистский Военный совет Приморья заявил, что он не может дать «русских денег на чужие ему украинские войска».

Украинским активистам было предложено содержать свои части на собственные средства, однако пожертвований, поступавших от украинского населения на эти нужды, не хватало. В этих условиях украинские воинские части, испытывавшие недостаток самого необходимого и, прежде всего, продовольствия, не смогли долго просуществовать даже в условиях царившего в Приморье фактического безвластия.

В ходе пертурбаций гражданской войны в Хабаровске председателем местного большевистского ревкома стал бывший член «Украинского Дальневосточного Секретариата» Яременко. Ревком признал целесообразность формирования украинских частей, однако под давлением владивостокских большевиков вынужден был отказаться от реализации этой идеи.

На Амуре из местных антиколчаковских партизан из крестьян украинского происхождения сформировалось несколько частей, и одна из них вошла под желто-голубым флагом в город Свободный (до 1917 года город именовался Алексеевск, в честь наследника и сына Николая II). Однако местные большевики потребовали разоружения этого отряда, пригрозив в противном случае использовать против него военную силу.

Кстати, многочисленные украинские организации Дальнего Востока тогда так и не смогли договориться о флаге «Дальневосточной Украины» - предлагались варианты желто-голубого флага с зелёным треугольником или зеленого полотнища с желто-голубой вставкой.

В ночь с 4 на 5 апреля 1920 года японцы начали открытую оккупацию Владивостока и Приморья. Во Владивостоке японским военным отрядом из помещения так называемого «Украинского революционного штаба» было изъято оружие и боеприпасы. В результате этих событий немногие сформированные украинские части Владивостока ушли в леса, где в итоге слились с красными партизанами.

В конце гражданской войны, летом 1922 года ряд дальневосточных «Украинских Рад» приняли участие в выборах в Народное собрание «буферной» Дальневосточной Республики, выдвинули свои списки кандидатов, но к тому времени население всех национальностей уже четко ориентировалось на большевиков и их союзников. В народное собрание Дальневосточной Республики прошел только один «украинский кандидат» от «Завитинской Рады» (Завитинск - районный центр в Амурской области).

В октябре 1922 года красная армия заняла Владивосток и уже к декабрю все наиболее активные деятели дальневосточного «мазепианства» были арестованы ЧК. В январе 1924 года начался так называемый «Читинский процесс» - суд над арестованными лидерами дальневосточных украинских националистов.

Подсудимые, всего почти 200 человек, были обвинены, как бы сейчас сказали, в сепаратизме - в стремлении оторвать Дальний Восток от СССР, ориентации на соседние капиталистические страны и в сотрудничестве с «петлюровской» Центральной Радой. Главным обвиняемым был глава несостоявшегося украинского правительства Дальнего востока - «Украинского краевого секретариата Зеленого Клина» - уроженец Черниговской губернии, владивостокский инженер Юрий Галушко. Его обвиняли в частности в получении крупных денежных сумм от японцев. Кстати, в 1919 году Галушко арестовывался колчаковской контрразведкой по сути по тем же обвинениям в сепаратизме.

Обвиняемые «Читинского процесса» получили относительно мягкие приговоры, Галушко дали пять лет заключения. Он благополучно пережил репрессии 30-х годов, вернулся на Украину, в 1941 году пытался сотрудничать с украинскими коллаборационистами, но оказался им не нужен, и умер в 1942 году от голода в оккупированном Киеве.

Читинский процесс 1924 года фактически ликвидировал украинский национализм «Зелёного клина». Еще ранее были распущены все «Украинские громады» и «Окружные Рады». Любопытно, что эта «русификация» Дальнего Востока проводилась большевиками одновременно с «украинизацией» самой Украины.

По данным переписи 1926 года грамотными были всего 42,6% украинского населения Приморья, при этом умели читать и писать на украинском языке лишь 6691 человек - 2,1% всех дальневосточных украинцев. В итоге, введенное к 1930-м годам всеобщее обучение в школах велось на Дальнем Востоке на русском языке и стало важным инструментом «русификации» края.

В последующие десятилетия украинцы Дальнего Востока стали русскими. Этот процесс в течение всего двух-трех поколений наглядно показывает сухая статистика. В 1917 году перепись зафиксировала здесь 421 тысячу украинцев, что составляло 39,9% от населения региона. Согласно переписи 1923 года на Дальнем Востоке насчитывалось 346 тысяч украинцев (33,7% населения). По результатам переписи 2010 года в Приморской крае, населенном преимущественно потомками выходцев из украинских губерний, русскими себя посчитало 86%, а украинцами всего 2,55%.

Украи́нцы на Дальнем Востоке (укр. Українці Далекого Сходу ) - одна из этнических общин на территории Дальнего Востока , которая сформировалась исторически, внесла значительный вклад в освоение и развитие этого края. Украинская община также вошла в историю активной политической деятельностью на Дальнем Востоке после Революции 1917 года . Большинство современной украинской диаспоры составляют потомки первых переселенцев на территорию края в конце ХIХ - начале ХХ века, а также специалисты, переехавшие из УССР во время промышленного развития региона.

По данным переписи населения 2010 года численность украинцев в составляет 154 954 человек - это вторая по численности этническая группа Дальневосточного Федерального округа .

История

Украинская колонизация Дальнего Востока

В конце XIX столетия первыми крестьянами, поселившимися в Приморье , стали выходцы из Черниговской и Полтавской губерний . Накануне 1917 года украинские села окружали Владивосток , переписи показывали в регионе 83% украинского населения. В годы революции и Гражданской войны наряду с белыми, красными и разнообразными интервентами здесь возникли и украинские части-«курени» .

В 1858-60 годах Российская империя присоединила северный берег Амура и Приморье, эти земли были не заселены и оставались таковыми первую четверть века российского владычества. Владивосток являлся небольшой базой флота посреди безлюдных пространств. Только 13 и 20 апреля 1883 года сюда из Одессы прибыли два первых пассажирских парохода «Россия» и «Петербург», на борту которых находились 1504 крестьянина-переселенца из Черниговской губернии. Ими на юге Приморья были основаны первые девять сел .

Одесса долгое время была главным связующим звеном с русским Дальним Востоком . Поэтому не удивительно, что среди переселенцев преобладали выходцы с Украины. В дальние края переселялись прежде всего безземельные крестьяне. Ближайшими к Одессе губерниями с наибольшим «аграрным перенаселением» были Черниговская и Полтавская. Именно они и дали основной поток первых колонистов в далекое Приморье.

Поэтому за первое десятилетие российской колонизации Приморья , с 1883 по 1892 годы, выходцы с Украины составили 89,2% всех переселенцев. Из них 74% - крестьяне из Черниговской губернии, остальные - из Полтавской и Харьковской .

К началу XX века переселение украинцев в Приморье приобретает еще более массовый характер. С 1892 по 1901 годы сюда приехало свыше 40 тысяч украинских крестьян, которые составили 91,8% всех колонистов Приморья. Усилению такой миграции способствовал голод, охвативший северные губернии Украины в 1891-1892 годах .

Всего по данным статистики, с 1883 по 1916 годы в Приморье и Приамурье с Украины переселилось свыше 276 тысяч человек, 57% всех переселенцев. Украинские крестьяне заселяли Юг Приморья и Зейскую долину у Амура, которые по природе и ландшафту очень напоминали лесостепные районы Черниговщины и Полтавщины. В более северных таежных районах края они почти не селились.

В итоге космополитический Владивосток начала ХХ века окружали сплошь украинские села, и по свидетельству очевидцев, всех сельских жителей края горожане называли «не иначе, как хохлами». Украинцы породили в Приморье массу географических названий в честь городов и местностей Украины - река  Киевка , село Киевка , поселки Черниговка , Чугуевка , Славянка , Хороль и другие .

В отношении украинских поселенческих земель на юге Дальнего Востока наряду с названием «Зеленый Клин » использовались также наименования «Новая Украина», «Дальневосточная Украина», «Зеленая Украина». В краеведческой литературе использование названия «Дальневосточная Украина» зафиксировано уже в 1905 году, применительно к южной части Уссурийского края .

Сами украинские крестьяне-колонисты в окрестностях Владивостока, по свидетельству этнографов, называли край «Приморщина» - по аналогии с Черниговщиной и Полтавщиной .

Современник так описывает села вокруг Владивостока век назад :

Мазаные хаты, садки, цветники и огороды возле хат, планировку улиц, внутреннее убранство хат, хозяйственное и домашнее имущество, инвентарь, а кое-где одежда - все это как будто целиком перенесено с Украины... Базар в торговый день, например, в Никольске-Уссурийском весьма напоминает какое-нибудь местечко в Украине; та же масса круторогих волов, та же украинская одежда на людях. Повсюду слышится веселый, бойкий, оживленный малорусский говор, и в жаркий летний день можно подумать, что находишься где-нибудь в Миргороде, Решетиловке или Сорочинцах времен Гоголя

Картину «Дальневосточной Украины» завершали повсеместные подсолнухи возле сельских домов, непременные признаки украинских сел, и преимущественное использование в качестве тягловой силы характерных для Украины волов, а не более привычных для российских сел лошадей. Как писал дальневосточный этнограф тех лет В. А. Лопатин, украинцы «перенесли с собой Малороссию на Дальний Восток » .

Украинское политическое движение после Революции

Революция 1917 года привела к всплеску украинского движения не только в Киеве, но и на Дальнем Востоке.

26 марта 1917 года на митинге украинцы Владивостока и окрестностей создали «Владивостокскую Украинскую Громаду» . Первым председателем Громады стал бывший политический ссыльный, социал-демократ, журналист из Полтавы Николай Новицкий. Уже в мае 1917 года «левый» Новицкий перешел на работу во Владивостокский Совет и пост председателя Громады занял заместитель военного прокурора Владивостока (а «для души» музыкальный критик) подполковник Федор Стешко, уроженец Черниговской губернии .

Весной 1917 года почти во всех городах Дальнего Востока были основаны аналогичные «Украинские Громады» . Они возникли в Хабаровске , Благовещенске , Никольске-Уссурийском (ныне Уссурийск), Имане (ныне Дальнореченск), Свободном , Николаевске-на-Амуре , Петропавловске-Камчатском , Чите , Харбине , на многих железнодорожных станциях и в селах российского Дальнего Востока и Маньчжурии. В этот период все дальневосточные украинские организации выступали за автономию Украины в составе «федеративного демократического Российского государства» .

В ряде городов Дальнего Востока «Громады» просуществовали практически до их роспуска большевиками в ноябре 1922 года. Некоторые из них были весьма многочисленными и влиятельными - так, в Украинской Громаде Хабаровска к 1921 году было зарегистрировано свыше 940 семей (более 3000 человек). Усилиями этих «громад» организовывались украинские школы, кооперативы, велась активная просветительская и издательская деятельность.

В 1917 году на Дальнем Востоке появляются газеты на украинском языке - «Українець на Зеленому Клині» (Владивосток), «Українська Амурська справа» (Благовещенск), «Хвилі України» (Хабаровск), «Вісти Українського клубу» (Харбин). Всероссийская сельскохозяйственная перепись населения, проведенная летом 1917 года, зафиксировала здесь 421 тысячи украинцев, что составляло 39,9% всего населения региона .

Однако в конце 1918 года идея украинских войск стала более популярной, но по вполне «пацифистской» причине. Когда Сибирское временное правительство попыталось начать мобилизацию украинцев Амура и Приморья на фронт для войны с большевиками, местные «малороссы» стали отказываться под предлогом того, что желают воевать только в национальных украинских частях.

15 мая 1919 года последовало указание адмирала Колчака, уже ставшего «Верховным Правителем», о недопустимости формирования украинских частей. Только что созданный во Владивостоке «1-й Ново-Запорожский Добровольческий пластунский курень» (батальон) был арестован белой контрразведкой в полном составе под предлогом «пробольшевистских настроений».

Украинские активисты вновь попытались создать свои войска в январе 1920 года, когда во Владивостоке была свергнута развалившаяся под ударами красных власть Колчака. «Украинский Дальневосточный Секретариат» даже обратился за помощью в этом деле к большевикам, но большевистский Военный совет Приморья ответил отказом .

Украинским активистам было предложено содержать свои части на собственные средства, однако пожертвований, поступавших от украинского населения на эти нужды, не хватало. В этих условиях украинские воинские части, испытывавшие недостаток самого необходимого и, прежде всего, продовольствия, не смогли долго просуществовать даже в условиях царившего в Приморье фактического безвластия.

В ходе пертурбаций гражданской войны в Хабаровске председателем местного большевистского ревкома стал бывший член «Украинского Дальневосточного Секретариата» Яременко. Ревком признал целесообразность формирования украинских частей, однако под давлением владивостокских большевиков вынужден был отказаться от реализации этой идеи .

На Амуре из местных антиколчаковских партизан из крестьян украинского происхождения сформировалось несколько частей, и одна из них вошла под желто-голубым флагом в город Свободный (до 1917 года город именовался Алексеевск, в честь наследника и сына Николая II). Однако местные большевики потребовали разоружения этого отряда, пригрозив в противном случае использовать против него военную силу.

В ночь с 4 на 5 апреля 1920 года японцы начали открытую оккупацию Владивостока и Приморья. Во Владивостоке японским военным отрядом из помещения так называемого «Украинского революционного штаба» было изъято оружие и боеприпасы. В результате этих событий немногие сформированные украинские части Владивостока ушли в леса, где в итоге слились с красными партизанами .

Численность

Численность украинцев в округах Дальне-Восточного края по данным переписи 1926 гг. :

всего украинцы %
Дальне-Восточный край 1727574 315203 18,2%
Амурский округ 386698 100500 26,0%
Владивостокский округ 453419 148768 32,8%
Хабаровский округ 176091 49430 28,1%

Динамика численности украинцев в регионах Дальнего Востока в 1959-2010 гг., согласно данным переписей населения :

Численность украинцев 1959 % 1989 % 2002 чел. % 2010 чел. %
Приморский край 182004 13,18 % 163116 8,25% 185091 8,20 % 94058 4,58 % 49953 2,76 %
Хабаровский край 83737 8,55% 77787 5,68% 96665 6,05% 48622 3,39% 26803 2,08%
Камчатский край 14852 6,73 % 30439 7,9% 43014 9,11 % 20870 6,01 % 11488 3,91 %
Амурская область 56266 7,84% 57669 6,16% 70759 6,74% 31475 3,49% 16636 2,02%
Магаданская область 26449 14,00% 45084 13,38% 58172 14,85% 18068 9,92% 9857 6,48%
Сахалинская область 48073 7,40% 40600 6,13% 46216 6,51% 21831 4,02% 12136 2,56%