Пасха в царской россии. Празднование Пасхи при дворе русских императоров в XVIII - конце XIX в

Первую Пасху праздновали древние иудеи за полторы тысячи лет до рождения Христа, когда евреи под предводительством пророка Моисея ушли из Египта.

В переводе с еврейского слово «пасха» означает «освобождение», «прохождение», «избавление» и символизирует избавление евреев от египетского рабства.

Слово Easter происходит от англо-саксонского «Eostre» что означает имя богини весны.

Пасха в России.

В России Пасха всегда была самым торжественным праздником. Девушки и молодые женщины наряжались в белые платья, мужчины надевали строгие чёрные костюмы.

В 19 веке в России к Пасхе начинали готовиться ещё зимой. Ежегодно два месяца посвящались празднованию воскрешения Христа и приходу весны. Сначала праздновали масленицу. Каждый день в масленицу перед предстоящим длительным постом, когда масло запрещалось, россияне лакомились блинами с маслом. Во все ресторанах и тавернах продавались блины, которые пеклись тут же и подавались к столу горячими.

асленицу отмечали в воскресенье за 8 недель до Пасхи обычно в феврале.

Москве, в Санкт – Петербурге, в провинциальных городах и маленьких деревеньках проводились карнавальные шествия. Люди одетые в масках прогуливались по улицам, заезжие актёры развлекали крестьян, по улицам возили дрессированных медведей, сооружались ледяные горки и качели. После праздника площади были усыпаны скорлупками от орехов и апельсиновыми корками. Затем качели разбирали, ледяные горки ломали. Семинедельный Великий пост предшествующий Пасхе был самым важным постом в году и соблюдался всеми. Нельзя было употреблять никакого мяса животных и домашней птицы. Не разрешалось так же употреблять сливочное масло, молоко, яйца сахар. Вместо этого в пищу употребляли грибы, капусту, растительное масло, рыбу, картофель, кофе с миндальным молоком. В 18 веке продажа икры во время поста запрещалась, так как москвичи использовали икру вместо масла для всех блюд.

Первая, четвёртая, седьмая неделя Великого поста были самые строгие. Наиболее набожные люди исключали даже рыбу в первую и последнюю неделю Великого поста, по средам и пятницам в эти недели.

Когда начинался Великий пост некоторые люди ловили птиц, а потом выпускали их на волю, что символизировало то, что бог дал нам надежду, избавив нас от грехов.

В течение семи недель разного рода публичные развлечения были запрещены или они имели место и проводились с большой осторожностью. Оперы заменялись концертами. Состоятельные дамы снимали с себя бриллианты и надевали более простые украшения из жемчуга и кораллов или несколько скромных украшений из бирюзы, которые подобно незабудкам украшали их волосы. Танцы заменялись пением – это было золотое время для музыкантов и певцов, которые приезжали из Парижа в Россию.

Те, чьи именины приходились на время Великого поста были особенно счастливы, так как все ходили к ним в гости. Это вносило разнообразие в монотонно текущие дни. Единственным праздником предшествующим Великому посту было вербное воскресенье.

Прежде всего вербное воскресение было радостным событием для детей в деревнях. Крестьяне уходили в лес, где срывали большое количество веточек вербы, которые затем продавали в городе. Иногда ветки представляли собой целое молодое дерево, а иногда веточки были очень маленькие, которые связывали в пучок по 100 штук. Православный батюшка мог купить целое дерево, которое он освещал, а затем высаживали перед???

В четверг перед вербным воскресеньем в городах устраивалась ярмарка, где выставлялись для продажи игрушки или цветы. Вербная ярмарка в Санкт – Петербурге предлагала на продажу огромное количество веточек вербы. Их покупали для детей, которые несли вербу по улицам. К голым веточкам россияне прикрепляли цветы из бумаги, на некоторые ветки приделывали разные виды фруктов, вылепленных из воска, а так же птичек, маленького воскового ангела привязывали синей ленточкой к ветке. На вербное воскресенье слуги изготавливали игрушки, чтобы подарить их детям, а повара готовили сладости из сахара. Состоятельные дядюшки и крёстные отцы часть посылали своим племянникам и крёстным богатые пасхальные подарки. Например, ангел был сделан из золота, листики из серебра, а фрукты обычно из воска.

Помимо веточек вербы, открывались огромные рынки, где продавались живые цветы из богатых теплиц Санкт – Петербурга. Киоски были заполнены розами, фиалками, гиацинтами, апельсинными и лимонными деревьями. А некоторые торговцы предлагали купить миниатюрные домики с мебелью, церкви с куполами башенками и крестами.

Каретники продавали миниатюрные русские карты изготовленные из дерева и жести. Стекольщики предлагали миниатюрные тарелки.

Все классы общества участвовали в весёлой вербной ярмарке.

На кануне вербного воскресенья в память о вхождении Христа в Иерусалим в больших и малых городах проходили шествия, в которых участвовали все жители населенных пунктов. Распевая гимны люди несли веточки вербы простые или украшенные после освещения в церкви.

Крестьяне придавали особое значение и считали освещение веточек вербы благословением. На следующее утро дети обычно вставали рано и с радостным видом хлестали веточками вербы всех тех, кто долго спит. Они были настолько возбуждены происходящим, что не могли уснуть всю ночь. Прокравшись на рассвете в ночных пижамах они ходили по комнатам, радостно ударяя всех тех, кто находился в кровати и с восторгом кричали: «Розга бьёт, бьёт до слёз, не я бью тебя розга бьёт!»

На вербной ярмарке и за несколько дней Пасхи продавались миллионы раскрашенных яиц, так как яйца играли важную роль в праздновании Пасхи. Яйцо было основным атрибутом российской Пасхи. Яйцо не только вкладывали в руку каждому знакомому встретившемуся на пути, но люди играли в игры яйцами, ели их, а так же использовали яйца в больших количествах для приготовления традиционного пасхального хлеба и пасхального десерта. Москву снабжали яйцами окрестные сёла и перед Пасхой в большом количестве яйца отправляли в Санкт – Петербург. Караван за караваном яйца следовали в город, они были сварены в крутую и покрашены в красный цвет. На многих яйцах были написаны короткие предложения: « Христос Воскрес!», « Этот подарок я дарю тому, кого люблю», «Возьми его съешь и подумай обо мне» и многие другие.

Пасхальные яйца производились на императорском стекольном заводе, а также на фарфоровой фабрике. Яйца были большими и маленькими, золотыми и по

В 19 веке в России к Пасхе начинали готовиться ещё зимой.

Ежегодно два месяца посвящались празднованию воскрешения Христа и приходу весны. Сначала праздновали масленицу. Каждый день в масленицу перед предстоящим длительным постом, когда масло запрещалось, россияне лакомились блинами с маслом ежедневно.

Во всех ресторанах и тавернах продавались блины, которые пеклись тут же и подавались к столу горячими.

Масленицу отмечали в воскресенье за 8 недель до Пасхи обычно в феврале. В Москве, в Санкт – Петербурге, в провинциальных городах и маленьких деревеньках проводились карнавальные шествия. Люди одетые в масках прогуливались по улицам, заезжие актёры развлекали крестьян, по улицам возили дрессированных медведей, сооружались ледяные горки и качели.

После праздника площади были усыпаны скорлупками от орехов и апельсиновыми корками.

Затем качели разбирали, ледяные горки ломали.

В течение всего Великого поста магазины и торговые лавки были переполнены красивыми коробочками с восковыми и сахарными яйцам всех размеров. Самые маленькие яйца были размером с яйцо птицы крапивника, а самые большие с яйцо лебедя и страуса. Продавались также огромные коробки в форме яйца, покрытые бумагой золотого цвета и наполненные плитками шоколада, они предназначались для дам. Появились в продаже и прозрачные яйца, в которых можно было увидеть букет цветов, маленькие деревца из воска или иконки святых.

В настоящее время самые знаменитые из пасхальных яиц это прекрасные императорские яйца, изготовленные по заказу двух последних российских царей – Александра 3 и Николая 2. Эти яйца были изготовлены всемирно известным ювелирных дел мастером Петэром Карлом Фаберже.

Обычай красить яйца связывают с Марией Магдалиной.

Красный цвет – это воспоминание о крови Иисуса Христа, которую он пролил за нас на Кресте.

Во всех больших и маленьких городах, сёлах проходили пасхальные службы. Ближе к полуночи церкви переполнялись людьми. Приветствия друг другу и христования начинались в алтаре между священниками, которые затем выходили к пастве и провозглашали: « Христос Воскресе!».

Храмы в этот день были убраны как никогда богато и красиво. При первом благовесте зажигали свечи и начинался крестный ход вокруг храма.

Во время крестного хода священнослужители, облачённые в «светлейший сан» совершив каждение престола, с пением выходили из храма. За ними шли прихожане. Хоругви, свечи, колокольный звон и пение в это время символизируют победу Христа над смертью.

Придя к притвору, снова производили каждения, и начиналась пасхальная утреня перед закрытыми дверьми храма в знак того, что получена весть о воскресении перед дверьми Гроба Господня.

После песнопений и возгласа: «Христос Воскрес!» врата открывались,- так ангел отваливал камень от дверей Гроба Господня. За тем начиналось христование.

В знак особой радости в этот день песнопения в церкви не прекращались. Перезвон церковных колоколов тоже звучал весь день.

После окончания службы никто не спешил ложиться спать. Все отправлялись в таверны или по домам, чтобы плотно покушать. Обед начинался в 3 или 4 часа утра и стол был всю ночь и весь следующий день. Праздничные столы были украшены белыми лилиями и гиацинтами. В центре стола находились ягнята, вырезанные из масла, кроме того здесь же находилась и множество блюд с салатами, окороками, телятиной и жаренной птицей. Можно было также отведать разные виды пирогов, ромовые бабы и мазурки, и конечно же традиционные русские пасхальные блюда – кулич и пасха. Каждая семья имела свои особые рецепты этих блюд переходившие из поколения в поколение. Перед подачей на стол куличи и пасхи освещались в церкви. Непременным атрибутом пасхального стола были сваренные в крутую яйца.

Начиная с пасхальной ночи в течение всего следующего дня было принято ходить в гости и угощаться. Все приветствовали друг друга традиционными фразами: «Христос Воскрес!» «Воистину Воскрес!», а затем троекратно целовали друг друга. Особенно тяжело приходилось императору – не только своих домашних и посетителей, которые приходили к нему в воскресное утро, но и каждого караульного он удостаивал своим императорским поцелуем и, словами «Христос Воскрес!» ,а на проходившем в пасхальное воскресенье народе он целовал всех офицеров и рядовых. В 1904 году Николай 2 написал в своём дневнике, что он обменялся пасхальными поцелуями с участниками полночной мессы и с 730 своими солдатами.

Заканчивается Пасха поминанием всех усопших, россияне отмечали поминальный день или Радоницу. Они шли к могилам своих предков и оставляли там пищу освещённую в церкви, а часть пищи отдавали на кладбище нищим.

Пасха в Великобритании и США

Пасха для многих жителей Великобритании и США является более религиозным праздником чем Рождество. Большинство британцев и американцев присутствуют на пасхальной службе, которая начинается в субботу вечером и продолжается около двух часов, начанаясь в 9:30 вечера и заканчиваясь в полночь. После службы все поздравляют друг друга с окончанием Великого поста. Чтобы показать начало новой жизни многие церкви украшают ветками деревьев с набухшими почками, нарциссами и разукрашенными яйцами.

После службы все возвращаются домой и едят Easter Simnel cake. Он представляет собой пирог, схожий с рождественским, но украшенный марципанами символизирующими 12 апостолов и Иисуса Христа.

Страстное Воскресенье известно как Carling Sunday – гороховое воскресенье в отдельных частях севера Англии. Carlings – это маленькие сухие горошинки, которые замачиваются в воде в течение ночи, а затем жарятся на почти сухой сковороде. Когда они начинают подгорать, значит готовы. Их также продают в пивных, и люди едят их из чашки с добавлением небольшого количества сливочного масла и большой порции перца и соли.

В Британии и США соблюдается обычай дарить в день Воскресения Христова разукрашенные яйца.

Полые яйца покрывают маленькими кусочками влажной папиросной бумаги, чтобы получить красивый мраморный эффект, или разрисовывают яйца акриловыми или густыми акварельными красками. Другой декоративный стиль предполагает наклеивать на яйца кружева или бумажные шаблоны. Готовые яйца подвешивают на нитке или струне к ветке и ставят в вазу с водой. Получается пасхальное дерево.

Символом Пасхи в англоязычных странах является пасхальный кролик или заяц. В Пасхальное воскресенье дети просыпаются утром и обнаруживают, что пасхальный кролик оставил для них корзинки со сладостями. Он также прячет яйца, которые дети раскрашивали за неделю до этого. Они ищут эти яйца по всему дому. Местные организации проводят соревнования по поиску пасхальных яиц. Тот ребёнок, который найдёт наибольшее количество яиц, получает приз.

Пасхальный стол в Великобритании и США могут украшать и кролики из сладкого теста. Этих шикарных кроликов очень весело готовить и они исчезают со стола за считанные секунды.

В Англии дети катают яйца с пригорков в пасхальное воскресенье. Эта игра связана со скатыванием скалы с могилы Иисуса Христа в тот день, когда он воскрес. Британские поселенцы принесли этот обычай в Новый свет.

Одну необычную традицию можно наблюдать в Пасхальное Воскресенье в Рэдли вблизи Оксфорда, где прихожане берутся за руки и образуют живую человеческую цепь вокруг церкви.

В Пасхальный Понедельник можно наблюдать большое разнообразие традиционных празднований по всей стране. Достаточно назвать, например, танцы Морриса во многих городах, включая показательные выступления в Такстэди, в Эссексе; катание апельсинов в Банстебл Даунз в Бедфордшире и раздача еды в деревне Кент в Биддендене в 10 милях от Ашфорда.

Накануне Пасхи британцы и американцы создают в своих домах так называемый пасхальный сад. Его можно разместить в нише камина или на большой тарелке, или подносе. Яркий мох или кусочек ткани зелёного цвета создают основу, на которой устанавливают пасхальное дерево, а также белую свечу, специальный кристалл или камень, сюда можно поместить и маленькие детские сокровища, примулы или фиалки.

В пасхальное утро стол для завтрака накрывается с особой тщательностью: он освещается специальной свечой, на хлеб и печенье кладут весенние цветы.

Таким образом, здесь бывают представлены все три компонента, присущие Пасхе: еда, питающая физическое тело, растения для подпитки души и свеча для возвышения духа.

Традиционные пасхальные игры и развлечения

Пасха начинается с пасхальной недели и это – время традиционных игр. Когда-то самой популярной игрой был футбол, но он значительно отличался от той игры, которая знакома нам сейчас. Возможно, она была внесена римлянами и в неё играли прямо на улицах без всяких правил, и в некоторых случаях ворота находились на расстоянии мили от играющих, а иногда они вообще отсутствовали.

Полет мяча не имел определённых границ, и иногда сотни игроков участвовали в игре, которая могла продолжаться целый день.

Гонки с блинами проводятся во многих частях Британии; самые известные из них – в Олни, в Бакингемшире. Предполагается, что эти гонки начинались, когда домашняя хозяйка, которая пекла блины, слышала церковный колокольный звон. Думая, что опоздала на службу, она выбегала из дома и прибегала в церковь, всё ещё держа сковородку в руке. В наше время в масленичный четверг домохозяйки, которые живут в этом районе, участвуют в гонках от рыночной площади до приходской церкви. Они должны подбросить блины трижды, и им разрешается поднять блины, если они упали. Победительница получает поцелуй и молитвенник от викария. Церковный служитель или звонарь получает две награды: поцелуй от победительницы и её блины. После этого все сковородки забирают в церковь, и все женщины присутствуют на короткой службе.

Около 30 лет назад жители города Либераль в штате Канзас США проявили интерес к гонкам в Олни, и сейчас они тоже проводят гонки с блинами, но побеждает та участница, которая проделала дистанцию за наименьшее количество времени.

Соблюдаются и другие обычаи, связанные с пасхальной неделей. В Вестминстерской школе в Лондоне ежегодно проводится день жирного блина. Первоначальный повар должен был перебросить блин через длинный металлический карниз, который разделял старших мальчиков от младших в актовом зале. Когда он делал так, все мальчики бросались вперёд, чтобы увидеть, кто может поймать блин. Победитель получает гинею от декана. В настоящее время только один 1 мальчик от класса может принять участие в состязаниях. Через две минуты после того, как блин перебрасывается через брус, который называется «тайм», победителем признаётся мальчик, которому удалось ухватить самый большой кусок блина.

Сходства и различия празднования Пасхи в данных странах

Празднование Пасхи в России и англоязычных странах имеет некоторые сходства.

В Вербное воскресенье, последнее воскресенье перед Пасхой, жители России, как и жители Великобритании и США освещают в церкви веточки вербы. Но иногда в англоязычных странах веточки вербы заменяют веточками ореха. В России люди похлопывают друг друга вербой, приговаривая пожелания: «Будь таким же высоким, как верба, таким же здоровым, как вода и таким же богатым, как земля».

Пасхальное воскресенье - один из важнейших христианских праздников, так как символизирует чудо преодоления Христом смерти.

В настоящее время в церквях России и англоязычных странах проходят пасхальные службы. Все церкви заполнены народом. Храмы в этот день убраны, как никогда, богато и красиво. При первом благовесте зажигают свечи, и начинается крестный ход вокруг храма.

Во время крестного хода священнослужители с пением выходят из храма. За ними идут прихожане. Хоругви, свечи, колокольный звон и пение в это время символизируют Победу Христа над смертью.

Встречаясь в этот день, христиане приветствуют друг друга словами:

«Христос Воскресе!» – «Воистину Воскресе!»

Обычай красить яйца связывают с Марией Магдалиной. По преданию она пошла к императору Тиберию и с возгласом: «Христос воскрес!»- подала ему яйцо. Но император усомнился: «В это так же трудно поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным».

В этот же миг белое яйцо стало пунцовым.

Традиция раскрашивания яиц существует более 5000 лет.

Существует обычай готовить пасхальные яйца. Это обычное яйцо, сваренное вкрутую, окрашенное в разные цвета, а иногда и разрисованное.

Существует много способов окрашивания и раскрашивания яиц, одни из них довольно просты, а другие требуют высокого мастерства. Их можно погружать в готовую краску или их обычно варят в краске, также их можно варить в луковой шелухе.

В России главным образом распространено 2 вида пасхальных яиц:

« писанки» - пасхальные яйца, окрашенные краской двух, трёх или четырёх цветов с рисунками, и «крашенки»-пасхальные яйца, окрашенные в один цвет без всяких рисунков.

Россияне отмечают Пасху тем, что дарят крашенные яйца друг другу.

Эта традиция была также популярна среди правящей верхушки России; крошечные яйца дарили боярам и русской знати.

В дополнение к естественным яйцам широко использовались яйца, изготовленные из различных материалов и богато украшенных.

К началу 20-го века изготовление пасхальных яиц превратилось в самостоятельное направление русского декоративного прикладного искус стваства.

Особое место занимают фарфоровые яйца, которые специально заказывали русские цари на императорской фарфоровой мануфактуре.

Они представляют большую художественную ценность и в настоящее время предметами антиквариата и российскими сувенирами.

Яйца Фаберже изготовлялись специально по заказу членов императорской семьи. Произведения Фаберже демонстрируются в музеях Московского Кремля, в галерее «Форбе» в Нью-Йорке и многих других музеях.

В англоязычных странах и в России в наше время пасхальные яйца имитируют настоящие: изготавливаются из дерева, металла, фарфора, пластмассы, воска, из двух кусочков раскрашенного и украшенного рисунками картона которые соединяются друг с другом и образуют коробочку в форме яйца, содержащую маленький подарок. Кроме того изготавливают съедобные пасхальные яйца из шоколада, марципана, сахара.

В пасхальную неделю общей традицией для России, Великобритании и США является катание яиц.

Заканчивается Пасха поминанием всех усопших, россияне отмечают поминальный четверг или Радоницу. Они идут к могилам своих предков и оставляют там пищу, а часть пищи обычно отдают детям.

В Британии в пасхальный четверг по традиции монарх выдаёт мужчинам и женщинам определенную сумму денег. По нечётным годам церемония обычно проходит в Вестмистерском аббатстве, а по чётным годам - в любой церкви или соборе страны.

Но в праздновании Пасхи в России и англоязычных странах наблюдаются определенные различия.

Так, в Страстную пятницу, в день распятия Христа на Кресте, британцы всегда едят горячие пасхальные булочки с изображением на них Христа в знак поминове-ния. В некоторых булочных и супермаркетах их начинают продавать за несколько недель до Страстной пятницы, такой национальной традиции не существует в России.

Английские современные традиции празднования Пасхи очень весёлые, яркие, красочные и радостные, особенно для детей. По преданию в ночь на Пасху пасхальный кролик прячет по всюду шоколадные яйца в блестящих обертках. На Пасху устраивается так называемая «Эгстраваганза» когда все, и взрослые и дети, отправляются на поиски спрятанных яиц. Такие праздники устраиваются в парках и ресторанах; можно устроить такую охоту и дома.

Детский стол обычно украшают сладкие хрустящие шоколадные гнёзда для яиц, шоколадные яйца и симпатичные кролики из теста. Кролики и яйца в Пасху – абсолютно везде даже на завтрак готовят классический тост, вырезанный формочкой для печенья, а сверху омлет.

В России не существует такого символа.

Традиционными пасхальными блюдами в России являются - кулич и пасха.

Кулич представляет собой сдобную булку цилиндрической формы, покрытую сахарной глазурью.

Пасха представляет собой пирамиду из творога с добавлением различных ингредиентов: сметаны, сахара, сливочного масла, яиц и др. Творог кладется под пресс затем в него добавляется все указанные ингредиенты, всё смешивается, укладывается в форму и ставится в холодильник.

Жители Великобритании в пасхальное утро едят не кулич, а пасхальный пирог он похож на рождественский, но украшен марципанами символизирующими 12 апостолов Иисуса Христа.

В старину, на Руси, на Святой Неделе устраивались разнообразные игры и забавы: качели, катание яиц и др. В настоящее время игры и забавы проводятся в основном на масленицу, но в последнее время в России все больше возраждаются пасхальные традиции и обычаи.

В отличие от нашей страны в Великобритании и США – это время традиционных игр и развлечений: гонки с блинами, игры со скакалкой, игра в шарики, игра в мяч, катание яиц и многие другие.

Пасха это удивительный праздник богатый своими традициями и обычаями Воскресение Спасителя из мертвых – это торжество веры и добродетели, поэтому этот праздник – самый светлый, торжество торжеств.

Пасхальный благовест москвичи встречали по всем церквям и соборам, украшенным цветами и огнями. Кое-где в воздух запускали ракеты - это были предшественники современных фейерверков. От Хамовников до Сокольников, по воспоминаниям современников, к вечеру субботы замолкал весь городской шум. Праздничные приготовления к этому моменту должны быть окончены.

С наступлением темноты люди тянулись к церквям. Остаться дома могли лишь совсем маленькие дети и старики. На улицах не слышно было даже криков извозчиков, гасли окна домов.

И только после полуночи людские толпы высыпали из храмов на улицы и тянулись в сторону Кремля - слушать колокольный звон.

Писатель и государственный деятель Петр Валуев так писал о московской Пасхе:

«Кто не видал пасхальной заутрени в Москве, тот не может составить себе понятия о торжественном зрелище, какое оно представляет, и об умиляющем впечатлении, которое оно производит. Можно говорить о зрелище, говорить, видеть, а не слышать, потому именно, что частью к чувству зрения прямо относятся те отличительные черты, которые принадлежат торжественной ночи на Пасху в Москве».

После торжественной встречи Христова воскресенья и богослужения в храме, москвичи отправлялись на народные гуляния. С окончанием Великого поста запрет на все увеселения был снят. Теперь можно было и потанцевать. Хороводы и уличные танцы сопровождались музыкой и пением. На московских бульварах стояли большие карусели и качели. В парках были разбиты уличные ярмарки, где продавались самодельные сувениры и цветы.

Москвичи с удовольствием посещали трактиры и кафе, чтобы побаловать себя заморскими деликатесами после столь долгого воздержания.

Веселее всего было детям. Одной из самых популярных игр были так называемые «каталочки»: для них требовалась небольшая дощечка и пасхальные яйца. Задачей было запустить крашеное яйцо сверху по доске и сбить остальные яйца, находившиеся внизу. Неудачно скатившееся яйцо, разумеется, игроку не возвращалось. В первые три дня Пасхи для московских мальчишек самым желанным развлечением было забраться на колокольню собора на Пресне и позвонить в колокол.

Писатель Куприн так вспоминает об этом:

«Трудно и взрослому раскачать его массивный язык; мальчишкам это приходится делать артелью. Восемь, десять, двенадцать упорных усилий и, наконец, - баммм... Такой оглушительный, такой ужасный, такой тысячезвучный медный рев, что больно становится в ушах и дрожит каждая частичка тела. Это ли не удовольствие?».

С высоты собора открывался вид на всю Москву: можно было разглядеть Кремль, Симонов монастырь, Ваганьково и всю Москва-реку. Золотые и серебряные купола отливали невероятным светом с высоты птичьего полета.

Помимо уличных ярмарок, москвичи отправлялись на Петровку за пасхальными покупками. После 1905 года все необходимые элементы праздничного стола можно было купить в «Елисеевском» на Тверской. Туда шли за шафранным куличом, марципаном, душистым чаем, орехами, сладким портвейном и яйцами, которые красили луковой шелухой.

Знаменитая «Булочная у Филиппова» тоже предлагала большой выбор праздничной выпечки. Кстати, цены перед праздником поднимали серьезно: торжество помогало заработать огромному количеству предпринимателей.

Цены на яйца могли увеличиваться перед праздником чуть ли не в несколько раз.

Традиции праздника подразумевали, что стол должен быть праздничным и обильным. В каждой московской семье вне зависимости от достатка изготавливали корзиночки для яиц и форму для пасхи. Все стремились удивить гостей фирменными блюдами на традиционный русский лад. В ход шли любые деликатесы: печень, потроха, вареные раки, говяжьи почки, утка с медом и жареный гусь.

На столе присутствовали вина и домашние настойки, а также домашние компоты, кисели и сбитни. В богатых домах количество блюд могло достигать 50 - по числу дней Великого поста.

Главным украшением стола становились куличи. Хозяйки конца XIX века советуют: пока тесто не взошло, нельзя громко разговаривать, проветривать комнату и даже хлопать дверьми - так и тесто осядет. Готовую выпечку нужно разрезать поперек, а не вдоль. Верхушку не съедали сразу, а накрывали ей кулич, чтобы не зачерствел.

Праздничный стол оставался накрытым всю неделю, становясь местом для застольных игр. Одной из традиционных забав была игра в палиндромы - фразы, одинаково звучащие при прочтении слева направо и обратно. Кстати, это развлечение дошло и до советских времен. По легенде, самая блестящая пасхальная фраза принадлежала пианисту : «Сенсация! Поп яйца снес!».

Дома украшали пасхальными цветами — розами. Они были повсюду: от входа в дом до образов икон. Помимо этого использовали ленточки для украшения окон и стелили парадные ковры.

Буквы Х и В, изготовленные из дерева, помещали на двери. По вс дому расставляли пасхальные свечи и лампадки.

Большую часть церковных свечей изготавливали в Кремле. В громадных котлах варились огарки свечей и топленое сало, которое потом заливали во всевозможные формы. Свечи приносили после освящения в церкви и дарили близким. Желанным подарком также были сахарные десерты, небольшие сувениры в виде яиц и деревянные фигурки на ниточках.

Чаще всего в подарок приносили пасхальные яйца, и не только съедобные. Состоятельные горожане могли заказывать у мастеров яйца из бисера, камней и полированного дерева, украшенного ручной росписью. В высшем свете было принято дарить яйца из драгоценных металлов с инкрустацией. Для этого дела некоторые московские фабрики организовали массовое производство фарфоровых и стеклянных яиц. В моде были яйца с бантами, которые подвешивали к иконам, а также экземпляры, украшенные памятными надписями.

Богатые москвичи дарили друг другу модные брелоки из золота и драгоценных камней, а также ювелирные украшения. Модными вещицами считалось все, что имеет форму яйца: драгоценные сувениры дамы собирали в ожерелья, а джентльмены подвешивали на карманные часы.

Самым известным ювелирным подарком стало драгоценное яйцо, которое Александр III подарил своей жене Марии Федоровне в 1885 году. Его изготовил Карл Фаберже.

После этого мода на роскошные подарки захлестнула высший свет, и впоследствии император призвал не дарить дорогие подарки ему и супруге.

Дойдя до здания на Мясницкой улице, можно было отправить пасхальные открытки - «поздравишки» родственникам и друзьям из других городов. Выпуск таких открыток с 1894 разрешили частным лицам, что породило огромное количество различных вариаций карточек. Среди оформителей даже были такие известные художники, как и Александр Бенуа.

Даже члены императорского двора помещали на открытки массового производства свои рисунки. Великая княгиня Ольга Александровна, сестра , рисовала «поздравишки», которые потом разлетались по всей стране. У некоторых открыток было и благотворительное назначение: уже в то время это входило в моду у прогрессивных горожан. Купив одну из карточек, можно было помочь сиротам или пациентам госпиталей - это было написано на обороте, что нередко могло растрогать пожилых дам высшего света.

Пасха, наряду с Рождеством и Пятидесятницей, это один из трех главных праздников христианства. Ее стали отмечать на Руси сразу же после крещения всего народа. Позже праздник Воскресения Христова приобрел в православии доминирующее значение. Ведь если Сын Божий смерть попрал, то и весь народ Израилев может избежать могилы и перейти в свет вечной жизни.

Как же встретить этот светлый праздник, чтобы стать сопричастным к его главному смыслу - воскресению из мертвых? Сейчас, в век секулярности, все зачастую сводится к выпеканию куличей да крашению яиц. А в старину? Давайте изучим этот вопрос более подробно.

Высчитывание дня Пасхи

Праздник Воскресения Христового - не календарный. Это значит, что он не привязан к определенной дате, как, например, Рождество, которое отмечается в православии всегда 7 января.

В России? Этот день высчитывают по луне. После 21 марта по церковному календарю ждут полнолуния, и следующее за ним воскресенье (если оно не совпадает с иудейским праздником Пейсах) является Пасхой. Таким образом, дата является меняющейся каждый год. Иногда она совпадает с как 2014 году, но чаще всего следует за ней, опаздывая на одну или три недели. Этот праздник является основополагающим и для других дат в церковном календаре. Так, Масленица, Вербное Воскресенье, Вознесение и Пятидесятница высчитывались по Пасхе.

Канун праздника

Что нам говорит традиция? Пасхе предшествовал долгий пост, называемый в народе Великим. Начинался он сразу же после Масленицы. Ограничения в еде касались не только священников и клира, но и мирян. Не позволялось в этот период вкушать продукты животного происхождения (кроме рыбы, которая считалась даром моря).

За неделю до Пасхи отмечалось Пальмовое (Вербное) воскресенье. Это дата торжественного входа Иисуса Христа в Иерусалим. После Вербного воскресенья начиналась Страстная Седьмица. На этой неделе каждый день назывался светлым. Особенно важен для верующего христианина Страстной Четверг - дата и заключения под стражу Христа.

Как праздновали Пасху в России (вернее, готовились к ней) в этот день? Нужно было встать до зари и искупаться. Это демонстрировало готовность очистить от грехов и душу. Потом верующие отправлялись в церковь, где исповедовались и причащались. А затем, вернувшись домой, принимались за уборку. Ко дню Светлого Воскресенья все должно было сиять чистотой.

Как праздновали Пасху в России

Этой традиции уже более тысячи лет, а потому она обросла своими культурными особенностями. Даже у таких близких народов, как русские и украинцы, празднование Пасхи несколько отличается. Но везде, и у католиков также, в канун Светлого Воскресенья, в Страстную Субботу, люди идут в храм. Верующие несут туда испеченные куличи и крашанки (расцвеченные вареные яйца). В церквях проходят крестные ходы и всенощные службы.

По летописям нам известно, как праздновали Пасху на Руси. Священник, а за ним паства, обходил станции страстей, останавливаясь перед каждой и рассказывая о тернистом пути восхождения на Голгофу, после чего он благословлял артос (просфору). Это бездрожжевой опреснок, небольшой хлебец, на котором при выпекании ставили крестик. Позже традиция проскурок преобразилась в обрызгивание свяченой водой пасхальных куличей.

Суть Пасхи

Следует помнить, что это все же религиозный праздник. Его смысл для верующего - ощутить сопричастность к христианскому Спасению. Весь пасхальный период, который длился вплоть до Вознесения (сорок дней после этого праздника), верующие здоровались словами «Христос воскрес!». Всем известен ответ. Это «Воистину воскрес!». Отстояв всю всенощную в церкви и обменявшись друг с другом поцелуем мира, верующие отправлялись с благословленными куличами и яйцами по домам. По дороге принято было «христосоваться» со всяким встречным - трижды целоваться в лицо.

Как праздновали Пасху в России еще? Оригинальной, ни у кого больше не встречающейся традицией является постоянный перезвон колоколов. Радостный шум не стихал до вечера. В этот день всякий мог забраться на колокольню и трезвонить, сколько душе угодно.

Праздничный стол

В это светлое утро принято было разговляться после длительного поста. У разных народов существуют свои традиционные мясные блюда для этого дня. А как праздновали Пасху в России? Начинали трапезу с просфорки. Потом ели яйца - это начало всему, как говорили римляне. Они красились в разные тона красного. Коронным ритуальным яством считался кулич. Его резали поперек, сохраняя макушку. И только у русских готовят к Празднику Воскресения творожную пасху - высокий конус, обсыпанный сахарной пудрой, с крестиком на вершине. Кстати, верующие должны были напечь куличей вдоволь. На Святой неделе ходили по гостям, одаривая знакомых, родственников и друзей небольшими пасочками. Также на Красную Горку (воскресенье, следующее после праздника) отправлялись на кладбище, где на могилу тоже ставили куличи для усопших предков. И, наконец, одаривали бедняков, ибо Христос ходит сорок дней по земле, принимая облик нищего.

Впервые праздник Пасхи начали отмечать в Петербурге в 1708 году, а увеселительные мероприятия в канун праздника стали проводить десятью годами позже. В то время город на несколько дней преображался. На площадях разворачивались балаганы и вербные базары, жители города устраивали массовые плавания на лодках по каналам Петербурга, а свои дома украшали гирляндами..

Катание на лодках по указу Петра

В XVIII столетии на последнюю неделю Великого поста, «святую неделю» Петербург превращался в большую ярмарку. Все скверы и сады города украшали флагами, в парках проходи народные гуляния, а на Марсовом поле устанавливали большие деревянные качели и горки. Петр I ввел новую традицию - катание на лодках и верейках по Неве и городским каналам.

Напротив дворца Петра I стояли лодки, украшенные иллюминацией. Фото: Государственный Эрмитаж

В воскресенье к заутрене царская чета уже была в храме Пресвятой Троицы недалеко от Петропавловской крепости. Храм не сохранился до наших дней. В настоящее время на его месте находится часовня. От храма царская семья с придворными и представителями духовенства совершала крестный ход на Дворцовую площадь, после чего пасхальным торжествам в городе давали официальное начало. Вечером рабочие оснащали иллюминацией Петропавловскую крепость и лодки, стоящие напротив дворца Петра. Сейчас на месте этого дворца находится здание Эрмитажного театра.

Елизавета Петровна приглашала придворных в свой дворец, который стоял на месте Инженерного замка. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Императрица Елизавета Петровна в субботу вечером приглашала знатных особ в свой Летний дворец, на месте которого сейчас находится Инженерный замок. Ровно в полночь в Петропавловской крепости стреляла пушка, и придворные начинали литургию. Екатерина II во время пасхальной недели устраивала балы и аудиенции. На Пасху она дарила придворным фарфоровые и стеклянные яйца, украшенные позолотой и узорами.

От гулянья до пожара

В XIX веке пасхальных развлечений стало еще больше. В газетах публиковали программу праздничных мероприятий в городе. Украшались уже не только главные здания города. Петербуржцы перед Пасхой вешали разноцветные гирлянды на свои дома. На Адмиралтейской площади и Марсовом поле давали представления балаганы - уличные театры. «Главными артистами балаганов были Арлекин и Пьеро, - рассказывает Аркадий Васильев. - В перерывах между их сценками публику смешили циркачи - фокусники, жонглеры, акробаты. Чуть позже юмористические сценки сменились патриотическими: артисты изображали покорение Сибири, победу нашего войска над шведами и французами, русских богатырей».

На Исаакиевском соборе зажигались факелы. Фото: Открытка На Крестовском острове проходили гуляния для бедных слоев общества. Сюда обычно съезжались дешевые балаганы, у артистов которых не было даже театральных костюмов. Праздник в центре города был предназначен для более представительных слоев общества. Однако именно состоятельные петербуржцы так весело гуляли, что устроили пожар: два балагана сгорели в нескольких метрах от Адмиралтейства.

С тех пор гулянье полностью перенесли на Марсово поле. Здесь впервые появились настоящие механические карусели, аттракционы по измерения силы и стали проводиться катания на велосипедах.

«В конце XIX века массовые гуляния проходили на Преображенском плацу, - говорит Васильев. - Там в одном из балаганов был даже установлен небольшой кинотеатр».

Чем веселее Пасха, тем счастливей жизнь

При Александре III в Петербурге получили широкое распространение вербные базары. Самые крупные их них размещались на Конногвардейском бульваре и Малой Конюшенной улице. Ветки вербы, продававшиеся на базар, украшали гирляндами, бумажными цветами и фонариками. Кроме того, в ларьках на базаре продавали живых животных и диковинные игрушки: крутящегося стеклянного чертика, свиней-пищалок, говорящих попугаев и многое другое. Всю неделю петербуржцы ходили в гости и приносили с собой угощения - кулич и пасху.

Люди плавали на лодках по рекам и каналам города. Фото: Из личного архива В воскресенье всем жителям города разрешали проходить на звонницы церквей и звонить в колокола. В течение всего дня по городу раздавался колокольный перезвон.

Ночью все храмы города были переполнены. Люди, которым не хватило места, ходили с зажженными свечами на улицах и поздравляли друг друга с Пасхой. По углам Исаакиевского собора размещались горящие факелы, чего не делалось ни в один другой праздник в году.

«Пасха считалась самым светлым, шумным и радостным праздником в году, - объясняет краевед. - Петербуржцы были уверены: чем веселей они встретят Пасху, тем счастливей будет их жизнь в будущем. В то время была очень популярна поговорка: «Где кулич и тесто - тут и наше место! В будни поработаем - в праздник погуляем!».

За годы советской власти, когда светлый праздник Воскресения Христова находился под запретом, а милиция и "люди в штатском" дежурили в пасхальную ночь возле церквей, чтобы не допустить в храмы молодежь, традиции празднования Пасхи были во многом утрачены.

Празднование Пасхи было установлено еще в апостольские времена. Древние христиане особо почитали не только сам день Воскресения, но и всю Светлую седмицу, на которой они ежедневно собирались для общественного богослужения. Чтобы не нарушить святости великого торжества, во время Светлой седмицы запрещались неблагочестивые развлечения. Шестым Вселенским Собором (691 г.) постановлено для верных: "От святого дня Воскресения Христа Бога нашего до недели Новые, во всю седмицу во святых церквах непрестанно упражняться во псалмах и пениях и песнях духовных, радуяся и торжествуя во Христе и чтению Божественных писаний внимая и святыми тайнами наслаждаясь. Ибо таким образом со Христом и мы купно воскреснем и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни да не бывает конское ристание, или иное народное зрелище"... Со временем строгие запреты на развлечения были отменены.

На Руси празднование Пасхи было введено в конце Х века. У нас Пасха с самого начала отмечалась широко, ибо являлась любимейшим народным праздником, когда "душа русская как бы растворяется и смягчается в теплых лучах Христовой любви и когда люди всего больше чувствуют живую, сердечную связь с великим Искупителем мира".

Пасху встречали во всяком уголке – от Кремлевского дворца до самого бедного дома праздник разливался по Руси. Иностранный путешественник в своей книге о России, вышедшей в Лейпциге в 1620 г., писал так: "По всем городам и деревням страны, на всех больших и малых улицах русские ставят несколько тысяч бочек и котлов с вареными в густую яйцами, окрашенными в красный, синий, желтый, зеленый и разные другие цвета, а некоторые из них позолоченные и посеребренные. Прохожие покупают их, сколько нужно кому, а ни одного яйца не берегут для себя, потому что во всю Пасху все люди, богатые и бедные, дворяне и простолюдины, мужчины и женщины, парни и девушки, слуги и служанки, носят при себе крашеные яйца, где бы они ни были, куда бы ни шли, а при встрече с кем-нибудь, знакомым или незнакомым, здороваются, говорят: "Христос воскресе!", а тот отвечает: "Воистину воскресе!", и дают друг другу яйца, целуются и ласкаются между собою, а потом каждый идет своей дорогой, пока не повстречается опять с кем-нибудь и не исправит такого же обряда, так что иногда тратит до 200 яиц в день. Они так свято и крепко держатся этого обычая, что считают величайшею невежливостью и обидой, если кто, повстречав другого, скажет ему вышеупомянутые слова и даст ему яичко, а этот не возьмет и не захочет поцеловаться с ним, кто бы он ни был, княгиня ли, или другая знатная женщина, или девица. Они делают это 14 дней кряду".

Торжественно праздновали Пасху русские цари. "После заутрени в Успенском соборе государь "творил целование во уста" с патриархом и властями, то есть митрополитами, архиепископами и епископами, а архимандритов, игуменов и протопопа Успенского с собором жаловал к руке, причем всем жаловал красные яйца. – пишет в своей книге А.П. Аксенов. – Бояре, окольничие и все, кто молился в соборе, подходили к патриарху, целовали его в руки и получали либо золоченые, либо красные яйца – высшие по три, средние по два, а младшие по одному... После заутрени из Успенского собора государь вместе с многочисленным "чином" шествовал в собор Архангельский, где, соблюдая древний обычай, прикладывался к иконам и святым мощам и "христосовался с родителями", то есть поклонялся их гробам.... На другой или третий день праздника, а чаще всего в среду Светлой недели, государь принимал в Золотой палате, в присутствии всего царского чина, патриарха и духовных властей, приходивших с приносом или дарами: образами, крашенными и расписанными яйцами. Приходили многочисленные делегации от монастырей, от подворий, гости из всех русских городов...".

Особенно трепетно относилась к празднику Воскресения Христова деревня, где "живее чувствуется связь со старинными обычаями, и где крепче стоит православная вера". В деревнях приготовления к Пасхе велись очень тщательно и загодя. Всю Страстную седмицу крестьяне приводили в нарядный вид свои жилища: белили печи, мыли лавки, скоблили столы и т.п. В это время мужики заготавливали дрова, хлеб и корм для скотины. В субботу всем миром шли в церковь святить куличи, яйца и пасху. Все приготовленное клали на большое блюдо, перевязывали специальным расшитым полотенцем, украшали цветами. К вечеру Великой субботы народ спешил в церковь слушать чтение "страстей". Пасхальная ночь получалась особенно торжественной и красивой – зажженные фонари и костры освещали церковь и колокольню. С первым ударом колокола народ устремлялся в храм слушать утреню. Возле иконостаса и около церковных стен расставлялась принесенная для освящения пасхальная снедь. Ровно в 12 часов, после утрени, в ограде начинали палить из пушки или из ружей. Все присутствующие в церкви осеняли себя крестным знамением, и тогда под звон колоколов раздавалось "Христос Воскресе". После окончания литургии начиналось освящение куличей и пасх.

Освятив куличи, каждый православный должен был, еще не заходя домой, побывать на кладбище и похристосоваться с покойными родителями. На могилках оставляли кусок пасхи и кулича (обязательно освященного, ведь, не пройдя освящения, кулич так и остается всего лишь сдобным пирогом). Лишь после этого можно было идти домой – христосоваться и разговляться с домашними. К разговенью матери всегда будили детей (даже самых маленьких), приговаривая: "Вставай, детеночек, подымайся, нам Божинька пасочки дал".

На протяжении всей Светлой седмицы в деревнях служили пасхальные молебны. Батюшки ходили по крестьянским избам в сопровождении "оброшников" и "оброшниц", которых иначе называли "богоносцами", потому что они носили иконы. Богоносцы одевались во все чистое и давали зарок не пить вина. "Ходить под Богом" считалось за благочестивый подвиг, ношение икон в течение всей Светлой недели приравнивалось к седьмой части пути в Иерусалим.

Пасхальные гуляния начинались лишь после того, как молебны были отслужены. "Взрослые "гостюют" друг у друга, без меры пьют водку, поют песни и с особенным удовольствием посещают колокольню, где и трезвонят с раннего утра до 4-5 часов вечера", – свидетельствуют историки. Звонить в колокола было излюбленным пасхальным развлечением: "В течение всей Светлой седмицы на колокольне толпятся парни, девушки, мужики, бабы и ребятишки: все хватаются за веревки и подымают такой трезвон, что батюшка то и дело посылает дьячков унять развеселившихся православных и прогнать их с колокольни". Еще одной любимой забавой было катание яиц. Яйца катали с какого-нибудь бугорочка или делали специальные лоточки. Если скатившееся яйцо ударялось о какое-нибудь из лежащих на земле, играющий брал это яйцо себе. В XVII в. были выпущены указы, запрещающие крестьянам биться пасхальными яйцами, поскольку этот обычай не имеет ничего общего с догматами веры. Но указы не принесли никаких результатов. Кстати, когда-то и хороводы на Пасху водить не разрешалось, так как это считалось языческим обрядом. Но позже именно с Пасхи начинались хороводы. Зато не бывало Пасхи без качелей. Едва ли не в каждом дворе устраивали качели для детей, а в традиционном месте загодя вкапывались столбы, навешивались веревки, прикреплялись доски – возводились общественные качели. Также на Пасху играли в орлянку и карты, хотя это и не поощрялось.

И, конечно, трудно себе представить это светлый праздник без гостей. На Пасху было принято обязательное приглашение в гости кумовьев и сватов. Историки указывают, что в этом отношении Пасха имеет много общего с Масленицей, когда точно так же домохозяева считают долгом обмениваться визитами со сватами, но на Пасху приглашают даже будущих сватов.

Вся пасхальная неделя проходила в радостных встречах и обильных трапезах, люди дарили друг другу гостинцы.