История и традиции нового года. Электронный журнал "православный поклонник на святой земле"

Диалог 2 февраля

ФОТО abikeriderlondon/shutterstock.com

Альпинисты поневоле

Евгения СТРЕЛЬЦОВА,
ветеран труда, инвалид

Уважаемая редакция! Ваши читатели, имеющие дачи в садоводствах, которые находятся в поселке Белоостров, воспряли духом, прочитав в газете за 18 января письмо «62 ступени». Наконец-то проблема, которая волнует дачников, и не только пожилого возраста, получила огласку.

Действительно, как подумаешь, насколько сложный переход надо преодолеть, чтобы попасть на платформу станции Белоостров или чтобы покинуть ее, всякое желание загородной поездки пропадает. Особенно трудно приходится дачникам, имеющим домики в садоводстве «Поляны». От него к платформе мы подъезжаем на автобусе маршрута # 494. Чтобы купить билет на электричку, мы, почти всегда обремененные багажом, поднимаемся по этим пресловутым 62 ступеням и потом спускаемся вниз. Берем билет и снова, с трудом переводя дыхание, шаг за шагом минуем ступени. Ну а дальше вниз, на платформу, где, кстати, возведенные для безопасности ограждения уже успели поломать.

Понятно, что длинные высотные лестницы, которые здесь возвели, не думая о людях, никто не станет переделывать. Но нельзя ли хотя бы облегчить жизнь тем, кому приходится преодолевать их несколько раз. Мы просим поставить на время дачного сезона недалеко от автобусной остановки будочку по продаже билетов на электричку.

И еще – на этой станции нет туалета. Это тоже неправильно.

Теркин без прописки

Вячеслав КОКИН,
Вадим КУСТОВ

Большое спасибо за публикацию на полосе «Диалог» 1 декабря минувшего года заметки «Василий Теркин в роли музейного педагога». Хотелось бы увидеть в газете продолжение темы о Васе Теркине, которому не нашлось места в Петербурге в виде памятника, но зато у него есть свой музей.

С 2010 года в городе существует передвижной историко-литературный музей «Вася Теркин». Все его фонды и экспонаты собраны нами – коллекционером Вячеславом Кокиным и культурологом коллекционером Вадимом Кустовым. У музея большая экспозиция, но нет своего помещения. Временно часть экспозиции второй год размещается в музее «А музы не молчали...» при школе # 235 им. Д. Д. Шостаковича. Кстати, она была представлена на общегородском «Форуме малых музеев».

Экспозиция нашего музея рассказывает о создании образа Васи Теркина в период Советско-финляндской войны и его дальнейшем развитии в поэме «Василий Теркин», когда он, можно сказать, родился второй раз уже на Ленинградском фронте.

Наши выставки не только об этом литературном герое и его создателях. В более широком контексте мы рассказываем о военных корреспондентах – поэтах и писателях. Отталкиваясь от образа Василия Теркина, представляем фотографии, документы, письма времен Советско-финляндской и Великой Отечественной войн, а также предметы фронтового быта, которые связаны с работой военных корреспондентов.

В наших фондах собраны первые и последующие издания книг, посвященных Теркину. Есть редкие экземпляры, которых нет в фондах других музеев и РНБ. На основе всей коллекции за пять лет проведено несколько десятков выставок, которые всегда освещались в СМИ и отмечались грамотами. Проект поддерживается редакцией газеты «На страже Родины», где и родился литературный герой. Редакция выступила с инициативой – увековечить память Васи Теркина и его создателей мемориальной доской на здании редакции. Это тоже дань памяти ленинградским поэтам, писателям и художникам. И, конечно, простому русскому солдату – Победителю.

Ее доброты хватает всем

Валентина ШУМОВА,
блокадница, г. Выборг

Пациенты отделения эндокринологии госпиталя для ветеранов войн довольны, когда наступает смена Натальи Александровны Шульгиной, настолько добра и заботлива эта женщина.

Для нее нет неудобных больных и неприятных дел – ко всем подходит с улыбкой, поможет каждому. А убирая в палате, обязательно расскажет что-нибудь интересное, поскольку заядлая путешественница. И даже в дальних прогулках по городу, если увидит новое – обязательно поделится с пациентами госпиталя. А еще поведает о выставках, театральных постановках, приобщая таким образом стариков, многие из которых одиноки, к жизни города.

Наталья Александровна стала санитаркой в госпитале после того, как ей пришлось расстаться со своей профессией. После окончания ПТУ она работала крановщицей мостового крана в литейном цехе завода «Большевик». Это было не женское дело – разливать за смену по 50 тонн огненного металла, но ей работа нравилась. Радовало, что она, приехав девчушкой из Владимирской области в Ленинград, нашла здесь свое место и личное счастье, выйдя замуж за товарища по труду – сталевара.

Удивительно, что в наше время встречаются такие оптимисты, как Наталья Александровна. Она и на работу-то ходит как на праздник. Он всегда с ней и с теми, кому Наташа помогает справиться с болью, обидой, одиночеством.

Реклама двойного назначения

Эмма БЕЛЕНКОВА

«Спасибо, что не курите», «Спасибо, что соблюдаете чистоту» – такая реклама появилась в некоторых жилых домах Купчина не только при входе в парадные, но и на каждом этаже.

Пустячок, а подобное обращение, согласитесь, приятно. Когда тебе не в приказном тоне напоминают о том, чего делать нельзя, а авансом благодарят за достойное поведение в пределах своего жилища.

Авансом, потому что курящие вмиг никуда не делись, как и те, кто по привычке может выбросить окурок на лестничной площадке. Но, если тебя изо дня в день настойчиво благодарят, может, совестно станет, захочется, так сказать, соответствовать.

В тех же домах на первых этажах рядом с лифтами можно увидеть информационные стенды. Уважаемых соседей призывают соблюдать тишину в ночное время с 22.00 до 7.00 в будние, а также в выходные дни. Тут же ссылка на относящиеся к соблюдению тишины статьи закона Санкт-Петербурга об административных правонарушениях, о чем многие слышали, но не особенно вникали в содержание. В какие часы можно производить шумные ремонтные и строительные работы и какое последует наказание за нарушение правил. Размещены на стенде список телефонов экстренных служб и памятка действий граждан при разных уровнях террористической опасности.

Рекламки-обращения о курении и соблюдении чистоты, информационный стенд, а еще и таблички с номерами этажей выполнены в едином дизайнерском стиле. Не сразу бросается в глаза авторство полезного новшества, указанное в оформительских материалах. А в этом-то как раз вся суть. Таким образом себя рекламирует компания, предлагающая услуги по подключению домашнего Интернета и цифрового ТВ. Рекламирует ненавязчиво, только указывая телефон и адрес сайта, куда можно зайти и посмотреть что почем. Потребитель же получает рекламу двойного назначения: коммерческую, но с явным социальным аспектом.

Среди интернет-компаний данного профиля большая конкуренция. В каждом многоэтажном доме можно найти рекламу нескольких фирм, которые ищут себе клиентов. Они засовывают свои визитки в почтовые ящики, клеят листовки на фасадах домов и дверях парадных, звонят по телефону или прибегают к услугам уличных промоутеров, которые раздают рекламные листочки с контактами фирм в оживленных местах.

Чтобы переплюнуть конкурента, изобретаются все новые способы, их главное назначение – завоевать доверие потенциального потребителя. Последний должен убедиться, что перед ним люди ответственные, если не жалеют усилий и дополнительных трат, чтобы ему угодить.

В моем доме, например, года полтора назад в лифте появились небольшие зеркала, также с рекламой интернет-компании на боковой стороне зеркальца. Понравилось, потому как симпатично и нелишне глянуть на себя перед выходом на улицу. Когда новшество появилось, соседи гадали, насколько хватит предоставленного комфорта.

Удивительно, но зеркала до сих пор целехоньки.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте


Комментарии

Самое читаемое

На подходе к Петербургу магистраль далека от готовности, и дорожникам придется очень постараться, чтобы открыть движение хотя бы к концу нынешнего года. К задержке могли привести как уточнения проекта...

Интервью с Алёной Корневой, чья исследовательская работа «Я знал и труд, и вдохновение…» прочно укрепилась в пятёрке самых читаемых материалов на сайте

В советском уголовном праве было понятие «исключительный цинизм». Оно представляло собой квалифицирующий признак, усугубляющий вину. В УК Украины и Белоруссии оно осталось, из УК РФ - исчезло.

Дни бесплатных посещений в музее

Каждую среду вход на постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» и временные выставки в (Крымский Вал, 10) для посетителей без экскурсии бесплатный (кроме выставки «Илья Репин» и проекта «Авангард в трёх измерениях: Гончарова и Малевич»).

Право бесплатного посещения экспозиций в главном здании в Лаврушинском переулке, Инженерном корпусе, Новой Третьяковке, доме-музее В.М. Васнецова, музее-квартире А.М. Васнецова предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан:

Первое и второе воскресенье каждого месяца:

    для студентов высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранных граждан-студентов российских вузов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров) при предъявлении студенческого билета (не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажер»);

    для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (граждане России и стран СНГ). Студенты-держатели карт ISIC в первое и второе воскресенье каждого месяца имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.

каждая суббота - для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ).

Обратите внимание, что условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Внимание! В кассах Галереи предоставляются входные билеты номиналом «бесплатно» (при предъявлении соответствующих документов - для указанных выше посетителей). При этом все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке.

Посещение музея в праздничные дни

Уважаемые посетители!

Пожалуйста обратите внимание на режим работы Третьяковской галереи в праздничные дни. Посещение платное.

Обращаем ваше внимание, что вход по электронным билетам осуществляется в порядке общей очереди. С правилами возврата электронных билетов вы можете ознакомиться по .

Поздравляем с наступающим праздником и ждём в залах Третьяковской галереи!

Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:

  • пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
  • полным кавалерам «Ордена Славы»,
  • учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
  • студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
  • членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).
Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет.

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета );
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры - члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы - члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM);
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
  • волонтеры музея - вход на экспозицию «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и в Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

История и традиции Нового года


Всея твари Содеятелю, времена и лета
во Своей власти положивый благослови
венец лета благости Твоея, Господи,
сохраняя в мире люди и град Твой
молитвами Богородицы, и спасены.
(тропарь праздника)


Вот и очередной Новый год. Вслед за ним мы отмечаем Старый Новый год. Церковный календарь также отмечает свое Новолетие. У нас есть несколько Новых годов. Отмечаются они тоже в разное время. Попробуем, проследив их историю разобраться в этом многообразии, начнём с истоков.

Начало времени

Месяц март имеет особое значение в духовной жизни человечества. С него велось летоисчисление, называемое от сотворения мира. В этом месяце Бог создал видимый мир и сотворил первых людей Адама и Еву, для которых насадил рай на востоке, в котором повелел царствовать Адаму над всей землёю, зверями, скотами, гадами, рыбами, всеми плавающими в морях и над всеми летающими под небесами. Также Бог заповедовал своему богоизбранному народу – древнему Израилю, считать март первым месяцем года. Первоначально он назывался авив (месяц колосьев). После вавилонского пленения он получил название нисан (месяц цветов). Во время пребывания евреев в Египте предводителям народа Моисею и Аарону Бог сказал: «Месяц сей вам начало месяца, первый будет вам в месяцах лет». (Исход Гл. 12 Ст.2) В этот месяц израильтянам было заповедано праздновать Пасху, которая связана с исходом народа из Египта. Лунный год у евреев разделялся на гражданский и священный. Священный год начинался в месяц нисан (март). По священному году считались праздники и священные времена. Этим же годом пророки означали времена своих пророчеств. С мартом месяцем связано непорочное зачатие Девой Марией – праздник Благовещения (25 марта по ст. стилю), то есть сошествие на землю нашего Спасителя Богочеловека Иисуса Христа.

Свой отсчет Нового года с марта вели и древние римляне. В 46 г. до н. э. при Юлии Цезаре александрийский астроном Созиген разработал новый календарь, и Римская империя перешла на Юлианский календарь.

С марта начинается счет солнечного круга период в 28 лет и лунного в 19 лет, с чем связано исчисление Пасхалий. В церкви исчисление Пасхалий называется индиктион – великий пасхальный круг – 532 года, по которому составляются пасхалии. На Руси он получил название Великого индиктиона, церковного или «Миротворного круга». Ведет он свой отсчет с 1 марта согласно Следованной псалтири от сотворения первого человека Адама. Сейчас идет 15-ый индиктион, который начался в 1941 году и завершится в 2473 году.

Март месяц связан с двумя важными датами в истории церкви и нашей духовной культурой: 1 марта 1809 г. открытие Санкт-Петербургской Духовной академии. 11 марта 1564 г. в Москве напечатана дьяконом Иваном Фёдоровым первая книга «Апостол».

На Руси ещё у древних славян месяц март считался также началом нового года. И только в XIV веке по примеру восточных христианских церквей и византийской традиции началом летоисчисления стали считать сентябрь.

Новолетие

В православном календаре 1 сентября/14 по н. ст. носит название «Начало Индикта – церковное Новолетие». Слово «индикт» имеет латинское происхождение и обозначает налог. В Древнеримской империи летоисчисление производилось по индиктам, в конце которого назначалась особая денежная повинность на содержание солдат. Существовало три вида индикта: императорский, константинопольский, начинавшиеся 1 сентября, и первосвященческий или папский -1 января.

В этот день в 312 году император Константин Великий одержал победу и стал единым правителем Римской империи, после чего христианам была дарована полная свобода вероисповедания. Перед битвой во сне император увидел на небе знамение Креста и услышал невидимый глас «сим победишь». Наутро император проснулся и повелел на щитах начертать крест. В 325 году на I Вселенском Соборе в воспоминании этих двух событий в греческой церкви было установлено празднование Новолетия. Так Констанипольский индикт вошел в Византийскую хронологию и в наши летописи.

Но корни церковного Новолетия лежат в глубокой древности. В седьмой месяц Ноев ковчег остановился на горах Араратских, пророк Моисей принёс скрижали с заповедями Божьими, была сооружена Скиния Господня и освящён первый Иерусалимский Храм, построенный Соломоном. Как Господь после 6 дней творения почил от дел своих в 7 день, такая же заповедь была дана древнему Израилю. Освободившись от мирских дел, служить Богу. Народ раз в год стекался в Иерусалим, смиряясь постом, приносил очистительную жертву, а первосвященники единственный раз в году входили в Святая Святых. В Ветхозаветной церкви у древних иудеев в этот день праздновали новое лето. Месяц назывался «тифи» с которого начинался гражданский год. В Новозаветной же истории этот день связан с евангельскими событиями с началом проповеди Иисуса Христа в Галилее. В этот день он впервые пришел в Назарет, в город своего детства. В синагоге ему подали книгу пророка Исаии: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня…проповедовать лето Господне благоприятное». (Лк 4, 16-19)

Само название месяца сентября происходит от латинского семь, так как у римлян это был седьмой месяц в году. У древних же славян название этого месяца носило название «вресень». Существуют два мнения по поводу этого названия. Первое, что это значит ранние заморозки, грозящие хлебу, второе связывают со словом вершить (оканчивать), что указывает на окончательное завершение уборки хлеба в этом месяце.

Как принятие христианства, так и многие традиции из Византийской церкви перешли в Русскую Православную Церковь. У нас же празднование Новолетия в сентябре укоренилось со времен Ивана III. В 1492 году закончилось 7-ое тысячелетие от сотворения мира, в этом усматривали символический смысл. Далее пасхалии не были рассчитаны, так как с началом 8-ого тысячелетия ожидали конца мировой истории. Но Собор 1492 года не подтвердил этих апокалиптических ожиданий. Архиепископу новгородскому Геннадию было поручено рассчитать Пасхалию (празднование Пасхи) на 8 тысячелетие.

На этом же Соборе было принято решение о перенесении Новолетия с 1 марта на 1 сентября. Иван III был назван государем и самодержцем Всея Руси и новым царем Константином, а Москва соответственно новым Константинополем или третьим Римом. С этих же времен на Руси стал атрибутом государственной власти и символики герб с Византийским двуглавым орлом. Этим подчеркивалось, что Русь считает себя правопреемницей Византии.

Истоки Нового года

Название «январь» происходило от древнего языческого бога Януса. Его изображали с двумя лицами и называли «двуликий Янус»: спереди молодым, сзади – старым, в знак того, что он стоит на распутье времен. Одно лицо у него смотрит вдаль, а другое созерцает год только, что истекший. Это нашло своё отражение во встрече Старого нового года и Молодого нового года, которые на открытках и в литературе изображались в виде Деда Мороза и мальчика. Также Янус изображался с ключами и имел 365 пальцев по числу дней в году. Считался одним из верховных богов, которому приписывалось творение мира.

В Европе в XVI веке была проведена календарная реформа. Она была связана с вычислением Пасхалий. Её провел Римский папа Григорий XIII своей буллой от 24 февраля 1582 г. А в 1594 году французский король Карл IX установил начинать Новый год с 1 января, что впоследствии было принято и в других западноевропейских странах. Григорианский календарь был введён в Германии в 1700 г., а в Англии только в 1752 г. Этого летоисчисления придерживается и Константинопольская церковь, перешедшая на новый стиль в 1923 г.

У древних славян этот месяц носил название «просинец» от «просияния», усиления с этого времени солнечного света, а также начинающегося показывающего синевы неба. Существует и другая версия, по которой этот месяц носил название «овсень». Оно означало также прибавление дневного света, просветление. С декабря дневной свет начинал прибывать: солнце поднималось в полдень над землей всё выше и выше. Так назывался не только месяц, но и обряд встречи Нового года, который запечатлелся в фольклоре.

Ай, во боре, боре
Сосенка стояла,
Зелена, кудрява!
Ой, овсень! Ой, овсень!

Ехали бояре,
Сосенку срубили,
Дощечки пилили,
Ой, овсень! Ой, овсень!

Мосточек мостили,
Сукном устилали.
Гвоздьми убивали,
Ой, овсень! Ой, овсень!

Кому ж, кому ехать
По тому мосточку?
Ехать там овсеню
Да Новому году!


Петровская реформа

В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому начало Нового года стали считать 1 января, как это было принято в европейских странах. Согласно этому указу с 1700 года на Руси был введен гражданский Новый год. Церковное же летоисчисление осталось неизменным. В 1700 году по Указу Петра Великого был введён гражданский Новый Год, который стали отмечать 1 января. Отсюда ведёт свою традицию ёлка на Руси. Эта традиция пришла к нам из Европы – Германии. Традиция эта имеет, несомненно, более древнее происхождение. Существует рождественская легенда и её стихотворное переложение, откуда пошла традиция украшать ёлку на Рождество.

Указ: «Поёлику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с 1 января. А в знак доброго начинания и веселия поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять – на то других дней хватает».

Тогда же был составлен молебен. Этот молебен обязательно совершался во всех церквях после литургии 1 января по указу Святейшего Синода от 21 декабря 1765 года. И гражданский Новый год, и европейское летоисчисление в своей основе ведут свой отсчёт от Рождества Христова. После Петровской эпохи обе эти традиции забылись, возобновились они только в середине XIX в., снова стали отмечать Новый год и ставить Рождественскую ёлку, переняв её у живших в Петербурге немцев. Впервые новогоднюю ёлку поставили под Петербургом в ропшинской усадьбе императрицы Алекснгдры Фёдоровны, которою она получила в подарок на Новый год от Николая I. Первая общественная ёлка была устроена в Екатерингофском дворце в 1852 г., находившимся в ведении Петровской галереи Эрмитажа.

В столице в XIX веке санкт-петербургский «сезон» официально начинался новогодним приёмом, который царь давал в Зимнем дворце для дипломатического корпуса. Торжество проходило в белом мраморном Георгиевском зале. Император восседал на большом позолоченном троне с гербом, отделанном красным бархатом. Он принимал поздравления собравшихся в зале дипломатов. После этого приёма до Великого поста начинались концерты, спектакли, банкеты, балы. Период Святок, на который приходился Новый год, было времени, когда совершались дела милосердия и благотворительности для чего служили новогодние балы и ёлки.

Няня детям говорила:
«Было тихо и темно,
Кто-то стукнул мне в окно…
Я окошко растворила,
Гостя светлого впустила:

Нежный мальчик-летунок,
Ясноглазый, кудряватый
Залетел ко мне крылатый,
Словно легкий голубок.
Он сказал: «Я Новый год!»

Новый год сто лет назад

Новый год, как известно, принято у нас, особенно в больших городах, встречать шумным пиршеством, среди всевозможных греховных забав и развлечений. В виду этого весьма отрадно совершать молебен в храмах в полночь под новый год. Правда, он совершается повсеместно 1 января после литургии, и там, где под новый год мирно почивают, как например, в деревне, где нет нужды в совершении молебна в полночь. К сожаленью, и в наших деревнях, как наследие языческой старины, ещё продолжают существовать различные суеверные обычаи, приметы, гадания. Но там, где в полночь царит разгул, весьма благотворно именно в это время призвать молитвой к благоразумию встречающих новый год в греховном бодрствовании.

Почин такой встречи нового года был сделан сначала только некоторыми священниками Санкт-Петербурга. В 1894 году почти во всех церквах Санкт-Петербурга молебен был совершен накануне Нового года после всенощной. всенощное бдение под Новый год было совершено позднее обыкновенного в 10 часов вечера, был также прочитан акафист Иисусу Сладчайшему, а в конце было сказано приличное к случаю поучение, чем и был дан тон религиозной настроенности на всю ночь для всех присутствующих. Можно быть уверенным, что торжественные призывы церковных колоколов под новый год укажут многим, вовлекшимся в разгул по своей слабости и легкомыслию, которым особенно необходимо протянуть руку помощи, настоящий путь, как должно встречать новый год. (Церковный Вестник, 1894 г.)

В городах в последние годы стал устанавливаться обычай среди верующих встречать новый год в церкви, причем и обычное новогоднее молебствие совершается уже в полночь. В Петербурге в газетах не раз высказывалось желание общества, чтобы все церкви, по крайней мире приходские были открыты для встречи нового года.

«31 декабря 1900 года, - пишет один петербургский обыватель, - в начале двенадцатого часа ночи, живя близ Исаакиевского собора, я выглянул в окно, в твердой уверенности, что увижу факелы собора зажженными и храм освещенным. Но все вокруг было погружено в глубокий сон. Тогда я на¬правился в Казанский собор, приветливо всегда идущий на¬встречу религиозным запросам общества, но, когда подъехал, и здесь увидел все погруженным в сон. Пешеходы шли, однако, к собору со всех сторон, стучались у дверей и с печалью уходили прочь. Другие останавливались и ждали, не веря, что собор не откроет своих дверей. Подъезжали и на извозчиках и, перекликнувшись с стоявшей на крыльце собора группой, быстро продолжали путь. У моей спутницы навернулись на глаза слезы. Мне самому стало как-то жутко. Двери дома Божия в этот знаменательный полуночный час были за¬крыты и как бы говорили: «идите, отверженные, прочь». Улицы были парадно освещены, рестораны, по принятому обычаю, зазывали встречать новый век за шампанским, среди веселья, под звуки музыки и песней. Но больше хотелось плакать, страстно желалось быть ближе ко Христу, и так трудно было найти Христа в этом беззаконном Вавилоне. Я все-таки знал, что некоторые церкви, наверное, будут открыты. Извозчик, окрыленный прибавкой на чай, мчался во весь дух по залитому парадным светом Невскому проспекту. На углу Владимирского проспекта послышался сладостный благовест Троицкой церкви общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви. Еще немного - и показались её ярко освещенные окна. Слава Богу! Здесь со светильниками в руках ждали Жениха, грядущего в полуночи».


Папа, Мама! Новый Год
Пусть по- старому идёт.
Только б дал вам Бог здоровья,
Сил работать в добрый час. –
И тогда своей любовью
Осчастливите вы нас!...


Советский Новый год

В последний день 1917 года Декретом Советского правительства Финляндской республике была дарована независимость. В этот день была организована встреча первого советского Нового года Выборгским районным Советом в районом штабе Красной гвардии Ленин выступал перед рабочими и красноармейцами Выборгской стороны в здании Михайловского Военно-артиллерийского училища (Военно-артиллерийская академия, ул. Комсомола 22). Происходило это недалеко от Финляндского вокзала, на который 3 апреля 1917 на Пасху Ленин вернулся после длительной эмиграции из Финляндии в Петроград.

«Все поработители начинали свою работу с извращения истины, с фальсификации прошлого…» (Д.С. Лихачев). Среди первых декретов Советской власти было изменение календаря. Декретом от 24 января был введен новый стиль, а с февраля началось новое летоисчисление. С его введением разница между датами изменилась на 13 дней. И теперь в церковном календаре приходится указывать две даты по старому и новому стилю. Таким образом, гражданский календарь стал совпадать с западноевропейским, так называемым григорианским. А старый Новый год или новый год, согласно церковному календарю, приходится на 14 января. И таким образом Новый год оказался впереди Рождества, в самое строгое время рождественского поста. В феврале 1918 года из истории было вычеркнуто 13 дней. Отсюда и происходит путаница, так как, изменив точку отсчёта, остальные календарные даты не передвинули.

Пройдёт всего несколько лет, и Новый год из весёлого праздника превратится в зловещие реалии советской жизни.

Поэт Владислав Ходасевич в парижской газете «Дни» написал очерк воспоминаний, посвященный пятилетию со дня смерти Блока и гибели Гумилёва «О Блоке и Гумилёве»:

«Помню Святки 1920 года. В Институте Истории Искусств устроили бал. Весь литературный и художественный Петербург налицо. Он играет в бал. В огромных промерзших залах зубовского особняка на Исаакиевской площади – скудное освещение и морозный пар. В каминах чадят и тлеют сырые дрова. Гремит музыка. Люди движутся в полумраке, теснясь к каминам. Боже мой, как одета эта толпа! Валенки, свитера, потертые шубы, с которыми невозможно расстаться в танцевальном зале. С подобающим опозданием является Гумилёв под руку с дамой, дрожащей от холода в черном платье с глубоким вырезом. Прямой и надменный во фраке Гумилёв проходит по залам. Он дрогнет от холода, но величественно и любезно раскланивается направо и налево. Беседует со знакомыми в светском тоне. Он играет в бал. Весь вид его говорит: «Ничего не произошло. Революция? Не слыхал».

Во всей этой толпе играла в ту же игру ещё одна семидесятилетняя старуха. Серая, сильно декольтированная, в шелковом сером платье, накрашенная, с голыми плечами, густо обсыпанная голубоватой пудрой. Она вся казалась жемчужной и страшной. Сидела в пунцовом шёлковом кресле, обмахиваясь дымчатым страусовым веером. Казалось сейчас ворвутся кожаные и потащат вон старуху и Гумилёва вместе».

Советские же издания с умилением рассказывали о новогодней ёлке из детства Ильича; о елках в Сокольниках и Горках, устроенных для детей, которые посетил Ленин.

А в 1925 году празднование Нового года было запрещено на 10 лет. В 1935 году после статьи Постышева в газете «Правда» вышло Постановление ЦК ВЛКСМ об устройстве для детей новогодних ёлок. А в 1937 года в Кремле было показано, как надо устраивать уже советские новогодние ёлки. Но теперь новогоднюю ёлку венчала не рождественская звезда, а, как и кремлёвские башни, красная пятиконечная звезда – символ новой власти, новой эпохи. А в ГУЛАГе слагали свои новогодние песни.

Новый год

Новый год порядки новые,
Колючей проволокой лагерь обнесён,
Везде глядят на нас глаза суровые,
И смерть голодная грозит со всех сторон.

Милая.
Не будь унылая,
Хоть и мучителен тяжёлый приговор.
Придёт свободы час,
Судьба спасёт всех нас.
А за тюрьмы забор сам въедет прокурор.


Блокадная Ёлка

Среди многочисленных блокадных воспоминаний есть несколько, которые рассказывают об устройстве новогодних ёлок в блокадном Ленинграде

«Я не ветеран Великой Отечественной. В августе 1941-го мне исполнилось 11 лет. Я просто один из тех, кто всю войну прожил (и выжил!) в нашем городе. Но и у меня есть что вспомнить и о чем рассказать.

До войны я и две мои старшие сестры учились в 12-й (ныне 76-я) школе Петроградского района, на Зверинской улице. Хорошо помню свою первую учительницу Екатерину Кирилловну Перфильеву, многих одноклассников.

Одним из самых запомнившихся эпизодов первой блокадной зимы была новогодняя елка в помещении Педагогического института имени Покровского.

В один из январских дней в нашу квартиру на Большой Пушкарской, 3, постучали. Вошел мой одноклассник Володя Байков. Он сказал, что для младших школьников организуется елка, и ему поручили обойти ребят из нашего класса и составить список тех, кто может прийти.

Он подчеркнул, что с собой необходимо взять ложку и тарелку: будет обед!

В назначенный день я, прижимая к себе старенький портфель без ручки, в котором лежала тарелка и ложка, вошел в здание института. В актовом зале на сцене стояли две большие елки.

В зале было очень тихо. Дети, закутанные кто во что горазд, молча ждали. Не было ни улыбок, ни смеха, ни радостных восклицаний, хотя мы видели своих друзей после большого перерыва. Не все узнавали своих. Смутно помню, что были там и учителя, и среди них – Екатерина Кирилловна. Узнать её было очень трудно, так она похудела.

Начался концерт. Кто с чем выступал, я не могу вспомнить. Мне кажется, что все ждали только одного: действительно ли будет обед?

После концерта нас развели по аудиториям, где стояли черные учебные столы. Женщины из армейских термосов наливали в наши тарелки суп, затем накладывали второе, а в конце каждый получил ещё и подарок, в котором был даже настоящий мандарин!

Прошли года, и я вновь попал в здание на Малой Посадской уже в качестве студента-заочника ЛГПИ имени Герцена. Пытался найти ту аудиторию, где кормили нас в январе 1942-го, и в который раз меня переполняло чувство благодарности к тем скромным подвижникам просвещения, которые в нечеловеческих условиях смогли добиться для ленинградских детей устройства такого праздника».


Только с 1948 года Новый год стал полноценным праздником согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 23 декабря 1947 г. Президиум Верховного Совета СССР постановил:

1. Во изменении Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1945 года считать день 9 мая – праздник победы над Германией – рабочим днём.
2. День 1 января – новогодний праздник – считать нерабочим днём.

Тем не менее, кто-то по-прежнему оставался верен традиции и продолжал встречать Рождество Христово, и ёлка оставалась символом именно праздника Рождества. И даже во встрече Нового года сохранилась традиция встречать два Новых года: Новый и Старый новый год по церковному календарю. Но всё же надо отметить, что Новый год из всех советских праздников остался наименее идеологизированным, хотя он и нёс на себе печать своей эпохи, что проявлялось в предновогодних рапортах о досрочном выполнении и перевыполнении годовых и пятилетних планов и новогоднем обращении главы страны и коммунистической партии. В первую очередь оставался семейным, домашним праздником, в чём выражалась его преемственность с Рождеством Христовым.

Русская Православная Церковь осталась, по-прежнему, верна своей духовной традиции.

Открытки рассказывают

История поздравительных открыток является частью православной культуры, отражающей одну из форм бытовой религиозной традиции, берущей свои истоки в христианской Европе. Ей можно посвятить отдельную статью. Открытки могут поведать много интересного, стать как историей семьи, так и предметом отечественной истории. Они входят в музейные собрания, это популярный вид коллекционирования, их хранят семейные архивы. Не только со временем, но и сейчас они могут показать и рассказать о многом, стать увлекательным иллюстрированным путешествием в прошлое. Это подтверждают неоднократно проведенные выставки. Наше время к счастью – время обретения, возрождения и возвращения к забытым духовным традициям.


Открытки-визитки и фотооткрытки.

Нач. 20 в. Импорт для России из Германии


Европейская открытка для России.


Поздравление Ее Высочеству баронессе Марии Карловне Эрнрот из Общины Св.Георгия


С приветом из С.-Петербурга Клавдию Федоровну поздравляет известный ей Николай Инюшин и желает неземных радостей и блаженства


Остановимся кратко только на новогодних открытках, которые были и по сей день остаются неотъемлемым атрибутом данного праздника. Отметим лишь, что свою историю они ведут с конца XIX в. как разновидность иллюстрированной открытки. Первоначально они издавались к праздникам Рождества Христова и Пасхи, Дню Ангела, а в начале ХХ в. появились новогодние открытки. Многие из них печатались специально для России в Европе в основном Германии, Франции, Швеции и Польше. Изображённые на них типажи, лица и одежда детей, пейзажи и другие сюжеты сразу заметно отличают их от отечественных открыток. По своей сюжетной тематике они менее всего были наполнены духовным содержанием, более носили светский характер. Свиньи и символические мешки с деньгами выражали благополучие и материальный достаток, подкова как символ удачи, традиционная бутылка шампанского и цифровое обозначение наступающего нового года, зимние пейзажи эти традиционные сюжеты в основном перешли в середине ХХ в. на новогодние открытки советского периода. Наиболее для нас интересным является, то, как сохранялась традиция дореволюционных поздравишек, а значит вместе с этим и православных праздников, тем более это никак не отражено в исследованиях касающихся темы поздравительной открытки.

В 20-х годах традиция поздравительных открыток прервалась. С возобновлением празднования Нового года в 1938–1939 гг. были выпущены первые новогодние советские открытки. Издание их возобновилось во время ВОВ в 1942 году. Сюжетная тематика их была преимущественно военно-патриотической, подчас носившей откровенно пропагандистский характер. Только новогоднее поздравление: «Новогодний привет с фронта» говорило о принадлежности открытки к празднику. Тем не менее, на них можно увидеть и обычного Деда Мороза. К новому 1946 году была выпущена открытка «Первый мирный Новый Год». В конце 40-х начале 50-х годов новогодние открытки в основном выпускались фотоспособом. А с 1953 года начался их массовый выпуск.



Трофейная открытка из Финляндии (слева) 1930-е гг. и открытка для советского военного контингента в ГДР 1970 гг.


В сохранившихся семейных архивах рождественские «поздравишки» в 30-40-х гг. использовали для новогодних поздравлений. Как правило, зачеркивая текст рождественского поздравления, и рядом помещали своё новогоднее поздравление. Но как свидетельствуют открытки и их поздравления, вера и традиция сохранялась и в советское время. Так на них можно обнаружить новогодние поздравления крестным и крестникам, поздравления с Днём Ангела (для этого использовали фотокопии с поздравишек, в том числе их делали с рождественских и пасхальных открыток) и советские новогодние открытки, которые использовались для поздравления с Рождеством. В 50-60 гг. также в формате фотографии делали фотооткрытки, на которых был совмещённый коллаж в виде новогоднего поздравления на фоне сюжетов, перефотографированных с дореволюционных поздравишек.

С конца 80 гг. прошлого века стали снова выпускать открытки «С Рождеством Христовым». Вначале это были переиздания поздравишек, но со временем они стали находить свои сюжеты, обретать своё своеобразие, продолжая и развивая прерванную традицию. Тем самым возродилось их первоначальное предназначение, как принадлежность к празднику Рождества Христова. Но их можно купить преимущественно в церковных лавках.

Отрадно, что сейчас снова возродилась эта традиция нашей православной культуры. Один из атрибутов христианских праздников опять входит в нашу духовную жизнь.


Поскольку открытки относятся к эпистолярному жанру, представленная подборка открыток позволит совершить ретро путешествие по петербургским и ленинградским адресам вместе с новогодними поздравлениями.

Вадим Кустов
Открытки из собрания автора
Прислано автором 20 января 2012 г.

ПОДРОБНОСТИ

ПАСХА И ВОЙНА

Ныне исполняется 100 лет с начала Второй Отечественной войны, так до революции в России называли Первую мировую. В связи с этим в Ленинградской области прошла необычная выставка, посвящённая празднованию Пасхи в те, опалённые войной, годы. В конце апреля и начале мая её экспонаты можно было увидеть в выставочных залах храма Царственных Страстотерпцев (п. Раздолье) и храма Коневской Божьей Матери (п. Сапёрный) Приозёрского благочиния. С 18 мая выставку повторят в п. Раздолье в рамках фестиваля «Россия – священная наша держава», посвящённого дню рождения Императора Николая II. Что интересно, уникальные экспонаты для неё собраны одним человеком – культурологом и коллекционером, руководителем выставочного центра «Раздолье» Вадимом КУСТОВЫМ. Наш корреспондент задал ему несколько вопросов.

Безымянное фото, найденное в домашних архивах

– Почему вас заинтересовала история Первой мировой войны?

– Всегда интересно то, что неизвестно. О той войне мы мало знаем. Есть и личные мотивы. В семейном архиве нашёл я фотографию унтер-офицера. Этакий маленький, размером с пятирублёвую монету, вырезанный овал. На нём явно мой родственник, но подписи нет, и теперь уж не узнать, как его звали. И знаете, стало грустно: что вот были живые люди, великие исторические события – и словно канули в Лету... Нам нужно соединить связь времён, чтобы жизнь нашей страны стала для нас реальной.

– Вы коренной петербуржец?


Вадим Кустов ведёт экскурсию на выставке

– В седьмом поколении. Предки по материнской линии были ярославскими «питерщиками» – ездили из Ярославля в столицу на отхожий промысел. Кстати, ярославцы тогда имели самое большое землячество в Петербурге. Мой прапрапрадед Фёдор пришёл в Питер 9-летним мальчиком, да так и остался в Петербурге. А по отцу у меня были псковские отходники. Сам же я родился под Ленинградом, в Сестрорецке. С этого городка и началось моё увлечение краеведением.

В 90-е годы, спустя несколько лет после крещения, в епархиальном журнале прочитал я статью о Свято-Троицком Линтуловском монастыре. Оказалось, что он совсем рядом с Сестрорецком – а я и не знал! Стал собирать материал, одно уцепилось за другое... А потом понял, что это не «внешняя» история, а и моя тоже – через моих предков. В семейном архиве сохранилось много рождественских и пасхальных открыток, стал их разбирать, и так появилось ещё одно направление поисков, связанное с историей поздравительных открыток.

– Они есть на вашей выставке?


На открытке – Императрица с Цесаревичем

– Да, конечно. Одну из пасхальных открыток мы поместили на афише. На ней изображены Цесаревич Алексей в образе мальчика в матроске и Государыня Императрица в образе сестры милосердия, поздравляющие раненого в госпитале. Эта открытка известна коллекционерам и растиражирована в Интернете, но всё же считается редкостью. А моя открытка уникальна своей оборотной стороной. Там есть текст письма, в котором сестра милосердия одного царскосельского госпиталя передаривает эту открытку, сообщая, что получила её от Государыни Императрицы. На ней адрес и почтовый штемпель Царского Села. То есть сюжет открытки отражает не просто «образ», а реально происходившие события. Есть и другие открытки, уже чисто художественные. Например, с «пасхальным зайцем» автора Вибке – такой сюжет выбрал её издатель, Российский комитет помощи семьям убитых офицеров. Эта открытка, кстати, из тех обнаруженных в семейном архиве, с которых и начался мой интерес к дореволюционному быту.

– На выставке не только открытки?

– Собраны самые разные предметы того времени, связанные с Пасхой. От подарочного яйца до периодики с пасхальными поздравлениями: «Нива», «Огонёк», «Солнце России», «Петроградская газета», а также и менее известные, редкие – «Сборник русского чтения» и «Алтын». Я сам о них узнал впервые, разыскивая материал к выставке.

Мне интересна культура повседневности, которая передаёт дух времени. Очень хорошо она видна на фотографиях. Смотришь на фото унтер-офицера около землянки, на обороте подписано: «Фотографировался 10 апреля 1916 г. в первый день Пасхи», – и сразу представляется...

– …как на фронте справляли Пасху?

– Были праздничные богослужения и простые солдатские радости. Воины в окопах получали подарки, писали домой письма с пасхальными поздравлениями. Пели и танцевали под гармошку на позициях – это видно на фотографиях. А на обложках газет и журналов появлялись пасхальные сюжеты: вот раненые, перемещённые в тыл, вместе с сёстрами милосердия и мирным населением идут к пасхальной заутрене, а вот жена посещает своего мужа на позиции. На других картинках Царь христосуется с солдатами. Много сюжетов про то, как народ собирает подарки, а потом вместе с куличами их раздают бойцам в окопах. Так всё реально и было – есть документальные фото, как священники освящают куличи непосредственно на позициях. Для сбора подарков проводились благотворительные акции «Красное яичко в окопы». Это отражено в фотографиях, помещённых в «Петербургской газете» за 1916 год. В них принимали участие разные социальные слои. В пасхальном выпуске «Огонька» за 1915 год есть рисунок «На позиции – Пасхальное яичко рабочих», то есть пролетариат тоже принимал в этом участие.

Для народа это был великий праздник, но, возможно, кто-то относился к нему просто как к традиции. И к войне тоже относились по-разному. Судя по рекламе в журналах и газетах, предлагавшей немало развлечений, может показаться, что войны никакой и вовсе нет, что это где-то далеко происходящие события, которые мало заботят общество. В сюжете журнала «Алтын» показан сбор пожертвований в Москве «На подарок солдату к Светлому празднику» – и мы видим развлекающуюся респектабельную самодовольную публику, устроившую в кабаре аукцион по продаже туфельки балерины Гельцер. Рядом с фронтовой хроникой часто соседствовала малоуместная политическая карикатура, в которой к тому же использовались пасхальная тематика, традиции и символы праздника. Всё это было рассчитано на буржуазную мещанскую среду, которая вскоре поддержала февральскую революцию.

Надо сказать, во время войны Пасху отметили всего три раза, а полноценно – вообще два. Последняя Пасха, 1917 года, была уже окрашена в революционные тона.

– Готовя эту выставку, вы сделали какие-то открытия для себя?


– Узнал много нового. А ещё был замечательный подарок судьбы, связанный с книгой «Казанский собор и война», попавшей в моё распоряжение. Она очень редкая, в фондах Российской национальной библиотеки имеется только один экземпляр. Книга рассказывает о благотворительной деятельности собора в период войны, когда его настоятелем был новомученик протоиерей Философ Орнатский. По его инициативе спустя три недели после начала войны был создан первый епархиальный лазарет для раненых, он же был инициатором сбора подарков на Рождество и Пасху, которые были отвезены донским казакам. На них пал выбор, так как именно они пожертвовали серебро для изготовления иконостаса в Казанском соборе во время Отечественной войны 1812 года. В книге приведены благодарственные письма казаков и несколько фотографий лазарета. На задней стороне обложки есть и объявление о следующем сборе: «На Красное яичко русским воинам-героям».

Занимаясь выставками, я познакомился с потомком священномученика Философа – Сергеем Михайловичем Доброумовым, у которого в семейном архиве хранятся уникальные снимки того времени. И вот у нас родилась идея переиздать книгу, включив туда фото из его и моего архивов. Также уместно будет включить стихотворение «У Казанской Божьей Матери», первую публикацию которого я обнаружил в одном из номеров «Нивы». Его во второй год войны написал известный русский поэт Сергей Городецкий, служивший военным корреспондентом на Кавказском фронте, а затем работавший санитаром в лагере для больных сыпным тифом. Тоже документ эпохи. Прежде Городецкий был символистом, воспевал языческую славянскую мифологию, но перед войной порвал с этим и обратился к крестьянской теме, патронировал Есенина, Клычкова, Клюева. Стихотворение его так заканчивается:

Мы воюем за спасение
Братьев – страждущих славян.
Мы свершим освобождение
Подъяремных русских стран.
С кем враждует Русь лучистая –
Враг и Сына Твоего.
Дай же, Дева, дай, Пречистая,
Нашей силе торжество!
У Казанской Божьей Матери
Дивно светел вечный взгляд.
Жёны, дочери и матери
Перед Ней с мольбой стоят.

Мы недооцениваем Вторую Отечественную войну, которая на фоне Великой Отечественной не была столь тотальной. Но война есть война – смерти, увечья, страдания. Что принципально различается, так это то общество, которое было в неё вовлечено. В начале ХХ века наша страна была другой. Увидеть её, надеюсь, и помогут наши выставки. С отцом Борисом Ершовым, настоятелем храма в посёлке Раздолье, надеемся устроить ещё несколько выставок, а в перспективе и духовно-просветительский центр.

Задавал вопросы М. ВЫГИН

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE

Поэтический образ Богородицы

Троицкая библиотека Петроградского района представляет очередной культурно-просветительский проект. Выставка «Поэтический образ Богородицы» приурочена к Дню матери в рамках Года литературы. Организаторы выставки надеются, что этот проект будет интересен самому широкому кругу посетителей. И как методическая разработка в рамках школьных курсов Основы Православной культуры и Мировой художественной культуры.

Идея выставки принадлежит заведующей библиотеки Ольге Геннадьевне Перегудиной. Первый раздел подготовлен сотрудниками библиотеки Натальей Тычинской и Анной Стариковой. Репродукции богородичных икон и образ Мадонны на картинах западно-европейских художников представлены в художественных альбомах из фондов библиотеки к ним подобранны стихи русских поэтов из поэтических сборников.

Второй раздел выставки подготовили культуролог и коллекционер Вадим Кустов и куратор Нина Васильева. В этом разделе представлены, иконы, альбомы, книги, акафисты, церковные календари (1970-80гг) и стихотворные сборники. На выставке можно увидеть современные издания 1990-2000гг. и раритетные кон. XIX- нач. ХХ вв.

Раздел I . «Земная жизнь Божьей Матери»

Первый раздел этой части экспозиции посвящён земной жизни Божьей Матери показанной через богородичные праздники. Книга «Земная жизнь пресвятой Богородицы» нач. ХХ в. иллюстрированная гравюрами.

Благовещенье: книга нач. ХХв. Дмитриевского «Праздник Благовещенья в Назарете» в серии паломнические хождения по Галилее в марте месяце. Благословение святого града Иерусалима. Иконка бумажная цветная хромолитография нач. ХХ в. «Целование св. Елизаветы» и менее известная иконография Благовещенья бумажная иконка нач. ХХ в. «Богородица прядущая». Стихотворение К. Бальмонта «Благовещенье в Москве» из Православного литературного календаря на 2014 год.

Рождество Христово: иллюстрируют цветные лубочные картинки кон. XIX- нач. ХХ вв. и видовые открытки, издававшиеся для паломников. На них можно увидеть Назарет, Рождество Христово, Бегство в Египет. Их дополняют альбомные репродукции иконы Рождества Христова и икона с капсулой земли из Вифлеема. К ним подобраны стихи из сборника рождественских стихов Иосифа Бродского «Рождественская звезда» и «Бегство в Египет».

Сретенье: картинка-лубок нач. ХХ в. и стихотворение Бродского «Сретенье».

Успение: акафист, изданный Псково-Печёрским монастырём во время оккупации, 1944 г. Картинка-лубок нач. ХХв. Стихотворение Блока «Успение».

Покров: акафист в серии библиотека для народа и школ, Санкт-Петербург, 1913г. Стихотворение Есенина «Чую Радоницу Божью».

Афон – удел Божьей матери: картинка-лубок и стихотворение «Святая гора Афон земной удел Божьей Матери» в книжечке «Иерусалимские псалмы», издание святой град Иерусалим, 1913г. В сборнике духовной поэзии кон. XIX в. можно прочитать стихотворение «молитвенные чувства перед иконой пресвятой Девы Богородицы».

Раздел II . Иконы Богородицы

В этом разделе выставки можно увидеть современные иконы, репродукции в альбомах и православных календарях. Литературная часть представлена акафистами и поэтическими сборниками. Среди поэтической подборки стихотворения: Ахматовой «А смоленская нынче именинница», написанном на похороны Александра Блока, которые были в день памяти Смоленской иконы Божьей Матери на Смоленском кладбище. Это стихотворение является переходным к теме богородичных икон. «Донская» (Дмитриевская суббота) стихотворение Новгород-Северского. Стихотворение Бехтеева «Небесная Царица», посвящённого иконе Державная. Максимилиан Волошин стихотворение «Владимирская Богоматерь».

Среди раритетных изданий можно увидеть книгу «Житие преподобного Сергия Радонежского». Издание Сытина, Москва, 1901г. Цензор известный священник и духовный писатель прот. Григорий Дьяченко. На отдельных листах 8 цветных литографий, среди них «Явление Божьей Матери преподобному Сергию ». Этот сюжет жития представлен стихотворением с таким же названием из книги «Для боголюбивых с любовью. Поэтическое завещание духовной дочери». Собранные духовные стихи духовником Александро-Невской Лавры архимандритом Сергием (Бирюковым). Эта рукописная тетрадь 1920 гг. была издана к 300-летнему юбилею Лавры.

Всех скорбящих Радость: иконка бумажная хромолитография 1911г. Книжка 1898г. «Знамения милости Божьей. Явление Божье Матери Всех скорбящих Радость» о петербургской иконе с грошиками. Железная юбилейная иконка в память 300-летия явления московского образа. Псальму «Всех скорбящих Радость» можно прочитать в сборнике 1990гг. «Духовная поэзия для детей и взрослых».

Следующий тематический блок представлен материалами периода Первой Мировой войны. Первая публикация стихотворения Сергея Городецкого «У Казанской Божьей Матери». Сергей Городецкий озаглавил своё стихотворение «У Казанской», во всяком случаи под таким названием оно появилось впервые 22 ноября 1914 года в №47 журнала «Нива». Книга «Война и Казанский собор» выпущена в Петрограде 1915г. Обществом распространения религиозно-нравственного просвещения основанного известным священником Философом Орнатским.

Последний тематический подраздел рассказывает о шедеврах западно-европейской религиозной живописи. С которой хорошо была знакома культурная элита России, как в собрании Эрмитажа, так и европейских музеях.

«Стихотворение Пушкина и картина Рафаэля» это книжка издана Эрмитажем в 1949г. к 150-летию со дня рождения Пушкина. Стихотворение «Возрождение» поэт посвятил картине находящейся в Эрмитаже.

Статья Т.М. Кока «Пушкин перед мадонной Рафаэля» в Пушкинском временнике 1964г. с автографом автора и фотографией с оригинала картины. Исследование посвящено стихотворению «Мадонна» и копии картины Рафаэля Бриджуотерская Мадонна».

В журнале «Нива» №3 за 1914г. можно увидеть репродукцию «Мадонны» Леонардо да Винчи, приобретённую Эрмитажем у Бенуа.

Следующий экспонат католический календарь на 1911 год. Высокохудожественное издание с золотым теснённым рисунком и цветочным орнаментом. На нём изображены Мадонна на золотом фоне, внизу латинская надпись: «Аvе Mаris Ctellа» - Радуйся Мария звезда. Что соответствует Ангельскому приветствию архангела Гавриила Деве Марии и составляет неотъемлемую часть католического благочестия, закрепленная в гимнографии и иконографии. В календаре воспроизведена Мадонна делла Стелла. И портрет Фра Беато Анджелико живописца и монаха эпохи предвозрождения, когда ещё итальянские художники придерживались византийских традиций. Он посвятил жизнь и всё своё творчество церкви. Единственный монах-живописец и причисленный к лику блаженных. Папа Иоанн II провозгласил его святым патроном художников. С его творчеством хорошо были знакомы русские поэты Серебряного века. Стихи ему посвящали Вячеслав Иванов, Городецкий. Лучшее стихотворение написал Николай Гумилёв «Фра Биато Анжелико.

Завершает выставку события связанные с Первой мировой войной, но только мы перенесёмся теперь в Европу. В годы Первой мировой войны германские войска целенаправленно обстреливали Реймский собор из тяжелых орудий. Этот акт бессмысленного вандализма возмутил весь мир и явился прологом к массовому уничтожению памятников культуры, совершенному немцами во время Второй мировой войны. Реймский собор был хорошо известен культурному сообществу Петербурга. Надо сказать, что русская интеллигенция и культурная элита широко откликнулись на это событие. Выпускались открытки с видами собора Общиной св. Евгении. А во время войны была впущена репродукция картины «Вот, что осталось от Реймского собора». Академик Ноаковский прочитал лекцию «Памятники искусства на французском театре действий» на помощь жертвам войны.

В 1914г. газетные репортажи красноречиво описывали бомбардировку Реймского собора. Большая статья с фотографиями была помещена в официальном летописце войны еженедельном журнале «Летопись войны 1914-1915гг.» №8 за 1914г. В 1914г. 40-ом № «Нивы» на первой странице была большая статья с фотографиями и стихотворением Ардени «Помни Реймс».

В 1915 вышла книга «Потревоженные святыни» о некоторых памятниках северно-французской культуры, затронутых событиями войны. Книга издана в пользу раненых воинов Лазарета, находящегося в здании Высших Женских Курсов. Её автор Ольга Антоновна Добиаш-Рождественскаяявляется крупной представительницей ленинградской школы медиевистов.

Все эти материалы: программка лекции, открытка, журналы и книга представлены на выставке.

Выставку можно посмотреть в часы работы библиотеки:

Понедельник-Воскресенье, кроме пятницы - выходной. 11-00 – 19-00 часов.

По адресу Троицкая площадь дом 1. М. Горьковская. Справки по телефону 232-58-36.

/* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin;}