Мавзолей в галикарнасе роль металлов. Путешествия от а до я

Перенесемся в древний город Галикарнас. Он был столицей Карии и, как причитается столице государства, славился своей красотой и величием. Храмы, театры, дворцы, сады, фонтаны, живая гавань гарантировали городу почет и уважение. Но особое внимание здесь занимала гробница царя Мавсола, одно из семи чудес света в древнем мире . Итак, чудо света мавзолей в Галикарнасе.

Мавзолей в Галикарнасе: история создания и краткое описание

Царь Мавсол, правящий Карией в 4 веке до н.э. (377-353 годы), по опыту египетских фараонов начал строительство своей гробницы еще при жизни. Она должна была стать уникальным сооружением. Расположенная в центре города, среди дворцов и храмов, она символизирует могущество и богатство царя. А для поклонения покойному царю, она должна сочетать в себе одновременно и гробницу и храм. На строительство были выделены лучшие архитекторы и скульпторы - Пифий, Сатир, Леохар, Скопас, Бриаксид, Тимофей. После смерти царя его жена, царица Артемисия, еще интенсивнее подошла к строительству вечного памятника великому мужу.

Постройка была закончена в 350 году до н.э. Ее внешний облик сочетал в себе сразу несколько архитектурных стилей того времени. В мавзолее выделялось три уровня общей высотой в 46 метров. Первый ярус представлял собой массивный цоколь из кирпича, облицованного мрамором. Далее на нем возвышался храм с 36 колоннами. Колонны подпирали крышу в виде пирамиды с 24 ступенями. На вершине крыши располагалась скульптура царя Мавсола и Артемисии в колеснице, запряженной 4 конями. Вокруг постройки располагались статуи всадников и львов. Красота строения завораживала, не случайно, что мавзолей в Галикарнасе быстро вошел в семь чудес света древнего мира.

Статуя Колесницы с Мавсолом и Артемисией

Сама гробница Мавсола с женой располагалась в помещении нижнего яруса. Для поклонения царю было сооружено верхнее помещение с колоннами и статуей Мавсола. Статуя сохранилась до наших дней, и полноценно отражает образ царя-деспота. Скульптор в чертах лица тонко передал характер Мавсола - злобный, жестокий, способный получать все, что ему нужно. Не случайно это был очень богатый человек. Рядом со статуей Мавсола находилось изваяние царицы Артемисии. Ее же скульптор приукрасил, подал в величавом, мягком образе. Работал над ней известный скульптор того времени Скопас. Обе эти статуи сейчас считаются одними из лучших в греческой культуре IV века до нашей эры. Отдельно стоит упомянуть и про верхнюю часть основания мавзолея. Скульпторы украсили его сценами из греческого эпоса - битва с амазонками, охота, битва лапифов с кентаврами.

Статуи Мавсола и Артемиссии

Мавзолей - слово, произошедшее от имени царя Мавсола, в настоящее время является нарицательным среди всех народов.

Спустя 18 веков мавзолей был разрушен землетрясением. Позже его развалины использовались для постройки замка Святого Петра рыцарями-иоаннитами. Когда пришли турки, замок стал крепостью Будрун, в настоящее время называемой Бодрумом. Раскопки здесь были проведены в 1857 году. Были найдены рельефные плиты, статуи Мавсола и Артемисии, статуя колесницы. В настоящее время они выставлены в Британском музее.

Недалеко от турецкого городка Бодрум расположено одно из семи чудес света - Галикарнасский мавзолей. Оно возникло в этом месте неслучайно, ведь в древности здесь находилась столица персидской сатрапии Кария, известная как Галикарнас.

История

Город Галикарнас был основан греками во 2-м тыс. до н. э. В середине 1-го тысячелетия он оказался под властью Галикарнасский мавзолей был построен в 4 в. до н.э. как усыпальница для карийского сатрапа Мавсола (377г.—353 г. до н. э.) и его жены Артемисии II. Благодаря Мавсолу это сооружение начали называть мавзолеем (греч. Mausoleion). Возведение усыпальницы началось ещё при жизни Мавсола, правда, до финала строительства он не дожил. Согласно преданию, сооружением мавзолея руководила Артемисия, которая очень любила своего мужа и мечтала увековечить его память. Поэтому Галикарнасский мавзолей часто называют памятником любви. Он привлекает тысячи туристов.

Галикарнасский мавзолей поражал воображение путешественников на протяжении 1800 лет, но в 13 веке он был разрушен сильным землетрясением. В 15 веке на развалинах мавзолея крестоносцы соорудили замок Святого Петра. Для возведения этого здания были использованы мраморные блоки бывшей гробницы. Когда крестоносцы были изгнаны, этот замок превратился в турецкую крепость Бодрум. К 19-му веку от мавзолея остался фундамент и несколько скульптур. стоит в Бодруме до сих пор, и камни мавзолея видны в его структуре. На территории самой усыпальницы можно увидеть развалины и небольшой музей истории Галикарнаса.

Архитектура

Мавзолей в Галикарнасе одновременно играл роль храма и усыпальницы. Его строительством занимались архитекторы из Греции Сатир и Пифей. Не меньшую роль в создании мавзолея играли такие как Скопас, Брикасид, Леохар и Тимофей.

Что касается архитектуры, то в этом здании наблюдалось смешение стилей. Кроме того, усыпальница Мавсола отличалась необычной формой и гигантскими размерами. Площадь Галикарнасского мавзолея составляла 5000 м², а высота - 20 м. Основание являло собой 5-ярусный прямоугольник, который был облицован плитами из белого мрамора. Здание было украшено скульптурным фризом - мраморными рельефами с изображением сражения греков с амазонками. Длина описанного фриза была равна 117 м. Сейчас некоторые из рельефов усыпальницы находятся в

Гробница располагалась в периптере, который был помещен на основании. Он, в свою очередь, был окружен 39-ю 11-метровыми колоннами. Они служили опорой для крыши. Последнюю оформили в виде состоявшей из 24 ступеней. На вершине крыши архитекторы расположили мраморную квадригу. Она являла собой античную колесницу, запряженную четверкой лошадей. В ней находились скульптуры Мавсола и Артемисии. Внутри гробницы были помещены мраморные саркофаги царской четы. Прекрасным дополнением здания служили статуи всадников и мраморные львы, расположенные у подножия мавзолея. Галикарнасский мавзолей не был похож на все усыпальницы, которые существовали до него, поэтому вполне справедливо считался чудом света.

Мавзолей в Галикарнасе — еще одно из Семи чудес света древности. Город, который называется Галикарнас, сейчас не существует. То есть, город на этом месте есть, но называется он Бодрум. В этот турецкий городок приезжают многочисленные туристы, чтобы увидеть то, что осталось от этого Чуда света – мавзолея в Галикарнасе.

Теперь руины Мавзолея являются музеем. По сравнению с другими античными Чудесами Света, Мавзолей в Геликарнасе «сохранился» неплохо – множество статуй, фрагментов барельефов являются экспонатами в местном музее в Бодруме.

В IV веке до н.э. Галикарнас был столицей провинции Карии, которая входила тогда в состав персидской Империи. Это был один из красивейших городов региона. Расположенный на Средиземноморском побережье в Малой Азии, Галикорнас был практически недосягаем с моря. Его флот мог легко при необходимости заблокировать небольшой канал, который вел в гавань.

Особенного расцвета город достиг в правление Мавсола с 377 по 352 (353) год до н.э.

Царь Мавсол был и прекрасным дипломатом, и прекрасным воином. Он умел использовать для своих целей наемную армию и флот. Мавсол практически добился независимости Галикарнаса от персидского владычества, а также захватил всю юго-восточную часть Малой Азии.

Царь был женат на своей родной сестре Артемисии. Подобные браки в знатных семьях практиковались нередко, причем не только среди карийских правителей, но и римских.

Мавсол и Артемисия управляли Карией совместно в течение 24 лет. Артемисия по свидетельству современников очень любила Мавсола.

В центре Галикарнаса незадолго до кончины царя отвели место под Мавзолей (название пошло от имени царя Мавсола). Строительство возглавляла Артемисия. Она не считалась с издержками и бросила все силы и средства на возведение усыпальницы, которой доселе свет не видывал.

Спроектировали Мавзолей знаменитые греческие архитекторы Сатир и Пифей. Скульпторы Скопас, Леохар, Тимофей, Бриаксид украшали величественную постройку.

Впервые в греческой архитектуре в Мавзолее соединялись все три знаменитых стиля — дорический, ионический и коринфский.

В центре комплекса была возведена каменная платформа, которая служила пьедесталом для храма.

Пьедестал имел форму прямоугольника с размерами примерно 19х11 метров. На нем стоял храм-гробница, окруженный 36 ионическими колоннами, несущими крышу в форме 24-ступенчатой пирамиды. Промежутки между колоннами, внешние станы Гробницы были богато украшены скульптурами. Обломки мраморных львов и мифологических фигур, найденные здесь при раскопках, свидетельствуют, что скульптуры выполняли великие мастера. Вершина пирамиды увенчана площадкой, на которой возвышалась мраморная квадрига – колесница, запряженная четырьмя лошадьми, которой управляли Мавсол с Артемисией. Общая высота Мавзолея от основания до вершины скульптурной группы составляет 46 метров.

Мавзолей был еще не достроен, когда в 353 году до н.э. скончался Мавсол. Труп правителя кремировали. Убитая горем вдова приказала смешать с ароматическими веществами и водой часть праха, а затем выпила, надеясь воссоединиться с духом умершего мужа. Артемисия правила еще 2 года, пока смерть не настигла ее. Тело царицы также было сожжено, а затем похоронено рядом с мужем. После того, как супруги нашли свое последние пристанище, вход в гробницу замуровали камнями.

Мавзолей в Галикарнасе простоял много веков. Галикарнас уже был разрушен и превратился из роскошного города в небольшое прибрежное поселение, а величественный Мавзолей по-прежнемы возвышался над ним. Землятресение XIII века разрушило гробницу царя, а в XV веке мавзолей был уничтожен родосскими рыцарями, которые брали его камни на строительство крепости Святого Петра. Таким образом, часть крепостных стен оказалась сложена из блоков зеленого камня, характерных для основной части мавзолея.
Через несколько лет рыцари обнаружили в руинах усыпальницу Мавсола и Артемиссии. Но они оставили погребение на ночь без охраны, и его разграбили мародеры, которых привлекли золото и драгоценности.

В XIX веке путешественники по Малой Азии обратили внимание на то, что стены турецкой крепости Бодрум, сложены не столько из каменных глыб, сколько из мрамора. Это неудивительно: остатки античных городов часто служили строительным материалом сначала византийцам, а потом арабам и туркам. Но уж очень красивы и необычны были мраморные плиты стен Бодрума.
Когда слухи об этом дошли до английского посла в Турции, он приехал в город и купил разрешение выломать из стен двенадцать плит, чтобы перевезти их в Британский музей. Английские ученые по сохранившимся описаниям и отзывам современников вскоре догадались, что перед ними часть знаменитого фриза Скопаса — «Амазономахии».

Убедившись в том, что Галикарнасский мавзолей надо искать в Бодруме, сэр Чарльз Томас Ньютон, хранитель Британского музея, поспешил туда. Первое, что он увидел, высадившись на берег, были два мраморных льва, вмурованные в стену крепости.
За девять месяцев, проведенных в Бодруме, Ньютон отыскал многие обломки мавзолея, а под слоем земли и мусора — еще четыре плиты работы Скопаса. Когда раскопки подходили к. концу, были обнаружены и расколотые на множество частей двухметровые статуи Мавсола и Артемиссии, стоявшие прежде в колеснице, а также мраморная лошадиная голова почти метровой длины с бронзовой позолоченной уздечкой и подвесками-украшениями.
В 1857 году эти находки были перевезены в Британский музей.

В XIX веке были раскопаны остатки Мавзолея в Галикарнасе. Идеи, которые были воплощены при его строительстве, вдохновляют многих современных архитекторов, в частности идея Мавозлея в Галикарнасе были взяты для строительства мавзолея Гранта на Манхэттене и Массонского храма в Вашингтоне.




МАВЗОЛЕЙ В ГАЛИКАРНАСЕ - один из наиболее величественных памятников греческой архитектуры поздней классики, великолепная гробница, сооруженная в 4 в. до н.э. в столице небольшого карийского государства, Галикарнасе (юго-восток Малой Азии). Считается одним из так называемых «семи чудес света». Мавзолей был построен по приказу правителя Карии Мавсола (правил 377-353 до н.э.), который еще при своей жизни начал в Галикарнасе строительство этой усыпальницы для себя и своей жены Артемисии II. Сооружение стало впоследствии называться мавзолеем (греч. Mausoleion) по имени царя Мавсола. Сам царь не дожил до окончания строительства.

Мавсол был правителем Карии, входившей в персидскую империю, с 377 по 353 гг. до н.э. Столицей области был Галикарнас, ставший под названием туристическим центром в современной Турции.

Во времена правления Мавсола, Кария уже являлась колонией персидской Империи, однако царь неоднократно предпринимал попытки мятежа. Сила и влияние Мавсола были настолько крепки, что даже после подавления волнений он остался на троне. В 377 году он сменил на троне отца - Гекатомна из Миласа. Мавсол был женат на своей родной сестре Артемисии. В наше время это кажется дикостью, но тогда подобные браки в знатных семьях практиковались нередко, причем не только, среди карийских правителей, но и римских.

Брат и сестра (муж и жена) управляли Карией совместно в течение 24 лет. Артемисия по словам современников очень любила Мавсола, впрочем, как и он ее. Царь не отстранял супругу от государственных дел, хотя бесспорно, лидирующая роль принадлежала в этом тандеме ему.

Галикарнас во времена Мавсола стал столицей провинции - и одним из красивейших городов региона. Правитель обожал все греческое, поэтому обустраивал Карию по образу и подобию элиннских поселений. Поданные, впрочем, как и царь, говорили на греческом языке, на монетах были выгравированы греческие надписи, а сам Мавсол применял на практике некоторые принципы демократического управления.

Столица Карии, Галикарнас являлась столь же безопасной, сколь и великолепной. Расположенный на Средиземноморском побережье в Малой Азии, Галикорнас был практически недосягаем с моря. Флот Мавсола мог легко при необходимости заблокировать небольшой канал, который вел в гавань. Кроме того, рабочие углубили городскую бухту, а песок использовали для того, что бы соорудить защитные волнорезы перед каналом.

Талантливые архитекторы спланировали город - проложили улицы и площади, построили жилые дома. На одной стороне гавани возвели массивный, укрепленный дворец для Мавсола. Он был расположен так, что бы с вышек открывался вид как на сушу, так и на море, это позволяло вовремя отреагировать в случае приближения неприятеля. Дворец и часть поселения для пущей защиты обнесли каменными стенами, периметр которых достигал 6 км. В царский комплекс помимо хором, входил еще театр в греческом стиле, храм греческому богу войны Аресу, святилища Афродиты и Гермеса.

Мавсол решил строить галикарнасский мавзолей еще до своей смерти, по совету своей жены Артемиссии. Проектировали сооружение греческие архитекторы Сатир и Пифей, было также приглашено множество самых лучших скульпторов того времени

Мавсол и Артемисия тратили колоссальные суммы на обустройство города. Средства поступали в казну в виде налогов. Галикарнас украшали статуи, строения и храмы, многие из которых были отделаны мрамором. В центре города незадолго до кончины царя отвели место под Мавзолей. Строительство возглавляла любимая жена Мавсола. Она не считалась с издержками и бросила все силы и средства на возведение усыпальницы, которой доселе свет не видывал. Царица хотела показать миру, насколько богата их семья, возможно, именно тщеславие двигало Артемисией, а вовсе не любовь, однако, истинные мотивы от нас скрыло время.

Мавзолей расположили на вершине холма близ Галикарнаса. Во внутреннем дворе располагалась каменная платформа, на которой располагалась могила. К вершине платформы вела каменная лестница, со скульптурами львов по бокам, а также со статуями богов и богинь

В архитектуре галикарнасского мавзолея впервые в греческой архитектуре сочетались три разных ордера: греческий, ионический и коринфский. Нижний этаж поддерживался 15 дорическими колоннами, внутренние колонны верхнего этажа были коринфскими, а внешние - ионическими. В основании этого гигантского сооружения лежал пятиярусный прямоугольник, облицованный белыми мраморными плитами и украшенный сверху скульптурным фризом длиной 117 м - мраморными рельефами. На основании помещался периптер - усыпальница с целлой для жертвоприношений, его окружали 39 одиннадцатиметровых колонн.

Плиний Старший свидетельствовал, что общая протяженность птерона была никак не меньше 440 футов, в высоту же платформа достигала 20 метров. На платформе находилась пирамидальная структура, которая в высоту почти равнялась основанию, к верху, она, как и положено пирамиде, сужалась. Стены гробницы украшали барельефы, изображающие сцены из греческой мифологии. Пирамидальную крышу гробницы подпирали 36 7-ми метровых колонн, по 9 на каждой из сторон. Между колоннами были установлены статуи.

Мраморная квадрига венчала пирамиду. Квадрига - это каменная колесница, запряжная четырьмя массивными лошадьми, также вырезанными из мрамора. Роль возниц отводилась, естественно, статуям, изображавшим Мавсола и его супругу Артемисию. Высота скульптурной композиции составляла 6 метров.

Крышей мавзолея служила ступенчатая пирамида из 24 ступеней, на верху которой возвышалась квадрига - мраморная колесница, запряженная четверкой лошадей, со скульптурами Мавсола (работы Пифея) и его жены Артемисии (работы Скопаса). В усыпальнице периптера стояли мраморные саркофаги царя и царицы. У подножия гробницы располагались мраморные статуи всадников и львов работы Леохара, Тимофея, Бриаксида. Строительство было завершено лишь при внуке царя Мавсола. Строение было столь непохожим на все прежние усыпальницы, что по имени создателя получило название «мавзолей».

Мавзолей обладал колоссальными по тем временам размерами - занимал площадь в 5000 м. кв. и имел высоту 46 метров от основания до вершины. В архитектуре гробницы явно пролеживались азиатские, восточные черты. Об этом говорит и пирамидальная, сужающаяся крыша, и массивное квадратное основание, отделанное плитами мрамора, отполированными до блеска. Красота Мавзолея заключалась не только в интересном архитектурном решении, но и в богатой отделке. Кроме того, над каждой из сторон четырехугольной усыпальницы трудился «свой» скульптор - что не могло не сказаться на целостности восприятия здания. Конечно, Мавзолей оформлялся в едином стиле, но авторский почерк, так или иначе, прослеживался.

Камера погребения находилась на первом этаже - в основании. Она, как и саркофаг, была изготовлена из белого алебастра и украшена золотом. Второй этаж напоминал по своему строению греческий храм, использовался, скорее всего, для жертвоприношений.

Пепел царственной четы хранился в золотых урнах в усыпалице, находившейся в основании здания. Ряд каменных львов сторожил это помещение. Над массивным каменным основанием возвышалось сооружение, напоминавшее греческий храм, окружённый колоннами и статуями. На вершине здания находилась ступенчатая пирамида. Венчало её, на высоте 43 метров над землёй, скульптурное изображение колесницы, запряжённой лошадьми. На ней, вероятно, стояли статуи царя и царицы.

Мавзолей стоял в непосредственной близости от храмов греческим богам. По тем временам было удивительным, что гробница царя земного по убранству и внешнему виду гораздо превосходила святилища правителей небесных. Возможно, именно это несоответствие привлекало внимание современников к Геликарнасскому Мавзолею, оно же и послужило поводом для занесения усыпальницы в список Семи Чудес Света античного мира.

Мавзолей был еще не достроен, когда в 353 году д.н.э. скончался Мавсол. По кирийскому обычаю труп правителя кремировали. Часть праха, убитая горем вдова, приказала смешать с ароматическими веществами и водой, а затем выпила, надеясь таким образом воссоединиться с духом умершего мужа. Артемисия сменила на троне супруга и правила еще 2 года, пока смерть от тоски (либо болезней) не настигла ее. Тело царицы также было сожжено, а затем похоронено рядом с мужем. После того, как супруги нашли свое последние пристанище, вход в гробницу замуровали камнями. Существует версия о том, что и тогда гробница была достроена не до конца, отделочные работы завершились лишь в 350 году до Рождества Христова. Исторические источники путаются в датах, да это и понятно, слишком много воды с тех пор утекло.

Что же случилось с гробницей, и какая участь постигла город Галикарнас? Мавзолей простоял много веков. Он пережил и завоевание города Александром Македонским в 334 году до н.э., и нападение пиратов в начале первого тысячелетия нашей эры. Галикарнас уже был разрушен и превратился из роскошного города в небольшое прибрежное поселение. Маволей, не смотря на это, продолжал простираться над руинами, горделиво, помпезно как и раньше. Шестнадцать столетий памятник тщеславия и любви восхищал взоры завоевателей и обывателей. Редкий путешественник не заезжал в бывшую столицу Карии, чтобы воочию увидеть одно из Чудес Света.

В начале XV века в Малую Азию прибыли крестоносцы, рыцари мальтийского ордена. Они немало поспособствовали уничтожению Мавзолея. Мраморные плиты и камни воины растащили, использовав их для отделки замка-крепости Св. Петра. Форт был возведен на том самом месте, где некогда возвышался дворец Мавсола и Артемисии. Впрочем, не только люди были безжалостны к Гробнице - время и природные катаклизмы привели к тому, что уж к концу шестнадцатого столетия от усыпальницы осталось лишь основание.

Неизвестно точно, сколько веков мавзолей простоял и когда был разрушен, но по подсчетам ученых ему удалось выстоять 19 веков, после чего в XIII нашей эры рухнул при землетрясении. Все, что оставалось к 19-ому столетию — фундамент и несколько разрушенных скульптур, большую часть мавзолея разобрали рыцари иоанниты для строительства замка Святого Петра в Бодруме. Большая часть старинного мрамора превратилась в известь, а подземные палаты были разграблены

В начале XVI века Мавзолей был осквернен, а золотые чаши с прахом Артемисии и Мавсола исчезли. При этом крестоносцы обвиняли в святотатстве местных жителей-мусульман, хотя возможно в разграблении принимали участие и воины мальтийского ордена. Так или иначе, нашли погребальные камеры именно крестоносцы. Однако вопрос остается - были ли они первыми, кто вошел в недра святая святых? Согласно археологическим данным, полученным в ходе раскопок, проходящих на территории Мавзолея в 60-ых годах XX века, обнаружились некие секретные поземные ходы, пролегавшие под гробницей. Их, видимо, вырыли грабители, причем задолго до появления в Бодруме (бывшем Галикарнасе) крестоносцев. Вандалам был не нужен прах царей - их гораздо больше интересовали драгоценности и золото.

Галикарнасский мавзолей считается одним из семи античных чудес света не из-за его размера или величия, а именно из-за оригинальности его дизайна и внутренних декораций. Исследование памятника древности началось в 1846 году экспедицией Британского музея под предводительством Чарльза ньютона. Он провел раскопки и обнаружил части рельефа стены мавзолея, также останки крыши, а также колесо колесницы диаметром в 2 метра, украшавшей крышу. Также были найдены статуи Мавсола и Артемиссии, стоявшие в вышеупомянутой колеснице.

Ещё 300 лет прошло, прежде чем археологи приступили здесь к раскопкам. Они открыли части основания Мавзолея, а также статуи и рельефы, которые не были разбиты или украдены. Среди них оказались огромные статуи, изображавшие, как полагают археологи, царя и царицу. В 1857 г. эти находки были перевезены в Британский музей в Лондоне. В последние годы провели новые раскопки, и теперь на этом месте в Бодруме осталась лишь горстка камней.

После анализа найденных артефактов был разработан ряд проектов реконструкции мавзолея в первозданном виде. По одному из этих проектов был построен мавзолей Гранта на Манхэттене, Нью-йорк

Возможно, нашим современникам не довелось увидеть даже и фрагментов разрушенного Мавзолея, если бы, не усилия руководства Британского Музея, и археолога сэра Чарльза Томаса Ньютона, который в 1852 году прибыл в Бодрум, что бы отыскать легендарную усыпальницу Мавсола. Исследователь не знал точного месторасположения гробницы, поэтому ему пришлось скупить несколько земельных участков, более-менее подходивших описанию, сделанному еще в древние века историком Плинием.

В результате раскопок, проведенных Ньютоном, было обнаружено разрушенное основание Мавзолея, множество фрагментов скульптур, в том числе и части той самой квадриги, что некогда возвышалась на крыше усыпальницы. Также Ньютон нашел статуи Мавсола, Артемисии и огромную лошадиную голову из мрамора. Еще одной ценной находкой явились несколько декоративных плит с барельефами, в которых исследователи узнали стиль одного из известнейших скульпторов тех времен, Скопаса. Подобные плиты, Ньютон имел счастье лицезреть, и в отделке той самой крепости, что некогда построили крестоносцы. Окончательно завершились раскопки в 1966-1977 году - ими руководил Кристиан Джеппезен из датского Университета Орхуса.

Теперь форт, как и руины Мавзолея, являются музеем и местом «паломничества» многочисленных туристов. По сравнению с некоторыми другими почившими во времени античными Чудесами Света, Мавзолей в Геликарнасе «сохранился» неплохо - множество статуй, фрагментов барельефов и прочих декоративных элементов являются экспонатами как в местном музее в Бодруме, так и в Британском Музее.

Современные архитекторы претворяют в жизнь задумки древних зодчих. Так, Мавзолей в Галикарнасе послужил прототипом Зданию Муниципалитета в Лос-Анджелесе, Зданию Гражданского Суда в Сант-Луи, Мемориалу воинам в Индиане, Церкви Св. Джорджа в Лондоне и Храму Памяти в Мельбурне. Кроме того, в Стамбуле находится уменьшенная копия Усыпальницы, построенная уже в наши дни. Подобных примеров заимствования идей, в современной архитектуре можно привести немало, и это лишний раз доказывает гениальность античных мастеров.

Главным отличием мавзолея в Галикарнасе от других древних чудес, таких как храм Артемиды в Эфесе, или храм Зевса в Олимпии. являлось то, что там располагались статуи обычных людей и животных — мавзолей не был посвящен греческим богам

Огромный замок Святого Петра все еще стоит в Бодруме, и камни галикарнасского чуда видны в его структуре. На территории самого мавзолея остались лишь следы от некогда величественного сооружения и небольшой музей, рассказывающий об истории Галикарнаса. Основные фрагменты сохранились в Британском музее

По образцу галикарнасского мавзолея построено множество зданий по всему миру. Самые знаменитые из них — вышеупомянутое сооружение на Манхеттене, и Массонский храм в Вашингтоне:

В завершение, еще одно сооружение в Мельбурне, построенное по подобию Галикарнасского мавзолея:

Подробнее .

Великолепный памятник греческой архитектуры, признан одним из семи чудес света Древнего Мира.

Мавзолей в Галикарнасе — древнее чудо света

При упоминании слова «мавзолей», сразу вспоминается Мавзолей Ленина на Красной Площади. Мы привыкли, что мавзолей - это грандиозная усыпальница. Но откуда взялось это название?

В IV веке до н.э. в столице Карии городе Галикарнас (юго-восток Малой Азии) была построена великолепная усыпальница для карийского правителя Мавсола и его жены Артемисии II. Это сооружение впоследствии и стали называть по имени Мавсола (греч. Mausoleion) мавзолеем. Строительство началось еще при жизни Мавсола, но до окончания строительства он не дожил. По некоторым данным строительством руководила Артемисия, очень любившая своего мужа и мечтавшая таким образом увековечить его память. Именно поэтому Мавзолей в Галикарнасе считают памятником любви и одним из 7 чудес света, наряду с и .


был задуман как храм и усыпальница, его строили греческие архитекторы Пифей и Сатир, так же были приглашены знаменитые скульпторы того времени Скопас (его работы украшали второй Храм Артемиды в Эфесе), Леохар, Брикасид и Тимофей.

Мавзолей в Галикарнасе: архитектура

В архитектурном плане здесь наблюдалось смешение стилей, что делало мавзолей уникальным сооружением, т.к. в то время аналогов ему не существовало.

Мавзолей в Галикарнасе — великолепная гробница, которая была очень необычной формы для того времени и просто гигантских размеров. Основание мавзолея представляло собой пятиярусный прямоугольник (почти квадрат), облицованный плитами белого мрамора. Сверху его украшал скульптурный фриз - мраморные рельефы длиной 117 м с изображениями сражений греческих воинов с амазонками.

Усыпальница была расположена в периптере, помещенном на основании. Его окружали 39 одиннацатиметровых колонн, которые поддерживали крышу в форме ступенчатой пирамиды из 24 ступеней. На крыше возвышалась мраморная квадрига - античная колесница, запряженная четверкой лошадей. В колеснице стояли огромные скульптуры Мавсола и его жены Артемисии. Внутри усыпальницы стояли мраморные саркофаги царя и его жены. У подножия мавзолея расположились мраморные львы и статуи всадников.


Гробница была так не похожа на все усыпальницы, существовавшие ранее, что была названа по имени ее создателя «мавзолеем».

Мавзолей в Галикарнасе простоял почти 1800 лет но был разрушен во время сильного землетрясения. В 15 веке на его развалинах крестоносцы возвели замок Святого Петра. Для строительства использовали сохранившиеся мраморные блоки. После изгнания крестоносцев, на этом месте турки построили крепость Бодрум.