Брак обществознание. Урок по истории (обществознание) "Правовые основы брака и семьи"
Семья - первичная ячейка общества, первый круг общения людей: здесь человек впервые вступает в общественные отношения - семейные отношения родителей и детей.
Семья - круг устойчивых отношений, основанных на браке между мужем и женой и на кровном родстве между родителями и детьми, братьями и сестрами. Члены семьи связаны общностью имущества и быта (совместное проживание и ведение домашнего хозяйства), моральной ответственностью и взаимопомощью. Семейные отношения, таким образом, и естественные (биологические), и общественные (социальные). Биология человека неизменна, но социальные отношения меняются, и вместе с ними меняются формы семьи.
В доисторические времена семья объединяла только кровных родственников: братьев, сестер, их детей. А мужья? Они не входили в кровнородственную семью. Два дружественных рода (семьи) заключали «брачный союз»: мужчины одного рода вступали в брачные отношения с женщинами другого рода. Такие отношения были непрочными, поэтому мужчины в женском роду принимались как гости, дети оставались в материнском роду. Со временем брачные отношения отдельных пар стали более устойчивыми, появляется первый, еще очень слабый элемент избирательности. Однако мужчины - по-прежнему гости в роду своих брачных партнеров. Они, мужчины, принадлежат другому союзному роду. Кровнородственную семью возглавляла женщина, и соответствующий исторический период называется матриархатом.
Патриархальная семья
С появлением частной собственности и накоплением богатств возник вопрос о наследовании. Для мужчины было важно устранить все сомнения относительно происхождения его наследников. Возникает патриархальная семья, где власть главы семьи распространяется на жену (или нескольких жен), детей, домашних рабов и рабынь. Патриархальная семья существовала не только, скажем, в рабовладельческом Риме, но и в российской дореволюционной деревне. Здесь, конечно, не было рабов, но были сыновья, их жены, их дети, незамужние дочери, престарелые немощные родители. Патриархальная семья осуществляла производительную функцию как основная единица сельскохозяйственного производства.
В Средние века формируется моногамная (единобрачная) семья, с устойчивой связью между мужем и женой. В такой семье власть мужчины становится менее жесткой, женщина получает более почетное и свободное положение. С развитием промышленности и городов семья утрачивает свои производственные функции, она занята теперь воспитанием детей, организацией быта и потребления.
Нуклеарная семья
Утрата семьей производственной функции ускорила процесс суживания семьи, ее дробления, избавления от «лишних» родственников, которые, впрочем, сами рады зажить своей семьей. Сегодня большинство семей состоят из мужа, жены и их детей, чаще всего несовершеннолетних. Такая семья называется нуклеарной (от лат. nucleus - ядро). Глубокие перемены внутрисемейных отношений в индустриальных и постиндустриальных странах произошли в течение XX века в связи с сильно изменившимися положением и ролью женщины в обществе. Народному хозяйству потребовался женский труд, и женщина получила свой, независимый от мужа источник существования. Ее экономическая зависимость от мужа либо ослабевает, либо упраздняется вообще. Женщина получила свободу распоряжаться своей судьбой. Теперь ее удерживают в браке общие дети, духовная и сексуальная близость с мужем, его сердечное уважительное отношение к ней, готовность снять с ее плеч часть домашних забот.
Во второй половине XX века происходит коренная ломка ряда этических семейных ценностей, изменяется этика семейных отношений. Во-первых, падает ценность и даже непреложность официально зарегистрированного брака; возникает много семей, где муж и жена не регистрируют брак, полагая, что таким образом они сохраняют свободу. Такие семьи могут быть и мимолетными, и очень прочными. Во-вторых, сдан в архив моральный принцип, согласно которому жена отдана мужу, а муж - жене на всю жизнь. Даже церковь вынуждена отказаться от данного принципа. Сегодня Анна Каренина спокойно ушла бы от мужа к Вронскому, и никто ее не осудил бы. В-третьих, изменилось отношение к внебрачным сексуальным отношениям, они перестали быть запретными. Одновременно по-новому общество смотрит на женщин, имеющих внебрачных детей, и на самих таких детей. Матери-одиночки не подвергаются осуждению, а их дети никак не ущемляются в общественном положении. Подрывают или укрепляют подобные кардинальные изменения прочность семьи? И подрывают, и укрепляют. Подрывают семьи, основанные не на свободном выборе супругов, а на какой-то зависимости одного супруга от другого. Таким семьям в новых условиях трудно сохраниться. Напротив, семьи, возникшие по свободному выбору супругов, не испытывают никакого давления на разрыв со стороны внешних обстоятельств.
Массовый распад семей в настоящее время - всемирный феномен. В некоторых странах число разводов равно числу браков. В чем причины такого явления? Помимо уже указанных причин, назову следующие.
Во-первых, в современных условиях молодой человек раньше, чем когда-то его родители, вступает в самостоятельную жизнь. В странах Западной Европы дети, едва достигнув 17-18 лет, покидают родительский дом и живут самостоятельной жизнью. Они заключают скороспелые браки, которые чаще всего распадаются через короткое время.
Во-вторых, распространены всякого рода социальные пороки, в частности пьянство и наркомания. Многие, страдающие такими пороками, делают семейную жизнь невыносимой. Из-за пьянства мужа или жены, например, распадается множество семей.
В-третьих, основные интересы многих супругов лежат не в семье, а вне ее: на службе, в делах, в общественной деятельности. Семья, дом становятся только «спальней», что отчуждает супругов друг от друга.
Кризис семейных отношений особенно сказывается в демографическом плане: Россия вымирает, то есть число умерших людей превышает число родившихся. У нас в среднем на семью приходится полтора ребенка, а для поддержания равновесия населения нужно 2,3. Последствия могут быть катастрофическими: страна с малочисленным населением не сможет удержать огромные территории; вскоре может образоваться дефицит трудоспособного населения; детей и стариков некому будет кормить.
Общество и государство заинтересованы в укреплении семьи, так как от нее во многом зависит благополучие и процветание общества. Задачу защиты и укрепления семьи решает семейное законодательство.
Вопрос
Составьте бюджет вашей семьи:
- а) по источникам доходов;
- б) по статьям (направлениям) расходов: питание, одежда, квартира, культура.
Предмет: обществознание 10 класс
Тема: «Семья - как социальная группа».
Цель:
Систематизировать знания обучающихся о социальной роли, нормы, ценности семьи, межличностные отношения в семье, этика семейных отношений, семейный долг, забота о членах семьи.
Развивать интерес к предмету. Подвести к выводу о функциях семьи как социального института и малой группы, раскрыть причины кризиса семьи в современном обществе и путях его преодоления;
Продолжить формирование умений анализировать учебный материал, делать выводы на основе полученных знаний, собирать, накапливать, хранить, обрабатывать и передавать полученную информацию
Оборудование: учебник, наглядности, раздаточный материал.
Тип урока: изучение нового материала
Методы: проблемный, частично - поисковый или эвристический, частично – исследовательский
Средства обучения:
1.Учебник:
2. Интерактивная доска.
3. Презентация
4. Материалы СМИ и Интернет ресурсов.
План урока
Организационный момент
Подготовка к изучению нового материала.
Изучение
Проверка понимания
Закрепление.
Итоги урока
Ход урока:
Орг момент: Постановка темы, целей и плана урока.
Учитель активизирует внимание детей: мы сегодня должны выяснить
Изучение
Эпиграф урока(на доске): « Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» . (Л. Н. Толстой)
Учитель ставит проблему: «Как помочь молодой семье?»
Семья – основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью, взаимопомощью, неповторимым набором эмоциональных отношений.
Брак – социальный институт, представляющий собой совокупность норм, стандартизированных образцов поведения, регулирующих взаимные права и обязанности супругов, отношений между мужчиной и женщиной, родителями и детьми.
Виды браков: моногамия – союз женщины и мужчины, полигамия -многоженство.
Типы семей: полная, неполная, расширенная
Игра: На консультацию к юристу
Решение задач и повторим из курса 9 класса о Правовой основе семьи.
1. Родители гражданки М. путем шантажа и угроз заставили гражданина Б. вступить в брак с их дочерью. Считается ли брак законным? Ответ обоснуйте.
2. В период брака Сергей создал свою фирму. Во время бракоразводного процесса Ирина, его супруга, поставила вопрос о разделе имущества, в том числе и фирмы, принадлежащей Сергею. Тот возражал, ссылаясь на то, что Ирина во время брака не работала и занималась только ведением домашнего хозяйства. Правомерны ли требования Ирины?
3. Ермек до вступления в брак купил дом в деревне. Находясь в браке, построил гараж, купил машину, приобрел мебель. Что является личным имуществом Ермека, а что - совместным имуществом супругов?
4. Гражданин Д. 1996 года рождения и гражданка С. 1997 года рождения решили вступить в брак, но в регистрации им отказали. Обоснован ли отказ?
Вывод: Вы успешно справились с решением задач, мы повторили правовые основы семьи. Брак нужно обязательно регистрировать в органах ЗАГСа, знать свои права в случае развода.
Логическая минутка (разгадывание загадок)
1. В дружной, большой и счастливой семье – у братьев семерых есть по сестре. Подберите к замочку отмычку - сколько в этой семейке сестричек? (одна)
2. Два отца и два сына купили три апельсина. Каждому один достался, никто без фрукта не остался. Как могло такое быть? Как смогли так поделить? (апельсины покупали дед3, отец и сын).
Функции семьи: каждая удовлетворяет индивидуальные и общественные потребности
Специфические:
Репродуктивная
Воспитательная
Экономическая защищенность
Посмотрите на схему 10 какие удовлетворяет индивидуальные и общественные потребности
«Решение проблемных ситуаций.
Взаимоотношения в семье. Воспитание в семье.
Ситуация 1. Мать просит сына вынести мусор. Тот не реагирует, продолжает смотреть телевизор. Когда в дверях появляется отец, сын вскакивает и выносит мусор. Как чувствовала себя мама? Что вы думаете в такой момент?
Ситуация 2.
В кино, что ль, собралась? Я - то знаю с кем. – говорит родитель
А что, нельзя?
А ты знаешь, чем такие прогулки заканчиваются?
Как чувствует себя дочь? Какой выход из ситуации предложите вы?
Вывод: Умение общаться – одна из главных особенностей семейного воспитания. Мы должны научиться понимать своих родных, набраться терпения, делить обязанности поровну. Нужно стать на позицию родителей, понять их и прислушаться к их аргументам.
Неспецифические:
Экономическая
Первично-социальный контроль
Социально-статусный
Духовное общение
Эмоциально-психологическая
Досуговая
В современной семье произошли изменения в брачно-семейных отношениях. Самая распространенная форма современной семьи это нуклеарная семья (родители и дети на их иждивении)
Выделите из функций те, которые играют особую роль по вашему мнению-
Морально- правовые
личностные
Для государства и общества в целом главное - предоставить возможность наилучшим образом выполнить свои функции
Проект на тему: «Как помочь молодой семье?»
Проблемы в обществе:
Сложная демографическая ситуация определяется кризисом института семьи Наметилась тенденция сокращения детей в семье Увеличивается число незарегистрированных браков Сокращается число зарегистрированных браков Смертность по-прежнему превышает рождаемость, но намечается тенденция снижения смертности и повышения рождаемости. Основной возраст матерей от 18 до 30 лет После свадьбы молодые семьи сталкиваются со многими проблемами. Многие отметили, что основная проблема - это проблема, связанная с жильем и немногие семьи могут позволить себе купить собственную квартиру. Программа ипотечного кредитования вовсе не эффективна, т.к. этой суммы не достаточно для покупки жилья, а дополнительных средств у молодых семей нет. Так же даже те кто берут эти кредиты не всегда могут их выплачивать. Следующая проблема - это ребенок. Многие и хотели бы его иметь, ведь дети способствуют укреплению семьи, но неуверенность в будущем и отсутствие поддержки от государства рождают страх о том смогут ли родители обеспечить малыша. Конечно, государство предпринимает действия для улучшения демографического положения в стране, выдавая матерям пособия как единовременные так и по достижению ребенка 1 года, но в большинстве случаев это вновь оказывается неэффективным. Существует проблема взаимопонимания, между супругами, а так же с родителями Так же большой проблемой является трудоустройство и получение образования
Решение:
1. Жилищную программу, которая обеспечивает льготным жильём семьи, планирующие от двух-трёх и более детей.
2. Повысить денежные пособия на детей
3. Создать программу льготного налогообложения для молодых семей.
4. Создать службу по трудоустройству и переквалификации молодых специалистов с целью помочь молодым супругам найти работу.
5. Сделать молодую семью более защищённой ячейкой общества (предоставить возможность государственного страхования на случай безработицы для погашения кредита)
6. Обязать работодателя предоставлять «Родительское время
7. Ввести в школе курс «Основы семейной жизни» для учащихся старших классов.
8. Создать службу психологической помощи и поддержки семьи.
9. Развивать систему дошкольных учреждений.
Вывод: Семья как социальный институт общества не утратит своего значения, сохранит свою ценность и значимость в жизни людей. Поэтому, вступление в брак, создание семьи, рождение и воспитание детей лично для каждого человека будет по-прежнему иметь огромное значение.
IV. Рефлексия.
О чем узнали на уроке? Вам понравился урок? Что именно понравилось?
Учитель: Корни добра и нравственности рождаются и прорастают в семье. У истоков стоят родители. От того, как они относятся к женщине - матери, к жене, к дочери будет зависеть будущее детей, что они смогут взять положительного из своих семей
Вернемся к эпиграфу урока. Как вы понимаете слова Толстого? Что вы взяли хорошего из сегодняшнего урока?
Домашнее задание: написать эссе-размышление: «Какой я вижу свою будущую семью» или « Семья – это кристалл общества » (В. Гюго)
Учитель: В заключении хочу напомнить вам всенародную мудрость, что человек сам творец своего счастья. Чтобы построить семью, обрести свое счастье, дать его любимому человеку, нужен постоянный и неустанный труд «души».
Подготовила учитель истории Клышева Айнамгуль Каматаевна
ГУ «Борис-Романовская средняя школа» акимата Костанайского района Костанайской области.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Можгинского района МСБОУ «Пычасская средняя общеобразовательная школа»
Семья и брак
Методическая разработка для учащихся
11 класса
С применением метода ситуационной задачи
Дисциплина Обществознание
с. Пычас– 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Системно-деятельностный подход, заложенный в идеологии нового ФГОС, изменяет подход в образовании: он требует перехода от изолированных понятий учебных предметов к включению содержания образования в контекст решения обучающимися жизненных задач. В связи с этим важнейшим методическим ресурсом обновления содержания образования являются ситуационные задачи для обучения ключевым компетенциям, умению решать жизненные проблемы с помощью предметных знаний.
Данный тип задач является инновационным инструментарием, формирующим как традиционные предметные образовательные результаты, так и новые – личностные и метапредметные результаты образования. Ситуационные задачи – это задачи, позволяющие учащемуся осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка. Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание. Кроме этого, такая задача имеет не традиционный номер, а красивое название, отражающее ее смысл. Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы учащемуся захотелось найти на него ответ.
Решение ситуационных задач, базирующихся на привлечении учащихся к активному разрешению учебных проблем, тождественным реальным/жизненным, позволяет обучающемуся овладеть умениями быстро ориентироваться в разнообразной информации, отыскивать информацию, необходимую для решения проблемы, и, наконец, научиться активно, творчески пользоваться своими знаниями.
Курс обществознания, как никакой другой, связан с разрешением жизненно важных проблем для подростка. Тема «Семья и брак» позволяет проблему поиска своего места в обществе, актуальную для подросткового возраста, рассмотреть с позиции объективных и субъективных возможностей и устремлений, сделать ее личностно значимой.
Тема: Семья и брак.
Количество часов : 1 академический час
Тип: Изучение нового материала.
Форма реализации: Решение ситуационной задачи
Цели:
Образовательная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
Развивающая: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов – семья, брак, патриархальная семья, нуклеарная семья, расширенная семья;
Воспитательная : осмысление ценности семьи, семейных отношений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
Задачи:
Личностные – формирование умений применять знания по обществознанию для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе;
Метапредметные – владение умениями работать с информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
Предметные – способность применять понятийный аппарат обществоведческого знания и приемы анализа для раскрытия сущности понятий.
Основные понятия: семья, брак, функции семьи.
Ход
- Организационный момент (10 мин.). Постановка и обсуждение личностно-значимого вопроса. Ознакомление с порядком работы и оценки ситуационной задачи.
- Изучение нового материала по материалам ситуационной задачи (20 мин.). Задание: изучить информацию самостоятельно и выполнить задания для работы с данной информацией (ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез).
- Подведение итогов занятия, домашнее задание (15 мин.) По желанию учащиеся зачитывают свое эссе. В качестве домашнего задания выполнить этап ситуационной задачи «оценка результатов работы».
Ситуационная задача
Название задачи | Семья - это кристалл общества В. Гюго |
|
Личностно-значимый познавательный вопрос | По статистике, 85 % молодёжи стремятся вступить в брак и завести семью. Свой выбор они объясняют тем, что именно в семье осуществляется преемственность поколений и формируется личность ребёнка. А что вы думаете по этому поводу? Каковы функции семьи? Как ваша семья повлияла на ваше формирование? |
|
Информация по данному вопросу: | Текст 1. Семья, как малая группа – это основанное на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью. Семья, как социальный институт – это объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками. (Словарь обществоведческих терминов). Текст 2. Из работы русского педагога, писателя, журналиста А.Н. Острогорского «Образование и воспитание» «В младенческие годы и весь дошкольный период человек воспитывается почти исключительно семьёй. Здесь зарождаются его симпатии, потребности, идеалы… Но жизнь семьи, её нравы, весь склад её, в свою очередь, являются отражением жизни всего общества. В семью приносятся и здесь переживаются общественные успехи и неудачи. Семья никак не может оградиться от жизни, и воспоминания лиц, переживших в молодые годы вторжение неприятеля, голодовку, всегда содержат рассказ о глубоких следах, оставленных в них пережитыми впечатлениями. Но и, помимо таких крупных событий, обыденная жизнь неизбежно отражается на складе семейной жизни. Живёт в общественной жизни доброжелательство, взаимное доверие – и семьи живут дружно. Складывается общественная жизнь не по-человечески, по принципу борьбы за существование, - и в семьях начинают грызться, вместо любви слышится отстаивание своих прав. Текст 3. По составу семьи бывают расширенные и нуклеарные. Расширенные семьи состоят из супружеской пары с детьми и родственников мужа или жены, проживающих в одном доме и ведущих общее хозяйство. В нуклеарной семье проживают два поколения – родители и дети. Текст 4. В германской «Песне о Нибелунгах» героиня в ответ на заявление Гунтера, что он просватал ее за некого рыцаря, заявляет: «Вам не нужно меня просить: как Вы прикажете, так я всегда буду поступать. Кого Вы, государь, дадите мне в мужья, с тем я охотно обручусь». Фрагменты из русского «Домостроя»: «Казни сына своего от юности его, и даст красоту душе твоей. И не ослабляй, бия младенца: аше то жезлом биеши его, не умрет, но здравее будет... Дщерь ли имаши: положи на них грозу свою». «Жены мужей своих вопрошают о всяком благочинии... И что муж накажет, то с любовью принимати, со страхом внимати и тюрити по его наказанию». Текст 5. «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л.Н. Толстой) «Главный замысел и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери» (В.А. Сухомлинский) «Брачный союз – первая ступень человеческого общества» (Цицерон) «Добродетель родителей – большое приданое» (Гораций) «Социальный статус родителей человека обычно оказывает небольшое непосредственное воздействие на его профессиональные достижения» (Л. Бернэ) “Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности” (Шопенгауэр) «Есть много способов сделать карьеру, но самый верный из них – родиться в нужной семье» (Д. Трамп) Текст 5. Семья выполняет множество функций:
|
|
Задания для работы с данной информацией |
||
Ознакомление | Составьте графический организатор по теме «Семья» |
|
Понимание | Какая социальная функция семьи в центре внимания А.Н. Острогорского? Как он характеризует влияние общества на семью? Как вы думаете, почему данный текст, написанный около ста лет назад, не потерял своей актуальности? |
|
Применение | Вспомните описание семьи Ростовых в романе «Война и мир» и описание уклада семьи Кабановых в пьесе «Гроза». Сравните эти семьи с точки зрения основных функций семьи. Подумайте, как могла бы сложиться жизнь Катерины, если бы она выросла в другой семье? |
|
Анализ | Проанализируйте свою настоящую семью. Из чего складываются взаимоотношения в ней? Какие составляющие не зависят, а какие зависят от вашей воли? Запишите ответ в виде схемы. |
|
Синтез | Изложите в форме эссе ваше мнение по вопросу «Влияние моей семьи на мое жизненное самоопределение». |
|
Оценка результатов работы (домашнее задание) |
Матрица оценивания выполнения ситуационных задач
(пример)
Список учащихся | 1. Ознакомление: нахождение необходимой информации в текстах СЗ для выполнения заданий и вопроса | 2. Понимание: освоение смыслов в найденной информации | 3. Применение: предложение способа выполнения, решения в стандартных ситуациях | 4. Анализ: перенос информации в новую ситуацию: выявление проблем, взаимосвязей | 5. Синтез: создание из различных идей нового продукта или плана | 6. Оценка: оценивание продуктов, материалов, идей на основе определённых критериев | Итого |
||||||||||||
Семья и брак изучаются в социологии, психологии, религиоведении и в правоведении. Обществознание как комплексная дисциплина рассматривает это явление с нескольких точек зрения одновременно. В РФ основы семьи и брака закреплены в соответствующем профильном законе. Речь идёт о Семейном Кодексе, который в специализированной литературе чаще всего обозначается сокращённо, то есть как СК.
Правовые основы брака и семьи регулируются отдельной отраслью права. В нормативно-правовых актах закреплены имущественные и неимущественные права и обязанности членов одной семьи друг по отношению к другу. И в случае, если кто-то совершает нарушение, пострадавшая сторона (или считающая себя такой) может обратиться за защитой в суд.
Брак и семья – это близкие понятия, иногда они совпадают, например, когда речь идёт о бездетной паре. Но на самом деле друг другу не тождественны. Семья как понятие гораздо шире, в него могут входить лица, связанные кровными узами. Понятие брака по семейному праву же достаточно однозначно.
Итак, под браком законодательством понимается добровольный союз женщины и мужчины с целью совместного ведения быта (хозяйства), воспитания детей и создания семьи. Необходимо отметить, что Российская Федерация неоднократно подвергалась критике за это определение. Считается, что законодательство о браке и семье дискриминационное, поскольку в нём ущемляются права лиц нетрадиционной ориентации.
Однако это не единственная причина недовольства. Нередко указывается, что современное значение семьи в жизни человека не должно быть привязано к обязательному или навязываемому обществом стремлению завести детей. Критики считают, что институт брака переживает кризис, что он должен меняться, чтобы в полной мере удовлетворять современные потребности общества.
Тем не менее ФЗ (федеральный закон) пока что даёт именно такое определение. Возможно, в будущем какое-нибудь постановление или поправки изменят ситуацию. Сейчас же понятие и правовая природа брака в России строятся вокруг гетеросексуальных союзов.
Зачем нужно законодательное закрепление?
Кажется, что понятие брака и семьи во многом личное. То, как жить, с кем, люди должны решать сами. И стремление государства осуществить регулирование такого явления как брак, брака кажутся неуместными.
Однако в основе своей всё это направлено на защиту тех, кто находится в уязвимом положении. Например, ребёнок, который может пострадать от произвола родственников. Закон в большинстве случаев на его стороне. Он не даёт родителям продавать недвижимость без учёта интересов несовершеннолетних, например.
А ещё дети до 18 лет являются наследниками по закону. И даже лишение родительских прав далеко не всегда означает автоматическое освобождение от соответствующих обязанностей. Безусловно, при чтении этих строк кто-то может подумать, что в моей семье невозможно представить себе вмешательство государства.
И это хорошо. Живущие в мире и согласии супруги, как правило, не сталкиваются с какими-то претензиями к ним законодательства. Закон обычно помогает урегулировать конфликты, разобраться в сложных ситуациях. Институт семьи и брака касается и дальних родственников, вернее, его правовое регулирование, поскольку сам по себе институт – понятие социологическое в первую очередь.
И ещё один момент. Существует такое явление как «правовые семьи понятие и виды». К браку и к родственникам это не имеет никакого отношения. Речь идёт о правовых системах, которые в науке получили название семей. Например, романо-германская семья, англосаксонская и т. п. Не стоит путать эти понятия.
Какие бывают семьи?
Довольно любопытна классификация семьи. Рассматривают по количеству детей: бездетные, однодетные, малодетные, среднедетные и многодетные. Любопытно, что в публицистике прижились, в основном, только первый и последний термины.
Также существует различие по половому составу: разнополый брак и однополый. Грамотнее говорить о брачных отношениях, даже если они официально не признаются государством, потому что, как уже говорилось, семья – это другое. Фактически, однополой семьёй можно назвать дочь и мать или сына и отца.
Необходимо отметить, что традиционное понятие семьи и брака не подразумевает признания гомосексуальных отношений. Во многом это связано с последствиями влияния религий, когда союз между людьми сводился к размножению, что и ставилось основной или одной из основных целей. Потомкам и наследникам нужно было придать официальный статус.
Однако семья и брак как социальные институты в современном мире в большинстве цивилизованных стран не сводятся к этому. И во многих странах закон защищает однополые отношения. Яркий пример – Канада, Испания, США, Великобритания.
Исторические формы брака
Также существуют исторические формы семьи и брака. Это моногамия, то есть союз исключительно 2 людей, полигиния, предполагавшая большое количество жён и одного мужа, и полиандрия, где на одну женщину приходилось несколько мужчин. Необходимо отметить, что количество и положение людей в семье, о семье, семьи, семье зависело во многом от доминировавшей религии.
В частности, при внимательном изучении истории человечества становится видно, что сильнейшая дискриминация по гендерному признаку поддерживалась христианством и близким с ней в этом отношении исламом. Современный закон по сравнению с этими нормами выглядит гораздо прогрессивнее. Даже в России.
Партнёрская семья
В специализированной литературе неоднократно упоминается партнерский тип семьи. О чём идёт речь? Так принято называть брачные отношения, построенные на равноправии женщины и мужчины, на одинаковом объёме прав и обязанностей. Некоторые считают, что это регулирует закон.
На самом деле законодательство делает акцент только на добровольности союза. То есть каждый супруг может в любой момент при желании подать на развод. Однако о равноправии отдельно не говорится. Поэтому считается, что такой момент регулируется негласно.
Какие ещё могут быть варианты? Встречается патриархальный тип семьи, в котором мужчина считается главой, за ним остаются все основные решения. Он же долгое время был традиционным. Бывают матриархальный, здесь роль ведущего полностью переходит к женщине.
И, наконец, социология семьи и брака также выделяет конкурентный, в котором муж и жена заняты активным перетягиванием одеяла на себя. В этом случае брак либо переходит в партнёрский (который ещё называют демократическим), также, как вариант, кто-то может победить в этой борьбе, либо союз распадается.
Какие ещё формы брака бывают?
Исследователи также выделяют понятие гражданский брак. В обывательском понимании это незарегистрированное сожительство. Однако исторически такое определение стало использоваться как раз для обозначения церемонии, получившей официальное признание государства в противовес церковному венчанию.
Бывают и формы, предполагающие союз 3 людей. В России такое явление чаще всего называют «шведской семьёй», в Европе оно получило название ménage à trois. Это отношения втроём, которым дают разную оценку, в большинстве своём негативную. Но есть те, кто считают, что в отдельных ситуациях такие союзы вполне допустимы.
Функции семьи
Роль семьи в жизни человека очень наглядно видна через функции. Учтите, что в отдельные исторические периоды одни могут выйти на первый план, а другие, напротив, оказаться почти неактуальными. Кроме того, речь идёт о том, что должно быть.
Однако далеко не все семьи относятся к функциональным, то есть не все выполняют свои функции. Такие в специализированной литературе называют дисфункциональными.
Репродуктивная
Социология семьи и брака рассматривает ячейку общества как надёжный способ обеспечить детей самым необходимым. Малютка может родиться и у матери-одиночки, не состоящей в браке. Но тогда он будет незащищённым.
Сейчас общественное отношение к людям смягчилось, оно не зависит от того, состояли ли их родители в зарегистрированном браке или нет. Но во многих странах, особенно тех, где религиозный уклад довольно силён, это ещё имеет значение.
Воспитательная
Роль семьи в формировании личности ребенка трудно переоценить. Именно здесь закладываются моральные ценности и укрепляются. Дети от родителей получают общее представление об окружающем мире. Они также видят перед собой первый пример поведения с другими людьми.
Если в семье здоровый климат, то и малютка вырастет благополучным – с большей вероятностью. Однако если у родителей постоянные проблемы, они озлобленные, им всё даётся с большим трудом, то у малыша создаться впечатление, что мир – угрюмое и небезопасное место.
Необходимо отметить, что роль семьи в жизни человека в дальнейшем также определяется первым опытом столкновения с подобными отношениями. Если родители ценят друг друга, то повзрослевшие будут стремиться к открытым, ровным отношениям, построенным на взаимном доверии и уважении. В противном случае они могут избегать брака.
Впрочем, некоторые психологи считают, что функции семьи периодически переоцениваются. Первостепенное значение в том, как относиться к окружающему миру, какие отношения строить в личном плане имеет выбор самого человека.
Родители действительно оказывают определённое влияние. Но в процессе взросления личность оценивает имеющиеся установки, опыт старших родственников. И если он её не устраивает или не согласуется с внутренними убеждениями, может от них отказаться.
Обучающая функция
Дети внутри семьи получают самые первые навыки: им показывают, как ходить, говорить, помогают усваивать дальнейшие знания. В то же время часто возникает такой вопрос: верны ли следующие суждения о функциях семьи, скажем, только здесь малыши могут изучить мир вокруг себя, усвоить базовые ценности, понять свою социальную роль? На самом деле нет.
Не стоит забывать о детсаде, а также о школе. Кроме того, по мере распространения современных технологий каждый человек с довольно раннего возраста получает доступ в Сеть. В итоге он может заняться самообразованием. То есть, функции семьи в плане обучения важны, но она – не единственный источник приобретаемых знаний.
Обратите внимание: обучающий аспект касается в первую очередь детей, но далеко не только их. В большой и дружной семье все могут что-то дать в этом плане друг другу, показать, что именно они усвоили, передать знания.
Коммуникативная функция
В благополучной семье больше всего её члены общаются друг с другом. А когда человек плохо чувствует себя, то у него остаются силы только на то, чтобы поддерживать контакты с самыми близкими. Впрочем, здесь есть свои нюансы: далеко не всегда в числе этого ограниченного круга лиц оказываются именно кровные родственники. Периодически речь идёт о лучших друзьях.
Психологи обращают внимание на то, что коммуникация внутри семьи сказывается также и на том, как именно человек относится к окружающему миру, как выстраивает с ним отношения. Если ему хорошо, он счастлив, он получает от партнёра, детей, родителей полное принятие, доверие, любовь, то он будет больше уверен в себе, мягче, добрее, открытее. И наоборот.
Впрочем, нельзя взваливать ответственность в деле выстраивания контактов с окружающим миром только на семью. Во-первых, в любом случае выбор того, как относиться к остальным, делает только сам человек.
Во-вторых, отношение к окружению зависит ещё и от последнего. Если у человека всё хорошо в семье, но остальной мир воспринимается опасным и враждебным, то это будет влиять на его поведение. То есть он станет стараться защищаться и защищать своих близких. Например, мирное население в стране, где началась война. Этот пример из числа крайностей, но он очень наглядный.
Духовно-экзистенциальная
Семья влияет на духовную жизнь человека, на его взгляды, отношение к миру, к своему месту в нём. Как правило, в брак вступают люди, которые если не придерживаются одинаковых позиций, то могут хотя бы примириться с имеющимися различиями друг у друга. Если же неприятие родственников или других членов семьи в отношении взглядов будет слишком сильным, то они будут связаны только номинально в большинстве своём.
Психотерапевтическая
Любые эмоциональные переживания гораздо легче перенести при наличии поддержки. Опыт излечения депрессий и других достаточно тяжёлых расстройств показывает, что любящие родственники и остальные близкие могут сильно помочь в такой ситуации или значительно облегчить ситуацию, как минимум. Но это касается далеко не только больных. Поддержка время от времени нужна каждому.
Развлекательно-рекреативная функция
Проведение совместного досуга, возможность отдохнуть с близким – это то, что позволяет человеку полноценно расслабиться, почувствовать удовлетворение от выполненной работы. Что даёт возможность в дальнейшем к ней вернуться с новыми силами и идеями. К тому же человеку присуще желание проводить свободное время с теми, кто ему дорог, разделять удовольствие.
Сексуальная
Статистика показывает, что полноценной сексуальной жизнью живут те, кто находятся в постоянных отношениях. Количество половых актов у них больше, чем у одиночек, даже если последние весьма активны в сексуальном плане. Уровень удовлетворённости этой стороной жизни тоже в среднем выше.
Экономическая
В финансовом и в экономическом плане решать какие-то задачи вместе намного легче. Даже если один из супругов не работает, второй может взять на себя какие-то задачи, на выполнение которых потребовались бы деньги. Или время, которое можно было бы потратить на то, чтобы выполнить оплачиваемое задание. Большое количество людей означает возрастающие траты, но если значительная часть способна зарабатывать на себя и не только, то обеспечить достойный уровень жизни становится легче.
Хозяйственно-бытовая
В семье человеку прививаются первые навыки, касающиеся быта, поддержание дома и своих вещей в функциональном состоянии. Близкие также могут взять на себя выполнение части задач по дому, что становится особенно актуальным в ситуациях, когда кто-то болен, плохо себя чувствует, слишком сильно устал или занят. В итоге семья облегчает жизнь.
Защитная
Как женщины, так и мужчины в рамках многочисленных опросов показали, что чувствуют себя более защищёнными в браке. Медицинская статистика тоже красноречива: холостяки умирают раньше и больше болеют. Особых секретов здесь нет, ведь близкие чаще напоминают принимать лекарства, мотивируют или просто просят обратиться за медицинской помощью.
В семье могут поддержать, дать деньги в долг или просто выдать на базовые нужды. А иногда защитная функция реализуется буквально: родственники способны напрямую полезть в драку или прикрыть собой от хулиганов, вооружённых грабителей, от опасного животного и т. п.
Статусная
Принадлежность к той или иной семье – это ещё и вопрос статуса. Дети голливудских звёзд и обывателей не находятся в глазах обществах на одном и том же уровне. Материальный достаток родителей тоже имеет значения. Правда, здесь есть своя специфика: далеко не все исследователи считают, что богатые и знаменитые мама с папой – это безусловно хорошо. Почему?
Есть и обратная сторона медали. К членам семьи может быть приковано повышенное внимание, особенно, когда они появляются на публике со знаменитым родственником. Им сложнее просто общаться, а у звёзд часто не хватает времени даже на самых близких. Ребёнок может стать жертвой безумного фаната, поэтому приходится предпринимать дополнительные меры по защите. В итоге это всё порождает своеобразную атмосферу.
Первичный социальный контроль
Именно семья является одним из основных сдерживающих факторов. Кто-то может быть негативно настроен по отношению к законодательству, однако удержаться от совершения преступления из-за страха, что это плохо скажется на близких или расстроит родителей. Семьи часто помогают вернуться к нормальной жизни преступникам и наркоманам.
Социализация
Первичная социализация у человека происходит именно внутри семьи. Адаптация после длительного отсутствия нормальных контактов с окружающими по причине болезни, карантина, ухода за умирающим, пребывания в тюрьме или в следственном изоляторе тоже часто включает в себя общение с родственниками. Однако даже без таких примеров коммуникация с семьёй, характер этих контактов влияет на социализацию человека.
Кооперативная
Семья – это отличный способ объединить с кем-то усилия и получить уверенность в том, что вы работаете на общую цель. У знакомых могут найтись другие дела, у друзей – пропасть интерес (хотя далеко не всегда).
С родственниками удобно кооперироваться хотя бы, как минимум, потому что люди хорошо знают друг друга, свои сильные и слабые стороны. Именно на этом на Западе нередко строится семейный бизнес. Но у попыток вести вместе дела есть и свои минусы. Что уже отдельная тема для разговора.
Разумеется, предпринимательство – это только один пример. Объединиться можно ради достижения совместной цели. В браке пара обычно работает над тем, чтобы сообща достичь финансового (и не только) благополучия.
Подводя итоги, стоит отметить, что значение семьи до сих пор обсуждается. Однако во многом оно зависит от того (как и все эти функции), о какой именно семье идёт речь, можно ли её назвать полноценной. И здесь имеет значение даже не наличие обоих родителей, а внутренний климат, характер складывающихся отношений.