Страдзе: Минобрнауки проведет ревизию спортивных объектов в вузах. Страдзе: Минобрнауки проведет ревизию спортивных объектов в вузах Страдзе александр эдуардович и инесса

Проблема физической подготовки российских школьников и студентов все чаще обсуждается на самом высоком уровне. Чиновники ищут способы заставить молодое поколение подумать о здоровье и заняться спортом. О в учебных заведениях и развитии студенческого спорта в вузах в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Ирине Горюновой рассказал директор департамента дополнительного образования, воспитания и молодежной политики Минобрнауки РФ Александр Страдзе.

— Александр Эдуардович, сколько сегодня объектов спортивной инфраструктуры имеется в вузах, и все ли они используются по назначению?

— В подведомственных Минобрнауки вузах всего около двух тысяч крытых спортивных сооружений, отвечающих современным требованиям. Но в основном материально-техническая база оставляет желать лучшего. Более 300 тысяч квадратных метров требуют капитального ремонта и не могут использоваться по прямому назначению, многим университетам приходится брать спортзалы в аренду. Сейчас вузы арендуют 169 спортивных залов и 231 бассейн.

Конечно, мы считаем это неправильным и хотим, чтобы каждый вуз имел свою спортивную базу. В этом плане положительный пример — проект "500 бассейнов", который мы реализуем совместно с "Единой Россией" с 2010 года. В рамках проекта уже построено более 30 бассейнов. На 2013 год запланировано строительство бассейнов в 13 вузах, подчиняющихся нашему министерству, и в четырех вузах, подведомственных Минздраву России.

К сожалению, у нас есть примеры, когда физкультурно-спортивные объекты используются не по назначению, но сейчас мы это практически пресекли, по крайней мере, в подведомственных университетах. Но есть другая проблема, когда у студентов нет возможности пользоваться спортзалами из-за неприемлемых условий. Сегодня платят за занятия физкультурой и спортом во внеучебное время 76,3% из общего числа студентов, средняя плата в месяц — 1353 рубля.

На наш взгляд, руководство вузов обязано создавать для студентов максимально благоприятные условия для занятий на спортивных объектах. Сейчас мы анализируем ситуацию, и вскоре у нас будет полная картина, как вузы используют свои спортплощадки. По итогам анализа мы примем меры в отношении руководства вузов, где спортивные объекты используются не по назначению. Они будут самого серьезного характера.

Сколько всего студентов занимаются спортом?

— В настоящее время из семи миллионов студентов лишь около 25% регулярно занимаются спортом.

В соответствии со стратегией развития физической культуры и спорта в России до 2020 года число студентов, занимающихся спортом, должно увеличиться до 80%. Это значит, что сегодня надо применить беспрецедентные меры поддержки, чтобы выйти на такой показатель.

Что касается повышенных стипендий за достижения в спорте, как работает схема выплат?

— Постановлением правительства РФ предусмотрено выделение повышенной стипендии, в том числе за достижения студента в спортивной деятельности.

Из выделяемых средств, а это около девяти миллиардов рублей в год, порядка 20% направляется на поощрение за достижения в студенческом спорте. Кроме того, каждый вуз вправе установить свою стипендию из внебюджетного фонда, и многие это делают. У нас есть масса примеров, когда ректор, заинтересованный в развитии спорта, находит формы и способы развития. Существуют также стипендии, назначаемые региональными и муниципальными властями, коммерческими компаниями и различными фондами.

Студенческий спорт набирает популярность и нуждается в качественном менеджменте, создании инфраструктуры, болельщиках, брендах.

Каков размер повышенных стипендий и кто разрабатывает критерии, по которым они выплачиваются?

— Сегодня повышенные стипендии за достижения студентов в спортивной деятельности назначаются практически во всех вузах.

Например, в университетах, подведомственных Минобрнауки, такую стипендию получают около 12 тысяч студентов. Размер стипендии в вузах разный — от 1,25 тысячи до 20 тысяч рублей в месяц. Средний размер по всем вузам — около пяти тысяч рублей в месяц.

Каждый вуз вправе разработать свой порядок назначения стипендий и подробные критерии. Но мы сегодня настаиваем, чтобы как в формировании порядка, так и в распределении стипендиального фонда активное участие принимали сами студенты и студенческие объединения, а положение о выплате и назначении стипендий было размещено на сайте университета.

Как министерство стимулирует вузы в вопросах выделения средств на студенческий спорт?

— У нас есть два больших конкурса. Один посвящен организации в учебном заведении физкультурно-спортивной работы, а второй — комплексной оценке условий для формирования здорового образа жизни в вузе. Но согласитесь, что получить грамоту за победу в конкурсе не так интересно, как приз в виде нового спортивного объекта, оборудования или инвентаря, поэтому мы работаем над формированием новых стимулов, позволяющих поднять статус конкурсов.

Также мы думаем о создании рейтинга, который позволил бы оценить вклад вуза в развитие студенческого спорта. Не думаю, что ректору будет приятно узнать, что из трехсот вузов его университет находится на 298 месте. Хотя итоги начнут оспаривать, говорить, что оценки не объективны и даны не теми людьми, но тем не менее мы разработаем критерии, попробуем их обсудить и утвердить.

Еще один стимул — правильное PR-сопровождение спортивных соревнований студенческих команд. Мы и этим займемся.

— Президент России Владимир Путин недавно заявил, что готов рассмотреть идею создания специального фонда для финансирования проектов по развитию студенческого спорта. Каковы перспективы?

— Это очень правильно и своевременно, хотя вопрос еще предстоит обсудить и понять механизм работы такого фонда.

— Будет ли министерство участвовать в создании Ассоциации студенческих спортивных клубов, о которой также говорил глава государства?

— С организационной точки зрения мы уже участвуем в создании Ассоциации, но ни в коем случае не собираемся вмешиваться в ее деятельность.

Как в министерстве оценивают идею возвращения к ГТО?

— Я бы ушел от привычного нашему слуху понятия — "нормы ГТО". Скорее, это должен быть некий национальный стандарт физической подготовленности, свой для каждого возраста.

Если мы говорим о людях, которые не могут заниматься спортом в полную силу, то нужно понимать, что есть и другие формы работы с ними, которые тем не менее позволят им оценить свою физическую подготовку.

На самом деле некие нормативы уже разработаны и во многих регионах экспериментально внедряются. Всероссийский НИИ физической культуры по аналогии с ГТО разработал комплекс "Готов к труду и защите Отечества". В Москве, к примеру, реализуется комплекс "Московский спортсмен". В Свердловской и Архангельской областях пошли на свой эксперимент. То есть в каждом субъекте РФ, где посчитали это интересным, есть такая форма.

При разработке всероссийского стандарта физической подготовленности мы должны использовать комплексный индивидуальный подход к оценке физического развития каждого ребёнка, который бы лёг в общую линейку его достижений.

Когда этот стандарт заработает?

— В ближайшее время мы совместно с министерством спорта разработаем такой стандарт. Создадим рабочую группу, обсудим с экспертами и, думаю, к лету у нас появятся примерные предложения по его конструкции и содержанию.

Мы надеемся, что хотя бы в порядке эксперимента запустим стандарт с начала следующего учебного года.

Есть уже понимание, каким образом результаты ГТО будут учитываться при поступлении в вузы?

— Это ещё предстоит обсудить, однако есть понимание, что в той или иной степени эти результаты должны быть учтены при окончании учебного заведения.

Система ГТО будет рассчитана только на школьников?

— Нет, в перспективе она должна распространиться на все возрастные группы, но хочу подчеркнуть, что эта система должна быть добровольная. Если мы начнём принуждать к выполнению каких-то норм, то получим обратный эффект и вряд ли добьемся чего-то положительного.

Это должно быть общественное движение, в котором каждый человек найдет свой драйв, свою логику участия и достижения результата.

Если говорить о школьниках, то мы можем в перспективе создать некий "паспорт", характеризующий его развитие, причём не только физическое. То есть человек будет обладать определенным данными, которые впоследствии позволят ему создать историю своего успеха, иначе говоря, некое портфолио, где помимо спортивных удач будут отражены его достижения в учебе, творчестве, общественной деятельности.

ФИО: Страдзе Александр Эдуардович
Дата рождения: 06 сентября 1966 г.
Место рождения: г. Краснодар
Образование: высшее – Кубанская государственная академия физической культуры, Саратовский государственный социально-экономический университет
Семейное положение: женат, воспитывает двоих детей
Работа: Директор Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ
Девиз по жизни: «Будь готов!»

Расскажите о своей студенческой жизни.
Моя студенческая жизнь вряд ли будет примером для подражания для других студентов, потому что в детстве я очень много занимался спортом, плаванием, и все моё время, проведенное в студенчестве, было посвящено спорту. Это значит, что я тренировался два раза в день: до и после учебы. И на лекциях иногда спал, иногда вёл себя неправильным образом и прогуливал их. Тем не менее, первое свое образование я получил в Кубанской государственной академии физической культуры, и в принципе закончил ее неплохо: без красного диплома, но хорошо, без троек. Всё-таки, мне кажется, что студенческая жизнь настоящего студента должна быть немного иной. С другой стороны, пожелаю студентам и такой студенческой жизни, какая была у меня: заниматься спортом – это тоже здорово! Позже я получил второе высшее образование – экономическое. Но поскольку его я получал уже на платной основе, и можно было позволить себе учиться легко, оно было тесно сопряжено с моей работой. Т.е. тогда я больше мог назвать себя не студентом, а профессионалом, который уже работал в определенном секторе. Всю жизнь я посвящал себя педагогике, и образование у меня собственно педагогическое.

Какие проекты были реализованы Вашим Департаментом за последний год, и насколько это было эффективно?
В основном, это проекты, которые собственно отражают деятельность Департамента. Давайте возьмем несколько ключевых. Во-первых, один из самых важных проектов – модернизация дополнительного образования. Это проект, который дает возможность и право всем нам, собравшимся уже в рамках деятельности какого-то вуза или другого образовательного учреждения, вспомнить, а зачем мы сюда попали, в этот вуз. На наш взгляд, эта система дополнительного образования может коренным образом изменить сознание людей, поступающих в высшее учебное заведение ради корочки, и сподвигнет их для обучения всё-таки ради знания. Второй проект заключается в поддержке деятельности студенческих объединений: мы этот проект финансировали, в результате чего 95 вузов получили субсидии на реализацию данного проекта. В 2013 году один из его этапов заканчивается, и сейчас важно, чтобы мы правильно оценили его результаты, посмотрели, насколько он был эффективен, и, основываясь на полученных данных, продолжили его или закрыли. Еще один важный проект связан с развитием физической культуры и потребности в формировании здорового образа жизни на базе образовательных учреждений – это вопрос развития школьных и студенческих спортивных клубов. В целом, у нас очень много проектов, совершенно разных, и о них можно говорить очень долго.

Как складываются отношения Департамента и студенческих общественных организаций?
Для нас очень важно, чтобы мы смогли сформировать для студенческих организаций понимание их собственной значимости в вузе. Сегодня прошли времена, когда эти самые студенческие организации назначались или по указке становились во главе студенчества. Сегодня для нас важно организовать естественный процесс выборов и реализации права студента быть избранным – стать лидером. И важно, чтобы во всех вузах повсеместно такие выборы проходили, чтобы они затрагивали всю заинтересованную студенческую часть, и, самое главное, чтобы в результате этих выборов у администрации вуза появлялись равнозначные партнеры. Потому что в некоторых вузах, к сожалению, думают, что главные – это администрация, ректор и т.д., но, вы знаете, это совершенно не так. Главными в вузе всегда были и будут студенты. Поэтому если мы не сможем организовать их правильное управление вузом, развитие собственного вуза, то это будет очень плохо. И задача Департамента – организовать и показать эту работу как очень важную и приоритетную.

Нравится ли Вам то, чем Вы сейчас занимаетесь?
Очень нравится. Вообще, я считаю, что нельзя заниматься работой, которая не нравится. Всем окружающим меня людям, друзьям, коллегам, я всегда советую не делать того, что они не хотят. Более того, работа должна приносить удовольствие и удовлетворение. У меня так получилась, что работа очень тяжелая: много разъездов, командировок, встреч. С одной стороны, это интересно, с другой – это большая отдача энергии. Когда не хватает времени на семью, когда не успеваешь уследить, как вырастает и меняется младший сын – это совсем не здорово и это не пример для подражания. Говорят, что человек, который не вовремя уходит с работы, неправильно распределяет свои обязанности, неправильно выполняет их, такой человек неэффективен. А я никогда с работы вовремя не ухожу.

То есть, семье Вы уделяете мало времени?
Катастрофически мало. Иногда оказываюсь в кругу семьи по выходным, и, слава богу, есть еще такое понятие как отпуск. Но он крайне редкое явление, раз в году, может быть, да и то я не могу взять отпуск больше двух недель, это просто неправильно. В этом я очень плохой пример в должности директора департамента государственной политики в сфере воспитания. Темой воспитания родного ребенка я, к сожалению, не занимаюсь.

Помимо основной работы хватает времени на какие-то увлечения?
Увлекаюсь спортом. Я считаю, что человек должен увлекаться какими-то активными видами деятельности. Очень люблю плавать, бегать, играть. Я очень люблю кино, хорошее кино. Даже если у меня совсем мало времени, я уделяю его на просмотр хороших фильмов. При этом не размениваюсь на фильмы, которые находятся в рейтинге самых гигантских кассовых сборов.

Какой Ваш любимый фильм?
Не могу назвать какие-то конкретные фильмы. Я лучше скажу моих любимых режиссеров: Эмир Кустурица («Папа в командировке», его документальные фильмы, «Марадона» - шедевр), Пэдро Альмадовар (недавно в очередной сотый раз пересмотрел его фильм «Возвращение» с Пенелопой Круз). Также люблю творчество Андрея Звягинцева («Возвращение»), Павла Лунгина («Остров»).

Каким Вы видите свой дальнейший личностный и карьерный рост?
Я вижу его прикладным к той деятельности, которой я сегодня занимаюсь. Если мне скажут, что я буду работать каким-нибудь министром в теме, которую я совершенно не понимаю, я точно откажусь. Свой карьерный рост я вижу только в соответствии со своей деятельностью – это педагогика, работа со студентами, преподавание. С удовольствием, когда созрею для этого, поработал бы в вузе, возможно, в качестве руководителя. Для меня это очень важная работа. А работать ради времяпрепровождения или достойной пенсии в будущем – это не моё. Мне нужно получать удовлетворение от того, что я делаю.

Как Вы считаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы достигнуть успехов в какой-либо сфере?
Назову четыре качества, которые должны быть присущи человеку для достижения успеха. Назову их «Качества четырех «К», т.к. они все начинаются на букву «К», как собственно и само слово «качество»:

  • во-первых, человек должен быть компетентен в том деле, в котором он хочет достигнуть успеха, он должен обладать определенным уровнем компетенций в этой теме;
  • во-вторых, он должен быть коммуникабелен, потому что если ты хоть трижды компетентен, но не сможешь общаться с людьми, найти окружение себе подобных, друзей по организации этого дела, значит у тебя, к сожалению, ничего не получится;
  • третье «К», которое для меня очень важно – это умение работать в команде, т.е. человек должен понимать, что такое команда для него лично;
  • и четвертое «К» – это контроль за всеми предыдущими тремя «К», чтобы ты постоянно был компетентен, коммуникабелен и умел работать в команде.

Но еще очень важно, чтобы у каждого человека обязательно было ощущение своего места в жизни. Если ты понимаешь, что занимаешь в жизни не чужое место, а свое, у тебя обязательно всё получится. Если тебе неудобно, некомфортно, если тебя каждое утро беспокоит, что ты идешь туда, куда не хочешь идти, и делаешь то, чего делать не хочешь, то надо менять работу, надо менять вид деятельности, потому что это уже плохая история.

Ваш девиз по жизни.
Будь готов! Когда я был пионером, мне говорили: «Будь готов!», и я отвечал: «Всегда готов!» А со временем я понял, что мой девиз по жизни: «Будь готов!» Будь готов к любым переменам, к любым сложностям, к любым встречам, к любым, к сожалению, несчастьям – к этому надо быть готовым. А для того, чтобы быть готовым ко всему, нужно находиться в отличном моральном, физическом, социальном состоянии. Этот девиз, быть готовым, и обязывает меня всегда быть в форме.

Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Социальная активность представляет собой массовую деятельность, направленную на социальные изменения в обществе, категоризируется в социологической мысли по трем смысловым основаниям. Во-первых, как форма представительства артикулирования и реализации социальных интересов. Во-вторых, как деятельность, направленная на повышение или закрепление достигнутых социально-статусных позиций. В-третьих, как деятельность, связанная способностью влиять на происходящие социальные процессы и события в целях социальных преобразований или консервации социальных отношений. В процессе развития социологической мысли для понимания социальной активности характерен переход к мультипарадигмальности, связанный с интерпретацией социальной активности как результата социальной субъектности под влиянием определенных структурных и институциональных обстоятельств.

2. В исследовании социальной активности населения доминируют институциональный, структурно-функциональный, структурно-деятельностный и конфликтологический подходы. В структурно-функциональной модели социальная активность связывается с процессами социальной дифференциации и интеграции, с включением новых социально-профессиональных групп людей в систему социальных отношений через занятие определенных социальных ниш. Структурно-деятельностный и конфликтологический подходы исходят из понимания динамичного и гибкого характера активности в процессе интериоризации в качестве способности влияния и участия в социальных изменениях.

При этом в структурно-деятельностном подходе делается упор на процессе интериоризации (осознания и включения структурных норм как имманентных жизненным стратегиям) при осознании субъектности как возможности участия в социальных преобразованиях. Социально-конфликтологическая парадигма нацеливает на анализ социальной активности в процессе формирования, возникновения и разрешения социальных конфликтов как взаимодействия сторон с разнонаправленными векторами социальной деятельности. Таким образом, в интегративном смысле социальная активность рассматривается как вид деятельности, направленный на социальные изменения через включение коллективной субъектности.

3. В российском обществе социальная активность характеризуется локализованностью, концентрируется либо на уровне активного столичного «меньшинства», либо в группах «ущемленных» интересов (обманутые дольщики), что приводит к сегментированию пространства социальной активности и необходимости учета различий активности на социальном макроуровне, связанном с выдвижением институциональных перемен, и на социальном микроуровне, продуцируемом ухудшением социального самочувствия.

В этих условиях главными критериями исследования социальной активности являются отношение различных социальных групп к социальной активности как способу изменения обстоятельств, а также предпочтение конкретной формы социальной активности. Вместе с тем следует учитывать, что непересекаемость активности на социальных макро- и микроуровнях способствует формированию отношения к социальной активности как механизму вынужденного действия, что определяет операционализацию критерия. Таким образом, основным критерием исследования социальной активности в российском обществе, характеризующим ее общие признаки и особенные черты, является опросный инструментарий, связанный с получением эмпирических и аналитических данных по критериям позиции к социальной активности как социальному отношению и способу формирования жизненных стратегий, выбора конкретной формы социальной активности, доверия к институционализированным формам социальной активности и оценки перспектив социальной активности в российском обществе.

4. Социальная структура российского общества, характеризуемая избыточными социальными неравенствами, продуцирует недоверие на межличностном уровне и дефицит точек притяжения между различными социальными группами. Группы с высоким социальным ресурсом ориентированы на социальную активность в контексте отстаивания корпоративных интересов, демонстрируя невысокий интерес на макроуровне, что выражается в требовании институциональных перемен, связанных с возрастанием роли сформировавшихся новых городских слоев в общественно-политической жизни.

В то же время для базовых слоев российского населения избранные адаптивные стратегии нацелены на спорадические формы активности с целью привлечения внимания властных структур для решения проблем повседневного уровня. Такая неопатерналистская направленность приводит к тому, что социальная активность локализуется в определенных проблемных зонах и в силу влияния узкогрупповых интересов не достигает социально-трансформирующего воздействия, воспроизводя ситуацию социальной бессубъектности, при которой ни одна группа населения не может претендовать на роль «ядерной», движущей силы социальной активности в российском обществе.

5. В институциональном измерении социальная активность, традиционно обращенная к институтам гражданского общества, в российском варианте испытывает влияние дефицита институциональных ресурсов, что связано, с одной стороны, с запаздывающим эффектом воздействия формальных правовых норм, а с другой - с тем, что в российском обществе наибольшим приоритетом обладают институты порядка, выступающие гарантом, но не ориентиром и катализатором социальной активности. Возникшие гражданские институты, направленные на поддержание активности в сфере защиты прав человека, не включены в интеграцию в инфраструктуру возникающих социальных ассоциаций по интересам. Институционализация социальной активности в российском обществе включает разнонаправленные тенденции: с одной стороны, рост институциональных площадок для позитивной социальной активности (волонтерские движения), а с другой - формирование социально деструктивного меньшинства, которое обладает достаточно высокой степенью негативной мобильности, занимая маргинальные позиции в нарастающем «четвертом» секторе общественной жизни. В этой ситуации представляется, что развитие социальной активности связано, как с укреплением ее институционально-правовой базы, так и с тем, что социально активные группы включают в качестве институциональной стратегии диалог государства на различных макроуровнях.

6. Алгоритм социальной повседневности, включающий активность на социальном микроуровне, создает мозаичную картину локализованных участков социальной активности, которая хотя и не производит совокупный социальный эффект, формируют основу для перевода не регулярной социальной активности в состояние коллективных социальных практик. В социальной активности российского населения приоритетное значение имеет повседневность по сравнению с макросистемными проблемами, и от активности на социальном микроуровне зависит возможность включения социальных, социокультурных инноваций в публичную сферу, социальный макроуровень. На уровне повседневности активность носит ситуативный характер, связана с массовыми социальными реакциями, что требует формирование условий конвертации форм повседневной активности в позицию осознания коллективного действия на социальном макроуровне. В поведенческих стратегиях большинства россиян социальная активность занимает место ситуативного фактора, кроме группы повышенной гипертрофированной социальной активности («антисистемная» оппозиция), и их можно классифицировать как социально-прагматические и как социально-альтруистские. Социально-прагматические практики основываются на удовлетворении насущных интересов, и связаны, как правило, с затуханием социальной активности после осознания реалистичности ожидания или частичного удовлетворения.

7. Социальная активность в российском обществе определяется параллелизмом организационных форм и социальной самоорганизации. Речь идет о том, что развитие социальной активности населения по традиционно организационной схеме, хотя и является внешне очевидным, имеет пределы, во-первых, приоритетности государства по сравнению с общественными организациями и логикой примыкания к государству, во-вторых, в недоверии россиян к структурам социального представительства и делегирования интересов. Социальная самоорганизация формируемая на социальном микроуровне создает сети взаимопомощи и взаимоподдержки, имея эффект усиления только во взаимодействии с авторитетными общественными организациями.

8. Стратегии социальной активности российского населения формируются под влиянием, как социально-дифференцирующих (статусных факторов), так и специфики отношения к социальной активности как способу выстраивания жизненных приоритетов. Социальная активность населения проявляется через традиционалистские практики, ориентированные на безусловную поддержку государства как гаранта порядка и стабильности и осуществляемые на уровне манифестации политической лояльности, что можно характеризовать как стратегию активной лояльности. Стратегия условной поддержки социальной активности направлена на признание социальной активности в качестве важного фактора общественной жизни и социальной самореализации, содержат как обязательства поддержки социальной активности, так и ожидания от деятельности общественных организаций удовлетворения групповых потребностей так и влияния на стратегические решения по развитию российского общества в качестве интегратора общественных ожиданий. Стратегия неопределенности фиксирует невключенность социальной активности в систему жизненных приоритетов или ориентирует на социальную активность как «деятельность в будущем».

9. На роль лидера социальной активности претендуют высокообразованные социально-мобильные городские слои. В то же время не сформировался коллективный субъект социальной активности, соотносимый с состоянием гражданского общества. В этих условиях российское государство берет на себя роль координатора социальной активности, что, с одной стороны, повышает уровень представительства социально активных слоев населения, а с другой стороны, содержит риск отрыва от социального микроуровня, от уровня социальной повседневности и углубление различий между акторами повседневного действия и социально-экспертным сообществом, претендующим на монополию в сфере социальной активности.

10. Российское общество не преодолело период социальной дезинтеграции, что связано с несформированностью базовых интегрирующих ценностей общественной жизни. Среди различных социальных групп и индивидов формируются собственные символические коды, что вызывает эффект недоверия и не узнавания. Несмотря на то, что в российском обществе нарастает тенденция социального альтруизма, приоритета общественной полезности социальной деятельности, конфликтный плюрализм ценностей приводит к тому, что эта сфера превращается в поле конкуренции ценности социальной активности и инструментального активизма на основе ситуативного восприятия социальной активности. Социальная активность относится к полуядерным ценностям российского общества, то есть, выходя за рамки инструментальности, не обладает ценностно-мотивационным воздействием на социальном макроуровне.

11. Идентификационные тренды в российском обществе показывают, что социальная активность конвертируется в гражданскую идентичность в контексте наращивания потенциала социально активных слоев населения. Следует отметить, что на состояние идентификационной матрицы социальной активности влияет приоритет идентичностей социального микроуровня, который ограничивает идентичность «общности и солидарности» кругом близких и становление российской гражданской идентичности, в которой социальная активность выступает закрепляющим фактором. В условиях возрастания общественного запроса на социальный альтруизм, связанный, преимущественно, с политикой «малых дел», социальная активность становится формой социальной сопринадлежности и самоопределения малых групп, что содержит тенденцию перерастания в интегративную идентичность в контексте формирования инфраструктуры социальной активности на социальном макроуровне.

12. Перспективы развития социальной активности в российском обществе связываются с процессом институционализации гражданской активности, с повышением роли населения в воспроизводстве политико-правовых и социальных отношений, на основе рамочного консенсуса, устанавливающего и формирующего позитивное отношение к социальной активности, как наиболее актуальному варианту сочетания личных и общественных интересов.

Состояние социальной активности в российском обществе показывает, что локализованность социальной активности преодолевается в контексте реализации социально мобилизующих проектов и формирования интегрирующей гражданской идентичности. Сетевой принцип, играющий определенную роль в активности на социальном микроуровне, воспроизводит дистанцирование от государственных структур, что в условиях не консолидированности российского общества воспроизводит или углубляет социальные разрывы в системе социальных отношений в российском обществе. Очевидно, что социальная активность может быть включена в систему социального позиционирования при ориентации на модернизационные тенденции в российском обществе на основе социального диалога между политическими и экономическими элитами и возникающим «креативным» классом, выступающим с позиции социального альтруизма и социального творчества.

Статьи в журналах, реферируемых ВАК РФ

1. Страдзе А.Э. Социологическая мысль о социальной активности: аналитический потенциал // Социально-гуманитарные знания. 2010. № 7. Спецвыпуск. 0,5 п.л.

2. Страдзе А.Э. Социологические подходы к исследованию социальной активности// Социально-гуманитарные знания. 2010. № 11. 0,5 п.л.

3. Страдзе А.Э. Социальная активность россиян: эффект микроуровня // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 11. 0,5 п.л.

4. Страдзе А.Э. Социальная активность и идентификационные тренды в российском обществе // Вестник КИГИ РАН. 2013. № 3. 0,5 п.л.

5. Страдзе А.Э. Российское общество: перспективы социальной активности населения // Социально-гуманитарные знания. 2013. № 7. 0,5 п.л.

6. Страдзе А.Э. Социальные изменения в российском обществе в контексте социальной активности россиян // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 3. 0,5 п.л.

7. Страдзе А.Э. Социальная активность в российском обществе: аксиологический аспект // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 4. 0,5 п.л.

8. Страдзе А.Э. Адаптивные стратегии российского населения и социальная активность // Вестник высшей школы «Alma Mater». 2013. № 7. 0,5 п.л.

9. Страдзе А.Э. Социальная активность, пределы самоорганизации и организации // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология». 2013. № 2. 0,5 п.л.

10. Страдзе А.Э. Социальная активность: позиционирование в социальном пространстве // Теория и практика общественного развития. 2013. № 5. 0,5 п.л.

11. Страдзе А.Э. Социальная активность в российском обществе: специфика проявления и критерии идентификации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 4. 0,5 п.л.

12. Страдзе А.Э. Институционализация социальной активности: теоретико-прикладные проблемы // Вестник РАЕН. 2013. № 3. 0,5 п.л.

13. Страдзе А.Э. Интеграция социологических подходов к исследованию молодежной политики / А.Э. Страдзе // Социально-гуманитарное знание. 2008. № 10. 0,5 п.л.

14. Страдзе А.Э. Динамика молодежной политики в современной России в контексте политической риторики // А.Э. Страдзе // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2008. № 2. 0,5 п.л.

Монографии

16. Страдзе А.Э. Сущность и проблемы социализации молодёжи в современных условиях / А.Э. Страдзе. Саратов: Приволжское книжное изд-во, 2006. 6,2 п.л.

17. Страдзе А.Э. Структурно-деятельностное измерение cоциальной активности в российском обществе. Ростов н/Д: СКНЦ ВШ ЮФУ, 2013. 8 п.л.

19. Страдзе А.Э. Социальная активность как фактор социальных изменений в российском обществе. Ростов н/Д, 2013. 1 п.л.

20. Страдзе А.Э. Перспективы социальной активности в российском обществе. Ростов н/Д, 2013. 1 п.л.

Статьи в сборниках

21. Страдзе А.Э. Новая генерация / А.Э. Страдзе // Молодёжь России и вызовы XXI века: материалы Междунар. конф. М.: Изд-во Академии труда и социальных отношений, 2003. 0,4 п.л.

22. Страдзе А.Э. Проектная культура молодёжи / А.Э. Страдзе // Социализация молодёжи как ресурс регионального развития: материалы межрегион. конф. Оренбург, 2003. 0,8 п.л.

23. Страдзе А.Э. Школьник - студент - молодой специалист / А.Э. Страдзе // Сохранение и развитие научного потенциала Приволжского федерального округа: материалы межрегион. конф. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2003. 0,1 п.л.

24. Страдзе А.Э. Новое поколение: новые ценности, новые ориентации, новые цели / А.Э. Страдзе // Духовный мир молодого человека и будущее России: материалы регион. межвуз. науч.-практ. конф. Арзамас: Изд-во АГПИ, 2004. 0,5 п.л.

25. Страдзе А.Э. Анализ проблем и перспектив развития физической культуры и спорта в Приволжском федеральном округе / А.Э. Страдзе // Материалы заседания координационного совета по физической культуре и спорту при полномочном представителе Президента России в Приволжском федеральном округе. Йошкар-Ола, 2005. 1,0 п.л.

26. Страдзе А.Э. Государственная молодежная политика: перспективы и риски / А.Э. Страдзе // Добровольчество: ценности, организация, технологии: сб. науч. трудов. Саратов: Изд-во ПАГС, 2008. 0,4 п.л.