Сообщение как учили на руси. Внеклассное мероприятие "В старину учились дети…"

Навеяно темой о новом законопроекте для женщин с детьми. Сам закон уже там обсудили. Но меня удивило, сколько женщин стремятся как можно раньше свалить на работу. Именно хотят, сетуют о нереализованности, скуке, пресловутом дне сурка. Я вспоминаю время моего декрета. Ну, не было такого. Выходили в 1,5 ребенкиных года, потом сделали до 3-х. Никто не стонал, выходили раньше только те, кто очень нуждался в деньгах. Это примета времени? Есть объективные причины? Что поменялось в данном вопросе, по Вашему? Или я старею и это " раньше трава была зеленее"

579

я верю... ты не подведешь...

почитала тему про кинотавр...столько высказываний о возрасте персонажей и несоответствии наряду возрасту что я задумалась, а как должна выглядеть дама за 40...вот чтоб модно нарядно и по возрасту...какие критерии у вас?
буду просвещаться и готовиться заранее))
фото приветствуются...

305

Ванильный Чебурашка

Взято с medrussia.org

Жительница Павловского Посада (Московская область), активная участница общественной организации “Родительский отпор”, антипрививочница и мать двоих дочерей, была принудительно госпитализирована в психиатрическую больницу номер 15 по решению суда. Психиатры диагностировали у активистки бредовые идеи, но её адвокат считает, что пациентку “закрыли” из-за убеждений, сообщает “Подмосковье сегодня”.
Дочери активистки Елены учатся в средних и младших классах лицея № 2 им. В.В. Тихонова Павловского Посада. В ноябре 2018 года у женщины возник конфликт с администрацией учебного заведения: она отказалась делать дочери пробу Манту, якобы из-за аллергии.

– На плановой проверке Роспотребнадзор выявил детей без обследования на туберкулез и оштрафовал меня на 30 тыс. руб., – рассказывает директор лицея Марина Серова. – Фельдшер лицея предложила родителям сделать детям рентген. Вредно! Отказ! Квантифероновый тест или т-спот – отказ, дорого! К фтизиатру за справкой – отказ!

В связи с этим девочки были переведены сначала в карантинный класс, а затем на индивидуальное обучение.

Это послужило для Елены и ещё одной антипрививочницы поводом подать в суд на лицей с иском о нарушении права на образование и требованием отменить индивидуальное обучение.

Иск был отклонён, как и повторные апелляции.

Со слов директора лицея, мамы-антипрививочницы грубо врывались в школу, вызывали полицию. Сама Елена однажды довела сотрудницу лицея до гипертонического криза, писала жалобы в различные инстанции.

– 24 апреля Роспотребнадзор вручил мне предписание с требованием в течение месяца отстранить дочерей скандалистки от обучения в лицее из-за того, что зимой 2019 года заболел туберкулезом один из учеников, – продолжает Марина Серова. – Родителям было предложено выбрать дистанционную или семейную форму образования.

Также директора дважды вызывали на беседу в Министерство образования Московской области в связи с жалобами Елены, однако никаких нарушений выявлено не было.

– Неоднократно младшая девочка приходила в школу в синяках и царапинах и рассказывала, что наступила на грабли. Детям мать запрещала питаться в лицее, потому что «там их отравят», на обед приносила им ржаной хлеб. Девочки с подачи матери стали озлобленными, часто оставались одни, – поделилась директор.

От агрессивного поведения активистки пострадала и детская поликлиника, в которой Елена рвала медицинские карточки детей.

– В итоге в отношении женщины правоохранительные органы назначили проверку. По ее результатам полицейские обратились в психиатрическую больницу № 15 о недобровольном психиатрическом освидетельствовании Елены, – рассказал адвокат активистки Родион Смирнов.

В конце мая 2019 год иск о принудительном освидетельствовании был удовлеторен, и уже 4 июня состоялось судебное заседание по второму иску от психиатрической больницы номер 15 – о госпитализации в недобровольном порядке. И снова суд встал на сторону медучреждения.

– Мы будем обжаловать решение суда, – не сдается Родион Смирнов. – Имеется заключение независимых специалистов, что у Елены нет показаний для госпитализации. Однако суд отказался принять его во внимание.

По словам Смирнов, убеждения его подзащитной о ненужных медицинских вмешательствах психиатры трактуют как бредовые идеи.

– Перед школой и садиком ребенку советуют сделать вакцины против наиболее опасных инфекций: кори, столбняка, эпидпаротита, дифтерии, краснухи, полиомиелита, БЦЖ. Также прививки против гепатита А, ветряной оспы и коклюша. Обязательные прививки есть и для взрослых. Все взрослое население должно получать ежегодную вакцинацию против гриппа, каждые 10 лет – ревакцинацию против дифтерии и столбняка. На настоящий момент всем взрослым до 35 лет необходима дополнительная вакцинация против кори, – комментирует главный внештатный педиатр Минздрава Московской области Нисо Одинаева.

172

Vaalis

У меня тут родственники бунтуют. Говорят, что тяжело платить за квартиру. Я оплачиваю ку, бабушка свет и телефон, тк он ей типа нужен. Недавно зашла за квитанцией и бабушка, а потом её дочь учинили скандал, что тяжело платить. Меня это все выбисило и я сказала, что буду оплачивать только свои 50% ку, светом я не пользуюсь, водой тоже. Я не права? При этом мы с супругом осуществляем весь текущий ремонт, те сантехнику, электрику, если что то сломалось, причём это что то куплено нами или моими родителями, а пользуется этим совсем другие люди, ещё и прентезии выставляю, что сломалось, а мы брось все и чини.

121

Божья Коровка

Всем доброго времени суток!

Сегодня у нас стартует Первый ежегодный поэтический конкурс внеконкурсных стихотворений.

Я думаю, что из мастерски сформулированного названия конкурса вы поняли, что в этот раз я принимаю стихотворения, которые по тем или иным причинам не могут принимать участие в основном конкурсе.

Определённой темы нет, усложняющих элементов тоже.

Если же кто-то захочет написать что-либо новенькое и поучаствовать, то милости прошу!

Итак, Первый ежегодный поэтический конкурс внеконкурсных стихотворений объявляю открытым!!!

П.С. Девочки, уже присылавшие внеконкурсные стихи, пожалуйста, перешлите ещё раз!!! Совсем жара мозги расплавила, и я удалила все старые письма из архивной папки, забыв выделить и оставить ваши…

Напомню о правилах.

1. Жду ваших писем на адрес [email protected]
2. Принимаю стихотворения с сегодняшнего дня до 8 июля (12 утра по Москве).
3. 9 июля создам тему для голосования.
4. Разумный размер приветствуется.
5. Количество стихотворений от одного автора не ограничено.
6. Не используем маты и псевдоматы, ибо правила форума надо чтить.
7. Авторов объявлю в теме-поздравлялке (создам 12 июля), поэтому строго-настрого прошу заранее не рассекречивать себя.
8. Для любителей поугадывать авторов 10 июля будет «Угадайка».
9. Не забудьте указать свой ник на форуме или укажите, что стихи слагаете анонимно.
10. Просмотрите свои творения на предмет ошибок и опечаток.
11. Все стихотворения проверяются на уникальность
12. Если вы хотите собственную аннотацию, то прошу её высылать вместе с вашим произведением.

96

МБОУ «Килемарская средняя общеобразовательная школа»

Урок на День Знаний

(в рамках мероприятий к 110–летию школы)

Как учились дети в старину

Внеклассное мероприятие

Сорокина Елена Викторовна,

учитель начальных классов

МБОУ «Килемарская СОШ»

2012 г.

Цели:

Знакомство учащихся с историей своего Отечества.

Формирование мотивации к учению.

Воспитание любви к своей Родине.

Ход мероприятия

Чтение предложения учащимися вслух “С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь”.

Учитель:

Объясните смысл данной пословицы.

(слайд 2)

(Грамотному все дороги открыты, а неграмотному очень тяжело жить)

Проходят годы, десятилетия, столетия, как вы думаете, меняется ли обучение школьников?

Задумывались ли вы, как учили школьников раньше? О чем бы вы хотели узнать?

Ответы учащихся:

Когда появилась первая школа?

– Как учились наши сверстники?

Какие были у них учебники?

– Какие предметы преподавались?

– Как долго продолжались уроки?

– Кто был учителем?

Учитель:

Итак, определите тему нашего занятия.

Учащиеся:

Как учились школьники в старину

Учитель:

Ребята, чтобы получить ответы на ваши вопросы, я приглашаю вас и наших гостей совершить путешествие в далекое прошлое

Учитель:

В древности народ на Руси занимался, в основном, земледелием. С ранней весны до поздней осени работали крестьяне в поле, чтобы прокормить свою семью.

Но сейчас зима. Убран урожай. Пусто в поле и на улице. Тишина кругом… Хотя, – нет! Слышите: песня! Это девушки собрались на посиделки, работают, напевая любимый мотив.(Иван Купала «Молодость»)

И ребятишек не видно на улице…

Ах, да! Ведь они учатся! В старину по древнему обычаю детей отдавали на учение в день святого пророка Наума (слайд 3), называемого в народе Грамотником. И в народе говорили так: “Пророк Наум наставит на ум”.Празднуется этот день 14 декабря . Этот день не случайно называли «мудрым» и молились святому Науму, прося «навести на ум» - надоумить, научить.

Итак, в этот день родители благословляли своих детей на ученье. Да и сами ученики просили у святого Наума “Батюшка Наум благослови на ум”!

(слайд3)

Ученик: (Крашенинникова Анна)

Поднимали ребятишек в этот день рано, приговаривали:

Просыпайтесь ранёхонько,
Умывайтесь белёхонько,
В Божью церковь собирайтесь,
За азбуку принимайтесь!
Богу помолитесь –
До всего дойдёте:
Святой Наум наставит на ум.

Учитель:

14 декабря принарядившись, все шли в храм, где после Литургии служили молебен, испрашивая благословения на учение отрока. Отроками называли мальчишек 10-12 лет, подростков.

После службы в церкви дома у ученика встречали с почётом учителя, сажали его на лучшее место, угощали и одаривали. Учителя почитали особо , считая его работу чрезвычайно важной и трудной . Отец передавал сына учителю с просьбой не жалеть его, а научить уму-разуму, а за леность угощать побоями. А мать должна была плакать, иначе худая молва пойдёт. Сын отвешивал три земных поклона учителю, а учитель трижды ударял ученика по спине плёткой…заранее, чтобы отрок не озорничал, а учился прилежно, чтобы ценил серьёзность и пользу учёбы. В награду за труды отец с матерью подносили учителю каравай хлеба и полотенце, в которое завязывали и деньги в качестве оплаты занятий. Но чаще всего занятия оплачивались едой: мать ученика приносила учителю курицу, лукошко яиц или горшок с гречневой кашей.

На другой день ученика отправляли к учителю с азбукой и указкой. А перед уроком дети читали молитву: «Святой пророче, Божий Науме, вразуми мя»

Учитель:

Урок уже начался. Давайте потихоньку, чтобы не мешать маленьким школьникам, заглянем в класс.

Беседа по репродукции Б.М.Кустодиева “Школа Московской Руси”

(слайд 4,5)

Как вы считаете, похожа ли была школа того времени на современную?

Рассмотрите репродукцию картины Б.М.Кустодиева, который посвятил свою работу исторической теме “Школа Московской Руси”.

Что особенного в этом классе?

Что делают ученики? Сколько их?

Можно ли сказать, как они относятся к учению?

Чем эта школа отличается от современной?

Вы правильно отметили отличия школы Древней Руси от современной, а сейчас послушайте стихотворение о школе Древней Руси Н.Кончаловской, которое нам расскажут ученики нашего класса. Прослушав его, вы скажите о тех отличиях школ, о которых мы еще не говорили.

Ученик : чтение стихотворения “И в старину учились дети” наизусть.

И в старину учились дети – (Батраков Дмитрий)
Их учил церковный дьяк, -
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глаголы
И учитель для науки
По субботам всех порол.
Вот какой чудной в начале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали -
Из гусиного пера!
Этот нож не без причины
Назывался перочинный:
Очиняли им перо,
Если не было остро.


Трудно грамота давалась (Иванцова Екатерина)
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ни чему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.
Так из летописей старых
Знали дети москвичей
О литовцах, о татарах,
И о Родине своей.

Н.Кончаловская.

Итак, о чем еще вы узнали о школе Древней Руси из прослушанного произведения? (Учились дети на рассвете. Обучались в школах только мальчики. Их учил дьяк на славянском языке. По субботам учеников пороли. Раньше писали не ручкой, а гусиным пером .)

Физминутка.

Под русскую народную песню “Коляда” в исполнении группы “Иван Купала” дети танцуют, повторяя движения за учеником, танцующим у доски.

Рассказ об истории письменности.

Раньше детей учили писать только через год, когда была выучена азбука. О том, на чем и как писали, нам расскажут следующие ученики. (Было дано творческое домашнее задание: подготовить сообщение по этой теме .)

Ученик: сообщение “На чём и как писали?”

(Михайлов Антон ) Раньше люди писали острой палочкой на белой берёсте, иглой на пальмовых листьях, на глиняных табличках, на дощечках, покрытых воском и даже на медных листах.

(Серебрякова Настя ) На Руси писали на пергаменте. Пергамент делали из кожи коз, телят, овец. Кожу старательно чистили, скоблили, шлифовали, пока она не становилась белой или желтой. На пергаменте писали четко и красиво. Он был дорогой, кое-как писать на нем никто бы не решился. Несколько пергаментных листов составляли книгу. Одну книгу писали многие месяцы иногда и годы.

Дополнение учителя к докладу ребенка:

В современной школе дети пишут в тетрадях, а раньше это слово имело другое значение. Книги сначала писали на свитках, а позже на согнутых пополам листах, объединенных в группы по 4 листа. Такие книги назывались тетрадью.

Тетрадь – (греч. – четвёрка) свернутые вчетверо листы, на которых писали.

История возникновения алфавита.

Учитель: Прежде чем люди в Древней Руси научились писать – они изучали буквы. Кто же придумал русский алфавит? (ответы детей)

Алфавит, которым мы сейчас пользуемся, был создан славянами, братьями Кириллом и Мефодием в IX веке.(слайд 6) Кирилл и Мефодий составили азбуку, а затем перевели на славянский язык некоторые священные писания. Часть букв была заимствована из греческого алфавита, а часть специально создана для передачи тех звуков славянского языка, которых не было в греческом языке. Это буквы: Б, Ж, Ц, Ч, Ш, У, Ю, Я. В алфавите было 45 букв. Этот алфавит назывался кириллицей в честь основавшего его одного из братьев .

Учитель:

Давайте попросим учеников что-нибудь прочитать из их азбуки и попробуем перевести на современный язык.

(слайд 7)

мыслете аз мыслете аз (мама)

добро он мыслете (дом)

ша коко он люди аз (школа)

Учитель : В древней школе не было ни переменок, ни директора, и всего один учитель. Ученье шло с утра до вечера; в середине дня – перерыв, чтобы ученики пообедали. Правила были строгие: попить можно было за весь день только три раза, а по нужде выйти всего два раза.

Особо учили бережно обращаться с книгами, их нельзя было класть на лавку, а только на стол.

Так от темна до темна, шли уроки в древнерусской школе. Каждый ученик получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги, другой перешел уже к “складам”, третий уже читал “Часослов”. И все следовало выучить “назубок”, “вызубрить”. Каждый свое учил вслух. Недаром пословицу сложили: “ Азбуку учат – во всю избу кричат ”.

За непослушание и невыученные уроки учитель, как говорили раньше “сокрушал ребра” розгами. Изображение розги было даже помещено в начале учебника и написано: “Розга ум вострит, память возбуждает и волю злую в благо преломляет”.

Я перевела для вас на наш современный язык: “Если тебя высекут – сразу захочешь учиться, память к тебе вернется и даже мысли не будет о том, чтобы не сделать домашнее задание”.

Кто учителя не слушается – поставят того на горох в угол на колени. Или без обеда оставят.

Кто выучил уроки, тот уходил домой, а нам тоже пора возвращаться из путешествия.

Ребята, вы убедились, что образование прошло длинный путь и, дойдя до вас, претерпело множество изменений. Учиться стало интереснее, обучение стало доступным для всех.

Вы – ученики. И учеба сегодня – ваш основной труд. Можно сказать, это ваша профессия.

Чтобы овладеть профессией, надо освоить много секретов, проявить старание, развивать в себе силу воли, настойчивость.

Ваша школьная отметка – это результат вашего труда. Если вы что-то не уяснили, что-то у вас не получается, следует проявить усилия и достичь поставленной цели. А мы, ваши учителя и родители, поможем вам в этом. Каждый родитель желает видеть своего ребёнка образованным. Можно сказать, что дать образование своему ребёнку является одной из ценностей семейного воспитания.

Желаю всем успехов в новом учебном году, старания, прилежания. Пусть каждый день в школе приносит вам радость. А родителям пожелаю терпения, благоразумия. Помните, что труд ученика не менее важен и сложен, чем ваш. Будьте терпимы и внимательны к своим детям. И самое главное, будьте им помощниками.

Рефлексия


Каждый год школьники садятся за парты, чтобы вновь «грызть гранит науки». Так продолжается уже больше тысячи лет. Первые школы на Руси кардинально отличались от современных: раньше не было ни директоров, ни оценок, ни даже разделения на предметы. сайт выяснил, как проходило обучение в школах прошлых столетий.

Уроки «кормильца»

Первое упоминание о школе в древних летописях датируется 988 годом, когда произошло Крещение Руси. В X веке обучение детей велось в основном дома у священника, а учебниками служили Псалтырь и Часослов. В школы принимали только мальчиков - считалось, что женщины должны не постигать грамоту, а заниматься домашними делами. Со временем процесс обучения развивался. К XI столетию детям преподавали чтение, письмо, счет и хоровое пение. Появились «школы книжного учения» - своеобразные древнерусские гимназии, выпускники которых поступали на государственную службу: писцами и переводчиками.

Тогда же зародились первые женские школы - правда, учиться брали исключительно девочек из знатных семей. Чаще всего дети феодалов и богачей учились дома. Их педагогом был боярин - «кормилец» - который преподавал школьникам не только грамоту, но и несколько иностранных языков, а также азы государственного управления.

Детей учили грамоте и счету. Фото: Картина Н. Богданова-Бельского "Устный счет"

О древнерусских школах сохранилось немного информации. Известно, что обучение проводилось только в крупных городах, а с нашествием на Русь монголо-татар вообще остановилось на несколько столетий и возродилось лишь в XVI веке. Теперь школы назывались «училищами», а учителем мог стать только представитель церкви. Перед поступлением на работу преподаватель должен был обязательно сам сдать экзамен на знания, а знакомых потенциального педагога расспрашивали о его поведении: жестоких и агрессивных людей на работу не принимали.

Никаких оценок

День школьника проходил совсем не так, как теперь. Деления на предметы не было совсем: ученики получали новые знания одним общим потоком. Понятие перемены тоже отсутствовало - за весь день дети могли прерваться только один раз, на обед. В школе ребят встречал один учитель, который и преподал все сразу - в директорах и завучах не было надобности. Учитель не ставил школьникам оценок. Система была гораздо проще: если ребенок выучил и рассказал предыдущий урок, то получал похвалу, а если ничего не знал - его ждало наказание розгами.

В школу брали не всех, а только самых сообразительных и смекалистых ребят. Дети проводили на занятиях весь день с самого утра и до вечера. Обучение на Руси проходило неспешно. Это сейчас все первоклассники умеют читать, а раньше в первый год школьники разучивали полные названия букв - «аз», «буки», «веди». Второклассники могли складывать замысловатые буквы в слоги, и только на третий год дети умели читать. Главной книгой для школьников стал букварь, впервые изданный в 1574 году Иваном Федоровым. Освоив буквы и слова, ребята читали отрывки из Библии. К XVII веку появились новые предметы - риторика, грамматика, землемерие - симбиоз геометрии и географии - а также основы астрономии и стихотворное искусство. Первый по расписанию урок обязательно начинался с общей молитвы. Еще одно отличие от современной системы образования заключался в том, что дети не носили с собой учебников: все необходимые книги хранились в школе.

Доступно для всех

После реформы Петра I в школах многое изменилось. Образование приобрело светский характер: богословие теперь преподавали исключительно в епархиальных школах. По указу императора в городах открыли так называемые цифирные школы - там учили только грамоте и азам арифметики. В такие школы ходили дети солдат и нижних чинов. К XVIII веку образование стало более доступным: появились народные училища, которые было разрешено посещать даже крепостным. Правда, подневольные люди могли учиться только в том случае, если помещик решит оплатить их образование.

Раньше в школах не было деления на предметы. Фото: Картина А. Морозова "Сельская бесплатная школа"

Лишь в XIX веке начальное образование стало бесплатным всех. Крестьяне ходили в приходские школы, обучение в которых длилось всего один год: считалось, что для крепостных этого вполне достаточно. Дети купцов и ремесленников в течение трех лет посещали уездные училища, а для дворян были созданы гимназии. Крестьян учили только грамоте и счету. Мещан, ремесленников и купцов, кроме всего этого, обучали истории, географии, геометрии и астрономии, а дворян в школах готовили к поступлению в университеты. Стали открываться женские училища, программа в которых была рассчитана на 3 года или 6 лет - на выбор. Общедоступным образование стало после принятия соответствующего закона в 1908 году. Сейчас система школьного образования продолжает развиваться: в сентябре дети садятся за парту и открывают для себя целый мир новых знаний - интересных и необъятных.

Цель: познакомить с уроками в старой школе, расширить кругозор учащихся.

Задачи:

  • Сформировать представление об учёбе в старой школе.
  • Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.
  • Воспитывать интерес к истории Родины.

Методические приёмы: беседа-диалог, игровая ситуация.

Ведущий:

Сегодня, мы расскажем вам историю в правдоподобность которой большинство не верит.
Но есть и такие, которые считают, что она вполне могла происходить.
Жила-была девочка Аня – хохотушка и болтушка. Училась она в самой лучшей школе на Земле. Была «круглой» отличницей, легко впечатляющейся и увлекающейся мечтательницей и фантазёркой.
И вот, сидя на уроке истории и внимательно слушая рассказ учителя о том, как жили и учились наши предки, она незаметно для себя, да и всех, задремала.
И чудится ей будто она уже не ученица 6 класса, а первоклассница из древнерусской школы, которая учится читать по слогам по «Азбуке», а «Азбука» эта необычная – толстенная книга, а вместо привычных букв, различные слова: А – аз, Б – буки, В – веди, Г – глагол, Д – добро.
Да как же по ней можно выучиться читать? Что же здесь написано? Ни пробелов! Ничего!

Архивариус:

Учёные обратили внимание на одну особенность древнерусского алфавита: буквы в нём связаны между собой по смыслу...
например, «АЗ» – я, «БУКИ» – буквы, «ВЕДИ» – ведаю, знаю, «Глаголь» – говорю... и т.д.
Получается: «Я буквы знаю, добро говорю, есть... ».
Широк смысл этих слов. Добро есть хорошо. Добро есть правда и благо.
Но прежде, чем люди в Древней Руси научились писать – они изучали буквы. Алфавит, которым мы сейчас пользуемся, был создан славянами, братьями Кириллом и Мефодием в IX веке.
Кирилл и Мефодий составили азбуку, а затем перевели на славянский язык некоторые священные писания. Часть букв была заимствована из греческого алфавита, а часть специально создана для передачи тех звуков славянского языка, которых не было в греческом языке. Это буквы: Б, Ж, Ц, Ч, Ш, У, Ю, Я. В алфавите было 45 букв. Этот алфавит назывался кирилицей в честь основавшего его одного из братьев.
Но интересно как был составлен первый учебник для обучения грамоте: на первой странице давались 45 букв алфавита. На второй странице буквы были напечатаны в обратном порядке. А дальше алфавит повторялся третий раз, но буквы уже щли в разбивку. Обучение начиналось с того, что ученик должен был заучить все буквы, а затем отдельные слоги. Обучение без книг было очень тяжелым, поэтому необходимы были печатные книги. А теперь, давайте познакомимся с человеком, который первым начал создавать печатные книги.
Это был немецкий мастер Иоганн Гутенберг, который в XV веке придумал буквы-литеры, оставлявшие чёткий отпечаток на бумаге.
В России в XVIвеке первым выпустил печатную книгу Иван Фёдоров. Долгое время он жил в Москве, был служителем церкви. Он много общался с иностранцами и от них узнал о том. как создать печатный станок.
Когда Иван Грозный решил открыть типографию, он поручил это дело Ивану Фёдорову. Так на Никольской площади в Москве появился Печатный двор с первой типографией.
Первая книга, которую создал Иван Фёдоров, называлась «Апостол», вторая книга – «Часовник»
По нему на Руси обучали детей грамоте. Иван Фёдоров является создателем первой азбуки.

(Появляется Филипок)

Аня: А ты кто?

Филипок: А я Филипок, брат Костюшки. Неужили ты про меня ничего не знаешь? Ещё Лев Николаевич Толстой прославил меня в своём произведении.

Аня: Что-то припоминаю...

Филипок: Да послушай, я тебе про себя расскажу.
Жили мы в деревне: я, отец, мать, брат Костюшка и бабушка. Очень хотелось мне в школе учиться, но мамка меня не пускала – мол мал ещё...
Один раз ушли мать и отец на работу, брат в школу, а бабушка на печи задремала. Ну и решил я: «Айда в школу!»
Своей шапки не нашёл, нашёл отцовскую и выбежал за околицу. Кругом собаки лают, снега по пояс, но я добрался до школы. А там учитель строгий. Увидел меня и спросил кто я, и зачем пришёл.
А я так испугался, что стою, а сказать-то ничего не могу. Хочу, но не могу. И тогда ученики помогли мне, рассказав учителю, что я – брат Костюшки, что очень хочу ходить в школу, да мать не пускает, потому, что ещё мал.
Учитель и разрешил мне ходить на занятия, ведь читать меня Костюшка научил, да и имя своё
я правильно составил Хве-и – хви, ле-и – ли, пе-ок – пок.
Ну, что, вспомнила меня?

Аня: Конечно, а теперь ты куда спешишь?

Филипок: Да в школу, на занятия и спешу! Пойдешь со мной в школу?

Архивариус.

Ученые предполагают, что до X века в Древней Руси школ не было. Дети учились дома тому ремеслу, которым владели их родители или их отдавали в ученики к взрослому мастеру. Помогая ему, подросток обучался различным умениям: шить, обрабатывать кожу, столярничать, печь хлеб.
Часто дети владели тем ремеслом, каким владели их родители.
Если отец был сапожником, то он учил сапожному ремеслу своих детей. Дети не знали грамоты, не имели книг. Они не умели ни читать, ни писать, и даже среди взрослых в те времена тоже было много безграмотных людей.
Появление первых школ на Руси связано с именем князя Владимира Красное Солнышко. Именно он издаёт указ собирать детей и обучать их школьной грамоте.

Архивариус.

Дети начинали ходить в школу с 7 лет, но только мальчики, а девочек в это время начинали обучать шить, вышивать, ткать, прясть. По давно заведённому обычаю детей отдавали учиться грамоте на «Пророка Наума».Этого святого православная церковь чествует 14 декабря. Зовут его в народе Наум-грамотник. Значит, в те времена дети шли в школу 14 декабря, а не 1 сентября, как сейчас. Учение в школах продолжалось от 2 до 5 месяцев. Занятия шли до Великого праздника Пасхи. Школа для детей обычно находилась при церкви. На урок собирал колокол, позднее колокольчик, а теперь звонок. Грамоте детей обучали церковнослужители – священники или дьяконы.
Учитель разрешал ребятам садиться на лавку только после того, как они поклоняться 3 раза перед иконой и один раз в ноги учителю.
Лавка обычно находилась у окна, чтобы было больше света. Когда все рассаживались, учитель начинал урок.

Послушайте, как школу Древней Руси описала в своём стихотворении Наталья Кончаловская .

И в старину учились дети –
Их учил церковный дьяк –
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – глаголь
И учитель для науки
По субботам всех порол.
Вот какой чудной в начале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали –
Из гусиного пера!
Этот нож не без причины
Назывался перочинный:
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ни чему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.

Вопрос слушателям: Что вы узнали о школе Древней Руси из прослушанного произведения?

(Учились дети на рассвете.
Обучались в школах только мальчики.
Их учил дьяк на славянском языке.
По субботам учеников пороли.
Раньше писали не ручкой, а гусиным пером.)

Архивариус.

От темна до темна шли занятия в древнерусской школе. Тогда не было отдельных уроков как у нас. Каждый ученик получал от учителя персональное задание, в зависимости от того, что он уже успел изучить.
Один зубрит азбуку, другой пытается складывать из букв слоги, третий вслух читает слова… А кто-то из более старших учеников при этом ухитряется учить по книге псалмы и молитвы!
Шум стоит невообразимый!

Недаром пословицу сложили: «Азбуку учат – на всю избу кричат.»

Домашних заданий в древние времена не задавали. Всё должны были заучить на уроке. Заученное произносили хором и повторяли несколько раз.
Кто начинал озорничать, того ждали горох или розги. Тяжёлым наказанием для баловников считалось стоять на горохе часами. Но больше всего они боялись розг. Считалось, что без этого освоение грамоты невозможно. Так и говорили «Розга совсем здоровью не вредит. Розга детям разум в голову вгоняет.»

Архивариус.

Учебный день длился долго. Занятия начинались в 7 утра и продолжались до самого вечера. Чтобы обучение шло успешно, родители учеников регулярно приносили в школу крупу, муку, сало, солому, дрова, а каждый четверг готовую еду –блины, лепёшки, яйца, куличи. Особенно популярна была каша.
Именно с того времени одноклассников стали называть «однокашниками».

Говорили: «Сколько же нам пришлось каши вместе съесть. »

(А за это время Аня с Филипком добрались до школы)
Вошли они тихонько в класс. Смотрит Аня и удивляется:
– Какой же это класс?!Ни компьютера, ни интерактивной доски. Чудно! Как странно выглядит учитель, да и ученики выглядят необычно.

Архивариус.

В древнерусской школе класс – комната в обыкновенной русской избе. Здесь вдоль стен расположены лавки, в центре большой деревянный стол, за которым сидят ученики и их строгий учитель. Гораздо позже на смену лавкам появились парты.

(Появляется Мальвина.)

Мальвина: Привет! А ты за кем это подсматриваешь?

Аня: Привет! А ты кто такая?

Мальвина: Как кто такая? Я же Мальвина – девочка-красавица. И к тому же необыкновенная умница!

Аня: Ха-ха! Мальвина! Меня не обманешь! Мальвина! Да у Мальвины волосы синие, а у тебя – русые!

Мальвина: Какая смешная девочка! Это сегодня я – русая,а вчерабыла с фиолетовыми волосами,а захочу – завтра в зелёный их выкрашу! Это тебе не те времена, когда про меня Карло Колоди сказку сочинил, а А.Н.Толстой сделал её литературный перевод. Я же сейчас современная Мальвина! Но иногда меня нет-нет, да и посетит ностальгия.(Мечтательно )
(Надевает синий парик )
Ну, а сейчас, узнаёшь меня?

«А роза упала на лапу Азора»

Помню, с каким трудом, обучала я чистописанию этого шалопая Буратино, а он вместо пера всё носом, носом норовил писать. Но, однажды, он всё-таки испугался, когда сунул в чернильницу свой нос, а когда собрался им писать с него на бумагу упала огромная клякса.

Аня: Опять ты меня смешишь! Перо – это у птиц! Чистописание? Чего ему учить? Будь внимателен! Не делай ошибок! Не зачеркивай слов! Вот и будет всё чисто написано!
(Передразнивая) Учить чистописанию!

Мальвина: Напрасно иронизируешь! Урок чистописания был одним из самых сложнейших в школе.

Писать красиво не легко
«Да-ёт ко-ро-ва мо-ло-ко»
За буквой буква,к слогу слог.
Ну хоть бы кто-нибудь помог!

Сначала «да»,потом уж «ёт»,
Уже написано «даёт»
Уже написано «даёт»,
Но тут перо бумагу рвёт.

Опять испорчена тетрадь –
Страничку надо вырывать!
Страничка вырвана, и вот:
«Ко-ро-ва мо-ло-ко да-ёт»
Корова молоко даёт
А нужно всё наоборот:
«Даёт корова молоко!»
Вздохнём сначала глубоко,
Вздохнём, строку перечеркнём
И дело заново начнём!

«Да-ёт ко-ро-ва мо-ло-ко»
Перо цепляется за «ко»
И клякса чёрная, как жук
С конца пера сползает вдруг.
Одной секунды не прошло,
Как скрылись «ко», и «мо», и «ло».
Ещё одну страничку вон!
А за окном со всех сторон:
И стук мяча, и лай щенка,
И звон какого-то звонка, –
А я сижу, в тетрадь гляжу –
За буквой букву вывожу:
«Да-ёт ко-ро-ва мо-ло-ко»
Да! Стать учёным нелегко!

Аня (задумчиво ): А на чём и как писали в древней школе?

Архивариус.

Раньше люди писали острой палочкой на белой берёсте, иглой на пальмовых листьях, на глиняных табличках, на дощечках, покрытых воском и даже на медных листах.
На Руси писали на пергаменте. Пергамент делали из кожи овец, телят, коз. Кожу старательно чистили, скоблили, шлифовали, пока она не становилась белой или желтой. На пергаменте писали чётко и красиво. Он был дорогой, кое-как писать на нём никто бы не решился. Несколько пергаментных листов составляли книгу. Одну книгу писали многие месяцы, иногда и годы.
В современной школе дети пишут в тетрадях, а раньше это слово имело другое значение.
Книги сначала писали на свитках, а позже на согнутых пополам листах, объединенных в группы по 4 листа.Такие книги назывались тетрадью.

Тетрадь (греч. – четвёрка) – свёрнутые вчетверо листы, на которых писали.

Архивариус.

Писали чернилами. Письмо перьевой ручкой требовало определённой сноровки, так как перо нужно было постоянно обмакивать в чернила, которые мажут, капают и растекаются, появляются кляксы (как у Буратино).Поэтому детей сначала учили писать карандашом и только тогда, когда буквы были ровными и идеальными, труды вознаграждались перьевой ручкой.
В прошлые века в школах писали деревянными ручками с пёрышками, которые вставлялись в металлический наконечник. Считалось, что только с их помощью можно поставить хороший почерк.
Перья (они подразделялись по номерам в зависимости от толщины выводимых ими линий) макали в пластмассовую чернильницу-непроливашку.
Чернильницы, в зависимости от эпохи и назначения, изготавливались разного размера и из различных материалов(камня, стекла, фарфора, металлов, полимеров),в том числе и драгоценных. Могли иметь крышку и подставку.
Основная технологическая особенность чернильницы-непроливайки состоит в горлышке, снабженным направленной внутрь ёмкости конусообразной воронкой.
Благодаря этому чернила в неё легко заливаются, а при опрокидывании такой чернильницы, чернила из неё не разливаются по столу.
Острые перья при сильном нажиме царапали и рвали бумагу. Её кусочки застревали между зубчиками. Удаляли мусор с помощью специальных перочисток – несколько кружочков из ткани и замши, скрепленных в центре ниткой.
Все канцелярские принадлежности (ручку, запасное пёрышко, карандаш и стёрку-ластик) носили в пенале , а чернильницу – в мешочке.

Аня: А в чём переносили ученики свои школьные принадлежности?

Архивариус.

На Руси сначала школьники пользовались плетёнными заплечными коробами, которые назывались «туесами». Чуть позже в обиход вошли мягкие заплечные мешки на затяжке « кисы».
Ещё позже появились заплечные сумки, которые давали максимум свободы в движении. А ещё они позволяли распределить нагрузку на скелет человека. Первоначально это были ранцы, а позднее рюкзаки, ещё позже стали использовать портфель.

Аня: А во что одевались ученики древнерусской школы?

Архивариус.

Первоначально ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители.
Мальчики носили широкие штаны и рубаху-косоворотку, на голове – картуз. У девочек – сарафан.
Первая форма появилась у учеников гимназии. Мальчики носили курточки с, отложными воротничками, а девочки – строгие коричневые платья и фартуки. В 1918 году гимназическая форма дореволюционной России была признана пережитком прошлого и отменена.
Однако со временем, было решено возвратиться к былому образу – к коричневым строгим платьям, фартукам, гимнастёркам с поясным ремнём с пряжкой, фуражкой с кокардой...Произошло это в 1948году и форма практически копировала фасон и формы классических гимназий – и по цвету, и по покрою, и по аксессуарам.
Использовалась данная форма до конца 1962 учебного года. В сентябре 1962 года, мальчики-первоклассники пошли в школу уже в новой форме – без фуражек с кокардой, без поясных ремней с массивной пряжкой, без гимнастерок. Форма для девочек не изменилась.
В советское время школьная форма менялась несколько раз. Обязательное ношение формы было отменено весной 1992 года.

Ведущий.

И тут прозвенел звонок с урока. Аня очнулась и промолвила: «Ох, и нелегко же давалась грамота нашим предкам!»
А нашему поколению есть чему у них поучиться:

Во-первых – это аккуратности и внимательности, ведь им приходилось писать чернилами капли которых при письме могли капнуть и испортить весь текст.
Во-вторых – терпению и выносливости, так как раньше занятия в школе проходили с утра и до вечера.
В-третьих – трудолюбию, ведь наши далёкие сверстники трудились также от зари до зари наравне с родителями.
А самое главное – послушанию и уважительному отношению к взрослым и к своей Родине.

В IX веке , когда только появилось отдельное государство – Киевская Русь, а русичи были язычниками, письменность уже существовала, но образование было еще не развито. Учили детей в основном индивидуально, и только потом появилось групповое обучение, которое стало прообразом школ. Это совпало с изобретением буквенно-звуковой системы обучения. Русь в те времена была тесно связана торговыми отношениями с Византией, откуда к нам начало проникать христианство, задолго до его официального принятия. Поэтому первые школы на Руси были двух типов – языческие (куда принимались только отпрыски языческой верхушки) и христианские (для детей тех мелких княжичей, которые уже к тому времени крестились).

X век

В дошедших до нас древних грамотах написано, что основателем школ на Руси стал князь Владимир Красное Солнышко. Как известно, именно он явился инициатором и исполнителем перехода Руси в православную христианскую веру. Русичи в то время были язычниками и яростно противились новой религии. Для того чтобы народ побыстрее принял христианство, организовывалось повсеместное обучение грамоте, чаще всего на дому у священника. В качестве учебников выступали церковные книги – Псалтырь и Часослов. Детей из высших сословий отправляли учиться, как написано в летописи: в «книжное научение». Народ всячески противился новшеству, но отдавать сыновей в школы все же приходилось (за этим строго следили) и матери рыдали и причитали, собирая нехитрые пожитки своих чад.

«Устный счет. В народной школе С. А. Рачинского» - картина русского художника Н. П. Богданова-Бельского | Изображение: Wikimedia Commons

Известна дата основания самой большой школы «книжного учения» – 1028 год, сын князя Владимира князь Ярослав Мудрый самолично отобрал 300 смышленых мальчиков из привилегированной среды дружинников и мелких князей и отправил их учиться в Великий Новгород – самый большой в то время город. По указанию руководства страны активно переводились греческие книги и учебники. Школы открывали почти при каждой вновь построенной церкви или монастыре, это и были так широко известные впоследствии – церковно-приходские школы.

XI век

Реконструкция старинных счетов и азбуки | Фото: lori.ru

Это период расцвета Киевской Руси. Уже была развита широкая сеть монастырских школ, школ начальной грамоты. В программу школ входили счет, письмо и хоровое пение. Были также «школы книжного учения», с повышенным уровнем образования, в них детей учили работать с текстом и готовили в будущем для государственной службы. Работала «Дворцовая школа» при Софийском соборе, та самая, которую основал князь Ярослав Мудрый. Она теперь имела международное значение, в ней готовились переводчики и писцы. Также было несколько женских школ, где учили грамоте девочек из богатых семей.

Высшая феодальная знать учила детей на дому, отправляя по несколько отпрысков в отдельные, принадлежавшие им же селения. Там знатный боярин, грамотный и образованный, которого называли «кормильцем», учил детей грамоте, 5-6 языкам и основам государственного управления. Известно, что княжич самостоятельно «руководил» селением, в котором находилось «кормильство» (школа для высшей знати). Но школы были только в городах, в селах грамоте не учили.

XVI век

Во время монголо-татарского нашествия (начиная с XIII века) так широко развивающееся массовое образование на Руси было по понятным причинам приостановлено. И только начиная с XVI века, когда Русь полностью «освободилась от полона», школы начали возрождаться, причем называться они стали «училищами». Если до этого времени сведения об образовании были в очень малом количестве в дошедших до нас летописях, то с XVI века сохранился бесценный документ, книга «Стоглав» – собрание постановлений Стоглавого Собора, в котором участвовали высшее руководство страны и церковные иерархи.

Стоглав (Титульный лист) | Иллюстрация: Wikimedia Commons

В нем немало места было отведено вопросам образования, в частности, указывалось на то, что учителем могло стать только духовное лицо, получившее соответствующее образование. Таких людей сначала экзаменовали, потом собирали сведения об их поведении (человек не должен быть жестоким и злым, иначе никто детей в школу не отдаст) и только после всего позволяли учительствовать. Учитель вел один все предметы, ему помогал староста из числа учеников. Первый год учили алфавит (тогда надо было знать «полное имя» буквы), второй год складывали буквы в слоги, а на третий уже читали. В училища по-прежнему отбирали мальчиков из любых сословий, главное, чтобы они были смекалистыми и толковыми.

Первый русский букварь

Известна дата его появления – букварь напечатал Иван Федоров, первый русский книгоиздатель, в 1574 году. В нем было 5 тетрадей, в каждой – по 8 листов. Если пересчитать все в привычный для нас формат, то в первом букваре было 80 страниц. В те времена детей обучали по так называемому «буквослагательному» методу, унаследованного от греков и римлян. Дети заучивали наизусть слоги, состоявшие поначалу из двух букв, потом к ним добавлялась третья. Ученики знакомились также с основами грамматики, им давались сведения о правильных ударениях, падежах и спряжениях глаголов. Во второй части Азбуки были материалы для чтения – молитвы и отрывки из Библии.

Реконструкция класса бывшей художественной школы усадьбы Тенешевых, Талашкино Смоленской области. | Фото: lori.ru

XVII век

До нас дошла чудом сохранившаяся ценнейшая рукопись «Азбуковник», написанная неизвестными авторами или автором в XVII веке. Это нечто вроде руководства для учителя. В нем четко указано, что учение на Руси никогда не было сословной привилегией. В книге так и написано, что учиться может даже «убогий и худородный». Но и насильно, в отличие от X века, никто не заставлял. Плата за учение для бедных была минимальной, «хотя бы какой-нибудь». Конечно, находились и те, кто был настолько нищим, что не мог дать учителю ничего, но, если желание учиться у ребенка присутствовало и он был «быстроумным», то земству (местному руководству) вменялось в обязанность дать ему самое начальное образование. Справедливости ради надо сказать, что так земство поступало не везде.