Викторины для школьников. Викторины про овощи, про огород

Интересная увлекательная овощная викторина для школьников.

Викторина про овощи для школьников

1. Кем и откуда был завезен в Россию картофель? (Из Голландии Петром I)

2. В Средней Азии из этого овоща делают посуду, индейцы Северной Америки изготавливают из него скворечники. (Тыква)

3. Каким овощем хотели отравить Джорджа Вашингтона? (Помидором)

4. В древности овощ был горьким и невкусным; его называли бешеным яблоком. (Баклажан)

5. Сок этого овоща с розовой водой богатые люди пили для здоровья, им лечились от лихорадки и собачьих укусов. Его название переводится с древнегреческого как «неспелый». (Огурец)

6. Каким овощем лечились от змеиных укусов? (Чесноком)

7. Какой овощ выращивали для красоты на клумбе? (Помидор, картофель)

8. С помощью этого овоща индейцы победили испанское войско в 1532 году. (Перец)

9. В Древнем Египте этот овощ являлся символом горя. Древние греки украшали его листьями комнаты в дни праздников. Вареные корни этого овоща применяли при обморожении, масло из семян — для улучшения пищеварения. (Петрушка)

10. Философы древности, разрезая этот овощ поперек, объясняли на нем ученикам строение Вселенной. В средние века считали, что этот овощ предохраняет от стрел и ударов мечей. (Лук)

11. В Древнем Египте этот овощ в вареном виде подавали на десерт. С латинского переводится как «голова». (Капуста)

Звучит музыка

Ведущий 1:

Добрый вечер, гости званые и желанные!
Люди старые и молодые, женатые и холостые!

Ведущий 2:

Всех на осенины приглашаем,
Веселья и хорошего настроения желаем!

Ведущий 1:

Собирайся народ,
Много интересного вас ждёт!

Ведущий 2:

На праздник к нам осень пришла,
Своих братьев привела.

Ведущий 1:

Начинай-ка ты, братец младший, Сентябрь-чародей!

Звучит музыка. На экране репродукция “сентябрь”

(Выходит Сентябрь)

Сентябрь:

В золотой карете,
Что с конем игривым,
Проскакала осень
По лесам и нивам.
Добрая волшебница
Все переиначила –
Ярко-желтым цветом
Землю разукрасила.

Ведущий 2:

Звучит музыка

Историческая справка

Сентябрь – младший брат осени. Название сентября происходит от латинского “септимус” и означает “седьмой”. В древнерусском календаре сентябрь был седьмым по счету от начала года. Первым тогда считали март, а не январь, как в современном календаре. В древней Руси первый день сентября был первой встречей осени и назывался летопроводцем – проводами лета. Сентябрь – самый сухой месяц осени. Эти теплые деньки осени называются бабьим летом. Бабье лето обычно продолжается одну-две недели. Это самое лучшее время для сбора грибов.

Ведущий 1:

Всякий, кто идет в лес за грибами, думает, велик ли будет его трофей. Узнать это нам поможет народная примета.

Ведущий 2:

Берем корзиночку, бросаем кверху и кричим:

Тимошка, Тимошка,
Набери цело лукошко –
Цело, пол, на донышке
Или ничего.

Ведущий 1:

Если корзина упадет на землю вверх ручкой – будет полная корзина грибов; на бок – до половины; немного наклонясь к ручке – грибы покроют только дно корзины.

Ведущий 2:

Но не всякий гриб в лукошко кладут. Какие грибы можно брать, а какие - нет? Послушаем воспитанников подготовительного класса!

Грибные стихи

Вот растёт гриб-боровик,
И красив он, и велик.
В толстой шапке набекрень
Ножка крепкая, как пень.

Под осинами на кочке
Гриб в малиновом платочке,
Подосиновиком звать,
И его придётся взять.

Сколько лет тебе, сморчок?
Ты по виду старичок.
Удивил грибок меня:
Возраст мой - всего два дня.

Разноцветные поганки
Сами лезут на полянки.

Шоколадная папаха
Белый шёлковый мундир.
Посмотрев, опёнок ахнул:
Настоящий командир.

Песенка о грибах

Ведущий 1:

Сентябрь холоден да сыт. Провожаем месяц младший. Будьте такими же добрыми и щедрыми, как Сентябрь!

Звучит музыка. На экране репродукция “октябрь”

Ведущий 2:

А теперь тебя попросим, Октябрь милый, братец шаловливый!

(Выходит Октябрь)

Стало вдруг светлее вдвое,
Двор – как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят!

Ведущий 1:

Что мы знаем об этом месяце? Об этом нам поведают ученики 4 класса.

Звучит музыка

Историческая справка

Октябрь называют вершиной осени. Почему? (Это середина осени). Хмурень – так называли октябрь в старину. Называют его еще вечером года. В это время природа готовится ко сну. Дел у всех невпроворот. Деревьям надо вовремя сбросить листву, насекомым – схорониться в лесную подстилку или забиться в щели, последним птицам поспешить с отлетом.

Ведущий 1:

Действительно, дни и ночи стали холоднее, не только животные, но и люди готовятся к зиме: на полях и в огородах идет уборка овощей.

Ведущий 2:

Собирают осенью урожай плодов.
Много людям радости после всех трудов.
Осень мы встречаем
Богатым урожаем.

Ведущий 1:

Сценка "Спор овощей"

Баклажан:
Кто из нас из овощей
И вкуснее, и нужнее?
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?

Горошек:
Я такой хорошенький,
Зелёненький мальчишка.
Если только захочу
Всех горошком угощу!

Свёкла:
Дай сказать, хоть слово мне,
Выслушай сначала.
Надо свёклу для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай,
Лучше свёклы нету!

Капуста:
Ты уж, свёкла, помолчи,
Из капусты варят щи.
А какие вкусные
Пироги капустные!

Зайчики-плутишки
Любят кочерыжки.
Угощу ребяток
Кочерыжкой сладкой.

Огурец:
Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный.
А уж свежий огуречик
Всем понравится, конечно!

Редиска:
Я - румяная редиска
Поклонюсь вам низко-низко
А хвалить себя зачем?
Я и так известна всем!

Морковь:
Про меня рассказ недлинный:
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку -
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким!

Осень:
Тут надулся помидор
И промолвил строго.

Помидор:
Не болтай, морковка, вздор,
Помолчи немного.
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный.

Все:
Витаминов много в нём,
Мы его охотно пьём.

Лук:
Я приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? - Я вам друг,
Я - простой зелёный лук.

Картошка:
Я, картошка, так скромна.
Слова не сказала.

Но картошка так нужна
И большим, и малым!

(Слышится стук в дверь)

Кто-то, кажется, стучит.

(Входит доктор Айболит)

Все:
Это доктор Айболит!

Айболит:
Ну, конечно, это я!
О чём спорите, друзья?

Репка:
Кто из нас - из овощей,
Всех вкусней и всех важней?
Кто при всех болезнях
Будет вам полезней?

Айболит:
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить
Все без исключенья,
В этом нет сомненья.
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь:
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас нужнее?

Ведущий 1:

Осень – славная пора!
Любит осень детвора.

Ведущий 2:

Сливы, груши, виноград –
Всё поспело для ребят.

Ведущий 1:

Осень песенкой встречам!
В хоровод свой приглашаем!

Ведущий 2:

Встречаем учеников 2 класса

Ведущий 1:

Встречаем учеников 3 класса с осенними загадками!

Викторина

1. Каким овощем в старину называли лодырей? (Ставили на коленки на горох)

2. Каким фруктом отравили царевну из сказки А.С. Пушкина?(Яблоком)

3. Великая ягода. (Арбуз)

4. Что без боли и печали вызывает слезы? (Лук)

5. что вызвало бессонницу у принцессы? (Горошина)

7. По-итальянски – тартуфель , а по-русски… (Картофель)

Ведущий 2:

Интересно, а то же мы знаем о картофеле?

Ведущий 1:

Об этом нам расскажут ученики 4 классов.

Звучит музыка

Историческая справка

На Руси картошка появилась более 200 лет назад. Она долго не могла прижиться, считалась даже ядовитой, потому что сначала вместо клубней люди собирали зеленые ягодки, которые появляются на кустике картофеля после цветения.

Ягодки эти варили с сахаром, пытались есть как варенье. Но варенье было очень невкусным, просто противным. Картошку стали называть “чертовым яблоком”. Красивые синенькие и беленькие цветочки картофеля дамы прикрепляли на шляпы и дарили друг другу в праздники. Но пришло время, когда люди разобрались во вкусе картофеля, и он стал незаменимым на столе.

Ведущий 2:

В народе говорят: “Осень землю покроет где листком, где снежком”. Провожаем месяц средний. Будьте такими же заботливыми, как Октябрь!

Звучит музыка. На экране репродукция “ноябрь”

Ведущий 1:

А теперь твоя очередь – братец серьезный, Ноябрь морозный!

Земля остыла, улетели птицы,
Закончился в природе листопад.
Колючим холодом
И первым белым снегом
Ноябрь укрывает голый сад.
Пруды замерзли и слегка
Ледком подернулась река.

Звучит музыка

Историческая справка

Ноябрь – последний месяц осени. Его древнегреческое название – грудень, от слова “груда”, что значило разъезженный, плохой и замерзший путь. В ноябре небо нередко закрыто тяжелыми облаками, идет снег пополам с дождем.

По народным приметам ноябрь считался воротами зимы, сумерками года.

Ноябрь называют месяцем полных кладовых. Ведь многие звери запаслись на зиму орехами, шишками, грибами и желудями. Да и у людей полны погреба.

Ведущий 2:

А нам веселиться пора!

Частушки (3 класс)

А сейчас скорее все
Навострите ушки!
Мы об осени споем
Веселые частушки!

Как красиво все кругом
Золотым осенним днем!
Листья желтые летят,
Под ногами шелестят.

Осень – времечко сырое,
Дождик льется с высоты.
Люди чаще раскрывают
Разноцветные зонты.

Осень – чудная пора,
Любит осень детвора.
В лес с корзиночками ходим,
Много там грибов находим.

Нет вкуснее яблок спелых,
Это знает детвора.
Как мы яблоки увидим,
Сразу все кричим: “Ура!”

Любим свеклу мы, морковку
И капусту тоже есть,
Потому что витамины
В овощах и фруктах есть!

Осень, осень золотая,
Хорошо, что ты пришла!
Ты и яблок, ты и меду,
Ты и хлеба принесла.

Мы частушки вам пропели,
Вы скажите от души:
Хороши частушки наши,
И мы тоже хороши!

Ведущий 1:

Уже горят огнем рябины кисти,
И облетели на березах листья,
И пенья птиц уже не слышно вовсе,
И тихо-тихо улетает осень.

Ведущий 2:

Кстати, о рябине и других оберегах расскажут ученики 4 класса.

Встречаем!

Звучит музыка

Историческая справка

Рябина и лук считались у наших предков оберегами, имели магическую силу: предохраняли людей от сглаза и порчи, от нечистой силы. Поэтому рябину сажали у ворот и калиток, связки лука вешали при входе в избу, нанизанные на нитку луковицы и чеснок привязывали на шею домашним животным, чтобы не заразились во время эпидемии. Лук зашивали в амулеты, которые вешали на грудь, собираясь в поход. Лук прославили, сложив поговорки: “Лук – добро и в бою, и во щах”, “Лук – от семи недуг”.

Ведущий 1:

Все мрачней лицо природы:
Помрачнели огороды, оголяются лесы,
Молкнут птичьи голоса.

Ведущий 2:

А почему бы нам не поиграть?

Игра "Улетели птицы"

Ведущие читают стихи, дети внимательно их слушают и, если слышат "лишнее" слово,начинают хлопать в ладоши.

Улетели птицы:
Голуби, куницы.

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки.

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи
Чибисы, ежи.

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Лебеди и утки
И спасибо шутке.

Песня “Разноцветная осень”

Звучит музыка

Ведущий 1:

Люди добрые, мы вас встретили улыбкой ласковой. Надеемся, что душу вы согрели у огонька нашего и обрели множество друзей.

Ведущий 2:

Двери дома нашего всегда для вас открыты. Коли будет мимо дорога, не обходите нашего порога!

(Звучит музыка)Ведущий 1: И снова осени портретПрирода вешает в гостиной,Под звуки песни журавлиной,Под листьев золотистый свет.Добрый вечер!Ведущий 2 : Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня в этот зал нас пригласила романтическая, загадочная, чарующая, непредсказуемая, степенная госпожа осень.Ведущий 1. Она в вуали из дождя,Ее прихода не пропустимИ предадимся легкой грусти,Ей объясненья не найдя.Ведущий 2 : Осень пригласила вас сюда, чтобы подарить всем свои последние, чудесные мгновения, чарующий, еле уловимый аромат осенних цветов, яркую заманчивую красоту собранных плодов и, конечно же, по-осеннему задумчивое и в то же время радостное настроение.Ведущий 1. Да, да, ведь действительно, осень - это не только пора грусти и печали, это еще и пора радости. Почему? Потому что осенью красиво кругом.Ведущий 2. И поэтому сегодня мы будем не только вздыхать и грустить в унисон романтической сударыни осени, но и веселиться, танцевать, наслаждаться ее последними мгновениями.Ведущий 1. Осенний праздник — это праздник друзей, а друзья стараются дарить друг другу радость.Ведущий 2. Например, подарить или просто внимание. Художники дарят свое искусство, поэты - стих. Природа - свою красоту, а учащиеся нашего лицея дарят свои сюрпризы.Ведущий 1. На «Вечере осенних сюрпризов» сегодня присутствуют учащиеся 9-11 классов, которые подготовили пару для сегодняшнего праздника. Итак… встречайте веселые, умные и талантливые пары…Ведущий 2. Пара №1 _____________________________________________ 9 А классВедущий 1. Пара №2 _____________________________________________ 9 Б классВедущий 2. Пара №3 _____________________________________________ 9 В классВедущий 1. Пара №4 _____________________________________________ 10 А классВедущий 2. Пара №5 _____________________________________________ 10 Б классВедущий 1. Пара №6______________________________________________ 11 А классВедущий 2. Пара №7 _____________________________________________ 11 Б классВедущий 1. Мы все готовились к этому дню. А где конкурсы - там и жюри.Ведущий 2. В нашу судейскую коллегию сегодня входят…Ведущий 1. Осыпаются астры в садах,Старый клен под окошком желтеетИ холодный туман на поляхЦелый день неподвижно белеет.Ведущий 2. Ближний лес затихает, и в немПоказались повсюду просветыИ красив он в уборе своем,Золотою листвою одетый!Ведущий 1 : А я люблю осень!
Ведущий 2 : Почему?
Ведущий1 : На рынках столько овощей!Ведущий 2 : И ты ходишь на рынок за овощами?Ведущий1 : Конечно, нужно ведь себя показать и наряды, в театр дорого, в супермаркете все на полки таращатся.Ведущий 2 : А, что же ты одеваешь?Ведущий1 : Ну разное, я смотрю передачу «Модный приговор», там многое советуют.Ведущий 2 : А я тебе посоветовал бы посмотреть на модный показ от каждого класса.Ведущий 1. Ну а сейчас мы переходим к конкурсной программе, поэтому поддерживайте свои команды веселым настроением и задором. Обратите внимание, как сегодня постарались наши пары! Они нарядно и по осеннему одеты. Старания не должны пропасть даром! Сейчас наш подиум работает для них! Маэстро, прошу ритмичную музыку! Итак, наша коллекция осеннего сезона уходящего года!Конкурс 1 Показ нарядов «Нам осень в радость» Ведущий 1. Ау, ау…
Ведущий 2. Ты, что?
Ведущий 1. Осень пришла, дожди, туманы, а в тумане можно заблудиться, вот тренируюсь…
Ведущий 2. Где заблудиться? В тумане? Да я до школы с закрытыми глазами дойду!
(Закрывает глаза и говорит) Выходишь из дома, проходишь до угла, поворачиваешь, тут осторожнее - злая собака, дальше лужа, попробуем, нет, еще не замерзла…. Все-таки осень грустное время годаВедущий 1 : Вот бы заменить осень летом!?
Ведущий 2. Это 6 месяцев каникул?
Ведущий 1 : Да! Жаль, что же делать…
Ведущий 2 : А еще весной дождливая погода…брр
Ведущий 1 : Того и гляди простудишься.
Ведущий 2 : Даже стихи про осень грустные.
Ведущий 1 : Но красивые…
Ведущий 2 : Со стихами об осени выступает…Конкурс 2 Стихи об осени (домашнее задание). Ведущий 1. Что — то душа петь начинает…
Ведущий 2 : Не слышу!?
Ведущий 1 : Как не слышишь, Все потише… послушайте!
Ведущий 2 : Не слышу!?
Ведущий 1. Не может быть, я же слышу!
Ведущий 2 : Это наверное готовятся к следующему конкурсу наши парыКонкурс 3 «Спой песню» Участники прослушивают припев песни «Листья желтые»Ведущий 2. Все мы знаем известную песню «Листья желтые». Нужно вспомнить эту композицию в лице:— Краснознаменного военного хора;— школьного хора;— русско-народного хора;— цыганского хора;— в стиле рэп;Ведущий 1. Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть!Ведущий 2. Зловещий блеск и пестрота деревьев, Багряных листьев темных легкий шелест.Ведущий 1. Вот и пролетело звонкое лето. Наступила щедрая осень.Ведущий 2. Кто-то радуется ей, а кто-то возможно и огорчен. Но в каждом времени года есть своя прелесть: у осени - это всевозможные оттенки и краски цветов. Ведь осень - это великолепная художница, рисующая свои картины. И наш следующий конкурс называется «Краски осени»Конкурс 4 «Краски осени» (нарисовать картину) Ведущий 1. А мы переходим к следующему конкурсу. Поднимите руки те, кто мечтает стать артистом, кто хочет сниматься кино. Сейчас прямо здесь, не сходя с места, будет сниматься фильм, в котором главные роли поручается исполнять вам, уважаемые пары…. У каждого своя роль. Я буду читать сценарий, называть персонажей, а вы должны исполнить свою роль, то есть войти в образ.. Ну а жюри будет оценивать ваши актерские способности…! Итак: камера, мотор, начали!Конкурс 5 «Театральный» Буффонада: «Снимается кино!»Ведущий 2. — Однажды старый Дед запряг Коня в Сани и поехал в лес за Елочкой. Заехал в лес. А в Лесу осень: Ветер шумит, Листва шелестит, Волки воют, Филин кричит. Пробежала Одинокая Лань. Выскочили Зайчики на полянку и начали барабанить по Пеньку. Приехал Дед на полянку, испугались Зайцы и убежали. Дед присел на Пенёк, огляделся кругом. А вокруг - Ёлочки растут. Подошел Дед к первой Ёлочке и потрогал ее. Не понравилась ему Ёлочка. Пошел к другой. Потрогал - понравилась. Ещё раз потрогал - очень понравилась. Потрогал тщательнее, а это не Ёлочка, а дуб! Плюнул Дед и пошел к третьей. Потрогал её, потряс - точно, Ёлочка! Замахнулся Дед топором, глядь - а топора-то и нет! Тогда замахнулся дед просто так. Ёлочка и взмолилась: «Не руби ты меня, старче, я тебе не пригожусь. Потому как вся, как есть - больная: у ствола - сколиоз, иголки повысыпались, ножки кривые». Послушался Дед и пошел к четвертой Ёлочке. Потрогал ствол - прямой, пощупал иголки - и иголки хорошие, потрогал ноги - прямые. В самый раз Ёлочка! Замахнулся Дед, а Ёлочка его спрашивает: „Чё ты машешь, старый? С корнем тяни!“ Ухватился Дед за Ёлочку, тянет-потянет, а вытянуть не может. Опять сел на Пенёк и загрустил. И подумалось ему: «А нафига мне в октябре Ёлка? Вот съезжу домой, навострю топор, в декабре и приеду!» Сел на сани и укатил.Конец первой серии. Ждите продолжения сериала!Ведущий 1. Ну а пока жюри подводит итоги этого конкурса, мы проведем игру со зрителями…Игра со зрителями. Все вы прекрасно знаете, что в истории человечества существуют такие неразделимые имена, как Адам и Ева, Ромео и Джульетта, Чип и Дейл. Этих пар много. Сейчас на такие же пары попробуем разбиться и мы. Я называю одно имя, вы хором подсказываете второе. Итак, начнем!Адам - ЕваРомео - ДжульеттаТристан - ИзольдаВолк - Красная ШапочкаБазилио - АлисаВинни-Пух - ПятачокЕвгений - ТатьянаГамлет - ОфелияУльянов - КрупскаяКарлсон - МалышПьеро - МальвинаРуслан - ЛюдмилаДед Мороз - СнегурочкаТом - ДжерриХрюша - КаркушаПетька - АнкаСлон - МоськаРабочий - КолхозницаМуравей - СтрекозаКатет - ГипотенузаВинтик-ШпунтикЧип — ДейлДед - БабаОн - ОнаВалет - ДамаМолодцы!Ведущий 1. А вот имена, которые дал сентябрю народ. Хмурень - из-за частой перемены погоды. Ревун - из-за рева осенних ветров, из-за дождей и непогоды. Желтень, жовтень - из-за желтого цвета листьев. Вересень - из-за первых заморозков.Ведущий 2. А вот народные названия октября. Грудень - из-за голой остывающей земли. Грязник - из-за осеннего бездорожья. Позимник, зазимник, первозимье - в честь наступающей зимы. Листопад, листопадник.Ведущий 1. А ноябрь получил в народе такие имена. Студень, снеговей, полузимник, бездорожник из-за холодов и наступающей зимы. Моцарец, листогной -из-за опавшей и гниющей листвы.Ведущий 2. Ну а теперь, как и положено в осеннюю пору, листопад. И не только листопад, а вопросительно-познавательный!Конкурс 6 «Осенняя викторина» Ведущий 1. (читает вопросы)Вопросы: 1. Стеблевая репа… (Кольраби)2. Каким овощем в старину называли лодырей? (Горохом)3. Название какого овоща произошло от латинского слова «капут» голова? (капуста)4. Какой овощ напоминает космическую тарелку? (Патиссон)5. По-итальянски «тартуфель», а по - русски…? (Картофель)6. Маленький, горький, луку брат.. (Чеснок)7. Какой овощ содержит большое количество витаминов роста?(Морковь)8. Не книжка, а с листочками?(Дерево)9. Чем стрелял барон Мюнхгаузен в голову оленя? (Косточкой вишни)10. Самая овощная сказка? (Чипполино)11. Какой овощ называют вторым хлебом? (Картофель)12. Из-за какого фрукта выгнали Адама и Еву из райского сада? (Яблоко)13. Что редьки не слаще?(Хрен)14. Что вызывало бессонницу у принцессы? (Горошина)Ведущий 2. Это была небольшая разминка. Ведущий 1. Да… Эх, осень, осень…Кто-то радуется ее приходу, а кто-то возможно огорчен. Но в каждом времени года есть своя неповторимость: зима покрывает землю белоснежным покрывалом, весной радует глаз молодая зелень, летом можно наслаждаться пением птиц… Есть свои приметы и у осени. Их очень много. Некоторые приметы осени нам помогут вспомнить наши участники.(Раздаются задания парам) 1. Много рябины… (к холодной зиме)2. Комары досаждают до поздней осени… (зима будет мягкой)3. Поздний листопад… (к суровой и продолжительной зиме)4. Много паутины… (к долгой и сухой осени)5. Гром в октябре предвещает… (бесснежную зиму)6. Если орехов много, а грибов нет.. (зима будет снежная и суровая)7. В ноябре снега надует … (хлеба прибудет)Ведущий 2. А пока наши участники готовятся… «Музыкальная пауза» (Архипова Анна)Ведущий 1. Есть в светлости осенних вечеровУмильная, таинственная прелесть:Зловещий блеск и пестрота деревьев,Багряных листьев томный, легкий шелестВедущий 2. А впереди у нас следующий конкурс «Перетанцовка»Конкурс 7 «Перетанцовка» Участники должны станцевать под музыку.Музыка меняется.Ведущий 1 . Изумительно!Ведущий 2. Великолепно! Все отлично станцевали.Ведущий 1. Когда падают звезды - люди загадывают желания. Когда по ветру кружат листья, говорят, что наступает пора любви. Когда ребенок приходит в школу (а это всегда происходит осенью), он встречает своих учителей, и для него (поверьте на слово!) наступает пора звездопада, потому что каждый учитель - это звездочка, яркая и манящая, это звезда, зовущая вдаль за прекрасным.Ведущий 2. А причем тут листопад?Ведущий 1. А при том, что пришла пора признания в любви.Ведущий 2. Я знаю, о ком пойдет речь, о самых любимых, о самых замечательных, о самых достойных людях, о тех, для кого нет плохой погоды, о тех, кому и в холодные осенние дни мы признаемся в любви.Ведущий 1. Приглашается на сцену классный руководитель…9 А класса - Трибунская Наталья Александровна9 Б класса - Локтева Ольга Николаевна9 В класса - Соколова Алла Васильевна10 А класса - Лысенко Елена Владимировна10 Б класса — Гартвих Марина Анатольевна11 А класса - Черных Наталия Витальевна11 Б класса - Нечитайло Лидия ВладимировнаВедущий 2. Наталья Александровна!Вы так заботлива, внимательна, добраЕе так любит детвора!Предмет свой любит и нас тоже,Она с рябиною так схожа!Скромна, мила и привлекательна -А речь ее как замечательна! (дарят лист рябины) Ведущий 1. Ольге НиколаевнеЛист осиновый дарим,Нет добрее, внимательней —Это точно мы знаем.Лист осиновый, словно трепет рук,Этот Вам от нас, наш бесценный друг. (дарят лист осины) Ведущий 2. Алла Васильевна стройна и опрятна,Она и умна и душою приятнаОна впечатлительна, да и игрива,Ей дарим на память листок тополиный.Он тонок и, кажется, будто невзрачен,Зато и лучист, и душою прозрачен. (дарят лист тополя) Ведущий 1. Елена Владимировна!Ивовый листочекВам мы приготовилиВы, как ива, гибкая,Вы, как ива, стройная.Мудрая, изящная —Принцесса настоящая. (дарят лист ивы) Ведущий 2. Марина Анатольевна!Вы красивы и мудры,Вы кумир для детворы,Вам присуще бодрость духа,И удача Вам подруга.Человек Вы впрямь толковый —Потому, Вам лист дубовый. (дарят дубовый лист) Ведущий 1. Наталья Витальевна!Кленовый лист по ветру смелоЛетит! Ему всегда есть дело!Он долго в воздухе кружится,Всегда в торжественном полете,Всегда в открытиях, работе.В него и в вас как не влюбиться!Лети наш лист! Лети, кружись!Ведь Ваш удел - полет и высь! (дарят кленовый лист) Ведущий 2. Лидия Владимировна!Прямая, честная, но все-таки без норова!Вам дали хороший класс - и это здорово!«Попали в яблочко» — мы это точно знаем,Листочек с яблоньки Вам дарим. (дарят лист яблони) Ведущий 1. Дорогие учителя! У каждого на листочке написана строчка стихотворения. Вы должны выразительно прочитать ее в том порядке, какой указан на листе (1-2-3). И тогда прозвучит хорошее осеннее стихотворение.1. Все листья собраны в букет2. Его торжественнее нет3. В нем все: и свет, и чистота,4. И давней осени пора,5. И от росы прозрачной нежность,6. Любовь, Добро, успех, Надежда.7. И мы в тех листьях отраженье.8. Все мы - полет и вдохновение.9. Но каждый лист - дитя от древа10. И только в нем святая вера,11. В нем сила, твердость, мастерство,12. Нет в листьях жизни без него,13. А потому сегодня, в Осень,14. Директора на сцену просим.Ведущий 2. Дорогая Нина Николаевна!Осенний вальс, осенний сонЗвучит для Вас! Как чуден он!Букет от осени в подарок,Пусть скромен он. Не слишком ярок,Но от души! С большим волненьем…Вам - осени прикосновенье. (Вручается букет) Ведущий 1. А теперь пришло время подводить итоги нашего конкурса. Слово предоставляется нашему строгому, но справедливому жюри.Жюри подводит итоги. Каждой паре присуждается звание..1. «Самая дружная пара»2. «Самая обаятельная пара»3. «Самая артистичная пара»4. «Самая смелая пара»5. «Самая веселая пара»6. «Самая оригинальная пара»7. «Самая осенняя пара»

)
Праздник осени

Цели: повторить основные приметы и признаки осени;

развивать навыки выразительного чтения, умения публично выступать;

воспитывать чувство доброты, взаимовыручки, чувство ответственности.

Оформление зала: Зал украшен гирляндами из осенних листьев, букетами цветов, ветками рябины, осины, клена. Стоят макеты осенних деревьев.
Костюмы: Кузя, Дедушка Ау, Леший, Ёжик, Заяц, Белка, Медвежонок, Осень, Сентябринка, Октябринка, Ноябринка.

музыка

Ведущий:

Сказка-сказка прибаутка!

Рассказать ее не шутка!

Чтобы сказка от начала,

Словно реченька, журчала,

Чтоб в серёдке весь народ

От неё разинул рот,

Чтоб никто - ни стар, ни мал -

Под конец не задремал.

Друзья! Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие - в прекрасную сказку, на праздник Царицы Осени.

Закройте глаза и повторяйте за мной;

«Раз, два, три! Дверь в сказку отвори!» (Дети повторяют.)

Ведущий:

Откройте глаза! Кажется, мы на месте. Никто не отстал? Все здесь?

На сцену выбегает Домовёнок Кузя в вышитой рубашке:
Кузя (вопит, что есть силы)

Кто, кто с нами петь и плясать?

Кто, кто с нами в игры играть?

На сцене появляются лешие: Дедушка Ау и Леший.
Дед АУ:
Тише, Кузя! Не шуми! Праздник осени начинается тихо – полюбуйся на красоту вокруг!

Леший: Да так полюбуйся, чтобы ни один листик с дерева не упал! Смотри вокруг!

Лешик, Дед АУ и Кузя отходят вглубь сцены. На поляне под музыку бесшумно появляются звери – Ёж, Медвежонок, Белка, Заяц – и занимают места на поляне


Звучит музыка «Осенний хоровод».

Заяц (оглядываясь за кулисы, шёпотом): Идёт! Идёт!
Звери : Кто идёт?
Заяц: Осень идёт, именинница!

Звери разбегаются по местам, Дед АУ уходит навстречу Осени. Заяц отводит Белку в сторону.

Заяц: А давай мы поймаем Осень!

Белка: Давай! А зачем?

Заяц: Какая ты несообразительная! Вот что хорошего, приятного, вкусного бывает осенью?

Белка: Орехи!

Заяц: Хорошо. А ещё?

Белка: Ещё орехи! Много орехов!

Заяц: Всё с тобой понятно. Ребята, а что хорошего, приятного и вкусного припасла осень для вас?

(Зрители отвечают, к Зайцу и Белке подходят звери и тоже высказывают свои версии).

Во-о-от! Если мы поймаем осень, тогда она останется с нами и холодная зима никогда не наступит!

Белка: А! Поняла. А как мы её будем ловить?
Заяц: Конечно сетью! Такой сетью, в какую попадаются караси! Может, лучше осень ловить на кленовый листик? Или на сухой горох?…

Заяц достаёт из-за кулис рыболовную сеть, пробует её распутать, звери помогают, но в результате запутываются сами. Возвращается Дед АУ, помогает Зайцу и всем остальным выпутаться.

Дед АУ: Так-так-так… И кого вы тут ловить собрались, а?

Все: Осень! Хотим, чтобы она с нами подольше осталась.

Дед АУ: Э, нет, друзья мои! Год свой черёд имеет. И не бывает так, чтобы одно время года задержалось или свою очередь пропустило. Кто из вас может назвать все времена года по порядку (зрители отвечают). Вот так-то! И не бывать весне раньше зимы – таков закон Природы!

Звучит «Сентябрь» - пьеса из цикла «Времена года» .

Белка: Какая красивая музыка! Это Осень.

Дед Ау: В золотой карете, Что с конем игривым,

Проскакала осень По лесам и нивам.

Добрая волшебница Все переиначила:

Ярко-желтым цветом Землю разукрасила.

Леший : Бродит в роще листопад По кустам и кленам,

Скоро он заглянет в сад Золотистым звоном.

ОСЕННИЕ ЧАСТУШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Вместе: Мы осенние частушки
Пропоем сейчас для вас!
Громче хлопайте в ладоши
Веселей встречайте нас!

Как красиво всё кругом
Золотым осенним днем:
Листья желтые летят,
Под ногами шелестят! Ох, художница ты, Осень,
Научи так рисовать.
Я тогда в твоей работе

Тебе буду помогать!

3. Осень - времечко сырое,
Дождик льется с высоты.
Люди чаще раскрывают
Разноцветные зонты!

4. Осень - чудная пора,
Любит осень детвора!

В лес с корзинками мы ходим,
Много там грибов находим!

5. Осень, Осень золотая,
Хорошо, что ты пришла!
Ты и яблок, ты и меду,
Ты и хлеба принесла!

6. Любим свёклу мы, морковку
И капусту тоже есть,
Потому что витамины
В овощах и фруктах есть!

7. Нет вкуснее яблок спелых,
Это знает детвора.
Как мы яблоки увидим,
Сразу все кричим: «Ура!»

8. Разудалый я силач -
Гну рукой подковку!
Потому, что я жую
Каждый день морковку.

Тыкву нашу поливали
Утром, вечером и днем!
Тыква выросла большая,
И теперь мы в ней живем!

10. Еле осени дождалась –
Очень модничать люблю.
Ох, ребята, полюбуйтесь
Вы на шапочку мою.

11. На дворе похолодало –
Надо курточки надеть.
Это осень подсказала
Про нее частушки спеть.

12. Осень, осень, до свиданья!
Мы прощаемся на год.
Улыбнись нам на прощанье,
Веселись честной народ!

Звучит музыки и выходит Октябринка и листьями в руках (букет из листьев)

Октябринка. Листьям - время опадать, Птицам - время улетать.
Я, ребята, Октябринка, Золотинка и дождинка.
Много дел и у меня:

Шубу зайчиков проверю, Приготовлю им кору
И листвою постараюсь Потеплей укрыть нору.

песню «Осень милая шурши» исполнят ребята 4 б класса

Октябринка. Утром мы во двор идем -

Листья сыплются дождем.

Под ногами шелестят

И летят... летят... летят...

танцуют танец «Листопад» 4 а класса

На сцене остаются Ёжик и Медвежонок. Им холодно.

Ёжик: Вот опадут последние листья, и закончится осень, придёт зима.

Медвежонок: Не переживай! Вот видишь берёзу (показывает в зал за зрителей) – эти листики уже никогда не упадут, потому что я вчера во сне догадался пришить их к веточке.

Ёжик: И пришил?

Медвежонок: Ага! Оба вздыхают и смотрят вдаль на последние листочки. Вентилятор сдувает листья. (Шум ветра) ветер стихает.

Октябринка: Предлагаю поиграть. Конкурс

Разделимся на две команды. Те, что сидят слева, будут изображать дождь, а те, что справа - ветер.

Вы не забыли как дождь стучит по крышам? Кап-кап-кап-кап!

А вы помните, как ветер воет за окном? У. у-у. у.у!

Пугало: Ну а теперь все вместе! Дети «капают» и «воют».

Музыка дети под дождем (танец) Танец с Зонтиками

Выходит Ноябринка, в руках перчатки и шарф, на голове корона с засушенными листьями.

Ноябринка. Я, ребята, Ноябринка, Холодинка и снежинка.
Задремали лес, поляны, На луга легли туманы.

Спит и пчелка, и жучок, Замолчал в углу сверчок.

Лишь веселая синица Вдруг вспорхнет - ей не сидится!
Птиц не будем забывать, Им придется зимовать.
Пищи надо им так мало - Ты подвесь кусочек сала!

Домовёнок Кузя внимательно рассматривает один из листочков, выбегает на сцену, зовёт всех.

Кузя: Вот беда-беда огорчение! Люди добрые! Сюда! Телеграмма тут! Срочная!

Все собираются вокруг домовёнка.

Кузя (читает): Всем-всем-всем! Важно! Срочно! Нам очень нужна помощь. Сделайте, пожалуйста, для нас кормушки, а то нам зимой будет очень трудно! Ваши друзья – зимующие птицы.

Белка: Но ведь ещё только осень! Дедушка АУ сказал, что до зимы далеко!

Кузя: А это ты слышала? «Готовь сани летом, а телегу зимой»!

Заяц: Или так: «Делу время, а потехе час»!

Медвежонок: А ещё говорят: «Лучше поздно, чем никогда».

Все смотрят на него с укором, хором: «Ай-ай-ай!»

Кузя: «Час упустишь – годом не наверстаешь!» - вот как говорят! Ай да за кормушками. Ребята и вы не забудьте сделать кормушки!

Ноябринка: Поиграйте вы со мной. Конкурс 4 «Кот в мешке»

В мешочке спрятаны овощи и фрукты. С завязанными глазами ребёнок достаёт овощ из мешка и на ощупь определяет, что это. (Картофель, яблоко, помидор, огурец, кабачок, апельсин, морковь, свёкла, лук, чеснок, баклажан).

Песня

Осень: Хорошо повеселились. А теперь хочу проверить, всё ли вы про осень знаете.

Конкурс « Осенняя Викторина»

1. Сколько дней длится осень? (91 день)

2. Каким овощем был сказочный герой Чиполлино? (лук)

3. Назовите овощ - классический заменитель носа у снеговика. (Морковь)

4. Какой овощ состоит из двух нот? (Фасоль).

5. Как иначе в России называют Синенькие? (баклажаны).

6. Какое средство от дождя было изобретено в Китае? (зонт)

7. Какой овощ придаёт борщу красивую бордово-красную окраску? (Свекла).

8. Каким овощем в старину называли лодырей? (Горохом).

9. Какое дерево является символом осени? (клён)

10. Из чего сделана карета Золушки? (из тыквы)

12. Бывает и сладким, и горьким. (Перец).

13. Родственница арбузов и дынь. (Тыква).

14. Корнеплод. Если он пареный, то проще не бывает. (Репа).

15. Продукт подсолнуха и тыквы. (Семечки).

16. В каком овоще содержится очень много крахмала? (Картофель).

17. Он почти как апельсин, с толстой кожей, сочный, Недостаток лишь один - кислый очень, очень.

18. Две сестры летом зелены. К осени одна краснеет, другая чернеет. (Смородина).

19. Как в России называют период тёплой погоды в середине осени? (бабье лето)

20. Чем заканчивается осень? (Ноябрём)

Осень: Ну что же, мои друзья. Пора мне и моим друзьям возвращаться обратно в свои владения. Не забывайте нас, и мы обязательно вернемся в следующем году. До свидания, до новых встреч.

Итоговая песня про осень:

Осень постучалась к нам золотым дождем,
И с, увы, не ласковым солнечным лучом.
Затянул печальную песню листопад,
И под эту песенку, засыпает сад.

А рябина-ягода, словно огонек
Согревает, радует пасмурный денек
В лужицах, как лодочки листики кружат
Серые, холодные, тучи вдаль спешат.

Птицы песни звонкие больше не поют.
В стаи собираются и летят на юг.
Вечерами тихими дождик моросит,
Песню колыбельную, по стеклу стучит.

Ведущий: Ну вот, ребята, наш праздник подошел к концу. Пора прощаться. Расстаемся мы не навсегда, а до следующей осени

Безусловно, эта "скромность" имела объективную причину: холодные зимы и короткий летний сезон в России не позволяли выращивать многие овощи, как в странах Западной Европы, но изобретательность наших людей приводила иной раз к чудесам, например: в Соловецком монастыре, расположенном за Полярным кругом, монахи угощали императора Петра I выращенными ими арбузами. Побывавший в этом же монастыре в 1874 году известный режиссер В.И. Немирович-Данченко писал: «Тут росли арбузы, дыни, огурцы и персики. Разумеется, всё это в парниках. Печи были устроены с теплопроводами под почвой, на которой росли плодовые деревья ». И очевидно, что такой пример огородничества и садоводства был не единственным.

Итак, расскажем об овощах по хронологии их появления, т.е. по примерному времени начала их культурного разведения на территории России. Надо отметить, что многие приведенные в этой статье столетия достаточно условны, т.к. точные даты дают только упоминания об употреблении этих овощей в старинных документах. И вообще, если верить нашим историкам и агрономам, то на грядках средневекового русского крестьянина было всего три-четыре овоща, а в дорюриковскую эпоху славяне питались только репой да горохом.

Репа

Репу по праву можно назвать "прародительницей" всех овощных культур, выращиваемых на Руси. В нашем народе этот овощ считают "исконно русским". Сейчас никто не сможет сказать, когда она появилась на столе, но, предполагается, что в период возникновения земледелия у славянских и финно-угорских племён.

Были времена, когда на Руси неурожай репы приравнивался к стихийному бедствию. И это неудивительно, ведь растет репа быстро и почти повсеместно, причём из этого овоща можно было запросто приготовить полноценный обед с "первым" и "вторым" блюдами, и даже с "третьим". Из репы делали супы и похлебки, варили кашу, готовили квас и масло, она была начинкой для пирожков, ею фаршировали гусей и уток, репу квасили и солили на зиму. Сок из репы, добавляя мёд, использовали в лечебных целях. Наверное, так бы и продолжалось по сию пору, если бы император Николай I (именно он, а не Пётр I) не заставил российских крестьян выращивать и употреблять картофель, чем сильно подпортил их взаимоотношения с репкой.

До наших дней дошла поговорка – "Проще пареной репы", а зародилась она именно в те давние времена, когда репа наряду с хлебом и крупами была основным продуктом питания и стоила довольно дешево.

Горох


Многие из нас считают, что горох "самая что ни на есть русская еда", с которой не особенно-то знакомы другие народности. Доля истины в этом есть. Действительно, на Руси горох известен с незапамятных времен, его культивируют с VI века . Не случайно же, подчеркивая давность того или иного события, говорят: «Это когда было, ещё при царе Горохе!»

С давних пор русские люди среди различных блюд отдавали предпочтение блюдам из гороха. Из «Домостроя» – национального письменного памятника XVI в., своеобразного свода законов по укладу жизни наших предков – мы узнаем о существовании многих блюд из гороха, рецепты которых сейчас утрачены. Так, в постные дни на Руси пекли пироги с горохом, ели гороховый суп и гороховую лапшу...

И всё же горох пришел к нам из заморских стран. Принято считать, что родоначальник всех культурных сортов гороха произрастал в районе Средиземного моря, а также в Индии, Тибете и некоторых других южных странах.

Массово возделывать горох, как полевую культуру, в России стали в начале ХVIII века. После того, как, крупнозернистый сорт гороха был завезен к нам из Франции, он стал быстро очень популярен. Горох прославил даже целую губернию – Ярославскую. Местные огородники придумали свой способ, как сушить гороховые "лопатки", и долгое время поставляли их за границу. Знаменитый "зеленый горошек" умели выращивать и готовить в селах Угодичи и Сулость, что недалеко от Ростова Великого.

Капуста


На территории современной России капуста сначала появилась на Черноморском побережье Кавказа – это был период греко-римской колонизации VII-V веках до н.э. Лишь только в IX веке капусту начали возделывать славянские народы. Постепенно растение распространилось по территории Руси.

В Киевском княжестве первые письменные упоминания о кочанной капусте относятся к 1073 году, в "Изборнике" Святослава. В этот период её семена стали ввозить для выращивания из европейских государств.

Капуста на Руси пришлась ко двору. Этот холодоустойчивый и влаголюбивый овощ прекрасно чувствовал себя на территории всех русских княжеств. Его крепкие белые кочаны, обладающие отличным вкусом, выращивали во многих крестьянских дворах. Знать также почитала капусту. Например, Смоленский князь Ростислав Мстиславович преподнёс своему другу, как дорогой и особенный подарок, целый огород капусты, называемый в те времена "капустником". Капусту употребляли и в свежем, и в варёном виде. Но больше всего на Руси ценили капусту квашенную за её способность сохранять "оздоровительные" свойства в зимний период.

Огурец

Точных сведений, когда огурец впервые появился на Руси, нет. Предполагают, что он был известен у нас ещё до IX века , проникнув к нам, скорее всего, из Юго-Восточной Азии, а там огурец прорастал в тропических и субтропических лесах Индокитая, обвивая деревья, как лианы. По другим источникам огурцы попали только в XV в., а первое упоминание об огурцах в Московском государстве было сделано германским послом Герберштейном в 1528 году в его записках о путешествии в Московию.

Путешественников из Западной Европы всегда удивляло, что огурцы на Руси растят в огромном количестве и что в холодной северной России они растут даже лучше, чем в Европе. Упоминание об этом есть и в «Подробном описании путешествия голштинского посольства в Московию и Персию» немецкого путешественника Эльшлегера, написанном в 30-х годах XVII века.

Петр I, любивший всё делать с размахом и научным подходом, издаёт указ, согласно которому в Просяном царском саду в Измайлово начинают выращивать огурцы и дыни в теплицах.

В суздальских архивах найдены записи XVIII века ключаря Рождественского собора Анания Федорова: «Во граде Суждале по доброте земли и по приятности воздуха луку, чесноку, а наипаче огурцов преизобильно ». Тогда же постепенно формируются и другие "огуречные столицы" – Муром, Клин, Нежин. Начинается выведение местных сортов, некоторые из которых дошли и до нашего времени, претерпев небольшие усовершенствования.

Свёкла

Впервые свёкла упоминается в письменных памятниках Древней Руси в X-XI вв ., в частности, в "Изборнике" Святослава, а пришла она к нам, как и многие другие культурные овощи, из Византийской империи. Предком столовой свёклы, так же как, впрочем, сахарной и кормовой, является дикий мангольд.

Предполагается, что свой славный путь по Руси свёкла начала из Киевского княжества. Отсюда она проникла на новгородскую, московскую земли, в Польшу и Литву.

В XIV в. свёклу на Руси начали выращивать уже повсеместно. Об этом свидетельствуют многочисленные записи в приходно-расходных книгах монастырей, лавочные книги и другие источники. А в XVI-XVII веках свёкла совсем "обрусела", россияне считали её местным растением. Посевы свёклы продвинулись далеко на север – успешно возделывали её даже жители Холмогор. В этот же период произошло разделение свёклы на столовую и кормовую для скота. В XVIII в. были созданы гибриды кормовой свёклы, из которых затем начали выращивать сахарную свёклу.

В России первое сахарное производство из свёклы организовал граф Бобринский, внебрачный сын императрицы Екатерины II и Григория Орлова. Однако развивалось оно довольно медленно, и сахар стоил очень дорого. Даже в начале XIX века по стоимости он превосходил мёд. Поэтому в питании простого народа России сахар довольно длительное время не играл существенной роли, а использовался скорее как лакомство.

Активно использовалась свёкла на Руси в лечебных целях, а об её полезных для здоровья свойствах можно говорить бесконечно.

Лук репчатый


В России репчатый лук стал известен в XII-XIII веках . Предположительно лук попал в Россию с берегов Дуная вместе с торговыми людьми. Вблизи центров торговли возникали первые очаги выращивания лука. Постепенно они стали создаваться и вблизи других городов и сёл с подходящими для выращивания лука климатическими условиями. Такие центры лукосеяния стали называть "гнёздами". Всё местное население в них было занято выращиванием лука. Из семян получали лук-севок, на следующий год лук-выборку и, наконец, лук-матку. Веками совершенствовались местные сорта лука, название которым часто давали по населённым пунктам, где они создавались.

Но не стоит забывать, что на территории России во многих местах произрастает ещё и дикий лук-порей (черемша), который наши предки собирали и заготавливали весной, наверняка, задолго до культурного выращивания репчатого лука.

Редька


Это второй овощ, история которого затерялась во глубине веков, хотя по версии некоторых историков на Руси чёрная редька появилась в XIV веке . На русскую землю редька попала из стран Средиземноморья и постепенно стала популярной у всех сословий. Об этом говорит и то обстоятельство, что редька, как обязательный компонент, использовалась в приготовлении одного из самых древних и легендарных русских кушаний – тюри.

Существовала в старину и такая популярная поговорка: «У нашего дьяка семь перемен: редька триха, редька ломтиха, редька с квасом, редька с маслом, редька в кусочках, редька в брусочках, да редька целиком » (прим.: триха – тёртая, ломтиха – нарезанная ломтиками).

Из редьки также приготовляли и древнейшее народное лакомство – мазюню, которую готовили так: делали редечную муку, варили её в белой патоке до загустения, прибавляя туда разные пряности. Вот упоминания деликатесных блюд из рукописи «Книга на весь год, какие на стол яства подавать»: "редька по-царьградски с мёдом", "редька тёртая «на железе» с патокой", "мазюня".

А ещё в старину редьку называли в народе "покаянным овощем". Почему? Дело в том, что больше всего редьки съедалось в "покаянные дни", т.е. во время семинедельного Великого поста, самого длительного и томительного из всех церковных постов. В Великий пост свадеб не играли, не плясали, мяса и масла не ели, молока не пили – грех, но овощи кушать не запрещалось. А поскольку этот пост приходится на весну, когда свежей капусты и репы в закромах у крестьян уже не было, поскольку эти овощи не могли храниться долго, то редька выходила в рационе на первое место.

Морковь


Морковь – одно из старейших овощных растений, люди употребляют её более 4-х тысячелетий. Родиной сортов моркови с красноватыми корнеплодами является Средиземноморье, а с фиолетовыми, белыми и желтыми – Индия и Афганистан.

В XVI веке в Европе появилась и современная оранжевая морковь. Считается, что этот сорт был изобретен голландскими селекционерами.

Между тем, выдающийся русский учёный, популяризатор естественных наук Н.Ф. Золотницкий утверждал, что морковь знали уже кривичи Древней Руси (VI-IX): в те времена существовал обычай приносить её в дар покойнику, класть в лодку, которую потом сжигали вместе с умершим.

Точно известно, что на Руси морковь была популярна уже в средневековье. В «Домострое» (XVI в.) сказано: «И в осень капусту солят и свеклу ставят, и репу и морковь запасают». Как свидетельствуют монастырские приходно-расходные книги, поставляли морковь даже к царскому столу: «Каша репяна ли морковна на сковородах, ли морковь парена под чесноком во уксусе». А в книге Волоколамского монастыря (1575-1576 гг.) отмечается: «Дано Ивану Угримову 4 гривны… за рассаду да за огородные семена, за лук, за огуречные… и за морковные… ».

По словам иностранцев, посещавших в те времена Московское государство, вокруг столицы было множество огородов с морковью. А у самого народа в то время были очень популярны каша морковная и морковь пареная под чесноком в уксусе.

В русских травниках, лечебных и хозяйственных руководствах ХVІ–XVII веков писалось, что морковь обладает целебными свойствами, в частности: морковным соком лечили болезни сердца и печени, его рекомендовали как средство от кашля и желтухи.

В XVII веке русские пироги с морковью становятся обязательными на различных народных торжествах. О пирогах "долгих с морковью" упоминает «Расходная книга патриаршего приказа кушаньям, подававшимся патриарху Андриану и различного чина лицам».

В XIX веке в России были известны сорта народной селекции моркови, например: "Воробьевская" из Подмосковья, "Давыдовская" из Ярославской губернии, "Старатель" из-под Нижнего Новгорода.

Сладкий перец


Первичным центром происхождения перца считают Мексику и Гватемалу, где до настоящего времени сосредоточено наибольшее разнообразие его дикорастущих форм. Во всем мире этот перец зовется "сладким" и только в России и на постсоветском пространстве – "болгарским".

В России появление сладкого перца относят к началу XVI века , привезли его из Турции или Ирана. Впервые в русской литературе он упоминается только в 1616 году в рукописи «Благопрохладный цветник или травник». Широкое же распространение перец получил в России только через полтора века, но тогда его величали "турецким".

Тыква


Сегодня трудно поверить, что шесть сотен лет назад тыква совсем не росла на территории России и ближнего зарубежья.

Настоящей родиной этого овоща чаще называется Америка, а точнее – Мексика и Перу, и якобы семечки тыквы привёз в Европу Христофор Колумб. Но в начале XX века русская экспедиция во главе с учёным, генетиком и селекционером Николаем Вавиловым нашла дикие тыквы на севере Африки, и все сразу заговорили о том, что "чёрный" континент и есть родина тыквы. Некоторые учёные эти версии отвергают, считая родиной растения Китай или Индию. Хотя также известно, что тыкву употребляли ещё в фараоновском Египте и в Древнем Риме, в последнем о тыкве упоминали в своих работах Полиний-старший и Петроний.

В России данный овощ появился только в XVI веке , по одному из мнений, её завезли с товаром персидские купцы. В Европе же тыква повсеместно появилась несколько позже, в XIX веке, хотя ещё в 1584-м французский исследователь Жак Картье сообщил о том, что нашел "огромные арбузы". Тыква очень быстро стала популярной, т.к. она не требовала каких-то специальных условий, росла повсеместно, а также всегда давала богатый урожай. По праздникам почти в каждой русской избе подавалась так называемая "чинённая тыква". Брали большой плод, срезали верхушку, начиняли рубленым мясом с луком и специями, закрывали верхушкой и запекали в печи. Через полтора часа получалось великолепное блюдо, аналогов которого трудно найти в нашей истории.

Картофель


Картофель является самым "многострадальным овощем" в России, поскольку его укоренение в нашей стране затянулось на несколько веков и проходило с шумом и бунтами.

Сама история появления картофеля в России берёт своё начало в эпоху Петра I , который в конце XVII века прислал в столицу мешок клубней из Голландии для рассылки по губерниям для выращивания. Но прекрасной затее Петра I не было суждено осуществиться при его жизни. Дело в том, что крестьяне, которых первыми принудили сажать картофель, стали собирать по незнанию не "корешки", а "вершки", т.е. попытались принимать в пищу не клубни картофеля, а его ягоды, которые ядовиты.

Как свидетельствует история, указы Петра о повсеместном разведении "земляного яблока" вызывали бунты, вынудившие царя отказаться от сплошной "картофелизации" страны, тем самым позволив народу на полвека забыть о картошке.

Далее за картошку взялась уже Екатерина II. В период её правления Сенат издал в 1765 году специальный указ и выпустил «Наставление о разведении и употреблении земляных яблоков». Осенью того же года было закуплено и доставлено из Ирландии в Петербург 464 пуда 33 фунта картофеля. Картофель сложили в бочки и тщательно укрыли соломой, а в конце декабря по санному пути отправили в Москву, чтобы разослать отсюда по губерниям. Стояли сильные морозы. Обоз с картофелем прибыл в Москву и был торжественно встречен властями. Но оказалось, что в пути картофель почти полностью перемёрз. К посадке остались пригодны лишь пять четвериков – около 135 килограммов. В следующем году сохранившийся картофель посадили на московском аптекарском огороде, а полученный урожай разослали по губерниям. Контроль за исполнением этого мероприятия осуществляли местные губернаторы. Но затея вновь провалилась – народ упорно не желал допускать на свой стол иноземный продукт.

В 1839 году, во времена правления Николая I, в стране случился сильный недород, а за ним последовал голод. Правительство приняло решительные меры по недопущению впредь подобных случаев. Как водится, "к счастью народ гнали дубиной". Император повелел, чтобы картофель сажали во всех губерниях.

В Московской губернии государственным крестьянам было велено вырастить картошки из расчёта 4 меры (105 л) на человека, причём работать надо было бесплатно. В Красноярской губернии тех, кто не желал сажать картошку, высылали на каторжные работы по возведению Бобруйской крепости. В стране вновь вспыхнули "картофельные бунты", которые были жёстоко подавлены. Тем не менее, с тех пор картофель и вправду стал "вторым хлебом".

И всё же, дурная слава об этом растении держалась в России ещё долго. Старообрядцы, которых было в России немало, противились посадкам и употреблению в пищу картофеля. Они называли его "чёртовым яблоком", "плевком дьявола" и "плодом блудниц", их проповедники запрещали своим единоверцам выращивать и есть картофель. Противоборство старообрядцев было длительным и упорным. Даже в 1870 году недалеко от Москвы были деревни, где крестьяне не сажали картофель на своих полях.

Баклажан


В России баклажан известен с XVII века . Считается, что его привозили из Турции и Персии купцы, а также казаки, которые совершали на эти территории частые набеги. Родиной же баклажана являются Индия и Бирма, в которых до сих пор произрастает дикая форма этого овоща.

Баклажаны, являющиеся теплолюбивым растением, прекрасно прижились на южных территориях России, где получили название "синенькие". Местное население оценило их превосходные вкусовые качества. Баклажан начали культивировать в больших количествах, разнообразив русскую кухню, в т.ч. "заморской" баклажанной икрой.

Помидор (томат)


Помидор или томат (от итал. pomo d"oro - золотое яблоко, французы переделали его в tomate ) – выходец из тропических районов Южной и Центральной Америки.

По сравнению с другими овощными культурами, томат для России – культура относительно новая. Выращивать помидоры начали в южных районах страны в XVIII веке . В Европе в это время томаты считались несъедобными, но у нас их выращивали и как декоративную, и как пищевую культуру.

При Екатерине II, которая сделала немало открытий для России, появляются первые сведения о помидорах. Императрица пожелала выслушать доклад «о диковинных фруктах и необыкновенных произрастаниях» на европейских полях. Российский посол докладывал ей, что «французские бродяги едят помидоры с клумб и, вроде бы, от этого не страдают».

Летом 1780 года русским послом в Италии была отправлена в Петербург императрице Екатерине II партия фруктов, в которую входило также большое количество помидоров. И внешний вид, и вкус диковинного плода очень понравились во дворце, и Екатерина приказала регулярно доставлять к её столу помидоры из Италии. Не знала императрица, что помидоры, под названием "любовные яблоки", уже не один десяток лет с успехом выращиваются её подданными на окраинах империи: в Крыму, Астрахани, Тавриде и Грузии.

Одна из первых публикаций о культуре томатов в России принадлежит основоположнику российской агрономии, ученому и исследователю А.Т. Болотову. В 1784 году он писал, что в средней полосе «томаты выращиваются во многих местах, в основном в комнатных условиях (в горшках) и иногда в садах».

Таким образом, в XVIII веке томат был больше декоративной "горшочной" культурой, только дальнейшее развитие огородничества сделало томат полностью пищевой: к середине XIX века культура томатов начинает распространяться по огородам России в средних областях, а к концу этого века широко распространяется и в северных районах.

Петрушка

Считают, что петрушка родом из стран Средиземноморья. В диком виде она растёт среди камней и скал, а её научное название "петроселинум", т.е. "растущая на скалах". Древние греки назвали её "каменным сельдереем" и ценили, но не за вкус и целебные свойства, а за красивый внешний вид.

Корень слова, означающий камень, перешёл в немецкое название, а затем поляки придумали уменьшительное название – "петрушка", заимствованное русскими людьми.

Пищевую ценность петрушка приобрела только в средние века во Франции, когда простой люд решился с "голодухи" включить это растение в свое меню. Но, когда слава о великолепном вкусе блюд с корнями и листьями петрушки дошла до аристократии, то бульоны, мясо и супы с этим растением появились даже на самых богатых столах.

Распространившись по всей Европе, как столовый овощ, петрушка "дошагала" в этом качестве в XVIII веке и до России, где появилась на столах у аристократов вместе с блюдами французской кухни. В XIX веке петрушку стали выращивать повсеместно, как овощное растение.

А вообще-то, на Руси петрушку выращивали как лечебное средство с XI века под названиями "петросилова трава", "пестрец", "свербига". Её соком лечили раны и воспаления, вызванные укусами ядовитых насекомых.

Салат (латук)


Родиной салата признается Индия и Центральная Азия. В Древней Персии, Китае и Египте он возделывался как культурное растение уже пятом тысячелетии до н.э.

Время появления салата в Европе точно не известно, однако достоверно, что культуру салата греки восприняли от египтян. В Древней Греции салат употреблялся и как овощ, и для лечебных целей. Во времена римского императора Августа салат не только употребляли в свежем виде, но мариновали его с мёдом и уксусом или консервировали, как зелёные бобы. У арабов в Испании (VIII-IX вв.), помимо кочанного салата, был и летний эндивий (ред. – разновидность салата). Во Францию в Авиньон салат был завезен папским садовником в XIV в. Выгонкой салата-латука впервые начал заниматься садовник короля Людовика XIV (около 1700 г.), который подавал салат на стол короля в январе.

В России первые упоминания о латуке приходятся на XVII век , но прижилось растение далеко не сразу. К его вкусу и регулярному употреблению привыкли лишь к началу XIX века, и салат посевной стал выращиваться повсеместно.

Щавель


В XVII веке о щавеле в России знали немного. Многие удивлялись, как иностранцы едят эту кислую и растущую, как сорняк, траву. Так путешественник Адам Олеарий и по совместительству переводчик немецкого дипломата на Руси отмечал в своих путевых заметках, датированных 1633 годом, что «москвичи смеются над тем, как немцы с удовольствием едят зелёные сорняки».

Смеялись, смеялись… но потом постепенно сами стали выращивать на огородах, класть в супы. Так появились зелёные щи и ботвинья со щавелем, сейчас эти блюда считаются традиционными кушаньями в русской кухне. Кстати, происхождение слова "щавель" в русском языке ведётся от слова "щаной", то есть "свойственный щам", т.е. необходимый ингредиент для зелёных щей.

Между тем, с давних времен щавель использовался как лекарственное растение. В XVI в. лекари его считали средством, которое способно уберечь человека от чумы. В старинных русских лечебниках писали: «Щавель холодит и тушит огонь в желудке, и в печени, и в сердце...».

Ревень


Ревень – овощ с самой необычной историей, поскольку для России более двух веков имел государственное значение.

Исторически родиной ревеня является Тибет, Северо-Западный Китай и Южная Сибирь. Дикорастущий ревень на Руси был известен с древних времён, но только как лекарственное растение, у которого в дело использовался только корень. Со временем его ствол и листья стали использовать для кулинарных целей.

В начале XVII века Российское государство стало активно "прирастать" Сибирью, распространяя свои торговые связи вплоть до Восточного Туркестана и Северного Китая. В 1653 году власти Китая официально разрешили приграничную торговлю с Россией, и с этого момента китайский ревень, который обладал наиболее сильными лекарственными свойствами, привлёк к себе внимание русских монархов. Уже к середине XVII века торговля ревенем стала исключительной царской монополией, как и меха.

Получив ревень из Китая, царское правительство сразу попыталось наладить его экспорт в Европу. Сохранились сведения о том, как в 1656 году царь Алексей Михайлович отправил своего стольника Ивана Чемоданова послом в Венецию, у которого помимо политических целей были поставлены и две коммерческие задачи – продать партию (десять сороков) соболей и сто пудов ревеня из Приказа Государевой Большой Казны. Однако тогда стольнику продать ревень не удалось, это получилось позже.

Госмонополия на продажу ревеня сохранялась и при императоре Петре I. В 1716 г. по его указу в Селенгинск были отправлены люди, которые с "бережением и усердием" доставили в Петербург корни ревеня с землей и семена его. После смерти императора по указу Верховного Тайного Совета в 1727 году ревень был разрешен "к вольной продаже". Однако в 1731 году, в царствование Анны Иоанновны, ревень вновь возвращён исключительно в государственное ведение, в котором и оставался до 1782 года, когда правительство снова позволило частную торговлю ревенем.

Скупка ревеня у китайских и прочих торговцев первоначально производилась в сибирских городах, но с 1737 года русское правительство стало посылать для закупки ревеня особого комиссара с помощником из купцов непосредственно в Кяхту (ред. – Кяхтинский торг – это большая ярмарка, развернутая в селении Кяхта, что вблизи современной российско-монгольской границы в Бурятии ). Торговля ревенем была высокодоходной, а Российская империя являлась практически монополистом в торговле ревенем со странами Западной Европы. В Москве его оптом закупали английские купцы, но более выгодными покупателями в течение почти полутора веков были венецианские купцы. Был период, когда ревень в Европе называли "московским", "императорским" или просто "русским".

В 1860 году после двух "опиумных" войн англичан против Цинской империи китайские порты стали открыты для международной торговли, в результате Россия лишилась монополии на эту культуру и практически прекратила её экспорт.

Дикий ревень, именуемый "сибирским", рос в России на юге Урала, на Алтае и в Саянах, но он не имел столько лекарственных сил, как китайский, поэтому шёл у местных жителей только в пищу. В XIX веке его начали высаживать в Ботаническом саду Санкт-Петербурга, а позже ревень появился в огородах у простого народа, который использовал его для приготовления салатов, сладкого варения и сиропов.

Послесловие


Во вступительной части этой статьи говорилось, что «если верить нашим историкам и агрономам, то … до Рюрика славяне питались только репой да горохом». Действительно, странно как-то, неужели обеденный стол полян, древлян, кривичей и прочих народов был столь беден? Конечно, нет – эти народы окружали богатейшие леса, в которых росло обилие съедобных дикоросов – ягод, грибов, трав, кореньев, орехов и пр. Русская кухня у наших предков из-за особенностей климата основывалась на сезонности – в пищу использовались продукты, которые давала сама природа. В зимний период в рацион питания шли мясные продукты и то, что заготавливалось летом и осенью на зиму.

В этой статье нельзя не упомянуть традиционные российские огородные сорняки – крапиву и лебеду, которые не раз выручали наш народ в трудные времена. Дело в том, что лебеда имеет свойство утолять голод, поскольку в ней содержится большое количество белка, а в крапиве много различных витаминов и микроэлементов, поэтому, когда случался неурожай, и на весну запасов пищи не хватало, то крестьяне были вынуждены собирать эти растения, которые вырастали первыми после таяния снега. Конечно, лебеду ели не от хорошей жизни, а вот крапива входила в рацион и в сытые времена – из неё делали превосходный суп, солили на зиму.

Далее, имеются основания засомневаться и в датах появления на Руси некоторых овощей. Да, не было в дорюриковской Руси картофеля и томатов, которые, действительно, прибыли в Европу из Центральной и Южной Америки, но ведь те овощи, которые произрастали и культивировались в Индии и Китае, вполне могли попасть на стол наших предков ещё "во времена царя Гороха". Путешествие тверского купца Афанасия Никитина в Индию в XV веке нам известно из литературного источника, но было ли единичным такое путешествие? Наверняка, нет. Русские купцы и ранее, с риском для жизни, но старались "просочиться", куда могли. Товар старались везти ходовой, не тяжёлый и не скоропортящийся – а лучше под эти требования, чем семена растений, не найти. И эти семена чаще на Русь попали ранее, чем в Западную Европу, поскольку португальские купцы, первыми наладившими морскую торговлю между Западом и Востоком, стали регулярно плавать в Индию только в XVI веке.

И последнее – заметили, сколько овощей наш народ считает "исконно русскими"? Конечно, это не так, все указанные овощи употребляют и другие народы, но никто не может похвастаться таким качеством и разнообразием способов засолки огурцов и капусты. А в какой ещё стране солят зелёные помидоры? А супы, которые невозможно изготовить без "исконно русских" овощей – щи, борщ, солянка или рассольник? Вероятно, причина такого отношения русской кухни к овощам заложена в нашего народа.

Кстати: Исторически так сложилось, что в народе разделение пищевых растений на фрукты-овощи сложилось не из-за биологических особенностей продуктов, а из-за вкусовых, а именно: к фруктам отнесли все сладкие плоды растений, а к овощам – те плоды и растения, которые стали потреблять с солью. Поэтому овощи являются частью основного блюда или салата, а фрукты, как правило, подаются на стол в качестве десерта.

Между тем, ботаники считают иначе: к фруктам они относят все цветущие растения, которые размножаются с помощью семян, находящихся в их плодах, а к овощам – остальные съедобные растения, например: листовые (салат и шпинат), корнеплоды (морковь, репа и редька), стебли (имбирь и сельдерей) и цветочные почки (брокколи и цветная капуста).

Таким образом, биологически к фруктам относятся фасоль, кукуруза, сладкий перец, горох, баклажаны, тыква, огурцы, кабачки и помидоры, поскольку все они - цветущие растения, внутри их плодов есть семена, с помощью которых они размножаются.

Любопытно, что картофель выдает нам одновременно и фрукты, и овощи, но только овощи, т.е. клубни, мы едим, а вот ягоды выкидываем, поскольку они ядовиты.

Статья подготовлена с использованием материалов,
взятых из открытых источников