Как научится учится. Как научиться учиться самостоятельно? Как рационально использовать свое время? Как заставить себя учиться, если все лень

“Настоящее образование есть только самообразование” (П.Л. Капица)

Школа призвана обучать и воспитывать подрастающее поколение исходя из реальных требований жизни с учетом рыночных отношений.

Практические и самостоятельные работы в обучении географии имеют большое значение, поскольку способствуют росту самостоятельности, обеспечивают формирование знаний и умений применять знания на практике и добывать новые.

В эпоху информационного взрыва для становления личности и самореализации выпускников школы необходимо умение ориентироваться в океане информации. Специфика географии заключается в том, что необходимым условием для получения географических знаний является умение пользоваться различными источниками географической информации политехнического характера:

  • картографическими (чтение карт различного содержания);
  • статистическими (графики, диаграммы, таблицы);
  • текстовыми.

Если в младших классах стояла задача научить учиться, то в старших классах задача усложняется, т. к. необходимо учиться самостоятельно:

  • учиться планировать свою деятельность;
  • рационально использовать свое и чужое время;
  • работать со справочной, дополнительной литературой;
  • писать конспекты, тезисы, рефераты.

Как реально оценить свои возможности, научиться выделять учебную задачу, составлять планы при подготовке к зачетам и экзаменам?

Разработанные памятки, инструкции позволяют учителю давать дифференцированные задания, развивать творческое мышление, формировать практические умения и навыки, помогают закрепить знания учащихся по каждому разделу школьной программы, способствуют развитию навыков самоорганизации учащихся.

Изменив свое отношение к своему труду - учению, учащиеся получают возможность быть гармонично развитыми здоровыми молодыми людьми с прочными знаниями и высоким интеллектом, а, следовательно, наша страна будет великой как по площади, так и по возможностям.

Чему учиться в первую очередь?

Прежде всего, умению выделять учебную задачу: ясно представить себе, какова цель каждого задания, которое пока не умеете делать. Нельзя подменять учебную задачу выполнением домашнего задания.

Как этому научиться?

  1. Отличайте учебную задачу от конкретного задания.
  2. Выделяйте в материале предмет усвоения. Чувство понятности, возникшее при чтении, еще не свидетельствует об усвоении.

Умение выделять учебную задачу относится к умению умственной деятельности наряду с правильно организованным восприятием (умением не отвлекаться), памятью, творческим мышлением (проблемным видением, умением выдвинуть гипотезу, предвидеть развитие явлений и др.), логическим мышлением (владением приемами анализа и синтеза, сравнения, доказательства, абстрагирования и др.); общей и специальной эрудицией.

Умейте приобретать знания!

С чего начать?

Порядок на рабочем столе

Необходимость подготовки рабочего места на производстве - разложить инструменты, принести материалы, удобно их расположить - признается всеми. Но ведь учебный труд более важен! Расположение предметов на письменном столе, где вы готовите домашнее задание, должно быть постоянным.

Как расположить?

  • Перед собой - тетрадь и книгу;
  • справа - письменные принадлежности (ручки, карандаши, бумага для выписок, линейка);
  • слева - дополнительную литературу;
  • прямо, корешком к вам - справочную литературу.

Все должно быть под рукой!

Как начинать

Помните, чем дольше вы оттягиваете начало подготовки домашнего задания, тем больше усилий вам потребуется, для того чтобы заставить себя приступить к этому. Психологам хорошо известно, когда человек выполняет работу, которая ему не интересна , вначале он работает с трудом, принуждая себя. По мере втягивания в работу, он затрачивает все меньше и меньше волевых усилий. Зачастую появляется интерес к выполняемой работе или результату. Дело идет быстрее и эффективнее. Таким образом, человек оттягивающий начало работы, удлиняет её первый тяжелый этап. Чем длиннее первый этап, тем неприятнее воспоминания о работе.

Настраиваться на эффективную работу можно серией приказов: “Я смогу”, “Я успею”, “Я выполню” и т. д.

Важно приступать к делу без раскачки. Помните, “отсрочка - это воровка времени”.(Э. Юнг).

Планирование времени

Хотите иметь больше свободного времени? Быстро устаете, сидя над учебниками или лекциями? Подчините свой распорядок жизни четкому и научно обоснованному ритму.

Не о том речь, чтобы все человечество поднимать с постели в одни и те же часы, а о том, как с большей пользой распределить свое время. В основу режима дня положен биологический закон ритма, постоянной повторяемости физиологических процессов. Природные пики работоспособности, индивидуальные для каждого человека, должны совпадать с теми нагрузками, которые мы создаем себе сами.

Начните с планирования на один рабочий день - с вечера распределяйте работу на завтра. В конце дня подводите итог работы за день. Попробуйте составить план работы на неделю с учетом своих возможностей и внешних обстоятельств, с учетом недельного расписания занятий или лекций. Бывают задания, которые учитель дает на длительное время (например, домашнее сочинение). Используйте более свободные по загруженности дни для подготовки большого по объему материала.

Выполняйте план, придерживаясь двух правил:

  • садиться за уроки именно в запланированное время;
  • в процессе работы не выходить за рамки отведенного на каждый из предметов времени.

Лучше идти в школу, не доделав один из уроков, чем не выучить два других. Если что-то не получается, лучше переключиться на другое задание, а затем вернуться к трудному. Пользуйтесь различными приемами, чтобы заставить себя глубоко и основательно понять изучаемый материал. Это и запись материала, и составление схем, таблиц, и рассказывание себе, зеркалу или любимой кошке.

“Время - это самое дешёвое и вместе с тем самое дорогое, что есть у нас, ибо благодаря ему - времени - мы получаем все”. (Я. Райнис)

Целесообразность занятий с одноклассниками

Слабому ученику полезно заниматься вместе с сильными, освоить приемы работы и привычки. И сильному полезно.

Во-первых, обучая, учимся сами; во-вторых, сразу станут видны пробелы в знаниях.

Но не годится обращаться к сильным ученикам по поводу и без повода. Не стоит обращаться за помощью, пока не убедитесь совершенно твердо, что встреченные трудности сами не преодолеете. Бывает и так: сильные не столько помогают, сколько демонстрируют свои знания, свое превосходство.

Не отвлекайтесь на посторонние разговоры!

Объяснять материал должен тот, кто хуже его знает, а знающий должен внимательно следить за изложением, чтобы дополнить и уточнить его.

Мы усваиваем:

10 % прочитанного; 20 % услышанного; 50 % одновременно увиденного и услышанного; 70 % того, что обсуждаем с другими; 80 % того, что познали на 95 % того, что преподаем другим!

“Уча других, мы учимся сами” (Сенека)

Как работать с первоисточником

Первым, пробным, касательным чтением поздороваемся. Легкомысленное знакомство, не более. Хорошо конечно, если оно окажется чуть-чуть праздничным.

Ничего особенного и на втором чтении, подробном, вникающем. Рассмотреть, “обслушать”; побродить по тропинкам, соединяющим смысловые пространства; еще вслушаться в переклички значений, в контрасты интонаций и отношений; подышать солью противоречий…”

В. Леви, психолог

  1. Обрати внимание на время, историю и цель создания произведения.
  2. Прочитай текст произведения или его отрывки.
  3. Подчеркни непонятные слова.
  4. Разбей текст на смысловые части.
  5. Выдели основные положения. Сделай в тексте отметки, постарайтесь найти основные идеи, которые будут ответами на вопросы.
  6. Сделай выводы. Запиши в тетрадь необходимые положения.

Помним правило 6 вопросов:

Вам предлагается один из простых, но действенных методов, который поможет Вам усваивать основные идеи различных текстов.

Чтобы освоить этот метод, попробуйте ответить на шесть основных вопросов:

КТО? ЧТО? КОГДА? ПОЧЕМУ? ГДЕ? КАК?

Прочитывайте текст, держа в уме это ШЕСТЬ ВОПРОСОВ. Применяйте постоянно метод шести вопросов.

Какая у вас память?

Многие люди жалуются на "дырявую" память. В наше время, когда на человека постоянно обрушиваются целые потоки информации, особенно важно удержать в голове как можно дольше. Можно ли что-то существенное сделать со своей памятью, заставить ее работать лучше? Для этого надо уметь организовать свою память, структурировать ее.

Методики, позволяющие это делать, были известны с древних времен. Так монахи-доминиканцы еще в 16 веке, обучаясь ораторскому мастерству, использовали для заучивания речи метод "привязки к местности" (“метод мест” в современной психологии). Человек брал знакомый ему до мелочей путь и мысленно проходил по нему, последовательно раскладывая по дороге мысли и идеи, которые должен потом был изложить. Выступая же, он снова мысленно шел этим путем, поднимая разложенные там заранее слова и мысли. К сожалению, в школах, практически не обучают методикам запоминания , используя все тот же метод зубрежки. Между тем без тренировки память постепенно слабеет, люди постепенно превращаются в интеллектуальных дистрофиков, неспособных хоть ненадолго удержать в уме несколько многозначных чисел сразу. Что делать с этим? Тренируйтесь! (См. Приложение 2 , Приложение 3)

Существует несколько видов памяти:

  • Словесно-логическая (основа всех наших знаний); тот из людей оказывается способным, у кого словесно-логическая память лучше развита;
  • Наглядная память, полученная с помощью зрительных, слуховых, осязательных ощущений; люди с такой памятью точно помнят расположение текста, его объем, внешний вид книги;
  • Двигательная (чтобы опираться на этот вид памяти, к каждой книге приступайте с карандашом, делайте выписки, рисуйте схемы, составляйте таблицы);
  • Эмоциональная память.

Следует разрабатывать слаборазвитые виды и свойства памяти. Её воспитание нуждается в специальных усилиях, важнейшее из которых - развитие волевых качеств. Неудачи в запоминании часто являются показателем не плохой памяти, а слабой воли человека.

Если у тебя хорошо развита зрительная память:

  1. Помни о том, что тебе всегда лучше всего иметь перед глазами тот материал, с которым ты работаешь. Чем чаще ты его будешь видеть, тем быстрее и лучше запомнишь.
  2. Во время решения задач имей всегда перед глазами текст задачи или краткое условие.
  3. При заучивании стихотворений и разных текстов читай материал сам и столько раз, сколько тебе необходимо, а не проси об этом кого-либо.
  4. При заучивании различных правил составляй опорные таблицы к правилу, которыми можно будет пользоваться на уроках и дома.

Если у тебя хорошо развита слуховая память:

  1. При заучивании различных правил, рассказов стихотворений и других текстов вам будет легче запоминать, если кто-то будет читать вслух, а вы будете внимательно слушать.
  2. Если помочь никто не может, то читать следует внимательно, не торопясь.
  3. После прочтения нужно попробовать повторить вслух прочитанное.
  4. Необходимо читать материал столько раз, сколько требуется для запоминания.

Существуют специальные приемы запоминания:

  1. Формирование установки на полноту и точность запоминания, на его длительность. Впрочем, установка может быть и на краткосрочное запоминание (например, запомнить до контрольной или до экзамена, который будет через несколько дней);
  2. Сосредоточенное внимание;
  3. Повторение;
  4. Осмысление;
  5. Установление ассоциативных связей.

Ассоциативные связи обычно широко применяются при так называемом механическом запоминании, крайним проявлением которого является зубрежка. В известном чеховском рассказе “Лошадиная фамилия” приказчик генерала Булдеева пытался вспомнить фамилию Овсов, используя при этом закрепившуюся у него ассоциацию с лошадью.

Правила запоминания

  1. Сосредоточься, нацелься на запоминание.
  2. Старайся понять основной смысл излагаемого материала, иначе будет действовать механическая память, которая менее продуктивна, чем логическая.
  3. Удели особое внимание структуре материала, уясни, чем вызвана такая последовательность его изложения.
  4. Произнеси несколько раз новые термины, географические названия, даты.
  5. Проговори вслух формулировки выводов, закономерностей, понятий.
  6. Воспроизведи весь материал по плану.

Обратите внимание на информацию:

Не ругайте свою память. Не говорите слова “забыл”, а говорите: “Как хорошо, что я об этом вспомнил”. (См. Приложение 1).

Запоминание словесно-логического материала

Такой материал запоминается лучше, если он интересен для запоминающего его человека и если человек уже имеет большой объем знаний в той области, к которой относиться данный заучиваемый материал. Суворов как-то сказал: “Я верю Локку, что память есть кладовая ума, но в этой кладовой много перегородок, а потому надобно скорее все укладывать, куда следует”.

“Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет”. (К.Ушинский, русский педагог)

Существует так называемый “закон объема материала”. Сумму знаний, которой мы располагаем, можно сравнить с магнитом: чем он больше, тем с большей силой он притягивает к себе кусочки железа. Запоминать на голом месте труднее всего. Такого заучивания требуют формулы, стихотворения, теоремы, хронология, формулировки основных законов, определения.

Литература

  1. Белякова Л.Г. “Как научиться учиться”. Издательство “Просторы”. Ангарск. 2003.
  2. Мальцева С. “Детей надо загружать” (статья, газета “Пятница” № 49 от 10.12.04)

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Учиться самостоятельно? Звучит довольно интересно и заманчиво. Однако многие люди, пришедшие к тому, что знаний, полученных ими прежде, не хватает или они по какой-то причине неактуальны, и желающие развиваться и обучаться чему-то самостоятельно, сталкиваются с определёнными трудностями. И чтобы их избежать, нужно научиться правильно организовывать процесс своего самостоятельного обучения, дабы время не было потрачено бессмысленно и впустую. Давайте разберёмся в том, что нужно делать, чтобы самостоятельное обучение было эффективным.

Чтобы самостоятельное обучение, как, впрочем, и любой другой процесс, было эффективным, надо, в первую очередь, определиться с тем, для чего вообще вам это нужно. Для чего вы хотите обучиться чему-то новому? Сможете ли потом применить полученные знания на практике? Где вы будете их применять? Что это вам даст?

Составьте для себя список основополагающих вопросов. Их может быть пять, десять, двадцать. Чем больше, тем лучше. Эти вопросы позволят вам убедиться в том, что ваши замыслы не лишены смысла, а также помогут рассмотреть результат, которого вы хотите достичь, с разных ракурсов. Ответы старайтесь давать как можно более детальные и конкретные, ничего не упуская из виду. Перечитывайте их, дополняйте и всегда держите под рукой, ведь, в случае чего, они могут стать для вас прекрасным напоминанием о том, к чему вы стремитесь, и будут мотивировать к дальнейшим действиям.

Составление плана

После того как первый этап пройден, можно приступать к . Этот план должен представлять собой ту стратегию достижения цели, которой вы намерены придерживаться в самостоятельном обучении.

Стремитесь к тому, чтобы ваш план включал в себя даже малейшие детали: при помощи каких инструментов вы собираетесь обучаться? Если книги, то что это за книги, кто их автор, как они называются, где можно их найти? В печатном они будут варианте или в электронном? Если это, к примеру, аудиосеминары или видеокурсы, то где вы их найдёте и когда планируете уделять им время? Будете ли вы прибегать к другим видам обучения – посещению факультативов, спецкуров, мастер-классов, тренингов? Какие полезные интернет-ресурсы будете использовать? Но имейте в виду, что различные занятия лучше не смешивать – они должны последовательно следовать друг за другом, иначе в голове может создаться неразбериха и результат от такого ученичества будет минимальным.

План должен быть чётко расписан, иметь временные рамки и какие-то промежуточные этапы, на которых вы сможете оценивать свой прогресс. Кроме этого, все пункты должны быть соотнесены с целью вашего обучения и должны непременно способствовать ему и вашему прогрессу. Если хоть что-то мешает, вы должны исключить это из своего плана.

Время и самоорганизация

Об этом вопросе стоит поговорить отдельно, пусть он и является одной из составляющих планирования. Задумываясь о самостоятельном обучении, очень важно уяснить тот факт, что вы сами своим временным ресурсом, и никто не будет «давать вам пинка». Т.е. важен вопрос именно самодисциплины. Он включает в себя и распорядок дня и умение заставить себя делать то, что вы должны делать, вопреки множеству «веских» причин отложить запланированную работу на потом. Звучит, возможно, несколько наивно, однако большинство людей не могут организовать себя, когда начинают самостоятельно обучаться или, например, уходят работать во фриланс. Создаётся видимость того, что времени ещё достаточно и в результате важные дела откладываются на потом, что впоследствии приводит к спешке и даже срыву проектов. Для организации своего времени и расстановки приоритетов в делах удобно использовать – не примените возможностью с ней познакомиться.

Чётко определите, сколько часов в день/дней в месяц вы будете заниматься самообразованием. Если самостоятельно обучение для вас – это лишь способ, так сказать, подтянуть хвосты, повысить эрудицию и т.п., то можно уделять обучению от одного до двух-трёх часов в день. Если же это вопрос повышения квалификации, претензия на то, чтобы стать специалистом в какой-то области, то обучению должно уделяться гораздо большее время. Но это нужно определять, исходя из поставленных задач.

Кроме того, чтобы любую свободную минутку можно было провести с пользой, рекомендуется иметь в быстром доступе какие-то учебные материалы: книги, распечатки, файлы в электронной книге или на планшете. Ими можно пользоваться даже в транспорте, когда предстоит продолжительный путь, или стоя в очереди – вместо того, чтобы «считать ворон», можно изучить новый раздел учебника или прочесть интересную статью.

Самопроверка и самооценка

Исходя из того, что весь процесс самостоятельного обучения должен быть направлен на повышение уровня своих знаний, а также на эффективную реализацию намеченных планов, необходимо систематически отслеживать свой прогресс, проводя различные тесты по самопроверке и самооценке. Вы должны иметь ясное представление о том, полезны ли полученные знания, когда и где их можно использовать, достаточно ли хорошо вы понимаете всё то, что изучаете. Стремитесь к применению новых знаний на практике в своей повседневной жизни.

Для проверки можно проходить различные тематические тесты (в книгах, журналах, Интернете), писать для себя самого краткое изложение изученного, отвечать на вопросы, которые можно составлять самостоятельно даже по ходу обучения. При желании можно придумать что-нибудь ещё. Отслеживание своего прогресса поможет вам всегда получать обратную связь от процесса обучения, т.к. вы будете видеть, каковы ваши успехи, в чём вы преуспеваете, а что следует подтянуть. Вы сможете выявить свои преимущества и слабые места, и использовать эти знания для создания более эффективной модели самостоятельного обучения.

Представленные выше четыре пункта являются основополагающими, и весь процесс самостоятельного обучения держится на них. Но в дополнение можно привести ещё несколько вспомогательных рекомендаций, которые могут оказать на ваше самообразование благоприятное воздействие.

  • Обсуждайте новую информацию с окружающими людьми. Во-первых, это будет показателем того, как хорошо вы усвоили материал. Во-вторых, вы можете услышать мнение с другой точки зрения, что также может быть полезным. И, в-третьих, здоровая критика покажет вам ваши слабые места и укажет на то, что следует доработать.
  • Во время самостоятельного обучения постарайтесь абстрагироваться от внешнего мира. Любые лишние мысли отвлекают и мешают сосредоточению. Поэтому, пока занимаетесь, забудьте обо всех проблемах, не думайте о делах, не потакайте своим .
  • В дополнение к основному изучаемому материалу, стремитесь к получению знаний из любых доступных и интересных вам источников: книги, фильмы, выставки, интересные места. Уделяйте время на . Это может и не относиться к конкретной сфере вашего самостоятельного изучения, но, в любом случае, сделает вас более эрудированным и всесторонне развитым человеком.
  • Обязательно работайте над собой и качествами своей личности: развивайте лидерские качества, логику, . Повышайте свой IQ, улучшайте качество общения. Работайте над дикцией, мимикой, жестами и т.д. Кроме этого, уделяйте внимание и своей внутренней жизни: медитируйте или занимайтесь другими духовными практиками, знакомьтесь с различными учениями, повышайте уровень своей осознанности. Всё это лучшим образом скажется не только на качестве вашего самостоятельного обучения, но и на качестве вашей жизни в целом.
  • Обратите внимание на качество своего времяпрепровождения и круг общения – они должны способствовать вашему личностному росту. Если вы замечаете, что люди, с которыми вы общаетесь, негативно влияют на ваше обучение (отнимают ваше время, говорят, что у вас не получится или что вы занимаетесь не тем и т.п.), то сократите время своего общения с ними. Старайтесь не делать того, что отрицательно сказывается на вашей личной продуктивности и эффективности: воздержитесь на время обучения от проведения времени перед телевизором или в соцсетях (если это не связано с обучением), употребления алкоголя, ненужных встреч и т.д.
  • Каждый день без исключения делайте, пусть и не большие, но шаги к своей цели. Не получается уделить обучению 3 часа, уделите хотя бы 30 минут. Только систематические целенаправленные действия помогут вам добиться своего.

Следуйте этим рекомендациям и встраивайте своё обучение в соответствии с основными правилами, тогда вы сможете быть уверены, что ваше время уходит не впустую, а сам процесс самостоятельного обучения будет максимально эффективным.

Мы желаем вам успехов на пути самообразования!

Инструкция

"Шоколадка за пятерку"
Это самый распространенный метод среди родителей, которые считают, что все можно решить договорными отношениями. Если ребенок достаточно дисциплинирован, неглуп и хочет в конце четверти новый велосипед или компьютер, он будет лезть из кожи вон, чтобы получить пятерки. Возможно, это будет статистический успех, но никак не практический. Ведь школяр может искренне ненавидеть весь этот вал бессмысленной информации.

"Няня, бонна, гувернер"
Ребенок плохо учится еще и потому, что ему банально не хватает внимания преподавателя. Когда-то он запустил материал и теперь стесняется или ленится подойти и спросить учительницу о теме двухнедельной давности. Если педагог не пользуется авторитетом, то проблема усугубляется еще и скрытым конфликтом: "Я не математику, потому что не люблю училку". Для этого существуют репетиторы с большим опытом работы и харизмой. Интересный педагог - это стопроцентная гарантия интереса к предмету. И не удивительно, что многие химики с ностальгией вспоминают веселую и непосредственную учительницу, которая водила с ними хоровод - "молекулярную решетку". Или трудовика, который пел военные песни и учил сколачивать табуретки.

"Расписание и режим дня".
У ребенка может отсутствовать привычка работать систематически. У него нет расписания, четкого распорядка дня. А бывает это еще и потому, что его родители - люди спонтанные и неорганизованные. Поэтому расписание лучше составлять для всей семьи. И выделить отдельное - для ребенка. Важно учитывать его мнение, но не идти у него на поводу.

"Комфорт"
Стоит организовать рабочее место ребенка. Заказать удобный стул, стол, правильно ли падает свет, не болит ли спина от работы, нет ли перед глазами отвлекающих плакатов и наклеек. Можно предложить ребенку сходить в и купить интересные и яркие канцелярские принадлежности, которыми ему захочется пользоваться; подобрать корзинки и контейнеры для тетрадей, рисунков, ручек. Место для учебы должно быть комфортным и даже притягательным.

"Подкрепить интерес".
Учиться не хочется, когда педагог гонит большой объем информации, не давая возможности отдохнуть на и усвоить информацию. Отторжение в этом случае - естественная реакция. И родитель, если нет возможности нанять репетитора, должен сам разобраться в предмете, который кажется ребенку скучным. А потом структурировать материал, помочь с заучиванием: сделать карточки, вместе учить стихи, устраивать викторины. Еще хорошо раздвигать пространство учебы до новых книг, игрушек, фильмов, картин. Например, сходить в музей, посмотреть на предметы "скучной" исторической эпохи. Или купить сборники веселых логических игр, поискать в библиотеках советские издания "Занимательной арифметики", "Занимательной биологии", "Занимательного русского языка".

Видео по теме

8 мая 2011 в 05:12

Как учиться правильно?

  • Учебный процесс в IT

Я решила затронуть монументальную тему саморазвития и упаковать её в небольшую статью. Понимаю, что на нескольких страничках не удастся раскрыть тему полностью, но дать некоторый толчок к продуктивным раздумьям в правильном направлении - постараюсь.

Для этого я рассмотрю, как понять, чему вообще учиться, и как найти наиболее эффективные и подходящие способы обучения?

1. Чему учиться?

Так уж получается, что мы непрерывно развиваемся. За один день можно прочитать книгу о русско-японской войне, опробовать новый рецепт пасты и потренироваться в использовании шаблонов smarty. Но сколь необъятными не были бы наши возможности в развитии, они никогда не будут безграничными. Это как в магазине: вы заходите в супермаркет, обладая ограниченной суммой наличности. Можете позволить себе различные продукты в различных комбинациях, но не можете скупить весь магазин.
То же самое и с знаниями. Вы никогда не будете знать всё! Поэтому, свой план развития надо составлять продуманно.
1.1 Изучать только то, что интересно
Давайте попробуем доказательство от обратного. Вспомните, что происходило в институте на нелюбимых предметах (у меня это была инженерная графика):
- эти предметы «даются» хуже остальных
- приходится искать какие-то искусственные заменители естественной мотивации
- обучение всегда откладывается на последний момент, чаще всего - на бессонные сессионные ночи

Да и врядли вы захотите посвятить жизнь неприятным активностям, так что эти знания вам просто-напросто не пригодятся.

Какой вывод? Бегите от знаний, получение которых не доставляет вам удовольствие. Ищите те, которые наоборот приносят радость.

1.2 Изучать только то, что сможете применить
Применимость знаний может быть различной. Что-то можно применить на работе, что-то дома, что-то в любимом хобби. Но что происходит со знаниями, которые не находят себе применения?

Они «пылятся», не принося ни радости, ни пользы. И постепенно, как и всё, что мы не используем регулярно, забываются.

Конечно, в этом нет ничего плохого. Только помните, что ваш ресурс ограничен? Вы готовы отказаться от других, полезных и приятных знаний, ради пыли?

2. Для кого учиться?

Вопрос звучит странно, да? Конечно, мы учимся для себя!

Точно?
2.1 «Родители сказали...»
Высшее образование мы часто выбираем не сами. Иногда оно нам не нужно. Иногда мы хотим другое. Но многие не хотят конфликтовать с родителями, и идут на поводу.
К чему это приводит? Кто в выигрыше? Родители, сделавшие ребёнка несчастным? Врядли.
Ищите себя сами, не идите на поводу!
2.2 Корпоративный план развития
Многие компании внедряют практику создания корпоративного плана развития своих сотрудников. Это благородное занятие, за что им надо пожать руку, сказать «спасибо» и вообще всячески поблагодарить, но… Иногда этот процесс делается не самым лучшим для сотрудника способом. Руководство заинтересовано в эффективном использовании ресурсов компанией, а не в вашей выгоде как сотрудника.
Компании чаще всего выгодно, чтобы сотрудники подолгу работали на одной позиции, достигая максимальной эффективности в выполнении одних и тех же задач. Если вы тоже этого хотите - велкам.

Но если вы хотите роста - то вам надо развиваться и получать знания для ожидаемой позиции, а не для улучшения навыков в текущей .

2.3 На спор!
Недавно на работе коллега небеспочвенно отметил мою невысокую квалификацию по одному никак не связанному с моей областью деятельности вопросу. Моей первой реакцией было: блин! Надо это срочно узнать! На шиномонтаже я тоже недавно почуствовала неловкость: как же так, я не знаю, чем чреват неподходящий вылет дисков!
Первая реакция в таких ситуациях - узнать! Чтобы быть не хуже, знать не меньше… Но «реакция» - это не выбор! Изучать что-то, чтобы кому-то «доказать» - это несерьёзно и бессмысленно.

Оно вам правда надо?

3. Как учиться?

Обучение может быть теоретическим и практическим, эмоциональным и аналитическим, а интерфейсом могут быть книги, коучи, тренинги…
Допустим, есть цель: «хочу освоить С++ за 21 день»:) Это интересно (нравится) и полезно (вписывается в наш карьерный рост).
Что делать дальше? Как учиться?
3.1 Выбираем практику вместо теории
Я даже представить себе не могу, как можно изучать русско-японскую войну на практике, но С++ теории неподвластен, это точно.
Можно прочитать книгу, статьи, но что это даст? Для эффективного получения навыков, вам нужно поставить перед собой конкретную задачу, решение которой будет совместимо с получением нового навыка.
К примеру, сейчас полно книг и статей о менеджменте. И что? Большинство людей их читают, анализируют, и… и всё! А смысл?
Вы бы видели, как я составляла карту мотиваторов своей мамы и как я проводила ситуационные интервью друзей! Результат - опыт, навык, но не бесполезные и безвозвратно забытые знания!
3.2 Эмоции или анализ?
Согласно теории, люди делятся на тех, кто учится через эмоции, и тех, кто учится через анализ информации. Первым важен «заряд», толчок к действиям и познанию на практике. Вторым важен глубокий объём информации для анализа, эдакий стек, после заполнения которого человек становится готов к новым действиям.

Если присмотреться, то авторы книг, ведущие тренингов, тоже делятся на эти категории. Кто-то больше заряжает, а кто-то переполняет информацией. «Эмоциональные» ученики умирают от скуки над книгами, полными теории, и на лекциях, перегруженных информацией. А «анализаторы» считают пустой болтовнёй обощённые высказывания «эмоциональных» тренеров и авторов книг.

Выбирайте подходящих учителей, тренеров, книги. По их описаниям обычно очень легко понять, к какому типу относится автор.

3.3 «Что я сделаю на следующей неделе»
Ну вот, вы прочитали интересную статью, классную книгу или посетили понравившийся тренинг. В отзывах вы написали «уау, спасибо, это было супер!». А что дальше? Что именно супер?

Если ничего - то потраченные деньги и время были выкинуты на ветер. Составьте список конкретных действий, которые вы осуществите в ближайшие 7 дней для закрепления полученной информации.

Ну и напоследок - разбор сложных кейсов

Я решил изучить ***, но не могу себя заставить. Что делать?
«Заставлять» себя что-либо делать - самый страшный грех. Если такое происходит, то новая информация неинтересна, бесполезна, либо нужна вам не для вас . Обо всём этом - см. выше:)

А мне всё интересно! Что выбрать?
Правда интересно? Честно-честно интересно?
Круто, не парьтесь и ловите кайф от жизни, полной открытий:)

А мне ничего не интересно. Разве развиваться - обязательно?
Если вкратце - то да, обязательно. Наш мир не стоит на месте, он движется, крутится, развивается. Но заставлять себя нельзя, ага. Что делать? Искать, что интересно! Что нравится, что завораживает, что мотивирует. Счастливы те, кто это нашли. И, кстати, судя по моим наблюдениям, таких людей очень много последнее время:)

А как понять, что "полезно"?
Это зависит от глобальных целей, смотря в каком контексте говорить о «пользе». С карьерой всё относительно просто, спасибо создателям сайтов о поиске работы! В вакансиях всегда можно проследить корреляции между навыками и заработной платой.
Хотите переехать жить в Европу? Понятно, какие языки пригодятся. Ну и дальше по списку:) «Польза» не бывает абсолютной - она зависит от конкретных жизненных целей.

И самый главный вопрос:
Что важнее - польза или удовольствие?
НИКОГДА не выбирайте между пользой и удовольствием. Изучить строение параплана для парапланериста так же полезно, как и освоить новую бухгалтерскую программу для бухгалтера. Наша жизнь предназначена для удовольствия, и чем бы вы ни занимались, вы всегда найдёте то, что доставляет удовольствие.

Если вы выбираете между пользой и удовольствием - значит, что-то где-то не так!

Был жаркий солнечный день, голубое небо без единого облачка, молодые девчата изобиловали своей природной красотой, а парни хвастались перед ними мускулистыми телами. Ах, лето! Прекрасная пора!

Именно в этот день мне довелось встретиться со старой приятельницей, с которой мы не виделись уже более полугода. Проведя некоторое время в местной ресторации, у Жанны возникла мысль: “А пойдём-ка, Максим, покатаемся на велосипеде. Погода шикарная. Вечером солнце не так сильно обжигает. Посмотри какая набережная красивая. Да и настроение подходящее…” Не долго думая мы нашли ближайший прокат велосипедов. Заполнив все бланки, я махом сел на сидушку и закрутил педали что есть мочи (просто давненько не катался, захотелось сразу же получить весёлых ощущений как в детстве). Проехав достаточное расстояние я обернулся и не обнаружил позади себя Жанну. Вернувшись к месту проката я наблюдал жалкое зрелище того, как она не могла тронуться с места.

“Жанна, что-то не так с велосипедом? Давай поменяем”, - сказал я.

“Да нееет. С великом-то всё в порядке. Просто… Максим… Научи меня кататься.”

“ЧТО?! Ты шутишь?! Тебе ведь 20 лет, и ты не умеешь кататься на велосипеде?!”, - недоуменным голосом произнёс я.

“Почему же не умею. Умею… точнее в детстве каталась пару раз… А сейчас почему-то не получается…”,- невинным голосом промурлыкала она.

Ох уж эти девушки. Как же с ними интересно жить на этом свете:-) Остаток вечера был потрачен на ‘спецкурс молодого бойца’. С горем пополам мне удалось научить Жанну трогаться с места. Никогда не думал, что процесс обучения может быть настолько сложным. А может ученик попался излишне ‘талантливый’?..

Обучение. Кто-нибудь задумывается о том, что скрывается за этим словом? Ведь это явление окутывает абсолютно каждого человека на нашей планете. Если с дорогими шмотками, пантовыми машинами, длиннющими яхтами и частными самолётами большинство живущих на Земле никогда не сталкивается в своей жизни, то без обучения невозможно представить жизнь человека. C самых малых лет человек начинает беспрерывный процесс обучения: мы учимся ходить, говорить, рисовать, читать, взаимодействовать с другими людьми, изучаем нормы морали и поведения, обучаемся какому-либо виду спорта, учим различные языки… и, конечно же, учимся зарабатывать . Его Величество Доллар настолько глубоко засел в умах всего человечества, что люди готовы тратить огромные ресурсы ради того, чтобы удостоиться чести прикоснуться к Нему и подержать Его в руках. Словно одурманенные, они искренне веруют в то, что человеческое счастье на 100% скоррелированно с количеством денег в кармане (больше денег - больше счастья).

Я не знаю, хорошо это или плохо, но факт на лицо. Развелось просто немыслимое количество платных семинаров, тренингов и курсов, - и не только по зарабатыванию денег, - которые вызывают только улыбку. Самый нелепый, на мой взгляд, который я видел в своём городе, называется “Как выйти замуж за миллиардера?”. Да-да, не за миллионера, а именно за миллиардера. Наверно те женщины, которые ходят на такие мероприятия размышляют что-то наподобие: “Нееееееее, миллионер - это уже попсово, миллионом уже не удивишь, это не для меня, это для Наташки. А я ж Катрин - женщина статная, видная, желанная. Мне нужен сундучок побольше”. Самое смешное, что данный семинар проводит мужчина! Если учесть, что я доверяю только тем преподавателям, которые имеют практический опыт в течение как минимум пяти лет, сдаётся мне, что преподаватель-то гомик, чёрт его дери.

Ну да Бог с ними, с этими миллиардерами. Вернёмся с небес на грешную землю, и поговорим о простых смертных.

Школьная скамья

Многие думают, что обучение в классическом его понимании начинается с получения образования в школе. Если иметь в виду, что в школе мы просто-напросто учимся взаимодействовать с другими людьми, - тогда бесспорно, от этого есть настоящая польза, которая помогает в дальнейшей жизни. Если иметь в виду, что в школе мы получаем знания по изучаемым дисциплинам, которые помогают в дальнейшем именно жить , а не выживать, - здесь можно поспорить. Учителя и родители безустанно твердят, что если мы будем ‘плохо учиться’, то наша судьба предрешена: бомж на вокзале.

Например, у меня не было задатков к изучению математики или физики. У меня были задатки в спорте, которые видел мой тренер, но не видели мои родители. Я обожал ходить на тренировки и ездить на соревнования. Среди сверстников мои успехи явно выделялись. Но родителей не волнуют искренние желания и наклонности детей. Они хотят только ‘пятёрок в школе’. Когда была подготовка к школьным выпускным экзаменам, они запрещали мне ездить на соревнования. В итоге ни профессионального спортсмена, ни выдающегося математика из меня не получилось (замечу, что я нисколько не осуждаю своих родителей, и благодарю их за то, что они оберегли меня от многих жизненных невзгод).

Конечно, есть очень маленький процент детишек, у которых есть искреннее желание обучаться определенному предмету ещё со школьной скамьи, например математике или биологии. Я только ЗА, чтобы развивать в них эти задатки. Но это встречается крайне редко: чтобы родители видели наклонности своих детей и способствовали дальнейшему их развитию.

Вот и вырисовывается одна из самых распространенных ошибок в процессе обучения с самых малых лет: нас через силу заставляют изучать то, что нам не интересно. Интерес к определенным дисциплинам появляется ближе к 20 годам, когда есть чёткое понимание того, что данный предмет может по-настоящему пригодится в дальнейшей жизни. Ребенка следует воспитывать, развивая задатки, которые у него есть. Подгонять человека под какой-то социальный образец опасно. Многие родители, планируя судьбу своих детей, часто заставляют их добиваться того, чего не добились сами. Но это же наши дети, и у них наши же особенности! В процессе воспитания следует давать детям побольше воли, предоставлять им хорошие возможности, и они сами смогут развить свои способности и выбрать свой вид деятельности.

Университет - храм науки

С недавних времён ВУЗы России стали платными поставщиками образовательных услуг. Это, конечно, вызывает массу негодования. Представителей университетов уже не волнует успеваемость студентов. Не редко возникают моменты, когда студентов без академических задолженностей по семестру не допускают до сессии, если они вовремя не заплатили за обучение (на данный момент я обучаюсь в ВУЗе и происходит именно таким образом). Получается, человек нормально учиться, без проблем сдаёт все контрольные, но маленькая оплошность в виде просроченного платежа не позволяет ему сдавать экзамены. Разве это не абсурд? У меня даже созрел слоган для ВУЗов страны: “Хороший студент - платежеспособный студент! Нет денег - возьми кредит!”.

Как это не прискорбно, но сфера высшего образования превратилось в самый обыкновенный по выуживанию денег у населения. Ведь нам громогласно заявляют: “Не будет высшего образования - не будет хорошей работы. Без диплома будешь работать дворником” (в школе пугали бомжами, в ВУЗах планку повысили до дворника…молодцы, “отличная” мотивация). Но если человек не получил высшего образования, разве это означает, что он разучился думать? Например, многие мои знакомые без высшего образования (либо те, которые кое-как защитили диплом) неплохо устроились в социальной иерархии, и живут не менее полноценной жизнью, по сравнению с теми, у кого на руках имеется красный диплом.

Но, что-то меня понесло в сторону… вернёмся обратно.

С обучением в университете дела обстоят не намного лучше, чем в школе. Потому, что для большинства абитуриентов будущую специальность выбирают кто?!… естественно родители. И я не исключение из данного правила (только в моём случае речь идёт о колледже, но сути дела это не меняет). Конечно, есть небольшое количество ребят, самостоятельно выбирающие себе будущую специальность, которая действительно их привлекает. Но этот процент ничтожно мал (по крайней мере, среди моих одногруппников, и ребят из других групп, таких было всего человек 5-7).

На самом деле, университет/колледж - это прекрасный момент в жизни каждого. Только нужно грамотно использовать то время, которое проводишь в этих стенах. Если студент осознанно выбрал специальность - вопросов нет, изучай преподаваемые дисциплины и развивайся в данной отрасли, ведь спрос на грамотных инженеров, программистов и врачей всегда будет высоким.

А что делать тем, у кого нет желания сводить дебит с кредитом, или изучать устройство синхрофазотрона? Есть несколько вариантов:

  1. 1. Наперекор родителям перевестись после первого курса на интересующую тебя специальность. Они побузят некоторое время, но если ты сумеешь привести обоснованные доводы своего выбора, то перестанут нервничать по пустякам.
  2. 2. Пойти у родителей на поводу и продолжать учиться на неинтересной специальности, но при этом устроиться на работу после первого курса. Таким образом можно разбавить скучные для тебя пары (которые ты всё равно будешь прогуливать) оплачиваемым физическим трудом.
  3. 3. Как можно интенсивнее знакомиться с другими студентами, и не только из параллельных групп, но также и с других факультетов, и со старших курсов. Каждый день как минимум с одним незнакомым человеком. Прокачанный навык коммуникации очень помогает в дальнейшей жизни.
  1. Я считаю, что умение грамотно общаться с людьми гораздо важнее, чем, например, умение высчитывать сложные логарифмы. На крайний случай, если ты умеешь грамотно вести беседу, то сможешь договориться с другим человеком о том, чтобы он помог тебе высчитать этот самый логарифм.

  2. Но, вы же понимаете, что это просто оправдание моих математических ‘способностей’ :-)

  3. Посмотрите, например, на Григория Фишмана , и вы поймёте, что изучение математики и программирования помогают добиться непревзойдённого успеха в жизни.

Обучаясь в колледже, я выбрал именно третий вариант. Да, я частенько прогуливал пары, но не терял время понапрасну. В это время я общался с незнакомыми мне людьми. Конечно, не все из них были адекватными, но частенько попадались очень толковые ребята, с которыми мы общаемся и по сей день: делимся друг с другом идеями, мыслями, успехами и промахами, заряжаем друг друга энергией для улучшения результатов и достижения новых целей.

В идеале нужно осуществить все 3 пункта: перевестись на интересующую тебя специальность + устроиться на работу + успеть завести как можно больше новых ‘связей’. Таким образом, по окончанию университета ты будешь далеко впереди своих сверстников по многим факторам. Но проблема ‘идеала’ в том, что его почти невозможно достичь, к нему можно только стремиться.

Самообразование - успеха

Это единственный вид образования, который осуществляется полностью осознанно. Немногочисленное количество молодых людей начинают заниматься самообразованием на старших курсах университета. Ещё немного людей понимают необходимость и важность такого вида обучения после 25-30 лет. Ну а подавляющее большинство окружающих нас с вами людей вообще никогда не задумываются о том, что это один из способов, который может помочь выкарабкаться из той ‘дыры’, в которую они сами себя загнали (нелюбимая работа -> дом -> тошнотворная работа -> дом -> вечное нытьё, что во всём виновато государство -> воспитание своих детей по образцу своих родителей -> эти дети вырастают и поехали заново: неинтересная работа -> дом - проклинаемая работа -> дом -> нечем выплачивать кредит за машину -> это виноваты банкиры… и так до бесконечности).

Если из школы и университета большинство из нас, по большому счёту, может извлечь только одну единственную пользу, - научиться грамотной коммуникации , - то у самообразования совсем другое предназначение. Когда человек принимает решение самостоятельно что-либо изучить, - он априори на шаг впереди тех, кто даже не задумывается о том потенциале, который заложен в таком виде обучения.

Откуда у людей возникает желание что-то изучать самостоятельно? Конечно, существует уйма факторов, которые заставляют людей предпринимать такие шаги. И от этих факторов будет зависеть не только изучаемые предметы и дисциплины, но также и способы изучения данной сферы. Я хотел остановиться только на одной сфере, самой популярной и волнующей абсолютно всех: сфера зарабатывания денег.

Мы все живём в материальном мире. Все те красивые слова, которые мы слышим с телеэкранов, мол: “Да здравствует демократия! Мы все равны! У всех должны быть равные права! Голосуйте за меня и ваша жизнь станет лучше…”, - это всё сказки для тех, кто вообще не отображает действительности. Чтобы убедиться в том, что демократия - это завуалированный термин, за которым скрывается жесточайший , - просто оглянитесь вокруг, сидя в машине в час-пик. Почему одни товарищи сидят в Мерседесе за 7 млн рублей, другие в Ауди за 3 млн рублей, третьи в корейском авто за 700 тысяч, а все остальные вообще идут пешком к ближайшей станции метро? Всё это и называется ‘материальный мир’. За всё в этом мире нужно платить. Никакого равенства не существует и вряд ли вообще будет существовать. Идёт постоянная борьба за материальные ресурсы. Мы все хотим похвастаться на встрече выпускников перед бывшими одногруппниками новеньким Мерседесом (инстинкт доминирования от наших предков никуда не делся). Вот и возникает желание научиться зарабатывать больше, чем остальные. Желание-то возникает у всех. А конкретные действия по самостоятельному изучению данного вопроса предпринимают единицы.

Один из законов экономики гласит: спрос рождает предложение. Сказано - сделано! Раз у всех возникает желание научиться зарабатывать деньги, то на рынке появляются люди, которые пытаются (не искренне хотят помочь, а именно пытаются) удовлетворить данное желание. Они пишут толстенные книги, проводят онлайн вебинары, организовывают различные тренинги, семинары и курсы. Эти ‘коучеры’ множатся с невероятной скоростью. И у людей, которые хотят чему-то научиться, возникает резонный вопрос: “Кого выбрать? К кому пойти учиться? Вот этот мужчина прекрасно говорит и доходчиво объясняет. А вот тот утверждает, что разработал уникальную методику того, как 100 долларов превратить в 1 миллион… Хммм. Вот это дилемма! А может просто прочитать несколько книжек по данной тематике?…”

Первое и самое главное, перед тем как самостоятельно изучать новую для себя сферу (или новый предмет), - это выяснить желаемый конечный результат . Например, перед изучением психологии, я записал на бумагу следующее: “Зачем мне нужно изучать данную дисциплину? Что может быть интересного в этой психологии? Психология сможет помочь мне разобраться со своим нутром; я смогу понять, что побуждает меня к совершению тех или иных действий, когда я нахожусь за терминалом; я пойму, почему не дожидаюсь нужных сигналов и постоянно тороплюсь совершать сделки; узнаю, откуда берётся желание отбиться и почему включается тильт. Значит, как следствие всего этого, изучение психологии поможет мне остановиться ‘сливать’деньги”.

После того, как вы прописали в мельчайших подробностях все ‘плюсы’ от изучения новой сферы (новой дисциплины), ваш мозг будто ‘расцветает’. Непроизвольно включается энтузиазм, который побуждает к следующему шагу: выбрать способ обучения.

Итак, приведу несколько способов обучения, которые проверил лично на себе во многих сферах, включая сферу фондового рынка:

DVD видео-уроки
Настоящую пользу от данного способа обучения можно извлечь только в одном единственном случае - если автор умеет интересно преподносить информацию. Не имеет значения качество информации: она может быть эксклюзивной и действительно очень полезной. Но если автор видео-уроков пытается объяснять материал нудным и скучным голосом - никакого толку от обучения не будет. Уже давно доказано и проверенно на практике, что человеку важно не то, что ему говорят, ему важнее то, как ему это говорят (т.е каким тембром, с какой громкостью, с каким выражением, с кокой интонацией, насколько уверенно произносятся слова, даже специальные паузы перед важными фразами помогают легче уловить суть сказанного).

Поэтому, прежде чем покупать DVD, нужно обязательно просмотреть бесплатные видео-уроки данного автора. А бесплатные видео-уроки всегда есть, штук 5-10 (ведь нужно каким-то образом ‘завлечь жертву’). Если изначально человек не ‘вкладывает душу’, - экономит на микрофоне, говорит без эмоций, забывает слова и путается в терминах, - то в 90% случаев то же самое будет и в платном DVD. Итог известен заранее: вы будете огорчены от потраченных денег, и нелестным образом отзовётесь об авторе на всевозможных ресурсах.

Есть ещё один интересный момент с платными DVD: все новинки в той области, которую вы начали изучать, внедряются на западе. Соответственно, и обучающие DVD с эксклюзивным контентом появляются на английском языке. А на просторах СНГ аналоги, или просто копии с российским переводом, появляются спустя лишь несколько месяцев, когда данная не так сильно актуальна. Поэтому, чтобы быть в курсе действительно эксклюзивной и полезной информации - начните с изучения английского языка:-)

Книги
Какой бы предмет вы не захотели изучить, вы всегда сможете найти как минимум одну книгу по данной тематике. А на самом деле существует сотни, если не тысячи, различных учебных пособий в той или иной области. Как же выбрать достойную книгу, чтобы не тратить понапрасну кровные деньги, и, что гораздо важнее, драгоценное время на изучение написанного?

Есть только один проверенный метод - приобретать те книги, которые рекомендуют ваши друзья. Если ваши друзья не имеют привычки читать книги, то можно прислушаться к рекомендациям тех людей, с которыми у вас схожа жизненная философия (ваш любимый блогер, либо тот, кого вы считаете авторитетом в данной области). Не стесняйтесь спрашивать у людей про книги. Мы все любим рекомендовать друг другу по-настоящему достойных авторов.

Нужно упомянуть отличительную особенность данного способа обучения. На самом деле, это очень сложный вид обучения, потому что при чтении книг, мы заставляем наш мозг ‘работать’. А в природе сложилось таким образом, что организму ‘работающий’ мозг совсем не выгоден. В режиме ‘включено’ наш мозг начинает потребляет в 2 раза больше энергии. А зачем организму излишнее энергопотребление? Именно поэтому мозг любыми способами пытается ‘выключится’: появляется сонливость, возникает рассеянность, хочется пить и кушать. Как же интересно мы с вами устроены, правда? Вроде хочешь использовать потенциал мозга чуть больше обычного, ан нет, организм целенаправленно сопротивляется, чтобы ‘включенный’ мозг не потреблял много энергии.

И те люди, которые учатся только по книгам, не прибегая к посторонней помощи, в большинстве случаев превращаются в настоящих мастодонтов. Таких людей будет очень сложно сдвинуть с пьедестала почёта, потому что они научились справляться со своей физиологией, они через силу ‘включают’ свой мозг, даже если он сопротивляется изо всех сил.

Индивидуальное обучение
Самый сложный способ обучения в плане его реализации. Почти невозможно найти человека, который согласился бы искренне раскрыть все свои секреты незнакомому человеку (даже за деньги). Лично мне посчастливилось пройти индивидуальное обучение, не заплатив за это ни рубля.

Максимальный эффект от такого способа обучения возможен только в том случае, если ментор и ученик находятся на ‘одной волне’: у них одинаковая жизненная философия, одинаковые интересы, одинаковые вкусы и предпочтения. Эффект от такого взаимодействия просто сокрушительный: ментор структурирует весь свой опыт и улучшает таким образом свои навыки, а ученик максимально быстро и легко усваивает уроки.

К сожалению, почти все ‘коучеры’, осуществляющие индивидуальное обучение ставят перед собой цель ‘срубить бабла’. При таком подходе, вы и так прекрасно понимаете какого качества будет данное обучение. А если учесть, что индивидуальные уроки всегда дороже групповых, - то вы огорчитесь вдвойне.

Как понять намерения того, кто предлагает индивидуальное обучение? Всё просто: тот, кто предлагает такое обучение за деньги, изначально хочет заработать. А вот наши старшие товарищи, друзья и родственники такой целью не озадачены. Как я упоминал раньше, прокачанный навык коммуникации очень помогает в жизни, и особенно в данном вопросе. Если сумеете грамотно и без навязывания своих интересов попросить друзей, товарищей, родственников о помощи в изучении интересующей вас темы (в которой они уже добились успеха), - то, скорее всего, получите высококачественное индивидуальное обучение. Если у вас нет таких знакомых - меняйте своё окружение. Как это сделать? Знакомьтесь с новыми людьми. И опять всё упирается в прокачанный навык коммуникации, будь он не ладен:-)

Семинары/тренинги
Самый неоднозначный способ обучения. Пройдя обучение у одного и того же ‘коучера’, одни люди проклинают его, а другие люди готовы носить его на руках. Забавно ещё то, что те люди, которые изначально преклонялись перед ‘коучером’ во время семинара, через месяца 3-4 начинают его точно также проклинать из-за своих неутешительных результатов. А что вы хотели, дорогие друзья? Ничего личного, просто бизнес. Вы заплатили деньги, а кто письменно и с печатью на бланке гарантировал вам положительные результаты в долгосрочной перспективе?

Самая главная цель у любого семинара - это зарабатывание денег. Даже любой бесплатный семинар - это ПиаР своего платного семинара.

Вы можете подумать, что я против платных семинаров. Отнюдь нет. Мне очень нравится посещать такие мероприятия. Но, в отличие от большинства, моя главная задача от посещения семинара - это познакомиться как можно с большим количеством единомышленников. Я уверяю, что эти новые знакомства приносят гораздо больше пользы в долгосрочной перспективе, чем просто прослушивание лекций от ‘коучера’.

Я не тешу себя надеждами, что поле семинара стану миллиардером, и всё такое прочее. Но ведь у подавляющего большинства именно такая установка в голове! Вот и получается, что на таких людей воздействует магическая харизма лектора, и они искренне веруют в то, что ‘коучер’ данного семинара заинтересован в конечных результатах каждого ученика. Нет, нет, и ещё раз нет! ‘Коучер’ может быть заинтересован в конечном результате каждого ученика лишь в одном случае - если будет принимать оплату только после обучения, когда каждый ученик на практике докажет работоспособность преподаваемой методики. А таких способов оплаты за семинары я не встречал ни разу.
В реальном секторе существуют компании с такой бизнес-моделью, которые берут деньги за свои услугу после достижения желаемых результатов каждого клиента. И такой подход мне очень нравится. А теперь представьте, если то же самое внедрить, например, в сферу платных семинаров, посвящённых фондовому рынку. Да такой вид бизнеса, - платные семинары, - просто исчезнет в одно мгновение. Потому, что на таких семинарах рассказывают про графики и риск-менеджмент. На них не рассказывают самого главного - что деньги ‘сливаются’ не из-за графиков…. Те, кто меня читает с самого начала, уже давно знают из-за чего ‘сливаются’ деньги:-)

На самом деле, об этих платных семинарах и тренингах я могу написать ничуть не меньше, чем вы уже успели прочитать в данной статье. Наверно, я так и поступлю. Оставлю небольшую интригу (все ведь хотят узнать моё отношение к семинару АМГ), и в отдельной статье, в мельчайших подробностях, освещу свой опыт по данному вопросу.

Инвестирование в своё образование окупается с лихвой и приносит ощутимые дивиденды на протяжении всей оставшейся жизни. Но, как и любая другая , она может принести значительные убытки. Поэтому, отнеситесь грамотно к данному вопросу.

Кто-то скажет: “А зачем вообще платить за информацию? Книги и видеозаписи семинаров давно есть на торрентах абсолютно бесплатно!” Так уж устроена человеческая сущность, что мы ценим только то, за что заплачено. Я не буду утверждать, что нету людей, способных с полной ответственностью изучать и внедрять на практике то, что досталось им бесплатно. Конечно, такие есть. Но не думаю, что вы к ним относитесь. За всё в этой жизни нужно платить. Прежде, чем получить что-то значимое, нужно сначала отдать что-то значимое . Так устроена наша Вселенная. И даже ‘слитый’ депозит - это плата за обучение, это плата за приобретение бесценного опыта.

P.S. Я учусь у каждого, кто делится со мной своими мыслями. Если у кого-то из читателей есть желание высказать свое согласие или несогласие с моими тезисами, буду очень признателен.

Благодарю за внимание.
Макс Скочински.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш