Что означает приколотый цветок мака к одежде. Красный мак (символ)
Огненное море, на котором ветер рисует алые волны - поистине невероятной красоты зрелище, каждый год раскрашивающее поля Европы и Азии. В разные времена у различных народов этот простой, и в тоже время роскошный цветок был многогранным символом, который мог трактоваться по-разному в зависимости отобстоятельств - но чаще он всё же оставался двойственным, как и всё сущее во Вселенной.
О нём слагались мифы и легенды, его применяли в медицине и посвящали богам. «Слепой удар» и «слабая голова» - это тоже о маке, чей концентрированный запах вызывает мигрень, а цвет лепестков (особенно на солнце) застилает глаза. Однако мак, несмотря на стереотип «аленького цветочка», не обязательно красный - есть розовые, жёлтые, оранжевые, белые маки, а самый удивительный - синий - растёт в Гималаях.
Сегодня мак чаще всего ассоциируется с безграничной свободой, «свежим» настроением и бьющим через край оптимизмом - во многом благодаря различным печатным изданиям, часто публикующим фото жизнерадостных людей с охапкой красных цветов или в прыжке над маковой поляной - с заголовками вроде «Наконец-то в отпуск!», «Гармония души и тела» и так далее. А вот что думали о гипнотической красоте мака древние:
Древний Египет
Для египтян мак служил символом женской красоты, молодости и очарования. Местность под Фивами была устелена красными коврами цветов - крестьяне возделывали вид мака Рараver somniferum, который культивируется и в наши дни. Если высшие сословия и догадывались о наркотических свойствах макового сока, то простые люди использовали его как болеутоляющее лечебное снадобье. А ещё «маковым молоком» успокаивали плачущих детей, и давали пить маковую воду больным - чтобы воспалительные заболевания легче протекали во сне. Красота маков даже сделала их атрибутом египетских захоронений, и сегодня их находят в гробницах Позднего Царства.
Античные времена
Пожалуй, Эллада и Древний Рим были одними из наибольших почитателей маков. Как это принято в космогонической мифологии, легенд о происхождении цветка было сразу несколько. По одной из них, бог Сна воткнул в землю свой жезл, который пустил корни и превратился в красный цветок, навевающий сон. Другой миф рассказывает, что, узнав о смерти Адониса, богиня Венера долго и безутешно плакала - и каждая её слезинка, падающая на землю, расцветала маком. С тех пор лепестки этих цветов опадают так же легко, как слезы.
Ещё одна легенда повествует о том, что мак сотворил юный бог сна Гипнос, чтобы утешить Деметру. После того, как Аид похитил её дочь Персефону и увёл её в своё подземное царство, Богиня была в отчаянии и перестала заботиться о природе и растущих хлебах - тогда Гипнос напоил её маковым отваром, и она успокоилась. С тех пор богиню земли изображали с маком в руке, а её статуи украшали венками из алых цветов и хлебных колосьев. Часто Деметру (Цереру) ещё называли Меконой (от греческого mecon, makon - мак). Мак иногда появлялся и в описаниях самой Деметры - согласно мифу, её ежегодный уход в загробный мир заставлял Деметру печалиться - и наступала осень, а вместе с тем природа засыпала и на землю опускался покой.
Впоследствии мак стал эмблемой Гипноса - его представляли крылатым юношей с маковым венком, летающим на землёй, разливающим снотворный напиток и смыкающим веки смертных своим жезлом. Его силе не могли противится ни люди, ни боги - ни даже Громовержец-Зевс. Его брат, бог смерти Танатос, тоже носил маковый венок - разница была лишь в том, что его одеяния и крылья были чёрными, а навеваемый сон - более глубоким. Маки росли и в царстве сна Морфея.
В то же время, мак считался символом плодородия из-за большой всхожести его семян. Цветок посвящался всем лунным и ночным божествам, обобщённому понятию Великой Матери. Маковые головки возлагали у статуи богини супружества и плодородия Геры (Юноны), а цветами украшали её храм на острове Самос. Одежду молодожёнов оплетали маками, чтобы боги подарили им детей. Так же эллины верили, что маковые зёрна придают спортсменам силу и здоровье - поэтому их кормили «амброзией» из мёда, вина и семян.
В классической литаруре эти цветы появлялись не раз - к примеру, Гомер сравнивал недолговечный маковый цвет с погибшими на поле боя воинами. Однако эти цветы в то же время считались неким напоминанием о «цикличности» Вселенной, и несли обещание новой жизни (греки верили в μετεμψύχωσις - метемпсихоз, или реинкарнацию).
О лечебных свойствах растения так же писали Вергилий, Гиппократ, Диоскорид, Плиний, «отец ботаники» Теофраст - суть их трактатов сводилась к общеизвестному факту: то, что полезно в небольших дозах, в неумеренных может быть губительно.
Мак на Востоке
В персидской культуре алый цветок считался символом радости и вечной любви, а дикий полевой мак намекал на желание тайной интимной связи. Буддисты верили, что мак расцвёл после того, как ресницы засыпающего Будды коснулись земли.
В Китае мак ассоциировался с красотой, успехом, отдыхом и отстранённостью от суеты. Позже он так же стал эмблемой публичных домов и доступных женщин. А после «опиумной войны» первой половины 19 века, в которой Поднебесная проиграла Англии право на запрет ввоза опиума, курение макового наркотика стало столь массовым явлением, что цветок начал ассоциироваться с распадом и злом вообще.
Средние века
Христианство в своих мрачных и кровожадных традициях провозгласило мак символом приближения Страшного суда, напоминанием о страданиях Христа, а так же цветком невежества и безразличия. Маками украшались церкви в день Сошествия Святого Духа - «цветы ангелов» несли во время процессии маленькие дети, одетые херувимчиками, и рассыпали алые лепестки - следом полагалось шествовать священнику со Святыми дарами.
В 16 веке мир увидел трактат «Сок маковых семян» врача и ботаника Якоба Теодоруса - учёный предупреждал об опасности чрезмерного употребления семян растения и его производных.
Новое время
Существовало поверье, что на полях сражений растёт так много красных маков не случайно - якобы это кровь погибших солдат. Особенно правдоподобно это выглядело после Первой мировой войны во Фландрии, когда после захоронения убитых поля неожиданно заалели. Но всё объясняется довольно рационально: в состоянии покоя маковые семена могут лежать очень долго, и не обязательно всходить - но если если землю перекопать, цветы «оживают». Кроме того, впоследствии на таких полях ничего не выращивают и не пасут скот - поэтому плодородные маки быстро вытесняют отсюда другие растения. Это подтолкнуло нескольких поэтов написать облетевшие весь мир стихи, прочно связавшие в сознании людей мак и пролитую кровь. Так, канадский военный врач Джон Маккрей в 1915 году написал:
Всюду маки свечами печали горят
На войной опалённых фландрийских полях,
Между мрачных крестов, что рядами стоят,
В тех местах, где недавно закопан наш прах.
В то же время профессор Мойна Михаель догадалась превратить мак из «цветка привидений», которым пугали детей, в символ благотворительности: она продавала маки и все вырученные деньги отдавала на нужды ветеранов-инвалидов и пострадавших во время войны людей. Позже француженка мадам Гуерин занялась созданием искусственных маков, средства от продажи которых посвятила овдовевшим женщинам и детям-сиротам. Цветок остаётся эмблемой Британского королевского легиона. Сегодня мак стал общемировым символом Дня воспоминания (11 ноября), признания и благотворительности.
Цветок мака можно сравнить с бабочкой-однодневкой, такой же прекрасный, трепетный, яркий и также недолговечен. Весной, когда пробуждается все живое, распускается и цветок мака. Еще до того часа, как забрезжит солнце над горизонтом, лопаются тяжелые бутоны, тяжело покачивавшиеся на стебле, похожим на ощупь на бархат. Нежные алые лепестки, омытые предрассветной росой, появляются навстречу восходящему солнцу. Маковый цветок напоминает огненную чашу с угольком посередине. Зрелище незабываемое. Глядя на ковер цветущих маков, представляются мотыльки, порхающие на ветру, и создается впечатление, что в следующее мгновение они сорвутся и начнут подниматься в весеннее бесконечную синеву. Однако к вечеру следующего дня алые лепестки осыпаются, пора цветения закончилась.
Мак. Легенды о происхождении
Существует несколько легенд и , повествующих о появлении мака. Бог создал землю, моря и реки, леса и горы, животных и растения. Все были счастливы. Но ночной покров скрывал всю эту красоту. Ночь при помощи россыпи звезд пыталась открыть красоты мира и для своего времени, но усилия ее были тщетны. Тогда Бог решил осчастливить и Ночь. Он создал сон и сновидения. Оказались они желанными гостями вместе с приходом Ночи. Шли годы, в людях пробуждались и страсть, и жестокость. И однажды Сон не смог подступить к человеку, задумавшему убийство. Тогда Сон с чувством воткнул в землю свой волшебный усыпляющий жезл. И тот ожил, пустил корни, разросся, зазеленел и превратился в мак, сохранив свою силу вызывать грезы и сон.
Похожая легенда рассказывает о том, что мак подарила богиня Ночи Флора. Ночь попросила для себя у Флоры такое растение, чтобы люди, увидев его, начали любить ночь, такую одинокую и печальную. Тогда и появились маки. Стражником же им был назначен Морфей. Вокруг его жилища были густые заросли маковых цветов. Хранили они в себе легкие сны, которые с наступлением Ночи Морфей посылал людям.
Когда мак отцветал, появлялась коробочка, содержащая тысячи мелких семян. Коробочки лопались, и семена разлетались, падали на землю, давая жизнь новым растения. Поэтому приобрел мак значение плодородия и супружества. Он стал постоянным спутником Геры – богини земли и плодородия, а ее храм и статую, расположенные на острове Самос, украшали маковыми головками. Богиню жатвы Цереру также изображали с маком в руках, а статуи ее украшали венками, сплетенными из хлебных колосьев и украшенными маковыми цветами.
По мнению древних греков, цветок мака был создан богом сна Гипносом для богини Деметры. Уже очень долго Деметра искала свою дочь Персефону, которую увез в свое царство Аид. Без сна и отдыха, Деметра не могла уже помогать росту хлебов, начался голод. Тогда Гипнос дал Деметре макового настоя, чтобы она смогла поспать, отдохнуть и помочь возродить урожай.
Древние римляне считали мак выросшим из слез богини Венеры по умершему прекрасному возлюбленному Адонису. А по буддийской легенде, эти цветы выросли там, где ресницы засыпающего Будды коснулись земли.
Мак: значение и божества
Персефону, богиню подземного мира, изображали обвитой сплетенными маковыми цветами, вкладывая значение покоя в это растение.
Гипноса, бога сновидений, изображали в виде лежащего или сидящего юноши, который держал в руках маковые головки, или с венком на голове из них. О его силе усыпления говорили с придыханием. Ни смертные, ни боги, даже сам Зевс не мог ей сопротивляться. Гипнос нежно погружал в сон всех, кого касался своим жезлом или разливая из рога снотворных напиток.
Не обошел своим вниманием маковый цветок и бог Танатос. Изображался он в образе юноши с черными крыльями, в одеждах и с венком из маков на голове.
Снотворный или опийный сорт мака выращивают в производственных масштабах в некоторых странах. Из недозрелых маковых коробочек получают опиум, который является сырьем для изготовлений медицинских препаратов, а также, к сожалению, наркотиков, из-за чего во многих странах возделывать мак запрещено.
Мак нашел распространение на Востоке. И если до девятого века его знали лишь как пищевую добавку, то позднее это растение стали выращивать именно с целью получения опиума. Вредное и пагубное увлечение достигло таких размеров, что правительство, в частности, Китая, запретило выращивать мак и ввозить опиум.
Но семена мака нашли и совершенно безобидное применение – в кулинарии и кондитерской выпечке. Из семян этого растения изготовляют техническое масло.
Мак. Магическое значение
В гаданиях и магии мак следует применять с осторожностью. Не всегда результаты будут ожидаемыми и предсказуемыми. Однако широко применяют семена мака в любовной магии, в защите от неупокоившихся , в противодействии нечистой силе, защите домашнего скота от всяческих напастей. Активно использовали мак и в свадебных обрядах, и при рождении детей, и даже в предсказаниях будущего.
Мак служил оберегом от разной нечисти. Наши предки пользовались им против «ходячих покойников». Этот цветок опускали в гроб подозреваемому в знахарстве, посыпали вокруг могилы самоубийц, висельников и колдунов. Многочисленные маковые зернышки и заговор «Тогда в дом войдешь, когда этот мак соберешь» должны были спасти от поднявшегося «зомби». Во время похоронной процессии мак рассеивали по дороге до кладбища и бросали вслед гробу.
Практически с той же целью маком посыпали весь дом, идя по солнцу – это должно было уберечь дом от посещения вампира. По поверьям, пока нечистая сила не соберет множество рассыпанных маковых зернышек, она не сможет пройти дальше, и, соответственно, вреда не причинит. Однако для того, чтобы мак приобрел такие волшебные свойства, он должен быть освящен на день св. Маковия, то есть 1 августа.
Мак был призван защищать от дурного глаза и злого колдовство. У чехов и словаков была традиция осыпать угол, где роженица с новорожденным лежат. Также защитное значение мак имел в свадебных обрядах.
Мак был защитником людей и их скота от змей. Селяне в канун праздников раскладывали в доме мак, окуривали им хату, обсыпали скот – чтобы не приползала и не кусала.
В устном народном творчестве существует множество загадок, которые рассказывают о его свойствах:
- Мертвым в землю упал, живым из земли встал, красну шапку уронил и людей усыпил.
- Кину порохом, станет городом, Москвой, Литвой.
- Под одним колпаком семьсот казаков.
- Стрелочка-самоделочка, сама строится, сама делается, на стрелочке городок - семьсот воевод, тысяча бухар, полтораста татар.
Это растения люди использовали, чтобы заглянуть в будущее. Для этого проводился нехитрый обряд. Брали сухую маковую коробочку, проделывали в ней небольшую дырочку и удаляли семена. Затем на небольшом клочке бумаги цвета писался вопрос. Листочек с вопросом складывался и помещался в коробочку, которую ставили около кровати. На рассвете спящий получал ответ из пророческого сна.
В Германии на события наступающего года загадывали следующим образом: становились под Рождество в полночь на перекрестке двух дорог, в руках держали ступку, в которую насыпали мак, трижды ударяли в нее пестиком – и каким-то чудом слышали в этих звуках грядущие события.
Для мака было придумано множество заговоров, в том числе на начальника и на . Ведь бывает так, что несправедливо шеф придирается к работнику, в упор не желая видеть достоинств. Или же работник действительно серьезно провинился. Чтобы начальство сменило гнев на милость, следует сделать во что: подготавливают мак и мешочек из натуральной ткани, шепчутся маку слова заговора девять раз, а затем щепотка мака из мешочка подбрасывается начальнику на рабочее место. Если же требуется еще и на повышение по службе загадать, то подсыпают мак и в обувь, и в карман.Мак. Значение и суеверия
https://сайт/wp-content/uploads/2015/04/mk_1-150x150.jpg
Цветок мака можно сравнить с бабочкой-однодневкой, такой же прекрасный, трепетный, яркий и также недолговечен. Весной, когда пробуждается все живое, распускается и цветок мака. Еще до того часа, как забрезжит солнце над горизонтом, лопаются тяжелые зеленые бутоны, тяжело покачивавшиеся на стебле, похожим на ощупь на бархат. Нежные алые лепестки, омытые предрассветной росой, появляются навстречу восходящему солнцу....
С самых древнейших времен существовали три символа, которыми люди украшали самые древние, самые архаичные свои храмы и священную утварь -- это виноградная гроздь или листья винограда (символ вина), листья или шишечки хмеля (пиво) и прекрасный цветок мака (символ сна и смерти). Древние греки считали мак атрибутом не только бога сна (Гипноса), но и бога смерти (Танатоса). Известно, что приготовленное из мака снотворное зелье имелось уже у древних египтян, которые пользовались им как лекарством и для этого возделывали даже близ города Фив тот же самый вид мака (Рараver somniferum), который возделываем и мы. Наркотических свойств сока мака древние не знали и употребляли его лишь в качестве болеутоляющего лечебного средства. В наше время целительные свойства мака отступили, не выдержав конкуренции с синтетическими анальгетиками. И на первый план выступил смертельно опасный сок этого цветка, опиум, источник героина, морфина и других опаснейших наркотиков. Но цветок ни в чем не виноват. Виноваты люди, потерявшие чувство меры, не ощущающие грани между жизнью и смертью, а иногда и просто некрофилы, поклонники Танатоса...
Кому приходилось бывать на юге России и видеть хлебные поля, усеянные, как огоньками, бесчисленными ярко-красными цветами мака, тот, без сомнения, согласится со мной, что это одна из прелестнейших сельских картин, какую можно себе только представить. Не мудрено поэтому, что мак-самосейка (Papaver rhoeas), как называют в науке этот вид мака, привлекал к себе уже в древности внимание человека.
Уже древнегреческие девушки полюбили его яркие цветы, обрывали их атласные лепестки и, положив их на образованный согнутыми большим и указательным пальцами левой руки круг, ударяли по нему изо всей силы ладонью. Удар сопровождался более или менее громким шумом, лепесток разрывался, и по силе треска молодые гречанки определяли, как сильно влюблен в них их возлюбленный. Игра эта называлась у них игрой в любовь, а самый выдававший сердечную тайну цветок носил название dylephilon -- любовного шпиона.
От древних греков игра эта перешла сначала к древним римлянам, а от них к итальянцам, у которых существует и до сих пор. Отголоски ее сохранились также и в Германии, где мак поэтому часто называют розой-хлопушкой (Klatschrose) и где игра эта также всюду практикуется, но только потеряла уже свое гадательное значение и служит лишь забавой для детей.
Еще более эта игра изменилась во Франции. Здесь дети играют маковыми цветами, не столько употребляя их лепестки в качестве хлопушек, сколько делая из них куколок. Чтобы сделать такую куколку, лепестки мака отгибают книзу и связывают травинкой. Тогда коробочка (головка) мака представляет собой как бы головку и тело куколки, а отвернутые лепестки -- ее платьице. Куколку эту называют обыкновенно enfant du choeur, то есть мальчиком, прислуживающим в римско-католической церкви за обедней, так как платье у этих мальчиков бывает большею частью красное.
Другое применение в детских забавах имеют цветы мака во Франции еще в игре, носящей название «петушок или курочка?», где требуется разгадать: содержит ли в себе нераспустившийся еще бутон мака белые или красные лепестки. Если лепестки белые -- значит, курочка, если красные -- петушок. Отгадать это довольно трудно, так как, по не объясненной еще причине, лепестки в этих бутонах бывают почему-то вначале иногда белые, хотя впоследствии все становятся одинаково красными.
Кроме этих детских забав цветы мака в юго-западных католических странах употребляются для украшения церквей в день Сошествия Св. Духа. Особенно это практикуется во многих местностях Прованса, где маленькие дети, одетые ангелочками идут в этот день в процессии перед священником, несущим Св. дары, и усыпают маковыми цветами его путь.
От этого, вероятно, цветы мака в Провансе носят еще название цветов ангелов.
У нас, в России, хотя цветы мака и не имеют особого значения в церковных празднествах, но купола церковные носят часто название золотых маковок, а Москва за многочисленность своих храмов в старину сопровождалась даже постоянно народным эпитетом «золотые маковки». Здесь, конечно, название маковок относится более к верхней части головы, которую мы обыкновенно называем «макушкой, маковой»; тем не менее некоторая, вытекающая из сходства маковой головки с нашей головой символика наблюдается и во многих русских поговорках и песнях.
Малороссы, например, так говорят: «Головка, як макивка, а в ней и разуму, як наклано»; или в одной малороссийской песне поется:
«Убыв брата родного,
А шурина вирного,
Покатилась голова
Так, як макивочка».
Символика эта, впрочем, существовала уже и у древних греков, которые называли мак «kodeion», а человеческую голову -- «kodeia», и особенно у древних римлян, у которых Нума вместо приносившихся в прежнее время в жертву Юпитеру человеческих голов стал приносить маковые головки. То же самое случилось и со зверским умилостивительным жертвоприношением детскик головок богине Мании -- призрачному существу, имевшему будто влияние на жизнь детей. Юнием Брутом детские головы были заменены здесь головками чеснока и мака.
Нельзя также обойти молчанием и известный в истории Древнего Рима рассказ о взятии города вольсков -- Габий. Это было в 515 году до н. э., в царствование Тарквиния Гордого. Будучи не в состоянии взять этот город ни голодом, ни приступом, Тарквиний придумал хитрость. Старший сын его, Секст, притворившись, что отец, рассердясь, прогнал его от себя, бежал к габийцам и обещал им помочь в борьбе с римлянами. Добродушные и доверчивые габийцы не только поверили этой сказке, но даже имели неосторожность поручить ему начальство над всеми своими войсками. Тогда, заручившись властью, Секст послал тайком к Тарквинию верного своего раба узнать, что ему дальше делать, как поступать? Когда посланный Секста явился, Тарквиний был в саду. Вместо того, чтобы ответить на предложенные ему сыном вопросы, он начал быстро ходить по саду и сшибать бывшей у него в руках тросточкой самые высокие головки мака, которым были засажены некоторые клумбы его сада. Возвратясь к Сексту без всякого ответа, раб рассказал ему только то, что видел. Но Сексту этого было вполне достаточно. Он понял, что отец, сшибая самые высокие головки мака, хотел этим сказать, что Секст должен обезглавить или умертвить всех начальников габийцев. Секст поступил так, и город был взят. Таким образом, и здесь маковые головки явились символом человеческих голов.
Укажем еще, что маковые цветы играли некоторую роль и у древнеиталийских народов (этрусков, пелазгов и др.). По словам Отто Брунфельса, они приготовляли из мака разные снадобья и делали из его красных лепестков платье своему богу ада -- Дису, или Оркусу, отчего мак получил даже особое латинское название «0rci tunica», то есть одежда Оркуса. Не от этого ли древнего, обычая сохранился и у нас обычай одевать на сцене дьявола, а за ним и Мефистофеля в ярко-красного цвета плащ?
Переходя опять к Малороссии, скажем, что мак в малороссийских песнях является часто еще символом красоты и молодости.
Снотворное действие мака
Значение мака как украшающего растения в народных обрядах велико, но гораздо большее значение он имеет в народных поверьях и обрядах, как растение, обладающее снотворным действием.
Уже самое его латинское название «papaver», обозначающее в переводе на русский язык настоящая (vera) детская кашка (papa), указывает на знакомство древних с этим действием, так как в древности уже практиковался обычай, который, к прискорбию, и у нас еще практикуется старыми няньками и некоторыми кормилицами -- усыплять беспокойных маленьких детей, подбавляя в молоко и вообще в их пищу маковые зерна.
О том, насколько вреден этот способ успокоения детей, нечего и говорить, и всякая любящая мать должна строго следить за кормилицей и нянькой, чтобы они не осмеливались этого делать, так как иначе ребенок может превратиться в идиота или, по меньшей мере, у него может появиться дрожание суставов или паралич. В Англии, в графстве Суссекс был даже случай, что кормилица, желая успокоить не дававшего ей по ночам спать ребенка, дала ему столько макового сиропа, что бедняжка погрузился в такой сон, что более не проснулся, несмотря на всевозможные усилия врачей.
В прежнее время, конечно, об этом вредном действии маковых зерен и не подозревали, а видели в маке только благодетельное, ниспосланное Провидением средство, что яснее всего видно из следующей, сложившейся в средние века поэтической легенды о происхождении мака.
Легенда о появлении мака
Дело было первой весной -- той весной, когда Господь создавал и тварей, и растения. По Его мановению цветок возникал за цветком, тварь за тварью. Вся земля была ими уже покрыта. Всюду царили радость и согласие. Животные и люди жили друг с другом в полнейшем мире, и с утра до вечера только и раздавалось ликование. Одно лишь существо не разделяло всеобщей радости, всеобщего счастья и печально бродило по молодой земле -- это была ночь. И потому бродила она так печально, что каждое существо на земле имело свою подругу, а она одна лишь оставалась одинокой. К тому же она чувствовала еще, что была единственным существом на земле, к которому остальные приближались с неохотою. Ибо как она ни старалась при помощи звезд, светящихся жучков и других источников света рассеять свой глубокий мрак, все-таки скрывала слишком много красот природы от очарованных глаз новосозданных тварей и тем невольно отталкивала всех от себя. И когда восходящее солнце, озаряя своими чудными лучами, приводило всех в восторг и вызывало всеобщее ликование, она еще тяжелее чувствовала свое одиночество, и еще тяжелее являлось для нее ее собственное существование. Будучи от природы доброй и любвеобильной, она искала ответ на свою любовь и, не встречая ее, окутывала свою главу в густую вуаль, чтобы проливать в уединении горькие слезы...
Горе это наконец заметили цветы и старались всячески смягчить его и доставить ей, по мере своих слабых сил, возможно большую радость. Но что могли бедняжки предложить ей в утешение, кроме своих чудных красок и своего упоительного благоухания? И вот многие из них стали задерживать свой запах днем и испускать его только ночью. И хотя это утешение было, конечно, ничтожно, но ночь чувствовала себя все-таки уже несколько менее одинокой: разносившийся всюду чудный запах показывал ей, что есть-таки существа, которые сочувствуют ей и хотят утешить ее в тяжелом горе.
Однако утешение это было недостаточным, и ночь, в конце концов, вне себя от горя бросилась к подножию трона Всевышнего и обратилась к Нему с мольбой:
«Всесильный Боже, Ты видишь, как все созданные Тобой существа счастливы и как я одна только брожу без радости, одинокая и никем не любимая на земле, не имея даже существа, которому бы могла поведать свое горе. Светлый день бежит от меня, как я ни стремлюсь к нему всей душой, и так же, как и он, отворачиваются от меня и все остальные существа... Сжалься же, Всевышний, надо мной, несчастной, умерь мою скорбь, создай мне товарища, дай мне верного друга и спутника жизни!»
Господь улыбнулся, услышав мольбу ночи и, сжалившись над ней, создал сон и дал ей его в товарищи. Ночь с восторгом приняла этого дорогого друга в свои объятия, и с тех пор началась для нее новая жизнь. Теперь она не только не чувствовала себя более одинокой, но всюду ее встречали с радостью, так как постоянно сопровождающий ее благодетельный сон является любимцем всех живых существ на земле и ожидается с нетерпением как успокоение и отдохновение. Вскоре к ней присоединились еще новые милые существа: дети ночи и сна -- сновидения и грезы. Вместе с ночью и сном разлетались они по всей земле и делались всюду такими же желанными гостями, как и их родители.
Не прошло, однако, много времени, как люди, бывшие вначале простодушными и чистосердечными, изменились. Страсти в них пробудились, и в душе их становилось все мрачнее и мрачнее. А так как дети в дурном обществе легко портятся, то и здесь случилось то же: некоторые сновидения, придя в близкое соприкосновение со злыми людьми, сделались легкомысленными, обманчивыми и недружелюбными. Сон заметил эту перемену в своих детях и хотел было от себя их прогнать, но сестры и братья заступились за них и стали просить его: «Оставь нам провинившихся братьев и сестер, они не так уж скверны, как кажутся; мы обещаем тебе общими силами исправлять их, как только они будут сбиваться с пути». Отец ответил на просьбу детей согласием, и в их сообществе остались и тяжелые, мрачные сновидения, которые, однако, удивительным образом, как показал дальнейший опыт, держатся почти всегда только злых людей, которые как будто их к себе привлекают.
Между тем человечество становилось все хуже и хуже, и жизнь его делалась все тяжелее и тяжелее. Однажды один из совсем испортившихся людей лежал среди чудной ночи на благоухавшем чудными ароматами лугу. Сон и грезы подступили к нему, но грехи его мешали им подойти. В душе его зародилась страшная мысль -- убить своего родного брата. Напрасно брызгал на него сон своим волшебным жезлом капли успокоения, напрасно убаюкивали его своими пестрыми картинками грезы -- несчастный все более и более уклонялся от их благодетельного влияния. Тогда сон созвал своих детей и сказал: «Если так, то улетим от него, дети, -- он недостоин наших даров!» -- и они улетели.
Однако такая небывалая неудача сильно раздражила сон, и, отлетев на далекое расстояние от непокорившегося его влиянию человека, он долго никак не мог успокоиться; особенно же он никак не хотел простить своему волшебному жезлу выказанное им бессилие и в гневе, наконец, воткнул его в землю. Кружившиеся же тем временем вокруг него грезы, играя, увешали этот жезл теми легкими, воздушными, пестрыми образами, которые они хотели навеять на несчастного оттолкнувшего их от себя человека.
Все это видела ночь. Она поняла ошибку сна и, сжалившись над ни в чем не повинным жезлом, вдохнула в него жизнь, чтобы он мог пустить корни. И жезл, сохранив в себе вызывающую сон силу, зазеленел и превратился в растение, а покрывавшие его дары грез превратились в красивые, разнообразно изрезанные листья. Растением этим и был мак».
Версия легенды о появлении мака Паоло Мантегацци
Иначе рассказывает легенду о происхождении мака в своих сказках Паоло Мантегацци. По его словам, дело было так:
«Однажды Господь сошел на Землю, чтобы узнать, довольна ли она той жизнью, которую Он некогда на нее насадил, и нет ли среди живущих на ней существ обиженных? Земля встретила его с радостью, но указала Ему на несколько явлений, удручающих всех тварей и все растения: во-первых, на необходимость поедать друг друга, вследствие чего вся Земля является как бы громадной бойней, где травоядные пожирают растения, плотоядные -- травоядных, а человек -- всех и все, будучи в свою очередь уничтожаем, как бы в насмешку, мельчайшими из всех существ -- микробами; во-вторых, на смерть, безжалостно уничтожавшую на Земле все, что ни есть дорогого, разрушающую все самые дивные планы и уносящую счастье высшего из созданных на Земле существ -- человека, который, несмотря на данный ему высокий разум, приравнивается к самым низшим, глупым и лишенным чувств созданиям; и, наконец, в третьих -- на самое ужасное -- на те бесчисленные страдания и на то страшное горе, которые рассеяны всюду на Земле.
На одного веселого и довольного приходятся сотни несчастных; в ответ на одно ликование раздаются сотни рыданий. В страданиях появляется человек на свет и в страданиях, окруженный опечаленными и плачущими, умирает. Да и те немногие, которые могут считать себя счастливыми, вкушая чашу радости, находят скрытым в ней страх перед смертью, а страх -- не то же ли страдание?
На первые два указания Господь ответил, что уничтожение существ друг другом и смерть являются необходимым законом усовершенствования и что населяющие Землю существа не в состоянии постигнуть их только по своей близорукости и ограниченности своего разума. Все существа мира, начиная от малейших и до громаднейших, от слабейших и до сильнейших, от глупейших и до умнейших, -- только органы, только клеточки одного громадного организма. Они обмениваются друг с другом соками и силами, так что один помогает другому, в одно и то же время и беря и отдавая. Смерть же есть только отдохновение усталых и утомленных и колыбель вновь возникающей жизни.
Что касается до третьего указания Земли, то Господь, тяжело вздохнув, глубоко задумался над ним. Однако не изменил Своего прежнего решения и только сказал: «Твоя правда, Земля, на тебе слишком много горя, но Я вложил в человека искру Моего всемогущества, и он в продолжение тех многих тысячелетий, которые ему предстоит еще просуществовать, научится, как это горе преодолевать и как от него излечиваться. Он желал быть свободным, так пусть же и несет теперь все последствия этой желанной для него свободы».
Но, Господи, -- возразила Ему тогда Земля, -- прежде чем настанет этот отдаленный день исцеления, окажи же человеку хоть какую-нибудь помощь; дай ему хоть какое-нибудь средство успокоения, чтобы боль не была так тягостна, продолжительна и смертоносна!
Тогда Господь подумал еще немного и дал Земле крошечные зернышки и приказал разбросать их на возделанных полях и вдоль дорог, по которым ходит человек.
Земля разбросала их -- и вырос наш мак, который распускает с этих пор свои пестрые, яркие цветы среди хлебных полей, на дорогах и на лугах, где отдыхает человек. Как яркий огонек, блестит он среди желтых хлебных колосьев и зеленеющих растений и приглашает человека сорвать его и воспользоваться целебными болеутоляющими свойствами.
И так успокаивает с тех пор это чудодейственное растение душевные страдания, утишает телесные боли и делает жизнь более сносной...»
Таковы сказания о происхождении мака, возникшие в более близкие к нам времена. Но со снотворным действием макового сока были знакомы, как мы видели, и древние греки, и потому и у них сложилась уже о происхождении мака своя легенда, и у них он играл немаловажную роль в обрядах и обычаях. Они верили, что он вырос из слез Венеры, которые она проливала, узнав о смерти своего дорогого Адониса, и считали его необходимым атрибутом бога сна -- Гипноса и его родного брата, бога смерти -- Танатоса. Вследствие этого бог сна изображался у них всегда в виде лежащего или сидящего юноши или ангела с опущенными крыльями, несущего в руках маковые головки. Иногда венком из маковых головок была украшена и его голова. Бога же смерти изображали также в виде юноши с венком из мака, но с черными крыльями, в черном одеянии и гасящего опрокинутый горящий факел.
Точно так же и богиня ночи всегда представлялась у древних обвитой гирляндами маковых цветов -- как символ спускающегося на землю в эта время покоя-отдохновения, а равно и бог сновидений -- Морфей, даже жилище которого -- царство сна -- представлялось в их фантазии засаженным маковыми растениями.
Овидий в своих прелестных «Метаморфозах» описывает это жилище так:
«Вход в жилище засажен маковыми цветами и множеством трав, доставляющих ночи усыпляющие соки, которые потом она разносит по всему погруженному во мрак миру... Здесь-то вокруг (Морфея) в тысячах различных видов покоятся там и сям легкие сны, столь же многочисленные, как колосья хлебных полей, как листья в лесах или как песчинки, которые море выбрасывает на берег».
«Когда Морфей, -- говорили древние римляне, -- хочет кого-либо усыпить или навеять на него приятные грезы, то он прикасается к нему только маковым цветком».
Мак был посвящен также богине жатвы -- Церере, так как он рос всегда среди хлебных злаков, которым она и покровительствовала в память о том, что Юпитер дал ей маковых зерен, чтобы доставить ей сон и успокоение от душевных страданий, когда она оплакивала свою похищенную богом ада Плутоном любимую дочь Прозерпину. Из его цветов вместе с хлебными колосьями плели венки, которыми украшали затем ее статуи; цветы подносили ей во время жертвоприношений и торжественных служб и считали мак вообще столь приятным для этой богини растением, что и самую богиню величали нередко «Меконой», от греческого названия мака -- mekon, makon. Отсюда, по всей вероятности, произошло и его название «мак». На статуях Церера изображалась всегда с маком в руке.
Наконец, с маком же изображалась и богиня ночного неба -- Персефона, разливающая по всей земле сон.
Во всех этих случаях, исключая разве богиню Цереру, мак являлся символом снотворного действия и олицетворял собой сон, а иногда даже и смерть... Кто был первым, подметившим снотворное действие мака, и кто был первым, начавшим добывать сок из этого растения, -- достоверно не известно. Известно только, что приготовленное из мака снотворное зелье имелось уже у древних египтян, которые пользовались им как лекарством и для этого возделывали даже близ города Фив тот же самый вид мака (Рараver somniferum), который возделываем и мы; известно также, что древние греки ознакомились с его снотворным действием только за 416 лет до н. э.; что у древних римлян пользование этим маковым зельем было уже очень распространено и что сок этот, наконец, уже в древности делился на два сорта: опиум (opos -- по-гречески сок) и мекониум.
Заметить, впрочем, усыпляющее действие мака было нетрудно -- всякий мак, как известно, издает довольно сильный одуряющий запах, от которого можно даже заснуть. Вследствие этого в Германии сложилось поверье, будто тот, кто заснет в маковом поле, заболевает сонной болезнью. Рассказ о поверье этом мы находим в прекрасном стихотворении известного немецкого поэта Уланда: «Мне передавали как предостережение, что заснувшего в маковом поле приносили домой погруженного в глубокий, тяжелый сон и что, проснувшись, он сохранял следы как бы легкого сумасшествия: родных и близких он принимал за призраков».
Другой же немецкий поэт, Б. Сигизмунд, так описывает запах, издаваемый маком. «Сладко благоухание фиалки, чуден запах розы, горяч, как пряное вино, аромат гвоздики, ты же издаешь одуряющий запах, подобный водам реки Леты, уничтожающим воспоминания прожитой жизни».
Курительного значения опиума древние греки и римляне не знали и употребляли его лишь, как и наши современные врачи, в качестве болеутоляющего и усыпительного средства, причем нередко случалось, что от чересчур большой дозы этого лекарства больной умирал.
Но особенно часто стали пользоваться опиумом в качестве лекарства в средние века. В это время Карл Великий в своих капитуляриях приказал даже, чтобы мак возделывался в каждом крестьянском саду и чтобы при платеже податей от каждого двора вносилось по четверику мака. Вследствие этого случаи отравления участились, и притом настолько, что известный средневековый врач Табернемонтанус нашел даже нужным написать целую книгу под заглавием «Magsamensaft» («Сок маковых семян»), где он, указывая на опасность чрезмерного употребления этого наркотического средства, советовал употреблять его лишь в крайних случаях и упрекал врачей в том, что, увлекаясь быстрой целительностью этого средства, они не думают о страшных последствиях, которые грозят их пациентам.
Опиум продолжает употребляться в медицине и в наше время, но уже более в виде полученного из него химического алкалоида -- морфия, открытого в 1804 году ганноверским аптекарем Сертюрнером. Морфий впрыскивают под кожу, чем достигают успокоения самых страшных, мучительных болей. Но и чрезмерное злоупотребление этим средством ведет, как известно, к не менее гибельным последствиям, как и злоупотребление опиумом. Увлекающиеся его благодетельным болеутоляющим действием больные начинают так часто его впрыскивать себе, что в конце концов не в состоянии более обойтись без него, ждут его впрыскивания, как горькие пьяницы -- водки. Таких увлекающихся морфием людей называют морфиноманами. Результат получается, конечно, самый плачевный. Не говоря уже о серо-зеленом цвете лица, которым эти люди отличаются, их тело покрывается страшными нарывами, умственные их способности постепенно ослабевают и помрачаются, и они умирают, превратившись в полуидиотов. Тем не менее целебное действие этого средства во многих страшных болезнях человечества так чудодейственно, так благодетельно, что нельзя не назвать его божественным целителем и успокоителем всех страждущих душой и телом больных.
Опиум обладает еще одним полезным в некоторых случаях свойством -- утешать голод, практическое приложение этого мы встречаем у мусульман во время их строгого поста, известного под названием «рамадан». Переходя теперь к описанию другого употребления опиума -- курения, надо сказать, что обычай этот также возник прежде всего в странах мусульманских, и главным образом в Аравии. Курение это являлось как бы заменой запрещенного в этих странах по закону Магомета употребления вина и вообще всяких спиртных напитков. И вот тут-то можно справедливо сказать, что если дьявол был заменен Вельзевулом, точно также и опиум, прозванный магометанами «маш Алла», т.е. даром Господним, на самом деле по своим гибельным последствиям во много раз хуже всякого вина. Курение его за короткое время разрушает здоровье и превращает миллионы людей в полуидиотов и рабов своей страсти.
Чтобы понять весь ужас этого страшного яда для интеллекта, надо прочесть стихотворения двух известных английских поэтов -- Кольриджа и де Кинсе, попавших во власть этого демонического снадобья, прочесть о той страшной борьбе, которую они вели, чтобы избавиться от его власти, и всех тех мучениях, которые они испытывали от постепенного разрушения их здоровья.
Первоначально приготовлением опиума для курения занимались Турция и частично Аравия, но потом главным центром его фабрикации сделалась Индия, где коммерческие люди, англичане, поняв всю громадную выгоду торговли этим ядом, стали разводить его в громадном количестве для вывоза в магометанские страны и особенно в Китай, жители которого, вкусив сладости этого курения, увлеклись им чуть не поголовно Это было незадолго до 1740 года, в правление президента Веллера и полковника Уатсона, имена которых могут «прославиться» в истории введением этой позорнейшей из торговлей после торговли рабами.
Для бедного люда были устроены всюду специальные курильни, называемые англичанами опиумными лавочками. Они были волей-неволей разрешены китайским правительством после проигранной позорнейшей опиумной войны против англичан, когда правительство Китая, находя курение опиума гибельным для своего народа, хотело было запретить его ввоз. Англичане победили, и китайцам пришлось покориться.
Отличительным признаком такой курильни служил приклеенный у ее входа желтый листок бумаги, служащий для фильтрации опиума. Это и вывеска, и приглашение зайти. Внутренность курильни имеет нечто отталкивающее.
«Представьте себе, -- рассказывает Рамбоссон, -- темный, мрачный, сырой, расположенный почти в земле сарай, двери которого заперты, а окна закрыты плотно запирающимися ставнями и единственным освещением которого являются еле мерцающие лампочки для раскуривания опиума. Всюду расставлены переносные постели, покрытые циновками и сделанными из соломы половиками, предназначенными служить для тех курильщиков, которым, для того чтобы предаваться своим грезам, требуется горизонтальное положение. Входя сюда, вы задыхаетесь от едкого, раздражающего горло дыма опиума». В такой курильне можно всегда встретить десятки курильщиков со стоящими перед ними чашками чая. Одни, с помутневшими глазами и блуждающим взором, кажется, живут в совершенно ином мире, другие, наоборот, отличаются удивительной болтливостью и находятся как бы под влиянием страшного раздражения.
Лица их болезненные, бледные; глаза впалые, окруженные синяками; язык путается, ноги едва двигаются и подкашиваются, как у пьяных. Одни лежат, утоляя время от времени жажду чаем; другие еще кое-как передвигаются, размахивая руками и крича.
Если побыть некоторое время в такой курильне, то можно видеть, как мало-помалу все погружаются в глубокий сон, длящийся, смотря по количеству выкуренного опиума и натуре курильщика, от 2 до 12 часов и сопровождающийся разнообразными сновидениями, смотря опять-таки по натуре и настроению курящего.
Пробуждение от такого сна обыкновенно очень тяжелое: голова, как свинцовая, язык побелевший и опухший, отсутствие аппетита и боль во всем теле.
И вот, как пьяницы чувствуют необходимость опохмелиться, так и курильщики опиума -- необходимость нового возбуждения нервов при помощи курения опиума. Он снова закуривает свою трубку и снова проделывает то же самое. И так без конца, как страдающий запоем алкоголик.
В конце концов им овладевает или сумасшедший, как в белой горячке, бред, делающий его настолько опасным, что, например, на острове Яве голландские власти должны были издать указ умерщвлять такого рода опасных для общества курильщиков, или же его поражает паралич и вообще все те страшные последствия, в которых мы сообщали, говоря о морфинистах.
Китайское правительство постоянно боролось, хотя доход, приносимый государству курением, очень велик, так как налог взимается с каждой трубки в курильнях. Покойные богдыхан и богдыханша принимали самые энергичные меры, чтобы победить это зло. Китайские прогрессисты устраивали публичные чтения, писали и ставили пьесы для народа, где в мрачных красках изображали вред опиума и жалкий конец тех людей, которые увлекаются опиумом...
А между тем как красиво, как очаровательно выглядит цветущее поле этого яда! Особенно в Китае. «Я не мог оторвать глаз, -- говорит один видевший такое поле путешественник, --от моря чудных цветов, ярких, как огненные точки, нежно-розовых, бледно-лиловых, нежно-белых. Никогда в России я не видал такого разнообразия оттенков в цветах мака и никогда у нас эти цветы не бывают так велики и пышны. Я смотрел, и мне казалось, что каждый цветок дышит, живет, смеется. Набежал горячий ветерок -- цветы заволновались и выпрямились опять». И когда он, очарованный таким зрелищем, продолжал смотреть на это прелестное поле, вдруг представилось ему другое зрелище -- неприглядная обстановка китайской народной курильни с широкими лавками и бедно одетыми, чуть не в рубищах, лежащими на них людьми...
Всем сказанным, однако, не ограничивается еще роль мака в жизни человеческой. Древние народы обратили внимание и на его чрезвычайную плодовитость, и потому он служил у них даже символом плодородия. Поэтому он являлся постоянным атрибутом Геры (Юноны), богини плодородия и супружества, храм и статуя которой на острове Самосе были всегда украшены маковыми головками; и богини жатвы Цереры. Кроме того, с маком изображался Меркурий, который всегда держал его в левой руке.
Иногда также количество зерен в маковой головке служило олицетворением целого города, то есть плодородие мака было символом города, чему, заметим, немало, быть может, способствовала и сама форма маковой коробочки, вырезы которой у верхушки имеют некоторое сходство с зубчатыми стенами древних городов.
Не знаю, сохранилось ли такое символическое значение плодородия за маком в средние века, но в наше время во многих местностях Германии существует обычай, который является некоторым образом его отголоском, -- это обычай сыпать в башмаки новобрачной маковые зерна как пожелание, чтобы она не была бездетна. Отголоски этого обычая встречаются и в наших великорусских, а равно и в белорусских, малороссийских загадках и песнях, где мак нередко является отражением понятия о материнстве. Так, мак часто загадывают таким образом: «Стоиць полка, а у тэй полки сямьсот воевод», или «Пид одним ковпаком 700 казаков». Находящееся здесь число семьсот встречается также нередко в наших свадебных песнях, где им выражается число бояр или сватов, а в некоторых случаях и вся родня.
Кроме того, у нас мак или, лучше сказать, маковое зерно является еще символом всего мельчайшего, незначительного, а собирание мака представляется символом невозможности чего-либо выполнить или вообще громадного затруднения. Так, например, голодный, желая показать степень голода, говорит: «У меня с самого утра ни маковой росинки во рту не было»; или, желая выразить что-либо невыполнимое, что трудно даже сосчитать, говорит: «Как маком усыпано» (усеяно), или «Мак-маком» (мелко, часто, густо).
Немаловажную роль мак играл в языческих религиозных обрядах наших предков. Отголоском таких обрядов является известная малороссийская игра «Мак», представляющая собой обряд посева нашими предками мака или, лучше сказать, вообще всех огородных овощей, их дальнейшего произрастания и, наконец, созревания. Этот обряд являлся чем-то вроде языческого заклинания, имеющего целью получить благоприятные результаты посева мака и других овощей. Игра эта производится так. Девочки, взявшись за руки, составляют круг, в середине которого одна из играющих садится на землю. Хоровод ходит кругом и поет: «Соловейчку - спадку, спадку (трескун)! Чы бував же ты в садку, в садку? Чы выдав же ты, як мак сиют? Ой, так-так сиют мак!» При этом или весь хор, или только одна сидящая девочка показывает жестом, как сеют мак. Потом, обратясь к сидящей, спрашивают ее: «Пора ли сеять мак?» «Я уже посеяла», -- отвечает сидящая. Хоровод снова поет: «Ой, на гори мак» и т. д. Затем спрашивают: «Ты зийшов (взошел), мак?» И, получив утвердительный ответ, опять поют. Наконец, когда на вопрос «поспел ли мак» получают ответ «да, поспел!», все составляющие хоровод девочки бросаются к сидящей со словами «дай мачку, дай мачку!», но она от них убегает.
В числе сохранившихся у нас старинных языческих обрядов, связанных с маком, надо указать еще на свадебный обычай села Михалкова Минской губернии Мозырского уезда «дзелиць кашу» вечером на следующий день после брачной ночи. Старшая тетка жениха (как рассказывает г-н Дикарев) подносит каждому на тарелке кашу, приговаривая: «Обсылайе князь княгиню кашею, да не так кашею, як покракою». При раздаче каши поют:
«А колы каша з медом,
То оддадзим медведзим;
А колы з маком, Оддадзим собакам;
А колы з сытою, Док возьмем з собою».
Затем выносят из избы стол и ставят его перед порогом; на этом столе ставят водку и закуску и гуляют до поздней ночи.
Обряд этот заимствован, по-видимому, у греков. Для объяснения этой преемственности необходимо вспомнить, что греческая богиня луны Артемида в некоторых областях Греции изображалась медведицей, Эринии (фурии), богини мести, назывались адскими собаками, а Геката (богиня луны в аду), властвовавшая над Эриниями, называлась также по-гречески kion -- собака. Упоминаемый в песне мед наравне с вином входит у греков в состав возлияний богам в честь умерших; принесение же его в жертву Артемиде связано с ней по созвучию слова mel -- мед с ее прозвищем melena -- темная.
Заметим, кстати, что древние греки имели обыкновение приносить в.жертву своим богам таких животных и такие растения, название которых имело созвучие с именем или прозвищем богов или вообще имело к ним какое-либо отношение.
Одно из таких жертвоприношений мака матери Афродите отразилось и в нашем малороссийском обычае призывать Долю (Dole по-гречески «обманщица» -- одно из прозвищ Афродиты) 24 ноября, в день Св. Екатерины. Девушки, собравшись в какую-нибудь хату, варят кашу из пшена и мака и поочередно лазят на ворота, приговаривая: «Доля, ходы до нас вечеряты!» Обряд этот, по словам Дикарева, соответствует греческой «гекатиной» вечере, которую выставляли на перекрестке трех дорог, да и самое празднование памяти Св. Екатерины совпадает с временем греческих празднеств в честь Гекаты.
Другим оригинальным малороссийским обычаем, также имеющим, по-видимому, отношение к древнегреческим, является обсыпание маком таких мест, где желают парализовать действие ведьм. Такое обсыпание совершается и поныне, и еще недавно в одной из станиц Кубанской области один казак, выйдя рано поутру на свой двор, заметил на снегу рассыпанный мак и следы женских ног. По примерке следы пришлись к ногам соседки, и она была привлечена к суду.
Народные обычаи и поверья
Мак, употребляемый против ведьм, должен быть дикий (мак-самосейка) и освящен на св. Маковия, то есть в день мучеников Маккавеев, 1 августа. Если маком обсыпать дом, то можно быть уверенным, что это защитит его от всяких хитростей и наваждений ведьм.
Переходя теперь к Западной Европе, мы должны сказать, что и здесь, кроме приведенного уже обычая всыпать мак в башмаки новобрачной, существует еще немало других обычаев и поверий, связанных с маком.
Так, в Германии говорят: если в полночь под Рождество стать на перекрестке двух дорог со ступкой, в которую насыпать мак, и три раза ударить в нее пестиком, то в раздающихся глухих звуках можно узнать о событиях наступающего года.
В Познани в рождественский сочельник приготовляют из мака, молока и хлебных сухарей клецки и едят их, так как существует поверье, что это приносит счастье хозяйству на целый год. Обычай этот так распространен среди местных крестьян, что в этот вечер нет деревенского дома, где бы не подавалось это кушанье вместе с жареными гусем и свининой. В Нидерзейдлице по этому поводу сложилась даже поговорка: «Сколько клецок, столько и гусят» (подразумевается, будет в следующем году).
Мак является в Германии еще и средством для заклинания, и в Тюрингии существует сказание, будто благодаря такому заклинанию с маком погибли известные некогда богатые, процветающие там золотоносные россыпи. Предание это говорит, будто мать одного рудокопа этих россыпей, невинно обвиненного в краже золота и казненного за это, наполнила полкружки маковыми зернами и, отправившись к самому богатому золотом месту, высыпала эти зерна. Высыпая их, она с проклятием пожелала, чтобы все россыпи погибли и оставались без обработки столько лет, сколько было маковых зерен в сосуде. И тотчас же, говорит предание, горные потоки затопили всю местность, и так долго процветавшее горное дело погибло навсегда.
В заключение укажем еще на интересное поверье, существующее во многих местностях Германии, будто мак растет всегда в обилии на полях битв. Главным основанием этого народного поверья послужила, конечно, красно-кровавая окраска его цветов. Но на самом деле обилие здесь мака легко объясняется тем, что на этих полях обыкновенно не пускают пастись скот, вследствие чего мак имеет больше времени для вызревания и, рассевая ежегодно многочисленные семена, со временем чуть не сплошь покрывает эти поля своими ярко-красными цветами. Народ, однако, уверен, что это не цветы, это кровь убитых, которая поднимается из земли и, превратившись в кровавые цветы мака, просит живых молиться об упокоении грешных душ погибших.
Отсюда же, быть может, происходит также и распространенное во Фландрии и Брабанте запугивание детей: не ходить на поля мака, так как цветы его высасывают кровь, а с другой стороны, и даваемое им здесь название csprokelloem» -- «цветы привидений».
Нечто подобное встречаем мы и в следующем интересном кавказском предании.
Случилось это, как рассказывают местные жители, еще в то доброе старое время, когда пророк Магомет являлся правоверным, наставляя их на путь истины и добра.
Жили в одной сакле в Кабарде брат с сестрой. Брат живой, веселый, а сестра задумчивая, грустная. Брат, влюбившись в красавицу, жившую в соседнем ауле, решил жениться на ней, увез ее оттуда и привез домой. Сестра встретила ее приветливо, ласково, и стали они вместе жить, но не сошлись характерами. Скоро возненавидела красавица сестру, стала лить по целым дням слезы и объявила наконец мужу, что вместе с ней на свете жить не может. Брат старался всячески уладить дело, убеждал жену, что сестра -- милый, хороший человек, что она искренно любит ее, но все напрасно. Красавица твердила одно: «Убей меня или ее. Ненавижу ее, пока она живет, дышать свободно не могу...»
Любил брат сестру, но любовь к жене оказалась сильнее.
Мучился, мучился, думал, думал и, наконец, разбудив однажды ночью сестру, повел ее на опушку леса и убил. Упала со стоном бедная, обливая кровью землю, не произнеся слова обиды. Тут только понял брат, что сделал. Душа его проснулась, ужас охватил его, с криком бросился он в лес и начал метаться, как безумный. Бегал, бегал и, наконец, разбитый усталостью, изнеможенный упал ничком на землю. Долго лежал он, не зная, был ли то день, была ли то ночь, пока не предстал перед ним какой-то святой старец.
Увидев святого человека, убийца исповедался перед ним в своем страшном грехе и, припав к его ногам, молил помочь освободить его душу от тяжких страданий.
Старец, подумав, сказал: «Грех твой велик, муки нестерпимы, и одно может искупить их -- это огненное страдание. Ступай и сделай, что я тебе велю».
Обрадованный брат понял и поспешил исполнить приказание. Набрал сухих листьев, мху, сучьев, обломков дерева, снес их в одно место, сложил костер, взошел на него, поджег и сгорел в нем дотла. Остались одни только обгорелые кости. Прошла осень, прошла зима, наступило теплое время, и, когда вся земля покрылась ярким ковром зелени и цветов, на месте костра вырос длинный, как бы простирающий к небу листья, стебель конопли, а на опушке леса, на земле, смоченной кровью сестры, заалел крупный красивый мак.
Платья и вышиванки с маками очень популярны среди женщин. Некоторые наотрез отказываются носить одежду с геометрическим орнаментом, предпочитая исключительно вышивку гладью, в том числе и маки. А задумывались ли вы когда-нибудь, что символизируют эти цветы? Ведь наши предки никогда ничего не вышивали на одежде просто так. Каждый орнамент или цветок имел глубокое символическое значение. Сегодня поговорим о красных маках, украшающих детские и .
Прежде чем перейти к символическому значению маков в Украине, давайте немножко поговорим о том, что означал этот цветок в разное время у разных народов мира.
Древний Египет
Маковый цветок египтяне воспринимали как символ женской молодости и красоты. Столица Верхнего Египта - Фивы - была плотно устелена маковыми полями. Этот цветок также использовали в медицине: настойку из цветов давали пить больным, чтобы снять воспаление, и детям, чтобы те перестали плакать. В гробницы фараонов обязательно клали огромные охапки свежесорванных маков - египтяне верили, что в потустороннем мире воскресший обретет вечную молодость и красоту.
Античность
В Древней Греции и Риме было очень много мифов, связанных с маками. Самым романтичным из всех является миф о том, что римская богиня любви Венера, узнав о смерти своего возлюбленного Адониса, проплакала несколько дней и ночей подряд. Каждая ее слезинка, падавшая на землю, расцветала в виде макового цветка. Именно с тех пор маковые листочки опадают также легко, как и женские слезы.
Греки отождествляли маки с богом сна Гипносом. Его представляли молодым юношой с маковым венком на голове, который летает по всему миру и разливает на землю снотворное зелье. Древние греки, в отличие от египтян, уже знали о наркотическом действии маковых зерен.
Из-за высокой всхожести семян мак считался символом плодородия. У статуи богини Геры молодожены возлагали маковые головки, прося таким образом пополнения в семействе. Гомер впервые сравнил цветение маков с погибшими на поле воинами.
Гипнос и девушка, опяненная маковым зельем
Восток
Буддисты считали, что маковая головка расцвела после того, как коснулись земли ресницы засыпающего пророка Будды. В Персии этот цветок считался символом радости и любви, а полевой мак - страстного желания, интимной связи и плотских утех. Китайцы отождествляли мак с успехом, отдыхом, уединением. Позже эти цветы стали символом продажных женщин и публичных домов. В начале 2000-х годов одному из украинских танцевальных коллективов, выступающих в Китае с гастролями пришлось сменить название из “Красный мак” на “Красный цветок” во избежания двусмысленности. А после двух “опиумных войн” в Стране Восходящего Солнца мак и вовсе стал ассоциироваться со злом, агрессией и смертью.
Средневековье
Христиане провозгласили мак символом приближения Страшного Суда и напоминанием о страданиях Иисуса Христа. В Праздник Сошествия Святого Духа церкви украшались маковыми цветами. Врач и ботаник Якоб Теодорус в 16 веке опубликовал трактат “Сок маковых семян”, в котором предупреждал об опасности употребления маковых зерен.
Новое время
После Первой мировой войны маки стали символично считать кровью солдат, погибших на поле боя. После захоронения убитых во Фландрии, несколько лет пустовавшие поля зацвели сотнями тысяч красных маков. Сегодня во всем мире мак считается символом памяти о погибших солдатах во времена Первой и Второй мировой войны.
Маки, как символ памяти по погибшим солдатам
Символика маков в Украине
У наших предков было два любимых растения - калина и мак. Украинцы связывали значение мака с молодостью и красотой. Если цветы калины вышивали на рубашках для старших женщин, то маками украшали незамужних девчат. Мак также считался символом рода, так как в его головке помещается семьсот, семьсот две или семьсот три зернышка. Именно благодаря идеи плодородия мак часто использовали как обрядовый атрибут в семейных и календарных праздниках.
Вышивальщицы особенно любили изображать маковые цветы на женских рубашках. Их также часто сочетали с другим популярным в Украине цветком - васильками. Красные маки на белом или черном полотне смотрятся очень ярко, празднично, женственно и нарядно, поэтому не зря сегодня девушки стремятся с маками.
Как видим, символизм маков в разные времена и у разных народов пережил много значений, порой противоречивых друг другу. Но все же, давайте будем солидарны с нашими предками, которые считали красные маки символов молодости, женственности и красоты. сайт желает каждой девушки цвести так же ярко и красиво, как маковые поля.
Человеку всегда хочется сделать свою жизнь лучше. И даже в том случае, если объективно у него все в порядке. Что ж, такова людская натура! И не стоит мешать в этом стремлении. Существенно помочь в этом деле сможет Фен шуй. Это учение способно сделать жизнь любого человека гармоничнее и лучше. И для этого у него есть множество средств.
Например, почему бы не воспользоваться флористическими ? Одним из наиболее значимых в этом смысле является мак, который вместе с пионом считается королем всех цветов и растений. Каковы же его значения? И для какой категории людей он будет полезен? Все это должен знать каждый, кому нравится следовать Фен шую.
Значение мака по Фен шуй
Надо отметить, что у мака есть несколько значений, в каждом из которых любой человек сможет найти что-то полезное для себя.
Однако главный смысл и значение, которые заключены в маке по Фен шуй, кроются в его благоприятном воздействии на любовную сферу жизни.
Об этом интересно узнать подробнее.
Поможет растение и разобраться в запутанных и сложных отношениях, где партнеры не могут найти общий язык или потеряли тонкую связь между двумя душами. Для этого лучше всего держать изображение мака возле кровати.
Кстати, особенно хорошо мак воздействует на представительниц прекрасного пола. Считается, что он даже помогает забеременеть тем, у кого это не получалось на протяжении долгого времени. С этой целью девушка может, например, начать вышивать картину крестиком, на который будет изображен ярко-красный мак.
А есть ли иные характеристики и свойства у этого прекрасного и такого пленительного цветка?
Дополнительные характеристики мака по Фен шуй
Привлечение успеха в карьере – это еще одно уникальное и отличительное свойство и значение мака. Он, как никто, способен посодействовать успешности на любом поприще и на любой службе. Особенно сильно благоволит растение тем, кто занимается собственным делом. Оно поможет минимизировать все риски, увеличив тем самым шансы на процветание бизнеса. Деловым людям стоит выращивать этот цветок у себя на даче, держать фото в полке или на столе.
На что еще способны маки? Они обладают довольно-таки сильной энергией, чем охотно делятся с человеком. Благодаря ему можно обрести уверенность в себе, стать более целеустремленным, успешным, коммуникабельным и энергичным. В большой степени это поможет людям с низкой самооценкой, которые привыкли плыть по течению. Сложно поверить, но они, благодаря макам, меняются за очень короткий промежуток, переживая положительные метаморфозы.