Анализ причин и реалистический сценарий Чернобыльской аварии (16 фото). Экология души человека - спасение человечества Духовно нравственные причины чернобыльской трагедии

От покаяния к воскресению России

Доклад у частника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции на конференции «Национальная система ценностей как залог процветания России», проходившей в рамках XIX Международных Рождественских чтений.

«Вера исцеляет, так как открывает возможность Богу совершить чудо».

«Будущее народа - в сохранении национального самосознания».

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Молитва ко Господу Иисусу Христу о жертвах Чернобыльской катастрофы

Господи Иисусе Христе, Боже наш!

Призри на всех, пострадавших от ядерной катастрофы в Чернобыле, не дай им остаться без крова и надежды на будущую жизнь, даруй им мужество и веру в Твою всесильную помощь.

Огради, Господи, грядущие поколения от тяжких болезней и уродств, защити младенцев, во чреве материнском сущих.

Всем же, неисцелимо больным, в тоске смертной отходящим из мира сего, прощение и оставление грехов и прегрешений даруй и Ангелов Твоих пошли, приемлющих души их.

Очисти, Господи, десницею Твоею землю, воздух и воды от губительных последствий случившейся беды.

Защити нас молитвами Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы, святых, в земли Белорусской просиявших, и всех святых. Аминь.

«Чернобыльская молитва» - о жертвах Чернобыльской катастрофы родилась в душе и устах священника Сергия Кашевника, который служит в Московской епархии в приходе под Москвой. Эта глубоко прочувствованная молитва появилась не в муках творчества, а по вдохновению. Отец Сергий имеет медицинское образование. В прошлом - врач, работавший на «скорой помощи», он принял священнический сан. Мы начинаем и заканчиваем этой молитвой все мероприятия, посвященные решению чернобыльских проблем.

«Когда звучит эта молитва, народ молится с особенно глубоким чувством, вниманием и сосредоточением», - говорит Высокопреосвященнейший Филарет, митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси.

«Последствия аварии на Чернобыльской АЭС продолжают оставаться

актуальными для многих тысяч жителей России - как проживающих на

радиоактивно загрязненных территориях, так и непосредственно

участвовавших в работах на разрушенном блоке станции. Вопросы

социальной защиты этих людей постоянно находятся в фокусе внимания

государственных органов».

Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

С.К.Шойгу.

По всей видимости, министр оговорился, назвав катастрофу планетарного масштаба аварией. А вопросы социальной защиты ликвидаторов находятся не только в фокусе внимания государственных органов, но и в фокусе внимания социальной деятельности Русской Православной Церкви.

Чернобыльская АЭС к середине 80-х годов XX века была лучшей в системе Минэнерго СССР. На станции сверхплановые киловатты, переходящие знамена, ордена, слава! В.П. Брюханов, директор Чернобыльской АЭС, вернулся из Москвы с XXVII съезда КПСС, на котором был делегатом, на него ушло представление в Москву на Героя Социалистического труда. Всё это оказалось не критерием благополучного положения дел на станции, а наоборот, сначала мишурой, мифом, а потом - преступлением перед страной и человечеством, планетой Земля.

В 2011 году весь мир отметит 25-ю годовщину атомной катастрофы на Чернобыльской АЭС, произошедшей 26 апреля 1986 года на территории Украинской ССР (ныне - Украина). С 1993 года в России этот день отмечается как «День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах». В декабре 2003 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций провозгласила 26 апреля «Днем памяти жертв радиационных аварий и катастроф».

Практически всю Европу, Украину, Белоруссию и Россию накрыло радиоактивное покрывало. Выброс на электростанции, по мнению ученых, только по цезию-137 был эквивалентен мощности 400-500 атомных бомб, сброшенных на Хиросиму, а по спектру радиоактивных элементов не имеет аналогов. Атмосферный выброс составил 500 миллионов кюри (в Кыштыме Челябинской области в 1957 году было два миллиона кюри). Суперсовременные радиоуправляемые механизмы, выполняющие работы по устранению завалов, не выдерживали высочайшего уровня радиации и выходили из-под контроля. Работали, вдыхая смерть, только ликвидаторы. Из 600000 (тысяч) человек - ликвидаторов - более 80000 (тысяч!) ушло от нас из-за последствий облучения... Статистика - вещь упрямая и приходится говорить о том, что продолжительность жизни ликвидаторов около 47 лет. Да и жизнь эта полна скорбей и болезней, подчас неизлечимых. При этом постоянно растет число инвалидов Чернобыля, и, соответственно, продолжительность жизни ликвидаторов будет неуклонно сокращаться. Миллионы человек продолжают проживать на зараженных территориях.

О Чернобыльских язвах на теле России можно говорить долго. Необходимо говорить! Срывая голосовые связки! Но данные о масштабах катастрофы приходится вытаскивать из власти буквально клещами. Например, территориальные размеры высокого радиоактивного фона. Как стало известно только через три года на парламентских слушаниях в Верховном Совете СССР, он был зафиксирован не только нашими ближайшими соседями - в Польше, Румынии, Норвегии, Финляндии, Швеции, но также - подумать только! - в Бразилии, Японии, Австралии и других странах.

В парламентском комитете по экологии бывший председатель Госкомгидромета СССР Ю.А.Израэль показал небольшую секретную книжечку, в которой было зафиксировано направление ветра. По нему можно было проследить не только по дням, но и по часам, куда пошли радиоактивные облака. Например, за сутки радиоактивный «дым» достиг берегов Дании. Ужасающие сценарии с его участием в то же время, когда чернобыльская радиация огибала уже земной шар, принимало Политбюро в приложении к совершенно секретному постановлению ЦК КПСС «О плане пропагандистских мероприятий в связи с годовщиной аварии на Чернобыльской АЭС (протокол №46, п.46 гс, 10 апреля 1987г.) Всё-всё суперсекретно!

Уже после распада СССР стало официально известно, что в результате катастрофы на ЧАЭС радиоактивному загрязнению в России подверглось 19 ее субъектов с населением около 30 миллионов человек. Сюда вошли среди прочих, территории Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой, Ленинградской, Нижегородской, Пензенской, Рязанской, Тамбовской, Орловской, Калужской, Тульской и Ульяновской области, Мордовии и Чувашии. И никто за прошедшие уже десятилетия до сих пор так и не ответил ни перед обманутыми людьми, ни перед законом за это преступное замалчивание.

Чернобыльская беда отбрасывает столь зловещую и поистине апокалиптическую тень, что мысль невольно обращается к метафизическому, духовному видению ее причин.

Весь этот планетарный экологический Армагеддон - прямое следствие не столько экологической безграмотности, сколько духовной деградации обезверившегося человека. И здесь Господь по милости попустил бедствие. Чтобы люди пришли в чувство! Но произошло то, что страшнее самой катастрофы - люди привыкли к ней! Сжились с ней!!! Время притупило чувство страха смерти и ужаса, предчувствия личной и вселенской катастрофы. Божественная педагогика не была вознаграждена массовым обращением к Богу и покаянием. Пафос Чернобыля так и остался уделом собраний и митингов, все мы не приняли эту беду в свое сердце, не осознали как глас Божий!

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 11 сентября 2009 года на церемонии открытия памятника ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС, установленного недалеко от Спасского Староярмарочного собора Нижнего Новгорода, сказал:

«Замечательно, что в этот день мы имеем возможность вспомнить тех, кто отдал свою жизнь за жизнь других людей. Это произошло не во время войны, это произошло в мирное время.

Способность жертвовать собой - это высшее проявление любви по Евангельскому слову. Тому, кто поступает так, прощаются все грехи. Его Бог сразу принимает в свое Небесное Царство. Это подобно предсмертному Крещению, которое омывает грехи согрешившего. Есть какая-то внутренняя пружина, которая двигает человеком; и эта пружина не связана ни с его образованием, ни с его положением - она связана с его воспитанием. Каков он, каким он сложился? Какие ценности и идеалы заложены в его душу? Православная Церковь всегда стремилась воспитать человека в сознании необходимости жертвовать собой ради других, ради благополучия окружающего мира.

Вот для того, чтобы мы могли в условиях свободной конкуренции, соревновательности оставаться людьми, сохранять добрые отношения друг с другом, мы должны помнить о том, что совершили, в том числе, и чернобыльские ликвидаторы.

На примере святых, которые всегда были способны жертвовать собой, воспитывалась вся Русь, воспитывалась Россия.

Мы воздаем сегодня память тем, кто погиб. Ни одна жертва не бывает напрасной. Всякая жертва есть жертва Богу. И всякая жертва несет в себе колоссальный потенциал духовного воздействия на людей. Царство Небесное всем, кто душу свою отдал за други своя».

На примере святых, которые всегда были способны жертвовать собой, воспитывалась вся Русь, воспитывалась Россия. Вот одна из ведущих, основных составляющих национальной системы ценностей! Вот залог процветания России! И чернобыльские ликвидаторы, идущие на смерть земную, своим подвигом подтверждают это правило.

Невольно приходят в голову слова ликвидатора Владимира Шовкошитного, президента Международного Союза «Чернобыль»:

Взметнулся в небо столб огня.

И взрыв разбрызгал блока глыбу,

Застыла в ужасе Земля,

Бедой поднятая на дыбу...

Огонь и мрак - невидим враг.

До смерти шаг - потом бессмертье.

Ни перестрелок, ни атак,

Но жить лишь так - ценою смерти!

Из глубин душевных вырываются слова и вместе с ними слезы плача о горе Чернобыля. Воистину горька полынь! Горькой оказалась и участь людей, столкнувшихся с этой бедой: и в первый ее огненный день, и в последующие дни, когда вступили они в единоборство с демонической стихией; и поныне опаляет она все живое мертвящим излучением, приводя нам на память египетские казни.

Академик Валерий Легасов, руководивший локализацией аварии на ЧАЭС, так отозвался об этой трагедии: «Мне тогда и в голову не приходило, что мы движемся навстречу Событию, которое, видимо, войдет в историю человечества Навечно... к этому Событию планетарного масштаба...»

Кто виноват в сей трагедии? Кто не досмотрел, кто растерялся, кто скрыл происшедшее, недооценив сокрытой опасности?

Наверное, повинны многие, если не все. Повинно в сем грехе всё поколение атомного века; повинно перед Творцом, ибо не исполнил человек заповедь Божию об обладании, владении и хранении земли, но вторгся во святая святых. Экологическая проблема - это тоже проблема греха, нераскаянного греха. В Книге Откровения сказано: «И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить...и погубить губивших землю» (Откр. 11,18). То хищническое отношение к земле, которое бытует в современном обществе, не выдерживает библейской критики. Священное Писание научает нас именно береженому отношению к плодородному слою. Но мы не учимся!!!

«Есть в нашем времени нечто общее со временем первых христиан», - сказал на одной из своих проповедей оптинский схиигумен Илий. И это общее не только в том, что XX век, как и первый, восстал на Христа, обагрив землю кровью мучеников. Общее есть и в ином - сегодня мало тех, кто впитал в себя веру с молоком матери. Многие поздно пришли к Богу, и обрели его порой на краю погибели, испытав уже измученной душой весь ужас жизни без Бога и безумие богоборчества.

Во все времена потрясений ветхих и новых эпох всегда звучал голос пророков, призывающий свой народ к покаянию.

Покайтесь, очиститесь душой, возлюбите друг друга до самопожертвования - призывает нас Христос!

А ведь призывы к покаянию в последние десятилетия были!!!

· 1981 год - Епископа Нектария (Концевича) - в слове перед прославлением святых царственных мучеников и всех святых новомучеников и исповедников Российский в РПЦЗ на Всезарубежном съезде русской молодежи в Сан-Франциско.

· 1993 год - Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Св.Синода - в послании к 75-летию убиения Императора Николая II и Его Семьи.

· 1995 год - Митрополита Иоанна (Снычева) - в книге «Русь Соборная».

· 1996 год - Епископа Вениамина (Пушкаря) - в книге «Сила русского народа».

· 1998 год - Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Св.Синода - во Втором Послании к 80-летию убиения Императора Николая II и Его Семьи.

· Святогорских старцев: иверского иеросхимонаха Максимоса, иеросхимонаха Иоакима (скит Нила Мироточивого), схимонаха Григория (Кавсокаливия) - в изречениях о чудотворной иконе святых царственных мучеников.

· 1999 год - Архипастырей Русской Православной Церкви - в посланиях Собору православных мирян «Всенародное Покаяние» и участников Собора - в выступлениях.

· 2000 год - Святогорского иеромонаха Ефрема (Каруля) - в слове к военным в Чеченской республике со Св. Горы Афон.

· Редакционная статья о чине покаяния в газете «Православная Русь».

· 2003 год - Редакционная статья «Клятва верности русского народа» в Иваново-Вознесенской газете «Царский Путь».

· Врача В.К. Невяровича - в книге «Благословенно Царство».

· В книге «Монастырь в честь Святых Царственных Страстотерпцев» под общей редакцией Архиепископа Екатеринбургского Викентия.

· Старца архимандрита Кирилла (Павлова) - в беседе с духовными чадами.

Вновь и вновь необходим призыв к покаянию!!! Чтобы через всенародное покаяние был дан русскому народу дух видения, дух разумения всех уловок врагов Христовых и России.

Пресса и радио пестрят сообщениями о том, как широко разливается по нашей земле мутный поток беззакония, какие ужасающие размеры принимает нравственное одичание общества, какие низменные пороки и страсти свирепствуют среди людей века сего! И это несмотря на то, что после атомной катастрофы под Чернобылем прошло четверть века, 25 лет!!! О том, что каждый может стать ее жертвой сегодня, завтра или через несколько лет, знает у нас стар и млад. Но где же экология души? Где покаяние? Кругом тотальный духовный Чернобыль.

По свидетельству Священного Писания, есть мера терпения Божия, когда беззакония человека или человеческого сообщества «превосходят главу его». Так не устояли города Содом и Гоморра, в которых не обрелось и десяти праведников. Но не истребился народ Божий с лица земли во времена пророка Илии, потому что было в нем семь тысяч неведомых пророку человек, сохранивших веру в Истинного Бога! И сегодня каждый из нас должен жить, как если бы он был одним из последних, который может спасти свой город, свой народ подвигом веры и личного благочестия. Какое число исполним мы? Число погибели или спасения? Решение этого вопроса -личный удел каждого.

«Господи, даждь нам слезы и память смертную, и умиление», -ежевечернее молимся мы, отходя ко сну. И вот эта «память смертная», готовность в любой миг предстать перед Господом и дать ответ о соделанном за все годы жизни и за тот час, когда застал тебя Господь, именно эта личная память каждого из нас жизненно важна для всего человеческого сообщества.

Ни для кого не секрет, что человек приходит к Богу через скорби. Сытому, довольному, богатому и здоровому Господь совершенно без надобности. И тогда является милосердие Божие, и Господь начинает заниматься человеком, не дает ему погибнуть в своем сытом неверии. Бог обращается к нам и говорит языком обстоятельств, мы же отвечаем Ему языком поступков.

«Выход из любого кризиса лежит на путях духовного возрождения». Это фраза из послания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в связи с 90-летием мученической смерти Царской Семьи.

Грех содеянный и нераскаянный производит отчаяние, а отчаяние порождает окаменение сердца, поражает совесть и чувства. Возникает желание оправдать себя, и отсюда тот горький вопрос, который приходится слышать на каждом шагу: «За что Бог нас так наказал?».

К сожалению, «Чернобыль» чаще видится как катаклизм внешний, жестоко и незаслуженно обрушившийся на нас, ниспосланный, а не попущенный свыше. Люди никак не хотят признать своей вины, не соглашаются в своей свободной воле увидеть подлинную причину всех страшных бедствий и скорбей и, в конце концов, повторяют грех праотца Адама, который по слову преподобного Симеона Нового Богослова «не захотел сказать согрешил», а сказал противное тому и поставил виновником преступления своего Бога.... говоря Ему: жена, которую ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел; а за ним она сложила вину на змия; и не восхотели они совсем раскаяться и, падши пред Господом Богом, просить у него прощения».

Но кто поможет нашим людям сбросить гнетущие оковы уныния и безысходности? Никто не сделает этого лучше христиан!

Если будет биться в нашей груди настоящее христианское сердце, то поймут люди учение Церкви о том, что огненными испытаниями попаляет и очищает Господь грех, который служит началом всех скорбей и бедствий, которым подвергается, вообще человечество, подвергаются человеческие общества, подвергается каждый человек в частности. Понятным станет для них и светлый жизненный оптимизм христианина.

Не дерзости осуждения и злопамятства ждет Творец от нас, расслабленных духом, душой и телом, но дерзновения веры и дел.

По вине человека тварный мир покорился беспорядку и смерти после грехопадения и от человека ждет своего избавления. А это значит, что любое, даже самое малое нарушение духовно-нравственного порядка, установленного Богом, которое Церковь называет грехом, неизбежно вызывает хаотические изменения, потрясения в окружающем нас чувственном материальном мире.

Архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан предложил отметить в 2011 году 25-ю годовщину чернобыльской катастрофы на всей канонической территории Московского патриархата. Это способствовало бы утверждению «авторитета нашей Матери-Русской церкви, и особенно в странах, непосредственно пострадавших от чернобыльской катастрофы», - пишет Владыка в обращении к главе Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, митрополиту Волоколамскому Илариону. По словам иерарха, проведение актов памяти жертв Чернобыля способствовало бы и «воскрешению соборной памяти об общей исторической судьбе не только восточнославянских народов, но и всего русского мира - духовного наследия великого князя Владимира и множества подвижников Святой Руси - мира, включающего в себя православные народы Молдовы и всего русского зарубежья».

Позади 25 лет, четверть века почти полного молчания о подвиге ликвидаторов, и практически полного молчания о духовных причинах атомной катастрофы под Чернобылем. Ни потомки наши, ни история нам этого не простят. И, если мы не извлечем серьезных уроков, последующие испытания будут куда более суровыми. Таковы непреложные духовные законы бытия.

В связи с вышесказанным дерзну предложить следующее:

1) В ближайшее (на усмотрение священноначалия и Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества) время организовать круглый стол на тему: «Чернобыльской катастрофе 25 лет. Что дальше?» с приглашением представителей Союза «Чернобыль России», уведомив об этом Президента Союза «Чернобыль России» и председателя организационного комитета по проведению в 2011 году мероприятий в связи с 25-летием катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также представителей МЧС России, на которых возложено организационно-техническое обеспечение деятельности комитета;

2) Создать Церковно-общественный Совет на тему: «Противодействие экологической угрозе России» с выбором руководящих органов из числа представителей духовенства и мирян с председательствующим (сопредседательствующим) архиереем;

3) В рамках ХХ-х Международных Рождественских чтений в 2012 году в направлении «Церковь и общество» создать самостоятельную секцию «Экология и человек (Человек на планете Земля)»;

4) Организовать Чернобыльские экологические образовательные чтения под началом Русской Православной Церкви;

5) Принять к сведению и вдумчиво оценить программу проведения церковно-общественных памятных мероприятий к 25-летию Чернобыльской атомной трагедии в 2011 году, предложенную в своем обращении к председателю ОВЦС МП митрополиту Илариону (Алфееву) архиепископом Ионафаном (Елецких);

6) Начиная с 26 апреля 2011 года - совершение заупокойных богослужений (Божественных Литургий) во всех храмах Русской Православной Церкви по погибшим ликвидаторам последствий Чернобыльской катастрофы;

7) Строительство в г. Москве храма в память о погибших и страждущих от Чернобыльского бедствия (по аналогии с храмом в г. Минске в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», возведенном именно в связи с атомной катастрофой под Чернобылем) или передачей существующего храма, в котором так нуждаются московские ликвидаторы и их близкие. Маленькая часовня на Митинском кладбище г. Москвы рядом с мемориалом погибшим чернобыльцам, без сомнения, не справляется со своими функциями. Такой храм жизненно необходим Москве, в том числе и как носитель национальных ценностей российского народа: жертвенности, патриотизма и других. Действующий храм пророка Илии в самом г. Чернобыле красноречиво свидетельствует о жизненной необходимости нахождения в городе «Чернобыльского» храма.

8) Создание синодика об упокоении погибших москвичей-ликвидаторов (Опыт создания подобных синодиков есть: и на примере афганской войны и двух Чеченских войн (1994-2005) - составитель: настоятель храма святого Александра Невского протоиерей Олег Тэор) как пример для создания подобных синодиков о упокоении чернобыльцев-ликвидаторов в других епархиях РПЦ.

9) Сотрудничество с Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ. Инвалиды-ликвидаторы и их близкие и родственники в прямом смысле взывают о помощи Церкви; государственные чиновники их не слушают и не слышат, а до храма уже сил нет дойти. Организация телефона «доверия»: Ликвидатор -Церковь.

10) Организовать в апреле-мае 2011 года всецерковный Чернобыльский крестный ход с образом Божией Матери вокруг храма Христа-Спасителя.

11) Создать координационный Совет православных СМИ и газеты «Российский Чернобыль» - федеральный еженедельник, издающийся в г. Брянске, с пожеланием выделить одну страницу газеты (из 8) под православную тематику.

Атомная катастрофа под Чернобылем разделила жизнь многих миллионов людей на «до» и «после». И скромные вышеупомянутые предложения в значительной мере помогут потерявшим надежду людям обрести ее, найти себя и жить по совести и согласно заповедям Закона Божьего, прийти к покаянию и обрести новую жизнь, жизнь с Богом. Бог обращается к нам и говорит языком обстоятельств, мы же отвечаем Ему языком поступков.

Но враг рода человеческого опять здесь находит лазейку и, воспользовавшись ситуацией, подкидывает те или иные темы, на которые ловятся верующие люди, думая, что это вопросы вероисповедания. И тут, как никогда раньше, надо прислушиваться всем к Соборному голосу Церкви, которая является столпом и утверждением Истины, и которая только и могла на протяжении всей истории нашего Отечества выносить Россию из самых страшных смут и падений.

«Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе!», - эти слова святого преподобного Серафима Саровского служат залогом нашей надежды в безсмертие России. Бесчисленные бедствия терзают наше Отечество, и всё больше людей сознают, что эти беды - последствия тяжких грехов вероотступничества, клятвопреступления и попустительства цареубийства.

Когда христианин кается, но разрешительная молитва над ним не состоялась, прощен ли Господом грех??? Подобный вопрос стоит сегодня перед кающейся Россией.

400 лет назад благодать разрешительной молитвы святых Патриархов Иова и Ермогена, освободившей русский народ от тех же грехов, возродила Россию.

Начало русской истории было отмечено убиением святых страстотерпцев Бориса и Глеба, и не в сем ли грехе коренятся последовавшие за ним народные беды?

Бог посылает нам бедствия, чтобы разбудить нас!!!

Если в человеческом сознании преобладает греховное начало, то эта внутренняя дисгармония приводит к дисгармонии и нашу планету Земля. И в наших бедствиях, техногенных и антропогенных катастрофах, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях мы должны видеть призыв к покаянию! Всё это - явный знак Божьего гнева! Видно сегодня невооруженным глазом, что жизнь нашего общества устроена вопреки закону Божьему. И покаяние в грехе, совершенном нашими предками, должно стать для нас еще одним знаменем единства.

Сегодня нам необходим всецерковный призыв к покаянию, или нам мало 400-500 атомных бомб, сброшенных на Хиросиму, что только по цезию-137 эквивалентно Чернобылю, афганской войны, двух чеченских войн, страшного лета 2010 года, последствия которого будут долго аукаться на нас и детях наших, и правнуках.

В завершение своего сообщения необходимо отметить, что миряне, клирики и архиереи, чей жизненный подвиг проходит на зараженных радиацией территориях, со всей ответственностью свидетельствуют, что в тех домах, храмах и местах, где присутствуют иконы, постоянно творится молитва и совершаются богослужения, уровень радиационного загрязнения во много раз ниже окружающего, а зачастую и вовсе отсутствует. Вот оно, Божие чудо, дарованное верующим по их молитвам.

Церковь Христова установлена Спасителем для того, чтобы свидетельствовать Божественную истину и просвещать «сидящих во тьме и тени смертной» (Лк. 1:79)

Сердечно благодарю вас всех за внимание и долготерпение.

Георгий Спартакович Савов, у частник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, руководитель школы духовного трезвения во имя новомучеников и исповедников Российских при храме Воскресения Христова в Сокольниках, врач-психиатр, психотерапевт

Сегодня врач-психиатр Георгий САВОВ руководит школой трезвения во имя Новомучеников и Исповедников Российских при храме Воскресения Христова в Сокольниках. А в 1988 году Георгий Спартакович более четырех месяцев работал на ликвидации Чернобыльской катастрофы. Там он впервые задумался о Боге и сегодня убежден, что эта трагедия произошла не только из-за человеческой халатности, но имела и духовные причины. Незадолго до 25-летия трагедии (оно отмечается сегодня, 26-го апреля) он рассказал сайту Милосердие.ру о причинах трагедии.
С самого начала масштабы Чернобыльской катастрофы замалчивались. Через пять дней после нее в Киеве прошли традиционные для того времени первомайские демонстрации. Сотни тысяч людей приняли в них участие, не представляя, как опасно для здоровья выходить в эти дни в Киеве на улицу. Пошел дождичек, и в итоге многие умерли от рака, причем ставились им другие диагнозы — хотели скрыть от людей, что их погубило общество, в котором они жили.

Начало постройки саркофага

Ученые посчитали, что выброс на электростанции только по цезию-137 был эквивалентен мощности четырехсот-пятисот атомных бомб, аналогичных сброшенной на Хиросиму. Также он составил 500 миллионов кюри (для сравнения — в городе Кыштыме Челябинской области в 1957 году после аварии на химическом комбинате «Маяк» было 2 миллиона кюри). Радиоактивное покрывало накрыло 19 субъектов Российской федерации, в которых проживало около 30 миллионов человек. В числе этих субъектов Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Ленинградская, Нижегородская, Пензенская, Рязанская, Тамбовская, Орловская, Калужская, Тульская и Ульяновская области, Мордовия и Чувашия.
Но об этом стало известно только через три года на парламентских слушаниях в Верховном Совете СССР. Оказалось, что в те дни высокий радиоактивный фон был зафиксирован не только в европейских странах, но и в Бразилии, Японии, Австралии. Бывший председатель Госкомгидрометцентра Юрий Израэль показал в парламентском комитете по экологии секретную книжечку, в которой тогда фиксировалось направление ветра. Оно позволяло по часам (!) проследить, куда пошли радиоактивные облака (например, что за сутки эти облака достигли берегов Дании). Чернобыльская радиация огибала весь земной шар, а у нас по приказу партии и правительства все держалось под строжайшим секретом. 10 апреля 1987 года Политбюро ЦК КПСС приняло секретное постановление «О плане пропагандистских мероприятий в связи с годовщиной аварии на Чернобыльской АЭС».
И до сих пор наше общество не осознало масштабов трагедии. Ради интереса возьмите газеты от 25-26 апреля прошлого и позапрошлого годов — нигде вы не найдете ни слова о годовщине Чернобыльской аварии. В этом году к 25-летию наверняка пройдут очередные пропагандистские мероприятия, кого-то наградят и «благополучно» забудут об этом еще на 5 лет, до следующей круглой даты.
А ведь в ликвидации этой аварии приняли участие около шестисот тысяч человек, из ник около восьмидесяти тысяч уже ушли из жизни. «Здесь, конечно, не фронт, но не знаю, где хуже», — сказал в те страшные дни директор станции Михаил Уманец. Пока средняя продолжительность жизни ликвидатора 47 лет, но поскольку неуклонно растет число инвалидов, не исключено, что этот возраст уменьшится. Это потом сообразили, что надо призывать «партизан» — офицеров и солдат запаса. И когда останавливались радиоуправляемые роботы, эти «партизаны-ликвидаторы» голыми руками сбрасывали головешки с разрушенного реактора. Страшно подумать, какую дозу они тогда получили. Как бы ни критиковали армию, в критические минуты она играет огромную роль, и Чернобыль не был исключением.

Я работал на ликвидации катастрофы с июля по октябрь 1988 года, был начальником медслужбы особого батальона бригады химической защиты Московского военного округа, то есть отвечал за всю медицинскую помощь. Но и как психиатру мне постоянно приходилось принимать пациентов — психика у людей не выдерживала очень часто. А самый страшный случай психического срыва на моих глазах произошел не там, а на первом и последнем съезде Союза чернобыльцев СССР в Киеве в 1990 году. Люди были на редкость взвинчены, заглушали выступающих, и одна женщина, чтобы заставить всех ее слушать, ударила своего двухмесячного ребенка головой о микрофон. Ее, конечно, тут же госпитализировали в психиатрическую больницу, а выжил ли ребенок, не знаю.
Но я хочу поговорить о духовном смысле этой трагедии. Именно в Чернобыле я впервые задумался о Боге. Крестился, правда, только через несколько лет, в 1999 году, но сегодня я не сомневаюсь, что нельзя все списывать на человеческий фактор. Чернобыльская трагедия — следствие не только халатности, но и бездуховности. В замечательном документальном фильме Валентины Гуркаленко «Звезда Полынь» показано, что происходило в Припяти (именно там находилась электростанция — Чернобыльской ее называли просто потому, что Чернобыль более крупный населенный пункт) за несколько дней до трагедии. Физики-атомщики «расслабились», и вскоре пьянка превратилась в настоящий сатанинский шабаш. Нарядились в шкуры с рогами и копытами, одного из главных специалистов посадили в котел и, поджаривая этот котел, повезли его по стадиону. А шедшие впереди ряженые несли плакаты «С нами черт». Ничего нового они не придумали — в первые годы советской власти такие шабаши проходили часто. Чернобыльскому же шабашу аплодировал сам Анатолий Петрович Александров, академик, трижды Герой Социалистического Труда. Повторяю, происходил он всего за несколько дней до трагедии. А Припять недалеко от Киева, где за 1000 лет до этого была крещена Русь. Случайное совпадение или гнев Божий? Я все-таки думаю, что это не случайность. И Патриарх Пимен в те страшные дни сказал: «Вот дьявол и воскурил себе свечку».
Духовный смысл трагедии подтверждают и многолетние наблюдения единственного чернобыльского священника отца Николая Якушина, настоятеля храма Илии Пророка. Он ведет дневник чудесных исцелений, а также постоянно измеряет радиацию. Подходишь с дозиметром к храму — дозиметр зашкаливает. В храме же уровень радиации значительно ниже, а во время литургии дозиметр показывает почти норму.

Самое страшное, что мы сжились с этой катастрофой, равнодушны к ней. Не так давно на православной выставке в Манеже была представлена белорусская святыня — Жировицкая икона Божией Матери. Я спрашивал у представителей Белорусского экзархата, Украинской Православной Церкви, Брянской епархии, есть ли у них что-нибудь о Чернобыле, они все спрашивали, зачем, если это давно прошло. Вот на следующий год, сказали, может быть, привезем материалы. То есть, по их мнению, вспоминать об этом имеет смысл только к юбилейной годовщине.
А ведь митрополит Минский и Слуцкий Филарет говорит, что люди после катастрофы должны были встрепенуться и покаяться, но этого не произошло. Еще не поздно, и хотелось бы, чтобы 25-летняя годовщина стала поводом не для очередных пропагандистских мероприятий, а для пробуждения от спячки. Лучше всего об этом сказал архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан, предложивший отметить эту годовщину на всей канонической территории Московского Патриархата. Это, по его словам, способствовало бы «воскрешению соборной памяти об общей исторической судьбе не только восточнославянских народов, но и всего русского мира — духовного наследия великого князя Владимира и множества подвижников Святой Руси — мира, включающего в себя православные народы Молдовы и всего русского зарубежья».
А Святейший Патриарх Кирилл на открытии памятника ликвидаторам аварии в Нижнем Новгороде сказал: «Замечательно, что в этот день мы имеем возможность вспомнить тех, кто отдал свою жизнь за жизнь других людей. Это произошло не во время войны, это произошло в мирное время. Способность жертвовать собой — это высшее проявление любви по Евангельскому слову. Тому, кто поступает так, прощаются все грехи, Его Бог сразу принимает в свое Небесное Царство. Это подобно предсмертному крещению, которое омывает грехи согрешившего.…. Вот для того, чтобы мы могли в условиях свободной конкуренции оставаться людьми, сохранять добрые отношения друг с другом, мы должны помнить о том, что совершили, в том числе, чернобыльские ликвидаторы».

Записал Леонид ВИНОГРАДОВ

Молитва о спасении жертв ядерной катастрофы в Чернобыле:

«Господи Иисусе Христе, Боже наш!
Призри на всех, пострадавших от ядерной катастрофы в Чернобыле, не дай им остаться без крова и надежды на будущую жизнь, даруй им мужество и веру в Твою всесильную помощь.
Огради, Господи, грядущие поколения от тяжких болезней и уродств, защити младенцев, во чреве материнском сущих.
Всем неисцелимо больным, в тоске смертной отходящим из мира сего, прощение и оставление грехов и прегрешений даруй и Ангелов твоих посли, приемлющих души их.
Очисти, Господи, десницею Твоею землю, воздух и воды от губительных последствий случившейся беды.
Нас же всех в покаяние приведи, Господи, и вся наша грехи прости молитвами Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы, всех святых, в земли Белорусской просиявших, и всех святых.
Аминь».

#СССР #ЧАЭС #история

Техногенная катастрофа, произошедшая на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС, стала одним из наиболее трагических событий в новейшей мировой истории, поставив перед человечеством ряд глобальных проблем.

Одним из вопросов, который среди ученых-исследователей до настоящего времени остается дискуссионным, является вопрос о том, какую роль сыграла авария на ЧАЭС в нарастании социально-экономического и нравственно-духовного кризиса Советского Союза. При объективном анализе всех аспектов техногенной катастрофы на Чернобыльской АЭС следует констатировать, что взрыв на четвертом энергоблоке, конечно, имел определенное воздействие и на ход политических процессов, которые впоследствии привели к распаду СССР.

При этом автор не умаляет существование и ряда других, более значимых факторов, определивших направления кризиса советской политической системы во второй половине 1980-х гг. В первую очередь нужно отметить, что международное положение СССР в этот период заметно ухудшалось в связи с военными действиями в Афганистане.

Кроме того, в ряде советских республик, в условиях горбачевской «перестройки» активизируются оппозиционные настроения по отношению к центральной власти, которые приобретают антикомму- нистический характер, спекулируя на вопросах социально-экономических и межнациональных отношений. В этой связи, Чернобыльская катастрофа стала не только самой крупной техногенной аварией в истории человечества, но и своеобразным инструментом общественно-политического давления на традиционную модель советской политической системы, обнажив ее слабые стороны и просчеты, в том числе и в сфере коммуникации властных структур и рядовых граждан.

Если говорить об экономике, то в общей сложности, народнохозяйственный ущерб от аварии на ЧАЭС только за 1986-1991 гг. составил около 175-215 млрд. руб. (в ценах 1986 г.) . В настоящее время последствия Чернобыльской катастрофы продолжают изымать значительную часть бюджета России, Украины и Белоруссии. Согласно расчетам, проведенным Институтом экономики Национальной академии наук Республики Беларусь, суммарный ущерб, нанесенный республике аварией на ЧАЭС за период с 1986 по 2015 г. оценивается в 235 млрд. долл. США, что составляет 32 бюджета Белорусской ССР 1985 г. .

Экономическое потери от Чернобыльской катастрофы Украины в течение 1986-2015 гг. были оценены в 179 млрд. долл. США. Ущерб России к 2014 г. насчитывал более 100 млрд. долл. США . Данное технологическое бедствие причинило огромные убытки атомной энергетике многих стран, в результате чего было заморожено строительство десятков АЭС. Еще одним фактором распада СССР стали проблемы в сфере межнациональных отношений, сопровождавшиеся обострением межэтни- ческих противоречий и стремлением республик к независимости .

Руководство страны не только не смогло своевременно оценить деструктивный потенциал национального вопроса, но и оказалось в принципе неспособным выработать комплекс эффективных мер по его решению. Учитывая совокупность причин, как политического, так и экономического характера, можно сделать вывод, что катастрофа на Чернобыльской АЭС, явилась лишь звеном в цепочке событий, которые повлекли за собой распад Советского Союза.

По мнению историков и экспертов, авария на ЧАЭС послужила толчком для нарастания недовольства, в первую очередь среди жителей Украинской СССР, ставших главным объектом техногенного воздействия разрушительной силы. Учитывая тот факт, что катастрофа такого масштаба произошла впервые, люди, находившиеся в полной информационной изоляции, не имели возможности дать объективную оценку случившемуся. Информационная ситуация в стране в послеаварийный период была сложной и напряженной. Государственная политика в сфере коммуникации населения носила ограниченный, закрытый от широкой общественности характер. Высшее руководство СССР стремилось не допустить панических настроений внутри страны и обеспечить сохранение позитивного образа Союза на международной арене . Но данная политика государства дала прямо противоположный эффект. Страх народа перед «мирным атомом» только укреплял негативные настроения.

К всеобщему недовольству постепенно добавлялись более сильные мотивы (например, сохранения жизни и здоровья), подкрепленные в свою очередь тяжелым социально-экономичес- ким положением. Чернобыльский синдром усилил недовольство среди советских граждан, особенно проживавших на территории УССР, прово- димыми реформами, породил антикоммунистические настроения и критику в адрес социалистического строя. В результате наметившегося кризиса в , утверждения плюрализма мнений, подрывался авторитет КПСС и руководства страны, наметились первые организационные шаги консо- лидации «самостийного» движения, выступавшего первоначально под лозунгами «культурного возрождения» украинства.

Таким образом, катастрофа на Чернобыльской АЭС определенным образом повлияла на изменения политических рост настроений, трансформацию морально- нравственных ориентиров советского общества. Оценивая аварию на Чернобыльской АЭС, становится очевидным, что она стала разменной монетой в большой политической игре, во многом определив «цепную реакцию» политического и духовного кризиса советской системы.

Список литературы

1. Акимов, В.А. Катастрофы и безопасность / В.А.Акимов, В.А.Владимиров, В.И.Измалков; МЧС России. - М.: Деловой экспресс, 2006. - 392 с. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studfiles.net/preview/6463489/

2. Барановська, Н. Фахова періодика та засоби масової інформації як важливе джерело Чорнобильської проблеми [Текст] / Н.Барановська // Спеціальні історичні дисципліни: питанння теорії та методики. - К.: Інститут історії України НАН України, 2006. - №13. - С.37-55.

3. Бондаренко В.И. Природные и техногенные катастрофы второй половины 1980-х гг. как катализатор распада СССР / В.И.Бондаренко. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mkonf.iriran.ru/papers.php?id=210

4. Драконова, О.Н. Чернобыльский след в расспаде СССР / Н.О.Драконова. - Нижневартовск. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/chernobylskiy-sled-v-raspade-sssr

5. Информационный бюллетень Единого Российско-Белорусского информационного банка данных по основным аспектам последствий Чернобыльской катастрофы / под. общ. ред. О.М. Луговской. - Минск, 2010. С. 18.

Толмачева В.В., Красноносов Ю.Н

Учитывается или нет данная публикация в РИНЦ. Некоторые категории публикаций (например, статьи в реферативных, научно-популярных, информационных журналах) могут быть размещены на платформе сайт, но не учитываются в РИНЦ. Также не учитываются статьи в журналах и сборниках, исключенных из РИНЦ за нарушение научной и издательской этики."> Входит в РИНЦ ® : да Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в РИНЦ. Сама публикация при этом может и не входить в РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований в РИНЦ ® : 0
Входит или нет данная публикация в ядро РИНЦ. Ядро РИНЦ включает все статьи, опубликованные в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science Core Collection, Scopus или Russian Science Citation Index (RSCI)."> Входит в ядро РИНЦ ® : нет Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в ядро РИНЦ. Сама публикация при этом может не входить в ядро РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований из ядра РИНЦ ® : 0
Цитируемость, нормализованная по журналу, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной статьей, на среднее число цитирований, полученных статьями такого же типа в этом же журнале, опубликованных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной статьи выше или ниже среднего уровня статей журнала, в котором она опубликована. Рассчитывается, если для журнала в РИНЦ есть полный набор выпусков за данный год. Для статей текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по журналу: 0 Пятилетний импакт-фактор журнала, в котором была опубликована статья, за 2018 год."> Импакт-фактор журнала в РИНЦ:
Цитируемость, нормализованная по тематическому направлению, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной публикацией, на среднее число цитирований, полученных публикациями такого же типа этого же тематического направления, изданных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной публикации выше или ниже среднего уровня других публикаций в этой же области науки. Для публикаций текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по направлению: 0