Электронные ресурсы в дистанционном обучении. Открытые ресурсы и дистанционные образовательные технологии в инженерном образовании
OPEN RESOURCES AND CONTROLLED FROM DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES ARE IN ENGINEERING EDUCATION
Г.В. Ившина
им. А.Н. Туполева г. Казань
Работа посвящена изучению опыта применения открытых образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий в инженерном образовании за рубежом и в России. Описаны основные проблемы создания и внедрения системы электронного обучения в инженерное образование.
Ключевые слова: открытые образовательные ресурсы, инженерное образование, CDIO-подход, система электронного обучения, электронные курсы.
The work is devoted to studying the experience of the application of open educational resources in engineering education abroad and in Russia. The basic problem of the creation and implementation of e-learning in engineering education.
Keywords: open educational resources, engineering education, CDIO, e-learning, e-learning courses.
Говоря о подготовке инженеров после 2020 года, Чарльз М. Вест пишет: «Современные студенты должны уметь совмещать естественные и информационные науки на нано-, микро- и макроуровнях, владеть профессиональной этикой и ощущать социальную ответственность, быть творческими личностями и новаторами, иметь развитые навыки устного и письменного общения. Студенты должны быть готовы стать гражданами мира и понимать, какой вклад могут внести инженеры в развитие общества. Они
должны понимать принципы развития бизнеса, быть экспертами в области разработки и производства продукции, знать, как планировать, проектировать, производить и применять сложные инженерные системы. Они должны вести профессиональную деятельность, применяя принципы устойчивого развития, и быть готовы жить и работать в глобальном мире. Трудная задача... возможно, даже невыполнимая» .
Очевидно, что вызовы глобального образования и технологии открытого образования во всем мире ставят много вопросов перед современным вузовским образованием, поэтому на повестку дня выходят новые технологии и подходы и для инженерного образования.
Например, все более привлекательной становится философия подхода CDIO, которая отражает «главные особенности современного инженерного образования – увлеченность инженерной деятельностью, глубокое усвоение базовых навыков и понимание вклада инженеров в развитие общества. Подход CDIO позволяет разжечь в наших студентах страсть к профессии» .
Итак, несколько слов о подходе CDIO. Ключевые особенности:
понимание важности обучения в контексте инженерной практики;
определение планируемых результатов обучения студентов;
разработка учебного плана и применение методик обучения, в которых дисциплинарные знания интегрируются с универсальными,
а также профессиональными навыками и личностными качествами. Особенность подхода – проведение исследовательски ориентированных
мероприятий, которые в значительной степени повышают качество высшего инженерного образования. Подход направлен на достижение трех общих целей: подготовить выпускников, способных
применять базовые технические знания в практической деятельности;
руководить процессом создания и эксплуатации инженерных объектов, процессов и систем;
понимать важность и последствия воздействия научного и технического прогресса на общество.
Образование, организованное с применением подхода CDIO, основано на формировании базовых технических знаний в контексте планирования, проектирования, производства и применения объектов, процессов и систем. Этот подход позволяет создать «образовательный контекст», который авторы определяют как среду, способствующую пониманию и приобретению знаний и умений. В качестве образовательного контекста в подходе CDIO выступают планирование, проектирование, производство. Далее разработаны комплексный подход к определению образовательных потребностей студентов и последовательность учебных мероприятий, направленных на их удовлетворение. При этом создается образовательный контекст, который оказывает двойное воздействие на студентов тем, что способствует глубокому пониманию теоретических основ инжиниринга и приобретению практических навыков. Следует отметить, что в этом случае преподавателям необходимы современные
педагогические подходы и инновационные методики преподавания, чтобы создать новую образовательную среду, в которой студенты приобретают конкретный опыт обучения, способствующий осмыслению абстрактных технических понятий и активному применению полученных знаний, что приводит к их пониманию и усвоению.
Заметим, что подход CDIO разрабатывался как технологический процесс на основе 12 стандартов, определяющих требования к образовательным программам, которые могут выступать руководством для реформирования и оценки программ, создавать условия для бенчмаркинга и задавать цели в международном контексте, служить отправной точкой для непрерывного улучшения.
В рамках описанного подхода особое значение приобретают открытое образование и открытые образовательные ресурсы, дистанционные образовательные технологии, реализующие модель личностноориентированного обучения, которая предполагает создание условий для развития у обучаемых способности к самообразованию, самообучению, самовоспитанию, саморазвитию, самоопределению, самостоятельности и самореализации, а также позволяющая более полно проявить и реализовать его возможности в соответствии с его подготовкой, способностями и психофизиологическими особенностями.
Открытое образование предполагает разработку и внедрение открытых образовательных ресурсов. Термин «открытые образовательные ресурсы» (Open Educational Resources, OER) был впервые введен в научный оборот на Форуме по открытым обучающим системам для развивающих стран, организованном ЮНЕСКО в июле 2002 г. Под открытыми образовательными ресурсами (ООР) подразумеваются любые виды общественно доступных учебных материалов, которые размещаются в соответствии с «открытыми лицензиями», позволяющими свободно использовать эти материалы любыми пользователями: копировать, модифицировать, создавать на их основе новые ресурсы .
В рамках развития открытой электронно-образовательной среды КНИТУКАИ Департамент информационных технологий, научно-техническая библиотека и отдел электронных технологий в обучении разработали концепцию, пакет нормативно-правовых документов для создания и применения открытых электронных образовательных ресурсов, дистанционных образовательных технологий как в очном обучении, так и в дополнительном образовании. В качестве систем управления электронным обучением в КНИТУКАИ используются LMS BlackBoard в очном обучении и LMS MOODLE в дополнительном образовании.
Главной выявленной проблемой является неподготовленность преподавателей и студентов к реализации технологий открытого образования и подхода CDIO. Мы полагаем, что широкое распространение МООС (англ.
Massive open online courses, MOOC) – интернет-курсов с массовым интерактивным участием и открытым доступом, одной из форм дистанционного образования – требует переосмысления электронного образования будущих инженеров. В качестве дополнений к традиционным материалам учебного курса,
таким как видео, чтение и домашние задания, массовые открытые онлайн-курсы дают возможность использовать интерактивные форумы пользователей, которые помогают создавать и поддерживать сообщества студентов, преподавателей и ассистентов (TAS). В качестве аргумента, что этим надо заниматься, приведем мнение Анантана Агарвала (профессор МИТ), который в своем выступлении говорит об актуальности MOOC. Он сообщает, что в данный момент дистанционное образование не может полностью заменить аудиторные занятия, однако их смешение позволит создать наиболее совершенную, экспериментальную форму обучения :
«Я действительно верю в то, что мы можем изменить образование и в качестве, и в уровне, и в доступности с помощью технологий. Например, в edX мы пытаемся изменить обучение с помощью онлайн-технологий. Традиционное образование закостенело за эти 500 лет, трудно помышлять о его модернизации или перекраивании. Мы должны переосмыслить его. Это как переход от телеги к самолету. Должна быть изменена сама инфраструктура. Должно измениться все. Мы должны перейти от лекций на классной доске к онлайн-упражнениям и онлайн-видео. Мы должны перейти к интерактивным виртуальным лабораториям и игровым подходам в образовании. Мы должны полностью переключиться на онлайновую оценку работ, а также на равноправный диалог в духе дискуссионных клубов. Все должно измениться».
В КНИТУ-КАИ проводится анкетирование преподавателей и студентов по целесообразности перестройки инженерного образования с использованием зарубежного и отечественного опыта и применения дистанционных образовательных технологий, разрабатываются средства квалиметрии электронного обучения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Кроули, Э.Ф. Переосмысление инженерного образования. Подход CDIO / Эдвард Ф. Кроули, Йохан Малмквист, Сорен Остлунд [и др.] ; пер. с англ. С. Рыбушкиной; под научной редакцией А. Чучалина. – М. : Издательский дом Высшей школы экономики, 2015. – 503 с.
2. Ившина, Г.В. Парадигма открытого образования в рамках реформирования образовательного пространства вуза / Г.В. Ившина // Ученые записки ИСГЗ, 2013, № 1-1. – С. 144–150.
3. Агарвал, А. Массовые открытые онлайн-курсы (MOOC) все еще актуальны [Электронный ресурс] / А. Агарвал. – Режим доступа: http://web-in- learning.blogspot.ru/2014/05/mooc.html.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СИНТЕЗА МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ И МЕДИАКРИТИКИ В ПРОЦЕССЕ
ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
PEDAGOGICAL MODEL SYNTHESIS OF MEDIA AND MEDIA CRITICISM IN THE PREPARATION OF FUTURE TEACHERS
А.А. Левицкая, А.В. Федоров
A.A. Levitskaya, A.V. Fedorov
Таганрогский институт экономики и управления Таганрогский институт имени А.П. Чехова г. Таганрог
Ключевые слова: педагогическая, модель, медиакритика, медиаобразование, медиаграмотность, медиакомпетентность, аналитическое мышление, студенты.
The authors offer our readers the pedagogical model synthesis of media education and media criticism in the preparation of future teachers.
Keywords: pedagogical model, media criticism, media education, media literacy, media competence, analytical thinking, students.
Разработанная нами педагогическая модель синтеза медиаобразования и медиакритики в процессе подготовки будущих педагогов предназначена для внедрения в учебный процесс вуза (в рамках предметов по выбору) для будущих учителей любых профилей, специальностей, однако в большей степени соотносится с профилями гуманитарной, социальной направленности. В нашей экспериментальной работе данная модель внедряется на факультете социальной
психологии и педагогики для студентов – будущих социальных педагогов (Таганрогский институт имени А.П. Чехова).
Рис. 1. Педагогическая модель синтеза медиаобразования и медиакритики в процессе подготовки будущих педагогов
1. Блок историко-теоретической подготовки будущих педагогов в области медиаобразования:
ключевые понятия медиаобразования (медийное агентство,
основные этапы развития истории и теории медиаобразования
(медиаобразование на материале прессы, фотографии, радио и кино в 1920–40-х годах, доминанта практической концепции медиаобразования. Медиаобразование в эпоху развития массового телевидения: 1950–60-е годы, доминанты эстетической концепции медиаобразования. Развитие новых медиаобразовательных теорий («критического мышления», семиотической, культурологической,
социокультурной) в 1980–90-х. Современные тенденции
медиаобразования: синтез информационной и медиаграмотности, попытка синтезировать медиаобразование и медиакритику).
2. Блок историко-теоретической подготовки будущих педагогов в области медиакритики:
основные этапы развития медиакритики: литературная,
театральная, музыкальная критика, фотокритика, арт-критика (художественная критика), кинокритика (с начала XX века), телевизионная критика (с 1940–50-х годов)) как базис современной медиакритики. Идеологические, политические и тематические отличия (медиа)критики на Западе и в СССР в XX веке. Возникновение термина «медиакритика» как реакция на интенсивное развитие массмедиа в XX веке. Наиболее влиятельные в плане медиакритики российские и зарубежные газеты и журналы XX века;
медиакритика в контексте современной социокультурной ситуации: задачи, особенности: современная социокультурная ситуация и ее влияние на медиа и медиакритику. Особенности развития медиакритики в России и за рубежом в XXI веке. Типология медийных источников, содержащих тексты медиакритиков (наиболее известные газеты, журналы, теле-, радиопередачи, интернет-порталы, блоги и др.). Наиболее влиятельные в плане медиакритики современные российские и зарубежные газеты и журналы. Основные задачи современной медиакритики: познание информационного производства; изучение и изменение общественного восприятия медийного содержания и представлений о внешнем мире, складывающихся в сознании аудитории СМИ; оказание влияния на отношение публики к медиа, формирование определенной общественной культуры изучения и оценки деятельности массмедиа, развитие духовного мира аудитории; содействие развитию и совершенствованию творческопрофессиональной культуры создателей медиатекстов; социальной среды функционирования средств массовой информации и т. д. [Короченский, 2003, с. 32]. Направленность современной медиакритики на научное сообщество исследователей медиакультуры, медийные агентства и массовую медийную аудиторию. Профессиональная и любительская (блоговая) медиакритика. Медиакритика и гражданское общество. Медиакритика и медиаобразование;
основные виды медиакритики: академическая , направленная на аудиторию ученых, исследователей медиакультуры, преподавателей медийных курсов; корпоративная, направленная на аудиторию руководителей и сотрудников медийных агентств, медийной индустрии; массовая, направленная на массовую аудиторию;
основные жанры медиакритики: аналитическая статья о процессах, событиях прошлого и настоящего в медийной сфере;
7) анализ стереотипов медиатекста (Stereotypes Analysis of media text) –
выявление и анализ стереотипного изображения людей, идей, событий, сюжетов, тем и т. д. в медиатекстах;
8) анализ культурной мифологии медиатекста (Cultural Mythology Analysis of media text) – выявление и анализ мифологизации (в том числе в рамках так называемых фольклорных источников – сказок, «городских легенд» и т. д.) стереотипов фабул, тем, персонажей и т. д. в медиатекстах;
9) автобиографический (личностный) анализ медиатекста
(Autobiographical Analysis of media text) – анализ отношений, эмоций,
воспоминаний, которые вызывает медиатекст у конкретного индивидуума;
10) иконографический анализ медиатекста (Iconographic Analysis of media text) – анализ визуального ряда, языка медиатекста;
11) семиотический анализ медиатекста (Semiological Analysis of media text) – анализ языка знаков и символов в медиатекстах; данный анализ тесно связан с иконографическим анализом;
12) идеологический и философский анализ медиа и/или медиатекста
(Ideological and Philosophical Analysis of media text) – анализ философии, идеологии медийного агентства и/или медиатекста;
13) идентификационный анализ медиатекста (Identification Analysis of media text) – распознание/идентификация скрытых сообщений в медиатекстах, т. к. медийные агентства часто предлагают ложные и/или упрощенные решения тех или иных политических, социальных и иных проблем;
14) этический анализ медиатекста (Ethical Analysis of media text) – анализ медиатекста с точки зрения моральной позиции его автора(ов) и персонажей;
15) эстетический анализ медиатекста (Aesthetical Analysis of media text)
– анализ художественной концепции произведений медиакультуры разных видов и жанров, тесно связан с эстетической (художественной) теорией медиаобразования (aesthetical approach, media as popular arts approach, discriminatory approach), теоретическая база которой во многом совпадает с культурологической теорией медиаобразования. Эстетический анализ медиатекстов помогает аудитории развить эстетическое/художественное восприятие и вкус, понять основные законы и язык той части медиатекстов, которая имеет отношение к искусству;
16) оценочный анализ медиатекста (Assessment Analysis of media text) –
заключение о достоинствах явления медиакультуры и/или медиатекста (в целом или его части) на основе личностных, нравственных или формальных критериев;
17) герменевтический анализ медиа и/или медиатекста в социокультурном контексте (Hermeneutic Analysis of media & media text in the Social & Cultural Context) – комплексное исследование
процесса интерпретации явлений медиасферы и/или медиатекстов, социокультурных, исторических, политических и иных факторов, влияющих на точку зрения агентства/автора медиатекста и на точку зрения аудитории. Герменевтический анализ предполагает постижение явлений медиасферы и/или медиатекста через сопоставление с социокультурной традицией и действительностью; проникновение в логику явлений медиакультуры и/или медиатекста. Предмет анализа герменевтического анализа – система медиа и ее функционирование в обществе, взаимодействие с человеком, язык медиа и его использование. Комплексность, междисциплинарность, интегрированность использования данного метода.
3.2. Креативная деятельность студентов по отношению к медиа: творческая (творческие задания на медийном материале: литературноимитационные, театрализовано-ролевые, изобразительноимитационные), связанные с проникновением внутрь лаборатории создателей произведений медиакультуры / медиатекстов, медиакритических текстов, системы функционирования медиа в социуме в целом; проекты, рассчитанные на самостоятельную исследовательскую и практическую деятельность студентов на медийном материале; практические упражнения, связанные с медийной активностью и медиакритикой – реальным созданием медиатекстов на материале прессы, кино, видео, интернета).
4. Блок технологии подготовки будущих педагогов к медиаобразованию школьников: использование полученных знаний и умений в области медиаобразования и медиакритики в процессе студенческой педагогической практики – в школах, гимназиях, лицеях, учреждениях дополнительного образования (центрах эстетического воспитания, клубах по месту жительства), интернатах, детских домах, летних оздоровительных центрах; основные технологии данной работы. Практическое применение полученных знаний по медиаобразованию и медиакритики во время проведения текущих и зачетных занятий со школьниками (факультативы, кружки, тематические утренники и вечера, викторины, игры и т. д.), для развития их медиакомпетентости.
В итоге внедрения данной модели студенты (будущие педагоги) смогут, по нашему мнению, эффективно развивать медиакомпетентность [Корконосенко, 2004; Короченский, 2003; Почепцов, 2008; Potter, 2014; Worsnop, 2013]
школьников, опираясь на полученные знания, синтезирующие основы медиаобразования и медиакритики.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Корконосенко, С.Г. Преподаем журналистику: профессиональное и массовое медиаобразование / С.Г. Корконосенко. – СПб, 2004.
2. Короченский, А.П. Медиакритика в теории и практике журналистики. Дис. д-ра филологических наук / А.П. Короченский. – СПб, 2003. – 467 с.
3. Почепцов, Г.Г. Медиа. Теория массовых коммуникаций / Г.Г. Почепцов. – Киев: Альтерпресс, 2008.
4. Potter W.J. Media Literacy. L.A.: Sage, 2014, 452 p.
5. Potter W.J. The Skills of Media Literacy. Sana Barbara: Knowledge Assets, Incorporated, 2014, 226 p.
6. Worsnop, C. Some Thoughts on Assessment in Media Education // The Journal of Media Literacy. 2013. Vol. 60, № 1-2.
7. Korkonosenko, S.G. Teaching Journalism: professional and mass media education. St. Petersburg, 2004.
8. Korochensky, A.P. Media criticism in theory and practice of journalism. Ph.D. Dis. St. Petersburg, 2003. 467 p.
9. Pocheptsov, G,G, Media. The theory of mass communication. Kiev: Alterpress, 2008.
10.Potter W.J. Media Literacy. L.A.: Sage, 2014, 452 p.
11.Potter W.J. The Skills of Media Literacy. Sana Barbara: Knowledge Assets, Incorporated, 2014, 226 p.
12.Worsnop, C. Some Thoughts on Assessment in Media Education // The Journal of Media Literacy. 2013. Vol. 60, N 1-2.
Онлайн-образование в России - уже достаточное количество времени является достойным конкурентом традиционному методу обучения. И если вы до сих пор думали что дистанционное обучение обязательно должно быть дорогим, некачественным, или недоступным на русском языке - наша подборка должна вас приятнейшим образом удивить.
Специально для вас мы долго искали по всему интернету самые полезные полезности. И вот - перед вами результат наших долгих бессонных ночей. Перерыв всю сеть мы представляем вам лучшее из лучшего - целых 33 самых наиполезнейших онлайн-ресурсов, благодаря которым у нас у всех есть возможность узнавать самые интересные и невероятные вещи. Ну, и научиться чему-то важному и практичному, конечно, тоже.
Каждый из представленных ниже ресурсов по- своему крут, и мы надеемся что вы найдете для себя подходящий. Расположены они в случайном порядке. Ну разве что одно исключение - Арзамас, мы его поставили на первое место не просто так. А по причине его непревзойдённости.
Первый блок - общеобразовательные проекты
1. Курсы Арзамас
Первым в нашем списке стоит совершенно особенный проект. Некоммерческий Московский проект, собравший на своём ресурсе огромное количество интересных лекций, начиная от пародий современников на поэзию Ахматовой, до “Византии для начинающих”.
2. Лекториум
Лекториум - это всевозможные академические лекции онлайн, в целом видеоматериала на 4000 часов и можно записаться на отличные онлайн курсы.
3. Универсариум
4. Лекторий
Лекторий - это культовая онлайн-площадка для лекций. Ресурс предназначен для неравнодушных к наукам людей, любители точных наук здесь будут чувствовать себя как дома.
5. Teach Pro
Интерактивные видеокурсы, из бонусов - лекции по подготовке к егэ
6. Khan Academy
Хан Академия - это некоммерческий проект, который взял на себя особую миссию - сделать образование качественным и доступным для каждого, хоть проект и американский, но по этой ссылке только русские лекции.
7. Coursera
Курсьера - это образовательная платформа, которая предлагает всем желающим онлайн-курсы от ведущих университетов и организаций мира, по этой ссылке только бесплатные русскоязычные онлайн курсы
8. Академия
Академия - это телевизионный проект, цикл лекций об отечественной культуре и науке, цель которых - привлечь внимание к отечественной науке и расширить круг людей, заинтересованных в знаниях. тоже бесплатно и очень интересно.
9. Открытое образование
Проект содержит лекции и курсы ведущих вузов и преподавателей России, недавно созданная площадка, но многообещающая платформа с большим количеством курсов.
10. УниверТV
УниверТВ - это дистанционный университет по всем возможным направлениям - от астрономии до филологии
11. Pruff Me
12. Stepic
Онлайн-конструктор курсов - уникальная возможность создать свою собственную программу обучения. Содержит массу разнообразных курсов
13.Интуит
Интуит - это бесплатное дистанционное обучение - удобный способ получать новые знания, чтобы получить новую работу или получить более высокую должность.
14. Учи новое!
Что ещё надо говорить для мотивации? Кроме обычного набора тематик есть ряд уникальных курсов от создателей сайта, посмотрите сами.
15. 4 Brain
Предлагают уроки и материалы для развития конкретных навыков, которые полезны каждому, но редко целенаправленно развиваются в школах и университетах.
16. UNIVERSIALITY
Универсалити - это множество бесплатных онлайн-курсов от азов дизайна до тренингов по личностному росту
17. Теория и практика
ТиП - платформа для обмена знаниями. Прекрасная среда для тех, кто ищет новые знания и стремится к новым возможностям.
18. Samopoznanie
"Самопознание" - это пространство для саморазвития - вебинары и тренинги для личностного роста.
19. Внимание ТВ
Содержит тонны образовательных видео на любой вкус
Бизнес-площадки для онлайн образования
20. Все треннинги
Бизнес-тренинги и семинары, из бонусов - огромная база бизнес-тренеров и косультантов
21. Business Learning
Портал для изучения бизнеса - бесплатные знания в области управления предприятиями в условиях рынка
22. Эдусон ТВ
Содержит подборку обучающих лекций для компаний целиком
23. 112 курсов по бизнесу
Просто много разных курсов
24. Династия
Бесплатные курсы, семинары, и лекции от фонда Династия
Порталы для программистов и интернет-специалистов
25. Топ эксперт
Является специализированным ресурсом для следующих специальностей: Интернет-маркетолог, SEO специалист, Трафик-менеджер, SEO аналитик, Директор по маркетингу.
26. Лофтблог
курсы для интернет-профессий и программистов
27. Виртуальная академия Майкрософт
Прекрасная подборка для программистов
Сетевые ресурсы
Мультимедийное оборудование
Коллективные способы обучения
Проблемное обучение
Специфика дисциплины «Налоговое право» позволяет конструктивно использовать как классические формы обучения, традиционные для высшей школы, так и новейшие педагогические и информационные технологии. Использование указанных технологий в процессе преподавания дисциплины основывается на определении педагогической технологии ЮНЕСКО как «использование в педагогических целях средств, порожденных революцией в области коммуникаций, таких как аудиовизуальные средства, телевидение, компьютеры и другие».
К современным педагогическим технологиям, рекомендуемым к использованию в процессе преподавания дисциплины, относятся:
Деловая игра. Темы деловых игр варьируются в зависимости от актуальности тех или иных проблем (тем) налогового права на момент изучения курса.
Проведение проблемной лекции, посвященной актуальным налогово-правовым вопросам, наиболее остро стоящим на момент изучения курса
Использование метода «мозговой штурм», «круглый стол» в рамках изучения тем курса.
Особенность предмета изучения дисциплины «Налоговое право» предполагает активное использование информационных технологий как процесса обеспечения образования разработками и оптимальным использованием современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения. В рамках преподавания дисциплины "Налоговое право" применяются следующие средства информационных технологий (СИТ):
На аудиторных занятиях (лекциях) СИТ используются для организованного представления преподавателями и студентами материала в формате презентаций PowerPoint, работы по формированию и развитию навыков работы с текстовыми массивами и программами, имеющими прикладное значение.
Проведение промежуточной аттестации возможно на базе Портала Ресурсного центра сетевого взаимодействия Саратовской государственной юридической академии (http://portal.sgap.ru/), где студенты под контролем преподавателя в специально оборудованной аудитории решают контрольные (тестовые) задания.
Проведение текущего контроля успеваемости студентов возможно через Интернет в форме Интернет-тестирования на базе Портала Ресурсного центра сетевого взаимодействия Саратовской государственной юридической академии (http://portal.sgap.ru/).
Использование Системы Web-ИРБИС 64 , которая представляет собой типовое интегрированное решение в области автоматизации библиотечных технологий и предназначена для использования в библиотеках любого типа и профиля для использования в качестве одной из основных компонент библиотечных Интернет-серверов и Интернет-комплексов. Использование для подготовки к занятиям и зачету ресурсов Научной библиотеки Саратовской государственной юридической академии (НБ СГЮА) через Интернет (http://lib.sgap.ru/irbis64r_81/index.html).
Электронная почта (E-mail) - средство обмена сообщениями по электронным коммуникациям (в режиме off-line) между студентом и преподавателем в целях оказания off-line-консультации студентам при подготовке к занятиям и зачету.
Преподавателям также рекомендуется использовать СИТ для создания различных баз данных (балльно-рейтинговой оценки студентов), обработки информации о процессе обучения и выдачи результатов (накопление информации о тестировании и опросах, ее статистическая обработка, показатели конкретных студентов и/или группы в целом и т.д.), подготовки дополнительного материала как для плановых занятий, так и для научно-исследовательской работы студентов.
Система дистанционного обучения (СДО, LMS) является важным инструментом в работе специалистов электронного обучения. СДО может оказаться главной статьей расходов, если вы ищите надежную, универсальную систему дистанционного обучения, которая удовлетворит все ваши потребности в области развития электронного обучения персонала.
К счастью, существует достаточно СДО с открытым исходным кодом, то есть распространяемых бесплатно. Вы сможете выбрать динамичную, гибкую систему, которая будет отвечать всем вашим требованиям, в рамках выделенного бюджета.
Следующие 11 систем дистанционного обучения распространяются бесплатно и могут показаться вам интересными.
ТОП 11 бесплатных систем дистанционного обучения для организации электронного обучения
1. Moodle
На сегодняшний день Moodle несомненно одна из самых популярных СДО с открытым исходным кодом. пользователю различные панели инструментов, возможность отслеживать прогресс студентов и поддержку мультимедиа. Система дает возможность создавать курсы, адаптированные под мобильные телефоны, и довольно дружелюбно относится к интеграции дополнений от сторонних разработчиков.
Для тех, кто хочет заработать на своих курсах, Moodle имеет интеграцию с платежной системой PayPal, которая делает простым и понятным процесс оформления заказов и оплаты. Еще одним важным преимуществом Moodle является сообщество пользователей. В отличие от многих других бесплатных СДО, здесь вы можете практически моментально получить ответы на большинство, интересующих вас вопросов, обратившись к онлайн базе технической поддержки.
Кроме того, сервис предлагает ряд готовых шаблонов, которыми вы можете воспользоваться, чтобы сэкономить время и не создавать курс с нуля. Возможно, по началу Moodle покажется вам сложным и непонятным, но, если вы ищете программу, дающую пользователю максимальное количество свобод, то не поленитесь и потратьте немного времени на изучение интерфейса Moodle.
2. Ё-СТАДИ — Электронная образовательная cреда
Онлайн-платформа для организации дистанционного обучения Ё-СТАДИ — бесплатная российская разработка команды единомышленников по развитию дистанционного образования.
Для начала работы необходимо зарегистрироваться на сайте и создать «рабочую область» - персональное пространство вашей компании, в котором будут размещаться учебные материалы и задания для ваших обучающихся.
Отличие от классических LMS состоит в том, что функционал ориентирован на практическую работу. Ё-Стади, безусловно, позволяет публиковать учебные материалы, но большая часть системы предназначена для всевозможной оценки знаний и тестирования.
Ё-Стади содержит достаточное количество инструментов для организации обучения и тестирования:
«Рабочая область»
В рабочей области публикуются учебные материалы по курсу, объявления и задания (кейсы). Рабочая область создается преподавателем/тьютором/менеджером по обучению и может объединять несколько групп или курсов. Слушатели получают доступ к рабочей области по заявкам.
«Тест»
Ё-Стади обладает мощным функционалом для проведения тестирования, тест можно создавать на сайте или импортировать из *.docx предварительно оформив в соответствии с специальными правилами. Доступен подробный отчет об ответах каждого тестируемого. Есть возможность ограничить сроки, время, количество попыток, возможность переключаться между окнами браузера.
«Файл»
Загрузка файлов/документов, который преподаватель затем может оценить и прокомментировать.Журнал успеваемости генерируется в рабочей области автоматически, на базе созданных заданий и позволяет генерировать Excel-файл.
«Журнал»
Журнал формируется системой на основе созданных преподавателем заданий. Оценки попадают в журнал автоматически при прохождении тестирования, это значительно облегчает труд преподавателя, а студенты всегда имеют доступ к последней информации.
«Форум»
При создании «форума» в качестве задания появляется возможность проставлять оценки напротив ответа.
«Лента событий»
События собраны на соответствующей странице организованной в виде новостной ленты, уведомления о них вы можете получать на email.
Резюме
Ё-Стади это новая бесплатная электронная образовательная среда, ориентированная для организации обучения персонала.
Преимущества:
Не требует установки / настройки;
система бесплатна;
проста в использовании;
мощный функционал для тестирования и оценки;
не требует предварительной разработки курсов;
есть английская версия.
Недостатки:
Невозможность самостоятельной доработки;
отсутствие поддержки SCORM;
ограниченный, но достаточный функционал;
В целом Ё-Стади заслуживает отличной оценки и является хорошим решением для небольших компаний, желающих организовать обучение персонала без каких-либо затрат на приобретение СДО.
3. ATutor
Эта система дистанционного обучения имеет множество полезных функций: от email-уведомлений до файлового хранилища. Одним из наиболее ярких преимуществ ATutor является ее клиентоориентированность и легкий и понятный интерфейс, что делает данную систему идеальным инструментом для тех, кто только начинает осваивать мир электронного обучения.
Также Atutor предлагает пользователю ряд предустановленных тем, позволяющих ускорить процесс создания курса. И нельзя не отметить различные инструменты оценки, резервное копирование файлов, ведение статистики и возможность интеграции опросов.
4. Eliademy
Для преподавателей и кураторов обучения данная система является полностью бесплатной, небольшая плата берется с пользователей, если те захотят воспользоваться преимуществами премиум аккаунта.
Eliademy предлагает каталоги курсов электронного обучения, инструменты оценки и даже мобильное приложение для Андроида для тех преподавателей, которые стремятся развивать мобильные курсы и нацелены на людей, предпочитающих учиться «на бегу». Координаторы электронного обучения могут легко и просто загружать курсы и рассылать приглашения для учеников на их адреса электронной почты.
5. Forma LMS
От анализа общего уровня знаний до детально статистики и отчётности — Forma LMS может похвастаться довольно объемным набором доступных функций. Сервис также имеет различные сертификаты, компетентную поддержку руководства, а также широкий спектр инструментов для управления виртуальной классной комнатой, включая различные календари и менеджеры событий.
Эта система идеально подходит для корпоративных программ обучения и предлагает доступ в активное онлайн сообщество, где вы сможете найти множество полезных советов о том, как получить максимальную отдачу от данного сервиса.
6. Dokeos
Если вы ищете систему дистанционного обучения с уже готовыми элементами курсов, то Dokeos, предоставляющийся бесплатно для групп до пяти пользователей, для вас. Эта система предлагает множество готовых шаблонов и курсов электронного обучения и конечно же авторские инструменты, с помощью которых вы можете максимально сократить время, затраченное на создание своего курса.
На своем веб-сайте разработчики предлагают пользователю массу полезной информации, в том числе и пошаговые видео инструкции по созданию собственных курсов. Интуитивно понятный интерфейс делает Dokeos отличным вариантом для новичков в сфере электронного обучения и для тех, кто не хочет тратить время на долгое изучение инструкций
7. ILIAS
Эту систему дистанционного обучения можно назвать первой открытой системой, соответствующей таким стандартам систем дистанционного обучения, как SCORM 1.2 и SCORM 2004. Эта гибкая универсальная система отвечает всем основным требованиям, необходимым для успешных продаж авторских курсов.
Следует отметить, что ILIAS одна из немногих систем дистанционного обучения, которую можно использовать, как полноценную платформу для электронного обучения, благодаря возможности общения внутри команды и передачи и хранения всех документов. Система абсолютно бесплатна для всех организаций, занимающихся электронным обучением, вне зависимости от количества пользователей.
Если у вас обучаются сотни, а то и тысячи, людей, эта система поможет вам значительно сократить статьи расходов, так как многие другие СДО назначают плату в зависимости от количества пользователей.
8. Opigno
Возможности, предоставляемые системой Opigno не могут не радовать. Сертификаты, расписание занятий, форумы, авторские инструменты электронного обучения, система оценок и видео галереи – это лишь немногое из внушительного списка функций, доступных пользователю.
Эта система дистанционного обучения написана на Drupal – популярной системе управления контентом. Это дает вам возможность управлять учебными программами, отслеживать успехи учащихся и интегрировать электронную коммерцию, используя всего один инструмент.
Также Opigno предлагает пользователю онлайн-опросы, возможность пересылки мгновенных сообщений и чат, что дает возможность для быстрого предоставления и получения обратной связи и эффективного сотрудничества.
9. OLAT
Инструменты оценки для электронного обучения, социальная интеграция и домашняя страница обучающегося – лишь несколько из многих преимуществ OLAT. В этой системе вы также найдете расписание, email-уведомления, возможность добавления закладок, файловое хранилище и сертификаты.
С помощью OLAT можно легко и быстро добавить новых пользователей в систему, а также разрабатывать комплексные курсы электронного обучения. Еще одна интересная функция – это возможность проверки совместимости с браузерами. Нажатием всего нескольких кнопок вы сможете убедиться, что учебный материал корректно отображается во всех браузерах. OLAT идеально подходит для мультиплатформенных курсов электронного обучения , предназначенных для различных устройств.
10. iSpring Online.
Платформу для онлайн обучения iSpring Online используют как частные бизнес-тренеры, так и крупные компании с развитой сетью филиалов: Альфа-Капитал, Lamoda, PwC, Российская телевизионная и радиовещательная сеть. используют как частные бизнес-тренеры, так и крупные компании с развитой сетью филиалов: Альфа-Капитал, Lamoda, PwC, Российская телевизионная и радиовещательная сеть.
Это интернет-сервис, а значит не нужно скачивать программу, устанавливать на сервер, настраивать. Чтобы начать работу, достаточно зарегистрироваться на сайте, загрузить учебные материалы и назначить сотрудникам. Управлять СДО может один человек.
Особенности iSpring Online:
Безлимитное хранилище. В СДО можно загрузить неограниченное количество учебных материалов: курсов, видеороликов, книг, презентаций.
Редактор курсов в PowerPoint.
У компании есть редактор, в котором можно сделать электронный курс из PowerPoint-презентации с видео, тестами, интерактивными играми.
Мобильное обучение. Курсы можно открыть на компьютере, планшете, смартфоне даже офлайн, например, в поезде или самолете.
Детальная статистика. Система собирает детальную статистику и помогает контролировать успеваемость сотрудников. Отчеты показывают какие курсы пользователь завершил, какой проходной балл набрал, сколько допустил ошибок в тесте.
Вебинары. Можно демонстрировать рабочий стол, презентацию или видео, писать в общий и личный чат. Система автоматически отправляет участникам напоминание о ближайшей онлайн-встрече и сообщает об изменении в расписании - писать каждому лично не придётся. Записи вебинаров сохраняются.
Недостатки:
У iSpring Online есть бесплатная 14-дневная пробная версия, но в целом система платная. Однако на бесплатную СДО вряд ли уйдет меньше денег: придется потратиться на свою техподдержку, нанять программистов для ее администрирования.
В случае с платной платформой вы получаете полный сервис: вам помогут развернуть и настроить учебной портал, загрузить материалы и начать обучение сотрудников. Любой вопрос сотрудники техподдержки решат по телефону.
Системы дистанционного обучения с открытым исходным кодом дают вам возможность создавать и эффективно развивать курсы электронного обучения, особенно если вы готовы потратить некоторое время на доскональное изучение всех возможных функций системы. В некоторых случаях, использование подобных систем может сказаться на кривой обучаемости, но экономия средств и свобода в выборе внешнего вида и наполненности курса, в конце концов, покрывает все возможные трудности.
Если у системы дистанционного обучения есть свое онлайн сообщество, не стесняйтесь ознакомиться с ним, прежде чем вы примете окончательное решение об использовании того или иного продукта.
11. Teachbase.
Российская разработка системы дистанционного обучения Teachbase получила признание не одного десятка компаний. Сервис идеально подходит для решения задач корпоративного обучения, но вполне применим и частными тренерами. Teachbase – система с удаленным доступом, а это значит, что не нужно устанавливать ее на компьютер, обслуживать и настраивать. Для создания курса (или его прохождения) потребуется доступ в интернет и компьютер или мобильное устройство.
Ключевая особенность – простота. Все интуитивно понятно, благодаря наглядному интерфейсу. Создать и запустить курс самостоятельно займет даже у новичка не больше часа. Возникшие вопросы оперативно решаются сотрудниками «Интернет Школы» (создатели сервиса). Бесплатная техподдержка доступна по удобному для клиента каналу связи.
При всей простоте работы, в Teachbase широкий функционал. Доступные возможности :
— Личный кабинет – для каждого из участников. При входе в сервис, сразу видны назначенные для ознакомления материалы.
— Тестирование после прохождения материала с настройками параметров проверки.
— Статистические отчеты для организатора курса, для анализа и совершенствования курса.
— База пользователей с возможностью фильтрации.
— Редакторы – учебные материалы можно обрабатывать прямо в системе. Кстати, автору предоставляется свободное место на сервере, для удаленного хранения материалов.
— Коммуникация между пользователями – при помощи вебинаров, и других инструментов.
Для начала работы в Teachbase достаточно зарегистрироваться. Приступить к запуску учебного курса можно сразу же. Первые 14 дней с момента регистрации бесплатны – можно в полной мере оценить преимущества сервиса и изучить его. В дальнейшем тариф будет зависеть от количества участников. Что немаловажно – плата только за активных пользователей.
Есть и бесплатный вариант использования Teachbase в дальнейшем. Что важно – без каких-либо ограничений функциональности. Пользуйтесь сервисом бесплатно, если количество активных слушателей не более 5 человек в месяц. Мало? Возможно для кого-то да, но для малых компаний, зачастую, вполне достаточно.
ВВЕДЕНИЕ
Дистанционное обучение (ДО) - это обучение на расстояние, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно и когда все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий.
Дистанционное обучение через Интернет - это обучение, при котором предоставление обучаемым существенной части учебного материала и большая часть взаимодействия с преподавателем осуществляются с использованием технических, программных и административных средств глобальной сети Интернет.
Отличительной особенностью ДО является предоставление обучаемым возможности самим получать требуемые знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами, предоставляемыми современными информационными технологиями. Информационные ресурсы: базы данных и знаний, компьютерные, в том числе мультимедиа, обучающие и контролирующие системы, видео- и аудиозаписи, электронные библиотеки - вместе с традиционными учебниками и методическими пособиями создают уникальную распределенную среду обучения, доступную широкой аудитории.
Проведение видео- и телевизионных лекций, круглых столов, компьютерных видео- и текстовых конференций, возможность частых, вплоть до ежедневных, консультаций с преподавателем по компьютерным коммуникациям делают взаимодействие обучаемых с преподавателями даже более интенсивными, чем при традиционной форме обучения.
Интенсивные телекоммуникационные взаимодействия обучаемых между собой и с преподавателями консультантами позволяют проводить электронные семинары и деловые игры.
ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Полноценный проект онлайнового обучения состоит из: инструктивного блока, информационного блока (системы информационного наполнения ресурса), контрольного блока (механизма тестирования и оценки), коммуникативного блока (системы интерактивного преподавания) и управляющей системы, объединяющей все это воедино.
ИНСТРУКТИВНЫЙ БЛОК |
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК |
КОНТРОЛЬНЫЙ БЛОК |
КОММУНИКАТИВНЫЙ БЛОК |
УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА |
Курс ДО - это не только сам текст занятий, а целостный процесс, включающий поиск подходящей информации в сетях, обмен письмами, как с преподавателями курса, так и с другими учащимися, обращение к базам данных, периодическим информационным изданиям, распространяемых посредством Интернет.
Дистанционное обучение, индивидуализированное по своей сути, не должно вместе с тем исключать возможностей коммуникации не только с преподавателем, но и с другими обучающимися, сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности.
Успешность дистанционного обучения во многом зависит от организации учебного материала. Если курс предназначен действительно для обучения, т.е. для взаимодействия преподавателя и обучаемого, то соответственно и требования к организации такого курса, принципы отбора и организации, структурирования материала будут определяться особенностями этого взаимодействия. Если курс предназначен для самообразования (а таких курсов на серверах Internet подавляющее большинство), то отбор материала и его структурирование и организация будут существенно иные. В данном случае мы говорим об обучении, т.е. о взаимодействии учителя и учащихся, следовательно, требования к организации таких курсов должны определяться особенностями взаимодействия обучающего и обучаемого в условиях телекоммуникационной сети. При этом необходимо учитывать, с одной стороны, общедидактические принципы создания обучающих курсов, требования, диктуемые психологическими особенностями восприятия информации с экрана и на печатной основе (поскольку любой текст может быть выведен с помощью принтера на бумагу), эргономические требования, а с другой, максимально использовать возможности, которые предоставляют нам программные средства телекоммуникационной сети и современных информационных технологий.
При создании курса ДО важно учесть особенности целевой группы, для которой создается этот курс и выбрать методику дистанционного обучения с учетом особенностей технического обеспечения обучаемого.
Эффективность любого вида обучения на расстоянии зависит от четырех составляющих:
а) эффективного взаимодействия преподавателя и обучаемого, несмотря на то, что они физически разделены расстоянием;
б) используемых при этом педагогических технологий;
в) эффективности разработанных методических материалов и способов их доставки;
г) эффективности обратной связи.
Другими словами, эффективность дистанционного обучения зависит от качества используемых материалов (учебных курсов) и мастерства педагогов, участвующих в этом процессе. Поэтому педагогическая, содержательная организация дистанционного обучения (как на этапе проектирования курса, так и в процессе его использования) является приоритетной . Отсюда важность концептуальных педагогических положений, на которых предполагается строить современный курс дистанционного обучения. Коротко их можно изложить следующим образом:
1.В центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого (учение, а не преподавание).
2. Важно, чтобы обучаемый научился самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками информации; умел с этой информацией работать, используя различные способы познавательной деятельности и имел при этом возможность работать в удобное для него время.
3.Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер, напротив, обучаемый с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, но непременно предусматривающую их применение для решения разнообразных проблем окружающей действительности.
4. Организация самостоятельной (индивидуальной или групповой) деятельности обучаемых в сети предполагает использование новейших педагогических технологий, адекватных специфике данной формы обучения, стимулирующих раскрытие внутренних резервов каждого ученика и одновременно способствующих формированию социальных качеств личности. Наиболее удачны в этом отношении обучение в сотрудничестве (для активизации познавательной деятельности каждого ученика в сетях), метод проектов (для творческого интегрированного применения полученных знаний), исследовательские, проблемные методы.
5. Дистанционное обучение предусматривает активное взаимодействие как с преподавателем - координатором курса, так и с другими партнерами, сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности. Проблемы социализации весьма актуальны при дистанционном обучении.
6. Система контроля должна носить систематический характер и строиться как на основе оперативной обратной связи (предусмотренной в структуре учебного материала, оперативного обращения к преподавателю или консультанту курса в любое удобное для обучаемого время), автоматического контроля (через системы тестирования) так и отсроченного контроля (например, при очном тестировании).
При создании курсов ДО необходимо учитывать следующие требования:
Мотивация . Мотивация - необходимая составляющая обучения, которая должна поддерживаться на протяжении всего процесса обучения. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед учеником. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки ученика.
Постановка учебной цели . Ученик с самого начала работы за компьютером должен знать, что от него требуется. Задачи обучения должны быть четко и ясно сформулированы в программе.
Создание предпосылок к восприятию учебного материала . Для создания предпосылок к восприятию учебного материала могут быть полезны вспомогательные материалы (руководства для учеников), входящие в комплект готового пакета или подготовленные самим преподавателем. Возможно проведение предварительного тестирования.
Подача учебного материала. Стратегия подачи материала определяется в зависимости от решаемых учебных задач. Важной проблемой является оформление кадров, подаваемых на экран дисплея. Необходимо использовать известные принципы удобочитаемости.
Обратная связь. Этот критерий имеет ключевое значение для обучаемого, меньше - в тестирующей программе, больше - в тренажерной. Компьютер способен обеспечивать обратную связь, причем помощь эта может быть индивидуальной.
Оценка . В ходе работы с компьютером ученики должны знать, как они справляются с учебным материалом. Однако предпочтительно не указывать количество неправильных ответов до окончательного подведения итогов. Большинство учеников, как правило, стимулирует небольшое число оставшихся заданий, большое число выполненных заданий стимулирует меньше. Наиболее важным в дистанционном курсе является организация коммуникаций " ученик - учитель - ученики ". Для этих целей рекомендуется организация работы учеников в проектах или "обучение в сотрудничестве", дискуссии.
При создании курсов ДО широко используются гипертекстовые технологии и мультимедийные средства. Использование гиперссылок приводит к нелинейной структуре курса, к возможности перемещаться обучаемому по своей собственной стратегии обучения по всему тексту курса. Гипертекст - возможность создания "живого", интерактивного учебного материала, снабженного ссылками между различными частями материала. Возможности гипертекста дают преподавателю возможность разделить материал на большое число фрагментов, соединив их гиперссылками в логические цепочки. Следующим шагом здесь может быть создание на основе одного и того же материала "собственных" учебников для каждого учащегося, в зависимости от его уровня знаний. Гиперссылки позволяют обращаться к
Важно подчеркнуть, что качество обучения не улучшается просто от того, что ученикам дается доступ к новым технологиям. Качество зависит от методов , которыми эти технологии используются в учебном процессе.
Не менее эффективным является использование в образовании других сервисов Интернет: электронная почта, Интернет-конференции и учебные форумы - прекрасные средства обсуждения учебного материала и взаимопомощи ученикам. Но практика показывает, что без контроля преподавателя они либо используются для разговоров, либо не используются вообще.
Как и всякое техническое новшество, каждый из сервисов Интернет, от электронной почты до WWW, имеет свою нишу оптимального применения в учебном процессе. И у этой ниши есть границы. Возможно, одно из важнейших решений при создании веб-курса - это мера , в какой степени он может дополнять или заменять очный курс, в какой мере он может и должен использовать преимущества, даваемые другими формами обучения.
Современные курсы ДО отличаются сжатым, реферативным изложением материала, делают необязательным сплошного чтение материала, позволяют строить процесс обучения в зависимости от уровня подготовки, быстроты усвоения материала, интересов обучаемого и т.п.
При разработке дистанционных курсов необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
Распределять весь материал на известные ступени и небольшие законченные части; - указывать на каждой ступени отдельные части последующего материала и, не допуская существенных перерывов, приводить из него отдельные данные чтобы возбудить любознательность ученика, не удовлетворяя ее, однако, в полной мере; - распределять и располагать материал таким образом, чтобы, где только возможно, на следующей ступени при изучении нового снова повторялось предыдущее.
Необходимо, чтобы материал захватывал, увлекал ученика. Применение разнообразной графики, анимации и имитации должно способствовать повышению привлекательности дистанционных курсов
Курс ДО должен быть разбит на относительно небольшие, логически замкнутые части (разделы). Гипертекст позволяет разбить текст раздела на более мелкие структурные единицы - занятия. Каждый раздел должен иметь заголовок, а занятия раздела - подзаголовки.
Курс дистанционного обучения разрабатывается на модульной основе: каждый модуль это стандартный учебный продукт, включающий четко обозначенный объем знаний и умений, предназначенный для изучения в течение определенного времени, или - зачетная единица, качество работы с которой фиксируется курсовыми и контрольными работами, а также тестовыми, зачетными и экзаменационными средствами.
Программы, которые используются при обучении на дистанции условно можно разбить на три группы:
- Программы, позволяющие увидеть, услышать ученика/учеников, обменяться с учеником/учениками учебными файлами, быстрыми сообщениями. К ним относятся программы: iChat, Skype, OppenMeetings.
- Программы, позволяющие видеть/работать с экраном ученика удаленно. К ним можно отнести программы Remote Desktop, TeamViewer, Skype (только режим презентации), iChat (с замещением видеоконференции), OppenMeetings (не во всех версиях операционных систем).
- Возможности, позволяющие работать учителю/учителям и ученику/ученикам в едином информационном пространстве. Это электронная почта и сайт школы.
Хотлист - это составленный учителем список ссылок, содержащих адреса сайтов по изучаемой теме. Применение тематического списка позволяет сэкономить время обучающихся, которое они затрачивают на поиск необходимого материала в Интернете. Второе достоинство этого приема состоит в том, что учащиеся могут выбрать из предложенных те сайты, в которых, по их мнению, наиболее полно и понятно изложен материал. В процессе работы хотлист можно легко дополнять, что также является достоинством этого способа.
Приемы организации учебной работы с использованием дистанционных ресурсов
В настоящее время получили распространение вариативные виды учебной работы с использованием интернет-ресурсов. Приведем примеры их практической реализации на учебных занятиях со школьниками.
- Тематический список (Хотлист)
Хотлист - это составленный учителем список ссылок, содержащих адреса сайтов по изучаемой теме. Применение тематического списка позволяет сэкономить время обучающихся, которое они затрачивают на поиск необходимого материала в Интернете. Второе достоинство этого приема состоит в том, что учащиеся могут выбрать из предложенных те сайты, в которых, по их мнению, наиболее полно и понятно изложен материал. В процессе работы хотлист можно легко дополнять, что также является достоинством этого способа. Пример работы с хотлистом на уроках «Экологические катастрофы и экологическая экспертиза», 11-й класс.
- Получите хотлист, используя ключевые слова.
- Изучите информацию, представленную на веб-страницах.
- Составьте список ссылок на веб-страницы, на которых, по вашему мнению, наиболее полно раскрыто содержание данной темы.
- Дайте краткую письменную аннотацию информации, представленной на выбранных веб-страницах.