Мотивирующая образовательная среда, как система условий развития детей. Материалы к педагогическому совету "пути оптимизации образовательной среды школы в целях обеспечения доступности качественного образования" Доступность образовательной среды повышение
Опыт федеральной площадки ПФО по обучению лиц с ограниченными возможностями
Работы по реконструкции инфраструктуры для обеспечения доступности зданий и помещений инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья проводятся в УГНТУ с 2015 года.
Во всех учебных корпусах созданы материально-технические условия, которые обеспечивают возможность беспрепятственного доступа в здание, аудитории, жилые, туалетные и другие помещения.
Имеются подъездные пандусы, кнопки вызова персонала, вертикальные подъемники для перемещения между этажами, дополнительные перила и горизонтальный подъемник на лестничных маршах, специально оборудованные туалеты.
В лекционных аудиториях оборудованы специальные места с возможностью размещения студентов на кресле-коляске и подключения к электрической сети технических средств обучения, имеются радиомикрофоны, заушные индукторы и индукционные петли. На базе библиотеки оборудовано стационарное рабочее место для незрячего или слабовидящего пользователя.
Для осуществления личностного, индивидуализированного социального сопровождения обучающихся инвалидов в университете внедрена такая форма сопровождения, как волонтерское движение среди студенчества. Волонтерское движение не только способствует социализации инвалидов, но и продвигает остальную часть студентов навстречу им, развивает процессы интеграции в молодежной среде, что проявляется с положительной стороны и в общественной жизни.
Студенческая поликлиника университета обеспечивает оказание врачебной помощи при травмах, острых и хронических заболеваниях; осуществления лечебных, профилактических и реабилитационных мероприятий (в том числе организацию динамического наблюдения за лицами с хроническими заболеваниями, длительно и часто болеющими); пропаганду гигиенических знаний и здорового образа жизни среди студентов в виде лекций и бесед, наглядной агитации.
Принятые меры обеспечивают создание условий для инклюзивного обучения студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Информация о доступе в здания образовательной организации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
Сведения о наличии библиотек, объектов спорта, об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Вид помещения |
Адрес места нахождения |
Площадь, м 2 |
Количество посадочных мест |
Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Библиотека |
Доступность в здание: Поручни, Пандусы, Доступные входные группы, |
|||
Библиотека |
Доступность в здание: Поручни, Пандусы, Доступные входные группы, Доступные санитарно-гигиенические помещения Доступ к стационарному рабочему месту для незрячего или слабовидящего пользователя, осуществляется в читальном зале периодики (3-201Г) Стационарное рабочее место включает в себя: ПК + специализированное программное обеспечение экранного доступа JAWS forWindows, а также для слабовидящих пользователей программное обеспечение экранного увеличения MAGic. Данное рабочее место позволяет работать на компьютере и в сети интернет без помощи зрения. Благодаря речевому синтезатору, информация с экрана считывается вслух, обеспечивая возможность речевого доступа к самому разнообразному контенту. |
|||
Библиотека |
Российская Федерация, 450080, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Менделеева, д 195 |
|||
Библиотека |
Доступность в здание: Поручни, Пандусы, Доступные входные группы, Доступные санитарно-гигиенические помещения |
|||
Библиотека |
Доступность в здание: Поручни, Пандусы, Доступные входные группы, Доступные санитарно-гигиенические помещения |
|||
Библиотека |
Доступность в здание: Поручни, Пандусы, Доступные входные группы, Доступные санитарно-гигиенические помещения Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок |
|||
Библиотека |
Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок |
|||
Библиотека |
Доступность в здание: Поручни, Пандусы, Доступные входные группы, Доступные санитарно-гигиенические помещения Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок |
|||
Крытые (комплексные) физкультурно-спортивные сооружения: Спортивный блок главного корпуса |
Российская Федерация, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1. |
Доступность в здание: Поручни, Пандусы, Доступные входные группы, Доступные санитарно-гигиенические помещения |
||
Открытые физкультурно-спортивные плоскостные сооружения: Спортивная площадка |
Российская Федерация, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Первомайская, д. 14 |
|||
Крытые (комплексные) физкультурно-спортивные сооружения: Спортивный корпус |
Российская Федерация, 450080, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Менделеева, д. 195 |
Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок |
||
Доступность в здание: Поручни, Пандусы, Доступные входные группы, Доступные санитарно-гигиенические помещения |
||||
Крытые (комплексные) физкультурно-спортивные сооружения: Спортивный блок в учебном корпусе |
Российская Федерация, 450022, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Акназарова, 24 |
Доступность в здание: Поручни, Пандусы, Доступные входные группы, Доступные санитарно-гигиенические помещения |
||
Крытые (комплексные) физкультурно-спортивные сооружения: Спорткомплекс |
Российская Федерация, 452620, Республика Башкортостан, г. Октябрьский, ул. Девонская, д. 54а |
Доступность в здание: Поручни, Пандусы, Доступные входные группы, Доступные санитарно-гигиенические помещения Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок |
||
Крытые (комплексные) физкультурно-спортивные сооружения: Спортивный блок в учебном корпусе |
Российская Федерация, 452620, Республика Башкортостан, г. Октябрьский, ул. Девонская, д. 54а |
Доступность в здание: Поручни, Пандусы, Доступные входные группы, Доступные санитарно-гигиенические помещения Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок |
||
Крытые (комплексные) физкультурно-спортивные сооружения |
Российская Федерация, 453118, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Проспект Октября, 2 |
Доступность в здание: Поручни, Пандусы, Доступные входные группы, Доступные санитарно-гигиенические помещения Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок |
||
Крытые (комплексные) физкультурно-спортивные сооружения: спортивный зал |
Российская Федерация, 453250, Республика Башкортостан, г. Салават, ул. Губкина, д 22Б |
Доступность в здание: Поручни, Пандусы, Доступные входные группы, Доступные санитарно-гигиенические помещения Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок |
||
ГБУЗ РБ ГКБ № 18 г. Уфы Поликлиническое отделение УГНТУ |
Российская Федерация, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Кольцевая, 5 |
Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок |
||
Медпункт |
Российская Федерация, 450080, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Менделеева, д 193/1 |
Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок |
||
Отделение медицинской профилактики |
Российская Федерация, 450078, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Чернышевского,145 |
Доступность в здание: Поручни, Пандусы, Доступные входные группы, Доступные санитарно-гигиенические помещения Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок |
||
Медпункт |
Российская Федерация, 453118, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Проспект Октября, 2 |
Доступность в здание: Поручни, Пандусы, Доступные входные группы, Доступные санитарно-гигиенические помещения Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок |
||
Медпункт |
Российская Федерация, 453250, Республика Башкортостан, г. Салават, ул. Губкина, д 22Б |
Доступность в здание: Поручни, Пандусы, Доступные входные группы, Доступные санитарно-гигиенические помещения Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок |
||
Медпункт |
Доступность в здание: Поручни, Доступные входные группы, Доступные санитарно-гигиенические помещения Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок |
|||
Столовая/буфет |
Российская Федерация, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1 |
Доступность в здание: Поручни, Пандусы, Доступные входные группы, Доступные санитарно-гигиенические помещения Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок. |
||
Столовая/буфет |
Российская Федерация, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 2 |
Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок. |
||
Столовая/буфет |
Российская Федерация, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 4а |
Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок. |
||
Столовая/буфет |
Российская Федерация, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 6 |
Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок. |
||
Столовая/буфет |
Российская Федерация, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 8 |
Доступность в здание: Поручни, Пандусы, Доступные входные группы, Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок |
||
Столовая/буфет |
Российская Федерация, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 8/1 |
Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок. |
||
Столовая/буфет |
Российская Федерация, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 8/3 |
Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок. |
||
Столовая/буфет |
Российская Федерация, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. М. Пинского, д.4 |
Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок. |
||
Столовая/буфет |
Российская Федерация, 450000, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Р. Зорге, 71 |
Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок. |
||
Столовая/буфет |
Российская Федерация, 450080, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Менделеева, 193 |
Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок. |
||
Столовая/буфет |
Российская Федерация, 450080, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Менделеева, 195 |
Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок. |
||
Столовая/буфет |
Российская Федерация, 450078, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Чернышевского, 145 |
Доступность в здание: Поручни, Пандусы, Доступные входные группы, Доступные санитарно-гигиенические помещения Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок |
||
Столовая/буфет |
Российская Федерация, 450078, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Чернышевского,145 |
Доступность в здание: Поручни, Пандусы, Доступные входные группы, Доступные санитарно-гигиенические помещения Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок |
||
Столовая/буфет |
Российская Федерация, 453118, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Курчатова, 14а |
Доступность в здание: Подъемные платформы (аппарели), Доступные входные группы, Доступные санитарно-гигиенические помещения Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок |
||
Столовая/буфет |
Российская Федерация, 453118, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Проспект Октября, 2 |
Доступность в здание: Поручни, Пандусы, Доступные входные группы, Доступные санитарно-гигиенические помещения Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок |
||
Столовая/буфет |
Российская Федерация, 452620, Республика Башкортостан, г. Октябрьский, ул. З. Космодемьянской, 33 |
Доступность в здание: Поручни, Доступные входные группы, Доступные санитарно-гигиенические помещения Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок |
||
Столовая/буфет |
Российская Федерация, 452620, Республика Башкортостан, г. Октябрьский, ул. Девонская, д. 54а |
Доступность в здание: Поручни, Пандусы, Доступные входные группы, Доступные санитарно-гигиенические помещения Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок |
||
Столовая/буфет |
Российская Федерация, 453250, Республика Башкортостан, г. Салават, ул. Губкина, д 22Б |
Доступность в здание: Поручни, Пандусы, Доступные входные группы, Доступные санитарно-гигиенические помещения Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок |
Взаимодействие с ресурсным учебно-методическим центром по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ)
Call-центр: 8–800-222-0578 (бесплатный федеральный номер); [email protected]
Call-центр Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья #ВятГУ продолжает свою работу.
В рамках приемной кампании-2019 call-центр РУМЦ #ВятГУ проводит консультации по вопросам поступления в вуз абитуриентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Вы можете обратиться в сall-центр по телефону: 8-800-222-0578 или задать вопрос письменно по адресу: [email protected] .
Сведения о доступе к электронной информационно-образовательной среде, информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, наличиеспециальных средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Министерство образования и науки Российской Федерации - http://минобрнауки.рф/
Информационный ресурс библиотеки образовательной организации -
Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья -
«Доступность образовательной среды в сфере дополнительного образования»
Русанова О.В., методист
СП «ДДТ» ГБОУ СОШ №2 с. Приволжье
«Праздничное настроение возникало сразу утром, как только я открывал глаза. Звучала веселая музыка, и я мчался в свой отряд на зарядку. Именно мчался, именно сам! Там такие дорожки и такой простор, что я мог ездить без чьей-либо помощи. И зарядку я делал наравне со всеми, только сидя» (Из сочинения Максима К.).
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепляет принцип доступности образования для лиц с особыми образовательными потребностями. Понятие «инклюзивное образование» здесь трактуется как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Для обеспечения этого «равного доступа к образованию» в образовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность для лиц с особыми возможностями здоровья, создаются специальные условия. «Под специальными условиями понимаются такие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ». В перечне этих условий физическая доступность помещения стоит на последнем месте. Доступность обучения, воспитания и развития детей с особыми возможностями здоровья обеспечивается «за счет использования специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения, предоставления услуг тьютора, проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий» .
Принцип доступности провозглашен Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 1999 года. Позже в докладе Генерального секретаря ООН была представлена научная концепция доступности: «Доступ ‒ это не акт и не состояние, а свобода выбора, дающего возможность войти в какую-то среду, передвигаться в ней, общаться с ней или пользоваться ситуацией. Среда представляет собой либо все окружение, либо часть той обстановки, в которую имеется доступ. Равное участие имеет место тогда, когда для участия имеются равные возможности, которые обеспечиваются с помощью мер, направленных на расширение доступности. Элементы доступности являются атрибутами возможности доступа, а не характеристиками окружающей обстановки» .
Каковы же эти «атрибуты возможности доступа»? В том же докладе Генерального секретаря выделяются 5 характеристик окружающей среды в области реабилитации лиц, имеющих инвалидность:
1. Доступность ‒ Можете ли вы пойти туда, куда вы хотите?
2. Осуществимость ‒ Можете ли вы делать то, что хотите?
3. Финансовая обеспеченность ‒ Удовлетворяются ли ваши особые потребности?
4. Социальная поддержка ‒ Принимают ли вас люди, находящиеся вокруг вас?
5. Равенство ‒ Обращаются ли с вами наравне с другими?
Как мы видим, физическая доступность – это только одна характеристика из пяти представленных. Помимо физической доступности, для лиц с особыми возможностями здоровья необходимо обеспечить возможность для занятий согласно личным интересам, право удовлетворить материальные потребности, психологическую безопасность, комфортное пребывание среди сверстников.
Доступность образовательной среды имеет ряд дополнительных характеристик. Сотрудники университета Малме (Швеция) выделяют следующие характеристики доступности образовательной среды:
1. Доступность содержания образовательных программ.
2. Доступность информации.
3. Индивидуальный подход.
4. Наличие адаптивного программного и аппаратного обеспечения.
5. Возможность каждому ученику быть полностью включенным в образовательный процесс вне зависимости от функциональных ограничений .
Дополнительное образование, в отличие от основного, наиболее приспособлено для создания доступной образовательной среды. Это обусловлено самой спецификой дополнительного образования:
Меньшая, чем в основном образовании, наполняемость группы – от 10 человек согласно имеющимся нормам;
Практико-ориентированный характер обучения;
Ориентация образовательного процесса не на «среднего ученика», как в классе, а на личные запросы каждого ребенка;
Отсутствие формальных ограничивающих условий: привязка к расписанию, классному помещению, фиксированные сроки освоения программы;
Возможность ребенку максимально сконцентрироваться на любимом деле;
Отсутствие жесткой регламентации образовательного процесса, связанной с необходимостью выполнения государственных образовательных стандартов.
В детском творческом объединении в составе одного коллектива могут быть дети одаренные , с низкими способностями, имеющие физические недостатки, дети разного возраста. Практика реализации образовательных программ показывает, что значительных успехов педагог достигает именно в таких разносоставных группах. .
«Возможности дополнительного образования в реализации принципов инклюзивного образования безграничны. Обычная школа, ориентированная на формальные достижения учеников и оценки по предметам, настойчиво оспаривает успех инклюзивной практики.
Программы дополнительного образования ориентированы на развитие личности и творческого потенциала ребенка, иногда на коллективный результат, который достигается через разнообразие дарований детей» .
«Все в вашей школе организовано замечательно, с учетом физических и психологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети ни минуты не скучали. День занят весь.
Наиболее востребованы детьми с особыми возможностями здоровья кружки художественной направленности. Результатом деятельности в этих объединениях стали творческие достижения детей. Практически каждый воспитанник принимает участие в концертах, фестивалях, конкурсах и выставках как в самой школе, так и за ее пределами. На этих мероприятиях подводится итог деятельности ребенка. Результаты конкурсных мероприятий, концертных выступлений позволяют ребенку пережить ситуацию успеха, социальная значимость этих результатов признается ближайшим окружением.
Вхождение ребенка в образовательную программу происходит на основе его личного выбора.
Больше половины всех занятий дополнительного образования происходит в разновозрастных группах. Особенностью дополнительного образования является то, что все творческие объединения детей имеют достаточно короткий срок существования – от 3-5 лет.
Дополнительное образование для многих из них становится единственной возможностью реализовать свои образовательные потребности, приобрести новый социальный опыт, найти применение своим способностям. Дополнительное образование постепенно становится платным.
Степень готовности учащихся к изменению/переменам предполагает наличие у детей с ограниченными возможностями здоровья встречного активного движения. Инклюзия – это «включение», но включение не может состояться, если личность не прикладывает к этому собственные усилия. Чтобы мир стал доступным для «особого» ребенка, ребенок должен сам раскрыться для окружающего мира и вступить с ним во взаимодействие.
Реализуя принцип доступности образования было выяснено, что общение со сверстниками, обретение новых друзей, приобретение нового социального опыта – вот основные образовательные эффекты, которые не менее важны, чем образовательные результаты.
ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Алехина С. В.
Россия, г. Москва, ИПИО МГППУ
Ананьев И. В.
ГБОУ СЛШ № 7
Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов
II
Международной
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013
«Праздничное настроение возникало сразу утром, как только я открывал глаза. Звучала веселая музыка, и я мчался в свой отряд на зарядку. Именно мчался, именно сам! Там такие дорожки и такой простор, что я мог ездить без чьей-либо помощи. И зарядку я делал наравне со всеми, только сидя» (Из сочинения Максима К.).
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепляет принцип доступности образования для лиц с особыми образовательными потребностями. Понятие «инклюзивное образование» здесь трактуется как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Для обеспечения этого «равного доступа к образованию» в образовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность для лиц с особыми возможностями здоровья, создаются специальные условия. «Под специальными условиями понимаются такие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ». В перечне этих условий физическая доступность помещения стоит на последнем месте. Доступность обучения, воспитания и развития детей с особыми возможностями здоровья обеспечивается «за счет использования специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения, предоставления услуг тьютора, проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий» .
Принцип доступности провозглашен Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 1999 года. Позже в докладе Генерального секретаря ООН была представлена научная концепция доступности: «Доступ ‒ это не акт и не состояние, а свобода выбора, дающего возможность войти в какую-то среду, передвигаться в ней, общаться с ней или пользоваться ситуацией. Среда представляет собой либо все окружение, либо часть той обстановки, в которую имеется доступ. Равное участие имеет место тогда, когда для участия имеются равные возможности, которые обеспечиваются с помощью мер, направленных на расширение доступности. Элементы доступности являются атрибутами возможности доступа, а не характеристиками окружающей обстановки» .
Представленная цитата обобщает многочисленные исследования ученых, которые определяют доступность не только как элементы среды, но и как возможности , которые предоставлены каждому члену общества в реализации своих потребностей. Вспомним, свобода - это осознанная необходимость. Сознание того, что я могу делать то, что мне в данную минуту необходимо, определяет мою внутреннюю свободу.
Каковы же эти «атрибуты возможности доступа»? В том же докладе Генерального секретаря выделяются 5 характеристик окружающей среды в области реабилитации лиц, имеющих инвалидность:
1. Доступность ‒ Можете ли вы пойти туда, куда вы хотите?
2. Осуществимость ‒ Можете ли вы делать то, что хотите?
3. Финансовая обеспеченность ‒ Удовлетворяются ли ваши особые потребности?
4. Социальная поддержка ‒ Принимают ли вас люди, находящиеся вокруг вас?
5. Равенство ‒ Обращаются ли с вами наравне с другими?
Как мы видим, физическая доступность - это только одна характеристика из пяти представленных. Помимо физической доступности, для лиц с особыми возможностями здоровья необходимо обеспечить возможность для занятий согласно личным интересам, право удовлетворить материальные потребности, психологическую безопасность, комфортное пребывание среди сверстников.
Доступность образовательной среды имеет ряд дополнительных характеристик. Сотрудники университета Малме (Швеция) выделяют следующие характеристики доступности образовательной среды:
1. Доступность содержания образовательных программ.
2. Доступность информации.
3. Индивидуальный подход.
4. Наличие адаптивного программного и аппаратного обеспечения.
5. Возможность каждому ученику быть полностью включенным в образовательный процесс вне зависимости от функциональных ограничений .
Дополнительное образование, в отличие от основного, наиболее приспособлено для создания доступной образовательной среды. Это обусловлено самой спецификой дополнительного образования:
Меньшая, чем в основном образовании, наполняемость группы - от 10 человек согласно имеющимся нормам;
Практико-ориентированный характер обучения;
Ориентация образовательного процесса не на «среднего ученика», как в классе, а на личные запросы каждого ребенка;
Отсутствие формальных ограничивающих условий: привязка к расписанию, классному помещению, фиксированные сроки освоения программы;
Возможность ребенку максимально сконцентрироваться на любимом деле;
Отсутствие жесткой регламентации образовательного процесса, связанной с необходимостью выполнения государственных образовательных стандартов.
В детском творческом объединении в составе одного коллектива могут быть дети одаренные, с низкими способностями, имеющие физические недостатки, дети разного возраста. Практика реализации образовательных программ показывает, что значительных успехов педагог достигает именно в таких разносоставных группах. .
«Возможности дополнительного образования в реализации принципов инклюзивного образования безграничны. Обычная школа, ориентированная на формальные достижения учеников и оценки по предметам, настойчиво оспаривает успех инклюзивной практики. Неготовность среды, учителей, сопротивление родителей - все является причиной несостоятельности процесса развития инклюзивного образования. Главный вопрос ‒ уровень академических результатов и освоения образовательной программы. Программы дополнительного образования ориентированы на развитие личности и творческого потенциала ребенка, иногда на коллективный результат, который достигается через разнообразие дарований детей» .
«Все в вашей школе организовано замечательно, с учетом физических и психологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети ни минуты не скучали. День занят весь. Хотелось бы только еще раз выразить благодарность прекрасному коллективу санаторно-лесной школы за их труд, любовь и внимание к нашим детям» (Мама Саши У.).
Санаторно-лесная школа, по определению «Педагогической энциклопедии», ‒ это загородное общеобразовательное учреждение интернатного типа, предназначенное для обучения детей школьного возраста, нуждающихся в длительном лечении . Здесь проводится комплекс оздоровительных мероприятий с обучением по программам общеобразовательной школы. Дети находятся на закрытой территории до 3 месяцев, они не имеют возможности посещать другие учреждения образования, культуры или спорта. Поэтому учащиеся могут реализовывать свои образовательные потребности только на территории этой школы. В связи с этим для загородных учреждений интернатного типа особо остро встает вопрос организации доступного дополнительного образования для всех категорий обучающихся. Задача санаторно-лесных школ так спланировать образовательную среду, чтобы каждый ученик школы в полной мере, без каких-либо ограничений, мог включиться в любую дополнительную образовательную программу согласно своим образовательным потребностям.
Созданная в Санаторно-лесной школе № 7 система дополнительного образования направлена на создание условий для успешного творческого развития и социальной адаптации каждого ребенка, вне зависимости от его психоэмоционального состояния, физического здоровья, социального статуса семьи. Предназначение программ дополнительного образования, а также образовательной среды санаторно-лесной школы отвечает основным требованиям доступности.
Л.Г.Логинова пишет о том, что на основные вопросы содержания, развития и направленностей дополнительного образования «можно дать ответ, только опираясь на имеющийся опыт, собственное представление, субъективную позицию, интуицию и здравый смысл» . Действительно, система дополнительного образования сложилась как результат 5-летних поисков, проб и ошибок педагогического коллектива школы. В настоящий момент комплекс образовательных программ имеет наиболее оптимальный и востребованный состав. Система дополнительного образования представлена детскими творческими объединениями по пяти направленностям: физкультурно-спортивной, художественно-эстетической, научно-технической, культурологической, естественно-научной, эколого-биологической.
Программы физкультурно-спортивной направленности разделены на 2 части: адаптивная физкультура для детей с нарушениями опорно-двигательной системы и программы по общей физической подготовке.
Направление на занятия адаптивной физкультурой выдаются школьным психолого-медико-педагогическим консилиумом:
1. Иппотерапия, или реабилитационная (адаптационная) верховая езда.
2. Адаптивная гимнастика.
3. Образовательная программа «Упражнения на воде».
Физические ограничения не являются препятствием при приеме детей в группы общефизической подготовки. Первичным становится личное желание каждого ребенка участвовать в подвижных играх, педагоги же создают для этого специальные условия. Все без исключения дети принимают участие в спортивных праздниках, соревнованиях, играх. Для каждой смены (четверти) организуются спортивные паралимпийские соревнования, которые могут проводиться по 3 видам: метание мяча, боча, ралли на трехколесном велосипеде. Программа соревнований составлена таким образом, чтобы каждый ребенок вне зависимости от физических нарушений смог себя проявить, достичь значимых для себя спортивных результатов.
Наиболее востребованы детьми с особыми возможностями здоровья кружки художественно-эстетической направленности. Именно здесь находит свое выражение высказывание Леонтовича А. В., в котором он определяет главные отличия основного общего от дополнительного образования: «Основное общее и дополнительное образование несут две взаимодополняющие, но существенно разные функции: основное общее - воспроизводство культуры нации, дополнительное - развитие потенциала к самореализации каждого человека в этой культуре» . Результатом деятельности в этих кружках стали творческие достижения детей. Практически каждый воспитанник принимает участие в концертах, фестивалях, конкурсах и выставках как в самой школе, так и за ее пределами. На этих мероприятиях подводится итог деятельности ребенка. Результаты конкурсных мероприятий, концертных выступлений позволяют ребенку пережить ситуацию успеха, социальная значимость этих результатов признается ближайшим окружением.
Вхождение ребенка в образовательную программу происходит на основе его личного выбора. По приезде в школу воспитатель детской группы детей организует ознакомление ребенка со всеми творческими объединениями, имеющимися в школе. Как известно, ребенок может сделать свой выбор только в результате личных проб. Он посещает пробные занятия, знакомится с предметом деятельности, с педагогом и другими членами детского объединения, а затем делает для себя выбор. Количество посещаемых кружков детьми с ОВЗ колеблется от 2 до 7. В школе нет детей, которые бы не посещали ни одного кружка.
Больше половины всех занятий дополнительного образования происходит в разновозрастных группах. Особенностью нашей школы является то, что все творческие объединения детей имеют достаточно короткий срок существования - от 1 до 3 месяцев. С одной стороны, этого недостаточно для организации прочных социальных контактов. С другой стороны, автономность школьной жизни ускоряет социальные процессы. Основная часть детей с двигательными нарушениями именно здесь завязывает прочные и долгосрочные социальные контакты, имеющие свое продолжение за пределами школы.
Во время работы над магистерской диссертацией мы провели исследование доступности дополнительного образования в Санаторно-лесной школе № 7.
Для исследования доступности образовательной среды мы воспользовались критериями доступности, изложенными в докладе Генерального секретаря ООН . Данные критерии дают возможность не только оценивать степень доступности в широком смысле, но и определить взаимоотношения личности и окружения, а также социальный статус личности, т. е. уровень социальной адаптации личности:
1. Критерий «ориентация» ‒ имеете ли вы необходимую информацию?
2. Критерий «независимость» ‒ выбираете ли вы то, что хотите делать?
3. Критерий «мобильность» ‒ можете ли вы идти, куда хотите?
4. Критерий «времяпровождение» ‒ можете ли вы заниматься чем-нибудь, когда захотите?
5. Критерий «социальная интеграция» ‒ принимают ли вас другие?
6. Критерий «финансовая самообеспеченность» — имеются ли у вас необходимые средства?
7. Критерий «переход (изменение)» ‒ готовы ли вы к переменам?»
На основании этих критериев была разработана анкета, состоящая из 18 вопросов. В опросе участвовал 101 ученик школы, в том числе 23 ребенка с двигательными нарушениями в возрасте от 10 до 18 лет, а также 24 родителя (близких родственников) детей-инвалидов. Все дети посещали творческие объединения детей системы дополнительного образования школы.
На основании полученных данных мы сделали следующие выводы:
Абсолютное большинство учащихся школы имеет высокую степень информированности о работе системы дополнительного образования. Одновременно с этим степень информированности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на 7% выше, чем в среднем по школе. Объясняется это, во-первых, присутствием сопровождающих родственников у детей с особо сложными дефектами, во-вторых, более внимательным отношением к таким детям со стороны воспитательно-преподавательского состава.
28% от общего количества детей, принявших участие в опросе, отмечают частичное ограничение своей свободы при посещении того кружка, который он хочет. Это связано, во-первых, с избыточностью предложений программ дополнительного образования, во-вторых, с наличием режимных моментов в школе, во-вторых, с наличием расписания занятий, которое ограничивает время посещения ребенком других кружков, в которых он хотел бы заниматься.
Только 3 ребенка с двигательными нарушениями из 23-х обозначили свои физические проблемы как причину, ограничивающую их мобильность. Остальные не считают свои физические нарушения проблемой. Они сравнивают образовательную и физическую среду школы с городскими условиями проживания, где «основное время мы проводим дома » (мама Лизы В.)
Три ребенка из 23 с двигательными нарушениями отмечают, что не всегда могут в свободное время заниматься любимым делом, при этом один из них отметил на полях, что раньше его любимым занятием было чтение книг, «а здесь столько интересных дел и событий, что мне некогда даже взять в руки книгу». Для таких детей значимым становится переживание новых эмоциональных состояний, связанных с приобретением нового социального опыта.
Экспертную оценку степени социальной интеграции детей, включенных в систему дополнительного образования, дали родители. На вопрос: «появились ли у Вашего ребенка друзья?» ‒ положительно ответили 22 респондента из 24-х.
На вопрос: «Общается ли Ваш ребенок с этими друзьями вне стен школы?» ‒ ответили «да» 19 человек, «нет» ‒ 4. «Благодаря школе появились новые друзья, постоянно созваниваемся, ездим в гости» (мама Кати Т); «Со многими ребятами продолжает общаться вне стен школы. Из-за расстояния такое общение налажено в Интернете… в ожидании реальных встреч в вашей школе» (мама Елены И.).
Уровень социальной интеграции детей мы определяли также через выявление степени эмоциональной комфортности детей на занятиях в системе дополнительного образования школы. Родителям детей с двигательными нарушениями мы предложили по 10-балльной шкале оценить степень эмоционального комфорта своих детей. Средний показатель по этому вопросу - 9,1, что говорит о высокой степени эмоционального комфорта учащихся школы.
Степень финансовой доступности является очень важным для семей, имеющих детей с инвалидностью. Дополнительное образование для многих из них становится единственной возможностью реализовать свои образовательные потребности, приобрести новый социальный опыт, найти применение своим способностям. Дополнительное образование постепенно становится платным. Мы задали вопрос родителям: «Сможете ли Вы обеспечить занятия своего ребенка в кружках, если они станут платными?» 13 человек из 24-х готовы оплачивать платные занятия. При этом трое родителей готовы оплачивать 1‒3 кружка без всяких оговорок за «то, что нам полезно». К «полезным» занятиям родители относят: занятия шахматами, бассейн, массаж, иппотерапию, бумагопластику, глину, театр, вокал, выжигание. Четверо родителей готовы платить, «если цены будут приемлемыми». Один респондент готов оплачивать только индивидуальные занятия. 7 человек сказали: «Однозначно нет». Результаты опроса говорят о том, что финансовая доступность дополнительного образования - важный фактор для личностной самореализации и предпрофильной подготовки детей с инвалидностью.
Степень готовности учащихся к изменению/переменам предполагает наличие у детей с ограниченными возможностями здоровья встречного активного движения. Инклюзия - это «включение», но включение не может состояться, если личность не прикладывает к этому собственные усилия. Чтобы мир стал доступным для «особого» ребенка, ребенок должен сам раскрыться для окружающего мира и вступить с ним во взаимодействие.
В результате анализа ответов детей мы выявили, что дети готовы принимать другого, отказываться от чего-либо ради другого, понимать друг друга.
Реализуя принцип доступности образования, сотрудники Санаторно-лесной школы № 7 обеспечили включение каждого ребенка, вне зависимости от состояния здоровья, в систему дополнительного образования школы. Общение со сверстниками, обретение новых друзей, приобретение нового социального опыта - вот основные образовательные эффекты, которые не менее важны, чем образовательные результаты.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алехина С. В. Инклюзия - реальность дополнительного образования. Дополнительное образование детей Москвы от А до Я. 2013. Т. 2. № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://додмск.рф (Дата обращения 20.03.2013).
2. Буйлова Л. Н., Кленова Н. В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Москва: АРКТИ, 2005.
3. Леонтович А. В. О направленности дополнительного образования // Внешкольник. 2007. № 2. С. 45‒47. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mos-cons.ru/mod/forum/discuss.php?d=474 (Москва - регион-консультант) (Дата обращения 1.04.2013).
4. Логинова Л. Г. Сущность результата дополнительного образования детей. [Электронный ресурс]. URL: http://www.6hm.eduhmao.ru/info/1/3820/24433/ (Информационно-просветительный портал) (Дата обращения 30.03.2013).
5. Национальная педагогическая энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: http://didacts.ru/dictionary/1013/word/sanatorno-lesnaja-shkola (Дата обращения 10.04.2013).
6. Проблемы и новые тенденции в области улучшения положения инвалидов: Доклад Генерального секретаря ООН / Специальный комитет по всеобъемлющей единой Международной конвенции о защите и поощрении прав и достоинства инвалидов. Нью-Йорк, 16-27 июня 2003 года.
7. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
8. Katarina T. Schenker . The design of accessible distance education environments that use collaborative learning. [Электронный ресурс]. URL:
В опросы внедрения инклюзивного образования активно обсуждаются на всех уровнях власти. Одной из острых проблем доступности образования является обеспечение лиц с ОВЗ по зрению электронно-образовательными ресурсами в формах, адаптированных к их состоянию здоровья. О своём опыте и достижениях в области развития адаптивных технологий рассказывает лидер рынка отечественных полнотекстовых электронных баз данных.
Наталья ИВАНОВА , директор компании «Ай Пи Эр Медиа» (ЭБС IPRbooks)
Актуальность проблемы
30 декабря 2017 г. введены новые ФГОС ВО 3++, согласно которым обучающиеся из числа инвалидов и лица с ОВЗ должны быть обеспечены печатными или электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
С 1 сентября 2018 г. к электронным библиотечным системам будут применяться положения нового национального стандарта ГОСТ Р 57723-2017. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Системы электронно-библиотечные. Общие положения, согласно которым ЭБС должна обеспечивать предоставление электронных образовательных ресурсов для лиц с ограниченными возможностями здоровья в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
Таким образом, разработчики ЭБС должны учитывать все требования законодательства и новых ГОСТов и гарантировать пользователям доступность своих ресурсов лицам с ОВЗ, в том числе и инвалидам по зрению.
От идеи до реализации
Наша компания начала работу в этом направлении в 2010 г. одновременно с созданием ЭБС IPRbooks, когда вопросы инклюзивного образования ещё активно не обсуждались на высоком уровне. При разработке ПО для чтения книг в ЭБС мы задумались о том, что у пользователей системы могут существовать разного рода проблемы со зрением, поэтому было принято решение об адаптации ЭБС для них с самого начала.
Приобретение качественного программного продукта для чтения книг позволило максимально адаптировать приложение под поставленные задачи, в том числе обеспечить защиту текста и сохранение его качества.
Выбранное нами решение оказалось дорогостоящим, но оно того стоило: с одной стороны, все тексты в нашей ЭБС надёжно защищаются, с другой - увеличиваются в пределах до 300 % без потери качества изображения. Это позволяет людям с плохим зрением использовать все лицензионные издания ЭБС, а их более 55 тыс.
В 2016 г. компания «Ай Пи Эр Медиа» сделала ещё один шаг навстречу пользователям с плохим зрением и создала версию сайта ЭБС I P Rbooks для слабовидящих. Она разработана в полном соответствии с действующим ГОСТ 52872-2012. Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению, а также с международными стандартами, которые существуют в этой сфере. Мы самостоятельно обратились к специалистам, чтобы осуществить экспертизу нашей версии сайта для слабовидящих в целях контроля качества и подтверждения его соответствия потребностям людей с ОВЗ по зрению.
Исследование ресурса проводилось специалистами отдела информационных технологий НУ «Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала Всероссийского общества слепых «Реакомп» (ИПРПП ВОС «Реакомп»), который был создан на базе главного центра компьютерных технологий ВОС и института повышения квалификации для организации многоплановой работы с инвалидами по зрению. В результате было выдано положительное экспертное заключение.
Создавая и развивая
Следующим этапом работы в этом направлении стало включение в базу ЭБС I P Rboоks обширной коллекции литературы в аудиоформате. Сейчас пользователям доступно более 2 тыс. звуковых книг разных жанров.
Кроме того, в настоящее время мы активно работаем над созданием специальной коллекции литературы для людей с проблемами зрения, обучающихся по доступным для них специальностям в вузах и колледжах. На основе электронных книг ведущих издательств, с их предварительного согласия, мы создаём аудиоиздания и проводим их специальную подготовку. Подготовлен каталог, включающий уже около 600 таких учебных и научных изданий. Он, в свою очередь, разделён на профильные коллекции, основанные на перечне профессий, рекомендованных для инвалидов по зрению Министерством труда и социальной защиты РФ. Каждая коллекция наполнена изданиями по дисциплинам, входящим в образовательный стандарт той или иной специальности. При этом в коллекциях содержатся книги не только по гуманитарным дисциплинам, но и по математике, геометрии, основам программирования. Эти предметы особо сложны для восприятия на слух и перевода их в аудиоверсию, но это существенная альтернатива книгам, напечатанным шрифтом Брайля, без которых, конечно, изучение таких предметов затруднительно.
Мобильная библиотека для всех
Мобильные сенсорные телефоны давно стали незаменимыми помощниками в повседневной жизни для слепых и слабовидящих. Мировые разработчики ПО специально для людей с ограничениями зрения внедряют в мобильные устройства голосовые сервисы и программы, делающие доступными многие внешние ресурсы. Однако доступ к лицензионному контенту и базам данных пока серьёзно ограничен в связи с тем, что владельцы контента используют разные способы его защиты.
Приложение I P Rbooks WV-Reader работает на базе ОС Android, и сейчас мы разрабатываем аналогичное решение для устройств с ОС iOS. Оно существенно отличается от мобильных приложений, ориентированных на пользователей с нормальным зрением.
Важными преимуществами ПО является то, что оно максимально полно интегрировано с сервисом для слепых и слабовидящих TalkBack, созданным компанией Google. Из важных функций ПО перечислю лишь некоторые: авторизация по QR-коду, ведь ввод пароля для людей с проблемами зрения - серьёзная проблема; распознавание голосовых команд и поиск-навигация по каталогу и содержанию книг и, конечно же, специальный контент. В ПО нет книг и функций, которые не могут использоваться людьми с ОВЗ по зрению.
Данное ПО мы также отправляли на экспертизу в НУ ИПРПП ВОС «Реакомп» на базе главного центра компьютерных технологий ВОС, и в результате было получено экспертное заключение, которое позволяет говорить о возможности его использования людьми с ОВЗ по зрению. Кроме этого, экспертами было установлено, что ПО соответствует стандартам мобильных приложений для смартфонов, разработанным некоммерческой организацией «Российская система качества».
В сентябре 2017 г. мобильное приложение WV-Reader IPRbooks завоевало первое место в конкурсе профессионального мастерства «Ревизор-2017» в номинации «Инновационные сервисы и технологии».
Нормы и стандартизация услуг для людей с ОВЗ
Разрабатывая продукты, компания «Ай Пи Эр Медиа» всегда ориентируется, во-первых, на принятые требования и нормы, включая международные и национальные стандарты, законодательство, регулирующее данную сферу, а во-вторых, на ИТ-достижения лидирующих мировых компаний. Мы всегда стремимся получить объективную внешнюю оценку своих продуктов и услуг, проводя добровольную сертификацию и экспертизу. Это без лишних слов и формальных обещаний гарантирует их качество. Кроме того, такая работа позволяет выявить проблемные места, улучшить качество продуктов и привести их в соответствие с требованиями.
Напомню, что мы первая и практически единственная компания, которая успешно прошла сертификацию ЭБС, в том числе на соответствие ранее действующему приказу № 1953 Минобрнауки России, регламентировавшему количественные и качественные характеристики ЭБС.
С технологиями и программами для лиц с ОВЗ по зрению всё гораздо серьёзнее: разработчики не имеют права лишь формально обеспечивать требования к доступности электронно-образовательных ресурсов для таких пользователей. Совершенно согласна с высказыванием, что именно разработчики электронных образовательных ресурсов должны учитывать все требования законодательства и гарантировать учебным заведениями и их пользователям доступность своих ресурсов лицам с ОВЗ, в том числе и инвалидам по зрению.
Отсутствие национальных стандартов для подобных программ может привести к созданию некачественных продуктов. По мнению сотрудников компании, стандарт должен появиться и к его разработке необходимо привлекать представителей Всероссийского общества слепых и тех незрячих специалистов, которые трудятся в сфере ИТ.
На Международной конференции «ИТ-Стандарт 2017», проходившей в Москве 5 декабря 2017 г. на базе Московского технологического университета, руководители специализированных технических комитетов, работающих в области ИТ-стандартизации, обсудили данные вопросы и пути их решения. Со своей стороны, компания готова к участию в разработке стандартов и привлечению всех заинтересованных сторон.
12 декабря 2017 г. «Ай Пи Эр Медиа» провела в Москве проблемно ориентированный семинар «Адаптивные технологии в библиотеках для использования изданий лицами с ОВЗ по зрению и другими нозологиями. Проблемы и современные пути решения», где представители Всероссийского общества инвалидов, Всероссийского общества слепых и специалисты вузов и библиотек также обсудили необходимость дальнейшей работы в этом направлении.
Кроме того, в семинаре приняла участие Первый заместитель председателя Комитета по международным делам Государственной Думы Светлана Журова, обсудившая ратификацию Россией Марракешского договора.
Таким образом, в компании продолжается работа по созданию доступной среды в цифровых образовательных ресурсах, и мы готовы делиться опытом и оказывать помощь в этом направлении всем заинтересованным.
Записал Сергей Спиридонов
Решение проблемы внутренней доступности образовательного пространства комплекса-интерната для лиц со специальными образовательными потребностями достигается специальной формой организации учебного процесса и созданием в нем безбарьерной образовательной среды.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство социального развития Саратовской области
ГАПОУ СО «СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ»
Доклад
« Особенности образовательной среды учреждения, как условие профессионального обучения инвалидов и лиц с ОВЗ »
Е.П. Аверина, методист
2015
Особенности образовательной среды учреждения, как условие профессионального обучения инвалидов и лиц с ОВЗ.
В Концепции модернизации российского образования заявлен принцип равного доступа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, с состоянием их здоровья, с рекомендациями, прописанными в индивидуальной программе инвалида. Одним из направлений реализации данного требования является внедрение новых подходов при формировании и организации образовательной среды в профессиональных образовательных учреждениях.
Решение проблемы внутренней доступности образовательного пространства комплекса-интерната для лиц со специальными образовательными потребностями достигается специальной формой организации учебного процесса и созданием в нем безбарьерной образовательной среды.
Образовательная среда – это организационно, методически, технически и технологически приспособленная к специальным потребностям инвалида в образовательном учреждении среда, обеспечивающая ему условия для освоения программ профессионального обучения, охрану здоровья, создающая условия для реализации индивидуальной программы реабилитации, доступность информационного и социокультурного пространства комплекса-интерната. Эта среда должна компенсировать, полностью или частично, ограничение жизнедеятельности инвалида в получении образования, позволяя ему выступать на рынке труда на равных конкурентных началах с другими специалистами. К таким ограничениям относятся ограничения в общении, ориентации, обучении, трудоустройстве, а в некоторых аспектах и самообслуживания.
Так что же представляет собой понятие «образовательная среда»?
Образовательная среда в ГАПОУ СО «СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ» – это не обособленное понятие. Все задачи по организации и созданию образовательной среды сосредоточены и решаются при комплексном сопровождении образовательного процесса обучающихся всеми структурными подразделениями учреждения.
Комплексный подход в формировании образовательной среды в комплексе-интернате для инвалидов и лиц с ОВЗ базируется на следующих принципах:
- Нормативно-правовая база - основа деятельности учреждения.
- Кадровое обеспечение учреждения специалистами.
- Доступность здания комплекса-интерната и безопасного в нём нахождения, доступность образовательных услуг для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
- Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
- Адаптация образовательных программ, учебно-методического обеспечения в системе обучения инвалидов и лиц с ОВЗ и комплексное сопровождение образовательного процесса с внедрением здоровьесберегающих технологий.
1.НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ. ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ.
Деятельность комплекса-интерната для инвалидов регламентирована не только нормативно-правовыми документами федерального, регионального уровня, и законами Российской Федерации, но и Уставом учреждения, документами локального характера – Положение о комплексе-интернате, Положение об обучающихся, Положение об организации и проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации, Положение о практике обучающихся, Положение об итоговой аттестации выпускников и другими локальными актами.
Реализация Федеральной программы «Доступная среда» в профессиональных образовательных учреждениях социальной сферы, утверждённой Постановлением правительства РФ от 17 марта 2011 года, послужила толчком к разработке Министерством образования и науки РФ «Требований к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса», которые отражены в Письме Минобрнауки № 06-281 от 18.03.2014 г.
В данном документе раскрываются разноплановые аспекты по правилам организации обучения инвалидов, материально-техническому оснащению кабинетов, учебных аудиторий специальным оборудованием и приспособлениями. Здесь же дана полная характеристика образовательной среды и условий, которые должны быть созданы для инвалидов в зависимости от заболевания в профессиональных образовательных учреждениях.
2.Кадровое обеспечение учреждения.
Немаловажным фактором создания образовательной среды для профессионального обучения инвалидов и лиц с ОВЗ является кадровое обеспечение в учреждении. Для комплексного сопровождения образовательного процесса, воспитательного процесса обучающихся в учреждении сформирован штат сотрудников, имеющих необходимое специальное профессиональное образование и прошедших дополнительную переподготовку в 2015 году, которая позволила углубить знания о психофизиологических особенностях инвалидов, специфике приема-передачи учебной информации, применения специальных технических средств обучения с учетом разных нозологий. В учреждении получают профессию ученики с нарушением функций слуха, и с ними работает на занятиях теоретического и производственного обучения штатный переводчик русского жестового языка.
Все подразделения учреждения работают слаженно и комплексно, взаимодействуя друг с другом, что позволяет своевременно выявлять потребности обучающихся в сфере социальной поддержки, контроля соблюдения прав обучающихся, психолого-педагогического сопровождения, обеспечения равного доступа к информации во время занятий и во внеурочное время, медицинского реабилитационного сопровождения учебной и производственной деятельности, что приводит к созданию и доступности единой образовательной среды в учреждении.
3.Доступность здания комплекса-интерната и безопасного в нём нахождения, доступность образовательных услуг для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Создание безбарьерной среды в комплексе-интернате учитывает потребности различных категорий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- с нарушениями зрения;
- с нарушениями слуха;
- с ограничением двигательных функций.
Специальные условия обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в комплексе-интернате обеспечивают выполнение индивидуальных программ реабилитации на период обучения и состоят в следующем: в учреждении и на прилегающей территории создана достаточная безбарьерная архитектурная среда, обеспечивающая беспрепятственный доступ в здание обучающимся (пандусы, поручни, широкие дверные проёмы, работает лифт), приспособлены помещения, территория, мебель, оборудование.
Прилегающая территория учреждения, входные пути, пути перемещения внутри здания также доступны для обучающихся и соответствуют условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных обучающихся. Имеются средства информационно-навигационной поддержки. Предупреждающая информация для инвалидов по зрению о приближении к препятствиям (лестницам, пешеходным переходам) обеспечена изменением фактуры поверхностного слоя покрытия дорожек и тротуаров и направляющими полосами яркой контрастной окраской. Для инвалидов выделены места для парковки автотранспортных средств.
Комплексная информационная система для ориентации и навигации инвалидов в архитектурном пространстве комплекса-интерната включает визуальную и тактильную информацию.
Все помещения, доступные для инвалидов, отмечены специальными знаками или символами. Ширина пути движения на участке при встречном движении инвалидов на креслах колясках составляет не менее 1.8 м с учётом габаритных размеров кресел-колясок по ГОСТ Р 50602. Входная группа на первом этаже выполнена из ударопрочного материала. Одним из показателей доступности является
наличие специальных мест в кабинетах и мастерских для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
- В каждом учебном помещении (в лекционных аудиториях, кабинетах для практических занятий, учебных мастерских, библиотеке и пр.) предусмотрена возможность оборудования по 1-2 места для обучающихся-инвалидов по каждому виду нарушения здоровья – опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения.
- При оборудовании специальных учебных мест увеличен размер зоны на одно место с учетом подъезда и разворота кресла-коляски, увеличения ширина прохода между рядами столов, в перспективе продолжим замену двухместных столов на одноместные.
- В учебных кабинетах первые столы в ряду у окна и в среднем ряду предусмотрены для обучаемых с нарушениями зрения и слуха, а для обучаемых, передвигающихся в кресле-коляске. - выделены 1-2 первых стола в ряду у дверного проема.
Вторым немаловажным показателем доступности является наличие оборудованных санитарно-гигиенических помещений для обучающихся с различной нозологией.
- На каждом этаже обустроены туалетные кабины, доступные для маломобильных обучающихся, оборудованные опорными поручнями.
- Третьим показателем доступности является наличие системы сигнализации и оповещения для обучающихся различных нозологий.
- Проектное решение здания комплекса-интерната обеспечивает безопасность маломобильных обучающихся в соответствии с требованиями СНиП 21-01 и ГОСТ 12.1.004, с учетом мобильности инвалидов различных категорий, их численности и места нахождения в здании.
- Особое внимание уделено обеспечению визуальной, звуковой и тактильной информацией для сигнализации об опасности и других важных мероприятиях.
- Пути движения к помещениям, зонам и местам обслуживания внутри здания спроектированы в соответствии с нормативными требованиями к путям эвакуации людей из здания.
Ещё одним показателем доступности является информационное обеспечение доступности получения профессионального обучения инвалидами и лицами с ОВЗ, подтвержденное наличием на сайте учреждения информации об условиях обучения в учреждении.
4. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Образовательный процесс осуществляется в 5 кабинетах теоретического обучения (два из них компьютерные) и 9 производственных мастерских, кроме того работают механический и заготовительный обувные цеха. Кабинеты и мастерские оснащены необходимой мебелью, оборудованием, инструментами, учебно-наглядными пособиями, дидактическими материалами, интерактивными комплексами, оргтехникой. Реализация в 2011-2012 году областной долгосрочной целевой программы «Доступная среда» способствовала укреплению материально-технической базы учреждения для успешного обучения инвалидов. Впервые к зданию был пристроен лифт, что позволило открыло возможности для обучения колясочников, а на прилегающей территории оборудован современный спортивный комплекс, адаптированный для инвалидов. Для слабослышащих учеников во всех кабинетах и мастерских имеется звукоусиливающее оборудование, в кабинете операторов ЭВМ - рабочие места для слабовидящих учеников, а в обувные мастерские приобретены современные рабочие места для ремонта и пошива обуви. Условия обучения и проживания тесно взаимосвязаны, так как 80 % обучающихся проживают в благоустроенном общежитии (80 койко-мест). В комнатах имеется специализированная современная мебель, ортопедические матрацы и подушки, душевые кабины в санитарных комнатах приспособлены для инвалидов.
В библиотеке установлен компьютер для организации интернет центра, что при дальнейшем укомплектовании библиотеки флэшнакопителями с учебным материалом на доступных электронных носителях информации позволит обучающимся самостоятельно пользоваться и работать с учебным материалом при подготовке к занятиям, пользоваться браузерами при выходе в интернет для получения более глубоких знаний по профессиям.
5. Адаптация образовательных программ, учебно-методического обеспечения в системе обучения инвалидов и лиц с ОВЗ и комплексное сопровождение образовательного процесса с внедрением здоровьесберегающих технологий.
В комплексе-интернате осуществляется обучение по адаптированным программам профессионального обучения, наиболее приемлемым к психофизиологическим особенностям инвалидов, с учётом особенностей состояния здоровья и индивидуальных возможностей учеников, применяются специализированные технические и программные средства обучения, осуществляется педагогическая коррекция учебного процесса.
При реализации основных программ профессионального обучения педагогические работники применяют самые современные педагогические технологии: личностно-ориентированное обучение, игровые и ИКТ, проблемное обучение, конспекты опорных сигналов и знаково-контекстное обучение , применяются различные формы обучения, включая индивидуальные. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья имеют свои специфические особенности восприятия, переработки материала. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом того, чтобы предоставлять этот материал в различных формах так, чтобы инвалиды с нарушениями слуха получали информацию визуально, с нарушениями зрения - аудиально.
Выбор методов обучения в комплексе-интернате определяется содержанием обучения, уровнем профессиональной подготовки педагогов, методического и материально-технического обеспечения, особенностями восприятия учебной информации обучающихся. В образовательном процессе используются социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими учениками, создании комфортного психологического климата в учебной группе. Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, адаптированные для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и позволяющие оценить достижение ими запланированных в основной образовательной программе результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, заявленных в образовательной программе. Проведение компьютерного тестирования, как основной формы проверки знаний обучающихся, снимает их эмоциональное напряжение и тревожность. Форма проведения текущей и итоговой аттестации для обучающихся устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости ученикам предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене. Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе, выраженное в проведении преподавателями и мастерами производственного обучения интерактивных физминуток с выполнением обучающимися комплексов упражнений на тренировку и разминку различных групп мышц, а также занятия обучающихся с доступной физической нагрузкой с учётом особенностей каждого обучающегося в тренажерном зале, на тренажёрах спортплощадки. Для лиц с ОВЗ организуются подвижные занятия адаптивной и лечебной физкультурой в специально оборудованном спортивном зале. Проведение преподавателем уроков физкультуры на спортивной площадке в различных формах позволяют поддерживать и укреплять здоровье обучающихся, привлечь их к здоровому образу жизни.
Ведется постоянная работа по повышению квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения, воспитателей, социального педагога, педагога психолога, медицинских работников. Повышению методического мастерства педагогов способствовала проведенная в 2014 году профессиональная переподготовка всех педагогических работников по программе «Педагогика и психология профессионального образования». Педагоги учреждения активно участвуют в работе социальной сети работников образования, имеют собственные сайты. Ведётся работа по поиску инновационных педагогических технологий, которые смогли бы улучшить методическое насыщение профессионального обучения инвалидов, повысить качество знаний обучающихся, а значит, и обеспечить их успешное трудоустройство в будущем.
При определении мест учебной и производственной практик для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья учитываются рекомендации медико-социальной экспертизы, отраженные в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда. При необходимости для прохождения практик создаются специальные рабочие места в соответствии с характером нарушений, а также с учетом профессионального вида деятельности и характера труда, выполняемых обучающимся трудовых функций.
Мероприятия по содействию трудоустройству выпускников-инвалидов в комплексе-интернате осуществляются во взаимодействии с государственными центрами занятости населения. В 2015-2016 учебном году в учреждении реализуется программа «Трудоустройство: поиск, проблемы, перспективы».
Основными формами содействия трудоустройству выпускников-инвалидов в учреждении являются встречи представителей центров занятости и работодателей с выпускниками, индивидуальные консультации выпускников по вопросам трудоустройства. Эффективным является трудоустройство на квотируемые специально оборудованные для инвалидов рабочие места, а также организация рабочих мест для инвалидов по программам центров занятости с привлечением заинтересованных работодателей.
Таким образом, в учреждении в процессе слаженной совместной работы всех подразделений комплекса-интерната формируется единая образовательная среда , создаются комфортные условия для профессионального обучения и подготовки специалистов, востребованных на рынке труда.