Организация постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья. IV

 /  Центр постинтернатного сопровождения «Поверь в себя»

​I. Актуальность

Сопровождение ребенка по жизни в семье не заканчивается с его совершеннолетием. Родители заботятся о своем чаде и после 18 лет. Что же происходит с детьми из государственных учреждений на практике? Ребенку исполняется 18 лет и вроде бы государство продолжает о нем заботиться и помогать, но в действительности совершеннолетний выпускник детского дома остается один на один с трудностями жизни. У него не остается ничего другого, как вернуться к своим родственникам, а иногда родителям и постепенно принять их образ жизни. «Кризисный круг», таким образом, продолжает существовать.
Поэтому, когда мы говорим о «семейном стиле воспитания в государственном учреждении», особое внимание уделяем созданию системы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома.
Анализ жизнеустройства выпускников на протяжении многих лет нашего учреждения и подобных, показывает, что большинство выпускников не могут самостоятельно разрешить возникающие проблемы. На фоне неблагоприятной социально-экономической ситуации в стране выпускник вновь оказы­вается в социальной среде «один на один» со своими проблемами, он оказывается включенным одновременно в следующие сфе­ры деятельности:

Поэтапное создание системы уже на ранних стадиях организации позволит:

Сохранить у подростков потенциал к социальной адаптации, накопленный за период пребывания в детском доме. Благодаря линии преемственности реа­билитационной работы в постинтернатный период, подросток не потеряет, а усилит свой потенциал достойного гражданина.

  • обеспечить реальную отдачу от финансовых затрат государства на содержание воспитанников в детском доме.
  • обеспечить профилактику правонарушений и стабилизацию социального климата.
  • повысить социальный статус детского дома в глазах общественности села и города.

В рамках реализации программы возникают благоприятные условия для широкого взаимодействия с различными общественными организациями, деятельность которых направлена на оздоровление социального климата и оказание помощи сиротам и другим «группам риска».
После выпуска из детского дома воспитанник продолжает обучение в учебном заведении начального профессионального, среднего про­фессионального или высшего профессионального образования. Чаще всего это учреждения начального профессионального образования. При этом особое значение приобретают следующие факторы:

  • отношение к подростку преподавательского состава (дополнительные хлопо­ты с несовершеннолетними воспитанниками детского дома);
  • принятие или непринятие его в среде сверстников - однокурсников;
  • мотивация обучения.

Мотивация обучения связана с наличием перспективной цели, сформиро­ванной в детском доме, и психологическим климатом в учебном заведении. Большая часть выпускников имеет недостаточную мотивацию обучения.
В последнее время наблюдается тенденция, что выпускники не желают продолжать образование. В этом случае встает вопрос о его трудоустройстве. При этом подросток, не достигший совершеннолетия, сталки­вается с проблемами дефицита рабочих мест; отсутствием профессиональных знаний и умений.
Отсутствие мотивации к обучению обусловлено еще и тем, что Центром занятости населения для такой категории граждан предусмотрена выплата пособий по безработице значительно выше средней заработной платы.
Таким образом, организация профессиональной самореализации выпускника не имеет достаточных ресурсов для того, чтобы быть продуктивной.

II. Постинтернатное сопровождение выпускников детского дома

Цель : Создание условий для позитивной успешной социализации и самореализации выпускников детских домов.

Задачи :

  • Создание организационно-управленческой структуры и нормативно-правовой базы по обеспечению постинтернатной адаптации и сопровождению выпускников детских домов.
  • Подготовка выпускников детских домов к самостоятельной жизни.
  • Создание базы данных о выпускниках детского дома для оказания им своевременной помощи в решении проблем жизнеустройства.
  • Создание кураторства как действенного инструмента воспитания и передачи жизненного опыта.

Программа постинтернатного сопровождения выпускников детского дома основывается на реализации следующих принципов:

  • Принцип реализации государственных гарантий по обеспечению прав подростков на социальную адаптацию в обществе. Реализация данного принципа предполагает всемерное содействие различных государственных структур успеху постинтернатной адаптации выпускников детского дома, а также скоординированное взаимодействие различных служб, осуществляющих настоящее вре­мя свою деятельность в контексте помощи постинтернатной адаптации выпускников детского дома.
  • Принцип формирования единой государственной системы постинтернатной адаптации выпускников детского дома. Реализация данного принципа предполагает создание технологически законченной системы постинтернат­ной адаптации с единой схемой управления, финансирования и личной ответственности за эффективность ее функционирования.
  • Принцип ориентирования адаптационных мероприятий в интере­сах несовершеннолетнего. Реализация данного принципа предполагает целостное видение личности подростка при анализе отдельных сфер его жизнедея­тельности, решении конфликтных ситуаций; понимания множества причин асоциального поведения и трудностей постинтернатной адаптации.
  • Принцип адресности адаптационных мероприятий с учетом личностных особенностей выпускников. Реализация данного принципа предполагает личностно-ориентированный подход к подростку; построение программы постинтернатной адаптации на основе его личностных особенностей и материально- бытовых возможностей.

Модели выпускника детского дома на данный момент не разработано. У государства нет четких запросов на то, каким должен стать ребенок, проживший часть своей жизни в детском доме.

Показателями готовности подростка к выпуску являются:

  • благоприятный прогноз относительно состояния физического и психического здоровья ребенка;
  • благоприятный прогноз относительно семейного психологического климата или его жизнеустройства в ином месте (собственная квартира или дом, наличие места в общежитии образовательного учреждения);
  • остаточный уровень социальной компетентности, социального интеллекта выпускника (зна­ние законодательства, культура поведения, умение конструктивно организовать досуг и др.);
  • наличие нескольких вариантов продолжения обучения в образова­тельных учреждениях;
  • наличие нескольких вариантов трудоустройства.

III. Основные направления реализации программы постинтернатного сопровождения

Программа постинтернатного сопровождения реализуется через два направления:

  • создание маршрутов постинтернатного сопровождения и формирование меха­низма их реализации;
  • создание «информационного поля» постинтернатного сопровождения.

3.1. Создание маршрутов постинтернатного сопровождения и формирование механизма их реализации

  • Программа сопровождения выпускника (ПСВ) - это комплекс меро­приятий, реализуемых на основе межведомственного взаимодействия и направ­ленных на успешную социальную адаптацию выпускника вне стен детского
    дома.
  • ПСВ составляется для каждого выпускника за несколько месяцев (рекомендовано - за три месяца) до выпуска на основе следующих мероприятий:

Мероприятие

Ответственный орган

1. Сбор информации о вариантах постинтер­натной адаптации по следующим позициям:

  • место жительства выпускника;
  • учебное заведение;
  • место работы

2. Составление проекта ПСВ с указанием вариантов проживания, обучения, трудоуст­ройства и организации досуга

социальная служба детского дома

3. Уточнение ПСВ в соответствии с пожеланиями выпуск­ника

социальная служба детского дома

4. Создание рабочего варианта ПВС и рас­пределение «зон ответственности» за его реализацию между различными органами. Назначение лиц (или лица), лично ответст­венных за успех реализации ПСВ.

представитель социальной службы детского дома.

3.2. Рабочий вариант ПСВ представляет собой документ, где содержится следующая информация:

  • место проживания (с указанием точного адреса, телефона, имен и мест рабо­ты, проживающих совместно с подростком лиц);
  • место учебы (с указанием точного адреса, телефонов, имен ответственных лиц);
  • место работы (с указанием точного адреса, имен наставников и их контакт­ных телефонов);

Реализация ПСВ предполагает назначение ответственных за патронаж лиц по каждой сфере жизнедеятельности (патронаж места проживания, места учебы, места работы, досуговой деятельности, здоровья), а также выбор (назна­чение) лица, осуществляющего координацию и общий контроль за реализацией маршрута. Один раз в год, в зависимости от конкретной ситуации, группа ответственных лиц оценивает эффективность реализации ПСВ, если необходимо, вносит коррективы, обсуждает возможные трудности и находит пути их реше­ния.

Предусматриваются три основные формы ПСВ в зависимости от уровня готовности подростка к выпуску. ПС - «сопровождение». Составляется для выпускников с благоприятным прогнозом социальной адаптации. Данная кате­гория маршрутов носит рекомендательный характер для выпускника и не тре­бует специального контроля за исполнением. В этом случае достаточно назна­чения одного лица, ответственного за поддержку выпускника. ПС - «помощь». Составляется для выпускников с недостаточно бла­гоприятным прогнозом социальной адаптации. Данная категория ПС разра­батывается в случае, когда есть существенные проблемы по одной или некото­рым сферам жизнедеятельности выпускника (например, семейное положение и условия проживания). Программа создается для тех выпускников, у которых достаточно высока вероятность «срыва» в си­лу действия неблагоприятных факторов и подразумевает на­значение ответственных по всем сферам жизнедеятельности выпускника. ПС-«SОS». Составляется для выпускников с неблагоприятным прогно­зом социальной адаптации и не готовых к выпуску и предполагает постоянный, четкий контроль за всеми сферами жизнедеятельно­сти выпускника и организацию необходимой поддержки в кризисных ситуаци­ях.

3.3. Создание «информационной базы » постинтернатного сопровождения.

«Информационная база » постинтернатной адаптации должна включать в себя:

  • информацию о вариантах продолжения образования выпускника;
  • информацию о возможностях трудоустройства выпускника;
  • информацию о вариантах конструктивной организации досуга выпускника;
  • информацию о вариантах поддержки, здоровья или лечения выпускника;
  • информацию о вариантах получения подростком психологической помо­щи;
  • информацию об альтернативных формах проживания;
  • маршруты постинтернатной адаптации.

«Информационная база » должна быть оформлена в форме памятки выпускника, из которой подросток может получить полную информацию по интересующему вопросу.

IV. Основные формы обеспечения концепции

4.1. нормативно-правовое обеспечение происходит за счет внедрения Положения о маршрутах постинтернатного сопровождения.

4.2. научно-методическое обеспечение - создание системы экспертизы готовности воспитанников детского дома к выпуску.

4.3. материально-техническое обеспечение.

4.3.1. Дальнейшее совершенствование материально-технической базы детского дома. В особой финансовой поддержке нуждаются семейные блоки и гостевые комнаты для выпускников детского дома.

4.4. Кадровое обеспечение.

В системе постинтернатного сопровождения выпускников уровень квалификации и личностные качества специалистов имеют первостепенное значение. Предпо­лагается, что специалист несет личную ответственность за успех реализации маршрутов постинтернатной адаптации. Наиболее востребованный специалист в системе постинтернатного сопровождения - социальный педагог.

4.5. Создание системы постинтернатного сопровождения.

В организационно-управленческую структуру входят основные субъекты системы постинтернатной адаптации и сопровождения выпускников детских домов, которые оказывают непосредственную помощь и поддержку детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, определяют внутриучрежденческую политику в отношении данной категории лиц и осуществляют необходимые мероприятия.

Публичная оферта о заключении договора пожертвования

Региональная общественная организация волонтёров Самарской области "Домик детства", в лице Рубина Антона Борисовича,
предлагает гражданам сделать пожертвование на ниже приведенных условиях:

1. Общие положения
1.1. В соответствии с п. 2 ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации данное предложение является публичной офертой (далее – Оферта).
1.2. В настоящей Оферте употребляются термины, имеющие следующее значение:
«Пожертвование» - «дарение вещи или права в общеполезных целях»;
«Жертвователь» - «граждане, делающие пожертвования»;
«Получатель пожертвования» - «Региональная общественная организация волонтёров Самарской области "Домик детства"».

1.3. Оферта действует бессрочно с момента размещения ее на сайте Получателя пожертвования.
1.4. Получатель пожертвования вправе отменить Оферту в любое время путем удаления ее со страницы своего сайта в Интернете.
1.5. Недействительность одного или нескольких условий Оферты не влечет недействительность всех остальных условий Оферты.

2. Существенные условия договора пожертвования:
2.1. Пожертвование используется на содержание и ведение уставной деятельности Получателя пожертвования.
2.2. Сумма пожертвования определяется Жертвователем.

3. Порядок заключения договора пожертвования:
3.1. В соответствии с п. 3 ст. 434 Гражданского кодекса Российской Федерации договор пожертвования заключается в письменной форме путем акцепта Оферты Жертвователем.
3.2. Оферта может быть акцептована путем перечисления Жертвователем денежных средств в пользу Получателя пожертвования платежным поручением по реквизитам, указанным в разделе 5 Оферты, с указанием в строке «назначение платежа»: «пожертвование на содержание и ведение уставной деятельности», а также с использованием пластиковых карт, электронных платежных систем и других средств и систем, позволяющих Жертвователю перечислять Получателю пожертвования денежных средств.
3.3. Совершение Жертвователем любого из действий, предусмотренных п. 3.2. Оферты, считается акцептом Оферты в соответствии с п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации.
3.4. Датой акцепта Оферты – датой заключения договора пожертвования является дата поступления пожертвования в виде денежных средств от Жертвователя на расчетный счет Получателя пожертвования.

4. Заключительные положения:
4.1. Совершая действия, предусмотренные настоящей Офертой, Жертвователь подтверждает, что ознакомлен с условиями Оферты, целями деятельности Получателя пожертвования, осознает значение своих действий и имеет полное право на их совершение, полностью и безоговорочно принимает условия настоящей Оферты.
4.2. Настоящая Оферта регулируется и толкуется в соответствии с действующим российском законодательством.

5. Подпись и реквизиты Получателя пожертвования

Региональная общественная организация волонтёров Самарской области "Домик детства"

ОГРН: 1116300003368
ИНН/КПП: 6311997036/631101001
Адрес места нахождения: 443008, г. Самара, ул. Клиническая, 210-212

Банковские реквизиты:
Номер банковского счёта: 40703810451100001079
Банк: ПАО АКБ «Авангард»
БИК банка: 044525201
Номер корреспондентского счёта банка: 30101810000000000201

Директор
Рубин Антон Борисович

Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Система государственного попечения охватывает практически всех детей, нуждающихся в опеке, и создает материальные предпосылки для их полноценного развития и подготовки к взрослой жизни.

Сегодня вопрос о постинтернатном сопровождении выпускников учреждений интернатного типа остается открытым, несмотря на то, что различные технологии и методики апробируются во многих учреждениях данного типа в различных регионах страны. Психолого-педагогические исследования, посвященные изучению проблем выпускников детских домов и школ-интернатов, убедительно доказывают, что сироты, переступая порог детского дома или интерната, нуждаются в сопровождении, включающем содействие в решении жилищных, правовых, социальных и многих других вопросов. Одной из проблем в сфере сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является успешная адаптация выпускников к новым условиям в социуме.

Актуальность и необходимость постинтернатного сопровождения обусловлена тем, что выпускник интернатного учреждения одновременно включен в разные сферы деятельности: жизнедеятельности учреждения профессионального образования, профессиональной самореализации, жизнедеятельности общежития, досуга. Продолжение обучения в профессиональной образовательной организации, построение конструктивных взаимоотношений с ровесниками и взрослыми, получение и обустройство своего жилья, ведение домашнего хозяйства, распределение денежных средств и другие проблемы выпускнику сложно решать самостоятельно, оказавшись с ними «один на один» за пределами сиротского учреждения.

В школе-интернате реализуются программы подготовки к самостоятельной жизни по развитию коммуникативных, социально-быовых знаний, умений. Однако важным является оказание дальнейшей помощи выпускникам на этапе их самостоятельной жизнедеятельности.

Для организации сопровождения выпускниковв школе-интернате разработана и реализуется программа по организации работы по социализации и постинтернатному сопровождению выпускников «Шаг за шагом».

Сегодня я представляю опыт работы по реализации этой программы.

Цель: представить опыт работы по организации индивидуального постинтернатного сопровождения и поддержки выпускников МКОУ « ШИ №37 ОВЗ».

Задачи: Обобщить опыт по реализации программы постинтернатного сопровождения выпускников «Шаг за шагом».

Организация постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья

1. Сущность постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Актуальность и необходимость исследования организации постинтернатного сопровождения определяются наличием комплекса проблем, характерных для детей-сирот после выпуска из сиротского учреждения: трудности адаптации к условиям в обществе, отсутствие жилья, навыков самостоятельной жизни, выбора профессии и возможности трудоустройства. Вхождение детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Причины возникновения трудностей вхождения ребенка в систему социальных отношений могут быть совершенно разными. Прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием сиротами тех требований, которые предъявляет социум.

По результатам общероссийских исследований, низкий уровень социального и эмоционального самочувствия, а так же интеграции в социум молодых людей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые формируют большую часть безработных и правонарушителей, становится источником новой волны социального сиротства. То есть, с одной стороны, наше общество пока не готово принять молодых людей со статусом сироты, что подтверждается отказами в приеме на работу, нежеланием работодателей в условиях рыночной конкуренции помогать выпускникам интернатных учреждений. С другой стороны, самим выпускникам в силу особенностей личностного развития трудно самостоятельно найти достойное место в обществе. Отсутствие с самого раннего детства условий, необходимых для полноценного психического и социального развития детей-сирот, препятствует формированию у них способностей, обеспечивающих достижение подлинной взрослости. В результате молодым людям с подобным жизненным опытом, как правило, свойственны пассивная жизненная позиция, безразличное отношение к своему статусу, иждивенчество, низкий уровень сформированности социальных умений и навыков.

Процесс социализации (включение в систему социальных отношений) даже при благоприятном стечении обстоятельств разворачивается неравномерно и может быть чреват рядом сложностей, тупиков, требующих совместных усилий специалистов и сирот.

Образование детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Мы понимаем, что на сегодняшний день нет службы, которая бы « из рук в руки» приняла наших повзрослевших, но далеко не взрослых детей. Мы согласны, что учреждения профессионального образования, при работе с нашими выпускниками, детьми-сиротами с ограниченными возможностями здоровья испытывают большие трудности. Наши дети имеют недостаток знаний и представлений об окружающей действительности, который сочетается с отсутствием опоры на жизненный опыт, незначительной познавательной активностью.

Во всех случаях, даже при относительно благоприятном прогнозе наши выпускники нуждаются в долговременном социально-педагогическом сопровождении, а одной из форм социально-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является постинтернатное сопровождение. Целью, которого является успешная социальная адаптация выпускников организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к условиям профессиональной образовательной организации и к условиям самостоятельной жизни.

При реализации постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, важно учитывать следующие условия:

Совместная деятельность наставника и выпускника, направленная на постепенное повышение уровня самостоятельности последнего;

Наличие у выпускника возможности установить постоянный эмоциональный контакт с наставником;

Признание центральным процессом адаптации выпускника не усвоение им знаний и навыков жизни, а реабилитацию его личности.

Данные условия могут быть реализованы через различные формы сопровождения.

Правовую основу деятельности по обеспечению социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет ряд федеральных и региональных нормативных документов. В региональных программах социальной адаптации выпускников в постинтернатный период рекомендуется предусматривать в качестве основного из направлений работы разработку и внедрение инновационных технологий помощи и поддержки, основанных на использовании института наставников/кураторов, индивидуального подхода к организации постинтернантого сопровождения.

Проанализировав существующие проблемы, администрация школы-интерната создали программу постинтернатного сопровождения выпускников МКОУ «ШИ №37 ОВЗ» »«Шаг за шагом», цель, которой тесно пересекается с существующими проблемами данного учреждения.

2. Основные направления программы постинтенатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья «Шаг за шагом»

Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни всегда была острой проблемой. Система государственного попечения охватывает практически всех детей, нуждающихся в опеке, и создает материальные предпосылки для их полноценного развития и подготовки к взрослой жизни.

Изучив опыт постинтернатного сопровождения в России, в Кемеровской области, мы пришли к выводу о необходимости разработки программы постинтернатного сопровождения выпускников направленной на успешную социализацию и социальную адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья.

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Шаг за шагом» содействует развитию социальной компетентности личности, ее самоопределению в обществе. Сопровождение осуществляется с момента выпуска из школы-интерната при поступлении в профессиональное образовательное учреждение и направлено на выпускников от 14 до 23 лет. Основные технологии программы постинтернатного сопровождения это кураторство и индивидуальный план сопровождения.

Целью Программы является подготовка выпускников коррекционной школы - интерната, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни, с последующей организацией индивидуального сопровождения и поддержки выпускников для успешной социальной, профессиональной адаптации в постинтернатный период до 23 лет.

Задачи:

Организация и проведение работы по профессиональному определению воспитанников в соответствии со способностями, медицинскими показаниями;

Повышение уровня социальной адаптации (развитие навыков коммуникативной культуры, формирование потребности в общении, интимно-личностных отношений);

Содействие адаптации выпускников коррекционной школы-интерната к условиям жизни и обучению в образовательном учреждении начального профессионального образования;

Повышение уровня социально-правовой грамотности выпускников;

Диагностика психологических причин нарушений в обучении и поведении выпускников учреждений для детей-сирот;

Профилактика и устранение нарушений в обучении и поведении выпускников учреждений для детей - сирот;

Оказание поддержки воспитанникам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, с целью их успешной социализации и интеграции в общество;

Оказание помощи в трудоустройстве выпускников;

Содействие в восстановлении связей с кровными родственниками.

Данная Программа является комплексной по содержанию, т.к. ее осуществление связано с применением различных методов работы и в ее реализации учувствует коллектив педагогов и специалисты школы-интерната.

Постинтернатное сопровождение это целостный, системный процесс и достигается в ходе реализации следующих этапов:

1 этап – Подготовка воспитанника к самостоятельной жизни в стенах УИТ.

2 этап – Сопровождение выпускника в постинтернатный период педагогом-куратором.

Приемлемой моделью постинтернатного сопровождения выпускников школы-интерната на первом этапе является создание адаптационной группы для воспитанников юношеского возраста не менее чем за 2 года до фактического выпуска из школы-интерната и включает в себя задачи 1 этапа :

    создание у детей определенного запаса жизненных умений и навыков, а так же гражданско-правовых знаний;

    формирование умений, позволяющих самостоятельно реализовать свои жизненные планы.

Адаптационная группа позволяет найти новый подход к решению проблем подготовки воспитанника к выпуску из школы-интерната и повышению его успешности в постинтернатный период.

В адаптационной группе создается ряд условий, позволяющих вести подготовку воспитанника к самостоятельной жизни:

    организация быта, питания, планирования бюджета;

    педагогическая поддержка самостоятельной организации воспитанниками жизненного пространства и свободного времени;

    личное участие воспитанника в осознании собственных жизненно важных проблем и включение его в поиск путей их решения;

В период пребывания в адаптационной группе для каждого будущего выпускника, при его непосредственном включении в этот процесс и личной заинтересованности в успешном жизнеустройстве, составляется:

    индивидуальный маршрут адаптации будущего выпускника;

    программа постинтернатного сопровождения перед выпуском.

На 2 этапе при поступлении в учреждение профессионального образования выпускник сопровождается педагогом-куратором.

Цель этого этапа: Постинтернатное сопровождение выпускника школы-интерната, реализация индивидуального плана сопровождения выпускника (ИПС).

Задачи:

    создание условий для успешной социально-психологической адаптации выпускника в социуме;

    решение вопросов социальной защищенности;

    профилактика социальной дезадаптации;

    совместный поиск возможных путей решения возникающих проблем.

Работа кураторов по постинтернатному сопровождению направлена на помощь в решении психологических, межличностных, социальных, экономических и других проблем выпускника путем установления непосредственного прямого взаимодействия между куратором и выпускником.

Этап осуществляется с момента выпуска из интернатного учреждения до достижения выпускником 23 лет. Содержание этапа связано с сопровождением выпускника в процессе профессиональной и социальной адаптации (в период обучения в учреждении профессионального образования и/или после окончания образовательного учреждения).

Куратор закрепляется приказом директора школы-интерната, свою деятельность куратор осуществляет в соответствии с локальными актами образовательной организации.

На втором этапе проводится мониторинг плана сопровождения. Он включает:

    промежуточные результаты работы и их оценку;

    задачи на следующий этап сопровождения.

Мониторинг плана сопровождения предусматривает как отражение динамики процесса, так и оценку его эффективности. Мониторинг включает: оценку исходной ситуации, промежуточные и итоговые результаты деятельности.

При мониторинге:

Оценивается выполнение поставленных задач (овладение навыками и умениями), удовлетворение потребностей и реализация ожиданий;

Оценка производится и специалистами и самим выпускником, при этом приоритетным мнением является мнение выпускника;

Оценивается насколько выпускник реализует навыки и умения в повседневной жизни;

Производится анализ факторов, влияющих на процесс сопровождения (эффективность сотрудничества, пригодность методов, организационный уровень и т.д.);

Формулируются выводы.

Ожидаемые результаты реализации программы:

    готовность к самостоятельной жизни;

    умение взаимодействовать в социуме;

    развитое самосознание, ответственность, умение принимать решения;

    здоровый образ жизни;

    профессиональная и трудовая самореализация.

Заключение

Для решения проблем подготовки воспитанников к жизнеустройству, освоению профессии и началу трудовой деятельности в школе-интернате осуществляется поиск новых социальных технологий, создается система постинтернатного сопровождения выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья. Сопровождение осуществляется на основе принятых законов и нормативных правовых актов, регламентирующих организацию работы по постинтернатному сопровождению педагогами школы-интерната.

В результате поститернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями станет возможным более полное обеспечение социально-психологической, правовой защищенности выпускников из числа детей-сирот и возможности их полноценной жизни в обществе.

Литература

        Байбородова, Л.В. Профориентация и самоопределение детей-сирот [Текст] : учебн-метод. пособие / Л.В. Байбородова, М.И. Рожков. – Калининград: Изд-во РГУ им. Канта, 2010. – С.140-143.

        Боброва, Л.М. Технологии социальной помощи выпскникам интернатных учреждений (из опыта проекта «Молодежные центры» в Мурманской области) [Текст] / Л.М. Боброва // Постинтернатное сопровождение детей-сирот: успешные практики, технологии, нормативное обеспечение: материалы межрегион. науч.-практ. конф. (22-23 июня, г. Смоленск) / под ред. И.А. Бобылевой. – Москва: Благотворительный фонд социальной помощи детям «Расправь крылья!», 2010. – Ч. – С. 15-21.

        Килина, И.А. Постинтернатное сопровождение выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст] : метод. рекомендации / И.А. Килина, Н.В. Осипова, Т.Н. Михайлова. – Кемерово: Изд-во ГО «КРИРПО», 2014. С. 7-52.

Электронные ресурсы:

    О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс]: фед.закон от 1 декабря 1996 г. № 159/ Система ГАРАНТ аэро – ГАРАНТ Мастер. Версия от 9 янв. 014. – Москва, 2014.

    О совершенствовании деятельности организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс]: письмо Министерства образования и науки РФ от 18 июня 2013 г. № 06-369/ Система ГАРАНТ аэро – ГАРАНТ МАСТЕР. Версия от 9 янв. 2014. – Москва, 2014.

    Об основных гврантиях прав ребенка в Российской Федерации [Электронный ресурс]: фед.закон от 24 июля 1998 г. Т 124/ Система ГАРАНТ аэро – ГАРАНТ МАСТЕР. Версия от 29 янв. 2014г.

Проект

Центра постинтернатного сопровождения

«С уверенностью во взрослую жизнь»

Разработала:

руководитель Центра

постинтернатного сопровождения

КОУ «Завьяловский

детский дом»

Антипова Айгерм Ашарбековна

с. Завьялово 2012г.

1. Актуальность………………………………………………….…4

3. Основные этапы проекта……………………………………….7

4. Ожидаемые результаты…………………………………………8

5. План мероприятий проекта на год…………………………….9

6. Список литературы……………………………………………..11

Актуальность

О роли семьи в жизни человека сказано очень много. Специалисты утверждают, что у истоков формирования личности стоит семья. И действительно, счастлив тот ребенок, который родился в хорошей, умной, доброй семье. Здесь ребенок получает первые уроки любви к близким, усваивает основные социальные знания, приобретает определенные ценности, необходимые для жизни в обществе.

Родители продолжают заботиться о ребенке и после совершеннолетия. Что же происходит с детьми из государственных учреждений? Ребенку исполняется 18 лет и вроде бы государство продолжает о нем заботиться и помогать, но в действительности совершеннолетний выпускник детского дома остается один на один с трудностями жизни. Нередко ребенок - сирота оказывается незащищенным после выпуска, не в состоянии полноценно адаптироваться в обществе и жить самостоятельно. У него не остается ничего другого, как вернуться к своим родственникам, а иногда родителям и постепенно принять их образ жизни. «Кризисный круг», таким образом, продолжает существовать.

Не смотря на то, что многие детские дома работают по проблемам семейного воспитания, необходимо дальнейшее сопровождение выпускников в самостоятельной жизни.

Анализ жизнеустройства выпускников на протяжении многих лет нашего учреждения и подобных, показывает, что большинство выпускников не могут самостоятельно решить возникающие проблемы.

Отсутствие позитивного образца семейных отношений в родительской семье приводит к смещению ценностных ориентаций детей-сирот, осложняет строительство собственной семьи или приводит к копированию негативных образов родительских отношений, а также образов, навязываемых зачастую средствами массовой информации . У выпускников детских домов возникают трудности не только в создании благополучной семьи, но и в ее сохранении.

Трудности социализации молодых семей из числа сирот связаны с обеднением основных источников социализации, среди которых:

Отсутствие возможности усвоения социального опыта родителей и прародителей путем подражания образцам поведения и способам преодоления жизненных трудностей;

Слабое развития чувства ответственности за свои поступки, за благополучие тех, кто связал с ними свою жизнь; эгоцентризм, потребительское отношение к близким, неумение заботиться о них;

Наличие негативного опыта обращения с детьми;

Отсутствие квалифицированной помощи, либо отсутствие информации о ней.

Все это приводит у неустроенности молодых семей, асоциальному поведению, искаженному представлению о семье и роли родителей в ней, вторичному сиротству.

В августе 2012 года на базе КОУ «Завьяловский детский дом» был открыт Центр постинтернатного сопровождения выпускников. Одной из задач Центра является подготовка выпускников и поддержка их в самостоятельной жизни. В связи с этим был разработан проект «С уверенностью во взрослую жизнь», направленный на оказание психолого-педагогической помощи , а также на формирование социальной и морально-волевой готовности выпускников к самостоятельной жизни. Проект позволяет создать педагогически правильную организованную среду, которая является мощным воспитывающим и развивающим фактором и стимулом к самовоспитанию.

Цель проекта : оказание профессиональной помощи по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства детей.

Задачи: 1. Оказание дифференцированной и индивидуальной консультативной помощи молодым семьям для предупреждения семейных конфликтов, социального сиротства детей.

2.Обучение конструктивным решением конфликтов в семье.

3.Пропаганда семейных ценностей у детей - сирот, формирование представлений о семье, ее значении в жизни человека.

4. Формирование осознанного чувства материнства и отцовства, направленное на ценностное отношение к ребенку.

Приоритетное направление нашего проекта - это профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей.

Реализация проекта предусматривает оказание помощи для молодых родителей из числа сирот Завьяловского детского дома.

Целевая группа - молодые люди из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. А именно -25 бывших воспитанников, 7 из которых имеют по одному ребенку. Средний возраст выпускников19-22 года, детей 1-2 года. В официальном браке состоит 4 человека, матерей - одиночек 3 человека, в гражданском браке 9 человек. В ходе реализации проекта целевая группа будет привлечена к участию в его работе.

Основную деятельность будут осуществлять специалисты Центра постинтернатного сопровождения выпускников детского дома: социальный педагог, педагог - психолог. К сотрудничеству будут привлечены представители государственных, общественных структур, частные предприниматели, волонтеры. Проект будет играть роль координатора деятельности по улучшению положения конкретных семей из числа сирот.

Основные этапы проекта:

Проект рассчитан на 1 год – с октября 2012 г. по октябрь 2013 г. и состоит из трёх этапов.

Организационный этап:

2. Уведомление выпускников о создании проекта через:

Публикацию статьи в районной газете;

Издание информационных буклетов , плакатов, листовок о работе проекта «С уверенностью во взрослую жизнь»;

Размещение информации на сайте учреждения;

3. Презентация проекта «С уверенностью во взрослую жизнь».

Деятельностный этап предполагает ежемесячное проведение групповых занятий с выпускниками, молодыми родителями и детьми по плану программы проекта, а также оказание индивидуальной консультационной помощи, работа телефона доверия.

Заключительный этап будет осуществлен через анализ проделанной работы и обобщение положительного опыта.

Нами выделено 3 направления, по которым проект «С уверенностью во взрослую жизнь» будет осуществлять свою деятельность:

1. Проведение индивидуальных и групповых занятий с выпускниками.

2. Организация совместных мероприятий.

3. Индивидуальное информирование и консультирование по вопросам психологического, педагогического, социального характера (по запросу).

Механизмы реализации проекта.

1. Анкетирование и тестирование участников проекта с целью выявления актуальных проблем.

2. Организация круглых столов и бесед по вопросам взаимодействия с социумом, профессиональной самореализации, супружеских взаимоотношений и семейного воспитания.

3. Индивидуальное информирование и консультирование.

4. Обмен положительным опытом на семинарах.

5. Организация совместных культурно-массовых и спортивных мероприятий.

Ожидаемые результаты.

1. Повышение воспитательной компетенции среди родителей.

2. Преодоление коммуникативной изоляции воспитанников из числа сирот.

3. Понимание участниками проекта семейных ценностей.

4. Повышение мотивации выпускников к сотрудничеству со специалистами.

5. Увеличение количества молодых родителей, получивших квалифицированную помощь от специалистов в решении семейных конфликтов по вопросам воспитания детей.

6. Увеличение числа воспитанников детского дома успешно адаптированных в социуме.

Возможные риски в реализации проекта

1. Отказ выпускников от сотрудничества со специалистами службы.

Причины таких отказов:

Некритичность к собственному жизненному опыту;

Ригидность (неспособность менять точку зрения, неспособность слышать и слушать собеседника);

Явная неадекватность выпускников (немотивированная агрессия, иррациональные доводы, нелогичность поведения).

Пути преодоления рисков в работе

Установление тесных, дружеских, доверительных, надежных отношений между специалистами службы и выпускниками.

Индивидуальная работа с каждым выпускником и учет положительного опыта других участников проекта.

Распространение положительного опыта между выпускниками.

План мероприятий проекта на год

Мероприятие

ответственный

1. Организационный этап

Создание банка данных на выпускников из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей КОУ «Завьяловский детский дом»

Уведомление выпускников из числа сирот КОУ «Завьяловский детский дом» о создании проекта

Публикация статьи в районной газете;

Издание информационных буклетов, плакатов. Листовок о работе;

Специалисты Центра сопровождения

Презентация проекта «С уверенностью во взрослую жизнь». Выступление выпускника Гембель О. «Мой опыт взрослой жизни»

Специалисты Центра сопровождения

Анкетирование на выявление адаптации в обществе. Тест «Ценностные ориентации» М. Рокича.

Методика PARI Е. Шеффера,

Тест-опросник родительского отношения,

Тест-опросник удовлетворенности браком

Специалисты Центра сопровождения

2. Деятельностный этап

Работа телефона доверия. Индивидуальные консультации.

В течение года

Специалисты Центра сопровождения

Выпуск методических пособий, буклетов, плакатов для выпускников по тематикам проводимых мероприятий

1 раз в квартал

Специалисты Центра сопровождения

Круглый стол «Моё отношение к браку и семье»

Специалисты Центра сопровождения

Развлекательное мероприятие «Семейные традиции»

Специалисты Центра сопровождения

Дискуссия «Имущественные права выпускников детского дома»

Социальный педагог

«День весенних поздравлений» (праздник мам и дочек, посвященный Международному женскому дню)

Специалисты Центра сопровождения

Семинар «Здоровье наших детей»

Консультативная помощь

Спортивно-оздоровительное мероприятие «Быстрее! Выше! Сильнее!»

Специалисты Центра сопровождения

Фотовыставка «Дети – цветы жизни»

Специалисты Центра сопровождения

Беседа с тестированием «Профессиональная реализация в жизни»

Специалисты Центра сопровождения

Круглый стол «роль отца и матери в семье»

Специалисты Центра сопровождения

Разговор за семейным столом «К чему ведет невыполнение материнских обязанностей»

сентябрь

Специалисты Центра сопровождения

3. Заключительный этап

Анализ проделанной работы и задачи по перспективе дальнейшего развития проекта

Специалисты Центра сопровождения

Список литературы

1. , Я сам строю свою жизнь./Под ред. . – Спб.: Речь,2007. – 216с.

2. Байтингер Е. Меры защиты воспитанников детского дома//Директор школы.-2002-№4.-С.115-125.

3. Байтингер Е. Охрана жилищных прав воспитанников детского дома // Директор школы.-2000.-.№9.-С.105-108.

4. Боровик жить сама жизнь, если она правильно организована // Детский дом.-2003.-№3.-С.2-3.

5. Возрастные стандарты социализации детей-сирот. – М., 1999. – 52с.

6. Гусев А. Воспитание социальной компетенции у воспитанников детского дома // Учитель.-2003. - №6.-С.12-15.

7. Егорова представлений воспитанников детского дома о социальных отношениях // Дефектология. – 1997.- №6. – С.63-68.

8. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот : Социально-эмоциональные проблемы/ Под науч. ред. , ., СПб., 2000. – 105с.

9. Митяев Л. Детская деревня SOS - новая форма детского дома семейного типа // Социальная педагогика. – 2003. -№3. – С.88-93.

10. , Щелина обеспечение социальной адаптации воспитанников детского дома // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы . – 2003. №2. – С.31-39.

11. Нефедов // Дополнительное образование. – 2003. - №5.-С.13-15.

12. Одинцова в жизни // Источник. – 2004. - №3. – С. 17-19.

13. Остроухова А. Успешная адаптация. Как ее «измерить»? // Обучение. – 2000. – С. 16-17.

14. Постинтерантная адаптация выпускников специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних. Практическое пособие/Под ред. -Евстигнеевой. СПб.: Речь, 200с.

15. , Толстых сиротства. – СПб.: Академия, 2005. – 391с.

16. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ .- М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288с.

18. Семья трудоустройство выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М.. – 2005.

19. , Слугина и развитие системы специализированных центров при различных учреждениях и организациях, предоставляющих первичные рабочие места выпускникам образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М. – 2006.

20. , Зайцева -профессиональная адаптация выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при первичном трудоустройстве. М.-2006.

21. Трушкина С. Проблема отказов от новорожденных детей // Социальная работа.-2006.-№3.-С.53-57.

22. Фидипович Д., Сиволобова и др. Что надо знать социальному педагогу о правах выпускника интерната // Социальная педагогика.-2003.-№1.-С.113-118.


программа

социальной адаптации и постинтернатного сопровождения

Составитель программы:

Юлия Васильевна Михайлова

(Педагог - психолог)

г. Поронайск

2015г.

Пояснительная записка

В ГБПОУ СПЦ № 3 ежегодно поступает на обучение дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа. Начало взрослой самостоятельной жизни - непростое время для любого молодого человека. Неопытность порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни. В это время очень важно иметь близкого человека, к которому можно обратиться в трудном случае, который поддержит и подскажет правильный выход. Детям - сиротам - выпускникам детских домов приходиться выходить во взрослую жизнь раньше, чем ребенку из семьи. Наибольшее количество детей выпускается из детских домов в возрасте 15-16 лет. Их жизненный опыт очень мал, часто полностью отсутствуют навыки, необходимые для самостоятельной жизни: дети не умеют обустроить свой быт, распоряжаться деньгами, самостоятельно организовать досуг.

Покидая детские дома, эти молодые люди, по сути, совсем ещё дети, оказываются неготовыми к жизни и у них начинаются проблемы:

    ведут иждивенческий образ жизни;

    страдают от алкогольной зависимости;

    совершают правонарушения, оказываются вовлеченными в преступную деятельность.

Это происходит из-за того, что большинство выпускников учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказываются недостаточно адаптированными к самостоятельной жизни. Поэтому необходимо, после выхода из детского дома оказывать выпускникам поддержку в виде постинтернатного сопровождения, которое поможет им успешно адаптироваться в новой социальной среде, выстроить конструктивную стратегию самостоятельной жизни, создать новые и крепкие социальные контакты, как с близким окружением, так и с государственными структурами.

Выпускников можно разделить на несколько групп по степени сложности проблем, с которыми они сталкиваются в период постинтернатной адаптации, соответственно, требуемой им помощи в социальной адаптации.

Первая группа - выпускники, имеющие достаточно высокий уровень социальной компетентности, хорошо структурированные жизненные планы, получившие общее образование и готовые продолжать обучение в образовательном учреждении начального, среднего или высшего профессионального образования либо устроиться на работу. Выпускники этой группы могут нуждаться в социально-педагогической и психологической поддержке в начальный период жизнеустройства по завершении пребывания в детском доме.

Вторая группа - выпускники, у которых недостаточно сформированы социальные навыки, четкие жизненные планы, способность к самостоятельному принятию решений, они недостаточно активны, испытывают проблемы с коммуникацией, закреплением в коллективе по месту обучения или работы. Эта группа выпускников нуждается в информационной, социально-педагогической и психологической поддержке, интенсивном сопровождении и оказании содействия в жизнеустройстве.

Третья группа - выпускники, имеющие нарушения здоровья, физического или психического развития, а также нарушения, связанные с социальной дезадаптированностью. Они не обладают достаточно развитыми социальными навыками, испытывают серьезные проблемы с адаптацией в обществе, продолжением образования и трудоустройством, отличаются высоким уровнем конфликтности, низкой социальной компетентностью. Такие выпускники нуждаются в специальной помощи и организации сопровождения и контроля за их жизнью в целях преодоления сложной жизненной ситуации, которые могут быть оказаны усилиями специалистов различного профиля: педагогов, психологов, дефектологов, врачей, социальных работников.

Учет особенностей психологического, социального, медицинского статуса выпускников, а также разработка программ социальной адаптации, отвечающих потребностям каждой из перечисленных групп, являются важными аспектами организации их постинтернатного сопровождения.

Цель программы: организация индивидуального сопровождения и поддержки выпускников из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для успешной социализации и интеграции в общество.

Задачи программы:

    Содействовать адаптации выпускника к условиям жизни и обучения в образовательном учреждении профессионального образования.

    Влиять на развитие профессионально важных качеств выпускника.

    Создавать условия для дальнейшей успешной адаптации и социализации выпускника после окончания им образовательного учреждения.

Реализация программы предполагает постинтернатное сопровождение воспитанников и социальную адаптацию выпускников из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Принципы, на основе которых реализуется программа:

    гуманизма

    толерантности

    индивидуального личностного подхода

    творчества и свободы

    свободы и выбора

    совместной деятельности

    комплексности и целостности

    систематичности и последовательности

Методы работы, используемые в программе:

Анализ документации (учебно-воспитательных планов, личных дел воспитанников), моделирование процесса социально-педагогической деятельности;

Сбор и обработка информации (наблюдение, беседа, анкетирование, психологическое тестирование, анализ продуктов деятельности, методы графической обработки данных);

Социально-психологическое консультирование, сопровождение, методы социально-психологической помощи (тренинг, деловая игра, доверительный диалог, ролевое проигрывание);

Социологическое исследование по адаптации выпускников;

Формирования сознания, организации и стимулирования деятельности.

Формы работы:

- групповые;

- индивидуально-групповые.

Программа реализуется на занятиях теоретического и практического цикла.

Теоретические занятия проводятся в форме: лекции, беседы, рефлексии.

Практические занятия проводятся в форме: разминка, просмотр видео фильмов, упражнений.

    Этап постинтернатное сопровождение.

Цель: оценка возможностей и выработка мер по подготовке к социальной адаптации воспитанника.

Алгоритм

осуществления предпостинтернатной подготовки

Направление

Содержание

Исполнители

1. Социально-

психолого-педагогическая экспертиза

1. Сбор сведений о выпускнике.

2. Диагностика сформированности личностных качеств, житейских умений и навыков,.

3. Изучение: уровня развития социального поведения (отклонения от социальных норм и правил);

4 Выявление особенностей социальной адаптации воспитанников для определения, требующих развития и специального формирования социально необходимых навыков, в том числе навыков межличностного взаимодействия.

Зам. директора по СВ и ВР,

воспитатель, социальный педагог, педагог- психолог, мастера п/о,

2. Социальное воспитание и профилактика

1. Формирование социальной адаптации, правовой грамотности и психологической устойчивости к непредвиденной ситуации.

2. Профилактика межличностных конфликтов.

3. Работа над реконструкцией и поддержанием "социальной сети". Выявление желания и возможности родственников, знакомых принять участие в жизни выпускника, оказать помощь в его адаптации.

Зам. директора по СВ и ВР,

Воспитатель, социальный педагог, педагог- психолог, мастера п/о, организатор по воспитательной работе в учебной группе

3. Социально-психолого-педагогическое консультирование

1. Оказание помощи в профессиональном самоопределении и профориентации.

2. Создание "информационного поля" постинтернатной адаптации для выпускника, включая: информацию о вариантах продолжения образования; возможностях трудоустройства; конструктивной организации досуга; поддержки, здоровья или лечения выпускника; получения подростком психологической помощи; об альтернативных формах проживания.

Зам. Директора по СВ и ВР. воспитатель, социальный педагог, педагог- психолог, мастера п/о, организатор по воспитательной работе в учебной группе

4. Защита прав и интересов выпускников

1. Решение вопросов, связанных с наличием документов, необходимых для жизнеустройства.

2. Помощь в вопросах, связанных с защитой прав и интересов.

3. Представительство в правозащитных и административных органах.

4. Оказание помощи в получении жилья и жизнеустройстве.

Социальный педагог, администрация

Индивидуальная программа постинтернатного сопровождения является социально-педагогической технологией направленной на активное включение воспитанника в процесс социализации и адаптации.

    Этап постинтернатное сопровождение.

Цель: реализация практических мер по постинтернатному сопровождению, адаптации в зависимости от типа выпускника.

По итогам реализации всех направлений первого этапа, подводятся итоги социальной подготовки выпускника. Второй этап реализации программы предполагает использование дифференцированного подхода с определением сложности проблем жизнеустройства выпускника и постановки его на учет в одном из трех типов сопровождения:

Характеристика типов сопровождения постинтернатной адаптации

Ожидаемые результаты реализации программы:

1. Достаточный социальный и личностный потенциал у выпускников детских домов для самостоятельной жизни и успешной интеграции в современном обществе. В результате реализации программы выпускник должен:

Владеть навыками общения со старшими, сверстниками и младшими.

Уметь осуществлять совместную деятельность в коллективе, в том числе трудовом.

Соблюдать культуру поведения в общественных местах, уметь правильно вести себя в различных ситуациях.

Иметь психо-эмоциональную устойчивость, адекватность восприятия непредвиденных ситуации, способность к саморегуляции.

Знать свое тело, уметь ухаживать за ним, иметь навыки самообслуживания, следить за своей внешностью, соблюдает аккуратность, опрятность. Уметь создать свой стиль в одежде.

Владеть навыками оказания первой медицинской помощи.

Уметь вести домашнее хозяйство.

Иметь знания по уходу за детьми, уметь строить и планировать семейную жизнь.

Сформировать профессиональные интересы. Ориентироваться на определенный вид профессии, иметь цель в жизни.

Являться законопослушным гражданином РФ, иметь знания о своих правах и обязанностях.

2. Профессиональная самореализация выпускников детского дома.

3. Получение данных о проблемах и нарушениях адаптации выпускников, возможность их оперативного использования.

4. Накопление статистической базы данных, характеризующих постинтернатную жизнь выпускников.

ПЛАН

постинтернатного сопровождения и социальной адаптации

выпускника детского дома

Организация быта в общежитии:

выдача моющих средств, одежды, обуви, белья.

Обучать пользоваться бытовыми приборами в буфете: эл. печь, микроволновая печь, холодильник, поттер.

Август-октябрь

выпускник, воспитатель, комендант общежития, социальный педагог, педагог- психолог, мастера п/о классные руководители

Организация пребывания выпускника в каникулярное время и выходные дни

Каникулярное время и выходные дни

Администрация ГБПОУ СПЦ №3

Октябрь-ноябрь

Администрация ГБПОУ СПЦ №3

Социально-психолого-педагогическое консультирование выпускника по трудным жизненным вопросам

В течение срока обучения

Педагог-психологи, социальный педагог

В течение срока обучения

Администрация ГБПОУ СПЦ №3

социальный педагог, мастера п/о классные руководители

Создание условий необходимых для успешной социализации выпускника в условиях ГБПОУ СПЦ №3 (получение образования, организация досуга, общественная деятельность, содействие адаптации выпускника к условиям жизни и обучения в ГБПОУ СПЦ №3).

В течение срока обучения

Администрация ГБПОУ СПЦ №3

социальный педагог, мастера п/о классные руководители

Продолжить развитие у выпускника жизненно важных навыков и умений.

В течение срока обучения

Воспитатель, комендант общежития, социальный педагог, педагог- психолог, мастера п/о классные руководители

Обеспечение прав и законных гарантий выпускника

В течение срока обучения

Администрация ГБПОУ СПЦ №3

Органы опеки и попечительства

Обеспечение реализации установленных законом мер социальной поддержки выпускника

По выпуску из ГБПОУ СПЦ№3

Администрация ГБПОУ СПЦ №3

социальный педагог

Комплексный план мероприятий адаптации и социализации

выпускников из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в постинтернатный период

Зам. директора

по СВ и ВР

1.Контроль выполнения мер профилактики и социализации и адаптации

в течение года

2.Взаимодействие с правоохранительными органами по вопросам профилактики самовольных уходов и розыска обучающихся из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

в течение года

3.Заседание Совета профилактики по вопросам правонарушений обучающихся из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

ежемесячно

Педагог организатор

1.Организация внеурочной деятельности: конкурсы, викторины вечера развлечений, театрализованные постановки, выезды с концертами, военно - спортивные игры

в течение года

2.Вовлечение в кружки, клубы, общественные организации, органы управления

в течение года

Воспитатель общежития

1.Контроль проживания обучающихся из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в общежитии (журнал контроля за проживающими в общежитии)

ежедневно

2.Контроль над соблюдением режима проживания в общежитии

ежедневно

3.Выявление и предупреждение ситуаций, при которых обучающиеся из числа детей сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, самовольно покидают ОУ (индивидуальные беседы)

в течение года

4.Создание Актива общежития (по секторам: спортивный, «санпятерка», культурно-массовый, редколлегия)

сентябрь

5.Организация внеурочной деятельности по плану

ежедневно

6.Организация индивидуальной работы обучающихся из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

в течение года

7.Организация индивидуальной работы с обучающимися из числа детей-сирот и детей, оставшимися без попечения родителей, склонными к правонарушениям, и нарушающими устав образовательного учреждения

в течение года

Комендант общежития

1.Контроль над соблюдением режима проживания в общежитии

ежедневно

2.Создание необходимых условий для проживания обучающихся из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

в течение года

2.Индивидуальные беседы с (правовая консультация)

еженедельно

3.Профилактическая работа с обучающимися из числа детей сирот и детей, оставшимися без попечения родителей (Совет профилактики)

ежемесячно

4.Лекция «Комендантский час: права и обязанности несовершеннолетних по соблюдению комендантского часа»

в течение года

5.Беседа «Защита от физического и психического насилия»

в течение года

6.Проведение рейдов в дневное и вечерние время по проверке детей, обучающихся из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уклоняющихся от обучения; проведения с ними профилактической работы.

в течение года

7.Проведение лекций, бесед, на правовые темы; проведение совместных классных часов.

в течение года

Проведение индивидуальных бесед профилактического характера с обучающимися из числа детей сирот и детей, оставшимися без попечения родителей , склонных к совершению преступлений и правонарушений.

в течение года

Психиатр, нарколог

1.Лекция «Курение, алкоголь снижают самооценку человека»

в течение года

2.Госпитализация

по мере необходимости

3.Профилактические мероприятия с обучающимися из числа детей сирот и детей, оставшимися без попечения родителей, склонных к употреблению алкогольных и психоактивных веществ

в течение года

Врач кожвенеролог

Беседа «К чему может привести несоблюдение гигиенических требований»

в течение года

Специалист ЦЗН

Правовое консультирование по вопросам трудоустройства, профориентации

декабрь

апрель

Специалист органа опеки

1.Правовое консультирование выпускников из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по жилищным вопросам и дальнейшему жизнеустройству

декабрь

апрель

2.Контроль за соблюдением прав выпускников из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ОУ

постоянно

3.Профилактическая работа с опекунами, приемными семьями, временными попечителями несовершеннолетних

в течение года

4.Представление и защита законных интересов выпускников из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в судебных инстанциях

по мере необходимости

5.Контроль за соблюдением прав выпускников из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в правоохранительных органах

по мере необходимости

Приложение №1

Индивидуальная карта наблюдений за обучающимся

ФИО (обучающегося)____________

Группа № ____________________________________________________________________

Отрицательное

Избирательное

Учиться с интересом

Учебой не интересуется

3. Волевые качества

Сформированы

Не сформированы

4. Волевые качества, которыми обладает обучающийся

Целеустремленность

Настойчивость

Выдержка

Решительность

Инициативность

Организованность

Дисциплинированность

Смелость

Исполнительность

Самостоятельность

5. Самооценка

Адекватная

Завышена

Занижена

6. Общение

Гиперобщителен

Насторожен

Негативен

Замкнут

Доброжелателен

7.Характер общения в группе

Малообщителен

Общается избирательно

Общение ровное, со всеми в группе

Является центром общения

Неформальный лидер

Изолированный

8.Характер общения с преподавателями

Конфликтен

На замечания реагирует агрессивно

Доброжелателен, выдержан

Отношения ровные, спокойные

9. Социально – поведенческие особенности

Застенчив

Замкнут

Лжив

Грубый

Хвастливый

10. Положение в группе

Лидер

Ведомый

Изолированный

11 Внешний вид

Аккуратный внешний вид

Безразличие к одежде

Неряшливость в одежде

Постоянное ношение спортивной формы

11.Культура речи

Высокая культура речи

Регулярное употребление нецензурных выражений

Позволяет себе употребление нецензурных

Выражений

Нецензурные выражения в речи появляются, но

Редко

На замечания не реагирует

12. Отношение к алкоголизму, курению

Курит регулярно

Курит за компанию

Не курит

Выпивает иногда

Не пьет

Был замечен с запахом алкоголя в колледже

Имеет выговоры и предупреждения за употребление алкоголя

13. Общественная активность

Не участвует в жизни группы

Пассивный участник общественных дел в группе

Организатор творческих дел в группе

Участник спортивных мероприятий

Активный участник творческих дел СПЦ

14. Манера, стиль общения с окружающими:

Доминантный стиль (уверен в себе, стремится навязать свое мнение, легко перебивает, но не дает перебить себя, нелегко признает свою неправоту);

Недоминантный стиль (застенчив, уступчив, легко признает себя неправым, нуждается в поощрении при разговоре);

Экстраверт (постоянно направлен на общение, легко входит в контакт, любопытен, открыт, полон внимания к окружающим);

Интроверт (не склонен к контактам, замкнут, предпочитает общению деятельность, в разговоре немногословен).

15. Отношение к общественному мнению:

Активно-положительное (понимает критику, согласен с ней, недостатки стремится исправлять);

Пассивно-положительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет);

Безразличное (не реагирует на критику, не меняет поведения);

Негативное (спорит, не согласен с замечаниями, поведения не меняет).

Приложение 2

Карта

создания или реконструкции социально-поддерживающей сети обучающегося

1. ФИО____________________________________________________________

2. Дата рождения:___________________________________________________

Субъекты

(указать ФИО)

Адрес местожительства

Характер взаимоотношений

Родители:

1.1.

Мать:

1.2.

Отец:

1.3.

Старший брат:

1.4.

Старшая сестра:

Родственники:

2.1.

Бабушка:

2.2.

Дедушка:

2.3.

Тетя:

2.4.

Дядя:

2.5.

Иные родственники:

Иные граждане причастные к судьбе ребенка:

3.1.

3.2.

Приложение 3

Общие сведения об обучающемся

«____» __________ 20____ год

сирота

оставшийся без попечения

Уровень физического и соматического развития (подчеркнуть):

Хронические заболевания:

Группа здоровья:

Физкультурная группа:

Есть нет

1 2 3 4 5

Основная подготовительная специальная

Образование (подчеркнуть):

окончил 9 классов окончил 11 классов

Жилищные условия (подчеркнуть):

жилья не имеет, но поставлен на очередь;

собственное жилье с удобствами;

собственное жилье без удобств;

комната в общежитии;

Место предполагаемого проживания на момент выпуска из детского дома (подчеркнуть):

собственное жилье с удобствами

собственное жилье без удобств

комната в общежитии

съемное жилье

другое:_________________________________________

Чем предполагает заниматься после выпуска из детского дома (подчеркнуть):

учеба

работа

учеба и работа одновременно

незанятость

учет в центре занятости населения

Место предполагаемой работы и должность после выпуска из ОУ:

Возможные средства содержания (подчеркнуть):

заработная плата по месту работы

случайный заработок

помощь родственников

стипендия

пенсия

пособие по безработице

перепродажа жилья, имущества

другое:_________________________________________

Как проводит свободное время (подчеркнуть):

гуляет по улицам

занимается спортом

спить

ходит в компьютерный клуб

проводит время в компании друзей

другое:_________________________________________

С кем общается (подчеркнуть):

с родственниками

с членами замещающей семьи

с друзьями

ни с кем

другое:_________________________________________

Наличие вредных привычек (подчеркнуть):

Курение

Алкоголь

Токсикомания

Наркотики (какие):______________________________

Отношение к правонарушениям (подчеркнуть):

отбывал наказание в местах лишения свободы

был условно осужден

выплата административного штрафа

другое_________________________________________

Состоит на учете:

КДН и ЗП__________________

ОДН_______________________

УИИН_____________________

Внутренний контроль ОУ________________

Сколько раз приглашался на Совет профилактики ____

родственники

супруг (супруга)

друзья

коллеги

специалисты детского дома

другие_________________________________________

Координаты для связи с выпускником:

(адрес местожительства, телефон)

______________________________________________

______________________________________________

Социальный педагог: