Олимпиада по правовым знаниям. Коррекционная работа психолога в школе

Право как предмет создает основу для становления социальной компетентности обучающихся, акцентирует их внимание на проблемах реализации и применения полученных знаний в различных жизненных ситуациях. Поэтому мной разработана образовательная программа кружка "Право для каждого из нас" (10-11 класс), по которой работаю в течение 5 лет. Программа размещена в сети Интернет на ресурсе Всероссийского педагогического портала МЕТОДКАБИНЕТ.РФ по адресу:URL: http://www .методкабинет.рф/index.php/publications/dopobrazovanie/185-surkova.html Задания курса легли в основу заданий школьного этапа Всероссийских олимпиад школьников по праву в 2010-2012 гг. (являюсь членом городской предметно-методической комиссии по разработке заданий олимпиад школьников по праву).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Олимпиада по правоведению

Часть 1 включает задания с выбором одного из 4 вариантов ответа, только один из которых является правильным (За каждый правильный ответ 1 балл).

1 . Одним из признаков государства является:

а. наличие народа;

б. наличие суверенитета;

в. наличие территории;

г. наличие класса, который платит налоги

2. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации:

а. должны повторять нормы Конституции РФ;

б. не должны содержать нормы, указанные в Конституции РФ;

в. не должны противоречить нормам Конституции РФ;

г. не могут реализовываться на территории РФ.

3. Что из нижеперечисленного не является обязательным признаком государственного органа?

а. организационная самостоятельность;

б. право законодательной инициативы;

в. наличие необходимых материальных средств;

г. властные полномочия.

4. Какие нормативно-правовые акты издаёт Президент РФ?

а. указы;

б. постановления;

в. распоряжения;

г. приказы.

5. Какая пенсия назначается на общих основаниях мужчинам и женщинам:

а. по старости;

б. по инвалидности;

в. по случаю потери кормильца;

г. за выслугу лет.

6. Какими социальными нормами регулируются действия и поступки?

а. только моральными;

б. только религиозными;

в. только правовыми;

г. различными (моральными, религиозными, правовыми и т.д.).

7. В течении какого времени может быть обжаловано судебное решение по гражданскому делу с момента его составления:

а. 7 дней;

б. 10 дней;

в. 14 дней;

г. месяца.

8. По правилам общей подсудности иск, связанный с имущественным спором, предъявляется:

а. по месту жительства истца;

б. по месту жительства ответчика;

в. по выбору истца;

г. по выбору ответчика.

9. Обстоятельства, которые дают возможность истцу что-либо требовать в судебном заседании называют:

а. предмет иска;

б. основание иска;

в. возражение на иск;

г. опровержение на иск.

10. Противоправные проступки подразделяются на:

а. административные;

б. дисциплинарные;

в. гражданско-правовые;

г. уголовные.

11. Над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет устанавливается:

а. опека;

б. наблюдение;

в. попечительство;

г. надзор.

12. Найдите обстоятельства, исключающие административную ответственность:

а. крайняя необходимость;

б. исполнение приказа или распоряжения;

в. обоснованный риск;

г. состояние аффекта.

13. С какого момента возникает дееспособность и правоспособность юридического лица?

а. с момента подписания устава организации;

б. с момента утверждения устава организации;

в. с момента регистрации организации;

г. с момента обсуждения устава организации.

14. Какие виды правонарушений могут быть совершены только физическими лицами?

а. гражданско-правовые;

б. уголовные;

в. налоговые;

г. административные.

15 . По истечении, какого срока с момента начала трудовой деятельности, несовершеннолетний имеет право на отпуск?

а. по истечении 11 месяцев;

б. по истечении 8 месяцев;

в. по истечении 6 месяцев;

г. по истечении 4 месяцев.

Часть 2 состоит из заданий с кратким ответом. Ответы к ним необходимо сформулировать самостоятельно в виде слова, словосочетания, цифры или набора цифр.

1. Вставьте пропущенное слово. (За верный ответ 1 балл).

Может опираться на силу государства или, если необходимо, принуждать к подчинению своей воле, используя суд, полицию и армию.

2. Найдите в приведенном ниже списке стадии судебного разбирательства по гражданским делам. Расположите в правильной последовательности стадии судебного

разбирательства.

Обведите буквы, под которыми они указаны. (За верный ответ 1 балл).

а. подготовка дела к судебному разбирательству;

б. обращение заинтересованных лиц в суд;

в. судебные прения;

г. вынесение решения по делу;

д.изложение сторонами судебного разбирательства обстоятельств дела

е. исследование доказательств;

ж. обжалование решения суда.

Обведенные буквы запишите в порядке возрастания.

3. Вставьте пропущенное слово. (За верный ответ 1 балл).

В условиях демократического правового государства для того, чтобы исключить концентрацию власти в одних руках, осуществляется принцип ___________________

4. Найдите в приведенном ниже списке обязательные функции любого государства. Обведите цифры, под которыми они указаны.

1. оборона страны;

2. создание правовых норм;

3. управление всей экономической жизнью общества;

4. установление международных связей;

5. захват соседних территорий;

6. защита правопорядка.

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

5. Вставьте пропущенное слово. (За верный ответ 1 балл).

Это полная независимость государства от других государств.

6. (За верный ответ 1 балл).

Неспособность лица в момент совершения отдавать ответ своим действиям.

7. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков. (1 балл за верный ответ в каждой позиции).

а.Арб…тражный суд разрешает экономические споры.

б. Пл…б…сцит – выражение воли народа по вопросам исключительной государственной важности, определяющим судьбу страны.

в. К…нс…лидация – объединение сходных по предмету регулирования нормативных актов.

8. Установите соответствия между видами наказаний и видами ответственности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.

(1 балл за каждый правильный ответ).

Виды наказаний : Виды ответственности:

1. Арест а. уголовная ответственность

2. Предупреждение б. административная ответственность

3. Лишение специального звания

4. Лишение свободы на определенный срок

Запишите соответствия в виде пары последовательных цифр и букв.

1 – ; 2 – ; 3 – ; 4 – .

9. Прочитайте определение и запишите понятие. (За верный ответ 1 балл).

Предусмотренная законом возможность требовать совершения каких-либо сделок или возможность совершать какие-либо действия.

10. Ниже приведен ряд терминов. Какой из их не соответветствует понятию «правовая культура»? (За верный ответ 1 балл).

Правовые знания, уважение к праву и закону, правомерное поведение, чувства.

Часть 3 включает задания с развернутым свободным ответом .

1. После смерти бабушки Кате В. по наследству перешло дорогое колье. На свой день рождения (16 лет) девушка решила устроить праздник. Поэтому обратилась в ломбард, чтобы сдать колье.

Может ли Катя совершить данную сделку? Ответ обоснуйте. (За краткий ответ – 1 балл, за полный – 2 балла).

2. Назовите любые три вида правоотношений. (1 балл за каждый правильный ответ).

3. Защищая интересы Николая Д., адвокат узнал от него о нескольких преступлениях. Данные преступления еще не были раскрыты. Поэтому адвокат решил сообщить эти сведения следствию.

Имеет ли право адвокат совершать подобные действия? Ответ обоснуйте. (За краткий ответ – 1 балл, за полный – 2 балла).

4. Назовите любые три причины низкой явки избирателей на выборах. (1 балл за каждый правильный ответ).

5. Сотрудница Сбербанка, придя домой, рассказала своему мужу, что его сослуживец снял со своего счета крупную сумму денег. Муж поинтересовался у сослуживца, какую покупку тот собирается сделать. На следующий день сослуживец написал жалобу в банк о нарушении тайны вклада.

Обоснованна ли жалоба? Ответ обоснуйте. (За краткий ответ – 1 балл, за полный – 2 балла).

Ключи к ответам

Задание

Часть 1

Ответ

Оценка ответа в баллах

Центр «Мега-Талант» — организатор дистанционных олимпиад. Мы проводим международные и всероссийские олимпиады по правоведению для будущих юристов и всех, кто хочет систематизировать свои знания.

Победители и призеры наших олимпиад получают диплом, а остальные участники — памятные сертификаты. Эти награды становятся украшением портфолио школьников и вдохновляют их на более глубокое изучение правоведения.

Учителя-организаторы олимпиад пополняют свои портфолио свидетельствами и благодарностями.

Результаты нашей работы за год за этот год:

  • Установили рекорд по количеству олимпиад — проводим сразу 47 олимпиады по школьным предметам;
  • Привлекли более 3000 школьников, которые живут в разных странах мира, к участию в олимпиадах по правоведению;
  • Выплатили учителям 2.500.000 рублей в качестве компенсации на расходы;
  • Заслужили доверие учителей. Четыре из пяти организаторов олимпиады участвуют повторно.

Преимущества для учителей-организаторов

Мы хотим, чтобы наше сотрудничество с учителями было эффективным и выгодным. Для этого мы идем навстречу каждому учителю-организатору:

  1. Выдаем задания для всех классов.
  2. Меняем дизайн наград к каждому сезону, чтобы разнообразить портфолио учителя и учеников.
  3. Компенсируем затраты на распечатку заданий, дипломов и сертификатов.
  4. Каждый месяц определяем самых активных организаторов олимпиад и вручаем им ценные подарки.
  5. Оперативно отвечаем на вопросы учителя. Для этого наши консультанты следят за обращениями по почте, в онлайн-чате и в скайпе.

Преимущества дистанционных олимпиад «Мега-Талант»

Дистанционная олимпиада — это интересное образовательное мероприятие. Стать организатором такого мероприятия может каждый учитель. Организатор олимпиады самостоятельно выбирает время и место ее проведения. Ваши ученики могут стать частью масштабного международного мероприятия, не покидая при этом стен своей школы.

Решая задания олимпиады в привычной для себя обстановке, ученики избегают чрезмерного напряжения, меньше волнуются, а значит больше внимания уделяют поиску правильного ответа.

Задания олимпиад «Мега-Талант» соответствуют ФГОС и составляются с учетом содержания учебной программы по правоведению.

Комплекты заданий для каждого класса состоят из 15 тестовых вопросов различных типов:

  • Вопросы с одним правильным ответом;
  • Вопросы с несколькими правильными вариантами ответов;
  • Вопросы на аналитическую и хронологическую последовательность;
  • Задания на соотнесение двух рядов данных;
  • Задания по работе с иллюстративными источниками.

Стоимость участия в олимпиадах по правоведению

Для участия в олимпиаде нужно уплатить оргвзнос. Мы компенсируем расходы на распечатку заданий и наградных документов. Мы возвращаем учителю минимум до 30% от суммы оргвзноса. Подробнее об условиях компенсации орграсходов можно узнать после регистрации .

Учителя-организаторы олимпиад автоматически попадают в рейтинг учителей . Каждый месяц самые активные участники рейтинга получают ценные подарки. В конце полугодия мы формируем итоговый рейтинг и еще раз награждаем учителей.

Как часто мы проводим олимпиады по правоведению?

На протяжении учебного года мы проводим 7 дистанционных олимпиад: 3 всероссийские, которые проводятся по сезонам, 4 международные и заключительную итоговую олимпиаду.

Задания для каждого сезона олимпиад меняются и дополняются материалом разделов учебной программы, изученными к моменту проведения олимпиады.

Как мы проверяем ответы участников?

Проверка ответов участников проходит в автоматическом режиме. После внесения учителем ответов на сайт, они автоматически сверяются с «ключом», добавленным в систему. В день публикации результатов открывается доступ к наградным материалам для участников и учителя.

Как провести олимпиаду по правоведению?

  1. Зарегистрируйтесь на сайте «Мега-Талант».
  2. Подайте заявку на участие, укажите количество участников.
  3. Оплатите оргвзнос, чтобы подтвердить участие в олимпиаде.
  4. Скачайте задания и методические рекомендации, ознакомьтесь с их содержанием.
  5. Распечатайте задания и проведите олимпиаду.
  6. Внесите ответы участников в табличку в личном кабинете на сайте.
  7. В день подведения итогов скачайте сертификаты и дипломы для учеников, а также ваши свидетельство и благодарность.

Как оплатить оргвзнос для участия в олимпиаде по правоведению?

Вам доступны следующие способы оплаты:

  • Оплата банковской картой (онлайн);
  • Оплата по квитанции, в отделении Почты России;
  • Оплата с помощью электронных платежных систем (онлайн).

Могут ли в мероприятии участвовать школьники и студенты не из России?

К участию в олимпиадах по правоведению допускаются все желающие. Единственное условие, которое мы ставим к участникам, - знание русского языка на уровне, достаточном для понимания заданий олимпиады. Ответы на другие часто задаваемые вопросы мы опубликовали вот

Олимпиада школьников по праву

2009 – 2010 учебный год

Окружной тур

11 класс

1. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одоб рен большинством:

а) не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3
голосов от общего числа депутатов Государственной Думы;

б) не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации;

в) 3/4 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы;

г) не менее чем 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее
2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

2. Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ могут
вносить:

а) Президент РФ;

б) законодательные (представительные) органы субъектов РФ;

в) группа численностью не менее 1/3 членов Совета Федерации или депутатов Го сударственной Думы;

г) группа численностью не менее половины членов Совета Федерации или депута тов Государственной Думы.

3. Согласно законодательству, предпринимательской деятельностью гражда нин РФ может заниматься с:

а) 14 лет;

б) 15 лет;

в) 16 лет;

г) 18 лет.

4. Общество, учрежденное одним или несколькими лицами, капитал которого
разделен на доли, а его участники несут ответственность только в пределах стоимо сти своей доли, называется:

а) товарищество на вере;

б) акционерное общество;

в) общество с ограниченной ответственностью;

г) производственный кооператив.

5. При нарушении прав и законных интересов ребенка он в праве самостоя тельно обращаться в суд пол достижении:

а) 12 лет;

б) 14 лет;

в) 16 лет;

г) 18 лет.

6. Основными принципами Уголовного кодекса РФ являются:

а) законность;

б) конституционализм;

в) равенство граждан перед законом;

г) вина;

д) неотвратимость наказания;

е) справедливость;

ж) ответственность;

з) профессионализм; и) гуманизм.

7. Заполните пропуски в схеме ликвидации юридического лица.

Юридическое лицо может быть ликвидировано

8 . Когда в России был создан документ, который в названии имел слово «Кон ституция»:

а) 1147 г.;

б) 1613 г.;

в) 1825 г.;

г) 1918 г.;

д) 1924 г.

9. Карл Маркс утверждал, что идея разделения властей возникает и реализуется в
ту эпоху, когда «между королевской властью, аристократией и буржуазией идет спор из-за господства 1 ‘. При этом немецкий социалист полагал, что «разделение властей не является вечным законом » политико-правовой организации общества; на последующих этапах социального развития якобы должно возникнуть единство власти. Маркс весьма высоко оценивал опыт парижских коммунаров 1871 г., которые создали власть, «в одно и тоже время законодательствующую и исполняющую законы «.

Представляется ли Вам верным эти суждения Маркса? В чем Вы считаете
возможным согласиться с социалистом XIX столетия?

10. В состав Совета Федерации входят по одному представителю от:

а) представительного органа государственной власти каждого субъекта РФ;

б) исполнительного органа государственной власти каждого субъекта РФ;

в) судебного органа государственной власти каждого субъекта РФ;

г) крупнейшего регионального отделения политической партии;

д) региональных ассоциаций производителей.

11. На участие в выборах в органы местного самоуправления и местном рефе рендуме имеют право:

а) граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным
избирательным правом, правом на участие в референдуме;

б) иностранные граждане, право-дееспособные, постоянно проживающие на терри тории муниципального образования, если на основании международного договора Рос­ сийской Федерации они имеют право на участие в выборах в органы местного самоуправ­ ления и местном референдуме;

в) военнослужащие, проходящие военную службу в воинских частях, расположен ных на территории соответствующего муниципального образования, если место житель ства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на тер­ ритории муниципального образования.

12. Унитарные государства:

а) не имеют в своем составе государственных образований;

б) это административно-территориальные единицы, не обладающие политической
самостоятельностью;

в) имеют в своем составе государственные образования;

г) это административно-территориальные единицы, обладающие политической са мостоятельностью;

д) эта форма характерна для небольших по территории государств.

13. Найдите и исправьте ошибки в тексте.

«Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и административного судопроизводства.

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 20 лет, имеющие высшее экономическое образование и стаж работы по профессии не менее 3 лет.

Судьи неприкосновенны и подчиняются только Президенту РФ.

Разбирательство дел во всех судах Российской Федерации -закрытое.

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 20 судей.

Верховный суд Российской Федерации разрешает экономические споры.

В Конституционный Суд Российской Федерации могут обратиться только

члены верхней палаты Федерального собрания».

14. Проанализируйте извлечение из французской Конституции 3 сентября 1791 г.

«1. Власть судебная не может обеспечиваться ни законодательным корпусом, ни королем.

    Правосудие будет отправляться беспошлинно судьями, избираемыми на срок
    народом и утвержденными в должности королем… Судьи не могут быть смещены ина­
    че, как за преступления по должности, надлежаще установленные в судебном порядке.

    Судьи не могут ни вмешиваться в осуществление законодательной власти, ни
    приостанавливать применение законов, ни вторгаться в круг деятельности органов
    управления.

[,..]9. В делах уголовных ни один гражданин не может быть судим иначе, как по обвинению, возбужденному присяжными или законодательным корпусом.

…Обвиняемый имеет право отвода присяжных заседателей в количестве до 20 че­ ловек без объяснения причин. Присяжные не могут заседать в числе менее 12. Примене­ ние закона производится судьями. Судебное следствие должно быть публичным. Обвин яемым не может быть отказано в содействии поверенного. Ни одно лицо, оправданное законным составом присяжных, не может быть вновь привлечено к ответственности… по поводу того же деяния.

10. Никто не может быть подвергнут задержанию или заключению иначе как в силу полномочия органов полиции, приказа о взятии под стражу…».

В приведенном выше извлечении найдите положения, обеспечивающие демо­кратизм судебной системы. Назовите принципы, положенные в основу судебной сис­темы революционной Франции.

11 класс

ОТВЕТЫ:

Задание 1-6

1-г

2-а, б 3-в 4-в 5-6

6 — а, в, д, е, и

Задание 7 (2 балла за каждый правильный ответ)

7 — 1) По решению его учредителей (участников), либо Органа юридического лица,
уполномоченного на то учредительными документами;

  1. В связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо;
  2. В связи с достижением цели, ради которой оно создано;
  3. В связи с допущенными при его создании нарушениями;
  4. Если эти нарушения носят неустранимый характер.

Задание 8 (1 балл за каждый правильный ответ)

8 -в) «Конституция» Н.Муравьева (1825 г.)

г) «Декларация прав трудящегося эксплуатируемого народа» (1918 г.)

д) Конституция СССР (1924 г.)

Задание 9 (1 балл за каждый правильный ответ)

9-1) Маркс достаточно точно назвал время утверждения идеи разделения властей.

  1. Появление этой идеи далеко не всегда было связано с особыми условиями
    социально-политической борьбы времен абсолютизма.
  2. Сомнение вызывает утверждение Маркса о том, что с развитием общества
    разделение властей преодолевается.
  3. Разделение властей — один из основных демократических принципов организации власти. Все остальное — регресс (?) в политическом развитии

Задание 10-12 (1 балл за каждый правильный ответ)

10- а, б 11 — а. б 12- а, б

Задание 13 (1 балл за каждый правильный ответ, максимум — 9 баллов)

13 — Правосудие в России осуществляется только судом. Судебная власть осущест вляется посредством конституционного (пропущено), гражданского, уголовного и адми­ нистративного судопроизводства.

Судьями могут быть граждане России, достигшие 25 лет, имеющие высшее юриди­ческое образование и стаж работы по профессии не менее пяти лет.

Судьи неприкосновенны и подчиняются только Конституции и федеральному за­кону. Разбирательство дел во всех судах открытое. Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей. Экономические споры решает Высший Арбитражный Суд РФ. В Конституцион­ный Суд могут обратиться все граждане РФ

Задание 14 (2 балла за каждый правильный ответ, максимум — 8 баллов)

14 — Положения: а) разделение властей (п. 1, 3); б) выборность судей народом
(н. 2); в) наличие 12 присяжных; г) обвинение возбуждается присяжными или законода тельным корпусом (демократическими органами).

Принципы: а) независимость судебной власти; б) неприкосновенность судей; в) публичность суда; демократизм судебной власти.

Вконтакте

Теоретические сведения

Психология - удивительная наука. Одновременно она и молода, и является одной из самых древних наук. Уже философы античности размышляли над проблемами, которые актуальны и для современной психологии. Вопросы соотношения души и тела, восприятия, памяти и мышления; вопросы обучения и воспитания, эмоций и мотивации поведения человека и многие другие ставились учеными, начиная со времени возникновения первых философских школ Древней Греции в 6-7 веках до нашей эры. Но древние мыслители не были психологами в современном понимании. Символической датой рождения науки психологии считают 1879 год, год открытия Вильгельмом Вундтом в Г ермании, в городе Лейпциг, первой экспериментальной психологической лаборатории. До этого времени психология оставалась умозрительной наукой. И только В. Вундт взял на себя смелость объединить психологию и эксперимент. Для В. Вундта психология была наукой о сознании. В 1881 г. на базе лаборатории открывается институт экспериментальной психологии (существующий и поныне), который становится не только научным центром, но и международным центром по подготовке психологов. В России первую психофизиологическую лабораторию экспериментальной психологии открыл В.М. Бехтерев в 1885 г. при клинике Казанского университета.

ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ СПбГУ ПО ПРАВУ

Основной целью Олимпиады школьников СПбГУ по праву является выявление и развитие творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки и развития одаренных детей, распространение и популяризация научных знаний, привлечение талантливой молодежи к обучению в ведущих университетах России, в том числе в Санкт-Петербургском университете. Победители и призеры Олимпиады пользуются льготами при поступлении в Санкт-Петербургский университет и другие вузы. Подавляющее большинство из них, став студентами Санкт-Петербургского университета, показывает существенно более высокие академические результаты по сравнению со своими сокурсниками, не принимавшими участие в Олимпиаде.

! Соответствие направлений подготовки и специальностей, на которые Санкт-Петербургский государственный университет проводит прием в 2019 году, профилю олимпиады и порядок предоставления льгот победителям и призерам олимпиад школьников, проводимых в соответствии с Порядком проведения олимпиад школьников


Задать вопрос координатору предмета Олимпиады: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Идея подготовки юристов в Санкт-Петербургском государственном университете принадлежит Петру Великому. 22 января 1724 года именным указом император учредил в Санкт-Петербурге Академию наук и Санкт-Петербургский университет. Одной из особенностей первого столетия существования Санкт-Петербургского университета было то, что правовая наука в России еще только зарождалась, поэтому первыми преподавателями и студентами стали иностранцы. Юридическое образование с момента учреждения Университета заняло лидерское положение за счет того, что к преподавательской работе привлекались лучшие правоведы того времени (Х. Гросс, И.С. Бекенштейн, Ф.Г. Штрубе де Пирмон). 14 февраля 1760 года в Санкт-Петербургском университете были открыты три факультета: юридический, медицинский и философский. По рекомендации ректора М.В. Ломоносова профессором права в Санкт-Петербургском университете становится академик Г.Ф. Феодорович, имя которого было широко известно не только в России, но и за ее пределами. Замечательные традиции Санкт-Петербургской правовой школы закладывались и в течение всего XIX века. Юридический факультет воспринял идеи либеральных реформ 1860-х годов и стал оплотом свободы науки, творчества, мысли. Юридические науки в Санкт-Петербургском университете в этом время преподавали А.Д. Градовский, И.Я. Фойницкий, Ф.Ф. Мартенс, М.И. Горчаков и другие известные отечественные ученые, государственные деятели. Поступательное развитие юридического образования в Санкт-Петербургском университете было нарушено Первой мировой войной и двумя революциями. Неприятие нового социального строя и политики советской власти заставили многих преподавателей покинуть Россию. В 1930-1944 годах в составе Ленинградского университета не было юридического факультета, его восстановили сразу же после снятия фашистской блокады. В послевоенный период лидирующие позиции в советской правовой науке заняли научные школы гражданского и уголовного права. В стенах Ленинградского университета работали советские ученые первого ранга: создатель учения о государственной социалистической собственности академик А.В. Венедиктов, автор первого в СССР труда о преступлениях против личности профессор М.Д. Шаргородский, создатель отрасли трудового права профессор В.М. Догадов. Сотрудники регулярно привлекались к нормотворческой работе по поручению различных органов власти. Благодаря стараниям преподавателей Ленинградского университета в 1960-70-х годах произошел настоящий взлет отечественной цивилистики. Труды Б.Б. Черепахина и О.С. Иоффе сделали кафедру гражданского права крупнейшим цивилистическим центром страны. Добились успеха кафедры уголовного права и уголовного процесса. В 1980-е годы возникла кафедра хозяйственного права, которую возглавил профессор А.А. Собчак.

Сегодня Санкт-Петербургский университет является одним из крупнейших в России образовательных центров подготовки юристов. Преподаватели и выпускники Санкт-Петербургского университета продолжают оставаться востребованными специалистами и занимают самые высокие посты в крупнейших компаниях России и Европы, а также в органах государственной власти. Юридическое образование в Санкт-Петербургском университете сегодня - удачный пример соединения традиций и инноваций.

Высокое качество юридического образования в Санкт-Петербургском университете не могло бы быть достигнуто без постоянного поиска талантов среди молодежи. Санкт-Петербургский университет имеет многолетний опыт проведения конкурсов и олимпиад для школьников по праву.

С 2003 по 2007 год Санкт-Петербургский университет выступал головным вузом по организации и проведению Региональной олимпиады вузов Санкт-Петербурга для профессионально ориентированной молодежи по обществознанию. Методическое и организационное обеспечение заключительного тура, включая разработку структуры, составление заданий и оценку олимпиадных работ, осуществлялось преподавателями и сотрудниками юридического факультета Санкт-Петербургского университета. В заключительном туре этой олимпиады ежегодно принимали участие до 500 школьников.

В 2007 и 2008 году в Санкт-Петербургском университете проводилась Олимпиада по обществознанию, профильным разделом которой являлся раздел по основам права. В организации проведения этой Олимпиады также принимали активное участие преподаватели юридического факультета.

В 2009 году в Олимпиаде школьников Санкт-Петербургского государственного университета по праву приняли участие 378 школьников из 27 субъектов Российской Федерации, в 2010 году - 1169 школьников из 41 субъекта Российской Федерации. В 2010 году олимпиада входила в Перечень олимпиад школьников, утверждаемый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, ей был присвоен третий уровень.

В 2011 году Олимпиада школьников Санкт-Петербургского государственного университета по праву также была включена в Перечень олимпиад школьников, утверждаемый Министерством образования и науки Российской Федерации. В результате серьезных усилий по привлечению к участию школьников из различных регионов России число участников отборочного этапа Олимпиады достигло 2631 человека из 67 субъектов Российской Федерации, что в совокупности с высоким уровнем организационно-методического обеспечения позволило олимпиаде получить I, наивысший, уровень.

Основными целями Олимпиады школьников СПбГУ по праву являются выявление и развитие творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки и развития одаренных детей, распространение и популяризация научных знаний, привлечение талантливой молодежи к обучению в ведущих университетах России, в том числе в Санкт-Петербургском университете.

Победители и призеры Олимпиады пользуются льготами при поступлении в Санкт-Петербургский университет и другие вузы. Подавляющее большинство из них, став студентами Юридического факультета Санкт-Петербургского университета, показывает существенно более высокие академические результаты по сравнению со своими сокурсниками, не принимавшими участие в Олимпиаде.

1. Алексеев С.С. Тайны права: Его понимание, назначение, социальная ценность. М., 2002

2. Кравченко А. И. Обществознание: учебник. М., 2010

3. Моисеев Е. Г. Обществознание: учебное пособие /под ред. К. А. Бекяшева. М., 2013

4. Обществознание: учебное пособие /М. Н. Глазунов, И. А. Гобозов, Е. М. Дерябина и др.; Под ред. М. Н. Марченко. М., 2011

5. Обществознание: курс лекций /под ред. Д.И.Луковской и Е.Б.Хохлова. СПб, 2009

6. Обществознание в вопросах и ответах: учебное пособие / А. Б. Безбородов, М. Б. Буланова, В. Д. Губина и др.; под ред. А. Б. Безбородова, В. В. Минаева. М., 2011

7. Обществознание: учебное пособие / В. В. Алешин, А. А. Анисимов, Л. Н. Башкатов и др.; Под ред. А. В. Опалева. М., 2010

8. Обществознание: учебник для вузов / С. С. Гусев, Б. И. Липский, Е. М. Сергейчик и др.; под ред. Б. И. Федорова. М., 2014

9. Основы государства и права: учебное пособие: рекомендовано УМО в качестве учебного пособия для поступающих в вузы /А. В. Малько, Г. Н. Комкова, З. И. Цыбуленко и др. ; Под ред. А. В. Малько. М., 2010

10. Смоленский М. Б. Конституция РФ с комментариями для школьников. М., 2010

Список победителей и призёров Олимпиады школьников СПбГУ по праву в 2017/18 учебном году, продолжающих освоение образовательных программ среднего (полного) общего образования

Нижеуказанные учащиеся допускаются к участию в заключительном этапе Олимпиады школьников СПбГУ в 2018/19 учебном году без участия в отборочном этапе

ФИО Населённый пункт образовательного учреждения Название образовательного учреждения Класс в 2017/18 учебном году
Чернышов Матвей Сергеевич Новокузнецк МБ НОУ «Лицей № 84 имени В. А. Власова» 10
Тимофеева Дарина Денисовна Санкт-Петербург ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 504 с углубленным изучением английского языка Кировского района Санкт-Петербурга 9
Белова Анастасия Юрьевна Чебоксары МБОУ «Лицей № 44» г. Чебоксары 9
Ивановская Лилия Михайловна Москва ГБОУ города Москвы «Школа № 1474» 9
Мурашов Павел Сергеевич Москва ГБОУ города Москвы «Школа № 1329» 10
Верещагин Алексей Иванович Москва ГБОУ города Москвы «Школа № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля» 9
Симакова Ксения Леонидовна Красноярск МБОУ СШ № 141 10
Триандафилова София Константиновна Киров 9
Васильева Александра Александровна Москва ГБОУ города Москвы «Школа № 1250» 9
Васильева Виталина Сергеевна Челябинск МАОУ «Гимназия № 23 г. Челябинска имени В. Д. Луценко» 9
Горбунова Мария Денисовна Ижевск МБОУ экономико-математический лицей № 29 10
Максимова Антонина Васильевна Москва ГБОУ города Москвы «Школа № 1285» 9
Шакарян Ярослав Эрнестович Санкт-Петербург ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 292 с углубленным изучением математики Фрунзенского района Санкт-Петербурга 10
Первушина Ольга Алексеевна Владимир Средняя общеобразовательная школа № 38 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля 10
Рычкова Виктория Евгеньевна Вологда, п. Уткино МБОУ ВМР «Первомайская средняя школа» 10
Филёв Кирилл Эдуардович Киров КОГОАУ «Кировский экономико-правовой лицей» 9
Лукин Александр Витальевич Краснодар МБОУ гимназия 23 8
Васькова Софья Дмитриевна Иркустк МБОУ г. Иркутска лицей № 2 9
Комаров Евгений Ильич Санкт-Петербург ГБОУ гимназия № 540 Приморского района Санкт-Петербурга 9
Барышева Валерия Андреевна Краснодар МБОУ № 3 10
Дианова Полина Сергеевна Москва ГБОУ города Москвы «Школа № 1583 имени К. А. Керимова» 10
Захваткина Мария Валерьевна Ижевск МБОУ «Ижевский естественно-гуманитарный лицей «Школа-30» 9
Козырева Кристина Витальевна Копейск МОУ СОШ № 1 9
Комлева Татьяна Валерьевна Нижний Тагил МАОУ Политехническая гимназия 10
Кузнецова Юлия Сергеевна Слободской МБОУ СОШ № 5 9
Тимофеева Валерия Эдгаровна Тосно МБОУ СОШ № 3 г. Тосно 9
Васильева Дарина Юрьевна Тихвин МОУ «Лицей № 8» 10
Мезенцев Михаил Юрьевич Санкт-Петербург ГБОУ гимназия № 116 Приморского района Санкт-Петербурга 10
Панченко Александра Валерьевна Санкт-Петербург ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 29 с углубленным изучением французского языка и права Василеостровского района Санкт-Петербурга 10
Нитченков Денис Эдуардович Кострома МБОУ города Костромы «Лицей № 17» 9
Тимофеев Дмитрий Федорович Тайга МАОУ «СОШ № 160» ТГО 10