Конференции по образованию детей с овз. Августовская конференция: доклад «Организационно методические аспекты деятельности, направленной на обеспечение включения детей с ОВЗ в образовательное пространство

Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация детский сад «Солнышко»

СООБЩЕНИЕ

Тема: «Организационно методические аспекты деятельности, направленной на обеспечение включения детей с ОВЗ в образовательное пространство »

Подготовила:

Воспитатель: МБДОО детский сад «Солнышко»

Батуева Наталья Викторовна

2017

«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…» Кофи Аннан (1998)

Распространение в нашей стране процесса инклюзии детей с ограниченными возможностями психического и физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование, которое закреплено законодательно.

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"от 29.12.2012 N 273-ФЗ Статья 5 часть 5. гласит:

«В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления:
создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов ….. , в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;…

Таким образом, действующее законодательство позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных образовательных учреждениях.

Закон закрепил за родителями право выбора между специальными образовательными учреждениями и обучением ребенка в образовательной организации общего типа.

Стремление к тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались и обучались вместе со своими нормально развивающимися сверстниками, становится сегодня главной областью приложения сил многих родителей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии.

И согласно тому же закону администрация и педагоги образовательной организации, в которую попадает ребенок с ОВЗ, обязаны обеспечить ему необходимые образовательные условия.

Наверное, уже каждое дошкольное учреждение в нашем районе столкнулось с проблемами обучения детей с особенностями в развитии. Перед администрацией и педагогами ДОО встает вопрос: как правильно организовать работу с данной категорией детей.

Такая ситуация сложилась и в нашем детском саду. Встал вопрос что делать? Педагоги боялись, что работа в группе, где 25-30 человек и среди них дети с нарушениями в развитии, не только не продуктивна, но и вредна и для детей с нормой развития, и для ребенка с нарушениями, и для педагогов группы.

На педагогическом совете было принято решение инициировать процесс внедрения инклюзивной практики и разработкой плана действий.

Начинали с изучение нормативной базы по обучению и воспитанию детей с ОВЗ.

На заведующего и воспитателей детского сада при внедрении инклюзивной практики возлагается решение следующих задач:

Разработка правовой базы инклюзивного процесса;

Кадровое обеспечение;

Материально-техническое обеспечение;

Информационно методическая поддержка организации инклюзивного педагогического процесса.

Остановлюсь подробнее на решении каждой задачи.

Разработка правовой базы инклюзивного процесса;

Организация инклюзивного образования регулируется следующими Федеральными и региональными документами:

Конституция Российской Федерации,

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 № 273-ФЗ,

-- «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», 2.4.1.3049-13

Государственная программа «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы (Постановление Правительства РФ от 17.03.2011 №175);

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы (Указ Президента РФ от 01.06.2012 №761);

Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы (Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р;

Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

С данными документами Вы все хорошо знакомы, но в них в основном закреплены права и обязанности как детей с ОВЗ, так и других участников образовательного процесса.

К сожалению, они не раскрывают особенностей организации работы при обучении детей с различными ограничениями здоровья в среде нормально развивающихся сверстников.

Но в Письме Минобрнауки РФ от 18.04.2008 n АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами"

Отмечено: «Вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, должны быть регламентированы уставом и локальными актами образовательного учреждения». Поэтому, что бы обеспечить себе юридическую защищенность, надо постараться закрепить (максимально продумать и прописать) своими локальными актами законодательно то, что будет реализоваться в ДОУ относительно детей с ОВЗ.

Разрабатывая локальные акты мы действовали в соответствии со статьей 30 Федерального закона РФ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ:

Пункт 1. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом

Пункт 2. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся……».

Таким образом, закон закрепляет право руководителя образовательной организации самостоятельно формировать нормативное поле и возлагает ответственность (административную, дисциплинарную) за разработку и её соответствие действующему законодательству;

Функция локального акта - детализация, конкретизация, дополнение, восполнение общей правовой нормы применительно к условиям конкретной образовательной организации, с учетом имеющихся особенностей, специфики учебного и воспитательного процессов, в том числе и в части организации обучения детей с ОВЗ.

Нами разработан пакет локальных актов нормативно-правового сопровождения для реализации инклюзивной практики: (на слайд перечень)

Положение о разработке и реализации адаптированной образовательной программы

В нем устанавливается порядок разработки и утверждения адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ, структура АОП.

Дополнительные соглашения к договору ДОО с родителями на организацию психолого-педагогического обследования и индивидуального образовательного сопровождения ребенка с ОВЗ педагогами ДОО.

Это один из самых важных локальных нормативных документов, в котором зафиксированы как права, так и обязанности всех субъектов инклюзивного пространства, предусмотрены правовые механизмы изменения образовательного маршрута в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, в том числе новыми возникающими в процессе образования.

Внесены изменения в действующую нормативно-правовую базу работы ДОУ (должностные инструкции педагогов, доп. соглашения с родителями).

В части организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, в образовательной организации необходимо предусмотреть основные положения, такие как: прием таких детей с учетом рекомендаций ПМПК (психологомедико-педагогической комиссии или для ребенка с инвалидностью – индивидуальной программы реабилитации), обучение на основании индивидуального образовательного маршрута, адаптированной образовательной программы, создание специальных образовательных условий, заключение договора с родителями, организация сетевого взаимодействия и др.).

Соблюдение требований приема детей с ОВЗ

Согласно статье 55 пункт 3 Федерального Закона «Об образовании».. «…дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии».

Поэтому первым шагом при выявлении детей с проблемами в развитии усвоении образовательной программы ДОО это сбор необходимых сведений, составление характеристик и работа с родителями по прохождению ПМПК.

Материально-техническое обеспечение.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса детей с ОВЗ должно отвечать не только общим, но и особым образовательным потребностям детей каждой категории.

Организация пространства включает подготовку помещений, оснащение их мебелью, приобретение необходимого оборудования для игровых диагностических и терапевтических сеансов с детьми, а именно: оборудование для развития общей подвижности; средства для развития невербальной коммуникации; игрушки для развития ручных навыков, тактильного, зрительного, слухового восприятия; развития мышления, речи и языка;

Подбирая оборудование для ДОО, важно помнить о том, что оно должно постоянно использовать и приносить пользу тем, кто в нем действительно нуждается.

Важно подобрать оборудование, которое бы сделало образование полностью безопасным. Ведь риск травматизма присутствует всегда, особенно у детей с ОВЗ.

Поэтому в группе есть мягкие модули, они безопасны и позволяют легко быстро трансформировать образовательную среду.

Для игро терапии и обеспечения занятий вариативной части программы по формированию навыков взаимодействия всех детей в группе закупили и изготовили игровое оборудование.

Для организации сенсорных игр подобрали и частично сами педагоги изготовили пособия и оборудование для игр с водой, с сыпучими материалами, такими как песок, крупы.

Игры с таким оборудованием благоприятствовали созданию эмоционально-положительного настроя, на первых этапах помогали возникновению эмоционального контакта с взрослым, а в дальнейшем способствовали получению ребёнком новой сенсорной информации, развитию игровой деятельности и возникновению сюжетно-ролевой игры, развитию речи и коммуникативных навыков, расширению представлений об окружающем мире, когнитивному развитию. То есть решению тех коррекционных задач, которые педагоги ставили в своих программах.

Информационно -методическая поддержка организации педагогического процесса. В ДОО необходимо создавать условия для широкого доступа родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов. Организовать взаимодействие с семьей ребенка с ОВЗ: встречи с родителями, беседы, консультации, информационная поддержка, составление индивидуального плана развития ребенка с учетом интересов семьи, привлечение родителей к участию в коррекционно-развивающей работе, организация встреч родителей со специалистами.

Результаты работы ДОО на сегодня

Результат реализации указанных целей и задач на сегодня это

Создание комфортной развивающей образовательной среды: обеспечивающей воспитание, обучение, социальную адаптацию и интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья, способствующей достижению целей специального коррекционного образования, обеспечивающей его качество, доступность и открытость для детей с ограниченными возможностями здоровья, их родителей (законных представителей.);

Наличие сплоченной команды педагогов позволяет осуществлять единое и системное воздействие, выработать совместными усилиями индивидуальную программу развития ребенка, основанную на зоне ближайшего развития ребенка. П овышение профессиональной компетентности участников образовательного процесса;

Положительная динамика в развитии детей с ОВЗ;

Одним из важнейших плюсов в процессе инклюзивного образования в нашем ДОО является решение важной проблемы, связанной с воспитанием, как у детей, так и у родителей терпимого отношения к «особым» детям, уважения к ним, внимательного отношения к их проблемам. От родителей как детей с ОВЗ так и нормально развивающихся детей не поступило ни одной жалобы, ни возникло ни одной конфликтной ситуации.

Перспективы работы коллектива по проблеме.

Нашему детскому саду еще предстоит проанализировать эффективность проделанной работы по инклюзии детей с ОВЗ в конце учебного года.

Доработать образовательную программу ДОО в части «содержание коррекционной работы с детьми с ОВЗ», учитывая особенности инклюзивного образования.

Дальнейшее материально-техническое обеспечение инклюзивного процесса в ДОО

Обеспечить преемственность инклюзивного дошкольного и младшего школьного возраста: помощь родителям в выборе ОУ при переходе ребенка на следующую ступень образования (например, из детского сада в школу), налаживание контактов с педагогическим коллективом ОУ, в которое поступает ребенок с ОВЗ, помощь в его адаптации;

Организация сетевого взаимодействия. Должна быть организована система взаимодействия и поддержки образовательного учреждения со стороны «внешних» социальных партнеров – территориальной ПМПК, органов социальной защиты, организаций здравоохранения, общественных организаций. Реализация этого общего условия позволяет обеспечить для ребенка максимально адекватный при его особенностях развития образовательный маршрут, позволяет максимально полно и ресурсоемко обеспечить обучение и воспитание ребенка. На практике мы убедились что посещение детьми с ОВЗ дошкольной образовательной организации возможно и необходимо им для полноценного проживания периода дошкольного детства.



К участию приглашаются: руководители образовательных организаций, педагогические работники, специалисты сопровождения (логопеды, дефектологи, педагоги-психологи, воспитатели), руководители и специалисты ПМПК, ПМПк, врачи, представители благотворительных и общественных организаций, родительская общественность, магистранты, аспиранты, студенты, а также лица, интересующиеся вопросами помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Цель конференции: обсуждение теоретико-методологических, организационных и методических аспектов непрерывного сопровождения детей с ОВЗ на ступенях раннего и дошкольного образования.

ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ КОНФЕРЕНЦИИ


Теоретико-методологические подходы к оказанию комплексной помощи детям раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и их семьям.

Организационно-методические основы сопровождения раннего и дошкольного образования.

Межведомственное взаимодействие при организации и оказании комплексной помощи детям раннего и дошкольного возраста с ОВЗ и их родителям.

Современный психолого-педагогический диагностический инструментарий в аспекте раннего выявления отклонений в развитии у детей.

Раннее развитие и коррекция как начальный этап в системе инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Организация и содержание образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях.

Инновационные психолого-педагогические технологии коррекционно-развивающей помощи детям раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Клинико-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения в системе комплексной помощи детям раннего и дошкольного возраста с различными нарушениями развития.

Современные технологии психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка раннего и дошкольного возраста с отклонениями в развитии.

Подготовка и повышение квалификации специалистов в системе непрерывного сопровождения детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и их родителей.

Формы работы и взаимодействия участников конференции: пленарное и секционные заседания, стендовые доклады, мастер-классы, круглые столы по наиболее актуальным, практически значимым аспектам помощи детям раннего и дошкольного возраста; разработка совместных проектов, предложений по совершенствованию системы ранней комплексной помощи, межведомственного взаимодействия и трансляция успешного опыта работы с детьми раннего и дошкольного возраста. От участников конференции приветствуются как доклады, отражающие успешный практический опыт работы с детьми первых лет жизни, так и доклады, посвященные «трудным случаям» или же проблемам, которые еще не имеют решения в настоящее время.

Рабочий язык конференции - русский

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ КОНФЕРЕНЦИИ


1. Приходько Оксана Георгиевна – директор Института специального образования и комплексной реабилитации, заведующая кафедрой логопедии ГАОУ ВО МГПУ, доктор педагогических наук, профессор.

2. Левченко Ирина Юрьевна – заведующая лабораторией инклюзивного образования Института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО МГПУ, доктор психологических наук, профессор.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в последнее десятилетие, остро обозначил проблему в дошкольном и школьном детстве: с каждым годом резко увеличивается количество детей с ОВЗ,дефекты которых часто носят стойкий характер и с трудом поддаются коррекции. Полагаясь на концепцию интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - (письмо Минобразования РФ от 16 апреля 2001 г. N 29/1524-6, "Закон об образовании") и ряд других документов. Эта концепция заявляет, что «…каждый человек, независимо от состояния здоровья, наличия физического или умственного недостатка, имеет право на получение образования, качество которого не должно отличаться от качества образования, получаемого здоровыми людьми…

    Главная задача образовательного учреждения – дать обучающемуся необходимый минимум знаний, выработать у него умения и навыки, которые обеспечат его готовность к следующему уровню образования или к практической деятельности, а также воспитать те качества

    личности, которые необходимы для его социальной адаптации.

Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку определяются спецификой нарушения психического развития. Они определяют особую логику построения учебного процесса для детей с ОВЗ. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем таким детям:

начать специальное – коррекционное - обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития, как можно раньше при подготовке ребенка к школьному обучению;

индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;

ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;

использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения и облегчающие усвоение учебного материала;

обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;

максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.

Для каждого ребёнка с ОВЗ должна быть написана индивидуальная коррекционно- развивающая программа обучения и развития.

Педагогу важно понимать и принимать каждого ребёнка, учитывая его индивидуальные психологические особенности и придерживаться некоторых специальных требований к уроку или занятию.

В нашем ДОУ были и есть такие дети, поэтому мы стараемся при большой наполняемости групп уделять внимание каждому воспитаннику.

Планирование занятия включает в себя как общеобразовательные, так и коррекционно-развивающие задачи. Непосредственно образовательная деятельность имеет чёткий алгоритм: привыкая к определённому алгоритму, дети становятся более организованными. Воспитатели по-разному подходят к планированию деятельности ребёнка с ОВЗ: планируем отдельно работу всей группы и отдельно ребёнка с ОВЗ или составляем общий план с включением блоков заданий для каждого ребёнка с особыми образовательными потребностями. После каждого выполненного упражнения, задания, этапа урока делаем промежуточный вывод, ориентируя обучающихся на то, что они уже сделали и что им предстоит сделать. Также на занятии педагоги используют большее количество наглядности, разнообразные формы деятельности, умело отбирают и используют методы и приемы, чтобы во время работы было задействовано как можно больше анализаторов – слух, зрение, моторика и т.д.

Если «особому» ребёнку трудно отвечать перед всей группой, то ему даётся возможность представить выполненное задание в малой группе. Работа в паре, группе позволяет таким детям раскрыться и учиться у своих товарищей. Обучение и развитие основано на интересе, успехе и доверии.

С целью оказания методической помощи педагогам на заседаниях педагогического советах, методических объединений мы регулярно рассматриваем вопросы, касающиеся инклюзивного образования. Организация совместного обучения предусматривает не только вовлечение детей с ОВЗ в образовательный процесс, но и их активное участие в жизни детского учреждения. Примером этому могут служить утренники, праздники, воспитательные мероприятия. На них дети-инвалиды и дети с ОВЗ не только зрители, но и активные участники.

Ключевая роль в образовании и поддержке детей с ОВЗ, прежде всего, отводится семье. С целью оказания психолого-педагогической помощи в организации семейного воспитания. проводятся родительские собрания, декада открытых дверей, круглые столы с участниками инклюзивного образования, и самое главное, тактичные индивидуальные консультации.

Существует несколько проблем в обучении детей с ОВЗ

Первая - обеспечение специалистами- логопедами, дефектологами, психологами, сурдологами, тьюторами и т.д. Таких детей должны обучать, развивать и сопровождать люди со специальным образованием. А в связи с недостаточным финансированием у нас в районе отсутствуют такие специалисты.

Второе- обязательно должно быть подробное медико-педагогическое обследование, но к сожалению в районе осталась участковая больница, нет узких врачей. Один раз в год к нам выезжает областная ПМПК. А за 40 минут, выделяемые на каждого ребёнка, невозможно точно выставить диагноз, наметить образовательный маршрут и дать рекомендации педагогам и родителям.

Есть проблема и в написании индивидуальных программ, рекомендации пока разрабатываются, поэтому педагогу приходится составлять её на своё усмотрение. Единства в написании нет.

Следующая проблема - это должное обогащение предметно-развивающей среды опять же из-за недостатка средств в учреждении. Своими руками из подручных материалов изготавливаем пособия и дидактические материалы для занятий. Мы не имеем возможности использовать компьютерные технологии из-за отсутствия компьютеров в кабинетах и группах.

Четвёртое - это работа с родителями. Есть несколько категорий родителей:

Родители любят своего ребёнка и принимают его дефект («Мой ребёнок не здоров, но я всё сделаю, чтобы он стал полноценной личностью»);

Родители любят своего ребёнка, но дефекта не принимают («Мой ребёнок не такой, как говорят, и я докажу это»);

Родители не любят своего ребёнка, но принимают его дефект («Я мирюсь с тем, что мой ребёнок с проблемами, но хочу как можно меньше иметь с ним дела»);

Родители не любят своего ребёнка, и дефекта его не принимают («У меня не может и не должно быть аномального ребёнка»).

Неадекватная позиция: Ребёнок любим, дефект принимается, но в рамках гиперопеки. («Мой ребёнок – беспомощное, обиженное судьбой существо, я виновата перед ним»).

Наша цель:

1. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком

2. Вооружить необходимыми знаниями, умениями и навыками в области педагогики и психологии развития

3 Сформировать адекватную оценку возможностей своего особенного ребёнка.

Педагоги нашего ДОУ так же стали пересматривать подходы к организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса с учетом большого количества детей с различными нарушениями.

Эффективная интеграция возможна лишь в условиях постоянного совершенствования системы образования. Возможности преобразований определяются новыми связями моделей дошкольного образования и внедрением актуальных структур, например, таких как служба ранней помощи; консультационные пункты и др. в систему ДОУ.

В нашем ДОУ функционирует консультационный пункт.

Цели создания консультативного пункта (КП):

    Создание условий для развития и воспитания ребенка с ОВЗ и его успешной социализации в будущем.

    Пропаганда здорового образа жизни.

    Повышение роли семьи в воспитании ребенка с ОВЗ.

    Развитие вариативных форм дошкольного образования.

Кратко выразить суть обозначенной проблемы можно словами Дэвида Бланкетта: «Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом».

В подтверждение актуальности данной проблемы можно привести данные уровня готовности детей к школьному обучению: наблюдается большое количество детей с незрелостью психических процессов, с отсутствием мотивационной готовности. Предупреждение и выявление дизонтогенетических проявлений в раннем возрасте, и своевременное оказание комплексной медико-психолого-педагогической помощи детям способствует снижению численности дошкольников и младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Современные условия диктуют необходимость создания целостной системы интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья как перспективы общедоступного и качественного образования. Вот почему выбрана эта тема, и в чем ее актуальность!

6 и 7 февраля в Челябинске состоялась Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы». Цель конференции – изучение опыта ведущих специалистов в области комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в контексте модернизации систем образования, социальной защиты и здравоохранения в России.

Участники обсудили современные методы комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, которые реализуют органы государственной власти и местного самоуправления, учреждения образования, социальной защиты и здравоохранения.

Одним из лекторов и спикеров конференции выступила доктор психологических наук, профессор кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии МПГУ Любовь Ивановна Плаксина, стоявшая у истоков открытия детских садов для детей с нарушениями зрения в РФ.

В г. Снежинске Челябинской области на базе МБДОУ №25 работала выездная секция «Актуальные вопросы образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ДО». Участникам секции Плаксина Л.И. представила авторскую модель коррекционно-развивающей среды дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями зрения.

В рамках ознакомительной экскурсии по детскому саду Любовь Ивановна высоко оценила созданные условия доступной развивающей предметно-пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и современный технологичный офтальмологический блок. Ею были предложены конкретные перспективы дальнейшей работы по этому направлению.

Рассказать друзьям:

Вконтакте

Одноклассники

14 / 02 / 2018

Показать обсуждение

Обсуждение

Комментариев пока нет

18 / 09 / 2019

Профессор кафедры восточных языков Биткеева А.Н., а также доценты Каплунова М.Я., Тан Мэн Вэй и ассистенты кафедры Дайцзи Бамао и Ляо Пэй Юй выступили с докладами на международной конференции...

18 / 09 / 2019

Уважаемые читатели! С 17 сентября из читального зала Библиотеки Института филологии открыт доступ к ресурсам Электронной библиотеки авторефератов и диссертаций в составе Национальной электронной библиотеки. Национальная электронная библиотека (НЭБ)...

15 / 09 / 2019

13 сентября в столице Республики Сербия Белграде завершилось международное консультативное совещание по обновлению типовой учебной программы ЮНЕСКО по медийно-информационной грамотности (МИГ).


09 / 09 / 2019

Знаете ли вы, что ученые всего мира используют театр как средство гармонизации личности и психотерапии? 19 ноября 2019 года в Москве состоится уникальное событие – психологи и психотерапевты России...

06 / 09 / 2019

Психологическая служба МПГУ получила диплом номинанта XX Национального конкурса «Золотая Психея» по итогам 2018 года в дополнительной номинации «”Психология – людям!”, или Просветительский психологический проект года».

06 / 09 / 2019

Руководитель Кафедры ЮНЕСКО по медийно-информационной грамотности и медиаобразованию граждан при МПГУ, заведующая кафедрой медиаобразования Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования Ирина Владимировна Жилавская вошла в группу экспертов по присуждению Премии GAPMIL.

02 / 09 / 2019

Одним из мероприятий Московского международного форума «Город образования» стала дискуссия на тему «Медиаграмотность в цифровую эпоху – почему это важно?», организованная Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании и Кафедрой ЮНЕСКО медийно-информационной грамотности и медиаобразования граждан при МПГУ.

01 / 09 / 2019

Стремительное развитие цифровых технологий открывает новые возможности и перспективы для научного анализа. Поэтому правильное управление научными данными это ключевой компонент широкомасштабных и междисциплинарных исследований. Для решения этих проблем в области...

22 / 08 / 2019

Доцент кафедры русского языка Института филологии МПГУ А. И. Грищенко, член Библейской комиссии при Международном комитете славистов, принял участие в XIV ежегодной конференции Европейской ассоциации библейских исследований (European Association of Biblical Studies,...

22 / 08 / 2019

Уильям Мёрнер – лауреат Нобелевской премии за разработку способа исследования одиночных молекул, профессор прикладной химии Cтэнфордского университета, почётный профессор МПГУ. На XXI Менделеевском съезде профессор расскажет а том, как придумал...


30 / 07 / 2019

Готовится выйти в свет сборник материалов по итогам выполнения научно-исследовательской работы в Институте иностранных языков, более известный как Мартовский сборник. В нем представлены материалы студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей ИИЯ. Сборник...

25 / 07 / 2019

У доцента кафедры русского языка Института филологии МПГУ А. И. Грищенко в международном научном журнале «Scrinium», выпускаемом трансконтинентальным издательством «Brill» - одним из мировых лидеров гуманитарного книгоиздания и индексируемом в...

22 / 07 / 2019

В 4-ом выпуске 2019 года научно-теоретического журнала Института философии РАН “Вопросы философии” вышла статья В.С. Меськова «Матетика и будущее педагогики», в которой подводятся итоги Всероссийской научно-практической конференции с международным участием...

15 / 07 / 2019

2-5 июля 2019 года в Москве состоялся XVI Европейский психологический Конгресс/ECP2019. Преподаватели кафедры профессор, д.пс.н. Д.Б.Богоявленская, доцент, к.пс.н. Мурафа С.В., доцент, к.пс.н. Федосеева А.М., магистр Н.Хахлачева были активными участниками научной...

10 / 07 / 2019

24 июня 2019 года в УНЦ «Междисциплинарных проблем образования и когнитивистики» Института «Высшая школа образования» в соответствии с решением III Всероссийской конференции с международным участием «Когнитивистика и культура» состоялся Координационный...

08 / 07 / 2019

Следуя девизу Московского педагогического государственного университета: «Верны традициям, открыты инновациям», коллектив кафедры рисунка ведет целенаправленную научную, методическую, творческую, профессиональную подготовку студентов – выпускников художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ. Выполняя...

08 / 07 / 2019

Преподаватели кафедры психологии образования МПГУ посетили церемонию открытия и приняли участие в работе XVI Европейского психологического конгресса (ЕСР 2019), который впервые проходил в России с 2 по 5 июля в...

08 / 07 / 2019

Почти целый год мы все готовились к долгожданному событию, XVI Европейскому психологическому конгрессу: выбирали самые значимые результаты своей научно-исследовательской деятельности, как можно точнее переводили текст, старались внести творческие элементы в...

07 / 07 / 2019

Преподаватели кафедры социальной педагогики и психологии МПГУ участвовали в работе XVI Европейского психологического конгресса: с 3 по 5 июня 2019 г. в Шуваловском корпусе МГУ им М.В. Ломоносова с...

06 / 07 / 2019

4 июля 2019 в рамках 16 Европейского психологического конгресса состоялся симпозиум “FAMILY PSYCHOLOGY” с соведущими – профессором кафедры психологии развития личности Натальей Афанасьевной Цветковой (МПГУ, Москва) и профессором Винцентом...

04 / 07 / 2019

3 июня 2019 г. кафедра психологии труда и психологического консультирования факультета педагогики и психологии приняла участие в XVI Европейском психологическом конгрессе. В этот день состоялась презентация постерных докладов в...

03 / 07 / 2019

С 16 по 30 июня 2019 года на трех главных музейных площадках Москвы («Гараж», Третьяковская галерея и Музей Москвы) проходил первый межмузейный фестиваль «Точка перемещения», посвященный теме миграции и этнокультурного...


02 / 07 / 2019

Уважаемые, читатели! В марте 2018 года в МПГУ учреждена ежегодная премия «Выбор читателя МПГУ» для профессорско-преподавательского состава – авторов непериодических изданий, выпущенных в рамках реализации Издательского плана в Управлении...

01 / 07 / 2019

Международная научно-практическая конференция “Антропологическое знание как системообразующий фактор профессионального педагогического образования”, посвященная 170-летию со дня рождения русского педагога и психолога П.Ф. Каптерева, Курский государственный университет, г. Курск, 18-19 июня 2019...

26 / 06 / 2019

25 июня 2019 года в городе Троицк прошла 30-я международная конференция “Современные информационные технологии в образовании”. В работе конференции приняли участие преподаватели кафедры теории и методики обучения математике и информатике...

25 / 06 / 2019

Ректор Лубков А.В. вручил диплом о присуждении Почетного звания «Заслуженный работник МПГУ» Корзиновой Елене Игоревне, профессору кафедры дизайна и медиатехнологий в искусстве художественно-графического факультета Института изящных искусств, доктору педагогических наук,...

25 / 06 / 2019

В июне 2019 года в столице проходит серия экспертных встреч и научно-практических конференций, на которых обсуждаются предложения по внесению изменений и дополнений в Стратегию национальной политики города Москвы на...

23 / 06 / 2019

31 мая 2019 г. в Российской государственной библиотеке состоялась традиционная научно-практическая конференция “М.А. Шолохов в современном мире”. В работе конференции приняли участие ведущие шолоховеды: член-корреспондент РАН Н.В. Корниенко, доктор фил.наук...

22 / 06 / 2019

21 июня представители делегации МПГУ приняли участие в пленарном заседании ректоров вузов-членов Китайско-российского союза высших педагогических учебных заведений...

21 / 06 / 2019

20 июня 2019 года заведующий кафедрой методики преподавания русского языка д.п.н. доцент В.Д.Янченко и д.п.н. профессор Э.В. Криворотова приняли участие во Всероссийской научно-практической конференции с международным участием в Российском новом университете “Современная коммуникативистика: наука...

15 / 06 / 2019

В начале июня 2019 г. подведены итоги I-го этапа конкурса проектов 2019 года по изданию научных трудов (конкурс “д”). Среди поддержанных проектов заявка на издание монографии «КОНТЕКСТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В...

14 / 06 / 2019

В Институте филологии прошла Международная конференция, в которой приняли участие исследователи русской литературы из стран ближнего и дальнего зарубежья, коллеги из Сургута, Арзамаса, других городов России, преподаватели из вузов Москвы,...

13 / 06 / 2019

Одиннадцатые Лотмановские чтения «Время, история, биография. Теоретические аспекты изучения эго-документов. Конференция проходила в Таллиннском университете с 31 мая по 2 июня, было представлено более 60 докладов из Аргентины, Бельгии, Италии,...

11 / 06 / 2019

Студенты и сотрудники ИФТИС приняли участие в XVII Всероссийской школе-семинаре «Физика и применение микроволн» имени А.П. Сухорукова («Волны-2019»), которая проходила с 26 по 31 мая 2019 года в Красновидово (Можайский...

11 / 06 / 2019

В МПГУ завершилась серия масштабных мероприятий, проводившихся в рамках международного медиафорума «Педагогическое образование в цифровом обществе: вызовы, проблемы, перспективы», а также в связи с 220-летием со дня рождения А.С.Пушкина.

10 / 06 / 2019

7-8 июня 2019 года в г. Вильнюсе (Литва) в Епархиальном отделе религиозного образования и катехизации при участии Института православного образования и воспитания Виленско-Литовской епархии состоялась III Международная научно-практическая конференция «Церковь...

10 / 06 / 2019

6-7 июня 2019 г. состоялась XI Научно-практическая конференция «Дополнительное профессиональное образование: от спроса до признания», организованная Образовательно-методическим консорциумом «МАПДО» на базе ФГАОУ ВО «РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М....

09 / 06 / 2019

Поздравляем заведующую кафедрой СДиМП Института физической культуры, спорта и здоровья МПГУ Ольгу Николаевну Степанову и доцента РГСУ Михайлову Ирину Витальевну с III местом в конкурсе “Лучшая научная статья – 2018”,...

07 / 06 / 2019

19-22 мая 2019 г. в Берлине прошел II Международный Конгресс «По-русски. В контексте многоязычия», посвященный проблемам организации образовательной и досуговой деятельности для русскоговорящих детей, помощи русскоговорящим семьям в обучении детей...

07 / 06 / 2019

Преподаватели Географического факультета МПГУ приняли участие во второй Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции и перспективы развития гидрометеорологии в России» организованной Иркутским государственным университетом, в сотрудничестве с Институтом солнечно-земной физики СО...

06 / 06 / 2019

6-7 июня МПГУ стал площадкой, на которой прошел ряд важнейших мероприятий с участием представителей профессионального сообщества из десятков регионов России, а также международных организаций и зарубежных стран...

05 / 06 / 2019

Сотрудники кафедры психологии Л.В Корнева и Т.Б. Киселева приняли участие во II Московской конференции по песочной терапии. Легенда этого направления, Ленор Штейнхард, автор всеми любимой книги о песочной терапии, показала...

04 / 06 / 2019

Уважаемые пользователи! Представляем Вам самые популярные издания в электронной библиотеке МПГУ в мае 2019 года. Наиболее востребованными у пользователей стали: учебно-методические и практические пособия, а также выпускные квалификационные работы....

03 / 06 / 2019

Турнир по медийно-информационной грамотности «#ЗнаюМИГ», который проводит НОЦ «Кафедра ЮНЕСКО по медийно-информационной грамотности и медиаобразованию граждан» МПГУ при поддержке Ассоциации специалистов медиаобразования, охватывает всё больше образовательных организаций в регионах России и выходит на новый – международный уровень.

03 / 06 / 2019

28 мая 2019 года в Институте “Высшая школа образования” Московского педагогического государственного университета состоялась III Всероссийская научная конференция с международным участием «Когнитивистика и культура». В конференции приняли участие 104 человека...


03 / 06 / 2019

29 мая – 1 июня 2019г. Гилёва Евгения Сергеевна, старший преподаватель кафедры иностранных языков в начальной школе Института детства, приняла участие в международной научно-практической конференции “Проблема совершенствования профессиональных компетенций профессорско-преподавательского...

Валентина Юшковец
«Образование детей с ОВЗ». Тезисы к стендовому докладу на Всероссийской научно-практической конференции

Всероссийская научно-практическая конференция .

«Образование детей с ограниченными возможностями здоровья : опыт, знания, перспективы».

Тезисы выступления к стендовому докладу на тему :

«Использование ИКТ – важнейшее условие обеспечения гибкости и эффективности обучения детей с ОВЗ ».

Составитель : воспитатель

Юшковец В. В.

Утевка 2013год.

Использование ИКТ - важнейшее условие обеспечения гибкости и эффективности обучения детей с ОВЗ .

Опыт массовых детских садов показал, что компьютер не только способствует закреплению и уточнению знаний, но и повышает познавательную активность детей дошкольного возраста. Перед практиками и учеными встала задача : применение компьютера для коррекционной работы с детьми.

Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой не только проявляется, но, прежде всего, формируется и развивается личность ребенка. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что развивающие мультимедийные презентации можно использовать как при групповой работе, так и при индивидуальной.

Применение компьютера для обучения дошкольников с нарушениями речи – это большая область проявления творческих способностей для всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних детей , их запросы и интересы, кто любит детей и отдаёт им себя . Но, используя компьютер на занятии нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка , но и сохранить его здоровье.

Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы. Это наглядность, дающая возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно , с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей : зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу. Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.

Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

На занятиях с детьми ИКТ чаще используется как часть занятия, но на итоговых или обобщающих занятиях может быть использовано в течение всего занятия, в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.

В настоящее время многие воспитатели, узкие специалисты, методисты ДОУ активно используют в своей работе различные мультимедийные средства. Одними из таких средств являются слайд, презентация, видеопрезентация. Мультимедиа технологии позволяют объединить в себе текст, звук, видеоизображение , графическое изображение и анимацию (мультипликацию) . Это позволяет расширить возможности традиционного воспитания и обучения :

Даёт возможность моделировать различные ситуации и среды;

Активизирует внимание дошкольников благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике;

Способствует лучшему усвоению материала, так как в этот процесс включаются все каналы восприятия детей – зрительный , механический, слуховой и эмоциональный;

Полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения;

занятия - презентации вызывают большой интерес у ребят, надолго привлекают внимание. При использовании компьютерных технологий все компьютерные задания подбираются с учётом возрастных возможностей и особенности развития ребенка. Учитывается непрерывная работа с компьютером не более 10 минут в соответствии с нормами Сан Пин.

Используемая литература.

1. Жукова П. С., Мастюкова Р. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : Книга для логопеда. 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1990. - 239 с. ; ил.

2. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации : достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1. С. 47-55.

3. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5.

4. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М.: Педагогика. 1988. - 191 с.

5. Материалы сайтов :

www.logoped-st.ucoz.ru