Кафедра специальной психологии коррекционной педагогики. Институт специального образования и комплексной реабилитации

Научно-исследовательская работа кафедры коррекционной педагогики и коррекционной психологии строится в соответствии с наиболее актуальными проблемами специального образования в Российской Федерации, Европе, Санкт-Петербурге и Ленинградской области:

  • создание системы ранней коррекционно-педагогической помощи детям первого года жизни с ограниченными возможностями здоровья;
  • инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы;
  • профильное обучение как средство социализации и инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе;
  • универсальная модель социализации выпускников специальных детских домов в Ленинградской области;
  • социально-педагогические условия обеспечения социализации детей классов «особый ребенок»;
  • усовершенствование подготовки специалистов в области дефектологии в период вузовского и послевузовского обучения;
  • система непрерывного профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Сотрудники кафедры занимаются научными исследованиями по следующим направлениям:

  • проблемы обучения глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста;
  • абилитационная работа с неслышащими детьми раннего возраста;
  • создание региональной системы диагностики и коррекции сенсомоторных и интеллектуальных нарушений у детей раннего возраста (первого и второго года жизни);
  • проблемы семейного воспитания детей с особыми образовательными потребностями;
  • изучение особенностей содержательно-методической стороны учебного процесса в коррекционных образовательных учреждениях различных видов;
  • система инклюзивного обучения учащихся сельских школ с особыми образовательными потребностями;
  • обеспечение социализации детей с комплексными множественными нарушениями развития;
  • личностные особенности учащихся с трудностями общения;
  • дистанционное обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • особенности профессионального и личностного развития студентов факультета дефектологии и социальной работы.

Научные исследования кафедры направлены на разработку и создание концепции улучшения качества жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья за счет создания благоприятных условий для их комплексного развития и жизнедеятельности, что является наиболее важным аспектом реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики РФ.

При кафедре работает аспирантура и докторантура по специальностям:

  1. 13.00.03 Коррекционная педагогика сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия;
  2. 19.00.10 Коррекционная психология;
  3. 19.00.13 Психология развития.

Ежегодно по инициативе кафедры проводятся международная конференция «Специальное образование» в которой участвуют более 200 участников из 20 регионов страны и шести зарубежных стран, в числе которых ученые, практические работники, представители общественных организаций, родители, аспиранты, студенты.

Кафедра реализует научно-исследовательскую деятельность в рамках сотрудничества со следующими ведущими российскими университетами, институтами и академиями:

  • Институт коррекционной педагогики РАО;
  • Российский университет дружбы народов (кафедра специального образования);
  • Ленинградский областной институт развития образования;
  • Южный федеральный университет (Ростовский государственный университет), кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии;
  • Череповецкий государственный университет (кафедра дефектологического образования);
  • Санкт-Петербургская государственная педиатрическая академия (факультет клинической психологии, кафедра специальной психологии и психиатрии);
  • Пермский государственный университет (кафедра дошкольной дефектологии);
  • Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (факультет коррекционной педагогики, кафедры олигофренопедагогики, сурдопедагогики);
  • Московский педагогический государственный университет (дефектологический факультет);
  • Московский городской педагогический университет (факультет специальной педагогики);
  • Ставропольский государственный университет (факультет психологии);
  • Поморский государственный университет (факультет коррекционной педагогики);
  • Вологодский институт развития образования.

Кафедра коррекционной педагогики и коррекционной психологии много лет сотрудничает со следующими ведущими зарубежными вузами:

  • Гданьский университет и Высшая педагогическая академия, г. Кельце, Польша;
  • Академия Свентокшиска, г. Кельце, Польша;
  • Ржежовский университет г. Ржежов, Польша;
  • Луганский национальный университет им. Т. Шевченко, Украина;
  • Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка;
  • Берлинский университет им. Гумбольдта, Германия;

Сотрудники кафедры являются научными руководителями школ и дошкольных учреждений Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Кафедра психолого-педагогических основ специального образования была создана 1 сентября 1999 года в соответствии с приказом Московского городского педагогического университета № 107 общ. от 23.06.1999 г. Возглавляет кафедру психолого-педагогических основ специального образования – доктор педагогических наук, профессор Назарова Наталия Михайловна. С 2000 года, учитывая потребность в кадрах и осуществляя реализацию экспериментального проекта профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями слуха, на кафедре была начата подготовка специалистов для образовательных учреждений г.Москвы по специальности «Сурдопедагогика». В настоящее время кафедра также осуществляет подготовку бакалавров по программе «Тифлопедагогика и сурдопедагогика» и магистров по программе: «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья». На кафедре сложились традиции в работе с выпускниками. Они работают на постоянной основе в лучших коррекционных учреждениях города Москвы и ведущих научно-практических центрах России, многие из них отмечены грантами Москвы, участвуют в профессиональном конкурсе Департамента Москвы «Учитель года» в номинации «Сердце, отданное детям».


доцент, Ученая степень кандидата педагогических наук присуждена Диссертационным советом Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина от 30 апреля 2002 года (протокол № 15) по защите диссертации «Организация вариативно-модульной системы повышения квалификации педагогов дефектологического профиля» и утверждена ВАК РФ 20.09.2002 г. Ученое звание доцента по кафедре педагогики и психологии Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования присвоено решением Министерства образования РФ от 18.02.2004 г.


профессор, Ученая степень доктора психологических наук присуждена диссертационным советом Д 212.164.02 по педагогике и коррекционной психологии при Нижегородском государственном педагогическом университете 18.10.2007 г., утверждена ВАК РФ 30.05.2008 г. по теме диссертации: «Социокультурное становление личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства в образовательном пространстве». Ученое звание профессора по кафедре специальной психологии и коррекционной педагогике присвоено Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки 19.05.2010 г.

Заведующий кафедрой: Федосеева Елена Сергеевна

Заместитель: Бондаренко Татьяна Андреевна

Адрес: Учебный корпус №1, 416


Телефон(ы): +7 8442 60 28 68
График работы: Пн-Чт, 8:30-17:15. Пт, 8:30-16:00. Перерыв с 12:30 до 13:00.

Общая информация

Открытие кафедры Специальной педагогики и психологии в ВГСПУ непосредственно связано с именами Владимира Ивановича Лубовского, академика АПН и профессора, доктора педагогических наук Наталии Михайловны Назаровой. В 1992 году Н.М.Назарова, способствовала созданию новых дефектологических факультетов в педагогических вузах России, координации их работы, разработке первых поколений государственных образовательных стандартов высшего образования по специальной педагогике и психологии. В 1995 году в ВГПУ на факультете педагогики и методики начального образования и дошкольного воспитания открылось заочное логопедическое отделение.
В сентябре 2000 года была открыта кафедра специальной педагогики и психологии, которую возглавил профессор, доктор медицинских наук Сергей Вениаминович Каргин. Создание кафедры позволило расширить подготовку специалистов по различным направлениям дефектологии в связи растущей потребностью в них в Волгограде и регионе. Открываются специальности: специальная дошкольная педагогика и психология на стационаре, сурдопедагогика и олигофренопедагогика на заочном отделении, куда принимаются в основном педагоги, уже работающие с детьми с проблемами в развитии, но не имеющие специального образования.
С сентября 2002 года, после трагической гибели профессора Каргина С.В., заведовать кафедрой стала профессор Ярикова С.Г. Кафедра продолжает сотрудничать с дефектологическим факультетом МГПУ. В немалой степени благодаря поддержке декана Пузанова Б.П. и профессоров Речицкой Е.Г. и Коняевой Н.П. успешно идет подготовка студентов по специальностям олигофренопедагогика и сурдопедагогика. В настоящее время кафедра также осуществляет подготовку бакалавров по направлению "Специальное (дефектологическое)образование" профили: "Логопедия", "Сурдопедагогика", "Специальная психология" и магистров по направлению "Специальное (дефектологическое)образование" магистерская программа «Педагогическое сопровождение социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья».
Кафедра СПП имеет два специализированных кабинета «Логопедии» и «Специальной педагогики и психологии».
Для повышения качества подготовки специалистов-дефектологов в 2003 году был создан учебно-научно-методический комплекс (УНМК), который стал структурным подразделением университета, объединяющим преподавателей кафедры специальной педагогики и психологии Волгоградского государственного социально-педагогического университета и сотрудников центра реабилитации детей-инвалидов «Надежда» г.Волжского/ Главное назначение комплекса – расширение и углубление научно-методического обеспечения системы непрерывного специального образования. В основу научно-методических решений и действий комплекса положен целостный подход к организации учебно-воспитательного процесса, разрабатываемый коллективами педагогов, психологов, логопедов, педагогов-дефектологов кафедры СПП ВГСПУ и ЦРДИ «Надежда». УНМК создан как экспериментальная площадка для подготовки специалистов-дефектологов, для разработки механизма, который создавал бы взаимную заинтересованность и побуждал к творческому сотрудничеству ученых и практических работников сферы социальной защиты. В соответствии с этим комплекс призван моделировать собственную микросреду во всех ее гранях и проявлениях: выбор системообразующих видов деятельности, создание условий для личностного развития будущих специалистов и интеграции детей-инвалидов в нормальное сообщество, налаживание связей с окружающей средой и т.д.
Деятельность кафедры:

  • на кафедре проводится повышение квалификации педагогических кадров;
  • организуются научно-практические конференции;
  • рецензируются учебные пособия;
  • разрабатываются учебники и рекомендации;
  • ведется научное консультирование при проведении экспериментальной работы в специальных учреждениях.

Нашими хорошими партнерами являются:

  • Государственные казенные специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида № 1,2,4;
  • "Волжская специальная (коррекционная)школа-интернат VIII вида";
  • ГОУ "Волгоградская специальная (коррекционная)школа-интернат I вида № 7";
  • ГОУ "Волжский центр реабилитации детей-инвалидов "Надежда";
  • муниципальные дошкольные образовательные учреждения для детей с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата;
  • социальные приюты для детей и подростков.

Преподавателями кафедры специальной педагогики и психологии ведется большая научно-исследовательская деятельность. Результаты опытно-экспериментальных исследований преподавателей и студентов публикуются в сборниках международных, всероссийских, региональных конференций по проблемам специального образования; в периодических изданиях по педагогике, психологии и дефектологии, Решению проблем образования детей с ограниченными возможностями здоровья посвящены многочисленные учебно-методические пособия и практические рекомендации.

В 1997 году Ученый совет университета принял решение о лицензировании и открытии двух специальностей дефектологического профиля. В 1997 году на факультете дошкольной педагогики и психологии был осуществлен первый набор студентов по специальности «Коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная)», а в 1999 году - по специальности - «Логопедия».

В декабре 2002 года вышел приказ ректора университета об открытии кафедры специальной дошкольной педагогики и психологии. Для организации учебного процесса создавались и совершенствовались учебные планы по дефектологическим специальностям, разрабатывалось учебно-методическое и научно-методическое оснащение дисциплин, модель выпускника. Преподаватели факультета прошли обучение на курсах повышения квалификации, стажировки, продолжили обучение в аспирантурах ведущих научных школ России. Открытие на факультете новых дефектологических специальностей и выпускающей кафедры стало социально значимым событием в развитии специального образования региона.

Сегодня кафедра является стабильно функционирующим и активно развивающимся подразделением факультета. Кафедру возглавляет кандидат психологических наук, доцент, почетный работник высшего профессионального образования РФ, член-корреспондент международной академии наук педагогического образования Ольга Руховна Ворошнина.

Задачи кафедры связаны с подготовкой высоко профессиональных специалистов в области специального образования. На кафедре проводятся научные исследования, результаты которых активно внедряются в практику. Важным для деятельности кафедры является реализация принципа взаимосвязи науки и практики в решении проблем обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Кафедра реализует ряд направлений, среди которых:
  • организация учебного и воспитательного процесса по подготовке специалистов, бакалавров и магистров в области специального образования;
  • организация научно-исследовательской и инновационной деятельности на факультете и в регионе; руководство и участие в грантах, проектах;
  • трансляция результатов научных исследований посредством организации конференций, семинаров, форумов, посвященных актуальным проблемам воспитания, обучения, сопровождения детей с ОВЗ, участия преподавателей и студентов в конференциях различного уровня России и ближнего зарубежья, публикации результатов исследований в ведущих журналах, сборниках научных трудов, публикации монографий и т.п.;
  • научное руководство инновационными образовательными учреждениями (педагогические лаборатории, экспериментальные площадки);
  • профессиональная переподготовка и повышение квалификации работников системы дошкольного и специального образования посредством участия в проведении курсов повышения квалификации;
  • участие в советах (научно-педагогическом совете Министерства образования Пермского края, научно-методическом совете по физической культуре и здоровью, учебно-методическом совете по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» УМО педагогических специальностей (г.Москва)), взаимодействие с высшими учебными заведениями России и зарубежных стран;
  • участие в аккредитации и лицензировании деятельности ДОУ города и края, лицензировании и аккредитации высших и средних учебных заведений Российской Федерации, участие в работе экспертных групп по аттестации на высшую квалификационную категорию Министерства образования Пермского края, участие в региональных конкурсах «Учитель года» (в составе жюри); работа преподавателей в аттестационных комиссиях, рецензирование педагогического опыта, авторских программ, оппонирование диссертационных исследований.

Преподавательский коллектив кафедры успешно готовит бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» (профиль «Дошкольная дефектология»), магистров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Клинико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья», "Образование и комплексная абилитация детей раннего и младенческого возраста". Направление "Психолого- педагогическое образование", профиль "Инклюзивное обучение и комплексное сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья").