Кошки китай домашнее животное. Китайские домашние животные

На одной из шанхайских улиц я обнаружил магазины со сверчками. В Китае сверчок символизирует лето, храбрость, а также возрождение. Стрекочущий сверчок часто был домашним любимцем. Этих домашних животных держали в коробочках или клетках и считали символом долгой жизни, счастья и удачи.

Часто в Китае можно встретить старичков, сидящих на парковых скамейках, безмятежно вслушивающихся в стрекот сверчков, доносящийся из тростниковых коробочек. Это владельцы певчих сверчков. Они уверены, что их питомцы подарили им долголетие и покой. Чуть поодаль группа мужчин, сгрудившись, что-то внимательно высматривает на земле. Они сильно кричат и бурно жестикулируют. Бывает, что дело доходит и до рукопашной. Это любители боевых сверчков. Хотя азартные игры в Китае запрещены, здесь потихоньку и помаленьку делают ставки, обычно не более пятидесяти юаней.

01. Магазин сверчков.

02. Издревле содержание поющих насекомых считалось элегантным занятием, и многие знаменитые люди – поэты, художники, музыканты и даже буддистские монахи – не стеснялись «играть» в сверчков. Разведением сверчков занимались в долгие часы ожидания и многочисленные наложницы императора. И вообще, это очень по-китайски – заботиться о насекомых, чтобы наслаждаться звуками, которые кто-то назовет трескотней, а китайцы считают радостной песней.

03. За красавца вороной масти просят побольше, за бледного серого – поменьше. Сверчков ценят за внешний вид, окраску, за умение издавать красивые звуки. А к бойцовским сверчкам предъявляются еще более серьезные требования по части их задиристости и способности переносить изнурительные тренировки.

04. Вот в таких коробочках продают сверчков.

05. В Китае, во времена династии Тан, были очень популярны бои сверчков. Сейчас в некоторых уголках Китая они продолжают собирать толпы народа, несмотря на то, что ставки делать запрещено.

06. Вообще, сверчок, сишуай, – имя собирательное. Существует множество видов и названий, около 67. Например: малин, цзиньлин – это мелкие поющие сверчки, а гого – большие. Название поющего сверчка говорит само за себя. Малин переводится как «лошадиный бубенчик», а цзиньлин – «золотой колокольчик». Если правильно выбрать несколько сверчков, то может получиться неплохой оркестр. В зависимости от голоса цена поющего сверчка доходит до $100. Бойцовских сверчков называют чуйчу. Они самые громкоголосые.

07. Во времена династии Цин (1644–1911) в императорских дворцах работали специальные люди, главным занятием которых был уход за поющими сверчками, которые давали «музыкальный концерт» по первому требованию императора.

08. У сверчков хороший слух, а уши у них находятся на ногах. В брачный период сверчок слышит зов подруги на расстоянии многих километров. В Китайской академии наук существует специальная лаборатория, которая занимается исследованием уникальных возможностей этого вида насекомых, их умения передавать с помощью звукового аппарата информацию на большие расстояния.

09. В Пекине существует традиция дарить сверчков на Новый год. Если дом наполнен негромким стрекотанием сверчка, счастье непременно поселится в нем на весь следующий год. А еще у сверчков есть практическое применение: если ребенок долго не может уснуть или боится темноты, то рядом с его кроваткой кладут коробочку со сверчком и тот поет колыбельные песни.

10. Раньше для содержания сверчка приспосабливали совершенно разные вещи: любая посуда, ящички, шкатулочки. Частенько домашнее насекомое проводило всю жизнь в чайнике. Мода на домики для сверчков появилась только при династии Мин (1368–1644). Любителям сверчков захотелось более изящно «оформить» свое увлечение.
Домики сразу стали очень популярны, для их изготовления использовали разные материалы, механизмы и конструкции. Бывают небольшие бамбуковые коробочки, размером с сигаретную пачку, со стеклянной крышкой.

11. Иногда в коробочке несколько отделений, такое общежитие для сверчков. В императорской традиции клетки обычно делали из золота или серебра. Были у императорских сверчков и нефритовые домики. Такие домики и сегодня можно увидеть в китайских музеях. Некоторые из них являются настоящими дворцами, и в свое время их обслуживал целый штат слуг, которые выгуливали сверчков, готовили им изысканные блюда, следили за чистотой воды в крошечных чашках. Дворцовые лекари готовили для них специальные лекарства в случае болезни. А когда сверчки умирали, их торжественно хоронили в малюсеньких гробиках из серебра или драгоценных пород дерева.
Делали также домики из фарфора, черепашьего панциря. Были деревянные, костяные, медные и бамбуковые домики. Иногда плетут тростниковые шарики-домики, в них живут крупные сверчки. Но чаще такие шарики используют как упаковку, на один раз. Через дырочки проходит воздух, свет, туда же просовывают и еду. Сверчок даже может ходить – шарик будет перекатываться. На рынке сверчка могут продавать уже в таком шарике. Есть и простые глиняные горшочки с крышкой.

12. А это кролики.

13. Зачем китайцам кролики, я так и не понял.

14.

15. Еще очень много продают рыбок. Эта рыбка "бракованная" - ее просто выкинули из аквариума, чтобы не портила вид.

16. Черепашки.

Текст про сверчков взят из статьи -

По сложившейся в Китае традиции «крупные домашние животные» принимались скорее в качестве еды, нежели друга. Лишь самые богатые люди позволяли себе завести питомца в виде развлечения. Подобная ситуация сформировалась и в сложный период после создания КНР, в то время, населению было совсем не до кормления еще одного «члена семьи». Только в последнее время в Китае появляется больше людей, позволяющих себе завести собаку или кошку.

В Китае кошки имеют большую популярность, поскольку удерживать их проще и дешевле, к тому же отсутствуют ограничения по содержанию - нет необходимости их регистрировать, и соответственно можно заводить сколько хочешь особей. Касательно разведения собак в городах используется принцип политика «одной семье – одна собака». В свою очередь, в Пекине, к примеру, не разрешается заводить собак, превышающих в холке 35 сантиметров, штраф за данное нарушение – 650 долларов, что здесь очень много. Вместе с тем, и получение лицензии обходится на собаку недешево для обычного местного жителя – 130 долларов. Так что, очень часто собак держат нелегально, и совсем небольших, чтобы было меньше забот и неприятностей.

Несколько чаще можно видеть жителя Поднебесной, выгуливающего за собой птичку. Популярны в Китае певчие птицы, например, красный вьюрок, монгольский жаворонок, шама-дрозд и зуёк. Стоимость качественной птицы может доходить до 2000 долларов. Разведение певчей птицы - что-то типа хобби для китайцев. Так, хозяевам нравится собраться в сквере и устроить состязания среди поющих питомцев. Победа отдается птичке, которая сумела спеть наибольшее количество различных мелодий за отведенный срок.

Кроме того, именно китайцы первые вывели известную во всем мире золотую рыбку еще за 1000 лет до н.э., и они же придумали содержать ее в качестве домашнего животного. Согласно традиции, рыбке отводится серьезная роль в обустройстве жилья по фэн шую, так что ее можно встретить не только в домах у людей, а и во всяческих заведениях, наподобие ресторанов, магазинов и прочего. Китай представляет большое разнообразие частных лавок, в которых продаются различные виды рыб - от крошечных и дешевых, до больших и ценных. Поэтому питомца такого уровня может позволить себя почти каждый желающий.

Еще одна особенность Китая – сверчки, а точнее их содержание как домашних животных. Здесь сверчок ассоциируется с летом, отвагой, и также возрождением. Стрекочущий сверчок довольно часто встречается среди домашних любимцев. Таких домашних животных удерживали в просторных коробочках и клетках, и по поверью они являлись символом продолжительной жизни, счастья и везенья.

В Китае часто можно увидеть старичков, спокойно сидящих на скамейке в парке, безмятежно слушающих «песни» сверчков, издающихся из тростниковых шкатулок. Это заводчики певчих сверчков. Они считают, что их питомцы дарят им долгие годы жизни и умиротворение. А немного дальше можно заметить группу мужчин, сгруппировавшись, которые за чем-то усиленно наблюдают на земле. Они громко кричат и активно жестикулируют. Случается, что заканчивается все врукопашную. Это клуб любителей боевых сверчков. Несмотря на то, что азартные игры в Китае вне закона, здесь понемногу и небольшими размерами делают ставки, как правило не больше 50 юаней. Малая, но прибыль от питомца.

Мода на владение экзотическими домашними животными в Китае подстегнула рост торговли редкими и даже находящимися под угрозой исчезновения видами. Крокодилы, змеи, обезьяны, пауки - кто ещё живёт в китайских квартирах?

1. Ящерица из семейства агамовых. В природе живет в северо-восточной части Сомали, иногда встречается в восточной Эфиопии.(Фото Sean Gallagher):


2. Пора завтракать. Это чакская рогатка лягушка с большим ртом и аппетитом - её желудок составляет две трети тела. (Фото Sean Gallagher):

3. Та самая шиншилла. Шиншиллы являлись объектом интенсивной охоты из-за ценного меха, что привело к сильному уменьшению их численности и занесению в Красную книгу Международного союза охраны природы и природных ресурсов. (Фото Sean Gallagher):

4. Грифовая черепаха. Может так укусить, что мало не покажется. (Фото Sean Gallagher):

5. Благородный зелёно-красный попугай. В природе обитает на севере Австралии (п-ов Кейп-Йорк), Южных Молуккских, Соломоновых островах и на Новой Гвинее. (Фото Sean Gallagher):

6. Макак-резус. Индийцы считают их священными животными и иногда оставляют для них неубранной часть урожая на своих полях. (Фото Sean Gallagher):

7. Енот-полоскун. (Фото Sean Gallagher):

8. Миниатюрную лисицу фенек можно купить за 2000—3000$. Своё имя этот зверёк получил от арабского слова fanak, что на одном из разговорных диалектов означает «лиса». (Фото Sean Gallagher):

9. Сахарная сумчатая летяга. Купить такую симпатягу можно за 600 долларов. (Фото Sean Gallagher):

10. Ушастый новокаледонский геккон. Они способны менять окраску в зависимости от температуры, влажности и своего состояния. (Фото Sean Gallagher):

11. Змея - тихий домашний питомец. (Фото Sean Gallagher):

12. Жук Chalcosoma atlas, один из крупнейших жуков в мире. Видовое латинское название восходит к Атласу - могучему титану в греческой мифологии. (Фото Sean Gallagher):

13. Чернопёрая рифовая акула. Тоже домашний питомец. (Фото Sean Gallagher):

На одной из шанхайских улиц я обнаружил магазины со сверчками. В Китае сверчок символизирует лето, храбрость, а также возрождение. Стрекочущий сверчок часто был домашним любимцем. Этих домашних животных держали в коробочках или клетках и считали символом долгой жизни, счастья и удачи.

Часто в Китае можно встретить старичков, сидящих на парковых скамейках, безмятежно вслушивающихся в стрекот сверчков, доносящийся из тростниковых коробочек. Это владельцы певчих сверчков. Они уверены, что их питомцы подарили им долголетие и покой. Чуть поодаль группа мужчин, сгрудившись, что-то внимательно высматривает на земле. Они сильно кричат и бурно жестикулируют. Бывает, что дело доходит и до рукопашной. Это любители боевых сверчков. Хотя азартные игры в Китае запрещены, здесь потихоньку и помаленьку делают ставки, обычно не более пятидесяти юаней.



1. Магазин сверчков.

2. Издревле содержание поющих насекомых считалось элегантным занятием, и многие знаменитые люди – поэты, художники, музыканты и даже буддистские монахи – не стеснялись «играть» в сверчков. Разведением сверчков занимались в долгие часы ожидания и многочисленные наложницы императора. И вообще, это очень по-китайски – заботиться о насекомых, чтобы наслаждаться звуками, которые кто-то назовет трескотней, а китайцы считают радостной песней.

3. За красавца вороной масти просят побольше, за бледного серого – поменьше. Сверчков ценят за внешний вид, окраску, за умение издавать красивые звуки. А к бойцовским сверчкам предъявляются еще более серьезные требования по части их задиристости и способности переносить изнурительные тренировки.

4. Вот в таких коробочках продают сверчков.

5. В Китае, во времена династии Тан, были очень популярны бои сверчков. Сейчас в некоторых уголках Китая они продолжают собирать толпы народа, несмотря на то, что ставки делать запрещено.

6. Вообще, сверчок, сишуай, – имя собирательное. Существует множество видов и названий, около 67. Например: малин, цзиньлин – это мелкие поющие сверчки, а гого – большие. Название поющего сверчка говорит само за себя. Малин переводится как «лошадиный бубенчик», а цзиньлин – «золотой колокольчик». Если правильно выбрать несколько сверчков, то может получиться неплохой оркестр. В зависимости от голоса цена поющего сверчка доходит до $100. Бойцовских сверчков называют чуйчу. Они самые громкоголосые.

7. Во времена династии Цин (1644–1911) в императорских дворцах работали специальные люди, главным занятием которых был уход за поющими сверчками, которые давали «музыкальный концерт» по первому требованию императора.

8. У сверчков хороший слух, а уши у них находятся на ногах. В брачный период сверчок слышит зов подруги на расстоянии многих километров. В Китайской академии наук существует специальная лаборатория, которая занимается исследованием уникальных возможностей этого вида насекомых, их умения передавать с помощью звукового аппарата информацию на большие расстояния.

9. В Пекине существует традиция дарить сверчков на Новый год. Если дом наполнен негромким стрекотанием сверчка, счастье непременно поселится в нем на весь следующий год. А еще у сверчков есть практическое применение: если ребенок долго не может уснуть или боится темноты, то рядом с его кроваткой кладут коробочку со сверчком и тот поет колыбельные песни.

10. Раньше для содержания сверчка приспосабливали совершенно разные вещи: любая посуда, ящички, шкатулочки. Частенько домашнее насекомое проводило всю жизнь в чайнике. Мода на домики для сверчков появилась только при династии Мин (1368–1644). Любителям сверчков захотелось более изящно «оформить» свое увлечение.
Домики сразу стали очень популярны, для их изготовления использовали разные материалы, механизмы и конструкции. Бывают небольшие бамбуковые коробочки, размером с сигаретную пачку, со стеклянной крышкой.

11. Иногда в коробочке несколько отделений, такое общежитие для сверчков. В императорской традиции клетки обычно делали из золота или серебра. Были у императорских сверчков и нефритовые домики. Такие домики и сегодня можно увидеть в китайских музеях. Некоторые из них являются настоящими дворцами, и в свое время их обслуживал целый штат слуг, которые выгуливали сверчков, готовили им изысканные блюда, следили за чистотой воды в крошечных чашках. Дворцовые лекари готовили для них специальные лекарства в случае болезни. А когда сверчки умирали, их торжественно хоронили в малюсеньких гробиках из серебра или драгоценных пород дерева.
Делали также домики из фарфора, черепашьего панциря. Были деревянные, костяные, медные и бамбуковые домики. Иногда плетут тростниковые шарики-домики, в них живут крупные сверчки. Но чаще такие шарики используют как упаковку, на один раз. Через дырочки проходит воздух, свет, туда же просовывают и еду. Сверчок даже может ходить – шарик будет перекатываться. На рынке сверчка могут продавать уже в таком шарике. Есть и простые глиняные горшочки с крышкой.

Собаку, первое домашнее животное на территории Китая, приручили еще в мезолите, используя на охоте и для охраны жилья. Иньцы ели сооачье мясо. dTO связывает их, как и современных китайцев-южан, с большинством народов Восточной Азии и Океании.

В поселениях эпохи Яншао и Луншань кости свиней, одомашненных в неолите, преобладают над костями других животных, что указывает на развитое свиноводство. В большом количестве разводили свиней иньцы. Крупный рогатый скот, овца и коза, вероятно, попали в Китай с запада через Среднюю Азию. Домашний буйвол происходит от индийского водяного буйвола. Иньцы, а также и китайцы позднейших времен, очевидно, не употребляли в пищу молоко, что характерно для ряда народов Восточной и Юго-Восточной Азии. Лошадь, осел и верблюд, по-видимому, были одомашнены в степях Центральной Азии, где и сейчас еще встречаются в диком состоянии лошадь Пржевальского, осел-кулан и двугорбый верблюд.

Животноводство и земледелие у китайцев тесно связаны между собой и взаимозависимы. Значение животноводства (несмотря на его подсобный характер в хозяйстве китайцев) в народном хозяйстве огромно. Оно дает тягло для земледелия и транспорта (лошади, крупный рогатый скот, ослы, мулы), а также продуктивный скот (свиньи, крупный и мелкий рогатый скот) и домашнюю птицу, от которых население и промышленность получают мясо, щетину, шкуры, кишки, шерсть, яйца и т. д., а земледелие - удобрения. Значительная часть продукции животноводства идет на экспорт. На земледельческие районы, населенные китайцами, приходится наибольшая часть скота в КНР, но поголовье многих видов растет за счет скотоводческих районов, населенных национальными меньшинствами. Отсюда идет рабочий скот для земледельческих районов, мясной скот и сырье для промышленности. Животноводство у китайцев стойловое, пастбищ почти нет, за исключением северо-востока и северо- запада.

В северных провинциях, в зоне богарного земледелия, преобладают коровы, лошади, ослы, мулы, овцы и козы. Южнее хр. Циньлин и р. Хуай, в зоне заливного рисоводства, их сравнительно мало. Специфическое тягло здесь буйвол, редко разводимый на севере. Быки, коровы, буйволы и лошади - основное тягло, которым обрабатывают свыше 90% пахотной площади. Свиньи и куры распространены везде, уток и гусей больше на юге. Поголовье скота и птицы сильно сократилось к 1949 г. Лишь с образованием КНР началась борьба с эпизоотиями, хищниками и пр. Были созданы молочнотоварные, коне- и птицефермы, ветеринарные и случные пункты. Кадры животноводов стали готовиться на курсах и в институтах.

Скотоводство

Крупный рогатый скот (хуанню) главным образом неприхотливой, но малопродуктивной и низкорослой монгольской породы больше разводят в северных провинциях, особенно в соседних с Внутренней Монголией. Коров, подобно быкам, используют как тягло. Раньше китайцы их не доили, думая, что это истощает скот. Теперь вблизи крупных городов созданы молочнотоварные фермы. Молочное животноводство развито в Маньчжурии, куда после постройки Китайской Восточной железной дороги были завезены лучшие русские породы скота. В приморских районах преобладает гол- ландский скот. Общее число молочных коров невелико.

На юго-западе, особенно в Юньнани и Сычуани, распространена зе- бувидная (горбатая) порода рогатого скота, очевидно родственная индийскому Bos taurus indicus. Молочных буйволиц разводят только в районе Вэньчжоу (провинция Чжэцзян). Молоко их гуще, слаще и жирнее коровьего, часть его перерабатывают на масло; суточный удой может превышать 10 л. Разведение буйволов (шуйню - буквально «водяная корова») тесно связано с культурой заливного риса и имеет все преимущества по сравнению с разведением других видов скота. Буйвола редко используют на транспорте, его берегут для тяжелой пахоты на поле, покрытом водой. На нем ездят верхом лишь мальчики-пастухи. Сидя на его широкой спине, они отправляются на пастбище, перебираются через ручьи и болота. Такие колоритные сценки, характерные для южнокитайского сельского пейзажа, давно и широко вошли в живопись и прикладное искусство. Кожи поступают главным образом из скотоводческих районов, в других местах забой скота запрещен. Товарное значение имеют также рога, копыта, кишки и кости, идущие на производство костяной муки.

Мелкий рогатый скот имеет довольно большое значение в хозяйстве китайцев ряда провинций. Овцеводство, развитое на севере, теперь продвигается в южные провинции. Разводятся в основном три породы: монгольская (50% поголовья), тибетская (свыше 30%) и казахская. Китайцы разводят 4 местных внутрипородных типа монгольской овцы в Северо- Восточном, Северном, Северо-Западном Китае и в провинциях Цзянсу и Чжэцзян. Тибетскую породу разводят в Ганьсу, Сычуани, Юньнани, Гуйчжоу. Овчины идут на пошив зимней одежды, кожи - на обувь, перчатки и т. п., шерсть - на выделку войлока, ковров, валеной обуви, одеял, тканей, фетра и т. п., кишки - на производство колбас и на экспорт. Коз разводят во многих горных районах.

Коневодство известно издавна, еще с периода Инь. Лошади, преимущественно низкорослой и нетребовательной монгольской породы, распространены в северной половине КНР, особенно в районах, прилегающих к Внутренней Монголии. К этой же породе относится тип юго-западной лошади с небольшими, прочными копытами и устойчивой поступью. Она хорошо приспособлена к передвижению в горах и разводится в Сычуани, Юньнани и Гуйчжоу. Лошадь используют в сельском хозяйстве и на транспорте. В сельском хозяйстве лошади, мулы, ослы и лошаки как тягло имеют много меньшее значение, чем крупный рогатый скот. Оно песколько выше лишь на Северо-Востоке, одном из главных районов коневодства, где полевые работы в основном ведут с помощью лошадей. В Южном Китае лошадей мало. Мелким крестьянским хозяйствам китайцев старого Китая было не под силу держать лошадей, поэтому поголовье их в земледельческих районах невелико. После 1949 г. было создано несколько конных заводов и вывезены из СССР ценные породы тяжеловозных, упряжных и верховых лошадей для улучшения пород- лости и быстрого увеличения конского поголовья.

Коневодство дает ценную продукцию - конский волос (хвост, грива) и кожи. Волос идет на щетки, малярные кисти, смычки, сита, мухогонки. Наиболее ценится белый хвостовой волос, идущий на экспорт специально для производства смычков. Кожи среднего качества выделывают обычно из шкур павших животных.

Ослов различают не по породам, а по величине и делят на крупных, средних и мелких. Неприхотливые к корму и уходу, они больше подходили для содержания в мелких индивидуальных хозяйствах. И теперь еще ослы являются важным тяглом в земледелии и на транспорте. Эти животные плохо переносят влажный климат, и их разводят главным образом в северных провинциях. Крупные ослы распространены в Хэбэе, Шаньдуне, Шаньси. На юге Ляонина и в других гористых районах Китая распространены средние и низкорослые ослы. В высокогорных районах разводят лишь низкорослых длинношерстных ослов. Средние ослы в значительном количестве встречаются на Великой Китайской равнине.

Мулы - гибриды от скрещивания кобылы с ослом и лошаки - гибриды от скрещивания ослицы с жеребцом, сильные, выносливые, быстрые и очень работоспособные животные. Выращивают их больше в Северном Китае. Эти неприхотливые животные хорошо перевозят вьюки по узким горным тропам. Они не дают потомства, и поэтому поголовье их невелико.

Верблюдов китайцы почти не держат, используя их только на транспорте в Северном и Северо-Западном Китае.

Свиноводство - важнейшая и ведущая отрасль животноводства дает китайцам основной и самый любимый вид мяса, органические удобрения, кожу (на обувь, куртки, перчатки, сундуки, чемоданы, портфели, сумки, барабаны, седла, ремни, а раньше и на дорожную посуду), щетину (на щетки, кисти, примесь к глине в различных изделиях и т. п.) и кишки для производства колбас. Мясо, окорока, кишки и хребтовая щетина идут на экспорт. Свиньи, разводимые повсюду, всегда имели большое значение в хозяйстве и быту китайцев. Местные породы свиней очень скороспелы (годны к оплодотворению с шестимесячного возраста) и относятся к двум разновидностям. Первая - южнокитайская - с характерным коротким массивным туловищем черно-белой окраски, разводится к югу от Янцзы. Наиболее известны породы гуандунская, цзиньхуаская (Чжэцзян), белая жунчанская (Сычуань). Для второй разновидности - северокитайской - характерны черная окраска, вытянутое туловище, отвислый живот, длинное рыло. Наиболее распространенные породы динсяньская (Хэбэй), цаочжоуская (Шаньдун), синьцзиньская (Ляонин). Свиней европейских пород и гибридов очень мало. По количеству свиней и производству щетины Китай занимает первое место в мире с 1934 г.

С развитием свиноводства растет значение свиного навоза как удобрения, особенно в провинциях Сычуань, Хэнань, Хунань, Шаньдун, где поголовье свиней наиболее велико. Собранную щетину моют, дезинфицируют и сортируют специальные мастера. В ряде районов Китая лучшими из них считаются выходцы из г. Хэдуна в Хэбэе.

Птицеводство известно на территории Китая с древних времен. Некоторые местные породы кур, уток и гусей, получившие мировую известность, вероятно, происходят от диких птиц, и сейчас еще встречающихся в стране (банкивские, или «сорные», куры на о. Хайнань, гусь- сухонос и др.)* Птицеводство всегда имело важное значение в крестьянском хозяйстве китайцев.

Куры составляют более 80% всей домашней птицы. Ежегодно их выращивается свыше 300 млн. Особенно развито куроводство в провинциях Шаньдун, Сычуань, Цзянсу, Хубэй, Хэнань, Цзянси и Гуандун. Наилучшие местные породы - ланшанская (Цзянсу), сушаньская (Чжэцзян) , цзюцзинхуанская (Хэбэй, Шаньдун), шоуганская (Шаньдун) и др. Из заграничных пород наиболее распространены белые леггорны, род- айленды и плимутроки. После второй мировой войны была ввезена из Австралии черная австралийская курица.

Бойцовых петухов для петушиных боев, популярных в старом Китае, особенно на юге, теперь не разводят. Цыплят и утят издавна выводят искусственно на теплых канах. Способ выведения с помощью человеческого тепла, когда яйца в особых поясах держали на теле, чаще женщины, теперь исчез. Число индеек, завезенных европейцами в XVIII в., невелико.

Уток и гусей разводят главным образом китайцы районов южной половины Китая, где многочисленные водоемы представляют хорошие угодья для откорма. Поголовье уток превышает 60 млн. Повсеместно преобладает порода «рябых» уток (мая) с серо-рябоватым оперением и небольшой тушкой. Белым оперением отличается лишь пекинская порода скороспелых уток, вес которых за 3 месяца достигает 3 кг. В южных провинциях все больше разводят ввезенную из стран Юго-Восточной Азии крупную южноамериканскую мускусную утку с нежным и приятным на вкус мясом (вес селезня до 5 кг, утки 3-4 кг). Поголовье гусей превышает 12 млн. В северных районах больше разводят белых гусей, в южных - серых. В провинции Гуандун выращивают мясных гусей «львиная голова» (вес гусака до 15 кг, гусыни до 8 кг, яйца 400 г).

Образы домашних животных в народной традиции

В прошлом животноводство имело значительно большее 1 значение в жизни китайцев. Это подтверждают археологические и этнографические материалы, в частности обилие" костей животных, находимых при раскопках, роль ряда животных в обрядности, фольклоре и т. п.

По народным поверьям, изображение быка подавляет действия злых духов, вы- зывающих^ волнения рек, озер и морей. Поэтому раньше для предотвращения: наводнений ставили возле водоемов изваяния быков. Таков, например, широкоизвестный в Китае лежащий бронзовый бык на берегу оз. Куньмин в загородном дворцовом парке Ихэюань в Пекине.

В древности бык был главным из восьми видов жертвенных животных. Об этом: часто упоминается в песнях «Шицзина».

Духам сторон четырех мы усердно моления шлем,

Рыжего в жертву быка да и черного также избрав. 19

Рыжего выберу после быка без пятна,

Предкам свой жертвенный дар приготовив сполна. 20

При жертвах духу ветра быка раздирали на части. Быку же приносили благодарственную жертву за помощь в земледелии, убивать его без крайней нужды запрещалось. В прошлом соблюдался обряд «вождения весеннего быка», которого* вначале делали из глины, а позднее из бумаги. В первый день весны такого «быка»* приносили к правителю области, который бил его несколько раз в знак изгнания зимы. В знак клятвы при договоре мазали губы кровью из уха быка, которое- держал старший из клявшихся, а иногда кровью свиньи или жертвенного петуха.

Некоторые из двенадцати «ветвей» и годов шестидесятилетнего цикла лунносолнечного календаря носят названия домашних животных. Так, бык - вторая по порядку «ветвь» («год быка»), конь - седьмая «ветвь» («год коня»), баран - восьмая «ветвь» («год барана»), петух - десятая «ветвь» («год петуха»), свинья - последняя по счету «ветвь» («год свиньи»). Также и в традиционных двухчасовых частях суток имелся «час быка» (с часу до 3 час. ночи), «час коня» (с И час^ утра до часу дня), «час барана» (с 5 до 7 час. вечера), «час свиньи» (с 9 до^ 11 час. вечера).

Лошадь у древних китайцев имела много большее значение, чем теперь. Это- подтверждают многочисленные находки археологов: скелеты лошадей, изображения боевых коней на барельефах гробницы Тай-цзуна (636 г.), погребальные- статуэтки со всадниками и всадницами периода династии Хань, остатки боевых колесниц, а также популярность игры в поло. Лошадей, особенно белых, приносили в жертву, рассекая надвое или топя в реке.

Парные каменные изваяния коней ставили на «аллее духов», ведущей к могиле- знатного лица (например, у могилы Хо Цюй-бина -117 г. до н. э., у гробниц императоров династий Мин и Цин). На концах кровли вешали железные колокольца- с языками в форме лошадок, которые звенели при порывах ветра. В религиозном лубке и вырезках из бумаги часто встречалось* изображение бегущего коня, «дарующего телесную силу», с драгоценным сверкающим камнем на спине. Конь был символом армии. В компасе его знаком обозначали румб юга. Лошадь - нередкая тема в национальной живописи гохуа и прикладном искусстве (игрушка, керамика, художественное стекло, резной камень и др.). Особенно популярна традиционная группа из 9 коней, изображаемых в различных позах. В прошлом все имевшие лошадей и повозки приносили жертву духу коней (маван) в 23-й день шестой луны.

По традиционной символике, барашек означал сыновнюю почтительность, баран - жертвоприношение. Парные изваяния баранов иногда ставили на «аллее- духов», ведущей к могиле. В новогоднюю ночь голову барана вешали у ворот для отвращения зла.

Надо с полынью для жертвы размешивать жир,

Духам дороги баранов готовить на пир. 21

В жертву чистейшего сам отберу я зерна,

Выбран уже одномастный баран без пятна -

Духов земли и сторон четырех уважай. 22

В старину китайские шаманы изгоняли духа болезни при помощи белого барана, которого выгоняли ночью под звуки бубна. Баранье копыто вешали у дверей как талисман от воров.

Свиньи входили в число жертвенных животных при ритуальных церемониях. В недавнем прошлом, желая иметь детей, некоторые женщины молились «духу свиньи», имея в виду ее плодовитость. Чтобы уберечь детей от оспы, их валяли в свином хлеву в новогоднюю ночь. Малышам иногда и теперь шьют туфельки из черной ткани с носком в виде свиной головы с болтающимися ушами и хвостом на заднике. Существовала примета, что ненастье в третий день нового года предвещает плохой приплод свиней.

Образ свиней вошел в фольклор, литературу и театр (например, Чжу Ба-цзе из «Путешествия на запад»), а также в прикладное искусство.

Петух за воинственный нрав стал символом смелости, отваги, храбрости. Прежде у китайцев Гуандуна существовал обычай живым петухом заменять жениха, почему-либо не имевшего возможности лично присутствовать на брачной церемонии.

Куриное мясо всегда употреблялось в обрядах сватовства и свадьбы. В древности глиняную фигурку петуха клали в гроб с покойником. В прошлом для ограждения от несчастий в ночь под новый год раздирали петуха и вывешивали его на воротах. Рыбаки во 2-й день второй луны резали курицу и ее кровью мазали сеть в нескольких местах. Бытовали приметы и поверья: если курица взлетит на дерево - к наводнению, на печь - к пожару в доме, запоет петухом - к беде, во главе семьи встанут женщины или прислуга будет обижать хозяев; если начнет нести очень мелкие яйца - семья обеднеет. Петух запоет ночью не вовремя - к несчастью или неприятности в семье, к воровству или грабежу по соседству.

Утка, обычно в паре с селезнем, является символом супружеской верности и счастья. Особенно популярны изображения пары диких уток-мандаринок - обычный подарок новобрачным.

В народе считали, что гусь сторожит дом ночью и отгоняет демонов и змей. Гуся закалывали при молении о дожде. По обычаю жених после сговора посылал невесте в числе подарков живого гуся (реже пару) - символ верности друг другу. По крику и поведению гуся семья невесты судила о голосе и характере жениха (гусь криклив - жених болтлив, гусь молчалив - жених неразговорчив, гусь беспокоен - жених непоседлив и т. д.). В семье невесты гуся хорошо кормили и обычно держали до естественной смерти или дарили беднякам. Если один из домашних гусей, обычно не умеющих летать, улетал со двора, то в доме ожидали беду.

Все эти птицы часто встречаются в национальной живописи гохуа и прикладном искусстве.

В настоящее время вера в магические свойства животных и их изображений утрачивается, но по традиции они продолжают играть большую роль во всех видах народного изобразительного искусства, фольклора и литературы, особенно детской.

Для любых предложений по сайту: [email protected]