Детройт город сейчас. Легендарный Детройт

Именно в Детройте началось моё первое и самое большое путешествие по США. Тогда я написал несколько постов, но слишком увлёкся заброшками , которые на самом деле завораживают.

2 Был у меня и отдельный репортаж про заброшенные места города. Сегодня половина фотографий - уже история, Детройт активно зачищают: восстанавливать простоявшие четверть века здания слишком дорого, а в заброшенном виде они представляют опасность, там кучкуются бомжи, наркоманы и уголовники.

3 Да, в Детройте есть плохие районы. Как в каждом американском городе обязательно будет гетто. Здесь таких районов несколько больше, по понятным причинам.

4 Детройт банкрот, пиндосы тупые - пишут мне иногда комментаторы. Я улыбаюсь, читая такое. Ведь они там не были, но упорно транслируют одну и ту же точку зрения, либо навязанную им телевизором, либо просто работают “по методичке”, оставляя комментарии от имени ботов.

- посмотри мил человек на твою любимую америчку--детройт например.
- Вы свою подружку попросите съездить в Детройт и поведать миру как там у них все прекрасно. Как всегда пендосы в своем глазу бревна не видят…
- есть ещё амерский город Детройт-вот где капиталяшки -либероиды постарались.
- Чего ты пиндосам не порекомендуешь сначала вытащить Детройт из банкротства - а потом уже и лезть в вукровыну и прочие далекие от мест их проживания места?
- Это у американцев денег нет на спасение своего родного Детройта у пиндосов денег нет…

5 С одной стороны, Детройт это и правда жопа. Там можно купить дом с землёй за тысячу долларов. С другой - всё меняется. Разразившийся в начале 70-х бензиновый кризис привёл к тому, что люди массово перестали покупать автомобили, а ведь именно автозаводы и подняли, в своё время, Детройт на высокий уровень.

Вместо уехавших людей стали приезжать другие. Как правило, афроамериканцы из южных штатов, которым продавали землю за символический доллар. Предполагалось, что они будут работать. А они не стали. Кризис отрасти плюс смена контингента жителей сделали своё дело, Детройт стал превращаться в город-призрак.

6 Вот только пик всего этого пришёлся на восьмидесятые годы. А с тех пор много изменилось. В 80-х и Нью-Йорк по-другому выглядел. Со временем всё стало выправляться. Когда “большая тройка” автомобильных корпораций снова вышла на прибыль, стал меняться и город.

7 Детройт похож на слоёный пирог: очень приличный Даунтаун (центр города), полный заброшек Мидтаун, приличные жилые окраины, которые идут вперемешку с гетто. Перемешаны, но не смешаны.

8 Притока населения здесь давно нет, город пользуется дурной славой. Если и занесёт в Детройт - по работе, на хорошую должность и с соответствующим жильём. А вот выбраться отсюда пытаются многие. В Америке хорошая работа - это всё. Единственный способ выбраться из проклятого гетто. Когда чудо случается, люди устраивают гаражную распродажу: нет смысла цепляться за вещи и возить за собой бесполезный скарб.

9 Барахолка, на которую я попал, относилась к разряду блошиных рынков, а не гаражных распродаж.

10 Хотите секрет успеха благополучного района или города в Америке? Почему один квартал занимают дорогие виллы, а сразу через перекрёсток - заборы, решётки и гетто? Всё дело в налогах, они почти всегда остаются там, где получены. Там, где много людей имеет хорошую зарплату и платят высокий налог, лучше школы, инфраструктура, лучше жизнь. Где люди сидят на пособии налогов не платят - разруха и тлен. Думаю, в первую очередь именно из-за этой налоговой дифференциации вся Америка выглядит настолько по-разному. Что, у правительства США не хватит денег на новые автобусы? Хватит, но закупкой транспорта занимается город. Вплоть до того, что каждый самостоятельно выбирает, какие полицейские или медицинские автомобили купить.

11 А сейчас я покажу вам центр города. Большинство из этих фотографий не вошли в мои посты 2012 года.

12 Смотрите, как выглядит заброшенный и загнивающий Детройт, отрыжка американской демократии!

13 Даунтуан Детройта был одним из самых богатых в Америке. Город активно застраивался и развивался в тридцатые годы, во время и после Великой Депрессии.

15 Интересно, что напишут штатоненавистники в ответ на эти фотографии?

16 Небоскрёбы здесь не высокие, 30-40 этажей, строились в “чикагском” стиле.

17 Внутри очень красиво.

18 Есть и заброшенные, полностью пустые небоскрёбы, но попасть туда не получилось.

19 Ничего городок-то, если присмотреться.

21 Много потрясающих “исторических” зданий. Все они тоже были построены в середине прошлого века.

22 Сейчас так уже не строят. Многие заброшенные дома снесли, на их месте стали строить многоярусные парковки.

23 Представляете, вот все эти здания - парковки! И они функционируют, там стоят машины.

24 Штаб-квартира компании General Motors. Внутри интересно, я ходил к ним в гости и . С этим зданием тоже вышло интересно: то ли оно стояло пустым, то ли его построила автокорпорация, не помню без Гугла, а текст пишу без интернета. В любом случае, GM перевела в него свой главный офис специально для того, чтобы поддержать бюджет детройтского Даунтауна за счёт своих налоговых отчислений. И чтобы город возвращался к жизни.

25 Легендарный железнодорожный вокзал, Michigan Central. Это огромное заброшенное здание - наверное, самое известное из всех детройтских заброшек. Когда я приехал, внутрь уже было не попасть, здание огородили забором. Сейчас, насколько я знаю, там вставили стёкла и делают ремонт.

26 С мёртвыми домами здесь не церемонятся, даже если они красивые. У города нет возможности поддерживать и реставрировать их, собственников часто нет, но такие здания - рассадник.

27 Стрёмное соседство. Вполне жилой дом, сзади - три заброшенные башни-праджекта. Такие “свечки” строили для социально необеспеченных слоёв населения в 40-50 годы. Альтернатива нашей “хрущёвке”. Потом эти самые слои разбежались по всему городу, и вот к чему это привело. Тогда-то, в 72-м, здесь тоже была заварушка типа тех, что сейчас периодически происходят или Балтиморе.

28 Залитый огнями центр города, на переднем плане - утопающий во тьме Мидтаун.

29 Когда кто-то будет предлагать “посмотреть на мёртвый Детройт, с которым пиндосы вон что сотворили , просто давайте им ссылку на этот репортаж.

30 Я даже немного скучаю по Детройту, с ним связаны приятные воспоминания. И планирую вернуться этой осенью, во время предстоящего большого путешествия через всю Канаду. Она же здесь через речку.

Интересно посмотреть, кто окажется прав.

Детройт (штат Мичиган) - большой город на севере США, расположенный на границе с Канадой. Основанный в 1701 году, это один из старейших городов Среднего Запада, имеющий всемирную славу, как автомобильная столица мира. Популярные прозвища Детройта: Мото Сити (Motor City) и Мотаун (Motown).

Население Детройта по оценкам на 2013 год составляло 688 тысяч человек. Это крупнейший город штата Мичиган и второй по размерам после Чикаго город на Среднем Западе США. Население городской агломерации, центром которой является Детройт, превышает 4,4 миллиона человек. Это 11-я по числу жителей городская агломерация в США. Стоит отметить, что население города продолжает стабильно сокращаться. В марте 2011 года мэром Детройта были озвучены данные, что в городе проживает около 750 тысяч человек, к 2013 году это число еще уменьшилось.



В 1701 году французский офицер Антуан Ломе де Ла Мот Кадиллак (Antoine Laumet de La Mothe, sieur de Cadillac) с небольшой командой основали поселение на берегу реки, соединяющей озеро Эри (Lake Erie) с озером Сент-Клэр (Lake Saint Clair). Эта река, получившая название «Детройт», являлась участком водного пути (пролива) между двумя Великими Озерами: Озером Гурон (Lake Huron) и Озером Эри. Собственно говоря, слово «Детройт» и означает по-французски «пролив». А поселение, основанное французами, получило название Форт Детройт. Выгодное расположение города в активно развивающемся регионе Великих Озер превратило Детройт в важный транспортный хаб. С 1830-х годов город испытывал стабильный рост промышленности, сопровождающийся ростом населения.

В 1899 году Генри Форд (Henry Ford) построил недалеко от Детройта автомобильный завод, а в 1903 основал Ford Motor Company. Первым внедрив конвейерную сборку, Форд наладил массовую сборку легендарного автомобиля «модель Т» (Model T). Этот доступный для американцев автомобиль продавался очень хорошо (всего было продано более 15 миллионов штук) и Форд со временем стала крупнейшей автомобильной компанией в США. Нововведения Форда быстро были внедрены и его конкурентами. Такие автомобильные компании как General Motors, Chrysler и American Motors также как и Ford, открыли в Детройте свои штаб-квартиры. Таким образом, очень быстро Детройт превратился в автомобильную столицу мира.

Растущая экономика, рабочие места привлекли в город десятки тысяч новых жителей. Среди них были как афроамериканцы с юга США, так и иммигранты из Европы. К 1930 году Детройт стал с 1,6 миллионами жителей 4-м по размеру городом в США. Во время Второй мировая войны промышленный бум продолжался. Всего за несколько военных лет в Детройт прибыло более 350 тысяч человек. Однако социальная напряженность в городе постоянно нарастала.

С 1950-х годов началось миграция жителей в пригороды. Этому способствовало множество факторов, главным из которых было нежелание людей с нормальным достатком жить в районах, населенными афроамериканцами и другими национальными и расовыми меньшинствами. Это схожее для многих больших городов США явление получило название «бегство белых» (white flight). К 1950 году численность горожан достигла исторического максимума (1,8 миллионов человек), но с тех пор непременно понижалась. Белые, уезжая в благоустроенные пригороды, «забирали» с собой и налоги, выплачиваемые в местную казну. Со временем четко обозначился замкнутый круг: «уезжающие из района жители - уменьшение налогооблагаемой базы - сокращение финансирования (дороги, школы, больницы) - уезжающие из района жители».


По состоянию на март 2011 года число жителей Детройта (около 750 тысяч человек) сократилось более чем в 2 раза по отношению к 1950 году. Еще в 2009 году число жителей превышало 900 тысяч. Городская экономика испытывает сильнейший финансовый кризис, уровень безработицы очень большой. По состоянию на декабрь 2010 года безработица в самом Детройте превышает 19%, а в городской агломерации 11%. Несмотря на все попытки создать новые рабочие места и оживить город, Детройт по прежнему считается символом упадка и имеет сомнительную славу самого депрессивного города в США. По оценкам 2007 года почти 34% жителей Детройта проживают за чертой бедности. Это самый высокий показатель среди крупнейших городов США.

Расовый состав города:

  • афроамериканцы 80%
  • белые 9%
  • латиноамериканцы 8%
  • азиаты 1%
  • остальная часть - смешанные или другие расы

Согласно статистике всего лишь 5% городского населения родились за пределами США.


Расовая карта Детройта и окрестностей, сам город почти полностью "черный"

Средний доход на душу населения (per capita income) в Детройте составляет $14700. Расовый состав, уровень благосостояния «черного» Детройта и «белых» пригородов отличается очень разительно. Так, например, в северном пригороде Детройта - городе Уоррен (Warren), в котором проживают около 133 тысяч жителей, белых более 91%, а афроамериканцев менее 3%. При этом средний доход на душу населения в Уоррене $21400 в год, что почти в 2 раза выше, чем в Детройте.

Другие большие населенные пункты, входящие в городскую агломерацию Детройта, имеют еще более наглядную статистику:

  • Стерлинг Хайтс (Sterling Heights), более 120 тысяч человек, 91% белые, средний доход на душу населения $24950.
  • Клинтон Тауншип (Clinton Township), 95 тысяч жителей, 91% белые, средний доход на душу населения $25750.
  • Ливония (Livonia), 100 тысяч жителей, 95% белые, средний доход на душу населения, $27900.

Даже в Дирборне, который находится ближе всего к самому Детройту и в котором проживает большая арабская община (всего 98 тысяч жителей, каждый третий - арабского происхождения), афроамериканцев менее 1,3%, а средний доход $21500. Кстати, именно в пригороде Дирборн расположена штаб-квартира компании Форд, а так же музей Генри Форда.

Некоторые другие пригороды Детройта, например, Блумфилд Хиллс (Bloomfield Hills) или Бартон Хиллс (Barton Hills) имеют одни из самых высоких показателей в США по доходу на душу населения: $104000 и $110000 соответственно. Данные, представленные выше, не являются притянутой за уши статистикой, а наглядно отражают контраст и противоречивость Детройта.


Уровень преступности в Детройте является одним из самых высоких в США. При этом в даунтауне Детройта днем можно чувствовать себя в безопасности.

Сама городская агломерация Детройта обладает серьезным производственным потенциалом. Как уже было сказано, Детройт - дом для автомобильных компаний «Большой тройки» (Дженерал Моторс, Форд, Крайслер). Всего же в регионе находится порядка 4000 производственных фабрик. Кроме промышленности важные сектора экономики города - торговля, перевозки, бизнес и профессиональные услуги, медицина, финансы.

Детройт ежегодно посещают около 16 миллионов туристов, это действительно интересное место с богатой историей и контрастной реальностью. Часть туристов привлекают три впечатляющих отеля-казино (Motor City Casino, MGM Grand Detroit, Greektown Casino-Hotel). Эти курортные комплексы мирового класса с клубами и ресторанами внутри, предлагают проживание, развлечения и непосредственно сами азартные игры.

Современные достопримечательности города по-прежнему вращаются вокруг автомобилей: Музей Генри Форда, туры на завод Ford"s Rouge Plant, исторические особняки семьи Форд.


Основная достопримечательность даунтауна - это набережная часть, носящая название «Детройт Риверфронт» (Detroit International Riverfront). 8-ми километровый риверфронт - это комбинация парковых зон, магазинов, ресторанов и небоскребов. Тут же размещен Ренессанс центр (Renaissance Center). Этот комплекс из 7 башен во многом определяет внешний вид Детройта. Там расположены штаб-квартира General Motors, множество магазинов, роскошный отель, рестораны и кинотеатры. Другими отличительными достопримечательностями риверфронта являются площадь Харт Плаза (Hart Plaza), спортивный комплекс Джо Луис Арена (Joe Louis Arena), а также Кобо центр (Cobo Center), где каждый январь проходит одна из самых значимых автомобильных выставок - Североамериканский международный автосалон (North American International Auto Show). Зона риверфронта доходит до острова Белле Айсл (Belle Isle), попасть на который можно по мосту MacArthur Bridge. На острове Belle Isle расположен парк, разработанный создателем Центрального парка в Нью-Йорке Фредериком Ло Олмстедом.

Центр Детройта, как и большинство крупных американских городов поражает своими небоскребами. Многие из них построены в 20-х годах в период расцвета Детройта. Самыми заметными из «старых» небоскребов являются Penobscot Building, а также Fisher Building - изысканный пример архитектуры в стиле арт деко, расположенный в районе New Center. Среди более современных небоскребов выделяется One Detroit Center. Главные улицы в центре города - это Woodward Avenue и Jefferson Avenue.



Детройт яхт-клуб

Другими интересными достопримечательностями Детройта являются:

  • Научный музей Detroit Science Center
  • Художественный музей Detroit Institute of Arts (Институт Искусств Детройта)
  • Музей истории Детройта Detroit Historical Museum
  • Театр Fox Theatre
  • Оперный театр Detroit Opera House
  • Зоопарк Detroit Zoological Park

Еще одним противоречивым, но интересным символом Детройта можно считать заброшенный Мичиганский центральный железнодорожный вокзал (Michigan Central Station), который до сих пор стоит в 3 км юго-западнее даунтауна.

В Детройте базируются спортивные команды всех ведущих северо-американских лиг. Непосредственно в центре городе играют 3 клуба. На относительно новеньких стадионах Comerica Park и Ford Field, расположенных рядом друг с другом, играют соответственно бейсбольная команда Детройт Тайгерс (Detroit Tigers) и футбольная Детройт Лайонс (Detroit Lions). Самый успешный спортивный клуб Детройта - хоккейный Детройт Ред Уингс, выигравший 11 кубков Стенли, играет на Джо Луис Арена (Joe Louis Arena). Баскетбольный клуб Детройт Пистонс (Detroit Pistons) играет в северном пригороде (Auburn Hills) на арене The Palace of Auburn Hills.


Детройт граничит с канадским городом Виндзор (Windsor), который находится чуть южнее по другую сторону реки Детройт. Интересный факт - Детройт является единственным крупным городом США, расположенным вдоль американо-канадской границы, в котором, чтобы попасть в Канаду, нужно двигаться на юг. Основное сообщение с Канадой проходит через мост Ambassador Bridge и Детройт-Виндзор тоннель.

Примерные расстояния по шоссе от Детройта до ближайших крупных городов:

  • Чикаго - 450 км
  • Индианаполис - 460 км
  • Кливленд - 170 км

Метро в городе моторов, в обычном его понимании нет, но в центре Детройта функционирует «облегченная» надземная версия, называемая People Mover. Кольцо длиной менее 5 км окружает центр города, стоимость поездки 50 центов.

Климат Детройта характеризуется как влажный континентальный. Большое влияние на погоду оказывают Великие озера. Летом в Детройте относительно жарко, нередко температура воздуха поднимается выше 27 C. Средняя температура июля 23 С. Зимы в городе снежные и достаточно холодные, средняя температура января -4 С. По статистике лишь 6 раз за зиму температура опускается ниже -18 С.

Здесь находятся штаб-квартиры автомобильных гигантов Ford, Chrysler и General Motors, а еще тут более 70 тысяч заброшенных зданий и 30 тысяч пустых жилых домов, а также один из самых высоких уровней безработицы и преступности в США. Добро пожаловать в Детройт!

Мы продолжаем рассказывать о нашем на автомобиле в совместном с «Корона Техно » проекте.

Детройт — город на севере США, в штате Мичиган. Он стал вторым пограничным городом в маршруте нашей поездки — канадский город Виндзор находится на другой стороне реки Детройт, и навигатор упорно предлагал нам «срезать» крюк по соседней стране.

Первоначальный план заключался в «походить по какому-нибудь заброшенному району и поговорить с местными». При этом брошенные здания в Детройте особо искать не нужно — они повсюду.


Нами был выбран район North End, расположенный ближе к северу города. Полупустые улицы, разукрашенные баллончиками дома с выбитыми окнами и компании хмурых афроамериканцев отбили у нас всякое желание совершать променад и даже выходить из машины. Так что план пришлось поменять.


Для координации дальнейших действий мы решили остановиться в закусочной неподалеку. «Там же рядом много магазинов и полицейский участок», — думали мы. Но даже в таком месте было, мягко говоря, жутковато. В том числе из-за, видимо, остатков какого-то большого здания.

Судя по картам Google, в таком виде это место, как минимум, с 2015 года.


Фото сделано с помощью Samsung Galaxy S8

Внезапный крик продавщицы в закусочной оказался разговором со вновь зашедшими покупателями, а еда — гораздо хуже по качеству, чем та, что мы привыкли покупать в аналогичной сети в Беларуси.


Мы впервые за время путешествия ели в заведении, где сидели исключительно афроамериканцы. Они были так же удивлены этим фактом, как и мы, и пристально нас разглядывали. От такого внимания хотелось побыстрее сесть в машину и уехать, что мы и сделали.


Уезжаем. На заднем фоне — очередное заброшенное здание. Похоже на какие-то цеховые помещения

Позже мы узнали, что закусочная находилась не в Детройте, а в городе Хайленд-Парк — своеобразном анклаве практически в центре Детройта (в Америке такое вполне возможно).

Этот населенный пункт интересен тем, что в первой половине прошлого столетия здесь размещались заводы Ford и Chrysler, которые позже закрылись. Если верить Википедии , сейчас население городка внутри Детройта составляет около 11 700 человек, 93,5% которых составляют афроамериканцы, а 3,2% — белые.


Вообще, история Детройта и его текущее положение тесно связаны с расцветом автомобильной и военной промышленности США.

В начале XX века этот американский город стал крупным автопромышленным центром. В 1941 году здесь был построен Детройтский танковый арсенал корпорации «Крайслер», который на тот момент стал крупнейшим танкостроительным предприятием в мире. Вместе с предприятиями Ford, General Motors и другими американскими гигантами Детройт был в то время большим военно-промышленным конгломератом и одновременно «автомобильной столицей мира».


В начале 1950-х в США продвигалась на государственном уровне программа дешевых и общедоступных автомобилей, и Детройт в буквальном смысле процветал, став одним из богатейших городов Северной Америки. Тогда в городе проживали 1,85 млн человек и тогда же начался его упадок.


Благодаря всеобщей автомобилизации богатые жители, квалифицированные инженеры начали покидать Детройт, покупая жилье в комфортабельных загородных кварталах. Это привело к тому, что в центре остались более бедные семьи, как правило, афроамериканцы.


Ситуация продолжала ухудшаться в 1960-х и 1970-х. Крупные военные конфликты прекратились, а нефтяные и энергетические кризисы привели к перемещению автомобильного производства в Южную Корею, Китай, Тайвань и Японию. Детройт пришел в упадок, многие его заводы закрылись, а население продолжило покидать город, оставляя после себя заброшенные районы.


По состоянию на 2015 год в городе осталось лишь 677 тысяч жителей, или 37% населения 1950 года. По данным бюро трудовой статистики министерства труда у Детройта наивысший показатель безработицы из 50 крупнейших городов страны. Не работает здесь почти четверть населения — 23,1%.


Кроме того, Детройт оказался на последнем месте в списке 71 города США по процентному отношению обитателей города, живущих за чертой бедности, — 36,4%.


Надпись на табличке: «Помогите ветерану войны»

Поэтому неудивительно, что в Детройте один из самых высоких в стране уровней преступности. В 2012-м уровень убийств в городе составил 53 на 100 тысяч населения, что в 10 раз больше, чем в Нью-Йорке. Последние годы Forbes неоднократно называл Детройт одним из самых опасных городов в США.


Это место с 70 тысячами покинутых зданий и 30 тысячами пустых домов часто называют «городом-призраком». Здесь всё как в голливудских фильмах про плохие районы. Машины с разбитыми стеклами и помятыми боками, бомжи с тележками и огромное количество заброшенных домов. И это практически в центре города.


Здесь когда-то была школа

Часто кварталы пустуют не полностью. Часть домов может быть заселена — уж не знаем, законно или незаконно. В таких местах можно встретить припаркованные автомобили.



Периодически нам приходилось останавливаться, чтобы сделать снимок. Но ненадолго, учитывая взгляды «снимающих» опустевшие жилища. Чем-то это место напомнило заброшенный город Припять под Чернобылем. Не хватает только прорастающих сквозь крыши деревьев.




Заброшены не только одиночные жилые дома, но и целые многоэтажки, магазины, школы и церкви. Мы бы не рискнули сюда сунуться ночью.





Повсюду висят объявления о сдаче или продаже домов. Здесь можно арендовать целый дом за 500 долларов в месяц — считай, хорошая «трешка» в Минске.


В районе, где мы побывали, дома изначально (в 2005-м) продавались за 130-140 тысяч долларов. Сейчас их можно купить дешевле 5 тысяч . Но желающих, судя по тому, что мы увидели, немного.



Внутрь заходить без сопровождения мы побоялись — непонятно, кого там можно было встретить, особенно учитывая то, что в Америке разрешено ношение оружия.

Пустуют в Детройте не только недорогие с виду дома, но и очевидно «богатые» жилища. Но вряд ли их уже можно кому-то продать.


Здесь мы прощаемся с неуютным и полупустым Детройтом. Но наше продолжается, и на очереди — Чикаго. Читайте первый репортаж из «города ветров» уже в следующий понедельник. А все материалы цикла собраны на .


Детройт - единственный из современных городов, который пытается продавать свои развалины Голливуду в качестве фона для различного рода антиутопий и мрачных сцен преступлений. И, пожалуй, единственный город мира, который обязан своими руинами не военным конфликтам, а экономическим и социальным катаклизмам.

По обилию руин с Детройтом трудно конкурировать - в нем примерно 80 000 полуразрушенных и заброшенных зданий. В центре города стоят пустые небоскребы с выбитыми стеклами. Их не сносят главным образом потому, что у города на это нет денег. Кроме того, некоторые владельцы зданий предпочитают сохранять ветхие постройки в надежде, что земля в центре рано или поздно подорожает. Что касается преступности, то когда одного кандидата в мэры попросили объяснить, почему в Детройте в последние годы сокращается число убийств, тот мрачно ответил: «Просто больше некого убивать».

Что же произошло с процветающим центром автомобильной промышленности?


Немного истории

Поселение в самом начале XVIII века создали французы на проливе, соединяющем два озера - Гурон и Эри (le d´etroit и означает пролив). В 1805-м город сгорел дотла. К этому времени президент Томас Джефферсон назначил эксцентричного чудака Августа Вудворта верховным судьей штата Мичиган. Вудворт объявил Детройт столицей и нарисовал для него идеальный план в стиле французского классицизма, похожий на тот, что за несколько лет до того разработал для Вашингтона архитектор Пьер Шарль Ланфан, а также и на тот, что примерно на век раньше предложил для Санкт-Петербурга Жан Батист Леблон.

Природа в классицизме должна быть побеждена и рационализирована, деревья и кусты пострижены и превращены в геометрические фигуры, дорожки спланированы с помощью циркуля и линейки. Эта традиция имеет самое прямое отношение и к расцвету Детройта как автомобильной столицы мира, и к его упадку, поскольку руины можно считать возвращением из рациональной культуры обратно в хаос. История Детройта XX века тесно связана со словом «фордизм». Это слово придумал, сидя в фашистской тюрьме, итальянский марксист Антонио Грамши. Оно, в свою очередь, связано с термином «тейлоризм», который в 1920–1930-х годах был в большой моде в СССР.

Библиотека имени Марка Твена названа в его честь стараниями дочери писателя Клары Клеменс, жены дирижера Детройтского симфонического оркестра. Здание, построенное в 1940 году в готическом стиле, в 1998-м было закрыто на реставрацию, но с тех пор так и стоит с заколоченными окнами

Идея Фредерика Уинслоу Тейлора состояла в том, что следует рационализировать природу - рабочий должен делать не естественные для себя движения, а научно обоснованные, что в отдельных случаях позволяет повысить производительность труда на 400%. Тейлоризм стал фордизмом, когда Генри Форд принял систему Тейлора и шокировал деловой мир, начав платить рабочим на своих конвейерах неслыханную для начала XX века зарплату: пять долларов в день. И это не было благотворительностью. Во-первых, возросшая производительность обеспечивала солидную прибыль, во-вторых, рабочие стали покупать те самые машины, которые они производили.

Фордовский рабочий превратился в счастливого робота, спародированного Чарли Чаплином в фильме «Новые времена». Примеру Форда последовали другие промышленники: Додж, Крайслер, Паккард, - и город стал превращаться в цветущую метрополию. Рационально расчерченный Вудвортом план стал заполняться рационально спроектированными фабричными зданиями, большинство из которых построил архитектор немецкого происхождения Альберт Кан. Тот самый Кан, который был автором революционной методики конвейерного проектирования и построил в СССР крупнейшие Сталинградский и Челябинский тракторные заводы. По его технологии были возведены более 500 важнейших промышленных объектов первой пятилетки. Если вдуматься в эту цифру, становится ясно, что советская индустриализация напрямую связана с идеологией тейлоризма. Советской цензуре, будь она до конца последовательной, чаплинский фильм, в котором зло высмеивались фордизм и тейлоризм, следовало бы запретить.

Тейлоризм, помноженный на фордизм, привел к неслыханному расцвету американской автомобильной промышленности. В 1960-х годах 9 из 10 автомобилей, проданных в Америке, были сделаны в Детройте и его окрестностях. Когда на рынке появились первые японские машины, ничего кроме смеха они не вызывали - уродливые, маломощные (не то что двухтонный «Форд-Гэлакси» с двигателем 400 л. с.), хотя и очень дешевые. Как же получилось, что сегодня на американских дорогах японские машины составляют большинство? Существует несколько объяснений: а) японская модель бизнеса предполагает длительную лояльность работника своему предприятию, в то время как фордизм видит в работнике придаток к конвейеру; б) во всем виноваты профсоюзы, добившиеся столь высоких зарплат, что американские автомобили перестали быть конкурентоспособными; в) во всем виноваты менеджеры, платившие себе гигантские бонусы. Надо думать, правильны все.

Из книги Владимира Маяковского «Мое открытие Америки» (1925–1926)
В Детройте 20 тысяч русских. В Детройте 80 тысяч евреев. <…> На завод водят группами, человек по 50. Направление одно, раз навсегда. Впереди фордовец. Идут гуськом, не останавливаясь. <…> Пошли. Чистота вылизанная. Никто не остановится ни на секунду. Люди в шляпах ходят, посматривая, и делают постоянные отметки в каких-то листках. Очевидно, учет рабочих движений. Ни голосов, ни отдельных погромыхиваний. Только общий серьезный гул. Лица зеленоватые, с черными губами, как на киносъемках. Это от длинных ламп дневного света. За инструментальной, за штамповальной и литейной начинается знаменитая фордовская цепь. Работа движется перед рабочим. Садятся голые шасси, как будто автомобили еще без штанов. <…> На маленьких низеньких вагонеточках липнут рабочие к бокам. Пройдя через тысячи рук, автомобиль приобретает облик на одном из последних этапов, в авто садится шофер, машина съезжает с цепи и сама выкатывается во двор. Процесс, уже знакомый по кино, - но выходишь всетаки обалделый. <…> В четыре часа я смотрел у фордовских ворот выходящую смену, - люди валились в трамваи и тут же засыпали, обессилев. В Детройте наибольшее количество разводов. Фордовская система делает рабочих импотентами.

Кинотеатр компании «Юнайтед Артистс» построен в стиле испанской готики. Развитие телевидения и появление мультиплексов сделало кинотеатр убыточным, и в 1974 году он закрылся

Из книги Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Одноэтажная Америка» (1936)
- Сэры, - сказал мистер Адамс, внезапно оживившись, - вы знаете, почему у мистера Форда рабочие завтракают на цементном полу? Это очень, очень интересно, сэры. Мистеру Форду безразлично, как будет завтракать его рабочий. Он знает, что конвейер все равно заставит его сделать свою работу, независимо от того, где он ел - на полу, за столом или даже вовсе ничего не ел. Вот возьмите, например, «Дженерал Электрик». Было бы глупо думать, сэры, что администрация «Дженерал Электрик» любит рабочих больше, чем мистер Форд. Может быть, даже меньше. А между тем у них прекрасные столовые для рабочих. Дело в том, сэры, что у них работают квалифицированные рабочие и с ними надо считаться, они могут уйти на другой завод. Это чисто американская черта, сэры. Не делать ничего лишнего. Не сомневайтесь в том, что мистер Форд считает себя другом рабочих. Но он не истратит на них ни одной лишней копейки. <…>
В парикмахерской на Мичиган-авеню (улица Детройта. - Прим. ред.), где мы стриглись, один мастер был серб, другой - испанец, третий - словак, а четвертый - еврей, родившийся в Иерусалиме. Обедали мы в польском ресторане, где подавала немка. Человек, у которого мы на улице спросили дорогу, не знал английского языка. Это был грек, недавно прибывший сюда, прямо к черту в пекло, с Пелопоннесского полуострова. У него были скорбные черные глаза философа в изгнании. В кинематографе мы внезапно услышали в темноте громко произнесенную фразу: «Маня, я же тебе говорил, что на этот пикчер не надо было ходить».

15-этажная гостиница Lee Plaza была построена в 1929 году. Позднее из-за финансовых проблем отель не раз менял «профессию», а одно время использовался даже как дом престарелых. Окончательно закрылся в начале 1990-х годов

Бунт

Генри Форд не любил евреев, о чем не уставал повторять в издаваемом им еженедельнике «Независимый Дирборн». А к черным относился доброжелательно и охотно брал их на работу. В Детройте постепенно возник черный средний класс, который был представлен в конгрессе, судебной палате и прочих учреждениях города и штата. Детройт долгое время считался образцом расовой гармонии. Но внезапно выяснилось, что за фасадом благополучия скопилось много взрывчатого вещества.

Все началось в воскресенье 23 июля 1967 года. Полиция заявилась в бар, нелегально торговавший алкоголем. Подобные заведения еще со времен антиалкогольных кампаний XIX века называли «слепыми свиньями». К удивлению полицейских в этой «слепой свинье» оказалось не два десятка черных, как они предполагали, а примерно в четыре раза больше - люди пришли отпраздновать возвращение двух солдат с вьетнамской войны.

Полицейские забрали всех. Когда арестованных увезли, успевшая собраться толпа начала бить стекла, переворачивать машины и грабить магазины. Беспорядки постепенно охватили весь город, и Детройт запылал. В подавлении бунта участвовала национальная гвардия и федеральные войска. Правда, с войсками вначале возникла заминка. Президент Линдон Джонсон заявил, что пошлет военные подкрепления, только если губернатор Мичигана Джордж Ромни квалифицирует происходящее как восстание. Позже выяснилось, что Джонсон подзабыл конституцию - войска он имел право послать и без «восстания». Нерешительность президента понятна - он, столько сделавший для десегрегации и защиты гражданских прав, никак не ожидал от черных такой «черной» неблагодарности.

Бунт был подавлен через пять дней. Результат: 43 убитых, 467 раненых, 7231 арестованный, 2509 сожженных или разграбленных магазинов, 388 семей без крова, 412 зданий, подлежащих сносу. Общий ущерб - от 40 до 80 миллионов долларов (в сегодняшних ценах - от 250 до 500 миллионов). Но самое главное - бунт значительно ускорил бегство белого населения в пригороды (которое началось еще в 1950-е годы), вызвавшее цепную реакцию: резкое сокращение налоговых поступлений в городскую казну и соответственно урезание всех социальных и градостроительных программ, что, в свою очередь, привело к еще большему оттоку белого населения. Отношение к черному бунту у белых жителей города разное. Одни объявляют черное большинство нецивилизованным и неспособным к самоуправлению сбродом. Характерный пример - песня подпольной городской рок-группы «Рассерженные арийцы»:

«В этом городе видишь только почерневшее гетто -
Вот что бывает, если ниггеров выпустить на свободу,
Они жгут свой город и убивают друг друга,
Сжигают дотла брошенные дома».

Это 4-этажное здание было построено по проекту Альберта Кана в 1920-х как городская почта, но вскоре превратилось в склад школьных учебников и пособий

Другие усматривают в поведении черных заговор. Первому чернокожему мэру Детройта (1974–1993) Колману Янгу приписывают лозунг: «Белые - вон из города!» В стенограммах его выступлений действительно слова «Вон из города!» отыскались, правда, относились они не к белым, а к «жуликам и грабителям, неважно с черной или белой кожей». К 1980 годам белое население из Детройта практически исчезло, а оставшиеся черные наконец осознали, что живут в руинах, далеко от заводов (которые тоже к этому времени выехали за пределы города), без шансов найти работу, без социальных услуг и медицинского обслуживания, с разрушенной системой образования, без будущего. Надо было найти виновных. И сегодня большинство черного населения города пребывает в убеждении, что нынешняя ситуация - результат заговора белых.

На самом деле обе теории заговора являются коллективными фантазиями. У бунта 1967 года не было организаторов и вдохновителей, он вспыхнул стихийно, но отнюдь не беспричинно - рост дискриминации, сегрегации (расового разделения), агрессивности полицейских (преимущественно белых), ограничения при приеме на работу, при поступлении в учебные заведения и тому подобное переполнили чашу терпения черного населения.

Бегство белых в пригороды тоже не было ни запланированной акцией, ни уникальным детройтским феноменом. По мнению некоторых исследователей, это реакция части белых на десегрегацию и особенно на знаменитое решение Верховного суда США по делу «Браун против Совета по образованию» (1954), фактически поставившее вне закона сегрегацию в школах. С другой стороны, черные активисты справедливо напоминают, что бегство белых в пригороды стало возможным только потому, что федеральное правительство вкладывало начиная с 1950-х годов огромные деньги в строительство системы хайвеев. Нельзя также не согласиться с французским социологом Лоиком Ваканом, который, увидев развалины Детройта, заметил: «Это не естественный процесс. Этому позволили произойти - в Европе такое было бы невозможно. Если бы 80% жителей Детройта были белыми, а не черными, то что-то было бы сделано, так или иначе средства бы нашлись».

И все-таки «позволили произойти» и «заговор» - совсем не одно и то же.

Ренессанс

Попытку возродить былое величие Детройта власти предприняли сразу после подавления бунта. В 1977 году было закончено строительство Ренессанс-центра по проекту Джона Портмана. Сооружение, выдержанное в типичном для этого архитектора стиле, представляет собой 73-этажный цилиндр гостиницы (это самая высокая гостиница в мире), окруженный четырьмя 39-этажными башнями офисов. Позднее к нему были добавлены еще две 21-этажные башни. Сегодня это один из самых больших в мире офисных комплексов общей площадью 511 000 м2.

Но как попытка возрождения городской среды проект не состоялся. Сегодня он производит странное впечатление: среди руин высится гигантская неприступная крепость в стиле хай-тек. Привлечь в город капитал тоже не удалось. Единственными инвесторами, откликнувшимися на призыв, оказались владельцы казино. Но игровой бизнес не решил ни одной из проблем. Белые жители пригородов стали приезжать в центр, но с самим городом они старались соприкасаться как можно меньше - парковались на охраняемых стоянках, оставляли свои деньги в охраняемых казино, а потом быстро уезжали обратно в свои пригороды. Не пополнили казино и городской бюджет. Почти все они принадлежали иностранцам или жителям других штатов, так что доходы уходили на сторону.

Значит ли это, что Детройт обречен на вымирание? С одной стороны, ясно, что города так называемого «ржавого пояса» Америки никогда не вернутся во времена расцвета 1950-х, главным образом из-за глобализации. Кризис 2008 года показал, что, если бы не государственное вмешательство, американская автомобильная промышленность с большой вероятностью вообще бы исчезла с лица земли. С другой стороны, какие-то признаки возрождения появляются. И здесь есть смысл упомянуть проект Хайдельберг.

Естественная реакция городских властей на руины - все снести и построить заново. Поэтому когда местный художник Тайри Гайтон попытался превратить руины улицы Хайдельберг в то, что критики назвали политическим метакомментарием, власти быстро ликвидировали этот «комментарий» бульдозерами.

Объект, созданный Гайтоном, был одновременно и живописью, и скульптурой, и дизайном, и инсталляцией. Заброшенные дома, ржавые автомобили, брошенные телевизоры, пылесосы и холодильники складывались в причудливые композиции и раскрашивались в яркие цвета. Хайдельберг стал привлекать туристов - своих и иностранных, а сам автор получил несколько международных наград. Этот проект разрушает традиционные представления о конфликте черных и белых. Тайри Гайтон - черный. В совете директоров проекта больше белых, чем черных. Главные защитники проекта - международная художественная элита. Среди противников - местное черное население, которое хотело бы жить в нормальных, отреставрированных, а не раскрашенных в дикие цвета домах.

Сейчас городские власти и Тайри Гайтон заключили перемирие. Проект Хайдельберг не только восстановлен, но и стал распространяться на близлежащие улицы. Не исключено, что он создаст больше проблем, чем решит, и все-таки - если город сумеет взять на вооружение то позитивное, что несет в себе проект Тайри Гайтона и его друзей, возрождение Детройта, возможно, станет реальностью. Не будем забывать, что лозунг города Speramus meliora, resurget cineribus, впервые прозвучавший в 1827 году, означает: «Надеемся на лучшее и воскреснем из пепла».


Вы хотите увидеть умирающий американский мегаполис с заброшенными небоскребами, мусором, сгоревшими автомашинами на улицах, толпами бомжей и самым высоким уровнем убийств в США? Тогда спешите, поскольку умирать Детройт вовсе не собирается. Более того, через несколько лет от сложившегося образа "американского кошмара" не останется и следа. Власти США приняли ключевое решение спасти крупнейший город Мичигана и некогда столицу автомобильной промышленности, вложив в его реанимацию десятки миллиардов долларов и эффект уже становится заметным. Другое дело, что банальное вбухивание огромных денег в город-банкрот без устранения причин, приведших к экономической и социальной катастрофе это плохое, на мой взгляд, решение. Ведь проблемы начались в 60-70 годах ушедшего столетия, когда автомобильные гиганты Ford, Chrysler, General Motors, недовольные возросшими налогами и плюс в результате кризиса перепроизводства, начали покидать Детройт, переводя заводы в другие города страны и за границу. Между тем, практически все население мегаполиса либо работало на автозаводах, либо было с этим связано косвенно. В восьмидесятых годах кризис достиг своего пика, когда безработица в Детройте достигла 50% трудоспособного населения, после чего город погрузился во мрак.

Я остановился неподалеку от аэропорта Детройта, где отели, в отличие от центра, стоят очень по-божески. Мой трехзвездник обошелся в 40 долларов в сутки, что для США практически даром. Напомню, что при всей моей экономии, в Нью-Йорке едва нашел вариант за 120 в сутки и был рад, что хотя бы так. Знаете, что эти ребята делают на фотографии ниже? Это специальная машины для выкачивания воды из лужи и прочистки городской канализации -

Единственное неудобство проживания возле аэропорта, это во-первых шум взлетающих самолетов (но это меня не пугает, все же три года службы в израильской армии на военном аэродроме), а второе это транспорт. Америка - страна автомобилистов и с общественным транспортом здесь плохо, а в сравнительно небольших городах и вовсе проблема. От моего отеля вообще нет транспорта в Детройт, но к счастью есть бесплатный шаттл в аэропорт, где я пересаживаюсь на автобус в город. Уже третий день подряд катаюсь таким образом и всегда оказываюсь единственным пассажиром на остановке -

Автобус курсирует из аэропорта в Детройт каждые полчаса и проезд стоит 2 доллара. Сдачу, естественно, не сдают. Где людям менять деньги не предусмотрено. Но, как уже сказал выше, желающих воспользоваться автобусом тоже мало, так что никому нет дела до вашей сдачи. С другой стороны, шофер даже не смотрит, сколько вы засунули денег в ящик. Вчера я засунул всего один доллар, а не два. Никому дела нет.

Вот такие автобусы примерно за 30-40 минут доставят вас до центра Детройта. Главное, спину берегите. Причем тут спина, вы спрашиваете? Дороги в Детройте достаточно разбитые, автобус же несется не объезжая ямы и трещины. Даже на телефоне печатать не удается, не попадаешь пальцем по буквам из-за тряски.

Итак, вдохнем побольше воздуха и сойдем с автобуса в криминальной столице США. Что видим вокруг? Толпы кровожадных убийц, карманники, наркоторговцы - все они ждут наивного туриста. Шучу. Никому до вас дела нет. Это не значит, что криминал отсутствует и все что пишут в газетах не соответствует действительности. Все соответствует, как и факт того, что в пересчете на 1000 жителей, тут ровно в 10 раз больше убийств, чем например в Нью-Йорке, включая криминальные Гарлем и Квинс. Просто надо понимать, что 95% криминала нас с вами не затрагивает ни коим боком, это внутренние разборки между криминальными кланами и бандами, связанными с наркотиками. Мы, как туристы, рискуем лишь нарваться на спонтанное, оппортунистское нападение со стороны случайного хулигана, или бомжа и эти шансы сравнительно невелики. Разумеется, что шансы нарваться повысятся, если вы будете гулять после наступления темноты, или залезать в заброшенные дома, где наверняка живут бомжи. А еще вас могут покусать бродячие собаки, которых вы встретите на руинах заводов. В остальном проявляйте обычные меры предосторожности: не носите с собой ценности и документы, оглядывайтесь на пустынных улицах (и избегайте пустынных улиц), не снимайте деньги в уличных банкоматах, не светите дорогой камерой, не показывате что вы не местный. И все будет отлично.

Я сошел с автобуса напротив бывшего центрального ж.д вокзала Детройта, который был заброшен в 1988 году, когда нациальная железнодорожная компания Amtrak прекратила сообщение с городом-банкротом. Здание ровно 30 лет стояло заброшенным и постепенно ветшало, пока в прошлом году его не купила корпорация Ford и как раз в эти дни они открыли объект для посещения всем желающим и бесплатно.За считанные дни на сайте автомобильной компании, где открыли запись желающих посетить здание, записались около 20 тысяч человек, см. Mlive News . Дело в том, что на следующей неделе здание будет закрыто на реставрацию до 2022 года и затем в него заедут офисы компаний. Сейчас наш с вами последний шанс заглянуть внутрь, пользуйтесь, кто сейчас путешествует по Америке. Думаю, эта информация будет интересна блогеру и путешественнику Саше Беленькому macos , который в эти минуты как раз двигается куда-то в этом направлении, но со стороны Канады. У него же отличная серия отчетов про Детройт и вы сможете сравнить, каким город был жутким 4 года назад, когда он сюда приезжал: . Уже сейчас в большинство мест, куда он забирался, не попасть. Они либо разрушены, либо отремонтированы. А еще через год-два вы не увидите даже то, что я вам покажу в данной моей статье.

Вначале я было встал в очередь, но постояв полчаса не продвинулся ни на сантиметр. Ладно, в Гугле достаточно фотографий этого здания, не буду терять время на стояние в очередях.

На старых фотографиях Детройта (ну как старых, пятилетней давности например) это здание стоит облезлое и страшное посреди перекрестка. Сейчас его ремонтируют -

К вопросу об опасных местах. Вот через такой переход над трассой гулять не рекомендуется. Здесь вас реально могут ограбить и вам не только некуда бежать, но и помочь вам будет некому. Но у меня нет выбора, другого пути к нужному мне объекту нет -

Здесь тоже ходить не стоит -

Внезапно, мечеть посреди пустыря. В Детройте проживает крупнейшая в США арабская община выходцев из Сирии, Ирака и Ливана. Исходя из официальной статистики, их тут 300 тысяч человек, что составляет чуть менее 10% населения большого Детройта, то бишь с пригородами.

Почти все брошенные здания огорожены заборами и многие из них являются частной собственностью. Тот факт, что хозяева оставили свой дом не дает нам права считать дом мусорной свалкой, или даже просто объектом для посещения. Нет, залезть вы можете, но с юридической точки зрения нет разницы, залезли вы в квартиру с живущей там семьей, или туда, откуда это семья выехала. Так что осторожно, ибо нарваться можно не только на бомжей, но и на полицию.

Как вы думаете, за сколько продается этот автомобиль? Да, он древний, ему лет сорок. Так вот, на фотке это не видно, но стоит он всего 300 долларов. Плати и забирай. Не знаю, далеко ли сей агрегат уедет, но сам факт.

Знаете, чем бомж занимается? Никогда не угадаете. Он сушит вещи. Там канализационный люк, из которого идет горячий пар, в городе продувка канализации. По всему городу бомжи забили люки своим тряпьем и усевшись рядом, отдаются нирване -

Бабки за один день всем желающим. Ничего не напоминает? Это историческая фигня, эпохи развала Детройта в 70-80 годах, когда люди начали терять работу и деградировать.

Безусловно, что во всем ощущается упадок. Такой убитый асфальт как в Детройте, вы встретите разве что в Сент-Луисе, где ситуация напоминает Детройт, но об этом расскажу отдельно.

Между прочим, самая настоящая масонская ложа. Думаете, шучу?

А вот вам доказательство -

Шикарное историческое здание, которое открыто для посещений, но записываться надо заранее.

Заброшенный отель -

И еще один отель. О чем мы с вами говорим, какие отели, какие туристы? Город стоял в руинах почти 40 лет...

И все же, как говорил выше, не все так плохо. Новых зданий тут пока еще мало, но старые активно восстанавливают -

Вот этот небоскреб 30-годов постройки, слева, стоял заброшенным еще несколько лет назад, а теперь его ремонтируют -

И еще один "мертвый" отель -

Самый центр города и опять запустение -

Я хотел забраться на крышу этого здания справа, воспользовавшись внешней поарной лестницей, но подойдя заметил, что пожарная лестница успела сгнить и отвалиться -

Заметьте, работы активно ведутся -

Еще лет пять назад этот красивый центральный проспект Детройта выглядел как в фильме ужасов про зомби-апокалипсис. А теперь вполне цивилизованно, даже шахматы поставили, как в Еревану около кинотеатра "Москва" -

Людей по-прежнему очень мало, все же город потерял 70% своих жителей...

Внезапно, синагога, естественно закрытая. Но, кажется, евреи тут иногда появляются, судя по аккуратным цветам на входе и горящим лампочкам над дверью -

И снова, везде и все строится и восстанавливается -

А вот асфальтом городу еще только предстоит заняться -

А я иду вот в этот на первый взгляд ничем не примечательный дом, прямо по курсу -

Как вы думаете, что это за дом и зачем я туда иду? На первый взгляд, там нет ничего выдающегося, разве что эта вот арка на углу, причем явно давно покрывшаяся пылью.

Так вот, именно с этого здания началась история корпорации Ford, именно здесь в 1892 году Генри Форд арендовал небольшое помещение под мастерскую и начал строить свои первые автомобили -

Внутрь можно войти, сейчас тут ничего нет, но опять же, здание купили и будут его восстанавливать -

Но согласитесь, что интерьеры впечатляют!

Как и этот древний сундук -

Но это все ерунда в сравнении с тем, что вы найдете там же, этажом выше! Тут был Детройтский театр, функционировавший с 1926 года и вплоть до 1960, когда в городе едва только начался кризис. Людям стало не до культурных мероприятий и в 1972 году, простояв 12 лет заброшенным, театр превратили в ночной клуб с проститутками. Это совсем другое дело, все признаки кризиса очевидны. Но в 1976 кризис добил даже признаки разврата и ночной клуб разорился. С тех пор место стоит заброшенным, считайте, 42 года. Несколько лет назад бывший театр превратили в автопарковку -

Фуф, как там внутри пыльно и душно, прогуляемся дальше -

Интересно, этому парню штаны ходить не мешают? Если вы думаете, что он болен, то ошибаетесь, это мода такая. В Детройте таких "модников" каждый второй в черных районах.

Небольшой пятачок в центре уже привели в порядок и тут себя ощущаешь на на Манхэттене в Нью-Йорке, абсолютно цивильно -

Не так давно запустили монорельсовую дорогу вокруг центра города, причем сильно себе голову не ломали, как назвать этот вид транспорта, поэтому он называется "people mover", передвигатель людей, если дословно.

Справа, кстати, единственный целиком новый комплекс, построенный в Детройте за последние 40 лет -

Монумент жертвам армянского геноцида в центре Детройта -

А мне пора возвращатьс в отель! А то застряну еще в городе после наступления темноты и потеряет человечество великого деятеля науки и техники, Сашу Лапшина. Шучу. Вот моя остановка, где я провел минут 40, ибо автобусы не соблюдают расписания от слова никак -

Напоследок добавлю несколько цифр, которые, возможно, кого-то разочаруют, ведь мы выросли на убежденности в том, что Америка - страна баснословных денег, которые нас ждут. Так вот, в Детройте сегодня порядка 25% безработных среди трудоспособного населения и пособие составляет чуть более 500 долларов. Как на эту сумму жить в США - непонятно. Хорошо, вам полагаются бесплатные обеды в столовке для бомжей и скидки на электричество и воду. Средняя зарплата в Детройте составляла в 2017 году 28 тысяч долларов в год, причем 50% населения получают 16-18 тысяч долларов в год. В 2017 году 82% населения Детройта составляют черные и это не хорошо и не плохо а просто факт. Причем, в 1950 году город был на 92% белым, тоже просто статистика. По числу убийств Детройт занимает первое место в США.