Александр борода: «армейская дружба — не самая крепкая. Председатель еврейской общины борода биография
Александр Борода родился 2 июля 1968 года в городе Москва. Рос в семье инженеров. Его детство прошло в районе Марьина Роща. Учился в Московском техникуме транспортного строительства, по окончании которого был мобилизован в ряды Советской армии, проходил службу в морской авиации.
Окончил Всесоюзный заочный политехнический институт по специальности «Маркшейдерское дело». Принимал участие в строительстве станций метро Коньково, Теплый Стан, Бибирево, Алтуфьево. Согласно указу мэра Юрия Лужкова от 1 июля 2008 года «за большой вклад в развитие строительной отрасли города Москвы и многолетний добросовестный труд» присвоено звание «Почетного строителя города Москвы».
В 1989 году, учась в институте и работая, Александр Борода стал посещать синагогу. В начале 1993 года начинает работу над журналом «Лехаим» совместно с Борухом Гориным - главный редактор журнала «Лехаим», Глава Департамента общественных связей ФЕОР. Продолжая работу в журнале, в 1996 году становится президентом регионального общественного Фонда развития еврейской культуры - занимается проблемами развития еврейской жизни в масштабах Москвы.
Фонд одним из первых на территории России развернул широкую благотворительную деятельность: в первую очередь, обширные ежемесячные региональные программы для малоимущих семей, культурно-просветительскую работу, образовательные программы и семинары, ежемесячные благотворительные концерты. В 1996 году при содействии Бороды начинается строительство Московского еврейского общинного центра крупнейшего в Восточной Европе, которое завершается в 2000 году.
С 2000 года Александр Моисеевич Борода являлся исполнительным вице-президентом ФЕОР. Федерация еврейских общин России является ведущей еврейской организацией России, в которую входит более 200 общин в 180 городах, в 42 из них постоянно работают раввины. С 19 февраля 2008 года был избран президентом Федерации еврейских общин России.
Также с 2000 года Борода является исполнительным директором Регионального общественного фонда «Эзра». В этом Фонде он продолжает разработку программ широчайшей социальной помощи для нуждающихся евреев. При его участии Фонд оказал значительную помощь инвалидам и другим социально неблагополучным группам населения. Под опекой Фонда находится более 20 тысяч пожилых людей, им обеспечены питание в бесплатной столовой, продуктовые наборы, на работу с ними ориентировано большое количество сопутствующих программ.
Борода Александр Моисеевич - генеральный директор и основатель Еврейского музея и центра толерантности, открытого 8 ноября 2012 года в здании Бахметьевского гаража в Москве. Является членом Общественного совета при Министерстве обороны Российской Федерации, входит в комиссию по комплектованию войск по призыву и контракту. В марте 2017 года вошел в состав Общественной палаты Российской Федерации.
В своей деятельности Александр Моисеевич большое внимание уделяет вопросам восстановления синагог, строительству культурных, учебных и благотворительных учреждений на всей территории Российской Федерации. Только в Москве под его руководством открыты: детский дом, мужской университет, образовательный комплекс, включающий школу, досуговый и спортивный центры. В 2008 году начали работать медицинский и благотворительный центры, предоставляющие помощь малообеспеченным слоям населения в различных социальных сферах.
По предложению Главы государства Владимира Путина, сорока гражданам РФ, 20 марта 2017 года, был утвержден в составе Общественной палаты Российской Федерации.
«Биография»
Образование
Учился в Московском техникуме транспортного строительства.
Окончил Всесоюзный заочный политехнический институт по специальности «Маркшейдерское дело».
Деятельность
«Новости»
Александр Борода вошел в состав Общественной палаты РФ
Президент России Владимир Путин подписал указ об утверждении членов Общественной палаты (ОП) России. Соответствующий документ размещен на официальном портале правовой информации.
«Предложить членам Общественной палаты России, утвержденным настоящим указом, совместно с членами ОП России, делегированными от общественных палат субъектов России, приступить к формированию ОП России в полном составе», - говорится в документе
Александр Борода и Ирина Винер вошли в состав Общественной палаты РФ
Президент России Владимир Путин подписал указ об утверждении членов Общественной палаты (ОП) России. Соответствующий документ размещен на официальном портале правовой информации, сообщает Газета.ру.
«Предложить членам Общественной палаты России, утвержденным настоящим указом, совместно с членами ОП России, делегированными от общественных палат субъектов России, приступить к формированию ОП России в полном составе», - говорится в документе.
Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода поздравил евреев России с наступающим праздником Пурим
Дорогие друзья!
Поздравляю вас и ваших близких с праздником Пурим – одним из самых веселых праздников еврейского календаря
Как всем известно, еврейский народ отмечает Пурим в память о событиях, произошедших в Персии в V веке до нашей эры. Этот праздник посвящен спасению нашего народа от смертельной опасности и невероятному личному подвигу царицы Эстер и ее дяди Мордехая.
Синагога класса VIP
На Рублёвке, в самом престижном и экологически чистом «дачном» пригороде Москвы, вскоре будет построена синагога. Как сообщил порталу IzRus президент Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Александр Борода, она предназначена для сотен миллионеров еврейского происхождения, живущих в этом элитном районе.
Федерация еврейских общин отмечает снижение антисемитизма в России
Еврейская община России отмечает уменьшение проявлений антисемитских настроений в обществе за последние несколько лет, заявил президент Федерации еврейских общин России Александр Борода на церемонии открытия V съезда ФЕОР в понедельник.
Президент Федерации еврейских общин России АЛЕКСАНДР БОРОДА: «Мы знакомы с Патриархом Кириллом не первый год, нас сближает совместная работа»
Александр Борода: Атмосфера была дружеская и теплая. Мы знакомы с Патриархом Кириллом не первый год, нас сближает совместная работа в Межрелигиозном совете, участие в различных межрелигиозных конференциях и в различных совместных проектах. Поэтому атмосфера была рабочая и дружеская.
Президент ФЕОР Александр Борода введен в состав Общественной палаты Российской Федерации.
24 сентября Президент РФ Дмитрий Медведев утвердил список членов Общественной палаты РФ, среди которых впервые президент Федерации еврейских общин России — Александр Моисеевич Борода.
Российский еврейский музей толерантности откроется в Москве осенью
Российский еврейский музей толерантности откроется в Москве в ноябре 2012 года, заявил президент Федерации еврейских общин России Александр Борода на церемонии открытия V съезда ФЕОР в понедельник. Музей будет расположен в центре Москвы на улице Образцова в историческом здании Бахметьевского гаража. Работы по его реконструкции для создания музейной экспозиции начались в 2007 году. Изначально планировалось, что открытие музея состоится в 2011 году.
В иудейской общине РФ опасаются усиления позиций националистов
В ходе заседания президент Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Александр Борода высказал обеспокоенность тем, что «под видом развития демократии, под видом свободы достаточно активно поднимают голос разные националистические группы, которые участвуют в митингах».
«Мы боимся, что, воспользуясь какой-то возможностью, они будут крепнуть и будут источником дальнейших проблем. И очень важно, чтобы правоохранительные органы отделяли то, что там люди хотели сказать, то, что кому-то что-то не нравится, и те группы, которые несут радикальные мысли, радикальные идеи и возбуждают толпу», — сказал А. Борода, отметив, что во многом это носит антигосударственный и антизаконный характер.
Глава ФЕОР обратился к ректору МГУ по поводу учебника Барсенкова и Вдовина
Президент Федерация еврейских общин России Александр Борода направил письмо на имя ректора МГУ В. А. Садовничего в связи с выходом в свет учебного пособия А.С. Барсенкова и А.И.Вдовина «История России. 1917–2009».
«Уже длительное время еврейская община России с тревогой следит за научной и преподавательской деятельностью профессоров МГУ А.С. Барсенкова и А.И. Вдовина. Беспокойство и недоумение вызвала у нас националистическая и предвзятая позиция вышеупомянутых преподавателей в оценке современной истории России, — говорится в тексте письма. ссылка: http://www.jewish.ru/news/cis/2010/09/news994289188.php
Федерация еврейских общин России скорбит о кончине Василия Аксенова
Светлый образ писателя Василия Аксенова, творчество и жизнь которого способствовали падению тоталитарного режима, навсегда останется в сердцах российских евреев, заявил президент Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Александр Борода, выражая соболезнования в связи с кончиной писателя его супруге.
Еврейская община просит построить пять новых синагог в Москве
Федерация еврейских общин России хотела бы получить разрешение властей на строительство в Москве еще, как минимум, пяти синагог, сообщил на открывшемся в столице V съезде еврейских общин России президент федерации Александр Борода, предает «Интерфакс».
В Калуге вновь откроется синагога
С просьбой безвозмездно передать в собственность еврейской общины Калуги здание бывшей синагоги на улице Дзержинского, 41 в областном центре в очередной раз обратились к президенту России главный российский раввин Берл Лазар и президент Федерации еврейских общин страны Александр Борода, сообщает 15 февраля корреспондент ИА REGNUM.
Израильские СМИ: Путин стремится заручиться поддержкой евреев накануне выборов
В частности, 8 февраля Путин встретился с представителями различных конфессий России, среди которых были главный раввин России Берл Лазар и президент Федерации еврейских общин России Александр Борода. Об этом сообщало Агентство еврейских новостей. Отметим, что на этой встрече раввин Лазар, обращаясь к Владимиру Путину, заявил: «Одна из главных основ Торы – признание благодарности. И я хочу поблагодарить вас за все, что вы сделали для евреев!.. Для нас так важна стабильность!»
Памятник, оргкомитет и референдум: в Ростове-на-Дону пытаются определить, кого считать «жертвами фашизма»
В начале апреля губернатор Ростовской области Василий Голубев встретился по этому поводу с главным раввином России Берлом Лазаром и президентом федерации еврейских общин России Александром Бородой, сообщает «ФедералПресс».
Съезд Федерации еврейских общин России
В пресс-конференции примут участие члены президиума съезда — главный раввин России Берл Лазар, президент ФЕОР Александр Борода, руководитель департамента общественных связей ФЕОР Борух Горин.
Федерация еврейских общин России планирует вернуть читинскую синагогу
Так, президент ФЕОР Александр Борода на пресс-конференции коснулся вопроса о реституции, заметив, что идет она непросто, поскольку большинство помещений бывших синагог, отобранных в советские годы, заняты образовательными и медицинскими учреждениями.
— Мы стремимся решить этот вопрос так, чтобы не вызывать напряжения в города. Среди городов, в которых ФЕОР рассчитывает вернуть здания, когда-то принадлежавшие общинам — Калуга, Орел, Ставрополь, Чита, — отметил Борода.
Тотальное наступление раввината на Кремль или кто должен править русским народом?
Председатель правления ФЕОР Александр Борода добавил к заявлению раввина Лазара, что «еврейские учебные заведения сегодня в значительной степени еще находятся в стадии формирования: есть проблема с кадрами, преподавательским составом. Потому что преподавание иудаики при советской власти было запрещенным занятием. Однако пройдет еще 3–5 лет, и мы подготовим своих преподавателей, получивших образование здесь в России и являющихся российскими гражданами».
Александр Моисеевич Борода (2 июля 1968 год , Москва , РСФСР , СССР) - Президент Федерации еврейских общин России , основатель , Член Общественной палаты РФ
Биография
В 1989 году, учась в институте и работая, А. М. Борода стал посещать синагогу . В начале 1993-го начинает работу над журналом совместно Борухом Гориным (прим. - главный редактор журнала «Лехаим», Глава Департамента общественных связей ФЕОР).
Продолжая работу в журнале, в 1996 году становится президентом регионального общественного Фонда развития еврейской культуры - занимается проблемами развития еврейской жизни в масштабах Москвы. Фонд одним из первых на территории России развернул широкую благотворительную деятельность: в первую очередь, обширные ежемесячные региональные программы для малоимущих семей, культурно-просветительскую работу, образовательные программы и семинары, ежемесячные благотворительные концерты.
В 1996 году при содействии Бороды начинается строительство Московского еврейского общинного центра крупнейшего в Восточной Европе , которое завершается в 2000 году.
С 2000-го года А.Борода являлся исполнительным вице-президентом ФЕОР. Федерация еврейских общин России является ведущей еврейской организацией России, в которую входит более 200 общин в 180 городах, в 42 из них постоянно работают раввины.
19 февраля 2008 года избран президентом Федерации еврейских общин России.
Алексанр Борода - генеральный директор и основатель Еврейского музея и центра толерантности , открытого 8 ноября 2012 года в здании Бахметьевского гаража в Москве. Является членом Общественного совета при Министерстве обороны Российской Федерации , входит в комиссию по комплектованию войск по призыву и контракту .
Семья
Женат, имеет пятерых детей.
См. также
Напишите отзыв о статье "Борода, Александр Моисеевич"
Ссылки
Примечания
Отрывок, характеризующий Борода, Александр Моисеевич
Но голос ее заглушали голоса толпы.– Нет нашего согласия, пускай разоряет! Не берем твоего хлеба, нет согласия нашего!
Княжна Марья старалась уловить опять чей нибудь взгляд из толпы, но ни один взгляд не был устремлен на нее; глаза, очевидно, избегали ее. Ей стало странно и неловко.
– Вишь, научила ловко, за ней в крепость иди! Дома разори да в кабалу и ступай. Как же! Я хлеб, мол, отдам! – слышались голоса в толпе.
Княжна Марья, опустив голову, вышла из круга и пошла в дом. Повторив Дрону приказание о том, чтобы завтра были лошади для отъезда, она ушла в свою комнату и осталась одна с своими мыслями.
Долго эту ночь княжна Марья сидела у открытого окна в своей комнате, прислушиваясь к звукам говора мужиков, доносившегося с деревни, но она не думала о них. Она чувствовала, что, сколько бы она ни думала о них, она не могла бы понять их. Она думала все об одном – о своем горе, которое теперь, после перерыва, произведенного заботами о настоящем, уже сделалось для нее прошедшим. Она теперь уже могла вспоминать, могла плакать и могла молиться. С заходом солнца ветер затих. Ночь была тихая и свежая. В двенадцатом часу голоса стали затихать, пропел петух, из за лип стала выходить полная луна, поднялся свежий, белый туман роса, и над деревней и над домом воцарилась тишина.
Одна за другой представлялись ей картины близкого прошедшего – болезни и последних минут отца. И с грустной радостью она теперь останавливалась на этих образах, отгоняя от себя с ужасом только одно последнее представление его смерти, которое – она чувствовала – она была не в силах созерцать даже в своем воображении в этот тихий и таинственный час ночи. И картины эти представлялись ей с такой ясностью и с такими подробностями, что они казались ей то действительностью, то прошедшим, то будущим.
То ей живо представлялась та минута, когда с ним сделался удар и его из сада в Лысых Горах волокли под руки и он бормотал что то бессильным языком, дергал седыми бровями и беспокойно и робко смотрел на нее.
«Он и тогда хотел сказать мне то, что он сказал мне в день своей смерти, – думала она. – Он всегда думал то, что он сказал мне». И вот ей со всеми подробностями вспомнилась та ночь в Лысых Горах накануне сделавшегося с ним удара, когда княжна Марья, предчувствуя беду, против его воли осталась с ним. Она не спала и ночью на цыпочках сошла вниз и, подойдя к двери в цветочную, в которой в эту ночь ночевал ее отец, прислушалась к его голосу. Он измученным, усталым голосом говорил что то с Тихоном. Ему, видно, хотелось поговорить. «И отчего он не позвал меня? Отчего он не позволил быть мне тут на месте Тихона? – думала тогда и теперь княжна Марья. – Уж он не выскажет никогда никому теперь всего того, что было в его душе. Уж никогда не вернется для него и для меня эта минута, когда бы он говорил все, что ему хотелось высказать, а я, а не Тихон, слушала бы и понимала его. Отчего я не вошла тогда в комнату? – думала она. – Может быть, он тогда же бы сказал мне то, что он сказал в день смерти. Он и тогда в разговоре с Тихоном два раза спросил про меня. Ему хотелось меня видеть, а я стояла тут, за дверью. Ему было грустно, тяжело говорить с Тихоном, который не понимал его. Помню, как он заговорил с ним про Лизу, как живую, – он забыл, что она умерла, и Тихон напомнил ему, что ее уже нет, и он закричал: „Дурак“. Ему тяжело было. Я слышала из за двери, как он, кряхтя, лег на кровать и громко прокричал: „Бог мой!Отчего я не взошла тогда? Что ж бы он сделал мне? Что бы я потеряла? А может быть, тогда же он утешился бы, он сказал бы мне это слово“. И княжна Марья вслух произнесла то ласковое слово, которое он сказал ей в день смерти. «Ду ше нь ка! – повторила княжна Марья это слово и зарыдала облегчающими душу слезами. Она видела теперь перед собою его лицо. И не то лицо, которое она знала с тех пор, как себя помнила, и которое она всегда видела издалека; а то лицо – робкое и слабое, которое она в последний день, пригибаясь к его рту, чтобы слышать то, что он говорил, в первый раз рассмотрела вблизи со всеми его морщинами и подробностями.
«Душенька», – повторила она.
«Что он думал, когда сказал это слово? Что он думает теперь? – вдруг пришел ей вопрос, и в ответ на это она увидала его перед собой с тем выражением лица, которое у него было в гробу на обвязанном белым платком лице. И тот ужас, который охватил ее тогда, когда она прикоснулась к нему и убедилась, что это не только не был он, но что то таинственное и отталкивающее, охватил ее и теперь. Она хотела думать о другом, хотела молиться и ничего не могла сделать. Она большими открытыми глазами смотрела на лунный свет и тени, всякую секунду ждала увидеть его мертвое лицо и чувствовала, что тишина, стоявшая над домом и в доме, заковывала ее.
Продолжая работу в журнале, в 1996 году становится президентом Регионального общественного фонда развития еврейской культуры - занимается проблемами развития еврейской жизни в масштабах Москвы. При его активном участии Фонд одним из первых на территории России развернул широкую благотворительную деятельность: в первую очередь, обширные ежемесячные региональные программы для малоимущих семей, культурно-просветительскую работу, образовательные программы и семинары, ежемесячные благотворительные концерты профессиональных и самодеятельных коллективов еврейского искусства.
В эти же годы при его содействии начинается строительство Московского еврейского общинного центра, крупнейшего в Восточной Европе, которое завершается в 2000 году. С этого года уже являлся исполнительным вице-президентом ФЕОР.
19 февраля 2008 года на пленарном заседании съезда ФЕОР председатель правления Федерации Александр Борода был избран делегатами съезда президентом организации. За эти годы под его руководством Федерация еврейских общин России стала мощным объединяющим центром, обеспечивающим реальное функционирование всех основных составляющих общинной жизни: религиозной, образовательной, культурной, социальной.
Также с 2000 года Борода Александр Моисеевич является исполнительным директором Регионального общественного фонда «Эзра». В этом Фонде он продолжает разработку программ широчайшей социальной помощи для нуждающихся евреев. При его участии Фонд оказал значительную помощь инвалидам и другим социально неблагополучным группам населения. Под опекой Фонда находится более 20 тысяч пожилых людей, им обеспечены питание в бесплатной столовой, продуктовые наборы, на работу с ними ориентировано большое количество сопутствующих программ.
С 2002 года в соответствии с соглашением между благотворительным Фондом «Эзра» и Министерством труда и социальной защиты РФ Фонд стал участником государственной программы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. На сегодняшний день в рамках данной программы оказана адресная помощь более 120 учреждениям социальной защиты для несовершеннолетних, расположенным в 52 субъектах Федерации. Речь идет о социально-реабилитационных центрах для детей и подростков, а также о приютах.
В своей деятельности Александр Моисеевич большое внимание уделяет вопросам восстановления синагог, строительству культурных, учебных и благотворительных учреждений на всей территории Российской Федерации. Только в Москве под его руководством открыты: детский дом, мужской университет, образовательный комплекс, включающий школу, досуговый и спортивный центры.
В 2008 году начали работать медицинский и благотворительный центры, предоставляющие помощь малообеспеченным слоям населения в различных социальных сферах.
В настоящее время Александр Моисеевич занимается созданием крупнейшего в мире Музея еврейской истории и традиции, который разместится на территории восстанавливаемого памятника архитектуры Москвы "Бахметьевский гараж" архитектора К.С.Мельникова. Основной целью проекта является укрепление толерантности в обществе, воспитание подрастающего поколения в духе уважения к традиции и культуре всех народов. Музей внесет весомый вклад в развитие российской культуры, в дело укрепления межнациональных и межконфессиональных отношений в России.
С 2009 года – член Общественной палаты Российской Федерации.
Фотография взята с сайта: http://www.feor.ru.
Предлагаем ознакомиться с темой: "председатель еврейской общины борода биография", включая последние тенденции.
не проверялась
Текущая версия страницы пока
не проверялась
опытными участниками и может значительно отличаться от
(2 июля 1968 год, Москва, РСФСР, СССР) - российский религиозный и общественный деятель. Президент Федерации еврейских общин России, основатель и директор Еврейского музея и центра толерантности.
Член Общественной палаты РФ. Член Общественного совета при Министерстве обороны Российской Федерации, входит в комиссию по комплектованию войск по призыву и контракту. Член Экспертной группы по совершенствованию законодательства в сфере свободы совести и религиозных объединений Экспертного совета Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений.
Биография
Родился 2 июля 1968 года в Москве, в семье инженеров. Детство прошло в районе Марьина Роща. Учился в Московском техникуме транспортного строительства.
По окончании техникума был мобилизован в ряды Советской армии, проходил службу в морской авиации.
Окончил Всесоюзный заочный политехнический институт по специальности «Маркшейдерское дело». Принимал участие в строительстве станций метро Коньково, Теплый Стан, Бибирево, Алтуфьево. Согласно указу мэра Юрия Лужкова от 1 июля 2008 года «за большой вклад в развитие строительной отрасли города Москвы и многолетний добросовестный труд» присвоено звание «Почетного строителя города Москвы».
Продолжая работу в журнале, в 1996 году становится президентом регионального общественного Фонда развития еврейской культуры - занимается проблемами развития еврейской жизни в масштабах Москвы. Фонд одним из первых на территории России развернул широкую благотворительную деятельность: в первую очередь, обширные ежемесячные региональные программы для малоимущих семей, культурно-просветительскую работу, образовательные программы и семинары, ежемесячные благотворительные концерты.
В 1996 году при содействии Бороды начинается строительство Московского еврейского общинного центра крупнейшего в Восточной Европе, которое завершается в 2000 году.
С 2000-го года А.Борода являлся исполнительным вице-президентом ФЕОР. Федерация еврейских общин России является ведущей еврейской организацией России, в которую входит более 200 общин в 180 городах, в 42 из них постоянно работают раввины.
Алексанр Борода - генеральный директор и основатель Еврейского музея и центра толерантности, открытого 8 ноября 2012 года в здании Бахметьевского гаража в Москве.
В 2015 году стал членом Жюри 1-го Московского еврейского кинофестиваля, а в 2016 - 2-го Московского еврейского кинофестиваля. С 2017 года член Общественного совета Московского еврейского кинофестиваля.
Семья
Женат, имеет пятерых детей.
- Жена - Хава Давидовна Борода .
Имеет 5 детей:
Сын - Давид ,
Сын - Менахем Мендел ,
Сын - Леви Ицхак ,
Сын - Йосеф Мордехай ,
Дочь - Ривка Фейга
См. также
- Федерация еврейских общин России
- Еврейский музей и центр толерантности
- Московский еврейский кинофестиваль
Ссылки
- Россия 24: Александр Борода: Интерес к религии будет только расти
- Москва 24: Александр Борода. Максимальное приближение”
- Телеканал Дождь: Александр Борода: Благодаря Путину евреи стали чаще ходить в синагогу
- Эхо Москвы: Музейные палаты
Примечания
Президент Федерации еврейских общин России и основатель Еврейского музея и центра толерантности мечтал стать пожарником, но выучился на маркшейдера. О кашруте он узнал от однополчан-азербайджанцев, а свадьбу сыграл через полтора месяца после знакомства.
Я родился в Марьиной Роще. Но в местную синагогу не ходил, даже не знал о ее существовании. А бабушка туда ходила, да. Папа и мама были инженерами, работали допоздна. Я в детстве мечтал стать пожарником. Мне казалось, что они работают мало - только тогда, когда есть пожар.
Когда мне исполнилось 12 лет, семья переехала в Бибирево, чтобы увеличить жилплощадь. После переезда раз в год всей семьей посещали синагогу на Архипова на Симхат-Тору, а перед Песахом покупали мацу. Вокруг меня евреев не водилось, поэтому так странно было: уже на станции «Площадь Ногина» много евреев, а перед синагогой - вся улица битком.
Рос я обычным московским школьником, но с четкой самоидентификацией. Семья была четко ориентирована в еврейском плане. Верили в то, что Б-г есть. Национальность не скрывалась, ущербности мы не чувствовали, даже ощущали превосходство. Мне давали «хануке гелт». Впрочем, карманные деньги были и так. Помню, приятель, который жил на четвертом этаже, прочел в классном журнале, что я еврей. Он начал что-то такое говорить типа: «Я думал, ты украинец, а ты, оказывается…» В результате я его стукнул, мы перестали общаться.
Школу окончил, пошел в техникум. Были всякие ограничения для евреев Москвы - в тот вуз берут, в этот не берут, и я решил подготовиться заранее. Окончил техникум на одни пятерки. Потом пошел в армию.
Наши евреи свинину не едят
Советская армия была похожа на тюрьму. Живешь собачьей жизнью, тебя унижают. Ты - раб. Я служил на аэродроме в Крыму. В случае войны наша боевая задача была все свернуть и передислоцироваться в Болгарию, в тыл. Армейские друзья, кстати, это не самое крепкое сближение. Солдат сплачивают тяжелые испытания, а должно сплачивать общее видение, интересы. Нам так командиры и говорили: уйдете - все забудете.
В армии мое национальное самосознание раскрылось по полной. В московских дворах сверстники были более-менее одинаковыми, а тут разные народы СССР представлены. Азербайджанцы, чеченцы, у всех национальная гордость. Я сразу говорил, что еврей. Родителей попросил, они в армию мацу прислали. В столовой азербайджанцы удивлялись: «Слушай, а наши евреи свинину не едят». А я не знал, что это трефная пища. Про то, что в субботу работать нельзя, знал, а про свинину - нет.
Когда после армии я попал в синагогу на Архипова, очень плохо представлял себе, что происходит. Там увидел стенд с адресом синагоги в Марьиной Роще. Пошел, понравилось. Ходили молодые ребята, мои ровесники. И атмосфера была небольшой синагоги. Их взгляды и философия «Хабада» были мне близки, меня дома воспитывали в похожем ключе: любить всех евреев и тому подобное. Это импонировало.
Папа считал, что человек должен работать по специальности, которая требует знаний от него самого, без необходимости отвечать за других. Вот я и выучился на маркшейдера, эта работа не требует привязки к кому-нибудь другому. А потом ушел в религию. Не знаю, оправдал ли я папины надежды.
Ехать или не ехать?
Считаю, что религиозные должны идти работать. Отучиться в ешиве год после свадьбы, как хабадники обычно делают, а потом зарабатывать деньги. Потому что жить на иждивении других аморально. Человек должен созидать, зарабатывать трудом своих рук. В ешивах по-настоящему способных учеников процентов 10, остальные сидят, потому что им так выгоднее. Работать гораздо тяжелее, чем сидеть на пособии.
Религиозное общество в Израиле не только не показывает пример светскому, но демонстрирует негативные стороны поведения. Вот, скажем, жители Бней-Брака готовы были бы себя защищать, если бы те, кого они ненавидят, отошли в сторону? Когда одни защищают, а другие уклоняются, одни платят налоги, а другие их получают, симпатии это не вызывает.
Земля Израиля, безусловно, является святой, написано, что Б-г прощает грехи человеку, который там живет, а живущий в диаспоре приравнивается к идолопоклоннику. Но есть и диаспора, это обычное положение дел. Евреи живут в разных странах, потому что там они работают, могут прокормить семью, это достаточная причина. Я не беру на себя ответственность советовать людям ехать в Израиль или не ехать. Это индивидуальное решение. Не факт, что при переезде туда или сюда человек станет счастливее. Могу дать вводные данные, не более.
После армии, в 1989-м, я был настроен на отъезд. Но возникло много новых дел, я пошел учиться в заочный институт, занимался бизнесом, начал ходить в синагогу. Отъезд не то чтобы потерял актуальность - он стал откладываться, а потом сошел с повестки дня. В начале 90-х я был на Земле обетованной, там у меня родственники. Мне понравилось, хоть и было жарко. Сестра позже уехала, она поняла, что надо ехать, ничего интересного в Москве для нее не было. А у меня все закручивалось - бизнес, религиозная жизнь.
Мы, как одна из конфессий, работаем с органами госвласти. Но никогда нас не просили делать то, что противоречит нашим верованиям. Я почти не высказываюсь по политическим моментам. Но выражаю точку мнения по еврейским вопросам. Мы не вмешиваемся в политические или экономические аспекты российско-украинского конфликта. Но когда люди ходят с портретами Бандеры, это не имеет отношение к политике. Это реабилитация нацизма, оскорбление нашей исторической памяти. Или партия «Свобода», деятельность которой носит явно антисемитский характер. И неонацистские марши в Прибалтике. Это не политика, это борьба с антисемитизмом, мы ее ведем. Еврейские организации должны об этом говорить.
Мне абсолютно не нравятся теории антиизраильской направленности, характерные для некоторых религиозных движений. Я говорю не о сионизме, а об Израиле как государстве, в котором живут евреи. И государство их кормит и защищает. Это не вопрос отношения к государству и его идеологии. Израиль - самое крупное еврейское поселение, надо с уважением относиться к его функциям и посильно помогать.
Четыре свидания
Есть люди, которым подходят синагоги литовского направления, есть люди, которым ближе хасидский стиль. Это зависит от характера конкретного человека. Хабадники тоже разные бывают. В Москве есть три любавические синагоги. Те, которые предпочитают Бронную, считают, что Марьина Роща более прохладная, более официальная. Те, кто ходят в Отрадное, хвалят клубную атмосферу тамошней синагоги. Личность раввина накладывает весомый отпечаток.
В диаспоре шидух - единственно возможная форма создания еврейской семьи. С будущей женой меня познакомила сестра раввина Берла Лазара. Моя супруга из Киева, жила в Лос-Анджелесе, училась в Нью-Йорке. Я туда поехал, провел недели полторы. Встретились раза четыре. И потом объявили о помолвке. Поехал знакомиться с ее родителями, вернулся в Москву, мы договорились о дате свадьбы. Месяца через полтора поженились.
Особых поручений по дому мне жена не дает, я в пятницу прихожу поздно. Моя задача за шабатным столом рассказать о недельной главе Торы. Мои дети знают, как работает община, им знакомы разные организационные моменты. Они учатся в ешиве, преподаватели занимаются их формальным воспитанием. А я слежу за моральными качествами: чтобы были честными, порядочными людьми.
«Хабад» был активен и в советское время, и сейчас. В других движениях раввины, которые приезжают в Россию, являются контрактниками. А эмиссары «Хабада» приезжают в город навсегда, чтобы там жить. Эмиссаров специально ничему не обучают. Они учат Тору, потом помогают другим эмиссарам, так и перенимают нужные навыки. Недавно я был у Чернобыльского ребе в Бней-Браке. Его зять говорит: «Мы были в Москве, там все выходцы из Украины - в “Хабаде”». А ребе отвечает: «Ну так “Хабад” через все прошел, он это заслужил».
Музей толерантности - это надобщинная структура, вышедшая за традиционные рамки. Поэтому попечительский совет работает так, как это принято на Западе. Американский «Хабад» считает, что книги Шестого Любавического ребе должны переехать в Бруклин. То, что они находятся в нашем музее, для них ничего не значит.
Не могу сказать, что являюсь образцом толерантности и политкорректности, но в целом, если что-то не нравится, в лоб не озвучиваю. Прямолинейность и желание все сказать - это не одно и то же. Высказать все в лицо может быть крайне неэффективным. Тебе что важно - выговориться или достичь результата?
Благотворительность - это не халява
Президент Федерации еврейских общин России раввин А. М. Борода (фото: Илья Иткин)Мне кажется, что светские евреи - ментально россияне, живут в общей системе координат, от общей массы не отличаются. У религиозных свои ценности. Ментально я за объединение российских еврейских организаций. За единство многообразия. Должна быть общая структура, единая еврейская община России. Это было бы хорошо для позиционирования. Мы делали шаги в этом направлении. Но другие организации не хотели, боялись, что их будут ущемлять.
Пожилые люди нуждаются в благотворительности. Поэтому бесплатные еврейские мероприятия не являются «халявой», это жизненная необходимость. Есть люди, которые нуждаются, и есть те, которые приносят деньги. Просить деньги у спонсоров очень некомфортно. Единственное, что мотивирует, - это цели. Понимание, зачем это делаешь. Такое ощущение осталось до сих пор. Дать намного проще, чем брать. Многие люди мало знают о еврейской жизни, но готовы помочь общине материально. В моей практике имелись спонсоры, которые на протяжении 10 лет давали деньги, а сами никогда в синагоге не были. Они чувствовали потребность именно в оказании помощи. Единственная связь с общиной у них происходила через меня.
Я стараюсь, чтобы деньги не меняли сущность наших отношений и чтобы спонсоры понимали важность своего вклада. Случались ситуации, когда спонсорские деньги оказывались столь незначительными, а дискомфорт при общении с ними настолько большим, что я от этих пожертвований отказывался.
Кем я буду через 10 лет? Если не дай Б-г не придет Машиах, буду продолжать делать то, что делаю.
Алекса́ндр Моисе́евич Борода́ (2 июля 1968 год, Москва, РСФСР, СССР) - российский религиозный и общественный деятель. Президент Федерации еврейских общин России, основатель и директор Еврейского музея и центра толерантности.
Член Общественной палаты РФ. Член Общественного совета при Министерстве обороны Российской Федерации, входит в комиссию по комплектованию войск по призыву и контракту. Член Экспертной группы по совершенствованию законодательства в сфере свободы совести и религиозных объединений Экспертного совета Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений.
Биография
Родился 2 июля 1968 года в Москве, в семье инженеров. Детство прошло в районе Марьина Роща. Учился в Московском техникуме транспортного строительства.
По окончании техникума был мобилизован в ряды Советской армии, проходил службу в морской авиации.
Окончил Всесоюзный заочный политехнический институт по специальности «Маркшейдерское дело». Принимал участие в строительстве станций метро Коньково, Теплый Стан, Бибирево, Алтуфьево. Согласно указу мэра Юрия Лужкова от 1 июля 2008 года «за большой вклад в развитие строительной отрасли города Москвы и многолетний добросовестный труд» присвоено звание «Почетного строителя города Москвы».
В 1989 году, учась в институте и работая, А. М. Борода стал посещать синагогу. В начале 1993-го начинает работу над журналом «Лехаим» совместно с Борухом Гориным (прим. - главный редактор журнала «Лехаим», Глава Департамента общественных связей ФЕОР).
Продолжая работу в журнале, в 1996 году становится президентом регионального общественного Фонда развития еврейской культуры - занимается проблемами развития еврейской жизни в масштабах Москвы. Фонд одним из первых на территории России развернул широкую благотворительную деятельность: в первую очередь, обширные ежемесячные региональные программы для малоимущих семей, культурно-просветительскую работу, образовательные программы и семинары, ежемесячные благотворительные концерты.
В 1996 году при содействии Бороды начинается строительство Московского еврейского общинного центра крупнейшего в Восточной Европе, которое завершается в 2000 году.
С 2000-го года А.Борода являлся исполнительным вице-президентом ФЕОР. Федерация еврейских общин России является ведущей еврейской организацией России, в которую входит более 200 общин в 180 городах, в 42 из них постоянно работают раввины.
Алексанр Борода - генеральный директор и основатель Еврейского музея и центра толерантности, открытого 8 ноября 2012 года в здании Бахметьевского гаража в Москве.
В 2015 году стал членом Жюри 1-го Московского еврейского кинофестиваля, а в 2016 - 2-го Московского еврейского кинофестиваля. С 2017 года член Общественного совета Московского еврейского кинофестиваля.
Семья
Женат, имеет пятерых детей.
- Жена - Хава Давидовна Борода .
Имеет 5 детей:
Сын - Давид ,
Сын - Менахем Мендел ,
Сын - Леви Ицхак ,
Сын - Йосеф Мордехай ,
Дочь - Ривка Фейга
См. также
- Федерация еврейских общин России
- Еврейский музей и центр толерантности
- Московский еврейский кинофестиваль
Ссылки
- Россия 24: Александр Борода: Интерес к религии будет только расти
- Москва 24: Александр Борода. Максимальное приближение”
- Телеканал Дождь: Александр Борода: Благодаря Путину евреи стали чаще ходить в синагогу
- Эхо Москвы: Музейные палаты
Примечания
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ ПОЧТОЙ
Подпишись на рассылку «Невы». Только главное раз в день.
Введите корректный email
БиографияБорода Александр Моисеевич по окончании школы был мобилизован в ряды Советской Армии, проходил службу на морском флоте.
Принимал участие в строительстве станций метро Коньково, Теплый Стан, Бибирево, Алтуфьево.
В 1993 году Александр Моисеевич становится коммерческим директором литературно-публицистического еврейского журнала «Лехаим» Московской еврейской общины. В течение 4-х лет он добивается значительного увеличения объема журнала – до 64 полос, издание становится полностью иллюстрированным, достигает 50 тысяч экземпляров.
Продолжая работу в журнале, в 1996 году становится президентом Регионального общественного фонда развития еврейской культуры – занимается проблемами развития еврейской жизни в масштабах Москвы. При его активном участии Фонд одним из первых на территории России развернул широкую благотворительную деятельность: в первую очередь, обширные ежемесячные региональные программы для малоимущих семей, культурно-просветительскую работу, образовательные программы и семинары, ежемесячные благотворительные концерты профессиональных и самодеятельных коллективов еврейского искусства. В эти же годы при его содействии начинается строительство Московского еврейского общинного центра, крупнейшего в Восточной Европе, которое завершается в 2000 году. С этого года уже являлся исполнительным вице-президентом ФЕОР.
19 февраля 2008 года на пленарном заседании съезда ФЕОР председатель правления Федерации Александр Борода был избран делегатами съезда президентом организации. За эти годы под его руководством Федерация еврейских общин России стала мощным объединяющим центром, обеспечивающим реальное функционирование всех основных составляющих общинной жизни: религиозной, образовательной, культурной, социальной.
Также с 2000 года Борода Александр Моисеевич является исполнительным директором Регионального общественного фонда «Эзра». В этом Фонде он продолжает разработку программ широчайшей социальной помощи для нуждающихся евреев. При его участии Фонд оказал значительную помощь инвалидам и другим социально неблагополучным группам населения. Под опекой Фонда находится более 20 тысяч пожилых людей, им обеспечены питание в бесплатной столовой, продуктовые наборы, на работу с ними ориентировано большое количество сопутствующих программ.
С 2002 года в соответствии с соглашением между благотворительным Фондом «Эзра» и Министерством труда и социальной защиты РФ Фонд стал участником государственной программы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. На сегодняшний день в рамках данной программы оказана адресная помощь более 120 учреждениям социальной защиты для несовершеннолетних, расположенным в 52 субъектах Федерации. Речь идет о социально-реабилитационных центрах для детей и подростков, а также о приютах.
В своей деятельности Александр Моисеевич большое внимание уделяет вопросам восстановления синагог, строительству культурных, учебных и благотворительных учреждений на всей территории Российской Федерации. Только в Москве под его руководством открыты: детский дом, мужской университет, образовательный комплекс, включающий школу, досуговый и спортивный центры.
В 2008 году начали работать медицинский и благотворительный центры, предоставляющие помощь малообеспеченным слоям населения в различных социальных сферах.
В настоящее время Александр Моисеевич занимается созданием крупнейшего в мире Музея еврейской истории и традиции, который разместится на территории восстанавливаемого памятника архитектуры Москвы “Бахметьевский гараж” архитектора К.С.Мельникова. Основной целью проекта является укрепление толерантности в обществе, воспитание подрастающего поколения в духе уважения к традиции и культуре всех народов. Музей внесет весомый вклад в развитие российской культуры, в дело укрепления межнациональных и межконфессиональных отношений в России. Высшее
С 2009 года – член Общественной палаты Российской Федерации.
ОбразованиеВысшее
Окончил Всесоюзный заочный политехнический институт по специальности маркшейдер. Обсуждают Нравятся Популярное
Обсуждают
– в данных материалах оставлено больше всего комментариев.
Нравятся
– данные материалы больше всего нравятся пользователям.
Популярное
– самые просматриваемые материалы.
Следите за последними новостями Петербурга
Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Борода Александр Моисеевич 1968-07-02
Россия Москва