Методология философского исследования. Методология философии
Метод философии – средства, с помощью которых осуществляются философские исследования.
1. Диалектика
2. Метафизика
3. Догматизм
4. Эклектика
5. Софистика
6. Герменевтика
Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления, рассматриваются критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.
Метафизика – метод противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно (а не с точки зрения их взаимосвязи), статично (игнорируется факт постоянных изменений), однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимание противоречиям, не осознается их единство).
Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше», и носящих абсолютный характер. Данный метод присущ средневековой теологической философии.
Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика использовалась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания.
Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных, как истинные, суждений. Часто использовалась в Древней Греции и имела целью не получение истины, а получение победы в споре, использовалась как прием в ораторском искусстве.
Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов.
ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ.
Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначения.
1. Мировоззренческая
2. Методологическая
3. Мыслительно-теоретическая
4. Гносеологическая
5. Критическая
6. Аксеологическая
7. Социальная
8. Воспитательно- гуманитарная
9. Прогностическая
10. Общекультурная
11. Практическая
Мировоззренческая – способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципах взаимодействия с окружающим миром.
Методологическая – заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
Мыслительно-теоретическая – заключается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать.
Гносеологическая – познавательная.
Критическая – учит подвергать сомнению окружающий мир и существующие знания, искать их новые черты, качества, вскрывать их новые противоречия. Основная задача: разрушение догм, увеличение достоверности знания.
Аксеологическая – заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей.
Социальная – пытается объяснить обществу причины его возникновения, эволюцию, структуру, элементы, совершенствование общества.
Воспитательно-гуманитарная – состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, привить их человеку и обществу, способствовать укреплению морали.
Прогностическая – заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке спрогнозировать тенденции развития сознания, познавательных процессов человечества и общества.
Общекультурная – эту функцию философия выполняла с момента своего зарождения, философия согласовывает и синтезирует достижения всех видов человеческого опыта. В настоящее время философия является важнейшим духовным элементом культуры человечества.
Практическая – теоретические достижения подтверждаются на практике, тем самым, подтверждая правильность теоретических суждений.
Как следует из названия, философские методы разрабатываются в рамках философии. Философские методы задают исследованию лишь самые общие регулятивные установки, его генеральную стратегию, но не заменяют специальные методы и не определяют прямо и непосредственно окончательный результат. Наиболее древними философскими методами являются диалектический и метафизический методы. В последние два столетия в рамках отдельных философский учений были разработаны другие философские методы. Так, герменевтика предложила герменевтический метод, логический позитивизм – аналитический метод, в связи с чем неопозитивизм ХХ столетия нередко называют аналитической философией, феноменология – феноменологический метод, интуитивизм – интуитивный метод.
Для современной науки принципиально важное значение играет диалектический метод. Он опирается на следующие принципы:
1) Объективность рассмотрения . Основное содержание данного принципа может быть представлено в виде следующий требований к исследованию: а) исходить из чувственно-предметной деятельности (практики) во всем ее объеме и развитии; б) осознавать и реализовывать активную роль субъекта познания и действия; в) исходить из фактов в их совокупности и уметь выражать логику вещей в логике понятий; г) выявлять внутреннее единство (субстанцию) предмета как глубинную основу всех формообразований; д) умение выбрать адекватную данному предмету систему методов и сознательно, последовательно реализовывать ее; е) рассмотрение предмета в соответствующем социо-культурном контексте, в рамках определенных мировоззренческих ориентаций; ж) подход ко всем явлениям и процессам конструктивно-критически; з) действие в соответствии с логикой данного предмета.
2) Всесторонность рассмотрения . Этот принцип познания опирается на признание всеобщей связи явлений действительности. Он включает в себя следующие требования: а) вычленение предмета исследования и проведение его границ; б) целостное, многоаспектное рассмотрение; в) изучение «в чистом виде» каждой из сторон предмета; г) осуществление познания как процесса, развертывающегося вглубь и вширь, в единстве интенсивной и экстенсивной его сторон; д) вычленение сущности, главной стороны предмета, субстанционального его свойства.
3) Конкретность рассмотрения . Этот принцип предполагает выполнение следующих требований: а) создание идеальной модели изучаемого явления как диалектически расчлененного целого; б) выявление преломления общего в единичном, сущности в явлениях, закона в его модификациях; в) учета многообразных условий места, времени и других обстоятельств, изменяющих бытие этого предмета; г) выявление специфического механизма взаимосвязи общего и единичного; д) рассмотрение данного предмета в составе более широкого целого, элементом которого он является.
4) Историзм рассмотрения . Принцип ориентирован на анализ саморазвития действительности. Предполагает следующие основные требования при исследовании: а) изучение настоящего, современного состояния предмета исследования; б) реконструкцию прошлого, рассмотрение генезиса и последующих этапов развития предмета; в) предвидение будущего, прогнозирование тенденций дальнейшего развития предмета.
5) Противоречивость рассмотрения. Принцип исследования предмета, предполагающий выполнение следующих требований: а) выявление внутренних и внешних противоречий изучаемого явления; б) всесторонний анализ каждой из противоположных сторон; в) рассмотрение предмета как единства противоположностей в целом на основе знания каждой из них; г) определение места отдельного противоречия в системе других противоречий предмета; д) прослеживание этапов развития данного противоречия; ж) анализ механизма разрешения противоречия как процесса, его развертывания и обострения. Диалектические противоречия в мышлении, отражающие реальные противоречия, необходимо отличать от так называемых «логических» противоречий, которые выражают путаницу и непоследовательность мысли и запрещены законами формальной логики.
Неверная реализация и применение принципов диалектики приводят к объективизму и субъективизму, который, в частности, выражается в эклектике (умозаключение, построенное на механическом соединение разнородного, внутренне несоединимого) и софистике (умозаключение, основанное на преднамеренном нарушении правил логики путем абсолютизации отдельных положений), и как следствие возникновение заблуждений.
Диалектика как метод начала формироваться в античные времена. Основателем диалектики как метода принято считать Сократа, хотя Аристотель называл имя Зенона Элейского. Приемами Сократа пользовались средневековые философы, многие из которых признавали диалектику высшим искусством при познании творений божьих и истолковании вопросов Библии. Большой вклад в развитие диалектики как метода внесли Гегель и К. Маркс. В раскрытии содержания метода диалектики большую роль сыграли отечественные философы-марксисты (Кедров Б.М., Копнин П.В., Ильенков Э.В., Оруджев З.М. и др.). В настоящее время диалектика как всеобщий метод познания играет ведущую роль в современной науке.
Метафизический метод тоже сформировался в античности в трудах Парменида. Он ориентировал на познание явлений вне развития, вне противоречий, как устойчивые и неизменные. Метафизический метод нашел свое применение в классической науке, в частности, в период собирательного естествознания. Он был адекватен науке ХVII – ХVIII веков. Но уже в последующие столетия, когда естествознание обратилось к изучению процессов, метафизический метод потерял свое ведущее значение, его оттеснила диалектика и заняла подобающее ей место в методологии науки. Что касается других философских методов, в частности, герменевтики, структурализма и др., то они будут рассмотрены в соответствующих разделах курса лекций.
Конец работы -
Эта тема принадлежит разделу:
Философия и история науки
Федеральное агентство по образованию.. государственное образовательное учреждение.. высшего профессионального образования..
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Все темы данного раздела:
Протокол № 2 от декабря
Пахарь Л.И.Философия и история науки: Учебное пособие для аспирантов гуманитарного профиля. – Орел: Издательство ОГУ, 2007. – 328.
Рецензенты: Финогентов В.Н., д.филос.
Философия науки как философское направление и как современная философская дисциплина
В философской литературе, когда речь заходит о философии науки, имеют в виду, во-первых, направление в западной и отечественной философии, ориентированное на
Основная проблематика направлений философии науки ХХ века
Наука стала привлекать внимание философов в качестве объекта исследования когда сформировалась наука Нового времени. Активная дифференциация и интеграция науки, ее практическая роль
Соотношение философии науки, истории науки, науковедения, наукометрии и социологии науки
Наукой интересуются разные области знания. Возникает необходимость в уточнении их предметов и тех задач, которые они перед собой ставят, исследуя науку. Так, история наук
Проблема исторического возраста науки
Человеческая жизнедеятельность коренным образом отличается от жизни животных. Для того, чтобы как и все живые существа приспособиться к окружающему миру, человек должен его познать. Познание есть с
Функции науки в общественной жизни
Наука выполняет важные функции в современной общественной жизни. В общем виде можно выделить следующие функции науки: а) познавательная, б) культурно-мировоззренческая, в) образо
Модели развития науки
Как показал предшествующий анализ, наука уже длительное время сопровождает существование общества. В связи с этим возникают по крайней мере два вопроса: почему, по каким причинам это происходит и к
Анализ науки как знания
Наука возникла в результате отмежевания от мифологии и религии, от объяснения явлений сверхъестественными причинами. Наука представляет собой сложное общественн
Наука как специфический вид деятельности
Обратимся теперь к рассмотрению науки как особой деятельности.Наука как деятельность относится к разряду духовной деятельности, которая целенаправленно ориентирована на
Рассматривать науку как систему логически выверенного и проверенного практикой знания и специфический вид деятельности недостаточно. В современных условиях наука является и важнейшим социал
Вненаучное знание и его формы
В противовес науке помимо обыденного, в современных условиях существует вненаучное или паранаучное познание, которое нередко именуют как эзотеризм (о
Проблема отношения науки и техники
Принципиальный характер сегодня приобретает вопрос об отношении науки и техники. «Техника» от греческого слова «тэхнэ», в переводе означает «умение», «мастерство», «искусство». Существует несколько
Понятия «субъект» и «объект» познания
Познавательная деятельность всегда осуществляется при наличии отношения субъекта к объекту. Однако для вычленения этого отношения и его философского анализа потребовался знач
Проблема истины в процессе познания
В научно познавательной деятельности принципиальное значение имеет какое знание мы получаем в итоге. Можем ли мы достичь истины, или нет? Проблема истины встала уже перед античными
Истина и заблуждение. Истина и ложь
Преодоление догматизма и релятивизма предполагает диалектическую трактовку истины и заблуждения. Еще Аристотель определял истину как соответствие представлений действительности, заб
Критерий истины
Проблема критерия истины является одной из сложных и дискутируемых проблем в гносеологии. В истории философии было выдвинуто ряд вариантов ответа на этот вопрос.
Пе
Методологические аспекты научного познания
2.1. Методы научного познания.
1.Определение понятий «методология», «метод» и принципы классификации методов.
Общенаучные методы эмпирического уровня
Эмпирический уровень научного познания строится главным образом на живом созерцании исследуемых объектов, хотя рациональное познание присутствует в качестве обязательной компоненты,
Существует несколько видов измерений: статические и динамические, прямые и косвенные
Первые определяются характером зависимости определяемой величины от времени. Так, при статических измерениях величина, которую мы измеряем, остается постоянной во времени. При динамических измерени
Общенаучные методы теоретического познания
Теоретический уровень научного познания отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, достигая этого путем рациональной обработки данн
Формализация. Язык науки
Под формализацией понимается особый подход в научном познании, который заключается в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов
Общенаучные методы, применяемые как на эмпирическом, так и теоретическом уровнях научного познания
Существует ряд методов, которые с успехом применимы на любом уровне научного познания. Это методы аналогии и моделирования.
Под аналогией
Физическое моделирование
Оно характеризуется физическим подобием между моделью и оригиналом и имеет целью воспроизведение в модели процессов, свойственных оригиналу. По результатам исследования тех или иных физических свой
Символическое (знаковое) моделирование
Оно связано с условно-знаковыми представлениями каких-то свойств, отношений объекта-оригинала. К символическим (знаковым) моделям относятся разнообразные топологические и графические представления
Численное моделирование на электронных вычислительных машинах (ЭВМ)
Эта разновидность моделирования основывается на ранее созданной математической модели изучаемого объекта или явления и применяется в случаях больших объемов вычислений, необходимых для исследования
Анализ и синтез
Под анализом понимают метод, при котором происходит мысленное или реальное разделение предмета исследования на составные части с целью их отдельного изучения. В качестве частей
Индукция и дедукция
Индукция (от лат. induction – наведение, побуждение) есть метод познания, основывающийся на формально-логическом умозаключении, которое приводит к получению общего вывода на ос
Разберем индукцию как прием эмпирического познания
Обоснование индукции как метода связано с именем Аристотеля. Для Аристотеля была характерна так называемая интуитивная индукция. Это одно из первых представлений об индукции
Метод абдукции
Анализируемые выше методы индукции и традиционные формы дедуктивных умозаключений не могут рассматриваться как оптимальные средства открытия новых идей, хотя в этом были убеждены и Ф. Бэкон и Р. Де
Определение понятия формы научного познания
В науке, как уже отмечалось, различают два уровня исследования: эмпирический и теоретический. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на объект
Как эмпирическое предложение является исходным элементом научного знания
Хотя научное исследование и начинается с непосредственно эмпирического, экспериментального изучения фактов, оно этим не ограничивается. Необходимо все собранные факты систематизировать и обобщить.
Формы теоретического уровня научного познания: научная проблема, идея, гипотеза, теория
Остановимся на вопросе отличительных признаков теоретического знания, прежде чем перейдем к рассмотрению его форм.
Согласно диалектико-материалистическому видению проблемы
Научная проблема
Ситуация, когда существует необходимость теоретического объяснения фактов, называется научной проблемой.
Научные проблемы возникают при следующих условиях:
Гипотеза
Необходимость гипотезы обуславливается тем обстоятельством, что законы непосредственно не видны в отдельных фактах, как думали, в частности, индуктивисты и эмпирики. Как бы много фактов мы не накоп
Теория, ее сущность, структура и функции
Термин «теория» используется достаточно широко. Так, иногда теорией называют вообще умственную деятельность. Часто под теорией подразумевают то, что фактически является гипо
Синтезирующая, объяснительная, прогностическая, методологическая и практическая
Этими функциями определяется объективная необходимость включения теоретических знаний в структуру науки.
Ведущей функцией теории является объяснительная. Объяснение всегда
Представления о социальном познании в истории философской мысли
Социальное или социально-гуманитарное познание есть определенный вид научно-познавательной деятельности, направленный на изучение социальных процессов и явлений, протекающих в общес
Определение социальной реальности
Социальная философия, будучи наиболее обобщающим философским анализом общества, своей первостепенной методологической задачей имеет исследование социального познания как специфической по сравнению
Специфика социального познания
Как показал анализ истории становления социального познания к концу ХIХ – началу ХХ века стало очевидным, что науки о культуре (или о духе) должны иметь свой собственный концептуаль
Гносеологические проблемы социального познания
Социальное познание обладает специфическими гносеологическими особенностями, которые выражаются в первую очередь в своеобразии объекта исследования. Здесь объект анализа не мир безгласных предметов
Проблема текста в социально-гуманитарных науках
Как уже отмечалось, изучая социальную реальность, социально-гуманитарные науки в конечном счете исследуют деятельность людей. Для обозначения качественного отличия объекта социально
Понимание и объяснение как гносеологические процедуры
Начало гносеологическому анализу процедур понимания и объяснения положила герменевтика, речь о которой подробнее пойдет в следующем разделе. Хотя в повседневной речевой практике, а
Проблема истины в социальном познании. Истина и идеология
Сложнейшей гносеологической проблемой социально-гуманитарных наук является вопрос о возможности достижения истинного знания в этих науках. Если взять, к примеру, историю, то достиж
Теоретико-методологические проблемы социального познания
Как и в естествознании, в структуре социального познания выделяются эмпирический и теоретический уровни познания. Эмпирический уровень познания формируется в непосредственном опыте
Характеристика эмпирического уровня социального познания
Эмпирическое исследование – это процесс непосредственного взаимодействия субъекта и объекта познания. Оно выполняет функцию выявления фактов и эмпирических зависимостей с помощью ср
Теоретический уровень социального познания, его особенности, проблемность толкования
Как бы многочисленны не были факты, только теория дает всеобъемлющий, всесторонний анализ социальной действительности. Теория не есть простое суммирование эмпирических данных, ибо о
Современное состояние социальной теории: проблемы и перспективы
Создание социальной теории начинается с определения объекта исследования, т. е. социальной реальности. Она, в свою очередь, не лежит непосредственно на поверхности явлений, а требуе
Общая характеристика философии позитивизма
Для философии как и других наук свойственно внутренняя дифференциация знания. Философия науки как особый раздел философского знания оформилась лишь во второй половине 20 века. Предм
Трактовка науки в раннем позитивизме
Первый позитивизм начал складываться во Франции как реакция на французское Просвещение, утопический социализм, а в последствии и на идеологию пролетариата. Исхо
Концепция науки эмпириокритицизма
Второй исторической формой позитивизма является махизм или эмпириокритицизм. Он возникает в последнее десятилетие 19 века и формируется под влиянием революционных изменений в естест
Концепция науки в неопозитивизме
Неопозитивизм, или аналитическая философия, возникает в 20-х годах 20 столетия как попытка продолжить решение вопроса о взаимоотношении философии и науки в новых условиях неклассиче
Критический рационализм К. Поппера
Философская деятельность К. Поппера началась с участия в Венском кружке логических позитивистов. Но Поппера не удовлетворял принцип верификации, и в связи с этим начался его отход от неопозитивизма
Концепция исследовательских программ И. Лакатоса
Недостатки концепции фальсификации как критерия демаркации научного знания от ненаучного и как ключевого элемента схемы развития научного знания послужили поводом для создания своей
Концепция неявного знания М. Полани
Выделение научной традиции в развивающемся знании Куном стало точкой отсчета в дальнейшем движении философии науки. Еще одним из представителей исторического направления философии н
Тематический анализ науки Д. Холтона
Историцистский вариант нормативного подхода к развитию науки предложен в концепции американского философа и историка науки Джеральда Холтона (1922 г. рож.), получив
Эволюционная эпистемология и эволюционная концепция Стивена Тулмина
Эволюционная эпистемология – одно из направлений в современной теории научного познания. Она рассматривает познание как момент эволюции живой природы и описывает механизмы познания
Методологические аспекты герменевтики
Философская герменевтика – влиятельное направлений современной философии. Основоположником его является Ханс Георг Гадамер (1900-2002), немецкий философ, труд котор
Методологические аспекты структурализма
Начиная с 70-х годов ХХ столетия внимание философской общественности было привлечено к зарождающемуся новому типу философствования во Франции, получившему название структурализм. В
Постструктурализм
Постструктурализмом обозначают ряд подходов в социально-гуманитарном познании, сформировавшихся в 70-е - 80-е годы ХХ столетия и связанных с критикой и преодолением
Возникновение античной науки
Под наукой понимается не просто совокупность каких-то отрывочных, разрозненных сведений, а определенная система знаний, являющаяся результатом деятельности особой группы людей – уче
Афинский этап (5-4 вв. до н. э.) знаменит в первую очередь атомистическим учением Левкиппа и Демокрита
Основные принципы атомистики:
1)Вся Вселенная состоит из мельчайших материальных частиц – атомов и незаполненного пространства – пустоты, в котором атомы передвигаю
Средневековая наука
Под средневековьем обычно понимают период от заката античной культуры (5 в.) до эпохи Возрождения включительно, что составляет около 10 столетий. В истории Западной Европы этот пери
Наука эпохи Возрождения
Европейское Возрождение охватывает период 15-16 вв. и формирует переходную от средневековья к Новому времени культуру. Важной чертой эпохи Возрождения является рождение нового мышле
Особенности развития науки в 19 веке. Диалектизация естествознания
Диалектизация естествознания, т. е. отход от метафизических представлений о мире начинается с гипотезы И. Канта (1724-1804). В своем труде «Все
Понятие научной картины мира
Человек испытывает потребность в целостном представлении об окружающем мире. Это позволяет ему приобрести некоторую уверенность в собственных силах. Термин «картина мира» появился в физике благодар
Актуальные проблемы науки ХХI века
Прогноз о состоянии науки в текущем столетии является исключительно важным для будущего общественного развития, но одновременно эта задача исключительной сложности. Для ответа на по
Фотограф Andrea Effulge
Методология (от греческого методос - путь, способ исследования, обучения, изложения) - совокупность приемов, способов и операций познания и практической деятельности, и от греческого логос - учение, то есть, методология философии - это учение о способах и приёмах познания и выполнения деятельности в философии. Само учение возникло внутри самой философии, что неудивительно. На сегодняшний момент существует методология как самостоятельная наука и в её поле интересов входят различные методы, классифицируемые по широте и глубине охвата с разной степенью проработанности и конструктивности. Так, например, существует методология науки междисциплинарного уровня, методология конкретных наук, например, философии, которая нас и интересует.
Философия как форма рационального и структурированного познания мира закономерно сформулировала и комплекс приёмов такого познания - методов теоретического и практического осмысления действительности, устойчивого к критике и максимально достоверного, а также само понятие метод. Одним из первых к этому вопросу обратился Сократ, его методология философии заключалась в поиске истины путём исключения слабых и ошибочных суждений в речи собеседника; этот комплекс сам мыслитель называл майевтика (помощь в рождении), по именованию искусства акушерства. Этот метод позволял устранять слабые, не выдерживающие критику элементы, базирующиеся на общих представлениях, и искать на их место устойчивые к критике, то есть, рациональные выводы.
Выше шла речь о критико-рефлексивной функции методологии, задача которой исключением ошибочного искать базис знания - достоверные выводы, основанные на действительности и таким образом устойчивые к критике. Расширил функции методологии и отчасти вывел её за пределы логики Кант, его критика чистого разума заявляет трансцендентную методологию философии, которая ищет формальные признаки и критерии системы чистого разума. Такая методология была расчленена на канон, саму дисциплину, архитектонику (искусство построения) и историю чистого разума; то есть, она исследует способы и приёмы построения форм научно-теоретического знания.
История знает примеры критики самой методологии, развивающейся до сих пор, например, с стороны постмодернизма. Претензия основана на абсолютизации подходов формальной и символической логики, особенно с развитием математики (использует символическую логику), такая методология в своих теоретических построениях наблюдала в себе отрыв от практики науки. Другая причина критики - это неудачи в попытках создать универсальный методологический нормативный комплекс - нормативную методологию с помощью объяснения языка науки логикой; а так же засилье парадигм, неизбежно находящих несогласных. Так или иначе, методология истории философии - её самой как науки, её истории и других наук не может исключаться из самих наук, в противном случае они утратят основу рационального познания и интерпретации знаний.
Методология философии в примерах
Лучше всего понять предмет исследования помимо его теоретического анализа можно на основании его образцов и примеров применения. Философия как наука стремится к обобщению, соответственно, многие её методы служат именно этой цели. Например, три наиболее универсальных и обобщающих метода познания и интерпретации действительности это:
- Диалектический метод, развитый Гегелем, когда он включил в методологию философии само наукознание, то есть, исследование самой науки. Исследуемый объект рассматривается не только в себе самом и своих процессах, но и с связанными, мешающими, противоречивыми явлениями и процессами. Так как этот метод основан на диалектике, то в нём применимы три её, диалектики, закона, сформулированные Гегелем же: закон равенства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания, закон качественных и количественных изменений;
- Критический метод позволяет выявлять полезные и вредные свойства рассматриваемого объекта для условно поставленной цели или процесса, а также прогнозировать развитие взаимодействия исследуемого объекта и связанных с ним процессов и явлений;
- Гермевтический метод, развитый Хайдеггером, Куном и другими, позволяет рассматривать знание о чём-либо не только как объективный факт, но и с позиции исследователя, то есть, в контексте исследования. Этот метод получил широкое применение в экзистенциализме при исследовании отношения существования и бытия как осознания и переживания первого.
В заключение темы краткого рассмотрения методологии философии можно сказать, что в настоящий момент через все кризисы и развитие самой философии перед ней как никогда стоит проблема совершенствования обсуждаемого предмета. В наше время технология прочно вошла в жизнь и бытие каждого, более не являясь лишь необходимостью, участвующей в производстве, технология закономерно вынудила исследовать её как феномен человеческой деятельности, весьма обширный феномен. Поэтому современная методология философии движется в сторону принятия формы специального раздела науки - технология мыслительной деятельности.
При решении своих проблем философия всегда использует определенные методы и средства. Однако осознание их специфики и назначения произошло довольно поздно. С особой остротой проблема метода встала в философии лишь с XVII в. в связи с необходимостью осмысления метода философствования и попыткой вооружить формирующуюся науку новыми познавательными средствами. Рационалистическая метафизика пыталась решать традиционно философские вопросы при помощи строгого математического метода. Так, Гоббс стремился построить этику по образцу математической, «дедуктивно-демонстрационной науки», а Спиноза излагал свою философию «геометрическим способом», что воплотилось в его труде «Этика». Однако такой подход к определению философского метода все чаще стал подвергаться критике за его односторонность и неадекватность.
Выяснение специфики философского метода было тесно связано со становлением философии как науки сначала в немецкой классической, а затем в марксистской философии. Начало этому движению положили Кант и Якоби, которые отвергли способ мышления прежней метафизики, применяемый ею метод. При построении своей философской системы Кант использовал созданный им трансцендентальный метод, суть которого составляет выявление скрытых предпосылок того или иного знания, рефлексия над основаниями знания. Еще дальше пошел в этом направлении Гегель, заявивший, что «философия, поскольку она должна быть наукой, не может… для этой цели заимствовать свой метод у такой подчиненной науки, как математика». Осознавая, что метод философии не тождественен методу специальной науки, Гегель взялся за его разработку. По его мнению, метод философской науки «есть осознание формы внутреннего самодвижения ее содержания». При этом обоснование содержательной обусловленности метода было дано Гегелем на основе панлогизма. Его абсолютный метод проявляется из самого своего предмета, так как этот метод сам есть имманентный принцип и душа.
Хотя Гегель называет свой способ мышления «спекулятивным», на самом же деле гегелевский метод был диалектическим, а спекулятивным являлся стиль его функционирования в системе абсолютного идеализма. Маркс писал, что его диалектический метод не только в корне отличается от гегелевского, но и представляет его противоположность, поскольку он является материалистическим, а не только диалектическим. Кроме того, гегелевский метод обращен в прошлое, а марксистский метод, прежде всего, к настоящему и будущему. Если в гегелевской философии метод выступает как конструирование мира из абсолютной идеи, то в марксистской философии метод служит средством, орудием познания и преобразования действительности. Вместе с тем, некоторые общие черты диалектического метода присущи его идеалистической и материалистической формам. В частности, это касается его трактовки вопросов взаимосвязи и развития.
Диалектический способ мышления проявляется в философии на определенной ступени ее развития в недрах старого, метафизического метода. Переход к новому философскому методу охватывает целую историческую эпоху. Впервые противопоставление диалектики метафизике как способу мышления было осуществлено на идеалистической основе Гегелем. Под метафизикой понимался метод, согласно которому все вещи и явления следует рассматривать вне связи друг с другом и вне развития.
Характеризуя метафизический способ мышления, важно отметить, что он представляет собой особую историческую ступень в развитии логической культуры мышления, определенную содержательную логику, соответствующую преимущественно аналитической стадии развития науки. Свое теоретическое выражение метафизический метод мышления нашел в различных философских концепциях XVII-XVIII вв. Метафизическое мышление является правомерным и даже необходимым в известных областях, на его основе были достигнуты в науке определенные успехи. Вместе с тем, достигнув предела, границ своего применения, он становится односторонним, ограниченным.
В отечественной философии проблема философского метода разрабатывалась в основном в плане исследования противопоставления диалектики метафизике. Диалектика рассматривалась как способ мышления, наиболее адекватный современной науке и общественному развитию. При этом природа философского метода понималась как итог, вывод исторического опыта человечества. Этот опыт аккумулировался в конкретных понятиях, законах и принципах как средствах философского познания.
В самом общем виде метод может быть определен как система регулятивных принципов и правил преобразующей деятельности, выработанных субъектом на основе закономерностей изучаемого объекта. В отечественной философской литературе различие между методом философии и методом науки определяется прежде всего характером законов, на которых они основаны. Философский метод, с этой точки зрения, возникает как обобщение всех других методов. Он не равен ни одному из них, включая в себя их богатство подобно тому, как всеобщее впитывает особенное и единичное. Не будучи суммой специальных методов, философский метод самостоятельно возникает с учетом их результатов.
Для понимания философского метода представляется важным рассмотрение такого способа философского рассуждения как рефлексия. Метод рефлексии как самосознания философии способствует критическому осмыслению любых предпосылок, степени их обоснованности и выявления «предельных оснований». Ведущими приемами метода рефлексии выступают разложение, расчленение, сравнение, анализ и критическая оценка. Однако процесс философствования предполагает также синтез, создание новых теоретических конструкций, принципов, понятий. Решению этих задач способствует метод умозрения, ведущим приемом которого является синтез, осуществляющий исследование, главным образом, на основе интуиции и творческого воображения. Метод теоретического умозрения, как и рефлексия, является таким же традиционным общефилософским методом.
Диалектика никогда не была единственным общепринятым методом. Наряду с нею в истории мировой философии существовали иные философские методы познания. К их числу, наряду с метафизикой, относятся софистика, эклектика, герменевтика и другие.
В современной западной философии активно используется герменевтика, являющаяся методом прочтения и истолкования смысла текста. Зародившись как способ философствования в средневековье, герменевтика была взята на вооружение современными позитивистами, которые сосредоточили свое внимание на проблемах лингвистического, логического и семантического анализа. Правда, в определенной мере этот метод использовался и в отечественной философии при изучении и истолковании текстов классиков марксизма-ленинизма. Герменевтический метод нацелен на раскрытие различных текстов, их внутреннего смысла. Через текст выявляются цели, замысел автора, его внутренний духовный мир, чувства, отношение к окружающему миру, мир его жизни, культурный и исторический фон его деятельности и т.д.
Сегодня можно говорить о наличии тенденции по-новому оценить эклектику как методологический прием. Она начинает рассматриваться как положительный научный феномен, обладающий своей спецификой. Потребность в этом методологическом средстве возникает в определенных условиях и оно используется на начальном этапе познания. Весьма важно осознать границы применимости этого метода, поскольку при их игнорировании могут возникнуть значительные недостатки и ошибки в ходе конкретного исследования.
К эклектике прибегали порой как к особому способу движения мысли, когда для других методов еще не появилось поле деятельности. Эклектика господствовала в александрийский и позднеримский периоды развития философии. В качестве особого метода она активно использовалась Цицероном. Эклектика механически соединяет все стороны изучаемого предмета, не умея еще выделить существенные связи и отношения. Эклектик рассуждает по принципу: «с одной стороны», «с другой стороны», «с третьей стороны» и т.д. Не проникая в сущность действительности и не раскрывая ее законы, этот метод заменяет познание законов эклектическим описанием явлений и фактов.
Если раньше вкладывали в этот термин преимущественно отрицательное значение, то теперь в эклектике усматривают первую грандиозную попытку создания своеобразной философии. К ее заслугам относят старательное собирание на ниве истории культуры россыпи зерен истины, первый этап объединения положений.
Вряд ли следует исключать эклектику из процесса познания, и есть достаточно оснований рассматривать ее как положительный научный феномен. Правда, потребность в этом методологическом средстве возникает в определенных социокультурных условиях.
Собирая и сохраняя различное, эклектика тем самым создавала возможность разработать единый теоретический фундамент. Она сыграла положительную роль в сохранении оригинальных текстов различных философов древности, подлинники которых были уничтожены по разным мотивам. Так, тексты древнегреческих философов Секста Эмпирика и Диогена Лаэртского представляют собой богатство исторических сведений о древнегреческой философии.
Важным методом философского исследования является софистика. Софистика - совокупность многообразных видов аргументации, основанных на субъективистском использовании правил логического вывода ради сохранения и утверждения наличных положений и теорий. Софизмы, как отмечал Гегель, при ближайшем рассмотрении оказываются первичной формой теоретического освоения противоречий, представая обычно в виде апорий и парадоксов. Будучи разновидностью метафизического мышления, софистика коренится в абсолютизации относительности познания.
Представления о философском методе, получившие распространение в отечественной литературе, сформулированы на основе гегелевско-марксистской традиции. Определенная их недостаточность или даже устарелость для решения современных философских проблем вовсе не означает, что они должны быть механически отброшены. Между тем такие попытки предпринимались как в прошлом, так и в настоящее время. Так, К. Поппер предлагает заменить диалектический метод общенаучным методом проб и ошибок. Сегодня такая редукция философского метода к общенаучному осуществляется не только философами, но и некоторыми представителями специальных наук. В связи с развитием синергетики некоторые ее сторонники утверждают, что диалектика является частным случаем синергетики. С таким подходом вряд ли можно согласиться, поскольку учет специфики философского и научного метода крайне необходим.
Философский метод не может привести к успеху в научном исследовании, если при решении частных задач он применяется в отрыве от общенаучных и специально-научных методов. Он не является некоей универсальной отмычкой, которая позволяет сама по себе делать открытия в частных науках. Философский метод, как и любой метод науки, имеет свои теоретико-познавательные и логические возможности, за пределами которых его эффективность снижается или илиминируется вовсе. К. Маркс отмечал, что «диалектическая форма изложения верна только в том случае, если она знает свои границы». Это означает, что возможности диалектического, как и любого философского научного метода, ограничены уровнем развития познания.
В современной западной философии существуют две крайние точки зрения на метод философии. С одной стороны, специфику философии объясняют использованием чисто философских методов мышления, а с другой - сциентистски ориентированные философы (К. Поппер) полагают, что философия не может пользоваться никакими другими методами исследования, кроме логики и частных наук. Метод познания в марксистской философии понимается двояко: наряду со специфически философским методом в познавательном процессе используются и методы других наук, включая общенаучные методы. Отсюда своеобразие осмысления философских проблем состоит в том, что при их решении, наряду с применением собственно философского метода, используются и другие методы.
Философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический. По существу каждая философская концепция имеет методологическую функцию, является своеобразным способом мыслительной деятельности. Поэтому философские методы не исчерпываются двумя названными. К их числу также относятся такие методы, как аналитический (характерный для современной аналитической философии), интуитивный, феноменологический, герменевтический (понимание) и др.
Нередко философские системы (и соответственно и их методы) сочетались и "переплетались" между собой в разных "пропорциях". Так, диалектический метод у Гегеля был соединен с идеализмом, у Маркса (как, кстати, и у Гераклита) - с материализмом. Гадамер пытался совместить герменевтику с рационалистической диалектикой, и т.д.
Философские методы - это не "свод" жестко фиксированных регулятивов, а система "мягких" принципов, операций, приемов, носящих всеобщий, универсальный характер, т.е. находящихся на самых высших (предельных) "этажах" абстрагирования. Поэтому философские методы не описываются в строгих терминах логики и эксперимента, не поддаются формализации и математизации.
Следует четко представлять себе, что философские методы задают лишь самые общие регулятивы исследования, его генеральную стратегию, но не заменяют специальные методы и не определяют окончательный результат познания прямо и непосредственно. Опыт показывает, что "чем более общим является метод научного познания, тем он неопределеннее в отношении предписания конкретных шагов познания, тем более велика его неоднозначность в определении конечных результатов исследования".
Но это не означает, что философские методы вовсе не нужны. Как свидетельствует история познания, ошибка на высших этажах познания может завести целую программу исследования в тупик. Например, ошибочные общие исходные установки (механицизм-витализм, эмпиризм-априоризм) с самого начала предопределяют искажение объективной истины, приводят к ограниченному метафизическому взгляду на сущность изучаемого объекта.
Все возрастающую роль в современном научном познании играет диалектико-материалистическая методология. Она реально функционирует не в виде жесткой и однозначной совокупности норм, "рецептов" и приемов, а в качестве диалектической и гибкой системы всеобщих принципов и регулятивов человеческой деятельности, в том числе мышления в его целостности.
Поэтому важная задача диалектико-материалистической методологии состоит в разработке всеобщего способа деятельности, в развитии таких категориальных форм, которые были бы максимально адекватны всеобщим законам существования самой объективной действительности. Однако каждая такая форма не есть зеркальное отражение последней, и она не превращается автоматически в методологический принцип.
Чтобы стать им, всеобщие диалектические положения должны принять форму нормативных требований, своеобразных предписаний, которые (в сочетании с регулятивами других уровней) определяют способ действия субъекта в познании и изменении реального мира. Объективная детерминированность диалектико-логических принципов, как и вообще всех социальных норм, служит основанием для последующего субъективного использования их в качестве средства познания и практического овладения действительностью.
Диалектический метод нельзя, разумеется, сводить к универсальным логическим схемам с заранее отмеренными и гарантированными ходами мысли. Однако ученых интересуют, строго говоря, не сами по себе категории "развитие", "противоречие", "причинность" и т.п., а сформулированные на их основе регулятивные принципы. При этом они хотят четко знать, как последние могут помочь в реальном научном исследования, каким образом они могут способствовать адекватному постижению соответствующей предметной области и познанию истины. Вот почему все еще приходится слышать от ученых призывы к созданию прикладной философии - своеобразного моста между всеобщими диалектическими принципами и методологическим опытом решения конкретных задач в той или иной науке.
Проиллюстрируем сказанное на примере некоторых важнейших принципов диалектического метода:
1. Объективность - философский, диалектический принцип, основанный на признании действительности в ее реальных закономерностях и всеобщих формах. Основное содержание данного принципа можно представить в виде следующих требований:
Исходить из чувственно-предметной деятельности (практики) во всем ее объеме и развитии;
Осознать и реализовать активную роль субъекта познания и действия;
Исходить из фактов в их совокупности и уметь выражать логику вещей в логике понятий;
Выявить внутреннее единство (субстанцию) предмета как глубинную основу всех его формообразований;
Умело выбрать адекватную данному предмету систему методов и сознательно, последовательно реализовывать ее;
Рассмотреть предмет в соответствующем социокультурном контексте, в рамках определенных мировоззренческих ориентаций;
Подходить ко всем процессам и явлениям конструктивно-критически и действовать в соответствии с логикой данного предмета.
2. Всесторонность - философский, диалектический принцип познания и иных форм деятельности, выражающий всеобщую связь всех явлений действительности. Включает в себя следующие основные требования:
Вычленение предмета исследования и проведение его границ;
Его целостное "многоаспектное" рассмотрение;
Изучение в чистом виде каждой из сторон предмета;
Осуществление познания как процесса, развертывающегося вглубь и вширь, в единстве интенсивной и экстенсивной его сторон;
Вычленение сущности, главной стороны предмета, субстанционального его свойства.
Принцип всесторонности наиболее тесно связан с философским принципом конкретности и общенаучным принципом системности.
3. Конкретное (конкретность) (от лат. concretus - сгущенный) - философская категория, выражающая вещь или систему взаимосвязанных вещей в совокупности всех своих сторон и связей, которая отражается как чувственно-конкретное (на эмпирическом этапе) или как мысленно-конкретное (на теоретическом этапе). На основе этой категории развертывается диалектический принцип конкретности, включающий ряд требований:
"вывести" данное явление из его субстанционального признака (главной, существенной стороны) и воспроизвести его как диалектически расчлененное целое;
Проследить преломление общего в единичном, сущности в явлениях, закона в его модификациях;
Учесть многообразные условия места, времени и другие обстоятельства, изменяющие бытие этого предмета;
Выявить специфический механизм взаимосвязи общего и единичного;
Рассмотреть данный предмет в составе более широкого целого, элементом которого он является.
4. Историзм - философский, диалектический принцип, являющийся методологическим выражением саморазвития действительности в плане его направленности по оси времени в виде целостного непрерывного единства таких состояний (временных периодов) как прошлое, настоящее и будущее. Данный принцип включает в себя следующие основные требования:
Изучение настоящего, современного состояния предмета исследования;
Реконструкция прошлого - рассмотрение генезиса, возникновения последнего и основных этапов его исторического движения;
Предвидение будущего, прогнозирование тенденций дальнейшего развития предмета.
5. Противоречия принцип - диалектический принцип, имеющий основой реальные противоречия вещей и сводящийся к следующим основным требованиям:
Выявление предметного противоречия;
Всесторонний анализ одной из противоположных сторон данного противоречия;
Исследование другой противоположности;
Рассмотрение предмета как единства (синтеза) противоположностей в целом на основе знания каждой из них;
Определение места противоречия в системе других противоречий предмета;
Прослеживание этапов развития данного противоречия;
Анализ механизма разрешения противоречия как процесса и результате его развертывания и обострения.
Диалектические противоречия в мышлении, отражающие реальные противоречия, необходимо отличать от так называемых "логических" противоречий, которые выражают путаницу и непоследовательность мысли и запрещены законами формальной логики.
При неверной реализации и применении принципов диалектики возможны многочисленные искажения их требований, а значит, отклонения от пути к истине и возникновение заблуждений. Это, в частности, объективизм и субъективизм (в многообразных своих формах); односторонность или субъективистское объединение случайно "вырванных" сторон предмета; игнорирование его сущности или подмена ее второстепенными, несущественными моментами; абстрактный подход к предмету без учета определенных условий места, времени и других обстоятельств; некритическое его рассмотрение; модернизация или архаизация прошлого; отождествление (смешение) предпосылок возникновения предмета с ним самим; понимание разрешения противоречия как "нейтрализации" его сторон и ряд других.
2. Общенаучные методы
Общенаучные подходы и методы исследования, которые получили широкое развитие и применение в современной науке. Они выступают в качестве своеобразной "промежуточной методологии" между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К общенаучным понятиям чаще всего относят такие понятия, как "информация", "модель", "структура", "функция", "система", "элемент", "оптимальность", "вероятность" и др.
Характерными чертами общенаучных понятий являются, во-первых, "сплавленность" в их содержании отдельных свойств, признаков, понятий ряда частных наук и философских категорий. Во-вторых, возможность (в отличие от последних) их формализации, уточнения средствами математической теории, символической логики.
Если философские категории воплощают в себе предельно возможную степень общности - конкретно-всеобщее, то общенаучным понятиям присуще большей частью абстрактно-общее (одинаковое), что и позволяет выразить их абстрактно-формальными средствами. Важным критерием "философичности", "диалектичности" того или иного "мыслительного формообразования" является его необходимое "участие" в решении основного вопроса философии (во всем его объеме).
На основе общенаучных понятий и концепций формулируются соответствующие методы и принципы познания, которые и обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философии со специально-научным знанием и его методами. К числу общенаучных принципов и подходов относятся системный и структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование, формализация и ряд других.
Особенно бурно в последнее время развивается такая общенаучная дисциплина как синергетика - теория самоорганизации и развития открытых целостных систем любой природы - природных, социальных, когнитивных (познавательных). Среди основных понятий синергетики такие понятия, как "порядок", "хаос", "нелинейность", "неопределенность", "нестабильность", "диссипативные структуры", "бифуркация" и др. Синергетические понятия тесно связаны и переплетаются с рядом философских категорий, особенно таких, как "бытие", "развитие", "становление", "время", "целое", "случайность", "возможность" и др.
Важная роль общенаучных подходов состоит в том, что в силу своего "промежуточного характера" они опосредствуют взаимопереход философского и частнонаучного знания (а также соответствующих методов). Дело в том, что первое не накладывается чиТ сто внешним, непосредственным образом на второе. Поэтому попытки сразу, "в упор" выразить специально-научное содержание на языке философских категорий бывают, как правило, неконструктивными и малоэффективными.