Школа писателей майи кучерской. Школа писателей майи кучерской Литературные курсы майи кучерской
В 2010 году я открыл частную дистанционную школу писательского и поэтического мастерства для начинающих авторов. Начинающий писатель - это совсем не означает, что молодой. Миллионы далёких от профессиональной литературы взрослых людей хотят написать книгу. Согласно сведениям с сайта http://publishingperspectives.com , около 200 миллионов американцев хотели бы издать свою книгу - почти две трети населения США! В России люди не столь самонадеянны, но и у нас желающих издаться становится всё больше. И хорошо! Чего мучиться? Учитесь писать - и пишите себе на здоровье! Да, может быть, вы не Пушкин, не Гоголь, не Толстой и не Достоевский, но вы русский или русскоязычный писатель и поэт. Вам уже завидуют писатели многих стран мира, потому что вы освящены великими именами классиков русской литературы. Генералы и полковники в отставке, директора заводов и институтов, риэлторы и депутаты, администраторы и политики, прокуроры и судьи, приятные дамы и дамы приятные во всех отношениях, почтенные домохозяйки и русскоязычные иммигранты вынашивают в тайниках своих потенциально интересных для публики душ по-настоящему небывалые сюжеты, годами нервничают и мучаются, теряют здоровье и ссорятся с близкими, не зная, как правильно изложить и преподнести плоды своих размышлений о жизни или свои фантазии читающему пока ещё российскому народу.
Именно таких состоявшихся занятых людей, кому некогда месяцами и годами рыскать по интернету и лазать по книжным полкам библиотек, выискивая и недёшево покупая разрозненные материалы по писательскому мастерству, Школа писательского и поэтического мастерства Лихачева быстро превращает сначала в крепких начинающих авторов, а потом в писателей и поэтов ― за счёт направленного университетского уровня индивидуального обучения и наставничества.
Учащиеся Школы писательского и поэтического мастерства Лихачева будут проходить, на выбор, четыре курса: один - теоретический, три - практических.
1 курс. «Основы литературоведения».
2 курс. «Писательское мастерство».
Терпеливые и доброжелательные педагоги Школы писательского и поэтического мастерства Лихачева к этому готовы: «Начинающие - это наш профиль», перефразируя докторшу из «Кавказской пленницы», заявляем мы. Действительно, для многих способных и даже талантливых, но пока ещё не мастеровитых, начинающих авторов запойное писательство становится настоящей болезнью - с осложнениями в обществе, в семье и, главное, с самим собой. Мы постараемся таких «запойных» поставить на крепкие писательские ноги или просто поможем начинающему автору написать хотя бы одну книгу. Чего бы ни говорили о современном писательском цехе, а хороших писателей в стране не хватает! Мы искренне радуемся, когда видим, как растёт мастерство ученика. Если же полгода-год обучения ни к чему полезному не приводит, деньги не тянем, а честно советуем автору оставить писательство - не всем дано стать автором даже одной книги, или попросту предлагаем нанять опытного редактора или писателя, чтобы тот основательно выправил рукопись или переписал/написал заново.
В Школе писательского и поэтического мастерства Лихачева примерно треть учащихся составляют русскоязычные иммигранты из стран бывшего СССР. Да, взрослые выходцы из России, Украины, Казахстана, Азербайджана и других республик, оказавшись за рубежом, пишут книги (не обязательно художественные) на русском языке, а тесное общение со знатоками русской классической и современной литературы и поэзии из Школы писательского и поэтического мастерства Лихачева, позволяет им не испортить свой чистый литературный русский язык.
По-хорошему, первый и второй курсы обязательны ― большинство учащихся только их и заканчивают. Но есть исключения: если, например, вы вышли на пенсию и хотите только одного - написать мемуары о своей жизни, семье и работе, издать их за свой счёт тиражом в 100-200 экземпляров и дарить друзьям, знакомым и любимому начальству, то вам не обязательно проходить теоретический курс «Основы литературоведения». Это касается и тех слушателей, кто хочет помимо удовлетворения писательский амбиций с помощью раздаривания книги своим клиентам и заказчикам по основной профессии существенно увеличить число последних. И это удаётся сделать: дарение собственной, изданной в подарочном варианте, книги клиентам, партнёрам и начальству - проверенный путь значительного увеличения личных доходов автора по основной профессии. У нас многие риэлторы, адвокаты, предприниматели, банкиры, судьи, спортсмены, администраторы, военные, преподаватели - учатся не только для удовлетворения своего писательского тщеславия, но и для того, чтобы продвинуться по основной профессии.
Но если вы мечтаете в один прекрасный день проснуться с лавровым венком известного писателя на пока ещё не седой и не совсем лысой голове, вам необходимы оба курса обучения и хотя бы 6-месячное наставничество. Технология овладения писательским мастерством и достижения успеха отработана, особенно на Западе, но самостоятельно, без наставника, занятому человеку в России её не освоить и за десять, и за двадцать лет. Чем терять десятилетия и здоровье, куда выгодней заплатить и полгода-год отучиться. Русскоязычные иммигранты, ныне проживающие в Китае, США, Европе, на Ближнем и Среднем Востоке, этот тезис понимают почему-то лучше россиян, поэтому и стремятся в нашу Школу.
В Школе писательского и поэтического мастерства Лихачева работают секции: роман, мемуаристика, детская книга, научно-популярная книга, научная фантастика и фэнтези, драматургия, детектив и триллер, любовный и дамский роман, «женская проза», поэзия.
Готовятся программы обучения в секциях сценарий кинофильма, сценарий телефильма и телесериала.
Более подготовленные и самоуверенные авторы, имеющие законченную или требующую развития рукопись, могут обратиться к нашим редакторам по адресу сайта «Литературный редактор» http://litredactor.wordpress.com/ почта: [email protected]
Приходите, будет интересно и полезно!
2. Перечень курсов обучения
Первый курс. «Основы литературоведения»
Теоретический курс, основанный на курсе литературоведения, преподаваемом в университетах России. Этот базовый курс дополнен темами из американских и английских университетов. Курс рассчитан на 2 месяца: по 4 темы в неделю. По желанию учащегося срок обучения может быть сокращён до 1 месяца.
Список тем курса «Основы литературоведения» (32 урока)
- Словарь литературоведческих терминов
- Художественная литература
- Художественная литература как вид искусства
- Литературное произведение
- Род и жанр в литературе
- Предметный мир произведения
- Время и пространство в произведении. Хронотоп
- Персонаж, характер, герой
- Сюжет и фабула
- Мотив
- Психологизм
- Полифоничность
- Портрет
- Пейзаж
- Деталь
- Повествование. Повествователь, рассказчик
- Лирический субъект
- Композиция
- Повествование как композиционно-речевая форма
- Описание
- Рассуждение
- Другие композиционно-речевые формы (абзац, монолог, диалог, полилог, чужая речь, несобственно-прямая речь)
- Словесный образ. Образный строй текста
- Точка зрения
- Способы выражения авторской позиции в художественном тексте
- Стиль
- Язык литературного произведения
- Художественная речь
- Монолог. Диалог. Полилог
- Ремейк в современной литературе
- Теория литературы. Курс лекций в Йельском университете, США
Второй курс. «Писательское мастерство»
Основной и самый большой курс. Ради него и идут учиться в Школу писательского мастерства Лихачева.
Курс разделён на две части: общий и жанровый. Курс рассчитан на 3 месяца: по 3-4 темы в неделю. По желанию учащегося срок обучения может быть сокращён до 2 месяцев (5-6 тем в неделю).
Список тем общего курса «Писательское мастерство» (47 уроков)
1.1. Я - писатель
1.2. Неуверенность, страх писателя
1.3. Мотивация писателя
1.5. Организация писательского труда
Тема 2. Выбор темы и жанра
2.1. О чём писать? Выбор темы
2.2. Вопрос читателя: «Что вы пишете?»
2.3. Список литературных жанров
2.4. Выбор жанра. Вы специалист или универсал?
2.5. Выбор жанра на примере темы «Кошки», или «Котожанр»
2.6. Важность жанра в книжном бизнесе
2.7. Почему лучше писать в не в единственном жанре?
2.8. Как писать в смешанном жанре?
2.9. Д. Быков. «Мимо жанра»
2.10. Лотман Ю. «Пиковая дама» и тема карт и карточной игры в русской литературе начала XIX века
Тема 3. Идея и источники литературного произведения
3.1. Идея литературного произведения: определение
3.2. Возникновение идеи литературного произведения
3.3. Где и как найти идею и материал для литературного произведения
3.4. Проверка идеи литературного произведения
3.5. Идея и тенденция в литературном произведении
3.6. Критерии для идеи литературного произведения
Тема 4. «История на миллион долларов»
Мастер-класс для сценаристов и писателей. Роберт Макки (Robert McKee ).
Перевод с англ., Москва, 2008
Тема 5. Литературная история
5.1. История в сюжетном литературном произведении
5.2. Вопросы в литературной истории
5.3. Как войти в мир литературной истории
5.4. Брошенные литературные истории
5.5. Как подтолкнуть свою литературную историю
Тема 6. Замысел литературного произведения
6.1. Что такое замысел литературного произведения
6.2. Вынашивание замысла произведения (на примере романа Достоевского «Идиот»)
6.3. Замысел и жанровое своеобразие романа Гоголя «Мёртвые души»
6.4. Ю. Лотман. Пушкин и «Повесть о капитане Копейкине». К истории замысла и композиции «Мёртвых душ»
6.5. Шаги превращения замысла в сюжет и первоначальный план произведения
Тема 7. Как выстроить литературную историю. Часть 1
7.1. Выстраивание литературной истории как строительство дома
7.2. Почему нужно придерживаться одной литературной истории
Тема 8. Как выстроить литературную историю. Часть 2.
На примере разбора романа-трилогии (и фильма) «Голодные игры» Сюзанны Коллинз (« The Hunger Games». Suzanne Collins )
8.3. Разбор главы 1 «Голодных игр», сделанный писателем Mooderino
8.4. Ожидание выхода фильма «Голодные игры»
Тема 8А. «Голодные игры». Сюзанна Коллинз. Текст романа
Тема 9. Структура литературной истории. Часть 1. Этажное выстраивание произведения
9.1. Трёхактная структура литературной истории на примере мышеловки
9.2. Структура романа при пересмотре
9.3. Элементы структуры литературной истории. Пять правил этажного строительства произведения
9.4. Структура литературной истории. Этажное выстраивание - ключ к созданию художественных произведений. Книга Уильяма Бернхардта, 2013 г., США
Тема 10. Структура литературной истории. Часть 2. Структура и архитектура драматического остросюжетного произведения
10.1. Выбор типа творческого процесса при выстраивании литературного произведения
10.2. Структура и архитектура литературной истории (по материалам Л. Брукса)
- 2.1. Предисловие Брукса к серии статей «Структура литературной истории»
10.2.2. Введение в четырёхактную литературную историю
10.2.3. Вешки на дороге рассказывания четырёхактной литературной истории
10.2.4. Пять миссий для набора параметров первой части литературной истории
10.2.5. Самый важный момент в литературной истории: первая точка сюжета
10.2.6. Вторая часть литературной истории
10.2.7. Обмотка вокруг головы средней точки Milestone
10.2.8. Третья часть литературной истории ― отражение
10.2.9. Вторая точка сюжета в литературной истории
10.2.10. Четвёртая часть литературной истории ― защемление
10.2.11. Четвёртая часть литературной истории ― заключительный акт
«Внутренняя жизнь романа: Деконструкция романа «Deadly Faux» («Смертельно опасная игра»)». Руководство для писателя, как написать роман, и выстраивание литературной истории, лежащие в основе этих творческих решений. Электронная книга Ларри Брукса, США, 2014 г.
Тема 10Б. От идеи до публикации романа: американский пример с российскими комментариями
Американская писательница и литературная наставница Кэтрин Вейланд (K.M. Weiland) подробно рассказывает в своём блоге о процессе написания романа «Мечтатель» («Dreamlander»). Рассказ Вейланд в переводе С.С. Лихачева
Тема 11. Сюжет. Часть 1. Шаблон литературного сюжета
11.1. В чём различие между литературной историей и сюжетом произведения
11.2. Сколько литературных сюжетов существует
11.3. Классификации сюжетов по Борхесу и другим авторам
Тема 12. Сюжет. Часть 2. Драматические сюжеты Ж. Польти
12.1. Список драматических сюжетов Ж. Польти
12.2. Описание драматических сюжетов
Тема 13. Как выстроить литературный сюжет. Часть 1. Элементы и классификации сюжета
13.1. Классическая схема строения сюжета. Элементы линейного сюжета
13.2. Мотив, структура в литературном сюжете
13.3. Сюжет с точки зрения нарратологии
13.4. Классификация литературных сюжетов
13.5. Трёхуровневое выстраивание сюжета в литературном произведении
Тема 14. Как выстроить литературный сюжет. Часть 2. Сюжет, фабула, композиция в русской классической литературе
14.1. Общие вопросы сюжетного и фабульного построения произведения
14.1.2. Хронотоп и художественное пространство. Временнóй цикл
14.1.3. Композиция, архитектоника
14.1.4. Начало-середина-конец сюжета
14.2. Достоевский
14.3. Гоголь
14.4. Толстой
14.5. Чехов
14.6. Бунин
14.7. Пушкин
Тема 15. Как выстроить литературный сюжет. Часть 3. Виды и приёмы устройства сюжета
15.1. Виды сюжетов: линейный, концентрический, многолинейный
15.2. Приёмы устройства сюжета
15.2.1. DeusExMachina (Бог из Машины)
15.2.2. MacGuffin (Макгаффин)
15.2.3. Flashback (Обратный кадр)
15.2.4. Flashforward (Предвосхищение будущего)
15.2.5. Shoulder angel (Плечо ангела)
15.2.6. Deathtrap (Смертельная ловушка)
15.2.7. Redherring (Отвлекающий манёвр)
15.3. Сюжетная канва
15.4. Краткое содержание пьесы С. Беккета «В ожидании Годо» как пример Макгаффина
15.5. Краткое содержание пьесы А. Вампилова «Утиная охота» как пример Макгаффина
Тема 16. Как выстроить литературный сюжет. Часть 4. Сюжетное пространство и сюжетное время в художественном произведении
16.1. Художественное время, художественное пространство и событие в литературном произведении: общие вопросы
16.2. Ю. Лотман. «Сюжетное пространство русского романа XIX столетия»
16.3. Пространство и время в цикле новелл и рассказов И.А. Бунина «Тёмные аллеи»
16.4. Ю. Лотман. «Художественное пространство в прозе Гоголя»
16.5. Анализ художественного времени на примере рассказа В.П. Астафьева «Падение листа»
Тема 17. Как выстроить литературный сюжет. Часть 5. Материалы от зарубежных литературных наставников
(Для самостоятельной работы. Машинный перевод статей. 498 страниц текста)
Тема 18. Планирование литературного произведения
18.1. Писатель-планировщик и писатель-интуитивщик
18.2. Писатель-шаблонщик и писатель-оригинал в отношении к планированию произведения
18.3. Этажное планирование романа: общие вопросы
18.3.1. Планирование на уровне главы
18.3.2. Планирование на уровне эпизода
18.3.3. Планирование на уровне сцены
18.4. Планирование на примере фэнтезийного романа «Седьмая колыбель»
18.4.1. Текст первых двух глав романа «Седьмая колыбель»
18.4.2. Этажные планы главы 1
18.4.3. Этажные планы главы 2
Тема 19. Повествование. Часть 1. Точка зрения. Формы и способы повествования
19.1. Общие вопросы повествования. Точка зрения
19.1.1. Повествование, повествователь, рассказчик
19.1.2. Точка зрения. Выбор точки зрения автором
19.2. Формы организации повествования
19.3. Способы повествования от 1-го, 2-го и 3-го лица
19.4. Повествование от первого лица: преимущества и недостатки
- 4.1. Преимущества повествования от первого лица
19.4.2. Недостатки повествования от первого лица
19.4.3. Ошибки при использовании повествования от первого лица
19.5. Повествование от третьего лица
19.5.1. Преимущества повествования от третьего лица
19.5.2. Недостатки повествования от третьего лица
Тема 20. Повествование. Часть 2. Формы и способы повествования. Сочетание повествовательных приёмов
20.1. Можно ли смешивать первое и третье лица
20.2. Всеведущий повествователь
20.3. Ограниченный повествователь
20.4. Избирательный повествователь
20.5. Объективный повествователь, или «Глаз камеры»
Тема 21. Повествование. Часть 3. Как повествуют и рассказывают классики
20.1. Достоевский
20.1.1. Статья Эрика Эгеберга (Торонто, Канада) «Герой и повествователь в романе Достоевского «Подросток»»
20.2. Чехов
20.3. Лермонтов
20.4. Набоков
20.5. Гоголь
20.6 Толстой
20.7. Повествование в «новом (французском) романе», М. Бютор
20.8. Другие писатели
Тема 22. Стиль. Часть 1. Писательская манера, язык, слово
22.1. Понятие художественного стиля и художественного метода
22.2. Виды стилей
22.3. Стилистические приёмы
22.4. Первая фраза
22.7. Язык и стиль на примере Булгакова
Тема 23. Стиль. Часть 2. Стилистические особенности произведений классиков литературы
23.1. Стилистические особенности «Тёмных аллей» Бунина
23.2. П.М. Бицилли. «Творчество Чехова. Опыт стилистического анализа»
23.3. «Особенности передачи индивидуально-авторского стиля Достоевского в англоязычных переводах (на материале романа «Преступление и наказание»)
Тема 24. Стиль. Часть 3. Стилистические ошибки
24.1. Общие вопросы стилистических ошибок
24.2. Речевые ошибки
24.2.1. Непонимание значения слова
24.2.2. Лексическая несочетаемость
24.2.3. Неправильное употребление синонимов
24.2.4. Неправильное употребление омонимов
24.2.5. Неправильное употребление многозначных слов
24.2.6. Речевая недостаточность
24.2.7. Речевая избыточность
24.2.8. Неправильное употребление новых слов (неологизмов)
24.2.9. Неправильное употребление устаревших слов (архаизмов) и историзмов
24.2.10. Неправильное употребление слов иноязычного происхождения
24.2.11. Употребление жаргонизмов
24.2.12. Злоупотребление профессиональными жаргонизмами
24.2.13. Злоупотребление диалектизмами
24.2.14. Неправильное употребление разговорных и просторечных слов
24.2.15. Неправильное употребление фразеологизмов
24.2.16. Клише, речевые штампы, языковые стандарты
24.2.17. Канцеляризмы
24.2.19. Неудачная образность, вычурность речи
24.2.20. Неблагополучие речи
24.2.21. Злоупотребление глаголом «быть»
24.2.22. Избыток местоимений
24.2.23. Абсурдизм, алогизмы, двусмысленности, рениксы
24.2.24. Злоупотребление страдательным залогом
24.2.25. Злоупотребление наречиями
24.2.26. Злоупотребление прилагательными
24.3. Фактические ошибки
24.4. Логические ошибки
24.5. Синтаксические ошибки
24.5.1.Ошибки в структуре словосочетаний
24.5.2. Ошибки в строении и значении предложения
24.5.3. Ошибки в простом двусоставном предложении
24.5.4. Ошибки в односоставном предложении
24.5.5. Ошибки в предложении с однородными членами
24.5.6. Ошибки в предложении с вводными словами и вводными конструкциями
24.5.7. Ошибки в предложении с обособленными членами
24.5.8. Ошибки в передаче прямой и косвенной косвенная речь
24.5.9. Ошибки в сложноподчинённом предложении
24.5.10. Ошибки в бессоюзном сложном предложении
24.5.11. Ошибки в сложном предложении с различными видами связи
24.6. Грамматические ошибки
Урок 25. Персонаж. Часть 1. Типизация героев. Архетип
15.1. Понятие о характере и типе. Архетип
15.2. Процесс типизации персонажа
15.3. Персонажи-типы
15.4. Приёмы создания типа, образа героя
15.5. Из статьи В.Г.Белинского «О русской повести и повестях г. Гоголя»
15.6. Примеры типизации персонажа в литературных произведениях
Урок 26. Персонаж. Часть 2. Номинационные ряды
26.1. Понятие номинационного ряда персонажа
26.2. Номинация персонажа в произведениях Достоевского
26.3. Номинация персонажа в прозаических произведениях Пушкина
26.3.1. Типы наименований лица
26.3.1.1. Классификация наименований лица в языке Пушкина
26.3.1.3. Особенности именования лица в прямой речи
26.3.1.4. Самонаименование персонажа
26.3.1.5. Роль обращения в художественном тексте
26.3.2. Способы номинации лица
26.3.2.1. Семантическая деривация (Метафора. Остранение)
26.3.2.2. Морфемная деривация
26.3.2.3. Имя собственное
26.3.2.4. Заимствование
26.3.3. Номинационный ряд лица
26.3.3.1. Виды номинационного ряда лица в прозе Пушкина
26.3.3.2. Номинационный ряд лица в художественной прозе
Урок 27. Персонаж. Часть 3. Досье. Планирование персонажа
27.1. Досье на персонаж
27.2. Планирование персонажа
Тема 28. Персонаж. Часть 4. Образ персонажа. Система образов
28.1. Прототип, прообраз
28.2. «Чеховская деталь» в образе персонажа. «Метки» персонажа
28.3. Имя персонажа
28.4. Формы обращения к персонажу
28.5. Второстепенные сведения о персонаже. Предистория и эпилог
28.6. Внешность. Портрет героя
28.7. Костюм и нагота персонажа
28.8. Тело, метаморфозы персонажа
28.9. Дефекты и недуги персонажа
28.10. Поведение и жесты персонажа. Этикет
28.11. Система образов
Тема 29. Персонаж. Часть 5. Создание образов персонажей классиками литературы
29.1. Достоевский
29.1.1. Внешний портрет героя
29.1.2. Жест и мимика у героев Достоевского
29.1.3. Образы персонажей
29.1.3.1. Образы персонажей в романе «Преступление и наказание»
29.1.3.2. Образы персонажей в романе «Бесы»
29.1.3.3. Образы персонажей в романе «Братья Карамазовы»
29.1.3.4. Образы персонажей в романе «Идиот»
29.1.4. Статья Д.И. Писарева «Борьба за жизнь»
29.1.5. Статья П. Вайля «Страшный суд»
29.1.6. Разделение героев романа «Идиот» на группы по отношению к вере
29.1.7. Художественная мотивация поведения героев романа «Братья Карамазовы»
29.2. Толстой
29.3. Гончаров. Герои-антиподы
Тема 29А. Мастерство создания образа персонажа. Часть 1. Материалы от зарубежных литературных наставников
(Для самостоятельной работы. Машинный перевод статей. 236 страниц текста)
Тема 29Б. Мастерство создания образа персонажа. Часть 2. Материалы от зарубежных литературных наставников
(Для самостоятельной работы. Машинный перевод статей. 175 страниц текста)
Тема 29В. Тезаурус эмоций персонажа. Материалы от зарубежных литературных наставников
(Для самостоятельной работы. Машинный перевод статей. 135 страниц текста)
Тема 29Г. Тезаурус навыков и талантов персонажа. Материалы от зарубежных литературных наставников
(Для самостоятельной работы. Машинный перевод статей. 25 страниц текста)
Тема 30. Как сделаны «Братья Карамазовы» Достоевского
30.1. Оппозиции в романе
30.2. Система образов. Система персонажей
30.3. Развитие действия
30.4. Сюжетная система
Тема 31. Как писать диалог. Речь персонажей
31.1. Диалог и разговор: в чём различие?
31.2. Как правильно писать диалог
31.3. Какими свойствами должен обладать хорошо прописанный диалог?
31.4. Как создать экспрессивную литературную речь
Тема 31А. Мастерство диалога. Материалы от зарубежных литературных наставников
(Для самостоятельной работы. Машинный перевод статей. 244 страницы текста)
Тема 32. Как написать рассказ, новеллу, произведение «малой формы»
32.1. Общие положения
32.2. Замысел рассказа
32.3. Отбор материала для рассказа
32.4. Композиция рассказа
32.5. Зачин в рассказе
32.6. Стиль рассказа
32.7. Деталь в рассказе
32.8. Эстетическая концепция рассказа
3. Заявка на обучение
Заявку на обучение в Школе писательского мастерства Лихачева просим подавать в форме письма на электронный адрес Школы: [email protected]
Образец письма-заявки на обучение :
«Я, имярек, хочу пройти 1 курс (1 и 2 курсы) обучения в Школе писательского мастерства. Прошу сообщить сумму оплаты и банковские реквизиты».
Если вы, как это делают многие занятые люди, попросите сократить срок обучения, укажите это в письме. Большинство учащихся желают сократить время, чтобы поскорее заняться личным творчеством по предложенному в Школе писательского мастерства Лихачева оригинальному шаблону (или алгоритму создания нового литературного произведения). Неоднократно бывало, что мы высылали ученику все темы 1 и 2 курса (32 + 47= 79 файлов с уроками) единомоментно. Так поступали те, кто хотел использовать материалы 1 и 2 курсов как готовую библиотеку литературного мастерства, кто не собирался выполнять домашние задания (на них уходит слишком много времени) или уезжал в длительный отпуск ― удобное время для изучения курсов. Или те, кто хотел сразу начать работать над шаблоном своего нового крупного произведения.
4. Стоимость обучения на курсах, стоимость наставничества
1 Курс. «Основы литературоведения»
10000 рублей для россиян, для иностранцев и русских иммигрантов - 200 долларов США
2 Курс. «Писательское мастерство»
20000 рублей для россиян, для иностранцев и русских иммигрантов - 400 долларов США
Наставничество означает, в первую очередь, индивидуальную работу литературного наставника в качестве развивающего редактора над рукописями произведений начинающего писателя. Развивающий редактор помогает автору выбрать жанр и целевого читателя (в зависимости от типа писательского таланта и интересов ученика), определиться с темой и идеей произведения, разработать литературную историю, построить сюжет и закрутить фабулу, составить поглавный и поэпизодный план произведения, избежать провалов и перекосов в композиции (с композиций в произведениях современной литературе просто катастрофа), определиться с видом повествователя, отточить стиль, диалоги и др. В ходе работы с наставником, начинающий писатель, как правило, впервые приобщается к писательско-редакторской среде, что делает его увереннее и впоследствии помогает правильно общаться с издательскими редакторами.
Наставничество - дело хлопотное, нервное, порой - мучительное, поэтому уже не раз бывало, что, оценив творческие возможности иного начинающего писателя, все наши развивающие редакторы попросту отказывались от наставничества над ним, считая это занятием бесполезным. Так что желание и финансовая возможность начинающего писателя оплатить наставничество - это только полдела. Почему находится так мало редакторов, желающих вести творчество начинающего автора? Редактору-наставнику приходится полностью погружаться в творческий процесс автора, направлять его, досконально знать материал, подсказывать, неизбежно делиться собственными творческими наработками, подбирать сопутствующие материалы, вдохновлять (особенно лентяев и неорганизованных, каких пруд пруди среди начинающих), подбадривать, хвалить, ругать, утирать слёзы и даже, порой, выступать этаким личным психологом. Относительно творчества начинающего писателя практическая отдача от наставничества - в разы выше, чем от обучения. Автор буквально каждый очередной месяц ощущает собственный творческий рост, видит продвижение своего произведения в правильном, одобренном редактором, направлении.
Отдельное от учёбы наставничество в течение 6 месяцев стоит 48000 рублей (8000 рублей в месяц). Для иностранцев и русских иммигрантов - 800 долларов США. За это время можно написать небольшой роман или триллер, или, по меньшей мере, очень сильно продвинуться: сделать поглавный, поэпизодный или даже посценный план романа, а это 75 % работы по написанию произведения.
Для сравнения. Литературное наставничество по рукописи начинающего автора в США стóит примерно в 10 раз дороже, чем у нас. Наставник Ларри Брукс (Larry Brooks) за 6-недельное (не 6-месячное, как у нас!) наставничество по рукописи объёмом в 75–90 тысяч слов берёт 1950 долларов (данные по состоянию на 22 мая 2018 г.). Если рукопись бóльшего объёма, то пропорционально поднимается цена работы развивающего редактора. (http://storyfix.com/story-coaching-services). Цитирую:
The Full Manuscript read/review – $1950 for manuscripts of 75K to 90K words ; prorated for shorter or longer manuscripts (contact me for quote, which will pro-rate the base rate).
- Includes 50 pages of line-level copy editing (to clarify any trends or issues that need addressing within the entire manuscript; this is not a copy-editing service, per se).
- Feedback/commentary imparted directly onto the manuscript pages themselves (in red type).
- A summary Coaching Document that includes peripheral issues such as alternative creative strategies and other relevant issues, including market- specific input. (This is a fixed-cost element of the deliverable service, and thus supports the fixed price for 75K word projects vs 90K word projects… both involve the same level of analysis and feedback.)
- A reasonable back-and-forth exchange to clarify the feedback and explore your response to it.
- Delivery window of six-weeks from receipt of manuscript (if I need more, based on backlog, we can discuss a reasonable timeline).
- If a specific learning topic is shown to be in need of focus, I will provide you with one or more of my books (ebook version), depending on which title deals with the necessary tutoring.
- You have the option of completing a Premise Questionnaire and receiving that feedback before submitting the full manuscript. This may allow you the opportunity to revise the story before submission, based on feedback received.
5. Порядок оплаты курсов обучения
По получении письма-заявки на обучение, вам немедленно укажут сумму платежа и банковские реквизиты. Платить - на сберкнижку или банковскую карточку С.С.Лихачева в Сбербанке РФ.
В случае, если вы пожелаете заключить официальный договор на обучение, все указанные выше цены увеличиваются на сумму налогов и дополнительных расходов (на бухгалтера, юриста и др.), то есть, примерно на 50%. Стороной договора на оказание услуг обучения в Школе писательского мастерства Лихачева выступит ООО «Юридическая компания ʺЛихачевʺ», принадлежащая С.С.Лихачеву.
Возможна поэтапная (помесячная) оплата, в 2-3-4 платежа. О порядке оплаты, в любом случае, можно договориться. Помесячный порядок оплаты, конечно, раздражает инструкторов Школы, но мы помним, что живём в бедной стране.
Для иностранцев — оплата в долларах и евро по особой договорённости. Размеры оплаты выше, чем для россиян.
Интересы Школы представляет ООО «Юридическая компания ʺЛихачевʺ». У компании имеется валютный банковский счёт. Физические лица могут оплачивать обучение по Western Union, а юридические лица оплачивают на расчётный счёт Юридической компании «Лихачев». В последнем случае заключается контракт. Если ученик имеет возможность получить от работодателя или спонсора субсидию на обучение в Школе, мы можем предложить ему оплатить обучение по Western Union, и предоставим (оправим почтой) справку от Юридической компании, что ученик оплатил обучение, и по этой справке он сможет получить от своего работодателя или спонсора возмещение затрат.
6. Льготы для учеников
При Школе писательского мастерства Лихачева работает крепкая группа литературных редакторов и корректоров «старой закалки». Редакторы у нас как «развивающие», так и «стилисты».
Ученики Школы писательского мастерства Лихачева, закончившие первые два курса, получают 10-20-процентную скидку на стилистическое редактирование и корректуру своих произведений. Применение 10-, 15- или 20-процентной скидки зависит от стилистического и грамматического качества рукописи. Если в рукописи по 30-50 ошибок на одной странице (это не редкость), то, конечно, на скидки более 10 процентов ученикам рассчитывать не следует. Однажды мы получили на редактуру настолько стилистически и грамматически «чистую» рукопись романа, что применили скидку 50 %. Но такое случилось только однажды за почти 4 года существования нашей Школы писательского мастерства.
7. Можно получить все материалы обучения одномоментно
Особенно занятые работой и семьёй ученики Школы писательского мастерства Лихачева, которым некогда выполнять домашние задания, уже не раз просили прислать одномоментно материалы 1 и 2 курсов обучения - сегодня это 79 уроков (= 79 файлов). Поскольку в таком случае инструктор Школы писательского мастерства Лихачева освобождается от еженедельной работы, мы нашли возможным сделать серьёзную скидку: объединённые в один пакет 1-й и 2-й курсы будут стоить - 20000 рублей. У начинающего писателя всегда будет под рукой компактный профессионально сделанный справочный материал, заменяющий сотни учебников, словарей и справочников. Не нужно будет годами лазать по сайтам, собирая разрозненные, часто непрофессионально подготовленные, грешащие миллионами ошибок материалы.
На купившего объединённый курс обучения распространяются все скидки по стилистическому редактированию и корректуре рукописей, принятые в Школе писательского мастерства Лихачева.
Друзья! В Школе писательского мастерства Лихачева работают очень доброжелательные и опытные люди. Мы навидались на своём веку всяких начинающих писателей: гениев и сумасшедших; литературных хулиганов и графоманов; скромных, очень способных, но неуверенных в своих талантах; «крепких середнячков» и случайных в литературе людей; прирождённых творцов, но не смогших раскрыться, потому что варятся в собственном соку, стесняются показать свои рукописи редактору; очень способных к литературному труду, настоящих талантов, но страдающих недостатком силы воли и работоспособности; тех, кому нужно только чуть-чуть подсобить, а дальше полезет сам… Нас трудно чем-либо удивить. Мы с каждым обратившимся в Школу либо найдём общий язык и начнём плодотворно сотрудничать, либо без церемоний расстанемся. Гробить время на бездарного или неадекватного ученика мы не станем: дороже времени нет ничего.
Есть устойчивое выражение: всё, что когда-либо произошло, должно стать книгой. Испокон веков люди записывали за собой историю – придуманную и реальную, выражаясь литературным языком и описывая лишь сухие факты. И чем доступнее становилось письмо, тем более массово оно употреблялось, получая век от века все больше свободы и творческого выражения.
Словом «блог» сейчас никого не удивишь. Кажется, что их ведут все. Кто-то пишет часто, кто-то – реже, но соцсети так или иначе упорядочивают записи, оформляют их и структурируют в одно целое, будь то ваша личная страница или тематические записи в сообщества. Проще говоря, если у вас есть еле-еле активная страница в соцсети, то вы по праву можете считаться писателем. Но каким?
Здесь-то и кроется самое интересное. При том факте, что пишут многие, если не все, писать по-настоящему умеют единицы. Колоссально малое количество часто пишущих авторов задумывается о том, чтобы совершенствовать своё ремесло. Не просто писать грамотнее или интереснее, а создавать тексты, как профессиональный писатель, с полным осознанием смысла употребления великого и могучего слова. Поэтому тем, кто пишет регулярно, мы крайне советуем стать настоящим профи. Это не только расширит и улучит изложение самого автора, но и мало-помалу поднимет общий уровень культуры письма. А это уже будет внушительная веха новой истории.
Creative Writing School
Кратко «о»: л итературные мастерские Creative Writing School были основаны писателем Майей Кучерской и филологом Натальей Осиповой. В основу концепции школы легли программы писательского мастерства (сreative writing), используемые в американских и европейских университетах. Все разработки мастерских являются уникальными и созданы специально для Creative Writing School.
Курсы: « Глянец по-человечески: как писать колонки для женских журналов», «Сторителлинг: как писать занимательно?», «Как писать остроумно? Поиск остроумия: от поэтических эпиграмм до книжных рецензий» и пр.
Длительность: от 10 недель до однодневного интенсива.
Стоимость: от 4000 руб.
Школа редакторов в дизайн-бюро Артёма Горбунова
Кратко «о»: ш кола ставит на поток подготовку и даёт билет в профессию отечественным редакторам с чёткими жизненными ориентирами. Партнёры школы выделяют рабочие места для лучших студентов. Смотр и отбор стажёров происходит на защите выпускной работы.
Программа: текст и редактура, типография и верстка, интерфейс и информация, переговоры и отношения, дизайн и право, управление и результаты.
Длительность: у чебный план состоит из трёх ступеней и длится один учебный год.
Стоимость: 40000 рублей / ступень.
Курсы “Пунктум”
Кратко «о»: “П унктум” - небольшой свободный культурный центр, где ежедневно проходят различные мероприятия: лекции, показы, семинары, концерты, выставки. Основное направление - это гуманитарное знание: философия, искусство, культура, языки, музыка, кино, а также мастерские, где можно научиться конкретным навыкам: рисовать, создавать красивые тексты, разговаривать на мертвых языках, играть на гитаре и прочему.
Курсы: «Мастерская художественного слова: создай героя», экспресс-курс Ольги Гаврилиной «Мастерская текста: от замысла к воплощению», «Пейзаж с утюгом или креативная сценаристика, как она есть».
Длительность: от 1 занятия.
Стоимость: от 2500 руб. занятие.
Школа писательского мастерства Writing-school
Кратко «о»: « Школа писательского мастерства Writing-School.ru» ориентирована как на начинающих, так и состоявшихся авторов – прозаиков, поэтов, сценаристов, драматургов и т. д. В настоящее время школа находится в стадии доработки, но обучающие материалы уже доступны для изучения. Планируется публикация как авторских курсов школы, так и курсов других специалистов.
Курсы: Джеймс Паттерсон: «Уроки писательского мастерства», «Хочу стать писателем: начало начал», «Осознанное писательство».
Длительность: Курсы проводятся онлайн, материалы доступны на сайте.
Стоимость: от 1250 руб. курс.
Онлайн-курсы в Free Publicity School
Кратко «о»: в Free Publicity School проводят онлайн-курсы и тренинги, которые помогают реализовывать внутреннюю потребность человека - потребность выражать себя в мир. С 2014 года провели более 20 курсов, выпускники которых публикуются в таких изданиях, как Forbes, Psychologies, Лайфхакер, «Жить интересно!», «Счастливые родители» и многих других.
Курсы: «Курс осознанного писательства», «Сильный текст», «Пишу книгу каждый день», «Личный бренд» и др.
Длительность: 10 дней.
Стоимость: от 10 000 руб.
Курсы при Интернациональном союзе писателей
Кратко «о»: Интернациональный Союз писателей (Международный Союз писателей, поэтов, авторов-драматургов и журналистов) является крупнейшей в мире организацией профессиональных писателей. Союз был основан в 1954 году. До недавнего времени штаб-квартира организации находилась в Париже, в данный момент основное подразделение расположено в Москве.
Программа:
литературные семинары; лекции по теории создания литературного произведения;
введение в историю массовой литературы; основы продюсирования писателя (переговоры с издателем, тонкости и ловушки при заключении договора); авторское право; встречи и мастер-классы с приглашенными писателями, журналистами, представителями издательств, литературными критиками, рецензирующими прозу в крупных СМИ.
Длительность: 3 месяца.
Стоимость: очно – 71 100 руб., дистанционное обучение – 60 000 руб. в семестр.
Проект, появившийся в 2016 году, основали Татьяна Толстая и Мария Голованивская. Позже Татьяна Никитична покинула школу, однако на этом «Хороший текст» не закончился - к нему примкнули многие известные авторы, в том числе , Людмила Петрушевская, Вера Павлова, Сергей Шаргунов и многие другие. В отличие от большинства проектов, посвященных писательскому мастерству, качество текстов учеников здесь не пытаются «улучшить» с помощью каких-то сугубо прикладных знаний. В «Хорошем тексте» идут другой дорогой, стараясь создать для студентов уникальную творческую среду, в которой может вырасти . Собственно говоря, на это и рассчитан весь проект, когда начинающий автор может свободно общаться с признанными мастерами своего дела.
Отличный курс для тех, кто хочет понять природу художественного текста, а также получить вполне конкретные и применимые в жизни писательские навыки. Курсы в «Гараже» ведет поэт и прозаик Леонид Костюков - в ходе занятий даже начинающий автор сможет разобраться в том, какие навыки ему необходимо развить для успеха в будущем, а также какие у него есть сильные и слабые стороны. Упор здесь делается прежде всего на теорию, так что это должно понравиться всем, кто любит основательный подход к делу.
«Нетология»
Creative Writing School
Школа основана в 2015 году писателем Майей Кучерской и филологом Натальей Осиповой. Участниками проекта в разное время были многие известные литературные деятели, в том числе Дмитрий Быков, Елена Холмогорова и Марина Степнова. В CWS стараются дать студентам не только возможность общаться с выдающимися литераторами: в основе концепции школы лежат программы (сreative writing), используемые в американских и европейских университетах. Достоевских и Толстых сделать из вас не обещают, но понять, как писать хорошие тексты, вам точно помогут. А это не так уж и мало.
Литературный клуб «Русского пионера»
О «пионерских чтениях» знают многие, а вот о том, что существует еще и литературный клуб при журнале, известно не столь большому числу людей. Примерно раз в год писательские курсы проходят под руководством Александра Кабакова, лауреата «Большой книги» и Большой премии Аполлона Григорьева. В ходе занятий в клубе стараются научить одному из главных навыков для любого писателя - умению отстраниться от созданного текста и правильно его отредактировать. Естественно, не обходится и без практических занятий, так что просто слушателем быть не получится. Также в гости к студентам приходят и известные писатели, например, Гузель Яхина и Павел Басинский.
«Икра»
Копирайтеры, конечно, не писатели, хотя одно другому не мешает - Фредерик Бегбедер тому неплохое подтверждение. В знаменитой школе «Икра» по-прежнему готовят весьма неплохих специалистов, приглашая в качестве преподавателей ведущих креативных экспертов из различных агентств. В рамках интенсивных занятий по копирайтингу здесь научат писать (и сокращать) тексты, на которые будет реагировать ваша целевая аудитория, и помогут создать портфолио для начала собственной успешной карьеры. Единственный минус - «Икра» славится достаточно высокой стоимостью курсов, так что, возможно, вам предстоит немного поднакопить денег для обучения.
«Мы покажем, где в нашей литературной вселенной север, где юго-восток, как поймать попутный ветер, а как плыть против течения»
Текст: Александр Драган
Фото: Сергей Кузнецов/РИА, ria.ru
В Москве — бум творческих мастерских, школ, курсов. Энтузиасты говорят о «креативный экономике». Прагматики уверяют, что люди, привыкшие проводить летние месяцы в Индии или Испании, не могут себе больше этого позволить, и вкладываются в самообразование. Как бы там ни было, на «Винзаводе» уже начала работу литературная школа-агентство , а в июле в московской библиотеке им. Тургенева пройдут занятия новой школы литературного мастерства - Creative Writing School
, или Школа творческого письма. На двухнедельном тренинге будут работать четыре мастерские: по художественной прозе (ведёт Майя Кучерская), по сценарному мастерству (руководит Марина Степнова), по художественному переводу (под руководством Виктора Сонькина и Александры Борисенко) и по искусству биографии (ведущие - Алексей Вдовин и Ирина Лукьянова). Пройдут и лекции для всех студентов школы: об основах литературного и сценарного мастерства расскажут Дмитрий Быков, Авдотья Смирнова, Алексей Варламов и другие.
Как утверждают основатели школы, это - первая в России адаптация западной дисциплины Creative Writing («творческое письмо»). Руководитель проекта - Майя Кучерская
- писатель, критик, лауреат Бунинской премии, обладатель приза читательских симпатий премии «Большая книга». ГодЛитературы.РФ расспросил Майю о Школе и её программе, о творческом письме и о том, зачем сегодня становиться писателем.
Как и когда у вас возникла идея открыть Школу писательского мастерства?
Майя Кучерская: Все начиналось с города Кирова. Филолог и бизнес-леди Наташа Осипова пригласила меня в свой родной город пообщаться с читателями и просто симпатичными людьми. Это была фантастическая поездка - водопад встреч, разговоров, в том числе экзистенциальных, посещение музея Рембрандта, и такой в Кирове есть, а потом мастерской художницы Лены Авиновой. Но отдельной строкой - беседа с Наташей, в ее уютном доме, за бокалом вина, под царапанье снежинок в окно - все это происходило в начале ноября прошлого года. Среди прочего я поделилась с Наташей давней мечтой - открыть школу литературного мастерства. Вскоре градус общения достиг такой высоты, что я предложила Наташе открывать эту школу вместе. Немедленно. Наташа, до сих пор поражаюсь ее бесстрашию, согласилась. И помчалось, за три месяца мы свернули гору. Между прочим, не без помощи той самой кировской художницы Лены, которая нарисовала нам и сайт, и логотип, и афиши.
Что такое creative writing, «креативное письмо», которому вы собираетесь обучать?
Майя Кучерская: Я предпочитаю перевод «творческое письмо». Это искусство писать художественную и не художественную прозу, и это так очевидно, что мне кажется, вы хотите спросить другое: «Что нового в том, что вы предлагаете?» Курсы литературного мастерства - дело никак не новое. Новое - философия этой дисциплины. Модель, полюбившаяся русской культуре, примерно такая: поэт, писатель - пророк, он внемлет арфе Серафима, и затем жжет сердца людей услышанными звуками. Он - посредник. Можно ли такому научиться - внимать арфе, жечь сердца? Да не смешите! Это же дар, дар Божий. И тут не о чем спорить, дар. Мы вступаем после этого, все начинается потом. Вдохнуть дар в того, кому не дано, — невозможно. Но те, кому дано, особенно если дано в ограниченном количестве, остро нуждаются в профессиональных навыках. В шлифовке, в огранке или, переходя на другой язык - в регулярных тренировках. Нет ничего проще, чем закопать собственный талант в землю, в том числе самоуверенностью, убежденностью в том, что «мне нечему учиться».
А существуют ли вообще в творчестве, ещё и в литературном, какие-то универсальные рецепты?
Майя Кучерская: Универсальных - нет, не думаю. На каждый рецепт найдется антирецепт, например, есть такое общее место «пиши только о том, что знаешь» - но ведь иногда о том, что не знаешь, получается гораздо интереснее, потому что ты свободнее. Груз знаний в творчестве иногда тяготит. Американка Мэри Элизабет Додж, как известно, никогда не была в Голландии, но именно об этой стране, ее духе, атмосфере сочинила книгу «Серебряные коньки».
Продолжительность занятий в Школе - всего две недели. Разве можно за такое короткое время научить приёмам творческого письма?
Майя Кучерская:
Можно рассказать об их существовании. Можно успеть сориентировать. В логотипе нашей школы спрятан компас, мы покажем, где в нашей литературной вселенной север, где юго-восток, как поймать попутный ветер, а как плыть против течения, и не утонуть, наоборот, открывать новые материки, а не какую-то там общеизвестную Индию.
Программа у вас заявлена объёмная и насыщенная. Расскажите подробнее, как всё будет проходить?
Майя Кучерская: Три раза в неделю участники Школы будут общаться со своим мастером. В основе каждой из наших мастерских - творческие задания, их будет много, они обязательно будут обсуждаться на занятиях. То есть наша Школа - преимущественно прикладная. Потому и называются наши занятия «мастерские» - это работа с материалом, со словесной глиной, изготовление чашек, плошек всех сортов. Мастерские это еще и потому, что руководить ими будут настоящие мастера своего дела, писатель Марина Степнова - раз. Писатель Ирина Лукьянова - два. Переводчики и просветители - Виктор Сонькин и Александра Борисенко - три. Молодой ученый, автор множества, по-моему, по-настоящему вдохновенных работ по филологии - Алексей Вдовин - четыре. Два раза в неделю будут лекции - Дмитрия Быкова, Дуни Смирновой, Алексея Варламова. Еще кое с кем пока ведем переговоры. Лекции станут выдохом для всех, и местом общей встречи, когда и слушатели, и их преподаватели собираются вместе в одной аудитории.
Судя по программе вашего курса, рассмотрите вы, в основном, технические вопросы: сюжет, конфликт, герои, стиль. А как же вечно актуальное «как писать, когда не пишется»? Или как организовать своё время и рабочее пространство… Коснётесь ли вы этих тем?
Майя Кучерская: С временем и пространством, думаю, слушатели и без нас разберутся, это как рекомендовать человеку цвет обоев в его комнате. Обреченное дело! На вопрос же «как писать, когда не пишется» у меня ответ однозначный. Ни в коем случае не писать. Человечество переживет. Если у тебя не пишется, значит, в данный момент тебе нечего сказать миру. Вот и не надо! С другой стороны, «не пишется» - это непрофессионально, настоящий профессионал может писать в любом состоянии, при любых погодных условиях, и не по повелению сердца, а по заказу. Всё вроде так. Но все же на заказных текстах даже самых лучших авторов часто лежит печать вынужденности. Ольга Славникова, одна из самых талантливых наших авторов, несколько лет назад писала по заказу железнодорожные рассказы, целый год, по рассказу в месяц. Получилось двенадцать, и все отличные. Но шедевров среди них только два.
Как идёт запись на курсы. Много ли претендентов на бесплатные места?
Майя Кучерская: Пока мы принимали заявки только на бесплатные места. Претендентов оказалось невероятно много! Наш слоган «Хочешь стать писателем? Попробуй». Оказалось, все хотят стать писателями. Все хотят попробовать. Мы получили сотни заявок, кучу конкурсных работ.
Что скажете об уровне вступительных работ?
Майя Кучерская: Очень пестро. И так интересно! Несколько талантливых работ уже попалось, хотя я прочитала только малую часть. Но вот что я уже успела заметить. Само собой, читаю я работы по прозе. И те, кто выбрал первый вариант задания, сочинял микро-этюды на три темы - обычно пишет лиричнее, эмоциональнее, у них тоньше перо, чем у тех, кто предпочел написать завязки романов разных жанров. Зато вторые выглядят более профессионально, умело, это такие конструкторы, архитекторы текстов, но не ювелиры. Я хочу сказать, что уже сам выбор задания, тем более уровень исполнения выдает, к какому типу принадлежит пишущий. Лирик это в прозе, рассказчик, сочинитель триллеров или психологической прозы.
Кто они - ваши будущие студенты? Что за люди записываются в Школу?
Майя Кучерская:
Не знаю! Я знаю только их возраст и имена. Молодых, от 20 до 30 - заметно больше, хотя окончательных цифр у меня пока нет. Но кто они, мне самой хотелось бы знать. Пока могу только предполагать. Мне бы казалось, наша Школа должна быть интересна тем, кто уже окончил или почти окончил бакалавриат и хочет заниматься творчеством. Или кто сидит в офисе, со всех сторон стиснутый таблицами Eхсel и мечтает вырваться из этих клеток и цифр, чужих, чтобы создать свой собственный мир.
При создании курсов вы опирались исключительно на собственный опыт или использовали европейские и американские наработки?
Майя Кучерская: Разумеется, использовали. Русских системных учебников по писательскому мастерству пока не существует или я их не нашла. Хотя я искала! Англоязычных же столько, что нужно их фильтровать.
Книгоиздание переживает не лучшие времена. Тиражи падают, процветает пиратство, при этом процент читающего населения уменьшается. Люди теряют способность сосредотачиваться на больших текстах. Так зачем сегодня становиться писателем?
Майя Кучерская: Об этом надо спросить тех, кто стучится в нашу дверь. Надежды на понимание немного, на широкого читателя тем более. И не самое прибыльное это занятие - писать книжки, нет! Но… не для корысти, не для битв, мы рождены для вдохновенья… Да люди понимают: это же радость - писать, сочинять тексты, к тому же делать это хорошо. Ты же расколдовываешь что-то или кого-то, когда пишешь. Вот написал, как желтенький цветок пробил серую неумытую еще после зимы, грязную землю - и расколдовал этот цветок. Кто еще так может, кроме писателя? Ну, или художника.
Как так сложилось, что на Западе литературное мастерство стало частью университетского образования, а у нас и дисциплины такой нет?
Да потому что у нас нет такой объявленной ценности, что писать хорошо - хорошо. Что никакая наука невозможна без творчества, и настоящий ученый - творец не меньший, чем художник. Художник - ведь тоже исследователь реальности, а исследователь - художник, создатель образа мира на своем собственном языке. По большому счету и разницы никакой!
При этом литературные курсы в России - явление более чем популярное. В одной только Москве я насчитал девять курсов. И это без Школы литературного перевода, которую в начале марта запустили Виктор Голышев и Владимир Бабков. И без всевозможных журналистских курсов и школ. Как думаете, с чем связан такой всплеск интереса?
Майя Кучерская:
Да, но из этих курсов реально работающих полтора. Я тоже изучала вопрос. И на нашу Школу с несколькими мастерскими, с выдающимися преподавателями и лекторами это все же не слишком похоже. Интерес же людей понятен, несмотря на охлаждение массовой читательской любви к литературе, мы остаемся очень литературной страной. Лавры Пушкина и Достоевского нам не дают покоя, и все, кто проходил в школе русскую литературу, ей заразились, по-моему. Не поминая уже о том, что творчество - это путь к внутренней свободе, тоже хорошая жизненная задача.
Какие советы вы можете дать авторам, у которых нет возможности посетить ваши курсы, но которые хотели бы отточить мастерство?
Майя Кучерская: Читать! Современников, но и классиков, побольше. Тренироваться. Найти себе подобных и обсуждать свои работы в круге единомышленников. Без разговоров литературы не существует. Любой самородок без огранки все равно останется ярким, необычным, но дикарем. Нужна цивилизация - то есть литературный кругозор и свой литературный круг. Ну, или хотя бы кружок. Наша Школа и есть попытка его создать.
Набор на следующую сессию Школы будет скоро объявлен. Следите за обновлениями.
Заявку на следующую сессию можно отправить уже сейчас. Кликните на кнопку.
Что такое Школа «Хороший текст» ?
Лекции и семинары Школы ведут только активно работающие писатели, поэты, переводчики, сценаристы, журналисты, филологи, культурологи.
Метод Школы - создание для ученика среды, максимально способствующей развитию чувства текста, особого писательского зрения и слуха. Главное, что должен получить ученик от Школы, - новый опыт письма, новое понимание себя как автора и новое представление о творчестве.
"Если вы решили стать писателем, то у вас должна быть решимость всё делать первыми. Никто вам не поможет".
- Борис Акунин
Отправьте заявку вместе со своим вступительным текстом ☛
Как проходят лекции ?
Лекции проходят по выходным дням с 11.00 до 17.00 . В день ученики слушают 3-4 лекции с перерывами на кофе-брейки и обед. Посмотреть лекции предыдущих сессий можно в разделе .
А семинары ?
Семинары проводятся по будням в вечернее время с 19.00 до 22.00
. Ученики выполняют домашние задания в течение одного месяца до начала учебной сессии. Написанные по заданиям учителей тексты разбираются на семинарах.
"Писательская работа сродни коллекционированию. Ваши записные книжки должны быть забиты подсмотренными деталями".
- Мария Голованивская
Где проходят занятия ?
Площадки для проведения лекций и семинаров мы всегда выбираем в центре Москвы и в пешей доступности от метро. Например, предыдущие сессии проходили в Яндексе и в галерее Нади Брыкиной . О месте проведения занятий мы сообщаем ученикам за пару недель до начала сессии.
Как стать учеником Школы ?
Приём на полное обучение происходит по результатам творческого конкурса. Стихи, прозу, нон-фикшн (объемом до 5 тысяч знаков), а также заявление о приёме в свободной форме нужно отправить на почту . В ответ вы получите письмо с более подробной информацией о форматах обучения и стоимости.
Возможно обучение в двух форматах:
«Полное обучение» - лекции, семинары и домашние задания.
«Слушатель» - только лекции.
Для тех, кто выбрал формат «Слушатель», достаточно отправить заявку без вступительного текста.
Разговор Марии Голованивской, Дмитрия Воденникова
и Алёны Долецкой: может ли пост в Фейсбуке быть литературой?
Елена Пастернак о феномене пьес Чехова:
"У Чехова русский человек похож на варана".
"В ваших текстах должно быть нечто такое, чтобы их было стыдно показать маме ".
- Дмитрий Воденников
"Талантливый человек - это такое большое человеческое чувствилище".
- Евгения Долгинова
А что вне Школы?
В перерывах между сессиями мы часто собираемся, чтобы почитать свои тексты, попить вместе чая и просто повидаться. А иногда устраиваем настоящие тематические чтения: ученики читали свои стихи и короткие рассказы в доме-музее Б.Л. Пастернака, со сцены Парка Горького, в галерее Нади Брыкиной, а в последний раз чтения проходили прямо на дачной лужайке у Алёны Долецкой.
Многие ученики Школы публикуются в литературных журналах, электронных изданиях, различных сборниках, а кто-то уже готовит свои собственные книги.
"Ну, не получается у вас литература. Зато получаются котлеты. И что? Люди читают пять минут перед сном, а котлеты едят три раза в день".
- Виктория Токарева
Ученье - свет! Отправьте заявку вместе со своим вступительным текстом ☛