Как изготовить гипсовую лепнину? Изготовление лепнины из гипса Лепнина из гипса своими руками.
Когда-то украшение интерьера лепниной и барельефами было доступно только высшей знати, богачам и большим храмам. В наши дни сделать барельеф своими руками – вопрос только труда и терпения. Достижения современных технологий позволяют обойти технические трудности создания лепнины в домашних условиях людям, не имеющим художественного образования, но не лишенным художественного вкуса и фантазии. Создать барельефы наподобие тех, что на рис. ниже, вполне под силу терпеливому и внимательному любителю.
Новые материалы
Помимо традиционного материала для лепнины – гипса – лепнина своими руками может быть создана из современных строительных смесей с полимерными добавками; их часто объединяют под общим названием «акриловые штукатурки». Как набирать объем барельефа строительными шпаклевочным составами, можно узнать из видео:
Видео: лепка барельефа из шпаклевки
У любителей в ходу также базовый состав из архитектурного гипса, акриловой штукатурки и клея ПВА в пропорции 1:1:0,5 по объему . Гипс и штукатурную смесь смешивают сухими и затворяют водой, т.е. добавляют воду в смесь, а не наоборот. Доводят до консистенции от теста до йогурта или обезжиренного кефира и добавляют ПВА, тщательно размешивая. Густота смеси выбирается сообразно роду работы с ней, в каком случае какая смесь нужна, см. далее.
Барельеф на стену выполняется в технике низкого рельефа (вверху слева на рис.) или высоким, с выступающими фигурами (вверху справа). Высокий барельеф называется еще горельефом. Технически горельеф отличается от низкого барельефа тем, что фигуры лепятся как круглая скульптура (см. далее). Низкий барельеф хорошо смотрится в любом освещении, кроме совсем тусклого, а горельеф выигрышнее в рассеянном свете.
В жилых помещениях, освещенных чаще всего достаточно ярко и равномерно, имеет смысл использовать смешанную технику барельефа (слева внизу), не делая фигуры очень уж выпуклыми. Как вылепить барельеф «Дерево Климта», см. напр. видео мастер класса ниже:
Видео: мастер-класс барельеф “Дерево Климта”
Особенность этой работы в том, что в ней используются практически все приемы создания барельефов в домашних условиях. Познакомившись с ними наглядно, вам легче будет понять дальнейшее и применить их в любой технике из описанных далее.
Примечание: в свое время австрийский художник Густав Климт создал композицию «Дерево жизни». Стиль ее настолько своеобразен, что выражение «дерево Климта» стало крылатым.
Обратный барельеф, или контррельеф (внизу в центре на верхнем рис.) это уже не лепнина, а резьба по камню (контуры прорезаются вглубь), которая технически много сложнее. Поэтому отметим только, что контррельефу нужен яркий и резкий косой свет, т.к. изображение рисует фактически тень. Есть еще особый вид барельефа – теневой, внизу справа, где весь рисунок образуется тенями от мелких и мельчайших выступов и впадин определенной формы. При перемене направления и угла падения света рисунок меняется, вплоть до изменения выражения лица в течение дня. Теневой барельеф – высочайшее искусство и, увы, недолговечное: выступы и впадины засоряются, а от чистки теряют форму. Рисунок блекнет, размывается, пропадает.
Техники барельефа
Лепнина на стене в домашних условиях может быть выполнена одним их следующих способов, в порядке возрастания технической сложности:
- Гипсованием свободных, т.е. изначально не закрепленных на опорной поверхности, не удаляемых моделей;
- Гипсованием не удаляемых моделей на опорной поверхности. Эти способы особенно хороши для начинающих, т.к. позволяют получать соотв. высокий и низкий рельеф, не рискуя в случае неудачи необходимостью переделывать всю работу заново;
- Обратным литьем из гипса по удаляемой модели. Способ несколько более трудоемкий, но также пригоден для новичков, т.к. над моделью можно корпеть сколько угодно, пока она не будет доведена до идеала. Кроме того, в одной изготовленной по модели изложнице (форме, молде) в домашних условиях можно отлить до 20-30 одинаковых изделий;
- Художественная гипсовая лепнина по месту, т.е. непосредственно на опорной поверхности. Требует основательных навыков, но дает возможность создавать большие рельефные панно во всю стену, с обводом углов, заходом на потолок, и полную свободу творческого самовыражения.
По месту или на листе?
Сделать барельеф способами 2-4 возможно как по месту, так и частями на столе или полу. Отличная основа для фрагментов сборного барельефа – гипсокартонный лист, ГКЛ. Его готовят, как базовую поверхность (см. далее), на отдельных листах или их кусках нужной формы выводят части общей картины или законченные композиции (см. рис.), и крепят на выровненную стену.
Головки крепежа и стыки фрагментов шпаклюют базовым составом, затем гипсуют и затирают под базовую фактуру. Еще хорошо в сборных барельефах то, что испорченный по неопытности кусок можно переделать, не трогая остальные. А плохо то, что вся композиция получается тяжелой; крепить сборный барельеф к слабым стенам (гипсокартонным, перегородкам из ПГБ и т.п.) нельзя. впрочем, нагружать слабые стены барельефами вообще не рекомендуется – несущая основа должна быть прочнее материала композиции.
Инструмент
Изготовление барельефа потребует обзавестись кое-каким специальным инструментом. Не очень дорогим, но рассчитывать на успех работы без него не приходится. Прежде всего, половина резинового мячика для замеса очередной порции рабочей смеси. Из него сразу все вываливается, если вывернуть наизнанку, и таким же способом слетают присохшие остатки. Барельеф будет тем прочнее и красивее, чем быстрее его сформировать, т.е. чем дальше будет рабочий раствор от начала схватывания. Мячик для замеса сводит потери времени на встряхивание, выскребание и т.п. к нулю. Набирать раствор мелкими порциями из мячика тоже удобнее, т.к. углов внутри нет. По этой же причине замес получается более гомогенным (однородным), а это один из важнейших факторов конечной художественности барельефа.
Далее, нужны будут шпатели для лепки – мастихины. Набора из 6 шт. (поз. 1 на рис.) для начала хватит. Для формирования гроздьев винограда, чешуи и т.п. нужны еще выпукло-вогнутые шпатели. Наборы с такими стоят дорого, до 30 тыс. руб. (!) за набор из 48 предметов, поэтому любители вместо них часто пользуются ложками разных размеров (кофейными, чайными, десертными, столовыми), с округлыми и приостренными кончиками. Однако вывести низкий рельеф ложками просто так нельзя, изгиб ручки мешает. Поэтому для каждого шпателя берут по 2 ложки из алюминия и др. пластичного металла. Одной пользуются как есть, это будет выпуклый шпатель. А ручку другой у самого черпака перекручивают на 180 градусов и отгибают обратно, получается вогнутый шпатель.
Примечание: неплохие выпукло-вогнутые мастихины выходят из одноразовых пластиковых ложек и вилок. Чтобы получить вогнутый шпатели, их ручки нагревают зажигалкой у самого черпачка, перекручивают и отгибают нагретыми.
Также понадобится другой мастихин – художественный нож, поз. 2. Живописцы им счищают старую краску с палитры, а скульпторы подравнивают края, срезают облой, наводят мелкую фактуру. Нож-мастихин прекрасно заменяется широким сапожным ножом.
Следующий необходимый инструмент – кондитерский шприц с насадками (поз. 3 и 4) и, возможно, медицинский на 20 мл без иглы. Кондитерский шприц весьма желательно брать с курковым приводом (поз. 4). Смеси для барельефов далеко не так текучи, как крем для тортов, и формировать шприцем веточки, розочки, листики (ну, чем торты разукрашивают, все видели) нужно, держа его 2-мя руками; левой придерживают инструмент у наконечника.
Наконец, понадобятся 2-3 плоских живописных кисти разного размера и столько же круглых, самых дешевых, из щетины с бычьего уха. Дорогие беличьи и колонковые покупать для барельефа «крутизны ради» смысла нет, они слишком мягкие. Также понадобится совсем жесткая и грубая детская капроновая кисточка для рисования. Кистями наводят фактуру (см. далее) и гипсуют мелкие участки барельефа.
Работа с инструментом и уход за ним
Мастихины и кисти перед набором очередной порции смеси обмакивают в воду. Остатки и потеки на рабочем органе – залог испорченной работы. После работы шприц разбирают и по частям опускают в воду; туда же кладут и мастихины с кистями. Когда инструмент откиснет, остатки рабочих материалов с него тщательно смывают чистой водой. Кстати, правильно ухаживаемый кондитерский шприц после работы по барельефу пригоден и для использования по прямому назначению. Храниться весь инструмент должен абсолютно чистым.
Технологии барельефа
Создание барельефа на стенах в квартире (или на листах ГКЛ, если барельеф будет сборным) поэтапно осуществляется следующим образом:
- Базовая поверхность очищается от старой отделки, выравнивается с точностью не хуже 2 мм/м, грунтуется и покрывается базовым составом или любой декоративной штукатуркой (см. также ниже). ГКЛ под сборный барельеф выравнивания не требует;
- По базовому покрытию наводится фоновая фактура: поролоновым или ворсистым валиком, «прошлепыванием» поролоном либо войлоком, и т.п. На этом же этапе производится тонирование основы, см. ниже. Если базовое покрытие – декоративная штукатурка, наведения фактуры и тонирования не требуется;
- Тем или иным способом (из указанных выше и описанных ниже) формируется рельеф. Во время формирования рельефа возможно тонирование аналогично таковому для основы;
- При необходимости рельеф по полном высыхании прокрашивается поверху. Удобно поверхностное окрашивание делать специальными красками для гипсовой лепнины – они тут же растушевываются в очень тонкие полутона влажной губкой. Более резкие цветовые переходы дадут акриловые краски;
- Полностью высохший рельеф покрывается бутадиен-стирольным латексом (продается в строительных магазинах). Краски на высохшей гипсовой лепнине блекнут, как на фресках, а обработка латексом восстанавливает их колера;
- Спустя 1-2 недели, чтобы излишки латекса полностью впитались и улетучились, готовый рельеф по потребности лакируется акриловым лаком.
Как тонировать лепнину?
Из видео выше ясно, что формировать лепной барельеф нужно послойно. Для тонирования основы под рельеф и, если нужно, его деталей, слои накладывают тонкие, по 1-2 мм. Обычно слои замеса густоты нежирной сметаны наносят кистью и разглаживают ножом-мастихином. Замес для каждого слоя тонируют колером (пигментом) для гипса; чем глубже, тем темнее, или наоборот. Напр., для коры дерева берут коричневый пигмент все уменьшающейся концентрации, а для листьев зеленого по мере продвижения наружу добавляют. Следующий слой накладывают на схватившийся, но еще влажный предыдущий. Фактуру с оттенками можно навести тут же кистью или потом затереть наждачкой-нулевкой либо, грубую на больших площадях, металлической щеткой. Подробнее о тонировании гипсовой лепнины см. след видео.
Видео: чем покрывать барельеф на стене
«Свободное» гипсование
Этот способ используется для создания высоких цветочных барельефов или низких узорных накладок из одноразовых бумажных салфеток. Из последних, применив как модель перевернутую и смазанную ланолином тарелку или миску, можно получить гипсовую вазу, но практический смысл ее более чем сомнителен. Базовый раствор, описанный выше, не используется. Он прочен, хорошо держит форму, но цвет его не чисто белый. Также не применяется тонирование из-за чрезмерного расхода материала; готовые элементы красятся.
Для гипсования готовят жидкий, почти водянистый раствор архитектурного гипса. В него окунают модель (искусственный цветок, салфетку) и кладут на доску, покрытую пластиковой пленкой. Цветы кладут в том положении, в котором они будут в готовой композиции, см. рис. Когда раствор схватится, окунают еще раз, потом еще, пока модель не загипсуется слоем толщиной от 1-1,5 мм.
Цветы для сушки кладут каждый раз в одном и том же положении. Таким образом на них образуются плоские площадки, позволяющие прочно приклеить их к основе. Клеят акриловой штукатуркой густоты сметаны или акриловым клеем. Можно клеить и ПВА.
Гипсование на месте
Это, пожалуй, самый доступный способ сделать, скажем, лепной плафон под люстру (см. рис.) без опыта. Гипсование модели на месте отличается от предыдущего способа тем, что модель сначала клеят по месту, а гипсуют кистью. Гипсовочный раствор делают погуще, как сметана. Если лепнина на потолке, слои наносят очень тонкие, просвечивающие, чтобы не было потеков. Соответственно, слоев потребуется до 10-15 и более.
Главная загвоздка тут – материал модели. Обычно их делают из пенопласта, пенофола, полиуретана и др. мягких пластиков. Но со временем все они разлагаются. Происходит это очень медленно, но все равно, лет через 3-7 на лепнине начинают проступать грязно-серые или желто-коричневые неудаляемые пятна. Поэтому модели для гипсования на месте лучше всего лепить из соленого теста, того самого, из которого делают елочные игрушки своими руками. К штукатурке, камню и др. минеральным строительным материалам соленое тесто клеится акриловым клеем или любым монтажным. Лепнина по неудаляемым моделям из соленого теста сохраняет вид по 30-50 лет и более.
Обратное литье…
Это самый распространенный способ создания лепнины своими руками, позволяющий без чрезмерных трудов и умения получать результаты вполне профессионального облика и качества. Классическая процедура обратного литья из гипса показана пошагово слева на рис., поз. а-е. Модель 1 из гипса, пластилина, пластика и др., или образцовое изделие, которое желательно повторить/тиражировать, укладывается на плоский щит 2. Сейчас, чтобы облегчить съем изложницы с моделью, щит застилают пленкой.
Затем модель промазывается тонким слоем ланолина. Использовать медицинский вазелин нежелательно, модель может прилипнуть к изложнице. Гипсовую и любую другую пористую (деревянную, из соленого теста, каменную и т.п.) модель промазывают несколько раз, давая ланолину впитаться час-два, пока на поверхности не появится сплошной жирный блеск.
Далее модель обмазывают слоем гипсового или алебастрового раствора 3 густоты теста толщиной ок. 1 см, формируя сразу выступы-анкеры 4 и ребра жесткости 5. Схватившуюся и почти затвердевшую, но еще слегка податливую обмазку обвязывают каркасом из мягкой (отожженной) стальной проволоки 6. Ветви каркаса скрепляют связками 7 из тонкой медной проволоки.
Следующий шаг – обмазка 9 густым цементно-песчаным раствором от М150 слоем толщиной до 5 и несколько более см, это уже получается литейная изложница. Тут нужно не забыть сформировать опорную поверхность изложницы 8. Спустя время набора цементно-песчаным раствором 3/4 прочности (7-20 суток, смотря по внешним условиям) готовую изложницу 10 отделяют от щита с помощью клина 11. Ну, а если щит был застлан пленкой, изложницу просто снимают.
Наконец, внутреннюю поверхность изложницы зачищают медной щеткой 12 и, при необходимости, исправляют дефекты гипсовым либо алебастровым раствором. С борта изложницы 13 снимают облой и, с его внутреннего ребра, фаску ок. 0,7 мм. В изложнице без фаски отливка почти наверняка застрянет. Перед литьем внутреннюю поверхность изложницы промазывают ланолином, как модель. Литьевой массой изложницу заполняют послойно. Как только ее предпоследний слой начнет схватываться, в него вставляют проушины с усами (справа вверху на рис.), за которые отливку потом вытаскивают. Для мелких отливов проушины можно делать из канцелярских скрепок. Последний слой заливают, когда проушины уже сидят намертво в предпоследнем, т.е. когда он совсем твердый, но еще чуть влажный. Пробовать прочность посадки проушин покачиванием недопустимо!
В настоящее время для тиражей до 15-20 шт. по старинке из гипса не льют, изложницу на такие случаи отливают из силикона (справа внизу). Модель, подготовленную, как и в пред. случае, обливают силиконом послойно, слоями толщиной по 1-2 мм, пока не будет достигнута толщина изложницы ок. 1,5-2 см. Помимо технологической простоты, силиконовая изложница позволяет получать отливки с неглубокими выемками, т.к. она эластична и растягивается.
Также в силиконовые изложницы льют мелкие округлые гипсовые детали: ягоды (см. рис.), желуди, грибы и т.п., вплоть до мелких рыбок. В таком случае из пластилина лепят лоточек-опоку, модель лепят также из пластилина. Силикон наливают в опоку сразу весь; опоку и модель ничем не промазывают. По застывании силикона опоку просто отдирают, а модель выковыривают. Это т. наз. мини – обратное литье гипса.
…и не обратное
В гипсовом мини-литье уже используется удаляемая модель; в смысле, модель пропадает и для следующей партии отливок ее нужно делать заново. Силиконовую изложницу можно сделать и под гипсовое литье по выплавляемой модели, тогда из нее можно будет получить до 100-200 и более отливок, но уже выпуклых, без впадин. В таком случае опоку делают в виде ящика без дна из фанеры высотой на 2-3 см больше высоты модели и размера такого, чтобы зазор между опокой и моделью был не менее 1-1,5 см.
Модель формируют из воска на застеленном пленкой щите. Потом ставят опоку и пластилином замазывают зазор по низу. Далее модель послойно обливают силиконом, как в пред. случае, а когда застынет его последний слой, также послойно доливают силикона по контуру, пока опока не заполнится доверху. Как только будет залит последний слой, набивают фанерное днище. Модель выплавляют бытовым феном: самый паршивый силикон держит 140 градусов, которых фен для волос не дает.
Лепка
Лепка барельефа по месту позволяет, как сказано выше, добиться максимального художественного эффекта, но требует определенных навыков. Приобрести их можно, не записываясь на вечернее отделение художественного вуза или курсы. Достаточно попрактиковаться с пластилином; техника та же, только в работе с гипсом время ограничено – работу с очередным участком нужно закончить до начала его схватывания. Технически лепку гипса различают низкую (плоскую) и высокую (круглую).
Плоская
Техника плоской лепки из гипса показана на подборке фото ниже. Правила здесь такие. Первое, материал густоты теста или жирной сметаны наносится слоями. Второе, каждый слой сначала разглаживают, формируя заодно и рельеф, а затем подравнивают его контур. Третье, следующий слой, как и вообще в послойном заполнении гипсом, наносят на схватившийся, но еще влажный предыдущий. Четвертое, по мере наращивания слоев переходят на более мелкий инструмент. И пятое, в каждом слое работу ведут от самых тонких и мелких деталей к толстым и грубым. В данном случае – от зубчиков листа к его черешку.
О ветках
Ветки на барельефах лучше всего выводить кондитерским шприцем или, очень тонкие, медицинским. Толщину веток регулируют, сильнее и слабее надавливая на поршень (поз. 1 на рис.). Фактуру в таком случае наводят кистью, а изломы формируют кончиком мастихина. Заправляют шприц базовым раствором, а под покраску и для снежно-белого гипсуют, как не удаляемую модель на месте.
Сильно извилистые ветки (поз. 2) можно получить, замочив шнур или шпагат в гипсовом растворе густоты сметаны, выложив на щите, застеленном пленкой, по контуру, а по высыхании наклеив на стену. Если барельеф сборный, шнур выкладывают сразу же, присохнет он крепко. Чтобы получить ветки уменьшающейся толщины, часть прядей удаляют или, наоборот, скручивают у комля 3-5 ветвей шпагата, затем 2-3, потом оставляют одну. Если шнур просвечивает сквозь гипс, ветку догипсовывают на месте, нанося раствор кисточкой
Примечание: ветки для барельефа из гипсованного шнура можно замачивать несколько раз в тонированных замесах. Нужную расцветку получают затиркой шкуркой-нулевкой.
Острые ребра
На картинках с барельефами вы наверняка видали острые ребра. Формируются они сложенными большим и указательным пальцами, а большие – отогнутыми назад пальцами сложенных обеих ладоней. Высоту и толщину ребра меняют, плавно сдвигая/раздвигая пальцы (ладони) в движении по ходу формирования ребра. Пальцы, как и вообще для ручной лепки, должны быть слегка влажными.
Круглая
Основа круглой лепки – анатомически подобный объекту проволочный каркас, т.е. с пропорциями объекта и расположением ветвей там, где основные кости костяка. Каркас в круглой фигуре работает так же, как скелет живого существа. Сведения о скелетах можно почерпнуть из любого курса пластической анатомии человека, животных и птиц. Пластическая анатомия дисциплина не медицинского, а художественного образования. Материал там изложен с точки зрения, как лепить, а не как лечить, и рассчитан на слушателей, к тонкостям и строгостям науки не расположенным.
Фигура высотой прим. от 30-40 см лепится по каркасу так, как показано на поз. 1 рис. Для фигурок поменьше каркас делают упрощенным (поз. 2), но соблюдая принцип анатомического подобия. У человека он, кстати, не так уж сложен: рост делим на 8; 1/8 его часть и будет размерным модулем гармоничного человеческого тела, поз. 3.
Каркасы мелких фигурок животных делаются подобным образом (поз. 4а и 4б). Вес фигур покрупнее желательно уменьшить, чтобы меньше возни было с закреплением барельефа (см. ниже). В таком случае:
- Базовый каркас (поз. 5а) делают объемным примерно по контурам тела минус 1-3 см на лепку, с помощью доп. ветвей из той же проволоки (поз. 5б). Вспомогательные ветви прикрепляют к основным и скрепляют между собой обмоткой тонкой медной проволокой, а еще лучше – пайкой.
- В жидком, как обезжиренный кефир, гипсовом растворе замачивают рулончики медицинского бинта, как для гипсования переломов конечностей (см. напр. фильм «Бриллиантовая рука»), и обматывают гипсовочным бинтом каркас, поз. 5в. Замачивать нужно именно рулончики: как только бинт начнет плохо отдираться от мотка, значит, гипс начал твердеть и остаток рулона пошел в отход.
- По полном высыхании загипсованного каркаса его послойно облепляют базовым раствором (можно применять тонирование), доводят по форме и фактуре инструментом и шкуркой, и гипсуют до чисто белого (если надо) раствором архитектурного гипса.
Примечание: для каркасов развернутых крыльев птиц, бабочек, эльфов, летучих мышей, упырей, драконов и т.п. удобно использовать тонкую и мелкую металлическую сетку. Еще вариант – ответвления основных ветвей, оклеенные бумагой или обрывками капроновых колготок.
Опора для фигур
Фигуры для самодельных горельефов лепятся отдельно; по месту слишком сложно. Поэтому у каждой фигуры должна быть плоская площадка, а на базовой поверхности – соотв. плоскость, чтобы фигуры можно было приклеить на места.
Как крепить барельефы
Горельеф с круглыми фигурами получается довольно тяжелым. Если на 1 кв. дм. его опорной площади приходится более 1,5-2 кг, барельеф нужно подкрепить. Лучше всего для этого годятся рифленые гвозди 80-120 мм, вбитые в пластиковые дюбеля. Точки крепления размечают заранее под наиболее толстыми местами, распределяя их как можно равномернее по площади. Гвоздь в дюбеле должен сидеть в стене не менее чем на глубину в 50-60 мм. Выступ над стеной – 1,5-2 см, для чего вбитый в дюбель гвоздь обкусывают. Массива барельефа над выступающим крепежным шпеньком должно быть не менее 1-1,5 см.
Супербарельеф
И в заключение – как попробовать себя в элитарной технике теневого барельефа. Потребуется для этого всего лишь кусок ГКЛ со слоем свежего базового раствора ок. 0,5 см и гвоздь 100-150 мм. С ребер острия гвоздя нужно аккуратно снять облой, чтобы получилась правильная 4-гранная пирамидка.
Как сделать красивую гипсовую лепнину самостоятельно - пошаговая инструкция с видеоИнтерьер в античном, классическом, барочном стилях требует изящных деталей, таких как, например, гипсовая лепнина. Выполненная руками профессиональных скульпторов, она невероятно красива, однако изготовление ее очень дорого. При помощи нехитрых приспособлений, материалов и небольшого художественного опыта можно сделать этот декоративный элемент своими руками.
Гипс имеет массу преимуществ - это натуральный, экологичный материал, не выделяющий вредных веществ и устойчивый к грибкам, так что изделия из него можно использовать в детских и спальнях. Из недостатков можно отметить только большой вес лепнины и некоторую хрупкость.
Материалы и инструменты
Перед созданием лепнины нужно запастись некоторым оборудованием и расходными материалами.
- Для работы необходим стол с абсолютно ровной поверхностью, так как декор будет на нем застывать, и даже небольшой уклон станет причиной брака
- Плотная пленка для защиты стола и прилегающих предметов, так как сухой гипс сильно пылит, а силикон прилипает к поверхностям
- Набор шпателей и инструментов для лепки (стеков, ножей), узкая кисть, канцелярский нож
- Линейка или рулетка, мерный стакан
- Пластилин, лучше строительный, или глина
- Строительный гипс, клей ПВА, цемент для больших элементов
- Силикон и силиконовое масло, разделительная смазка (встречаются в строительных и художественных магазинах, а также местах, где продается все для рукоделия, производства бижутерии и мыловарения), можно воспользоваться «пистолетом» для силикона
- Цемент
Если опыта работы с лепкой, формами и гипсом нет, то вначале нужно потренироваться, создавая небольшие элементы гипсовой лепнины: розетки маленького диаметра, вензеля, цветы и т.п.
Эскиз
Прежде, чем приступать к созданию лепнины, необходимо определиться с ее дизайном и размерами. Для того чтобы найти источник вдохновения, можно обратиться к интернету, книгам по дизайну или истории. Дизайн и размер элементов лепнины должен гармонично вписываться в интерьер и соответствовать общему стилю. Размер следует выбирать так, чтобы декор не выглядел громоздко и не перекрывал розеток и прочих конструкций.
Выбранный эскиз нужно распечатать в натуральную величину и по нему из пластилина или глины вылепить модель будущего элемента чуть большего размера, чем предполагается сам декор. Те, кто уверен в своих силах или имеет художественное образование, могут сделать эскиз лепнины полностью самостоятельно. Если же опыта недостаточно, в качестве модели можно использовать лепнину из полиуретана, широкий выбор которой есть в строительных магазинах. Использовав лишь один элемент, можно создать любое количество собственных гипсовых деталей, к тому же полиуретановый образец легко модифицировать, отрезав лишнее или добавив детали при помощи пластилина.
Форма
Когда модель готова, можно приступить к созданию формы для отливки будущей лепнины. В домашних условиях оптимально изготовить формы из силикона, они обойдутся чуть дороже, но работать с ними легче. Предварительно обрабатывают модель разделительной смазкой, чтобы будущая форма легко отошла от нее.
Для формы смешивают силикон и силиконовое масло, чтобы повысить эластичность (для простых форм можно этого не делать). Затем силикон кистью наносится на модель, не допуская пропусков, промазывая все углубления и поры. Мазки должны быть плавными и мягкими, чтобы под силиконом не оставалось пузырьков воздуха. Пузырьки приведут к тому, что на форме останутся углубления, которые в дальнейшем испортят всю лепнину. После того, как нанесен первый слой силикона, нужно укрепить форму, например, при помощи марли. Она должна располагаться плотно, но не внатяжку, ее следует, как бы, впечатывать в слой силикона.
После высыхания наносят еще несколько слоев, давая каждому подсыхать 2-3 часа. Суммарная толщина слоев силикона должна получиться около 3 мм. Там, где предполагается большая масса гипса, слои силикона следует сделать потолще. В местах, где требуется уплотнение, удобно наносить силикон при помощи «пистолета ».
Большие, сложные и объемные элементы нуждаются в гипсовом основании, чтобы форма сохраняла задуманный вид и не «гуляла». Для этого сооружается из досок или фанеры рамка по размеру формы или подбирается подходящая коробка, в них на силикон прикрепляется форма. Затем смешивают клей ПВА с водой, прибавляя гипс и немного цемента для прочности, смесь потихоньку выливают в опалубку, разравнивая подручным инструментом, выравнивают поверхность и дают застыть. После высыхания готовая форма с основанием легко снимается с модели.
Если хочется украсить комнату небольшими декоративными элементами из гипса, стоит обратить внимание на готовые силиконовые формы в магазинах, предлагающих товары для рукоделия. Среди форм для мыловарения, свечей и даже кулинарных изделий можно найти немало вариантов розеток, цветов, бантов и бордюров.
Изготовление лепнины
Готовую форму тщательно промазывают разделительной смазкой, так как в непрокрытых местах гипс может сцепиться с силиконом так, что повредит форму.
После приготавливают сам гипс. Необходимо помнить, что он застывает очень быстро, буквально за 2-3 минуты теряя текучесть, а за 7-8 - пластичность, поэтому растворять и наливать в форму его нужно быстро. Если разводить гипс горячей водой, то он застынет еще быстрее. Для приготовления гипса 10 объемных частей сухого материала небольшими порциями всыпают в 7 частей воды и быстро перемешивают, лучше при помощи дрели с насадкой-миксером. Небольшое количество клея ПВА, предварительно растворенного в воде, сделает смесь более пластичной, и готовая лепнина не будет растрескиваться. Консистенция смеси должна быть близка к жидкой сметане.
Готовым раствором заливают подготовленную форму, равномерно распределяя по ней гипс вибрирующими движениями. Это делается для того, чтобы выпустить попавшие пузырьки воздуха, которые становятся причинами «раковин» на поверхности лепнины. Поверхность наполненной формы тщательно разравнивают широким шпателем. Сохнет изделие среднего размера 15-20 минут.
Высохший гипсовый элемент легко извлекается из формы, если она хорошо была промазана разделительной жидкостью. Гипсовую лепнину необходимо оставить для окончательной просушки при комнатной температуре в течение суток.
Доводка элементов лепнины
Когда гипсовая лепнина начала белеть, можно оценить качество работы и приступить к доводке и коррекции. На этом этапе можно исправить мелкие недочеты, зашкурить мелкой наждачкой неровности и шероховатости, заполнить небольшие раковины.
На обратную сторону элемента наносят сетку для лучшего сцепления со стеной, полностью грунтуют. Покрасить гипсовую лепнину можно водоэмульсионной краской в 2-4 слоя после полного высыхания грунтовки.
Монтаж лепнины
Устанавливать гипсовую лепнину лучше через 2-3 дня после отливки. Перед установкой необходимо подготовить потолок или стены. Для этого сперва намечаются места установки декора, затем поверхность увлажняется водой и промазывается ПВА. Детали лепнины также увлажняются и промазываются клеем, а затем притирающими движениями соединяются со стеной или потолком. Излишки клея убираются тканью. Крупные элементы лепнины фиксируются при помощи саморезов. Стыки между различными элементами лепнины и поверхностями шпаклюются гипсом. В заключение гипсовая лепнина покрывается еще одним слоем краски, желательно той же марки, что и потолок или стены.
Изготовление гипсовой лепнины это не только способ украсить дом, но и прекрасный способ творческого самовыражения.
Гипсовая лепнина, свойства используемых материалов, подготовка к работам и технология изготовления.
Содержание статьи:
Лепнина из гипса - это оригинальные детали интерьера, с помощью которых ему можно придать роскошный и благородный вид. Такой декор прекрасно подходит для украшения помещений, выполненных в классическом стиле, антика или барокко. Благодаря появлению гипсовых смесей возможность осуществления даже самых замысловатых дизайнерских решений стала вполне реальной. Правильный подбор формы для изготовления лепнины из гипса является одним из главных условий получения качественных изделий.
Свойства материалов для гипсовой лепнины на стены
Популярность гипсовой лепнины обусловлена дешевизной материала, его широким распространением и простотой обработки. Гипс относится к воздушным вяжущим веществам, поэтому детали, изготовленные на его основе, используются преимущественно для внутренней отделки.
Основной материал получают в результате обжига натурального гипсового камня и его последующего измельчения. Для лепных работ берется сухой и белый гипс, не имеющий примесей песка и слежавшихся комков.
После добавления воды гипсовый раствор начинает твердеть не ранее шести минут, а заканчивает - не позднее получаса. Для увеличения его срока схватывания в раствор вводят добавки: буру, известь, клей и поверхностно-активные вещества. Если в качестве замедлителя используется мездровый клей, конец твердения гипса наступает через сорок минут. Замедлитель добавляется в раствор из расчета 0,2-2% от веса гипса.
Для ускорения твердения гипса используются добавки: квасцы, поваренная соль, сульфат натрия или просто горячая вода. Иногда такое свойство гипса необходимо при формовке с натуры определенных частей человеческого тела или снятия маски.
Количество воды для замешивания раствора зависит напрямую от качества гипса. Его более тонкий помол потребует меньшего количества воды. В среднем, для окончательной гидратации гипса требуется 18,6% жидкости от его массы. Для изготовления лепнины на стенах подбор состава раствора происходит опытным путем. Однако практика показывает, что для получения смеси нормальной густоты на 1 л воды должно приходиться 1,5 кг гипса, соответственно, для густого раствора - 2 кг, а для жидкого - 1 кг.
При твердении гипса в растворе выделяется тепло, и смесь увеличивает свой объем до 1%. Расширяясь, она плотно заполняет целиком форму с ее мелкими деталями, составляющими орнамент будущей лепнины.
Основным недостатком материала является его низкая водостойкость. Для ее повышения, а также предотвращения коробления деталей лепнины делают следующее:
- Консистенцию гипсового теста делают более жесткой.
- Вводят в раствор добавки: водные эмульсии синтетических смол, сульфитно-спиртовую бражку или мылонафт.
- Используют для замешивания гипса 1,5% раствор буры или сернокислого цинка.
- К гипсу добавляют известь до 5% его веса.
- Готовые детали лепнины пропитывают специальными растворами: алюмокалиевых квасцов, сернокислого железа или цинка, баритовой водой.
- Используют высокопрочный или полимеризованный гипс, содержащий синтетические смолы.
После охлаждения смазка загустевает и становится похожей на вазелин. Соотношение стеарина и керосина - 1 кг на 2,5 л. Кроме жировой смазки, при изготовлении гипсовой лепнины для той же цели используют отвар золы березовых дров, минеральные масляные эмульсии, мыльную пену или технический вазелин.
Чтобы предохранить гипсовые элементы лепнины от деформаций и увеличить их прочность, применяют армирование материала. Арматурой может служить оцинкованная медная проволока, сетчатые ткани, стальные стержни, пакля, пенька или дрань. Выбор той или иной арматуры зависит от вида, размеров и назначения изделия. По возможности ее располагают в местах растягивающих напряжений и не ближе 15 мм от наружной поверхности лепнины.
Подготовительные работы перед изготовлением гипсовой лепнины
Лепнина, выполненная профессиональными скульпторами, невероятно красива, но удовольствие это - достаточно дорогое. Однако при наличии художественного вкуса, материалов и помощи нехитрых инструментов изготовление гипсовой лепнины можно выполнить самостоятельно.
Вся работа будет состоять из нескольких этапов: создания эскиза или подбора модели, изготовления формы, отливки изделия и его поверхностной обработки. Далее мы разберем их все подробнее. А пока нужно запастись необходимым оборудованием, расходными материалами и инструментом.
Для работы понадобятся:
- Ровный стол с идеально горизонтальной поверхностью, так как на нем будет застывать отлитая лепнина, а малейший уклон может стать причиной брака.
- Плотная пленка, которая будет защищать стол и окружающие предметы от гипсовой пыли и налипания материалов.
- Набор шпателей, канцелярский нож, рулетка, мерный стакан, линейка и узкая кисть.
- Строительный пластилин или глина.
- Клей ПВА, гипс, цемент для изготовления крупных элементов.
- Силикон и разделительная смазка.
- Два пистолета для силикона и забивания скоб.
- Стеки и ножи в качестве инструментов для лепки.
Технология изготовления лепнины из гипса для стен
Технология изготовления гипсовых украшений предусматривает последовательное решение нескольких задач. Оно потребует терпения, внимания, аккуратности и некоторого опыта. Если опыт отсутствует, можно потренироваться на создании небольших элементов лепнины: розеток, цветов или вензелей.
Как сделать форму для лепнины
Начинать следует с создания модели декоративного элемента из пластилина. Она необходима для будущей отливки изделия. Модель нужно изготавливать несколько большего размера, чем предполагаемая деталь. Применение пластилина дает возможность изменять форму отливки любое количество раз, пока не получится то, что действительно необходимо.
Модель можно изготавливать по выбранному эскизу. Для этого его нужно распечатать в масштабе 1:1 и по нему вылепить образец из глины или пластилина. Если для изготовления эскиза лепнины опыта недостаточно, можно использовать подходящую готовую деталь из полиуретана, их широкий выбор имеется в строительных магазинах.
С помощью всего одного элемента можно изготовить множество собственных деталей из гипса. Тем более, что полиуретановую модель легко модифицировать, добавляя к ней пластилиновые элементы или отрезая лишние.
Перед использованием модель нужно обработать разделительной смазкой для легкого отделения от нее будущей формы. После подготовки модели можно приступать к основному процессу. Предварительно необходимо смешать силиконовое масло и силикон для того, чтобы увеличить эластичность раствора. Она требуется в случае, когда планируемая форма имеет сложные детали в виде многочисленных завитушек и выступов.
Простая форма применения силиконового масла для своего изготовления не требует. Для соблюдения пропорций массы следует использовать мерный стаканчик. Смесь должна быть тщательно перемешана до однородного состояния.
Перед тем как сделать форму для лепнины, на модель необходимо нанести кисточкой силикон. Он должен проникать во все поры и углубления и не оставлять воздушных пузырьков, которые в дальнейшем могут испортить лепнину. После нанесения первого слоя смеси будущую форму нужно укрепить армированием с помощью марли. Она должна впечатываться в слой силикона, плотно охватывать модель, но не внатяжку.
После высыхания покрытия на образец нужно нанести еще несколько силиконовых слоев, давая каждому из них 2-3 часа для высыхания. Общая толщина покрытия должна составлять около 3 мм. В местах, где планируется наибольшая масса гипсовой заливки, слой силикона должен быть толще. Здесь его удобнее наносить при помощи пистолета.
Если форма имеет сложную конфигурацию и большие габариты, для нее будет нужно изготовить гипсовое основание. В процессе изготовления лепнины это поможет предохранить форму от деформаций. Чтобы сделать такое основание, понадобится любая подходящая по габаритам рама, изготовленная из фанеры или досок. В нее следует установить, не снимая с модели, форму и закрепить ее тем же силиконом.
Затем нужно приготовить раствор из цемента, гипса и клея ПВА, а потом залить им раму и выровнять поверхность. После застывания смеси раму следует аккуратно перевернуть, извлечь копируемый образец из силиконовой формы, а затем отделить от гипса и саму форму. В таком случае обе детали быстрее просохнут. Окончательная сушка основания и формы займет пару дней. После ее окончания можно приступать к отливке лепнины.
Особенности отливки гипсового раствора
Перед тем как сделать лепнину из гипса, готовую форму следует тщательно обработать разделительной смазкой. В сухих местах адгезия гипса с силиконом может повредить форму.
Затем нужно приготовить гипсовый раствор. Во избежание получения комков в воду следует засыпать гипс, но не наоборот. Материал рассыпается по водной поверхности до образования на ней участков, не поглощаемых жидкостью, на 10 частей порошка должно приходиться 7 частей воды.
После этого в течение минуты нужно дать гипсу возможность спокойно осесть. При этом из раствора удаляется лишний воздух. Затем смесь необходимо тщательно и энергично перемешивать, используя дрель с миксером-насадкой. Консистенция смеси должна быть полужидкой.
Добавление клея ПВА, взятого в небольшом количестве и растворенного предварительно в воде, сделает раствор более пластичным и предотвратит растрескивание готового изделия. Слишком длительное перемешивание нежелательно, так как оно может изменить процесс твердения раствора и в дальнейшем уменьшить прочность отливок.
Следующим шагом в технологии изготовления лепнины является наполнение подготовленной формы гипсовым раствором. Выполняя заливку, распределять по ней материал следует вибрирующими движениями. При этом удаляются ненужные пузырьки воздуха, которые могут стать причиной появления раковин на готовой лепнине.
После наполнения формы ее верх следует аккуратно выровнять широким шпателем. Стандартный элемент лепнины сохнет 15-20 минут, после чего легко из формы извлекается, если она была предварительно хорошо обработана разделительной смазкой. Окончательную сушку изделия нужно производить в течение суток при комнатной температуре.
Издавна лепнина на стенах использовалась в роли оформления интерьера помещения. Были времена, когда для изготовления объёмных фигур применялся мягкий камень. В настоящее время пользуются популярностью такие материалы, как гипс и полиуретан.
Из них в заводских условиях изготавливаются элементы, которые помещают в качестве декора для стен. Используют такие образцы и для украшения потолков, каминов, арок и окон.
Стили изделий
Раньше профессиональные мастера все элементы лепнины выполняли самостоятельно. Первая композиция была выработана в стиле барокко, затем популярностью стал пользоваться классицизм. В настоящее время используются множество стилей, в том числе ультрасовременный и модерн.
Интерьер в классическом стиле
Самостоятельное изготовление изделия
- он экологичен;
- обладает стойкостью к повреждениям;
- в нём не заведутся вредные микроорганизмы.
Однако нужно не забывать, что изделие может получиться достаточно тяжёлым, поэтому будут необходимы добавочные способы крепления.
Что нужно для работы
- цемент;
- клей ПВА;
- силиконовое масло и силикон;
- рулетка;
- мерный стакан;
- ножи, стеки, шпатели; кисть.
Поверхность для работы необходимо правильно подготовить, её защищают толстой плёнкой от силикона и гипсовой пыли.
Без опыта не стоит приступать к деятельности, лучше потренироваться на пробных экземплярах, а затем выполнять работу вчистую.
Процесс изготовления
Самостоятельное выполнение лепнины из гипса на стене можно осуществить в несколько этапов. Сначала создаётся эскиз, затем подготавливаются формы и выполняется лепнина, далее монтируется готовое изделие.
Формирование эскиза
Вылепите макет лепнины из пластилина или глины
Создать готовый эскиз для оформления интерьера в квартире, можно, либо развив собственное воображение или отыскав нужную информацию в Интернете и в архитектурных книгах.
По распечатанной версии с помощью глины или пластилина вылепливается макет большего размера, чем будет сама лепнина.
Пластилиновую версию можно будет видоизменять. В случае невозможности выполнения работы, можно купить готовую модель из полиуретана в строительных магазинах.
Приготовление формы
Промажьте форму смесью силикона и масла
При создании формы для отлива используется силикон. Макет из пластилина нужно обработать специальной смазкой и отделить от него форму. Далее, силикон смешивают с маслом для повышения эластичности и покрывают модель, скрупулёзно промазав все трещинки.
Мазки необходимо совершать ровно, не допуская попадания воздуха, чтобы не испортить изделие. Нанося первый слой, форму укрепляют марлей и дают просохнуть 2-3 часа. Толщина образца должна быть не меньше 3 мм. На получившееся мощное изделие наносят толстый слой силикона. Затем форму нужно залить в основание из гипса:
Данное сооружение может помочь прочно закрепить форму во избежание деформации, когда будет происходить заполнение гипсом.
Изготовка лепнины
В раствор добавляют часть клея ПВА для достижения пластичности и крепости, смесь получается, как сметана. Раствор нужно залить в форму, распределяя его движениями с вибрацией. Небольшие детали обрабатывают кисточкой или небольшим шпателем.
Теперь нужно дать изделию просохнуть минут 20. Лепнину удастся быстро достать из формы в случае, если она была хорошо обработана разделительной жидкостью.
Изготовленный экземпляр оставляют до полного просыхания ещё на сутки.
Как смонтировать готовое изделие
Монтируйте лепнину на ПВА или столярный клей
Сделать лепнину на стене для оживления интерьера можно и самостоятельно. Процесс монтажа может выглядеть так:
- Стену очищают от прежней отделки, определяют линии, где будет располагаться изделие с помощью насечек на стене.
- На лепнине тоже можно наметить насечки на внутренней стороне, чтобы изделие лучше сцепилось со стеной.
- Стену и обратную сторону лепнины увлажняют водой и наносят клей ПВА или гипс в смеси со столярным клеем.
- Деталь прикрепляется к стене движениями, напоминающими притирание. Лишнюю смесь удаляют шпателем.
- Крупные детали можно крепить саморезами, а сверху шляпок поместить гипс.
- Образовавшиеся стыки замаскировывают гипсом. Подробное описание процесса приготовления гипсовой лепнины смотрите в этом видео:
Готовый декор очищается от пыли, затем его красят водорастворимой эмульсионной краской. В помещении с повышенной влажностью лепнину стоит ещё покрыть водоотталкивающим раствором.
Особенности финишной отделки лепки
Допуская полёт фантазии, используются различные приёмы декорирования: состаривание изделия, нанесение позолоты или другие эффекты. Применяется имитация под различные фактуры: мрамор, природный камень. Реально даже создание целых картин на стенах.
Лепнина, выполненная своими руками для украшения интерьера помещения, сможет придать ему интересный и законченный вид. Кроме того, подобный вариант будет существовать только в единственном экземпляре.
Подобранный со вкусом архитектурный декор способен преобразить интерьер помещения, придать ему изысканность и превратить обычное жилое помещение в дорогие апартаменты. С помощью лепнины на стенах комната наполниться уникальными оттенками эмоций — от классической строгости и чистоты до царственной пышности. Выбирая для оформления своей квартиры подобные декоративные элементы, следует ориентироваться на свой вкус и требования, которые предъявляет в этом плане выбранный стиль интерьера. Фрагменты орнаментов и лепнина в любом случае должны быть уместными.
История лепнины
Впервые в нашей стране о лепнине узнали на рубеже 17 - 18 веков. Этот декор достаточно быстро завоевал невиданную популярность среди архитекторов, потому что он в силу использовавшегося материала в лучшую сторону отличался от привычной для того времени позолоченной резьбы плавностью форм, особым матовым светом и удивительной игрой светотени. Лепнина прекрасно смотрелась на стенах пастельных тонов - нежно-голубого, светло-зеленого, розового. Довольно быстро лепным декором начали оформлять потолки и окна, камины и арки.
Сначала лепнину изготавливали из дорогого мягкого камня посредством традиционной резьбы по дереву. Но уже скоро на смену пришли более дешевые материалы - алебастр и гипс. Для изготовления таких изделий использовалась смесь из глины или гипса с крошкой мрамора. Важно отметить, что всегда лепнину делали вручную, что придавало каждому фрагменту особый дух оригинальности и отражало талант мастера.
Первое использование лепнины из гипса в украшении интерьеров датируется периодом барокко. Данный стиль отличался причудливостью собственных изгибов. И такой декор как нельзя лучше смягчал округлостью своих форм прямые линии. В период барокко наиболее часто «лепили» изображения ангелочков и амуров, букеты цветов, гирлянды из листьев, фруктов и плодов. На закате 18 столетия сказочное безумство и пышность барокко уступило место строгому классицизму.
Элементы лепнины в классическом стиле подчеркивали все горизонтали и вертикали интерьера. В силу лаконичности и симметричности орнаментов классицизма, рельеф лепного декора противопоставлялся гладким поверхностям и правильным геометрическим фигурам. С началом 19 столетия в Россию пришел новый стиль ампир, и усилилось внимание к военной тематике. В декоре наиболее часто использовались лавровые венки, оружие и факелы. С приходом модерна лепнина снова наполнилась кривыми линиями, весьма простыми и лаконичными.
Современные тенденции
Мода сегодняшнего дня в себе сочетает элементы декора барокко и модерна, классицизма и современных стилевых направлений, к примеру, лепнина 3д. Не иссякла потребность в лепнине, как и раньше эти украшения дорого ценятся любителями архитектурного изыска. Когда речь заходит о декоративном украшении интерьера, у лепнины почти не остается конкурентов. Лепнина придает внутреннему убранству комнат особый шик, что сравним с красотой античных театров.
Лепнина служит сегодня рельефным украшением фасадов зданий и внутреннего пространства. Ассортимент достаточно многообразен: колонны, карнизы, пилястры, потолочные розетки, кронштейны, купола, розетки и другое. Лепной декор на данный момент выступает самым распространенным видом декора, позволяющим копировать исходную модель многократно.
Гипсовая лепнина
Обычно на протяжении веков для изготовления лепнины применялся гипс. Благодаря теперешним пластифицирующим компонентам изготавливаемая гипсовая лепнина выгодно отличается стойкостью к механическим повреждениям и существенной прочностью. Прекрасные физические свойства гипса дополняются эстетическими характеристиками. Преимущество гипсового декора кроется в том, что гипс - это натуральный материал.
Гипс устойчив к плесени, его поверхность не служит благоприятной средой для обитания микроорганизмов. Но у подобной лепнины существует несколько недостатков, главный из которых - тяжелый вес, что приводит к некоторым проблемам во время монтажа. Иногда несущие конструкции не выдерживают вес изделия.
Полиуретановая лепнина
Лепнина из полиуретана составляет соперничество гипсовым изделиям. Полиуретан устойчив к пагубному воздействию воды и колебаниям температуры, это очень легкий материал, что позволяет закреплять лепнину из полиуретана на потолках при помощи клеевых смесей. Благодаря пластичности можно изготавливать полиуретановую лепнину любой сложности. И когда захочется изобразить что-то крайне необычное, то вы сможете это легко сделать.
Из-за природных свойств полиуретан тяжело расплавить. Соответственно, полиуретановые изделия можно размещать в непосредственной близости от раскаленных светильников. Именно поэтому лепнина европласт получила в интерьере квартир широкое распространение. Помимо этого, полиуретан в отличие от гипса легко поддается покраске, существенно расширяя дизайнерские возможности.
Изготовление лепнины
Вы уже знаете, что лепной декор способен лучшим образом преобразить жилое помещение. При желании можно купить лепнину. А можно пофантазировать и изготовить изделие своими руками. Чтобы самостоятельно сделать украшение из гипса, рекомендуется обратить внимание на несколько основных этапов процедуры, следуя которым получиться изготовить много интересных вещей для своего интерьера.
Эскиз для создания украшений
Технология изготовления лепнины включает последовательное выполнение нескольких задач, а начинать изготовление изделия стоит из создания модели украшения из пластилина. Модель необходима для того, чтобы в будущем по ней отлить гипсовое украшение. Делается пластилиновая модель несколько больше, чем предполагаемый предмет. Использование пластилина позволяет менять форму вещи неограниченное количество раз, пока не выйдет то, что вам нужно.
После изготовления модели необходимо выполнять действия в такой последовательности. Разведите гипс до консистенции сметаны, после чего нужно нанести первый слой на эскиз с помощью кисточки, чтобы все углубления тщательно промазать. Второй и остальные слои гипса принято наносить лопаточкой. Всю массу оставьте на один час сушиться, затем снимите с пластилиновой модели форму.
Если предмет имеет внушительные размеры, после первого слоя гипса уложите арматуру из медной сетки. Завершающим этапом создания формы для лепнины выступает покрытие эскиза шеллаком или мебельным бесцветным лаком с внутренней стороны. Это необходимо сделать, чтобы при отливке изделия не приставал гипс.
Изготовление изделия
Когда готов эскиз для лепнины, можно приступить к процессу изготовления изделия. Прежде всего, подготовьте материал, то есть разведите гипс до консистенции, что похожа на консистенцию сметаны. Заливать материал необходимо так: сначала залейте в форму небольшое количество гипса и кисточкой распределите в мелкие углубления. При распределении состава следите, чтобы в нем не образовались пузырьки воздуха.
После распределения гипса по углублениям вылейте оставшийся материал в форму таким способом, чтобы заполнить ее гипсом до самого основания. Поверхность нужно разровнять шпателем до образования идеальной гладкости по возможности. Это нужно, чтобы при монтаже лепнина на потолке ровно ложилась. Гипс твердеет около суток. Хорошо высохшее изделие немного звенит при постукивании.
После затвердения материала гипсовое изделие аккуратно вынимается из формы. При необходимости все недостатки можно устранить с помощью скальпеля. Финальной работой выступает шлифовка лепнины мелкой наждачной бумагой для устранения поверхностных изъянов.
Монтаж лепных изделий
Монтаж лепнины проводится просто и быстро. Прежде всего, нужно очистить участок, на который планируется клеить изделие, от побелки и других загрязнений. Если был выбран карниз в качестве украшения, то необходимо отметить точные границы его пролегания, а для потолочных розеток - нарисовать круг, в который изделие будет монтироваться.
После набрасывания участков с помощью зубила сделайте в изделии и на поверхности насечки. Это нужно для лучшего сцепления клеящейся основы с материалом. Клеят лепнину на раствор из гипса, куда добавляют столярный клей в пропорции 3% клея от массы раствора. Затем подготовленная поверхность стены или потолка смачивается водой, лепные детали тоже смачиваются, и на них наносится кисточкой раствор. Установив лепное изделие на место, его следует слегка подвигать, и шпателем снять излишки раствора.
В завершении гипсовую лепнину стоит покрасить. Чаще всего используют водорастворимую эмульсионную матовую краску для потолков. Чтобы не допустить разницы в цвете, рекомендуется производить покраску лепнины вместе с потолком. Гипсовые изделия обязательно должны полностью высохнуть, их нужно очистить от пыли. Если лепной декор установлен в помещении с увеличенной влажностью, то лепнину подвергают пропитке влагоотталкивающими растворами.
Современные помещения отличаются однообразием: параллельные вертикальные и горизонтальные плоскости создают квадратное или прямоугольное пространство. От обыденной и привычной обстановки можно уйти, и наиболее часто используемым и эффективным из способов считается лепнина или панно лепнина в интерьере, которая способна удачно подчеркивать достоинства комнаты и визуально выделять наиболее важные акценты в помещении.