Дизайн информационной графики в сми. Инфографика для сми

». Это была часть большого совместного проекта мировых СМИ. Журналисты получили инструмент для работы, а про возможности инфографики узнало еще больше людей. В этом руководстве собраны примеры работы с данными именно в журналистике и описаны принципы работы разных команд.

В 1850 году медсестра Флоренс Найтингейл рассказала в графиках о причинах гибели солдат во время Крымской войны. Как медик она видела, что больше потерь не от ранений, а от заболеваний, которые можно было предотвратить. Как математик она сумела это доказать в диаграммах. А в 1900 году на Парижской выставке были вывешены десятки плакатов с визуализацией данных. Они были созданы без компьютера, автор-социолог раскрасил их все вручную.

Генеральный атлас мира, который вышел в 1854 году, включал в себя графический анализ длины рек и высоты гор по всему миру. Образцы викторианской инфографики очень проработаны, они тоже создавались средствами ручной графики.

Сейчас новые сложные проекты выходят в крупных СМИ и студиях. Через графику показаны огромные массивы данных — это большая работа аналитиков, программистов и дизайнеров. Часто в команде один и тот же человек хорошо разбирается и в коде, и в верстке.

Прежде чем работа начата, важно выяснить, для кого и зачем ее делать. Инфографика это не универсальное средство собрать крутой продукт. Иногда лучше работает простой текст, фотография или видео-обзор. Аудитория и ценность информации для нее определяют, в каком формате должны быть показаны данные.

Круг вопросов

Чтобы посмотреть, какие этапы проходит инфографер в своей работе, мы решили визуализировать что-нибудь простое и знакомое. Я выбрала рецепт овсяной каши. Это несложное блюдо, но видео-рецепт или гифка здесь тоже подойдут. Зато картинку можно распечатать и повесить на холодильник. Предположим, что нашему читателю как раз это и нужно.

Определяем вопросы, на которые ищут ответы чаще всего, если дело касается приготовления овсяной каши. Вот что выдает поиск по гугл-трендам:

Активнее всего ищут самый простой рецепт рецепт, а в трендах видим, что набирает популярность запрос про приготовление в мультиварке и с использованием молока. Здесь выбираем, что нам нужнее. Я беру тот что с молоком, но без мультиварки. Смотрим топ запросов и определяем свои задачи.

Как приготовить овсянку: рецепт на молоке. Нужно узнать:

  • соотношение молока и крупы;
  • время варки
  • время настаивания под крышкой;
  • добавки к готовой каше.

Забавный факт: максимум запросов в прошлом году пришелся на конец января (31 число) по 6 февраля. В этом году с 15 по 21 января. Если нам нужна история, можно было бы поискать и выяснить другие популярные запросы этих периодов. В первом случае можно предположить, что кто-то готовится к пляжному сезону и меняет питание, а во втором — что новогодние праздники прошли бурно и нужна диета.

Какие инструменты и навыки нужны?

Инфографика это продукт многих знаний и инструментов. Можно подойти к работе как аналитик, дизайнер или иллюстратор. Но главное в работе с данными — их смысл. Если тема становится понятнее, данные принесли пользу или какая-то проблема решена, значит, ваша работа сделана хорошо.

Чаще всего визуализацию делает команда, в которой есть нужные мастера. Если вы пробуете создать инфографику самостоятельно, применяйте простые инструменты. Саму верстку можно создать в Adobe Illustrator, а примерный вид диаграмм получить в Microsoft Excel.

Можно копировать работы, которые нравятся. Это поможет изучить инструменты, понять, чем конкретная инфографика вас привлекла. Для кругозора и в качестве упражнения можно посмотреть канал в Телеграме «Что понравилось в картинке» . Автор каждый день выкладывает что-то и оценивает, чем зацепил дизайн.

Онлайн-инструменты помогают визуализировать большие данные, а конструкторы с шаблонами дают готовые простые решения. Какие из них вам пригодятся зависит от конечной цели работы и той аудитории, которой она адресована.

Композиция

Что главное?

Читатель «Нетологии» скорее всего просматривает этот текст слева направо и сверху вниз. Это правило работает и для композиции нашего рецепта. Если есть самый большой, самый цветной или другой «самый» элемент, который сильно выделяется, сначала зритель посмотрит на него. Но потом все равно слева направо и сверху вниз — так устроен наш мозг. Если вы, к примеру, японец, тогда вам будет удобно читать и справа налево. Такие вещи надо учитывать при создании инфографики.

Что побочное?

Таймлайн. Данные о времени у нас есть для всех стадий — эти данные однотипны. Мы собираем их в одну цепочку — таймлайн, который покажет сразу весь процесс в переложении на часы и минуты. Удобнее всего расположить его ближе к границе композиции, по ходу чтения рецепта. Так, чтобы на каждой стадии можно было свериться.

Дополнение или совет, кулинарная хитрость. Это мы добавим к основным элементам. Мы будем использовать оттенки одного цвета — основного, а еще добавим элементы, близкие по яркости. Если нужна была интерактивная версия, то вообще убрали бы эти пояснения на второй слой. Навел курсор или коснулся экрана — всплыла подсказка. Тогда это уже был бы поп-ап. Вот удобный сервис для того, чтобы расставить такие элементы по готовому макету.

Я рассказываю как приготовить кашу на молоке из цельных овсяных зерен. В дополнение выношу совет про овсянку «по-английски».

Цвет

Как правило, в информационных визуализациях используют не слишком много цветов — это упрощает восприятие материала. Основной цвет — один, в палитре всей работы еще два-три дополнительных. Сближенные оттенки и спокойная гамма, или контраст и яркие цвета: выбор зависит от цели инфографики. В этой работе основной цвет спокойный, его дополняют оттенки зеленого. Понимаем, что тут расскажут что-то про природу и хозяйство.

Можно пользоваться сервисами, которые собирают палитру. Например, Coolors . Он генерирует палитры, но можно выбрать из шаблонов готовое цветовое решение.

Более результативный и основательный подход — смотреть хорошую живопись, дизайн, фотографии, архитектуру и путешествовать.

  • Отдел исторических карт Нью-Йоркской публичной библиотеки
  • Коллекция снимков времен Великой депрессии с привязкой к карте и поиском по автору
  • Глава Readymag Design School «Цвет» — немного теории и пять мнений о цвете в дизайне, кино, фотографии. У Рэдимаг есть такие же блоки про сетку и типографику .

Некоторые цвета устойчиво ассоциируются у зрителя с конкретной темой. Например, космос — это, скорее всего, черный или темно-синий. Но эта инфографика тоже про космос, хотя автор справился и без черного.

Онлайн-инструменты

Если бы нам нужно было нарисовать карту того, где и как готовят овсянку, мы могли бы сделать это в Пиксельмап . Здесь нужно выбрать территорию, настроить цвета и элементы, добавить свои данные. Карта доступна в виде HTML-кода или изображения *.png.

Для создания интерактивных графиков — Инфограм . Данные заносим в таблицу, напоминающую Эксель, настраиваем тип графика и цветовую гаммы. Если данных много — можно выбрать способ переключения между вкладками. В бесплатной версии готовую работу вы заберете в виде ссылки для сайта или блога. Скачивание или печать доступны только после оплаты.

, еще можно читать dataviz.ru .

  • Канал Рациональные числа публикует карты, интересные рейтинги и неожиданные данные — здесь можно просто вдохновиться фактурой.
  • Советы на Хабрхабре от российских дизайнеров — что читать и чему учиться. Рекомендуют изучать базу: книги Таффти, Чирхольда, Итенна. Это про композицию, цвет, верстку и типографику. В тексте есть активные ссылки на магазины или онлайн-версии книг, еще курсы для дизайнеров и разработчиков. Материал отвечает на вопрос «с чего начать?».
  • Как сделать свою работу лучше

    Мой рецепт овсянки готов. Теперь нужно оценить свою работу — что можно было бы улучшить. Мне не нравится «дыра» в левой части рецепта. Процесс приготовления понятный, но таймлайн можно сделать изящнее. Идея с дорожками цвета от продуктов к стадиям мне нравится, но желтое масло пропало на желтом фоне. Внимательный читатель найдет еще много такого, что можно улучшить в этой картинке.

    Взялись за новую тему — посмотрите, что делают про это другие. Этот Оливье сделала команда журнала Инфографика .

    Кулинарная книга в инфографике — здесь несколько рецептов.

    Самокритика и оценка чужих работ помогают, если вы в целом хорошо к себе относитесь и не склонны без конца редактировать хорошее решение. То, что сделано и опубликовано — реально. Незаконченные, допиливаемые работы, которые никто никогда не увидит — это виртуальное творчество, которое лишает вас следующей важной части рабочего процесса.

    Обратная связь. Замечания и критика после публикации

    Разработчики новостных приложений в Chicago Tribune говорят: «Терпи неудачу быстро». Как только стало ясно, что задача переусложнена или не принесет пользы, от нее тут же отказываются. В команде ошибки всплывают быстрее, но инфографер-одиночка тоже может получить обратную связь через свои публикации.

    Визуализация данных — использует большие наборы данных с меньшим количеством ручной работы над дизайном; базируется на алгоритмах. Например, интерактивная работа New York Times .

    Визуальное искусство — однонаправленное кодирование. Красивые, но трудно поддающееся расшифровке визуализации, например, вычислительное искусство Кунала Ананда.

    В чем проблема?

    В итоге многие работы привлекают только изощренных пользователей, но не позволяют вникнуть в суть вопроса непосвященным читателям, тем самым причиняя вред цели визуализации – информировать общественность. Именно поэтому настолько важно осознать и понять проблему визуальной грамотности в контексте визуализации.

    Новая «визуальная грамматика» журналистики

    Приведу в пример три работы, которые экспериментируют со способами представления интерактивной журналистики. Они выглядят внушительно, но и их интерпретация может стать для многих непростой задачей.

    Права гомосексуалистов в США, штат за штатом

    Вышеупосянутые данные нужны нам для того, чтобы понять и предсказать, в каком случае завязавшееся в сети обсуждение выльется в приток посещений на сайт Таймс, а когда этого не произойдет. Нам важно знать, каким образом распространение информации из уст в уста может привести на сайт читателей, подписчиков и доход; как Таймс может улучшить свое участие в онлайн дискуссиях, чтобы стимулировать вовлеченность читателей; как мы можем идентифицировать по-настоящему влиятельных пользователей или лидеров мнений, которые мотивируют пользователей взаимодействовать с контентом издания и как Таймс может вовлечь этих влиятельных пользователей, удовлетворив при этом их собственные потребности и интересы. Проделав эту работу, мы можем превратить тот статистический анализ, который вы увидите ниже, в изящные, художественные потоки данных в реальном времени.

    Обработка потоков, архивирование сессий, хранение и управление информацией сами по себе — гераклов труд. Но гораздо более сложная задача состоит в преобразовании красивых больших данных в применимое на практике, значимое и способное помочь в принятии решений знание. Мы обнаружили, что визуализация — один из самых важных путеводителей в этом поиске знаний, необходимых для понимания того, где нам стоит искать и что именно мы должны найти в нашем статистическом анализе.

    Например, вот три визуализации, которые помогли нам получить определенное знание. В виде линий и точек на них отображены каскады твитов и ретвитов, связанных с тремя различными публикациями в Таймс. Эти данные мы объединили с информацией об уровне кликабельности каждой статьи, она синхронизирована по времени с твитами и выглядит как диаграмма черного цвета под каждым каскадом. Каждый график рассказывает новую историю о взаимодействии с контентом.

    Вокруг первой статьи возникло большое обсуждение в Twitter и несколько больших скачков трафика. Но, похоже, что уровень кликабельности не зависел от обсуждений в Twitter: самый большой скачек трафика, выделенный на графике голубым цветом, произошел, когда наблюдалась очень низкая активность в микроблогах. В этом случае, вероятно, вовсе не дискуссия в Twitter, а заметная ссылка на нашу публикацию в стороннем блоге или новостной статье, привлекла большое количество трафика.

    1 и 2 июня 2013 года в Санкт-Петербурге пройдет третья всероссийская конференция «Информационная графика и информационный дизайн». На конференции выступят российские и зарубежные специалисты. Как обычно мы соберёмся для того чтобы послушать друг друга, рассказать о последних веяниях в инфографике, и подзарядиться всеобщей энергией инфографирования. Организаторы конференции: российское отделение общества новостного диайна (SND Russia), фонд «Новая Евразия».

    Напоминание! В субботу и воскресенье, 1 и 2 июня 2013 года, пройдет конференция. Её программа:

    10:00 – 12:00 Хавьер Саррацина, The Boston Globe, Руководитель отдела инфографики (Infographics director) Внутри газетной графики. Графические истории в The Boston Globe : от снежной бури до теракта на марафоне.(Inside Globe Graphics: Visual storytelling at The Boston Globe , from Snow blizzards to the Marathon attacks)
    12:00 – 12:30 Кофе-брей к
    12:30 – 13:30 Александр Тимофеев, Анатолий Тимофеев«Три истории от авторов про «Сто историй
    о подземном городе»
    13:30 – 15:00 Обед
    15:00 – 16:00 Алексей Новичков, «РИА Новости», заместитель руководителя отдела инфографики «Инфографика должна быть…»
    16,00 – 17:00 Михаил Симаков, «Московские новости », ведущий дизайнер отдела инфографики «Yo! Инфографика - это хоккей!»
    10:30 – 12:00 Фернандо Баптиста, National Geographic, старший графический редактор (Senior graphics editor) Как делать графику в National Geographic (How to make a graphic in National Geographic)
    12:00 – 12:15 Перерыв
    12:15 – 12:55 Надежда Андрианова, «РИА Новости» «Как мы сделали Останскинскую башню»
    13:00 – 13:40 Павел Шорох, «РИА Новости», Руководитель студии инфографики «Создание сложных интерактивных проектов в студии инфографики «РИА Новости»
    13:40 – 15:00 Обед
    15:00 – 16:00 Максим Горбачевский, Ирина Доброва, Infographer . ru Основатели «Инфографика в бизнесе. Клиенты: обучать нельзя скрывать»
    16,00 – 17:00 Николай Романов, Журнал «Инфографика», Главный редактор «Другая сторона инфографики: на службе у отдела маркетинга»

    Участие в конференции бесплатное, но предварительная регистрация обязательна .

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Инфографика как средство визуальной коммуникации в современной деловой прессе. Специфика деловой прессы. Жанровая система деловой прессы. Анализ инфографики в газетах "Биржа" и "Коммерсантъ". Графическое представление больших массивов информации.

      дипломная работа , добавлен 11.07.2014

      Инфографика как средство визуальной коммуникации. Основные требования проектирования графического способа подачи информации. Особенность создания многостраничного издания. Анализ подготовки макета и верстки. Проведение работы над зрительными разворотами.

      дипломная работа , добавлен 29.08.2017

      Особенности прессы как основного средства рекламы, ее достоинства и недостатки. Характеристика региональных печатных изданий. Реклама в прессе на алкогольную продукцию компании "Довгань". Анализ ежедневного журнала деловой прессы "КоммерсантЪ".

      курсовая работа , добавлен 13.06.2009

      История возникновения и развития деловой прессы в России. Типология деловых изданий, жанры деловой журналистики. Анализ развития современной деловой прессы России (на примере газеты "Коммерсантъ"). Концепция газеты "Коммерсант", основные рубрики, дизайн.

      курсовая работа , добавлен 13.04.2012

      Интервью как жанр периодической печати, его разновидности. Этапы работы над интервью. Критерии оценки качества (особенности интервью в деловой прессе). Рекомендации по повышению эффективности интервью в газетах "Бизнес курс", "Коммерческие вести".

      курсовая работа , добавлен 01.04.2009

      Жанровые формы промышленной публицистики. Зарождение и развитие деловой журналистики. Раскрытия темы промышленности в региональных печатных СМИ на примере общественно-политической газеты "Новый мир". Деловые издания Европы: история и современность.

      дипломная работа , добавлен 20.12.2012

      Основные способы обогащения лексического запаса языка. Неологизмы, их понятие, способы образования, особенности использования в прессе, классификация и взаимосвязь с варваризмами и заимствованными словами. Стилистические особенности современной прессы.

      курсовая работа , добавлен 20.11.2009

    Инфографика из инструмента контент-маркетинга превратилась в инструмент PR. Компании все чаще представляют новости, информацию о себе, итоговые отчеты не в текстовом формате, а в виде инфографики, которую потом отправляют в СМИ, размещают на своих сайтах или в блогах. The London School of Public Relations выделила 9 типов инфографики. А мы в расскажем о том, для каких PR-целей лучше подойдет тот или иной тип инфографики. И в качестве бонуса - лучшие для создания инфографики.

    Один из самых распространенных видов инфографики - статистическая. Она хорошо работает, если вы сделали какое-нибудь уникальное отраслевое исследование, что само по себе отличный информационный повод.

    Это, строго говоря, не сервис для создания инфографики, а каталог готовых темплейтов, которые нужно скачивать и потом адаптировать под свои цели в Photoshop или Adobe Illustrator. Тому, кто хорошо ориентируется в этих программах, возможно, такое решение покажется более удобным, чем конструировать инфографику в различных сервисах. Поэтому мы подумали, что будет полезно включить сайт в наш список. Тем более, что мы и сами им с удовольствием пользуемся.

    Не все темплейты бесплатны - ищите те, на которых стоит значок Free. Помимо собственно инфографики на сайте можно скачать готовые иконки, лого и даже шаблоны для создания дизайна надписи на пакетах. Все бесплатные темплейты собраны в

    © Смирнова Е.А., 2012

    УДК 070 ББК 76.120.4

    ИНФОГРАФИКА В СИСТЕМЕ ЖУРНАЛИСТСКИХ ЖАНРОВ

    Е.А. Смирнова

    В статье рассматриваются особенности инфографики как информационного жанра журналистики. Представлена методика создания инфографических материалов и требования к ним.

    Ключевые слова: дизайн, инфографика, визуализация, жанры журналистики, оформление периодических изданий.

    Одно из приоритетных направлений современного дизайна периодических изданий -тенденция к максимальной визуализации содержания. Визуальная коммуникация - передача сообщений, эстетически привлекательных, информативных, способных вызывать эмоциональный отклик у аудитории. Визуальная коммуникация объединяет речь (текст при чтении «озвучивается» - проговаривается), опредмеченную при помощи символов (шрифта, рисунок которого также способен создавать определенный уровень восприятия), графические элементы (иллюстрации и декоративные элементы самого различного плана), цветовые решения (при этом надо учитывать, что цвет символичен как сам по себе, так и в сочетаниях). Такое синкретичное объединение, создаваемое дизайнером, рождает образы, в свою очередь декодируемые аудиторией. Успешная коммуникация зависит от соотнесенности знаний («кодов») журналиста, оформителя и читателя.

    К относительно стабильным графическим средствам, используемым в оформлении периодических изданий, можно отнести шрифты. Как правило, их набор ограничен в структуре издания и постоянен на протяжении длительного времени. Выбранные исходя из различных соображений (читательской аудитории, типа издания, вкуса редактора или оформителя), шрифты, как текстовые, так и заголовочные, становятся визитной карточкой издания.

    Самым ярким маркером, атрибутирующим содержание публикации, является иллюстрация. К тому же, по наблюдениям психологов, именно она в первую очередь воспринимается читателем. Среди разновидностей иллюстраций исследователи выделяют рисунки, фотографии и инфографику.

    Первыми стали использовать сочетание графики и текста издатели газеты «USA Today», запустившие свой проект в 1982 году. За несколько лет газета вошла в пятерку самых читаемых изданий страны. Одним из наиболее заметных и востребованных читателями нововведений «USA Today» стали детальные, хорошо прорисованные картинки с поясняющими комментариями - инфографика. Американские читатели быстро поняли и приняли преимущества такого способа передачи информации: инфографика передавала сообщение быстрее, чем текст (один качественно сделанный рисунок заменял несколько страниц текста) и подробнее, чем стандартная иллюстрация (благодаря детальности рисунка и точным тезисным комментариям). Со временем выяснилось, что инфографика -это не только технология, не только бизнес, но и искусство. При этом степень владения этим искусством напрямую влияет на доходность издательского бизнеса. Именно поэтому сегодня такие журналы, как «Esquire» и «New-Yorker» выделяют на создание инфографики трех ведущих дизайнеров и одного журналиста - автора стержневой идеи.

    Инфографика традиционно рассматривается именно в системе иллюстрирования (биль-дредактирования) периодического издания.

    В.В. Тулупов, определяя инфографику, говорит, что это карты, таблицы, схемы и прочее, при этом уточняя, что ее цель - наглядно иллюстрировать публикацию . Однако, на наш взгляд, суть инфографики выходит за рамки только иллюстрирования: она представляет собой синтетическую форму организации журналистского материала, сообщение, включающее в себя, во-первых, визуальные элементы, а во-вторых, тексты, эти визуальные элементы поясняющие. Инфографика как способ подачи информации имеет ряд преимуществ. Во-первых, инфографика представляет собой визуализированное через графические объекты сообщение. С учетом того, что современные читатели в большинстве своем визуалы, то есть лучше усваивают информацию, воплощенную в визуальных образах, коммуникация от отправителя сообщения (в нашем случае СМИ) к получателю (читателю) становится наиболее успешной. Во-вторых, инфографика по своей сути - полезная информационная нагрузка, максимально исключающая информационный шум. Наконец, любая инфографика дает концептуализацию темы, поскольку выбор того или иного образа, визуализирующего сообщение, предполагает точный отбор графических решений.

    На наш взгляд, инфографика существует в двух формах: как вид иллюстрации и как особый синтетический журналистский жанр (чаще всего - информационный).

    Как вид иллюстрации рассматривать инфографику необходимо в том случае, если она выполняет соответствующую функцию. Как правило, в этом случае инфографика сопровождает аналитические тексты, поясняя их, причем текст превалирует над иллюстрацией.

    Инфографику как особый синтетический журналистский жанр можно выделить по следующим критериям. Предмет инфографики как жанра - событие или совокупность событий, чаще всего включающих большое количество однотипных сведений (количественных и качественных данных). Цель при этом -дать визуальное представление об информации, данных и знаниях.

    Метод создания инфографики достаточно специфичен, поскольку требуется объединение усилий журналиста, предоставляющего сведения, и дизайнера, эти сведения визуализирующего.

    Любое изображение - от таблиц до графики - представляет собой интерпретацию идей или данных. С одной стороны, при создании инфографики необходимо умение подавать факты таким образом, чтобы читатель сам их интерпретировал, делал выводы самостоятельно. С другой стороны, совокупность усилий редактора и дизайнера должна быть направлена на актуализацию сути информации, которая содержится в инфографике, с помощью различного рода акцентов, чтобы инициировать эту интерпретационную деятельность, подтолкнуть читателя к определенным выводам. Причем это должна быть не подтасовка фактов, а стратегия издания - стремление передать смысл публикации максимально быстро и наглядно. Другими словами, инфографика - это чтение для нечитателей, которые слишком заняты, чтобы читать большое количество текста, но все еще хотят быть хорошо информированными, и выходом здесь может стать максимально возможная визуализация информации.

    С функциональной точки зрения любая инфографика должна давать ответы на традиционные вопросы: что? кто? где? когда? как? зачем? почему? В этом инфографика сближается с традиционными журналистскими жанрами, прежде всего информационными. Однако в числе жанрообразующих факторов необходимо назвать такие, как символизация обозначаемого (способность передавать целостное содержание через систему визуальных образов), целостность текста и изображения (поскольку инфографика - жанр синтетический, представляющий собой единство текста и изображения), декодируемость составляющих (способность аудитории интерпретировать инфографику в соответствии с авторским замыслом) и игра (инфографика должна быть не только информативной, но и привлекательной, и, в конце концов, нескучной).

    Таким образом, можно отметить следующие особенности инфографики:

    Наличие графических объектов;

    Красочное представление;

    Внятное и осмысленное представление темы.

    Инфографика - это визуализированные статьи, в которых главную роль играет фак-

    тическая информация. Для создания графической интерпретации сложной информации, для того, чтобы ее можно было быстро просматривать и легко схватывать, могут быть использованы все элементы графического дизайна: шрифтовое оформление, рисунки, фотографии, цвет, линейки, рамки и т. д.

    Практики называют среди основных правил создания инфографики такие, как:

    Простота (= быстрота восприятия и удобочитаемость);

    Одна идея в одной работе (= актуализация информации);

    Ручная графика (= интерпретация информации, факты + мнения).

    Создание инфографики предполагает ее разработку в двух уровнях: концептуальном (стратегическом) и уровне реализации (тактическом).

    Уровень концепции.

    1. Формулирование цели создания инфографики и - самое главное - определение аудитории, для которой она предназначена. Это обусловит выбор графических (типографических, цветовых и т. п.) решений, систему используемых образов, ресурсы инфотеймента.

    2. Сбор определенного количества данных, материала по теме. Данные могут быть представлены в различных форматах: это может быть и текстовый контент, и графика, и видеоматериалы, и страницы таблиц и т. д.

    3. Анализ и обработка информации. Собранный материал необходимо проанализировать и обработать, привести к одному знаменателю, что обусловит целостность графической идеи, - обычно это неоформленные графики, гистограммы и др.

    4. Выбор доступной визаулизации. Весь материал компонуется, приводится в красивый наглядный вид. Выбирается формат (в зависимости от целей и количества данных, формата издания): презентация, слайд-каст, одностраничная картинка, видеоролик.

    Уровень реализации:

    Разбить текст на элементарные составные части: данные, цифры, время, место, референты, мнения, комментарии и т. д.;

    Оценить возможность их визуализации или же сохранения в вербальном формате;

    Решить, будет ли образ конкретен или абстрактен; насколько он соотносится со

    стереотипом; насколько хорошо знаком аудитории;

    Стилизация изображений (важна гармония между формой и содержанием);

    Преобразование статистической информации в графики и диаграммы, поиск путей сочетаемости диаграмм с точки зрения композиции;

    Привязка событий ко времени (создание тайм-лайнов, выбор символьного или цифрового выражения времени). Необходимы исторические ориентиры, помогающие читателю соотнести образы и время;

    Компоновка пространства будущей графики (выявление причинно-следственных связей между различными частями текста, расстановка событий по порядку, расстановка читательских приоритетов: что главное, а что вспомогательное, подбор или написание текстовых вставок -коротких и ясных, проверка точности информации);

    Окончательная сборка графики (желателен эскиз);

    Создание заголовка и подзаголовка (номинативных, неметафоричных);

    Проверка и редактура инфографики (текста и изображений, а также авторских прав). Хорошая инфографика, которая служит

    интересам читателя, - это та, в которой интегрированы и присутствуют все части:

    Заголовок (желательно полный);

    Предложение или параграф сразу под заголовком, объясняющие, почему данная информация важна и о чем данный график;

    Тело, которым и является сам график, таблица, карта или диаграмма;

    Строка с указанием источника, в которой указано, откуда поступила вся информация. Заголовок или объясняющий подзаголовок не всегда необходимы, например, когда из контекста понятно, о чем данная инфографика. Строка с указанием источника также иногда отсутствует, но все-таки следует приложить все возможные усилия, чтобы раскрыть данный источник, сделать информацию более заслуживающей доверия.

    Е.А. Смирнова. Инфографика в системе журналистских жанров

    Основной принцип создания любой инфографики прост: не следует озадачивать читателя, заставляя его расшифровывать символику цвета, значение фигур, значимость цифр и т. д. В этом плане продолжает работать правило пресс-дизайна: «Лучший дизайн - тот, которого не видно». Развлекательная ценность инфографики никогда не должна препятствовать передаче информации.

    При создании инфографики как журналистам, так и дизайнерам необходимо придерживаться определенных правил.

    1. Используйте точные цифры. Всегда проверяйте и перепроверяйте. При этом и журналисты, и дизайнеры должны использовать одни и те же цифры, чтобы визуальные и вербальные компоненты материала гарантированно образовывали единое целое.

    2. Дизайнеры должны точно понимать важность инфофактов и соответствующим образом интерпретировать их, например, выделяя одни цифры и опуская неважные или вводящие в заблуждение.

    3. При необходимости переведите или адаптируйте инфофакты, сделав их максимально понятными для потребителя информации. Если суммы в долларах подвержены инфляции, если цифры даны на душу населения или являются конкретными, если цифры округлены - скажите об этом читателям с помощью разъясняющих примечаний.

    4. Убедитесь в том, что величины (пропорции, выраженные в цифрах) в таблицах или схемах верны. Первоначальная единица измерения должна быть одной и той же, чтобы величины можно было нормально сравнивать. Если единицы измерения разные, точно конвертируйте величины, например, мили в километры.

    5. Разумно используйте пространство. Слишком много белого пространства в инфографике оставляет «лакуну» на странице (это особенно недопустимо в газетах, потому что в них идет постоянная борьба за ценное пространство).

    6. Инфофактов должно быть столько, сколько это нужно для того, чтобы рассказать историю, инфографика не должна быть перегружена большим количеством информации. При необходимости можно дать несколько ин-фограмм, инфосхем и т. д.

    7. При создании дизайна всех заголовков, подзаголовков, блоков объяснения, цифр необходимо учитывать удобочитаемость шрифта.

    8. Иллюстрация или визуальное обыгрывание образов в инфографике не должны препятствовать пониманию информации из-за того, что они слишком сильно бросаются в глаза или создают перегруженный фон.

    9. В подписях к иллюстрациям нужно аккуратно (даже минимально) использовать цвет (кроме случаев, когда это абсолютно необходимо для понимания). Цвет, как и любой элемент из составляющих инфографику, должен применяться функционально.

    Таким образом, совокупность жанрообразующих факторов позволяет говорить об инфографике как о жанре, причем жанре информационном, задача которого - сообщить, дать представление о событии (цепочке событий), ситуации в конкретном пространственно-временном континууме. Отметим, что материалы, выполненные в жанре инфографики, автономны, идут под своими заголовками и, как правило, имеют достаточно большую площадь на полосе. Чаще всего такая инфографика встречается в журнальной периодике и в интернет-СМИ. Причем последние активно используют этот жанр, обогащая его за счет своих специфических возможностей (анимация, 3D-изображения и т. д.).

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Техника и технология СМИ: печать, телевидение, радио, Интернет / В. В. Тулупов [и др.]. -СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2006. - 320 с.

    THE INFOGRAPHICS IN THE SYSTEM OF JOURNALISTIC GENRES

    The article is devoted to peculiarities infographics as information genre of journalism. It also reveals the methodology of creating infographic materials and requirements to them.

    Key words: design, infographics, visualization, journalism genres, editorial design.