Послание президента рф какой стиль. Ежегодные послания президента РФ Федеральному собранию
Послание президента РФ Федеральному Собранию является конституционной обязанностью главы государства - по закону, он должен выступать с таким обращением ежегодно. В нем излагается позиция главы государства по основным направлениям внутренней и внешней политики на текущий год и ближайшую перспективу, а также информация о важных решениях главы государства, принятых им в соответствии с его конституционными полномочиями. В своём выступлении глава государства определяет важнейшие направления развития российского государства и общества.
Послание является главным программным документом российской власти и дает обществу определенные ориентиры того, какие проблемы, по мнению президента, являются приоритетными и каков механизм их решения, кроме того, послание является как бы визитной карточкой самого главы государства, которая много может сказать не только о манере публичных выступлений президента, но и о его создаваемом в глазах граждан имидже. Ведь общество, как известно, склонно не только слушать речь Президента, на и наблюдать за тем с какой интонацией он говорит, во что одет, какие примеры приводит он в своей речи, уверенно ли говорит и т.п. Тщательно анализируют структуру специалисты различных уровней не только России, но и зарубежных стран: политики, социологи, журналисты - поэтому выступление Президента должно быть настолько безукоризненно, чтобы не вызвать критику филологов в неграмотности или неправильности употребления слов; стилистов - в стиле поведения и т.п.
Традиционно содержание послания заранее не оглашается. Обычно документ на две трети посвящен положению дел внутри страны и на треть - международной проблематике.
Послание является главным программным документом российской власти и дает обществу определенные ориентиры того, какие проблемы, согласно мнениям президента, являются приоритетными и каков механизм их решения. Документ обычно на 2 трети посвящен положению дел внутри страны и на треть - международной проблематике.
Послание президента РФ Федеральному Собранию оглашается на совместном заседании палат и не обсуждается.
Президент РФ В.В. Путин впервые выступил с обращением к Федеральному Собранию с посланием 8 июля 2000 г. В нем глава страны определил преимущества государственной политики Российской Федерации . В своем послании 3 апреля 2001 г. В.В. Путин в числе приоритетов поставил разграничения полномочий между центром и регионами, судебную реформу, изменение в соответствии с современными требованиями пенсионного и трудового законодательства . 18 апреля 2002 г. послание президента РФ большей частью было посвящено проблемам и задачам экономической политики. . Ежегодное послание 16 мая 2003 г. было посвящено, в основном, проблемам национальной безопасности, повышения качества жизни и благосостояния граждан РФ. В экономической части обращения президент Российской Федерации выделил следующие центральные темы: удвоение ВВП за десятилетие, достижение полной конвертируемости рубля, борьба с бедностью и административная реформа.
В седьмой и последний раз президент России Владимир Путин обратился с посланием к Федеральному собранию 26 апреля 2007 г. Глава государства заявил, что это обращение - последнее, и в следующем году перед депутатами и сенаторами предстанет другой президент. То, о чем говорил Путин, по оценкам многих специалистов, не стало его политическим завещанием, а скорее планом действий на ближайшие годы. Большинством петербургских политиков послание главы государства было оценено положительно.
Дмитрий Медведев на посту президента выступал с посланием пока только два раза - в 2008 и 2009 годах. Естественно, ему пришлось пройти испытание сравнением с предыдущим Президентом В.В. Путиным. После выступления большинство слушателей отметило, что речь Медведева более эмоциональна, чем речь Путина, но менее «задиристая» и более рациональная риторика, Медведев предпочитает более содержательную стилистику.
Сравнивали и внешний облик двух гав государства, бывшего и пришедшего ему на смену. Внешность В. Путина расценивается как интеллигентная, приятная, корректная, и располагающая к себе. Многие отмечают чрезмерную мимику лица и неумение бывшего президента контролировать свои жесты. Переваливающаяся походка и звучная фамилия закрепляют за ним прозвище «Бурый».
Медведев также вызвал в целом положительные отзывы. Журналисты сразу же отметили, что Медведев отлично справляется с двумя важнейшими обликами президента: «лицо державы» в безупречном деловом костюме и «простой человек», близкий к народу, в джемпере домашней вязки. Именно такой является и речь Президента: где-то она является строго официальной, а где-то в ней добавлены нотки публицистического текста. Возможно, поэтому критики обвиняют Президента в бессодержательности и чрезмерной серьезности, неоправданном многословии и использовании канцеляризмов.
Официально-деловой стиль нужен для точной и однозначно интерпретируемой передачи информации. Но при обращении к широкой аудитории он неприемлем, поскольку увеличивает дистанцию между говорящим и слушающими, затрудняя восприятие и скрывая индивидуальность. Как отмечают критики, обилие терминов, тяжеловесных слов, отсутствие динамики и эмоций в речи косвенно свидетельствуют о низкой квалификации говорящего.
Любимым словом Дмитрия Анатольевича всегда было слово «мероприятия». Однажды он ухитрился произнести его пять раз в четырех не очень длинных предложениях: «Сегодня плановое мероприятие. Мы подводим итоги тем мероприятиям, которые прошли в связи со столетием реформ Петра Аркадьевича Столыпина, которое отмечается в нашей стране. Согласованная программа соответствующих мероприятий полностью реализована, хотел бы поблагодарить всех, кто участвовал в этих мероприятиях, конференциях, различного рода встречах, памятных акциях, которые проходили на территории нашей страны».
Важно и то, что все эти мероприятия получили надлежащий общественный резонанс»… Слово и вправду хорошее: длинное, солидное, не обозначающее ничего определенного. Данный факт был отражен в прессе, а также на многочисленных форумах в Интернет-сети.
В Послании Федеральному Собранию в 2009 году данное слово практически не употреблялось, что говорит о том, что Д. Медведев анализирует критику и старается обходить все острые углы.
Однако журналисты все равно нашли огрехи в речи Президента: любимое слово - «соответствующие». Это было произнесено Дмитрием Медведевым восемнадцать раз во время интернет-конференции, и все восемнадцать раз оно было лишним: то какой-то «соответствующий школьный медпункт», то уровень цен оказывался выше «реальных потребностей в соответствующих жилых помещениях, соответствующей недвижимости». В Послании данное слово также присутствует и не всегда к месту…
К сожалению, стремление сказать более длинно то, что можно было бы сказать просто и ясно, часто заводит политиков в языковые дебри, к сожалению, это касается и Президента.
Журналисты отмечают и то, что в своей речи Дмитрий Медведев использует жаргонные слова: «дурной поток денег», «эффект уйдет в свисток», «закрыть проблему», «линейка жилья», «цена никакая», «переход к цифре», «кривая система финансирования», «сказать по стационару», «задран выше всякой меры», «работодатели дадут сигнал». Однако следует отметить, что в анализируемом Послании никаких жаргонизмов не наблюдалось.
Таким образом, следует отметить, в речи действующего Президента в России есть некоторые огрехи: канцеляризмы, жаргонизмы, лексические ошибки. При анализе Послания 2009 года данные моменты выделены не были, видимо, по той причине, что данная речь была тщательно подготовлена.
Дмитрий Медведев впервые выстроил свое выступление в жанре диалога с общественностью. Президент неоднократно цитировал выдержки из обращений и писем граждан, а также подчеркивал важность обратной связи. Что касается содержательной стороны послания, то, пожалуй, новым было лишь упоминание об избыточном количестве часовых поясов как препятствии на пути эффективного управления страной. Одним словом, главный смысл Послания - модернизация во всех сферах общества. Конструкция речи Президента в целом такая же, как и в прошлом послании: к сожалению, много лишнего, несущественного, всего лишь несколько улучшений.
Можно отметить, что Послание Федеральному собранию - это все-таки традиционная речь, конструкция которой всегда однотипна. Различными являются лишь расположения фраз и новые термины. Как отмечают журналисты, это термины «модернизация и инновации». К сожалению, еще раз хочется подчеркнуть, что новым в рассматриваемом послании является лишь предложение о сокращении часовых поясов.
Новым в речи Президента был лишь тон: твердый, в меру агрессивный без использования метафор. От стилистики традиционных посланий осталась лишь неопределенность и недосказанность, а также некая невнятность. Ясно было лишь одно: своим посланием президент хотел сказать, что он современный лидер, который намерен предпринять меры для вывода страны из кризиса.
Следует отметить, что Послание не содержит большого количества чисел и цифр. Оно посвящено ценностям и принципам и является поводом поговорить о свободе, справедливости, демократии.
Послание можно назвать оптимистичным, указывая на существующие проблемы Д. Медведев уверен в том, что мы сможем их преодолеть.
Очень сильный демократический заряд в послании - говорится о существенном улучшении избирательной практики, обеспечении равенства политической конкуренции. Поразительный по пафосу в хорошем смысле этого слова и по духовной силе финал выступления Медведева.
Иностранные СМИ отмечают, что Российский Президент пытается «разбудить» людей, прямо говоря о том, что в стране есть проблемы. Президент призывает изменить Россию и обращается, прежде всего, к молодому поколению, делая это эмоционально и с критикой власти. Это особенно удивляет зарубежную прессу, так как Д. Медведев призывает народ критиковать власть.
Социологи и политологи в России почти единогласно отмечают, что ничего нового Президент не высказал, кроме предложения сократить число часовых поясов в России.
Следует заметить, что призыв Медведева применять высокие технологии, которые могли бы принести России процветание - верный призыв. Но, прежде чем технологии изменят страну, следует изменить механизмы управления страной. Кроме того, многие политики отмечают, что резонным является призыв Медведева к новым технологиям, однако поручений к Правительству России слишком много, а срок очень мал.
Вместо того, чтобы предложить реальные шаги к модернизации всех сфер общества, а также проведению реформ, Медведев говорил о будущих высоких технологиях, которые, по-видимому, не решат проблему.
Также Президент России высказал десять тезисов, направленные на развитие политического устройства нашей страны. В будущем партийная жизнь должна стать более открытой и активной. Президент также внес предложения, направленные на изменение избирательного законодательства.
Немалая часть послания 2009 года посвящалась проблемам социального характера различных свойств. Одним из акцентов этого раздела является помощь тем, кого особо остро затронули последствия экономического кризиса.
Важную роль Д.А. Медведев обратил внимание на необходимость формирования принципов здорового образа жизни среди населения. Это важная задача, которую должны решать сообща президентская сотня кадрового резерва, общественно-молодежная палата и депутаты-спортсмены.
Таким образом, можно сделать вывод, что цели и задачи Послания Президента не вносят каких-то определенных и радикальных новшеств. Послание является стратегическим планом государства и опирается на уже давно сформулированную политику. Некоторые цели и критерии достижения этих целей, конечно, меняются, но кардинальных изменений в речи Д. Медведева не высказано. Таким образом, Послание просто дополняет известную статью под названием «Россия, вперед!» и не является новой политической программой.
Если мы обратимся к проблематике посланий президентов в 2000-2009 г., то сможем проследить общие и отличное в разных сферах.
Экономическая сфера
В 2000 г. Президент В.В. Путин обозначил в своем послании следующие проблемы: слабая экономическая система; неэффективное участие государства в экономике; значительная часть российской экономики до сих пор в тени; чрезмерное накопление государственного, в особенности внешнего долга; коррупция; сырьевая направленность экономики; отсутствие ориентированности на инновации; предприятия остаются неконкурентоспособными; деловой климат в стране улучшается слишком медленно и пока остается неблагоприятным; высоки предпринимательские риски; неразумный уровень налогообложения; большой государственный долг.
В 2001 г.: неблагоприятный деловой климат; высокие риски неисполнения контрактов; права собственности плохо защищены; неразвитость финансового рынка; коррупция; прогрессирующее экономическое отставание; изношенное коммунальное хозяйство.
В 2002 г.: экономика недостаточно восприимчива к достижениям научно-технического прогресса
В 2003 г.: экономический фундамент неустойчив и слаб; большинство отраслей экономики неконкурентоспособны; монополисты душат конкурентный сектор экономики.
В 2004 г.: низкая мобильность населения.
В 2005 г.: стремление к экономическому успеху; повышение доходов бюджетников в реальном выражении в течении трех лет на менее чем в 1,5 раза; проведение активной политики либерализации предпринимательского пространства (укрепление гражданского оборота, легализация в упрощенном порядке принадлежащих гражданам фактически объектов жилой недвижимости, развитие Юга России (развитие экономики, создание новых рабочих мест, строительство объектов социальной и производственной инфраструктуры, содействие развитию деловой активности населения); отмена налога на имущество, переходящее в порядке наследования.
В 2006 г.: низкий уровень доверия граждан к крупному бизнесу; долгое решение вопросов о создании государственных холдингов.
В 2007 г.: становление свободного и социально ответственного предпринимательства; привлечение частных инвестиций; устранение инфраструктурных ограничений роста; развитее инновационной экономики; повышение эффективности использования природных ресурсов; модернизация и развитие высокотехнологичных промышленных производств.
Проблемы, затронутые Д.А. Медведевым в экономической сфере в 2008 г.: мировой экономический кризис; бедность; безработица; в 2009 г.: развитие и внедрение высоких технологий.
Социальная сфера
В.В. Путин в 2000 г.: обозначил следующие проблемы в данной сфере: демографические проблемы - убыль населения; система социальной поддержки распыляет государственные средства.
В 2001 г.: уровень жизни граждан остается пока крайне низким; проблема государственного масштаба - неприемлемое состояние общественного здравоохранения и экологии, слабое развитие медицинской науки.
В 2002 г.: улучшение качества услуг ЖКХ при одновременном снижении затрат на их предоставление; передать права распоряжения бюджетными субсидиями ЖКХ самим гражданам; обеспечение доступности жилья для граждан; здравоохранению необходима модернизация; организация проведения переписи.
В 2003 г.: численность населения продолжает падать - высокий уровень заболеваемости, смертность от несчастных случаев, отравлений и травм, распространение «новых» эпидемий, включая наркоманию и СПИД; четверть российских граждан имеет доходы ниже прожиточного минимума; уменьшение темпов социального развития; суммарный годовой объем социальных обязательств государства практически вдвое превышает размеры консолидированного бюджета России.
В 2004 г.: низкий уровень и продолжительность жизни; низкая мобильность населения; неэффективность отечественного здравоохранения.
В 2005 г.: острейшая демографическая ситуация (высокая смертность и низкая рождаемость); дорожно-транспортные происшествия; алкоголизм и наркомания; низкий уровень общественной нравственности и культуры; нелегальная миграция.
В 2006 г.: демографические проблемы.
В 2007 г.: демографические проблемы; дорожно-транспортные происшествия.
Президент Медведев в 2008-2009 гг. отметил такие проблемы: нелегальная миграция, недостаточно активная социальная политика в условиях кризиса, необходимость формирования у населения позитивного отношения к спорту и здоровому образу жизни.
Политико-правовая сфера
Проблематика послания В.В. Путина в 2000 г.: буква закона и реальная жизнь далеки друг от друга; не выстроено эффективное взаимодействие между разными уровнями власти; центр и территории, региональные и местные власти все еще соревнуются между собой; повсеместно разворачивается борьбы мэров и глав муниципальных образований с руководителями регионов за полномочия; криминал.
В 2001 г.: противоречивая и невнятная законодательная база в арбитражной практике; в гражданском, уголовном и муниципальном законодательстве неэффективное распределение бюджетов муниципальных образований; борьба между региональными администрациями и органами самоуправления, между мэрами и главами регионов; сопротивление реформам со стороны чиновничьего аппарата.
В 2002 г.: громоздкий, неповоротливый, неэффективный государственный аппарат; принятые законы часто противоречат друг другу; низкое качество законодательной базы местного самоуправления; недостаточность собственной доходной базы местного самоуправления; нечеткость в разграничении полномочий с региональными органами власти; коррупция; высокий уровень преступности.
В 2003 г.: политическая система развита недостаточно; государственный аппарат малоэффективен; механизмы финансирования политических партий остаются для избирателей «тайной за семью печатями».
В 2004 г.: не все неполитические общественные организации ориентированы на отстаивание реальных интересов людей.
В 2005 г.: коррумпированность, безответственность и непрофессионализм чиновников и судей; нарушение прав предпринимателей; рэкет со стороны государственных структур; рост преступности; споры в распределениях полномочий между государственными органами субъектов РФ в процессе их объединения; угроза террористической агрессии на территории РФ.
В 2006 г.: коррупция, террористическая угроза; межконфессиональное противостояние; низкий уровень доверия граждан к отдельным институтам государственной власти.
В 2007 г.: развитие демократических институтов и процедур; формирование дееспособного гражданского общества; строительство эффективного государства, обеспечивающего безопасность и достойную жизнь людей; борьба с коррупцией и терроризмом; модернизация правоохранительных органов; повышение влияния партий на формирование демократической власти; рост конкуренции между партиями; улучшение качества российской политической системы.
В послании президента Д.А. Медведева основные политические проблемы 2008-2009 гг.: массовый правовой нигилизм; коррумпированность чиновников; правовая неурегулированность земельных отношений.
Сфера международных отношений
В 2000-2007 гг. В.В. Путин в своем послании отмечал следующие проблемы в данной сфере: Россия столкнулась с системным вызовом государственному суверенитету и территориальной целостности, оказалась лицом к лицу с силами, стремящимися к геополитической перестройке мира; неверное трактование мировым сообществом внутренних политических действий России; терроризм угрожает миру и безопасности наших граждан; ядерное оружие продолжает распространяться по планете; наркоугроза; в глобальной конкурентной борьбе активно используются средства политического, экономического и информационного давления, укрепление государственности подчас сознательно толкуется как авторитаризм», укрепление роли России в международных делах; рост влияния русского языка и российской культуры; укрепление общего гуманитарного пространства в рамках СНГ; взаимодействие со странами СНГ в области нанотехнологий; повышение эффективности работы с соотечественниками за рубежом, широкое использование хорошо зарекомендовавших себя форм сотрудничества по линии гражданских обществ; укрепление интеграционных процессов в ЕврАзЭС и в Шанхайской организации сотрудничества; развитие отношений с ЕС; объявление моратория на исполнение Россией положений договора ДОВСЕ; построение Союзного государства Россией и Белоруссией; развитие партнерских отношений с Евросоюзом.
Д.А. Медведев обозначил в 2008-2009 гг. такую проблематику: взаимодействие с США, с ЕС, с государствами БРИК, со всеми заинтересованными странами по вопросам реформирования мировой политической и экономической системы; содействие приднестровскому и нагорно-карабахскому урегулированию, укрепление правовых основ международных отношений; формирование полицентричной международной системы; утверждение универсальных дипломатических методов урегулирования кризисных ситуаций; постоянный диалог партнёрами для максимально быстрого формирования новых правил мировой финансовой архитектуры; активизация действий во внешнеэкономической политике; наращивание диверсифицированных связей с членами ЕврАзЭС и другими странами Содружества, с Евросоюзом, с Китаем, с Индией, с другими крупными азиатскими партнёрами; нераспространение ядерного оружия и снижение риска неблагоприятных техногенных изменений климата.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: в целом, Д.А. Медведев продолжает обозначать линию проблем, затронутых В.В. Путиным, особенно в сфере международной политики, здесь оба президента практически повторяют друг друга. В области социальной политики В.В. путин делает упор на решение острых социальных проблем и демографических, Д.А. Медведев также отмечает необходимость повышения уровня рождаемости, но вместе с тем говорить больше о необходимости поддержки населения в связи с обстановкой кризиса в настоящее время. В политике оба президента сходны в том, что низка политическая культура граждан, но высока коррумпированность в рядах государственных чиновников, Д.А. Медведев очень резко ставит проблему необходимости жесткой борьбы с коррупцией.
Работа состоит из 1 файл
Политическим лидером нашей страны и ее первым «лицом» является президент РФ. Поэтому нам представляется целесообразным рассматривать именно его публичные выступления в качестве материала для изучения роли лексических средств языка в политической речи.
Послание президента РФ Федеральному Собранию является конституционной обязанностью главы государства - по закону, он должен выступать с таким обращением ежегодно. В нем излагается позиция главы государства по основным направлениям внутренней и внешней политики на текущий год и ближайшую перспективу, а также информация о важных решениях главы государства, принятых им в соответствии с его конституционными полномочиями.
Послание является главным программным документом российской власти и дает обществу определенные ориентиры того, какие проблемы, по мнению президента, являются приоритетными и каков механизм их решения, кроме того, послание является как бы визитной карточкой самого главы государства, которая много может сказать не только о манере публичных выступлений президента, но и о его создаваемом в глазах граждан имидже. Тщательно анализируют структуру специалисты различных уровней не только России, но и зарубежных стран: политики, социологи, журналисты – поэтому выступление Президента должно быть настолько безукоризненно, чтобы не вызвать критику филологов в неграмотности или неправильности употребления слов; стилистов – в общем стиле употребленных в речи языковых средств и т.п.
Дмитрий Медведев на посту президента выступал с посланием пока только два раза – в 2008 и 2009 годах. Естественно, ему пришлось пройти испытание сравнением с предыдущим Президентом В.В. Путиным. После выступления большинство слушателей отметило, что речь Медведева более эмоциональна, чем речь Путина, но менее «задиристая» и более рациональная риторика, Медведев предпочитает более содержательную стилистику.
Сравнивали и внешний облик двух гав государства, бывшего и пришедшего ему на смену. Внешность В. Путина расценивается как интеллигентная, приятная, корректная, и располагающая к себе. Многие отмечают чрезмерную мимику лица и неумение бывшего президента контролировать свои жесты. Переваливающаяся походка и звучная фамилия закрепляют за ним прозвище «Бурый».
Дмитрий Медведев впервые выстроил свое выступление в жанре диалога с общественностью. Президент неоднократно цитировал выдержки из обращений и писем граждан, а также подчеркивал важность обратной связи. Что касается содержательной стороны послания, то, пожалуй, новым было лишь упоминание об избыточном количестве часовых поясов как препятствии на пути эффективного управления страной. Одним словом, главный смысл Послания – модернизация во всех сферах общества.
Послание можно назвать оптимистичным, указывая на существующие проблемы Д. Медведев уверен в том, что мы сможем их преодолеть.
Очень сильный демократический заряд в послании – говорится о существенном улучшении избирательной практики, обеспечении равенства политической конкуренции. Поразительный по пафосу в хорошем смысле этого слова и по духовной силе финал выступления Медведева.
Иностранные СМИ отмечают, что Российский Президент пытается «разбудить» людей, прямо говоря о том, что в стране есть проблемы. Президент призывает изменить Россию и обращается, прежде всего, к молодому поколению, делая это эмоционально и с критикой власти. Это особенно удивляет зарубежную прессу, так как Д. Медведев призывает народ критиковать власть.
Также Президент России высказал десять тезисов, направленные на развитие политического устройства нашей страны. В будущем партийная жизнь должна стать более открытой и активной. Президент также внес предложения, направленные на изменение избирательного законодательства.
Важную роль Д.А.Медведев обратил внимание на необходимость формирования принципов здорового образа жизни среди населения. Это важная задача, которую должны решать сообща президентская сотня кадрового резерва, общественно-молодежная палата и депутаты-спортсмены.
Таким образом, можно сделать вывод, что цели и задачи Послания Президента не вносят каких-то определенных и радикальных новшеств. Послание является стратегическим планом государства и опирается на уже давно сформулированную политику. Некоторые цели и критерии достижения этих целей, конечно, меняются, но кардинальных изменений в речи Д. Медведева не высказано не было.
2.2 Специфика употребления лексики в послании
Медведев также вызвал в целом положительные отзывы. Журналисты сразу же отметили, что Медведев отлично справляется с двумя важнейшими обликами президента: «лицо державы» в безупречном деловом костюме и «простой человек», близкий к народу, в джемпере домашней вязки. Именно такой является и речь Президента: где-то она является строго официальной, а где-то в ней добавлены нотки публицистического текста. Возможно, поэтому критики обвиняют Президента в бессодержательности и чрезмерной серьезности, неоправданном многословии и использовании канцеляризмов.
Официально-деловой стиль нужен для точной и однозначно интерпретируемой передачи информации. Но при обращении к широкой аудитории он неприемлем, поскольку увеличивает дистанцию между говорящим и слушающими, затрудняя восприятие и скрывая индивидуальность. Как отмечают критики, обилие терминов, тяжеловесных слов, отсутствие динамики и эмоций в речи косвенно свидетельствуют о низкой квалификации говорящего.
Любимым словом Дмитрия Анатольевича всегда было слово «мероприятия». Однажды он ухитрился произнести его пять раз в четырех не очень длинных предложениях: «Сегодня плановое мероприятие. Мы подводим итоги тем мероприятиям, которые прошли в связи со столетием реформ Петра Аркадьевича Столыпина, которое отмечается в нашей стране. Согласованная программа соответствующих мероприятий полностью реализована, хотел бы поблагодарить всех, кто участвовал в этих мероприятиях, конференциях, различного рода встречах, памятных акциях, которые проходили на территории нашей страны».
Важно и то, что все эти мероприятия получили надлежащий общественный резонанс»... Слово и вправду хорошее: длинное, солидное, не обозначающее ничего определенного. Данный факт был отражен в прессе, а также на многочисленных форумах в Интернет-сети.
В Послании Федеральному Собранию в 2009 году данное слово практически не употреблялось, что говорит о том, что Д.Медведев анализирует критику и старается обходить все острые углы.
Однако журналисты все равно нашли огрехи в речи Президента: любимое слово - «соответствующие». Это было произнесено Дмитрием Медведевым восемнадцать раз во время интернет-конференции, и все восемнадцать раз оно было лишним: то какой-то «соответствующий школьный медпункт», то уровень цен оказывался выше «реальных потребностей в соответствующих жилых помещениях, соответствующей недвижимости». В Послании данное слово также присутствует и не всегда к месту…
К сожалению, стремление сказать более длинно то, что можно было бы сказать просто и ясно, часто заводит политиков в языковые дебри, к сожалению, это касается и Президента.
Журналисты отмечают и то, что в своей речи Дмитрий Медведев использует жаргонные слова: «дурной поток денег», «эффект уйдет в свисток», «закрыть проблему», «линейка жилья», «цена никакая», «переход к цифре», «кривая система финансирования», «сказать по стационару», «задран выше всякой меры», «работодатели дадут сигнал». Однако следует отметить, что в анализируемом Послании никаких жаргонизмов не наблюдалось.
Таким образом, следует отметить, в речи действующего Президента в России есть некоторые огрехи: канцеляризмы, жаргонизмы, лексические ошибки. При анализе Послания 2009 года данные моменты выделены не были, видимо, по той причине, что данная речь была тщательно подготовлена.
Можно отметить, что Послание Федеральному собранию – это все-таки традиционная речь, конструкция которой всегда однотипна. Различными являются лишь расположения фраз и новые термины. Как отмечают журналисты, это термины «модернизация и инновации». К сожалению, еще раз хочется подчеркнуть, что новым в рассматриваемом послании является лишь предложение о сокращении часовых поясов.
Новым в речи Президента был лишь тон: твердый, в меру агрессивный без использования метафор. От стилистики традиционных посланий осталась лишь неопределенность и недосказанность, а также некая невнятность. Ясно было лишь одно: своим посланием президент хотел сказать, что он современный лидер, который намерен предпринять меры для вывода страны из кризиса.
Следует отметить, что Послание не содержит большого количества чисел и цифр. Оно посвящено ценностям и принципам и является поводом поговорить о свободе, справедливости, демократии.
Очень важно для политика – не быть голословным и не копировать программы других. Как уже было отмечено, современные журналисты, аналитики, политики, социологи и другие специалисты смогут разложить речь политика на мелкие фразы и найти те моменты, которые уже встречались у кого-то другого.
Для политика очень важно сочетать и анализировать речевую ситуацию: работая с определенной аудиторией, работая на свежем воздухе или в помещении. Кроме того, политик может начать речь с вопроса, тем самым устанавливая контакт с аудиторией.
За два года, прошедших с момента выдвижения Дмитрия Медведева преемником В.В.Путина, его манера публичных выступлений и речь претерпели заметные изменения, хотя он не стал вдохновенным оратором. Но сегодня за мыслью президента можно следить почти без напряжения, и видно, что он получает удовольствие от своей роли.
Поначалу речь Медведева на пути из преемников в президенты была несколько сумбурной. Это объясняется, скорее всего, отсутствием четкой концепции имиджа, без которой невозможно создать речевую индивидуальность: стиль речи формируется только при наличии идеи. О том, что речи будущего президента не хватает индивидуального начала, говорил низкий индекс цитируемости.
Многословность, нечеткость формулировок, незаконченность мысли и внутренняя алогичность большинства высказываний не соответствовали статусу Медведева, чья должность подразумевала ответственность за вполне конкретные вещи. Два наиболее частотных в его выступлениях слова – «мероприятия» и «соответствующее» – тоже не вызывали прямых.
Динамика его речевого имиджа на примере анализа речевой манеры изложения Посланий 2008-2009 гг. очевидным образом отражает творческие искания рабочей группы. Безусловно, изменилась к лучшему манера интонирования и жестикуляции, выработан навык работы с камерой, не так сильно хромает синтаксис, стало меньше лексических ошибок и повторов. Почти забыто слово «соответствующие». И даже меры Дмитрий Медведев теперь почти не предпринимает, а в основном все-таки принимает. Словарный запас заметно расширился, и его любимое существительное теперь – «формат», а любимое прилагательное – «особый». Это куда более прогрессивно, чем бюрократические «мероприятия». Предложения все так же тяжеловесны, однако за мыслью в большинстве случаев уже можно следить почти без напряжения.
Полностью избавиться от подражательности В.В.Путину все же не удалось, Дмитрий Медведев произносит резкие короткие словосочетания оценочного характера (наподобие «политических уродцев»), явно заимствованные из путинской риторики. Они несколько выбиваются из общего потока, так же как и неопределенно-личные обороты, содержащие угрозу.
В целом образ президента приобрел более четкие очертания, стало понятно, на какие слои населения он опирается и кем хочет быть в глазах аудитории. Он хочет быть прогрессивным, динамичным, эмоциональным и образованным.
Он цитирует русских юристов и китайских философов. Его основные ценности можно назвать гуманистическими: ключевые слова «человек», «личность» часто фигурируют как в контексте индивидуального развития, так и в контексте развития государства. Обращение «дорогие друзья», преобладающее в публичных выступлениях, поддерживает эту часть имиджа. Так же как и постоянное использование глагола «объяснить». Ну а определение «понятный» становится положительной характеристикой, что должно лишний раз подчеркивать обращенность политики Медведева к конкретному человеку.
Вместе с тем речь Дмитрия Медведева – это речь технократа и юриста, для которого важнее всего соблюдение норм закона. Технократичность подтверждает и пристрастие к подсчетам: концепция четырех «и», пять приоритетов внешней политики, шесть принципов Медведева – Саркози.
В активе Дмитрия Анатольевича пока нет ярких и запоминающихся речей, а выступать Медведев предпочитает «по бумажке». Многие наблюдатели отмечают, что в манере его выступлений есть немало «путинских» ноток. Этому есть вполне логичное объяснение: спичрайтеры у них пока одни и те же. Но если Владимир Путин может позволить себе не следовать написанному, то Дмитрий Медведев предпочитает не отклоняться от заранее заготовленного текста.
В целом влияние речи президента на речевую практику общества пока незначительно. Некоторые жаргонные словечки, использованные Дмитрием Медведевым, прочно вошли в обиход – однако вряд ли следует считать это удачной находкой. Так, глагол «кошмарить» активно используется в повседневном общении, но вовсе не в том контексте, в котором был упомянут Медведевым.
Таким образом, мы можем говорить о том, что с помощью текста Послания, характера используемых в нем различных технологий спичрайтинга, манеру его публичного изложения, формируется определенное представление об имидже главы государства.
Имидж Д.А. Медведева рассматривается сейчас очень пристально, анализируется буквально каждая мелочь, как в облике Президента, так и в его речи. И это оправданно, поскольку его Послания Федеральному собранию служат одним из средств формирования его облика как политика и как человека.
Описание
Целью работы является рассмотреть и проанализировать особенности Послания Президента РФ Федеральному собранию в контексте технологий спичрайтинга.
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
- рассмотреть понятие и значение спичрайтинга;
- выполнить практический анализ Послания Президента РФ Дмитрия Медведева в контексте коммуникативных, лингвистических, ресурсных, экспрессивных функций языка;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЯЗЫКОВАЯ СПЕЦИФИКА ПУБЛИЧНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ
1.1 Особенности публичной политической речи
1.2 Языковые явления в политике
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕР УПОТРЕБЛЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ ЕДЕНИЦ В РЕЧИ ПРЕЗИДЕНТА РФ
2.1 Стилистическая направленность посланий президента РФ Федеральному собранию
2.2 Специфика употребления лексики в послании
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
В своем тринадцатом по счету послании Федеральному собранию Владимир Путин подчеркнул явно сформулированный российским обществом запрос к властям на справедливость, уважение к людям и поддержку гражданских инициатив. Реализация этих принципов требует конкретных мер, и президент подробно остановился на каждой из них.
Владимир Путин сразу обозначил основные темы послания – экономика, социальные вопросы и внутренняя политика. О внешней политике президент лаконично упомянул в самом конце своего выступления.
«Будущее страны зависит только от нас, от труда и таланта всех наших граждан, от их ответственности и успеха. И мы обязательно достигнем стоящих перед нами целей, решим задачи сегодняшнего и завтрашнего дня»
Начал президент с, казалось бы, отвлеченной темы, которая, тем не менее, задала тон всем остальным высказанным им тезисам:
«Любая несправедливость и неправда воспринимаются очень остро. Это вообще особенность нашей культуры. Общество решительно отторгает спесь, хамство, высокомерие и эгоизм, от кого бы все это ни исходило, и все больше ценит такие качества, как ответственность, высокая нравственность, забота об общественных интересах, готовность слышать других и уважать их мнение».
Исходя именно из этих принципов – справедливости, уважения и готовности слышать других, глава государства призвал собравшихся выстраивать политику страны и взаимодействовать с гражданами.
Традиционно от общего президент быстро перешел к частному, и его выступление, которое в этот раз длилось 68 минут, можно разделить на следующие тезисы, исходя из которых будет строиться политическое, экономическое и социальное развитие России на ближайший год.
1.Увеличение роли Государственной думы и укрепление законодательной власти, а также развитие институтов прямой демократии. Путин подчеркнул, что у «Единой России» – партии, которую он создал и поддерживал, в этот раз есть конституционное большинство, и она «является главной опорой правительства в парламенте». Показательно, что многие в дальнейшем озвученные президентом тезисы ранее фигурировали в качестве обещаний в предвыборной программе «Единой России». Вряд ли все, кто проголосовал за партию 19 сентября, внимательно читали этот объемный документ, но фактически заявленные президентом цели и задачи – это выполнение наказов той части граждан, на основании пожеланий которых была составлена программа партии власти.
2.Свободомыслие и недопустимость цензуры на основе уважения к чужому мнению. Президент обратился к обеим частям общества – и к «творцам», которые считают, что для самовыражения нет границ, и к «охранителям», которые почему-то уверены, что их строгий художественный вкус может послужить оправданием для уничтожения произведений искусства или срыва спектаклей.
С одной стороны, «это не значит, что, жонглируя красивыми словами и прикрываясь рассуждениями о свободе, кому-то можно оскорблять чувства других людей и национальные традиции». С другой, президент считает неприемлемой «встречную агрессивную реакцию, тем более если она выливается в вандализм и в нарушение закона. На подобные факты государство будет реагировать жестко».
И еще раз – для тех, кто не понял с первого раза: «И в культуре, и в политике, в средствах массовой информации, и в общественной жизни, в полемике по экономическим вопросам никто не может запретить свободно мыслить и открыто высказывать свою позицию».
3.Годовщина революций – повод для объединения, а не размежевания. Люди во всем мире любят красивые даты, и Россия – не исключение. Крах Российской империи был вызван сочетанием множества внешних и внутренних факторов, но любая революция происходит, когда одна часть общества перестает слышать другую, а власть не способна добиться их примирения или, что хуже, сама пребывает крайне далеко от актуальной повестки дня.Поэтому, как отметил президент, «недопустимо тащить расколы, злобу, обиды и ожесточение прошлого в нашу сегодняшнюю жизнь, в собственных политических и других интересах спекулировать на трагедиях, которые коснулись практически каждой семьи в России, по какую бы сторону баррикад ни оказались тогда наши предки». «Давайте будем помнить, мы единый народ, мы один народ, и Россия у нас одна», – подчеркнул он.
Любая историческая дискуссия должна вестись исходя из этой аксиомы, попытки «довоевать» и навязать свое мнение о событиях столетней давности в качестве единственно верного недопустимы.
4.Сбережение нации. Это в первую очередь рождаемость и медицина. Если с рождаемостью у нас все более-менее хорошо, цифры выше среднеевропейских, а младенческая смертность неуклонно снижается, то с медициной в целом – пока не очень. Путин остановился на одном важном достижении – количество людей, получивших высокотехнологичную медицинскую помощь, выросло за 11 лет в 15 раз – с 60 000 человек до 900 000. Но сохраняются проблемы в первичном звене – недостаток квалифицированных специалистов, очереди, недостаточная информатизации. Для решения этих проблем будут предприниматься конкретные действия, в частности регулярная переподготовка и подключение к скоростному интернету всех больниц и поликлиник, что позволит активнее развивать телемедицину. Ответственным за интернетизацию медицины назван лично министр связи Николай Никифоров.
5.Качественное среднее образование. Эта тема, как и предыдущая, активно прорабатывалась в ходе кампании в Госдуму, поэтому президент остановился на ней детально. Ликвидация третьей, а затем и второй смен, развитие детских технопарков, формирование в регионах центров поддержки одаренных учеников, а также внешкольные проекты в театре, кино, на телевидении, в музеях и в интернете. Главные задачи школам и учителям – «давать знания и воспитывать нравственного человека», фундаментальный принцип – «каждый ребенок, подросток одарен, раскрытие его талантов – это наша с вами задача». То есть уважение должно распространяться не только на взрослых, но и на детей.
6.«Атмосфера общих дел». Пожалуй, еще никогда глава государства в послании не уделял столько внимания волонтерству и некоммерческим организациям. Федеральным и региональным властям поставлена задача не просто не мешать гражданским инициативам, а поддерживать их. «Я хочу, чтобы меня услышали и губернаторы, и муниципальные власти. Я прошу вас, что называется, не жадничать, не отдавать по привычке, по накатанной предпочтение исключительно казенным структурам, а по максимуму привлекать к исполнению социальных услуг и некоммерческие организации», – обратился к чиновникам президент. Уже в начале следующего года станет понятно, услышали ли они, или, как и в случае с «чиновниками-академиками», непонятливым . Но поддержка гражданских инициатив лично президентом – серьезный довод для работников НКО при общении с чиновниками разных уровней. «Отмахнуться» будет сложнее.
7.Благоустройство ради людей, а не ради благоустройства. Говоря на эту тему, президент впервые в своей речи упомянул ОНФ, призвав «фронтовиков» организовать «эффективный контроль, а с его помощью добиваться конкретного результата» в ходе освоения 20 млрд рублей, которые будут направлены в регионы на благоустройство. Президент также призвал и ОНФ, и гражданское общество в целом подключиться к решению «таких задач, как совершенствование природоохранного законодательства, сохранение редких видов животных и растений, создание гуманной системы обращения с бездомными животными». Объявленный Годом экологии 2017-й должен стать не формальным мероприятием, а возможностью сделать наши города и поселки более комфортными для жизни – ликвидировать свалки, привести в порядок реки и озера.
«Годовщина революций – повод для объединения, а не размежевания »
В этом же блоке Путин рассказал о масштабных планах по модернизации дорожной сети за пределами Москвы и Петербурга – «за два года здесь должно быть приведено в порядок не менее половины дорог».
8.Экономика – от устойчивости к росту . На том, что позволило стране с минимальными потерями пережить нынешний кризис – и что может стать драйверами роста, президент остановился особенно подробно, с цифрами и деталями. Если максимально кратко, то на фоне постоянных завываний оппозиции «все пропало, шеф» в стране был создан мощный агропромышленный комплекс, доходы от экспорта продукции которого в прошлом году превысили доходы от торговли оружием, а также IT-сфера. АПК принес 16,2 млрд долларов на внешнем рынке, ОПК – 14,5 млрд, информационные технологии – 7 млрд.
Развитие будет идти в этом же направлении – кредитная поддержка аграриев, льготы по страховым взносам для IT-компаний, увеличение количества гражданской продукции, производимой ОПК.
Налоговая система останется неизменной до конца 2018 года, а 1 января 2019-го заработает новая, которая тоже должна оставаться неизменной долгие годы.
«Кошмарить бизнес» нечистым на руку правоохранителям не дадут. Региональным банкам нужно позволить подходить к оценке заемщиков – представителей малого бизнеса менее строго. Также государство должно , обвинять их в «незаконном предпринимательстве» недопустимо, полагает президент.
9. «Борьба с коррупцией – не шоу». Традиционно отметив, что большинство госслужащих – честные люди, и «ни должность, ни высокие связи, ни былые заслуги не могут быть прикрытием для нечистых на руку представителей власти», Путин подверг критике следователей, которые поднимают «информационный шум вокруг так называемых резонансных случаев». Президент напомнил о презумпции невиновности и отметил, что борьба с коррупцией только тогда получит поддержку общества, когда будет профессиональной, серьезной и ответственной. То есть снова речь об уважении к людям, недопущении превращения серьезной темы в балаган.
10.Наука и высокие технологии – вопрос национальной безопасности . На этой теме президент также остановился детально и подробно. Он обозначил главную проблему, которая остается неизменной уже не первую сотню лет – «превратить исследовательские заделы в успешные коммерческие продукты». «Этим, кстати говоря, мы всегда страдали, от разработок до внедрения огромное время проходит», – отметил президент. Для того, чтобы переломить эту тенденцию, разработан широкий комплекс мер: это и поддержка образования – инженерного, технического и IT, финансовая поддержка научных исследований, в том числе со стороны ВЭБ, выделение грантов, рассчитанных на семь лет работы, создание лабораторий, возвращение уехавших за рубеж ученых. Задача сформулирована вполне четко и однозначно: «Необходимо сосредоточиться на направлениях, где накапливается мощный технологический потенциал будущего, а это цифровые, другие так называемые сквозные технологии, которые сегодня определяют облик всех сфер жизни. Страны, которые смогут их генерировать, будут иметь долгосрочное преимущество, возможность получать громадную технологическую ренту. Те, кто этого не сделает, окажутся в зависимом, уязвимом положении».
Все эти приоритеты заложены в «Стратегию научно-технологического развития России». Указ о ее утверждении подписан.
11.«Безопасность и возможность развития не для избранных, а для всех стран и народов». Внешняя политика стала финальной темой, к которой обратился президент. Здесь также все вполне четко и однозначно. Россия была и остается миролюбивой державой, заинтересованной в партнерстве со всеми странами мира. В пример глава государства привел российско-китайское сотрудничество, которое является «образцом отношений миропорядка, построенного не на идее доминирования одной страны, какой бы сильной она ни была, а на гармоничном учете интересов всех государств».
Путин подчеркнул недопустимость цензуры и в глобальном информационном пространстве, неприемлемость концепции «исключительности» какой-либо страны, а также призвал новую администрацию США бороться с «реальной, а не выдуманной угрозой – международным терроризмом» и предостерег, что «попытки сломать стратегический паритет крайне опасны и могут привести к глобальной катастрофе».
Глава государства также выразил благодарность тем, кто борется с терроризмом – как за пределами России, так и внутри нее.
В завершение послания президент особо отметил, что во время кризиса «мы не углубились в какие-то мелочи текущего дня, не занимались только проблемами выживания, мы думали над повесткой развития и обеспечивали ее – и сегодня именно эта повестка становится главной, выходит на первый план».
«Будущее страны зависит только от нас, от труда и таланта всех наших граждан, от их ответственности и успеха. И мы обязательно достигнем стоящих перед нами целей, решим задачи сегодняшнего и завтрашнего дня» – этими словами завершилось тринадцатое по счету президентское послание Владимира Путина, оно же – первое для нового состава Государственной думы.
Президент России Владимир Путин 20 февраля выступит с очередным посланием Федеральному собранию. Обращение к обеим палатам парламента станет для него 15-м.
История послания
Послание президента Федеральному собранию - ежегодное публичное обращение главы государства к обеим палатам парламента, в котором дается оценка положения дел в стране и определяются основные направления внутренней и внешней политики. Это обращение предусмотрено пунктом "е" статьи 84 Конституции РФ от 12 декабря 1993 года.
В России эту практику ввел президент Борис Ельцин: в 1991-1999 годах он выступал перед парламентом шесть раз (впервые - 24 февраля 1994 года). Президент РФ Владимир Путин обращался к Федеральному собранию 14 раз (впервые 8 июля 2000 года), Дмитрий Медведев - четыре раза (впервые - 5 ноября 2008 года).
Содержание и форма обращения практически полностью определяются президентом и не регламентируются какими-либо правовыми актами. Исключение составляет анализ выполнения программы социально-экономического развития страны, который должен быть обязательно включен в послание, согласно федеральному закону от 20 июля 1995 года "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации". Кроме того, в обращении к Федеральному собранию глава государства формулирует основные направления финансовой политики страны (до октября 2014 года этой теме было посвящено отдельное Бюджетное послание главы государства).
Названия и тематика
В 1994-1999 годах устное выступление главы государства традиционно было короче печатной версии послания. Впоследствии они стали практически идентичны. Все послания Бориса Ельцина имели конкретные названия ("Об укреплении Российского государства", 1994; "О действенности государственной власти в России", 1995; "Россия, за которую мы в ответе", 1996; "Порядок во власти - порядок в стране", 1997 и т.д.). Эту традицию продолжил и Владимир Путин в своих обращениях к депутатам и сенаторам в 2000-2002 годах ("Какую Россию мы строим", "Не будет ни революций, ни контрреволюций", "России надо быть сильной и конкурентоспособной"). С 2003 года у посланий нет конкретных названий.
Выступления Бориса Ельцина перед Федеральным собранием в 1994-1999 годах были посвящены, в основном, нескольким конкретным темам, соответствующим названию. С 2000 года текст документа охватывает более широкий круг вопросов, включая все направления развития страны в экономической и социальной сферах, области безопасности, внутренней и внешней политики и др.
Поручения по реализации посланий
В последние годы послания приобрели характер законодательных инициатив: в них содержатся конкретные поручения главы государства правительству.
Впервые указ о первоочередных мерах по реализации послания был подписан 3 апреля 1997 года Ельциным. Документ включал 33 поручения правительству, пять - Администрации президента и шесть - правоохранительным органам со сроками их исполнения. Следующий указ о реализации положений послания был подписан уже Путиным 11 мая 2005 года. Список состоял из 15 поручений правительству с указанием конкретных сроков и ответственных лиц. Спустя год контрольное управление Администрации президента представило доклад о выполнении этих поручений.
В 2006-2007 годах президент не подписывал специальных распоряжений о реализации положений своего послания, соответствующие акты публиковались правительством. С 2008 года поручения кабинету министров вновь дает глава государства. Отчет об их выполнении в Администрацию президента представляют федеральные и региональные органы власти.
Государственная дума и Совет Федерации по итогам выступления президента принимают постановления, направленные на реализацию закрепленных в послании задач, и учитывают его положения при подготовке законодательных актов.
Подготовка текстов
С 2005 года глава государства перед представлением очередного послания проводит встречи с руководством парламента для обсуждения основных направлений внешней и внутренней политики. С 2006 года в таких встречах принимают участие руководители органов исполнительной власти, представители бизнеса.
Текст послания готовится в течение нескольких месяцев, его содержание держится в секрете до дня оглашения. До 2014 года в подготовке текста принимали участие сотрудники Администрации президента и члены правительства, а также работники аппарата кабинета министров. С 2015 года эти функции полностью переданы в Администрацию президента.
Участники, дата и место
Глава государства выступает с речью в присутствии членов обеих палат парламента - Государственной думы и Совета Федерации. Это один из трех допустимых конституцией случаев совместного заседания палат (два других - при заслушивании посланий Конституционного суда РФ и выступлений руководителей иностранных государств).
В Кремль приглашают также членов правительства, председателей Конституционного и Верховного судов, генерального прокурора, председателя Центризбиркома, главу Счетной палаты, членов Государственного совета, Общественной палаты и глав основных конфессий, руководителей регионов и городов федерального значения, других высокопоставленных лиц, а также представителей СМИ. Традиционно число приглашенных составляет около 1 тыс. человек.
Выступление транслируется в прямом теле- и радиоэфире.
Даты выступления главы государства перед парламентариями неоднократно менялись. В 1994-1999 годах Борис Ельцин оглашал свои послания в феврале и марте. Владимир Путин впервые выступил перед депутатами и сенаторами в июле 2000 года. Позднее, в 2001-2007 годах, он зачитывал послание Федеральному собранию в апреле и мае. В годы президентства Дмитрия Медведева мероприятие проходило в ноябре и декабре. В 2012-2016 годах, после переизбрания Владимира Путина на высший пост в стране, традиционным месяцем выступления стал декабрь. Однако в конце 2017 года очередное послание было перенесено на следующий год и состоялось 1 марта 2018 года.
С 1994 года послания главы государства парламенту оглашались в Мраморном зале 14-го корпуса Московского Кремля (ныне здание демонтировано). С 2008 года президент выступал в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца - парадной резиденции главы государства. В 2018 году мероприятие прошло за пределами Кремля - в Центральном выставочном зале "Манеж". Это решение было связано с расширением числа приглашенных и необходимостью установки видеоаппаратуры. Послание президента впервые стало мультимедийным: на видеоэкранах демонстрировалась инфографика (шесть видеосюжетов, 17 слайдов).
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Лексические особенности речи политика
(на примере анализа ежегодного обращения президента РФ к Федеральному собранию)»
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕР УПОТРЕБЛЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ ЕДЕНИЦ В РЕЧИ ПРЕЗИДЕНТА РФ
2.1 Стилистическая направленность посланий президента РФ Федеральному собранию
2.2 Специфика употребления лексики в послании
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
политический речь спичрайтинг лексика
Стоит предположить, что, по-видимому, нет более важной и интересующего многие массы россиян речи, чем речь Президента страны. Именно благодаря целостности и содержанию такой речи каждый слушатель делает свои выводы: как о политике Президента, так и коммуникативных особенностей главы государства, особенно если это первое послание к Федеральному посланию российского лидера. Послание является главным программным документом российской власти и дает обществу определенные ориентиры того, по какому пути пойдет Россия в ближайшее время.
Актуальность темы исследования обуславливается тем, что в многочисленных средствах массовой информации тема обращения Президента к Федеральному собранию анализировалась лишь с точки зрения использования информационной и воздействующей функций. Однако более детальное рассмотрение послания: системного анализа первоисточника, особенностей целостности текста, лингвистической стороны выполнено не было. Также ни в одном источнике не было проведено анализа коммуникативных, экспрессивных, эстетических, а также ресурсных функций языка Дмитрия Медведева.
Тем не менее, тема спичрайтерства на сегодняшний день достаточно актуальна и исследована, прежде всего, потому, что являясь важнейшим средством коммуникации и выражения мысли, язык служит инструментом познания, постоянного осмысления мира человеком и превращения опыта в знание. Язык – это не только средство для передачи и хранения информации, но и инструмент, с помощью которого формируются новые понятия, во многом определяющие сам способ человеческого мышления. Выбор конкретных языковых средств оказывает влияние на структуру мышления и тем самым на процесс восприятия и воспроизведения действительности.
На сегодняшний день внимание к спичу известных политических деятелей значительно возрастает.
Целью работы является рассмотреть и проанализировать особенности Послания Президента РФ Федеральному собранию в контексте технологий спичрайтинга.
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
Рассмотреть понятие и значение спичрайтинга;
Выполнить практический анализ Послания Президента РФ Дмитрия Медведева в контексте коммуникативных, лингвистических, ресурсных, экспрессивных функций языка;
Разработать пути совершенствования использования технологий спичрайтинга в деятельности российских политиков.
Объектом работы являются технологии спичрайтинга. Предметом работы является особенности использования технологий спичрайтинга российским Президентом Дмитрием Медведевым.
Практическая часть работы включает в себя исследование автора по материалам текста Послания Президента РФ к Федеральному собранию.
Практическая значимость исследования обуславливается возможностью использования материалов работы для студентов при изучении вопросов политического спичрайтинга.
ГЛАВА 1. ЯЗЫКОВАЯ СПЕЦИФИКА ПУБЛИЧНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ
1.1 Особенности публичной политической речи
В настоящее время в связи с массовостью распространения информации происходит становление системы активных публичных коммуникаций, участниками которых становятся государственные и общественные институты, граждане как члены социума. Публичными являются коммуникации, «нацеленные на передачу информации, затрагивающей общественный интерес, с одновременным приданием ей публичного статуса», то есть статуса, связанного с открытостью и ориентацией на общее благо.
Формирование публичной сферы и активные публичные коммуникации нашли свое отражение и в речевой практике общества, изменилась языковая и речевая ситуации, в этот период «происходит формирование и одновременно структурирование огромного речевого массива, который удобнее было бы называть устной публичной речью. В сфере устной публичной речи формируются свои типы речевых стратегий, своя система речевых действий, свои, качественно новые разновидности текстов». Все это вызывает пристальное и обостренное внимание российского общества к собственно проблемам языка, служит причиной возрождения риторики как науки и активной общественной практики.
Публичное выступление – важный шаг в работе политика, поскольку представляет собой воплощенный в живую речь определенный политический текст. В арсенале умелого политика слово – мощное оружие, эффективное средство достижения цели.
Выступление любого политического деятеля – это не просто грамотно построенная и правильно произнесенная речь. При построении выступления успешному политику необходимо уметь использовать арсенал средств таких наук как лингвистика, риторика и психология: знание их основ позволяет создать яркий интересный текст, правильно провести подготовку к публичной речи, выступить и произвести желаемый эффект на слушателей. Создание текста публичного политического выступления – это первый и важный этап подготовки ораторской речи. Большую роль при этом играет наличие таких значимых особенностей текста, как лаконичность, точность, ясность.
Написанием текстов для официальных публичных выступлений политических деятелей, как правило, занимаются специальные люди – спичрайтеры, которые и следят за тем, чтобы выступление было построено правильно. Спичрайтер не только готовит для первого (должностного) лица текст выступления, но и консультирует это первое лицо по вопросам «исполнения» данного выступления, ведет контроль за ходом и результатами рабочего процесса.
Особенности построения публичных политических речей складывались на отечественной почте в течение довольно длительного времени. Условно этот процесс можно разделить на несколько периодов, каждый из которых имеет свою специфику:
1. Хрущевско-брежневский период.
В это время появлялись свои классики и хрестоматийные приемы и фразы политической речи, отрабатывалась техника привлечения к работе профессиональных «текстовиков», обживались выбранные для труда речеписцев госдачи.
2. Горбачевский, когда при внешне сохранившихся стандартах работы публичные речи адаптировались к политическим изменениям и персональным особенностям политического лидера, который сам умел подолгу говорить без бумажки, активно и «интерактивно», в отличие от Брежнева, работал с текстами докладов и других идеологических документов.
3. Ельцинско-черномырдинский, время институционализации политических речей, создания специальных подразделений (референтура при Борисе Ельцине и группа анализа и планирования при премьере Викторе Черномырдине). Президент и глава кабинета были мастерами экспромтов, но не относились к числу людей, способных системно работать над собственными речами и документами (что нельзя сказать о других ключевых фигурах этого периода политической истории – Егоре Гайдаре и Анатолии Чубайсе, прибегавших не столько к услугам спичрайтеров, сколько советников). Ельцинско-черномырдинский этап – это и эпоха создания новых, «вестернизированных», жанров – радиообращений, телеобращений, книг.
4. Путинский, характеризующийся окончательной институционализацией профессии, адаптированной под решение конкретных идеологических задач. Данный этап продолжается по настоящее время, поскольку нынешний президент РФ Д.А. Медведев в основном продолжает придерживаться основ организации политической речи, заложенных его предшественником.
Еще одной особенностью публичного политического выступления является тот факт, что данный тип речи «работает» на создание определенного имиджа политика. Речевой имидж – это не данная природой внешность, которую невозможно или, по крайней мере, очень трудно изменить. Основные параметры и манера устной речи – вещи устойчивые –тембр голоса, дикция, артикуляция, темп произношения, наиболее употребляемые слова, т.е. фонетические и лексические особенности. Поэтому речь человека часто сравнивают с его почерком – она индивидуальна и неповторима. Цель работы политического лидера таким образом – сделать свою речь достаточно узнаваемой. Это возможно путем систематического и правильного использования в своих публичных выступлениях определенного набора языковых средств, в том числе и лексических.
1.2 Языковые явления в политике
Поскольку публичная политическая речь является неотъемлемой частью ораторского искусства, то она использует различные средства языка с целью определенного воздействия на аудиторию. Процесс подготовки выступления обычно состоит из нескольких этапов: написанный текст выступления всегда согласуется, в окончательный текст вносятся правки, расставляются необходимые акценты. Официальные выступления должны надолго запоминаться и оставлять хорошие впечатления. Отсюда и использование большого количества различных языковых стилистических средств.
Основной компонент публичного политического выступления – речь. Протокольная (или, как ее еще называют, рамочная) - речь, обрамляющая событие: речь-приветствие, ответное слово, напутственное слово, речь на презентации. От выбора стиля речи зависит и набор языковых средств и приемов, используемых в ней.
Приветственная (иногда ее называют вступительной) речь содержит следующие смысловые компоненты: открытие мероприятия, приветствие аудитории, представление выступающих, а в конце - благодарность выступающему с обоснованием этой благодарности, слова о закрытии мероприятия и прощание с аудиторией. «Задача такого рода речи состоит в том, чтобы настроить собрание на соответствующий тон, отвлечь от собственных проблем и объединить в желании сопереживать предстоящему мероприятию. Поэтому основным содержанием вступительного слова обычно бывает описание роли и места мероприятия в жизни аудитории».