Тренинг – Умный ребенок - счастливая мама. Техники эффективного обучения
© Рената Кирилина, 2018
© Сергей Кирилин, 2018
ISBN 978-5-4493-3594-4
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Бонусы для читателей книги
Специально для читателей нашей книги мы подготовили 40 видеоуроков по основным предметам начальной школы, которые упростят обучение ребенка в школе.
Получить видеоуроки можно на нашем сайте – gladtolearn.ru/40
Так же вы можете получить майнд-карты по школьным предметам и узнать, что должен знать ребенок по русскому языку, математике и английскому языку в 1, 2, 3 и 4 классах. Получить карты вы можете по ссылке – gladtolearn.ru/lp/karti
Об авторе
Рената Кирилина
Эксперт №1 по эффективному обучению детей в школе.
Прошла путь от учителя до директора государственной школы и знает все подводные камни системы образования.
Практик, все техники эффективного обучения прошли проверку на тысячах детей.
География учеников охватывает всю Россию, страны СНГ, Европы, США и Канаду.
Основатель и директор «Школы эффективного обучения Ренаты Кирилиной» (ранее «Школы умных детей»). Мама двоих сыновей-школьников и дочки.
Забрала детей на семейное обучение в 2016 году.
Андрей, старший сын, учился в школе с 1 по 3 класс, с 4 класса – на семейном обучении.
Никита – закончил в школе 1 класс, со второго класса – на семейном обучении. На момент выхода книги, Андрей закончил пятый класс с «отличием», Никита окончил третий класс с одной «четверкой» по русскому языку, остальные – «пятерки».
Это – вторая книга автора серии «Семейное обучение», из первой книги «Семейное обучение. Пошаговое руководство» вы узнаете как осуществить переход на семейное обучение, где и как сдавать аттестации, как организовать семейное обучение.
Введение
Современный мир – это сплошной поток информации. И, зачастую, бывает очень сложно в этой информации выделить рациональное зерно.
Научите ваших детей как отделять нужное от ненужного, важное от неважного, как среди массы информации найти «полезное» – и вы научите их главному полезному навыку современной жизни.
Научите работать с информацией, структурировать ее и тогда дети смогут учиться по любым книгам и у любых учителей.
Информации не просто много, ее очень много. А как было бы хорошо, если бы вся информация была разложена по полочкам, в простой и наглядной форме. Данная книга посвящена инструментам, которые позволяют быстро и просто структурировать любые потоки информации для родителей, обучающих детей на семейном обучении.
Как изучают информацию в школе?
Учебники начальных классов сейчас выглядят цветно и аляписто. Цветные рабочие тетради, лабиринты и кроссворды, упрощенные задания «вставь букву» – все это формат новых учебников, которые не дают детям главного – системности и общей картины.
Дети выполняют задания, день за днем открывают новые страницы книги и не видят главного – системы.
Иначе дело обстоит в средней и старшей школе. Сплошной текст учебника, логические списки и пошаговые алгоритмы действий – все это помогает ученикам среднего звена приобрести новые знания, но не вызывает особого энтузиазма.
Дети теряют интерес к чтению сплошного текста и успеваемость падает. Буквы, слова и абзацы сливаются воедино, и взгляду не за что зацепиться.
Системы по-прежнему нет, а вместе с ней и понимания предметов.
На семейном обучении родители часто сталкиваются с трудностями:
– нет индивидуального плана обучения
– не известно, где взять систему
– у родителей нет педагогического образования и страшно «не справиться»
– все те же самые учебники и хаос
– не понятно, как выбрать стратегию обучения
– как дать ребенка полноценную программу?
– что делать после завершения начальной школы, ведь там начнутся предметы, в которых нужно специальное оборудование и знания?
У нас есть четкая система эффективного обучения, позволяющая выстроить все процессы в обучении ребенка.
На страницах этой книги читатели сделают первые шаги к тому, чтобы все успевать и быть при этом счастливой, получать удовольствие от собственной эффективности.
Благодаря данной книге Вы перестанете бояться семейного обучения, потому что будете знать как его правильно осуществить. Благодаря чему вы сможете взять на себя ответственность за образование своего ребенка.
У родителей и детей на семейном обучении есть все необходимое для того, чтобы учиться эффективно. Данная книга – пособие для родителей, которое поможет выстроить процесс обучения в Вашей семье, даже если у родителей нет педагогического образования.
В книге «Эффективное семейное обучение. Начальная школа» Вы найдете лучшие образовательные технологии для учеников начальной школы. Будьте лучшими, используйте лучшее.
Принципы эффективного обучения
Не получается – повтори еще раз. Не понял текст параграфа – перечитай. Не смог перевести текст по-английскому – читай и переводи еще раз.
Я помню эти простые правила школьного обучения. В школе не говорят, что можно поменять метод или подход. А продолжают питать учеников иллюзиями, что если «долго мучаться, что-нибудь получится»
Альберт Эйнштейн говорил: «Делать то же самое и надеяться на другой результат – первый признак безумия».
Удивительно, но до сих пор именно по такому принципу обучают практически во всех школах России.
Приведу простой пример. Как учат переводить текст в школе?
В начальной школе детей учат переводить текст так: читаешь – находишь незнакомые слова – переводишь их – переводишь текст.
На практике этот процесс выглядит так:
3. Часто выходит так, что к середине текста ребенок спрашивает у родителей слово, перевод которого уже спрашивал.
А в конце такого чтения, совершенно не понимает, о чем прочитал.
Кроме того, все эти же слова будет спрашивать вновь встретив.
И, на колу мочало, начинай сначала. Что в таком случае говорят ребенку?
4. Читай снова текст и переводи еще раз, если не понял смысла.
Когда мой сын пошел во второй класс, мы переехали в другой район города и меняли школу.
В новой школе дети изучали английский с первого класса.
Поэтому уже переводили тексты и учили стихотворения.
Задания по переводу текста Андрею я очень хорошо помню.
Потому что именно тогда я с учетом своих знаний, применила с ребенком совершенно иной алгоритм перевода текстов.
Который пришелся очень по душе моему сыну, а следовательно и сэкономил нервные клетки мне.
Вот что мы делали, чтобы переводить тексты эффективно:
1. Вначале Андрей бегло просматривал текст и подчеркивал незнакомые слова. В новом тексте их находилось порой 3, порой 1
3. Выучивали слова с помощью ассоциаций или контекста
4. Зная все слова текста ребенок приступал к чтению. И поэтому, не имел препятствий в виде новых слов, легко переводил текст
Пройдя путь от учителя до директора образовательной школы, и видя систему образования «изнутри», в настоящий момент для своих детей я выбрала семейное обучение. Уже более 10 лет занимаюсь развитием памяти, обучением детей и взрослых приемам и техникам эффективного обучения.
Это для меня одновременно и работа, и хобби.
Я пытаюсь найти ответ на вопрос: почему, когда есть эффективные технологии, ребенок должен тратить 3 недели для того, чтобы запомнить страны Европы, когда это делается за 30 минут?
Зачем ему ходить днями напролет зубрить стихотворение, когда это можно сделать за несколько действий элементарных и получить хорошую оценку.
Зачем зубрить таблицу умножения, когда ее можно понять и выучить за два вечера?
Почему нужно зубрить определения и формулы, когда их легко можно запомнить приемами мнемотехники?
И я убеждена, что техники эффективного обучения, мнемотехнику просто необходимо интегрировать в нашу систему образования.
Елизавета Ламова
«Вот у Васи папа академик - неудивительно, что у него одни пятёрки! А Машеньку надо в другую школу перевести: окружение плохо на неё влияет». Воспитание или гены, внешнее или внутреннее, кто виноват и что всё-таки делать? Ответить на эти вечно актуальные вопросы пытается наука под названием психогенетика (или поведенческая генетика, behavioural genetics - генетика поведения, если следовать западной традиции). Мы встретились с одним из ведущих специалистов в этой области - Юлией Ковас и выяснили, нужно ли создавать школы для одарённых детей, существует ли идеальная система образования и чего нам ждать от школ завтрашнего дня.
Юлия Ковас - директор Международной лаборатории междисциплинарных исследований индивидуальных различий в обучении Голдсмитс Университета Лондона, руководитель лаборатории когнитивных исследований и психогенетики Томского государственного университета. Окончила Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена по специальности «филология». Образование психолога получила в Великобритании, в Биркбек-колледже Лондонского университета.
Не на кого пенять
Можно ли что-то изменить, если гены плохие?
[Юлия Ковас] Да нет такого понятия - «плохие гены». Одно из важнейших открытий генетики состоит как раз в том, что за большинство человеческих характеристик отвечает множество участков ДНК, а не один ген. Причём по отдельности они вносят маленький вклад в наше с вами развитие. Поэтому и вероятность того, что по всем вовлечённым генетическим факторам есть негативные предпосылки, близка к нулю.
Если вас преследуют неудачи в какой-то сфере - будь то математика или умение разрешать конфликты, - скорее всего, на это работает целый набор генетических и средовых факторов. Некоторые из них предрасполагают к великим достижениям, другие, наоборот, предвещают проблемы. Однако только в совокупности и взаимодействии генетика и среда определяют положение человека в условном промежутке от низких до высоких способностей или достижений. Например, на континууме от математических расстройств, таких как дискалькулия, до математической гениальности, большинство из нас находится посередине, там, где отрицательные и положительные воздействия уравновешивают друг друга. Так происходит с любой характеристикой, возьмите хоть рост, хоть вес, интеллектуальные способности или личностные характеристики. Людей, безоговорочно выигрывающих или проигрывающих и генетическую, и средовую лотерею, немного.
Но можно ли стать великим математиком, если находишься посередине?
[ЮК] Человек может продвинуться, например, в интеллектуальных способностях как под влиянием среды, так и генов. Ни те ни другие факторы не являются определяющими по очень простой причине: их много, и они динамичны. Гены работают по-разному, в зависимости от средовых условий, которые, в свою очередь, создаются, меняются и воспринимаются тоже по-разному - в зависимости от генетических предпосылок. Правда и то, что как средовые, так и генетические условия могут иметь тормозящий или ограничивающий эффект, поэтому одним людям гораздо сложнее добиться определённого результата, чем другим. Это очень важно понимать и помнить, чтобы избежать пусть даже невысказанного осуждения: «не получается - значит, ленится»; «набрала лишний вес - значит, нет силы воли»; «я-то ведь могу, у меня-то получается». К сожалению, подобные сравнения очень часты и очень неправильны.
А главное, мы до сих пор до конца не понимаем, что именно определяет учебную успешность. В Великобритании в течение 21 года проводилось исследование: около десяти тысяч пар близнецов сравнивали по таким показателям, как мотивация, интерес к учёбе, общие когнитивные способности, здоровье, психологическое состояние, восприятие школьной среды. Когда британским школьникам исполняется 16, они сдают стандартизированный экзамен, чем-то напоминающий наш ЕГЭ. Там есть обязательные предметы: математика, английский язык и науки (биология, физика, химия), а есть необязательные. Так вот, мы изучали, какие характеристики влияют на успешную сдачу экзаменов. И выяснилось, что все исследованные нами факторы (мотивация, интерес к учёбе, общие когнитивные способности, здоровье, психологическое состояние, восприятие школьной среды и т. д.) объясняют только 50% индивидуальных различий в том, насколько удачно подростки сдают экзамены. Понять причины остальных 50% пока не удалось.
Получается, мы многого не улавливаем своими инструментами - того, что явно существует и частично определяет различия в успешности. Или, может, улавливаем, но недостаточно хорошо измеряем. В любом случае благодаря масштабным междисциплинарным исследованиям мы с каждым годом будем понимать всё больше, инструменты измерений улучшатся и станут подспорьем в образовательных процессах.
Сегодня существует система взаимных обвинений. Кто виноват, что ребёнок мало знает? Учитель. Но учитель говорит, что виноваты родители или сам ребёнок. Или система. А страдает ребёнок. Это в корне неправильно. Никто не виноват. Просто нужно признать, что причинно-следственные связи здесь сложные, и вместе добывать новые знания, совершенствовать методы и развивать персонализированные подходы - чтобы обеспечить позитивное развитие для всех. Нужно продолжать исследования и использовать полученные знания на практике.
Готова ли к этому школа?
[ЮК] У нас много школ-партнёров, я часто провожу семинары для учителей. Могу сказать, что большинство учителей готовы осваивать новое. Но, к сожалению, на сегодня качественные научно-практические взаимодействия остаются единичными. Например, сейчас мы проводим исследование в школах Петербурга и Томска: как изучение второго языка (важно ещё, какого именно) влияет на познавательные процессы? Школьники в этом проекте со второго класса изучают английский, китайский или испанский. Сейчас они уже шестиклассники. Мы собирали данные в начале и конце второго класса, несколько раз в пятом-шестом классах. Эта информация сейчас анализируется - результаты покажут, какое влияние оказывает изучение конкретного языка на когнитивные процессы.
Школы для обычных детей
Школы для одарённых детей всегда вызывают бурные дискуссии: многие родители не принимают такого разделения. Никто не хочет отдавать ребёнка в «школу для глупых», возникают сомнения в особых талантах учеников элитной школы. Существуют ли вообще одарённые дети и нужны ли им специальные образовательные учреждения?
[ЮК] Это сложные вопросы, они всегда вызывают полемику. Хотя я надеюсь, что в будущем, когда психологи научатся точнее подбирать образовательные программы под нужды каждого ученика в определённый момент обучения, эти споры сойдут на нет. Когда вы разговариваете с одарёнными детьми, у вас не возникает вопроса, существуют ли они в природе. По уровню развития они очень сильно отличаются от сверстников. Я пообщалась с такими ребятами в сочинском образовательном центре «Сириус» - дети там учатся не постоянно, а приезжают на одну смену. Многие из них научно мыслят, генерируют новые идеи. Создание условий для развития таких школьников - дальновидная стратегия, она принесёт пользу не только им, но и обществу.
При этом есть много детей, которых просто не заметили, и нужен толчок, чтобы их одарённость проявилась. Часто говорят, что талант сам себе пробьёт дорогу. Нет. Скука, которую одарённый ребёнок испытывает на занятиях, когда он сидит и слушает то, что и так знает, - сильный демотивирующий фактор, способный негативно повлиять на развитие. Существует исследование, которое показывает: одарённые дети, перепрыгнувшие хотя бы через класс, в среднем удачнее строят карьеру. Сейчас школа устроена так, что сделать это практически невозможно.
Надо найти механизмы помощи способным детям или внутри системы, или создавая специальные школы. Только критерии отбора в такие школы должны быть очень хорошими, точными, позволяющими определить задатки даже у тех, кому не посчастливилось вырасти в благополучной среде. Именно на поиск таких диагностических инструментов направлены сейчас многие междисциплинарные исследования в образовании.
Как должно быть устроено образование, по вашему мнению?
[ЮК] Система образования должна помогать каждому развиваться оптимально. Образовательные ресурсы надо распределять таким образом, чтобы помогать добиваться лучших результатов всем. Есть страны, например Нидерланды и Финляндия, которые делают акцент на том, чтобы все дети, даже те, кому учеба даётся плохо, дотянули до уровня успеваемости, необходимого для успешной жизни в обществе. Большой объём ресурсов выделен на индивидуализированную помощь отстающим. И если мы посмотрим результаты этих стран в международных сравнительных исследованиях, то заметим, что там меньше детей с очень низкими показателями. Однако в отношении Нидерландов исследования показали, что, возможно, недостаточно внимания уделяется одарённым ученикам, а это необходимо, иначе среда сдерживает развитие их таланта.
Лучшая система образования та, что создаёт оптимальные условия для каждого. Нельзя брать у одних и отдавать другим. При этом все образовательные системы ограничены в ресурсах. Но оптимизация образования - не самая дальновидная стратегия. Проблемы с обучением не заканчиваются в школе - они длятся всю жизнь и часто приводят к дезадаптации: люди не могут найти своё место. Коррекция таких последствий обходится обществу очень дорого, как и не получившая поддержки одарённость.
Существует ли где-нибудь идеальная система образования?
[ЮК] Пока нет, не хватает знаний. Детей часто сравнивают по средним показателям. Но средний - враг индивидуальному. К примеру, в совокупности китайские дети показывают лучшие в мире результаты по математике. Но это не значит, что их система хороша для каждого китайского учащегося. Да, большая часть детей показывает очень высокие результаты, но многие - очень низкие. Это всё равно что сравнивать страны по ВВП - нас-то интересует, как живётся в данном государстве отдельному человеку. Вот и в образовании важно, каковы индивидуальные различия, как система может помочь каждому.
Прекрасная школа будущего
Каким станет образование?
[ЮК] В дополнение к большому объёму научного знания сегодня созданы и продолжают создаваться технологии, которые помогут составлять и обеспечивать индивидуальные образовательные траектории. Причём не один раз за весь период обучения. А то, бывает, выделили одарённого или отстающего, и всё - маршрут определён и пересмотру не подлежит. Хотя, как я уже говорила, и генетическая экспрессия, и наши способности, мотивация - явления динамичные. Поэтому траектория будет меняться. Технология обработки больших данных поможет учителю принять решение, определиться с материалом. Образование должно опираться на интересы учащегося «здесь и сейчас». Школьники будут сами направлять этот процесс.
Главное - возможность широкого выбора, гораздо более детального, тонкого, чем грубое деление на «гуманитариев» и «технарей». Такое деление почти не учитывает интересы, которые могут возникать на каждом этапе обучения.
А теперь представьте, что все предметы можно изучать индивидуализированно, с использованием адаптивных компьютерных технологий.
Не приведёт ли это к тому, что дети станут гораздо реже контактировать со сверстниками и разучатся общаться?
[ЮК] Почему-то большинство людей считает, что, просто находясь в школе, ребёнок социализируется. Нет, то, что дети по шесть часов просиживают в одном помещении друг с другом, не значит, что они находятся в социальной среде. Настоящая социализация возникает, когда есть общие цели или интерес. Например, часть занятий можно проводить в форме научно-исследовательских проектов, которые требуют объединения наук для решения поставленной задачи, и наконец-то становится понятно, зачем нужны биология, химия, математика. Для этих проектов классы будут формироваться по интересам, из детей с разными умениями и не обязательно одного возраста.
Школа будет давать возможности для активного общения, а компьютерные технологии, собирающие данные об успешности ребёнка, помогут определить его образовательную траекторию.
Ваше поколение обязательно доживёт до этого момента! Образование меняется на глазах, и это будет совершенно другая эпоха.
Воспитание ребенка – процесс, в котором особую роль играет родительский подход. Для многих мам и пап особенно тяжелым становится школьный этап обучения детей, который зачастую проходит совсем не так, как бы этого хотелось. Крики, слезы, двойки, уйма потраченного времени и снова двойки. И так изо дня в день.
Непосвященным может показаться, что домашние задания – сущий пустяк. Однако многие родители сталкиваются с проблемой, которую нельзя решить ни уговорами, ни наказаниями, ни поощрениями. И что же делать таким семьям? Как забыть о проблемах своего чада в школе и прекратить, наконец, опостылевший «день сурка»? На помощь приходят методики развития детей.
Тренинг «Умный ребенок – счастливая мама. Техники эффективного обучения» – авторская программа развития ребенка, вобравшая в себя проверенные временем способы обучения детей. Профессиональный тренер, а по совместительству мама троих детей Рената Кирилина делится знаниями, накопленными более чем за 10 лет кропотливой работы.
Рената Кирилина: развитый ребенок за 3 недели
В течение 3-х недель участники тренинга по детскому развитию в режиме онлайн познакомятся с 30 технологиями, которые помогут достичь высоких результатов в развитии ребенка.
- Методика быстрого выполнения домашних заданий, исправление ошибок в письме.
- Работа по написание сочинений и изучению определений.
- Техники улучшения памяти, мышления и поддержании внимания.
- Мотивация школьника, помощь и поддержка.
- Борьба с ленью, достижение состояния максимальной эффективности.
- Основы математики – как заинтересовать ребенка.
Тренинги для мам Ренаты Кирилиной уже помогли сотням школьников улучшить оценки, а их родители ощутили гордость за своего «умного ребенка»!