Международные педагогические чтения. Пятые чтения по гуманной педагогике Международные педагогические чтения

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ


«Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а развивает, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, – переживёт вместе с ребенком много вдохновляющих минут, не раз следуя увлажнённым взором за борьбой ангела с сатаною, где светлый ангел побеждает».

Януш Корчак

Международные педагогические чтения по гуманной педагогике проводятся ежегодно с 2002 года в Москве в дни зимних каникул. Организаторы Чтений: ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», Международный Центр гуманной педагогики , Международный Центр Рерихов , Общероссийская общественная организация «Центр гуманной педагогики», Всеукраинское общественное объединение «Всеукраинская культурно-образовательная ассоциация гуманной педагогики», Латвийская Ассоциация гуманной педагогики, Ассоциация гуманной педагогики Литвы, Ассоциация гуманно-личностной педагогики Эстонии.

Чтения проходят при поддержке: Российской Академии Образования, Международной Лиги Защиты Культуры, Ассоциации творческих учителей России, Общественного движения «Родительская забота», Издательского Дома Шалвы Амонашвили.

Информационную поддержку осуществляют: «Учительская газета», газета «Первое сентября», газета «Содружество», журнал «Культура и время», Журнал «Три ключа».

Ш.А.Амонашвили, бессменный организатор и руководитель чтений, профессор МГПУ, академик РАО, почётный профессор многих университетов России и Зарубежья, Член экспертного Совета по проблемам образования Государственной Думы РФ называет Педагогические чтения ступеньками вхождения в гуманную педагогику.

2002 год – Первые Международные педагогические чтения «Гуманная Педагогика и духовность образовательных пространств» .

2003 год – Вторые Международные педагогические чтения «Улыбка моя, где ты?»

2004 год – Третьи Международные педагогические чтения «Почему не прожить нам жизнь героями духа?»

2005 год – Четвертые Международные педагогические чтения «Без сердца что поймем?»

2006 год – Пятые Международные педагогические чтения «Спешите, дети, будем учиться летать!»

2007 год – Шестые Международные педагогические чтения «Истина Школы» .

2008 год – Седьмые Международные педагогические чтения «В Чаше ребенка сияет зародыш зерна культуры» .

2009 год – Восьмые Международные педагогические чтения «Истинное воспитание ребенка – в воспитании самих себя» .

2010 год – Девятые Международные педагогические чтения «Чтобы дарить Ребенку искорку знаний, учителю надо впитать море Света» .

2011 год – Юбилейные Десятые Международные педагогические чтения «Как любить детей» .

2012 год – Одиннадцатые Международные педагогические чтения .

22-24 марта 2013 года – Двенадцатые Международные педагогические чтения «Манифест гуманной педагогики – путь в будущее» .

Анкета-заявка для участия в Двенадцатых Международных Педагогических Чтениях (doc)

«Учитель, вдохнови меня на творчество»

9–11 января 2012 года в ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» состоялись Одиннадцатые Международные педагогические чтения «Учитель, вдохнови меня на творчество» .

Педагоги, собравшиеся из разных уголков России, Украины, Беларуси, Киргизии, Грузии, Казахстана, стран Прибалтики размышляли об истинной сути понятий «творчество», «вдохновение». Не секрет, что многие люди относят эти понятия к сфере искусства или науки, не видя их необходимости в повседневной жизни ребёнка, да и взрослого тоже.

Участники Чтений на примере своего опыта показали облагораживающее и возвышающее влияние творчества на детей, самих педагогов, на весь мир образования. В работе лабораторий и мастер классов, в общих встречах шёл серьёзный разговор о том, что нельзя допустить воспитание только на материальной основе, о том, что педагогам нужно научиться вдохновлять детей на самое главное творчество – творчество постоянного радостного познавания.

Но чтобы вдохновить ученика, учитель сам должен быть вдохновлён. Совместными усилиями педагоги искали секрет этого возвышенного состояния души, порой неуловимого; выясняли какие силы и энергии помогают его обрести. Свои нахождения дарили друг другу с радостью: кого-то вдохновляет умение детей удивляться миру, кого-то – общение с природой, новейшие идеи передовой науки, стремление мыслить широко и выходить за рамки своего предмета, преодоление своих страхов и боязни, кого-то вдохновляют препятствия и труд распознавания смысла привычных понятий.

Но, пожалуй, главное, что объединило всех педагогов, это понимание необходимости осознать Мир Высший и донести детям весть о нём. По словам Ш.А.Амонашвили: «Мы не сможем понять очень многое, может быть, самое существенное, если не поверим и не почувствуем, что над нами есть Живые Небеса, и мы часть их. От Живых Небес мы получаем «явления всех вдохновений». Они, – эти беспредельные дали Вселенной, – дарят состояние надземное, в котором переживаем прилив необычной мощи сил творчества. Творческая Вселенная, внутри которой мы существуем, есть источник нашего вдохновения на творчество».

«Как любить детей»


9–11 января 2011 года в ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» состоялись юбилейные Десятые Международные педагогические чтения «Как любить детей» .

Сегодня проблемы, имеющиеся в педагогике, обсуждаются на многих уровнях. И ни у кого из участников этого обсуждения нет сомнения в том, что нашим детям нужны новые современные школы, а педагогам нужно непрерывно повышать свой профессиональный уровень, чтобы четко организовывать учебный процесс.

Но также совершенно необходимо говорить и о самом главном в образовании – о ребенке. О том, что он, ребенок, не случайность, а явление в нашей жизни. Ребенок, как явление, несет в себе свою жизненную задачу, свою миссию, и обладает величайшей энергией духа для претворения своей миссии. Раскрыть как можно полнее, опираясь на эти постулаты, весь потенциал, заложенный в ребенке природой, воспитать в нем благородного человека – задача гуманной педагогики.

Замечательный педагог Ш.А.Амонашвили говорит, что школа не сможет решить свои насущные проблемы, если тысячекратно не будет возвращаться к тому, как нужно любить детей. Образовательное пространство должно быть заполнено до краев духовной, утонченной, мудрой, одухотворяющей, жертвенной любовью воспитателей и учителей к детям и ученикам. Для гуманной педагогики это аксиома. Но нужно ещё понять – как , именно как любить детей и каждого ребенка, чтобы любовь стала самой действенной и доброй силой воспитания. Нам нужно понять, как чувство любви совершенствует всех участников образовательного процесса, и как через него мы можем облагораживать мир образования.

Этому вопросу – «Как любить детей» – и были посвящены Десятые Международные педагогические чтения.

С 31 января по 1 февраля 2018 года в Москве прошли Пятые общероссийские педагогические чтения по гуманной педагогике. Педагоги из разных регионов России в эти дни были объединены общей темой: «Семья – лоно человеческой культуры». Организаторы мероприятия отмечают, что тема действительно актуальна, ведь в погоне за ложными ценностями многие люди забывают о важном, вечном, истинном. О семье.

Татьяна, педагог, Москва

Для меня данное мероприятие – это не только фейерверк идей и море новых знаний, это еще и глоток духовности и душевности! Энергетика блистательного гения Шалвы Александровича Амонашвили распространяется далеко за пределы зала и проходит сквозь сердца всех его почитателей. Это такое приятное чувство единения с ораторами, когда ты пропускаешь через себя каждое слово и всем своим существом соглашаешься с ними. Ну а многочисленные единомышленники создают атмосферу доверия и сплоченности! Благодаря мастер-классам настоящих профессионалов своего дела, я получила бесценный опыт и информацию, с которой мне теперь предстоит работать и переосмыслить!

На открытии чтений гостей приветствовал президент МГПУ, доктор исторических наук, член корреспондент РАО, Рыцарь гуманной педагогики В. В. Рябов. В ходе насыщенной программы участники мероприятия услышали эмоциональное выступление К. Ш. Мансуровой, председателя Международного общественного движения «Родительская забота», Рыцаря гуманной педагогики (Москва, Россия) на тему «Роль и значение семьи в единении народов мира». Не оставил равнодушными слушателей и доклад «Сердце матери – учебный класс для ребенка» – И.К. Погребняка, руководителя Латвийского Центра гуманной педагогики, Рыцаря гуманной педагогики (Рига, Латвия). М. В. Богуславский, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, Рыцарь гуманной педагогики (Москва, Россия), в своём труде «Семья как лоно воспитания ценностей человеческой культуры» проанализировал модели семейного воспитания и поделился результатами со слушателями. На встрече руководителей региональных центров и делегаций выступил Ш. А. Амонашвили, заведующий лабораторией гуманной педагогики МГПУ, профессор, академик РАО, почетный президент Международного центра гуманной педагогики, Рыцарь гуманной педагогики, Рыцарь Детства (Москва, Россия).

Во второй день чтений гости посетили различные мастер-классы, которые подарили им фейерверк педагогических идей и находок. В заключение прозвучал гимн гуманной педагогики.

Высокий уровень организации Чтений – результат слаженной работы Е.Н. Черноземовой, профессора МПГУ, президента Общероссийского Центра гуманной педагогики, Рыцаря гуманной педагогики (Москва, Россия) и М.И. Шишовой, кандидата педагогических наук, лауреата премии Мэрии Москвы, вице-президента Общероссийского Центра гуманной педагогики, младшего научного сотрудника лаборатории гуманной педагогики МГПУ, Рыцаря гуманной педагогики (Москва, Россия). Отдельную благодарность хочется выразить директору ИСП С.Н. Вачковой и заместителю директора ИСП В.М. Иванченко за качественную техническую поддержку мероприятия как на общих встречах, так и на мастер-классах и проведении фотосессии. И, конечно, нельзя не отметить волонтеров, магистров и бакалавров ИППО МГПУ, помощь которых была очень своевременна и заметна.

С 21 по 24 марта в Москве прошли двенадцатые Международные Педагогические Чтения « Манифест гуманной педагогики – путь в будущее», которые были посвящены светлой памяти Валерии Гивиевны Ниорадзе.

«Духовность и Гуманность есть фундаментальные понятия, и они способны, если станут качеством образовательного мира, содействовать непрерывному эволюционному процессу улучшения природы человека. Они опора личности на ее трудном пути совершенствования и восхождения, направляющая сила ее жизни и деятельности на общее благо»,- гласит манифест гуманной педагогики.

В чтениях приняли участие:

  • Ш.А. Амонашвили- зав. Лабораторией гуманной педагогики МГПУ, профессор, академик РАО, президент Международного Центра Гуманной педагогики.
  • А.Г. Кутузов-ректор ГБОУ ВПО « Московский городской педагогический университет», доктор педагогических наук, профессор
  • А.В.Постников- президент Международного Центра Рерихов, профессор, доктор технических наук
  • Д.Д. Зуев-, заслуженный профессор МГПУ, член корреспондент РАО, главный редактор

« Антологии гуманной педагогики»

  • Е.Н. Черноземова - профессор МГПУ
  • В.Г. Александрова – доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Лаборатории гуманной педагогики ГБОУ ВПО МГПУ
  • П.Ш. Амонашвили – руководитель детской художественной студии « Басти –Бубу»
  • Марианна Озолиня – поэтесса и многие, многие другие….

Ведущая идея педагогических чтений: « Самая большая трудность в творении гуманного образовательного мира находится внутри нас самих… Борьба эта будет нелегкая, но достойная…»

Как воспитывать душу и сердце, а через них раскрыть личность каждого отдельного ребенка в его индивидуальной неповторимости, самобытности? Как создать условия для развития каждого ребенка на своем уровне? Януш Корчак говорил: « Не насилуйте душу человека, внимательно приглядывайтесь к законам природы….». А.П. Чехов писал:

« Чтобы воспитать, нужен беспрерывный дневно- ночной труд, вечное чтение». Наша профессия обязывает постоянно работать над собой, постоянно самосовершенствоваться. Жизнь – это движение к совершенствованию души.

Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Без творческого труда, создающего красоту, без сказки, фантазии, игры и музыки невозможно представить чтение как одну из сфер духовной жизни ребенка. Дети свои мысли и чувства передают в рисунках. Эмоционально – эстетическая окраска слова, его тончайшие оттенки – вот в чем животворный источник детского творчества. Восприимчивость к красоте делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Воспитывая эстетическую восприимчивость, мы оберегаем ребенка от такой опасной черты характера, как равнодушие, которое в последствии может сделать его жизнь бесцельной, скучной, бесполезной и для самого себя и для общества в целом. Учить видеть и ценить красивое в жизни, в искусстве, в любом деле, человеку помогает творческая активность, воображение, наблюдательность, способность понимать других людей, отзываться на их радости и печали. На сегодня глубоко стоит проблема осознания значения эстетического как духовного, как иного качества бытия. Признание роли эстетического как одного из стратегических ориентиров развития образования в гармонии урочной и внеурочной деятельности ведет к созданию условий раскрытия индивидуальности каждого ребенка, так как именно искусство является для него наиболее благоприятной средой проявления себя как творческой личности, как человека, способного сочувствовать, сопереживать, идти навстречу другим людям. Уникальные возможности искусства, активизация эстетического подхода служит прекрасным интеграционным полем, помогая развитию межпредметных связей.

Международные педагогические чтения призывали к единению вокруг « Манифеста», к сотрудничеству, оздоровлению и обновлению образовательного мира.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

«Школа – врата в будущее»

Уважаемые коллеги, дорогие друзья!

28 ноября 2016 года исполнилось 110 лет со дня рождения выдающегося русского учёного, философа, культуролога, искусствоведа – Д.С. Лихачёва.

Дмитрий Сергеевич оставил своеобразное духовное завещание человечеству, а его «Письма о добром и прекрасном» обращены к детям и молодёжи как строителям новой, более совершенной в духовном плане жизни. Юбилей Лихачева - достойный повод для того, чтобы актуализировать в образовании вечные ценности, о которых он писал – добро, интеллигентность, счастье, приверженность красоте и благородным устремлениям, нравственное отношение к природе. Несомненно, что определяющая роль в развитии этих качеств у растущей личности принадлежит школе.

В рамках юбилейного года Д.С. Лихачёва 18 февраля 2017 года в г. Екатеринбурге пройдут Седьмые региональные педагогические чтения по гуманной педагогике «Школа – врата в будущее».

К участию в педагогических чтениях приглашаются учителя, классные руководители, воспитатели, педагоги дополнительного образования; руководители образовательных организаций и их заместители; родители, специалисты органов управления образованием, а также все, кто интересуется гуманной педагогикой, которую К.Д. Ушинский связывал, в первую очередь, с развитием духовно-нравственных качеств личности.

Цель педагогических чтений – определить модели, направления организации образовательного процесса и образовательной среды, а также формы и методы образования, способствующие предназначению человека (по Д.С. Лихачёву):

- «увеличивать добро в окружающем нас»;

- «иметь свое служение – служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен».

На педагогических чтениях предполагается обсуждение следующих вопросов:

- образ школы и учителя будущего и пути его воплощения;

- роль учителя и школы в формировании у ребёнка представлений о себе и своём месте в этом мире, о своём предназначении;

- целеполагание и его роль в жизни учителя и ребёнка; пути достижения устремлённости в будущее;

- воспитание собственным примером: от интеллигентного учителя – к интеллигентному ученику;

- учим и учимся быть счастливыми: на пути педагогики;

- творчество как смысл жизни; пути сотворчества ребёнка и педагога;

- реализация опережающего образования – образования, устремлённого в будущее;

- гуманная педагогика – ключ к гармонии общества и природы, устойчивому развитию цивилизации;

- развитие экологической и нравственной культуры детей через духовно-нравственные качества, сенсорную педагогику (вовлекающую в образовательный процесс чувства ребёнка).

Эти вопросы, конечно, не исчерпывают всю гамму смыслов в поставленной проблеме, потому надеемся на ваше творчество, на ваш опыт.

Педагогические чтения будут включать в себя пленарное заседание, работу педагогических лабораторий, обед и фейерверк педагогических идей.

Обращаем ваше внимание, что формат педагогических лабораторий (в отличие от конференции) предполагает:

Совместный поиск, решение педагогических проблем по определённой тематике с включение опыта участников;

Ограниченность времени на выступления участников (до 5 минут);

Неуместность чтения докладов и выступлений по тематике, не относящейся напрямую к обсуждаемой проблеме.

Место проведения педагогических чтений будет определено к 20 января 2017 г. и представлено на сайте http://www.sogp.ru, в группе «Гуманная педагогика на Урале «в социальной сети «В Контакте», а также в дополнительных информационных письмах в территории.

Научный руководитель педагогических чтений – Иванов Сергей Анатольевич, руководитель Свердловского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Центр гуманной педагогики», кандидат педагогических наук;

Координатор – Мочалина Ольга Владимировна, руководитель Мастерской педагогического творчества, г. Екатеринбург.

Регламент проведения педагогических чтений:

Регистрация участников – 9.00 – 10.00.

Окончание педагогических чтений – 17.00.

Участникам педагогических чтений будут выданы сертификаты участия; участники фейерверка педагогических идей - отмечены благодарственными письмами Свердловского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Центр Гуманной Педагогики».

Для участия в педагогических чтениях необходимо выслать заявку до 10.02.2016 г. по форме (Приложение 1).

До 07.01.2017 г. принимаем статьи объёмом 3-5 страниц (через 1 интервал) для публикации в соответствии с требованиями (Приложение 2) в сборник, который будет напечатан к началу педагогических чтений. К публикации будут приниматься только материалы, содержащие собственный педагогический опыт (или собственные размышления) по тематике педагогических чтений (указанной выше), востребованный педагогическим сообществом. Материалы, содержащие информацию, заимствованную из Интернета публиковаться не будут. Статья высылается с пометкой в графе «Тема» - «Статья ФИО, наименование образовательной организации».

31 января – 1 февраля 2018 года в Москве пройдут Пятые общероссийские педагогические чтения по гуманной педагогике «Семья – лоно человеческой культуры».
Неслучайно проблемы, связанные с жизнью современной семьи, вынесены на обсуждение. Веками люди хранили и взращивали в себе стремление к совершенству и к свету, объединяясь с родственными душами, помогая друг другу в этом стремлении, передавая накопленный нравственный и духовный опыт потомкам. Помочь человеку осознать себя хранителем величайших духовных ценностей – важнейшая задача воспитания.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ».

ИНСТИТУТ СИСТЕМНЫХ ПРОЕКТОВ.

ЛАБОРАТОРИЯ ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКИ.

ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«ЦЕНТР ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКИ».

Информационное письмо

Уважаемые коллеги, дорогие друзья!

31 января – 1 февраля 2018 года в Москве пройдут Пятые общероссийские педагогические чтения по гуманной педагогике «Семья – лоно человеческой культуры» .

Неслучайно проблемы, связанные с жизнью современной семьи, вынесены на обсуждение. Веками люди хранили и взращивали в себе стремление к совершенству и к свету, объединяясь с родственными душами, помогая друг другу в этом стремлении, передавая накопленный нравственный и духовный опыт потомкам. Помочь человеку осознать себя хранителем величайших духовных ценностей – важнейшая задача воспитания.

Время диктует нам свои вызовы. Коммерциализация сознания и жизни губит устремленность человека к духовному самосовершенствованию, распадаются семьи, ставятся под сомнение традиционные семейные ценности. Кризис сознания отражается и в быту, и в мире образования. В это сложное время на страже духовных ценностей стоят учителя. Для укрепления непоколебимости веры в важность духовных традиций и семейных ценностей учителю важно совершенствовать мировоззренческие основы, обращаться к работам классиков, напитываться вековой мудростью, чтобы свет прошлого воссиял и осветил путь в прекрасное Будущее, которое учитель помогает строить сегодня.

На Чтениях нам предстоит обсудить насущные проблемы современности:

​ с какой целью формируется современная семья;

​ как в суете будней помочь человеку осознать себя носителем и хранителем величайших духовных ценностей, звеном в цепи нравственного наследия поколений;

​ как внутреннее нравственное чувство служит источником сил и энергий для сохранения духовной сущности семейно-родовых связей;

​ в чем состоит их ценность для укрепления мощи социума и процессе гармонизации разных миров – разных темпераментов, разных национальных традиций;

​ как взращивать осознанное отношение к необходимости сохранять и развивать семейные традиции;

​ какова роль каждодневного внимания к прекрасному в повседневности – красоте общения, красоте поступка, в воспитании утонченности и способности

​ как преодолевать трудности, с которыми сталкивается традиционная семья в новых условиях информационной коммерциализованной среды и какова роль учителя в воспитании воли к такому преодолению;

​ как и что нужно делать, чтобы в стремлении к успешной социализации человек не изгнал из себя стремления к духовному самосовершенствованию;

​ как и чем живет учительская семья;

​ как вдохновляют коллег и несут лучшие традиции педагогические династии;

​ как современные семьи находят поддержку друг в друге и что такое «родственные души».

Многие философские, психологические, педагогические вопросы ждут обсуждения и совместного поиска ответов на них.

Традиционно на Чтениях будут работать лаборатории и мастер-классы.Мы продолжимапробированную форму работы «Фейерверк педагогических идей и находок», которая предполагает яркую демонстрацию учительского мастерства (не более 15- минутного фрагмента урока на сцене).