Позитивное влияние общества на человека. Специфика влияния общества на человека

На формировании личности сказывается влияние общества. Это отображается на форме жизни человека, его интересах и успешности.

Способы воздействия

Для полноценного развития человека как личности нужно общение с другими людьми. Это способствует скорейшему восприятию социальных норм, установленных законов морали и ценностных ориентаций.

Влияние – это процесс, результатом которого является полное или частичное изменение манеры поведения человека, его интересов, жизненных целей, установок, принципов.

Оно бывает отрицательное или положительное, носит спонтанный характер, но является навязчивым. Влияние общественности не подлежит какому-либо контролю. Может использоваться для достижения положительных или негативных целей.

В психологии утверждают, что влияние не должно негативно сказываться на формировании личности. Грамотность, корректность, аргументированность мысли – главные требования к психологическому воздействию.

Положительное влияние

Заключается в положительном изменении человека, его личностном росте. Значение имеет окружение. Чтобы результат был действительно позитивным, необходимо общение с успешными, умными, перспективными личностями, у которых можно учиться. Критика от них будет аргументированной, преподнесенной в вежливой, толерантной форме. Нахождение рядом с такими людьми будет мотивировать личность становиться лучше, пытаться достичь такого же высокого уровня развития и самоорганизации.

Положительное влияние на изменение личности оказывают психологи, иногда - гипнологи. Это представители таких видов профессиональной деятельности, которые предполагают развитое восприятие и правильную личностную оценку. Применяя различные техники НЛП, внушения, они помогают человеку избавиться от фобических и других психических расстройств, понять свои ошибки, увидеть возможные перспективы.

В мире не существует двух одинаковых индивидов. Поэтому очень важно научиться принимать мнения остальных, достойно их оценивать и не отрицать.

Человек, который способен принять мысли, полностью противоречивые его размышлениям, способен к самоусовершенствованию и работе над собой. Это положительно скажется на принятии решений в дальнейшем.

Правильное воспитание – еще одно проявление положительного влияния на формирование личности. Является базой образования определенного характера. Родители обучают ребенка, как правильно себя вести в обществе, что предпринять в конкретной ситуации и как лучше не поступать. Приучают к основным законам морали, нормам поведения.

Положительное влияние общества проявляется в:

  • устранении комплексов;
  • полноценном формировании убеждений;
  • умении аргументировать свое мнение;
  • понимании, что каждый человек – уникальная личность со своими убеждения и
  • рассуждениями, которые могут не совпадать у нескольких человек;
  • стимулировании развития человека в выбранном направлении;
  • ликвидации негативных эмоций, пополнении позитивных и т. д.

Современный научный анализ доказал, что некоторые особенности поведения индивида исчезают, когда он покидает социальную среду или выходит из сферы воздействия определенной группы людей. Такая группа является местом, где личность может проявить себя – отработать коммуникативные умения, техники внушения.

Правильно сформированный коллектив дает возможность обучаться воспринимать себя и других, замечать ошибки остальных и суметь увидеть собственные. Человек учится фильтровать информацию, в процессе обсуждения у него формируется собственное мнение или взгляды на конкретные ситуации, модели поведения.

Негативное влияние

В жизни каждого бывает период, когда в окружении преобладают безуспешные, бесперспективные люди, которые тянут человека на дно. Их критика ничему не обучает, а лишь отображается в виде психологической деформации личности. В результате такой индивид, находясь под давлением общества, часто действует в ущерб собственным интересам.

Существует 3 основных реакции на подобное поведение группы. Каждой из этих составляющих присущи свои особенности:

  1. Внушаемость. Человек бессознательно соглашается с мнением других, принимает поведение группы. Не замечает, как меняется его манера общения, тип мышления.
  2. Конформизм. Состояние, при котором индивид внешне соглашается с некими утверждениями, но внутренне остается при собственном мнении. Происходит расхождение с размышлениями отдельного человека и группы.
  3. Сознательное соглашение. Индивид действительно меняет отношение к чему-либо. Происходит активное отстаивание интересов группы.

Под таким негативным влиянием группы человек может не иметь собственного мнения. Активизируется процесс деградации.

Последствия негативного влияния:

  • повышенная эмоциональность;
  • снижение уровня самопознания, самовыражения;
  • обезличивание – отказ от своих интересов и мнения;
  • развитие межличностных конфликтов;
  • повышение уровня тревожности и озадаченности и т. д.

Еще одним возможным отрицательным следствием группового воздействия может быть невозможность раскрытия творческого потенциала. Главной причиной является нежелание общества воспринимать человека с отличительным типом мышления и другим видением мира. Все творческие идеи отвергаются. В результате творческий потенциал и вовсе может пропасть или застрять в развитии на длительное время.

Даже когда индивид хочет показать свою независимость, ему не дают этого сделать. Самооценка падает, и человек находится не в состоянии дать адекватную оценку себе, своим действиям и определенным поступкам. Он не чувствует поддержки со стороны окружающих.

Зависимость от мнения социума

Созависимость – состояние, которое возникло вследствие того, что человек не сумел противостоять воздействию других. Явление связано со сниженной самооценкой и преобладанием негативных эмоций (гнева, тоски, раздражения, нервозности, переживания, тревоги и т. д.).

Созависимость не только негативно влияет на природу личности, но и на эмоциональное, психологическое состояние человека. Он постоянно переживает о том, что подумают о нем остальные – осудят или ободрят, сумеет ли реализовать ожидания других или кого-то разочарует.

У созависимых людей вся жизненная энергия и силы уходят на переработку негативных эмоций. У них может появиться желание избавиться от негативного воздействия общества, но сил на осуществление каких-либо действий в этом направлении может не быть.

Основные проявления созависимости, созданной на негативной почве:

  • навязчивая помощь, даже когда в ней нет потребности;
  • ощущение ничтожности без взаимоотношений с кем-то;
  • энергия тратится на поддержание отношений с другими, чтобы получить безопасность и душевное спокойствие;
  • страх сделать что-либо вопреки общественному мнению;
  • восприятие чужих проблем как собственных;
  • погашение творческого потенциала;
  • отсутствие позитивного мышления и принятия оригинальных решений;
  • есть чувство ответственности за действия других;
  • помощь другим даже в случаях, когда человек вынужден делать то, что он не хочет,
  • чтобы не разочаровать кого-либо;
  • может выражать негодование по поводу несправедливости, но неспособен защищать собственные интересы;
  • всегда чувствует себя марионеткой; присутствует отклонения похвалы, комплиментов, приятных высказываний;
  • больной винит себя буквально во всем, даже когда он реально невиновен;
  • всегда считает себя недостаточно хорошим.

Созависимый человек не умеет говорить «нет». Из-за этого часто делает то, что ему не нравится. Он буквально привязан к помощи другим людям. У него постоянно присутствует чувство жертвы или собственной ничтожности.

Главная проблема таких людей – отсутствие жизненной цели. Они постоянно помогают кому-то, удовлетворяют чужие желания, жертвуя собственными мечтами.

Такое влияние общественности отображается на физическом состоянии больного. Появляются нарушения сна, активно развиваются психические расстройства и заболевания ЦНС.

Созависимый позволяет другим причинять себе больно. Он никогда не говорит открыто о своих потребностях. Всегда соглашается на условия других, даже если они его не удовлетворяют.

Такая личность боится ошибок и неудач. Теряет интерес к своей жизни. В результате становится трудоголиком. Не доверяет никому, даже себе. Очень переживает, когда ее подводят остальные, из-за чего впадает в депрессию. Страдает пищевыми расстройствами, не способна контролировать эмоции.

Созависимость также отображается на стиле жизни индивида. Вместо жизнерадостного и веселого состояния, он постоянно раздраженный, грустный, унылый и жалуется на все, что можно. Всем указывает на ошибки, не замечая собственных. В нем одновременно сочетаются ответственность и безответственность.

Коррекция

Лучшее решение – стать независимым на психологическом уровне. Перестать бояться самовыражаться, нарушать общепринятые нормы, действовать вопреки другим. Главное правило, которого нужно придерживаться, - отсутствие негативного влияния на общество.

Независимость является основной характеристикой сильной личности. Она несет ответственность за каждый поступок и не боится осуждения, неудач. Имеет материальную независимость. Является сознательной, прислушивается к мнению других, но сопоставляет его с собственными интересами. Присутствует здоровый эгоизм.

Правила, которых нужно придерживаться, если необходимо защитить себя от негативного влияния общественности:

  • Помнить, что всем угодить нельзя. Если другого человека что-то не устраивает, не пытаться ему понравиться. Это избавит от необходимости постоянно подчиняться приказам этой личности.
  • Прекратить обращать внимание на неадекватных или вечно недовольных людей. Это отбирает очень много сил и жизненной энергии, которой можно найти более достойное применение. Если кто-то начал изливать свою душу или часто делиться своими проблемами, сумейте вовремя остановить такого человека. Следует объяснить, что вы не готовы или не имеет времени выслушивать подобные жалобы.
  • Больше отдыхать на свежем воздухе. Переутомление негативно сказывается на всех аспектах здоровья. Важно научиться медитации, часто повторять мотивирующие аффирмации. Очень помогают занятия спортом (подойдет даже обычная прогулка в парке).
  • Необходимо брать ответственность только за собственные действия и поступки. Тогда не будет времени думать о других. Следует создавать такие ситуации, которые обогащают положительной энергией и делают счастливым.
  • Никогда не поддавайтесь на грубость. Это один из самых эффективных методов манипуляции. Можно задействовать холодное презрение, чтобы дать понять, что подобное общение недопустимо. Знайте себе цену.
  • Постоянно проводите самоанализ. Это поможет держать себя в тонусе и не поддаваться давлению общества. Старайтесь развивать только хорошие качества. Точно определите цели, расставьте приоритеты и обдумайте план действий. Подобное действие делает человека сильным и независимым.
  • Учитесь отклонять людей с проявлениями жалости. Посочувствовать кому-либо можно, но делать это постоянно – плохое решение. Помните основное правило - никто никому ничего не должен.
  • Избавьтесь от влияния социальных стереотипов. Самый популярный из них – социальный обман. Кто-то делает добро, и другой индивид тоже должен сделать что-то хорошее в ответ. Таким примитивным способом многие управляют другими ради достижения собственных целей.
  • Можно попытаться избавиться от общения с неприятными личностями или свести любой контакт к минимуму. Это позволит сэкономить жизненную энергию и использовать ее более продуктивно.


Одна из важнейших ролей в воспитании человека отводится обществу. Он растет в окружении людей, приобретая нравственные ценности. Общество представляет собой совокупность людей, на которых возложена задача воспитания человека. Однако общество оказывает на личность разное воздействие, которое может оказаться либо пагубным и разрушительным, либо направляющим на верный путь. Но если человек понимает, что окружающее общество оказывает разрушительное воздействие на его личность, то он должен быть способен выйти из этого окружения. Однако это требует немалых усилий и умения сопротивляться.

В литературных произведениях проблема влияния общества на человека становится довольно часто.

Примером возрождения человеческой души под влиянием окружения близких и дорогих людей является герой психологического романа Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание”. Родион Раскольников, проверяя свою теорию о праве сильной личности на преступление во имя великой цели, идет на убийство старухи-процентщицы. Через некоторое время у него появляются угрызения совести, заставляя героя сомневаться в своей способности стать властелином над «муравейником», жить по законам своей теории, которая привела его к убийству человека. Эти угрызения заставляют Раскольникова изолировать себя от общества: он отталкивает друзей и родных, оставляя себя в полном одиночестве.

Но человек по своей природе является существом социальным, и вскоре главный герой начинает испытывать нужду в людях. “Спасательным кругом” для него становится Соня Мармеладова. Она убедила его в том, что он избавится от мук совести, если раскается и придет с повинной. Этот пример демонстрирует исцеляющую силу социума, так как общество Сони Мармеладовой приводит к воскрешению духовной жизни.

О пагубном влиянии общества на личность пишет Антон Павлович Чехов в рассказе “Ионыч”. Земский врач Дмитрий Ионович Старцев переезжает в уездный город С. по работе. Все приезжие называют этот город скучным и неинтересным, но жители утверждают обратное. Они советуют Дмитрию Ионовичу познакомиться с самой одаренной семьей этого города – Туркиными. На самом деле эта семья далеко не одаренная: Иван Петрович, глава семьи, постоянно использует однообразные плоские шутки, его жена, Вера Иосифовна, пишет бездарные романы, их дочь, Катерина Ивановна,

играет на фортепьяно так, что складывается впечатление, будто с горы падают камни, дворецкий по имени Пава много лет играет одну и ту же роль шута, которую ему отвел Иван Петрович. Старцев понимает всю посредственность этой семьи и говорит, что если самая одаренная семья этого города столь бездарна, то каково же остальное население этого города. Вскоре, несмотря на осознание убогости горожан, Дмитрий Ионович превратился, сам того не понимая, в Ионыча, обывателя города С. Его стали интересовать низменные ценности, поэтому он и уподобился горожанам города С., жизнь которых проходила вяло, уныло и без какого-либо стремления оживиться, стать лучше.

Безусловно, общество влияет на человека. Оно может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние; оно может как исцелить личность, так и разрушить ее. Но в конце концов все зависит от человека.

Обновлено: 2018-01-15

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Вот почитайте статью для размышления, о своей зависимости или независимости от общества. Детальнее разобраться в понимании поможет тест в конце статьи.

Современный человек живёт в обществе, и так или иначе он вынужден участвовать в какой-либо коллективной деятельности. Цивилизованный человек физически не в состоянии быть из нее исключен. Он зависим от нее. Односторонней зависимости быть не может. Если бы это было так, современное общество распалось, а все люди разошлись бы в разные стороны. К обществу относится все окружение человека, это его семья друзья, одногруппники, даже информацию, которую он получает в процессе жизни, это тоже своего рода общество. Человек во многом зависит от общества, от его окружения зависит его образ мысли, жизни и физического здоровья. Влияние на человека в большой мере оказывает социум. Стоит отметить, что треть своей жизни человек обучается жить в самом сложном из существующих миров - в мире общественных отношений. Этот процесс получил название социализации.

Социализация начинается в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный ее этап, т.к. в этот период человек начинает впитывать в себя информацию, как губка, также он пытается подражать взрослым, беря от них не только хорошие качества, но и плохие. А в этот период взрослые могут навязывать свое мнение, и ребенок в этот момент беззащитен против требований старших, он будет вынужден подчиниться им, что может повлиять на дальнейшее развитие человека как личности.
Весь процесс развития личности можно разбить на несколько этапов в соответствии с возрастом ребенка:
· Ранний детский (0-3)
· Дошкольное и школьное детство (4-11)
· Отрочество (12-15)
· Юность (16-18)

Самое огромное влияние на личность человека оказывает мнение родителей. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и в ней закладываются основы личности ребенка.
- В дошкольном возрасте еще одной значимой с точки зрения развития личности социальной группой становится коллектив. Как правило, это коллектив детского сада. На развитие личности ребенка влияют его взаимоотношения не только со сверстниками, но и с воспитателями. Ребенок усваивает нормы дисциплины, взаимодействия с окружающими. Ребенок хочет, чтобы его уважали сверстники, чтобы у него было много друзей. В детском саду он может получить жизненный опыт, т.к. он общается с детьми своего возраста, что-то берет от них, пытаясь подражать.
- В подростковом возрасте дети часто переживают кризис развития личности. Для кризиса этого возраста характерен дух противоречия, стремление все сделать по-своему, приобретать собственный опыт удач и промахов.
- К 18 годам, как правило, личность ребенка сформирована полностью. Кардинально изменить уже сложившуюся личность нельзя, можно лишь помочь ребенку корректировать его поведение. Поэтому так важно своевременно привить ребенку морально-этические ценности, обучить его нормам поведения и человеческих взаимоотношений тогда, когда личность ребенка еще развивается. Юность завершает активный период социализации. В этом возрасте происходят важные физиологические изменения несущие определенные психологические сдвиги: влечение к противоположному полу, агрессивность, зачастую немотивированная, склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности, подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности. В этот период заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее верхние - мировоззренческие - этажи. Осознание своего «Я» происходит как осмысление своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Подростки и юноши более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, особенно если это касается одежды, внешнего вида, манер поведения, круга знакомств.

Зависимый человек - это тот, кто позволил поведению другого человека сильно воздействовать на нее или него, и кто одержим попытками контролировать поведение того человека. Зависимость связана с низкой самооценкой и огромным количеством негативных эмоций: страх, тревога, затянувшееся отчаяние, гнев, стыд, чувство вины и т.д. Жизнь зависимых людей полна длительных стрессов. По сути дела, именно стрессы, в том числе и сильные переживания за другого человека и создали у них данный тип личности. Эти люди способны сильно переживать, но, как правило, не способны действовать в нужном направлении, поскольку отрицательные эмоции отбирают у них всю энергию. Зависимые люди настолько втянуты в чужую жизнь, что чувствуют себя ничтожными без взаимоотношений с кем-либо. При этом они, разумеется, стараются и другого втянуть в собственную жизнь, в том числе в свои негативные переживания. Зависимые люди настолько привыкают «заботиться» о другом, что нередко предлагают навязчивую помощь даже тогда, когда другой человек в ней не нуждается, или тогда, когда эта помощь абсолютно бесполезна.

Независимый человек - это также самодостаточный, самостоятельный человек, который осознает личную ответственность за свою жизнь. Признаки независимого человека:
· Ответственный.
· Материальная независимость.
· Самодостаточность.
· Живет своей жизнью.

Для полноценного развития личности человеку необходимо общение с другими людьми. В противном случае социальные нормы и ценностные ориентации, установленные в обществе, не будут восприняты или воспримутся искаженно. Общение с теми, кто более развит, заставляет подтянуться к более высокой планке, устанавливает более высокий стандарт, чем тот, что есть у одиночки, и человек в группе стремится к лучшему - ведь он знает, что лучшее существует, одиночка же об этом и не подозревает.

Только прямое общение в группе, личные контакты и достижение открытости с другими людьми дают человеку возможность воспринимать чужой и передавать свой жизненный опыт. Отношения между людьми, складывающиеся в группах, приучают человека выполнять существующие социальные нормы, они несут в себе ценностные ориентиры, которые усваиваются личностью; группа является тем местом, где человек отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки; от участников группы человек получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять все положительное в своей личности, избавляться от отрицательного и недостатков. Группа дает человеку уверенность в себе, снабжает его системой положительных эмоций, необходимых для его развития.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что человек всегда будет зависеть и изменяться для общества. Потому что за общество можно принять как небольшую группу друзей человека, так и семью, а т.к. человек почти все время проводит с ними, он зависит от их мнения и решений. Почти каждый человек находится в средней зависимости от общества, т.е. человек задумывается, что о нем говорят люди, каждый день он выслушивает мнения людей и прислушивается к ним, поступает так, как ему сказали.

Влияние общества на человека

Нельзя не согласиться с писателем. Я уверен: каждый человек - творец своего будущего, своего счастья. Каждый из нас сам строит свои отношения с другими людьми, с обществом. В истории, литературе мы находим много таких примеров.

В рассказе «Ионыч» А.П. Чехов рассказывает про Дмитрия Ионовича Старцева. Атмосфера города С., в который Старцев был назначен земским врачом, пропитана скукой и однообразием. Самой образованной семьей здесь считали Туркиных. Вначале мы видим земского врача, честно выполняющего свои нелегкие обязанности, не имеющего свободного часа. У него есть идеалы, стремление к высокому. В конце рассказа герой становится законченным обывателем. Старцев превращается в ожиревшего, жадного и крикливого Ионыча. Кто же виноват? Можно, конечно, сказать, что Старцева «среда заела». Живя среди обывателей, он сам стал таким же, как они. А если иначе? Старцев сам во всем виноват, он утратил все лучшее, променял живые мысли на сытое, самодовольное существование. Закончилось же все идейным и нравственным отступничеством, полной духовной деградацией. Мне кажется, изображая Старцева, Чехов стремился к тому, чтобы его читатели строили свою жизнь по-другому.

В раннем рассказе М.Горького «Старуха Изергиль» мы знакомимся с Данко, который пожертвовал собой ради счастья народа. Данко стал героем, осветив своим горящим сердцем (своей жизнью!) путь во тьме для множества страждущих. Однако подвиг его начался гораздо раньше – с тех пор, как трусливым мыслям о преимуществе рабского существования перед смертью он противопоставил идею преодоления несчастий активным действием.

Таким образом, общество, несомненно, оказывает определенное влияние на человека, но в нем всегда будут жить люди, в жизни которых «всегда есть место подвигам».

Отцы и дети

На мой взгляд, … волнует проблема «отцов» и «детей». Трудно найти вопрос более актуальный, чем этот. Взаимоотношение поколений – проблема «вечная».

К проблеме «отцов» и «детей» не раз обращались русские писатели и драматурги. В комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедов показал столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим». Идеалы Чацкого диаметрально противоположны идеалам фамусовской Москвы. Вступая в конфликт с «веком минувшим», Чацкий решительно клеймит «прошедшего житья подлейшие черты», косность, консерватизм «отечества отцов». Вольнодумство Чацкого не уживается с раболепием Фамусовых. Чацкий, к сожалению, не обретает свободы, которую проповедует, но и не перестает стремиться к ней. В финале комедии герой избавляется от иллюзий, но не от своих убеждений. И это, наверное, хорошо. Верность самому себе, собственным убеждениям делает героя комедии Грибоедова победителем, несмотря ни на что.

В романе Тургенева «Отцы и дети» показано столкновение «детей», к которым принадлежит нигилист Базаров, и «отцов» – семейство Кирсановых. «Отцы» защищают старые устои, а Евгений Базаров выступает за их разрушение и формирование чего-то нового. В идейном поединке «отцов» и «детей» нет победителей. Каждая из сторон приходит к осознанию того, что отстаиваемая точка зрения не во всем безупречна. В целом же, по моему мнению, роман Тургенева позволяет сделать вывод об опасности крайних убеждений, что подтверждает точку зрения автора данного текста.

Итак, проблема «отцов и детей» стара, как мир, решить ее непросто, а может, и не нужно. Научимся просто уважать друг друга.

Человек и природа

Я разделяю точку зрения автора и считаю, что природа очень важна для каждого из нас и её необходимо беречь. Вспомним русские народные сказки. Емеля не собирался ловить щуку - она сама попала ему в ведро. Увидит странник выпавшего птенца - по­ложит его в гнездо, попадет птица в силки - он ее освободит, выбросит волной рыбу на берег - он отпустит ее обратно в воду. Не искать выгоды, не губить, а помогать, спасать, беречь природу - этому учит народная мудрость.

Польский фантаст С. Лем в «Звездных дневниках» описал историю космических бродяг, которые разорили свою планету, изрыли шахтами все недра, продали полезные ископаемые обитателям других галактик. Возмездие за такую сле­поту было страшным, но справедливым. Наступил тот роковой день, когда они оказались на краю бездонной ямы, и земля под ногами стала осыпаться. Эта история - грозное предуп­реждение всему человечеству, которое хищнически грабит природу.

Проблема взаимопомощи

Однажды выдающийся русский полководец А. Суворов увидел молодого солдата, который, испугавшись предстоящего сражения, убежал в лес. Когда враг был разбит, Суворов наградил героев, орден достался и тому, кто малодушно отсиделся в кустах. Бедный солдат чуть не провалился от стыда. Вечером он вернул награду и признался командиру в своей трусости. Суворов сказал: «Я беру твой орден на хране­ние, потому что верю в твою храбрость!». В следующем же бою солдат поразил всех своим бесстрашием и мужеством и зас­луженно получил орден. Суворов преподал молодому солдату урок нравственности и в то же время пришел ему на выручку, помог поверить в себя и свои силы.

Взаимопомощь, взаимовыручка не раз спасали людям жизни во время Великой Отечественной войны. Я восхищаюсь, например, подвигом Женьки Комельковой из повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» Сначала она купается в ледяной воде, чтобы отвлечь фашистов, затем уводит их от раненой Риты Осяниной. Жить для других было нравственной потребностью для Женьки.

Язык

Именно проблема засорения русского языка затронута… Она была всегда актуальна, но сегодня стоит особенно остро.

М. Зощенко в своём рассказе «Обезьяний язык», написанном в 1925г., приводит в пример разговор двух человек, каждый из которых хотел похвастаться знанием иностранных слов. Никто из собеседников смысла произнесённых выражений не понимал. Для них главное – это не отстать от времени и быть «современным». В итоге же получается, что говорят герои Зощенко на обезьяньем языке.

Не то же ли происходит и сейчас? Как обидно за наш язык, которым так восхищался Тургенев! В своём стихотворении в прозе «Русский язык» И.С. Тургенев рассказывает нам, какой могучий и прекрасный русский язык. И язык этот дан великому народу. Давайте же будем помнить об этом! Каждый из нас должен задуматься над тем, во что мы превращаем наш великий русский язык, и не допустить его исчезновения.

Кто может стать писателем?

Я разделяю точку зрения автора и считаю, что работа писателя очень сложная, надо вложить в неё душу, чтобы написанное стало живым и познавательным для читателей, необходимо заинтересовать людей, а для этого нужно жить их жизнью… Писатель с помощью своих произведений может влиять на судьбу читателей.

А.Куприн написал рассказ «Чудесный доктор», основанный на реальных событиях. Человек, измученный нищетой, готов покончить жизнь самоубийством, но к нему обращается оказавшийся рядом доктор Пирогов. Он помогает несчастному, и с этого момента его жизнь и жизнь его семьи изменяются самым чудесным образом. Эта история красноречиво говорит о том, что поступок одного человека может повлиять на судьбы многих. Рассказ Куприна вселяет в людей веру в счастье, в удачу, в добрых людей.

Владимир Ильич Ленин, прочитав в юношеские годы роман Чернышевского «Что делать?», был им покорён. Он писал, что роман его «глубоко перепахал…», «это вещь, которая даёт заряд на всю жизнь». Последние слова Ленина дают нам понять, что текст, написанный с душой, влияет на мировоззрение читателя, помогает определить своё место в жизни.


Таким образом, от каждого человека зависит, каким будет мир – светлым или тёмным, добрым или злым… Велика при этом роль писателя, литературы, которая отражает жизнь.

Искусство

Размышляя о влиянии искусства на человека, автор, рассказывает нам …

Всем ходом повествования писатель, как мне кажется, подводит нас к тому, что истинное искусство оказывает на человека огромное влияние, трогая душу, пробуждая светлые чувства. Оно дарит ощущение счастья, а порой заставляет посмотреть на уже знакомые вещи другими глазами.

Читая этот текст, я вспомнил страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», где рассказывается, как Наташа Ростова увлечённо слушала пение своего дядюшки, который «пел так, как поёт народ». В этом эпизоде Толстой показывает нам, как глубоко Наташа понимает народное искусство, тонко чувствует, как отзывается ее душа на все прекрасное. В опере же юная Ростова видит только крашеные картоны и страшно наряженных мужчин и женщин. Все было так вычурно-фальшиво и ненатурально, что Наташа не могла следить даже за ходом действия.

Многие фронтовики рассказывают о том, что в годы Великой Отечественной войны солдаты ме­няли махорку и хлеб на вырезки из фронтовой газеты, где публи­ковались главы из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин». Значит, бойцам ободряющее слово порой было важнее пищи. Разве, не говорит это об огромном влиянии искусства на человека?

Музыка Чайковского, Бородина, Мусоргского, картины Саврасова, Левитана, Серова, стихи Пушкина, Лермонтова, Тютчева… Без этого не прожить, истинные произведения искусства несут людям свет высоких истин, «чистое ученье добра и правды», оказывая на человека огромное влияние.

Язык

Читая данный текст, я сразу вспомнила, что ещё древнегреческие ораторы и философы говорили: «Скажи мне что-нибудь, чтоб я тебя увидел». Ведь именно в речи проявляется истинное лицо человека, образ его мыслей, отношение к окружающим. Пребывающий чаще всего в состоянии молчаливого одиночества, Акакий Акакиевич Башмачкин из повести Н.В. Гоголя «Шинель» с трудом объясняется. Он не находит слов, для выражения того, что хочет сказать. Мысль его, сама по себе весьма бедная, постоянно прерывается. Изъясняется герой Гоголя большею частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения. Ни содержанием, ни средствами своего выражения речь Башмачкина не блещет, мысль его прикована к одному и тому же предмету. Речевая характеристика Акакия Акакиевича помогает нам понять его характер.

В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» речевая характеристика тоже играет важную роль. В салоне А.П. Шерер звучит французская речь, хотя гости и полны ложного патриотизма, а в доме Ростовых говорят по-русски, не произносят высокопарных слов, зато искренне переживают и чувствуют. Вот Наташа восхищается красотой ночи в Отрадном, а вот она у постели больной матери, вот уже рядом с умирающим Болконским… Теплые, искренние, идущие от сердца слова вселяют веру. А бездушная, холодная Элен произносит только ничего не значащие фразы.

Итак, язык человека – это зеркало его души.

Мещанство

Как и многие русские писатели, … не терпел мещанства. Вот и в данном тексте он пытается ответить на вопрос: «Какое зло сосредоточено в мещанстве?»

Почему большинство моих друзей собирается поступать на юридический или экономический факультеты? Это выгодно и модно. Почему мало кто сегодня хочет стать учителем, библиотекарем, искусствоведом? Почему мы перестали думать об общественной пользе нашей работы? Почему не хотим жертвовать собой во имя идеи или великой цели? Потому что с невероятной быстротой превращаемся в мещан и даже не переживаем по этому поводу.

Мещанство и все его проявления ненавидел А.П. Чехов и в своих произведениях пытался бороться с этим пороком. Доктор Старцев из рассказа «Ионыч» приезжает в город С. на лечебную практику. Вначале это активный, энергичный, образованный человек, употребляющий все силы, чтобы помочь людям, но постепенно время изменяет его, мещанская среда полностью засасывает героя, он деградирует, а это, по Чехову, безнравственно.

Нравственное падение человека, деградация личности происходит и в повести Ю. Трифонова «Обмен». Дмитриев под влиянием жены и ее семьи «обменял» вечное (любовь, сострадание, самопожертвование) на проходящее, «олукъянился».

К сожалению, мещанство живо по сей день. Проблема, поднятая Набоковым, остается актуальной. Удастся ли нам ее решить? Кто знает? Однако выбор за нами.

Отношения учителя и ученика

Читая этот текст, я вспомнила повесть А. Алексина « Третий в пятом ряду», где говорится о непростых взаимоотношениях между учительницей Верой Матвеевной и её учеником Ваней Беловым, вместе с которым учился её сын Володя. Вера Матвеевна была более требовательна к сыну, чем к остальным ученикам, Ваня всё замечал и, как справедливому человеку, ему это не нравилось, он постоянно пытался указать на ошибку учительнице. Вера Матвеевна чувствовала себя виноватой и больше не могла выдержать такого обличения. Несмотря на то что Ваня был честным, добрым мальчиком, ей пришлось разлучить своего сына с ним и перейти в другую школу. Она боялась, что Белов может плохо повлиять на Володю. Впоследствии Вера Матвеевна осознала свою неправоту и жалела, что когда-то из-за своей слабости она совершила непоправимую ошибку.

Взаимовыручка на войне

В поэме А. Твардовского «Василий Теркин» мы знакомимся с Васей Теркиным. Не раз он приходит на помощь друзьям-однополчанам. Вот в ледяной воде солдат переправляется на другой берег, чтобы сообщить ценную информацию, а потом возвращается обратно, а вот уже сбивает из винтовки неожиданно появившийся фашистский самолет. На привале гармонь в его руках то тоскует, то смеется… Без таких бойцов, как Теркин, не обойтись на войне. Они не подведут, не предадут и всегда протянут руку помощи.

Товарищество, взаимовыручка без них нельзя прожить, а уж на войне-то просто не выжить.

Роль личности в истории

В мире во все времена существовали люди, которые выделялись среди толпы своим талантом, неординарностью мышления. Таких людей принято считать выдающимися личностями. Какова роль личности в истории? Мне кажется, именно этот вопрос волнует…. Данная проблема всегда была актуальной.

«Записки охотника» И. Тургенева сыграли огромную роль в общественной жизни нашей страны. Люди, прочитав свет­лые, яркие рассказы о крестьянах, поняли, что безнравственно владеть людьми, как скотом. В стране началось широкое дви­жение за отмену крепостного права. Таким образом, И.С. Тургенев повлиял на ход истории нашей страны.

После войны многих советских солдат, которые попали во вражеский плен, осудили как предателей родины. Рассказ М. Шолохова «Судьба человека», в котором показывается горь­кая доля солдата, заставил общество по-другому взглянуть на трагическую судьбу военнопленных. Был принят закон об их реабилитации. Шолохов сумел обратить внимание общества….

Итак, личность может вести за собой толпы, может управлять ими. На личности лежит большая ответственность за наше будущее.

Социальное неравенство

Во все времена в мире были богатые и бедные люди. У них разный образ жизни, разные потребности и возможности. Откуда взялось такое разделение общества? По моему мнению, ….волнует проблема социального неравенства. Она актуальна и сегодня.

Отрывок из рассказа А. Куприна «Чудесный доктор» напомнил мне другой рассказ – «Дети подземелья» («В дурном обществе») В.Г. Короленко. Валек и Маруся живут в таких же условиях. Их детство омрачено не детскими проблемами и страданиями. Если в рассказе Куприна финал счастливый, то у Короленко он трагический: Маруся умирает. Однако герои и Куприна и Короленко, несмотря ни на что, сохраняют чувство собственного достоинства и не утрачивают веры в счастье, в торжество справедливости.

Приходится самому зарабатывать на жизнь и герою рассказа А. Куприна «Тапер». Бледный худощавый мальчик в подержанном мундире не сразу убеждает хозяев, что сможет играть на праздничном вечере. Юрию Азарову помогает случай. Его талант оценит сам Рубинштейн, но мы-то знаем, что не у всех так счастливо складывается судьба.

Проблема социального неравенства существовала всегда, не решена она и по сей день, и больше всего от этого, к сожалению, страдают дети, а так быть не должно.

Книга

По моему мнению, … уверен, что вовремя прочитанная книга должна помочь найти жизненный путь, которому человек будет следовать.

Я разделяю точку зрения автора и считаю, что добрые книги воспитывают в нас сострадание и любовь к окружающим. Книги, прочитанные в подростковом возрасте, «впитываются в душу ребёнка», потому что в этом возрасте человек воспринимает всё с особой остротой.

Например, Владимир Ильич Ленин, прочитав в юношеские годы произведение Чернышевского «Что делать?» был им покорён. Он писал, что роман его «глубоко перепахал…», что «это вещь, которая даёт заряд на всю жизнь». Последние слова Ленина относятся и к нам, людям совсем иного времени. Читая «Что делать?», мы открываем для себя удивительный мир человеческих отношений и целиком оказываемся во власти прочитанного.

Большую роль сыграли книги и в жизни Максима Горького. Впоследствии в своих произведениях писатель любил показывать, как воздействует книга на человека, какие нравственные и общественные уроки он из неё извлекает. Павел Власов из романа Горького «Мать», благодаря книгам, полностью изменяет свою жизнь и становится настоящим человеком.

Книги необходимы каждому человеку в любом возрасте. Книги учат, воспитывают, помогают найти ответы на любые вопросы, исцеляют, дарят хорошее настроение, без книг жизнь человека пуста и скучна.

Любовь и ревность

«Люблю, люблю, но реже говорю об этом…» Любовь и ревность… Они всегда идут рядом. А в чем же причины ревности? Мне кажется, именно на этот вопрос попыталась ответить …

…. приводит нас к выводу, что ревность – это неверие в себя и в то же время недоверие к тому, кого любишь. Ревность отравляет любовь.

Да, ревность часто ослепляет. Ленский из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» вызывает Онегина на дуэль, даже не попытавшись объясниться с Ольгой. Утром, увидев ее, он раскается, но отменить дуэль не сможет. Ленский погибает.

В романе М. Шолохова «Тихий Дон» ревность рождает в сердце Натальи сначала желание убить себя, что является большим грехом, а потом такую ненависть к Григорию, такое желание отомстить, что Наталья решается убить нерожденного ребенка.

Ревность отравила любовь, победил эгоизм.

Искусство

К размышлениям о назначении искусства, о его роли в жизни человека обращались многие писатели. В повести «Портрет» Николай Васильевич Гоголь рассказывает о судьбе молодого художника Чарткова. Это очень талантливый, но бедный человек, мечтающий о славе и деньгах. Он разбогател, стал модным, желающих приобрести его работы было великое множество. Картины стоили дорого и писались быстро, но в них не было больше жизни и таланта. Чартков променял свой талант на золото.

А вот в повести Антона Павловича Чехова «Три года» Юлия Лаптева ходит по залам галереи. Невольно ее внимание привлекает одна картина. Это был небольшой, невзрачный пейзаж. Среди множества картин она выбрала его, сама не понимая почему. И вот она уже в мыслях идет по мостику, по тропинке, все дальше и дальше. Этот скромный пейзаж так глубоко затронул душу, что заставил изменить ее свои взгляды на жизнь, на живопись. Вот в чем смысл истинного искусства.

Счастье

Счастьем для Андрея Болконского из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» была встреча с Наташей Ростовой. Вначале он видит ее издали, и созерцание этой «странно тоненькой, черноглазой девушки» пробуждает в нем стремление как-то изменить свою жизнь. Затем князь Андрей слышит разговор Наташи с Соней на балконе, когда она восхищается весенней ночью. Этот разговор пробуждает в нем весеннее настроение, легкость, нежность, счастье.

О счастье в своем романе «Мы» размышляет и Е. Замятин. В Едином Государстве все равны, то есть одинаковы. Государство неистово заботится о счастье своих граждан, поэтому честно стремится к удовлетворению их потребностей, которые, естественно, у всех одни и те же. Принудительное счастье в ситуации отсутствия выбора воспринимается людьми как естественное, единственно возможное, но платят они за эту услугу отказом от индивидуальности. В результате «нумера» абсолютно уверились, в том, что «наша несвобода» есть «наше счастье» и что это «счастье» заключено в отказе от гордого «я» и растворении в безличном «Мы».

Центральная проблема поэмы «Кому на Руси жить хорошо» - проблема народного счастья, поэтому в своем произведении Некрасов отразил жизнь всего народа. По мнению писателя, для мужика счастье не просто в материальном достатке, а в возможности свободного труда, без барщины, без подати, без палки. Счастливой кажется народу и судьба русской крестьянки Матрены Тимофеевны. Несмотря на тяжелые испытания, не сломлен дух женщины, в ней сохранилась гордость. Крестьянка не склоняет головы ни перед кем, даже перед грозными начальниками, смело встает на защиту сына и мужа.

Ян Залуский из рассказа В.Г. Короленко «Парадокс» - калека, но он считает, что «человек создан для счастья, как птица для полета». Врожденное несчастье героя заставило его научиться мастерски, парадоксально владеть своим телом, удивляя окружающих и заставляя их поверить в то, что каждый человек – творец своего счастья.

Учитель

Рассказ «Уроки французского» имеет автобиографическую основу. Автор изобразил в произведении свою учительницу, которая сделала для него много доброго. Образ Лидии Михайловны занимает в рассказе очень важное место. Это необыкновенно добрый и отзывчивый человек. Учительница перепробовала все «честные» способы помочь своему талантливому ученику: кормить хотела как бы невзначай, мол к обеду поспел, посылку посылала, но не хотел мальчик получать что-то даром, не приучен был. Он считает это унизительным для себя, а вот зарабатывать не отказывается. И тогда Лидия Михайловна сознательно идет на преступление, с точки зрения педагогики: играет с ним на деньги. Учительница по-настоящему спасает своего ученика, помогая ему выжить и сохранить духовную чистоту.

В рассказе «Уроки французского» В. Распутин создал образ учительницы Лидии Михайловны, которая приняла материнское участие в сложной судьбе ученика. Ее поступок поистине явился нравственным уроком человека, имеющего глубокую душу, светлый ум, тонкое обаяние. Лидия Михайловна отступила от общепринятых мерок, потеряла из-за этого работу, но своим участием, теплотой все же перевернула, отогрела душу мальчика.

Нравственный облик учителя глубоко раскрыт в повести А. Лиханова «Благие намерения». Главная героиня Надежда привлекает прежде всего силой своего характера. Это педагог по призванию. Самоотверженность, самотдача, любовь к детям, своему делу - основные черты Надежды Георгиевны. Она до конца честна в своих поступках. А ведь юной учительнице очень нелегко было работать в маленьком городке на севере России, куда она прибыла к началу учебного года по распределению. Надежда Георгиевна должна была воспитывать детей из детского дома. А значит, быть для них всем: и учителем, и воспитателем, и другом, и мамой, доброй и заботливой. Надежда отдала своим воспитанникам частицу себя, своего тепла, своего сердца, пройдя через все, что приготовила ей судьба. И можно с уверенность сказать, что ее ученики (первые выпускники) вырастут настоящими людьми, добрыми, отзывчивыми, благодаря своей умной и талантливой наставнице. Надежда Георгиевна сумела справиться с нелегкой и ответственной работой, правильно оценить и понять свое назначение, а без этого не может быть учителя. Такой образ педагога достоин уважения и подражания.

Немного по-иному, в другой ситуации, показывает нам своего главного героя А.Алексин в произведении «Безумная Евдокия». В центре повествования – образ классной руководительницы 9 «Б» класса – Евдокии Савельевны. Автор не без иронии пишет о внешности и манерах Евдокии Савельевны. Однако вскоре мы понимаем, что перед нами портрет прекрасной воспитательницы, мудрой, справедливой, честной и терпеливой, всю жизнь отдавшей свом питомцам. Главным в людях Евдокия Савельевна считала талант человечности и этому учила своих детей.

(А.Алексин «Безумная Евдокия»)

Девятиклассница Оля – единственный в семье ребенок. Девочка действительно талантлива: Оленька прекрасно рисует, занимается скульптурой, лучше других владеет английским языком, всегда и во всем стремится быть первой. Но девочка эгоистична: пригласив подругу на встречу с известным художником, она забывает о ней, не замечает любви своего одноклассника Бори Антохина и бестактно насмехается над ним. Против «заметности» Оленьки борется «безумная Евдокия» (так называет свою классную руководительницу девочка). Евдокия Савельевна считает, что никакие способности не оправдывают эгоизма и бесчеловечности. Учительница пытается объяснить это и Оле, и ее родителям, но трагедии избежать не удалось. Стремление девочки во всем быть первой довело Олину мать до безумия. В финале Евдокия Савельевна спешит к ребятам, идущим по улице чуть впереди: она боится, что Оля возьмет на себя всю вину за трагедию матери и что эта ноша окажется для нее непосильной.

Проблему воспитания затрагивает Д.И.Фонвизин в комедии «Недоросль». Создавая образ Митрофана, драматург преследовал цель не только выставить его на посмещище. Конечно, рядом своих поступков и реплик, демонстрированием познаний в грамматике, нежеланием учиться, а охотой жениться недоросль вызывает смех. Но отношение Митрофана к Еремеевне, его умение приспосабливаться, когда он жалеет мать, колотящую во сне отца, его жестокое (наплевательское, безразличное, равнодушное) отношение к матери в заключительной сцене – уже не вызывают смеха. Растет невежественный человек, деспот, жестокий крепостник. Воспитание недоросля Митрофана – убедительный пример того, что среда, условия жизни в значительной мере определяют поведение человека в обществе и его взгляды на жизнь.

Разное воспитание получают герои романа Л.Н. Толстого «Война и мир». В семье Ростовых главными ценностями являются доброта, открытость, любовь, умение видеть прекрасное во всем и во всех, глубокое чувство патриотизма, доброе и чуткое отношение к людям. Старый князь Болконский превыше всего ставит образование, дисциплинированность, труд, требовательность к себе и, конечно, чувство долга, патриотизм. А вот в семье Курагиных правят деньги, расчет, лицемерие и притворство, ложь, эгоизм.

Нельзя не отдать должное высокохудожественному образу настоящего педагога, созданному в «Обелиске» В. Быкова. Учитель Мороз хотел воспитать из учеников не отличников учебы, а прежде всего – людей. В. Быков считает, что Алесь Иванович совершил подвиг. И этот подвиг очень скромный и незаметный – человек добровольно положил свою голову на плаху, чтобы доказать всем, что его воспитанникки – это не просто работа, а его судьба. Так мог поступить только настоящий человек. Именно таким и был учитель Мороз, человек с большой буквы.

Путешествия

Вспомним господина Н.Н. из рассказа И.С. Тургенева «Ася». Он путешествовал без всякой цели и плана, останавливался везде, где ему нравилось. Господин Н.Н. ненавидел любопытные памятники, замечательные собрания, «чуть с ума не сошел в дрезденском «Грюне Гевелбе». Н.Н. занимали исключительно одни люди. Он любил бродить по городу, часто ходил смотреть на реку. Природа Германии, студенческий торжественный пир - коммерш, люди занимали его больше, чем достопримечательности и музеи. Может, поэтому судьба подарила ему встречу с Асей.

Павел Иванович Чичиков, герой поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», приехав в город NN, прошел по его улицам и нашел, что «город никак не уступал другим губернским городам», но так же, как и господина Н.Н., Чичикова больше интересовали люди. Весь следующий день гоголевский герой посвятил визитам, чтобы ближе познакомиться с жителями города.

Писатель

Например, поэму «Реквием» А. Ахматова написала после того, как к ней в тюремной очереди подошла женщина и спросила, может ли она это описать. Поэтесса ответила: «Могу». Так появилась поэма, рассказывающая о трагедии, о муках и боли всей страны.

Роман «Жизнь Арсеньева» И. Бунин написал в эмиграции, во Франции, тоскуя по России. Не написать его он не мог: роман возвращал его на родину, воскрешал лица дорогих писателю людей, заставлял вновь пережить счастливые мгновения. Роман стал невидимой ниточкой, связывающей его с Родиной.

Доброта

Читая текст, я вспомнила повесть В.Астафьева «Последний поклон», посвященную бабушке писателя. Мальчик не раз огорчал ее (чего только стоил случай с земляникой), но бабушка прощала его и лаской, любовью воспитывала. Ее нравственные уроки не прошли даром.

Матрена, героиня рассказа А.Солженицына «Матренин двор», несмотря на перенесенные несчастья, сумела сохранить в себе исключительную доброту, милосердие, человечность, бескорыстие, готовность всегда прийти на помощь другим. Эта благостная душа жила радостями других, и оттого лучезарная, добрая улыбка часто освещала ее простое круглое лицо. Грустно оттого, что после ее смерти никто, кроме автора, по-настоящему не скорбит: не понять людям Матрениного бескорыстия.

Сочувствие

Наташа Ростова, любимая героиня Толстого, ни минуты не сомневается, что нужно отдать подводы под раненых, никакие разумные доводы не в силах ее остановить: юная графиня наделена талантом любить, сопереживать, сочувствовать, и это помогает ей обрести счастье.

В рассказе М.Горького «Старуха Изергиль» мы знакомимся с Данко, который хотел вывести людей из леса, чтобы они были счастливы, но соплеменники ему не верили. Данко отдал им всего себя. Освещая путь вперед, смельчак сжег свое сердце и умер, не прося ничего в награду себе.

Внутренний мир человека

«Не стоит село без праведника» хотел первоначально назвать свой рассказ А. Солженицын. Истинным праведником, на котором держался поселок, была Матрена Васильевна, всю свою жизнь сумевшая подарить людям так, что они не чувствовали себя должниками. Не понятая и брошенная даже мужем своим, смешная, «по-глупому работающая на других бесплатно», Матрена наделена богатым внутренним миром, поэтому так светло рядом с ней. Ничего, в сущности, не имея, эта женщина умела отдавать.

На мой взгляд, богатым внутренним миром обладают и «чудики» В.М. Шукшина из рассказов «Чудик», «Микроскоп», «Срезал». Все эти люди пытаются самовыразиться, хотят оставить после себя хоть какой-то след, не прожить жизнь напрасно. Но окружающие их не понимают. «Чудики» для них странные даже, в какой-то мере, глупые люди. А я считаю, нам есть чему поучиться у героев Шукшина – мудрости, доброте, умению радоваться жизни, видеть в обычном необычное.

Книги

Когда людям тяжело в жизни или же они пытаются решить какие-либо проблемы, то чаще всего обращаются к такой книге, как Библия. Там можно найти ответы на любые вопросы. Библия была настольной книгой таких великих людей, как Пушкин, Ахматова, Достоевский. Во все времена она учила людей добру, вселяла веру в счастье.

Настя, героиня пьесы М. Горького «На дне», читала французские романы, и это помогало ей выжить в ужасных условиях ночлежки и мечтать о любви, о светлом будущем. Книги были ее единственными друзьями и собеседниками.

Русский язык

Читая данный текст, сразу вспоминаю знаменитое стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Русский язык». В нем поэт рассказывает о том, как дорог ему русский язык, призывает нас беречь, ценить его так как он: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!...»

В рассказе Михаила Зощенко «Обезьяний язык» рассказчик повествует, как люди зачастую употребляют иностранную лексику, не понимая значения тех слов, которые используют в своей речи. Вот и получается «обезьяний язык», язык без смысла, без цели.

Война

До наших времен сохранился дневник Тани Савичевой, ставший своеобразной летописью блокады Ленинграда. В нем описывается то страшное и тяжелое время. Таня рассказывает про свою семью, кто и когда погиб. Дневник заканчивается такими словами: «Осталась одна Таня». Дневник ленинградской девочки, на мой взгляд, предупреждение тем, кто мечтает развязать новое кровопролитие.

В повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…» девушки – зенитчицы, рискуя жизнью, уничтожили немецкий десант. Красавица Женька уводит фашистов от раненой Риты Осяниной, хотя понимает, что погибнет сама. Лиза Бричкина тонет в болоте, но до последней минуты думает о тех, кому не смогла помочь, а так хотела…Кто-то скажет: «Глупо. Зачем? Какой же это подвиг?» Героини Б. Васильева считали иначе. Может, поэтому мы и выстояли в этой войне.

Андрею Соколову из рассказа М. Шолохова «Судьба человека», конечно, выжить в плену помогли его сила воли, мужество, но не последнюю роль сыграло и товарищество. Раненые, измученные, голодные, пленные подставили Андрею свое плечо, когда, контуженный, он валился с ног. Упал бы - убили.

Интеллигенты

Доктор Дымов из рассказа А.П. Чехова «Попрыгунья» - подлинный труженик науки, талантливый ученый. Однако бездарная, взбалмошная жена его этого не видит, не ценит. Доктор должен развлекать ее гостей, выполнять прихоти жены, оплачивать расходы. И только тогда, когда Дымов умирает, Ольга Ивановна понимает, кого она потеряла. Доктор Дымов – истинный русский интеллигент, скромный, честный, добрый, трудолюбивый человек.

Судьбе русской интеллигенции посвящены и многие произведения М.А. Булгакова. В романе «Белая Гвардия» тихая, интеллигентная семья Турбиных неожиданно становится причастной к Истории. Испытания войной и революцией обнажают изнанку людских душ, истинную натуру человека. Турбины не предают своих убеждений, в этом и состоит истинная интеллигентность.

Война Подвиг

Например, в повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…» девушки – зенитчицы, рискуя жизнью, уничтожили немецкий десант. Они были далеко от Москвы и, может, никогда ее не видели, но совершили подвиг ради свободы столицы от фашистского ига, ради Родины, ради великой Победы.

ВОЗДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВА НА ЛИЧНОСТЬ И ЛИЧНОСТИ НА ОБЩЕСТВО

Каждый человек связан с обществом множеством нитей. Материальные условия его жизни всецело зависят от достигнутого в ту или иную эпоху уровня развития производительных сил общества. Его духовные интересы, образ мышления, нравственные принципы - все это результат общественного воздействия, все несет на себе отпечаток и существующих общественных порядков, и традиций (национальных или общечеловеческих), сформированных длинным рядом поколений.

«Если человек по природе своей общественное существо,- писал К. Маркс,- то он, стало быть, только в обществе может развить свою истинную природу, и о силе его природы надо судить не по силе, отдельных индивидуумов, а по силе всего общества». Здесь глубоко выражена мысль об общественном происхождении человека, его слитности с обществом. Человек не может выразить себя иначе, как через общественную деятельность. Больше того, сама его сущность определяется прежде всего тем, насколько полно участвует он в жизни общества, насколько глубоко захватывает его движение истории. Ярко сказал об этом В. Белинский: «Живой человек носит в своем духе, в своем сердце, в своей крови жизнь общества: он болеет его недугами, мучится его страданиями, цветет его здоровьем, блаженствует его счастьем».

Имея в виду социальную сущность человека, его взаимоотношения с обществом, мы употребляем понятие личность.

Общество в целом и в частности непосредственно окружающая человека социальная среда оказывают решающее воздействие на формирование его личности. Но нельзя не видеть и обратной связи. Общество в конечном счете складывается из множества личностей. Каждая вещь Должна быть кем-то изготовлена, каждая идея должна созреть в чьей-то голове, каждое слово должно быть кем-то произнесено. Общественное богатство и культура создаются совокупным трудом отдельных людей. Интенсивность и полнота жизни общества, темпы его роста зависят, с одной стороны, от общественного строя, а с другой - от творческой энергии его членов, от степени развития и применения к делу их способностей, от их отношения к труду и других нравственных качеств.

Таким образом, отношение «личность - общество» представляет взаимодействующую систему, причем характер взаимодействия отличается здесь исключительной сложностью. На протяжении всего развития человеческой цивилизации это отношение находилось в центре внимания философии и этики, то есть учения о морали, служило предметом политических дискуссий, одной из вечных тем литературы и искусства. Широкий спектр этических взглядов замыкается двумя крайними мнениями: тех, кто выступает за освобождение личности от всякой ответственности перед обществом, и тех, кто ратует за полное подчинение личности обществу. Независимо от того, какое политическое содержание вкладывается в эти требования, они антигуманны.